Расширенный поиск
Закон Воронежской области от 15.01.2002 № 2-ОЗВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Воронежской области от 14.02.2005 г. N 4-ОЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (В редакции Законы Воронежской области от 10.07.2002 г. N 48-ОЗ; от 03.06.2004 г. N 26-ОЗ) Принят областной Думой 27 декабря 2001 года Настоящий Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: - санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; - среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; - факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; - вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений; - благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека; - безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека; - санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время; - гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиции его безопасности и (или) безвредности для человека; - государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний; - социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием среды обитания; - государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации и Воронежской области по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания; - санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации; - санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию; - ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных; - инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможность передачи болезни от заболевшего или инфицированного человека, животного к здоровому человеку; - инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия); - массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания. Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения области обеспечивается посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - реализации и разработки областных, научных, целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также научно-технических программ в данной области; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения физическими и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; - введения и отмены на территории Воронежской области ограничительных мероприятий (карантина); - разработки и реализации мер по созданию экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства; - реализации государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; - государственного санитарно-эпидемиологического надзора; - гигиенической оценки безопасности продукции, товаров и услуг; - лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; - учета потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Воронежской области отдельных видов продукции; - проведения социально-гигиенического мониторинга; - научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; - мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; - мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и Воронежской области по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; - регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий; - сертификации продукции, товаров и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека; - проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях; - координирования деятельности органов государственной власти области и местного самоуправления по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия; - разработки, принятия и исполнения нормативных правовых актов. 2. Финансирование мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов, средств граждан, юридических лиц и других источников в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 3. Законодательство в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (В редакции Закона Воронежской области от 10.07.2002 г. N 48-ОЗ) Законодательство в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", других федеральных законов, настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Воронежской области. (В редакции Закона Воронежской области от 10.07.2002 г. N 48-ОЗ) Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Законом Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации и Воронежской области об охране окружающей природной среды и настоящим Законом. Статья 5. Полномочия областных органов государственной власти по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения К полномочиям областных органов государственной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: - реализация единой государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - координация деятельности юридических и физических лиц по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов области по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль за соблюдением данных нормативных правовых актов; - реализация федеральных программ, разработка, принятие и реализация областных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, научных и научно-технических программ; - контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории области; - разработка и выполнение на территории области санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - введение и отмена на территории области ограничительных мероприятий (карантина); - разработка и реализация мер по созданию экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства; - проведение социально-гигиенического мониторинга на территории области; - реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни; - реализация мер по своевременному информированию населения области об инфекционных заболеваниях и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; - решение других не отнесенных к полномочиям Российской Федерации вопросов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения К полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: - реализация областных, разработка, принятие и реализация местных программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - контроль за соблюдением нормативных правовых актов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - контроль за введением карантина на территориях муниципальных образований; - выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; - реализация мер по экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства; - ведение социально-гигиенического мониторинга; - реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни; - реализация мер по своевременному информированию населения об инфекционных заболеваниях и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; - осуществление иных полномочий в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с федеральным и областным законодательством. ГЛАВА II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья 7. Права граждан Граждане имеют право: - на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; - получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; - осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил; - вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 8. Права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право: - получать в соответствии с законодательством Российской Федерации, Воронежской области в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах; - принимать участие в разработке органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 9. Обязанности граждан Граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; - не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Статья 10. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; - обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; - осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; - проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; - своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; - иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания; - осуществлять гигиеническое обучение работников. ГЛАВА III. САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА Статья 11. Требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов 1. Планировка и застройка населенных пунктов должна предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предупреждение и ликвидацию вредного и опасного влияния факторов среды обитания на здоровье человека. 2. При разработке норм проектирования, генеральных планов городов, населенных пунктов, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, выборе земельных участков под строительство, установлении их санитарно-защитной зоны, а также при проектировании, строительстве (реконструкции), техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. 3. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение норм проектирования, проектной и нормативно-технической документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию жилых зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных средств допускается только при наличии заключения учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора об их соответствии действующим санитарным правилам. 4. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, их финансирование и (или) кредитование, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ, их финансирование и (или) кредитование. Статья 12. Требования к материалам, веществам, другой продукции непродовольственного назначения 1. Продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан (далее - продукция) не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам. 2. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новые технологические процессы производства продукции допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. 3. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие разработку, производство, транспортировку, закупку, хранение и реализацию продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил обязаны приостановить такую деятельность, изъять продукцию из оборота и принять меры по применению (использованию) продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожить. Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам 1. Водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха, а также в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. 2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона, устанавливаются санитарными правилами. 3. Разрешение на эксплуатацию водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. 4. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти области или органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. 5. При возникновении угрозы здоровью населения исполнительные органы государственной власти области и органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по приостановлению или запрещению использования водного объекта. Статья 14. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения 1. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. 2. Качество питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети должно соответствовать гигиеническим нормативам. 3. Для охраны источников водоснабжения, предотвращения их загрязнения устанавливаются зоны санитарной охраны. Проекты зон санитарной охраны утверждаются исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. 4. Эксплуатация зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения определяется действующими санитарными правилами. 5. Жители городов и других населенных пунктов должны обеспечиваться питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и хозяйственных потребностей. 6. При возникновении на объектах и сооружениях систем водоснабжения аварийных ситуаций, которые могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, обязана немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 7. Производственный контроль качества питьевой воды устраивают и осуществляют организации, эксплуатирующие системы водоснабжения и отвечающие за качество подаваемой потребителю питьевой воды, по рабочей программе. Организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой обязана контролировать качество воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях 1. Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. 2. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. 3. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. 4. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, по обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. Статья 16. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок 1. В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. 2. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Порядок и условия содержания территорий городских и сельских поселений устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанных порядка и условий санитарным правилам. Статья 17. Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям 1. Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его продолжительности. 2. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. 3. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Статья 18. Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта 1. Эксплуатация производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должна обеспечивать для человека безопасные условия труда, быта, отдыха и осуществляться в соответствии с действующими санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Эксплуатация производственных, общественных помещений, зданий и сооружений, оборудования и транспорта допускается только на основании заключений учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора об их соответствии санитарным нормам и правилам. 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостанавливать эксплуатацию помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспорта в случае, если при осуществлении указанной деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы. Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления 1. Строительство или реконструкция предприятий и других объектов, эксплуатация которых связана с образованием отходов, допускается только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии системы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения образующихся на них отходов санитарно-эпидемиологическим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. 2. Порядок, условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления устанавливаются органами местного самоуправления при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных порядка, условий и способов санитарным правилам. 3. Переработку и обезвреживание отходов вправе осуществлять только хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения 1. При организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила. 2. При организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты, а также при установлении норм питания для лиц, находящихся в следственных изоляторах или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. 3. При установлении минимальных социальных стандартов уровня жизни населения, гарантируемых государством, должны учитываться физиологические нормы питания человека. 4. В обороте могут находиться пищевые продукты, а также материалы и изделия, используемые для контакта с пищевыми продуктами, отвечающие требованиям нормативных документов и прошедшие оценку и государственную регистрацию в установленном порядке. Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям 1. Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека в необходимых веществах и энергии и не оказывать на него вредное воздействие. 2. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным правилам. 3. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов пищевых продуктов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство), пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Продовольственное сырье животного происхождения разрешается использовать для изготовления пищевых продуктов после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы с выдачей соответствующего документа. 4. Пищевые добавки, используемые при изготовлении пищевых продуктов, а также биологически активные добавки должны пройти оценку и государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 5. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, занимающиеся изготовлением, закупкой, транспортировкой, хранением и реализацией пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны проводить мероприятия по обеспечению их качества и выполнять санитарные правила. 6. Пищевые продукты, а также контактирующие с ними материалы и изделия, потерявшие качество и опасные для здоровья населения, немедленно снимаются владельцами товара с производства и реализации и должны быть использованы в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены. Статья 22. Санитарно-эпидемиологические требования к продукции, ввозимой на территорию Воронежской области 1. Продукция, ввозимая на территорию Воронежской области гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. 2. Продукция, указанная в пункте 1 настоящей статьи, допускается к ввозу на территорию Воронежской области при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Отдельные виды продукции, порядок регистрации и перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, впервые ввозимые на территорию Воронежской области, подлежат учету и контролю. 3. Обязательства о выполнении требований санитарного законодательства к продукции, ввозимой на территорию Воронежской области, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенным условием договоров (контрактов) поставок такой продукции. Статья 23. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения граждан 1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, школах, лицеях, гимназиях и других образовательных учреждениях, на предприятиях и организациях, осуществляющих воспитание, обучение и профессиональную подготовку, независимо от организационно-правовых форм, должны обеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся воспитанников, осуществляться меры по профилактике заболеваний, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. 2. Методики, программы и режимы воспитания и обучения, а также технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, мебель, учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Статья 24. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда 1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области. 2. С целью обеспечения профилактики профессиональных заболеваний и безопасных условий труда должна проводиться аттестация рабочих мест с выдачей гигиенических заключений учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда. Статья 25. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами на территории области 1. Условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний не должны оказывать вредное воздействие на человека. 2. Требования к обеспечению безопасности условий работы, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам. Статья 26. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воздействия на человека источников физических факторов 1. Условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека. 2. Критерии безопасности и (или) безвредности условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. 3. Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам. Статья 27. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения 1. Источники ионизирующего излучения, применяемые в промышленности, науке, медицине, не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению радиационной безопасности персонала, населения и окружающей среды устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Воронежской области. 2. Организации, использующие источники ионизирующего излучения, обязаны: - иметь лицензию на право деятельности с использованием источников ионизирующего излучения; - осуществлять производственный радиационный контроль; - ежегодно оформлять радиационно-гигиенический паспорт. ГЛАВА IV. САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ) МЕРОПРИЯТИЯ Статья 28. Предупреждение и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) 1. Для предупреждения возникновения, распространения и ликвидации инфекционных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека, юридическими и физическими лицами должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области необходимые комплексные организационные, инженерно-технические, медицинские, санитарно-гигиенические, противоэпидемические, профилактические мероприятия, в том числе профилактические прививки, гигиеническое воспитание и обучение граждан, медицинские осмотры, введение при необходимости ограничительных мероприятий (карантина), осуществление производственного лабораторного контроля. 2. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые областные и местные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 3. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. При выявлении нарушений санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: - об устранении выявленных нарушений санитарных правил; - о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции; - о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; - о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территории и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний. Статья 29. Санитарная охрана территории Воронежской области 1. Санитарная охрана территории Воронежской области направлена на предупреждение занесения и распространения на территории Воронежской области инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, и предотвращение ввоза и реализации на территории Воронежской области товаров, химических, биологических, радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека. 2. Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения специальных мероприятий по санитарной охране территории Воронежской области, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. 3. Не допускаются к ввозу на территорию Воронежской области в пунктах пропуска через государственную границу опасные грузы и товары, ввоз которых запрещен законодательством Российской Федерации, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). 4. Для санитарной охраны территории Воронежской области в пунктах пропуска через государственную границу на основании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вводится санитарно-карантинный контроль. 5. Организация мероприятий по санитарной охране территории Воронежской области осуществляется в виде: - санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу на автодорожных переходах и международном секторе аэропорта; - противоэпидемических мероприятий на территории Воронежской области при завозе и выявлении инфекционных заболеваний, в том числе из эндемичных природных очагов; - санитарно-гигиенических мероприятий в случае ввоза потенциально опасных для здоровья населения товаров. 6. Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории Воронежской области, а также мероприятий по санитарной охране территории Воронежской области устанавливается в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 30. Ограничительные мероприятия (карантин) 1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через границу Воронежской области, на территории Воронежской области, в городских и сельских поселениях, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. 2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, решением органа исполнительной власти области, органа местного самоуправления области, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения. 3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области. Статья 31. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями в Воронежской области 1. Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению, а в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут стать источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работы, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода, на основании постановлений главных государственный санитарных врачей и их заместителей, они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию. 3. Все случаи инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) подлежат регистрации организациями здравоохранения по месту выявления таких заболеваний (отравлений), государственному учету и ведению отчетности по ним учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора области. Порядок ведения государственного учета указанных случаев заболеваний (отравлений), а также порядок ведения отчетности по ним устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Статья 32. Обязательные медицинские осмотры 1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей должны проходить предварительные обязательные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). 2. Перечень опасных и вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения устанавливаются государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации по согласованию с Советом Федерации независимых профсоюзов Российской Федерации. 3. В случае необходимости, на основании предложений органов учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора области, решениями органов государственной власти Воронежской области или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников. 4. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. 5. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе. 6. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора области. 7. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. (В редакции Закона Воронежской области от 10.07.2002 г. N 48-ОЗ) Статья 33. Производственный контроль 1. Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, произведения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания такой продукции, работ и услуг. 2. Порядок проведения производственного контроля определяется в соответствии с санитарными правилами и государственными стандартами. 3. Производственный контроль проводится аттестованными лабораториями предприятий, организаций или по договорам с испытательными лабораториями других предприятий (организаций, учреждений), аккредитованными в установленном порядке. 4. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его произведения. Статья 34. Гигиеническое воспитание и обучение граждан 1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательно, направлено на повышение санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни. 2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется: - в процессе реализации общеобразовательных, профессиональных, дополнительных образовательных программ в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования и иных учреждениях, осуществляющих образовательный процесс, на условиях и в порядке, установленном федеральным и областным законодательством; - в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях; - при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях; - при профессиональной подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья 35. Санитарные правила 1. На территории Воронежской области действуют федеральные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 2. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. 4. Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам. Статья 36. Лицензирование отдельных видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека (В редакции Закона Воронежской области от 03.06.2004 г. N 26-ОЗ) 1. Отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Воронежской области от 03.06.2004 г. N 26-ОЗ) 2. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам следующих, представляющих потенциальную опасность для человека, видов деятельности: производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство табачных изделий; производство лекарственных средств; производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; медицинская и фармацевтическая деятельность; деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения; деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами; деятельность по обращению с опасными отходами; образовательная деятельность. (В редакции Закона Воронежской области от 03.06.2004 г. N 26-ОЗ) Статья 37. Сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека Сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии таких видов продукции, работ и услуг санитарным правилам. Статья 38. Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок. Государственная регистрация веществ и продукции Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, государственная регистрация веществ и продукции проводятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 39. Социально-гигиенический мониторинг 1. Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг. 2. Социально-гигиенический мониторинг проводится на областном и муниципальном уровнях органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации совместно с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов. 3. Порядок проведения социально-гигиенического мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации. ГЛАВА VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ОБЛАСТИ Статья 40. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется органами и учреждениями (должностными лицами) системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, находящимися на территории Воронежской области. 2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает: - контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; - санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу; - меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших; - контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой; - проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); - разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на областном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования информационных ресурсов Воронежской области. Статья 41. Организация деятельности учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора области 1. Федеральное государственное учреждение - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Воронежской области - руководит деятельностью учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора на территории области, формирует систему этих учреждений, осуществляет управление ими в установленном порядке. 2. Учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора области составляют единую федеральную централизованную систему, возглавляемую Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области, с подчинением нижестоящих учреждений вышестоящим и главному государственному санитарному врачу по Воронежской области. 3. Главные государственные санитарные врачи в районах области являются руководителями соответствующих учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора области. 4. Структура государственного санитарно-эпидемиологического надзора области, его задачи, функции, порядок осуществления его деятельности, порядок назначения руководителей учреждений устанавливаются положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Статья 42. Финансирование государственного санитарно-эпидемиологического надзора области Источниками финансирования учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора области в соответствии с действующим законодательством являются: - средства федерального бюджета; - средства, поступающие за выполнение работ и услуг учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора области по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами; - средства, получаемые от юридических и физических лиц в порядке возмещения дополнительно понесенных учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора области расходов на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц; - другие источники, не запрещенные действующим законодательством. Статья 43. Права органов и учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора на пользование имуществом и земельными участками 1. Имущество органов и учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области является федеральной собственностью и передается им в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Воронежской области от 10.07.2002 г. N 48-ОЗ) 2. Органы и учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора владеют, пользуются и распоряжаются предоставленным им имуществом в пределах, установленных действующим законодательством. Любое отчуждение имущества производится органами и учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области, и территориальным органом по управлению государственным имуществом. 3. Имущество, приобретенное на доходы, полученные органами и учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в результате самостоятельной хозяйственной деятельности, не может быть изъято без их согласия. 4. Земельные участки, на которых размещаются здания и сооружения органов и учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора области, безвозмездно предоставляются им в постоянное пользование в установленном порядке. Статья 44. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор Государственный санитарно-эпидемиологический надзор от имени учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы уполномочены осуществлять на территории области главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты государственного санитарно-эпидемиологического надзора, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Статья 45. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлению служебного удостоверения в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: - получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления Воронежской области, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - проводить Санитарно-эпидемиологические расследования; - беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий; - проводить отбор для исследования проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; - проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам; - проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы; - проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам; - составлять протокол о нарушении санитарного законодательства. 2. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: - об устранении выявленных нарушений санитарных правил; - о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; - о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и установлении медицинского наблюдения за такими гражданами; - о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний. Статья 46. Полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор Главный государственный санитарный врач и его заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 45 настоящего Закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации наделяются следующими полномочиями: (В редакции Закона Воронежской области от 10.07.2002 г. N 48-ОЗ) 1) рассматривать материалы и дела о нарушении санитарного законодательства; 2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства; 3) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения в порядке, предусмотренном статьей 38 настоящего Закона; (В редакции Закона Воронежской области от 10.07.2002 г. N 48-ОЗ) 4) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о: - вызове в учреждения государственного санитарно-эпидемиологического надзора Воронежской области граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства; - проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 38 настоящего Закона; (В редакции Закона Воронежской области от 10.07.2002 г. N 48-ОЗ) 5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения: - проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию; - эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг; - разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции; - производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий; - использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха, а также в лечебных целях; - ввоза на территорию Воронежской области продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам, или не зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов; 6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о: - госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; - проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; - временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут стать источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работы; - проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; - введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах; 7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о: - наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов; - направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел; 8) вносить предложения: - в органы исполнительной власти и местного самоуправления области о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся проектов программ социально-экономического развития территорий, федеральных целевых программ и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды; - в органы исполнительной власти и местного самоуправления области о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина); - в органы исполнительной власти и местного самоуправления области о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - в организации о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - в финансово-кредитные организации о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случаях нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству зданий, строений, сооружений и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ; - в органы сертификации о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам; - (Исключен - Закон Воронежской области от 03.06.2004 г. N 26-ОЗ) - работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил; - индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора Воронежской области на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства. Статья 47. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны: - своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 45, 43 настоящего Закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; (В редакции Закона Воронежской области от 10.07.2002 г. N 48-ОЗ) - устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); - рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры; - информировать органы государственной власти области, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; - осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления и общественными объединениями; - соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей; - оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства. Статья 48. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории области, в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются к ответственности за: - неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих служебных обязанностей; - сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; - совершение неправомерных действий (бездействий) при осуществлении служебной деятельности. Статья 49. Правовое положение и социальная защита должностных лиц и специалистов учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора области 1. Должностные лица и специалисты, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями учреждений государственной службы, правовое положение которых определяется Федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об основах государственной службы Российской Федерации", настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области. 2. В своей работе они независимы, руководствуются действующим законодательством и подлежат государственной защите. 3. Любое воздействие в какой бы ни было форме на должностных лиц и специалистов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, препятствующее выполнению ими профессиональных обязанностей, или вмешательство в их деятельность запрещается. 4. Указанным лицам предоставляются гарантии в соответствии и в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством. 5. Органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов могут устанавливать дополнительные льготы, социальные гарантии сотрудникам учреждений государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Статья 50. Обжалование действий (бездействий) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Действия (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут быть обжалованы в вышестоящий орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора, главному государственному санитарному врачу или в суд. 2. Жалоба рассматривается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемых действий, если исполнение обжалуемых действий не приостанавливается решением суда. ГЛАВА VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Статья 51. Ответственность за нарушение санитарного законодательства. (В редакции Закона Воронежской области от 10.07.2002 г. N 48-ОЗ) За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации Статья 52. И (Исключена - Закон Воронежской области от 10.07.2002 г. N 48-ОЗ) Статья 5Статья 51. Ответственность за нарушение санитарного законодательства. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации Гражданско-правовая ответственность за санитарные правовые нарушения Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридичесСтатья 51. Ответственность за нарушение санитарного законодательства. За нарушение санитарного законодательства устанавливается ди54иплинарная, административная и уголовная ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерацииго лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившим вред, в полном объеме в соответствии с законодател55твом Российской Федерации. ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 54. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 55. О признании утративших силу иных нормативных правовых актов В связи с принятием настоящего Закона, считать утратившим силу Закон Воронежской области от 12.03.1998 N 30-II-ОЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Воронежской области". Статья 56. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Предложить администрации области и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом. Глава администрации Воронежской области В. Кулаков г. Воронеж 15 января 2002 года N 2-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|