Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 06.06.2014 № 263
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2014 г. N 263
г. Улан-Удэ
О внесении изменений в постановление Правительства Республики
Бурятия от 02.07.2013 N 342 "Об утверждении Государственной
программы Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на
2013-2020 годы"
Во исполнение Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" и для перехода на программно-
целевое планирование расходов республиканского бюджета Правительство Республики Бурятия постановляет: 1. Внести изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 02.07.2013 N 342 "Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на 2013-2020 годы", изложив Государственную программу Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на 2013-2020 годы в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия А. Чепик Приложение к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 06.06.2014 N 263
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 02.07.2013 N 342 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ" НА 2013 -
2020 ГОДЫ
Государственная программа Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" на 2013-2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.04.2014 N 294, и Перечнем государственных программ Республики Бурятия. Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения в Республике Бурятия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности. Паспорт Программы
--------------------------------------------------------------------------------------------------- | Ответственный | Министерство здравоохранения Республики Бурятия | | исполнитель | | | Программы | | |--------------------+----------------------------------------------------------------------------| | Соисполнители | Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство | | Программы | строительства и модернизации жилищно-коммунального хозяйства | | | Республики Бурятия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия | | | Республики Бурятия, Управление Федеральной службы по надзору в сфере | | | защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Бурятия, | | | Территориальный фонд обязательного медицинского страхования | | | Республики Бурятия | |--------------------+----------------------------------------------------------------------------| | Подпрограммы | Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового | | Программы | образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; | | | подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая | | | высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой | | | специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; | | | подпрограмма 3 "Государственно-частное партнерство в сфере | | | здравоохранения"; | | | подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка"; | | | подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и | | | санаторно-курортного лечения"; | | | подпрограмма 6 "Паллиативная медицинская помощь"; | | | подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; | | | подпрограмма 8 "Лекарственное обеспечение"; | | | подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении"; | | | подпрограмма 10 "Территориальное планирование здравоохранения | | | Республики Бурятия"; | | | подпрограмма 11 "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт | | | объектов здравоохранения" | |--------------------+----------------------------------------------------------------------------| | Программно-целевы- | отсутствуют |
| е инструменты | | | Программы | | |--------------------+----------------------------------------------------------------------------| | Цель Программы | Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности | | | медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны | | | соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, | | | передовым достижениям медицинской науки | |--------------------+----------------------------------------------------------------------------| | Задачи Программы | 1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и | | | развития первичной медико-санитарной помощи. | | | 2. Совершенствование оказания специализированной, в том числе | | | высокотехнологичной и скорой медицинской помощи. | | | 3. Развитие государственно-частного партнерства для повышения качества | | | оказания медицинских услуг. | | | 4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства. | | | 5. Совершенствование медицинской реабилитации и системы | | | санаторно-курортного лечения для увеличения продолжительности активного | | | периода жизни населения. | | | 6. Развитие паллиативной медицинской помощи для улучшения качества | | | жизни неизлечимых больных. | | | 7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и | | | мотивированными кадрами. | | | 8. Обеспечение доступности и качества лекарственной помощи населению. | | | 9. Развитие информатизации отрасли для обеспечения эффективности | | | управления системой оказания медицинской помощи. | | | 10. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения. | | | 11. Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения | |--------------------+----------------------------------------------------------------------------| | Целевые | Смертность от всех причин; | | индикаторы и | младенческая смертность; | | показатели | смертность от болезней системы кровообращения; | | Программы | смертность от дорожно-транспортных происшествий; | | | смертность от новообразований (в том числе от злокачественных); | | | смертность от новообразований (в том числе от злокачественных); | | | смертность от туберкулеза; | | | потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный | | | алкоголь); | | | распространенность потребления табака среди взрослого населения; | | | заболеваемость туберкулезом; | | | обеспеченность врачами; | | | соотношение врачей и среднего медицинского персонала; | | | средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, | | | имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее | | | образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих | | | предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в | | | республике; | | | средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) | | | персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления | | | медицинских услуг) от средней заработной платы в республике; | | | средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, | | | обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от | | | средней заработной платы в республике; | | | отношение средней заработной платы среднего медицинского | | | (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, | | | обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней | | | заработной плате в республике; | | | ожидаемая продолжительность жизни при рождении | |--------------------+----------------------------------------------------------------------------| | Этапы и сроки | Программа реализуется в два этапа: | | реализации | первый этап: 2013-2015 годы; | | Программы | второй этап: 2016-2020 годы | |--------------------+----------------------------------------------------------------------------| | Объемы бюджетных | Всего: 186690330,5 тыс. руб., из них: | | ассигнований | средства федерального бюджета по предварительной оценке: 43579034,3 | | Программы | тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.); | | | средства консолидированного бюджета Республики Бурятия по | | | предварительной оценке: 34491733,9 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.); | | | средства территориального фонда обязательного медицинского страхования | | | по предварительной оценке: 101942103,5 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.); | | | средства юридических лиц по предварительной оценке: 4221,0 тыс. руб. (с | | | 2013 по 2020 гг.); | | | средства из иных источников по предварительной оценке: 5667638,4 тыс. руб. |
| | (с 2013 по 2020 гг.). | | | Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового | | | образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи": | | | Всего: 57503212,1 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.). | | | Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая | | | высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой | | | специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации": | | | Всего: 70182326,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.). | | | Подпрограмма 3 "Государственно-частное партнерство в сфере | | | здравоохранения": | | | Всего: 500000,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.). | | | Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка": | | | Всего: 11554189,2 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.). | | | Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и | | | санаторно-курортного лечения": | | | Всего: 4755771,9 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.). | | | Подпрограмма 6 "Паллиативная медицинская помощь" | | | Всего: 866174,4 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.). | | | Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения": | | | Всего: 2211036,2 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.). | | | Подпрограмма 8 "Лекарственное обеспечение": | | | Всего: 9348909,1 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.). | | | Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении": | | | Всего: 929275,3 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.). | | | Подпрограмма 10 "Территориальное планирование здравоохранения | | | Республики Бурятия": | | | Всего: 2412821,7 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.). | | | Подпрограмма 11 "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт | | | объектов здравоохранения": | | | Всего: 26426614,6 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.) | | | Ресурсное обеспечение Программы отражено в приложении N 2: | | | ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов федерального | | | бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, | | | консолидированного бюджета Республики Бурятия и юридических лиц на | | | реализацию целей Программы - таблица N 1; | | | за счет средств республиканского бюджета - таблица N 2; | | | за счет средств республиканского и федерального бюджетов - таблица N 3 | |--------------------+----------------------------------------------------------------------------| | Ожидаемые | Снижение смертности от всех причин до 11,5 случая на 1000 населения, | | результаты | снижение младенческой смертности до 7,3 случая на 1000 родившихся | | реализации | живыми, | | Программы | снижение смертности от болезней системы кровообращения до 587,9 случая | | | на 100 тыс. населения, | | | снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий 11,9 случая на | | | 100 тыс. населения, | | | снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) | | | до 171,2 случая на 100 тыс. населения, | | | - снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) | | | до 0,2%; | | | снижение смертности от туберкулеза до 13,4 случая на 100 тыс. населения, | | | снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный | | | алкоголь) до 8,2 литра на душу населения в год, | | | снижение распространенности потребления табака среди взрослого | | | населения до 28,2%; | | | снижение уровня заболеваемости туберкулезом до 39,8 случая на 100 тыс. | | | населения; | | | увеличение обеспеченности врачами до 41,0 на 10 тыс. населения, | | | соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1:3,1; | | | повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских | | | организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное | | | высшее образование, предоставляющих медицинские услуги | | | (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200% от средней | | | заработной платы в республике, | | | повышение средней заработной платы среднего медицинского | | | (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для | | | предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в | | | республике, | | | повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала | | | (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских | | | услуг) до 100% от средней заработной платы в республике, | | | отношение средней заработной платы среднего медицинского | | | (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, | | | обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней | | | заработной плате в республике до 100%; | | | увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 76,7 года | --------------------------------------------------------------------------------------------------- Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе
формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее
развития
Стратегической целью Программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, направленное на увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских и информационных технологий, а
также качественной и эффективной лекарственной терапии. Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам республики является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения. Основные задачи Программы включают мероприятия по созданию трехуровневой системы оказания медицинской помощи, обеспечению приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи, повышению эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации, развитию и внедрению инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины, повышению эффективности службы родовспоможения и развитию медицинской реабилитации населения, обеспечению системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами, лекарственному обеспечению населения, развитию информатизации отрасли, территориального планирования, строительству значимых объектов здравоохранения, совершенствованию и обеспечению системности в организации охраны здоровья населения. Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства республики. Реализация
мероприятий стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2020 года, федеральных и республиканских целевых программ,
приоритетного национального проекта "Здоровье", Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011-2012 годы"
позволила начать создание комплексной системы охраны и укрепления здоровья населения и улучшить демографическую ситуацию. Отмечается рост рождаемости с 17,0 на 1000 населения в 2010 году до 17,4 на 1000
населения в 2012 году (2,3%), снижение смертности населения с 12,7 на
1000 населения до 12,4 на 1000 населения (2,7%). Естественный прирост
населения составил 5,0 на 1000 населения. В динамике за 5 лет (2007- 2011 гг.) продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2 года и достигла границы пенсионного возраста (60,3 года), у женщин - на 1,8 лет (72,3 года), но все же остается ниже среднероссийского показателя
у мужчин на 3,7 года, женщин - на 3,3 года. Анализ медико- демографической ситуации в Республике Бурятия свидетельствует о необходимости дальнейшего развития системы здравоохранения с акцентом
на наиболее приоритетные направления. Обязательным условием для улучшения демографической ситуации является снижение смертности населения, обусловленной, главным образом, смертностью от сердечно- сосудистых, онкологических заболеваний и внешних причин. Уровень общей смертности в Республике Бурятия составляет 12,4 на 1000 населения (Российской Федерации 13,5 на 1000 населения). Особое значение имеет преждевременная смертность среди населения трудоспособного возраста, доля которой составляет 36% всех смертей взрослого населения (713,3 на 100 тыс. населения). Несмотря на имеющуюся тенденцию снижения смертности от болезней системы кровообращения (в 2006 г. - 717,6, 2009 г. - 606,1, в 2012 г. - 594,8
на 100 тыс. населения), они остаются основной причиной в общей структуре смертности населения (48,2%). Внешние причины остаются сдерживающим фактором снижения смертности в республике, их удельный вес составляет 18,9%, новообразований - 14,1%. Неблагополучной остается ситуация по суицидам. Показатель смертности от суицидов составил 62,9 на 100 тыс. населения. Частота самоубийств превышает "критический" порог ВОЗ в 3,2 раза, среднефедеративный - в 2,9 раза, СФО - в 1,8 раза. За последнее десятилетие заболеваемость населения Республики Бурятия постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли
пожилого населения, проведением массовых диспансерных осмотров с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, а с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний. Рост заболеваемости населения за последние 10 лет составил 12%. В структуре распространенности ведущее место занимают болезни органов дыхания, кровообращения, глаз, пищеварения, костно-мышечной системы и травмы. В Республике Бурятия за последние 5 лет заболеваемость туберкулезом снизилась на 27,2% (115,7 на 100 тыс. населения), однако превышает среднефедеративный в 1,6 раза (РФ 2011 г. - 73,0 на 100 тыс. населения). Заболеваемость злокачественными новообразованиями по итогам 2012 года составила 250,4 на 100 тыс. населения (РФ 2011 г. - 368,1 на 100 тыс. населения). Распространенность наркологических расстройств составляет 1001,0 на 100 тыс. населения. В структуре наркологических расстройств на протяжении многих лет наибольшее число
составляют лица, страдающие хроническим алкоголизмом. Структурные преобразования системы здравоохранения Республики Бурятия осуществляются на основе организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Первый уровень - медицинские организации, оказывающие преимущественно первичную медико-санитарную, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, а также специализированную медицинскую помощь (центральные районные больницы, городские больницы, районные больницы, участковые больницы и их структурные подразделения, городские поликлиники). По состоянию на 01.01.2013 количество таких медицинских организаций в регионе - 26. Второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре специализированные межмуниципальные отделения и межмуниципальные центры (сосудистые, травматологические и иные). Третий уровень - республиканский, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по профилям заболеваний. Количество учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь на региональном уровне, - 14. Приоритетные направления Программы направлены на снижение младенческой, материнской смертности, смертности от "внешних" причин,
хронических неинфекционных заболеваний и рост ожидаемой продолжительности жизни населения. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005-2006 годах обозначены следующие пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения: - возрождение системы профилактики заболеваний;
- формирование культуры здорового образа жизни;
- создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей; - укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;
- обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи,
в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; - повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.
В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. В Республике Бурятия, как по всей стране, реализуются крупномасштабные федеральные и региональные проекты: - приоритетный национальный проект "Здоровье";
- федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)"; - Программа "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на
2011-2016 годы"; - Республиканская целевая программа "Развитие здравоохранения Республики Бурятия на 2009-2013 годы и на период до 2018 года". В итоге реализации указанных государственных инициатив к 2013 году (к началу реализации Программы) достигнута положительная динамика медико-демографических показателей: при росте рождаемости на 2,5% произошло снижение общей смертности на 1,6%. Естественный прирост составил 5,0 на 1000 населения. Снижение общей смертности населения произошло за счет уменьшения числа потерь в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения на 13,6%, новообразований - на 13,1%.
В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. За период 2006-2012 годы приняты принципиальные решения и нормативные документы федерального и регионального уровня, основными из которых, с точки зрения влияния на
состояние и развитие здравоохранения, являются: - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской
Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 24.04.2008 N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака"; - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; - Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; - Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"; - Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года"; - Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года"; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения"; - постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р "О Концепции реализации государственной политики по снижению
масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 1563-р "О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 N 1873-р "Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 1134-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения"; - Закон Республики Бурятия от 14.03.2011 N 1907-IV "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы"; - Закон Республики Бурятия от 14.03.2011 N 1903-IV (ред. от 13.10.2011) "О Программе социально-экономического развития Республики
Бурятия на период до 2020 года"; - постановление Правительства Республики Бурятия от 06.10.2009 N 380 "О Концепции развития первичной медико-санитарной помощи в Республике Бурятия по принципу общей врачебной (семейной) практики до
2017 года"; - постановление Правительства Республики Бурятия от 13.01.2011 N 5 "О Концепции демографического развития Республики Бурятия до 2025
года"; - постановление Правительства Республики Бурятия от 28.03.2011 N 143 "Об утверждении Программы "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011-2016 годы"; - распоряжение Правительства Республики Бурятия от 28.02.2013 N 96-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Бурятия". Таким образом, к настоящему времени удалось добиться ряда значительных сдвигов как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во
многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения, основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 90-х годов. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения
к российскому уровню. Сопоставление существующего состояния здравоохранения
республики с состоянием аналогичной сферы в Российской
Федерации
К 2012 году рождаемость в Республике Бурятия составила 17,4 на 1000 населения, что выше показателя Российской Федерации (13,3 на 1000 населения), смертность населения - 12,4 на 1000 населения (РФ - 13,3 на 1000 населения). Ожидаемая продолжительность жизни в 2011 году составила 66,1 года, что меньше среднего показателя по РФ (69,8 года)
на 3,7 года. Разница между средней продолжительностью мужчин и женщин
составляет 12 лет (60,3 года у мужчин и 72,3 года у женщин). Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются: - низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни; - высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение); - высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение); - недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативно-правовой базы для ограничения злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности); - несвоевременное обращение за медицинской помощью;
- низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний,
патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих; - несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование; - недостаточное развитие замещающих стационар технологий;
- недостаточное внедрение порядков и стандартов медицинской помощи; - несоблюдение этапности оказания медицинской помощи, обеспечивающей оптимальную маршрутизацию потока пациентов; - низкая плотность населения.
Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства. Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного
звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью медицинской реабилитации и системы санаторно-курортного лечения. Низкая обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов формирует недостаточную динамику в состоянии здоровья населения. В настоящее время по результатам реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", программы модернизации здравоохранения, республиканских целевых программ в медицинских организациях республики проведено существенное обновление медицинского оборудования. Однако динамика обновления технологий превышает динамику обновления программ подготовки и переподготовки специалистов. Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении является
сдерживающим фактором кадрового развития отрасли. Несмотря на проводимые мероприятия, обеспеченность врачами в Республике Бурятия (33,5 на 10 тыс. населения) остается ниже среднероссийского показателя (44,0 на 10 тыс. населения) на 23,9%, СФО (45,7 на 10 тыс. населения)
на 26,7%. Укомплектованность врачами в 2012 году составила 57,3%, коэффициент совместительства - 1,5. Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. В настоящее время реализуются мероприятия по информатизации системы здравоохранения республики, но при этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении. Кроме этого, в медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Широкое внедрение телемедицины на основе единой технологической и технической политики позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи путем проведения удаленного скрининга высокорисковых групп пациентов, повышения качества диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, повышения эффективности оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, повышения доступности консультационных услуг для населения за счет использования телемедицинских консультаций. Уровень государственного финансирования системы здравоохранения республики, как и в России в целом, остается недостаточным и составляет 3,1-3,5% от ВВП, что в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС. Дальнейшее развитие системы здравоохранения требует увеличения расходов бюджетной системы
на здравоохранение, которые должны составить не менее 4,7% от ВВП, что сопоставимо с показателями экономически развитых стран. Реализация территориальной программы государственных
гарантий
Территориальная программа госгарантий на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.12.2012 N 773 и сформирована в соответствии с Законом Республики Бурятия от 22.12.2012 N 3136-IV "О республиканском
бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Законом Республики Бурятия от 22.12.2012 N 3087-IV "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Бурятия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Нормативы объемов медицинской помощи на одного жителя, рекомендуемые Министерством здравоохранения Российской Федерации, являются целевыми показателями деятельности системы здравоохранения республики. До 2018 года планируется уменьшение объемов стационарной помощи на 16,5% (с 2,77 койко-дня на 1 жителя в 2012 году до 2,34 в 2018 году), увеличение объемов стационарозамещающей помощи - на 22,3% (с 0,59 пациенто-дня в
2012 году до 0,722 в 2018 году), увеличение объемов паллиативной медицинской помощи на 46,6% (с 0,0769 койко-дня на 1 жителя в 2013 году до 0,1128 в 2018 году). Основными источниками финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) являются: - средства Федерального фонда ОМС: в 2013 году - 94,4%, в 2014 году - 95,1%, в 2015 году - 99,1%; - средства республиканского бюджета: в 2013 году - 4,5%, в 2014 году - 3,9%, в 2015 году - 0%; - прочие доходы: в 2013 году - 1,1%, в 2014 году - 1,0%, в 2015 году - 0,9%. В 2013 году стоимость Территориальной программы госгарантий в целом составляет 11432,6 млн. рублей, из них средства консолидированного бюджета - 2415,7 млн. рублей, средства территориальной программы ОМС - 9016, 9 млн. рублей. Стоимость Территориальной программы госгарантий в целом на 2014 год - 13060,0 млн. рублей, в том числе средства консолидированного бюджета - 2576,2 млн. рублей, средства территориальной программы ОМС - 10483,8 млн. рублей. На 2015 год стоимость Территориальной программы госгарантий составит 14933,9 млн. рублей, в том числе средства консолидированного
бюджета - 2677,5 млн. рублей; средства территориальной программы ОМС - 12256,4 млн. рублей. В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Законом Республики Бурятия от 07.03.2013 N 3264-
IV "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрены дополнительные средства для повышения заработной платы медицинским работникам по 278,5 млн. руб. ежегодно на 2013-2015 годы. Прогноз развития сферы реализации Программы
Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья на период до 2020 года,
помимо необходимости решения существующих проблем, связано с рядом общероссийских тенденций, уже сейчас приводящих к структурным перестройкам системы здравоохранения. Таким образом, структура Программы охватывает как направления, связанные с обеспечением "догоняющего" развития (решение первоочередных проблем смертности и заболеваемости), так и направления, обеспечивающие развитие всей системы охраны здоровья населения - от "системы диагностики и лечения" к "охране здоровья". В настоящее время актуализируются такие задачи здравоохранения, как формирование здорового образа жизни, комфортной среды обитания, создание условий для эффективного труда и отдыха, что позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обуславливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения выполнение этих задач в рамках только системы здравоохранения невозможно и требует широкого межсекторального, многоуровневого взаимодействия. Реализация Программы направлена на дальнейшее распространение и усиление роли механизмов, обеспечивающих недопущение или, возможно, более раннюю коррекцию факторов риска развития заболеваний и самих заболеваний. В настоящее время важно не только получение комплекса услуг, направленных на эффективное лечение, но и качество услуг и условий жизни, направленных на поддержание здорового состояния. Дальнейшее развитие в этом направлении будет обусловлено осознанием важности проведения профилактических мероприятий, значительную роль в
реализации которых играют культура здорового образа жизни и эффективная работа первичного звена здравоохранения. На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также происходить обучение людей навыкам по сохранению и укреплению здоровья. Планируется переход к комплексным популяционным, групповым мерам профилактики заболеваний, так и к персонализированной медицине, основанной на интегрированном и индивидуальном подходе для каждого пациента. Решение задач в области охраны здоровья населения, по экспертным оценкам, только на 20% определяется усилиями непосредственно в сфере системы здравоохранения. Масштаб целей, поставленных Программой в области демографии, формирования у населения приверженности здоровому образу жизни, профилактики и лечения социально значимых заболеваний, снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, определяет
необходимость взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, являющихся исполнителями и участниками Программы, - с органами местного самоуправления, широким кругом коммерческих организаций всех
форм собственности, общественными организациями по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
Программы
Базовые приоритеты социально-экономического развития.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития основные приоритеты социальной и экономической политики в период 2013-2020 годов включают распространение здорового образа жизни, внедрение инновационных технологий в здравоохранение, решение проблемы их кадрового обеспечения, создание эффективной модели управления деятельностью в сфере охраны здоровья. В среднесрочном периоде актуальными являются: реализация мер государственной политики, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти, профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, которые обуславливают наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения, снижение материнской и младенческой смертности, развитие паллиативной медицинской помощи, лекарственного обеспечения. Развитие человеческого потенциала.
Важными характеристиками успешного решения задач развития человеческого капитала являются стабилизация демографической ситуации, снижение смертности в трудоспособном возрасте, структурная и технологическая модернизация здравоохранения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. В области здравоохранения должна быть реализована политика создания условий для развития государственно-частного партнерства, постепенной демонополизации государственной системы оказания медицинских услуг населению. Достижение стратегической цели Программы
в 2020 году будет характеризоваться: а) снижением значений следующих целевых индикаторов:
- смертность от всех причин - до 11,5 случая на 1000 населения;
- младенческая смертность - до 7,3 случая на 1000 родившихся живыми; - смертность от болезней системы кровообращения - до 587,9 случая
на 100 тыс. населения; - смертность от дорожно-транспортных происшествий - до 11,9 случая на 100 тыс. населения; - смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 171,2 случая на 100 тыс. населения; - смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 0,2%; - смертность от туберкулеза - до 13,4 случая на 100 тыс. населения; - потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) - до 8,2 литра на душу населения в год; - распространенность потребления табака среди взрослого населения
- до 28,2%; - заболеваемость туберкулезом - до 39,8 случая на 100 тыс. населения; б) повышением к 2020 году значений следующих целевых индикаторов:
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении - до 76,7 года;
- обеспеченность врачами - до 41,0 на 10 тысяч населения;
- соотношение врачей и среднего медицинского персонала - до 1:3,1; повышением к 2018 году значений следующих целевых индикаторов:
- средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200% от средней заработной платы в республике; - средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для
предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в республике; - средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в республике; - отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике - до 100%; - ожидаемая продолжительность жизни при рождении - до 74,0 года;
в) снижением к 2018 году значений следующих целевых индикаторов:
- смертность от болезней системы кровообращения - до 589,0 случая
на 100 тыс. населения; - смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 172,8 случая на 100 тыс. населения; - смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 0,2%; - смертность от туберкулеза - до 13,8 случая на 100 тыс. населения; - смертность от дорожно-транспортных происшествий - до 14,0 случая на 100 тыс. населения; - младенческая смертность - до 7,8 случая на 1 тыс. населения.
Сроки и этапы реализации Программы
Государственная программа Республики Бурятия "Развитие здравоохранения" реализуется в два этапа: первый этап: структурные преобразования, 2013-2015 годы;
второй этап: развитие инновационного потенциала в здравоохранении, 2016-2020 годы. На первом этапе вступит в силу большая часть основных положений Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", что будет означать в целом завершение структурных реформ в здравоохранении, начатых в 2008-2009 годах. Таким образом, к 2015 году будут созданы необходимые материально-
технические и правовые предпосылки для перехода ко второму этапу реализации Программы - этапу инновационного развития здравоохранения.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": - с 1 января 2013 года медицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, лицензирование медицинской деятельности отнесено к полномочиям Республики Бурятия; - с 1 января 2014 года к полномочиям субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Бурятия отнесена организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации; - с 1 января 2015 года граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации": - с 1 января 2013 года финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования; - с 1 января 2015 года финансовое обеспечение высокотехнологичной
медицинской помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования; - с 1 января 2013 года система обязательного медицинского страхования перешла на оплату медицинской помощи по полному тарифу, включающему все статьи расходов в рамках реализации базовой программы
обязательного медицинского страхования, за исключением расходов на капитальные вложение и приобретение медицинского оборудования стоимостью более 100 тысяч рублей; С 1 января 2015 года вводятся в действие на территории Российской
Федерации универсальные электронные карты, содержащие в своем составе
полисы обязательного медицинского страхования единого образца. По результатам реализации 1 этапа Государственной программы в 2015 году: - смертность от всех причин (на 1000 населения) снизится с 12,5 в
2012 году до 12,2 в 2015 году; - младенческая смертность (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится году до 8,3 в 2015 году (с учетом изменения порядка учета этого показателя в 2012 году); - смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) снизится с 598,9 в 2012 году до 590,6 в 2015 году; - смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) снизится с 25,0 в 2012 году до 20,0 в 2015 году; - смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) (на 100 тыс. населения) снизится до 176,4 в 2015 году; - смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) снизится с 0,9% в 2012 г. до 0,5% в 2015 г.; - смертность от туберкулеза (на 100 тыс. населения) снизится с 15,4 в 2012 году до 14,2 в 2015 году; - потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) (литров на душу населения в год) снизится до 8,3 в 2015 году; - распространенность потребления табака среди взрослого населения
снизится с 40,0% в 2012 году до 34,0% в 2015 году; - заболеваемость туберкулезом (на 100 тыс. населения) снизится с 115,7 в 2012 году до 89,0 в 2015 году; - обеспеченность врачами (на 10 тыс. населения) вырастет с 33,5 в
2012 году до 35,0 в 2015 году; - соотношение врачей и среднего медицинского персонала вырастет с
1:2,8 до 1:2,9 в 2015 году; - средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), от средней заработной платы в республике вырастет до 137,0% в 2015 году; - средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для
предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике вырастет до 79,3% в 2015 году; - средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в республике вырастет до 52,4% в 2015 году; - отношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике в 2015 году вырастет до 71%; - ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) вырастет с
66,8 в 2012 году до 68,2 в 2015 году. По результатам реализации 2 этапа Государственной программы в 2020 году: - смертность от всех причин (на 1000 населения) снизится с 11,8 в
2016 году до 11,5 в 2020 году; - младенческая смертность (случаев на 1000 родившихся живыми) снизится с 8,3 в 2016 году до 7,3 в 2020 году; - смертность от болезней системы кровообращения (на 100 тыс. населения) снизится с 590,0 в 2016 году до 587,9 в 2020 году; - смертность от дорожно-транспортных происшествий (на 100 тыс. населения) снизится с 18,0 в 2016 году до 11,9 в 2020 году; - смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|