Расширенный поиск
Закон Воронежской области от 10.04.2000 № 155-II-ОЗВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН Утратил силу - Закон Воронежской области от 23.12.2011 г. N 201-ОЗ ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Принят областной Думой 30 марта 2000 года (В редакции Законы Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ; от 14.02.2005 г. N 10-ОЗ; от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ; от 14.11.2008 г. N 110-ОЗ; от 30.03.2009 г. N 22-ОЗ; от 12.05.2009 г. N 35-ОЗ; от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ; от 02.06.2010 г. N 48-ОЗ) Настоящий Закон устанавливает на территории Воронежской области правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и подчиненности (далее по тексту – организации) и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. (В редакции Законы Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ; от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе В настоящем законе используются следующие основные понятия: охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме; безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг; (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) работник – физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем; (Дополнен - Закон Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ) работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры; (В редакции Законы Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ; от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) несчастный случай на производстве – событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях как на территории работодателя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном работодателем, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть; (Дополнен - Закон Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ) профессиональное заболевание – хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности; (Дополнен - Закон Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ) гарантии прав работников на охрану труда – средства, способы и условия, обеспечивающие работникам полную возможность пользоваться правами на охрану труда, установленными Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда; (Дополнен - Закон Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ) иные уполномоченные работниками представительные органы – советы, комитеты, комиссии, группы и другие органы, которые коллектив сочтет необходимым создать либо привлечь для выработки предложений и участия в управлении организацией или которые уже действуют по решению трудового коллектива. (Дополнен - Закон Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ) Статья 2. Правовое регулирование охраны труда и сфера применения настоящего закона в Воронежской области 1. Правовое регулирование в области охраны труда в Воронежской области (далее - области) осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими Федеральными законами и иными нормативными правовым актами Российской Федерации, настоящим законом, а также законами и иными нормативными правовыми актами Воронежской области. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) 2. Действие настоящего закона распространяется на: работодателей; работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии; лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, в соответствии с которым страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы; студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику; военнослужащих, направляемых на работу в организации; граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях; на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в трудовых отношениях с ра ботодателями (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации). (В редакции Закона Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ) 3. Особенности регулирования отношений в области охраны труда для иностранных граждан, работающих на территории области, устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон, не противоречащими действующему законодательству, настоящему закону, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями). (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Статья 4. Основные направления политики Воронежской области в области охраны труда (Статья в редакции Закона Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ) 1. Основными направлениями государственной политики Воронежской области в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Воронежской области в области охраны труда, а также целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда на территории Воронежской области; внутриведомственный государственный контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в подведомственных организациях; осуществление государственной экспертизы труда в пределах своих полномочий; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; (В редакции Закона Воронежской области от 12.05.2009 г. N 35-ОЗ) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; участие в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации; содействие в организации государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; участие в обеспечении функционирования единой информационной системы охраны труда. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) 2. Реализация основных направлений государственной политики Воронежской области в области охраны труда базируется на принципах: (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) - признания и обеспечения приоритета безопасности жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности; - взаимодействия и сотрудничества (социального партнерства) всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда: государственных органов, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. (В редакции Закона Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ) Статья 5. Полномочия органа исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда К полномочиям органа исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда относятся: обеспечение реализации на территории Воронежской области государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; (В редакции Закона Воронежской области от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ) разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов Воронежской области об охране труда; разработка и реализация областных целевых программ улучшения условий и охраны труда; разработка предложений в проекты федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; (Утратил силу - Закон Воронежской области от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ) организация проведения на территории Воронежской области в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте; (В редакции Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. N 110-ОЗ) оказание методической и информационной помощи по охране труда органам местного самоуправления (администрациям) городов и районов, организациям Воронежской области всех организационно-правовых форм и форм собственности; взаимодействие по вопросам охраны труда на территории Воронежской области с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, объединениями работодателей, профсоюзными и другими объединениями; (В редакции Закона Воронежской области от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ) (Утратил силу - Закон Воронежской области от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ) осуществление на территории Воронежской области в установленном порядке государственной экспертизы условий труда, организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и проведения подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; (В редакции Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. N 110-ОЗ) осуществление добровольной уведомительной регистрации организаций и специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда на территории Воронежской области; разработка совместно с заинтересованными организациями мероприятий по обобщению и распространению передового опыта в области охраны труда, организация смотров-конкурсов, выставок средств индивидуальной защиты, приборов контроля и измерений; участие в проверке правильности установления надбавок и скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (В редакции Закона Воронежской области от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ) организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Воронежской области. (Дополнен - Закон Воронежской области от 14.11.2008 г. N 110-ОЗ) осуществление иных полномочий в области охраны труда в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области. Работники органа исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда имеют статус государственных служащих и право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, запрашивать, получать информацию о состоянии условий и охраны труда, иметь к ней доступ. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) участие в установленном порядке в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев, несчастных случаев со смертельным исходом, происшедших в организациях Воронежской области; (Дополнен - Закон Воронежской области от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ) осуществление организационно-технического обеспечения деятельности областного координационного совета по охране труда. (Дополнен - Закон Воронежской области от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ) Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда (Статья в редакции Закона Воронежской области от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ) Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами Воронежской области. Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда Государственные нормативные требования охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах области об охране труда, устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. ГЛАВА II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 7. Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда 1. Каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, то есть защищенное от воздействия вредных и опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, управлением труда Воронежской области, а также органами профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; обращение в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Воронежской области и органы местного самоуправления Воронежской области, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования); компенсации, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 2. Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя. 3. В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Статья 8. Обязанности работника в области охраны труда Работник обязан: соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных действующим законодательством. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 9. Права работодателя в области охраны труда (В редакции Законы Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ; от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Работодатель имеет право: на получение информации, методической помощи и содействие государственных органов, органов местного самоуправления в области обучения, пропаганды безопасных методов и приемов труда, других направлений деятельности по охране труда; принимать участие в проводимых федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органом исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда, органами профсоюзного и иного общественного контроля проверках соблюдения законодательства об охране труда в организации и быть информированным о результатах проверок; (В редакции Закона Воронежской области от 14.02.2005 г. N 10-ОЗ) на возмещение в установленном законодательством порядке материальных затрат по устранению опасных и вредных производственных факторов, когда их возникновение обусловлено причинами, не зависящими от работодателя; привлекать работников организаций за нарушение норм и правил по охране труда к дисциплинарной, материальной ответственности и, в случае необходимости, передавать материалы в правоохранительные органы для привлечения виновных к административной и уголовной ответственности; на обжалование в установленном законодательством порядке действий и решений должностных лиц соответствующих федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органа исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда; (В редакции Закона Воронежской области от 14.02.2005 г. N 10-ОЗ) выходить с предложениями в соответствующие органы исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда о разработке или изменении стандартов или норм по условиям и охране труда. (В редакции Закона Воронежской области от 14.02.2005 г. N 10-ОЗ) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. (В редакции Закона Воронежской области от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ) Статья 10. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; (В редакции Закона Воронежской области от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; (В редакции Закона Воронежской области от 29.12.2009 г. N 196-ОЗ) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органу исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, органа исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) ГЛАВА IV. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА Статья 11. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу Законодательные (представительные), исполнительные, правовые и надзорно-контрольные органы гарантируют защиту права на охрану труда участникам трудовых или гражданско-правовых договорных отношений. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) В трудовом договоре в обязательном порядке должны быть указаны: правильное наименование профессии достоверная характеристика условий труда на рабочем месте по опасным и вредным производственным факторам, а также виды и размеры компенсаций, представляемых за работу в этих условиях. Запрещается привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья, а также допуск к работе лиц, не имеющих необходимую профессиональную подготовку, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда. Статья 12. Ограничение и запрещение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах. Запрещается применение труда женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается и запрещается применение труда женщин и работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельно допустимые нормы нагрузок утверждаются в порядке, установленном федеральным законодательством. Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до восемнадцати лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Статья 13. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) 1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. 2. На время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения государственных нормативных требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. 3. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством) работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. 4. В случае если предоставление другой работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с действующим законодательством. 5. В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с действующим законодательством. 6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности. 7. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом. ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 14. Государственное управление охраной труда в Воронежской области 1. Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда, в обеспечении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Воронежской области, содержащих нормы трудового права. 2. Государственное управление охраной труда в Воронежской области в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляет федеральный орган исполнительной власти и исполнительный орган государственной власти Воронежской области в области охраны труда в пределах своих полномочий. 3. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления Воронежской области в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами Воронежской области. (В редакции Законы Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ; от 14.02.2005 г. N 10-ОЗ; от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Статья 15. (Статья утратила силу - Закон Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Статья 16. Служба охраны труда в организации 1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. 2. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. 3. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. 4. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Статья 17. комитеты (комиссии) по охране труда 1. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) 2. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) ГЛАВА VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 18. Координационные советы (межведомственные комиссии) по охране труда Для координации работы по охране труда могут создаваться областной, городские и районные Координационные советы (межведомственные комиссии) по охране труда. Положение об областном Координационном совете (межведомственной комиссии) утверждается нормативным правовым актом Воронежской области. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Статья 19. Программы по улучшению условий и охраны труда 1. В целях обеспечения единой государственной политики в области охраны труда в Воронежской области разрабатываются областные целевые программы (далее - программы) по улучшению условий и охраны труда. 2. Разработка программ по улучшению условий и охраны труда осуществляется органом исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда при участии органов государственного надзора и контроля в пределах своей компетенции, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных заинтересованных организаций. 3. (Утратил силу - Закон Воронежской области от 30.03.2009 г. N 22-ОЗ) 4. В целях решения вопросов охраны труда и безопасности производства в муниципальных образованиях Воронежской области органы местного самоуправления могут самостоятельно разрабатывать, утверждать и реализовывать муниципальные программы по улучшению условий и охраны труда. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Статья 20. Финансирование программ и мероприятий по улучшению условий и охраны труда 1. Финансирование программ по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном действующим законодательством. 2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. 3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Статья 21. Фонды охраны труда Фонды охраны труда формируются на следующих уровнях: областной фонд охраны труда; фонды охраны труда муниципальных образований; фонды охраны труда организаций. Формирование и расходование фондов охраны труда определяется соответствующими нормативными актами и положениями о них. ГЛАВА VII. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Статья 22. Органы государственного надзора и контроля Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, санитарно-гигиенических, промышленной безопасности и иных специфических требований охраны и безопасности труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органом исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда в соответствии с нормами федерального законодательства. (В редакции Законы Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ; от 14.02.2005 г. N 10-ОЗ) Статья 23. Государственная экспертиза условий труда 1. На территории Воронежской области государственная экспертиза условий труда в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органом исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. N 110-ОЗ) 2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда; фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве. 3. Государственной экспертизе условий труда, в том числе проводимой на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации подлежат документация и материалы по условиям и охране труда. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Статья 24. Общественный контроль за охраной труда Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и другие уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и трудовых коллективов. (В редакции Законы Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ; от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов имеют право: принимать участие в формировании программ (мероприятий) по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы и условия охраны труда; осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда; принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное расследование; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей об условиях и охране труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) предъявлять требования о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; выдавать работодателям обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда; проверять состояние условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства, в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, а также споров, связанных с изменениями условий труда; обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении норм по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников. (В редакции Закона Воронежской области от 12.03.2008 г. N 8-ОЗ) ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 25. Ответственность за нарушение настоящего закона Нарушение работодателями и должностными лицами организаций требований охраны труда, невыполнение обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), препятствие в деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, органа исполнительной власти Воронежской области в области охраны труда, органов общественного контроля и в зависимости от характера этих нарушений и наступивших последствий привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. (В редакции Законы Воронежской области от 10.02.2003 г. N 7-ОЗ; от 14.02.2005 г. N 10-ОЗ) Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом Нормативные правовые акты администрации области, органов местного самоуправления и организаций должны быть приведены в соответствие с настоящим законом в течение 6 месяцев со дня его принятия. Статья 27. Вступление в силу настоящего закона Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областной Думы А. Голиусов г. Воронеж, Парламентский центр, 10 апреля 2000 года N 155-II-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|