Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Бурятия от 11.01.2017 № 5

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

БУРЯАДУЛАСАЙ

ЗАСАГАЙГАЗАР

 

ТОГТООЛ

 

 

от 11 января 2017 г.    № 5

 

г. Улан-Удэ

 

О внесении изменений в постановление

Правительства Республики Бурятия от 02.07.2013 № 342

«Об утверждении Государственной программы

Республики Бурятия «Развитие здравоохранения»

 

 

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с государственными программами, и приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством Правительство Республики Бурятия п о с т а н о в л я е т:

 

1. Внести изменения в пункт 1 постановления Правительства Республики Бурятия от 02.07.2013 № 342 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие здравоохранения» (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 06.06.2014 № 263, от 23.06.2014 № 292, от 30.09.2014 № 479, от 24.12.2014 № 662, от 20.05.2015 № 244, от 30.07.2015 № 379, от 13.11.2015 № 575, от 25.12.2015 № 658, от 13.01.2016 № 3, от 17.05.2016 № 197, от 30.06.2016 № 291, от 08.07.2016 № 302), изложив Государственную программу Республики Бурятия «Развитие здравоохранения»* в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

 

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Глава Республики Бурятия -

Председатель Правительства

Республики Бурятия

 

 

В. Наговицын

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к постановлению Правительства Республики Бурятия

от 11.01.2017 № 5

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ «РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

 

Государственная программа Республики Бурятия «Развитие здравоохранения» (далее - Программа) разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 294, и Перечнем государственных программ Республики Бурятия. Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения в Республике Бурятия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

 

Паспорт Программы

 

Ответственный исполнитель Программы:

Министерство здравоохранения Республики Бурятия

Соисполнители  Программы:

Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Бурятия,

Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия

Подпрограммы Программы:

Подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;

подпрограмма 2 «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации»;

подпрограмма 3 «Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения»;

подпрограмма 4 «Охрана здоровья матери и ребенка»;

подпрограмма 5 «Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение, в том числе детей»;

подпрограмма 6 «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»;

подпрограмма 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»;

подпрограмма 8 «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях»;

подпрограмма 9 «Развитие информатизации в здравоохранении»;

подпрограмма 10 «Территориальное планирование здравоохранения Республики Бурятия»;

подпрограмма 11 «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов здравоохранения»

Программно-целевые инструменты Программы

отсутствуют

 

Цель Программы:

Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки

Задачи Программы:

1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.

2. Совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной и скорой медицинской помощи.

3. Развитие государственно-частного партнерства для повышения качества оказания медицинских услуг.

4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

5. Совершенствование медицинской реабилитации и системы санаторно-курортного лечения для увеличения продолжительности активного периода жизни населения.

6. Развитие паллиативной медицинской помощи для улучшения качества жизни неизлечимых больных.

7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

8. Обеспечение доступности и качества лекарственной помощи населению.

9. Развитие информатизации отрасли для обеспечения эффективности управления системой оказания медицинской помощи.

10. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения.

11. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения

Целевые индикаторы и показатели Программы:

Смертность от всех причин;

младенческая смертность;

смертность от болезней системы кровообращения;

смертность от дорожно-транспортных происшествий;

смертность от новообразований (в том числе от злокачественных);

процент снижения смертности от новообразований (в том числе от злокачественных);

смертность от туберкулеза;

потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь);

распространенность потребления табака среди взрослого населения;

заболеваемость туберкулезом;

обеспеченность врачами;

соотношение врачей и среднего медицинского персонала;

средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в республике;

средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике;

средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике;

отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Этапы и сроки реализации Программы:

Программа реализуется в два этапа:

первый этап: 2013 - 2015 годы;

второй этап: 2016 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований

Программы, тысуб.

 

Всего: 184 679 250,9тыс. руб., из них:

средства федерального бюджета по предварительной оценке: 45 458 297,7 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

средства консолидированного бюджета Республики Бурятия по предварительной оценке: 38 246 147,7тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 95 229 820,0тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

средства юридических лиц по предварительной оценке: 4221,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.);

средства из иных источников по предварительной оценке: 5 846 350,2 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»:

Всего: 27 948 315,4 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма 2 «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации»:

Всего: 36 992 571,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма 3 «Государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения»:

Всего: 500000,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма 4 «Охрана здоровья матери и ребенка»:

Всего: 5 931 388,2 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма 5 «Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение, в том числе детей»:

Всего: 2 847 687,4 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма 6 «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»

Всего: 999 666,4 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»:

Всего: 2 544 484,8 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма 8 «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях»:

Всего: 11 752 758,8тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма 9 «Развитие информатизации в здравоохранении»:

Всего: 969 344,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма 10 «Территориальное планирование здравоохранения Республики Бурятия»:

Всего: 66 019 727,3 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.).

Подпрограмма 11 «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов здравоохранения»:

Всего: 29 078 782,1 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)

Ресурсное обеспечение Программы отражено в приложении № 2:

ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, консолидированного бюджета Республики Бурятия и юридических лиц на реализацию целей Программы - таблица № 1;

за счет средств республиканского бюджета - таблица № 2;

за счет средств республиканского и федерального бюджетов - таблица № 3

Ожидаемые результаты реализации Программы:

Снижение смертности от всех причин до 11,5 случая на 1000 населения;

снижение младенческой смертности до 6,8 случая на 1000 родившихся живыми;

снижение смертности от болезней системы кровообращения до 587,9 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий 11,9 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 171,2 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 0,2%;

снижение смертности от туберкулеза до 13,4 случая на 100 тыс. населения;

снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 7,0 литра на душу населения в год;

снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 28,2%;

снижение уровня заболеваемости туберкулезом до 39,8 случая на 100 тыс. населения;

увеличение обеспеченности врачами до 40,2 на 10 тыс. населения, соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1:2,8;

повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200% от средней заработной платы в республике;

повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в республике;

повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в республике,

отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике до 100%;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76,7 года

 

Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе

формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее

развития

 

Стратегической целью Программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, направленное на увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских и информационных технологий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии. Создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам республики является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.

Основные задачи Программы включают мероприятия по созданию трехуровневой системы оказания медицинской помощи, обеспечению приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, повышению эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, развитию и внедрению инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины, повышению эффективности службы родовспоможения и развитию медицинской реабилитации населения, обеспечению системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами, лекарственному обеспечению населения, развитию информатизации отрасли, территориального планирования, строительству значимых объектов здравоохранения, совершенствованию и обеспечению системности в организации охраны здоровья населения.

Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства республики. Реализация мероприятий стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года, федеральных и республиканских целевых программ, приоритетного национального проекта «Здоровье», Программы «Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы» позволила начать создание комплексной системы охраны и укрепления здоровья населения и улучшить демографическую ситуацию.

В 2015 году  в республике продолжился естественный прирост населения, число родившихся превысило число умерших на 5 829 человек и составило 16 981 человека. Коэффициент рождаемости составил 17,3 новорожденных на 1000 жителей, на 2,4% выше, в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. (16,9). Республиканский уровень рождаемости (17,3) выше уровня РФ (2015 г. - 13,3) на 30,1% и СФО (2015 г. - 14,4) на 20,1%. Коэффициент общей смертности на 1000 населения снизился на 10,3%, с 12,67 в 2011 г. до 11,36 на 1000 населения в 2015 г., ниже показателей СФО (2015 г. -13,22) на 14% и РФ (2015 г. - 13,07) на 13,0 %.  Коэффициент естественного прироста на 1000 населения в 2015 г. составил + 5,9 (2011 г. + 4,3), возрос на 37,2 %, выше уровней РФ (2015 г. - 0,2) и СФО (2015 г. - 1,2). В динамике за 5 лет (2011 - 2015 гг.) средняя продолжительность жизни увеличилась на 2,4 года (2015 г. - 69,15 года), но все же остается ниже среднероссийского показателя на 2,4 года.

Анализ медико-демографической ситуации в Республике Бурятия свидетельствует о необходимости дальнейшего развития системы здравоохранения с акцентом на наиболее приоритетные направления. Обязательным условием для улучшения демографической ситуации является снижение смертности населения, обусловленной, главным образом, смертностью от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и внешних причин.

Уровень общей смертности в Республике Бурятия в 2015 году составил 11,36 на 1000 населения (Российской Федерации 13,07 на 1000 населения). Особое значение имеет преждевременная смертность среди населения трудоспособного возраста, доля которой составляет 33,1% всех смертей (627,0 на 100 тыс. населения). Несмотря на имеющуюся тенденцию снижения смертности от болезней системы кровообращения (в 2009 г. - 606,1, в 2012 г. - 594,8, в 2015 г. - 472,3 на 100 тыс. населения), они остаются основной причиной в общей структуре смертности населения (41,6%). Внешние причины остаются сдерживающим фактором снижения смертности в республике, их удельный вес составляет 15,5%, новообразований-15,1%. Неблагополучной остается ситуация по суицидам. Показатель смертности от суицидов составил 47,8 на 100 тыс. населения. Частота самоубийств превышает «критический» порог ВОЗ в 2,4 раза.

За последнее десятилетие заболеваемость населения Республики Бурятия постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения, проведением массовых диспансерных осмотров с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, а с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. Рост заболеваемости населения за последние 10 лет составил 12%. В структуре распространенности ведущее место занимают болезни органов дыхания, кровообращения, глаз, пищеварения, костно-мышечной системы и травмы. В Республике Бурятия за последние 3 года заболеваемость туберкулезом снизилась на 23,5% (88,5 на 100 тыс. населения), однако превышает среднефедеративный в 1,6 раза (РФ 2015 г. - 57,7 на 100 тыс. населения). Заболеваемость злокачественными новообразованиями по итогам 2015 года составила 312,8 на 100 тыс. населения (РФ 2015 г. - 388,9 на 100 тыс. населения). Распространенность наркологических расстройств составляет 1283,8 на 100 тыс. населения. В структуре наркологических расстройств на протяжении многих лет наибольшее число составляют лица, страдающие хроническим алкоголизмом. Структурные преобразования системы здравоохранения Республики Бурятия осуществляются на основе организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

Первый уровень - медицинские организации, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь (центральные районные больницы, городские больницы, районные больницы, участковые больницы и их структурные подразделения, городские поликлиники).

Второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические и иные).

Третий уровень - республиканский, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Приоритетные направления Программы направлены на снижение младенческой, материнской смертности, смертности от «внешних» причин, хронических неинфекционных заболеваний и рост ожидаемой продолжительности жизни населения. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 - 2006 годах обозначены следующие пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения: возрождение системы профилактики заболеваний, формирование культуры здорового образа жизни, создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей, укрепление системы первичной медико-санитарной помощи, обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. В Республике Бурятия, как по всей стране, реализуются крупномасштабные федеральные и региональные проекты: приоритетный национальный проект «Здоровье», федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)», Программа «Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы».

В итоге реализации указанных государственных инициатив к 2013 году (к началу реализации Программы) достигнута положительная динамика медико-демографических показателей: при росте рождаемости на 2,5% произошло снижение общей смертности на 1,6%. Естественный прирост составил 5,0 на 1000 населения. Снижение общей смертности населения произошло за счет уменьшения числа потерь в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения на 13,6%, новообразований - на 13,1%. В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. За период 2006 - 2012 годы приняты принципиальные решения и нормативные документы федерального и регионального уровня, основными из которых, с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения, являются:

- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»;

- Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

- Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 294 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1563-р «О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 № 1873-р «Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1134-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения»;

- Закон Республики Бурятия от 14.03.2011 № 1907-IV «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы»;

- Закон Республики Бурятия от 14.03.2011 № 1903-IV «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года»;

- постановление Правительства Республики Бурятия от 06.10.2009 № 380 «О Концепции развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Бурятия по принципу общей врачебной (семейной) практики до 2017 года»;

- постановление Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 № 5 «О Концепции демографического развития Республики Бурятия до 2025 года»;

- постановление Правительства Республики Бурятия от 28.03.2011 № 143 «Об утверждении Программы «Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы»;

- распоряжение Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 № 96-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Бурятия».

Таким образом, к настоящему времени удалось добиться ряда значительных сдвигов, как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения, основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 90-х годов. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к российскому уровню.

 

Сопоставление существующего состояния здравоохранения

республики с состоянием аналогичной сферы в Российской

Федерации

 

К 2015 году рождаемость в Республике Бурятия составила 17,3 на 1000 населения, что выше показателя Российской Федерации (13,3 на 1000 населения), смертность населения - 11,36 на 1000 населения (РФ - 13,07 на 1000 населения). Ожидаемая продолжительность жизни в 2015 году составила 69,15 года.

В динамике за 5 лет (2011 - 2015 гг.) средняя продолжительность жизни увеличилась на 2,4 года (2015 г. - 69,15 года), но все же остается ниже среднероссийского показателя на 2,4 года.

 

Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы

 

Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

- низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

- высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

- высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

- недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативно-правовой базы для ограничения злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности);

- несвоевременное обращение за медицинской помощью;

- низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;

- несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;

- недостаточное развитие замещающих стационар технологий;

- недостаточное внедрение порядков и стандартов медицинской помощи;

- несоблюдение этапности оказания медицинской помощи, обеспечивающей оптимальную маршрутизацию потока пациентов;

- низкая плотность населения.

Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью медицинской реабилитации и системы санаторно-курортного лечения. Низкая обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов формирует недостаточную динамику в состоянии здоровья населения.

В настоящее время по результатам реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», программы модернизации здравоохранения, республиканских целевых программ в медицинских организациях республики проведено существенное обновление медицинского оборудования. Однако динамика обновления технологий превышает динамику обновления программ подготовки и переподготовки специалистов. Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли. Несмотря на проводимые мероприятия, обеспеченность врачами в Республике Бурятия (36,8 на 10 тыс. населения) остается ниже среднероссийского показателя.

Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. В настоящее время реализуются мероприятия по информатизации системы здравоохранения республики, но при этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.

Кроме этого, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов, повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг для населения за счет использования телемедицинских консультаций. Уровень государственного финансирования системы здравоохранения республики, как и в России в целом, остается недостаточным и составляет 3,1 - 3,5% от ВВП, что в 2 - 3 раза ниже, чем в странах ЕС. Дальнейшее развитие системы здравоохранения требует увеличения расходов бюджетной системы на здравоохранение, которые должны составить не менее 4,7% от ВВП, что сопоставимо с показателями экономически развитых стран.

 

Реализация территориальной программы государственных

гарантий

 

Территориальная программа государственных гарантий на 2016 год утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.12.2015 № 679 и сформирована в соответствии с Законом Республики Бурятия от 21.12.2015  № 1575-V «О республиканском бюджете на 2016 год», Законом Республики Бурятия от 27.11.2015 № 1508-V «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2016 год». Нормативы объемов медицинской помощи на одного жителя, рекомендуемые Министерством здравоохранения Российской Федерации, являются целевыми показателями деятельности системы здравоохранения республики. До 2018 года планируется уменьшение объемов специализированной медицинской помощи в стационарных условиях за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов на 14,3% (с 0,021 случая госпитализации на 1 жителя в 2016 году до 0,018 в 2018 году), увеличение объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими и иными целями за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - на 16,7% (с 0,6 посещения на1 жителя в 2016 году до 0,7 в 2018 году).

Основными источниками финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) являются субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС.

Стоимость Территориальной программы госгарантий в целом на 2014 год - 12 715,6 млн. рублей, в том числе средства консолидированного бюджета - 2 822,1 млн. рублей, средства территориальной программы ОМС - 9 893,5 млн. рублей.

В 2015 году стоимость Территориальной программы госгарантий в целом 15 159,9 млн. рублей, в том числе средства консолидированного бюджета - 3 251,1 млн. рублей, средства территориальной программы ОМС - 11 908,8 млн. рублей.

В 2016 году стоимость Территориальной программы госгарантий в целом составляет 15 268,0 млн. рублей, из них средства консолидированного бюджета - 3 314,4 млн. рублей, средства территориальной программы ОМС - 11 953,6 млн. рублей.

 

Прогноз развития сферы реализации Программы

 

Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья на период до 2020 года, помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом общероссийских тенденций, уже сейчас приводящих к структурным перестройкам системы здравоохранения. Таким образом, структура Программы охватывает как направления, связанные с обеспечением «догоняющего» развития (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие развитие всей системы охраны здоровья населения - от «системы диагностики и лечения» к «охране здоровья».

В настоящее время актуализируются такие задачи здравоохранения, как формирование здорового образа жизни, комфортной среды обитания, создание условий для эффективного труда и отдыха, что позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обуславливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения выполнение этих задач в рамках только системы здравоохранения невозможно и требует широкого межсекторального, многоуровневого взаимодействия.

Реализация Программы направлена на дальнейшее распространение и усиление роли механизмов, обеспечивающих недопущение или, возможно, более раннюю коррекцию факторов риска развития заболеваний и самих заболеваний. В настоящее время важно не только получение комплекса услуг, направленных на эффективное лечение, но и качество услуг и условий жизни, направленных на поддержание здорового состояния. Дальнейшее развитие в этом направлении будет обусловлено осознанием важности проведения профилактических мероприятий, значительную роль реализации которых играют культура здорового образа жизни и эффективная работа первичного звена здравоохранения. На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также происходить обучение людей навыкам по сохранению и укреплению здоровья.

Планируется переход к комплексным популяционным, групповым мерам профилактики заболеваний, так и к персонализированной медицине, основанной на интегрированном и индивидуальном подходе для каждого пациента.

Решение задач в области охраны здоровья населения, по экспертным оценкам, только на 20% определяется усилиями непосредственно в сфере системы здравоохранения.

Масштаб целей, поставленных Программой в области демографии, формирования у населения приверженности здоровому образу жизни, профилактики и лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, определяет необходимость взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, являющихся исполнителями и участниками Программы, - с органами местного самоуправления, широким кругом коммерческих организаций всех форм собственности, общественными организациями по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения.

 

Приоритеты государственной политики в сфере реализации

Программы

 

Базовые приоритеты социально-экономического развития.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития основные приоритеты социальной и экономической политики в период 2013 - 2020 годов включают распространение здорового образа жизни, внедрение инновационных технологий в здравоохранение, решение проблемы их кадрового обеспечения, создание эффективной модели управления деятельностью в сфере охраны здоровья.

В среднесрочном периоде актуальными являются: реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти, профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения, снижение материнской и младенческой смертности, развитие паллиативной медицинской помощи, лекарственного обеспечения.

Развитие человеческого потенциала.

Важными характеристиками успешного решения задач развития человеческого капитала являются стабилизация демографической ситуации, снижение смертности в трудоспособном возрасте, структурная и технологическая модернизация здравоохранения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.

В области здравоохранения должна быть реализована политика создания условий для развития государственно-частного партнерства, постепенной демонополизации государственной системы оказания медицинских услуг населению.

Достижение стратегической цели Программы в 2018 году будет характеризоваться:

а) повышением значений следующих целевых индикаторов:

- средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200% от средней заработной платы в республике;

- средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в республике;

- средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в республике;

- отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике - до 100%;

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении - до 74,0 года;

б) снижением значений следующих целевых индикаторов:

- смертность от болезней системы кровообращения - до 589,0 случая на 100 тыс. населения;

- смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 172,8 случая на 100 тыс. населения;

- процент снижения смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 0,2%;

- смертность от туберкулеза - до 13,8 случая на 100 тыс. населения;

- смертность от дорожно-транспортных происшествий - до 14,0 случая на 100 тыс. населения;

- младенческая смертность - до 7,2 случая на 1000 родившихся живыми.

Достижение стратегической цели Программы в 2020 году будет характеризоваться:

а) снижением значений следующих целевых индикаторов:

- смертность от всех причин - до 11,5 случая на 1000 населения;

- младенческая смертность - до 6,8 случая на 1000 родившихся живыми;

- смертность от болезней системы кровообращения - до 587,9 случая на 100 тыс. населения;

- смертность от дорожно-транспортных происшествий - до 11,9 случая на 100 тыс. населения;

- смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 171,2 случая на 100 тыс. населения;

- процент снижения смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) в %- до 0,2%;

- смертность от туберкулеза - до 13,4 случая на 100 тыс. населения;

- потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) - до 7,0 литра на душу населения в год;

- распространенность потребления табака среди взрослого населения - до 28,2%;

- заболеваемость туберкулезом - до 39,8 случая на 100 тыс. населения;

б) повышением значений следующих целевых индикаторов:

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении - до 76,7 года;

- обеспеченность врачами - до 40,2 на 10 тысяч населения;

- соотношение врачей и среднего медицинского персонала - до 1:3,0;

 

Сроки и этапы реализации Программы

 

Государственная программа Республики Бурятия «Развитие здравоохранения» реализуется в два этапа:

первый этап: структурные преобразования, 2013 - 2015 годы;

второй этап: развитие инновационного потенциала в здравоохранении, 2016 - 2020 годы.

На первом этапе вступили в силу основные положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что означает в целом завершение структурных реформ в здравоохранении, начатых в 2008 - 2009 годах.

К 2015 году созданы необходимые материально-технические и правовые предпосылки для перехода ко второму этапу реализации Программы - этапу инновационного развития здравоохранения. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

- с 1 января 2013 года медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, лицензирование медицинской деятельности отнесено к полномочиям Республики Бурятия;

- с 1 января 2014 года к полномочиям субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Бурятия отнесена организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

- с 1 января 2015 года граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»:

- с 1 января 2013 года финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования;

- с 1 января 2015 года финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования;

- с 1 января 2013 года система обязательного медицинского страхования перешла на оплату медицинской помощи по полному тарифу, включающему все статьи расходов в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования, за исключением расходов на капитальные вложение и приобретение медицинского оборудования стоимостью более 100 тысяч рублей;

С 1 января 2015 года вводятся в действие на территории Российской Федерации универсальные электронные карты, содержащие в своем составе полисы обязательного медицинского страхования единого образца.

По результатам реализации 1 этапа Государственной программы в 2015 году:

- смертность от всех причин (на 1000 населения) снизилась до 11,36 при индикативном показателе 12,2;

- младенческая смертность (случаев на 1000 родившихся живыми) снизилась до 7,0при индикативном показателе8,3;

- смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) снизилась до 472,3при индикативном показателе 598,9;

- смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) снизилась до 16,при индикативном показателе 20,0;

- смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) снизилась до 170,3 припоказателе 176,4;

- процент снижения смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) снизился на 2,2% при индикативном показателе 0,5%;

- смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения) снизиласьдо 8,3при индикативном показателе14,2;

- потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) снизилось до 5,64при индикативном показателе8,5;

- распространенность потребления табака среди взрослого населения снизилась до33%при индикативном показателе 34,0%;

- заболеваемость туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизилась до 88,5при индикативном показателе89,0;

- обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения) выросла до 36,8 при индикативном показателе35,0;

- соотношение врачей и среднего медицинского персонала составила 1:2,6при индикативном показателе 1:2,9;

- средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в республике выросла до 153,9% при показателе 137,0%;

- средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике возросла до 86% при показателе 79,3%;

- средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике возросла до 56,5% при индикативном показателе 52,4%;

- отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате возросла до 77,8% при показателе 71%;

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) вырослас до 69,15при индикативном показателе68,2.

По результатам реализации 2 этапа Государственной программы в 2020 году:

- смертность от всех причин (на 1000 населения) снизится с 11,8 в 2016 году до 11,5 в 2020 году;

- младенческая смертность (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится с 8,3 в 2016 году до 7,3 в 2020 году;

- смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) снизится с 590,0 в 2016 году до 587,9 в 2020 году;

- смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) снизится с 18,0 в 2016 году до 11,9 в 2020 году;

- смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) снизится с 175,2 в 2016 году до 171,2 в 2020 году;

- процент снижения смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) снизится с 0,4% в 2016 г. до 0,2% в 2020 г.;

- смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения) снизится с 14,0 в 2016 году до 13,4 в 2020 году;

- потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) снизится с 7,5 в 2016 году до 7,0 в 2020 году;

- распространенность потребления табака среди взрослого населения снизится с 32% в 2016 году до 28,2% в 2020 году;

- заболеваемость туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 76,0 в 2016 году до 39,8 в 2020 году;

- обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения) вырастет с 36,0 в 2016 году до 40,2 в 2020 году;

- соотношение врачей и среднего медицинского персонала вырастет до 1:3,0 в 2020 году;

- средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в республике вырастет с 166,5% в 2016 году до 200% к 2020 году;

- средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в республике вырастет с 93% в 2016 году до 100% к 2020 году;

- средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в республике вырастет с 70,5% в 2016 году до 100% к 2020 году;

- отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в республике с 87,4% в 2016 году до 100% к 2020 году;

- ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) вырастет с 69,9 в 2016 году до 76,7 в 2020 году.

 

Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы

Подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»

 

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению.

Повышение качества медицинской помощи будет обеспечиваться принимаемыми мерами по профилактике развития факторов риска хронических неинфекционных заболеваний за счет приверженности населения к здоровому образу жизни, раннего выявления факторов риска неинфекционных заболеваний, а также ранней диагностики и лечения самих заболеваний. Неотложная необходимость реализации профилактических мер в республике обусловлена широкой распространенностью факторов риска неинфекционных заболеваний практически во всех половозрастных группах населения, а также высоким уровнем смертности от неинфекционных заболеваний, в том числе среди лиц трудоспособного возраста.

Уровень общей смертности в Республике Бурятия составляет 11,36 на 1000 населения. При этом по итогам 2015 года вклад в этот показатель заболеваний сердечно-сосудистой системы составляет 41,6%, новообразований - 15%, внешних причин - 15,5%. Особое значение имеет преждевременная смертность среди населения трудоспособного возраста, доля которой составляет 32% всех смертей взрослого населения.

Факторами риска, которые вносят основной вклад в преждевременную смертность жителей Бурятии, являются повышенное артериальное давление, гиперхолестеринемия, нездоровое питание, ожирение, злоупотребление алкоголем, курение, недостаточная физическая активность. По данным центров здоровья Республики Бурятия у 32% пациентов выявляется артериальная гипертония, у 28,3% пациентов - гиперхолестеринемия. Среди взрослого населения курит более 60% мужчин и 20% женщин. Избыточный вес отмечается у 20% школьников, 33% мужчин, 55% женщин. Гиподинамия отмечена у 60% взрослого населения, среди работающих - у 47%. Общая численность занимающихся физической культурой и спортом в Республике Бурятия составляет всего 19%. Среди детей, подростков и молодежи от 12 до 24 лет систематически занимаются спортом лишь 22,3%.

По данным мониторинга качества питания населения ситуация в Республике Бурятия характеризуется низким потреблением молочных продуктов, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, яиц, овощей. Тенденцию роста распространенности болезней обмена веществ демонстрирует увеличение заболеваемости сахарным диабетом 2-го типа и ожирением на 40% у взрослых и на 22% у детей.

Работа, направленная на выявление лиц с высоким риском развития сердечно-сосудистых заболеваний и снижение уровней факторов риска за счет проведения эффективных профилактических и лечебных мероприятий, должна сосредоточиться в сети учреждений первичной медико-санитарной помощи и активизироваться в рамках мероприятий, представленных в проекте подпрограммы по выявлению и профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний. Указанные меры обеспечат дифференцированный подход к оздоровлению лиц с высоким риском хронических неинфекционных заболеваний.

Формирование здорового образа жизни у граждан, в том числе у детей и подростков, должно быть существенным образом поддержано мероприятиями, направленными на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и наличие достаточного уровня физической активности, предотвращающих развитие ожирения.

Информирование населения о факторах риска для здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни должны осуществляться через средства массовой информации, наружную рекламу, учебники и учебные пособия с учетом специфики групп населения, различающихся по возрасту, полу, образованию, социальному статусу.

Одним из наиболее важных факторов для формирования здорового образа жизни является забота о здоровом питании. Определены приоритеты в области здорового питания населения: ликвидация дефицита полноценного белка и микронутриентов, улучшение питания детей и подростков, беременных и кормящих матерей, обеспечение качества и безопасности отечественных и импортных пищевых продуктов, повышение уровня знаний населения в вопросах здорового питания. Для решения этих вопросов представляется целесообразным объединение усилий многих министерств, ведомств, Роспотребнадзора.

В этом направлении также предполагается сосредоточить усилия на мероприятиях, формирующих мотивацию к здоровому питанию на индивидуальном и популяционном уровне через центры здоровья, кабинеты/отделения медицинской профилактики поликлиник, стационаров, санаторно-курортных учреждений, внедрение мониторинга за состоянием питания и здоровья населения, прежде всего групп риска (дети раннего возраста, беременные и кормящие женщины, малоимущее население).

Особое внимание в реализации программы по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни должно уделяться трудоспособному населению по причине высокой распространенности факторов риска и высокого уровня смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний.

Формирование здорового образа жизни у детей, подростков, молодежи и студентов в настоящее время имеет особое значение, что обусловлено очень большой распространенностью среди них такого поведенческого фактора риска, как курение, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности. Отдельного внимания заслуживает наркомания.

Важнейшим условием эффективности мер по формированию здорового образа жизни населения является наличие функционально взаимосвязанной системы по диагностике и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний в рамках не только первичной медико-санитарной помощи, но и специализированной медицинской помощи, включая помощь в санаторно-курортных организациях.

В основе этой системы должна быть полноценная инфраструктура, включающая в себя центры медицинской профилактики, центры здоровья, центры медицинской реабилитации, кабинеты/отделения медицинской профилактики, медицинской реабилитации поликлиник и стационаров, обслуживающих городское и сельское население, а также санаториев.

Подпрограмма предусматривает совершенствование системы мер по снижению количества лиц, зараженных инфекционными заболеваниями, включая реализацию национального календаря прививок, профилактику ВИЧ, вирусных гепатитов B и C.

Одними из наиболее важных задач в рамках развития медицинской профилактики и диспансеризации населения являются задачи по выявлению злокачественных новообразований на I - II стадиях заболевания, а также организации обследования населения, направленной на выявление туберкулеза.

 

Подпрограмма 2 «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи,

медицинской эвакуации»

 

База для совершенствования системы оказания специализированной медицинской помощи населению заложена в ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и федеральных целевых программ.

В первый период реализации подпрограммы (до 2015 года) внедрены порядки и стандарты медицинской помощи, индикаторы качества оказания специализированной медицинской помощи, оптимизирована этапность оказания медицинской помощи, обеспечивающая эффективную маршрутизацию потока пациентов.

В Республике Бурятия в структуре основных причин смерти населения сердечно-сосудистые заболевания занимают лидирующее место (47,6%), среди них 49% приходится на ишемическую болезнь сердца.

Ежегодно среди взрослого населения впервые выявляется и регистрируется более 17 тысяч больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Уровень первичной заболеваемости в 2014 году составил 2296,5 на 100 тыс. взрослого населения, что ниже уровня 2013 года (2303,6 на 100 тыс. населения).

Необходимо отметить, что уровень первичной заболеваемости в республике ниже, чем в Российской Федерации (3005,3 на 100 тыс. населения) и СФО (3751,7 на 100 тыс. населения), что связано с более молодой возрастной структурой населения.

С целью снижения смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний проводятся мероприятия, направленные на совершенствование организации специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. Внедрены эффективные лечебно-диагностические технологии для лечения этой категории больных: ангиопластика и стентирование сосудов, аорто-коронарное шунтирование, эндоваскулярные хирургические операции при врожденных пороках сердца, крупных магистральных сосудах, вживление кардиостимуляторов, нейрохирургические операции по поводу разрыва аневризм, артериовенозных мальформаций и гипертензивных гематом, догоспитальный тромболиз и с больным с острым коронарным синдромом.

Созданы региональный сосудистый центр на базе ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко», два первичных сосудистых отделения на базе ГАУЗ «Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи им. В.В.Ангапова», ГАУЗ «Гусиноозерская центральная районная больница», которые обеспечивают экстренную специализированную медицинскую помощь больным с сосудистыми заболеваниями, оказывают круглосуточную консультативно-диагностическую помощь, в том числе телемедицинскую. С целью снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в 2016 - 2017 годах планируется открытие межрайонного кардиологического отделения на базе ГАУЗ «Кижингинская ЦРБ».

В рамках реализации республиканских целевых программ и проектов профилактической направленности на территории республики достигнуты определенные положительные результаты: показатель смертности от болезней системы кровообращения имеет тенденцию к снижению.В 2015 году отмечается снижение данного показателя по отношению к уровню 2014 года  с 512,7 до 468,2 на 100 тыс. населения, в трудоспособном возрасте - снижение смертности от БСК 10,6% - со 186,1 до 166,4 на 100 тыс. соответствующего возраста.

Проблемы онкологии остаются в центре внимания медицины из-за постоянного роста заболеваемости злокачественными заболеваниями и смертности. Заболеваемость злокачественными новообразованиями в Республике Бурятия за последние 20 лет возросла на 30%, ежегодно выявляется 2400 и более случаев злокачественных новообразований. Злокачественные заболевания занимают третье место среди причин смертности населения республики. Смертность населения от онкологических заболеваний в Республике Бурятия в 2015 году составила 170,3 на 100 тыс. населения, ниже, чем по РФ (200,6 на 100 тыс. населения). Поэтапное совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями позволит улучшить их выявляемость на ранних стадиях, снизить одногодичную летальность, увеличить удельный вес больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более.

Значителен социально-экономический ущерб, обусловленный высоким показателем заболеваемости туберкулезом среди граждан трудоспособного возраста (в возрасте 25 - 54 года - до 65%), что отражает эпидемиологическое неблагополучие по туберкулезу в Республике Бурятия и указывает на сохранение условий для распространения болезни в ближайшей перспективе. Кроме того, велика доля лиц, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (в 2015 г. -5,8%).

В 2015 году в Республике Бурятия распространенность наркологическими расстройствами составила 1283,8 на 100 тыс. населения. В структуре наркологических расстройств на протяжении многих лет наибольшее число составляют лица, состоящие на учете с хроническим алкоголизмом. Количество лиц с диагнозом «хронический алкоголизм» по сравнению 2014 г. увеличилось в целом по республике на 6,5% (с 630,6 на 100 тыс. нас. в 2014 г. до 671,4 на 100 тыс. нас. в 2015 г.).

Ожидаемый результат от реализации мероприятий будет выражен в снижении смертности больных от алкоголизма, наркомании, токсикомании, сохранении трудового потенциала больных, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие сокращения распространения болезней зависимости и инфекционных заболеваний (гепатиты, ВИЧ-инфекция, туберкулез и др.), совершенствовании знаний населения по вопросам профилактики зависимого поведения, формировании позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к потреблению наркотических средств без назначения врача, а также других психоактивных веществ.

Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения составила в 2015 году 3275,3 на 100 тыс. населения (РФ - 2799,0 на 100 тыс. населения). Отмечается рост заболеваемости психическими расстройствами на 11,2% за счет больных с непсихотическими расстройствами. Реализация мероприятий позволит совершенствовать методы профилактики психических расстройств, разработку и реализацию консультативной помощи, обучающих программ для населения по вопросам охраны психического здоровья и профилактики суицидов, укрепить кадровый потенциал и материально-техническую базу учреждений здравоохранения, снизить процент повторной госпитализации в психиатрический стационар.

В Республике Бурятия сформирована система оказания скорой медицинской помощи. Скорую медицинскую помощь населению Республики Бурятия оказывают: 1 станция скорой медицинской помощи г. Улан-Удэ,  48 отделений скорой медицинской помощи центральных районных больниц, 2 отделения скорой медицинской помощи ГАУЗ «Городская поликлиника №2» и ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия», а также функционируют 3 притрассовых пункта ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия» для оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП  на федеральной трассе Р-258 «Байкал».

С 2012 года в Республике Бурятия начата работа по формированию единой диспетчерской службы. В 2012 году в рамках Программы «Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2016 годы» начато внедрение спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС/GPS. Системой GPRS навигации оснащены 182 санитарных автомобиля скорой медицинской помощи. С 2013 года оказание скорой медицинской помощи включено в территориальную программу обязательного медицинского страхования. В рамках совершенствования работы скорой медицинской помощи планируется проведение работ по переоснащению медицинским оборудованием с учетом степени износа и фактического состояния, обновление парка машин скорой медицинской помощи.

Одной из проблем скорой медицинской помощи является недостаточная централизация управления этой важнейшей оперативной службой. Оказание скорой медицинской помощи в муниципальных районах происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по принципу территориальной принадлежности. Отсутствует возможность координировать на муниципальном уровне деятельность скорой медицинской помощи с соседними районами обслуживания, что делает невозможным ее оказание на территории другого района.

Необходима разработка и утверждение единых лечебно-диагностических технологий оказания скорой медицинской помощи для обеспечения эффективного взаимодействия и преемственности оказания скорой медицинской помощи. Задачами является осуществление экстренной и плановой консультативной помощи и непосредственное оказание медицинской помощи выездными экстренными консультативными бригадами в пределах Республики Бурятия, оказание медико-санитарной помощи с применением авиационного транспорта.

Планируется реализация приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Республики Бурятия», утвержденного ведомственным нормативным актом,  который обеспечит построение системы санитарной авиации позволит улучшить доступность и качество медицинской помощи при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, в том числе при дорожно-транспортных происшествиях, пожарах, других чрезвычайных происшествиях и катастрофах.

  В 2015 году получили высокотехнологичную медицинскую помощь за счет всех источников финансирования 4950 пациентов, что в 2,3 раза выше в сравнении с 2011 г. (2187 пациентов). В том числе, в федеральных медицинских учреждениях пролечено 2124 пациента, что в 2 раза больше по сравнению с 2011 годом (1068 человек). В медицинских организациях республики пролечено 2826 человек, что выше 2011 года в 2,5 раза. Общее финансирование высокотехнологичной медицинской помощи за 5 лет возросло на 111,7%, в том числе из федерального бюджета на 41,04%, из республиканского - на 138,6%.

Одной из важных задач здравоохранения является обеспечение медицинских организаций республики компонентами крови. Проблемой снижения обеспеченности компонентами крови учреждений здравоохранения остается уменьшение количества доноров и увеличение медицинских отводов от донорства. От решения проблемы донорства зависит возможность и качество оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, в первую очередь в кардиохирургии, гематологии, онкологии, травматологии, акушерстве.


Информация по документу
Читайте также