Расширенный поиск
Постановление администрации Воронежской области от 07.08.2002 № 725
Администрация Воронежской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Утратило силу - Постановление правительства Воронежской области
от 02.02.2017 № 73
от 07.08.2002 N 725 О плане действий по гигиене окружающей среды Воронежской области на 2002-2005 годы
(В редакции Постановления администрации Воронежской области
от 20.09.2004 г. N 820)
Во исполнение постановления администрации области от 22.02.2002г. N 208 "О подготовке плана действий по гигиене
окружающей среды Воронежской области на 2002-2005 годы"
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
1. Принять план действий по гигиене окружающей среды Воронежской области на 2002-2005 годы (далее именуется план) согласно приложению. 2. Главному финансово-экономическому управлению администрации Воронежской области (Сафонова) финансирование расходов областного бюджета производить в пределах средств, предусмотренных бюджетом отраслевым управлением на очередной год. 3. Членам координационного совета по подготовке и реализации плана действий по гигиене окружающей среды Воронежской области на 2002-2005 годы обеспечить контроль за реализацией основных первоочередных мероприятий плана. 4. Управлению по экологии и природным ресурсам администрации области (Бородкин), комитету природных ресурсов по Воронежской области (Маликов), главному управлению труда и социального развития администрации Воронежской области (Попов), главному управлению здравоохранения администрации Воронежской области (Мезенцев), Воронежскому областному центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Сушков), главному управлению агропромышленным комплексом администрации Воронежской области (Дубовской), Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД Воронежской области (Верзилин), главному управлению по делам ГО и ЧС Воронежской области (Куприенко) обеспечить планирование указанных расходов в пределах средств, предусмотренных бюджетом на очередной год и предоставление данных по выполнению мероприятий плана к 1 марта 2003г. и в последующем ежегодно к 1 марта в ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Воронежской области". 5. Федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Воронежской области" (Чубирко) осуществлять межведомственную координацию деятельности по реализации плана и представлять соответствующую информацию главе администрации области к 1 мая ежегодно. 6. Рекомендовать главам местного самоуправления районов и городов области предусмотреть указанные расходы при формировании бюджетов муниципальных образований на очередной год. 7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Наумова С.М. Глава администрации Воронежской области В. Кулаков
Приложение к постановлению администрации области от 07.08.2002 N 725
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2005 ГОДЫ
Введение
Состояние здоровья населения во многом зависит, помимо социальных и экономических факторов, от условий и состояния окружающей среды, в которых проживает нынешнее и будет жить будущее поколение людей. В ответ на все растущую обеспокоенность общественности и правительства по поводу загрязнения окружающей среды и ее влияния на состояние здоровья населения в 1989 году во Франкфурте (Германия) была проведена Первая европейская конференция ВОЗ по охране окружающей среды и здоровья населения, в которой приняли участие министры и другие высшие должностные лица из ведомств по охране окружающей среды и здравоохранению 29 европейских государств-членов и Комиссии европейских сообществ (теперь - Европейская комиссия). Конференция приняла Европейскую хартию по окружающей среде и здоровью, которая расширила европейскую стратегию достижения "Здоровья для всех" применительно к окружающей среде, и представляет собой шаг вперед в деле совместной разработки политики общественного здоровья и окружающей среды. На Второй европейской конференции на уровне министров по охране
окружающей среды и здоровью населения, проходившей в Хельсинки в июне 1994 года, приоритет был отдан задаче разработки в странах национальных планов действий по гигиене окружающей среды в рамках принятого Европейского плана действий по гигиене окружающей среды (1994). 21 сентября 2001 года на заседании правительственной комиссии по охране здоровья граждан одобрен Национальный план действия по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001-2003 годы. Реализация чрезвычайно сложной и многообразной проблемы охраны окружающей среды потребовала создания региональной законодательной, нормативной правовой базы. Сегодня в области принято 10 законов, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, внесены на рассмотрение в областную Думу дополнительно 2 законопроекта. Одним из механизмов решения проблемы охраны здоровья населения и среды его обитания является разработка
и реализация региональных целевых программ. В Воронежской области вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия нашли отражение в 33 областных программах, кроме того, реализуется
295 местных программ, в которые включены вопросы предупреждения влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье населения. В соответствии с рекомендациями, содержащимися в "Национальном плане действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на
2001-2003 годы", ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Воронежской области" разработал совместно с управлением по экологии и природным ресурсам администрации Воронежской области, комитетом природных ресурсов по Воронежской области, областным Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Главным управлением ГО и ЧС администрации Воронежской области, Главным управлением труда и социального развития администрации Воронежской
области, Главным управлением агропромышленного комплекса администрации Воронежской области, управлением государственной инспекции дорожного движения ГУВД Воронежской области настоящий План действий по гигиене окружающей среды Воронежской области на 2003-2005 годы. Основными целями Плана действий по гигиене окружающей среды Воронежской области является определение региональных приоритетов и разработка мероприятий, направленных на решение актуальных проблем
гигиены окружающей среды. Основная задача Плана действий по гигиене окружающей среды Воронежской области - охрана здоровья настоящего и будущего населения области. Раздел 1. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1.1. Законодательные документы в области гигиены окружающей среды 1.1.1. По Российской Федерации:
1.1.1.1. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ. 1.1.1.2. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 N 2060-1. 1.1.1.3. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 (ред. от 24.12.1993 N 2287). 1.1.1.4. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.01.1996 N 2-ФЗ). 1.1.1.5. Закон Российской Федерации "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1. 1.1.1.6. Основы законодательства Российской Федерации об охране
труда от 06.08.1993 N 5600-1. 1.1.1.7. Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1. 1.1.1.8. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ. 1.1.1.9. Закон Российской Федерации "О сертификации продукции и
услуг" от 10.06.1993 N 5151-1 (ред. от 27.12.1995). 1.1.1.10. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ. 1.1.1.11. Федеральный закон "О радиационной безопасности населения" от 09.01.1995 N 3-ФЗ. 1.1.1.12. Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ. 1.1.1.13. Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия"
от 02.05.1997 N 76-ФЗ. 1.1.1.14. Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" от 19.07.1997 N 109-ФЗ. 1.1.1.15. Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от
04.05.1999 N 96-ФЗ. 1.1.1.16. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ. 1.1.1.17. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ. 1.1.1.18. Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем представлен ряд статей, касающихся атомной промышленности (ст.215), обращения с радиоактивными материалами (ст. 220); в отдельные главы выделены "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности" (глава 25) и "Экологические преступления" (глава 26). 1.1.2. По Воронежской области:
1.1.2.1. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Воронежской области" от 15.01.2002 N 2-ОЗ.
1.1.2.2. "О питьевой воде" от 20.07.1998 N 50-II-ОЗ. 1.1.2.3. "Об охране атмосферного воздуха" от 17.07.2000 N169-II-ОЗ.
1.1.2.4. "Об отходах производства и потребления" от 21.02.2002 N 11-ОЗ.
1.1.2.5. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 08.11.2001 N 24-III-ОЗ.
1.1.2.6. "О безопасном обращении с пестицидами в Воронежской области" от 04.08.1999 N 109-II-ОЗ.
1.1.2.7. "Об охране труда в Воронежской области" от 10.04.2000 N 155-II-ОЗ.
1.1.2.8. "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Воронежской области"
от 02.03.1999 N 76-II-ОЗ.
1.1.2.9. "О защите населения и территории области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от
29.05.1997 N 3-II-ОЗ.
1.1.2.10. "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Воронежской области" от 21.02.2002 N 12-ОЗ.
В 2002 году внесены в областную Думу законы "О радиационной безопасности населения", "О предупреждении заболеваний, передающихся половым путем". 1.2. Службы гигиены окружающей среды Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из
основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999
N 52-ФЗ и законом Воронежской области "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Воронежской
области" от 15.01.2002 N 2-ОЗ.
Учреждения госсанэпиднадзора в области представлены 34 центрами
госсанэпиднадзора, в составе которых - 32 центра госсанэпиднадзора
в районах области, центр госсанэпиднадзора в г. Воронеже с 6 филиалами и центр госсанэпиднадзора в Воронежской области. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается
проведением специальных мероприятий, основными из которых являются: - профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - разработка и реализация региональных и местных целевых программ; - государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- санитарно-эпидемиологическая экспертиза продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека; - обязательное выполнение всеми гражданами, хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности санитарных правил; - лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; - ведение социально-гигиенического мониторинга.
Приоритетным направлением деятельности учреждений госсанэпиднадзора в Воронежской области является проведение государственного контроля (надзора) как наиболее эффективного метода предупреждения и устранения неблагоприятного воздействия среды обитания на здоровье человека. Мероприятия по контролю учреждениями госсанэпиднадзора в области осуществляются на 26438 коммунальных, промышленных, пищевых, детских, подростковых и других объектах. Ежегодно выдается более 756 санитарно-эпидемиологических
заключений по отводу земельных участков, проводится санитарно-гигиеническая экспертиза более 990 проектов строительства и реконструкции, 150 проектов нормативной документации. В области функционирует 3 санитарно-карантинных пункта, обеспечивающих проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению заноса и распространения карантинных
заболеваний, а также поступления недоброкачественной импортной продукции. В целях объективной и достоверной информации о состоянии окружающей природной и производственной среды в работе лабораторий
учреждений госсанэпиднадзора используются современные физико-химические, микробиологические, паразитологические, токсикологические методы исследования, измерения физических факторов, ионизирующего и неионизирующего излучения. Ежегодно санитарно-химическими лабораториями центров госсанэпиднадзора проводится более 397774 исследований, из них 60% с применением современных физико-химических методов. Микробиологические исследования проводятся в 34 лабораториях учреждений госсанэпиднадзора, которыми ежегодно выполняется до 500270 исследований, из них 137800 - бактериологических исследований с целью диагностики инфекционных заболеваний; 332200 - санитарно-бактериологических, 30180 - серологических. Проводятся наблюдения за циркуляцией вирусов, возбудителей особо опасных, природно-очаговых заболеваний в объектах окружающей природной среды. Одним из действенных инструментов, оказывающих влияние на повышение качества и достоверности исследований, проводимых лабораторными подразделениями учреждений госсанэпиднадзора области, является их аккредитация в "Системе аккредитации лабораторий государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации". Все лаборатории учреждений госсанэпиднадзора аккредитованы. В Воронежской области кроме государственных санитарно-эпидемиологических учреждений деятельность в области гигиены окружающей среды осуществляют следующие ведомства и организации: Областной Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды проводит контроль качества атмосферного воздуха и воды открытых водоемов путем организации стационарных постов наблюдения, определяет приоритетные загрязнители атмосферного воздуха и воды открытых водоемов, обеспечивает единство методического и метрологического обеспечения, разрабатывает предложения о методах оценки и управления качеством атмосферного воздуха и воды открытых
водоемов, осуществляет прогнозирование состояния погоды. Комитет природных ресурсов по Воронежской области координирует деятельность предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды, организует мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия, ведет банк данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании, проводит экологическую экспертизу проектов, мониторинг подземных вод и опасных экзогенных
и эндогенных геологических процессов, мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса
сточных вод. Главное управление агропромышленным комплексом администрации Воронежской области проводит единую государственную политику в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, контроль за количеством токсических остатков средств защиты растений и нитратов в сельскохозяйственной продукции, почве; обеспечивает защиту населения от болезней, общих для человека и животных, безопасность продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении. Главное управление ГО И ЧС администрации Воронежской области обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Главное управление труда и социального развития администрации Воронежской области проводит единую государственную политику по охране труда, профилактике и учету несчастных случаев, аттестации рабочих мест, паспортизацию производств. Управление государственной инспекции дорожного движения ГУВД Воронежской области обеспечивает охрану жизни, здоровья граждан, гарантии их законных прав на безопасные условия движения. Раздел 2. КОНКРЕТНЫЕ ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.1. Вода
Регулирование отношений в области питьевого водоснабжения регламентируется законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, законами Воронежской области "О питьевой воде" от 20.07.1998 N 50-II-ОЗ, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 15.01.2002
N 2-ОЗ.
В 1998 году постановлением администрации Воронежской области от 21.12.1998 N 1188 утверждена областная программа "Обеспечение населения питьевой водой на 1999-2001 годы". В 2001 году разработана программа "Питьевая вода Воронежской области на 2002-2005 годы", которая находится на рассмотрении в администрации
области. Государственный надзор за качеством питьевой воды осуществляют учреждения госсанэпиднадзора области. С 1997 года в связи с введением в действие СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" организациями, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения, проводилась работа по определению перечня показателей химического состава питьевой воды, проведены расширенные лабораторные исследования воды для разработки рабочих программ производственного контроля качества питьевой воды. По состоянию на 01.01.2002 из 1028 необходимых программ ведомственных водопроводов разработано 980 (95,3%). Неудовлетворительно организована работа по разработке программ в Верхнехавском (из 25 - 15), Воробьевском (из 18 - 16), Петропавловском (из 23 - 13), Репьевском (из 18 - 16) районах. Из 32 районов области местные программы по улучшению водоснабжения населения имеют 14 районов и г. Воронеж. В 8 районах
имеются программы "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения", в которых отдельным разделом введены мероприятия по улучшению водоснабжения. Из 15 имеющихся программ не финансировалось их выполнение в 4 районах. Действующие программы по улучшению водоснабжения финансировались неудовлетворительно: на выполнение предусмотренных программами мероприятий освоено 14,7 млн. рублей. Отсутствуют программы по улучшению водоснабжения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 10 районах области (Аннинском, Борисоглебском, Калачеевском, Каменском, Каширском, Павловском, Поворинском, Рамонском, Таловском, Терновском). Проблема обеспечения населения области питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве является одной из
главных социально-гигиенических проблем. В технологической цепочке
источник - водоподготовка - водопроводная сеть происходит изменение качества воды, которое обусловлено составом природных вод, соблюдением необходимых технологий при подготовке воды и наличием загрязняющих веществ, техническим состоянием водопроводных сетей и
уровнем санитарного благоустройства населенных пунктов. Централизованное водоснабжение области осуществляется из подземных водоносных горизонтов. Из 1901 водозаборной площадки, питающей водой водопроводы хозяйственно-питьевого водоснабжения, не отвечают санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 384 из-за отсутствия зон санитарной охраны, в том числе коммунальных 21 (10,4%) и 363 (21,4%) ведомственных водозабора. Централизованным водоснабжением охвачено 71,1% населения области, в г. Воронеже - 97,9%. В то же время в ряде районов области охват населения централизованным водоснабжением составляет: в Грибановском - 12,5%, Терновском - 18,7%, Эртильском - 23,6%, Петропавловском - 29,3%. Приоритетными загрязнителями питьевой воды определены железо, марганец и общая жесткость. Данные вещества носят природный характер. Содержание железа, превышающее ПДК более чем в 3 раза, определяется в питьевой воде на территории 21 района области и г.Воронежа. Население, пользующееся водой с такими концентрациями железа, составляет около 400 тыс. человек (16,4%). В 28 районах области общая жесткость питьевой воды превышает 10мг-экв./куб. дм.
Численность населения, находящегося под воздействием, - 12,5% (305
тыс. человек). Концентрации в питьевой воде марганца, превышающие гигиенический норматив в 3 и более раза, определяются в 5 районах области и г. Воронеже. Численность экспонированного населения составляет более 170 тыс. человек (7%). В последние годы к приоритетным загрязнителям питьевой воды добавились нитраты, которые определяются в 15 районах области. Несоответствие воды гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям обусловлено также практически отсутствием очистных сооружений на большинстве водозаборов. Динамика показателей качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям за 1998-2001 годы представлена на рисунке 1 (не приводится). Вопросы очистки питьевой воды и улучшения ее качества по физико-химическим показателям практически не решаются. Установленные на ВПС-4, 8, 11, 12 г. Воронежа очистные сооружения для обезжелезивания подземных вод методом упрощенной аэрации с последующим фильтрованием через песчаную загрузку не обеспечивают необходимое качество воды. В неудовлетворительном техническом состоянии находятся водоразводящие сети, что приводит к ухудшению качества подаваемой населению питьевой воды. Процент изношенности водопроводных сетей в районах области составляет от 26% в Подгоренском районе до 87% в Богучарском, Каширском районах. Имеют место потери воды в сетях коммунальных водопроводов из-за коррозии и износа труб, из-за утечек в водопроводных сетях жилищного фонда. В 2001 году по области зарегистрировано 1218 аварий на водопроводных сетях, что на 10,9% больше уровня 2000 года. При протяженности разводящей сети города 1204 км в среднем 1 авария приходится на 2 км сетей. Несвоевременное устранение аварий и утечек, отсутствие профилактического обеззараживания сооружений и водопроводных сетей
определяют риск неблагоприятного влияния водного фактора на формирование здоровья населения. Динамика показателей качества питьевой воды по микробиологическим показателям за 1998-2001 годы представлена на рисунке 2 (не приводится). В населенных пунктах Воронежской области отмечается дефицит питьевой воды. В г. Воронеже подача воды населению осуществляется по графику, утвержденному постановлением администрации города от 02.04.1999 N 171 "О режиме подачи питьевой воды", в остальное время ведется заполнение резервуаров запаса воды на водозаборах и поддерживается давление в разводящих водопроводных сетях. Перебои в подаче питьевой воды населению при высокой степени изношенности водопроводных сетей увеличивают риск ухудшения ее качества по микробиологическим показателям и возникновению водных вспышек инфекционных заболеваний. Рост вирусного гепатита А, наметившийся в 1999 году (1057 случаев) и продолжающийся по настоящее время (в 2001 году - 1827 больных), связан с неудовлетворительным обеспечением населения питьевой водой и загрязнением открытых водоемов неочищенными сточными водами. Это подтверждают ежегодные выделения антигена ВГА
(в 2-3% случаев) из питьевой, сточной воды и воды открытых водоемов. Вспышки водного характера были расшифрованы в 2000 году в с.Митрофановка Кантемировского района с числом пострадавших 91 человек, в микрорайоне "Мельбугор" Лискинского района - 16 человек, с. Подгорное г. Воронежа - 22 человека. Причина - употребление инфицированной питьевой воды в результате попадания сточных вод из-за аварийных ситуаций на водопроводно-канализационных сетях. На территории области в летний период времени из воды открытых водоемов выделяются неагглютинирующие штаммы холерного вибриона I группы Хейберга от 384 (в 2000 году) до 646 (в 1999 году) культур.
За период 1998-1999 годов выделены 4 холерных культуры О-1 Эльтор Огава из реки Сухая Россошь Россошанского района (1998 год) и 1 - из реки Дон Павловского района. Случаев заболевания холерой среди людей не отмечалось. До 30-40% всех острых кишечных инфекций установленной этиологии, ежегодно регистрируемых на территории области, определяет ротавирус, широко циркулирующий в окружающей среде, в первую очередь водопроводной воде и воде открытых водоемов. За последние 3 года возрос удельный вес проб воды из открытых водоемов, не отвечающих гигиеническим нормативам по содержанию яиц
гельминтов, с 1,24% до 2,53% (рисунок 3 - не приводится). Ежегодно в Воронежской области регистрируется от 90 до 150 заболеваний лямблиозом. Детское население в структуре заболевших составляет 52%. Уровень заболеваемости лямблиозом достаточно стабилен и обусловлен прежде всего загрязнением открытых водоемов неочищенными канализационными стоками. Динамика показателей заболеваемости населения лямбиозом за 1999-2001 годы представлена на рисунке 4 (не приводится). В связи с использованием для централизованного водоснабжения населения на территории области только подземных водоносных горизонтов качественный состав питьевой воды обусловлен химическим
составом водоносных пород. В питьевой воде на территории области определяется повышенное содержание общей жесткости, железа, марганца, сухого остатка, сульфатов, хлоридов, нитратов и в отдельных случаях фтора и бора при отсутствии йода. Общая жесткость в концентрации более 10 мг-экв/куб. дм определяется на территории 27 районов области с численностью экспонированного населения около 270 тыс. человек. Железо. Население в г. Воронеже и 22 районах области употребляет питьевую воду с содержанием железа, превышающим гигиенический норматив в отдельных пробах в 3 и более раз. Численность населения, подверженного воздействию, составляет 365000 человек. При длительном употреблении воды с содержанием железа более 1,0 мг/куб. дм возможно появление раздражения кожи и слизистых, при больших концентрациях - воздействие на кровь и иммунную систему организма. Марганец. Более 130 тысяч человек в г. Воронеже, Бобровском и Новоусманском районах потребляют питьевую воду с содержанием марганца, превышающим норматив в 3 и более раз в отдельных пробах.
Высокие концентрации марганца способны воздействовать на центральную нервную систему и кровь. Нитриты и нитраты. В отдельных населенных пунктах Лискинского, Острогожского, Рамонского, Россошанского и Хохольского районов отмечается превышение гигиенического норматива содержания нитратов
в питьевой воде более чем в 3 раза. Численность экспонированного населения составляет около 16 тыс. человек. Нитраты и нитриты оказывают многообразное воздействие на организм, включающее образование метгемоглобина, гемическую и тканевую гипоксию, нарушение функций сердечно-сосудистой системы, изменение иммунного
статуса, и являются предшественниками канцерогенных N-нитрозосоединений. Бор. Более 3 тысяч человек в Рамонском и Хохольском районах потребляют воду с содержанием бора, в 3 и более раз превышающим гигиенический норматив. Высокие концентрации бора воздействуют на желудочно-кишечный тракт и могут вызывать нарушения репродуктивной
функции. Фтор. Около 1900 тыс. человек в области употребляют воду с содержанием фтора менее 0,5 мг/куб. дм, из них 26 тыс. человек - с
содержанием менее 0,2 мг/куб. дм. Наиболее низкое содержание фтора
определяется в Аннинском, Борисоглебском, Грибановском, Лискинском, Панинском, Поворинском и Эртильском районах. В то же время в отдельных населенных пунктах Семилукского, Новоусманского, Ольховатского и Рамонского районов употребляют воду с содержанием фтора до 1,5 - 2,0 мг/куб. дм. Йод. Практически все население области использует питьевую воду, в которой йод не обнаруживается современными методами исследования. Существующее в настоящее время положение и отсутствие в последние годы позитивных тенденций в обеспечении населенных мест питьевой водой гарантированного качества предопределяют на перспективу негативное влияние водного фактора на возникновение и распространение инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения области. 2.2. Воздух
Учитывая, что качество атмосферного воздуха является одним из приоритетных факторов риска для здоровья населения, в последние годы создана и развивается законодательная база, направленная на его охрану от загрязнения. В дополнение к федеральным законам в Воронежской области приняты закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Воронежской области" от 12.03.1998 N30-II-ОЗ
и закон "Об охране атмосферного воздуха" от 17.07.2000 N 169-II-ОЗ, которыми регламентируются качество атмосферного воздуха и защита населения от воздействия загрязняющих веществ. Требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние атмосферного воздуха, а также при разработке всех стадий градостроительной документации установлены санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест". Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих атмосферу химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его
проживания. Для отдельных веществ используются ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ), сроки действия которых устанавливаются главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Гигиенические нормативы загрязняющих веществ
в атмосферном воздухе населенных мест установлены для 598 веществ и запрещен выброс 39 веществ. Ориентировочно безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест установлены для 1530 веществ. Государственный надзор за качеством атмосферного воздуха, влиянием его на состояние здоровья населения осуществляют учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ответствен за государственную систему наблюдений и контроля за загрязнением атмосферного воздуха и создание банка данных. Государственный учет выбросов вредных веществ в атмосферный воздух
осуществляет комитет государственной статистики Воронежской области, а государственный контроль за эксплуатацией пыле- и газоочистного оборудования - комитет природных ресурсов по Воронежской области. Ежегодно за последние 5 лет в атмосферу области поступает до 500 тысяч тонн загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. Опасность загрязненного воздуха обусловлена не только валовым количеством выбрасываемых веществ, но и их значительным разнообразием. Только в г. Воронеже их более 300, обладающих комбинированным действием. За последние годы отмечается изменение выбросов, структуры загрязняющих веществ от стационарных источников, что обусловлено изменением топливного баланса объектов теплоэнергетики в сторону увеличения, использованием твердого топлива и мазута, ростом промышленного производства, постановкой на учет новых объектов-природопользователей. В 2001 году из общего количества образовавшихся загрязняющих веществ уловлено 86074 тонны, или 55,9%, и утилизировано 44524 тонны. На 85% объектов промышленности улавливаются твердые вещества (пыль с содержанием оксидов кремния, пыль древесная, зола угольная
и т.д.), очистка газообразных и жидких ингредиентов осуществляется
на 11,3%, это в основном окислы азота (35%) и летучие органические
соединения (15,6%). Основными вкладчиками загрязнения атмосферы, исходя из классификации по 20 отраслям, по-прежнему являются предприятия транспортного комплекса (19%), теплоэнергетики (12%) и пищевой промышленности (10%). При этом увеличились выбросы от предприятий теплоэнергетики на 1,93 тыс. тонн, что в основном и определило рост выбросов в целом по области; от предприятий химической и нефтехимической отрасли - на 348 тонн, черной металлургии - на 120
тонн, машиностроения и металлообработки - на 685 тонн. Рост выбросов от предприятий теплоэнергетики произошел за счет сокращения сжигания газообразного топлива в связи с ограничением лимитов на газ и увеличением использования резервного топлива - мазута и угля. Сократились выбросы на предприятиях пищевой промышленности - на 22 тыс. тонн, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - на 148 тонн, сельскохозяйственной -
на 136 тонн, что обусловлено проведением работ по оптимизации технологических процессов, внедрением новых высокоэффективных пылеулавливающих установок и улучшением работы существующих. Выбросы предприятий находятся также в прямой зависимости от наличия и эффективности работы газопылеулавливающих установок, которая колеблется от 27% в машиностроительной отрасли до 79% в черной металлургии. Наибольшая эффективность очистки выбросов достигнута на предприятиях мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности - 98,9%. Ведущую роль в загрязнении воздушного бассейна играет автомобильный транспорт. Значительная доля выбросов от автотранспорта обусловлена увеличением транспортного парка с одновременным увеличением количества устаревших автомобилей. За последние 10 лет транспортный парк области возрос на 22,4% и составляет 715 тысяч единиц. Систематически снижается доля городского электротранспорта. Ежегодно в г. Воронеже парк троллейбусов и трамваев уменьшается на 15 - 20 единиц. Одним из перспективных путей снижения загрязнения атмосферного воздуха является использование альтернативного топлива, в том числе природного и сжиженного газа, что позволит снизить выбросы оксида углерода, оксидов азота, твердых частиц и неметановых углеводородов. Исходя из качественного и количественного состава валовых выбросов загрязняющих веществ и с учетом результатов мониторинга, приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха по итогам отчетного года в области определены: окислы азота, взвешенные вещества, оксид углерода, фенол, сернистый газ, формальдегид, а в г. Воронеже дополнительно - окислы марганца и меди. Удельный вес отдельных загрязнителей в общем количестве проб атмосферного воздуха, не отвечающих гигиеническим нормативам (в %), представлен
на рисунке 5 (не приводится). Существующая система наблюдения за уровнями загрязнения атмосферного воздуха явно недостаточна для объективной оценки ситуации и установления связей "экспозиция-отклик". Сеть стационарных постов наблюдения областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды имеется только в областном центре - г. Воронеже в количестве 5 станций вместо 10 необходимых в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.3.01-86 "Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов".
В крупных городах области, таких, как Борисоглебск, Лиски, Россошь, с населением более 50 тысяч человек стационарные посты наблюдения отсутствуют. Мониторинг за загрязнением атмосферного воздуха на стационарных постах наблюдения г. Воронежа ведется за весьма ограниченным спектром загрязнителей, состоящим из 6 - 8 ингредиентов, которые не отражают специфику загрязнения промышленного города. Лаборатория Воронежского филиала ФГУ "Специализированная инспекция аналитического контроля", подведомственная Министерству природных ресурсов, проводит в различных точках и в разные сроки несистемные исследования атмосферного воздуха в г. Воронеже и некоторых районах области, выполняя не более 600 исследований в год с оценкой результатов по максимально-разовым ПДК. Учреждениями госсанэпиднадзора ведется лабораторный контроль за
загрязнением атмосферного воздуха на всех административных территориях области по 7-12 загрязняющим веществам в районах области и по 29 веществам в г. Воронеже. Ежегодно исследуется от 17 до 26 тысяч проб атмосферного воздуха. С целью оптимизации лабораторного контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха
и дальнейшей оценки его влияния на здоровье населения в г. Воронеже и 10 районах области учреждениями госсанэпиднадзора организован отбор проб воздуха в режиме полной программы стационарного поста наблюдения по скользящему графику, который позволил получать среднесуточные концентрации, дающие объективную информацию о количественном воздействии загрязнителей на население. С целью межведомственной координации деятельности необходима разработка совместной программы повышения эффективности контроля за уровнями загрязнения атмосферы путем увеличения количества стационарных постов наблюдения, оптимизации их размещения, унификации используемых методов исследования, создания единого информационного пространства. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения
На основе данных об уровнях атмосферного воздуха определена ориентировочная численность населения, проживающего на территориях, загрязненных различными веществами (таблица 1). Таблица 1 Территории области с высоким уровнем содержания в атмосфере
приоритетных веществ и численность экспонированного населения
-------------T-------------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ ¦ Приоритетные вещества ¦ +------------+---------------T--------------T--------------T------------------T-------------T--------------T---------+ ¦ ¦ Взвешенные ¦Сернистый газ ¦Окись углерода¦ Окислы азота ¦ Фенол ¦ Формальдегид ¦ Тяжелые ¦ ¦ ¦ вещества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ металлы ¦ +------------+---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ +------------+---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+ ¦Наименование¦Аннинский район¦Аннинский ¦ Аннинский ¦ Аннинский район ¦ Аннинский ¦ Аннинский ¦г.Воронеж¦ ¦территорий с¦ ¦ район ¦ район ¦ ¦ район ¦ район ¦ ¦ ¦высоким +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦уровнем ¦ Бобровский ¦Бутурлиновский¦Бутурлиновский¦Богучарский район ¦Новоусманский¦Борисоглебский¦ ¦ ¦содержания ¦ район ¦ район ¦ район ¦ ¦ район ¦ район ¦ ¦ ¦приоритетных+---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+ ¦веществ ¦Борисоглебский ¦ Острогожский ¦ Калачеевский ¦ Борисоглебский ¦Новохоперский¦ Россошанский ¦ ¦ ¦ ¦ район ¦ район ¦ район ¦ район ¦ район ¦ район ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦Бутурлиновский ¦ Павловский ¦ Лискинский ¦ Бутурлиновский ¦ Паловский# ¦ Семилукский ¦ ¦ ¦ ¦ район ¦ район ¦ район ¦ район ¦ район ¦ район ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦Верхнемамонский¦ Семилукский ¦ Острогожский ¦ Верхнехавский ¦ Панинский ¦ г. Воронеж ¦ ¦ ¦ ¦ район ¦ район ¦ район ¦ район ¦ район ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦Каменский район¦ г. Воронеж ¦ Павловский ¦Грибановский район¦Россошанский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ район ¦ ¦ район ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+ ¦ ¦ Новохоперский ¦ ¦ Россошанский ¦Калачеевский район¦ Семилукский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ район ¦ ¦ район ¦ ¦ район ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦ Острогожский ¦ ¦ Семилукский ¦ Лискинский район ¦ Хохольский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ район ¦ ¦ район ¦ ¦ район ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦ Павловский ¦ ¦ г. Воронеж ¦ Новохоперский ¦ Эртильский ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ район ¦ ¦ ¦ район ¦ район ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦ Репьевский ¦ ¦ ¦Острогожский район¦ г. Воронеж ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦ Россошанский ¦ ¦ ¦ Павловский район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦ Семилукский ¦ ¦ ¦ Панинский район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦Таловский район¦ ¦ ¦ Репьевский район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦ Эртильский ¦ ¦ ¦Россошанский район¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦ г. Воронеж ¦ ¦ ¦Семилукский район ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ г. Воронеж ¦ ¦ ¦ ¦ +------------+---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------+ ¦Общая ¦180000 человек ¦3000 человек ¦40000 человек ¦ 200000 человек ¦60000 человек¦ 5000 человек ¦ 14000 ¦ ¦численность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ человек ¦ ¦экспониро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ванного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------+---------------+--------------+--------------+------------------+-------------+--------------+---------- Особенно неблагоприятные условия сложились на территориях с высокой концентрацией объектов промышленности. В санитарно-защитных зонах предприятий с высоким уровнем загрязнения атмосферного Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|