Расширенный поиск
Закон Воронежской области от 12.03.1998 № 30-II-ОЗВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Воронежской области от 15.01.2002 г. N 2-ОЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Принят областной Думой 27 февраля 1998 года ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения 1. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения Воронежской области понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. 2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения области обеспечивается реализацией: 1) государственных, областных и местных программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности, финансируемых из федерального, областного и местных бюджетов; 2) проведением государственными органами и общественными объединениями, юридическими и физическими лицами, должностными лицами в качестве составной части их деятельности гигиенических мероприятий, а также соблюдением санитарных правил, норм, гигиенических нормативов; 3) сочетанием экономической заинтересованности юридических и физических лиц в соблюдении санитарного законодательства области с их ответственностью за санитарные правонарушения; 4) широкой информированностью населения о состоянии здоровья, гигиенической и эпидемиологической обстановке, проводимых санитарно-профилактических мероприятиях на территории Воронежской области; 5) воспитанием высокой санитарной культуры населения области; 6) системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля. Статья 2. Санитарное законодательство Воронежской области 1. Санитарное законодательство области состоит из настоящего Закона, Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти в пределах их полномочий. 2. Санитарное законодательство области регулирует общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как необходимого условия реализации на территории области прав и интересов граждан и общества в сохранении и укреплении здоровья, физического и духовного развития и долголетней активной жизни людей. Статья 3. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы 1. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы устанавливают критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности на территории области. 2. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, юридическими и физическими лицами, должностными лицами, находящимися на территории области. 3. На территории Воронежской области действуют федеральные и местные санитарные правила. 4. Санитарные правила области являются временными и вводятся в следующих случаях: а) при отсутствии федеральных правил по отдельным вопросам санитарно-эпидемиологического нормирования; б) при необходимости внесения отдельных изменений и уточнений в федеральные санитарные правила, в том числе для их ужесточения, в зависимости и с учетом особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения области. Временные областные санитарные правила утверждаются и вводятся в действие постановлением главного государственного санитарного врача по Воронежской области по согласованию с администрацией области и действуют 1 год. При необходимости срок их действия может быть продлен, но не более чем на 1 год. Статья 4. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения области К ведению органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: 1) разработка, утверждение областных и местных программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и контроль за их выполнением, а также организация государственных программ по аналогичным вопросам; 2) координация деятельности юридических и физических лиц, по проведению ими мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия; 3) контроль за санитарно-гигиенической, в том числе радиационной и эпидемиологической обстановкой; 4) организация и проведение мероприятий по предотвращению возникновения и распространения инфекционных болезней, массовых заболеваний и отравлений людей на территории области; 5) принятие решений о введении и отмене на территории области карантина или ограничительных мероприятий в случае возникновения эпидемий инфекционных болезней, массовых заболеваний и отравлений людей; 6) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия; 7) информирование населения о сложившейся ситуации и прогнозе санитарно-эпидемиологического состояния на территории области; 8) проведение в пределах, предоставленных соответствующим законодательством полномочий политики экономического стимулирования деятельности юридических и физических лиц, направленной на предупреждение и ликвидацию вредного влияния на организм человека факторов окружающей среды, профилактику заболеваний, улучшение гигиенических условий труда и жизни людей; 9) принятие нормативных правовых актов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществление государственного управления по этим вопросам на территории Воронежской области. Статья 5. Привлечение населения к контролю за санитарным состоянием содержания и благоустройства населенных мест 1. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления совместно с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы могут в добровольном порядке привлекать граждан (общественных санитарных инспекторов) к контролю за санитарным состоянием территорий населенных мест и их благоустройству. 2. Общественные санитарные инспектора вправе осуществлять контроль за выполнением установленных санитарных правил и о результатах информировать учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно положению об общественных санитарных инспекторах. 3. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны оказывать поддержку общественным санитарным инспекторам, предоставлять им информацию о неблагополучных с экологической точки зрения объектах, санитарном состоянии открытых водоемов, зон отдыха и т. д. ГЛАВА II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПО ВОПРОСАМ САНИТАРНО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ Статья 6. Права граждан 1. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию народного хозяйства). Это право обеспечивается проведением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами комплекса мер по выполнению требований санитарного законодательства Российской Федерации и Воронежской области. 2. Граждане имеют право на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболеваний. Возмещение ущерба производится юридическими и физическими лицами, допустившими нарушение санитарных правил добровольно, либо по решению суда. Возмещение ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, производится непосредственно пострадавшему, либо, по его желанию, организации, принимающей на себя обязательства по его страхованию. Споры по поводу размеров и порядка возмещения ущерба в результате нарушений санитарных правил разрешаются в судебном порядке. 3. Граждане имеют право в пределах компетенции на получение от органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и организаций, учреждений Госсанэпиднадзора полных и достоверных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья населения, санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке; б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; в) о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, питьевой воды. 4. Граждане непосредственно, либо через своего представителя или через общественные объединения имеют право участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти и управления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 7. Обязанности граждан Граждане обязаны: а) заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей; б) соблюдать действующие санитарные правила; в) проводить или принимать участие в проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий; г) выполнять постановления, предписания, заключения должностных лиц госсанэпидслужбы. Статья 8. Права юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей 1. Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, при обращении в органы государственной власти и управления, учреждения госсанэпидслужбы имеют право на получение от них на договорной основе информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, заболеваемости населения, действующих санитарных правилах. 2. Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеют право на участие в разработке органами государственной власти области решений, программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3. Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, вправе устанавливать повышенные цены на продукцию народного потребления, показатели качества которых по заключению органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы свидетельствуют о полном отсутствии ее химического, радиоактивного и микробиологического загрязнения, а также влияния вредных физических факторов на организм человека. Статья 9. Обязанности юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязаны: 1. Обеспечивать соблюдение действующего законодательства РФ и установленных санитарных правил и гигиенических нормативов, осуществлять производственный контроль за их выполнением. 2. Разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения среды обитания; оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. 3. Своевременно информировать учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. 4. Выполнять заключения, постановления, распоряжения должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы, в том числе их представления о приостановлении и прекращении финансирования деятельности организаций и предприятий, допускающих нарушения санитарного законодательства Российской Федерации. 5. Применять меры материального стимулирования, направленные на повышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в соблюдении требований санитарного законодательства РФ, санитарных правил и гигиенических нормативов. 6. Создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья своих работников и населения, для предупреждения заболеваний и формирования здорового образа жизни людей. 7. Иметь официально изданные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы. 8. Осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих работников и населения для предупреждения заболеваний и формирования здорового образа жизни людей. ГЛАВА III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья 10. Требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов 1. Планировка и застройка населенных пунктов должна предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов среды обитания на здоровье человека. 2. При разработке норм проектирования, генеральных планов городов, проектов планировки и застройки населенных пунктов, проектов районной планировки, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, выборе земельных участков под строительство, а так же при проектировании, строительстве, реконструкции и модернизации объектов (пусковых комплексов), сооружений, транспортных средств и инженерных сетей должны выполняться действующие санитарные правила. 3. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной и нормативно-технической документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных средств допускается только при наличии заключения органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии санитарным правилам. 4. Юридические и физические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения, обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ и их финансирование по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. Статья 11. Требования к продовольственному сырью, пищевым продуктам, технологии их изготовления и контактирующим с ними материалам и изделиям 1. Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению, должно соответствовать установленным санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам. 2. Разработка и постановка на производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов и технологического оборудования, производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешается только на основании гигиенической оценки их соответствия санитарным требованиям и заключения учреждений Госсанэпидслужбы. 3. Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с ними материалы и изделия не соответствующие санитарным правилам, немедленно снимаются их изготовителем (продавцом) с производства и (или) реализации по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. Статья 12. Требования к материалам, веществам, изделиям, другой продукции непродовольственного назначения 1. Продукция непродовольственного назначения, производство, транспортировка, хранение и применение которой требуют непосредственного участия человека и способная оказать неблагоприятное влияние на его здоровье по своим показателям и свойствам должна отвечать действующим санитарным правилам и требованиям стандартов. 2. Новые технологии, материалы, вещества и изделия, предназначенные для использования в хозяйстве и быту, а также продукция, закупаемая за пределами области, допускаются к постановке на производство, к внедрению и применению только на основании заключений учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора об их соответствии санитарным правилам. 3. Юридические и физические лица, ответственные за выпуск продукции, не соответствующей действующим санитарным правилам, обязаны приостановить ее производство и (или) реализацию по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. Статья 13. Требования к продукции, закупаемой за рубежом 1. Юридические и физические лица, закупающие за рубежом продукцию (материалы, изделия, технологические процессы, оборудование), предназначенную для применения в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, при использовании которой требуется непосредственное участие человека и которая при контакте может оказать неблагоприятное влияние на его здоровье, а также товары народного потребления, продовольственное сырье, пищевые продукты, отвечают за их соответствие санитарным правилам, требованиям безопасности и безвредности для человека. 2. Продукция, применение и употребление которой требует непосредственного участия человека, разрешается к ввозу и реализации на территории области только после гигиенической оценки ее безопасности и безвредности для здоровья человека. Ввоз на территорию области и реализация населению продукции, не прошедшей гигиенической экспертизы и не имеющей гигиенического сертификата, выданного Департаментом Госсанэпиднадзора МЗ России или учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, не допускается. В случае выявления нарушений требований санитарного законодательства Российской Федерации продукция немедленно снимается с производства и реализации. 3. Продукты и сырье, поступающие на территорию области из зон, неблагополучных в радиационном отношении, подвергаются вторичному контролю со стороны учреждений госсанэпидслужбы. Статья 14. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения 1. Жители городов и других населенных пунктов должны обеспечиваться питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и хозяйственных потребностей человека. 2. Качество воды, используемой населением для питьевых, хозяйственных и производственных целей, источников, используемых для централизованного и нецентрализованного водоснабжения, для купания, занятий спортом и отдыха населения, в лечебных целях, а так же качество воды водоемов в черте населенных пунктов должно отвечать санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Юридические лица, обязаны осуществлять мероприятия, направленные на развитие систем централизованного водоснабжения, обеспечение населения доброкачественной питьевой водой. 3. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водопользования населения органами государственной власти области и органами местного самоуправления устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом, на основании заключений учреждений Госсанэпидслужбы. 4. Юридические и физические лица, в случае несоответствия воды санитарным правилам, обязаны обеспечить прекращение использования населением водоисточников по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. 5. Юридические и физические лица не имеют право принимать в эксплуатацию новые водозаборные сооружения и водозаборные сооружения после проведения ремонтных работ без согласования с учреждениями Госсанэпидслужбы. Статья 15. Атмосферный воздух населенных пунктов, воздух рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей 1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных предприятий, воздух рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей должен соответствовать санитарным правилам и гигиеническим нормативам. 2. В целях предотвращения заражения атмосферного воздуха на территории жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами, органами местного самоуправления устанавливаются санитарно-защитные зоны со специальным режимом, в соответствии с заключением учреждений Госсанэпидслужбы. 3. Юридические и физические лица обязаны осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнения воздушной среды вредными веществами и физическими факторами, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье человека. Статья 16. Захоронение, переработка, обезвреживание и утилизация производственных и бытовых отходов, содержание территории населенных пунктов 1. Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, условия и способы которых должны удовлетворять требованиям безопасности и безвредности для здоровья населения. 2. Территории населенных пунктов, организаций и предприятий должны содержаться в соответствии с санитарными правилами. 3. Порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состояния территории населенных мест устанавливаются органами местного самоуправления. Статья 17. Жилые помещения 1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по своему составу, по площади, расположению и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для здоровья и жизни людей. 2. Юридические и физические лица обязаны не допускать заселение и проживание в жилых помещениях, не отвечающих санитарным правилам. Статья 18. Эксплуатация производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и оборудования 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия по охране среды обитания, а также по предупреждению возникновения и распространения заболеваний среди населения. 2. Юридические и физические лица обязаны приостанавливать, либо полностью прекращать свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ и услуг в случае несоблюдения установленных санитарных правил по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя. 3. Юридические лица, использующие источники ионизирующего излучения, должны иметь радиационно-гигиенические паспорта. Статья 19. Работа с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений 1. При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих и неионизирующих излучений (шум, вибрация, электромагнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений) должны соблюдаться санитарные правила. 2. Производство, применение, хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений, а также применение источников электромагнитных полей допускается только при разрешении на эти виды деятельности органов или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы России. Статья 20. Условия воспитания и обучения граждан 1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, школах, лицеях, гимназиях и других образовательных учреждениях, на предприятиях и организациях, осуществляющих воспитание, обучение и профессиональную подготовку, должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья граждан, и профилактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила. 2. Методики и программы обучения, воспитания и профессиональной подготовки в образовательных учреждениях для детей и подростков утверждаются после согласования с органами или учреждениями Госсанэпидслужбы. Статья 21. Профилактические медицинские осмотры 1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники предприятий, организаций независимо от форм собственности, и индивидуальные предприниматели должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. Оплата предварительных и периодических медицинских осмотров работников осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 2. Перечни вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения устанавливаются Госкомсанэпиднадзором и Минздравом России по согласованию с советом Федерации Независимых Профсоюзов РФ. В случае необходимости по решению органов местного самоуправления, в отдельных организациях и на предприятиях, могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медосмотров. 3. Юридические и физические лица обязаны: обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения работающими медицинских осмотров; не допускать к работе лиц не прошедших предварительный или периодический осмотр, либо не допущенных к работе по медицинским показаниям. Статья 22. Предупреждение и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей 1. Для предупреждения возникновения, распространения и ликвидации инфекционных заболеваний людей, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с влиянием неблагоприятных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека, юридическими и физическими лицами должны своевременно и в полном объеме проводиться необходимые комплексные организационные, инженерно-технические, медицинские, гигиенические и противоэпидемические мероприятия. 2. Для предотвращения завоза на территорию области, распространения и ликвидации инфекционных заболеваний, представляющих особую опасность для здоровья людей, проводятся мероприятия по санитарной охране территории области, для чего разрабатываются соответствующие программы. 3. Перечень инфекционных болезней, требующих проведение специальных мероприятий по санитарной охране территории области, порядок и условия осуществления этих мероприятий определяется Минздравом Российской Федерации. 4. В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей в отдельных населенных пунктах органами государственной власти области вводятся особые условия и режимы хозяйственной деятельности и жизни людей согласно действующему законодательству. Предложения по введению (отмене) таких условий и режимов вносятся должностными лицами Госсанэпидслужбы. 5. Больные инфекционными заболеваниями и граждане с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больными подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а в случае, если они представляют опасность для окружающих, - лечению, обязательной госпитализации, изоляции (карантину) и вакцинации. При уклонении от выполнения предписаний должностных лиц Госсанэпидслужбы такие лица могут быть привлечены к ответственности в установленном законом порядке. 6. Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода временно, до выздоровления, отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию по предписанию должностных лиц Госсанэпидслужбы. Статья 23. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний 1. Для предупреждения возникновения, распространения и ликвидации инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики, гражданам проводятся профилактические прививки. Обязательными на территории области являются прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, эпидемического паротита. 2. Перечень профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям на территории области и порядок их проведения утверждает главный государственный санитарный врач или его заместитель в установленном порядке. Статья 24. Организация дератизационных, дезинсекционных, дезинфекционных работ Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели допускаются к производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ только на основании лицензий, выданных соответствующей комиссией по лицензированию администрации Воронежской области. Статья 25. Социально-гигиенический мониторинг 1. Социально-гигиенический мониторинг является системой организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека. 2. Ведение социально-гигиенического мониторинга осуществляется учреждениями службы Госсанэпиднадзора области совместно с уполномоченными для этой цели органами, учреждениями и организациями (комитетом статистики населения, областным комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов, комитетом по здравоохранению, администрацией области, ЗАГСом и др.), органами местного самоуправления городов и районов области. 3. Юридические лица, уполномоченные на ведение социально-гигиенического мониторинга обязаны представлять достоверную информацию по состоянию здоровья населения и факторам среды обитания. Статья 26. Специальные экспертизы и консультации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. Научно-исследовательские учреждения и организации, высшие учебные заведения обязаны в пределах своей компетенции проводить по поручению органов государственной власти и местного самоуправления научное и информационное обеспечение по ведению социально-гигиенического мониторинга, экспертизы и консультации по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье населения области. 2. Юридические и физические лица, проводящие экспертизу и консультацию несут ответственность за их качество, объективность и полноту с учетом современного уровня научно-технического прогресса. Статья 27. Гигиеническое воспитание и образование граждан 1. В целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровом образе жизни должно проводиться гигиеническое воспитание и образование граждан. 2. Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в процессе: - воспитания, обучения в школах и профессионально-технических училищах; - высших и средних учебных заведениях; - подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отраслей народного образования путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях; - профессиональной гигиенической подготовки и аттестации руководителей специалистов и других работников организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. ГЛАВА IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Статья 28. Ответственность за нарушение санитарного законодательства За совершение санитарного правонарушения должностные лица и граждане несут уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 29. Возмещение юридическими и физическими лицами вреда вследствие нарушения санитарного законодательства 1. Юридические и физические лица, допустившие загрязнение окружающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя: - уплатить штраф в доход местного бюджета; - возместить дополнительные расходы лечебнопрофилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты штрафов спор разрешается в судебном или арбитражном порядке. 2. Уплата штрафов, возмещение расходов лечебно-профилактическим и санитарно-профилактическим учреждениям в связи с нарушениями санитарного законодательства РФ, предусмотренных настоящей статьей, осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ Статья 30. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства РФ. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает: - наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; - выявление и установление причин и условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей; - разработку обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; - осуществление контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, за соблюдением действующих санитарных правил юридическими и физическими лицами; - применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших; - ведение государственного учета инфекционных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды обитания, а также санитарной статистики. 2. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора возлагается на учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы области. Статья 31. Производственный контроль На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возлагаются обязанности по обеспечению производственного контроля за соблюдением установленных санитарных правил в процессе производства(деятельности) и за выполнением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения среды обитания, за условиями труда, быта, отдыха, обучения и воспитания людей, за гигиеническими показателями качества выпускаемой продукции. ГЛАВА VI. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 32. Организация Государственной санитарно-эпидемиологической службы Органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы составляют единую систему, возглавляемую центром Госсанэпиднадзора в области. Статья 33. Финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы 1. Финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы, в том числе ее расходов на развитие материально-технической базы, капитальное строительство, реконструкцию, реализацию социальных программ для трудовых коллективов, а так же эксплуатационных расходов, осуществляется за счет средств федерального бюджета. 2. Дополнительными источниками финансирования деятельности учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы могут быть внебюджетные средства, образуемые за счет: 2.1. Средств, получаемых от общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан в порядке возмещения понесенных затрат на проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2.2. Части средств из фонда обязательного медицинского страхования, направляемых на финансирование санитарно-профилактических мероприятий по перечню, утвержденному федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Госкомсанэпиднадзором России; 2.3. Средств, поступающих за выполнение учреждениями госсанэпидслужбы области платных медицинских работ и услуг по договорам с хозяйствующими субъектами и населением; 2.4. Перечень платных медицинских работ и услуг, которые могут оказываться организациями службы в соответствии с их компетенцией утверждается Госкомсанэпиднадзором России; 2.5. Средств, выделяемых из областного и местного бюджета для выполнения работ по реализации областных и местных программ охраны и укрепления здоровья населения, профилактике заболеваний, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности; 2.6. Добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц. Статья 34. Права должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы 1. Главный государственный санитарный врач по области, главные государственные санитарные врачи по г. Воронежу, по районам и их заместители имеют право: 1) вносить в органы государственной власти области предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства РФ, а также по проектам планов социально-экономического развития территорий, комплексных территориальных программ охраны здоровья населения, окружающей среды, улучшения условий труда и проживания граждан, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 2) беспрепятственно посещать (по предъявлению служебного удостоверения) и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, условий работы индивидуальных предпринимателей, с целью проверки выполнения санитарного законодательства РФ, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил; 3) предъявлять юридическим и физическим лицам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; 4) поручать проведение специальных гигиенических экспертиз и консультаций и по их результатам представлять юридическим и физическим лицам основанные на действующих санитарных правилах заключения; 5) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человека факторов среды его обитания; 6) приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения - прекращать: - работы по проектированию и строительству, а также введение в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых комплексов; - эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности; - разработку, постановку на производство, производство и применение (использование) продукции народного хозяйства; - производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей; 7) вносить предложения в органы государственной власти области, а также в финансово-кредитные органы: - о запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения и осуществления ими хозяйственной деятельности, направленных на ликвидацию и предотвращение распространения массовых заболеваний и отравлений людей; - о приостановлении финансирования (кредитования) работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности юридических и физических лиц в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы о приостановлении или прекращении этой деятельности; 8) принимать решения: - о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты; - о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционными заболеваниями; - об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих; - о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний; - о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показателям; 9) вызывать в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам нарушений санитарного законодательства Российской Федерации, санитарных правил и гигиенических нормативов; 10) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении мер дисциплинарного воздействия; 11) предъявлять требования: - о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан; - о возмещении расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; - об уплате штрафов; 12) получать без каких-либо ограничений от юридических и физических лиц, в том числе уполномоченных на ведение социально-гигиенического мониторинга, сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы области задач; 13) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы. 2. Главный государственный санитарный врач области имеет право утверждать в установленном порядке временные областные и местные санитарные правила, издавать и вводить их в действие. 3. Главный государственный санитарный врач и его заместители имеют так же право поручать организациям и учреждениям проведение специальных экспертиз и консультаций и представлять предприятиям, организациям и гражданам заключения по нормам проектирования, нормативно-технической, технологической и эксплуатационной документации на новую (модернизированную) продукцию и технологию ее изготовления, а также пищевых продуктов и продовольственного сырья, по программам и режимам воспитания и обучения, учебно-трудовой нагрузки. 4. Права, предусмотренные в подпунктах 2, 3, 5, 12 и 13 пункта 1 настоящей статьи, распространяются также на должностных лиц и специалистов учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы области. Статья 35. Обязанности и ответственность должностных лиц и специалистов 1. Главные государственные санитарные врачи, должностные лица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие государственный, санитарно-эпидемиологический надзор, в пределах своей компетентности, обязаны: - использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных правонарушений; - координировать свою деятельность с органами государственной власти области, общественными объединениями граждан, заинтересованными в деле защиты прав и интересов граждан и общества в охране и укреплении здоровья населения, обеспечении его санитарно-эпидемиологического благополучия; - сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении информации, которая может стать им известна при выполнении своих функциональных обязанностей; - содействовать развитию самосознания и самодеятельности по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и выполнения санитарного законодательства на территории области. 2. Должностные лица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы за ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. 3. Указанные должностные лица не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Статья 36. Обжалование действий должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы 1. Действия (бездействие) главных государственных санитарных врачей, должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы по предупреждению, обнаружению, пресечению санитарного правонарушения могут быть обжалованы в течение месяца вышестоящему должностному лицу. 2. Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений производятся не позднее 30 дней с момента поступления жалобы. При несогласии с принятым решением действия должностных лиц и специалистов могут быть обжалованы в суд. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия. Статья 37. Правовое положение и социальная защита должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы Воронежской области 1. Должностные лица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями органов государственного управления и находятся под защитой государства. 2. В своей деятельности они независимы и руководствуются только действующим санитарным законодательством РФ, пользуются преимущественным правом при распределении жилой площади, установке телефонов, предоставлении мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, медицинском обслуживании, а также при решении других вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ. 3. Органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные льготы и социальные гарантии должностным лицам и специалистам учреждений Госсанэпидслужбы области. 4. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц и специалистов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, препятствующее выполнению ими профессиональных обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещается. Статья 38. Взаимодействие органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы и органов и учреждений здравоохранения Органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы и здравоохранения по вопросам охраны и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляют в пределах своей компетенции постоянное тесное взаимодействие. ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областной Думы А. Голиусов г. Воронеж, Парламентский центр, 12 марта 1998 года N 30-II-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|