Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 11.03.2016 № 230

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

11.03.2016

г. Тамбов

№ 230

 

О внесении изменений в постановление администрации области от 20.06.2013 № 642 «Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Развитие культуры» на 2014-2020 годы»

 

Администрация области постановляет:

1. Внести в постановление администрации области от 20.06.2013 № 642 «Об утверждении государственной программы Тамбовской области «Развитие культуры» на 2014-2020 годы» (в редакции от 16.09.2015), (далее – постановление) следующее изменение:

в наименовании и пункте 1 постановления слова «Развитие культуры» заменить словами «Развитие культуры и туризма»;

внести в государственную программу Тамбовской области «Развитие культуры» на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением, изменения, изложив ее в редакции согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru).

 

 

Первый зам. главы администрации

 

области

А.Н.Ганов

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

к постановлению администрации области

 

от 11.03.2016 № 230

 

 

УТВЕРЖДЕНА

 

постановлением администрации области

 

от 20.06.2013 № 642

 

Государственная программа Тамбовской области

«Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы

(далее – Госпрограмма)

 

Паспорт Госпрограммы

 

Ответственный исполнитель Госпрограммы

Управление культуры и архивного дела области

Соисполнитель Госпрограммы

Управление строительства и инвестиций области; Управление по физической культуре и спорту области;

Управление по государственной охране объектов культурного наследия области

Подпрограммы Госпрограммы

«Наследие» (приложение № 5);

«Искусство» (приложение № 6);

«Развитие туризма» (приложение № 7);

«Обеспечение условий реализации Госпрограммы» (приложение № 8)

Цель Госпрограммы

Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала Тамбовской области, а также развитие туризма для приобщения граждан к региональному культурному и природному наследию

Задачи Госпрограммы

Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Тамбовской области, обеспечение равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности;

повышение качества и доступности услуг в сфере туризма;

создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма Тамбовской области

Целевые индикаторы и показатели Госпрограммы, их значения на последний год реализации

Прирост количества посещений учреждений культуры по отношению к уровню 2012 года – 134,6%;

доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения – 37%;

прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом – 25%;

прирост числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году – 9%;

повышение уровня удовлетворенности жителей области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры – 95%;

уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления туристских услуг (2020 год – 90%);

отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в Тамбовской области – 100%;

количество стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства – 120 человек;

увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры по сравнению с 2012 годом – 40%;

прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения по отношению к 2012 году (2020 год – 147%);

Сроки и этапы реализации Госпрограммы

Госпрограмма реализуется в три этапа:

I этап – 2014-2015 годы;

II этап – 2016-2018 годы;

III этап – 2019-2020 годы

Объемы и источники финансирования Госпрограммы

Общие затраты на реализацию Госпрограммы в 2014-2020 годах за счет всех источников финансирования – 7418132,2 тыс. руб.:

2014 год – 1120938,9 тыс. руб.;

2015 год – 925048,6 тыс. руб.;

2016 год – 1364405,2 тыс. руб.;

2017 год – 832713,3 тыс. руб.;

2018 год – 989987,6 тыс. руб.;

2019 год – 1088076,1 тыс. руб.;

2020 год – 1096962,5 тыс. руб.;

в том числе:

федеральный бюджет – 662264,4 тыс. руб.:

2014 год – 173396,4 тыс. руб.;

2015 год – 61061,4 тыс. руб.;

2016 год – 405126,6 тыс. руб.;

2017 год – 5670,0 тыс. руб.;

2018 год – 5670,0 тыс. руб.;

2019 год – 5670,0 тыс. руб.;

2020 год – 5670,0 тыс. руб.;

бюджет Тамбовской области – 3956137,7 тыс. руб., в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы – 450366,0 тыс. руб.;

2014 год – 760366,6 тыс. руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы – 115288,7 тыс. руб.;

2015 год – 673631,9 тыс. руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы – 132917,3 тыс. руб.;

2016 год – 736625,2 тыс. руб.;

в том числе объемы финансирования, предусмотренные в лимитах областной адресной инвестиционной программы – 202160,0 тыс. руб.;

2017 год – 446378,5 тыс. руб.;

2018 год – 446378,5 тыс. руб.;

2019 год – 446378,5 тыс. руб.;

2020 год – 446378,5 тыс. руб.;

местный бюджет – 2647,1 тыс. руб.:

2014 год – 2464,1 тыс. руб.;

2015 год – 53,0 тыс. руб.;

2016 год – 130,0 тыс. руб.;

внебюджетные источники – 2797083,0 тыс. руб.:

2014 год – 184711,8 тыс. руб.;

2015 год – 190302,3 тыс. руб.;

2016 год – 222523,4 тыс. руб.;

2017 год – 380664,8 тыс. руб.;

2018 год – 537939,1 тыс. руб.;

2019 год – 636027,6 тыс. руб.;

2020 год – 644914,0 тыс. руб.

 

1. Общая характеристика сферы реализации Госпрограммы

 

В условиях новой общественной системы кардинально изменилось отношение к культуре, получившей признание в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического становления и гуманизации общества, творческой самореализации личности, организации духовной жизни народа. Осознана роль культуры в формировании образа жизни и определении качества жизни.

Ключевым понятием современного общества стала культурная среда, представляющая собой не отдельную область государственного регулирования, а сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.

Тамбовская область обладает развитой культурной средой, значительным культурным потенциалом, который вместе с тем до сих пор используется не в полной мере. Следует отметить, что в последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 1990 годы. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, угрозами национальной безопасности в области культуры являются размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

На фоне неизбежных противоречий общественной жизни в период ее трансформации необходимо укреплять сеть существующих учреждений культуры и художественного образования региона, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие региональной культуры и духовно-нравственных ценностей, в конечном счете определяя лицо того общества, в котором предстоит жить человечеству.

Тамбовская область – одна из наиболее развитых и интересных в культурном отношении областей России. Об этом свидетельствуют как количественные, так и качественные показатели культурной жизни региона, обладающего бесспорными достижениями в различных областях профессионального и самодеятельного творчества, признанными и на Тамбовщине, и за ее пределами.

Отрасль культуры Тамбовщины включает в себя сферы библиотечного, музейного, архивного и клубного дела, театральную и музыкальную, современное изобразительное искусство, кино, творческие союзы, памятники истории и культуры. Реализацию конституционного права жителей области «на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» обеспечивает развитая сеть общедоступных учреждений культуры, искусства и архивов области.

В настоящее время инфраструктуру сферы культуры Тамбовского региона составляет 1191 организация различной подчиненности, включая юридические лица и филиалы, из них: 547 библиотек, 32 музея, 32 архива, 516 учреждений культурно-досугового типа, 7 театрально-концертных, 52 образовательных (в т. ч. 16 филиалов), 2 парка культуры и отдыха, 3 центра. В культурно-досуговых учреждениях функционируют 42 киновидеоустановки.

Общая численность работающих в отрасли, включая архивы, составляет более 7,2 тыс. чел., из которых около 1,7 тыс. трудятся в областных учреждениях.

Тамбовская область обладает богатейшим историко-культурным наследием. В регионе представлены практически все пласты культурного наследия, характерные для центрального региона России. Археологические памятники: от мезолита до позднего средневековья, памятники военно-оборонительного характера XVII в., деревянное зодчество, усадебные ансамбли XVIII – начала XX в.в., памятники истории, связанные с именами видных деятелей Российского государства, науки и культуры.

Вместе с тем, многие проблемы сферы культуры Тамбовской области пока остаются нерешенными.

Несовершенна инфраструктура отрасли культуры. В 50% муниципальных образований области отсутствуют краеведческие музеи. Отсутствуют музеи-заповедники, государственные и муниципальные кинотеатры.

Наблюдается значительное сокращение сети культурно-досуговых учреждений, вследствие чего доступность культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений значительно снизилась. За последние четыре года число библиотек сократилось с 569 до 544, культурно-досуговых учреждений с 560 до 516.

В среднем по области уровень фактической обеспеченности культурно-досуговыми учреждениями составляет 89,9%, муниципальными библиотеками – 97%.

Демографическая ситуация в регионе обусловила ежегодное снижение количества пользователей библиотек в среднем по области на 4,1% или около 24 тыс. чел. Отрицательно сказывается на библиотечном обслуживании отдаленных населенных пунктов и отсутствие библиобусов. Процент охвата населения области библиотечным обслуживанием понижается и в 2012 году составил 48,8%.

Сокращение численности населения отразилось и на показателях работы культурно-досуговых учреждений. В течение 2008-2012 годов ежегодно число клубных формирований в среднем уменьшалось на 100, а число участников в них – на 1000 человек.

На 01.01.2013 доля объектов культурного наследия Тамбовской области, находящихся в удовлетворительном техническом состоянии, составляет всего 31% от общего числа памятников федерального и регионального значения, расположенных на территории региона.

Крайне неудовлетворительным остается состояние зданий и материально-технической оснащенности большинства учреждений культуры, находящихся в ведении муниципальных образований области.

16,2% учреждений испытывают потребность в капитальном ремонте. Здания 5 клубных учреждений находятся в аварийном состоянии.

9,4% учреждений испытывают потребность в приобретении транспортных средств (в т. ч. 23 библиобуса и 37 автоклубов).

Для построения новых экспозиций не хватает музейного оборудования в государственных и муниципальных музеях.

Не в полном объеме обеспечивается финансирование реставрационных работ музейных предметов. В 2009 году реставрация музейных предметов была выполнена на 0,6% от необходимой потребности, в 2010 году – на 0,6%, в 2011 году – на 1,3%, в 2012 году – на 0,9%. Совсем не коснулась реставрация музейных предметов в муниципальных музеях. Поэтому серьезной проблемой является отсутствие в Тамбовской области собственной базы по реставрации музейных предметов.

Наболевшей проблемой является высокая степень износа (в среднем по области 83,4%) парков музыкальных инструментов, компьютеров, оргтехники, кино-, видео- и аудиооборудования, транспорта. Средств на их обновление недостаточно.

Оснащенность культурно-досуговых учреждений музыкальными инструментами недостаточна – в среднем на 1 клуб приходится 1,9 инструмента. Более 2 тыс. музыкальных инструментов (или 63% от общего их числа), которыми оснащены клубные и образовательные учреждения культуры и искусства, находятся в эксплуатации по истечении срока полезного использования.

Острая нехватка сценических площадок, находящихся в муниципальной собственности и имеющих все необходимые условия для показа спектаклей, а также недостаточное финансирование гастрольной деятельности, не позволяет областным театрам эффективно доносить театральное искусство до самых далеких уголков Тамбовской области.

Среди главных причин устаревания материально-технической базы учреждений культуры и утечки высококвалифицированных кадров – недофинансирование отрасли. Крайне низкое финансирование муниципальных библиотек сказывается на отсутствии современного компьютерного оборудования и качественного комплектования, растет изношенность основных книжных фондов. Число библиотек, имеющих компьютеры, в 2009 году составляло 128, в 2010 году – 133, в 2011 году – 139, в 2012 году – 154.

Уровень оплаты труда работников культуры остается недостаточным. Особенно острая ситуация наблюдается в учреждениях, расположенных в сельской местности. Средняя зарплата в учреждениях культуры составляет 10,0 тыс. рублей или 59,5% от средней зарплаты по экономике региона.

На сегодняшний день большинство муниципальных учреждений культуры региона испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, обусловленный низким общественным престижем профессий клубного, библиотечного и музейного работников, низким уровнем оплаты труда. Уход специалистов из сферы культуры и слабый приток молодежи снижают эффективность работы. В большинстве учреждений культуры наблюдается ярко выраженная тенденция старения кадров, низкий процент работников с высшим образованием.

Модернизация сферы культуры должна коснуться всех направлений, начиная от кадровой политики и заканчивая укреплением материальной базы и реализацией новых творческих инициатив.

Безусловной составляющей повышения конкурентоспособности культуры Тамбовской области на внутреннем и внешних рынках является повышение качества культурных благ и услуг, обеспечение их необходимого многообразия. Решение этой задачи на современном этапе экономического развития общества во многом зависит от обеспеченности организаций культуры современным оборудованием и развития информационных технологий в сфере культуры.

Многообразие и тесная взаимосвязь отдельных направлений культурной деятельности требует широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов сферы культуры, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью задач.

Требуется переход к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную и театральную деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала Тамбовщины в сфере культуры, в т. ч. для формирования положительного образа Тамбовщины, как в ее границах, так и за рубежом.

Наряду со сферой культуры еще одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения, является туризм.

Сфера туризма охватывает въездной и внутренний туризм и опирается на существующие и развивающиеся туристские возможности региона, являющиеся потенциалом для обеспечения качественного и разнопланового отдыха, пропаганды здорового образа жизни.

Тамбовская область в настоящее время не входит в число регионов с традиционно развитым туристским сектором, не сформирован положительный имидж области как туристического региона. Вместе с тем она обладает многими перспективными возможностями развития различных видов туризма.

Туризм представляет собой отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить рентабельное использование и валоризацию ресурсов историко-культурного и природного наследия, традиций.

В рамках развития туристской индустрии области могут создаваться самые разнообразные продукты, базирующиеся на различных особенностях территорий, где они реализуются, на различных сочетаниях товаров и услуг, представляемых клиентам. Поэтому в пределах региона можно создать весьма широкий ассортимент туристских продуктов, каждый из которых будет ориентирован на свою целевую аудиторию потребителей.

В настоящее время инфраструктура туризма региона находится в стадии развития.

Одни виды туризма требуют дорогостоящей и высокоорганизованной туристской инфраструктуры, высокого качества услуг, другие могут развиваться в условиях практически полного их отсутствия. Но и в одном и в другом случаях туризм рассматривается как сфера экономической деятельности, способная дать стимул в развитии экономики области и создать условия для ее роста.

На туристском рынке региона туроператорскую и турагентскую деятельность осуществляют 55 компаний, включая 2 туроператора и 53 туристические агентства.

На территории области работают 67 коллективных средств размещения с количеством койко-мест 9803 единицы. Открыты 15 крупных торгово-развлекательных и досуговых комплексов, широко развита структура пунктов общественного питания.

Санаторно-оздоровительный комплекс Тамбовской области представлен 19 предприятиями, из них: базы отдыха – 11 единиц, санатории – 8 единиц.

Выбор туризма как одного из видов отраслевой специализации экономики региона, определяется не только наличием уникального комплекса туристских ресурсов, но и условиями наиболее эффективного использования совокупного производственного и социокультурного потенциала территории при сохранении экологического и культурного наследия и равновесия.

Включение области в региональный, федеральный и международный туристские рынки требует не только материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и четкого представления о принципах деловой стратегии, характере и особенностях формирования сети туристских объектов. Необходима разработка моделей наиболее перспективных предприятий турбизнеса с представлением их экономических характеристик, определение туризма как фактора сохранения и возрождения уникальных исторических и природных территорий, активизация экономики области.

Популяризация экскурсионных туров по культурно-познавательным маршрутам будет способствовать повышению образовательного и культурного уровня населения России, уважения к своей национальной культуре и традициям, развитию патриотического и интернационального воспитания молодого поколения страны, пробуждению у людей чувства национального самосознания.

В современной экономике развитие туризма во многом зависит от создания и развития наиболее конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров, использующих не только природные и культурно-исторические ресурсы, но и специализированную инфраструктуру, профессиональные кадры, образовательные и научно-производственные центры, сферу развлечений и анимации и др.

Кластерная система способствует увеличению туристического потока и туристской привлекательности муниципальных образований области, развитию туристской инфраструктуры, образованию новых рабочих мест.

В целях увеличения информационного обеспечения и создания комфортной информационной среды в сфере туризма и туристской деятельности на территории области должна быть создана сеть туристско-информационных центров, как инструмента взаимодействия всех участников туристского рынка, способствующего развитию туристского потенциала региона.

Реализация Госпрограммы сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.

К числу частично управляемых рисков относится дефицит в отрасли культуры высококвалифицированных кадров для внедрения программно-целевых методов и механизмов управления, ориентированных на результат на региональном и местном уровнях.

Основными неуправляемыми рисками являются растущая нестабильность и неопределенность в мировой экономике.

 

2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации Госпрограммы, цель, задачи, сроки и этапы реализации Госпрограммы

 

2.1. Приоритеты региональной государственной политики

в сфере реализации Госпрограммы

 

Приоритеты региональной государственной политики в сфере культуры и туризма установлены следующими стратегическими документами и нормативными правовыми актами:

Российской Федерации:

Законом Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ;

Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212);

Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761);

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683);

Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644);

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295);

Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 317);

Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы (одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1244-р);

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);

Концепцией развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1019-р);

Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 1540-р);

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р);

Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р);

Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р);

Концепцией сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы (утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008 № 267);

указами и поручениями Президента Российской Федерации по вопросам культуры;

Тамбовской области:

Законом области от 21.06.1996 № 67-З «О библиотечном деле в Тамбовской области»;

Законом области от 25.04.2003 № 119-З «О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области»;

Законом области от 23.06.2006 № 54-З «Об Архивном фонде Тамбовской области»;

Законом области от 03.05.2007 № 191-З «О молодежной политике в Тамбовской области»;

Законом области от 09.11.2009 № 576-З «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей»;

Законом области от 01.07.2011 № 31-З «О туризме в Тамбовской области»;

Законом области от 01.10.2013 № 321-З «Об образовании в Тамбовской области»;

Законом области от 04.12.2013 № 347-З «О Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года»;

Законом области от 05.10.2015 № 572-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Тамбовской области»;

постановлением администрации области от 06.07.2010 № 794 «Об обязательном экземпляре Тамбовской области»;

постановлением администрации области от 28.10.2011 № 1481 «Об организации центров общественного доступа к официальным сайтам органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронном виде, и об организации регионального центра телефонного обслуживания граждан и организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Стратегией действий в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы (утвержденной постановлением администрации области от 27.11.2012 № 1471);

постановлением администрации области от 16.10.2014 № 1247 «Об организации доступа к информации о деятельности органов государственной власти Тамбовской области».

Реализация положений вышеперечисленных стратегических документов и нормативных правовых актов позволила наметить пути решения многих проблем сферы культуры и туризма и решить некоторые из них.

Реализация Госпрограммы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:

укрепление единого культурного пространства Тамбовской области на основе духовно-нравственных ценностей и исторических традиций;

сохранение культурного и духовного наследия, самобытных традиций региона как национального богатства и основы единства общества;

обеспечение максимальной доступности для широких слоев населения лучших образцов культуры и искусства;

создание условий для творческой самореализации граждан, культурно-просветительской деятельности, организации внешкольного художественного образования и культурного досуга;

продвижение в культурном пространстве региона нравственных ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности;

обеспечение инновационного развития отраслей культуры и туризма, вывод их на лидирующие позиции в области применения современных технологий;

усиление присутствия учреждений культуры в цифровой среде, создание необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности в сферах культуры и туризма;

укрепление позиций государства в сфере культуры;

совершенствование организационных и правовых механизмов, оптимизация деятельности организаций и учреждений, развитие государственно-частного партнерства, государственное поощрение меценатства, спонсорства и благотворительности;

повышение роли государственно-общественного партнерства в развитии сфер культуры и туризма;

предотвращение противоправных посягательств на объекты культурного наследия;

укрепление имиджа региона с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой;

укрепление материально-технической базы учреждений культуры;

повышение социального статуса работников культуры (уровень доходов, общественное признание);

развитие системы подготовки кадров;

создание самобытных туристических кластеров и брендов;

создание на территории области конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, расширение видов и повышение качества туристских услуг, повышение информированности граждан о возможностях и преимуществах регионального туристского продукта.

Приоритеты деятельности в отдельных секторах сферы культуры и туризма описаны в соответствующих подпрограммах Госпрограммы.

Цели и задачи Госпрограммы взаимосвязаны с целями и задачами ряда государственных программ Тамбовской области, перечень которых утвержден распоряжением администрации области от 09.12.2015 № 615-р, в первую очередь:

государственной программы Тамбовской области «Доступная среда» на 2011-2015 годы – в части реализации комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, лиц с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия и услугам учреждений культуры;

государственной программы Тамбовской области «Развитие институтов гражданского общества» на 2014-2020 годы – в части создания механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи региона и укрепления гражданского единства и этнокультурного развития народов, населяющих Тамбовскую область;

государственной программы Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы – в части развития учреждений образования в области культуры, а также областных государственных организаций общего и дополнительного образования, реализующих программы детско-юношеского спортивного туризма.

 

2.2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Госпрограммы

 

Главной целью Госпрограммы является реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и общества через сохранение, эффективное использование и пополнение культурного потенциала Тамбовской области, а также развитие туризма для приобщения граждан к региональному культурному и природному наследию.

Формулировка цели определяется приоритетами государственной политики, ключевыми проблемами и современными вызовами в рассматриваемой сфере.

Достижение данной цели предполагается посредством решения двух взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия государственных органов власти в сфере культуры.

Задача 1. Сохранение, пополнение и использование культурного и исторического наследия Тамбовской области, обеспечение равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности

Данная задача ориентирована на реализацию прав граждан в области культуры, установленных в положениях статьи 44 Конституции Российской Федерации, что относится к стратегическим национальным приоритетам.

Решение первой задачи будет обеспечено посредством осуществления подпрограмм «Наследие», «Искусство», включающих:

оказание государственных и муниципальных услуг (выполнение работ) библиотеками, музеями, архивами, театрами, концертными организациями и самостоятельными коллективами, учреждениями культурно-досугового типа, парками культуры и отдыха и др.;

создание условий для сохранения и развития исполнительских и изобразительных искусств;

проведение крупномасштабных мероприятий международного, межрегионального и регионального значения, посвященных значимым событиям региональной, отечественной и мировой культуры, а также мероприятий по развитию международного и межрегионального сотрудничества в сфере культуры;

реставрацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и сохранение исторического облика малых городов, входящих в состав региона.

Задача 2. Повышение качества и доступности услуг в сфере туризма

Решение задачи обеспечивается реализацией мероприятий подпрограммы «Развитие туризма».

Для решения задачи планируется:

осуществление инвестиций в строительство объектов туристической инфраструктуры;

осуществление мер по встраиванию объектов культуры в систему туристской деятельности;

проведение комплекса мероприятий по развитию туристско-рекреационного комплекса в регионе;

развитие механизмов социального туризма как государственной и корпоративной поддержки туристских поездок к объектам культурного, исторического и природного наследия граждан с ограниченными возможностями, малоимущих и других социально слабо защищенных категорий граждан;

реализация мер по продвижению туристского продукта региона на внутреннем и зарубежном туристских рынках, в том числе развитие и продвижение культурно-образовательного туризма как основы для роста просвещенности, повышения культурного и образовательного уровня населения области (в первую очередь учащейся молодежи);

обеспечение участия Тамбовской области в международных мероприятиях и организациях в сфере туризма.

Задача 3. Создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма Тамбовской области

Данная задача выполняется в рамках подпрограмм «Развитие туризма», «Обеспечение условий реализации Госпрограммы» и включает формирование нормативно-правовых, организационных, экономических, финансовых, кадровых, научных, материально-технических, информационных, методических и иных условий, необходимых для обеспечения устойчивого развития сферы культуры и туризма на период до 2020 года.

Для решения задачи планируется:

выполнение государственных функций по выработке и реализации государственной региональной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере культуры и туризма;

реализация мер по развитию информатизации отрасли;

создание условий для закрепления кадров в отрасли.

Реализация Госпрограммы будет осуществляться в 3 этапа:

1 этап: 2014-2015 годы;

2 этап: 2016-2018 годы;

3 этап: 2019-2020 годы.

На первом этапе (2014-2015 годы) будут сформированы правовые, организационные и методические условия, необходимые для эффективной реализации Госпрограммы, в том числе: совершенствование нормативно-правовой базы сферы культуры и туризма, организация и проведение исследований и разработок в части развития сферы культуры и туризма, осуществление подготовки и переподготовки персонала, внедрение проектного управления, информационная поддержка Госпрограммы и др.

Второй этап (2016-2018 годы) Госпрограммы ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества услуг в сфере культуры и туризма региона.

На данном этапе планируется внедрение инноваций в сферу культуры и туризма, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг, модернизация и развитие необходимой для реализации Госпрограммы инфраструктуры, создание условий, обеспечивающих равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ.

На третьем этапе (2019-2020 годы) будут продолжены внедрение инноваций и модернизация отрасли культуры и туризма, мониторинг, контроль и оценка ее эффективности, выявление и внедрение лучшего российского и зарубежного опыта управления в сфере культуры и туризма.

 

3. Показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач,

основные ожидаемые конечные результаты Госпрограммы

 

Система показателей (индикаторов) Госпрограммы включает взаимодополняющие друг друга индикаторы цели и индикаторы входящих в Госпрограмму подпрограмм и приведена в приложении № 1.

Данная система сформирована с учетом требований постановления администрации области от 28.09.2012 № 1177 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области» и обеспечивает возможность проверки и подтверждения достижения установленных плановых значений рассматриваемых показателей (индикаторов).

Показатели (индикаторы) Госпрограммы связаны с основными мероприятиями и позволяют оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2020 года.

С учетом специфики сфер культуры достижение цели Госпрограммы косвенно оценивается следующими ключевыми показателями (индикаторами):

Индикатор 1. «Прирост количества посещений организаций культуры по отношению к уровню 2012 года» (в процентах).

Увеличение количества посещений организаций культуры (библиотек, музеев, театров, концертных организаций, учреждений культурно-досугового типа, парков и др.) является одним из целевых ориентиров развития сферы культуры, установленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Данный индикатор отражает востребованность у населения государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, а также удовлетворение потребностей личности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей;

Индикатор 2. «Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения» (в процентах).

Под объектом культурного наследия в удовлетворительном состоянии понимается объект, не находящийся в аварийном состоянии и не требующий капитального ремонта;

Индикатор 3. «Прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом» (в процентах).

Показатель (индикатор) демонстрирует успешность создания условий для вовлечения учащихся (воспитанников) образовательных учреждений в культурную деятельность.

При расчете значений рассматриваемого показателя (индикатора) учитываются:

общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

учреждения среднего профессионального образования;

специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

образовательные учреждения дополнительного образования детей, в том числе детские школы искусств;

учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

Индикатор 4. «Прирост числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году» (в процентах).

Индикатор позволяет определить динамику числа лауреатов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году. Положительная динамика значений индикатора будет свидетельствовать о повышении уровня профессионального мастерства участников конкурсов и фестивалей, укреплении престижа отечественной школы в сфере культуры, расширении пространства профессионального художественного творчества, развитии потенциала искусства региона;

Индикатор 5. «Повышение уровня удовлетворенности жителей области качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры» (процентов).

Данный индикатор отражает достижение целей и реализацию поставленных перед учреждениями культуры задач, направленных на улучшение качества предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг;

Индикатор 6. «Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления туристских услуг» (процентов).

Данный индикатор отражает достижение целей и реализацию поставленных задач, направленных на улучшение качества предоставляемых туристских услуг;

Индикатор 7. «Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений культуры к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате в Тамбовской области» (в процентах).

Данный индикатор отражает достижение целей и реализацию поставленных перед учреждениями культуры задач, направленных на улучшение материального положения работников учреждений, увеличение количества и повышение качества предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг;

Индикатор 8. «Количество стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства» (человек).

Данный индикатор отражает достижение целей по поддержке творческих проектов в сфере культуры, созданию равных конкурентных возможностей для реализации творческого потенциала, сохранения и развития кадрового потенциала учреждений культуры и искусства, повышения материальной заинтересованности выдающихся деятелей в области культуры и искусства.

Индикатор 9. «Увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры» (в процентах).

Данный индикатор характеризует уровень развития учреждений культуры области, их способность отвечать современным требованиям к оказываемым услугам, возможность удовлетворения всесторонних потребностей населения региона.

Индикатор 10. «Прирост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения по отношению к 2012 году» (в процентах).

Данный индикатор характеризует уровень развития туристской инфраструктуры области.

В качестве показателей (индикаторов) успешности решения задач Госпрограммы предусматривается использование показателей (индикаторов), характеризующих выполнение входящих в нее подпрограмм.

Описания показателей (индикаторов) подпрограмм представлены в соответствующих разделах Госпрограммы.

Показатели (индикаторы) Госпрограммы имеют запланированные по годам количественные значения.

При определении плановых значений показателей (индикаторов) Госпрограммы использовались:

данные государственной статистики;

данные Управления Федерального казначейства по Тамбовской области о бюджетном финансировании сферы культуры;

данные муниципальных образований области о фактических и планируемых результатах деятельности в сфере культуры и туризма на период до 2020 года;

прогнозы и рекомендуемые нормативы международных организаций.

Улучшение значений целевых показателей (индикаторов) в рамках реализации Госпрограммы предполагается за счет:

повышения прозрачности и открытости деятельности учреждений культуры;

роста качества и эффективности государственного и муниципального управления в сфере культуры;

повышения мотивации работников культуры;

внедрения современных информационных и инновационных технологий в сфере культуры и туризма;

увеличения объемов бюджетного и внебюджетного финансирования в сфере культуры и туризма.

Важнейшими условиями успешной реализации Госпрограммы являются:

признание стратегической роли и приоритета культуры для обеспечения социальной и межнациональной стабильности Тамбовской области;

необходимое законодательное обеспечение отрасли культуры, нормативно-правовое обоснование государственно-частного партнерства;

повышение заработной платы работников учреждений культуры;

качественное изменение подходов к оказанию услуг и развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала;

повышение эффективности управления отраслью, внедрение программно-целевых механизмов на всех уровнях управления сферой культуры;

расширение использования современных информационно-коммуникационных технологий и электронных продуктов;

реализация комплекса мер по увеличению объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферу культуры, развитие государственно-частного партнерства;

создание инновационных механизмов сохранения, использования, популяризации и вовлечения объектов культурного наследия в хозяйственный оборот;

создание условий для развития многофункциональных центров развития культуры, придание нового современного облика учреждениям культуры;

оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов в сфере культуры, внедрение современных подходов бюджетного планирования, контроля;

повышение качества финансового управления в сфере культуры, в т. ч. путем совершенствования системы государственных закупок;

содействие развитию механизмов поддержки негосударственных организаций малого и среднего бизнеса в сфере культуры;

реализация комплекса мер по развитию туристской привлекательности региона.

Решение задач и достижение главной цели Госпрограммы позволит к 2020 году достигнуть следующих основных результатов:

укрепление единого культурного пространства Тамбовской области как исторического региона, а также духовного единства и социальной стабильности Тамбовской области;

утверждение приоритетной роли государственной культурной политики для формирования мировоззрения, общественного сознания, поведенческих образцов и норм, скрепляющих нацию и единство исторического процесса на основе широкого использования таких инструментов как кино, «Интернет», литература;

укрепление межнационального согласия на основе единых культурных ценностей;

перевод отраслей культуры и туризма на инновационный путь развития, превращение их в наиболее современные и привлекательные сферы общественной деятельности;

широкое внедрение информационных технологий в сферу культуры;

повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств;

достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования отраслей;

принятие законов, обеспечивающих деятельность отраслей;

выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, социального статуса и места проживания;

преодоление диспропорций, вызванных разной степенью обеспеченности населения учреждениями культуры и туризма в городах и сельской местности;

формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры;

создание доступных условий для участия всего населения в культурной жизни, а также привлечения детей, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и ветеранов в активную социокультурную деятельность;

создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, развитие самодеятельного художественного творчества;

обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к региональным, национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов;

значительное увеличение уровня социального обеспечения работников культуры, финансовой поддержки творческих коллективов, социально значимых проектов;

оптимизация и модернизация сети государственных и муниципальных учреждений культуры в регионе, создание условий, обеспечивающих равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ;

качественное изменение подходов к оказанию услуг и выполнению работ в сфере культуры, а также к развитию инфраструктуры отрасли, повышению профессионального уровня персонала, укреплению кадрового потенциала отрасли;

преодоление значительного отставания учреждений культуры в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, а также в развитии отраслевой информационной инфраструктуры, в первую очередь обеспечивающей новые возможности использования фондов музеев, библиотек и архивов;

увеличение объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в сферы культуры и туризма;

повышение эффективности управления отраслями культуры и туризма на всех уровнях;

осуществление комплексного решения задач реализации государственной политики в областях культуры и туризма в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников культурного процесса, включая общественные и иные негосударственные организации;

обеспечение поддержки инновационных и инвестиционных проектов, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры и туризма;

развитие системы социальной поддержки работников сферы культуры, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области культуры;

увеличение числа вновь созданных предприятий сферы туризма различной направленности;

увеличение объема туристского потока;

укрепление имиджа Тамбовской области как региона с высоким уровнем культуры, благоприятным для туризма.

Решению проблем в сфере музейного дела будет способствовать проведение ежегодного областного конкурса «Тамбовские музеи в современной образовательной и культурной жизни региона».

Архивам предстоит выполнить задачу создания электронного архива и оцифровки описей.

Повышение активности работы отделов внестационарного обслуживания и автоклубов позволит повысить число посетителей культурно-досуговых учреждений.

В целях повышения доступности услуг, оказываемых театрально-концертными организациями, планируется расширение географии их гастрольных маршрутов на территории области с показом высокопрофессиональных программ, в т. ч. для жителей самых отдаленных населенных пунктов.

Ежегодно будет увеличиваться процент охвата детей, привлеченных к занятиям творчеством.

Одной из первоочередных задач финансового менеджмента в сфере культуры останется поэтапное повышение заработной платы работникам учреждений культуры.

Предусматриваются ежегодные стимулирующие выплаты молодым специалистам, осуществляющим инновационно-экспериментальные проекты в муниципальных учреждениях культуры, прежде всего в сельской местности. Ежегодную материальную поддержку будут получать 100 лучших работников культуры, архивов и педагогов дополнительного образования.

Продолжится грантовая поддержка государственных театральных и концертных коллективов.

В целях преодоления дефицита специалистов кадровый менеджмент займет особое место в современных технологиях управления в сфере культуры.

Продолжится модернизация учреждений культуры села, в т. ч. обновление материально-технической базы, специального оборудования. Будут выделены средства на приобретение автоклубов и библиобусов, а также музыкальных инструментов для учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми.

Планируется довести уровень информатизации учреждений культуры региона до 100%, в т. ч. по подключению к сети «Интернет».

С целью реализации правового просвещения в дистанционном режиме продолжится оснащение муниципальных библиотек средствами телефонии (веб-камерами).

Материальная поддержка будет оказываться на конкурсной основе лучшим муниципальным учреждениям культуры.

В сфере туризма планируется создание и развитие туристско-рекреационных кластеров «Рахманиновский», «Центральный», «Северный» и «Мичуринский», создание сети туристско-информационных центров, учреждение областного конкурса проектов в сфере событийного туризма среди муниципальных образований области, проведение конкурса на лучшую гостиницу области. Продолжится работа над модернизацией и совершенствованием информационно-туристского портала Тамбовской области.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.

 

4. Обобщенная характеристика подпрограмм, мероприятий и ведомственных целевых программ Госпрограммы

 

В рамках Госпрограммы не предусмотрена реализация ведомственных целевых программ. При этом предполагается реализация тринадцати основных мероприятий, выделенных в структуре подпрограмм «Наследие», «Искусство», «Развитие туризма» и «Обеспечение условий реализации Госпрограммы».

Для решения задач, связанных с сохранением, пополнением и использованием культурного и исторического наследия Тамбовской области, обеспечением равного доступа населения к культурным ценностям и участию в культурной жизни, развитием и реализацией культурного и духовного потенциала каждой личности, предусматривается реализация подпрограмм «Наследие» и «Искусство».

Подпрограмма «Наследие» включает следующие основные мероприятия:

сохранение, использование, популяризация исторического и культурного наследия;

развитие библиотечного дела;

развитие музейного дела;

развитие архивного дела;

поддержка творческих инициатив учреждений, организаций и работников в сфере культуры;

организация и проведение мероприятий, а также работ по строительству, реконструкции, реставрации, ремонту объектов историко-культурного наследия.

Подпрограмму «Искусство» составляют следующие основные мероприятия:

сохранение и развитие исполнительских искусств;

сохранение и развитие традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия населения области.

поддержка творческих коллективов и работников в сфере искусства;

реализация мероприятий в сфере искусства.

Подпрограмма «Развитие туризма» включает следующие основные мероприятия:

развитие туризма в Тамбовской области;

реализация инвестиционных проектов в сфере туризма.

Подпрограмма «Обеспечение условий реализации Госпрограммы» включает основное мероприятие:

развитие системы управления в сфере культуры и туризма.

Реализация подпрограммы «Обеспечение условий реализации Госпрограммы» способствует также решению задач остальных подпрограмм. Решение задач в рамках Госпрограммы будет обеспечено комплексом мероприятий, подробное описание которых приведено в приложениях № 2 и 2а к Госпрограмме.

 

5. Прогноз сводных показателей государственных заданий в рамках реализации Госпрограммы

 

В рамках реализации Госпрограммы планируется оказание государственными учреждениями культуры следующих государственных услуг (выполнение работ):

осуществление библиотечного обслуживания населения в областных государственных библиотеках;

осуществление театрально-концертного обслуживания в организациях исполнительского искусства;

проведение государственной историко-культурной экспертизы;

предоставление информации из архивного фонда;

хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;

обеспечение сохранности, хранение и учет областного фильмофонда;

хранение и комплектование библиотечных фондов;

хранение, изучение и обеспечение сохранности музейных предметов и музейных коллекций;

сохранение, изучение и популяризация народного творчества, любительского искусства, самодеятельного художественного творчества;

сохранение, изучение и популяризация объектов историко-культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории области;

хранение, комплектование и учет архивного фонда.

Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Тамбовской области по Госпрограмме приведен в приложении № 3 к Госпрограмме.

 

6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Госпрограммы

 

Реализация мероприятий Госпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Тамбовской области, местных бюджетов и внебюджетных источников. Внебюджетными источниками являются средства, привлекаемые областными государственными бюджетными и автономными учреждениями от оказания платных услуг (работ), за счет прочих безвозмездных поступлений, а также за счет средств, поступающих от сдачи в аренду имущества.

В соответствии с бюджетом действующих расходных обязательств общий объем финансирования Госпрограммы из всех источников предусматривается в размере 7418132,2 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 1120938,9 тыс. рублей;

2015 год – 925048,6 тыс. рублей;

2016 год – 1364405,2 тыс. рублей;

2017 год – 832713,3 тыс. рублей;

2018 год – 989987,6 тыс. рублей;

2019 год – 1088076,1 тыс. рублей;

2020 год – 1096962,5 тыс. рублей.

Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета предусматривается в размере 662264,4 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 173396,4 тыс. рублей;

2015 год – 61061,4 тыс. рублей;

2016 год – 405126,6 тыс. рублей;

2017 год – 5670,0 тыс. рублей;

2018 год – 5670,0 тыс. рублей;

2019 год – 5670,0 тыс. рублей;

2020 год – 5670,0 тыс. рублей.

Объем бюджетных ассигнований бюджета Тамбовской области предусматривается в размере 3956137,7 тыс. рублей в том числе:

2014 год – 760366,6 тыс. рублей;

2015 год – 673631,9 тыс. рублей;

2016 год – 736625,2 тыс. рублей;

2017 год – 446378,5 тыс. рублей;

2018 год – 446378,5 тыс. рублей;

2019 год – 446378,5 тыс. рублей;

2020 год – 446378,5 тыс. рублей.

В том числе в рамках реализации областной инвестиционной программы предусматривается объем бюджетных ассигнований 450366,0 тыс. рублей, в том числе:

2014 год – 115288,7 тыс. рублей;

2015 год – 132917,3 тыс. рублей;

2016 год – 202160,0 тыс. рублей.

Объем бюджетных ассигнований местных бюджетов предусматривается в размере 2647,11 тыс. рублей в том числе:

2014 год – 2464,1 тыс. рублей;

2015 год – 53,0 тыс. рублей;

2016 год – 130,0 тыс. рублей.

Объем финансирования мероприятий Госпрограммы из внебюджетных средств предусматривается в размере 2797083,0 тыс. рублей в том числе:

2014 год – 184711,8 тыс. рублей;

2015 год – 190302,3 тыс. рублей;

2016 год – 222523,4 тыс. рублей;

2017 год – 380664,8 тыс. рублей;

2018 год – 537939,1 тыс. рублей;

2019 год – 636027,6 тыс. рублей;

2020 год – 644914,0 тыс. рублей.

Объем финансовых ресурсов из средств бюджета Тамбовской области на реализацию мероприятий Госпрограммы подлежит уточнению при формировании проектов бюджета Тамбовской области на очередной финансовой год и плановый период в установленном порядке.

Ресурсное обеспечение реализации Госпрограммы за счет всех источников финансирования представлено в приложении № 4 к Госпрограмме.

 

7. Механизмы реализации Госпрограммы

 

Механизмами реализации Госпрограммы являются:

комплексность, интеграция и привлечение внешних ресурсов. Цель Госпрограммы предполагается к достижению через всю сеть учреждений культуры и туризма, расположенных в Тамбовской области и предоставляющих услуги в сфере культуры (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности). Такой подход позволяет поддерживать позитивную конкуренцию, эффективно использовать ресурсы, обмениваться лучшими практиками, создавать максимальные возможности для развития культуры и туризма;

оказание населению различных услуг предприятиями сферы туризма: туроператорские, турагентские, досуговые, оздоровительные и т. п.;

взаимодействие с потребителями услуг в сферах культуры и туризма. Мероприятия Госпрограммы должны способствовать улучшению качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и туризма, и их востребованности населением области;

опора на лучшую профессиональную практику. Ключевым принципом реализации Госпрограммы станет опора на профессионализм работников отраслей;

финансовые стимулы. Новые финансово-экономические механизмы, устанавливающие зависимость объемов финансирования от качества и результативности оказания услуг, предоставляющие учреждениям культуры больше самостоятельности в финансово-экономической сфере, обеспечат рациональное и справедливое распределение финансового ресурса, стимулируют рост качества оказываемых услуг и эффективности деятельности учреждений культуры;

развитие обратной связи. Широкое использование инструментов объективного, независимого, прозрачного контроля качества оказываемых услуг в сочетании с расширением общественного участия в управлении даст возможность жителям Тамбовской области значительно улучшить работу сфер культуры и туризма. В комплексную систему оценки качества работы учреждений культуры и туризма войдут социологические исследования и мониторинг востребованности услуг учреждений культуры и туризма, инструменты информационной прозрачности (сайты, публичные доклады).

Госпрограмма предусматривает персональную ответственность исполнителей за реализацию закрепленных за ними мероприятий.

Для единого подхода к выполнению всего комплекса мероприятий Госпрограммы, целенаправленного и эффективного расходования финансовых средств, выделенных на ее реализацию, необходимо четкое взаимодействие между исполнителями Госпрограммы.

Ответственный исполнитель:

организует реализацию Госпрограммы, вносит предложения о внесении изменений в Госпрограмму и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Госпрограммы, а также конечных результатов ее реализации;

в соответствии с требованиями постановления администрации области от 28.09.2012 № 1177 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области» представляет в управление экономической политики администрации области сведения, необходимые для проведения мониторинга и оценки эффективности Госпрограммы:

запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета о ходе реализации Госпрограммы (далее – годовой отчет);

готовит годовой отчет и представляет его в управление экономической политики администрации области.

Соисполнитель:

осуществляет реализацию мероприятий Госпрограммы и основных мероприятий, в отношении которых он является соисполнителем, вносит ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в Госпрограмму;

представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга (за полугодие в срок до 10 июля) и подготовки годового отчета, в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным;

представляет ответственному исполнителю информацию, необходимую для подготовки годового отчета.

Внесение изменений в Госпрограмму осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений администрации области, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Госпрограммы.

Ответственный исполнитель размещает на официальном сайте в сети «Интернет» информацию о Госпрограмме, ходе ее реализации, достижении значений показателей (индикаторов) Госпрограммы, степени выполнения мероприятий Госпрограммы.

Приобретение материальных средств, оказание услуг, выполнение работ для государственных нужд осуществляется на основании законодательства в данной сфере.

Исполнители мероприятий несут ответственность за некачественное и несвоевременное их выполнение, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.

При реализации подпрограмм и мероприятий Госпрограммы планируется предоставление субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.

Методика распределения субсидий бюджетам муниципальных районов Тамбовской области на обеспечение стимулирующих выплат молодым специалистам, осуществляющим инновационно-экспериментальные проекты в муниципальных учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), представлена в приложении № 9 к Госпрограмме.

Методика распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Тамбовской области на обеспечение единовременных стимулирующих выплат лучшим работникам муниципальных учреждений культуры представлена в приложении № 10 к Госпрограмме.

Методика распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Тамбовской области на обеспечение материальной поддержки лучшим муниципальным учреждениям культуры представлена в приложении № 11 к Госпрограмме.

Методика определения объемов субвенций для исполнения отдельных государственных полномочий Тамбовской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципальных образований, представлена в приложении № 12 к Госпрограмме.

Методика распределения иных межбюджетных трансфертов муниципальным районам и городским округам Тамбовской области на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований представлена в приложении № 13 к Госпрограмме.

Методика распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам муниципальных районов Тамбовской области на выплату денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и их работникам представлена в приложении № 14 к Госпрограмме.


Информация по документу
Читайте также