Расширенный поиск
Постановление Администрации Тамбовской области от 24.09.2013 № 1057 АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
24.09.2013 г. Тамбов N 1057 Об утверждении государственной программы Тамбовской области
"Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014-2020 годы
(В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области
от 21.02.2014 г. N 200; от 06.03.2014 г. N 243;
от 24.06.2014 г. N 666; от 25.09.2014 г. N 1147;
от 19.11.2014 г. N 1434; от 27.03.2015 № 311;
от 22.05.2015 № 489; от 17.07.2015 № 767;
от 01.09.2015 № 984; от 22.10.2015 № 1173;
от 28.12.2015 № 1559; от 30.03.2016 № 327;
от 30.05.2016 № 575; от 05.07.2016 № 739; от 31.08.2016 № 1006;
от 04.10.2016 № 1156; от 22.11.2016 № 1353;
от 14.12.2016 № 1456; от 26.12.2016 № 1525;
от 15.02.2017 № 136; от 11.04.2017 № 318;
от 21.04.2017 № 362; от 27.04.2017 № 392;
от 14.06.2017 № 566; от 15.08.2017 № 785;
от 27.12.2017 № 1313)
В соответствии с постановлением администрации области от 28.09.2012 N 1177 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" (в редакции от 10.12.2012) администрация области постановляет: (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 11.04.2017 № 318)
1. Утвердить государственную программу Тамбовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014-2020 годы (далее - Государственная программа) согласно приложению. 2. Признать с 01.01.2014 утратившими силу постановления администрации области: от 11.12.2009 N 1476 "Об утверждении целевой программы повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области на 2010-2015 годы"; от 21.06.2010 N 720 "О внесении изменений в целевую программу повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области на 2010-2012 годы, утвержденную постановлением администрации области от 11.12.2009 N 1476"; от 02.11.2010 N 1297 "О внесении изменений в целевую программу повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области на 2010-2012 годы, утвержденную постановлением администрации области от 11.12.2009 N 1476"; от 30.03.2011 N 316 "О внесении изменений в целевую программу повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области на 2010-2012 годы, утвержденную постановлением администрации области от 11.12.2009 N 1476"; от 07.12.2011 N 1709 "О внесении изменений в целевую программу повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области на 2010-2012 годы, утвержденную постановлением администрации области от 11.12.2009 N 1476"; от 31.10.2012 N 1347 "О внесении изменений в постановление администрации области от 11.12.2009 N 1476 "Об утверждении целевой программы повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области на 2010-2012 годы"; от 04.02.2013 N 96 "О внесении изменений в целевую программу повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области на 2010-2015 годы"; от 17.04.2013 N 392 "О внесении изменений в целевую программу повышения конкурентоспособности экономики Тамбовской области на 2010-2015 годы". 3. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания
"Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru). (Утратил силу – Постановление Администрации Тамбовской области от 11.04.2017 № 318)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя главы администрации области А.Н.Ганова. (Пункт
дополнен - Постановление Администрации Тамбовской области
от 21.04.2017 № 362)
Глава администрации
области О.И.Бетин УТВЕРЖДЕНА постановлением администрации области
от 24.09.2013 N 1057
Государственная программа Тамбовской области "Экономическое развитие и инновационная экономика" на 2014-2020 годы (далее - государственная программа)
(В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области
от 21.02.2014 г. N 200; от 24.06.2014 г. N 666;
от 25.09.2014 г. N 1147; от 19.11.2014 г. N 1434;
от 27.03.2015 № 311; от 22.05.2015 № 489;
от 17.07.2015 № 767; от 01.09.2015 № 984;
от 22.10.2015 № 1173; от 28.12.2015 № 1559;
от 30.03.2016 № 327; от 30.05.2016 № 575; от 05.07.2016 № 739;
от 31.08.2016 № 1006; от 04.10.2016 № 1156;
от 22.11.2016 № 1353; от 14.12.2016 № 1456;
от 26.12.2016 № 1525; от 15.02.2017 № 136;
от 11.04.2017 № 318; от 21.04.2017 № 362;
от 27.04.2017 № 392; от 14.06.2017 № 566;
от 15.08.2017 № 785; от 27.12.2017 № 1313)
Паспорт государственной программы
---------------------------------------------------------------------- Ответственный Управление экономической политики исполнитель администрации области
государственной программы Соисполнители Управление инновационного развития, государственной международного и межрегионального программы сотрудничества области; управление образования и науки области;
финансовое управление области;
управление по развитию промышленности и предпринимательства области;
управление труда и занятости населения области;
управление государственной службы и организационной работы администрации области;
управление делами администрации области;
управление информационных технологий, связи и документооборота администрации области;
управление по связям с общественностью администрации области;
управление по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области;
управление пресс-службы и информации
администрации области; (Абзац дополнен -
Постановление Администрации Тамбовской
области от 30.05.2016 № 575)
комитет по управлению имуществом области;
(В редакции Постановления Администрации
Тамбовской области от 11.04.2017 № 318)
департамент государственной, муниципальной
службы и противодействия коррупции аппарата
главы администрации области; (Дополнен -
Постановление Администрации Тамбовской
области от 27.12.2017 № 1313)
департамент административно-хозяйственной
работы и контрактной службы аппарата главы
администрации области (Дополнен -
Постановление Администрации Тамбовской
области от 27.12.2017 № 1313)
Подпрограммы "Улучшение инвестиционного климата" государственной (приложение N 4);
программы "Стимулирование инноваций" (приложение N 5);
"Совершенствование системы стратегического и программно-целевого планирования" (приложение N 6);
"Развитие малого и среднего предпринимательства" (приложение N 7);
"Совершенствование государственного и муниципального управления" (приложение N 8)
(Позиция исключена - Постановление Администрации Тамбовской области
от 27.03.2015 № 311)
Цели государственной Цель 1: создание благоприятного программы инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса.
Цель 2: повышение инновационной активности бизнеса, развитие региональной инновационной системы. Цель 3: повышение эффективности государственного управления
Задачи государственной Повышение инвестиционной программы привлекательности Тамбовской области и создание условий для привлечения инвестиций в экономику области;
формирование экономики знаний и высоких технологий, переход на инновационный социально ориентированный путь развития региона;
обеспечение сбалансированного экономического развития и конкурентоспособности экономики области;
совершенствование системы регионального государственного стратегического и программно-целевого управления; обеспечение взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике области; (В
редакции Постановления Администрации
Тамбовской области от 24.06.2014 г. N 666)
повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной гражданской службы области и из числа лиц, замещающих выборные должности
в органах местного самоуправления, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики; (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области
от 19.11.2014 г. N 1434) подготовка управленческих кадров для инновационной экономики
Целевые индикаторы и Доля инвестиций в основной капитал в
показатели валовом региональном продукте - 28,9%;
государственной доля среднесписочной численности
программы, их значения работников (без внешних совместителей),
на последний год занятых на микропредприятиях, малых и
реализации средних предприятиях и у индивидуальных
предпринимателей, в общей численности
занятого населения области - 25%;
индекс производительности труда – 103,9%;
удельный вес организаций, осуществляющих
инновационную деятельность (технологические,
маркетинговые или организационные инновации),
в общем числе обследованных организаций -
15,2%;
уровень удовлетворенности населения
Тамбовской области качеством предоставления
государственных и муниципальных услуг - 90%;
доля расходов бюджета Тамбовской области,
формируемых в рамках программ, в
общем объеме расходов бюджета Тамбовской
области - 95%
(В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области
от 19.11.2014 г. N 1434; от 27.03.2015 № 311; от 28.12.2015 № 1559;
от 31.08.2016 № 1006; от 26.12.2016 № 1525; от 15.08.2017 № 785;
от 27.12.2017 № 1313)
Сроки и этапы 2014-2020 годы, государственная программа реализации реализуется в один этап
государственной программы
(Позиция в редакции Постановления Администрации Тамбовской области
от 27.12.2017 № 1313)
---------------------------------------------------------------------- 1. Общая характеристика сферы реализации
государственной программы
Характеристика текущего состояния области.
Макроэкономическая ситуация в области
Устойчивая динамика социально-экономического развития области последних лет позволила сохранить высокие результаты в реальном секторе экономики и социальной сфере в 2012 году. В 2012 г. Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги Тамбовской области в иностранной и национальной валюте с уровня "BB-" до "BB" и подтвердило краткосрочный рейтинг региона на уровне "B", а также повысило национальный долгосрочный рейтинг области с уровня "A+(rus)" до "AA-(rus)". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный".
В течение прошедшего года Тамбовская область имела высокие рейтинговые оценки: по итогам ежегодного Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, проводимого Рейтинговым агентством "Эксперт РА", в 2012 году Тамбовская область вошла в тройку регионов-лидеров в номинации "Высокая эффективность госуправления" и заняла 6 место по общему инвестиционному риску российских регионов; по результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам за 2011 год, в соответствии c Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" Тамбовская область заняла 6 место; заняла 1 место по России по результатам экологического рейтинга субъектов Российской Федерации по версии Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" за 2012 год; рейтинговое агентство "РИА Рейтинг" присвоило Тамбовской области рейтинг кредитоспособности по национальной шкале на уровне "АА-". Прогноз изменения рейтинга - "стабильный". Это означает, что Тамбовская область относится к категории заемщиков с очень высоким уровнем кредитоспособности. Бюджетная система Тамбовской области оценивается как устойчивая и стабильная, экономическое развитие области характеризуется позитивной динамикой; по мониторингу Минфина России Тамбовская область вошла в группу субъектов Российской Федерации с надлежащим уровнем качества управления региональными финансами (по итогам за 2011 год области присвоена II степень качества). Формирование в регионе новой структуры экономики, благоприятных условий для привлечения инвестиций, улучшение работы учреждений образования, здравоохранения достигается посредством реализации комплекса программ области. В 2012 году исполнялось 93 долгосрочных и
ведомственных целевых программ по ключевым направлениям развития с объемом 17,9 млрд. рублей, что составляет около 73% от объема расходов бюджета области, это один из лучших показателей в стране. Из них большая часть - 61% (11,0 млрд. рублей) обеспечивала развитие в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта.
Бюджетные инвестиции в рамках программ (около 5 млрд. рублей в 2012 г.) способствуют созданию в области современной транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры, повышению качества объектов
социальной сферы. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 01.09.2015 № 984)
За проводимую эффективную бюджетную политику Тамбовская область получила высокую оценку Минфина России и грантовую поддержку на реализацию Программы повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2011-2013 годы. Регион участвовал в 55 федеральных программах и проектах, привлекая на 1 рубль консолидированного бюджета области 9,3 федеральных рублей и частных инвестиций (в 2011 г. - 6,5 рублей). Всего на развитие в регион привлечено около 20 млрд. рублей из федерального бюджета. Значительный рост по отношению к 2011 году состоялся по программам жилищного строительства (в 4 раза), развития дорог, спорта (в 2 раза). Благодаря высоким темпам роста инвестиций в основной капитал, промышленности, развитию агропромышленного комплекса области по предварительным расчетам прирост ВРП в 2012 году составил 9,8%. За 2009-2012 годы среднегодовой темп роста ВРП по оценке составил 104,6%
(среднероссийский показатель - 101,0%). По сравнению с 2009 годом в 2012 году в структуре ВРП увеличилась доля промышленности на 2,8%. Реализация инвестиционных проектов, направленных на внедрение инноваций и передовых технологий, модернизация действующих производств позволила сохранить высокую положительную динамику роста промышленного комплекса Тамбовской области. Промышленность составляет около 17% в структуре валового регионального продукта области. Среднегодовой темп
роста промышленного производства за 2009-2012 годы составил 107,1% (ЦФО - 101,3%). За 2012 год индекс промышленного производства по полному кругу производителей составил 112,5%. При этом в обрабатывающих производствах выпуск продукции увеличился на 15,1%, в добывающих производствах - на 6,9%. Наибольший прирост промышленной продукции составил: в производстве машин и оборудования на 35,2%, производстве транспортных
средств и оборудования на 25,4%, производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака на 22,8%, химическом производстве на 21,6%,
текстильном и швейном производстве на 8,1%. Динамику развития обрабатывающих производств области в основном определяют шесть видов экономической деятельности, на которые приходится около 89% общего объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования, химическое производство, производство прочих неметаллических минеральных продуктов. В общероссийском производстве доля некоторых видов продукции, выпускаемой в Тамбовской области, весьма значительна. Так, в 2012 году на долю области приходилось: материалов нетканых - 17,2%, домов деревянных заводского изготовления - 11,4%, красителей органических синтетических и лаков цветных (пигментных) - 23,2%, хромовых кожтоваров - 2,3%, тканей готовых шерстяных - 7,5%, шлаковаты и ваты минеральной - 11,9%, изделия из асбестоцемента, цемента с волокном целлюлозы, растительными волокнами, синтетическими полимерами, стекловолокном, металлическими волокнами - 63,7%; сахара-песка из всех видов сырья - 8,7%; этилового спирта из пищевого сырья - 6,5%, растительного масла - 2,0%; сыров и продуктов сырных - 2,3%, мяса и продуктов пищевой домашней птицы - 2,6%. Лидером среди обрабатывающих производств является производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака, на долю которых приходится более 47%. Доля налоговых платежей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме налоговых платежей, уплаченных в 2012 году предприятиями обрабатывающих производств, составляет 21,8%. По полному кругу производителей объем инвестиций в основной капитал в 2012 году в сравнении с 2009 годом вырос более чем в 2,4 раза и достиг 10,3 млрд. рублей. В 2012 году значительно возросли объемы инвестиций из федерального бюджета на модернизацию предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) области, которые участвуют в реализации федеральных целевых программах по развитию ОПК. В 2012 году существенно улучшилось финансовое состояние обрабатывающих производств области, получена прибыль в объеме 2,4 млрд. рублей, которая возросла к уровню 2011 года на 68,8%. Среди промышленных предприятий обеспечили существенный рост объема прибыли:
предприятия ОПК области, открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Комсомолец", ОАО "Тамбовмаш", "Тамбовский вагоноремонтный завод", закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Котовский завод нетканых
материалов" и другие. Рентабельность проданных товаров, продукции, работ и услуг обрабатывающих производств в 2012 году составила 6,6 против 5,3 в 2011 году; рентабельность активов организаций - 2,6 против 1,2 соответственно. В агропромышленном комплексе региона производится около 20% валового регионального продукта, в том числе в сельском хозяйстве - 15,6%. Выполняется задача по дальнейшему развитию сельскохозяйственного производства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в рамках программы развития сельского хозяйства и программы комплексного развития АПК области. В 2012 году индекс физического объема продукции сельского хозяйства составил 107,9%. Значительный рост производства по всем видам продукции позволил не только перекрыть результат 2011 года, но и нарастить ежегодные темпы роста производства продукции сельского хозяйства в Тамбовской области. В основном это стало возможным за счет хороших результатов, достигнутых в животноводстве. За период с 2009 по 2012 год в целом по сельскому хозяйству прирост составил 29,2%, при среднегодовом темпе роста - 106,6%, что выше показателя в среднем по Российской Федерации (101,1%). В растениеводстве основные усилия аграриев были направлены на увеличение производства продукции, повышение ее качества за счет внедрения высокопродуктивных сортов и более широкого применения современных ресурсосберегающих технологий. По предварительным данным валовой сбор зерна (в весе после доработки) составил 1859 тыс. тонн. Валовой сбор сахарной свеклы составил 4,3 млн. тонн (почти 10% от общероссийского производства) при урожайности около 390 ц/га, что в 1,8 раза выше уровня 2009 года. Валовой сбор подсолнечника составил 545 тыс. тонн (более 6,8% от общероссийского производства) при урожайности 16,2 центнера с гектара, что почти на 40% больше, чем четырьмя годами раньше. Увеличены объемы
производства картофеля, валовой сбор которого составил 572,6 тыс. тонн, что на 15,3% выше 2009 года. Наращивание объемов производства продукции в растениеводстве достигнуто за счет внедрения современных технологий и новой техники. По интенсивным технологиям выращивалось 53% от посевной площади зерновых, 100% посевной площади сахарной свеклы, 39% посевных площадей подсолнечника. Большая работа ведется и по увеличению производства продукции животноводства. Одно из приоритетных направлений развития животноводства области - развитие производства мяса свиней, молочного
животноводства и бройлерного птицеводства. Поголовье свиней в Тамбовской области (в хозяйствах всех категорий) на 01 января 2013 г. составило 484 тысячи голов, что в 2,6
раза выше аналогичного показателя на 01 января 2009 г. Значительно увеличилось поголовье свиней в сельскохозяйственных организациях - с 43,9 тыс. (на 01 января 2009 г.) до 384 тыс. голов (на 01 января 2013 г.), то есть, в 8,75 раза. Производство мяса на убой в живом весе возросло за период 2009-2012 гг. в 2,25 раза, а в сельскохозяйственных предприятиях - почти в 12 раз. За 2012 год объем производства мяса (в
живом весе) в Тамбовской области составил 204,4 тыс. тонн или 189,7% к уровню прошлого года. Особое внимание в области уделяется производству молока. В 2012 году всеми категориями хозяйств произведена 221 тыс. тонн молока. Для
дальнейшего наращивания объемов производства молока во всех категориях хозяйств принята программа стабилизации и увеличения объемов производства молока в Тамбовской области на 2012-2015 годы. В области проводится работа по развитию птицеводства. Валовое производство яиц в птицеводческих хозяйствах области составило в 2012
году 94,2 млн. штук (110,8% по сравнению с предыдущим годом). Наряду с развитием крупных инвестиционных проектов особое внимание уделяется стимулированию развития малых форм хозяйствования. В области насчитывается более 270,0 тыс. личных подсобных хозяйств граждан, 2512 крестьянских (фермерских) хозяйств. В связи с этим ставится задача не только повысить объем производства в данной категории хозяйств, но и решить социальные задачи - снизить уровень безработицы, а также обеспечить самозанятость сельских жителей.
Малые формы хозяйствования производят около половины сельскохозяйственной продукции области, ввиду чего они пользуются значительной государственной поддержкой. По состоянию на 01 января 2013 г. субсидии предоставлены в сумме 366,4 млн. рублей (рост в 1,9 раза по сравнению с 2009 годом), поддержка оказана 414 организациям малого бизнеса. Общий объем субсидирования процентных ставок в 2012 году по кредитам и займам, полученным малыми формами хозяйствования, составил
93,4 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 79,3 млн. рублей и бюджета области 14,04 млн. рублей. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 01.09.2015 № 984)
В целях недопущения снижения закупочных цен на молоко в весенне-летний период в рамках Программы стабилизации и увеличения объемов производства молока в Тамбовской области на 2012-2015 годы поддержка оказана сельскохозяйственному потребительскому кооперативу,
осуществляющему переработку молока, за закупку молока у населения, у крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных товаропроизводителей в сумме 511,0 тыс. рублей. В рамках Программы развития системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Тамбовской области на 2009-2014 годы поддержка оказана в сумме 48,6 млн. рублей 19 сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, закупкой сельскохозяйственной продукции у
крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, со строительством сельскохозяйственных рынков. Областными целевыми программами "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Тамбовской области" на 2012-2014 годы и "Поддержка начинающих фермеров в Тамбовской области" на 2012-2014 годы предусматривается значительная государственная поддержка в виде грантов. По Программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Тамбовской области" на 2012-2014
годы гранты предоставлены 6 крестьянским (фермерским) хозяйствам в сумме 41,7 млн. рублей, в том числе из бюджета области - 14,7 млн. рублей. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 01.09.2015 № 984)
В рамках Программы "Поддержка начинающих фермеров в Тамбовской области" на 2012-2014 годы гранты предоставлены 32 крестьянским (фермерским) хозяйствам на сумму 41,2 млн. рублей, в том числе из областного бюджета - 8,4 млн. рублей. Кроме этого, 27 из 32 крестьянских (фермерских) хозяйств предоставлена единовременная помощь в сумме 6,7 млн. рублей, в том числе из бюджета области - 1,4 млн. рублей. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 01.09.2015 № 984)
За 2009-2012 годы в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" в сельской местности было построено и приобретено 67,3 тыс. квадратных метров жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 35,0 тыс. квадратных метров. Всего за указанный период на данные цели израсходовано 1,04 млрд. рублей за счет всех источников финансирования. Основой формирования бюджета является развитая экономика и благоприятная среда для привлечения инвестиций в Тамбовскую область. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития области в рамках мероприятий по реализации стратегического приоритета "Проведение активной инвестиционной политики, повышение инвестиционной привлекательности Тамбовской области" реализуется комплекс мер, создающих условия для реализации приоритетных инвестиционных проектов, формирующих точки роста экономики и обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Тамбовской области. В 2009-2012 годах реализация ускоренными темпами стратегических проектов обеспечила повышение производительности труда во всех секторах экономики региона и рост капиталоемких и высокотехнологичных
производств с высокой добавленной стоимостью. Перейдя на эту ступень,
удалось создать условия для прогрессивных структурных сдвигов, в особенности - для перехода на новейшие технологии, интеграцию образования, науки и производства, внедрение "прорывных" инноваций. Реализация системы мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности региона, совершенствование системы государственной поддержки частных инвесторов, методов и форм регулирования инвестиционной деятельности позволили обеспечить среднегодовой темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2009-2012 годы на уровне в 113%, что на 10,9% выше среднероссийского (102,1%). В 2012 году объем инвестиций в основной капитал вырос в 1,5 раза (в сопоставимых ценах) к 2009 году и составил 82,6 млрд. рублей. За последние 4 года в структуре инвестиций региона в среднем 85% составляют частные вложения, объем которых является показателем ввода
в действие новых предприятий (более 25 за 2009-2012 годы), создания новых высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест (более
11 тыс. за 2009-2012 годы), развития нового качества менеджмента и социальных стандартов для сотрудников, разработки новых продуктов и технологий, позволяющих региону чувствовать себя уверенно в новых экономических условиях. В Тамбовской области реализуется Программа улучшения инвестиционного климата Тамбовской области на 2011-2014 годы. В 2012 году утвержден Инвестиционный меморандум, принята Инвестиционная декларация региона, которые устанавливают принципы взаимодействия органов власти области с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности. Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года одним из основных направлений развития региона определено
развитие конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора. В развитие данного направления с 2008 года в соответствии со Стратегией
национальной безопасности, Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации реализуется Программа развития АПК Тамбовской области. Ее отличительной чертой является внедрение системного подхода в развитие агропромышленного комплекса области и обеспечение устойчивого развития сельских территорий путем создания инфраструктурных условий реализации инвестиционных проектов производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции
в том числе, за счет реализации пилотного проекта "Повышение энергоэффективности экономики - ключевой фактор развития агропромышленного комплекса региона". В соответствии с достигнутой договоренностью с ОАО "Газпром" в феврале прошлого года завершена корректировка Генеральной схемы газоснабжения и газификации Тамбовской области. Данная схема предусматривает газообеспечение приоритетных инвестиционных проектов развития АПК в рамках вышеназванного пилотного проекта. Для функционирования многих из этих объектов потребуется дополнительный объем природного газа. В результате проведенной работы
определено увеличение годового объема газа с 1,87 млрд. м3 до 4,5 млрд. м3 с учетом новых инвестпроектов и до 3,36 млрд. м3 с учетом энергосбережения. Тамбовская область - первая из регионов получила поддержку на строительство инфраструктуры для реализации аграрных проектов Программы развития АПК Тамбовской области. Из Инвестиционного фонда Российской Федерации привлечено 4,2 млрд. рублей на реализацию трех очередей Программы развития АПК. Учитывая положительную практику региона в привлечении ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, как эффективного инструмента развития государственно-частного партнерства и улучшения инвестиционного климата Тамбовской области, в начале 2013 года принят Закон области "Об инвестиционном фонде Тамбовской области", который позволит реализовать новый механизм привлечения бюджетных инвестиций Инвестиционного фонда Российской Федерации для проектов четвертой очереди Программы развития АПК Тамбовской области. На основе уникального научно-производственного комплекса г. Мичуринска-наукограда Российской Федерации (первого и единственного в России наукограда агропродовольственного направления), реализующего биотехнологические программы уже с 2003 года, в соответствии с программами Минэкономразвития России сформированы Тамбовский "Биоэкономический кластер с международным участием" и Общероссийская технологическая платформа "Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания". 19 декабря 2012 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась встреча Генерального секретаря Пан Ги Муна с главой администрации Тамбовской области, на которой была представлена презентация проекта региональной инициативы содействия ООН в решении глобальных задач продовольственной безопасности - создание Всемирного фонда безопасного питания "Зеленая долина". В текущем году данная инициатива получила развитие и поддержку на уровне профильных министерств и Российской академии сельскохозяйственных наук. В 2012 году иностранных инвестиций в экономику области привлечено
2,4 млн. долларов США. Основными иностранными инвесторами на территории области остаются Дания и Германия, на их долю приходится свыше 50% привлеченных инвестиций. Наиболее привлекательными для инвестиций из-за рубежа среди видов
экономической деятельности в 2012 году продолжают оставаться предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств и строительство. В целях продвижения региона на межрегиональных и международных рынках Тамбовская область регулярно принимает участие в выставочных мероприятиях общероссийского уровня и за рубежом. В конце прошлого года в рамках выполнения работ по Государственному контракту компанией "Дарс консалтинг" был представлен отчет по работе "Ребрендинг Тамбовской области, позиционирование и продвижение региона в России и
за рубежом", в рамках которого предложена система управления и механизмы реализации мероприятий по ребрендингу Тамбовской области. Разработаны основы формирования устойчивых связей по обмену опытом, продукцией, услугами и технологиями с российскими и международными профессиональными организациями, представлен комплекс мероприятий, разработанный в соответствии с концепцией ребрендинга Тамбовской области, направленный на продвижение и позиционирование новых брендов
области на российском и международных рынках. На сегодняшний день сделаны существенные шаги по повышению инвестиционной привлекательности Тамбовской области, которые позволят
достичь в текущем году объема инвестиций в основной капитал в объеме 100,0 млрд. рублей. Выполняется задача по наращиванию темпов строительства жилья в области. За 2009-2012 годы в Тамбовской области введено в эксплуатацию 2,36 млн. кв. м общей площади жилых домов. На долю индивидуального жилья приходится более 70% от общего объема введенного жилья или 1,66
млн. кв. метров. В 2012 году организациями всех форм собственности введено жилых домов общей площадью 635,7 тыс. кв. м (105,4% к 2011 году). Населением за свой счет и за счет кредитных ресурсов построено 458,5 тыс. кв. м или 72% от общего объема введенного жилья. Ввод в действие общей площади жилых домов на 1000 человек населения увеличился на 34 кв. м и составил 589 кв. м или 106% к 2011 году. Обеспеченность населения жильем составила по расчетам 24,8 кв. метров на человека. Обеспечен рост объемов ввода жилья экономического класса. В 2011 году было введено 40% жилья экономкласса, а в 2012 году доведен до 45%. В 2009-2012 годах была проведена определенная работа по развитию и углублению международных и межрегиональных связей Тамбовской области. С 2010 года внешнеэкономическая деятельность области осуществляется на программной основе - в рамках ведомственной целевой
программы "Развитие международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Тамбовской области на 2010-2012 годы". В июле 2011 года был принят Закон Тамбовской области N 21-З "О соглашениях органов государственной власти Тамбовской области об осуществлении
международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей".
Расширена договорная основа сотрудничества области со странами СНГ и субъектами Российской Федерации. Одним из главных направлений сотрудничества является развитие агропромышленного комплекса области. Важным является продвижение продукции местных товаропроизводителей на внешний рынок. Особую роль занимает популярная выставка "Зеленая неделя" в Германии, где иностранным инвесторам презентуются приоритетные проекты развития. Область ежегодно принимает активное участие в данном мероприятии. По данным федеральной таможенной статистики (без учета товарооборота с Республиками Беларусь и Казахстан) в 2012 году внешнеторговый оборот Тамбовской области (ВТО) со странами дальнего и
ближнего зарубежья составил 352,9 млн. долларов США с уровнем экспорта - 74,0 млн. долларов США (112,4% к уровню 2011 года) и импорта - 278,9 млн. долларов США (59,5% к уровню 2011 года). В 2012 году предприятия области осуществляли внешнеэкономическую деятельность с партнерами из 63 стран мира (в т. ч. 10 стран СНГ). В структуре товарооборота импортные поставки составляют 79%. Основные товарные группы по импорту: продукция нефтехимического комплекса (26,8% от общего объема импорта), машиностроительная продукция (29,4%), продовольственные товары и сырье для их производства (33,9%). Среди них кокс литейный, грузовые автомобили, химические вещества, запчасти к сельскохозяйственной технике, сахар-сырец, продовольственные товары, пигмент, красители, волокна полиэфирные, прочая химическая продукция). Среди экспортных операций значительную долю занимают поставки продовольственных товаров и сырья для их производства (43,8% от общего объема экспорта, в том числе: вывоз пшеницы продовольственной (около 18%), спирта этилового и свекловичного жома (более 22%), продукция нефтехимического комплекса (24,8%), машиностроительная продукция (16,9%). Увеличение бюджетной обеспеченности региона, а, следовательно, повышение качества жизни населения области зависит от состояния экономики региона, доходной базы консолидированного бюджета области. В области особое внимание уделяется повышению эффективности предоставления государственных услуг за счет осуществления реструктуризации бюджетного сектора; снижению неэффективных расходов в отраслях социальной сферы путем внедрения новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг. В консолидированный бюджет области в 2012 году поступило доходов в сумме 42636,9 млн. рублей. Это на 10,7% выше поступлений 2011 года.
По всем основным видам налогов увеличены объемы поступлений. Расходы консолидированного бюджета области в 2012 году возросли по сравнению с предыдущим годом на 10,8% и составили 42451,1 млн. руб. В течение 2012 года в Тамбовской области несколько раз повышалась
заработная плата работникам бюджетной сферы: с 01 января на 30% увеличен средний размер заработной платы воспитателей (старших воспитателей) дошкольных учреждений; с 01 февраля на 20% - педагогических работников детских музыкальных школ; с 01 сентября - о достижении заработной платы педагогических работников к концу года до уровня 16700 руб.; с 01 октября на 10% - работников областных государственных учреждений (кроме педагогических работников). Потребительский рынок Тамбовской области формирует более четверти
валового регионального продукта и способствует улучшению занятости населения. За последние четыре года в этой сфере создано 9,5 тысячи новых рабочих мест, в том числе за 2012 год - 2,8 тысячи новых рабочих мест. В 2012 году в условиях значительного замедления инфляционных процессов и роста денежных доходов населения на потребительском рынке
области сохранялась положительная динамика развития. За 2012 год оборот розничной торговли составил 132,3 млрд. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах 110,0 процентов (за 2011 год - 109,3%), что на 3,7% выше среднероссийского показателя (по Российской Федерации - 106,3%).
В расчете на одного жителя приобретено товаров на 122,6 тыс. рублей, что на 16,7 тыс. рублей больше, чем в 2011 году. В области сохраняется позитивная тенденция приоритетного развития
стационарной торговли за счет укрепления инфраструктуры предприятий потребительского рынка, открытия крупных торговых объектов, формирования сетевой торговли, внедрения прогрессивных методов и форм
торгового обслуживания населения. За 2009-2012 годы по области введено 1400 магазинов, в том числе в 2012 году - 371 магазин. Улучшилась обеспеченность населения торговыми площадями. В 2012 году норматив минимальной обеспеченности площадью торговых объектов по области достигнут (утвержденный норматив минимальной обеспеченности до 2015 года - 485). На 1 тысячу жителей по области приходится 486,2 кв. метра площади с ростом на 9,8% к 2011 году. На долю торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка),
в 2012 году приходилось 88,4% от областного оборота розничной торговли, что на 2,2% выше 2011 года. Опережающими темпами развивались объемы продаж по торгующим организациям (112,8%) по сравнению с 2011 годом. Это в значительной степени обусловлено активным развитием сетевой торговли, которая формирует 17,3% областного оборота розничной торговли. В 2012 году в областном центре функционировало 324 магазина
торговой сети с ростом на 20,0% к 2011 году. В структуре оборота розничной торговли преобладала доля продажи непродовольственных товаров (52,8%) по сравнению с продовольственной группой товаров (47,2%). Темпы роста продаж по непродовольственным товарам (111,1%) опережали темпы роста продаж по продовольственным товарам (108,8%), что в значительной степени обусловлено ростом покупательной способности населения. Эффективному функционированию потребительского рынка способствует
динамичное развитие оптовой торговли и общественного питания. За 2012
год темп роста в сопоставимых ценах по обороту оптовой торговли с учетом других отраслей экономики по области составил 119,7%, по обороту общественного питания - 109,4%. Динамика потребительского спроса на платные услуги сохраняла позитивную направленность развития за счет совершенствования инфраструктуры бытового обслуживания населения, реформирования и либерализации сферы платных услуг, повышения уровня конкуренции. За 2012 год объем реализации платных услуг населению составил 33,4 млрд.
рублей с ростом на 5,5% к 2011 году, что на 2,0% выше среднероссийского показателя (по Российской Федерации - рост на 3,5%). Видовая структура объема платных услуг носит устойчивый характер и на 85% сформирована за счет услуг "обязательного" характера (жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги и услуги связи). В соответствии с мероприятиями по развитию и совершенствованию сферы бытового обслуживания населения Тамбовской области за 2009-2012
годы открыто 656 предприятий бытового обслуживания населения, в том числе в 2012 году - 123. В 2012 году сводный индекс потребительских цен по области составил 107,0%, что соответствует 10 месту в Центральном федеральном
округе (по Российской Федерации - 106,6%). Ценовая ситуация на продовольственном рынке Тамбовской области находится под постоянным контролем администрации области. Во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ, в рамках реализации государственной политики в области торговой деятельности проводится работа по проведению информационно-аналитического наблюдения за состоянием продовольственного рынка товаров области, в том числе за розничными ценами на социально значимые продукты питания. Результативность проводимой работы отражается данными ежемесячного мониторинга ценовой ситуации на потребительском рынке продовольственных товаров, проводимого с августа текущего года Минэкономразвития России в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации в разрезе субъектов в целях предотвращения необоснованного роста цен. Рост реальных располагаемых доходов населения по итогам 2012 года
составил 108%, значительно опережая среднероссийский показатель (104,4%). За последние три года рост реальных располагаемых денежных доходов населения по области составил около 20%. Среднедушевые денежные доходы населения по сравнению с предыдущим
годом увеличились на 14,5% и составили 17,3 тыс. рублей. По сравнению
в 2009 годом среднедушевой доход населения области вырос в 1,5 раза. Обеспечению более высоких темпов роста реальных располагаемых доходов
способствовал более низкий уровень потребительской инфляции в 2012 году. В результате замедления темпов инфляции и роста реального размера
заработной платы возросла покупательная способность населения: среднедушевые денежные доходы в среднем за 2012 год превысили величину прожиточного минимума в 3,6 раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 11,7% в 2009 году до 9% в 2012 году. Основная доля дохода, получаемая большинством занятого населения,
приходится на заработную плату. В общем объеме денежных доходов населения оплата труда наемных работников занимает около 30%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу отчитывающихся предприятий и организаций в 2012 году сложилась на уровне 16,9 тыс. рублей, с темпом роста 118% к
предыдущему году. Размер реальной заработной платы, рассчитанный с учетом роста потребительских цен, увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12,5%. За 2009-2012 гг. среднемесячная заработная плата выросла в 1,5 раза, рост реальной заработной платы за данный период составил 22%. В 2012 году в области в полном объеме выполнены мероприятия, Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|