Расширенный поиск
Закон Тамбовской области от 29.10.2003 № 164-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Тамбовская область З А К О Н Об областной программе "Модернизация системы образования Тамбовской области" на 2004-2010 годы" (В редакции Законов Тамбовской области от 23.12.2004 г. N 279-З; от 13.12.2005 г. N 412-З; от 29.09.2006 г. N 88-З; от 31.10.2006 г. N 106-З) Статья 1. Утвердить областную программу "Модернизация системы образования Тамбовской области" на 2004-2008 годы". Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областной Исполняющий обязанности Думы В.Н.Карев главы администрации Тамбовской области В.И.Андреев г. Тамбов 29 октября 2003 г. N 164-З ------------------------------ Утверждена Законом Тамбовской области "Об областной программе "Модернизация системы образования Тамбовской области" на 2004-2008 годы" от 29 октября 2003 г. N 164-З ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "Модернизация системы образования Тамбовской области" на 2004-2008 годы" (В редакции Законов Тамбовской области от 23.12.2004 г. N 279-З; от 13.12.2005 г. N 412-З; от 31.10.2006 г. N 106-З) Паспорт программы Наименование программы Программа "Модернизация системы образования Тамбовской области" на 2004-2010 годы" (В редакции Закона Тамбовской области от 13.12.2005 г. N 412-З) Основание для Федеральный закон от 10.04.2000 г. N 51-ФЗ разработки программы "Об утверждении Федеральной программы развития образования". Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 г. N 1756-Р). Закон Тамбовской области от 29.12.99 N 96-З "Об образовании в Тамбовской области". Закон Тамбовской области от 25.04.2003 г. N 119-З "О научно-технической политике, научной и инновационной деятельности в Тамбовской области". Государственный Администрация Тамбовской области. заказчик программы Основные разработчики Управление образования Тамбовской области, программы Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования, вузы Тамбовской области, подведомственные государственные учреждения образования, подведомственные учреждения образования. Цель программы Сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления, модернизации образования в Тамбовской области в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности. Задачи программы Обеспечить устойчивое поступательное развитие областной системы общего образования на основе возможно более полного удовлетворения разнообразных образовательных потребностей детей и их родителей в рамках дошкольного, школьного (включая специальное коррекционное) и дополнительного образования и упрочения статуса системы общего образования как фактора социально-культурного и экономического развития области. Сформировать механизмы повышения качества образования и создать целостную систему оценки качества деятельности образовательного учреждения, органов управления образованием и методических служб. Повысить эффективность педагогической, экономической и управленческой деятельности в системе образования. Сохранить и укрепить здоровье обучающихся средствами образования, усилить воспитательные, духовно-нравственные функции в образовательных учреждениях. Обеспечить безопасность учебно- воспитательного процесса с учетом основных требований и норм, предъявляемых к образовательным учреждениям. Создать необходимые условия для реализации принципов автономности и самостоятельности муниципальных образовательных учреждений. Сохранить и оптимизировать на основе учета демографической ситуации в области и образовательных потребностей населения вариативную сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования, обеспечив взаимосвязь, преемственность и функциональную взаимную дополняемость элементов сети. Завершить переход начальных общеобразовательных школ на четырехлетнее обучение. Сохранить и усовершенствовать материально-техническую базу образовательных учреждений области, включая весь спектр современных средств обучения, с использованием системы тендеров. Уделить особое внимание всестороннему развитию сельских школ региона. Привести нормативную правовую базу и организационно-экономические механизмы в соответствие с законодательством РФ и Тамбовской области. Создать систему многоканального финансирования образовательных учреждений, включающую разноуровневые бюджетные ассигнования и привлеченные внебюджетные средства, на основе реализации в полном объеме прав юридического лица образовательного учреждения. Разработать комплексные меры по социальной поддержке работников и обучающихся в сфере образования. Обеспечить развитие партнерских отношений с системами образования субъектов Российской Федерации, в том числе центрального федерального округа. Усилить взаимодействие системы образования и рынка труда, сложившиеся в области. Усилить влияние образования на социально-экономическое развитие Тамбовской области. Сроки и этапы Базовый этап: 2004 г. реализации программы: Формирование основных нормативных правовых документов для последующего развития областной системы образования. Основной этап: 2004-2005 гг. Переход на новую нормативно-правовую базу и организационно-экономические механизмы образования в Тамбовской области. Завершающий этап: 2006-2010 годы. (В редакции Закона Тамбовской области от 13.12.2005 г. N 412-З) Этап широкого развертывания Программы и переход к планомерному устойчивому развитию системы образования на основе реализации целей и задач Программы. Структура программы Введение. Часть 1. Характеристика и анализ основных показателей системы образования области. Часть 2. Цели, приоритетные задачи и планируемые результаты модернизации образования на региональном уровне. Часть 3. Областные целевые подпрограммы как механизмы модернизации системы образования Тамбовской области по приоритетным направлениям. 3.1. "Дошкольное образование и воспитание". 3.2. "Совершенствование структуры и содержания общего образования". 3.3. "Сельская школа". 3.4. "Социальная защита детей, требующих особой заботы". 3.5. "Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи". 3.6. "Спорт, физкультура и здоровье". 3.7. "Безопасность образовательного учреждения". 3.8. "Модернизация непрерывного педагогического образования". 3.9. "Социальная защита работников образования". 3.10. "Модернизация системы управления образованием". 3.11. "Развитие материально-технической базы". 3.12. "Содействие инновационному развитию системы образования на селе на 2005-2008 годы"; 3.13. "Русский язык на 2005-2008 годы"; 3.14. "Комплексные меры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в Тамбовской области на 2005-2007 годы"; 3.15. "Развитие единой образовательной информационной среды на 2006-2010 годы"; 3.16. "Школьный автобус". (Пункты 3.12-3.16 дополнены - Закон Тамбовской области от 13.12.2005 г. N 412-З) 3.17. "Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей на 2007-2010 годы"; 3.18. "Укрепление материально-технической базы на 2007-2010 годы". (Пункты 3.17, 3.18 дополнены - Закон Тамбовской области от 31.10.2006 г. N 106-З) Часть 4. Финансовое обеспечение программы. Часть 5. Механизм реализации программы и контроль за ходом ее выполнения. Исполнители программы Органы исполнительной власти Тамбовской области, органы местного самоуправления, управление образования, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения различных типов и видов, организации научной, социальной, культурной сферы. Объем и источники Объем и финансирование (тыс. руб.): финансирования за счет средств: программы - федерального бюджета: 2004 - 48722,0 2005 - 68165,0 2006 - 109148,0 2007 - 62619,0 2008 - 73160,0 2009 - 9620,0 2010 - 10160,0 - областного бюджета: 2004 - 41974,0 2005 - 76408,0 2006 - 141535,0 2007 - 133415,0 2008 - 113086,0 2009 - 50689,0 2010 - 41774,0 - местного бюджета: 2004 - 17532,0 2005 - 25836,0 2006 - 44852,0 2007 - 33485,0 2008 - 31453,0 2009 - 2680,0 2010 - 1576,0 - внебюджетных средств: 2004 - 50225,0 2005 - 69845,0 2006 - 8217,0 2007 - 6083,0 2008 - 6738,0 2009 - 200,0 2010 - 200,0 мероприятия программы реализуются при условии включения данных объектов финансирования в Закон области об областном бюджете на очередной финансовый год. (В редакции Закона Тамбовской области от 31.10.2006 г. N 106-З) Ожидаемые конечные Рационализация сети образовательных результаты реализации учреждений, обеспечивающей равные возможности программы получения качественного образования для разных категорий детей в соответствии с образовательными запросами. Оказание медико-психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Создание условий для развития института семьи и социальной защиты детства. Достижение качественно нового уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. Возрастание роли социально-экономических и гуманитарных дисциплин, русского и иностранного языков в содержании общего образования. Создание условий для базовой подготовки учащихся по основным направлениям коммуникационных и информационных технологий. Отработка региональной модели "Профильная старшая школа". Расширение возможностей для самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся. Изменение системы оценки учебных достижений обучающихся. Создание механизма систематического обновления содержания образования всех уровней и моделей общеобразовательных учреждений. Отработка регионального компонента общего образования. Подготовка учебно-методической базы открытого образования. Отработка подходов к реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Создание межведомственной системы дополнительного образования. Создание условий для творческого саморазвития детей и молодежи. Создание механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе. Структурно-содержательная модернизация сети учреждений образования. Разработка механизмов объединения ресурсов учреждений профессионального образования, школы и областной инфраструктуры. Формирование учебно-производственных структур, имеющих статус "социальных производств". Модернизация курсовой подготовки, разработка механизмов интеграции с системой общего образования. Осуществление целенаправленного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров. Построение единой управленческой информационной среды. Отработка механизмов мониторинговой деятельности образовательных учреждений по доступности и качеству образования. Отработка моделей "горизонтального" построения систем управления образованием: межмуниципальных образовательных округов, университетских комплексов. Создание системы социального партнерства учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, работодателей, органов обеспечения занятости и управления. Система организации Управление образования представляет в контроля за установленном порядке в администрацию области исполнением программы и областную Думу отчеты о ходе реализации Программы. Введение Программа модернизации системы образования Тамбовской области на период до 2010 года разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", "Федеральной программой развития образования", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., региональными нормативно-правовыми документами. (В редакции Закона Тамбовской области от 13.12.2005 г. N 412-З) Под системой образования в Программе понимается совокупность всех образовательных учреждений и органов управления, подведомственных Управлению образования Тамбовской области, обеспечивающих непрерывность образования растущего человека и гарантию его прав на качественное образование путем выбора образовательных программ. Разработчики программы исходили из того, что Тамбовская область является полноправным субъектом РФ, а администрация Тамбовской области осуществляет региональную социокультурную политику, направленную на развитие культурно-образовательного пространства Тамбовской области как части Центрального федерального округа России. В условиях общесистемного кризиса 90-х годов, когда положение образования в стране резко ухудшилось и оно оказалось на грани выживания, в Тамбовской области, благодаря усилиям властей, удалось не допустить стагнации образования, сохранить его нормальное функционирование и, более того, обеспечить его поступательное развитие по некоторым направлениям. Вместе с тем, образование все еще значительно отстает от возрастающих требований современной жизни. Главные причины этого отставания: - крайнее несовершенство общефедеральных нормативных и организационно-экономических механизмов в образовании, предельно устаревшее его организационно-экономическое обеспечение, особенно в ключевой сфере - в содержании образования; - недостаточная сконцентрированность потенциала самой системы образования на "прорывных" направлениях развития; - недостаточный для современных требований уровень профессионализма определенной части педагогических и управленческих кадров системы образования. Ведущей идеей Программы выступает идея развития, которая направлена на качественные преобразования системы образования путем творческой реализации внутреннего потенциала этой системы, ее резервов и эффективного использования ресурсов области. Качественные преобразования системы образования необходимы во всех ее звеньях: в органах управления, в каждом типе и виде образовательных учреждений и их территориальных комплексах (в микрорайонах, районах, городах, селах), во взаимосвязях с социокультурными и производственными организациями. Развитие системы образования области предполагает наличие комплексных социокультурных и социально-педагогических программ в каждом городе, районе, школе и наличие экспериментальных площадок на уровне города, района, школы по отработке конкретных концепций и реализации идей развития образования. Общими идеями при разработке таких программ и концепций становятся следующие: - усиление в современном обществе социальных функций образования, его влияния на изменение окружающей социальной среды в регионе; - усиление опережающего характера развития образования, формирование у молодого поколения новых способов мышления и деятельности, необходимых для развития рыночной экономики и новых производственных отношений; - региональности образования с учетом задач социально-экономического развития области, ее территориально-демографических особенностей и на основе принципа культуросообразности, духовности, соответствия традициям народного творчества и воспитания, преемственности традиций семьи и школы, особенно сельской школы, воспитания в труде; - гуманизации и гуманитаризации образования, его ориентации на целостное развитие растущего человека как личности и индивидуальности, как гражданина своей страны, жителя Тамбовской области и специалиста - профессионала. "Культура - человек - общество" - это триединая основа развития образования, его целей и задач, содержания и технологий обучения, оценки результативности, показателей воспитания. Развитие выступает как принцип стабильного функционирования системы образования в условиях нестабильного развития общества. Стратегия устойчивого развития системы образования и человека (ученика - учителя) в этой системе, отраженная в Программе, ориентирована на качественные преобразования центрального звена системы образования области - массовой общеобразовательной школы. Выпускник школы - это житель Тамбовской области, который знает и ценит ее культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить и работать, создавать новые культурные ценности. Это человек, достигший личностной и социальной зрелости, обладающий чувством ответственности, толерантностью и позитивным мышлением. Это гражданин России. Разработчики Программы опирались на следующие принципы: - целостности и системности образования, создания в каждом районе области сбалансированной сети образовательных учреждений, реализующих вариативные образовательные программы, обеспечение связей взаимодействия образовательных учреждений с социокультурными, научными, производственными центрами, превращение системы образования в открытую социально-педагогическую систему; - непрерывности образования растущего человека, гарантии преемственности и бескризисного перехода с одной ступени обучения на другую; - дифференциации и вариативности образовательных учреждений и программ, их интеграции в комплексы с целью рационального использования ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, учебно-методических); - региональной самодостаточности, компенсаторности системы образования области, ее способности к саморазвитию за счет внутренних резервов; - иерархичности и инструментальности управления развитием системы образования в области, соподчиненности управленческих государственных и общественных структур, выделения укрупненных управляемых единиц (образовательных систем районов, городов, микрорайонов, поселков, ассоциаций однотипных образовательных учреждений - школ-гимназий, школ-лицеев и т.п.; областных и районных программ и проектов развития образования Тамбовской области). Общий смысл, общее направление модернизации образования - это системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства, на запросы страны. В соответствии с приоритетами образовательной политики России Программой определены три основных направления модернизации образования - доступность, качество, эффективность. При этом направление "качество" разворачивается в двух плоскостях - создание условий для повышения качества общего и профессионального образования; направление "эффективность" рассматривается в трех его основных аспектах - кадровом, экономическом и управленческом. В этой же логике выстроена программа конкретных действий и планируемых мероприятий по модернизации образования, направления его развития как на ближайшую перспективу, так и на отдаленную, прогноз результатов реализации проектов, их ресурсное обеспечение в современных социально-экономических условиях. Программа является результатом научно-практического, социально-педагогического проектирования развития образовательной системы Тамбовской области. Программа носит межотраслевой характер, ее реализация во многом опирается на создание системы общественной поддержки развития образовательных учреждений. Через эту систему образование получает возможность консолидировать усилия различных социальных групп вокруг стратегических целей развития областной системы образования, что в свою очередь, способствует развитию области. Программа является основанием для принятия в Тамбовской области нормативных актов и распорядительных документов, обеспечивающих необходимые условия для развития образования, для реализации его государственного стандарта и регионального компонента на всех ступенях непрерывного образования. Программа открывает перспективы для целенаправленной педагогической и управленческой деятельности всех работников системы образования области, для сотрудничества с родителями и социально-педагогической защиты населения в новых условиях развития общества. Специфика программы заключается в том, что действенными механизмами реализации программы выступают целевые краткосрочные (от 3 до 5 лет) программы по приоритетным направлениям развития областной системы образования. Такой подход дает возможность концентрировать ресурсы, более точно определять стратегию и тактику решения практических задач, привлекать федеральные и другие внебюджетные источники финансирования. Часть 1. Характеристика и анализ основных показателей системы образования области Система образования области включает в себя 825 общеобразовательных учреждений, 332 дошкольных образовательных учреждений, 36 интернатных учреждений и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 18 школ-интернатов общего типа и специальных (коррекционных), 85 учреждений дополнительного образования детей. Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров осуществляется на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, Мичуринского государственного педагогического института, Тамбовского педагогического колледжа N 1 им. К.Д.Ушинского, Тамбовского педагогического училища N 2, Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования. В общеобразовательных учреждениях области обучаются 139,8 тыс. человек, дошкольные образовательные учреждения посещают 23,6 тыс. детей, учреждения дополнительного образования - 60,7 тыс. детей и подростков. Общая тенденция сокращения численности населения обусловила сокращение численности обучающихся за последние три года на 14 тыс. человек, в том числе на 2 тыс. человек сократилось количество первоклассников. За последние 3 года система дошкольного образования претерпела существенные количественные и качественные изменения. Сеть дошкольных учреждений сократилась на 21 единицу, в том числе в сельской местности - на 17 единиц. В настоящее время охват детей 1-6 лет дошкольным образованием составляет 41,1% (по сельской местности - 31,1%) и является самым низким показателем по Центральному Федеральному округу. Вместе с тем, именно в дошкольном возрасте происходит формирование основных свойств и качеств личности, становление субъектности ребенка, овладение основными правилами и нормами поведения, отношения к окружающему миру и людям, что непосредственно оказывает влияние на формирование как интеллектуальных, так и нравственных качеств личности. Первоочередной выступает задача обеспечения гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всеми детьми дошкольного возраста, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для этого необходимо разработать систему мер поддержки социально незащищенных категорий граждан, имеющих детей дошкольного возраста. Обновление содержания общего образования предполагает обновление содержания дошкольного образования на основе личностно-ориентированного подхода к развитию способностей и интересов каждого ребенка. Гарантии получения качественного дошкольного образования могут быть обеспечены только при выполнении всего комплекса финансовых, материально-технических, кадровых условий. Основополагающим значением дошкольного образования в процессе воспитания и развития личности обусловлена необходимость разработки и включения в программу целевой подпрограммы "Дошкольное образование и воспитание". (В редакции Закона Тамбовской области от 13.12.2005 г. N 412-З) Наиболее существенные изменения происходят в системе общего образования, которое является базовым звеном всей системы образования. Качественные изменения касаются совершенствования структуры и содержания общего образования, механизмов контроля и оценки качества образования, оптимизации учебной нагрузки, введения профильного обучения. В настоящий момент в области имеются определенные условия для реализации заявленных направлений модернизации российского образования. Так, область входит в число участников федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего (среднего) образования. На базе 36 инновационных образовательных учреждений проводится апробация современных образовательных и воспитательных методик и технологий, новых форм организации учебной деятельности и технологий управления образовательными учреждениями. В образовательных учреждениях области открыто 287 классов с углубленным изучением предметов, 387 профильных классов. Сеть инновационных образовательных учреждений выступает базой для организации качественного профильного обучения старшеклассников. Вместе с тем, остается много нерешенных проблем, связанных с реализацией основных направлений модернизации образования, в частности: - недостаточны материально-технические и кадровые ресурсы для реализации предпрофильного и профильного обучения; - отсутствует нормативно-правовая база и не созданы материально-технические, организационные условия для проведения единого государственного экзамена; - учителя начальных классов не готовы к преподаванию информатики и иностранного языка в начальной школе и др. Наибольшее количество проблем сконцентрировано в сельской школе. Количество образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, составляет 82% от общего числа школ области, в них обучается 52,8% всех школьников и работает 57% педагогов. За три последних года количество общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности, сократилось на 21 и насчитывает в настоящий момент 713 единиц, причем постоянно увеличивается количество малочисленных и малокомплектных школ. В большинстве таких школ при высоком уровне затрат на обучение (из расчета на 1 учащегося) уровень обученности и качество обучения ниже среднего значения по области. Основными причинами этого являются низкий уровень материально-технической оснащенности, вынужденное преподавание одним учителем нескольких самых разных учебных предметов, "старение" педагогических кадров и невозможность создать условия для привлечения на работу выпускников высших учебных заведений. Для сельской школы в качестве приоритетной выступает задача создания максимально возможных условий для получения сельскими детьми полноценного качественного образования, в том числе на основе информационных и телекоммуникационных технологий. Пути реализации основных направлений Концепции модернизации российского образования отражены в целевых подпрограммах "Совершенствование структуры и содержания общего образования" и "Сельская школа". В области создана система государственных и муниципальных учреждений, обеспечивающих социальную помощь и поддержку детей, требующих особой заботы. Статистика свидетельствует, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается стабильно высоким. В системе образования области работают 36 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучаются и воспитываются 3642 ребенка, в том числе 426 детей-инвалидов. Кроме этого в области функционируют 18 учреждений для детей, которым по другим причинам необходима помощь государства (школы-интернаты). 19 образовательных учреждений являются специальными (коррекционными) для детей с нарушениями интеллекта (14 учреждений) и с недостатками физического развития (5 учреждений). В области создано 9 приемных семей, в которых воспитываются 39 детей. Развитие сети приемных семей, патронатного воспитания выступают приоритетными направлениями в вопросах защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако этот процесс сдерживается ограниченными финансовыми возможностями муниципальных бюджетов, которые не позволяют производить выплаты на подопечных детей регулярно и в полном объеме. Еще одна категория детей, которая требует постоянной поддержки и заботы как со стороны государства, так и всего общества - дети-инвалиды. Актуальной задачей остается развитие системы ранней диагностики дефектов развития ребенка и профилактики детской инвалидности, а также разработка программ физической и психологической реабилитации детей-инвалидов. Большая социальная значимость проблем защиты прав детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и требующих особой заботы обусловила необходимость разработки целевой подпрограммы "Социальная защита детей, требующих особой заботы". Важнейшей составляющей формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования детей. В области работают 85 учреждений дополнительного образования детей по различным направлениям и профилям: спортивное, эколого-биологическое, техническое творчество, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое развитие, музыкальное и др. Их посещает более 60 тыс. учащихся. Ежегодно увеличивается количество кружков и объединений дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях области, которые в настоящее время посещает свыше 90 тыс. учащихся. Очевидна высокая востребованность в программах дополнительного образования. В городах области у детей имеется возможность получить дополнительное образование практически по всем перечисленным выше направлениям. Вместе с тем, в сельской местности ситуация значительно сложнее. В 7-ми городах области сосредоточено 45 учреждений дополнительного образования детей, а остальные 40 приходятся на 23 сельских района. Только 16 тыс. детей, живущих в сельской местности, посещают секции, кружки, клубы соответственно своим склонностям и интересам. В соответствии с этим определены перспективные направления развития дополнительного образования детей, заключающиеся в открытии филиалов учреждений дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, переходе общеобразовательных школ на работу в режиме полного дня и других мероприятиях, ставших основой целевой подпрограммы "Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи". Общество обеспокоено состоянием здоровья подрастающего поколения. По данным медицинских обследований менее 10% выпускников средних школ можно признать абсолютно здоровыми. Значительная часть учащихся приобретает заболевания опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, зрения. Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает как развитие учреждений физкультурно-спортивной направленности, так и усиление оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях на основе здоровьесберегающих технологий. Наиболее сложная задача - сформировать у детей устойчивую потребность в здоровом образе жизни средствами физической культуры и спорта. Целевая подпрограмма "Спорт, физкультура и здоровье" направлена на решение именно этой задачи, является межведомственной и может быть реализована только при совместном участии всех заинтересованных сторон. Крайне актуальное значение имеют проблемы обеспечения безопасности здоровья и жизни работников, учащихся и воспитанников образовательных учреждений. В настоящее время состояние образовательных учреждений по этому показателю можно признать неудовлетворительным. Снижение уровня безопасности образовательных учреждений в последние годы вызвано тем, что 60% школ размещены в ветхих зданиях, требующих капитального ремонта, 40% не имеют водопровода, практически все сельские школы не имеют систем пожарной сигнализации, не оснащены в достаточной мере первичными средствами пожаротушения. На протяжении многих лет средства на эти цели образовательным учреждениям или не выделялись, или выделялись крайне мизерные суммы. Как следствие, в 2001-2003 годах в образовательных учреждениях области произошло 15 пожаров без человеческих жертв. Общий материальный ущерб составил около 500 тыс. руб. За этот же период было зафиксировано 1370 случаев травматизма учащихся и работников образовательных учреждений. Вместе с тем, анализ пожаров и несчастных случаев свидетельствует о том, что кроме технических причин имеют место и несоблюдение правил безопасности, снижение контроля со стороны руководителей, личная недисциплинированность. Реализация мероприятий по усилению безопасности образовательных учреждений требует больших финансовых вложений, а следовательно консолидации усилий и бюджетов всех уровней, привлечения дополнительных средств как из федерального бюджета, так и внебюджетных источников, что нашло свое отражение в одноименной целевой программе. Неотъемлемой составной частью системы образования является система педагогического образования, которая в условиях модернизации российского образования должна выйти на качественно новый уровень своего развития. В учреждениях образования занято около 23 тыс. педагогических работников, из них свыше 14 тыс. учителей, около 4 тыс. работников дошкольных учреждений, 970 педагогов дополнительного образования, 563 тренера-преподавателя и свыше 3 тыс. других работников (педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, старшие воспитатели и др.). Высшее образование имеют 87,8% учителей (что выше среднероссийского на 20%), высшую и первую категорию имеют 58,2% учителей и руководителей образовательных учреждений. Анализ возрастного ценза педагогов области говорит о неуклонном "старении" педагогических кадров. Так, за три последних года процент работников пенсионного возраста увеличился на 1,5 и составляет в настоящий момент 10,5. В области 539 (3,7%) учителей работают не по базовой специальности, в сельских школах многие учителя ведут несколько предметов (иногда 5-6 предметов). Такое положение дел не может способствовать повышению качества образования. Кроме этого, работающими педагогами и студентами отмечается, что в педагогических вузах недостаточна практическая подготовка, мало внимания уделяется изучению современных образовательных и воспитательных технологий, не учитываются специфические условия работы в малокомплектной сельской школе. Все это приводит к методической и психологической неготовности части выпускников учреждений высшего профессионального образования к работе в школе. Кроме этого, педагогический труд потерял свою престижность вследствие низкой заработной платы, социальной незащищенности педагогов. Ежегодно из прибываемых к месту работы выпускников вузов и ссузов остаются 60-70%. В этой ситуации необходимо создать систему отбора, подготовки, "выращивания" учащихся, имеющих выраженные склонности к педагогической деятельности и потребность в ней. Именно поэтому необходимо создавать и развивать педагогические классы, совершенствовать систему целевых направлений на обучение в учреждения высшего и среднего профессионального образования. Работающие педагоги должны иметь возможность пройти переподготовку на право осуществления нового вида деятельности, что становится определенной социальной гарантией для самих педагогов в случае возможного высвобождения и определенной гарантией повышения качества обучения по смежным предметам. Все сказанное выше свидетельствует о необходимости разработки целевой подпрограммы "Развитие непрерывного педагогического образования". Грамотная кадровая политика в системе образования предполагает не только повышение профессионализма работников образования, но и меры по их социальной защите. В области приняты и действуют нормативные правовые акты, направленные на социальную поддержку молодых специалистов, но этого крайне недостаточно. Педагог должен быть социально защищен на протяжении всего профессионального пути и при выходе на пенсию. Кроме финансовой и материальной поддержки необходимо разработать систему морального стимулирования, повышения престижа педагогического труда. Именно на решение этих вопросов направлена целевая подпрограмма "Социальная защита работников образования". Модернизация образования невозможна без структурных и содержательных изменений на всех уровнях системы управления образованием. Управление образованием в области осуществляется на основе программно-целевого метода, предполагает широкое межведомственное взаимодействие при решении наиболее сложных проблем образования. Вместе с тем, эффективность управленческих воздействий резко снижается в результате низкого управленческого профессионализма руководителей всех уровней, неразработанности нормативной правовой базы, финансово-экономических механизмов, отсутствия общественной составляющей в системе управления образованием. Экономические вопросы функционирования общеобразовательных школ достаточно сложные. С одной стороны, в консолидированном бюджете области планируется ежегодное увеличение средств, выделяемых на образование (2002 г. - 1818,7 млн. руб., 2003 г. - 2002,6 млн. руб.), с другой стороны - постоянный рост тарифов на тепло-, энергоносители вытеснял на протяжении ряда лет расходы на приобретение учебных пособий, средств обучения, расходных материалов, связанных с учебным процессом, обеспечивая в полном объеме расходы на отопление, освещение, водоснабжение. Возможности консолидированного бюджета по области по сложившемуся в 2003 году экономическому нормативу, в составе которого фонд оплаты труда с начислениями составляет в среднем по общеобразовательным учреждениям 95,6% и фонд материального обеспечения - 4,4%, позволяют говорить о бюджетном нормативе как средстве исполнения бюджета, цель которого привести в соответствие соотношение этих видов расходов. Таким образом, проблемы, связанные с повышением качества управления образованием, группируются в 4 блока: - повышение уровня профессионализма руководителей всех уровней в сфере управленческого менеджмента, системного проектирования, психологии управления и т.п.; - совершенствование нормативной правовой базы образования; - модернизация экономических механизмов системы образования, включая переход на нормативное финансирование образовательных учреждений; - развитие государственно-общественных форм управления образованием. Пути решения обозначенных проблем раскрываются в целевой подпрограмме "Модернизация системы управления образованием". Укрепление и развитие материально-технической базы системы образования выступает одним из системообразующих направлений, без которого невозможно обеспечить доступность, качество и эффективность современного образования. На протяжении последних трех лет в области наблюдается рост объемов капитальных вложений, инвестиций, направляемых в сферу образования. За последние три года на 40 млн. руб. увеличилась сумма средств, выделенных из областного и местных бюджетов, на капитальное строительство и в 2002 г. составила 55,2 млн. руб. Проведена газификация более 100 котельных, введены в строй новые школы на 2621 ученическое место. Вместе с тем, имеет место высокий уровень износа основных фондов образовательных учреждений, использование морально устаревшего оборудования, 18 школ являются аварийными, имеет место перегруженность отдельных школьных зданий в городах и рабочих поселках области (12,6% школьников обучаются во вторую смену). Отсутствует инфраструктура, обслуживающая систему образования области, что приводит к необоснованному повышению затрат на ремонт и строительство зданий, организацию питания, закупку оборудования и инвентаря, транспортные расходы и др. Целевая подпрограмма "Укрепление и развитие материально-технической базы" предполагает привлечение значительных средств из федерального бюджета в рамках федеральных программ, консолидацию средств областного и местных бюджетов, а также привлечение внебюджетных средств. Оптимизация расходов на обслуживание образовательных учреждений предполагается путем создания сети специализированных предприятий. Часть 2. Цели, приоритетные задачи и ожидаемые результаты модернизации образования на региональном уровне Цель программы: Сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообновления, модернизации образования в Тамбовской области в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности. Задачи программы: - обеспечить устойчивое поступательное развитие областной системы общего образования на основе возможно более полного удовлетворения разнообразных образовательных потребностей детей и их родителей в рамках дошкольного, школьного (включая специальное коррекционное) и дополнительного образования и упрочения статуса системы общего образования как фактора социально-культурного и экономического развития области; - сформировать механизмы повышения качества образования и создать целостную систему оценки качества деятельности образовательного учреждения, органов управления образованием и методических служб; - повысить эффективность педагогической, экономической и управленческой деятельности в системе образования; - сохранить и укрепить здоровье обучающихся средствами образования, усилить воспитательные, духовно-нравственные функции в образовательных учреждениях; - обеспечить безопасность учебно-воспитательного процесса с учетом основных требований и норм, предъявляемых к образовательным учреждениям; - создать необходимые условия для реализации принципов автономности и самостоятельности муниципальных образовательных учреждений; - сохранить и оптимизировать на основе учета демографической ситуации в области и образовательных потребностей населения вариативную сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования, обеспечив взаимосвязь, преемственность и функциональную взаимную дополняемость элементов сети; - завершить переход начальных общеобразовательных школ на четырехлетнее обучение; - сохранить и усовершенствовать материально-техническую базу образовательных учреждений области, включая весь спектр современных средств обучения, с использованием системы тендеров; - уделить особое внимание всестороннему развитию сельских школ региона; - привести нормативную правовую базу и организационно-экономические механизмы в соответствие с законодательством РФ и Тамбовской области; - создать систему многоканального финансирования образовательных учреждений, включающую разноуровневые бюджетные ассигнования и привлеченные внебюджетные средства, на основе реализации в полном объеме прав юридического лица образовательного учреждения; - разработать комплексные меры по социальной поддержке работников и обучающихся в сфере образования; - обеспечить развитие партнерских отношений с системами образования субъектов Российской Федерации, в том числе центрального федерального округа; - усилить взаимодействие системы образования и рынка труда, сложившееся в области; - усилить влияние образования на социально-экономическое развитие Тамбовской области. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: - рационализация сети образовательных учреждений, обеспечивающей равные возможности получения качественного образования для разных категорий детей в соответствии с образовательными запросами; - оказание медико-психолого-педагогической помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; - создание условий для развития института семьи и социальной защиты детства; - достижение качественно нового уровня в дифференциации и индивидуализации образовательного процесса; - возрастание роли социально-гуманитарных дисциплин, русского и иностранного языков в содержании общего образования; - создание условий для базовой подготовки учащихся по основным направлениям коммуникационных и информационных технологий; - отработка региональной модели "Профильная старшая школа"; - расширение возможностей для самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся; - изменение системы оценки учебных достижений обучающихся; - создание механизма систематического обновления содержания образования всех уровней и моделей общеобразовательных учреждений; - отработка регионального компонента общего образования; - подготовка учебно-методической базы открытого образования; - отработка подходов в реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях; - создание межведомственной системы дополнительного образования; - создание условий для творческого саморазвития детей и молодежи; - создание механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе; - структурно-содержательная модернизация сети учреждений образования; - разработка механизмов соорганизации ресурсов учреждений профессионального образования, школы и областной инфраструктуры; - формирование учебно-производственных структур, имеющих статус "социальных производств"; - модернизация курсовой подготовки, разработка механизмов интеграции с системой общего образования; - осуществление целенаправленного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров; - построение единой управленческой информационной среды; - отработка механизмов мониторинговой деятельности образовательных учреждений по доступности и качеству образования; - отработка моделей "горизонтального" построения систем управления образованием: межмуниципальных образовательных округов, университетских комплексов; - создание системы социального партнерства учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, работодателей, органов обеспечения занятости и управления. Часть 3. Областные целевые подпрограммы 3.1. Паспорт областной целевой подпрограммы "Дошкольное образование и воспитание на 2004-2008 годы" Наименование Областная целевая подпрограмма "Дошкольное подпрограммы образование и воспитание на 2004-2008 годы" Государственный Администрация Тамбовской области заказчик подпрограммы Основание для Закон Российской Федерации "Об образовании" разработки Национальная доктрина образования "Концепция подпрограммы модернизации российского образования на период до 2010 г." Закон Тамбовской области "Об образовании" Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" Основные разработчики Управление образования Тамбовской области, подпрограммы Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования. Цель подпрограммы Создание условий и механизмов устойчивого развития системы дошкольного образования и воспитания в Тамбовской области. Задачи подпрограммы Обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всеми детьми дошкольного возраста. Расширение и оптимизация сети дошкольных образовательных учреждений, стимулирование развития новых форм и организационных структур ДОУ в соответствии с потребностями населения. Обновление содержания дошкольного образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством. Обеспечение комплексного подхода в решении задач охраны жизни и психофизического здоровья детей. Модернизация системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров в условиях обновления содержания дошкольного образования и педагогических технологий. Создание условий для развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Поддержка практико-ориентированных научных исследований в области дошкольного образования и воспитания, образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность. Основные направления Нормативно-правовое и организационное обеспечение подпрограммы. Внедрение информационных технологий в дошкольное образование. Создание качественного разнообразия организационно-методических систем дошкольного образования. Научно-исследовательская и опытно- экспериментальная работа. Оптимизация содержания образования и совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ. Модернизация системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников ДОУ. Исполнители Управление образования Тамбовской области, подпрограммы Тамбовский областной институт повышения квалификации, муниципальные отделы образования, учреждения дошкольного образования. Сроки реализации 2004-2008 годы подпрограммы Объем и источники Объем финансирования (тыс. руб.) за счет финансирования средств: подпрограммы - Федерального бюджета по годам: 2004 г. - 1000,0 2005 г. - 1300,0 2006 г. - 1700,0 2007 г. - 2100,0 2008 г. - 2500,0 - Областного бюджета по годам: 2004 г. - 760,0 2005 г. - 1000,0 2006 г. - 8500 (В редакции Закона Тамбовской области от 13.12.2005 г. N 412-З) 2007 г. - 2100,0 2008 г. - 3000,0 - Местного бюджета по годам: 2004 г. - 570,0 2005 г. - 600,0 2006 г. - 650,0 2007 г. - 700,0 2008 г. - 750,0 - Внебюджетные средства по годам: 2004 г. - 600,0 2005 г. - 900,0 2006 г. - 1400,0 2007 г. - 1700,0 2008 г. - 2000,0 Ожидаемые конечные Качественные показатели: результаты Повышение уровня обеспеченности населения дошкольным образованием. Создание качественного разнообразия организационно-методических структур, видов и типов дошкольных образовательных учреждений. Разработка регионального компонента стандартов дошкольного образования. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг, предоставляемых ДОУ. Налаживание межведомственных связей (образования, здравоохранения, науки, культуры, социальной защиты и т.д.) на региональном и муниципальном уровнях в интересах укрепления здоровья и развития детей. Создание на региональном и муниципальном уровнях механизмов поддержки социально незащищенных семей, имеющих детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ. Обновление содержания дошкольного образования. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных учреждений. Отработка механизмов лицензирования и аккредитации ДОУ. Повышение эффективности деятельности аттестационных и методических служб органов управления образованием. Количественные показатели: Увеличение охвата детей 1-6 лет дошкольным образованием до 55%. Открытие в каждом районе области групп кратковременного пребывания детей, социальной помощи. Открытие в ДОУ реабилитационных центров, центров творчества. Создание физкультурно-спортивных ассоциаций "Детско-юношеская спортивная школа, дошкольные образовательные учреждения и общеобразовательная школа". Разработка целевых межведомственных программ, обеспечивающих развитие системы дошкольного образования. Увеличение числа общеобразовательных учреждений для дошкольного и младшего школьного возраста видов "Начальная школа - детский сад", "прогимназия"; открытие образовательных учреждений вида "Школа - детский сад". Создание Центра дошкольного образования. Обеспечение охвата 100% педагогов ДОУ различными формами повышения квалификации. Контроль за Областная Дума. исполнением подпрограммы 3.1.1. Пояснительная записка к подпрограмме "Дошкольное образование и воспитание" Содержание проблемы и обоснование необходимости решения программными методами На 01.01.2003 г. в Тамбовской области функционирует 332 дошкольных образовательных учреждения на 32,4 тыс. мест с общей численностью детей в них - 23,6 тыс. человек. По формам собственности сеть дошкольных учреждений выглядит следующим образом: - муниципальная собственность - 298 учреждений на 29,88 тысяч мест с общей численностью детей - 21,87 тыс. человек; - государственная собственность - 17 учреждений на 1,71 тыс. мест с численностью детей в них - 1,34 тыс. человек (5,1%); - частная собственность - 14 учреждений на 660 мест с числом в них - 284 человека (4,2%); - смешанная собственность - 3 учреждения на 150 мест с числом детей в них - 127 человек (0,9%). Сеть дошкольных учреждений по видам в соответствии с их направленностью представлена: - детскими садами - 233 единицы или 70,2%; - детскими садами комбинированного вида - 76 учреждений или 22,9%; - детскими садами общеразвивающего вида - 10 учреждений или 3,0%; - детскими садами компенсирующего вида - 6 учреждений или 1,8%; - детскими садами присмотра и оздоровления - 4 или 1,2%. - центрами развития ребенка - 3 или 0,9%. Созданы 23 инновационных образовательных учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста видов "начальная школа - детский сад" и "прогимназия". Основным видом дошкольных учреждений в сельской местности является детский сад (97,6% от общего числа), число инновационных образовательных учреждений составляет 5 единиц. Таким образом, в сельской местности отсутствует вариативность дошкольных учреждений по типам и видам, что не удовлетворяет современным требованиям, выдвигаемым Концепцией Модернизации российского образования до 2002 года, не отвечает потребностям населения. В последние годы система дошкольного образования претерпела существенные количественные изменения. Так за период с 2000 по 2003 год число дошкольных учреждений сократилось на 21 единицу, в том числе в сельской местности - на 17, городской - на 4. Уменьшение числа ведомственных ДОУ произошло в 3,5 раза. Основными причинами создавшегося положения являются: - закрытие и перепрофилирование ведомственных ДОУ из-за отсутствия средств у учредителей на их содержание; - не укомплектованность учреждений детьми в связи с недоступной для определенной части населения родительской платы; - отсутствие гибких форм организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Численность детей в ДОУ в период с 2000 по 2003 год увеличилась на 304 человека, в том числе в городской местности на 201, в сельской - на 103. В среднем по области, число детей, приходящихся на 100 мест в ДОУ, составляет 73 человека, причем в 48 учреждениях число детей превышает число мест, что позволяет сделать вывод о возрастающей потребности населения в ДОУ. Этот вывод подтверждают данные областного комитета государственной статистики, свидетельствующие о росте рождаемости детей, так в 1999 г. число родившихся составляло 9189, 2000 - 9388, 2002 - 9614 детей. В настоящее время охват детей 1-6 лет учреждениями дошкольного образования в области составляет 41,1% (по сельской местности - 31,3, городской - 55,7). Этот показатель является самым низким по Центральному федеральному округу, где средний процент охвата ДОУ равен 58,4%. В ряде районов детские сады не посещают от 70 до 80% детей. Данные тенденции приводят к нарушению гарантий прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым возможностям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи. Процесс воспитания и ухода за детьми ДОУ осуществляет 3,8 тыс. педагогических работников, из них имеют высшее педагогическое образование 52,9% (по сельской местности - 34,8%, городской - 60,5%), в 14 районах области не имеют высшее педагогическое образование до 70% педагогических работников ДОУ. В 6 районах от 13 до 24% педагогов ДОУ не имеют специального образования. Таким образом, назрела острая необходимость модернизации системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров дошкольного образования в условиях обновления его содержания, педагогических технологий и повышения социально-образовательной значимости. Основы политики Российской Федерации в области дошкольного образования, заложенные в Законе РФ "Об образовании", Национальной доктрине образования, "Концепции модернизации российского образования до 2010 года", рассматривают детство как самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его субъектности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента свойств личности, формируется базис личностной культуры, который в дальнейшем позволит ребенку осваивать любые специальные знания. Данная программа направлена на развитие системы дошкольных учреждений различных типов и видов, появление в них новых организационно-методических структур, обновление содержания и спектра предоставляемых образовательных услуг и, в конечном итоге, на обеспечение общедоступности услуг дошкольных образовательных учреждений для всех групп населения. Программа является организационной основой реализации государственной политики в области дошкольного образования и определяет стратегические направления его развития в Тамбовской области. Реализация программы позволит переориентировать законодательные и исполнительные органы местного самоуправления с приоритетного обеспечения функционирования системы дошкольного образования на обеспечения ее системного развития. Программа создает механизмы для обеспечения развития системы дошкольного образования с учетом государственных требований, региональных социально-экономических и культурно-исторических особенностей. Цель и задачи Цель подпрограммы: Создание механизма устойчивого развития системы дошкольного образования Тамбовской области, увеличение охвата детей ДОУ. Основными задачами подпрограммы являются: 1. Достижение современного качественного дошкольного образования детей. 2. Обновление содержания дошкольного образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством в следующих направлениях: - разработка регионального компонента стандартов дошкольного образования; - разработка программ, методических пособий и учебно-методических комплектов для дошкольных образовательных учреждений; - проведение экспертизы образовательных программ; - создание организационно-педагогических условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования; - обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья дошкольников; внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания; - создание условий для внедрения в практику работы ДОУ современных программ и технологий, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к ребенку. 3. Стимулирование развития новых форм и организационных структур ДОУ в соответствии с потребностями населения: - расширение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному дошкольному образованию; - обеспечение условий для установления межведомственных связей (образования, науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты и т.д.) с целью создания новых организационных структур ДОУ; - создание на базе ДОУ различных моделей группы кратковременного пребывания, групп социальной помощи; - расширение сети инновационных видов ДОУ; - расширение перечня дополнительных образовательных услуг; - оказание коррекционно-педагогической поддержки и консультативно-практической помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста; - содействие в оказании дошкольными образовательными учреждениями дифференцированных образовательных услуг населению через семейное воспитание. 4. Совершенствование региональной нормативно-правовой базы деятельности ДОУ. 5. Совершенствование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и управленческих кадров дошкольного образования. Механизмы реализации Основные цели и задачи подпрограммы достигаются за счет проведения ряда мероприятий, представленных в рамках следующих направлений: Нормативно-правовое и организационное обеспечение подпрограммы. Внедрение информационных технологий в дошкольное образование. Создание качественного разнообразия организационно-методических систем дошкольного образования. Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа. Оптимизация содержания образования и совершенствование предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольных образовательных учреждений. Ожидаемые конечные результаты Качественные показатели: Повышение уровня обеспеченности населения дошкольным образованием. Создание качественного разнообразия организационно-методических структур, видов и типов ДОУ. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг, предоставляемых ДОУ. Налаживание межведомственных связей (образования, здравоохранения, науки, социальной защиты и т.д.) на региональном и муниципальном уровнях в интересах укрепления здоровья и развития детей. Создание на региональном и муниципальном уровнях механизмов поддержки социально незащищенных семей, имеющих детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ. Обновление содержания дошкольного образования. Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных учреждений. Отработка механизмов лицензирования и аккредитации ДОУ. Повышение эффективности деятельности аттестационных и методических служб органов управления образованием. Количественные показатели: Увеличение охвата детей 1-6 лет дошкольным образованием до 55%. Открытие в каждом районе области групп кратковременного пребывания детей, социальной помощи. Открытие в ДОУ реабилитационных центров, центров творчества. Создание физкультурно-спортивных ассоциаций "детско-юношеская спортивная школа - дошкольное образовательное учреждение - общеобразовательная школа". Разработка целевых межведомственных программ, обеспечивающих развитие системы дошкольного образования. Увеличение числа дошкольных общеобразовательных учреждений для дошкольного и младшего школьного возраста видов "Начальная школа-детский сад", "Прогимназия", открытие учреждений вида "Школа-детский сад". Обеспечение охвата 100% педагогов различными формами повышения квалификации. 3.1.2. Мероприятия подпрограммы ---------------------------------------------------------------------------------------------------- | | | Сведения об объемах, источниках, формах и | | |Этапы и | механизмах привлечения финансовых, трудовых и | N | Наименование |сроки |материальных ресурсов для реализации подпрограммы| п/п| мероприятий |их |-------------------------------------------------|Исполнители | |выполне-|Объемы |Феде- |Областной|Местный |Внебюджет- | | |ния |финанси-|ральный |бюджет |бюджет |ные | | | |рования |бюджет | | |средства | | | |(тыс. | | | | | | | |руб.) | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Нормативно-правовое и организационное обеспечение подпрограммы 1.1 Разработка проектов нормативно-правовых, законодательных актов и методических документов, необходимых для реализации подпрограммы: региональных стандартов 2004- ТОИПКРО, содержания дошкольного 2005 гг. Управление образования образования области пакета документов, 2004- Управление реализующих типовое 2008 гг. образования положение о дошкольном области образовательном учреждении Положений: - о региональном Центре 2004 г. ТОИПКРО дошкольного воспитания; - о внебюджетной 2004 г. Управление деятельности образования учреждений дошкольного области образования 2. Внедрение информационных технологий в систему дошкольного образования и воспитания 2.1 Осуществление 2004 г. 140,0 20,0 10,0 50,0 60,0 Управление мониторинга состояния 2005 г. 180 10,0 12,0 10,0 40,0 образования региональной системы 2006 г. 120 50,0 10,0 10,0 50,0 области, дошкольного 2007 145 60,0 15,0 10,0 60,0 ТОИПКРО, образования. 2008 130 70,0 10,0 10,0 40,0 муниципальные отделы образования 2.2 Развитие информационно- 2004 950,0 480,0 300,0 80,0 100,0 Управление ресурсного обеспечения 2005 1030,0 520,0 320,0 65,0 120,0 образования ДОУ, открытие 2006 1280,0 620,0 400,0 80,0 180,0 области, компьютерно-игровых 2007 1570,0 690,0 600,0 90,0 190,0 муниципальные комплексов. 2008 1930,0 820,0 790,0 90,0 230,0 отделы образования 3. Создание качественного разнообразия организационно-методических систем дошкольного образования 3.1 Организация групп для 2004 435,0 160,0 150,0 135,0 Муниципальные обучения и воспитания 2005 540,0 220,0 165,0 135,0 отделы детей старшего 2006 750,0 330,0 7260,0 160,0 образования, дошкольного возраста 2007 990,0 450,0 360,0 180,0 ДОУ 2008 1206,0 530,0 476,0 200,0 (В редакции Закона Тамбовской области от 13.12.2005 г. N 412-З) 3.2 Расширение сети 2005 180,0 50,0 50,0 80,0 Муниципальные инновационных ДОУ 2006 240,0 80,0 40,0 120,0 отделы 2007 335,0 160,0 40,0 135,0 образования, 2008 440,0 250,0 40,0 150,0 ДОУ 3.3 Осуществление 2004 200,0 50,0 50,0 100,0 Управление интеграции дошкольных, 2005 375,0 95,0 80,0 200,0 образования школьных 2006 590,0 175,0 85,0 330,0 области, образовательных 2007 785,0 250,0 95,0 440,0 муниципальные учреждений, учреждений 2008 1055,0 420,0 95,0 540,0 отделы дополнительного образования, образования и создание ДОУ в ДОУ реабилитационных центров, спортивно- оздоровительных комплексов, Центров экологического, эстетического и физического развития детей 3.4 Развитие материально- 2005 115,0 50,0 35,0 30,0 ТОИПКРО, технической базы медико- 2006 160,0 70,0 40,0 50,0 Управление психолого-педагогических 2007 240,0 105,0 50,0 85,0 образования Центров, пунктов и 2008 325,0 175,0 50,0 100,0 области кабинетов, коррекционно- диагностической информационно- методической поддержки различных форм семейного воспитания. (В редакции Закона Тамбовской области от 13.12.2005 г. N 412-З) 4. Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа 4.1 Открытие и поддержка 2004 582,0 220,0 107,0 105,0 150,0 Управление областных 2005 755,0 300,0 140,0 105,0 200,0 образования экспериментальных 2006 1055,0 400,0 235,0 120,0 300,0 области, площадок для апробации 2007 1250,0 500,0 270,0 120,0 350,0 ТОИПКРО социально- 2008 1550,0 600,0 410,0 140,0 400,0 педагогических технологий работы в ДОУ ("групп кратковременного пребывания", "групп социальной поддержки", "групп круглосуточного содержания" и т.д.) в 5 ДОУ, нового содержания дошкольного образования в 5 ДОУ, внедрению здоровьесберегающих технологий в 4 ДОУ. 4.2 Разработка и издание 2005 30,0 20,0 10,0 ТОИПКРО методических 2006 75,0 65,0 10,0 рекомендаций, программ, 2007 100,0 90,0 10,0 учебно-методических 2008 143,0 133,0 10,0 комплектов для дошкольных образовательных учреждений. 4.3 Проведение семинаров, 2004 35,0 25,0 10,0 Управление научно-практических 2005 40,0 30,0 10,0 образования конференций 2006 45,0 35,0 10,0 области, 2007 55,0 45,0 10,0 ТОИПКРО 2008 70,0 60,0 10,0 4.4 Проведение смотров- 2005 3,0 3,0 ТОИПКРО конкурсов среди ДОУ. 2006 5,0 5,0 2007 5,0 5,0 2008 5,0 5,0 5. Оптимизация содержания дошкольного образования и совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ 5.1 Оснащение ДОУ 2004 398,0 160,0 58,0 80,0 110,0 Управление оборудованием, 2005 520,0 250,0 70,0 60,0 140,0 образования развивающими играми, 2006 740,0 300,0 105,0 65,0 270,0 области, игровыми комплексами 2007 930,0 400,0 115,0 65,0 350,0 муниципальные 2008 1135,0 480,0 180,0 75,0 400,0 отделы образования 5.2 Создание экспертного 2005 10,0 10,0 ТОИПКРО совета по экспертизе 2006 15,0 15,0 образовательных 2007 20,0 20,0 программ для дошкольных 2008 28,0 28,0 образовательных учреждений 5.3 Проведение смотров- 2004 150,0 20,0 60,0 70,0 Управление конкурсов, олимпиад 2005 145,0 25,0 40,0 80,0 образования среди воспитанников ДОУ 2006 160,0 30,0 40,0 90,0 области, 2007 160,0 40,0 40,0 80,0 ТОИПКРО 2008 226,0 56,0 40,0 130,0 6. Модернизация системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников ДОУ 6.1 Подготовка, 2005 Управление переподготовка и 2006 образования повышение квалификации 2007 области, педагогических 2008 ТОИПКРО работников дошкольных образовательных учреждений 6.2 Совершенствование 2004 Управление процедур аттестации 2005 образования педагогических и 2006 области, руководящих кадров 2007 ТОИПКРО дошкольных 2008 образовательных учреждений 6.3 Проведение конкурса 2005 10,0 10,0 Управление "Воспитатель года" 2006 15,0 15,0 образования 2007 15,0 15,0 области, 2008 7,0 7,0 ТОИПКРО ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 3.2. Паспорт областной целевой подпрограммы "Совершенствование структуры и содержания общего образования" Наименование программы Областная целевая подпрограмма "Совершенствование структуры и содержания общего образования" Государственный Администрация Тамбовской области заказчик подпрограммы Основания для Закон Российской Федерации "Об разработки образовании" от 25.07.2002 N 112-ФЗ подпрограммы Закон Тамбовской области "Об образовании" от 29.12.1999 N 96-З Концепция модернизации российского образования до 2010 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р) Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ Министра образования РФ от 18.07.2002 г. N 2783) Постановление Правительства РФ от 23.03.2001 N 224 "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" Основные направления и этапы проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования (приказ Минобразования России от 2.07.2002 N 2525/17) Основные разработчики Управление образования Тамбовской подпрограммы области, Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования Цель подпрограммы Создание действенных механизмов обеспечения современного качества общего образования на основе сохранения его фундаментальности, системности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства Задачи подпрограммы Создание условий для: организации апробации нового содержания общего образования, ориентированного на потребности личности; введения предпрофильного, профильного обучения, единого государственного экзамена; обеспечения доступности и равных возможностей получения общего образования; обеспечения реальной дифференциации и индивидуализации образования на основе вариативности образовательных программ; обеспечения преемственности содержания дошкольной и начальной, начальной и средней ступеней общего образования; оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся; развития материально-технической базы и научно-методического обеспечения общего образования Основные направления Нормативно-правовое обеспечение подпрограммы совершенствования структуры и содержания общего образования. Обновление содержания, организационных форм, технологий образовательного процесса и повышение качества общего образования. Научно-методическое и информационное обеспечение совершенствования структуры и содержания общего образования. Обновление содержания профессиональной подготовки обучающихся. Сроки реализации 2004-2008 годы подпрограммы Объем и источники Объем финансирования (тыс. руб.) за счет финансирования средств: подпрограммы Федерального бюджета: 2004 - 5335,0 2005 - 6370,0 2006 - 7710,0 2007 - 9190,0 2008 - 11060,0 Областного бюджета: 2004 - 4450,0 2005 - 5410,0 2006 - 6540,0 2007 - 7780,0 2008 - 9350,0 Муниципальных бюджетов: 2004 - 500,0 2005 - 600,0 2006 - 730,0 2007 - 900,0 2008 - 1090,0 Внебюджетных средств: 2004 - 300,0 2005 - 360,0 2006 - 430,0 2007 - 510,0 2008 - 630,0 Ожидаемые конечные Степень реализации программы оценивается результаты по следующим показателям: Количественные: Создание нормативно-правовой базы совершенствования структуры и содержания общего образования. Открытие профильных классов (ежегодно по 5-8 в регионах области). Создание информационной базы данных о профильной и предпрофильной подготовке в образовательных учреждениях области. Организация и проведение единого государственного экзамена. Создание регионального аттестационного центра для проведения единого государственного экзамена. Создание региональной информационной системы учебного книгоиздания. Разработка национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Издание учебников для реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Разработка практического инструментария определения качества образовательного процесса. Издание научно- и учебно-методических, информационно-справочных пособий в целях научно-методического сопровождения совершенствования структуры и содержания общего образования. Качественные: Обеспечение преемственности образования на всех уровнях и ступенях общего образования. Обеспечение гарантии доступности и равных возможностей получения среднего образования. Достижение нового современного качества общего образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами. Обеспечение дифференциации и индивидуализации образования на основе многообразия образовательных программ. Улучшение профессиональной ориентации через создание гибкой системы профилей обучения в старшей школе, интеграцию с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Обеспечение поддержки образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса совершенствования содержания и структуры общего образования. Укрепление и развитие материально- технической базы и ресурсного обеспечения системы общего образования. Контроль за Областная Дума исполнением подпрограммы 3.2.1. Пояснительная записка к подпрограмме "Совершенствование структуры и содержания общего образования" Введение Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Задача общеобразовательной школы - формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество образования. В области накоплены значительные ресурсы, позволяющие на новом уровне подойти к проблеме повышения качества общего образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения с другой. В целях создания необходимых условий для достижения нового, современного качества общего образования необходимо пересмотреть структуру и содержание общего образования, включая продолжительность на каждой ступени обучения, опираясь на итоги проводимого в РФ эксперимента, ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, учитывающий особенности области и образовательных учреждений. Основными задачами совершенствования структуры и содержания общего образования являются: - обновление нормативной базы в области содержания общего образования, ориентирующей образовательные учреждения на достижение новых результатов обучения; - кардинальное обновление содержания общего образования, разработка нового поколения учебной литературы, в том числе в электронной форме; - повышение эффективности и усиление активно-деятельностных форм организации учебного процесса, увеличение объема двигательной нагрузки; - качественное обновление организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса, устранение перегрузки содержания образования, оптимизация учебной нагрузки, развитие деятельностных подходов, использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; - повышение роли воспитания в образовательном процессе в социализации детей, в активном включении их в социальную практику, в общественно значимую деятельность; - совершенствование институциональных механизмов повышения качества общего образования, запуск механизмов непрерывного обновления образования и повышение его качества. Цель и задачи подпрограммы Цель подпрограммы - создание действенных механизмов обеспечения современного качества общего образования на основе сохранения его фундаментальности, системности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Задачи подпрограммы - создание условий для: - организации апробации нового содержания общего образования, ориентированного на потребности личности; - введения предпрофильного, профильного обучения, единого государственного экзамена; - обеспечения доступности и равных возможностей получения общего образования; - обеспечения реальной дифференциации и индивидуализации образования на основе вариативности образовательных программ; - обеспечения преемственности содержания дошкольной и начальной, начальной и средней ступеней общего образования; - оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся; - развития материально-технической базы и научно-методического обеспечения общего образования. Механизм реализации подпрограммы Механизм реализации подпрограммы определяется ее региональным статусом и учитывает сложившиеся к настоящему времени потребности населения в получении общего образования. Управление и координация деятельности по реализации подпрограммы осуществляет комиссия, которая создается в рамках коллегии управления образования Тамбовской области. Контроль за исполнением обеспечивает областная Дума. Исполнителями мероприятий подпрограммы являются управление образования Тамбовской области, муниципальные органы управления образованием, Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования, общеобразовательные учреждения области. 3.2.2. Мероприятия подпрограммы ---------------------------------------------------------------------------------------------------- N |Название мероприятий |Этапы и |Сведения об объемах, источниках, формах и | п/п| |сроки их |механизмах привлечения финансовых, трудовых и |Исполнители | |выполне- |материальных ресурсов для реализации программы| | |ния |----------------------------------------------| | | |Объем | Источники финансирования | | | |финанси-|-------------------------------------| | | |рования |Феде- |Областной|Местные |Внебюджет-| | | |(тыс. |ральный|бюджет |бюджеты |ные | | | |руб.) |бюджет | | |средства | ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Нормативно-правовое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего образования 1.1 Подготовка проектов: 2004 Управление - постановления образования администрации области Тамбовской "О национально- области региональном компоненте государственного образовательного стандарта общего образования" - постановления 2004 Управление администрации образования Тамбовской области "О Тамбовской введении профильного области обучения" 1.2 Внесение изменений в 2004 Управление Закон Тамбовской 2005 образования области "Об Тамбовской образовании в области Тамбовской области" в части: - механизмов финансового обеспечения системы образования; - общих требований к содержанию образования и организации образовательного процесса; - разграничения компетенции администрации области и органов местного самоуправления 1.3 Разработка положения 2004 Управление о конкурсе учебников образования для реализации Тамбовской национально- области регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 1.4 Подготовка 2004 Управление нормативных образования документов о Тамбовской проведении единого области государственного экзамена на территории Тамбовской области 1.5 Разработка 2004 Управление нормативных и 2005 образования правовых актов по 2006 Тамбовской привлечению 2007 области работодателей и 2008 других социальных партнеров к решению проблем профессиональной подготовки учащихся 1.6 Формирование 2004 Управление нормативно-правовой 2005 образования базы, обеспечивающей 2006 Тамбовской статус и 2007 области инвестиционную 2008 привлекательность "социальных производств" на базе учреждений общего образования 2. Обновление содержания, организационных форм, технологий образовательного процесса и повышение качества общего образования 2.1 Разработка 2004 Управление содержательной части образования национально- Тамбовской регионального области компонента Тамбовский государственного областной образовательного институт стандарта общего повышения образования квалификации работников образования 2.2 Разработка системы 2004 Управление итогового оценивания 2005 образования результатов 2006 Тамбовской профильного обучения 2007 области 2008 2.3 Разработка элективных 2004 Управление курсов для 2005 образования профильного обучения 2006 Тамбовской 2007 области 2008 Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования 2.4 Апробация учебников 2004 Управление нового поколения для 2005 образования профильного обучения 2006 Тамбовской 2007 области 2008 Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования 2.5 Организация и проведение 2004 8000,0 4000,0 4000,0 Управление государственной 2005 9600,0 4800,0 4800,0 образования (итоговой) аттестации 2006 11600,0 5800,0 5800,0 Тамбовской выпускников 9, 11 (12) 2007 13800,0 6900,0 6900,0 области классов в традиционной 2008 16600,0 8300,0 8300,0 форме и форме ЕГЭ (В редакции Закона Тамбовской области от 13.12.2005 г. N 412-З) 2.6 Обеспечение 2004 Тамбовский образовательных 2005 областной учреждений 2006 институт школьными учебниками, 2007 повышения учебно-методическими 2008 квалификации комплектами, работников образовательными образования программами, методическими рекомендациями, Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|