Расширенный поиск
Закон Воронежской области от 21.02.2002 № 11-ОЗВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Воронежской области от 30.12.2004 г. N 104-ОЗ ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ Принят областной Думой 31 января 2002 года Настоящий Закон определяет правовую основу регулирования отношений в области (сфере) обращения с отходами производства и потребления в целях минимизации образования отходов, ресурсосбережения и использования отходов в хозяйственной деятельности, предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, выбросами вредных веществ в атмосферу и сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: - отходы производства и потребления (далее отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; - опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами; - обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; - размещение отходов - хранение и захоронение отходов; - хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; - захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; - использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; - обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; - объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.); - трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств; - лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; - норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; - паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; - вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; - медицинские отходы - отходы, образующиеся в результате деятельности лечебно-профилактических учреждений вне зависимости от их профиля и коечной мощности; - неутилизируемые отходы - отходы, для которых на текущий момент отсутствуют условия переработки, использования; - бытовые отходы - различные виды отходов потребления, образующиеся у населения в быту; - качество отходов - совокупность свойств и (или) состояний отходов, характеризующая возможность применения способов обращения с ними; - переработка отходов - механическое, физико - химическое и биологическое преобразование отходов с целью получения продукции или извлечения из отходов полезных составляющих; - утилизация отходов - использование отходов или их переработка в полезные продукты; - несанкционированное размещение, переработка, использование отходов - обращение с отходами без соответствующего разрешения с нарушением установленных норм; - удаление отходов - комплекс мероприятий по сбору и транспортировке отходов; - санкционированные свалки - объекты захоронения промышленных и бытовых отходов, отведенные органами местного самоуправления и отвечающие минимуму природоохранных и санитарно-гигиенических требований; - несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов; - полигоны твердых бытовых отходов, токсичных промышленных отходов - объекты захоронения отходов, построенные в соответствии с проектными нормами; - удаление отходов - комплекс мероприятий по сбору и транспортировке отходов; - накопление отходов - временное складирование отходов на объекте, по объему превышающее необходимый минимум (тарная единица, партия) для их удаления; - коэффициент экологического состояния объектов захоронения - показатель, характеризующий степень соответствия объекта захоронения отходов природоохранным требованиям; - лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами Правовое регулирование в сфере обращения с отходами осуществляется федеральными законами "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей природной среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными федеральными нормативными правовыми актами, настоящим Законом и иными областными нормативными правовыми актами. Статья 3. Отходы как объект права собственности 1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, продуктов, товаров, иных изделий, в результате использования которых эти отходы образовались. 2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. 3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, а также передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. 4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, органы местного самоуправления или лицо, в собственности, владении либо пользовании которых находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, могут обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении отходов в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Статья 4. Цель и основные принципы управления в области обращения с отходами на территории области Целью областного закона об обращении с отходами производства и потребления является обеспечение экологической безопасности человека и окружающей среды от негативного воздействия образующихся и поступающих на территорию области отходов. Основными принципами управления в области обращения с отходами являются: - государственное регулирование и учет образующихся отходов путем лицензирования деятельности, нормирования, лимитирования образования и размещения отходов, их инвентаризации, классификации, выдачи разрешений и установления запретов; - экономическое стимулирование и организация деятельности по снижению негативного воздействия отходов на окружающую среду и человека; - государственный надзор и контроль за соблюдением установленных норм и правил в сфере обращения с отходами; - внедрение малоотходных технологий и комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; - свободный доступ к информации в области обращения с отходами; - прогнозирование и планирование необходимых мероприятий по обеспечению экологической безопасности при обращении с отходами; - сотрудничество с другими регионами, привлечение иностранных инвестиций в сферу обращения с отходами. ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Статья 5. Полномочия областной Думы в сфере обращения с отходами К полномочиям областной Думы в сфере обращения с отходами относятся: а) принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами в соответствии с законами Российской Федерации; б) утверждение областных целевых программ в сфере обращения с отходами; в) организация и осуществление контроля за исполнением федерального и областного законодательства в сфере обращения с отходами в пределах своей компетенции; г) иные полномочия, предоставленные федеральным и областным законодательством. Статья 6. Полномочия администрации области в сфере обращения с отходами К полномочиям администрации области в сфере обращения с отходами относятся: а) обеспечение проведения государственной политики в сфере обращения с отходами в соответствии с федеральным и областным законодательством; б) обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования; в) осуществление правового регулирования, организация и проведение государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами в пределах своей компетенции; г) определение уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере обращения с отходами на территории области и его компетенции; д) организация мониторинга и формирование банка данных об отходах и объектах их размещения на территории области, участие в ведении государственного кадастра отходов; е) разработка и реализация областных программ в сфере обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных, межрегиональных и местных программ в сфере обращения с отходами; ж) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; з) проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов; и) принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства; к) обеспечение населения информацией в сфере обращения с отходами; л) участие в международном и межрегиональном сотрудничестве в сфере обращения с отходами; м) иные полномочия в сфере обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации. Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами Органы местного самоуправления муниципальных образований области: а) устанавливают порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состояния городов и других населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон и иных мест при размещении отходов на территории муниципального образования; б) принимают участие в разработке областных и межрегиональных программ по обращению с отходами; в) разрабатывают и утверждают муниципальные программы по обращению с отходами, г) организуют на своей территории инвентаризацию, паспортизацию, учет, отчетность образования и движения бытовых отходов; д) представляют информацию по образованию и движению бытовых отходов для областного банка данных по отходам; е) обеспечивают реализацию областных, федеральных и межрегиональных программ по обращению с отходами при выделении соответствующих финансовых ресурсов; ж) организуют сбор, транспортировку, переработку, обезвреживание, утилизацию и размещение бытовых отходов; з) содействуют внедрению ресурсосберегающих и малоотходных технологий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на своей территории; и) выделяют земельные участки для размещения отходов по согласованию с уполномоченными органами области в сфере обращения с отходами; к) организуют, координируют и контролируют деятельность всех находящихся на их территории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с бытовыми отходами; л) объединяют на договорной основе средства юридических и физических лиц, местного бюджета для финансирования и строительства новых, расширения и реконструкции существующих объектов по переработке, обезвреживанию, уничтожению, размещению отходов; м) осуществляют контроль за деятельностью природопользователей по рекультивации загрязненных отходами земель; н) проводят среди населения с участием средств массовой информации разъяснительную работу о правовых, экологических и экономических аспектах проблемы отходов; о) приостанавливают в установленном действующим законодательством порядке деятельность предприятий и организаций по сбору цветных и черных металлов независимо от форм собственности в случае выявления нарушений экологических, санитарно-гигиенических нормативов и правил обращения с отходами. п) осуществляют иные полномочия в сфере обращения с отходами в соответствии с федеральным и областным законодательством; Статья 8. Компетенция специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами Специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере обращения с отходами на территории области является территориальный орган федерального специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами, который в соответствии со своей компетенцией: - осуществляет выдачу, приостановление действия и аннулирование разрешений на размещение, захоронение, перемещение (в том числе трансграничное), складирование, уничтожение, утилизацию промышленных и других опасных отходов; - производит лицензирование деятельности по обращению с отходами; - утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; - систематизирует отходы по классам опасности; - выдает природопользователям паспорта опасных отходов; - ведет региональный каталог отходов и реестр объектов размещения отходов; - осуществляет государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами; - осуществляет экологический мониторинг объектов размещения отходов; - осуществляет государственную экологическую экспертизу предпроектной и проектной документации в сфере обращения с отходами; - предъявляет иски о возмещении ущерба и принимает меры административного воздействия за нарушения установленных требований по обращению с отходами; - обеспечивает информацией по обращению с отходами органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, средства массовой информации и население области; - осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством. ГЛАВА III. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ Статья 9. Нормирование в сфере обращения с отходами 1. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. 2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Лимит размещения отходов устанавливает место их размещения, предельные размеры выделяемой площади, объем складируемых или захораниваемых отходов, способы и условия размещения отходов, их наименование и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей среды и условия жизни населения. 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 4. Разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Статья 10. Общие требования к обращению с отходами 1. Строительство и реконструкция предприятий, зданий, сооружений и других объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектных материалов. 2. Сжигание отходов допускается только в специальных установках при условии наличия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу. 3. Перемещение, транспортировка (в том числе трансграничная) отходов по территории области допускаются только в соответствующей таре и специально оборудованном транспортом. 4. Размещение отходов допускается только на специально оборудованных объектах, на основании соответствующих разрешений. 5. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль. Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию или размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 11. Требования к размещению отходов 1. Выбор мест под строительство объектов по размещению отходов на территории области планируется и осуществляется при наличии: а) специальных (инженерно-геологических, экологических, социальных и других) исследований; б) согласования со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и уполномоченным органом администрации области в сфере обращения с отходами; в) положительных заключений государственной экологической экспертизы. Разрешение на размещение отходов выдается только при обосновании невозможности или нецелесообразности их использования. 2. Размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшение состояния окружающей среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов на месте или после передачи их другим потребителям. 3. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 4. Запрещается захоронение отходов в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в водоохранных зонах, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на территориях залегания полезных ископаемых и проведения горных работ, в других местах, не соответствующих правилам, требованиям и нормативам по обеспечению безопасности размещения отходов, и где технически затруднено и экономически неэффективно выполнение соответствующих мероприятий, при отсутствии которых может возникнуть опасность для здоровья людей и состояния окружающей среды. 5. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную экологическую экспертизу, согласованными и утвержденными в установленном порядке. Прием объектов в эксплуатацию осуществляется комиссией в установленном порядке. 6. Собственник объекта размещения отходов или лицо, во владении или пользовании которого находится объект размещения отходов, обязан осуществлять экологический мониторинг мест размещения отходов и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 12. Требования к обращению с бытовыми отходами 1. Санитарная очистка территории населенных пунктов, садоводческих товариществ, баз отдыха, иных мест отдыха населения от бытовых отходов осуществляется на основании схем санитарной очистки, разрабатываемых и функционирующих под управлением органов местного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления совместно с собственниками объектов, на которых образуются твердые и бытовые отходы, в соответствии с разработанной схемой санитарной очистки обеспечивают строительство и экологически безопасное функционирование объектов захоронения, сортировку и сбор твердых бытовых отходов. Места расположения контейнерных площадок согласовываются в установленном порядке. 3. Перевозки твердых бытовых отходов осуществляются только специально оборудованным транспортом в соответствии с установленным графиком. 4. Запрещается сжигание твердых бытовых отходов, листвы на территориях населенных мест вне специальных установок. Статья 13. Требования к утилизации, обезвреживанию отходов 1. Утилизация, обезвреживание отходов должны производиться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями, государственными стандартами и техническими нормами. 2. Переработка, обезвреживание и использование (включая сжигание) опасных отходов допускаются на основании разрешений, выдаваемых соответствующими органами исполнительной власти. 3. Переработку и обезвреживание опасных отходов могут осуществлять лишь хозяйствующие субъекты, имеющие лицензию на данный вид деятельности. 4. При обезвреживании отходов не должно появляться новых отходов, выбросов и сбросов, загрязняющих окружающую среду, более высокого класса опасности. 5. При выборе метода утилизации, обезвреживания отходов, предпочтение должно отдаваться методу, обеспечивающему наименьший экологический ущерб окружающей среде. Статья 14. Требования при обращении с опасными отходами 1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду производителем отходов подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 2. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации. 3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 4. На опасные отходы оформляется паспорт. Порядок паспортизации определяется Правительством Российской Федерации. 5. Лица, допущенные к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами на право работы с опасными отходами. 6. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с опасными отходами, обязаны обеспечивать безопасность своих работников, населения и надежную защиту окружающей среды от опасного воздействия отходов. 7. Любые опасные отходы подлежат удалению (захоронению и (или) уничтожению) или обезвреживанию с соблюдением необходимых мер предосторожности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие удаление или обезвреживание опасных отходов, обязаны вести их учет в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией; порядок статистического учета и отчетности устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Допускается временное хранение опасных отходов на территории организаций, где эти отходы производятся, при оформлении соответствующего разрешения, в котором устанавливаются сроки, условия и порядок хранения опасных отходов. 8. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена, приостановлена или запрещена в порядке, определяемом действующим законодательством. 9. Ввоз опасных отходов на территорию области из других регионов Российской Федерации с целью их использования, обезвреживания на предприятиях, имеющих соответствующую лицензию, запрещается без разрешения исполнительных органов государственной власти в области обращения с отходами. Трансграничное перемещение опасных отходов по территории области осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством. Статья 15. Требования к транспортированию отходов 1. Транспортирование отходов производится только специально оборудованными транспортными средствами, обеспечивающими предотвращение потерь (россыпи, пролива и др.), при наличии паспорта отходов и документации для транспортирования отходов с указанием количества отходов, цели и места транспортирования. 2. Порядок транспортирования опасных отходов на конкретных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, водном), требования по обеспечению безопасности работников и предотвращению воздействия на окружающую среду при транспортировании и выполнении погрузочно - разгрузочных работ и другие требования определяются государственными стандартами, нормами и правилами, утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 3. Ответственность за ненадлежащее обращение с отходами с момента погрузки на транспортное средство и до выгрузки в установленном месте несет перевозчик, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которому принадлежит данное транспортное средство. Статья 16. Требования при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами 1. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы на проекты, техническую и технологическую документацию, регламентирующие деятельность, связанную с обращением с отходами. 2. При проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются бытовые отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами. 3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предусматривать в проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, расширение объектов максимальное применение безотходных и малоотходных технологий, комплексное использование природных ресурсов, утилизацию или обезвреживание опасных отходов. Статья 17. Требования по обращению с отходами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: 1) предотвращать образование или уменьшать количество образующихся отходов путем внедрения ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий; 2) проводить инвентаризацию образовавшихся отходов и объектов их размещения; 3) вести первичный учет образования и движения отходов и представлять в установленном порядке отчетность в статистические органы; 4) осуществлять производственный контроль в области обращения с отходами; 5) предоставлять специально уполномоченным органам и уполномоченным органам исполнительной власти в сфере обращения с отходами на территории области, а также органам местного самоуправления необходимую достоверную информацию по обращению с отходами; 6) организовывать сбор образующихся отходов, их размещение в специально отведенных местах; 7) соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные федеральным и областным законодательством в сфере охраны окружающей природной среды и здоровья человека; 8) не допускать захоронения, уничтожения отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья; 9) соблюдать требования по предупреждению и принимать неотложные меры по ликвидации аварий, связанных с обращением с отходами. Статья 18. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами 1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, ведут в установленном порядке первичный учет образования, движения и размещения отходов. Учету подлежат также заготовленные специализированными организациями отходы, хранящиеся и захороненные на территории области. Учет и контроль за движением и размещением отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации, производится отдельно. 2. Порядок учета в области обращения с отходами определяют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок статистического учета в области обращения с отходами устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. 3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают хранение учетных и отчетных форм в области обращения с отходами в течение сроков, определяемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Статья 19. Государственный кадастр отходов 1. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. 2. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации. Статья 20. Информатизация при обращении с отходами 1. Информатизация при обращении с отходами предусматривает все виды деятельности по информационному обеспечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и населения объективными и достоверными сведениями в установленном законодательством порядке. 2. Информатизация производится с использованием современных машинно-ориентированных программ и технических средств на основе обработки, учетных форм, утвержденных администрацией области. 3. В базу данных об отходах включаются сведения: а) об объемах образования отходов производства и потребления различного рода, их свойствах, степени опасности для окружающей среды и здоровья населения, возможном направлении использования ресурсов вторичного сырья; б) о местах и условиях размещения отходов различного рода, их объемах, свойствах, влиянии на состояние окружающей среды, лимитах хранения и захоронения; в) о местах подготовки, переработки, обезвреживания, использования отходов, объемах переработки, других направлениях и объемах использования; г) о потребностях производства в области и других регионах в различных ресурсах продукции, получаемой при использовании отходов; д) о применяемых и перспективных технологиях, средствах и методах переработки, обезвреживания, использования, ликвидации отходов, разработчиках технологий и оборудования, об организациях - изготовителях оборудования; е) о правовых актах, нормативных, инструктивных, методических документах, требованиях, правилах, положениях, нормах и нормативах, стандартах, относящихся к сфере обращения с отходами. 4. Организация и финансирование информационного обеспечения по всем вопросам обращения с отходами производства и потребления возлагаются на администрацию области. 5. Информация по техническим и экономическим вопросам обращения с отходами должна быть доступна без ограничений и предоставляется на договорных условиях юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, общественным организациям и объединениям граждан, заинтересованным в экологически безопасном обращении с отходами в области. Статья 21. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению 1. Физические лица могут осуществлять в порядке, установленном действующим законодательством, отчуждение лома и отходов цветных и (или) черных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных и (или) черных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных и (или) черных металлов, утвержденному органами государственной власти области. 2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы. 3. Правила обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. ГЛАВА IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Статья 22. Основные направления экономического регулирования в области обращения с отходами Экономическое регулирование в области обращения с отходами на территории области направлено на: - уменьшение количества образуемых отходов; - увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную деятельность; - уменьшение объемов захоронения отходов; - применение для переработки и размещения отходов экологически приемлемых технологий; - обеспечение равных возможностей для юридических лиц независимо от их форм собственности и подчиненности и индивидуальных предпринимателей в деятельности, связанной с обращением с отходами; - повышение ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан за загрязнение отходами окружающей среды. Механизм организационно-экономического регулирования в области обращения с отходами должен предусматривать: а) дифференцирование платежей за размещение отходов в зависимости от класса опасности и сырьевой ценности отходов, их пригодности и подготовленности для последующего использования, от экологической обстановки на соответствующей территории, от потребностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующей территории во вторичном сырье, от превышения установленных лимитов на размещение отходов; б) предоставлен юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим уменьшение образования отходов, сортировку, сбор, обезвреживание, переработку и использование отходов с применением экологически приемлемых технологий, налоговых, кредитных и других льгот; в) дифференцирование платы за услуги по сбору, переработке, размещению отходов с учетом их объема, класса опасности, экологической надежности их размещения, месторасположения объекта размещения; г) целевое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, проектов по переработке и обезвреживанию отходов; д) применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности по обращению с отходами; е) уменьшение платежей за загрязнение окружающей среды, или освобождение от них за выполнение природоохранных мероприятий, или зачисление средств, затраченных на выполнение этих мероприятий, в счет указанных платежей. Меры экономического и другого стимулирования деятельности в сфере обращения с отходами определяет администрация области с участием территориального органа специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды. Налоговые льготы устанавливаются законом области в соответствии с действующим законодательством. Статья 23. Плата за размещение отходов 1. Плата за размещение отходов взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Базовые нормативы платы за размещение отходов, порядок установления и взимания платы определяет Правительство Российской Федерации. 3. Дифференцированные ставки платы за размещение отходов устанавливает администрация области по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами на основании базовых нормативов платы за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях, лимитов на размещение отходов, количества и классов опасности отходов. ГЛАВА V. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Статья 24. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами 1. Государственный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы и уполномоченные органы исполнительной власти в сфере обращения с отходами на территории области в пределах своей компетенции. 2. Государственный контроль в сфере обращения с отходами осуществляется по следующим направлениям: - выполнение и соблюдение юридическими лицами независимо от их форм собственности и подчиненности и физическими лицами экологических, санитарных и иных правил, требований, норм и нормативов в сфере обращения с отходами; - соблюдение требований к трансграничному перемещению отходов; - соблюдение требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе требований пожарной, радиационной и химической безопасности, при обращении с отходами; - влияние объектов размещения отходов на состояние окружающей среды; - соблюдение условий осуществления деятельности в сфере обращения с опасными отходами на основании соответствующей лицензии; - выполнение мероприятий по минимизации образования отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья; - полнота и достоверность предоставляемой информации в сфере обращения с отходами; - принятие мер по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере обращения с отходами; - соблюдение правил и требований транспортирования опасных отходов. Органы, осуществляющие государственный контроль в сфере обращения с отходами, вправе: - ставить вопрос о привлечении в установленном порядке лиц, виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами и настоящего Закона, к ответственности, применять штрафные санкции; - предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью человека, имуществу юридических и физических лиц; - ограничивать, приостанавливать или прекращать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения с отходами, представляющую реальную или потенциальную опасность для окружающей природной среды. 3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль в сфере обращения с отходами, подлежат обязательному выполнению. 4. Решения органов, осуществляющих государственный контроль в сфере обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Статья 25. Производственный контроль в сфере обращения с отходами 1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований федерального и областного законодательства в сфере обращения с отходами. 2. Порядок осуществления производственного контроля в сфере обращения с отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами и уполномоченными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами на территории области. Статья 26. Общественный контроль в области обращения с отходами Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане, общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. ГЛАВА VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Статья 27. Виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами 1. К нарушениям законодательства в области обращения с отходами относятся: - нарушение лицензионных условий деятельности и отсутствие лицензий на деятельность в области обращения с отходами; - принятие нормативных правовых актов и других документов, противоречащих законодательству в области обращения с отходами; - отсутствие лицензии на деятельность в области обращения с отходами; - отсутствие разрешения на транспортировку, размещение и переработку отходов; - несоблюдение установленного порядка, норм, нормативов и правил при обращении с отходами; - неисполнение предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения с отходами; - несвоевременное представление или представление необъективной информации по обращению с отходами; - превышение установленных лимитов размещения отходов на объектах хранения и захоронения отходов; - уничтожение или снижение ресурсной ценности вторичных ресурсов в результате несоблюдения правил их складирования и хранения; - несоблюдение установленных правил и режимов (норм) эксплуатации предприятий или установок по переработке, складированию, захоронению и обезвреживанию отходов; - передача опасных отходов в обращение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, не обладающим лицензией и разрешением на соответствующий вид деятельности; - ведение работ по обращению с отходами без проектной или другой технической документации, согласованной и утвержденной в установленном порядке; - самовольное размещение отходов в неустановленных (несанкционированных) местах; - невыполнение требований по ведению мониторинга мест размещения отходов; - нарушение установленного порядка уборки населенных пунктов и мест временного проживания граждан; - нарушение иных норм, предусмотренных соответствующим законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными правовыми нормативными актами области. 2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 28. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 29. Приведение нормативных правовых актов области в соответствие с настоящим Законом Со дня вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые акты органов государственной власти области, органов местного самоуправления, регулирующие деятельность в сфере обращения с отходами, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. Нормативные правовые акты органов государственной власти области, органов местного самоуправления привести в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу и принять соответствующие нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Закона. Глава администрации Воронежской области В. Кулаков г. Воронеж, 21 февраля 2002 года N 11-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|