Расширенный поиск
Решение Думы г. Тамбова от 27.12.2006 № 299РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА Четвертый созыв Двадцать шестое заседание РЕШЕНИЕ 27.12.2006 г. Тамбов N 299 Утратилo силу - Решение Думы г. Тамбова от 29.04.2009 г. N 991 Об утверждении городской целевой программы "Модернизация системы образования города Тамбова на 2007-2010 годы" (В редакции Решений Думы г. Тамбова от 31.10.2007 г. N 455; от 28.05.2008 г. N 638) Рассмотрев проект решения "Об утверждении городской целевой программы "Модернизация системы образования города Тамбова на 2007-2010 годы", внесенный главой администрации города Тамбова, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Законом Тамбовской области от 29.10.2003 N 164-З "Об областной программе "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2010 годы", Уставом города Тамбова и с учетом заключения постоянной комиссии по социально-экономическому развитию и бюджету, Тамбовская городская Дума Р Е Ш И Л А: 1. Утвердить городскую целевую программу "Модернизация системы образования города Тамбова на 2007-2010 годы" (прилагается). 2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социально-экономическому развитию и бюджету (Колмаков А.В.). 3. Решение вступает в силу после опубликования в газете "Наш город Тамбов". Глава города Тамбова А.Ю.Ильин УТВЕРЖДЕНА решением Тамбовской городской Думы от 27.12.2006 N 299 ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ТАМБОВА НА 2007-2010 ГОДЫ" ТАМБОВ 2006 ПАСПОРТ городской целевой программы "Модернизация системы образования города Тамбова на 2007-2010 годы" (В редакции Решений Думы г. Тамбова от 31.10.2007 г. N 455; от 28.05.2008 г. N 638) Наименование Программы Городская целевая программа "Модернизация системы образования города Тамбова на 2007-2010 годы" (далее - Программа) Основание для разработки Федеральная целевая программа развития Программы образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 803) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р) Областная программа "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы" (Закон Тамбовской области от 29.10.2003 N 164-З) Заказчик Программы Администрация города Тамбова Разработчик Программы Комитет образования администрации города Тамбова Исполнители Программы Комитет образования администрации города Тамбова Муниципальное образовательное учреждение дополнительного педагогического образования, повышения квалификации Информационно-методический центр Муниципальные образовательные учреждения всех типов и видов Цели Программы Сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления, модернизации системы образования города Тамбова в направлениях расширения ее доступности, повышения качества и роста эффективности с учетом социальных и экономических потребностей города, запросов личности, общества и государства Задачи Программы 1. Обеспечить устойчивое поступательное развитие городской системы образования на основе возможно более полного удовлетворения разнообразных образовательных потребностей детей и их родителей в рамках дошкольного, школьного и дополнительного образования. 2. Сформировать механизмы повышения качества образования и создать целостную систему оценки качества деятельности образовательного учреждения. 3. Сохранить и оптимизировать на основе демографической ситуации в городе и образовательных потребностей населения вариативную сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования детей, обеспечив взаимосвязь, преемственность и функциональную взаимодополняемость элементов муниципальной образовательной сети. 4. Создать условия для повышения эффективности управления образованием. 5. Сохранить и укрепить здоровье обучающихся средствами образования, усилить воспитательные, духовно-нравственные функции в образовательных учреждениях. 6. Обеспечить безопасность учебно-воспитательного процесса с учетом основных требований и норм, предъявляемых к образовательным учреждениям. 7. Сохранить и усовершенствовать материально-техническую базу муниципальных образовательных учреждений, включая весь спектр современных средств обучения. 8. Создать систему многоканального финансирования образовательных учреждений, включающую разноуровневые бюджетные ассигнования и привлеченные бюджетные средства, на основе реализации в полном объеме прав юридического лица образовательного учреждения. Целевые показатели Удельный вес численности детей старшего и индикаторы Программы дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования. Удельный вес численности учащихся 9-11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки и профильного обучения. Удельный вес численности воспитанников, обучающихся в системе дополнительного образования. Удельный вес численности обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом. Рост числа обучающихся в рамках интегрированных учреждений общего образования. Удельный вес численности учащихся, проходящих обучение по программам с использованием сетевого подхода. Сроки реализации Программы 2007-2010 годы Этапы реализации Программы Базовый этап: 2007 год - начало преобразований. Формирование основных нормативных правовых документов для последующего развития муниципальной системы образования. Основной этап: 2008-2009 годы - осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы. Переход на новую нормативно-правовую базу и организационно-экономические механизмы образования в городе Тамбове Завершающий этап: 2010 год - внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах. Этап широкого развертывания Программы и переход к планомерному устойчивому развитию системы образования города Тамбова Структура Программы 1. Характеристика состояния муниципальной системы образования. 2. Цели и задачи Программы. 3. Ожидаемые результаты от реализации Программы 4. Организация управления и контроль за реализацией Программы 5. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы 6. Городские целевые подпрограммы: 6.1. Дошкольное образование и воспитание 6.2. Развитие единой образовательной информационной среды. 6.3. Русский язык 6.4. Спорт, физкультура и здоровье. 6.5. Комплексная безопасность образовательных учреждений 6.6. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений города Тамбова 6.7. Модернизация системы управления образованием Объемы и источники Общий объем финансирования Программы финансирования Программы составляет - 75246,5 тыс. руб., в том числе за счет средств городского бюджета - 42998,0 тыс. руб., из них: 2007 - 10348,0 тыс. руб. 2008 - 13153,0 тыс. руб. 2009 - 10537,0 тыс. руб. 2010 - 8960,0 тыс. руб.; за счет средств областного бюджета - 30438,5 тыс. руб., из них: 2007 - 26237,5 тыс. руб. 2008 - 1363,0 тыс. руб. 2009 - 1393,0 тыс. руб. 2010 - 1445,0 тыс. руб.; за счет внебюджетных средств - 1810,0 тыс. руб., из них: 2007 - 490,0 тыс. руб. 2008 - 440,0 тыс. руб. 2009 - 440,0 тыс. руб. 2010 - 440,0 тыс. руб. (В редакции Решений Думы г. Тамбова от 31.10.2007 г. N 455; от 28.05.2008 г. N 638) Ожидаемые конечные Приведение системы образования в результаты соответствие с требованиями Концепции реализации Программы модернизации российского образования на период до 2010 года, создание механизмов, обеспечивающих в городе Тамбове индивидуализированное, функциональное, доступное, качественное и эффективное образование. Контроль за исполнением Контроль осуществляется комитетом Программы образования администрации города Тамбова, комитетом социально-экономической политики администрации города Тамбова и постоянной комиссией по социально-экономическому развитию и бюджету Тамбовской городской Думы. I. Характеристика состояния муниципальной системы образования Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. Благодаря усилиям городских властей удалось не допустить стагнации городского образования, обеспечить его нормальное функционирование и, более того, придать городской системе образования импульс поступательного развития. Потенциал городской системы образования в последние годы был направлен на реализацию Программы развития образования на 2002-2005 годы. За прошедшие четыре года муниципальная система образования изменилась как количественно, так и качественно. В настоящее время город имеет развитую сеть учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования. По состоянию на 1 сентября 2006 года в городе работают 108 муниципальных образовательных учреждений, в том числе 43 дошкольных образовательных учреждения, 8 учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 1 начальная школа, 1 основная школа, 25 средних школ, 3 гимназии, 5 лицеев, 1 средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, 1 открытая (сменная) общеобразовательная школа, 1 центр образования, 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и 18 учреждений дополнительного образования. К позитивным изменениям в муниципальной образовательной сфере по окончанию реализации Программы развития образования в городе Тамбове можно отнести следующее: возникла вариативная система образовательных учреждений, направленная на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их родителей; обеспечено качество образования на уровне государственных образовательных стандартов; обновляется материально-техническая база образовательных учреждений; развивается сеть городских экспериментальных площадок; осуществляется информатизация образования, внедряются интерактивные технологии обучения; сформировалась внутриотраслевая система подготовки и повышения квалификации руководящих кадров; обеспечено единство образовательного пространства города; разработан муниципальный компонент содержания образования. За последние годы накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме обеспечения нового качества образования. Муниципальная система образования располагает опытными квалифицированными педагогическими кадрами, 78% педагогов имеют квалификационные категории, из них высшую - 23%, I квалификационную категорию - 42%, II квалификационную категорию - 35%. В образовательных учреждениях города работают 357 педагогов, имеющих государственные и ведомственные награды. Но вместе с тем, тамбовское образование, как и российское, все еще значительно отстает от возрастающих требований современной жизни, запросов личности, общества и государства. Основные причины заключаются в следующем: устарело научно-методическое обеспечение как содержания образования, так и его форм и методов; ослаблены импульсы к саморазвитию муниципальной системы образования из-за отсутствия системной интеграции необходимых для развития образования ресурсов семьи, социальных партнеров, потребителей образовательных услуг, всей городской инфраструктуры; не всегда используются ресурсы эффективного управления, координации различных подсистем, повышения самостоятельности и ответственности педагогических коллективов за результаты образовательного процесса; недостаточно используется потенциал науки; ресурсное обеспечение сферы образования не соответствует задачам социально-экономического развития страны. Муниципальная система образования нуждается в дальнейшем развитии и модернизации. Общее направление модернизации муниципальной системы образования - это системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствии с требованиями современной жизни, создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества, государства. В соответствии с приоритетами образовательной политики России Программой определены три основные направления модернизации муниципальной системы образования - доступность, качество и эффективность. Анализ положения дел в разрезе названных приоритетов - "доступность, качество и эффективность" позволит обоснованно и целенаправленно выработать программу конкретных действий на перспективу. При этом достижения становятся отправной точкой и ресурсом дальнейшего движения, а проблемные зоны обозначают направления первоочередных усилий при реализации программы модернизации системы образования. Обеспечение равного доступа к качественному образованию Достижения: осуществлен переход от стихийной вариативности к культурному многообразию сферы образования города; созданы необходимые условия для образования детей, нуждающихся в государственной защите, для детей с проблемами в здоровье и развитии; участие в федеральном эксперименте по проведению государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ; совершенствуется служба психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса; в городе сформировалось движение "школ здоровья", ориентированных на охрану здоровья школьников и формирование у них идеологии здорового образа жизни; появились ассоциативные объединения городских образовательных учреждений, способствующие развитию системы физического воспитания детей и подростков. Проблемы: усиливается социальное расслоение общества, сопровождающееся поляризацией сферы образования, ростом числа учащихся, не обеспеченных заботой и поддержкой родителей; происходит отток части квалифицированных педагогов в другие сферы занятости; растет социальное сиротство и безнадзорность детей и подростков; не хватает мест в общеобразовательных учреждениях для обучения всех детей в первую смену с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Повышение качества образования Достижения: приняты меры по обеспечению единства образовательного пространства, обеспечен расширенный спектр образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучающихся; упорядочено программное обеспечение образовательного процесса; стабилизирована система общегородского мониторинга качества образования; сложилась система взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями профессионального образования: высшего, среднего, начального; осуществляется поддержка наиболее талантливых и одаренных детей. Проблемы: нестабильность показателей качества обучения; общеобразовательная школа не обеспечивает современного качества подготовки обучающихся в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях; слабо используются здоровьесберегающие технологии обучения; образование в недостаточной мере реализует воспитывающую функцию, функцию психологической поддержки учащихся, слабо формируется способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению вредным привычкам и другим социальным отклонениям; материально-техническое оснащение образовательных учреждений не соответствует современным требованиям. Эффективность кадрового обеспечения, экономики образования и управления муниципальной системой образования Достижения: сохранена и развивается структура методической службы в городе; завершено организационное и содержательное оформление внутриотраслевой системы обучения руководящих кадров образования; создана эффективная система аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений; осуществляется мониторинг качества и результатов образования, здоровья обучающихся; осуществлен переход на программно-целевое управление образованием города; сложилась практика межведомственного взаимодействия в целях построения единых технологий развития и социализации детей, обеспечения и сохранения их здоровья, создания безопасного пространства жизнедеятельности ребенка. Проблемы: недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, прежде всего в экономической, юридической, психологической и коммуникативных областях; отсутствие сформированной единой информационной сети в системе управления образованием; медленно формируется общественная составляющая управленческих структур системы образования. Модернизация системы образования будет осуществляться за счет интенсивного включения в действие двух основных факторов: 1. максимальной мобилизации внутренних ресурсов сферы образования, оптимизации его содержания, структуры, организационных форм и технологий, управленческих и экономических механизмов, использования разнообразных форм стимулирования обновления образования; 2. более активного привлечения внешних ресурсов (финансовых, материально-технических, информационных, кадровых, интеллектуальных и других), развертывание системы широкого социального партнерства в сфере образования. Программа носит межотраслевой характер, ее реализация во многом опирается на создание системы общественной поддержки развития образовательных учреждений. Через эту систему образование получает возможность консолидировать усилия различных социальных групп вокруг стратегических целей развития городской системы образования. Программа является основанием для принятия в городе нормативных актов, распорядительных документов, подпрограмм, обеспечивающих необходимые условия для развития образования. Программа открывает перспективы для целенаправленной педагогической и управленческой деятельности всех работников системы образования города, для сотрудничества с родителями и социально-педагогической защиты населения в новых условиях развития общества. Важнейшим фактором развития образования в городе Тамбове является ресурсное обеспечение реализации приоритетных направлений. Концентрация финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях даст возможность более точно определять стратегию и тактику решения практических задач, привлекать федеральные, областные и другие внебюджетные источники финансирования. Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как: неполное введение к 2011 году профильного обучения из-за недостаточного материального, кадрового и методического обеспечения; замедление роста количества детей дошкольного возраста, обучающихся по программам предшкольного образования; рост социальной напряженности, обусловленной сохранением неравной доступности образования и дифференциацией качества образования для различных групп населения; усиление деградации материальной инфраструктуры образования. При отсутствии Программы, являющейся одним из основных инструментов муниципальной политики в сфере образования, все указанные проблемы не будут устранены, а стоящие перед образованием задачи не будут решены. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования создаст условия для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами политики в сфере образования. II. Цели и задачи Программы Исходя из современной ситуации в сфере образования в стране, органы местного самоуправления с учетом муниципальной специфики системы образования города определяют для себя следующую цель: сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления - модернизации системы образования города Тамбова в направлении ее доступности, повышения качества и роста эффективности с учетом социальных и экономических потребностей города, запросов личности, общества и государства. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. обеспечить устойчивое поступательное развитие муниципальной системы образования на основе возможно более полного удовлетворения разнообразных познавательных потребностей детей и их родителей в рамках дошкольного, школьного и дополнительного образования и упрочения статуса системы образования как фактора социально-культурного и экономического развития города; 2. сформировать механизмы повышения качества образования и создать целостную систему оценки качества деятельности образовательного учреждения; 3. повысить эффективность педагогической, экономической и управленческой деятельности в системе образования города; 4. сохранить и укрепить здоровье обучающихся средствами образования, сформировать у них убежденность и потребность в здоровом образе жизни, усилить воспитательные, духовно-нравственные функции образовательных учреждений; 5. повысить эффективность управления образованием в городе; обеспечить комплексную безопасность учебно-воспитательного процесса с учетом современных требований и норм, предъявляемых к образовательным учреждениям; 6. сохранить и оптимизировать на основе учета демографической ситуации в обществе и образовательных потребностей населения вариативную сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования, обеспечив взаимосвязь, преемственность и функциональную взаимодополняемость элементов муниципальной образовательной сети; 7. оптимизировать систему непрерывного профессионального образования; 8. реализовать меры, обеспечивающие рациональное использование ресурсов (финансовых, кадровых, информационных); 9. сформировать в муниципальной системе образования нормативно-правовые и организационно-экономические механизмы привлечения и использования внебюджетных средств; 10. внедрить механизмы, способствующие развитию экономической самостоятельности образовательных учреждений; 11. сохранить и усовершенствовать материально-техническую базу муниципальных образовательных учреждений, включая весь спектр современных средств обучения. III. Ожидаемые результаты от реализации Программы Реализация Программы призвана способствовать: рационализации сети городских образовательных учреждений, обеспечивающей равные возможности получения качественного образования для разных категорий детей в соответствии с образовательными запросами населения; созданию равных стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста для последующего обучения в начальной школе; повышению качества дошкольного, общего, дополнительного образования; достижению качественно нового уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса; созданию условий для творческого развития детей и молодежи; изменению системы оценки учебных достижений обучающихся; созданию механизма систематического обновления содержания образования всех уровней и моделей общеобразовательных учреждений; повышению эффективности управления муниципальной системой образования; внедрению в городской системе образования новых финансово-хозяйственных отношений; укреплению материально-технической базы образовательных учреждений; повышению уровня обеспечения образовательных учреждений информационной техникой и современным учебным оборудованием; созданию условий для обеспечения образовательной мобильности образования; развитию непрерывной системы профессионального образования; повышению профессионального мастерства и качества труда педагогических работников образовательных учреждений; сохранению и укреплению здоровья обучающихся, формированию в среде школьников идеологии здорового образа жизни. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Программы приведены в таблицах (приложения 1 и 2). Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств городского, областного, федерального бюджетов в порядке софинансирования. Для реализации Программы привлекаются также средства внебюджетных источников за счет организации платных образовательных услуг и спонсорских средств. V. Организация управления и контроль за реализацией Программы Данная Программа реализуется администрацией города Тамбова. Контроль за реализацией Программы осуществляет комитет образования администрации города Тамбова, комитет социально-экономической политики администрации города Тамбова, постоянная комиссия по социально-экономическому развитию и бюджету Тамбовской городской Думы. Комитет образования администрации города Тамбова разрабатывает нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения Программы, и ежегодно, в установленном порядке, готовит доклад о ходе реализации Программы главе администрации города, осуществляет ведение ежеквартальной отчетности и предоставляет ее в комитет социально-экономической политики администрации города Тамбова. Комитет образования администрации города Тамбова ежегодно готовит предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы. Комитет образования администрации города Тамбова несет ответственность за реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование финансовых средств. VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, приведенных в приложениях 3 и 4. Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям: 1) повышение качества общего образования: выравнивание возможностей учащихся (увеличение количества детей в возрасте 5-6 лет, получающих дошкольное образование, уменьшение количества неуспевающих в начальной школе); повышение функциональной грамотности выпускников общеобразовательной школы; 2) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования: профилирование школьного образования (увеличение количества учащихся, занимающихся по профильным программам); увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой; расширение возможности получения дополнительного образования; 3) повышение эффективности финансирования образования: сокращение числа учебных заведений, учебно-материальная база которых требует капитального ремонта; обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений (увеличение числа образовательных учреждений, имеющих учебно-лабораторную, компьютерную и технологическую базу, соответствующую современным требованиям и нормам); 4) расширение социального партнерства и использование следующих принципов в управлении образованием: развитие общественного участия в управлении образовательными учреждениями (увеличение удельного веса образовательных учреждений, имеющих попечительские, управляющие, общественные советы); развитие системы общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития образования. VII. Городские целевые подпрограммы ПАСПОРТ городской целевой подпрограммы "Дошкольное образование и воспитание" Наименование Городская целевая подпрограмма Подпрограммы "Дошкольное образование и воспитание" (далее - Подпрограмма) Основание для разработки Федеральная целевая программа развития Подпрограммы образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 803) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р) Областная программа "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы" (Закон Тамбовской области от 29.10.2003 N 164-З) Заказчик Подпрограммы Администрация города Тамбова Разработчик Комитет образования администрации города Подпрограммы Тамбова Исполнители Комитет образования администрации города Подпрограммы Тамбова Муниципальное учреждение дополнительного педагогического образования, повышения квалификации Информационно-методический центр Муниципальные образовательные учреждения, предоставляющие дошкольные образовательные услуги Цель Подпрограммы Создание условий и механизмов поступательного развития системы дошкольного образования и воспитания в городе Тамбове Направления 1. Нормативно-правовое и организационное Подпрограммы обеспечение Подпрограммы. 2. Внедрение информационных технологий в дошкольное образование. 3. Создание качественного разнообразия организационно-методических систем дошкольного образования. 4. Опытно-экспериментальная работа и методическое обеспечение образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. 5. Оптимизация содержания образования и совершенствование предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. 6. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров дошкольных образовательных учреждений. Задачи Подпрограммы 1. Обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения качественного дошкольного образования. 2. Оптимизация сети дошкольных образовательных учреждений, стимулирование развития новых форм и организационных структур в соответствии с социальным заказом населения. 3. Совершенствование содержания и технологий дошкольного образования и создание системы управления его качеством. 4. Обеспечение комплексного подхода в решении задач по охране жизни и укреплению здоровья воспитанников. 5. Поддержка и развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, организация стабильного функционирования систем жизнеобеспечения. 6. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров в условиях обновления содержания дошкольного образования и педагогических технологий. 7. Поддержка дошкольных образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность. 8. Создание целостной системы внедряемых инноваций. Внедрение новых финансово-хозяйственных отношений, обеспечивающих многоканальное поступления средств и расширение самостоятельности их использования. Срок реализации 2007-2010 годы Подпрограммы Объемы и источники Общий объем финансирования составляет - финансирования 8245,0 тыс. руб., в том числе: Подпрограммы за счет городского бюджета - 6005,0 тыс. руб., из них: 2007 - 1250,0 тыс. руб. 2008 - 1555,0 тыс. руб. 2009 - 1650,0 тыс. руб. 2010 - 1550,0 тыс. руб.; за счет областного бюджета - 1000,0 тыс. руб., из них: 2007 - 250,0 тыс. руб. 2008 - 250,0 тыс. руб. 2009 - 250,0 тыс. руб. 2010 - 250,0 тыс. руб.; за счет внебюджетных средств - 1240,0 тыс. руб., из них: 2007 - 310,0 тыс. руб. 2008 - 310,0 тыс. руб. 2009 - 310,0 тыс. руб. 2010 - 310,0 тыс. руб. Ожидаемые конечные Качественные показатели: результаты реализации повышение уровня обеспеченности Подпрограммы населения дошкольным образованием; создание качественного разнообразия организационно-методических структур, различных типов и видов дошкольных образовательных учреждений; расширение спектра дополнительных образовательных услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями; обеспечение мер социальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения; обновление содержания дошкольного образования, внедрение современных технологий развивающего обучения; повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений; - обеспечение перехода дошкольных образовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование. Количественные показатели: увеличение охвата детей 1-6 лет дошкольным образованием до 70%; открытие групп с различным режимом пребывания детей в каждом дошкольном образовательном учреждении; открытие в дошкольных образовательных учреждениях реабилитационных, оздоровительных центров, центров творчества; увеличение числа дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность; обеспечение охвата 100% педагогов дошкольных образовательных учреждений различными формами повышения квалификации. Контроль за исполнением Контроль осуществляется комитетом Подпрограммы образования администрации города Тамбова, комитетом социально-экономической политики администрации города Тамбова и постоянной комиссией по социально-экономическому развитию и бюджету Тамбовской городской Думы I. Содержание проблемы За последние годы в городе Тамбове сформирована четкая ориентация развития муниципальных дошкольных образовательных учреждений на запросы родителей (законных представителей) воспитанников, получило развитие видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений. В городе функционирует 41 дошкольное образовательное учреждение, из них 3 центра развития ребенка, 37 детских садов комбинированного вида, 1 детский сад компенсирующего вида. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста действует 9 начальных школ-детских садов и 1 прогимназия. Дошкольным образованием в городе охвачено 63% детей дошкольного возраста. Результатом развития системы дошкольного образования является рост качества дошкольных образовательных услуг и, как следствие, рост доверия граждан к системе дошкольного образования. Но система дошкольного образования города пока не отвечает современным требованиям. В городе не получила развития новая форма дошкольного образования - группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, что мешает увеличить охват детей дошкольным образованием и создать равные стартовые возможности при поступлении детей в школу. В соответствии с запросами населения в дошкольных образовательных учреждениях не организовано функционирование групп с разными режимами пребывания детей (4 часа, 10,5 часов, 12 часов, 14 часов). Первоочередной является задача обеспечения гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всеми детьми дошкольного возраста, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для этого необходимо разработать систему мер поддержки социально незащищенных категорий граждан, имеющих детей дошкольного возраста. Обновление содержания общего образования предполагает обновление содержания дошкольного образования на основе личностно-ориентированного подхода к развитию способностей и интересов каждого ребенка. Гарантии получения качественного образования могут быть обеспечены только при выполнении всего комплекса финансовых, материально-технических, кадровых условий. Основополагающим значением дошкольного образования в процессе воспитания и развития личности обусловлена необходимость разработки данной Подпрограммы. II. Цель и задачи Подпрограммы Целью Подпрограммы является создание механизма поступательного развития системы дошкольного образования города Тамбова и увеличение охвата детей дошкольными образовательными учреждениями. Основными задачами Подпрограммы являются: 1. Достижение современного качественного дошкольного образования детей. 2. Обновление содержания дошкольного образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством по следующим направлениям: разработка единых требований к формированию дошкольного образовательного пространства города; разработка программ, методических рекомендаций для дошкольных образовательных учреждений; создание организационно-педагогических условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования; обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья дошкольников, внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания; создание условий для внедрения в практику работы дошкольных образовательных учреждений современных образовательных программ и технологий, базирующихся на личностно-ориентированном взаимодействии с детьми. 3. Стимулирование развития новых форм и организационных структур дошкольных образовательных учреждений в соответствии с потребностями населения: расширение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному дошкольному образованию; обеспечение условий для установления межведомственных связей (образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты и т. д.) с целью создания новых организационных структур дошкольных образовательных учреждений; создание на базе дошкольных образовательных учреждений различных моделей групп кратковременного пребывания, адаптации для детей раннего возраста, часто болеющих детей; расширение сети инновационных дошкольных образовательных учреждений; расширение перечня дополнительных образовательных услуг; оказание коррекционно-педагогической поддержки и консультативно-практической помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста; содействие в оказании дошкольными образовательными учреждениями дифференцированных образовательных услуг населению через семейное воспитание. 4. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности дошкольных образовательных учреждений. 5. Совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров дошкольного образования. III. Ожидаемые результаты от реализации Подпрограммы Реализация Подпрограммы призвана способствовать: повышению уровня обеспеченности населения дошкольным образованием; созданию качественного разнообразия организационно-методических структур, различных типов и видов дошкольных образовательных учреждений; расширению спектра дополнительных образовательных услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями; налаживанию межведомственных связей (образования, здравоохранения, науки, социальной защиты и т. д.) на муниципальном уровне в интересах укрепления здоровья и развития детей; созданию на муниципальном уровне механизмов поддержки социально незащищенных семей, имеющих детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения; обновлению содержания дошкольного образования; повышению профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных учреждений; укреплению материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений; увеличению охвата детей 1-6 лет дошкольным образованием до 70%; открытию в каждом дошкольном образовательном учреждении групп с различным режимом пребывания детей; открытию в дошкольных образовательных учреждениях реабилитационных, оздоровительных центров, центров творчества; обеспечению охвата 100% педагогов различными формами повышения квалификации. IV. Обоснование финансового обеспечения Подпрограммы Сводные данные по расчету потребности в финансовом обеспечении, необходимом для реализации Подпрограммы приведены в приложениях 1 и 2. Финансирование мероприятий Подпрограммы планируется осуществлять за счет средств городского и областного бюджетов. Для реализации Подпрограммы привлекаются также средства внебюджетных источников за счет организации платных образовательных услуг. V. Организация управления и контроль за реализацией Подпрограммы Реализацию Подпрограммы обеспечивают комитет образования администрации города Тамбова, муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Механизм реализации Подпрограммы: Комитет образования администрации: обеспечивает координацию деятельности по реализации Подпрограммы; вносит в администрацию города предложения по выделению бюджетных средств на реализацию основных направлений Подпрограммы и осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств; организуют в установленном порядке проведение конкурсов в рамках Подпрограммы; предоставляет отчеты о ходе реализации Подпрограммы. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения: обеспечивают повышение квалификации педагогических работников; имеют право вносить свои предложения и замечания о ходе реализации Подпрограммы; участвуют в различных конкурсах, организованных в рамках Подпрограммы. Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляют комитет образования администрации города Тамбова, комитет социально-экономической политики администрации города Тамбова, постоянная комиссия по социально-экономическому развитию и бюджету Тамбовской городской Думы. Комитет образования администрации города Тамбова разрабатывает нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения Подпрограммы, и ежегодно, в установленном порядке, готовит доклад о ходе реализации Подпрограммы главе администрации города, осуществляет ведение ежеквартальной отчетности и предоставляет ее в комитет социально-экономической политики администрации города Тамбова. Комитет образования администрации города Тамбова несет ответственность за реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование финансовых средств. VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Подпрограммы В ходе реализации Подпрограммы ожидается: создание условий для реализации конституционного права граждан на общедоступность дошкольного образования в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации; повышение экономической эффективности функционирования дошкольных образовательных учреждений; достижение нового современного качества дошкольного образования; создание детям равных стартовых возможностей к началу обучения в школе путем 100% охвата детей в возрасте от 5 до 6,5 лет разными формами дошкольного образования. VII. Мероприятия Подпрограммы и их финансовое обеспечение I. Нормативно-правовое и организационное обеспечение программы ---------------------------------------------------------------------- Мероприятия | Организаторы, | Объемы | Источник | исполнители, | финансирования | финансирования | сроки | (тыс. руб.) | ---------------------------------------------------------------------- Разработка нормативных актов и методических рекомендаций для реализации программы: - модели платы, Комитет взимаемой с образования родителей за 2007-2008 содержание детей в ДОУ - муниципальных Комитет нормативов образования бюджетного 2007 финансирования расходов дошкольных образовательных учреждений - установление денежных норм питания на одного воспитанника в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с нормами физиологических потребностей детей в пищевых веществах и энергии (в день) - положения о Комитет внебюджетной образования деятельности 2008 дошкольных образовательных учреждений II. Внедрение информационных технологий в систему дошкольного воспитания и образования Развитие Комитет 2007 - 250,0 Городской информационно- образования 2008 - 250,0 бюджет, ресурсного 2007-2010 2009 - 250,0 раздел обеспечения 2010 - 250,0 "Образование", системы ст. 310 управления "Увеличение муниципальных стоимости дошкольных основных образовательных средств" учреждений Создание банка Комитет 2007 - 240,0 Областной данных образования 2008 - 240,0 бюджет контингента 2007-2010 2009 - 240,0 воспитанников 2010 - 240,0 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста Осуществление Комитет 2007 - 10,0 Городской мониторинга образования 2008 - 10,0 бюджет, состояния 2007-2010 2009 - 10,0 раздел городской 2010 - 10,0 "Образование", системы ст. 340 дошкольного "Увеличение образования стоимости материальных запасов" III. Создание качественного разнообразия организационно- методических систем дошкольного образования Внедрение новых Комитет 2007 - 310,0 Внебюджетные форм образования 2008 - 310,0 средства дошкольного 2007-2010 2009 - 310,0 воспитания: 2010 - 310,0 - открытие групп: - с различным режимом пребывания; - создание консультативных пунктов для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи; - создание гувернерских служб при образовательных учреждениях с целью оказания помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста Расширение сети Комитет 2007 - 30,0 Городской инновационных образования 2008 - 30,0 бюджет, дошкольных 2007-2010 2009 - 30,0 раздел образовательных 2010 - 30,0 "Образование", учреждений ст. 226 "Прочие услуги" Осуществление Комитет 2007 - 300,0 Городской интеграции образования 2008 - 300,0 бюджет, дошкольных 2007-2010 2009 - 300,0 раздел образовательных 2010 - 300,0 "Образование", и учреждений ст. 310 общего и "Увеличение дополнительного стоимости образования, основных создание в средств" дошкольных образовательных учреждениях реабилитационных центров, спортивно- оздоровительных комплексов, центров раннего эстетического, экологического и физического развития детей IV. Опытно-экспериментальная работа и методическое обеспечение образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Открытие и Комитет 2008 - 20,0 Городской поддержка образования 2009 - 20,0 бюджет, городских МДОУ 2010 - 20,0 раздел экспериментальных 2008-2010 "Образование", площадок для ст. 226 апробации "Прочие социально- услуги" педагогических технологий работы в ДОУ, нового содержания дошкольного образования, внедрению здоровье- сберегающих технологий Разработка и Комитет 2008 - 10,0 Городской издание образования 2009 - 10,0 бюджет, методических 2008-2010 2010 - 10,0 раздел рекомендаций, "Образование", программ для ст. 226 дошкольных "Прочие образовательных услуги" учреждений Проведение Комитет 2008 - 10,0 Городской семинаров, образования 2009 - 10,0 бюджет, научно- 2008-2010 2010 - 10,0 раздел практических "Образование", конференций ст. 226 "Прочие услуги" Проведение Комитет 2008 - 150,0 Городской смотров- образования 2009 - 150,0 бюджет, конкурсов среди 2008-2010 2010 - 150,0 раздел дошкольных "Образование", образовательных ст. 226 учреждений "Прочие услуги" V. Оптимизация содержания дошкольного образования и совершенствования предметно-развивающей среды Оснащение Комитет 2008 - 50,0 Городской дошкольных образования 2009 - 50,0 бюджет, образовательных МДОУ 2010 - 50,0 раздел учреждений 2008-2010 "Образование", оборудованием, ст. 310 развивающими "Увеличение играми, стоимости игровыми основных комплексами средств" Проведение Комитет 2008 - 30,0 Городской смотров- образования 2009 - 30,0 бюджет, конкурсов, МДОУ 2010 - 30,0 раздел олимпиад среди 2008-2010 "Образование", воспитанников ст. 226 "Прочие дошкольных услуги" образовательных учреждений Обеспечение Комитет 2008 - 10,0 Городской качества образования 2009 - 10,0 бюджет, реализации МДОУ 2010 - 10,0 раздел программ 2008-2010 "Образование", речевого ст. 226 "Прочие развития в услуги" дошкольных образовательных учреждениях Осуществление Комитет 2007 - 10,0 Областной пилотного образования 2008 - 10,0 бюджет проекта по МДОУ 2009 - 10,0 реализации 2007-2010 2010 - 10,0 образовательной системы "Школа 2100" Открытие Комитет 2007 - 600,0 Городской игровых образования 2008 - 600,0 бюджет, комплексов 2007-2010 2009 - 600,0 раздел 2010 - 600,0 "Образование", ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств" VI. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров дошкольных образовательных учреждений Создание Комитет 2009 - 100,0 Городской консалтинговой образования бюджет, службы по 2009 раздел внедрению "Образование", современных ст. 226 образовательных "Прочие технологий в услуги" дошкольных образовательных учреждениях Совершенствование Комитет 2008 - 5,0 Городской процедур образования бюджет, аттестации 2008 раздел педагогических "Образование", и вновь ст. 226 назначенных "Прочие руководящих услуги" кадров Работа Комитет 2008 - 10,0 Городской городской образования 2009 - 10,0 бюджет, "Школы 2008-2010 2010 - 10,0 раздел менеджеров" с "Образование", целью ст. 226 подготовки "Прочие руководящих услуги" кадров для дошкольных образовательных учреждений Организация Комитет 2007 - 60,0 Городской курсов образования 2008 - 60,0 бюджет, повышения Информационно- 2009 - 60,0 раздел квалификации методический 2010 - 60,0 "Образование", учебно- центр ст. 226 вспомогательного, 2007-2010 "Прочие медицинского услуги" и обслуживающего персонала Проведение Комитет 2008 - 10,0 Городской конкурсов образования 2009 - 10,0 бюджет, "Лучший Информационно- 2010 - 10,0 раздел музыкальный методический "Образование", руководитель", центр ст. 226 "Лидер 2008-2010 "Прочие дошкольного услуги" образования", "Лучший учитель- логопед" ---------------------------------------------------------------------- Приложение 1 к городской целевой Подпрограмме "Дошкольное образование и воспитание" РАСЧЕТ объемов финансирования городской целевой Подпрограммы "Дошкольное образование и воспитание" из статей городского бюджета, раздела "Образование" (тыс. руб.) ---------------------------------------------------------------------- Статьи | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Итого городского | | | | | бюджета | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Статья 226 90,0 345,0 440,0 340,0 1215,0 "Прочие услуги" Статья 310 1150,0 1200,0 1200,0 1200,0 4750,0 "Увеличение стоимости основных средств" Статья 340 10,0 10,0 10,0 10,0 40,0 "Увеличение стоимости материальных запасов" Итого 1250,0 1555,0 1650,0 1550,0 6005,0 ---------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к городской целевой Подпрограмме "Дошкольное образование и воспитание" РАСЧЕТ объемов и источников финансирования городской целевой Подпрограммы "Дошкольное образование и воспитание" (тыс. руб.) ---------------------------------------------------------------------- Источники | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Итого финансирования | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Городской 1250,0 1555,0 1650,0 1550,0 6005,0 бюджет, раздел "Образование" Областной 250,0 250,0 250,0 250,0 1000,0 бюджет Внебюджетные 310,0 310,0 310,0 310,0 1240,0 средства Итого 1810,0 2115,0 2210,0 2110,0 8245,0 ---------------------------------------------------------------------- ПАСПОРТ городской целевой подпрограммы "Развитие единой образовательной информационной среды" Наименование Подпрограммы Городская целевая подпрограмма "Развитие единой образовательной информационной среды" (далее - Подпрограмма) Основание для разработки Федеральная целевая программа развития Подпрограммы образования на 2006-2010 годы (Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 803) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р) Областная целевая подпрограмма "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы" (Закон Тамбовской области от 29.10.2003 N 164-З) Заказчик Подпрограммы Администрация города Тамбова Разработчик Комитет образования администрации города Подпрограммы Тамбова Исполнители Подпрограммы Комитет образования администрации города Тамбова Муниципальное учреждение дополнительного педагогического образования, повышения квалификации Информационно-методический центр Муниципальные образовательные учреждения всех типов и видов Цель Подпрограммы Создание и развитие в городе Тамбове единой образовательной информационной среды Направления Подпрограммы 1. Интеграция образовательной информационной среды города в единую информационную среду России. 2. Развитие городской системы информатизации, методического обеспечения информатизации образования. 3. Обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, средствами коммуникации, лицензионно чистыми и сертифицированными программными продуктами. 4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования. 5. Разработка и внедрение системы автоматизации в муниципальную систему образования. Задачи Подпрограммы 1. Создание единой информационно-технологической инфраструктуры города. 2. Целенаправленное оснащение субъектов единой образовательной информационной среды города компьютерной и телекоммуникационной техникой. 3. Организационное, нормативно- правовое, методическое, кадровое и финансовое обеспечение деятельности субъектов единой образовательной информационной среды города. 4. Расширение использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. 5. Разработка компьютерных средств обучения по проблемам использования новейших образовательных технологий, средств телекоммуникаций и удаленных информационных ресурсов. 6. Развитие системы повышения квалификации работников образования по вопросам разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий. 7. Осуществление многоуровневого, многоканального подхода в формировании ресурсного обеспечения программы. Сроки реализации 2007-2010 годы Подпрограммы Этапы реализации Первый этап: 2007-2008 годы (продолжится Подпрограммы установка аппаратно-программного обеспечения в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе средств доступа к информационно-образовательным ресурсам Интернета; разработка современных электронных учебно-методических материалов и их экспериментальное апробирование; работа по повышению квалификации педагогических кадров). Второй этап: 2009-2010 годы (создание системы открытого образования на основе дистанционных технологий, разработка и тиражирование электронных учебно-методических материалов, повышение квалификации педагогических кадров). Объемы и источники Общий объем финансирования Подпрограммы финансирования составляет 5429,0 тыс. руб., Подпрограммы в том числе за счет средств городского бюджета - 3325,0 тыс. руб., из них: 2007 - 80,0 тыс. руб. 2008 - 1380,0 тыс. руб. 2009 - 930,0 тыс. руб. 2010 - 935,0 тыс. руб.; в том числе за счет средств областного бюджета - 1584,0 тыс. руб., из них: 2007 - 478,0 тыс. руб. 2008 - 398,0 тыс. руб. 2009 - 358,0 тыс. руб. 2010 - 350,0 тыс. руб.; за счет внебюджетных средств - 520,0 тыс. руб., из них: 2007 - 130,0 тыс. руб. 2008 - 130,0 тыс. руб. 2009 - 130,0 тыс. руб. 2010 - 130,0 тыс. руб. Ожидаемые конечные Количественные показатели: результаты реализации доведение числа компьютеров в Подпрограммы общеобразовательных учреждениях до соотношения - 1 компьютер на 25 учащихся; создание 8 мультимедийных библиотек; наличие доступа в Интернет во всех общеобразовательных учреждениях; внедрение автоматизированных информационно-аналитических систем в 70% образовательных учреждений; переподготовка и обучение 25% педагогов в области информатизации на базе ТОИПКРО и Регионального центра Федерации Интернет-образования. Качественные показатели: обеспечение обучающимся доступа к нетрадиционным источникам информации, повышающим эффективность самостоятельной работы, дающим новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков; повышение качества и доступности образования на основе применения новых подходов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; оказание постоянной методической поддержки педагогам; увеличение количества методических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий; формирование стабильной системы повышения квалификации педагогических кадров, способных эффективно использовать имеющиеся информационные ресурсы, развивать и создавать новые. Контроль за исполнением Контроль осуществляется комитетом Подпрограммы образования администрации города Тамбова, комитетом социально-экономической политики администрации города Тамбова и постоянной комиссией по социально-экономическому развитию и бюджету Тамбовской городской Думы. I. Содержание проблемы Современные информационные технологии стали важным фактором жизни общества и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качества жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе. В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Состояние информатизации муниципальной системы образования пока еще не соответствует современным требованиям. Большую часть компьютерного парка в общеобразовательных школах Тамбова составляют компьютеры, установленные до 2000 года (351 компьютер - 48% от общего числа имеющейся компьютерной техники), не соответствующие современным требованиям и не позволяющие устанавливать современные операционные системы. За последние три года получено всего 176 компьютеров (24% от общего числа имеющейся компьютерной техники) что не может обеспечить современную потребность реализации образовательного процесса. Кроме того, наблюдается неравномерное обеспечение школ компьютерной техникой. В ряде школ на 1 компьютер приходится по 100 и более учащихся (МОУ СОШ NN 2, 8, 9, 15, 18, 26), в других - от 30 до 50 человек, в МОУ СОШ N 4 на 1 компьютер приходится 214 учеников. Малое количество компьютеров в школе не позволяет использовать их в учебном процессе. Они могут быть использованы только для его организации. В таком же положении находятся прогимназии и начальные школы. Более благополучны в данном отношении инновационные образовательные учреждения. Так в лицее N 14 на 1 компьютер приходится 6 учеников, в лицее им. Н.А.Рябова - 9, в гимназии N 7 - 11, в лицее N 6 - 26. Большинство муниципальных общеобразовательных учреждений не подключено к сети Интернет. Тогда как на современном этапе именно возможность получать и обмениваться информацией в сети рассматривается как один из необходимых факторов процесса информатизации. Реально информационные ресурсы сети Интернет в учебном процессе используются только в лицеях N 6, 14, 29, а спутниковое телевидение только в лицее N 14. Всего 14 муниципальных общеобразовательных учреждений имеют свои сайты, что составляет всего 34%. Отсутствие выхода в Интернет, отсутствие сайта школы препятствует распространению информации о конкретном учреждении в социуме. Сегодня в 20 школах города установлено оборудование и программное обеспечение для приема информации, транслируемой через систему спутников по проекту Министерства образования и науки Российской Федерации по созданию единой образовательной информационной среды. Проект обеспечивает школам доступ к актуальной информации, интересной и полезной ученикам, учителям, методистам, школьным библиотекарям, руководителям школ. Однако наличие в школе такого канала связи нельзя считать полноценным выходом в Интернет, так как данный спутниковый канал односторонний, настроен только на прием, школы не имеют возможность запрашивать интересующую их информацию, размещать сведения о себе, своих образовательных услугах и т. д. Отсутствие в муниципальной системе образования информационной инфраструктуры, базирующейся на системе автоматизации управления, не позволяет осуществлять эффективное управление системой общего образования города и, главное, повысить роль общественной составляющей в ее управлении на самых разных уровнях - от школы до комитета образования. Современные информационные технологии пока еще не стали неотъемлемой частью образовательного процесса, у значительной части педагогических работников не сформирована внутренняя потребность и мотивация по овладению новыми видами деятельности, связанными с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Необходимость разработки Подпрограммы обусловлена принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р), Законом Тамбовской области "О внесении изменений в областную программу "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы" (постановление Тамбовской областной Думы N 1410 от 13.12.2005), возросшими потребностями граждан в получении качественного образования, усилением информатизации различных сфер жизнедеятельности общества в целом и образования в частности. Подпрограмма призвана: объединить усилия научного и педагогического сообществ по решению проблем, связанных с формированием и развитием в городе единой образовательной информационной среды, интегрированной в информационную среду России; создать условия для повышения качества образования за счет использования современных образовательных технологий, расширения информационных ресурсов образования, повышения доступности и открытости образовательных ресурсов; обеспечить научно-методическое сопровождение процессов информатизации образования; способствовать формированию системы профессиональной компетентности педагогических кадров в области разработки и использования информационно-коммуникационных технологий. Информатизация образования является долгосрочной и многоаспектной проблемой, которая не решается текущим финансированием. Реализация настоящей Подпрограммы - это очередной планируемый этап продвижения в рамках проблемы информатизации образования и, как следствие, всего общества. II. Цели и задачи Подпрограммы Целями Подпрограммы является создание в городе Тамбове единой образовательной информационной среды, обеспечивающей: единство образовательного информационного пространства России на территории города; интеграцию в мировой культурно-информационный процесс и повышение конкурентоспособности муниципального образования; сохранение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала города, создание благоприятных условий для творческой деятельности, разработки информационных продуктов и образовательных технологий; повышение доступности качественного образования за счет индивидуализации процесса обучения, использования информационных ресурсов сети Интернет, организации дистанционного образования; повышение эффективности обучения педагогических работников по проблеме использования информационных и телекоммуникационных технологий в их профессиональной деятельности; деятельность всех субъектов образовательного пространства на единой информационной основе, позволяющей получать объективную и достоверную информацию для принятия управленческих решений. Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи: создать единую инфраструктуру, составными частями которой были бы комитет образования администрации города Тамбова, муниципальные общеобразовательные учреждения и другие заинтересованные ведомства и организации; целенаправленно оснастить субъекты единой образовательной информационной среды города компьютерной и телекоммуникационной техникой; осуществить организационное, нормативно-правовое, методическое, кадровое и финансовое обеспечение деятельности субъектов единой образовательной информационной среды города; разработать компьютерные средства обучения по проблемам использования новейших образовательных технологий; создать в общеобразовательных учреждениях кабинеты свободного доступа к сети Интернет; внедрить Интернет-технологии в работу библиотек общеобразовательных учреждений; развивать многоуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в сфере информатизации; совершенствовать механизмы распространения опыта использования информационных технологий в практике образования. III. Ожидаемые результаты от реализации Подпрограммы Реализация Подпрограммы призвана способствовать: обеспечению обучающимся доступа к нетрадиционным источникам информации, повышающим эффективность самостоятельной работы, дающим новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков; повышению качества образования на основе применения новых подходов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечению доступности получения образования путем широкого использования открытого обучения, самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий; оказанию постоянной методической поддержки педагогам; увеличению количества методических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий и передового педагогического опыта в области традиционной педагогики и их доступности для каждого учителя; созданию единой муниципальной политики в области компьютеризации и информатизации системы образования; подготовке и распространению высококачественных информационных ресурсов, программных продуктов для эффективного развития и использования информационных технологий в образовании; формированию стабильной системы повышения квалификации педагогических кадров, способных эффективно использовать имеющиеся информационные ресурсы, развивать и создавать новые. IV. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации Подпрограммы приведены в таблицах (приложения 1 и 2). Финансирование мероприятий Подпрограммы планируется осуществлять за счет средств городского и областного бюджетов, внебюджетных средств, а также за счет предоставления платных образовательных услуг. V. Организация управления и контроль за реализацией Подпрограммы Реализацию Подпрограммы обеспечивают комитет образования администрации города Тамбова, муниципальные образовательные учреждения. Механизм реализации Подпрограммы: Комитет образования администрации города Тамбова: обеспечивает координацию деятельности по реализации Подпрограммы; вносит предложения в администрацию города по выделению бюджетных средств на реализацию основных направлений Подпрограммы и осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием денежных средств; организует в установленном порядке проведение конкурсов в рамках Подпрограммы; предоставляет отчеты о ходе реализации Подпрограммы. Муниципальные образовательные учреждения: обеспечивают повышение квалификации специалистов в области использования информационно-коммуникационных технологий; имеют право вносить свои предложения и замечания о ходе реализации Подпрограммы; участвуют в различных конкурсах на разработку информационно-коммуникационных ресурсов, организованных в рамках Подпрограммы. Контроль за реализацией Подпрограммы осуществляют комитет образования администрации города Тамбова, комитет социально-экономической политики администрации города Тамбова, постоянная комиссия по социально-экономическому развитию и бюджету Тамбовской городской Думы. Комитет образования администрации города Тамбова разрабатывает нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения Подпрограммы, и ежегодно, в установленном порядке, готовит доклад о ходе реализации Подпрограммы главе администрации города, осуществляет ведение ежеквартальной отчетности и предоставляет ее в комитет социально-экономической политики администрации города Тамбова. Комитет образования администрации города Тамбова несет ответственность за реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование финансовых средств. VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Подпрограммы В результате выполнения Подпрограммы будет обеспечено развитие единой образовательной информационной среды, которая позволит: обеспечить развитие самообразования как эффективного инструмента раскрытия и использования личностного потенциала обучаемых; формировать опережающий характер образования; адаптировать образовательный процесс к запросам обучаемых и обеспечить реализацию обучаемыми индивидуальных образовательных траекторий; сформировать единую систему информационного и методического обеспечения информатизации образования; повысить качество обучения в образовательных учреждениях путем организации доступа данных учреждений к общим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров, подготовки специалистов в области информационно-коммуникационных технологий для каждого образовательного учреждения; совершенствовать механизм распространения методических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий и передового педагогического опыта в области традиционной педагогики; обеспечить условия для реализации конституционных прав граждан на современное образование всех уровней и ступеней посредством доступа к мировым информационным ресурсам и образовательным системам; продолжить формирование информационного пространства, ориентированного не только на образовательные нужды, но и на взаимодействие образовательных учреждений с социальной средой. В ходе реализации Подпрограммы на территории города будет создан материально-технический, информационно-образовательный ресурс, включающий: телекоммуникационную инфраструктуру образовательной информационной среды сферы образования с подключением к ней 100% образовательных учреждений; 8 мультимедийных библиотек с учебными и познавательными материалами, позволяющими в известной степени компенсировать недостаток учебно-наглядных пособий. В ходе реализации Подпрограммы предусматривается переподготовка и обучение не менее 25% работников общего образования в контексте информатизации. VII. Мероприятия Подпрограммы и их финансовое обеспечение. Интеграция образовательной информационной среды города в единую информационную среду ---------------------------------------------------------------------- Мероприятия | Организаторы, | Объемы | Источник | исполнители, | финансирования | финансирования | сроки | (тыс. руб.) | ---------------------------------------------------------------------- Подключение Комитет 2007 - 65,0 Городской бюджет, образовательных образования раздел учреждений к сети Руководители "Образование", Интернет ОУ ст. 221 "Услуги 2007 связи" Создание системы Комитет 2008 - 50,0 Городской бюджет, электронного образования раздел документооборота 2008 "Образование", между комитетом ст. 226 "Прочие образования и услуги" образовательными учреждениями Создание на основе Комитет 2008 - 100,0 Городской бюджет, информационных образования раздел технологий системы 2008 "Образование", учета детей ст. 226 "Прочие дошкольного и услуги" школьного возраста, посещения ими соответствующих образовательных учреждений Создание системы Комитет 2008 - 300,0 Городской бюджет, дистанционного образования в том числе раздел обучения детей- 2008 "Образование", инвалидов 150,0 ст. 226 "Прочие услуги" 150,0 ст. 310 "Увеличение стоимости основных средств" Развитие городской системы методического обеспечения информатизации образования Организация Комитет 2007 - 15,0 Городской городских образования 2008 - 20,0 бюджет, конкурсов на Руководители 2009 - 25,0 раздел разработку ОУ 2010 - 30,0 "Образование", методического 2007-2010 ст. 226 обеспечения "Прочие информатизации услуги" образования Создание Комитет 2008 - 5,0 Городской виртуальной образования бюджет, образовательной 2008 раздел муниципальной "Образование", карты на СD ст. 226 "Прочие услуги" Создание Комитет 2007 - 110,0 Областной ресурсного центра образования бюджет по информационно- 2007 технологическому профилю Обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, лицензионно чистыми и сертифицированными программными продуктами Обеспечение Комитет 2008 - 895,0 Городской образовательных образования в том числе бюджет, учреждений Руководители раздел компьютерной ОУ "Образование", техникой, 2008-2010 447,5 ст. 226 лицензионными и "Прочие сертифицированными услуги" программными 447,5 ст. 310 продуктами, а "Увеличение также возможностью стоимости работы в основных компьютерной сети средств" с доступом к 2009 - 895,0 ст. 226 ресурсам Интернет в том числе "Прочие 447,5 услуги" ст. 310 447,5 "Увеличение стоимости основных средств" 2010 - 895,0 ст. 226 в том числе "Прочие 447,5 услуги" ст. 310 447,5 "Увеличение стоимости основных средств" Оборудование Комитет 2007 - 100,0 Областной компьютерных образования 2008 - 100,0 бюджет кабинетов (мебель) 2007-2010 2009 - 100,0 2010 - 100,0 Техническое Комитет 2007 - 130,0 Внебюджетные абонентское образования 2008 - 130,0 средства обслуживание 2007-2010 2009 - 130,0 аппаратно- 2010 - 130,0 программных комплексов и доступа в Интернет, оплата Интернет Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования Курсовая Информационно- 2007 - 100,0 Областной подготовка методический 2008 - 100,0 бюджет работников центр 2009 - 100,0 образования по Руководители 2010 - 100,0 применению ОУ информационных и 2007-2010 Интернет- технологий Курсовая Информационно- 2007 - 100,0 Областной подготовка методический 2008 - 100,0 бюджет работников центр 2009 - 100,0 образования по Руководители 2010 - 100,0 программе Intel ОУ "Обучение для 2007-2010 будущего" (проектная методика с использованием ИКТ) Организация Информационно- 2008 - 10,0 Городской семинаров по методический 2009 - 10,0 бюджет, использованию центр 2010 - 10,0 раздел информационных "Образование", технологий Руководители ст. 226 ОУ "Прочие 2008-2010 услуги" Разработка и внедрение системы автоматизации управления образованием Внедрение Комитет 2007 - 20,0 Областной автоматизированных образования 2008 - 50,0 бюджет информационно- Руководители 2009 - 10,0 аналитических ОУ 2010 - 50,0 систем (АИАС) в образовательные учреждения города: средние 2007-2008 общеобразовательные учреждения; основные 2008 общеобразовательные учреждения; начальные 2009 общеобразовательные учреждения; учреждения 2009 дополнительного образования детей; дошкольные 2010 образовательные учреждения Внедрение Комитет 2007 - 48,0 Областной автоматизированных образования 2008 - 48,0 бюджет информационно- 2007-2009 2009 - 48,0 аналитических систем (АИАС) в деятельность комитета образования ---------------------------------------------------------------------- Приложение 1 к городской целевой Подпрограмме "Развитие единой образовательной информационной среды" РАСЧЕТ объемов финансирования городской целевой Подпрограммы "Развитие единой образовательной информационной среды" из статей городского бюджета, раздела "Образование" (тыс. руб.) ---------------------------------------------------------------------- Статьи | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Итого городского | | | | | бюджета | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Статья 221 65,0 65,0 "Услуги связи" Статья 226 15,0 782,5 482,5 487,5 1767,5 "Прочие услуги" Статья 310 - 597,5 447,5 447,5 1492,5 "Увеличение стоимости основных средств" Итого 80,0 1380,0 930,0 935,0 3325,0 ---------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к городской целевой Подпрограмме "Развитие единой образовательной информационной среды" РАСЧЕТ объемов и источников финансирования городской целевой Подпрограммы "Развитие единой образовательной информационной среды" (тыс. руб.) ---------------------------------------------------------------------- Источники | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Итого финансирования | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Городской 80,0 1380,0 930,0 935,0 3325,0 бюджет, раздел "Образование" Областной 478,0 398,0 358,0 350,0 1584,0 бюджет Внебюджетные 130,0 130,0 130,0 130,0 520,0 средства Итого 688,0 1908,0 1418,0 1415,0 5429,0 ---------------------------------------------------------------------- ПАСПОРТ городской целевой подпрограммы "Русский язык" Наименование Подпрограммы Городская целевая подпрограмма "Русский язык" (далее - Подпрограмма) Основание для разработки Постановление Правительства РФ от Подпрограммы 29.12.2005 N 833 "О федеральной целевой программе "Русский язык на 2006-2010 годы". Областная целевая программа "Русский язык на 2005-2008 годы" (Закон Тамбовской области от 29.10.2003 г. N 164-З) Заказчик Подпрограммы Администрация города Тамбова Основные разработчики Комитет образования администрации города Подпрограммы Тамбова Исполнители Подпрограммы Комитет образования администрации города Тамбова Муниципальное учреждение дополнительного педагогического образования, повышения квалификации Информационно-методический центр Муниципальные общеобразовательные учреждения всех типов и видов Цель Подпрограммы Осуществление целенаправленной политики поддержки русского языка, сохранение и развитие духовного, художественного, научного и культурного достояния России в рамках образовательного пространства города Тамбова Задачи Подпрограммы 1. Выработка единой концепции сохранения русского языка как национального достояния. 2. Привлечение учителей города Тамбова к решению актуальных проблем теории и практики русского языка. 3. Разработка и проведение мероприятий, направленных на формирование потребностей населения города Тамбова в соблюдении норм культуры речи и речевого этикета. 4. Осуществление консультативной деятельности, направленной на повышение уровня владения русским языком и нормами культуры речи. 5. Реализация регионального компонента в изучении краеведческого материала и включение его в образовательные программы учреждений образования. 6. Научно-методическое обеспечение и поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений с целью обновления содержания и методов обучения русскому языку. 7. Укрепление материально-технической базы кабинетов русского языка. Сроки реализации 2007-2010 годы Подпрограммы Этапы реализации Первый этап: 2007-2008 годы - Подпрограммы разработка и создание методологической и научно-методической базы для реализации Подпрограммы (комплекс просветительских, научных и образовательных мероприятий Подпрограммы). Второй этап: 2009-2010 годы - применение на практике концептуальных основ и новых технологий в процессе реализации Подпрограммы. Объем и источники Общий объем финансирования составляет - финансирования 800,0 тыс. руб., в том числе за счет Подпрограммы средств городского бюджета - 204,0 тыс. руб., из них: 2007 - 51,0 тыс. руб. 2008 - 51,0 тыс. руб. 2009 - 51,0 тыс. руб. 2010 - 51,0 тыс. руб.; за счет средств областного бюджета - 596,0 тыс. руб., из них: 2007 - 149,0 тыс. руб. 2008 - 149,0 тыс. руб. 2009 - 149,0 тыс. руб. 2010 - 149,0 тыс. руб. Ожидаемые конечные Качественные показатели: результаты реализации улучшение ситуации в городе Тамбове по Подпрограммы сохранению русского языка; совершенствование образовательного процесса в школах на основе использования учебно-методической литературы нового поколения по русскому языку, новых технологий, включая информационные; повышение интереса к русскому языку и культуре речи у различных социальных слоев общества и возрастных групп; активизация деятельности городских средств массовой информации по освещению проблем русского языка и русской культуры; издание научно-методической продукции краеведческого характера. Количественные показатели: написание методических пособий и рекомендаций по преподаванию русского языка - 10 наименований; подготовка материалов для средств массовой информации, пропагандирующих культуру речи, русский язык - не менее 10; проведение городских и участие в областных научно-практических конференциях, праздниках, месячниках, Днях, посвященных привитию любви к русскому языку. Контроль за исполнением Контроль осуществляется комитетом Подпрограммы образования администрации города Тамбова, комитетом социально- экономической политики администрации города Тамбова, постоянной комиссией по социально-экономическому развитию и бюджету Тамбовской городской Думы. I. Содержание проблемы Подпрограмма "Русский язык" определяет основные направления городской политики по поддержке русского языка в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2005 N 833 "О федеральной целевой программе "Русский язык (2006-2010 годы)", а также с учетом областной программы "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы". Разработку Подпрограммы обусловили следующие факторы: 2003-2012 годы объявлены Организацией Объединенных Наций десятилетием грамотности; низкий уровень развития практической грамотности школьников; снижение уровня владения русским языком, особенно среди представителей молодого поколения, искажение литературных норм и культуры речи среди различных слоев населения. Подпрограмма является целевым и комплексным документом, включающим систему организационных, научно-исследовательских, просветительских мероприятий, направленных на повышение уровня знаний по русскому языку и культуре речи; интегрирует усилия образовательных и общественных структур по выработке единой концепции сохранения русского языка в городе как национального достояния; служит основанием для принятия нормативных актов, обеспечивающих законодательную базу для проведения мероприятий по теоретической и практической разработке актуальных вопросов русского языка и культуры речи, по поддержке инновационной деятельности образовательных учреждений с целью обновления содержания и методов обучения русскому языку, по пропаганде русской языковой и речевой культуры. В основу Подпрограммы положен системный подход к ее реализации, что позволяет видеть в основных мероприятиях взаимосвязанные друг с другом направления работы с ориентацией на актуальные и жизненные потребности личности, общества и государства. II. Цели и задачи Подпрограммы Цель Подпрограммы - осуществление целенаправленной политики поддержки русского языка, сохранение и развитие духовного, художественного, научного и культурного достояния России в рамках образовательного пространства города Тамбова. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи: выработана единая концепция сохранения русского языка как национального достояния в городе; разработана и проведена система мероприятий, направленных на формирование потребностей населения города в соблюдении норм культуры речи и речевого этикета; созданы учебно-методические материалы по литературному краеведению для обеспечения введения регионального компонента базисного учебного плана; активизирована инновационная деятельность образовательных учреждений с целью обновления содержания и методов обучения русскому языку. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|