Расширенный поиск

Постановление Администрации Тамбовской области от 28.10.2013 № 1206

 

 

 

 

                   АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

28.10.2013                    г. Тамбов                         N 1206

 

Об утверждении  государственной программы Тамбовской области "Развитие

институтов гражданского общества" на 2014-2020 годы

 

      (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области

           от 13.05.2014 г. N 523; от 09.07.2014 г. N 737;

           от 18.08.2014 г. N 937; от 06.10.2014 г. N 1196;

               от 13.01.2015 № 16; от 04.03.2015 № 213;

              от 17.04.2015 № 384; от 17.06.2015 № 625;

             от 15.09.2015 № 1027; от 31.12.2015 № 1624;

              от 04.04.2016 № 348; от 02.09.2016 № 1033;

             от 21.11.2016 № 1346; от 28.12.2016 № 1552;

              от 18.04.2017 № 344; от 19.09.2017 № 911;

                         от 14.11.2017 № 1125)                       

 

     В соответствии  с   постановлением   администрации   области   от

28.09.2012 N 1177   "Об утверждении порядка разработки,  утверждения и

реализации государственных программ Тамбовской области" (в редакции от

10.12.2012) администрация области постановляет:

     1. Утвердить   государственную   программу   Тамбовской   области

"Развитие институтов гражданского общества" на 2014-2020 годы согласно

приложению.

     2. Признать   с   01.01.2014   утратившими   силу   постановления

администрации области:

        от 30.06.2011 N 763   "Об утверждении   долгосрочной   целевой

программы "Патриотическое воспитание населения Тамбовской  области  на

2011-2015 годы";

     от 08.08.2011 N 981 "О внесении изменений в долгосрочную  целевую

программу "Патриотическое воспитание населения Тамбовской  области  на

2011-2015 годы";

     от 16.11.2011 N 1568 "О внесении изменений в долгосрочную целевую

программу "Патриотическое воспитание населения Тамбовской  области  на

2011-2015 годы";

     от 19.09.2012 N 1130 "О внесении изменений в долгосрочную целевую

программу "Патриотическое воспитание населения Тамбовской  области  на

2011-2015 годы";

       от 24.10.2011 N 1468   "Об утверждении   долгосрочной   целевой

программы   области    по    поддержке    социально    ориентированных

некоммерческих организаций на 2012-2014 годы";

     от 29.02.2012 N 212 "О внесении  изменений  в  приложение  N 2  к

долгосрочной  целевой  программе  области   по   поддержке   социально

ориентированных  некоммерческих   организаций   на   2012-2014   годы,

утвержденной  постановлением  администрации  области   от   24.10.2011

N 1468";

     от 15.02.2013 N 145 "О внесении изменений в долгосрочную  целевую

программу   области    по    поддержке    социально    ориентированных

некоммерческих организаций на 2012-2014 годы";

     от 27.08.2013 N 945 "О внесении изменений в долгосрочную  целевую

программу   области    по    поддержке    социально    ориентированных

некоммерческих организаций на 2012-2014 годы";

       от 30.11.2011 N 1677   "Об утверждении   долгосрочной   целевой

программы  "Развитие   социально-экономической   активности   молодежи

Тамбовской области на 2012-2015 годы";

     от 10.09.2012 N 1094 "О внесении изменений в долгосрочную целевую

программу  "Развитие   социально-экономической   активности   молодежи

Тамбовской области на 2012-2015 годы";

     от 24.06.2013 N 657 "О внесении изменений в долгосрочную  целевую

программу  "Развитие   социально-экономической   активности   молодежи

Тамбовской области на 2012-2015 годы".

     3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2014.

     4. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания

"Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).

     5.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на

первого заместителя главы администрации области, руководителя аппарата

главы  администрации  области  О.О.Иванова.  (В редакции Постановления

Администрации Тамбовской области от 18.04.2017 № 344)

 

 

     Глава администрации

     области          О.И.Бетин


                                               УТВЕРЖДЕНА

                                  постановлением администрации области

                                          от 28.10.2013 N 1206

 

             Государственная программа Тамбовской области

    "Развитие институтов гражданского общества" на 2014-2020 годы

                        (далее - госпрограмма)

 

      (В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области

           от 13.05.2014 г. N 523; от 09.07.2014 г. N 737;

             от 06.10.2014 г. N 1196; от 13.01.2015 № 16;

               от 04.03.2015 № 213; от 17.04.2015 № 384;

               от 17.06.2015 № 625; от 15.09.2015 № 1027;

               от 31.12.2015 № 1624; от 04.04.2016 № 348;

               от 02.09.2016 № 1033; от 21.11.2016 № 1346;

               от 28.12.2016 № 1552; от 18.04.2017 № 344;

                от 19.09.2017 № 911; от 14.11.2017 № 1125)      

 

                         Паспорт госпрограммы

 

----------------------------------------------------------------------

Ответственный              Управление по связям с общественностью

исполнитель                администрации области

госпрограммы

 

Соисполнители              Управление государственной службы и

госпрограммы               организационной работы администрации

                           области, управление делами администрации

                           области, управление пресс-службы и

                           информации администрации области,

                           управление образования и науки области,

                           управление культуры и архивного дела

                           области, управление по физической

                           культуре и спорту области,

                           управление по развитию промышленности и

                           предпринимательства области, Тамбовское

                           областное государственное казенное

                           учреждение "Аппарат Общественной

                           палаты Тамбовской области" (далее - ТОГКУ

                           "Аппарат Общественной палаты Тамбовской

                           области"), отдел записи актов гражданского

                           состояния области (В редакции Постановления

                           Администрации       Тамбовской      области

                           от 04.04.2016 № 348)

 

Подпрограммы               "Повышение эффективности государственной

госпрограммы               поддержки социально ориентированных

                           некоммерческих организаций Тамбовской

                           области" (приложение N 4 к госпрограмме);

                           "Развитие социально-экономической

                           активности молодежи Тамбовской области"

                           (приложение N 5 к госпрограмме);

                           "Патриотическое воспитание населения

                           Тамбовской области" (приложение N 6 к

                           госпрограмме);

                           "Укрепление гражданского единства и

                           этнокультурное развитие народов,

                           населяющих Тамбовскую область"

                           (приложение N 7 к госпрограмме)

 

Цель госпрограммы          Содействие развитию институтов гражданского

                           общества, повышение гражданской активности

                           населения Тамбовской области, укрепление

                           единства народов, населяющих Тамбовскую

                           область

 

Задачи госпрограммы        Формирование необходимых институциональных

                           и инфраструктурных условий для обеспечения

                           развития социально ориентированных

                           некоммерческих организаций, оказывающих

                           качественные социальные услуги населению

                           области;

                           создание благоприятных условий для

                           проявления и развития инновационного

                           потенциала, возможностей для успешной

                           социализации и эффективной самореализации

                           молодых людей в интересах социально

                           экономического развития Тамбовской области;

                           развитие и совершенствование системы

                           патриотического воспитания граждан;

                           содействие укреплению гражданского единства

                           и гармонизации межнациональных отношений

 

Целевые индикаторы         Количество социально ориентированных

госпрограммы,              некоммерческих организаций, за исключением

их значения на             государственных и муниципальных учреждений,

последний год              государственных корпораций, государственных

реализации                 компаний, политических партий и их

                           структурных подразделений,

                           зарегистрированных на территории области в

                           течение года (80 в 2020 году);

                           доля молодых людей в возрасте от 14 до 30

                           лет, принимающих участие в разработке и

                           реализации различных гражданских инициатив

                           социально-значимого характера (35% от

                           общего количества молодежи области в 2020

                           году);

                           доля граждан, участвующих в мероприятиях

                           патриотической направленности, от общего

                           количества населения области

                           (50% в 2020 году);

                           количество граждан, принявших участие в

                           мероприятиях, направленных на укрепление

                           гражданского единства и гармонизацию

                           межнациональных отношений, удовлетворение

                           этнокультурных потребностей народов,

                           населяющих Тамбовскую область, содействие

                           формированию общероссийского гражданского

                           самосознания  (100000  человек в 2020 году)

                              редакции  Постановления  Администрации

                           Тамбовской области от 04.04.2016 № 348)

 

Сроки и этапы              2014-2020 годы.

реализации                 Госпрограмма реализуется в один этап

госпрограммы

 

Объёмы и источники финансирования госпрограммы

Основными источниками финансирования госпрограммы являются средства бюджета Тамбовской области, федерального и местного бюджетов, внебюджетные средства. Объемы финансирования госпрограммы ежегодно уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год. Общие затраты на реализацию госпрограммы в 2014-2020 годах за счет всех источников финансирования составят 876029,8 тыс. руб.:

2014 год – 99965,7 тыс. рублей;

2015 год – 95467,4 тыс. рублей;

2016 год – 101570,7 тыс. рублей;

2017 год – 141859,3 тыс. рублей;

2018 год – 137371,6 тыс. рублей;

2019 год – 146681,0 тыс. рублей;

2020 год – 153114,1 тыс. рублей;

в том числе:

федерального бюджета – 566101,7 тыс. рублей:

2014 год – 65992,3 тыс. рублей;

2015 год – 62152,9 тыс. рублей;

2016 год – 57823,6 тыс. рублей;

2017 год – 91896,1 тыс. рублей;

2018 год – 101794,0 тыс. рублей;

2019 год – 101783,1 тыс. рублей;

2020 год – 84659,7 тыс. рублей;

бюджета Тамбовской области – 256833,9 тыс. рублей:

2014 год – 27075,4 тыс. рублей;

2015 год – 26588,3 тыс. рублей;

2016 год – 37947,1 тыс. рублей;

2017 год – 42463,2 тыс. рублей;

2018 год – 28027,6 тыс. рублей;

2019 год – 36847,9 тыс. рублей;

2020 год – 57884,4 тыс. рублей;

местных бюджетов – 5610,2 тыс. рублей:

2014 год – 934,0 тыс. рублей;

2015 год – 1526,2 тыс. рублей;

2016 год – 500,0 тыс. рублей;

2017 год – 1000,0 тыс. рублей;

2018 год – 550,0 тыс. рублей;

2019 год – 550,0 тыс. рублей;

2020 год – 550,0 тыс. рублей;

внебюджетных средств – 47484,0 тыс. рублей:

2014 год – 5964,0 тыс. рублей;

2015 год – 5200,0 тыс. рублей;

2016 год – 5300,0 тыс. рублей;

2017 год – 6500,0 тыс. рублей;

2018 год – 7000,0 тыс. рублей;

2019 год – 7500,0 тыс. рублей;

2020 год – 10020,0 тыс. рублей.

Ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае проведения соответствующих конкурсов на предоставление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета и признания Тамбовской области их победителем

(Позиция  в  редакции   Постановления Администрации Тамбовской области

от 19.09.2017 № 911)

----------------------------------------------------------------------

    (Паспорт в редакции Постановления Администрации Тамбовской области

от 06.10.2014 г. N 1196)

 

 

        1. Общая характеристика сферы реализации госпрограммы

 

     Гражданское общество является индикатором и одновременно основным

фактором  развития  современного  демократического  государства.   Оно

характеризуется  как  система   добровольно   созданных   общественных

институтов и отношений, деятельность которых  не  зависит  от  прямого

вмешательства и регламентации органов государственной власти.

     Институты гражданского общества непосредственно  служат  развитию

социальной активности граждан,  содействуют  формированию  их  высокой

политической,  социальной,  правовой  культуры,  росту   национального

самосознания.  Развитое  гражданское   общество   выступает   гарантом

стабильности  демократического  государства,   обеспечивает   здоровый

баланс интересов в обществе.

     В настоящее  время  состояние  институтов  гражданского  общества

является  одним  из  факторов,  определяющих   темпы   экономического,

социального,  политического  развития   как   всего   государственного

организма, действующего на  территории  Российской  Федерации,  так  и

отдельных его частей регионального уровня (субъектов РФ).

     Задача социальной модернизации (преобразования общества) не может

быть  успешно  решена  без  вовлечения  в  этот  процесс   максимально

возможного количества заинтересованных граждан.

     Поиск  новых  форм  общественно-государственного  партнерства   в

Тамбовской области начался еще до того, как данное  явление  приобрело

общероссийский  характер.  В  апреле  2000  года  вышло  постановление

администрации области "Об Общественной палате при главе  администрации

Тамбовской области", в котором четко  были  определены  цели  создания

данной структуры:

     повышение  роли  взаимодействия  органов  исполнительной   власти

области и местного самоуправления с общественными объединениями;

     привлечение   широких   кругов   общественности    к    выработке

рекомендаций главе  администрации  области  по  важнейшим  социальным,

экономическим и политическим вопросам развития региона и  деятельности

администрации   области.   Помимо   этого   постановление    содержало

рекомендацию  администрациям  районов  и  городов  области,  мэрии  г.

Тамбова шире  использовать  возможности  прямого  диалога  с  местными

общественными  и  религиозными  объединениями   на   основе   создания

постоянно   действующих   собраний    и    совещаний    представителей

общественности при главах районов и городов.

     В дальнейшем  деятельность  органов исполнительной власти области

по налаживанию устойчивых  связей  с  общественными  структурами  была

продолжена,  и  в  2006  году  в  соответствии  с  Законом  области от

23.06.2006 N 61-З была образована,  уже  в  качестве  самостоятельного

общественно-политического  института,  Общественная  палата Тамбовской

области.  В период с 2004 по 2008 год Тамбовской областной Думой  было

принято   3   закона  области,  непосредственно  регулирующих  вопросы

предоставления     государственной     поддержки     негосударственным

некоммерческим  организациям  (Законы  области  о социальном заказе от

  17.09.2004 N 234-З,     от 24.11.2006 N 114-З  и  Закон  области  от

  30.04.2008 N 369-З   поддержке  негосударственных  некоммерческих

организаций  органами  государственной власти Тамбовской области").

редакции     Постановления     Администрации     Тамбовской    области

от 15.09.2015 № 1027)

     В течение ряда лет (с 2006 по  2011  годы)  главным  инструментом

оказания  экономической  поддержки  негосударственным   некоммерческим

организациям региона был государственный социальный заказ области.

     Законы о социальном заказе были приняты в 9 субъектах  Российской

Федерации, при  этом  к  2008  году  они  действовали  только  в  трех

регионах: Калужской, Тульской и Тамбовской областях. В других регионах

Российской Федерации экономическая поддержка социально ориентированным

некоммерческим  организациям  (далее  -  СО  НКО),  как  правило,   не

оказывалась вообще, а финансовая (в виде грантов) оказывалась  лишь  в

нескольких субъектах - городах  Москве  и  Санкт-Петербурге,  Липецкой

области и Красноярском крае.

     С 2006 по 2011 год негосударственные некоммерческие организации -

исполнители  социального  заказа  Тамбовской   области   получили   из

областного  бюджета  более  60  миллионов  рублей  (еще  не  менее  10

миллионов получили СО НКО  области,  задействованные  в  осуществлении

областных целевых и ведомственных программ).

     В этот  период  оформились и основные направления деятельности СО

НКО,  которые  систематически  получали  экономическую  поддержку   из

средств  областного бюджета.  К числу таких направлений можно отнести:

защита прав потребителей,  вкладчиков и  акционеров,  оказание  помощи

гражданам,   нуждающимся  в  специализированном  социально-медицинском

обслуживании;  бесплатная  юридическая  помощь   для   слабозащищенных

категорий населения,  профилактика асоциального поведения и пропаганда

здорового образа жизни; защита семьи, детства, материнства, отцовства,

проведение   акций   по   популяризации   истории   Тамбовского  края,

отечественных   культурных   традиций   и   памятных    дат    России,

военно-патриотическое,  духовное  и  гражданское  воспитание молодежи,

развитие  ее   социальной   активности,   обеспечение   взаимодействия

общественных объединений с правоохранительными органами в сфере охраны

общественного порядка,  развитие физкультурно-спортивного  движения  в

производственной  и  социальной  сферах,  в  том  числе  среди людей с

ограниченными возможностями и т. д.

     К 2011 году в  области  сложилась  устойчивая  система  поддержки

негосударственных некоммерческих организаций  органами  исполнительной

власти области.

     Постоянными  участниками  этой   системы   со   стороны   органов

исполнительной  власти  области,  помимо  управления   по   связям   с

общественностью   администрации    области,    являлись:    управление

экономической политики администрации области,  управление  культуры  и

архивного  дела  области,  управление   социальной   защиты   области,

управление по  физической  культуре,  спорту  и  туризму  области.  Со

стороны некоммерческого  сектора  -  порядка  30  наиболее  крупных  и

активных организаций.

     Новый этап в деятельности органов исполнительной  власти  области

по оказанию поддержки институтам гражданского общества наступил в 2011

году.

     Внесенные Федеральным законом от 05.04.2010  N 40-ФЗ  "О внесении

изменений в отдельные законодательные  акты  Российской  Федерации  по

вопросу    поддержки    социально    ориентированных    некоммерческих

организаций" изменения  расширили  полномочия  органов  исполнительной

власти  субъектов  Российской  Федерации  в  части  решения   вопросов

поддержки СО НКО и потребовали  соответствующих  изменений  областного

законодательства.

     В   течение   2011   года   администрацией   области,    органами

исполнительной власти области предпринимались  действия,  направленные

на  укрепление  потенциала  социально  ориентированных  некоммерческих

организаций,  действующих  на  Тамбовщине,  придание  нового  импульса

развитию всего некоммерческого сектора региона в целом.

     Постановлением Тамбовской областной Думы от 20.05.2011 N77 принят

Закон области   «О государственной поддержке социально ориентированных

некоммерческих организаций в Тамбовской области»,    на     реализацию

которого в областном бюджете было предусмотрено более 12 млн. рублей.

     Постановлением  администрации  области       от 24.10.2011 N 1468

утверждена  долгосрочная  целевая  программа  области   по   поддержке

социально  ориентированных  некоммерческих  организаций  на  2012-2014

годы, в которой были сформулированы и  задачи  органов  исполнительной

власти   области   в   сфере   поддержки   социально   ориентированных

некоммерческих организаций и целевые параметры на  период  с  2012  по

2014 год.

     В октябре-ноябре 2011 года область приняла участие  в  конкурсном

отборе субъектов Российской Федерации,  претендующих на предоставление

субсидий из федерального бюджета, и стала одним из победителей данного

отбора.

     В соответствии с Соглашением Министерства экономического развития

Российской   Федерации   и   администрации   Тамбовской   области    о

предоставлении субсидии из  федерального  бюджета  бюджету  Тамбовской

области на реализацию программы  поддержки  социально  ориентированных

некоммерческих организаций от 20.12.2011 N С-1032-АК/Д19  в  областной

бюджет поступила субсидия объемом 7656,0 тыс. рублей.

     В  январе   2012   года   приняты   нормативные   правовые   акты

администрации области,  регулирующие  вопросы  оказания  имущественной

поддержки  социально   ориентированным   некоммерческим   организациям

области:

     постановление   администрации   области        от 16.01.2012 N 14

"Об утверждении   Порядка   формирования,    ведения,    обязательного

опубликования перечня государственного имущества  Тамбовской  области,

используемого в целях  предоставления  его  социально  ориентированным

некоммерческим организациям";

     постановление   администрации   области        от 17.01.2012 N 20

"Об утверждении Порядка предоставления  в  пользование  включенного  в

перечень государственного имущества Тамбовской области,  используемого

в целях предоставления его  социально  ориентированным  некоммерческим

организациям".

     В  2012  году  на  территории  области  реализовывались  проекты,

направленные  на  поддержку  местных  инициатив,  развитие  социальной

активности граждан и непосредственного  включения  жителей  в  процесс

принятия властных решений.

     Так, в 2012 году был реализован  первый  этап  проекта  "Народная

инициатива", в  рамках  которого  между  муниципальными  образованиями

области было распределено около 60 млн.  рублей.  Особенность  проекта

состоит в том, что жители самостоятельно на общих  сходах  определяли,

на решение каких проблем направить полученные средства. В 2012 году  в

проекте приняло участие около 100 тыс. человек.

     В рамках реализации проекта в  каждом  муниципальном  образовании

области  был  создан  общественный  совет,  в  состав  которого  вошли

наиболее социально-активные и авторитетные жители. В  ближайшее  время

общественные советы могут стать реальным механизмом  контроля  граждан

за   реформированием   жилищно-коммунального   хозяйства,    медицины,

образования, других жизненно важных сфер.

     Формирование   гражданского   общества   в   Тамбовской   области

происходит  под  влиянием   различных   социальных,   демографических,

экономических и политических процессов.  В  последние  годы,  по  мере

развития рыночных  форм  хозяйствования,  в  области  увеличился  слой

людей,    добившихся    экономической    самодостаточности.     Важной

демографической и социальной тенденцией последних лет стало вступление

во взрослую жизнь молодого поколения  граждан,  для  которых  права  и

свободы личности, равенство всех перед законом  являются  неотъемлемой

частью системы общественных ценностей. В  настоящее  время  в  области

присутствуют все естественные предпосылки, необходимые для дальнейшего

развития гражданского общества и его институтов.

     Однако, развитие  гражданских  институтов  в  Тамбовской  области

сталкивается с целым комплексом различных проблем:

     отсутствие в  секторе  социально  ориентированных  некоммерческих

организаций  региона   достаточного   количества   кадров,   способных

эффективно решать задачи по социальному проектированию,  разрабатывать

и реализовывать  новаторские  программы  и  проекты,  направленные  на

решение   конкретных   социальных   задач,   в   том   числе  в  сфере

гражданско-патриотического воспитания молодежи;

     недостаточное развитие благотворительности  и  добровольчества  в

регионе, их фрагментарность и эпизодичность;

     слабая    общественная    поддержка    деятельности     социально

ориентированных некоммерческих организаций, иных гражданских структур,

отсутствие у населения области доверия и интереса к их работе и опыту;

     явная  недостаточность  материальных   и   финансовых   ресурсов,

необходимых для устойчивого развития регионального  сектора  социально

ориентированных некоммерческих организаций в целом;

     недостаточная  вовлеченность  структур  гражданского  общества  в

реализацию  региональной  молодежной  политики,  в  том  числе   -   в

деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

     Следствием "консервации" этих проблем стали:

     сокращение количества  социально  ориентированных  некоммерческих

организаций, действующих на  территории  области,  общая  неразвитость

данного сектора в регионе, его фактическая стагнация;

     распространение  в   молодежной   среде   идеологии   социального

иждивенчества,   конформизма,   социальной   пассивности,    нежелания

исполнять  гражданские  обязанности,  принимать  участие   в   решении

злободневных социальных проблем;

     миграция социально активного и образованного  молодого  населения

как  внутри  области (из сельских территорий - в города),  так и за ее

пределы.

     Согласно данным   Управления   Министерства   юстиции  Российской

Федерации по Тамбовской области  общее  количество  зарегистрированных

некоммерческих  организаций  (за  исключением автономных,  бюджетных и

казенных учреждений,   государственных   корпораций,   государственных

компаний,  политических  партий  и  их  структурных  подразделений) на

территории Тамбовской области в 2010 году составляло 1320,  в  2011  -

1070,  в  2012 - 1008 (всего в Российской Федерации на 01.01.2012 было

зарегистрировано  85185  некоммерческих  организаций,  за  исключением

государственных  и муниципальных учреждений,  в субъектах Центрального

федерального округа на 01.01.2013 - 67208 некоммерческих  организаций,

за исключением государственных и муниципальных учреждений).

     Область находится на последнем месте  в  Центральном  федеральном

округе  по   количеству   социально   ориентированных   некоммерческих

организаций, обслуживающих  домашние  хозяйства,  на  1  тыс.  человек

населения - 0,65 (в целом по Российской Федерации - 2 организации на 1

тыс. человек, по Центральному федеральному округу - 1,8). Данные  были

получены при анализе информации, размещенной на информационном портале

Министерства  юстиции  Российской  Федерации   и   официальном   сайте

Федеральной  службы  государственной  статистики  (оценка  численности

постоянного населения на 01.01.2013).

     Весьма незначительным    остается   количество   действующих   на

территории области благотворительных организаций,  в 2012  году  число

таких  организаций  сократилось  до 22 (в 2011 их было 24).  В течение

трех последних лет (2010-2012 годы) в регионе была создана и  работает

только  одна  специализированная некоммерческая организация управления

целевым капиталом (Некоммерческая специализированная организация "Фонд

целевого капитала ТГУ имени Г.Р.Державина).

     В соответствии со сведениями территориального органа  федеральной

службы государственной статистики по Тамбовской области (Тамбовстат) в

2011 году объем услуг (выполненных работ),  оказанных  некоммерческими

организациями,  обслуживающими  домашние  хозяйства,  в  общем  объеме

валового регионального продукта составил 0,04%.

     В настоящее  время  в  области  проживает 260 тыс.  молодых людей

(всего  в  субъектах   Российской   Федерации,   входящих   в   состав

Центрального федерального округа, проживает 8,94 млн. молодых людей).

     Принципиальные изменения        социально-экономической         и

информационно-коммуникативной     среды    актуализируют    дальнейшую

модернизацию молодежной политики. В результате социальной модернизации

должны  быть  решены  как  задачи  повышения  качества  социализации и

самореализации молодых людей,  так и задачи управления  приращением  и

эффективным использованием молодежного человеческого капитала региона.

     Основной  целью  осуществления   молодежной   политики   является

создание условий, необходимых  для  становления  и  развития  молодого

человека как свободной, мыслящей, деятельной личности.

     Государственную молодежную  политику  следует  рассматривать  как

самостоятельное      направление       деятельности       государства,

предусматривающее   формирование   необходимых   социальных    условий

инновационного  развития  страны,  реализуемое  на  основе   активного

взаимодействия  с  институтами  гражданского  общества,  общественными

объединениями и молодежными организациями.

     На ситуацию в  сфере  реализации  молодежной  политики  оказывают

негативное воздействие  некоторые  тенденции  социально-экономического

развития  региона:   диспропорции   на   региональном   рынке   труда,

сопровождающиеся   несоответствием   социальных   и   профессиональных

ориентаций молодежи, с одной стороны, и спросом на рабочую  силу  -  с

другой,   неразвитость   и   ограниченная    доступность    социальной

инфраструктуры для молодежи (прежде всего - для сельской).

     Еще  более  осложняют  ситуацию  в  сфере  реализации  молодежной

политики,  гражданско-патриотического  воспитания  молодого  поколения

недостаточная  компетентность  работников  организаций  и  учреждений,

ведущих работу с молодежью, архаичность используемых ими форм  работы,

информационный вакуум. Не теряют своей значимости  проблемы  занятости

молодых  людей  в  свободное  время,  пьянства,  наркомании  и  других

асоциальных проявлений среди молодежи.

     В  этой  связи  возникла  реальная  необходимость  в   применении

качественно   новых   подходов   к   решению   проблем   молодежи    и

совершенствованию системы мер,  направленных  на  создание  условий  и

возможностей для успешной социализации  и  эффективной  самореализации

молодежи, для развития ее потенциала в интересах области и страны.

     Необходимо  отметить,  что  эффективная   реализация   молодежной

политики не может быть осуществлена  усилиями  одного  или  нескольких

ведомств  и  требует   усилий   межведомственного   характера   -   со

значительным участием представителей институтов гражданского общества.

     Крайне важной является проблема поиска,  разработки  и  внедрения

новых форм гражданско-патриотического воспитания молодежи. Как отметил

на состоявшемся в г.  Белгороде 12 июля 2013 г.  заседании Российского

организационного комитета "Победа" Президент России В.В.Путин - "сфера

патриотического воспитания сегодня остро нуждается в  новых  подходах,

востребованных современными людьми, современной молодежью".

     В   Тамбовской   области   ситуация   в   сфере   межнациональных

(межэтнических)   и   межрелигиозных   отношений  в  регионе  является

стабильной на протяжении всего постсоветского периода.

     Этому способствуют следующие основные факторы:

     исторически сложившееся абсолютное преобладание населения русской

национальности (более  97  процентов,  согласно  данным  Всероссийской

переписи населения 2010 года);

     фактическое отсутствие  организационно  (структурно)  оформленных

общественных объединений радикально-националистического толка;

     доминирующая  роль  Русской  Православной  Церкви   в   лице   ее

Тамбовской митрополии (хорошо  заметна  при  сопоставлении  количества

православных и иных (неправославных) религиозных организаций региона);

     незначительный в  сопоставлении  с  общей  численностью  русского

старожильческого населения приток представителей иных национальностей,

прибывающих на постоянное жительство в область.

     Вместе   с   тем,   возникновение   конфликтов   межнационального

(межэтнического)  или  межрелигиозного  характера  вполне  может  быть

спровоцировано   проявлениями   бытового   национализма,   ксенофобии,

неуважения к традициям и обычаям старожильческого  населения  области,

популистскими  попытками  "разыграть  национальную  карту"  в   период

проведения избирательных кампаний или  при  решении  споров  отдельных

хозяйствующих субъектов.

     Для  региональной   сферы   межнациональных   (межэтнических)   и

межрелигиозных отношений в полной мере характерны такие общероссийские

проблемы как:

     слабое общероссийское  гражданское  самосознание  (общероссийская

гражданская  идентичность)  при  одновременном  увеличении  значимости

этнической и религиозной самоидентификации у представителей этнических

меньшинств;

     сложное    социокультурное    самочувствие    русского    народа,

представители которого составляют этническое большинство в области,  а

также недостаточная удовлетворенность его этнокультурных потребностей;

     рост националистических настроений в среде  различных  этнических

общностей;

     неудовлетворенность  части  общества  положением  дел  в  области

государственно-конфессиональных и межрелигиозных отношений;

     низкая социокультурная адаптация трудовых  мигрантов  к  условиям

принимающего сообщества.

     В области создана и функционирует система  мониторинга  состояния

межнациональных (межэтнических)  отношений  и  раннего  предупреждения

межнациональных конфликтов, базирующаяся на диверсификации  источников

информации и предусматривающая возможность  оперативного  реагирования

на  возможные  предконфликтные  и  конфликтные  ситуации  в  городских

округах и муниципальных районах области.

     В   основу   данной   системы   положен    принцип    организации

межведомственного  взаимодействия  с   целью   раннего   выявления   и

предупреждения     предконфликтных     и     конфликтных      ситуаций

этноконфессионального характера, а также оперативного реагирования  на

них.

     Объектами      межведомственного      мониторинга       состояния

этноконфессиональных отношений в области являются:

     деятельность  органов  местного  самоуправления,  образовательных

учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, групп  граждан,

представляющих интересы этнических  общностей,  казачьих  общественных

объединений, религиозных организаций и объединений;

     обращения граждан, поступающие в различные органы государственной

власти и местного самоуправления области;

     публикации и сюжеты в печатных и электронных  средствах  массовой

информации;

     информация, распространяемая в информационно-телекоммуникационной

сети   Интернет,   включая    деятельность    отдельных    персоналий,

систематически размещающих информацию по вопросам этноконфессиональных

отношений;

     данные социологических опросов и исследований;

     публичные  и  другие   массовые   мероприятия,   организуемые   и

проводимые  различными  общественными  объединениями  и   религиозными

организациями.

     Данные мониторинга состояния  межнациональных  (межэтнических)  и

межрелигиозных отношений, который на постоянной  основе  проводится  в

области с 2006 года, позволяют говорить о постепенном повышении уровня

их потенциальной конфликтогенности, особенно явственно нарастающего  в

период с декабря 2010 по 2013 годы.

     Мониторинг регионального                                 сегмента

информационно-телекоммуникационной  сети  Интернет  (сайтов,   блогов,

форумов,  социальных  сетей) свидетельствует одновременно о целом ряде

явлений, среди которых:

     возросший интерес пользователей из числа  молодежи  к  различного

рода  событиям  и  фактам,  связанным  с   тематикой   межнациональных

(межэтнических) и межрелигиозных отношений;

     крайне высокий  уровень  нетерпимости  к  оппонентам,  пытающимся

отстаивать иные точки зрения;

     крайне низкий уровень знаний подростков  и  молодежи  об  истории

взаимоотношений народов, культур и религий России;

     активное   продвижение   в   интернет-пространстве    радикальных

идеологий, пропагандирующих силовые методы решения проблемных вопросов

межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений.

     Согласно данным      исследования,      проведенного      Центром

религиоведческих     исследований     Тамбовского     государственного

университета им.  Г.Р.Державина, в начале 2013 года 20,5% респондентов

признали наличие определенных  проблем  в  сфере  этноконфессиональных

отношений.  О  наличии  таких  проблем высказалось:  католиков - 100%,

исповедующих  ислам  -  50%,  протестантов  -  50%,  атеистов  -  50%,

баптистов - 40%, православных верующих - 30,8%.

     39,5% респондентов назвали наиболее актуальным вопросом  в  сфере

межрелигиозных и межэтнических отношений - предупреждение  конфликтных

ситуаций.

     В  октябре  2013  года   отделом   социологического   мониторинга

управления по  связям  с  общественностью  администрации  области  был

проведен пилотный телефонный опрос жителей ряда  городских  округов  и

муниципальных районов на тему межнациональных отношений.

     Почти  половина  участников   опроса   (45,7%)   охарактеризовали

межнациональные  отношения  в  Тамбовской   области   как   нормальные

(спокойные). При этом:

     37% респондентов считают, что  "напряженность  не  очевидна  (без

открытых конфликтов), но тем не менее ощущается";

     более половины опрошенных (55,8%) заявили о  своем  отрицательном

отношении  к  приему  иностранных  трудовых  мигрантов  на  территории

Тамбовской области;

     25,3%  респондентов  прогнозировали   изменение   межнациональных

отношений в регионе в худшую сторону;

     только 13,2% опрошенных выразили надежду на  улучшение  состояния

межнациональных отношений в Тамбовской области в будущем.

     Приведенные данные подтверждают наличие  реальной  потребности  в

совершенствовании системы мер, направленных на укрепление гражданского

единства,  содействие  этнокультурному  развитию  народов,  населяющих

Тамбовскую область.

     (Абзацы   52   -   88  дополнены  -  Постановление  Администрации

Тамбовской области от 06.10.2014 г. N 1196)


Информация по документу
Читайте также