1. Общая характеристика сферы реализации Госпрограммы
В условиях
новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре,
получившей признание в качестве одного из важнейших факторов
социально-экономического становления и гуманизации
общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни
народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении
качества жизни.
Ключевым
понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой
не отдельную область государственного регулирования, а сложную и
многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только
комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия
разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
Тамбовская
область обладает развитой культурной средой, значительным культурным
потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере.
Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в
развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и
общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс
государственных мер при положительной динамике отдельных показателей,
отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния
на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, угрозами национальной безопасности в области культуры
являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем
внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение
низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и
насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение
роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом,
попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные
посягательства на объекты культуры.
На фоне
неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации
необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного
образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую
преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие
региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете
определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.
Тамбовская
область – одна из наиболее развитых и интересных в культурном отношении
областей России. Об этом свидетельствуют как количественные, так и
качественные показатели культурной жизни региона, обладающего бесспорными
достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного
творчества, признанными и на Тамбовщине, и за ее
пределами.
Отрасль
культуры Тамбовщины включает в себя сферы
библиотечного, музейного, архивного и клубного дела, театральную и
музыкальную, современное изобразительное искусство, кино, творческие союзы,
памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей
области «на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры,
на доступ к культурным ценностям» обеспечивает развитая сеть общедоступных
учреждений культуры, искусства и архивов области.
В настоящее
время инфраструктуру сферы культуры Тамбовского региона составляет 1191
организация различной подчиненности, включая юридические лица и филиалы, из
них: 547 библиотек, 32 музея, 32 архива, 516 учреждений культурно-досугового
типа, 7 театрально-концертных, 52 образовательных (в т. ч. 16 филиалов), 2
парка культуры и отдыха, 3 центра. В культурно-досуговых учреждениях
функционируют 42 киновидеоустановки.
Общая
численность работающих в отрасли, включая архивы, составляет более 7,2 тыс.
чел., из которых около 1,7 тыс. трудятся в областных учреждениях.
Тамбовская
область обладает богатейшим историко-культурным наследием. В регионе
представлены практически все пласты культурного наследия, характерные для
центрального региона России. Археологические памятники: от мезолита до
позднего средневековья, памятники военно-оборонительного характера XVII в.,
деревянное зодчество, усадебные ансамбли XVIII – начала XX в.в., памятники истории, связанные с именами видных
деятелей Российского государства, науки и культуры.
Вместе с тем,
многие проблемы сферы культуры Тамбовской области пока остаются нерешенными.
Несовершенна
инфраструктура отрасли культуры. В 50% муниципальных образований области
отсутствуют краеведческие музеи. Отсутствуют музеи-заповедники,
государственные и муниципальные кинотеатры.
Наблюдается
значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, вследствие чего
доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших
городских поселений значительно снизилась. За последние четыре года число
библиотек сократилось с 569 до 544, культурно-досуговых учреждений с 560 до
516.
В среднем по
области уровень фактической обеспеченности культурно-досуговыми учреждениями
составляет 89,9%, муниципальными библиотеками – 97%.
Демографическая
ситуация в регионе обусловила ежегодное снижение количества пользователей
библиотек в среднем по области на 4,1% или около 24 тыс. чел. Отрицательно
сказывается на библиотечном обслуживании отдаленных населенных пунктов и
отсутствие библиобусов. Процент охвата населения
области библиотечным обслуживанием понижается и в 2012 году составил 48,8%.
Сокращение
численности населения отразилось и на показателях работы культурно-досуговых
учреждений. В течение 2008-2012 годов ежегодно число клубных формирований в
среднем уменьшалось на 100, а число участников в них – на 1000 человек.
На 01.01.2013
доля объектов культурного наследия Тамбовской области, находящихся в
удовлетворительном техническом состоянии, составляет всего 31% от общего
числа памятников федерального и регионального значения, расположенных на
территории региона.
Крайне
неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической
оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении
муниципальных образований области.
16,2%
учреждений испытывают потребность в капитальном ремонте. Здания 5 клубных
учреждений находятся в аварийном состоянии.
9,4% учреждений
испытывают потребность в приобретении транспортных средств (в т. ч. 23 библиобуса и 37 автоклубов).
Для построения
новых экспозиций не хватает музейного оборудования в государственных и
муниципальных музеях.
Не в полном
объеме обеспечивается финансирование реставрационных работ музейных
предметов. В 2009 году реставрация музейных предметов была выполнена на 0,6%
от необходимой потребности, в 2010 году – на 0,6%, в 2011 году – на 1,3%, в
2012 году – на 0,9%. Совсем не коснулась реставрация музейных предметов в
муниципальных музеях. Поэтому серьезной проблемой является отсутствие в
Тамбовской области собственной базы по реставрации музейных предметов.
Наболевшей
проблемой является высокая степень износа (в среднем по области 83,4%) парков
музыкальных инструментов, компьютеров, оргтехники, кино-, видео- и аудиооборудования, транспорта. Средств на их обновление
недостаточно.
Оснащенность
культурно-досуговых учреждений музыкальными инструментами недостаточна – в
среднем на 1 клуб приходится 1,9 инструмента. Более 2 тыс. музыкальных
инструментов (или 63% от общего их числа), которыми оснащены клубные и
образовательные учреждения культуры и искусства, находятся в эксплуатации по
истечении срока полезного использования.
Острая нехватка
сценических площадок, находящихся в муниципальной собственности и имеющих все
необходимые условия для показа спектаклей, а также недостаточное
финансирование гастрольной деятельности, не позволяет областным театрам
эффективно доносить театральное искусство до самых далеких уголков Тамбовской
области.
Среди главных
причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки
высококвалифицированных кадров – недофинансирование отрасли. Крайне низкое
финансирование муниципальных библиотек сказывается на отсутствии современного
компьютерного оборудования и качественного комплектования, растет изношенность
основных книжных фондов. Число библиотек, имеющих компьютеры, в 2009 году
составляло 128, в 2010 году – 133, в 2011 году – 139, в 2012 году – 154.
Уровень оплаты
труда работников культуры остается недостаточным. Особенно острая ситуация
наблюдается в учреждениях, расположенных в сельской местности. Средняя
зарплата в учреждениях культуры составляет 10,0 тыс. рублей или 59,5% от
средней зарплаты по экономике региона.
На сегодняшний
день большинство муниципальных учреждений культуры региона испытывают острый
дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным
престижем профессий клубного, библиотечного и музейного работников, низким
уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток
молодежи снижают эффективность работы. В большинстве учреждений культуры
наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент
работников с высшим образованием.
Модернизация
сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой
политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых
творческих инициатив.
Безусловной
составляющей повышения конкурентоспособности культуры Тамбовской области на
внутреннем и внешних рынках является повышение качества культурных благ и
услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на
современном этапе экономического развития общества во многом зависит от
обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития
информационных технологий в сфере культуры.
Многообразие и
тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует
широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней,
общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает
необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед
отраслью задач.
Требуется
переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры,
включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную и театральную
деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию
объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала Тамбовщины в сфере культуры, в т. ч. для формирования
положительного образа Тамбовщины, как в ее
границах, так и за рубежом.
Наряду со
сферой культуры еще одной из важнейших сфер деятельности современной
экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение
качества жизни населения, является туризм.
Сфера туризма
охватывает въездной и внутренний туризм и опирается на существующие и
развивающиеся туристские возможности региона, являющиеся потенциалом для
обеспечения качественного и разнопланового отдыха, пропаганды здорового
образа жизни.
Тамбовская
область в настоящее время не входит в число регионов с традиционно развитым
туристским сектором, не сформирован положительный имидж области как
туристического региона. Вместе с тем она обладает многими перспективными
возможностями развития различных видов туризма.
Туризм
представляет собой отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно
небольших капиталовложениях обеспечить рентабельное использование и
валоризацию ресурсов историко-культурного и природного наследия, традиций.
В рамках
развития туристской индустрии области могут создаваться самые разнообразные
продукты, базирующиеся на различных особенностях территорий, где они
реализуются, на различных сочетаниях товаров и услуг, представляемых
клиентам. Поэтому в пределах региона можно создать весьма широкий ассортимент
туристских продуктов, каждый из которых будет ориентирован на свою целевую
аудиторию потребителей.
В настоящее
время инфраструктура туризма региона находится в стадии развития.
Одни виды
туризма требуют дорогостоящей и высокоорганизованной туристской
инфраструктуры, высокого качества услуг, другие могут развиваться в условиях
практически полного их отсутствия. Но и в одном и в другом случаях туризм
рассматривается как сфера экономической деятельности, способная дать стимул в
развитии экономики области и создать условия для ее роста.
На туристском
рынке региона туроператорскую и турагентскую деятельность осуществляют 55
компаний, включая 2 туроператора и 53 туристические агентства.
На территории
области работают 67 коллективных средств размещения с количеством койко-мест
9803 единицы. Открыты 15 крупных торгово-развлекательных и досуговых
комплексов, широко развита структура пунктов общественного питания.
Санаторно-оздоровительный
комплекс Тамбовской области представлен 19 предприятиями, из них: базы отдыха
– 11 единиц, санатории – 8 единиц.
Выбор туризма
как одного из видов отраслевой специализации экономики региона, определяется
не только наличием уникального комплекса туристских ресурсов, но и условиями
наиболее эффективного использования совокупного производственного и
социокультурного потенциала территории при сохранении экологического и
культурного наследия и равновесия.
Включение
области в региональный, федеральный и международный туристские рынки требует
не только материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и четкого
представления о принципах деловой стратегии, характере и особенностях
формирования сети туристских объектов. Необходима разработка моделей наиболее
перспективных предприятий турбизнеса с представлением их экономических
характеристик, определение туризма как фактора сохранения и возрождения
уникальных исторических и природных территорий, активизация экономики
области.
Популяризация
экскурсионных туров по культурно-познавательным маршрутам будет
способствовать повышению образовательного и культурного уровня населения
России, уважения к своей национальной культуре и традициям, развитию
патриотического и интернационального воспитания молодого поколения страны,
пробуждению у людей чувства национального самосознания.
В современной
экономике развитие туризма во многом зависит от создания и развития наиболее
конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров, использующих не только
природные и культурно-исторические ресурсы, но и специализированную
инфраструктуру, профессиональные кадры, образовательные и
научно-производственные центры, сферу развлечений и анимации и др.
Кластерная
система способствует увеличению туристического потока и туристской
привлекательности муниципальных образований области, развитию туристской
инфраструктуры, образованию новых рабочих мест.
В целях
увеличения информационного обеспечения и создания комфортной информационной
среды в сфере туризма и туристской деятельности на территории области должна
быть создана сеть туристско-информационных центров, как инструмента
взаимодействия всех участников туристского рынка, способствующего развитию
туристского потенциала региона.
Реализация
Госпрограммы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению
запланированных результатов.
К числу
частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры
высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и
механизмов управления, ориентированных на результат на региональном и местном
уровнях.
Основными
неуправляемыми рисками являются растущая нестабильность и неопределенность в
мировой экономике.
2. Приоритеты региональной государственной политики в
сфере реализации Госпрограммы, цель, задачи, сроки и этапы реализации
Госпрограммы
2.1. Приоритеты региональной государственной политики
в сфере реализации Госпрограммы
Приоритеты
региональной государственной политики в сфере культуры и туризма установлены
следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами:
Российской
Федерации:
Законом
Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства
Российской Федерации о культуре»;
Федеральным
законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от
24.11.1996 № 132-ФЗ;
Стратегией
развития информационного общества в Российской Федерации (утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212);
Национальной
стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761);
Стратегией
национальной безопасности Российской Федерации (утвержденной Указом
Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683);
Федеральной целевой
программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации
(2011-2018 годы)» (утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 02.08.2011 № 644);
Государственной
программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы
(утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014
№ 295);
Государственной
программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020
годы (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
15.04.2014 № 317);
Концепцией
развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на
2008-2015 годы (одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 25.08.2008 № 1244-р);
Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);
Концепцией
развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года
(одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 №
1019-р);
Стратегией
социально-экономического развития Центрального федерального округа на период
до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 06.09.2011 № 1540-р);
Стратегией
инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
(утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011
№ 2227-р);
Стратегией
развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р);
Основами
государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025
года (утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.11.2014 № 2403-р);
Концепцией
сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской
Федерации на 2009-2015 годы (утвержденной приказом Министерства культуры
Российской Федерации от 17.12.2008 № 267);
указами и
поручениями Президента Российской Федерации по вопросам культуры;
Тамбовской
области:
Законом области
от
21.06.1996 № 67-З «О библиотечном деле в Тамбовской области»;
Законом области
от
25.04.2003 № 119-З «О научно-технической политике, научной и
инновационной деятельности в Тамбовской области»;
Законом области
от
23.06.2006 № 54-З «Об Архивном фонде Тамбовской области»;
Законом области
от
03.05.2007 № 191-З «О молодежной политике в Тамбовской области»;
Законом области
от
09.11.2009 № 576-З «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному,
психическому, духовному и нравственному развитию детей»;
Законом области от
01.07.2011 № 31-З «О туризме в Тамбовской области»;
Законом области
от
01.10.2013 № 321-З «Об образовании в Тамбовской области»;
Законом области
от
04.12.2013 № 347-З «О Стратегии социально-экономического развития
Тамбовской области на период до 2020 года»;
Законом области
от
05.10.2015 № 572-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере
сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации в Тамбовской области»;
постановлением
администрации области от
06.07.2010 № 794 «Об обязательном экземпляре Тамбовской области»;
постановлением
администрации области от
28.10.2011 № 1481 «Об организации центров общественного доступа к
официальным сайтам органов государственной власти и органов местного
самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и к
государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронном виде,
и об организации регионального центра телефонного обслуживания граждан и
организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных
услуг»;
Стратегией
действий в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы (утвержденной
постановлением администрации области от
27.11.2012 № 1471);
постановлением
администрации области от
16.10.2014 № 1247 «Об организации доступа к информации о деятельности
органов государственной власти Тамбовской области».
Реализация
положений вышеперечисленных стратегических документов и нормативных правовых
актов позволила наметить пути решения многих проблем сферы культуры и туризма
и решить некоторые из них.
Реализация
Госпрограммы будет осуществляться в соответствии со следующими основными
приоритетами:
укрепление
единого культурного пространства Тамбовской области на основе
духовно-нравственных ценностей и исторических традиций;
сохранение
культурного и духовного наследия, самобытных традиций региона как
национального богатства и основы единства общества;
обеспечение
максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры
и искусства;
создание
условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности,
организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;
продвижение в
культурном пространстве региона нравственных ценностей и образцов,
способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;
обеспечение
инновационного развития отраслей культуры и туризма, вывод их на лидирующие
позиции в области применения современных технологий;
усиление
присутствия учреждений культуры в цифровой среде, создание необходимых
условий для активизации инвестиционной деятельности в сферах культуры и
туризма;
укрепление
позиций государства в сфере культуры;
совершенствование
организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и
учреждений, развитие государственно-частного партнерства, государственное
поощрение меценатства, спонсорства и благотворительности;
повышение роли
государственно-общественного партнерства в развитии сфер культуры и туризма;
предотвращение
противоправных посягательств на объекты культурного наследия;
укрепление
имиджа региона с богатейшей традиционной и динамично развивающейся
современной культурой;
укрепление
материально-технической базы учреждений культуры;
повышение
социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное
признание);
развитие
системы подготовки кадров;
создание
самобытных туристических кластеров и брендов;
создание на
территории области конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса,
расширение видов и повышение качества туристских услуг, повышение
информированности граждан о возможностях и преимуществах регионального
туристского продукта.
Приоритеты
деятельности в отдельных секторах сферы культуры и туризма описаны в
соответствующих подпрограммах Госпрограммы.
Цели и задачи
Госпрограммы взаимосвязаны с целями и задачами ряда государственных программ
Тамбовской области, перечень которых утвержден распоряжением администрации
области от 09.12.2015 № 615-р, в первую очередь:
государственной
программы Тамбовской области «Доступная среда» на 2011-2015 годы – в
части реализации комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить
беспрепятственный доступ инвалидов, лиц с ограниченными возможностями к
объектам культурного наследия и услугам учреждений культуры;
государственной
программы Тамбовской области «Развитие институтов гражданского общества» на
2014-2020 годы – в части создания механизмов формирования целостной
системы продвижения инициативной и талантливой молодежи региона и укрепления
гражданского единства и этнокультурного развития народов, населяющих
Тамбовскую область;
государственной
программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на
2013-2020 годы – в части развития учреждений образования в области
культуры, а также областных государственных организаций общего и
дополнительного образования, реализующих программы детско-юношеского
спортивного туризма.
2.2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Госпрограммы
Главной целью
Госпрограммы является реализация стратегической роли культуры как
духовно-нравственного основания развития личности и общества через
сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала
Тамбовской области, а также развитие туризма для приобщения граждан к
региональному культурному и природному наследию.
Формулировка
цели определяется приоритетами государственной политики, ключевыми проблемами
и современными вызовами в рассматриваемой сфере.
Достижение данной
цели предполагается посредством решения двух взаимосвязанных и
взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия государственных
органов власти в сфере культуры.
Задача 1.
Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия
Тамбовской области, обеспечение равного доступа населения к культурным
ценностям и участию в культурной жизни, развитие и реализация культурного и
духовного потенциала каждой личности
Данная задача
ориентирована на реализацию прав граждан в области культуры, установленных в
положениях статьи 44 Конституции
Российской Федерации, что относится к стратегическим национальным
приоритетам.
Решение первой
задачи будет обеспечено посредством осуществления подпрограмм «Наследие»,
«Искусство», включающих:
оказание
государственных и муниципальных услуг (выполнение работ) библиотеками,
музеями, архивами, театрами, концертными организациями и самостоятельными
коллективами, учреждениями культурно-досугового типа, парками культуры и
отдыха и др.;
создание
условий для сохранения и развития исполнительских и изобразительных искусств;
проведение
крупномасштабных мероприятий международного, межрегионального и регионального
значения, посвященных значимым событиям региональной, отечественной и мировой
культуры, а также мероприятий по развитию международного и межрегионального сотрудничества в сфере культуры;
реставрацию
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и сохранение
исторического облика малых городов, входящих в состав региона.
Задача 2. Повышение качества и доступности услуг в сфере
туризма
Решение задачи
обеспечивается реализацией мероприятий подпрограммы «Развитие туризма».
Для решения
задачи планируется:
осуществление
инвестиций в строительство объектов туристической инфраструктуры;
осуществление
мер по встраиванию объектов культуры в систему туристской деятельности;
проведение
комплекса мероприятий по развитию туристско-рекреационного комплекса в
регионе;
развитие
механизмов социального туризма как государственной и корпоративной поддержки
туристских поездок к объектам культурного, исторического и природного
наследия граждан с ограниченными возможностями, малоимущих и других социально
слабо защищенных категорий граждан;
реализация мер
по продвижению туристского продукта региона на внутреннем и зарубежном
туристских рынках, в том числе развитие и продвижение
культурно-образовательного туризма как основы для роста просвещенности,
повышения культурного и образовательного уровня населения области (в первую
очередь учащейся молодежи);
обеспечение участия
Тамбовской области в международных мероприятиях и организациях в сфере
туризма.
Задача 3. Создание благоприятных условий
для устойчивого развития сфер культуры и туризма Тамбовской области
Данная задача выполняется в рамках
подпрограмм «Развитие туризма», «Обеспечение условий реализации Госпрограммы»
и включает формирование нормативно-правовых, организационных, экономических,
финансовых, кадровых, научных, материально-технических, информационных,
методических и иных условий, необходимых для обеспечения устойчивого развития
сферы культуры и туризма на период до 2020 года.
Для решения задачи планируется:
выполнение государственных функций по
выработке и реализации государственной региональной политики,
нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере культуры и
туризма;
реализация мер по развитию информатизации
отрасли;
создание
условий для закрепления кадров в отрасли.
Реализация
Госпрограммы будет осуществляться в 3 этапа:
1 этап:
2014-2015 годы;
2 этап:
2016-2018 годы;
3 этап:
2019-2020 годы.
На первом этапе
(2014-2015 годы) будут сформированы правовые, организационные и методические
условия, необходимые для эффективной реализации Госпрограммы, в том числе:
совершенствование нормативно-правовой базы сферы культуры и туризма,
организация и проведение исследований и разработок в части развития сферы
культуры и туризма, осуществление подготовки и переподготовки персонала,
внедрение проектного управления, информационная поддержка Госпрограммы и др.
Второй этап
(2016-2018 годы) Госпрограммы ориентирован на полноценное использование
созданных условий для обеспечения нового качества услуг в сфере культуры и
туризма региона.
На данном этапе
планируется внедрение инноваций в сферу культуры и туризма, обеспечивающих
выход на современные стандарты качества услуг, модернизация и развитие
необходимой для реализации Госпрограммы инфраструктуры, создание условий,
обеспечивающих равный и свободный доступ населения ко всему спектру
культурных благ.
На третьем
этапе (2019-2020 годы) будут продолжены внедрение инноваций и модернизация
отрасли культуры и туризма, мониторинг, контроль и оценка ее эффективности,
выявление и внедрение лучшего российского и зарубежного опыта управления в
сфере культуры и туризма.
3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач,
основные ожидаемые конечные результаты Госпрограммы
Система
показателей (индикаторов) Госпрограммы включает взаимодополняющие друг друга
индикаторы цели и индикаторы входящих в Госпрограмму подпрограмм и приведена
в приложении № 1.
Данная система
сформирована с учетом требований постановления администрации области от
28.09.2012 № 1177 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и
реализации государственных программ Тамбовской области» и обеспечивает
возможность проверки и подтверждения достижения установленных плановых
значений рассматриваемых показателей (индикаторов).
Показатели
(индикаторы) Госпрограммы связаны с основными мероприятиями и позволяют
оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2020
года.
С учетом
специфики сфер культуры достижение цели Госпрограммы косвенно оценивается
следующими ключевыми показателями (индикаторами):
Индикатор 1. «Прирост количества посещений организаций
культуры по отношению к уровню 2012 года» (в процентах).
Увеличение
количества посещений организаций культуры (библиотек, музеев, театров,
концертных организаций, учреждений культурно-досугового типа, парков и др.)
является одним из целевых ориентиров развития сферы культуры, установленных в
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года. Данный индикатор отражает востребованность
у населения государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, а также
удовлетворение потребностей личности в ее культурно-творческом самовыражении,
освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей;
Индикатор 2. «Доля объектов культурного наследия,
находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного
наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения» (в
процентах).
Под объектом
культурного наследия в удовлетворительном состоянии понимается объект, не
находящийся в аварийном состоянии и не требующий капитального ремонта;
Индикатор 3. «Прирост количества
культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в
образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом» (в процентах).
Показатель
(индикатор) демонстрирует успешность создания условий для вовлечения учащихся
(воспитанников) образовательных учреждений в культурную деятельность.
При расчете
значений рассматриваемого показателя (индикатора) учитываются:
общеобразовательные
учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
учреждения
среднего профессионального образования;
специальные
(коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья;
образовательные
учреждения дополнительного образования детей, в том числе детские школы
искусств;
учреждения для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных
представителей);
Индикатор 4. «Прирост числа лауреатов международных,
межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по
отношению к 2012 году» (в процентах).
Индикатор
позволяет определить динамику числа лауреатов международных, межрегиональных
и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году.
Положительная динамика значений индикатора будет свидетельствовать о повышении
уровня профессионального мастерства участников конкурсов и фестивалей,
укреплении престижа отечественной школы в сфере культуры, расширении
пространства профессионального художественного творчества, развитии
потенциала искусства региона;
Индикатор 5. «Повышение уровня удовлетворенности жителей
области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в
сфере культуры» (процентов).
Данный
индикатор отражает достижение целей и реализацию поставленных перед
учреждениями культуры задач, направленных на улучшение качества
предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг;
Индикатор 6. «Уровень удовлетворенности граждан качеством
предоставления туристских услуг» (процентов).
Данный
индикатор отражает достижение целей и реализацию поставленных задач,
направленных на улучшение качества предоставляемых туристских услуг;
Индикатор 7. «Отношение среднемесячной
номинальной начисленной заработной платы работников государственных
(муниципальных) учреждений культуры к среднемесячной номинальной начисленной
заработной плате в Тамбовской области» (в процентах).
Данный индикатор отражает достижение
целей и реализацию поставленных перед учреждениями культуры задач,
направленных на улучшение материального положения работников учреждений,
увеличение количества и повышение качества предоставляемых ими
государственных и муниципальных услуг;
Индикатор
8. «Количество стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства»
(человек).
Данный индикатор отражает достижение
целей по поддержке творческих проектов в сфере культуры, созданию равных
конкурентных возможностей для реализации творческого потенциала, сохранения и
развития кадрового потенциала учреждений культуры и искусства, повышения
материальной заинтересованности выдающихся деятелей в области культуры и
искусства.
Индикатор 9. «Увеличение количества
предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры» (в процентах).
Данный индикатор характеризует уровень
развития учреждений культуры области, их способность отвечать современным
требованиям к оказываемым услугам, возможность удовлетворения всесторонних
потребностей населения региона.
Индикатор 10. «Прирост численности лиц, размещенных в
коллективных средствах размещения по отношению к 2012 году» (в процентах).
Данный
индикатор характеризует уровень развития туристской инфраструктуры области.
В качестве
показателей (индикаторов) успешности решения задач Госпрограммы
предусматривается использование показателей (индикаторов), характеризующих
выполнение входящих в нее подпрограмм.
Описания
показателей (индикаторов) подпрограмм представлены в соответствующих разделах
Госпрограммы.
Показатели
(индикаторы) Госпрограммы имеют запланированные по годам количественные
значения.
При определении
плановых значений показателей (индикаторов) Госпрограммы использовались:
данные
государственной статистики;
данные
Управления Федерального казначейства по Тамбовской области о бюджетном
финансировании сферы культуры;
данные
муниципальных образований области о фактических и планируемых результатах
деятельности в сфере культуры и туризма на период до 2020 года;
прогнозы и
рекомендуемые нормативы международных организаций.
Улучшение
значений целевых показателей (индикаторов) в рамках реализации Госпрограммы
предполагается за счет:
повышения
прозрачности и открытости деятельности учреждений культуры;
роста качества
и эффективности государственного и муниципального управления в сфере
культуры;
повышения
мотивации работников культуры;
внедрения
современных информационных и инновационных технологий в сфере культуры и
туризма;
увеличения
объемов бюджетного и внебюджетного финансирования в сфере культуры и туризма.
Важнейшими
условиями успешной реализации Госпрограммы являются:
признание
стратегической роли и приоритета культуры для обеспечения социальной и
межнациональной стабильности Тамбовской области;
необходимое
законодательное обеспечение отрасли культуры, нормативно-правовое обоснование
государственно-частного партнерства;
повышение
заработной платы работников учреждений культуры;
качественное
изменение подходов к оказанию услуг и развитию инфраструктуры отрасли,
повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового
потенциала;
повышение
эффективности управления отраслью, внедрение программно-целевых механизмов на
всех уровнях управления сферой культуры;
расширение
использования современных информационно-коммуникационных технологий и
электронных продуктов;
реализация
комплекса мер по увеличению объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых
в сферу культуры, развитие государственно-частного партнерства;
создание
инновационных механизмов сохранения, использования, популяризации и
вовлечения объектов культурного наследия в хозяйственный оборот;
создание
условий для развития многофункциональных центров развития культуры, придание
нового современного облика учреждениям культуры;
оптимизация и
повышение эффективности бюджетных расходов в сфере культуры, внедрение
современных подходов бюджетного планирования, контроля;
повышение
качества финансового управления в сфере культуры, в т. ч. путем
совершенствования системы государственных закупок;
содействие
развитию механизмов поддержки негосударственных организаций малого и среднего
бизнеса в сфере культуры;
реализация
комплекса мер по развитию туристской привлекательности региона.
Решение задач и
достижение главной цели Госпрограммы позволит к 2020 году достигнуть
следующих основных результатов:
укрепление
единого культурного пространства Тамбовской области как исторического
региона, а также духовного единства и социальной стабильности Тамбовской
области;
утверждение
приоритетной роли государственной культурной политики для формирования
мировоззрения, общественного сознания, поведенческих образцов и норм,
скрепляющих нацию и единство исторического процесса на основе широкого
использования таких инструментов как кино, «Интернет», литература;
укрепление
межнационального согласия на основе единых культурных ценностей;
перевод
отраслей культуры и туризма на инновационный путь развития, превращение их в
наиболее современные и привлекательные сферы общественной деятельности;
широкое
внедрение информационных технологий в сферу культуры;
повышение
качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных
средств;
достижение
необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования
отраслей;
принятие законов,
обеспечивающих деятельность отраслей;
выравнивание
уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо
от размера доходов, социального статуса и места проживания;
преодоление
диспропорций, вызванных разной степенью обеспеченности населения учреждениями
культуры и туризма в городах и сельской местности;
формирование
культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества,
повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры;
создание
доступных условий для участия всего населения в культурной жизни, а также
привлечения детей, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и ветеранов в
активную социокультурную деятельность;
создание
благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания
населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развитие
самодеятельного художественного творчества;
обеспечение
широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к
региональным, национальным и мировым культурным ценностям через формирование
публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов;
значительное
увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой
поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов;
оптимизация и модернизация
сети государственных и муниципальных учреждений культуры в регионе, создание
условий, обеспечивающих равный и свободный доступ населения ко всему спектру
культурных благ;
качественное
изменение подходов к оказанию услуг и выполнению работ в сфере культуры, а
также к развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня
персонала, укреплению кадрового потенциала отрасли;
преодоление
значительного отставания учреждений культуры в использовании современных
информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в
развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь
обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев, библиотек и
архивов;
увеличение
объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферы культуры и туризма;
повышение
эффективности управления отраслями культуры и туризма на всех уровнях;
осуществление
комплексного решения задач реализации государственной политики в областях
культуры и туризма в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и
участников культурного процесса, включая общественные и иные
негосударственные организации;
обеспечение
поддержки инновационных и инвестиционных проектов, использование современных
управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений
культуры и туризма;
развитие
системы социальной поддержки работников сферы культуры, совершенствование
системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области культуры;
увеличение
числа вновь созданных предприятий сферы туризма различной направленности;
увеличение
объема туристского потока;
укрепление
имиджа Тамбовской области как региона с высоким уровнем культуры,
благоприятным для туризма.
Решению проблем
в сфере музейного дела будет способствовать проведение ежегодного областного
конкурса «Тамбовские музеи в современной образовательной и культурной жизни
региона».
Архивам
предстоит выполнить задачу создания электронного архива и оцифровки описей.
Повышение
активности работы отделов внестационарного
обслуживания и автоклубов позволит повысить число посетителей
культурно-досуговых учреждений.
В целях
повышения доступности услуг, оказываемых театрально-концертными
организациями, планируется расширение географии их гастрольных маршрутов на
территории области с показом высокопрофессиональных программ, в т. ч. для
жителей самых отдаленных населенных пунктов.
Ежегодно будет
увеличиваться процент охвата детей, привлеченных к занятиям творчеством.
Одной из
первоочередных задач финансового менеджмента в сфере культуры останется поэтапное
повышение заработной платы работникам учреждений культуры.
Предусматриваются
ежегодные стимулирующие выплаты молодым специалистам, осуществляющим инновационно-экспериментальные проекты в муниципальных
учреждениях культуры, прежде всего в сельской местности. Ежегодную
материальную поддержку будут получать 100 лучших работников культуры, архивов
и педагогов дополнительного образования.
Продолжится грантовая поддержка государственных театральных и
концертных коллективов.
В целях
преодоления дефицита специалистов кадровый менеджмент займет особое место в
современных технологиях управления в сфере культуры.
Продолжится
модернизация учреждений культуры села, в т. ч. обновление
материально-технической базы, специального оборудования. Будут выделены
средства на приобретение автоклубов и библиобусов,
а также музыкальных инструментов для учреждений культуры, непосредственно
работающих с детьми.
Планируется
довести уровень информатизации учреждений культуры региона до 100%, в т. ч.
по подключению к сети «Интернет».
С целью
реализации правового просвещения в дистанционном режиме продолжится оснащение
муниципальных библиотек средствами телефонии (веб-камерами).
Материальная
поддержка будет оказываться на конкурсной основе лучшим муниципальным
учреждениям культуры.
В сфере туризма
планируется создание и развитие туристско-рекреационных кластеров
«Рахманиновский», «Центральный», «Северный» и «Мичуринский», создание сети
туристско-информационных центров, учреждение областного конкурса проектов в
сфере событийного туризма среди муниципальных образований области, проведение
конкурса на лучшую гостиницу области. Продолжится работа над модернизацией и
совершенствованием информационно-туристского портала Тамбовской области.
Тесная
взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами,
происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода
необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
4. Обобщенная характеристика подпрограмм, мероприятий и
ведомственных целевых программ Госпрограммы
В рамках
Госпрограммы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ. При
этом предполагается реализация тринадцати основных мероприятий, выделенных в
структуре подпрограмм «Наследие», «Искусство», «Развитие туризма» и
«Обеспечение условий реализации Госпрограммы».
Для решения
задач, связанных с сохранением, пополнением и использованием культурного и
исторического наследия Тамбовской области, обеспечением равного доступа
населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитием и
реализацией культурного и духовного потенциала каждой личности,
предусматривается реализация подпрограмм «Наследие» и «Искусство».
Подпрограмма
«Наследие» включает следующие основные мероприятия:
сохранение,
использование, популяризация исторического и культурного наследия;
развитие
библиотечного дела;
развитие
музейного дела;
развитие
архивного дела;
поддержка
творческих инициатив учреждений, организаций и работников в сфере культуры;
организация и
проведение мероприятий, а также работ по строительству, реконструкции,
реставрации, ремонту объектов историко-культурного наследия.
Подпрограмму
«Искусство» составляют следующие основные мероприятия:
сохранение и
развитие исполнительских искусств;
сохранение и
развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия
населения области.
поддержка
творческих коллективов и работников в сфере искусства;
реализация
мероприятий в сфере искусства.
Подпрограмма
«Развитие туризма» включает следующие основные мероприятия:
развитие
туризма в Тамбовской области;
реализация
инвестиционных проектов в сфере туризма.
Подпрограмма
«Обеспечение условий реализации Госпрограммы» включает основное мероприятие:
развитие
системы управления в сфере культуры и туризма.
Реализация
подпрограммы «Обеспечение условий реализации Госпрограммы» способствует также
решению задач остальных подпрограмм. Решение задач в рамках Госпрограммы
будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено
в приложениях № 2 и 2а к Госпрограмме.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий в
рамках реализации Госпрограммы
В рамках
реализации Госпрограммы планируется оказание государственными учреждениями
культуры следующих государственных услуг (выполнение работ):
осуществление
библиотечного обслуживания населения в областных государственных библиотеках;
осуществление
театрально-концертного обслуживания в организациях исполнительского
искусства;
проведение
государственной историко-культурной экспертизы;
предоставление
информации из архивного фонда;
хранение,
изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;
обеспечение
сохранности, хранение и учет областного фильмофонда;
хранение и
комплектование библиотечных фондов;
хранение,
изучение и обеспечение сохранности музейных предметов и музейных коллекций;
сохранение,
изучение и популяризация народного творчества, любительского искусства,
самодеятельного художественного творчества;
сохранение,
изучение и популяризация объектов историко-культурного наследия (памятников
истории и культуры), расположенных на территории области;
хранение,
комплектование и учет архивного фонда.
Прогноз сводных
показателей государственных заданий на оказание государственных услуг
(выполнение работ) государственными учреждениями Тамбовской области по
Госпрограмме приведен в приложении № 3 к Госпрограмме.
6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для
реализации Госпрограммы
Реализация
мероприятий Госпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета,
бюджета Тамбовской области, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Внебюджетными источниками являются средства, привлекаемые областными
государственными бюджетными и автономными учреждениями от оказания платных
услуг (работ), за счет прочих безвозмездных поступлений, а также за счет
средств, поступающих от сдачи в аренду имущества.
В соответствии
с бюджетом действующих расходных обязательств общий объем финансирования
Госпрограммы из всех источников предусматривается в размере 9386350,1 тыс.
рублей, в том числе: (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской
области от
29.11.2017 № 1170; от
28.12.2017 № 1347)
2014 год –
1120938,9 тыс. рублей;
2015 год –
925048,6 тыс. рублей;
2016 год –
1206943,1 тыс. рублей;
2017 год – 1605522,2
тыс. рублей; (В редакции Постановлений Администрации
Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170; от
28.12.2017 № 1347)
2018 год –
1558432,7 тыс. рублей; (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170)
2019 год –
1604290,4 тыс. рублей; (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170)
2020 год –
1365174,2 тыс. рублей. (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170)
Общий объем
бюджетных ассигнований федерального бюджета предусматривается в размере 864723,2
тыс. рублей, в том числе: (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
28.12.2017 № 1347)
2014 год –
173396,4 тыс. рублей;
2015 год –
61061,4 тыс. рублей;
2016 год –
148642,5 тыс. рублей;
2017 год – 107084,7
тыс. рублей; (В редакции Постановления Администрации
Тамбовской области от
28.12.2017 № 1347)
2018 год –
110734,1 тыс. рублей;
2019 год –
78134,1 тыс. рублей;
2020 год –
185670,0 тыс. рублей.
Объем бюджетных
ассигнований бюджета Тамбовской области предусматривается в размере 5464683,8
тыс. рублей, в том числе: (В редакции Постановлений
Администрации Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170; от
28.12.2017 № 1347)
2014 год –
760366,6 тыс. рублей;
2015 год –
673631,9 тыс. рублей;
2016 год –
834459,3 тыс. рублей;
2017 год – 1124475,9
тыс. рублей; (В редакции Постановлений Администрации
Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170; от
28.12.2017 № 1347)
2018 год –
825481,6 тыс. рублей;
2019 год –
811688,3 тыс. рублей;
2020 год –
434580,2 тыс. рублей. (В редакции Постановления Администрации
Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170)
В том числе в
рамках реализации областной инвестиционной программы предусматривается объем
бюджетных ассигнований 1307914,7 тыс. рублей, в том числе: (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от
28.12.2017 № 1347)
2014 год –
115288,7 тыс. рублей;
2015 год –
132917,3 тыс. рублей;
2016 год –
70920,7 тыс. рублей;
2017 год – 270703,2
тыс. рублей; (В редакции Постановления Администрации
Тамбовской области от
28.12.2017 № 1347)
2018 год –
390000,0 тыс. рублей;
2019 год –
328084,8 тыс. рублей;
Объем бюджетных
ассигнований местных бюджетов предусматривается в размере 6274,0 тыс. рублей,
в том числе: (В редакции Постановлений Администрации
Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170; от
28.12.2017 № 1347)
2014 год –
2464,1 тыс. рублей;
2015 год – 53,0
тыс. рублей;
2016 год –
1511,3 тыс. рублей;
2017 год – 2245,6
тыс. рублей. (В редакции Постановлений Администрации
Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170; от
28.12.2017 № 1347)
Объем
финансирования мероприятий Госпрограммы из внебюджетных средств
предусматривается в размере 3050669,1 тыс. рублей, в том числе: (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170; от
28.12.2017 № 1347)
2014 год –
184711,8 тыс. рублей;
2015 год –
190302,3 тыс. рублей;
2016 год –
222330,0 тыс. рублей;
2017 год – 371716,0
тыс. рублей; (В редакции Постановлений Администрации
Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170; от
28.12.2017 № 1347)
2018 год –
622217,0 тыс. рублей; (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170)
2019 год –
714468,0 тыс. рублей; (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170)
2020 год –
744924,0 тыс. рублей. (В редакции Постановления
Администрации Тамбовской области от
29.11.2017 № 1170)
Объем
финансовых ресурсов из средств бюджета Тамбовской области на реализацию
мероприятий Госпрограммы подлежит уточнению при формировании проектов бюджета
Тамбовской области на очередной финансовой год и плановый период в
установленном порядке.
Ресурсное
обеспечение реализации Госпрограммы за счет всех источников финансирования
представлено в приложении № 4 к Госпрограмме.
(Раздел 6 в
редакции Постановления Администрации Тамбовской области от
19.09.2017 № 906)
7. Механизмы реализации
Госпрограммы
Механизмами реализации Госпрограммы являются:
комплексность,
интеграция и привлечение внешних ресурсов. Цель Госпрограммы предполагается к
достижению через всю сеть учреждений культуры и туризма, расположенных в
Тамбовской области и предоставляющих услуги в сфере культуры (независимо от
ведомственной принадлежности и форм собственности). Такой подход позволяет
поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы,
обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для
развития культуры и туризма;
оказание
населению различных услуг предприятиями сферы туризма: туроператорские,
турагентские, досуговые, оздоровительные и т. п.;
взаимодействие
с потребителями услуг в сферах культуры и туризма. Мероприятия Госпрограммы
должны способствовать улучшению качества услуг, предоставляемых учреждениями
культуры и туризма, и их востребованности населением области;
опора на лучшую
профессиональную практику. Ключевым принципом реализации Госпрограммы станет опора
на профессионализм работников отраслей;
финансовые
стимулы. Новые финансово-экономические механизмы, устанавливающие зависимость
объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг,
предоставляющие учреждениям культуры больше самостоятельности в
финансово-экономической сфере, обеспечат рациональное и справедливое
распределение финансового ресурса, стимулируют рост качества оказываемых
услуг и эффективности деятельности учреждений культуры;
развитие
обратной связи. Широкое использование инструментов объективного,
независимого, прозрачного контроля качества оказываемых услуг в сочетании с
расширением общественного участия в управлении даст возможность жителям
Тамбовской области значительно улучшить работу сфер культуры и туризма. В комплексную
систему оценки качества работы учреждений культуры и туризма войдут
социологические исследования и мониторинг востребованности услуг учреждений
культуры и туризма, инструменты информационной прозрачности (сайты, публичные
доклады).
Госпрограмма
предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию
закрепленных за ними мероприятий.
Для единого
подхода к выполнению всего комплекса мероприятий Госпрограммы,
целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных
на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между исполнителями
Госпрограммы.
Ответственный
исполнитель:
организует
реализацию Госпрограммы, вносит предложения о внесении изменений в
Госпрограмму и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов)
Госпрограммы, а также конечных результатов ее реализации;
в соответствии
с требованиями постановления администрации области от
28.09.2012 № 1177 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и
реализации государственных программ Тамбовской области» представляет в
управление экономической политики администрации области сведения, необходимые
для проведения мониторинга и оценки эффективности Госпрограммы:
запрашивает у
соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки
годового отчета о ходе реализации Госпрограммы (далее – годовой отчет);
готовит годовой
отчет и представляет его в управление экономической политики администрации
области.
Соисполнитель:
осуществляет
реализацию мероприятий Госпрограммы и основных мероприятий, в отношении
которых он является соисполнителем, вносит ответственному исполнителю
предложения о необходимости внесения изменений в Госпрограмму;
представляет
ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга
(за полугодие в срок до 10 июля) и подготовки годового отчета, в срок до 10
февраля года, следующего за отчетным;
представляет
ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки годового
отчета.
Внесение
изменений в Госпрограмму осуществляется по инициативе ответственного
исполнителя либо во исполнение поручений администрации области, в том числе с
учетом результатов оценки эффективности реализации Госпрограммы.
Ответственный
исполнитель размещает на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о
Госпрограмме, ходе ее реализации, достижении значений показателей
(индикаторов) Госпрограммы, степени выполнения мероприятий Госпрограммы.
Приобретение
материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных
нужд осуществляется на основании законодательства в данной сфере.
Исполнители
мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их
выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в
соответствии с действующим законодательством.
При реализации подпрограмм и мероприятий
Госпрограммы планируется предоставление субсидий, субвенций и иных
межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.
Методика распределения субсидий бюджетам
муниципальных районов Тамбовской области на обеспечение стимулирующих выплат
молодым специалистам, осуществляющим инновационно-экспериментальные
проекты в муниципальных учреждениях культуры, расположенных в сельской
местности, рабочих поселках (поселках городского типа), представлена в
приложении № 9 к Госпрограмме.
Методика
распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов
Тамбовской области на обеспечение единовременных стимулирующих выплат лучшим
работникам муниципальных учреждений культуры представлена в приложении № 10 к
Госпрограмме.
Методика
распределения субсидий бюджетам муниципальных
районов и городских округов Тамбовской области на обеспечение материальной
поддержки лучшим муниципальным учреждениям культуры представлена в приложении
№ 11 к Госпрограмме.
Методика определения объемов субвенций для исполнения
отдельных государственных полномочий Тамбовской области по хранению,
комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципальных
образований, представлена в приложении № 12 к
Госпрограмме.
Методика распределения субсидий муниципальным районам и
городским округам Тамбовской области на поддержку отрасли культуры
представлена в приложении № 13 к Госпрограмме. (В
редакции Постановления Администрации Тамбовской области от
19.05.2017 № 467)
Методика распределения субсидий бюджетам городских округов
Тамбовской области на поддержку творческой деятельности муниципальных театров
в городах с численностью населения до 300 тыс. человек представлена в
приложении № 14 к Госпрограмме. (В редакции
Постановления Администрации Тамбовской области от
19.05.2017 № 467)
Строительство
(реконструкция) объектов культуры осуществляется в рамках областной адресной
инвестиционной программы. Включение объектов в областную адресную
инвестиционную программу осуществляется в соответствии с Положением о порядке
формирования и реализации областной адресной инвестиционной программы.
(Дополнен - Постановление Администрации Тамбовской области от
03.08.2016 № 882)
В
рамках областной адресной инвестиционной программы предусматривается
предоставление бюджетных инвестиций на проектирование и строительство (реконструкцию)
объектов государственной собственности Тамбовской области и предоставление
субсидий из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных образований на софинансирование объектов муниципальной собственности,
бюджетных инвестиций, которые осуществляются из местных бюджетов на основании
муниципальных программ. (Дополнен - Постановление Администрации Тамбовской
области от
03.08.2016 № 882)
Уровень
софинансирования расходного обязательства
муниципального образования по созданию объектов муниципальной собственности
за счет средств бюджета Тамбовской области не может превышать 99 процентов за
каждый из годов их реализации. (Дополнен - Постановление Администрации
Тамбовской области от
03.08.2016 № 882)
Предоставление
бюджетных инвестиций, предоставление субсидий муниципальным образованиям
осуществляется в порядках, утвержденных администрацией области. (Дополнен -
Постановление Администрации Тамбовской области от
03.08.2016 № 882)
Методика
распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов
Тамбовской области на повышение оплаты труда работников учреждений культуры в
соответствии с указами Президента Российской Федерации представлена в
приложении № 15 к Госпрограмме. (Дополнен - Постановление Администрации
Тамбовской области от
29.09.2016 № 1128)
Методика
распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов
Тамбовской области на обеспечение развития и укрепления
материально-технической базы муниципальных домов культуры представлена в
приложении № 16 к Госпрограмме. (Дополнен - Постановление Администрации
Тамбовской области от
19.05.2017 № 467)
|