Расширенный поиск
Решение Думы г. Тамбова от 31.10.2012 № 729ГОРОДСКОЙ ОКРУГ - ГОРОД ТАМБОВ ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА Пятый созыв Тридцать восьмое заседание РЕШЕНИЕ 31.10.2012 N 729 Об отчете Администрации города Тамбова об исполнении решения Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007-2011 годы" за 2011 год Рассмотрев представленный исполняющим обязанности главы Администрации города Тамбова отчет об исполнении решения Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007-2011 годы" за 2011 год, и в соответствии с Уставом города Тамбова, с учетом рекомендации комитета Тамбовской городской Думы пятого созыва по социально-экономическому развитию и бюджету, Тамбовская городская Дума решила: 1. Утвердить отчет Администрации города Тамбова об исполнении решения Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007-2011 годы" за 2011 год (прилагается). 2. Решение вступает в силу со следующего дня после официального опубликования. Глава города Тамбова А.В.Кондратьев УТВЕРЖДЕН решением Тамбовской городской Думы от 31.10.2012 N 729 Отчет об исполнении решения Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007-2011 годы" за 2011 год Комплексная программа социально-экономического развития города Тамбова на 2007-2011 годы (далее - Комплексная программа) включала положения, реализация которых была направлена на достижение основной цели Комплексной программы - повышения качества жизни населения города на основе динамичного развития экономики и социальной сферы, решались следующие задачи: формирование в городе благоприятных условий для динамичного развития производственного сектора экономики; создание условий для повышения качества жизни горожан на основе развития социальной сферы. Для этого в программе на 2011 год было предусмотрено выделение финансовых средств в размере 3735,872 млн. руб. Фактически за истекший год освоено 3769,207 млн. руб., это 100,89% к запланированному годовому уровню. При этом расходы федерального бюджета на реализацию программных мероприятий составили в сумме 430,140 млн. руб. или 113,82% от запланированных на 2011 год, средства областного бюджета составили 87,492 млн. руб. (79,28%), средства городского бюджета - 200,195 млн. руб. (68,71%). Внебюджетные средства составили значительную часть - 3051,380 млн. руб. или 80,96% всех расходов и 103,22% от предусмотренных на 2011 год. Из них 1334,070 млн. руб. или 43,72% в истекшем году были направлены на развитие экономического потенциала города посредством реализации инвестиционных проектов коммерческого характера. ---------------------------------------------------------------------- |Объем финансирования мероприятий Программы |за весь период ее реализации (2007-2011 гг.) |-------------------------------------------- | план, | % | факт, | % |отклонение | млн. руб.| | млн. руб.| |(+/-), % ---------------------------------------------------------------------- Общий объем финансирования 22279,429 100 24420,257 100 109,61 Программы финансирования, в том числе за счет: средств федерального 3127,327 14 2747,620 11,4 87,86 бюджета средств бюджета Тамбовской 817,496 3,7 1367,192 2,3 167,24 области средств бюджета городского 1293,007 5,8 1004,665 5,3 77,70 округа - город Тамбов внебюджетных средств 17041,599 76,5 19300,780 81,0 113,26 ---------------------------------------------------------------------- В результате реализации Программы к 2012 году достигнуты следующие значения показателей: ---------------------------------------------------------------------- | план | факт |отклонение | | | (+/-), % ---------------------------------------------------------------------- рост объема отгруженных товаров в 2,2 раза в 3,1 раз +40,9 собственного производства к уровню 2006 года увеличение объема розничного в 2,6 раза в 2,9 раз +11,5 товарооборота создание новых рабочих мест 9552 мест 9152 мест -4,2 рост средней заработной платы в 2,1 раза в 2,9 раз +38,1 работающих на крупных и средних предприятиях города по сравнению с 2006 годом ---------------------------------------------------------------------- Комплексная программа была рассчитана на пять лет. Отчеты за каждый год реализации Комплексной программы ежегодно утверждались решениями Тамбовской городской Думы <1>. В связи с чем в представленном отчете отражено исполнение наиболее значительных мероприятий, предусмотренных Комплексной программой за период с 2007 по 2011 год, а также достижение показателей за 2011 год, учитывая нарастающий итог с 2007 года. Городские целевые программы Составной частью Комплексной программы являются городские целевые программы (в соответствии с таблицей "Система программных мероприятий"). Многие программы уже реализованы, однако разработаны и реализуются аналогичные программы. Таким образом, в рамках Комплексной программы реализованы мероприятия следующих городских целевых программ в разрезе ее целей и задач: __________ <1> За 2007 год - Решение Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2008 г. N 611 "Об отчёте об исполнении в 2007 году Комплексной программы социально-экономического развития города Тамбова на 2007-2010 годы, утверждённой решением Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007-2011 годы"; за 2008 год - Решение Тамбовской городской Думы от 15 мая 2009 г. N 997 "Об отчёте главы Администрации города Тамбова по итогам работы за 2008 год и отчёте об исполнении решения Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007-2010 годы" за 2008 год"; за 2009 год - Решение Тамбовской городской Думы от 27 мая 2010 года N 1424 "Об отчёте Администрации города Тамбова об исполнении Решения Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007-2011 годы" за 2009 год"; за 2010 год - Решение Тамбовской городской Думы от 30 ноября 2011 г. N 469 "Об отчёте Администрации города Тамбова об исполнении Решения Тамбовской городской Думы от 25.07.2007 N 415 "О комплексной программе социально-экономического развития города Тамбова на 2007-2011 годы" за 2010 год". Информация о реализации мероприятий городских целевых программ, включенных в Комплексную программу ------------------------------------------------------------------------------------------------------- N строки в | Запланировано Коплексной | Информация об исполнении соответствии| программой | с таблицей | | "Система | | программных | | мероприятий"| | ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 21-22, 55, Городская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в городе 57-58 Тамбове на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Администрации города Тамбова от 04.08.2009 N 5887, которая является продолжением городской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2008-2010 годы, утвержденной решением Тамбовской городской Думы от 25.04.2008 N 613. Строительство и ввод в Развитие малого предпринимательства в городе является эксплуатацию магазинов, стратегическим фактором, определяющим устойчивое предприятий общественного состояние городской экономики, в связи с чем поддержка питания и сферы услуг, малого и среднего бизнеса рассматривается в качестве реконструкция действующих одного из приоритетов политики муниципального образования. объектов; уточнение разме- Число субъектов малого и среднего предпринимательства щения предприятий сферы в расчете на 10000 человек городского населения по данным торговли общественного инспекции Федеральной налоговой службы по городу Тамбову питания и бытового составило 470 единиц. обслуживания, организация При этом, доля среднесписочной численности работников контроля и внесение (без внешних совместителей) малых предприятий в предложений по размещению среднесписочной численноти (без внешних совместителей) новых предприятий с учетом всех предприятий и организаций составила 26,7%. потребностей горожан не Поскольку темп роста среднесписочной численности только в центре города, но и занятого населения в целом на территории муниципального на окраинах. Развитие образования на период 2012-2014 годов планируется в размере системы имущественной 102,5%, показатель доли среднесписочной численности поддержки субъектов малого работников (без внешних совместителей) малых предприятий и среднего в среднесписочной численности (без внешних совместителей) предпринимательства. всех предприятий и организаций в планируемом периоде Дополнительные меры возрастет до уровня 27,9%. поддержки отдельных Развитие малого и среднего предпринимательства в 2011 категорий граждан. году осуществлялось в соответствии с городской целевой программой развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2009-2011 годы. В соответствии с программой в истекшем году Администрация города осуществляла информационную и консультационную поддержку малого и среднего предпринимательства, способствовала созданию условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции. Общий объем расходов городского бюджета на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в 2011 году составил 183,0 тыс. рублей, что соответствует росту по сравнению с 2010 годом на 14 рублей в пересчете на одно малое и среднее предприятие города. Комплексной программой было запланировано 390,0 тыс. руб. В 2011 году проводилась работа по обеспечению размещения заказов для нужд городского округа - город Тамбов у субъектов малого предпринимательства в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В результате чего в 2011 году увеличился объем заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется путем проведения торгов, запроса котировок, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, и его доля в общем годовом объеме заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг составила 15,4% (в 2010 году - 12,7%). В 2011 году продолжилась работа по оказанию имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе пролонгация заключенных ранее договоров аренды в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и предоставление преимущественного права выкупа арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с Перечнем муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 27.05.2009 N 1014 (в ред. от 26.10.2011), за субъектами малого и среднего предпринимательства в 2011 году сохранено право аренды муниципального имущества на общую площадь 3,9 тыс. кв. метров. С учетом указанного показателя доля муниципального имущества, включенного в выше указанный перечень и остающегося свободным от прав третьих лиц, за 2011 год сократилась с 2,6% до 0,4%, что свидетельствует о положительных результатах и достаточно высокой степени реализации мер поддержки малого и среднего бизнеса. Площадь зарегистрированных на территории города Тамбова бизнес-инкубаторов в расчете на 100 малых и средних компаний возросла и составила 64 кв. м в 2011 году против 56 кв. м в 2010 году. В целях информированности субъектов малого и среднего предпринимательства на web-страницах официального сайта Администрации города размещаются сообщения о продаже и предоставлении в аренду объектов муниципального имущества, объявления о наличии свободных земельных участков для целей, не связанных со строительством, информация о планируемых муниципальных закупках в виде сводного плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Тамбова, обеспечиваемых за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов, о планируемом размещении муниципальных заказов у субъектов малого предпринимательства. На сайте размещены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в городе Тамбове. В настоящее время разработана программа развития малого и среднего предпринимательства на 2012-2014 годы, основными направлениями которой является имущественная, информационная и консультационная поддержка, расширение рынка местной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Запланирован ежегодный объем финансирования программы в размере 390 тыс. рублей. В рамках развития и совершенствования материально- технической базы розничных рынков будет осуществляться координация работы по выполнению управляющими компаниями требований Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в части использования с 01.01.2013 для организации розничных рынков только капитальных зданий, строений, сооружений. Кроме того, планируется продолжить работу по поиску земельного участка для размещения стационарного здания муниципального рынка, а также содействовать реализации инвестиционных проектов строительства сельскохозяйственного рынка по ул. Мичуринской, 191 и зоорынка по ул. Бастионной, 71. В течение всего периода реализации Комплексной программы выполнялись следующие программные мероприятия: организованы ежегодные городские конкурсы "Лучший предприниматель года", "круглые столы", брифинги, встречи в сфере развития потребительского рынка, оказана информационная поддержка через средства массовой информации; предоставлены организационно-консультационные услуги безработным гражданам и незанятому населению по вопросам организации предпринимательской деятельности и самозанятости. проведены элективные курсы по теме "Основы предпринимательства", акции "День карьеры", "День предпринимателя в российской школе"; организованы выставки и ярмарки для ремесленников города, ярмарки в выходные, предпраздничные дни для продвижения продукции, выпускаемой производителями города и сельхозтоваропроизводителями области; проведены мониторинги эффективности применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и разработка соответствующих правовых актов, и т.д. 23 Городская целевая программа "Природоохранные мероприятия в городе Тамбове на 2010-2014 годы", утвержденная постановлением Администрации города Тамбова от 31.12.2010 N 11617 Снижение негативных В 2011 году выполнялись следующие мероприятия: воздействий на человека в проведены проектные и изыскательские работы по зонах его проживания. ремонту системы водоотведения по ул. Пирогова от ул. Карла Обеспечение рационального Маркса до ул. Советской; использования и сохранности оплачены выполненные в 2010 году работы в рамках природных ресурсов, Программы по контрактам, заключенным с оплатой в 2011 поддержание экологической году; безопасности Мероприятия построено 200 м ливневой канализации по Моршанскому по охране окружающей среды шоссе; на территории города разработана ПСД на проведение работ по обслуживанию Тамбова. (прочистке) системы водоотведения и прочистке ливневой Строительство ливневой канализации протяженностью 203 м; канализации по рекультивирован полигон захоронений илового осадка в Моршанскому шоссе. микрорайоне "Северный" общей площадью 5 га; Рекультивация полигона заключены договоры на расчет платы за негативное захоронения илового осадка в воздействие на окружающую среду на сумму 8000,00 тыс. микрорайоне "Северный". руб.; осуществлены мероприятия по водоотводу от остановки "Заводская" по Моршанскому шоссе протяженностью 15 м, в том числе устройство колодца; отремонтированы контейнерные площадки; закуплены заглубленные и металлические контейнеры для установки в последующие годы реализации Программы в части благоустройства мест сбора твердых бытовых отходов; проведены два месячника по благоустройству территории города, по итогам которых проведены общегородские субботники с участием сотрудников Администрации города Тамбова; произведена очистка прибордюрных лотков и подходов к ним; выполнена очистка водоотводных канав и водопроводных труб; произведен монтаж рыбозащитного устройства береговой насосной станции реки Цна и измерение физико-химических анализов воды; закуплены и посажены на территории города смеси семян газонных трав, горшечных растений (тис, гортензия, ель коника), туи, рулонного газона, лип крупнолистовых; произведены измерения и анализ почвы, проведена инвентаризация источников негативного воздействия на окружающую среду, проведены измерения и анализ отходов. Общий объем финансирования программы составил 12248,5 тыс. руб. при запланированном объеме в Комплексной программе 12372,0 тыс. руб. (99,0%). 25-36, 59 Городская целевая программа "Модернизация муниципальной системы образования в городе Тамбове на 2010-2012 годы", утвержденная постановлением Администрации города Тамбова от 06.11.2009 N 8455, которая продолжает реализацию целей и задач, поставленных городской целевой программой "Модернизация муниципальной системы образования в городе Тамбове на 2007-2010 годы", утвержденной решением Тамбовской городской Думы от 27.12.2006 N 299 (в т. ч. Подпрограмма "Социальная защита детей, требующих особой заботы на 2007-2010 годы") Обеспечение устойчивого Развитию образования в городе Тамбове способствовала развития городской системы реализация мероприятий городских целевых программ общего образования. "Модернизация муниципальной системы образования в городе Реструктуризация сети Тамбове на 2007-2010 годы" и "Модернизация муниципальной общеобразовательных системы образования в городе Тамбове на 2010-2012 годы". учреждений города Тамбова. В рамках программ были выполнены мероприятия по Оптимизация системы обеспечению доступа муниципальных образовательных управления образованием и учреждений к высокоскоростному Интернету, техническому повышение эффективности обслуживанию систем автоматического оповещения о пожаре, управленческой проведению городских слетов, фестивалей, конкурсов, акций, деятельности. Дополнительные марафонов, соревнований, турниров, спартакиад, эстафет, меры социальной праздников и т.д. поддержки. Обеспечение Комплексной программой было запланировано в 2011 году безопасности учащихся, финансирование городской целевой программы воспитанников и работников "Модернизация муниципальной системы образования в городе образовательных учреждений Тамбове на 2010-2012 годы" в размере 14356,0 тыс. руб. во время их трудовой и Общий объем финансирования составил 6320,30 тыс. руб. или учебной деятельности. 44,0%. Создание единой Муниципальная система общего образования городского образовательной округа представлена разными типами и видами информационной среды, образовательных учреждений, учитывающими весь спектр Развитие системы образовательных потребностей детей. дошкольного образования и В городе созданы условия для обучения разных категорий др. и групп детей. Функционирующая сеть общеобразовательных учреждений позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и предоставлять им возможность получения образования в соответствующих условиях. В муниципальной системе общего образования на 31.12.2011 функционирует 24 учреждения, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования: 1 основная общеобразовательная школа; 21 среднее общеобразовательное учреждение (в том числе 2 гимназии, 5 лицеев, 2 школы с углубленным изучением отдельных предметов); 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; 1 межшкольный учебный комбинат. Одним из показателей эффективности деятельности общеобразовательных учреждений является достижение качественных результатов образования, характеризуемых показателем об удельном весе лиц, сдавших единый государственный экзамен из числа выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене. Данный показатель в 2011 году составил 99,7%. За последние три года уровень обучаемости стабилен, диапазон колебаний данного показателя составляет +0,1%. Средний тестовый балл составил 61,5 и превысил показатель 2010 года (58,8) на 2,7 балла. По итогам освоения программ среднего (полного) общего образования 42 выпускника награждены медалями (8,0% выпуска), из них 18 золотой и 24 серебряной медалью. В 2011 году не получили аттестат о среднем (полном) образовании 4 выпускника муниципальных общеобразовательных учреждений. В муниципальных общеобразовательных учреждениях всех видов в 2010-2011 учебном году обучалось 22819 человек. Количество обучающихся по сравнению с периодом прошлого года увеличилось на 460 человек. Соответственно количество классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях города увеличилось по сравнению с 2009-2010 учебным годом на 16 единиц и составило 886. С целью модернизации системы педагогического образования комитет образования Администрации города Тамбова ежегодно проводит мониторинг кадрового обеспечения. В 2010-2011 учебном году численность учителей муниципальных общеобразовательных учреждений города составила 1382 человека. По сравнению с 2009-2010 учебным годом данный показатель снизился на 5,5%. При этом количество учителей начальных классов с увеличением набора обучающихся в 1 класс по сравнению с 2009 годом возросло на 1,3%. Их процентное соотношение за последние шесть лет от общего числа педагогов увеличилось с 17,7% до 25,1%. Педагогический стаж работников по сравнению с прошлым годом практически не изменился. По-прежнему половину работников (51%) составляют педагогические работники со стажем свыше 20 лет. Доля учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений города увеличилась на 4,6% в 2011 г. и составила 14,6%. В последние годы Администрацией города Тамбова осуществляются мероприятия по созданию надлежащих условий обучения и соблюдению санитарно- эпидемиологического режима в образовательных учреждениях. Во всех общеобразовательных учреждениях разработаны и реализуются программы "Здоровье". Значительно улучшилась ситуация по выполнению санитарно-гигиенических требований к образовательному процессу, приобретено оборудование для медицинских кабинетов. Большинство общеобразовательных учреждений имеют медицинскую лицензию. Во всех общеобразовательных учреждениях установлен комплекс "Здоровый ребенок", который используется для проведения мониторинга физического развития обучающихся. В настоящее время все обучающиеся обследованы с помощью данного оборудования. Информация о данных каждого ребенка вносятся в Паспорт здоровья класса и школы. Уроки физической культуры лишь в малой степени - на 10-18% - компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья. Для этого введен третий час физической культуры в 1-11 классах в образовательных учреждениях. Всего в городе 58% детей занимаются физической культурой в основной группе, 35,8% - в подготовительной и 4% - в специальной группе. Перечисленные мероприятия способствовали увеличению доли первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города с 79,1% до 79,8% в 2011 году. В целях развития личности ребенка, создания условий для ее совершенствования, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное общество, в муниципальных образовательных учреждениях проводится целенаправленная работа по предоставлению для обучающихся услуг по дополнительному образованию. В рамках сетевого взаимодействия на базе общеобразовательных учреждений работают педагоги дополнительного образования детских музыкальных и художественных школ, областного центра развития творчества детей и юношества, областной детско-юношеской спортивной школы. Налажено тесное сотрудничество с учреждениями культуры (библиотеками города, областным краеведческим музеем, картинной галереей, театрами, учреждениями физкультуры и спорта, спортивными Федерациями, Автоградом) и здравоохранения (Центры медицинской профилактики, планирования семьи и здоровья). С целью совершенствования и создания условий для развития способностей обучающихся в 26 общеобразовательных учреждениях города Тамбова продолжают работать Центры дополнительного образования (ЦДО). В настоящее время в ЦДО реализуется 364 программы по 11 направлениям. Количество детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой форм, составило в 2011 году 22834 человека (в 2010 году - 19467 человек). На территории города Тамбова сохранена и ведет активную работу клубная система по месту жительства, которая объединяет в себе сеть из 28 подростковых клубов по месту жительства, расположенных в разных частях города. Объединяет эти клубы муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей "Центр внешкольной работы", который выполняет не только аккумулирующую, контролирующую и обучающую функции, но выступает инициатором новых проектов и программ, методических инноваций. Все клубы объединены едиными целями и задачами, что положительно влияет на воспитательную среду детей и подростков, помогает решить непростые задачи по сплочению неформальных молодежных микрогрупп. Необходимо отметить, что аналогичных Центров в системе дополнительного образования нет ни в одном соседнем регионе. Ежедневная средняя посещаемость одного клуба составляет 20 человек, общий годовой охват подростков составляет более 3 тыс. человек. В 2011 году состоялось торжественное открытие Дома молодежи, который стал молодежной площадкой (ресурсным центром) для реализации муниципального заказа по направлениям и проектам государственной молодежной политики в городе Тамбове. Дом молодежи - это единый молодежный комплекс, работающий по единой программе, целью которой является повышение социального статуса молодежи и ее стартовых возможностей, поддержка молодежных инициатив, а также наполнение новым содержанием форм проведения свободного времени подростков и молодежи. Муниципальная сеть дошкольного образования на конец года представлена 46 образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе 1 начальная школа - детский сад, 1 прогимназия. В связи с оптимизацией сети дошкольных образовательных учреждений города и максимальным использованием имеющихся ресурсов дошкольных образовательных учреждений (материально-технических и кадровых) малокомплектные дошкольные учреждения присоединены к более крупным дошкольным образовательным учреждениям города. В систему дошкольного образования возвращены три учреждения: МБДОУ детский сад N 52 "Маячок" на 320 мест, МОУ начальная школа - детский сад N 61 "Вишенка" на 155 мест, МБДОУ детский сад N 1 "Семицветик" на 80 мест. В действующих учреждениях дополнительно за счет реорганизации структуры групп и увеличения их наполняемости введено дополнительно 485 мест. Осуществление указанных мероприятий позволило сократить долю детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные общеобразовательные учреждения, с 9,1% в 2010 году до 5,0% в 2011 году. Вместе с тем, достигнутые показатели состояния муниципальной системы дошкольного образования города не снимают задачи введения дополнительных мест. В планируемом периоде этому будет способствовать дальнейшее возвращение зданий детских садов, переданных ранее другим организациям, а также завершение строительства нового детского сада на 450 мест в микрорайоне "Московский". Обеспечение дошкольным образованием в городе осуществляется как за счет функционирования традиционных детских садов, так и за счет развития вариативных форм дошкольного образования. В 2011 году охвачено вариативными формами дошкольного образования более 900 детей дошкольного возраста, которые посещали дошкольные мини-центры, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, группы кратковременного пребывания, центры раннего развития, семейные группы. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в трех учреждениях (детские сады N 2, N 51, N 71) были открыты лекотеки. Доля лиц с высшим профессиональным образованием в общей численности педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2011 г. составила 62,9% (в 2010 году - 59,4%). Данный фактор свидетельствует о высоком профессиональном потенциале кадрового состава. Квалификационную категорию имеют 65% работников, в том числе: 8% - высшую, 32% - первую, 25% - вторую. Объем расходов бюджета городского округа - город Тамбов на дошкольное образование в 2011 году увеличился по сравнению с прошлым годом на 46,2% и составил 821320 тыс. рублей в связи с: индексацией заработной платы работников учреждений бюджетной сферы с 01.03.2011 и с 01.10.2011 (заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 14,1% и составила 7922 рубля); открытием нового муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада N 52 "Маячок"; открытием дополнительных групп в дошкольных образовательных учреждениях; увеличением безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов; переходом начальной школы - детского сада N 28 "Золотой петушок" в детский сад; изменением денежных норм на питание детей дошкольного возраста. В целях повышения эффективности кадрового обеспечения сотрудников муниципальной системы образования проведены курсы по повышению квалификации учителей; постоянно проводятся на городском и областном уровне конкурсы "Учитель года". Направления развития муниципальной системы дошкольного образования определяются ведомственной целевой программой "Обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного и начального общего образования в городе Тамбове на 2012-2014 годы" и городской целевой программой "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в городе Тамбове на 2011-2015 годы". 37-47 Городская целевая программа "Охрана здоровья населения в городе Тамбове на 2007-2010 годы", утвержденная решением Тамбовской городской Думы от 27.12.2006 N 298, в продолжение - городская целевая программа "Охрана здоровья населения в городе Тамбове на 2009-2011 годы", утвержденная постановлением Администрации города Тамбова от 07.10.2009 N 7651. Улучшение качества Развитие здравоохранения в городе Тамбове связано с оказания реализацией мероприятий программы "Охрана здоровья специализированной населения в городе Тамбове на 2007-2010 годы". Цели и задачи квалифицированной, завершившейся программы продолжили реализовываться амбулаторно- программой "Охрана здоровья населения в городе Тамбове на поликлинической и 2009-2011 годы". стационарной помощи, На территории города Тамбова реализовывались предусмотренной мероприятия городской целевой программы "Охрана здоровья государственными населения города Тамбова на 2009-2011 годы", в которую гарантиями оказания вошли 3 подпрограммы: бесплатной медицинской "Развитие муниципального здравоохранения"; помощи, для увеличения "Профилактика социально значимых заболеваний"; средней продолжительности "Развитие профилактической медицины". жизни населения, Финансирование по данной программе не предусмотрено. формирования здорового Реализованы следующие мероприятия: образа жизни. предоставлена служебная квартира участковому Поддержание на низком врачу-терапевту МЛПБУ "Городская клиническая больница N 3"; уровне заболеваемости предоставлены 2 служебные квартиры участковым инфекциями, управляемыми врачам-терапевтам МЛПБУ "Городская больница N 4"; средствами вакцино- проведены 58 семинаров и конференций для медицинских профилактики. работников; Стабилизация организована вакцинация населения согласно заболеваемости и Национальному календарю профилактических прививок; уменьшение распространения проведено профилактическое обследование населения туберкулеза, ВИЧ-инфекции, всеми методами; и др. обеспечено своевременное направление беременных на обследование на наличие ВИЧ-инфекции; проведены 2 заседания городской межведомственной проведены 2 заседания городской межведомственной комиссии по профилактике и предупреждению социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; подготовлены 16 телерепортажей и 9 радиовыступлений, опубликовано 8 статей по вопросам профилактики социально значимых заболеваний; проведена информационно-разъяснительная работа среди молодежи города в различных формах; разработаны и распространены 325 памяток и листовок, 8 методических рекомендаций для отделений профилактики МЛПУ города Тамбова; проведены 24 телерепортажа, 26 радиовыступлений и опубликованы 18 статей по формированию навыков здорового образа жизни; проведен семинар по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и токсикомании для педагогических, социальных и медицинских работников. В 2011 году на реализацию данных мероприятий Комплексной программой было запланировано 22410 тыс. руб. из средств городского бюджета. Общий объем финанасирования составил 7094,0 тыс. руб. 48-49 Городская целевая программа "Культура города Тамбова (2008-2010) годы", утвержденная решением Тамбовской городской Думы от 28.11.2007 N 483, в продолжение - городская целевая программа "Культура города Тамбова (2010-2012 годы)", утвержденная постановлением Администрации города Тамбова от 17.08.2009 N 6264. Городская целевая программа "Развитие библиотечного дела в городе Тамбове на 2010-2012 годы" (утвержденная постановлением Администрации города Тамбова от 12.08.2009 N 6130), реализуемая в продолжение городской целевой программы "Развитие библиотечного дела в городе Тамбове на 2008-2010 годы", утвержденной решением Тамбовской городской Думы от 30.05.2007 N 377 Обеспечение Развитие культуры в городе Тамбове осуществлялось конституционных прав посредством реализации мероприятий программы "Культура жителей города на доступ к города Тамбова на 2008-2010 годы" и получило продолжение культурным ценностям и программой "Культура города Тамбова 2010-2012 годы". использованию учреждений Финансирование городской целевой программы "Культура культуры. города Тамбова 2010-2012" в 2011 году составило 70185,50 Достижение качественно тыс. руб., из них: 80,0 тыс. руб. - внебюджетные средства, нового состояния культуры и 70105,50 тыс. руб. - средства городского бюджета. При этом искусства в городе, было запланировано 3540,0 тыс. руб., из них: 80,0 тыс. руб. обеспечивающего реальные - внебюджетные средства, 3460,0 тыс. руб. - средства возможности для духовно- городского бюджета. нравственного развития Реализация программы в 2011 году позволила сохранить и населения. обеспечить функционирование учреждений культуры. Развитие городской В рамках программы реализовывались следующие библиотечной сети. мероприятия: Укрепление материально- участие творческих коллективов в конкурсах, фестивалях технической базы библиотек. всероссийского уровня; Внедрение новых проведен конкурс среди работников муниципальных информационных технологий. учреждений культурно-досугового типа на звание "Лучший Автоматизация работник культуры"; библиотечных процессов. приобретены кресла в муниципальное учреждение Совершенствование кадровой "Культурно-досуговый центр "Мир"; политики. участие учащихся и творческих коллективов учебных заведений во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях; организован конкурс "Лучший преподаватель года" в сфере дополнительного образования; проведен капитальный ремонт в учреждениях дополнительного образования по результатам конкурса на лучшее муниципальное учреждение в сфере дополнительного образования. Продолжением городской целевой программы "Развитие библиотечного дела в городе Тамбове на 2008-2010 годы" является программа "Развитие библиотечного дела в городе Тамбове на 2010-2012 годы". Финансирование городской целевой программы "Развитие библиотечного дела в городе Тамбове на 2010-2012 годы" в 2011 году составило 20224,20 тыс. руб., из них: 206,10 тыс. руб. внебюджетные средства, 19983,60 тыс. руб. - средства городского бюджета, 34,50 тыс. руб. - средства областного бюджета. При этом было запланировано 10004,00 тыс. руб., из них: 2180,00 тыс. руб. - внебюджетные средства, 7774,00 тыс. руб. - средства городского бюджета, 50,00 тыс. руб. - средства областного бюджета. В 2011 году в рамках программы проведены мероприятия по развитию городской библиотечной сети, созданию комфортных условий для пользователей, приобретению программного обеспечения, созданию собственных электронных продуктов, организации работы библиотечных центров правовой информации и т. п. Реализация программы в 2011 году позволила сохранить и обеспечить функционирование МБУ "Центральная библиотечная система" города Тамбова. 50 Городская целевая программа "Молодежи - доступное жилье на 2007-2010 годы" Предоставление молодым Для поддержки молодежи города в предоставлении семьям, постоянно доступного жилья разработаны программы "Молодежи - проживающим в городе доступное жилье на 2007-2010 годы", цели и задачи которой Тамбове и признанным продолжили выполняться программой "Молодежи - доступное нуждающимися в улучшении жилье на 2011-2015 годы". В 2011 году на реализацию жилищных условий, мероприятий программы было направлено 22793,4 тыс. руб. государственной и В 2011 году в рамках программы выполнены мероприятия: муниципальной поддержки признаны в установленном порядке участниками в решении жилищной Программы 413 молодых семей; проблемы сформирован список молодых семей - участников Программы из 1375 семей (по состоянию на 01.01.2012); выданы свидетельства на получение социальной выплаты 54 молодым семьям (из них: 1 - по списку 2010 года); сформирован и направлен в управление инвестиций Тамбовской области список из 150 молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году); производился расчет размера социальной выплаты (в 2011 году расчетная стоимость одного квадратного метра жилья установлена в размере 23,45 тыс. руб.), оформление и выдача свидетельств молодым семьям - участникам Программы; улучшили жилищные условия с помощью социальной выплаты в рамках реализации Программы 42 молодые семьи, из них по списку 2010 года - 24 семьи). 61-62 Муниципальная адресная программа сноса и реконструкции многоквартирных домов в центральной части города Тамбова на 2007-2017 годы, утвержденная решением Тамбовской городской Думы от 30.05.2007 N 389 Городская адресная программа капитального ремонта многоквартирных домов города Тамбова на 2009-2011 годы, утвержденная постановлением Администрации города Тамбова от 09.07.2009 N 5135. Снижение площади Программой по развитию жилищного строительства ветхих и аварийных строений является Муниципальная адресная программа сноса и в городе. реконструкции многоквартирных домов в центральной части Снос и реконструкция города Тамбова на 2007-2017 годы. многоквартирных домов в В 2011 году Комплексной программой предусмотрено центральной части города. финансирование мероприятий программы в размере 5000,0 Переселение граждан из тыс. руб. В связи с тем, что финансирование составило 29,7 ветхого и аварийного тыс. рублей реализация мероприятий программы временно жилищного фонда. приостановлена. Проведение капитального В 2011 году в программу включено 20 домов, общая ремонта многоквартирных площадь расселяемых жилых помещений 5377 кв. м. В домов города Тамбова. результате реализации программы будет расселено 161 жилое помещение, 466 человек улучшат свои жилищные условия. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда планируется продолжить в последующие годы. Для содействия жилищному строительству и капитальному ремонту жилищного фонда был разработан целый ряд программ. Одной из них является городская адресная программа капитального ремонта многоквартирных домов города Тамбова на 2009-2011 годы. На реализацию мероприятий программы в 2011 году Комплексной программой было предусмотрено выделение средств в сумме 41600,0 тыс. руб. Общий объем финансирования составил 150360,2 тыс. руб. Реализация мероприятий программы позволила провести капитальный ремонт крыш, систем тепло- и водоснабжения, установить приборы учета тепло-, свето- и водоснабжения. Полный объем работ приведен в таблице: ------------------------------------------------------- Виды ремонта | Количество домов |----------------------------- | Запланировано | Выполнено ------------------------------------------------------- 1. Всего домов 75 75 2. Ремонт крыши 39 39 3. Ремонт системы 43 43 теплоснабжения 4. Ремонт системы 28 28 водоотведения 5. Ремонт системы 47 47 холодного водоснабжения 6. Ремонт системы горячего водоснабжения 26 26 7. Ремонт системы 18 18 электроснабжения 8. Ремонт и утепление 16 16 фасада 9. Установка приборов учета, в т. ч.: тепловой энергии 51 51 электрической энергии 6 6 холодного водопотребления 47 47 горячего водопотребления 33 33 ------------------------------------------------------- 60, 72-74 Городская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2009-2012 годы", утвержденная постановлением Администрации города Тамбова от 21.12.2009 N 9754, переутвержденная постановлением Администрации города Тамбова от 28.04.2010 N 3602 "Об утверждении городской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010-2012 годы". В настоящее время мероприятия в сфере безопасности дорожного движения осуществляются в рамках городской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2010-2014 годы", утвержденной постановлением Администрации города Тамбова от 25.01.2011 N 425 Строительство В 2009 г. реализован проект по строительству подземного подземного пешеходного пешеходного перехода в районе пересечения улиц Советской и перехода через проезжую Октябрьской. Общая стоимость проекта составила 54 часть ул. Советской и миллиона рублей из федерального бюджета по федеральной ул. Октябрьской. целевой программе "Повышение безопасности дорожного Устройство движения в 2006-2012 годах". ограничивающих Объем расходов городского бюджета на транспорт в 2011 пешеходных перильных году снизился на сумму 11163 тыс. рублей или на 9,1% по ограждений в соответствии с сравнению с 2010 годом, что связано с прекращением действия требованиями ГОСТ Р Закона Тамбовской области от 03.02.2009 N 592-З 52289-2004. "О наделении Администрации города Тамбова отдельными Разработка проектно- государственными полномочиями по предоставлению мер сметной документации на социальной поддержки отдельным категориям граждан и строительство и социальному обслуживанию населения" и, соответственно, с реконструкцию дорог города отсутствием поступлений межбюджетных трансфертов на Тамбова. обеспечение равной доступности услуг общественного Нанесение транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер горизонтальной дорожной социальной поддержки которым относится к ведению разметки. Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Установка системы что обуславливает снижение доли расходов на транспорт в видеонаблюдения. общем объеме расходов бюджета городского округа - город Введение светофорного Тамбов с 2,4% (в 2010 году) до 2,2% в 2011 году. регулирования на При этом доля расходов на транспорт в части бюджетных перекрестках города. инвестиций на увеличение стоимости основных средств в Устройство общем объеме расходов бюджета города Тамбова на транспорт резинокордовых настилов на выросла с 2,9% (в 2010 году) до 7,1% в 2011 году, а доля железнодорожных переездах. расходов бюджета на дорожное хозяйство в общем объеме Развитие городского расходов города Тамбова достигла 0,3% в 2011 году при Развитие городского отсутствии финансирования на указанные цели в 2010 году. электрического транспорта. Для достижения указанных результатов уполномоченные органы Администрации города Тамбова осуществляли контроль за качеством и своевременностью ремонта муниципальных дорог (комитет городского хозяйства) и продолжали работы по оптимизации маршрутной сети общественного транспорта (комитет городского хозяйства, муниципальное бюджетное предприятие "Пассажирские перевозки"). Так в 2011 году на территории города организованы 3 новых маршрута и подготовлены их паспорта, парк автобусов большой вместимости, троллейбусов и автобусов малой вместимости (типа "Газель") оснащен навигационным оборудованием на 100% (с учетом 15% резерва - 436 единиц), на территории города было установлено 12 новых остановочных павильонов. Инвестиционным партнером для достижения доступности предоставления информационных услуг населению и для обеспечения проекта безналичной системы оплаты проезда на остановочных пунктах в рамках реализации программы "Умная остановка" стал ОАО "Сбербанк". Также в 2011 году произведена замена 63 автобусов большой вместимости и 8 автобусов малой вместимости. Городской троллейбусный парк обновлен пятью низкопольными троллейбусами, позволяющими перевозить категорию граждан с ограниченными способностями к передвижению. В настоящее время утверждена городская целевая Программа "Модернизация предоставления услуг пассажирского транспорта в городе Тамбове на 2012-2014 годы, предусматривающая финансирование за счет бюджетных и внебюджетных источников (утв. постановлением Администрации города Тамбова от 13.07.2011 N 5007). Для обеспечения общественной безопасности в городе была принята городская целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в городе Тамбове на 2009-2012 годы". В дальнейшем действие программы было продлено на 2 года. В соответствии с Комплексной программой в 2011 году было предусмотрено финансирование в размере 15000,0 тыс. руб. Общий объем составил 13711,5 тыс. руб. В целях реализации Программы в городе Тамбове в 2011 году были выполнены следующие мероприятия: а) комитетом образования администрации города Тамбова проведены акции "Внимание, дети!" и проверки деятельности образовательных учреждений по вопросу организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. На постоянной основе членами отрядов юных инспекторов движения проводится профилактическая работа в школах города Тамбова. Финансирование данных мероприятий в Программе не предусматривалось; б) Выполнены работы по установке пешеходных перильных ограждений общей протяженностью 3497 п. м. Фактическое финансирование работ по установке пешеходных перильных ограждений за счет средств городского бюджета составило 544,42034 тыс. руб.; в) выполнены работы по введению светофорного регулирования и установке дополнительного оборудования на светофорные объекты в городе Тамбове (включая проектно- сметные работы, электроснабжение и установку): электроснабжение двух светофорных объектов, расположенных на пересечении улиц Советской - Комсомольской и Мичуринской - Чичерина; установка светофорных объектов, расположенных на пересечении улиц Мичуринской - Чичерина и Советской - Комсомольской; реконструкция светофорного объекта на пересечении улицы Карла Маркса и бульвара Энтузиастов; установка пешеходных звуковых устройств "Триоль" в количестве 8 штук на светофорных объектах, расположенных на пересечении улиц: Интернациональной - Базарной, Карла Маркса - Октябрьской, Мичуринской - Пушкарской, Киквидзе - 40 лет Октября; составление локальных смет для установки светофорного объекта на пересечении улиц Чичерина и Ореховой; установка светофорного объекта на пересечении улиц Чичерина и Ореховой. Фактическое финансирование работ по введению светофорного регулирования за счет средств городского бюджета составило 1596,76 тыс. руб.; г) строительство подземных (надземных) пешеходных переходов, в том числе разработка проектно-сметной документации: выполнение проектно-сметной документации на строительство надземного пешеходного перехода в районе дома N 221-А по улице Мичуринской; разработка проектно-сметной документации на строительство подземного пешеходного перехода через улицу Советскую в районе стадиона "Спартак". Фактическое финансирование работ по строительству подземных (надземных) пешеходных переходов составило 2242,726 тыс. руб., в том числе за счет средств городского бюджета - 63,626 тыс. руб., за счет средств областного бюджета - 2179,1 тыс. руб.; д) выполнены работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки на улично-дорожной сети областного центра на сумму 599,524 тыс. руб.; е) выполнены работы по приобретению и установке дорожных знаков на территории городского округа - город Тамбов на общую сумму 534,7656 тыс. руб.; ж) разработаны схемы организации дорожного движения на установку дорожных знаков на улично-дорожной сети городского округа - город Тамбов. Фактическое финансирование работ по введению светофорного регулирования за счет средств городского бюджета составило 136,765 тыс. руб. Выполнение вышеизложенных мероприятий, предусмотренных Программой, позволило повысить эффективность и результативность в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории города Тамбова. ------------------------------------------------------------------------------------------------------- В соответствии с постановлением Администрации города Тамбова от 15.04.2009 N 2718 ежегодно проводится оценка эффективности реализации городских целевых программ по 4 критериям и балльной системе: 1 - соответствие программы системе приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, Тамбовской области, городского округа - город Тамбов; 2 - объем и соотношение источников финансирования программы; 3 - организация управления и контроля за ходом исполнения программы; 4 - степень выполнения мероприятий и целевых показателей эффективности программы. Итоговая оценка в баллах сопоставляется со следующей шкалой: ---------------------------------------------------------------------- Численное значение итогового | Качественная характеристика показателя эффективности (F) | городских целевых программ в баллах | ---------------------------------------------------------------------- F > 6 эффективность реализации программы "высокая" 6 < F >= 2,5 эффективность реализации программы "умеренная" 2,5 < F >= 2 эффективность реализации программы "низкая" F < 2 "неэффективная" реализация программы ---------------------------------------------------------------------- По результатам оценки за 2011 год набранные баллы по программам распределились следующим образом: ---------------------------------------------------------------------- Наименование программы | Итоговая | оценка (F), | баллы ---------------------------------------------------------------------- Городская адресная программа капитального ремонта 5,98 многоквартирных домов города Тамбова на 2009-2011 годы Городская целевая программа "Культура города Тамбова 5,90 (2010-2012 годы)" Городская целевая программа "Природоохранные 5,78 мероприятия в городе Тамбове на 2010-2012 годы" "Молодежи - доступное жилье на 2011-2015 годы" 5,39 Городская целевая программа "Развитие библиотечного 5,25 дела в городе Тамбове на 2010-2012 годы" Городская целевая программа "Модернизация 5,24 муниципальной системы образования города Тамбова на 2010-2012 годы" Городская целевая программа "Повышение безопасности 5,10 дорожного движения в городе Тамбове на 2010-2012 годы" Городская целевая программа "Охрана здоровья населения 5,00 города Тамбова на 2009-2011 годы" Городская целевая программа развития малого и среднего 4,33 предпринимательства в городе Тамбове на 2009-2011 годы Муниципальная адресная программа сноса и 1,88 реконструкции многоквартирных домов в центральной части города Тамбова на 2007-2017 годы ---------------------------------------------------------------------- Исходя из итоговой оценки городских целевых программ сделан вывод об их реализации с "умеренной эффективностью", близкой к "высокой". Внесено предложение о целесообразности дальнейшей реализации всех городских целевых программ. Однако программа "Муниципальная адресная программа сноса и реконструкции многоквартирных домов в центральной части города Тамбова на 2007-2017 годы" реализуется неэффективно вследствие ограниченного финансирования. В 2011 году городские целевые программы, решающие цели и задачи, обозначенные Комплексной программой, профинансированы за счет всех источников в сумме 280354,80 тыс. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - на 66510,30 тыс. руб., областного бюджета - 20652,80 тыс. руб., городского бюджета - 132004,40 тыс. руб., внебюджетных средств - 61187,30 тыс. руб. Промышленность <2> Результатом произведенных предприятиями города инвестиционных вложений явилось завершение ряда инвестиционных проектов. Так на ОАО "Тамбовский завод "Комсомолец" им. Н.С.Артемова успешно реализован проект по реконструкции и модернизации производственных мощностей и увеличению объемов производства оборудования из нержавеющей стали. Благодаря данному мероприятию наблюдается значительный рост объемов производства (с 5,402 млн. руб. в 2007 до 370,268 млн. руб. в 2010). На реализацию мероприятия было направлено 163,555 млн. руб. Результатом стало создание 77 рабочих мест. В рамках Комплексной Программы запланирована реализация инвестиционного проекта по строительству административно-производственного комплекса по адресу: г. Тамбов, Пограничный проезд, 5А (в период 2009-2011 гг.), проведены работы по проектированию газопроводов среднего и низкого давления, реконструкции рельсового пути. Из-за недостаточного финансирования дальнейшая реализация проекта перенесена на 2013 год. Сметная стоимость проекта составляет 320 млн. рублей. На ОАО "Пигмент" успешно реализованы два проекта: по модернизации и расширению производства антидетонационных добавок к бензинам; по расширению ассортимента и мощности производства пигментов. На реализацию проекта по модернизации и расширению производства было направлено 58,109 млн. руб. Объем производства увеличился с 767,9 млн. руб. в 2007 году до 1627,6 млн. руб. в 2011 году. Благодаря проекту создано 9 рабочих мест, внедрены энергосберегающие технологии, снижена себестоимость, повышена конкурентоспособность продукции. Завершен также проект по расширению ассортимента и мощности производства пигментов. Затраты на реализацию проекта составили 7,791 млн. руб. Результатом реализации проекта стало создание 15 рабочих мест, увеличение объема производства (с 324,4 млн. руб. в 2007 году до 387,9 млн. руб. в 2011 году), получение дополнительной прибыли. В 2009 году завершен инвестиционный проект по организации производства по переработке методом глубокой заморозки овощных, плодовых и ягодных культур на ООО "Айстек". Результатом программы стало создание 113 рабочих мест, увеличение объема производства с 77,5 тонн в 2008 году до 4144,2 тонн в 2011 году. Затраты на реализацию проекта составили 184,7 млн. руб. В рамках инвестиционного проекта "Реконструкция и модернизация производства с целью увеличения выпуска продукции и расширения ассортимента на ОАО "Завод подшипников скольжения"" фактическое финансирование составляет 75,0 млн. руб. (100% от плана). Реализация инвестиционных проектов на ОАО "ТАКФ" была направлена на приобретение линии по производству новых видов вафель, а также на приобретение и монтаж линии по производству комбинированных конфет и оборудования для обжарки ореха. Общая стоимость реализации проектов составила 180,4 млн. руб. и 300,0 млн. руб. соответственно. При этом объем производства по проекту приобретения линии по производству новых видов вафель в 2011 году составил 3,8 тыс. тонн в 2011 (в 2007 году - 1,12 тыс. тонн), создано 36 рабочих мест. По проекту приобретения и монтажа линии по производству комбинированных конфет и оборудования для обжарки ореха, завершившегося в 2011 году, объем производства составил 648,2 тонны, создано 60 рабочих мест. Затраты на реализацию инвестиционной программы по реконструкции и техническому перевооружению ОАО "Тамбовский завод "Октябрь" составили 116,005 млн. руб. Результатом стало увеличение объемов производства. На ОАО "Тамбовский завод "Революционный труд" в рамках развития оборонно-промышленного комплекса выполнялись мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции предприятия. Затраты на реализацию инвестиционных проектов составили 306869,082 тыс. руб. Результатом выполнения инвестиционного проекта стало сохранение объемов производства, улучшение условий труда. ОАО "Тамбовский завод "Электроприбор" успешно завершен инвестиционный проект по производству бесплатформенных инерциальных навигационных систем управления на базе лазерных гироскопов. Результатом стало освоение производства приборов с лазерными гироскопами собственного производства МТ401М-90 и МТ401М-ЭА, что позволило увеличить выпуск продукции в 2011 году на 47,3 млн. руб. Общая стоимость проекта составила 467,3 млн. руб., в том числе в 2011 году - 81,3 млн. руб. Завершен проект по организации производства лицевых частей противогазов, внедренный на ОАО "Тамбовмаш", общая стоимость которого составила 32 млн. руб., в том числе в 2011 году - 20 млн. руб. Результатом стало создание 55 рабочих мест, рост производства лицевых частей противогазов (в 2011 году объем производства составил 680,4 млн. руб.). Реализация инвестиционного проекта по реконструкции объектов производства средств регенерации и очистки воздуха для систем коллективной защиты на основе современных технологий на ОАО "Корпорация "Росхимзащита" составила 58,99 млн. руб. Проект в данный момент выполняется, окончание запланировано на 2013 год. Денежные средства освоены на 41%. Кроме того, в рамках Федеральной целевой программы "Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружения военной и специальной техники на 2009-2011 годы и на период до 2015 года" проводились мероприятия по техническому перевооружению производственного участка по выпуску регенеративных продуктов. Фактическое финансирование программы составляет 55,0 млн. руб. (40% от общей стоимости проекта). В рамках осуществляемого инвестиционного проекта ЗАО "Агротехмаш-Т" осуществляло реализацию программы внедрения в производство колесного сельскохозяйственного трактора классической компоновки с мощностью двигателя от 350 до 400 л. с. и автоматической трансмиссией (условное наименование - АТМ7000). Изготовлена опытно-промышленная партия тракторов в количестве 9 единиц. Стоимость выполненных работ в рамках проекта составила 99,6 млн. руб. Всего в 2011 году предприятием выпущено 105 тракторов и 13 зерноуборочных комбайнов. Общий объем реализации продукции составил 545400,0 тыс. руб. (включая работы по внедрению АТМ7000). В рамках реализации инвестиционного проекта по техническому перевооружению и реконструкции ФГУП "Тамбоваппарат" в 2011 году проводились мероприятия по оснащению предприятия современным оборудованием, улучшению условий труда и экономической обстановки на предприятии. На реализацию мероприятий данного проекта было направлено 318,83 млн. руб., в том числе в 2011 году - 165,382 млн. руб. Инвестиционный проект ОАО "Тамбовский завод "Вагонреммаш" по программе переноса объектов производственного назначения по модернизации и строительству вагонов с территории Московского завода им. Войтовича на территорию Тамбовского вагоноремонтного завода ОАО "Вагонреммаш" временно не реализуется вследствие отсутствия источников финансирования. На реализацию проекта по техническому перевооружению и реконструкции Тамбовского вагоноремонтного завода ОАО "Вагонреммаш" было направлено 211,444 млн. руб., в том числе в 2011 году - 82,137 млн. руб. Комплексной Программой проект был запланирован к реализации в 2009 году, фактически проект реализован в период 2007-11 гг. Объем производства вырос с 2608 млн. руб. в 2007 году до 3705 млн. руб. в 2011 году. В 2007 году досрочно завершен проект ООО "Юлис" по модернизации типографии. И уже с использованием обновленных основных производственных фондов начато производство книжной продукции с более высоким качеством. От реализации этой продукции получена выручка в сумме 44,8 млн. руб. По итогам 2011 года оборот крупных и средних организаций города по "хозяйственным" видам экономической деятельности, включающий стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, стоимость проданных товаров несобственного производства, в 2011 году увеличился на 11,4% по сравнению с предыдущим годом и составил 110,4 млрд. рублей, в том числе оборот обрабатывающих производств - на 24,5% и составил 26 млрд. рублей. Однако следует отметить, что в последнее время основная доля в структуре оборота крупных и средних организаций города (в 2011 году - 46,4%) приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, на долю же промышленного производства - лишь 53,6% оборота. Промышленное производство в свою очередь представлено в структуре оборота крупных и средних организаций организациями обрабатывающих производств (23,5%), организациями, занятыми в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, (16,8%), предприятиями транспорта и связи (6,4%), прочих производств (6,9%). По видам обрабатывающих производств, обуславливающих в значительной степени уровень промышленного производства, из 12 важнейших и реализуемых на территории города, прирост в 2011 году обеспечен в 5 видах - производстве резиновых и пластмассовых изделий (117,6%), машин и оборудования (147,4%), химического (111,1%), прочих неметаллических минеральных продуктов (112,0%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (121,5%). Рост объема производства продукции обеспечили такие предприятия, как ОАО Тамбовский завод "Ревтруд" (рост 184,2%), ОАО "Тамбовский завод "Комсомолец" им. Н.C.Артемова (рост 169,1%), ОАО "Тамбовмаш" (118,4%), ОАО "Пигмент" (117%) и др. В целом же индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям за год составил 113,8%, что впервые выше докризисного уровня 2008 г. (95,9%) и 2009 г. (108%). Объем отгруженной продукции собственного производства крупных и средних предприятий за год составил 72,5 млрд. рублей с ростом к предыдущему году 171,4%. Большинством предприятий обрабатывающих производств от результатов хозяйственной деятельности получена прибыль. Сальдированный финансовый результат составил 300,3 млн. руб., что выше предыдущего года на 69,2 млн. руб. Удельный вес убыточных предприятий снизился с 27,8% в 2010 г. до 25% в 2011 году. Высокие темпы роста объемов производства в промышленном комплексе Тамбова обусловлены активизацией инвестиционной деятельности в целом и реализацией приоритетов оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в государственной промышленной политике, участием предприятий города в федеральных целевых программах развития оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года. Всего объем инвестиций в основной капитал по итогам за 2011 год составил 18,4 млрд. рублей, что ниже чем в 2010 году на 7,8% (в сопоставимых ценах). При этом из общего объема инвестиций в 2011 году крупными и средними организациями на развитие экономики и социальной сферы города использовано за счет всех источников финансирования 7,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал с темпом роста 103,1%. Поступление иностранных инвестиций в экономику города составило 6,1 млн. долларов США. Это на 12,5% выше, чем в 2010 году. В результате реализации инвестиционных проектов, открытия новых производств и освоения новых видов продукции на предприятиях города создано 359 новых рабочих мест (Тамбовский завод "Комсомолец" - 189, Тамбовский завод "Октябрь" - 110, Тамбовский завод "Ревтруд" - 27, Тамбовский завод "Электроприбор" - 26). Наибольший уровень заработной платы отмечен на предприятиях: ТВРЗ ОАО "ВРМ" (22,7), ОАО "Тамбовский завод "Комсомолец" (21,6), ОАО "Октябрь" (20,2), ОАО "Пигмент" (15,8), ОАО "АРТИ - завод" (15,8) и других. В среднем за год заработная плата одного работающего по кругу отчитывающихся крупных и средних организаций увеличилась на 12,2% и составила 17319,6 рублей (в среднем по области - 15163,2 руб., рост - 114,5%). Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника крупных и средних организаций города превысил фактически сложившуюся величину прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе в 3,4 раза. Реальная заработная плата выросла на 4,4% против 3,5% в 2010 г., рост отмечен у работников всех видов экономической деятельности, кроме строительства. Основные социально-экономические показатели Таблица 1.1. Развитие малого бизнеса ---------------------------------------------------------------------- Показатели/годы | 2011, | 2011, | отклонение, | план | факт | %, (+/-) ---------------------------------------------------------------------- Количество зарегистрированных малых 4119 4359 +5,8 предприятий, единиц Количество зарегистрированных 9300 8618 -7,3 индивидуальных предпринимателей, единиц Объем продукции малых предприятий, х<3> х<4> - всего, млн. руб. Оборот малых предприятий, млн. руб. 66730 27093,8 -59,4 Численность занятых на малых 43867 30868 -29,6 предприятиях, всего чел. ---------------------------------------------------------------------- Расширяется розничная торговая сеть, чему также способствует развитие малого бизнеса. В связи с ростом количества магазинов основную часть оборота розничной торговли города обеспечивают торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Сфера услуг в настоящее время является одной из самых перспективных и быстро развивающихся. Ее активный рост обусловлен рядом факторов, прежде всего высокой степенью зрелости экономики и ростом уровня жизни населения. В современных условиях сфера услуг значительно расширилась. Появились услуги, присущие рыночной экономике: аудиторские, рекламные, консалтинговые, лизинговые, информационно-компьютерные и другие услуги, потребителями которых выступают, главным образом, предпринимательские структуры. Рынок услуг для населения дополнился риэлтерскими и оценочными услугами. На сегодняшний день этот сектор экономики призван повысить степень комфортности проживания населения, увеличить долю свободного времени и, следовательно, создать возможности для всестороннего гармоничного развития личности. Преобладающая часть организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Тамбовской области, находится в областном центре, где больше источников трудовых и сырьевых ресурсов, шире потребительский рынок. Так в 2011 году в г. Тамбове сосредоточено 9070 организаций или 47,6% от общего количества организаций. Основная часть организаций города в 2011 году зарегистрирована по таким видам экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 33,6%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 21,9%; строительство - 10,4%; обрабатывающие производства - 8,2%; предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 8,1%. Таблица 1.2. Объем инвестиций в экономику города, в млн. руб. ---------------------------------------------------------------------- Показатели/годы | 2011, | 2011, | отклонение, | план | факт | %, (+/-) ---------------------------------------------------------------------- Объем инвестиций - всего по городу 27352,1 18368,5 -32,8 По источникам: - средства предприятий х<5> -<6> - бюджетные средства: х<5> -<6> - - федеральный бюджет х<5> -<6> - - областной и местный бюджеты х<5> -<6> - ---------------------------------------------------------------------- В 2009-2011 гг. отмечался спад инвестиционной активности предприятий, что обусловлено влиянием мирового финансового кризиса. На развитие экономики и социальной сферы города направлено меньше инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим годом соответственно на 5,1%, 6,4% и 7,8%. За последние годы структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в организациях города (без субъектов малого предпринимательства) существенно изменилась. Значительно возросла доля привлеченных средств за счет сокращения доли собственных средств. Из общего объема привлеченных средств почти половина - бюджетные средства, которые используются преимущественно на строительство объектов по федеральным и региональным инвестиционным программам, а также на важнейшие стройки города. Мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на приток иностранных инвестиций и в 2008 г. их объем сократился в 2 раза, а в 2009 году против 2008 г. - в 44 раза. Но уже в 2010 году поступление иностранного капитала в экономику города увеличилось более чем в 25 раз и составило 5443,9 тысяч долларов США. Основная часть поступивших инвестиций направлена на развитие предприятий. С целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (аренда на льготных условиях) сформирован перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - перечень муниципального имущества). Количество объектов, включенных в перечень муниципального имущества, - 25. Общая площадь объектов - 3 805,3 кв. м. Минимальный срок аренды - 5 лет (установлен приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67). Максимальный срок аренды - 20 лет (согласно Положению "Об аренде муниципального имущества городского округа - город Тамбов", утвержденному решением Тамбовской городской Думы от 28.05.2008 N 641). Основной сдерживающий фактор развития бизнеса - это излишние административные барьеры. Так, например, громоздкая процедура прохождения по инстанциям с целью согласования вопросов предоставления земельного участка и разрешения на строительство затягивает реализацию инвестиционных проектов на длительное время. В этой связи Администрацией города Тамбова разрабатывается проект "Сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна", т. е. закладывается система муниципального сопровождения инвестиционных проектов на всех этапах - от подписания протоколов о намерениях до сдачи объектов в эксплуатацию, которая даст возможность организациям - инвесторам в процессе взаимодействия структур территориальных и федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, предпринимателей и инвесторов по выявлению и исключению излишнего бюрократического администрирования. Очевидно, что скорость, глубина и последовательность экономических преобразований напрямую зависят от финансовых возможностей любого предприятия, населения как конечного потребителя товаров и услуг, так и городского бюджета. Таблица 1.3. Оборот розничной торговли ---------------------------------------------------------------------- Показатели/годы | 2011, | 2011, | отклонение, | план | факт | %, (+/-) ---------------------------------------------------------------------- Оборот розничной торговли, 62200,0 68584,5 +10,3 в млн. руб. Оборот розничной торговли на душу 226,6 244,4 +07,9 населения, в тыс. руб. Индексы физического объема оборота 104,0 109,1 +04,9 розничной торговли, в сопоставимых ценах, % к предыдущему году ---------------------------------------------------------------------- В качестве индикатора потребительских предпочтений следует отметить изменение товарной структуры оборота розничной торговли: соотношение пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, и непродовольственных товаров. Последствия экономического кризиса, начавшегося в конце 2008 г., отразились на темпах продажи непродовольственных товаров. Наблюдается снижение доли непродовольственных товаров до 51%. В 2010 г. ситуация стабилизировалась и по сравнению с предыдущим годом наблюдался рост оборота розничной торговли непродовольственных товаров на 6,7%. Насыщенность потребительного рынка товарами в последние годы носит устойчивый характер. Ассортимент основных продуктов питания и непродовольственных товаров ежегодно расширяется. В настоящее время оптовая торговля является довольно обширной областью предпринимательской деятельности. Ее значение определяется тем, что осуществляется постоянно возобновляемый процесс купли-продажи товаров, удовлетворяется покупательский спрос, реализуется главная цель бизнеса - формируется прибыль торговых предприятий и организаций. Оборот оптовой торговли всех хозяйствующих субъектов города, не относящихся к малому предпринимательству, вырос в 2 раза в сопоставимых ценах, в том числе оптовых организаций. За этот период индекс физического объема оборота оптовой торговли опускался ниже стопроцентного уровня только дважды (в 2007, 2009 годах). На ситуацию, сложившуюся в 2009 г., когда оборот оптовой торговли предприятий и организаций всех видов экономической деятельности сократился на 13,3%, а по оптовым организациям - на 11,3%, существенное влияние оказали последствия экономического кризиса, начавшегося в стране в конце 2008 г. Однако уже в начале 2010 г. в оптовой торговле вновь стала намечаться тенденция роста, в результате чего оборот оптовой торговли всех организаций города, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по сравнению с предыдущим годом возрос на 38,0% (в сопоставимых ценах) и достиг 38,8 млрд. рублей, по оптовикам - на 41,7%, составив при этом 35,0 млрд. рублей. Таблица 1.4. Занятость и безработица на территории города ---------------------------------------------------------------------- Показатели/годы | 2011, |2011<8>,| отклонение, | план | факт | %, (+/-) ---------------------------------------------------------------------- Численность экономически активного х<9> 178,8 - населения, тыс. человек Из них: Безработные, тыс. человек 3,0 4,8 +60,0 Занято на предприятиях и организациях, 140,0 133,8 -4,4 всего, тыс. человек Количество занятых в бюджетной сфере, х<9> 96,3 - человек Количество индивидуальных 9300 8618 -7,3 предпринимателей без образования юридического лица, человек Численность официально 2,9 1,6 -44,8 зарегистрированных безработных, тыс. человек Уровень официально зарегистрированной 1,8 0,96 - 46,7 безработицы, % ---------------------------------------------------------------------- Оживление производственной деятельности на ряде предприятий и значительное улучшение ситуации в большинстве отраслей экономики за период реализации Комплексной программы способствовало снижению численности безработных. Наблюдалось ежегодное сокращение численности безработных, самый низкий уровень отмечен в 2008 г. - 1,6 тыс. человек. В 2009 году в связи с финансово-экономическим кризисом, произошло увеличение количества высвобождаемых работников и численность официально зарегистрированных безработных возросла по сравнению с 2008 году в 1,8 раза и составила 2,7 тыс. человек. За 2010 г. экономическая ситуация несколько стабилизировалась и на конец года численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в государственном учреждении службы занятости населения г. Тамбова, составила 2222 человека, столько же имели официальный статус безработного, что составляет 27,5% от их общего количества в области. Пособие по безработице получал 1891 гражданин или 85,1% от числа безработных. В 2011 г. численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в государственном учреждении службы занятости населения г. Тамбова, составила 1600 человек. Среди официально зарегистрированных безработных города значительная доля слабозащищенных в социальном плане людей, в частности женщин, каждый пятый безработный - молодой человек до 30 лет. Заявленная предприятиями и организациями в службу занятости г. Тамбова потребность в работниках рабочих профессий. Городской центр занятости постоянно ведет работу по оказанию помощи незанятому населению и высвобожденным работникам в получении профессии или изменении квалификации с учетом складывающегося спроса на рынке труда. В целом по городу за период реализации Комплексной программы наблюдалось сокращение среднесписочной численности работников предприятий, организаций (без субъектов малого предпринимательства). В структуре занятости населения произошло перераспределение рабочей силы по видам экономической деятельности. Так сократилась доля занятых (на предприятиях и организациях без субъектов малого предпринимательства) в обрабатывающих производствах, операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, строительстве. Увеличение доли занятых наблюдалось в таких видах экономической деятельности, как государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность и предоставление социальных услуг. Таблица 1.5. Уровень жизни населения ---------------------------------------------------------------------- Показатели/годы | 2011, | 2011, | отклонение, | план | факт | %, (+/-) ---------------------------------------------------------------------- Среднемесячная заработная плата 16900 17319,6 +2,5 (руб./мес.), всего Средняя обеспеченность населения 22,8 22,9 +0,4 жильем в расчете на одного жителя (кв. м/чел.) Число зарегистрированных преступлений 5400 4550 -15,7 ---------------------------------------------------------------------- Основным источником роста денежных доходов работающего населения является заработная плата. Начиная с 2007 г., по сведениям организаций, просроченная задолженность по заработной плате наблюдаемых видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) отсутствовала. Наблюдался практически ежегодный рост уровня реальной (с учетом роста потребительских цен) заработной платы. Только в 2009 г. отмечалось снижение уровня реальной заработной платы на 2,8%, которое было обусловлено финансово-экономическим кризисом и, как следствие, появлением на предприятиях и организациях неполной занятости. Увеличение заработной платы в 2011 году характерно для всех организаций, в том числе и для организаций муниципальной формы собственности. По состоянию на 1 января 2012 года отношение среднемесячной номинальной начисленной заработанной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработанной плате крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций города составило 58,6% против 54,7% на 1 января 2011 года. В настоящее время все учреждения здравоохранения и образования в городе переведены на новые системы оплаты труда, что повлияло на рост заработной платы работников. Заработанная плата врачей и учителей муниципальных учреждений, сложившаяся за 2011 год, выше уровня заработанной платы за предыдущий год (врачи - на 13,5%, учителя - на 28,4%). Заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 14,1% и составила 7922 рубля. Заработная плата среднего медицинского персонала муниципальных учреждений здравоохранения за 2011 год сложилась в размере 9995 рублей с ростом к периоду прошлого года 111,3%. По-прежнему дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности остается достаточно высокой. Наиболее высокая заработная плата отмечалась у работников финансовой деятельности, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования и по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Наиболее низкой остается заработная плата работников гостиниц и ресторанов, по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. В 2011 г. в г. Тамбове зарегистрировано 4550 преступлений, что на 1,8% ниже уровня 2010 г. Зарегистрировано 1690 краж, что на 20,6% больше, чем в январе - декабре 2010 г. Кражи составляют 37,1% от общего числа зарегистрированных преступлений. Из общего числа преступлений 891 отнесено к тяжким и особо тяжким, что на 13,9% меньше, чем в январе - декабре прошлого года. На долю подобных преступлений в общем числе зарегистрированных преступлений приходилось 19,6% (в январе - декабре 2010 г. - 22,3%). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|