Расширенный поиск
Постановление правительства Воронежской области от 09.12.2015 № 960Правительство Воронежской области П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 09 декабря 2015 г. № 960 Об утверждении Концепции инновационной политики Воронежской области на 2016–2020 годы В соответствии со статьей 7 Закона Воронежской области от 06 октября 2011 года № 133-ОЗ «Об инновационной политике Воронежской области» в целях повышения эффективности и обеспечения координации инвестиционной деятельности, направленной на развитие научно-технического потенциала Воронежской области, реализации инновационных проектов правительство Воронежской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию инновационной политики Воронежской области на 2016–2020 годы (далее – Концепция). 2. Возложить на департамент экономического развития Воронежской области (Букреев) функции координирующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области по реализации Концепции. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области при разработке и реализации мероприятий по поддержке и развитию инновационной деятельности предприятий руководствоваться положениями Концепции. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор Воронежской области А.В. Гордеев Утверждена постановлением правительства Воронежской области от 09 декабря 2015 г. № 960 КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016–2020 ГОДЫ 1. Введение. Общие положения и определения Концепция инновационной политики Воронежской области на 2016-2020 годы (далее – Концепция) разработана в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года. Концепция основывается на положениях Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», законах Воронежской области от 6 октября 2011 года № 133-ОЗ «Об инновационной политике Воронежской области», от 5 июня 2006 года № 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области». Для целей настоящей Концепции используются следующие термины: инновации – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях; инновационная деятельность – деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности; инновационная система – совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государственной политики в области развития инновационной системы; инновационная политика Воронежской области – совокупность определенных органами государственной власти Воронежской области в соответствии с действующим законодательством мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности; инновационная сфера – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций; инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг; инновационная культура – совокупность знаний, умений и опыта комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в разных сферах человеческой жизнедеятельности; региональная инновация – инновация, новизна которой определяется исходя из уровня, достигнутого в конкретном регионе; уполномоченный орган – департамент экономического развития Воронежской области; уполномоченная организация – ОКУ «Агентство по инновациям и развитию».
2. Современное состояние инновационной деятельности в Воронежской области и проблемы ее развития
2.1. Состояние инновационного развития Воронежской области 2.1.1. Основные характеристики инновационного развития Воронежской области
Воронежская область характеризуется высокой концентрацией научно-образовательных организаций и значительным инновационным потенциалом. В сфере научных исследований по числу организаций Воронежская область занимает 12-е место в РФ и 3-е место в Центральном федеральном округе (далее - ЦФО), по числу занятых в этой сфере – 11-е место среди субъектов РФ и 3-е место в ЦФО. Научные исследования и разработки ведут 56 организаций, в которых, по данным Росстата, работают более 10,8 тыс. человек. По объему внутренних затрат на исследования и разработки (6,35 млрд руб.) Воронежская область в 2014 году заняла 21-е место в РФ и 4-е место среди регионов ЦФО. Тем не менее доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте (далее – ВРП) по данным за 2013 год составляет около 1% (для сравнения: в среднем по РФ – 1,4 %, в ЦФО – 2,1 %). Для региона характерен высокий уровень изобретательской активности. По количеству заявок на выдачу патентов на изобретение и полезную модель Воронежская область стабильно занимает 3-е место в ЦФО (после г. Москвы и Московской области). В 2014 году отмечалось увеличение количества патентных заявок по сравнению с 2013 годом: на изобретения – с 569 до 634, или на 11,4 %, на полезные модели – с 165 до 176, или на 10,7 %. За период с 2010 по 2014 год количество выданных патентов по изобретениям увеличилось на 37 %, по полезным моделям – на 38 %. В 2014 году были выданы 521 патент на изобретения и 154 патента на полезные модели, что ниже уровня 2013 года на 10,1% и 2,5%, соответственно. По индексу инновационной активности Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Воронежская область занимает 29-е место в РФ и относится к субъектам со средней инновационной активностью. В 2013 году количество организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в регионе возросло по сравнению с 2009 годом на 13,8% и составило 66 единиц, причем 92 % из них осуществляли технологические инновации. Несмотря на высокий потенциал, уровень инновационной активности остается невысоким, что сдерживает технологические преобразования в регионе. По данным Воронежстата, в 2014 году осуществляли инновационную деятельность 10,3 % из общего числа обследованных организаций. По числу используемых передовых производственных технологий Воронежская область занимает только 10-е место в ЦФО, заметно уступая регионам-лидерам. Тем не менее в последние годы предприятия стали активнее использовать в производстве передовые технологии. Так, в 2014 году число используемых передовых производственных технологий возросло на 4 % по сравнению с предыдущим годом (в 2013 году – на 14 %). По итогам 2013 года доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей Воронежской области в ВРП составила 18,9 % (в 2012 году – 19,2 %). В 2014 году затраты организаций на технологические инновации составили 6 769,7 млн руб. (9-е место в ЦФО), что ниже уровня 2013 года на 10,5 %. В Воронежской области, как и в России в целом, невелика доля малых инновационных предприятий (далее – МИП) в общем числе малых предприятий. По данным Воронежстата, удельный вес МИП от общего числа обследованных малых предприятий возрос с 5,3 % в 2009 году до 9,7 % в 2013 году. По данному показателю Воронежская область поднялась с 19-го на 4-е место среди субъектов РФ. В рейтинге инвестиционного климата Эксперт-РА в 2014 году по уровню развития инновационного потенциала область находилась на 12-м месте среди субъектов РФ (в 2012 году – на 16-м).
2.1.2. Законодательство Воронежской области в сфере инноваций
В Воронежской области разработана нормативная правовая база инновационной деятельности, направленная на создание инновационной инфраструктуры, формирование механизмов государственной поддержки инновационных проектов, разработку системы кадрового и информационного обеспечения инновационного прогресса, встраивание региональной инновационной системы в национальную инновационную систему. С целью развития региональной инновационной системы были приняты следующие законы Воронежской области: - от 09.10.2007 № 98-ОЗ «О науке и научно-технической политике в Воронежской области»; - от 05.06.2006 № 43-ОЗ «О технопарках в Воронежской области» (первый региональный закон о технопарках в России); - от 06.10.2011 № 133-ОЗ «Об инновационной политике Воронежской области»; - от 21.02.2002 № 10-ОЗ «О промышленной деятельности в Воронежской области» (признан утратившим силу Законом Воронежской области от 05.05.2015 № 47-ОЗ); - от 01.11.2011 № 151-ОЗ «О государственно-частном партнерстве в Воронежской области». В 2010 году в Воронежской области разработаны и утверждены Концепция областной инновационной политики на 2010-2015 год, а также долгосрочная областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы». С целью поддержки создания и развития МИП, поддержки действующих инновационных компаний и вывода на рынок инновационных продуктов – объектов интеллектуальной собственности и организации их использования на протяжении последних лет приняты следующие постановления правительства Воронежской области: - от 08.10.2010 № 839 «Об утверждении Положения о порядке предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции» (признано утратившим силу постановлением правительства Воронежской области от 10.10.2014 № 920); - от 12.08.2011 № 697 «О ежегодном межвузовском конкурсе инновационных проектов «Кубок инноваций»; - от 17.11.2011 № 1006 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на финансирование инновационных проектов Воронежской области, находящихся на начальной стадии развития, совместно с государственным Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; - от 31.10.2012 № 983 «О создании межведомственной комиссии по отбору и оценке заявок на предоставление государственной (областной) поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства» (признано утратившим силу постановлением правительства Воронежской области от 27.02.2015 № 127); - от 20.09.2013 № 817 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку малых инновационных предприятий, созданных образовательными организациями высшего образования и осуществляющих деятельность по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности»; - от 16.10.2013 № 894 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета субъектам инновационной деятельности в соответствии с долгосрочной областной целевой программой «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы» на поддержку системообразующих инновационных проектов на 2013 год»; - от 23.12.2013 № 1137 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий по созданию и развитию региональных центров поддержки технологий и инноваций на 2013 год». В настоящее время в Воронежской области реализуются следующие стратегические документы: - Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года, утвержденная Законом Воронежской области от 30.06.2010 № 65-ОЗ; - Региональная схема (план) развития и размещения производительных сил Воронежской области, утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 24.07.2015 № 618; - Программа социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы, утвержденной Законом Воронежской области от 08.06.2012 № 80-ОЗ; - подпрограмма 3 «Стимулирование развития инноваций» государственной программы Воронежской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1190; - Прогноз научно-технологического развития Воронежской области на период до 2030 года, утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 26.03.2014 № 245.
2.1.3. Состояние инновационной инфраструктуры региона
В Воронежской области создана инновационная инфраструктура, в состав которой входят: 1) организации, оказывающие поддержку и содействие субъектам инновационной деятельности: - ОКУ «Агентство по инновациям и развитию»; - ГБУ «Центр кластерного развития Воронежской области»; - Некоммерческое партнерство «Ассоциация инновационно-технологических организаций «Воронежинтех»; - ЗАО «Воронежский инновационно-технологический центр»; - АНО «Центр финансовых услуг»; - Швейцарский Фонд поддержки экономических реформ; - Воронежская областная общественная организация «Объединение предпринимателей»; - Воронежский региональный союз предпринимателей «ОПОРА»; - Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области; - Торгово-промышленная палата Воронежской области; 2) организации, оказывающие услуги по патентно-правовым вопросам, вопросам защиты интеллектуальной собственности: - Воронежский центр научно-технической информации – филиал ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России; - ЗАО «Воронежский инновационно-технологический центр»; - ФГБУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»; - Некоммерческое партнерство «Инновационный патентно-правовой центр Воронежской области»; - Воронежская региональная общественная организация «Научно-техническое общество»; - Воронежский областной совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов; 3) технопарки Воронежской области: - «Содружество»; - «Митэм»; - «Космос-Нефть-Газ»; - «Авиационный»; 4) бизнес-инкубаторы Воронежской области: - «Авиационный»; - «Восток»; - бизнес-инкубаторы ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» и ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»; 5) фонды поддержки предпринимательства: - Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области; - Фонд развития предпринимательства Воронежской области; - Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Воронежской области; - Гарантийный фонд Воронежской области; 6) институты развития федерального уровня, оказывающие поддержку инновационной деятельности Воронежской области: - ФГБУ «Фонд поддержки малых форм предприятий в научно-технической сфере»; - ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований»; - ОАО «Российская венчурная компания»; - Роспатент России; - Фонд «Сколково»; - ОАО «РОСНАНО» и др. Поддержку инновационной деятельности в муниципальных образованиях Воронежской области осуществляют фонды и центры поддержки малого предпринимательства. В Воронеже действуют 4 фонда – Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области, Фонд развития предпринимательства Воронежской области, Воронежский венчурный фонд, Гарантийный фонд Воронежской области. Созданы 3 региональных инновационных центра на базе центров поддержки малого предпринимательства – в г. Борисоглебске, Лискинском и Россошанском районах. Для инновационного развития региона создана обширная информационная база, в том числе: - сайты ОКУ «Агентство по инновациям и развитию» и ГБУ «Центр кластерного развития Воронежской области»; - портал Воронежской области «Инновации в бизнесе»; - портал улучшения делового климата в Воронежской области и т.д. В целях развития инновационной культуры в предпринимательской среде и у населения Воронежской области ежегодно проводится межрегиональный интернет-форум «РИФ-Воронеж». Организуются интерактивные конкурсы в сети Интернет на лучшую инновационную идею «Правила роста» и межвузовский конкурс инновационных проектов «Кубок инноваций», направленный на формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности, а также стимулирование целенаправленной инновационной работы вузов по разработке инновационных проектов и продукции для коммерциализации и освоения предприятиями Воронежской области. Воронежская область ежегодно размещает коллективную экспозицию на Московском международном форуме инновационного развития «Открытые инновации», участвует в других значимых форумах и выставках федерального значения. На территории Воронежской области продолжается реализация проектов по развитию технопарков: «Содружество», «Митэм», «Космос-Нефть-Газ», «Воронежский авиационный технопарк», на территории которых расположено более 60 малых инновационных предприятий. В ближайшей перспективе планируется создать технопарк «Воронеж». В регионе функционируют государственные бизнес-инкубаторы «Авиационный» (г. Воронеж) и «Восток» (г. Борисоглебск), а также бизнес-инкубаторы на базе ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий» и ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет». В семи высших учебных заведениях области работают офисы коммерциализации. Организовано взаимодействие вузов области с крупными промышленными предприятиями Воронежской области (открыты кафедры и научно-исследовательские подразделения на ОАО «ВАСО», ОАО «КБХА», ОАО «Концерн «Созвездие», ОАО «РИФ» и др.). В целях размещения инновационных производств помимо бизнес-инкубаторов и технопарков на территории региона возможно использовать инвестиционную инфраструктуру Воронежской области. На территории региона функционирует двухуровневая система индустриальных парков: создано 3 государственных индустриальных парка («Масловский», «Лискинский» и «Бобровский») и частный индустриальный парк «Перспектива». С учетом рассмотренных предпосылок в Воронежской области созданы условия для обеспечения устойчивого развития научно-инновационной системы региона.
2.2. Проблемы инновационного развития региона
В последние годы наблюдается тенденция замедления экономического роста в России. В связи с осложнениями международной обстановки и ухудшением конъюнктуры мировых рынков энергоносителей в 2014 году произошла резкая девальвация курса рубля, инфляция превысила прогнозируемый правительством уровень более чем в два раза. На этом неблагоприятном фоне значительно возросли риски осуществления инвестиционной деятельности и обострились следующие проблемы инновационного развития. 1. Начиная с 2012 года наблюдается тенденция падения инвестиционной активности в России в целом и в Воронежской области в частности. При этом более быстрыми темпами снижаются объемы инвестиций в инновационные проекты. Предприниматели Воронежской области заметно уменьшили инвестиционные вложения в инновации, а государство в условиях рецессии и санкций не имеет возможности компенсировать снижение объемов частного венчурного инвестирования. 2. За относительно благополучные годы после мирового кризиса 2007-2009 годов федеральным и региональным институтам развития не удалось наладить эффективного взаимодействия с крупными зарубежными венчурными институтами, с помощью которых в разное время обеспечивался инновационный рост ряда стран, в короткие сроки создавших эффективные инновационные системы (Сингапур, Республика Корея, Израиль, Финляндия и др.). В условиях сложной международной обстановки для привлечения международного венчурного капитала необходимо приложить гораздо большие усилия, чем за последние 5-7 лет. 3. Трансфер инновационных технологий и модернизация производства в настоящее время сильно затруднены из-за резкого падения курса рубля и осложнения международной обстановки. 4. В России в целом и в Воронежской области в частности не удалось создать рынка инноваций. Крупные компании относятся в основном к сырьевому сектору и слабо заинтересованы в приобретении передовых технологий, более 50 % которых относятся к сферам информационных технологий и биотехнологий. В силу целого ряда причин, в частности связанных с обеспечением защиты государственной тайны, высокотехнологичные государственные компании военно-промышленного комплекса также не могут активно действовать на рынках инноваций. 5. Опыт развитых и успешных стран показывает, что вложения в создание инновационных систем на федеральном уровне и на уровне Воронежской области недостаточны для развития инновационной инфраструктуры и стимулирования частной инициативы в инновационной деятельности. Кроме того, в Воронежской области остаются нерешенными следующие проблемы: - недостаточная координация работ органов государственного и муниципального управления в вопросах инновационного развития; - недостаточный интерес крупных предприятий Воронежской области к отечественным разработкам при осуществлении модернизации своих производств; - низкая эффективность инновационной деятельности вузов, недостаточное использование имеющегося потенциала в области коммерциализации знаний; - недоступность кредитных ресурсов для финансового обеспечения реализации инновационных проектов. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года условиями достижения цели и решения задач развития инновационно-технологического сектора является интеграция научно-образовательной, инновационно-технологической сферы и реального сектора экономики, которая позволит провести модернизацию регионального промышленного комплекса и активизировать инновационные процессы в муниципальных районах.
3. Цели, задачи и принципиальные положения инновационной политики Воронежской области
3.1. Цели и задачи инновационной политики Воронежской области
Инновационная политика Воронежской области является составной частью социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти Воронежской области. Основной целью областной инновационной политики является создание и развитие региональной инновационной системы, обеспечивающей: - высокотехнологичной продукцией население Воронежской области; - занятость населения Воронежской области, создание рабочих мест; - увеличение налоговой базы Воронежской области. Осуществление поставленной цели требует решения следующих задач: - совершенствование регулирования отношений в сфере инноваций на региональном уровне и участие в работе по совершенствованию законодательства в сфере инноваций на федеральном уровне; - организация экспертного сообщества, которое будет участвовать в оценке результативности областной инновационной политики и обосновании выбора системообразующих региональных инновационных проектов; - формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности, которое создаст информационный мост между создателями инновационной продукции, отечественными и зарубежными инвесторами, заинтересованными в ее внедрении; - развитие инновационной культуры в предпринимательской среде, у работников административной сферы и у населения Воронежской области на основе использования новых образовательных технологий, научно-просветительской работы и средств массовой информации; - развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, включая технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные промышленные кластеры, учебно-деловые центры, центры трансферта технологий и другие специализированные организации; - участие в мероприятиях, осуществляемых на федеральном уровне и направленных на развитие инновационной деятельности; - поддержка создания и развития МИП при научных учреждениях и высших учебных заведениях Воронежской области, стимулирование инновационной деятельности в этих предприятиях и вовлечения инноваций в рыночный оборот; - реализация комплекса системообразующих региональных инновационных проектов по приоритетным направлениям развития области, которые станут катализаторами развития инноваций в соответствующих отраслях и приведут к переходу Воронежской области на инновационный путь развития; - создание инфраструктуры наноиндустрии и развития нанотехнологий; - продвижение воронежских инноваций на рынках инноваций в других субъектах Российской Федерации и зарубежных странах; - поддержка реализации обладающих новизной и высокой значимостью для региона инфраструктурных проектов в приоритетных отраслях в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».
3.2. Принципиальные положения инновационной политики Воронежской области
Основой Концепции является формирование региональной научно-инновационной системы, обеспечивающей эффективное функционирование, взаимодействие и интеграцию различных элементов научно-образовательной и производственной сферы региона, а также создание благоприятных условий для реализации на территории Воронежской области инновационных проектов и программ. Настоящая Концепция основана на следующих принципиальных положениях: 1) ориентация на всемерную поддержку инноваций; 2) ориентация на развитие региональной инновационной системы как части общероссийской инновационной системы; 3) сочетание государственного (областного) регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентных рыночных механизмов; 4) гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники, а также экспертизы инновационных программ и проектов, реализация которых осуществляется на конкурсной основе; 5) равенство прав, обязанностей и ответственности всех субъектов инновационной деятельности; 6) поддержка инноваций на всех стадиях инновационного развития: - на посевной стадии (SEED), на которой создаются объекты интеллектуальной собственности; - на стадии создания инновационных предприятий (STARTUP), на которой осуществляется запуск проекта; - на стадии роста, на которой происходит расширение рынка инновационного предприятия. На каждой стадии должны быть предусмотрены специфические способы поддержки и стимулирования; 7) формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности является важнейшим элементом региональной инновационной политики, позволяющим инициаторам инноваций адекватно оценить свое место в инновационной среде и найти инвесторов, заинтересованных в использовании и приобретении их инноваций. Способствуя увеличению транспарентности региональной инновационной среды, стимулируя разработку новых информационно-коммуникационных инструментов, создание инновационных баз данных и вхождение максимального числа действующих в области организаций и предпринимателей в разнообразные информационные системы через сеть Интернет, органы государственной власти Воронежской области решают важнейшую задачу обеспечения устойчивых информационных, а затем и деловых связей между участниками инновационного процесса; 8) инициативы предпринимателей по созданию технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, других организаций инновационной инфраструктуры должны поддерживаться путем использования различных механизмов региональной инновационной политики. В то же время строительство инновационной инфраструктуры должно быть адекватно общему уровню развития региональной инновационной системы и финансовым возможностям региона, необходимо наладить мониторинг использования объектов инновационной инфраструктуры, чтобы исключить неэффективное использование бюджетных средств; 9) важнейшей предпосылкой надежного функционирования региональной инновационной системы и эффективности региональной инновационной политики является наличие квалифицированного, независимого и беспристрастного экспертного сообщества. Необходимо разработать и внедрить процедуры экспертизы инноваций, инновационных проектов и принимаемых мер региональной инновационной политики, исключающие возможности необъективных оценок и коррупционных действий; 10) мировой и отечественный опыт показывают, что развитию инновационной системы в решающей мере способствует осуществление комплекса государственно-частных отраслевых региональных системообразующих инновационных проектов, каждый из которых способен обеспечить технологический прорыв в соответствующей отрасли. При поиске системообразующих технологий целесообразно ориентироваться на уже апробированные инновационные технологии, прошедшие опытную эксплуатацию в передовых зарубежных странах или в других регионах Российской Федерации.
4. Основные направления и механизмы инновационной политики Воронежской области
Реализация инновационной политики Воронежской области должна быть направлена на дальнейшее развитие региональной инновационной системы и ее встраивание в национальную инновационную систему по следующим направлениям.
4.1. Развитие нормативного правового, информационного обеспечения инновационной деятельности и развитие инновационной культуры
4.1.1. Совершенствование нормативного правового регулирования инновационной деятельности на территории Воронежской области
В Российской Федерации и Воронежской области уже создана определенная нормативно-правовая база инновационной деятельности. Тем не менее отношения в инновационной сфере деятельности отличаются высокой мобильностью, что требует постоянного совершенствования нормативно-правовой базы. Важным направлением инновационной политики, обеспечивающим осуществление системообразующих региональных инновационных проектов, является организация различных форм государственно-частного партнерства (далее – ГЧП). В рамках государственной программы Воронежской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» предусматривается создание стабильных условий развития ГЧП в регионе, привлечение и эффективное использование государственных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, для развития социально-экономической сферы области, повышения уровня жизни населения. В рамках реализации направления планируется систематизация и совершенствование региональной нормативно-правовой базы, создание условий для осуществления инновационной деятельности на территории Воронежской области и эффективной реализации инновационных проектов: - разработка нормативных правовых актов Воронежской области, подготовка предложений по внесению изменений, дополнений в действующие акты Воронежской области в сфере инновационного развития; - подготовка предложений по внесению изменений в федеральное законодательство в сфере инновационного развития. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих разработке, будет определяться уполномоченным органом на основе рекомендаций межведомственной комиссии по инновациям при губернаторе Воронежской области, созданной в соответствии с указом губернатора Воронежской области от 30.12.2009 № 565-у «О межведомственной комиссии по инновациям при губернаторе Воронежской области». Усилия органов государственной власти будут направлены на формирование на территории области особой экономической зоны (ОЭЗ) федерального уровня с целью существенно расширить условия для привлечения инвестиций и развития инноваций, а также создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала. В случае получения одобрения от Министерства экономического развития Российской Федерации заявки на создание ОЭЗ на территории Воронежской области будет осуществлена разработка соответствующих нормативных правовых актов. Разработка нормативно-правовых актов будет осуществляться в соответствии с федеральным законодательством в сфере инновационной деятельности с учетом направлений федеральной инновационной политики и положений указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596, от 07.05.2012 № 599, от 07.05.2012 № 601, а также изменений налогового законодательства, направленных на стимулирование инноваций. Ожидаемые результаты: создание современной региональной нормативной правовой базы путем разработки новых законопроектов, внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты и отмены нормативно-правовых актов, утративших актуальность.
4.1.2. Организация экспертного сообщества для оценки и продвижения инноваций
В инновационной сфере особую роль играют экспертные оценки. На их основе определяется степень инновационности конкретных товаров и технологий, происходит отбор инновационных проектов, оцениваются отдельные меры государственного регулирования инновационной деятельности и т.д. В связи с этим эффективность областной инновационной политики в решающей мере зависит от качества экспертизы и функционирования экспертного сообщества. Инновационная политика Воронежской области будет опираться на экспертное сообщество, состоящее из следующих основных элементов: - межведомственной комиссии по инновациям при губернаторе Воронежской области, которая является совещательным органом по вопросам государственного регулирования развития инновационной системы Воронежской области; - экспертного совета и его секций по отдельным отраслям и направлениям, которые дают экспертные заключения по нормативным документам и инновационным проектам, относящимся к их компетенции; - экспертов по оценке научно-технической новизны инновационных проектов (эксперты первого уровня), которые привлекаются для экспертизы отдельных инновационных проектов, относящихся к их компетенции; - инвестиционных экспертов, которые оценивают инвестиционную эффективность проектов, требующих государственной поддержки; - внешних российских и зарубежных экспертов, в качестве которых привлекаются ведущие ученые по конкретным предметным областям, для оценки как инвестиционных проектов, так и экспертных заключений других экспертов.
Ожидаемые результаты: отбор перспективных инновационных проектов, претендующих на получение мер государственной (областной) поддержки, для реализации их на территории Воронежской области.
4.1.3. Формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности
Единая региональная информационная система «Инновации в бизнесе» позволяет структурировать информацию по всем аспектам инновационной деятельности Воронежской области, делегировать права доступа к информации, а также предоставляет возможность получать информацию об имеющихся объектах интеллектуальной собственности, инновационных проектах, реализуемых на территории Воронежской области, в удобной интерактивной форме всем субъектам инновационной инфраструктуры региона (государственным учреждениям и предприятиям, коммерческим и некоммерческим организациям, населению). Кроме того, в рамках реализации данного мероприятия должно быть предусмотрено проведение работ по созданию специализированных средств интерактивной коммуникации для выстраивания эффективного диалога органов власти, бизнес-сообщества и населения региона, устранения различного рода административных барьеров, повышения прозрачности деятельности власти, а также вовлечения общества в процесс принятия решений, в частности при определении приоритетных направлений реализации различных целевых программ; работ по администрированию и развитию создаваемых средств интерактивной коммуникации, а также проведению мероприятий по их популяризации; работ по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В целях развития стартапов будут использоваться формы государственной поддержки с применением средств электронных коммуникаций. В рамках данного направления целесообразно осуществить проработку вопросов по созданию перспективных электронных инвестиционных площадок и виртуальных бизнес-инкубаторов (далее - ВБИ). В отличие от традиционных бизнес-инкубаторов ВБИ не привязаны к определенному территориальному комплексу и оказывают помощь в создании инновационного бизнеса на расстоянии. ВБИ позволят существенно сократить издержки малых инновационных компаний на организацию собственного интернет-пространства и послужат базой для их развития. Ожидаемые результаты: формирование единого информационного пространства и обеспечение юридических и физических лиц средствами современных информационно-коммуникационных технологий осуществления инновационной и иной социально-экономической деятельности в сети Интернет.
4.1.4. Развитие инновационной культуры в предпринимательской среде и у населения Воронежской области
Одной из проблем, препятствующих инновационному развитию нашей страны, является низкая инновационная культура российских предпринимателей, научных работников и населения, неумение использовать собственные изобретения и продвигать иностранные новации. В рамках реализации направления планируется: - консультирование по вопросам регистрации объектов интеллектуальной собственности, освоения отечественных и зарубежных инноваций; - пропаганда инновационной культуры через средства массовой информации и Интернет, включая интернет-телевидение, создание специализированных телевизионных передач; - проведение выставок, конкурсов (в том числе интерактивных), конференций и форумов по инновационной тематике (в том числе зарубежных); - популяризация воронежских инновационных товаров, работ, услуг на региональных и зарубежных рынках; - проведение рейтингов инноваций, оценка результатов инновационной деятельности предприятий и вузов; - проведение исследований в области создания новых методов и инструментов развития инновационной культуры в предпринимательской среде и у населения; - разработка и создание новых коммуникационных социокультурных систем управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития региона, отличающихся от уже используемых способностью значительного повышения престижа применения инноваций в социальной, научной, производственно-хозяйственной и предпринимательской сферах деятельности и позволяющих достичь повышения уровня участия населения и предпринимателей в инновационной деятельности Воронежской области; - информирование предпринимателей и населения о передовых отечественных и зарубежных инновациях с комментариями ведущих ученых. Ожидаемые результаты: повышение уровня инновационной культуры в предпринимательской среде и у населения Воронежской области.
4.2. Развитие инфраструктуры региональной инновационной системы
Развитие инфраструктуры региональной инновационной системы должно быть непрерывным процессом, происходящим по следующим направлениям.
4.2.1. Развитие и поддержка организаций инновационной инфраструктуры региона
Концепция предусматривает дальнейшее развитие инфраструктурных элементов региональной инновационной системы – технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, создание инновационных территориальных кластеров и т.д. На основе анализа деятельности каждого имеющегося в области технопарка и бизнес-инкубатора в Воронежской области должен быть налажен мониторинг использования объектов инновационной инфраструктуры, чтобы исключить неэффективное использование государственных средств. По результатам анализа относительно каждого элемента инновационной инфраструктуры должно быть принято решение о целесообразности его дальнейшего развития, модернизации механизмов развития или о прекращении его деятельности. Если некоторое предприятие или группа предприятий обращается с инициативой по созданию технопарка, центра трансфера технологий или другого элемента инновационной инфраструктуры, эта инициатива должна быть поддержана по результатам проведения в установленном порядке экспертизы. Правительство Воронежской области будет оказывать поддержку создания и развития на территории области организаций инновационной инфраструктуры, а также промышленных кластеров. Объекты инновационной инфраструктуры могут поддерживаться путем использования различных механизмов региональной налоговой, бюджетной и инновационной политики. Ожидаемые результаты: развитие инфраструктурных элементов региональной инновационной системы.
4.2.2. Создание, развитие и поддержка вузовской инновационной инфраструктуры
Научные учреждения и вузы, обладая значительными ресурсами в сфере генерации знаний и определенным потенциалом в сфере фундаментальных и прикладных разработок в области критических технологий Российской Федерации-1, не в полной мере используют данный потенциал. В связи с этим в настоящей Концепции организация поддержки создания и развития инновационной инфраструктуры при научных учреждениях и вузах выделена в самостоятельное направление развития региональной инновационной системы. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» предоставил бюджетным научным и образовательным учреждениям право быть учредителями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. ______________________________________________________ 1Перечень критических технологий Российской Федерации утверждается в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 17.04.2003 № Пр-655 о корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации решениями Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации не реже одного раза в четыре года.
Предполагается сконцентрировать усилия на расширении коммерциализации научного потенциала исследовательских учреждений и вузов посредством государственной (областной) поддержки создания и развития МИП при этих организациях по следующим направлениям: - развитие трансфера технологий в научных учреждениях и вузах области путем создания МИП с передачей им прав использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащей научным учреждениям и вузам; - консультационная и информационная поддержка создания и развития МИП при передаче прав на объекты интеллектуальной собственности и привлечении инвестиций в малые предприятия; - организация системы развития кадрового инновационного потенциала научных учреждений и вузов путем оказания содействия обучению и переподготовке специалистов в сфере трансфера инновационных технологий; - предоставление государственной поддержки МИП, созданным образовательными организациями высшего образования и осуществляющим деятельность по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности; - формирование механизмов привлечения инвестиций, в том числе государственных, в МИП, содействие в продвижении их продукции и услуг; - формирование системы наставничества в инновационной среде. Ожидаемые результаты: увеличение темпов коммерциализации существующего научно-технического потенциала посредством организации создания и развития МИП при научных учреждениях и вузов Воронежской области.
4.3. Государственная поддержка реализации инновационных проектов
Государственная поддержка инновационных проектов будет осуществляться на всех стадиях реализации: от создания идеи (предпосевной стадии) до перехода к серийному производству на стадии развития инноваций и инновационного роста. Комплекс мер государственной (областной) поддержки инновационной деятельности в Воронежской области представлен на схеме 1 «Меры государственной (областной) поддержки на различных стадиях реализации инновационного проекта».
Схема 1. Меры государственной (областной) поддержки на различных стадиях реализации инновационного проекта
4.3.1. Проведение областных конкурсов среди студентов, аспирантов, молодых ученых, новаторов и изобретателей с денежным поощрением
Направление предусматривает организацию и финансовое обеспечение (выдачу грантов победителям конкурсов) внутривузовских и межвузовских конкурсов инновационных проектов, в том числе ежегодного межвузовского конкурса инновационных проектов «Кубок инноваций» и конкурса лучших инновационных идей «Правила роста». Порядок проведения конкурсов и оказания областной поддержки в виде грантов и ценных призов победителям определяется правительством Воронежской области. Ожидаемые результаты: повышение мотивации и создание условий продвижения лучших инновационных разработок, рост количества молодежи и предпринимателей, вовлеченных в инновационный процесс.
4.3.2. Финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности с целью частичного возмещения расходов по созданию и развитию региональных центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ)
В рамках выполнения данного мероприятия планируется субсидирование затрат на создание и развитие центров поддержки технологий и инноваций (далее – ЦПТИ) на территории Воронежской области, деятельность которых будет направлена на проведение консультационных и других услуг в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, проведения патентных исследований. Поддержка будет осуществляться путем субсидирования расходов ЦПТИ на их создание и развитие деятельности. Ожидаемые результаты: создание и развитие ЦПТИ на территории Воронежской области.
4.3.3. Финансирование расходов на поддержку МИП, созданных образовательными организациями высшего образования и осуществляющих деятельность по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности
Направление предусматривает предоставление субсидий МИП – хозяйственным обществам и хозяйственным партнерствам, созданным в соответствии с п. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», п. 1 ст. 103 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организациями высшего образования, являющимися бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства, отвечающими требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», зарегистрированными и осуществляющими деятельность на территории Воронежской области. Поддержка будет предоставляться МИП в целях софинансирования расходов на оснащение современным оборудованием и инструментом, лицензирование и сертификацию, аренду производственных помещений, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по договорам со сторонними организациями, рекламно-информационные услуги, услуги по маркетинговым исследованиям, приобретение программных средств, участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Ожидаемые результаты: рост числа малых инновационных компаний, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.
4.3.4. Оказание содействия в привлечении средств федеральных институтов инновационного развития
В рамках реализации соглашения между правительством Воронежской области и ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (далее – Фонд) будет осуществляться комплекс мероприятий по стимулированию организаций Воронежской области к участию в конкурсах Фонда по предоставлению субсидий и грантов на поддержку инновационных проектов. Кроме того, в Воронежской области будет проводиться работа по организации взаимодействия с крупными государственными корпорациями и институтами развития (ГК «Внешэкономбанк», ОАО «Роснано», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд развития промышленности, ОАО «Российская венчурная компания», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, Российский фонд технологического развития, Фонд «Сколково», НАБА (Национальная ассоциация бизнес-ангелов) и т.д.) в целях финансирования инновационных проектов Воронежской области. Ожидаемые результаты: создание организационных условий и стимулов для роста инвестиций в инновационные предприятия и проекты, в том числе с участием капитала крупных государственных корпораций и институтов развития.
4.3.5. Поддержка комплекса системообразующих региональных инновационных проектов по приоритетным направлениям развития области
Реализация направления в части государственной поддержки системообразующих проектов будет осуществляться путем предоставления субсидий на поддержку системообразующих инновационных проектов. Каждый предлагаемый региональный системообразующий инновационный проект проходит экспертизу в установленном порядке, при проведении которой в том числе оценивается его соответствие указанным критериям. Системообразующие региональные инновационные проекты должны удовлетворять следующим критериям: - уровень новизны, т.е. они должны быть направлены на внедрение региональных инноваций; - уровень апробации, т.е. базовые технологии инновационного проекта должны пройти успешную (как минимум опытную) эксплуатацию в других странах или в других регионах России; - уровень соответствия целям развития региона, т.е. проект должен соответствовать целям развития Воронежской области и давать ощутимый вклад в их осуществление. Каждый предлагаемый системообразующий региональный инновационный проект проходит экспертизу в установленном порядке по указанным критериям с целью оценки реализуемости и экономической эффективности. Партнерами по внедрению этих технологий должны стать мировые и отечественные лидеры в соответствующих отраслях. Поиск таких партнеров и организация масштабных инновационных процессов – сложный и длительный процесс, но каждый такой проект должен дать заметный результат как в виде прямого экономического эффекта, так и в существенном росте инновационного имиджа и инвестиционной привлекательности Воронежской области. Реализация системообразующих инновационных проектов планируется в следующих приоритетных направлениях развития науки, технологии и техники: 1. Нанотехнологии. Новые материалы, покрытия, микроэлектроника. 2. Ресурсо- и энергосберегающие технологии. Переход на энергосберегающие осветительные приборы, уменьшение потерь при передаче энергии, использование нетрадиционных энергетических ресурсов. 3. Экология. Новые технологии переработки отходов, очистки воды. 4. Биотехнологии. Искусственные сосуды, клеточная медицина. 5. Сельскохозяйственные технологии. Новые технологии в племенном животноводстве и растениеводстве. 6. Доступное жилье, строительные технологии и ЖКХ. Технологии строительства дешевого жилья из композитных и органических материалов. Тепловые насосы. 7. Электронные технологии и робототехника. Уникальные электронные аппараты. 8. Транспортные технологии и дорожное строительство. Новые технологии строительства автодорог. 9. Машиностроение. 10. Технологии авиационной и космической промышленности. 11. Информационные технологии. Концепция определяет возможность использования различных форм ГЧП для реализации системообразующих инновационных проектов. Выбор конкретной формы ГЧП осуществляется исходя из особенностей реализации каждого проекта. Ожидаемые результаты: осуществление комплекса инновационных проектов, являющихся системообразующими и способных обеспечить прорывы в приоритетных областях инновационного развития области, а также служить ориентирами для соответствующих отраслей экономики региона.
4.3.6. Государственная поддержка продвижения инноваций
Для продвижения инновационных проектов, занесенных в реестр инновационных проектов, инновационных товаров и услуг Воронежской области используется: - размещение информации в информационной системе «Инновации в бизнесе»; - размещение сведений о предлагаемых инновационных проектах на официальных сайтах правительства Воронежской области и соответствующих департаментов, на сайте уполномоченной организации, на иных федеральных и региональных сайтах; - участие в выставках инновационных достижений; - содействие в продвижении инновационных проектов; - осуществление переговоров с инвестиционными и коммерческими компаниями об их участии в реализации инновационных проектов; - содействие в осуществлении консультационной поддержки инициаторов инновационных проектов при регистрации объектов интеллектуальной собственности и их использовании; - осуществление переговоров с отечественными торговыми сетями о размещении воронежских инновационных товаров и услуг. Ожидаемые результаты: увеличение спроса на инновации со стороны институциональных потребителей, повышение уровня коммерциализации инновационных разработок Воронежской области.
4.3.7. Государственные и муниципальные закупки инновационных товаров и услуг
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 11.08.2010 № Пр-2334, а также в рамках распоряжения правительства Воронежской области от 20.04.2012 № 227-р «О повышении эффективности закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд Воронежской области» планируется: - разработка критериев инновационности для отбора проектов; - разработка и техническая поддержка базы данных инновационных товаров и услуг; - анализ технических, технологических и качественных характеристик товаров и услуг в рамках государственных и муниципальных закупок на соответствие их уровню технического развития, существующему на момент закупки товаров; - мониторинг зарубежного рынка инноваций в целях рассмотрения возможности внедрения на территории Воронежской области передовых зарубежных технологий; - подготовка информации об инновационных товарах и услугах для реестра инновационных товаров и услуг. Уполномоченный орган осуществляет организацию ведения указанных реестров. Кроме того, планируется оказание информационной и консультационной поддержки при участии воронежских инновационных компаний в конкурсах по закупкам товаров и услуг для нужд Российской Федерации и других субъектов Российской Федерации. В рамках реализации данного направления планируется при закупках товаров и услуг для нужд Воронежской области и муниципальных образований, расположенных на ее территории, включать в качестве одного из критериев отбора товаров и услуг инновационность товара или услуги. Включение организации-претендента в реестр организаций, производящих инновационные товары и предоставляющих инновационные услуги, также планируется учитывать при предоставлении услуг. Инновационность товаров и услуг и организаций-претендентов будет способствовать увеличению спроса на инновационную продукцию. Ожидаемые результаты: стимулирование производства инновационных товаров на территории Воронежской области через механизм государственных закупок.
4.4. Развитие инфраструктуры наноиндустрии и развитие нанотехнологий
Воронежская область обладает определенным потенциалом в сфере наноиндустрии, включающим в себя научно-исследовательские разработки вузов Воронежской области в области нанотехнологий, ряд инновационных проектов и технологических разработок предприятий промышленности области. Отраслевые приоритеты региона сосредоточены в энергетике и топливной промышленности, приборостроении и электронике, авиакосмической промышленности. Меры поддержки развития нанотехнологий предлагается сконцентрировать на следующих направлениях: - создание инфраструктуры развития нанотехнологий; - развитие системы обучения, подготовки и переподготовки кадров для сферы нанотехнологий; - информационное сопровождение развития нанотехнологий; - государственная поддержка реализации проектов в сфере нанотехнологий. Реализация комплекса мероприятий должна быть основана на принципах ГЧП с активным привлечением ресурсов ОАО «Роснано» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ. Ожидаемые результаты: рост числа проектов в сфере наноиндустрии, реализуемых на территории Воронежской области.
4.5. Поддержка многоуровневой системы кадрового обеспечения инновационной деятельности
Направление включает в себя: - организацию взаимодействия с образовательными организациями по вопросам подготовки кадров для предприятий Воронежской области, специалистов в области инновационного менеджмента и маркетинга; - содействие организации производственной практики студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования на инновационных предприятиях Воронежской области; - содействие формированию научных и конструкторских школ в системе высшего, среднего и общего профессионального образования; - стимулирование изобретательской активности населения, поддержка организаций научно-технических обществ; - проведение ежегодного областного конкурса «Инженер года». Ожидаемые результаты: создание эффективной системы подготовки кадров для инновационной деятельности: увеличение доли высококвалифицированных кадров от числа квалифицированных работников, рост изобретательской активности населения.
5. Мониторинг инновационной деятельности
Мониторинг инновационной деятельности является важным механизмом областной инновационной политики, обеспечивающим обратную связь и позволяющим оперативно корректировать меры инновационной политики. Мониторинг осуществляется уполномоченным органом в установленном порядке. При этом информация о субъектах и объектах инновационной деятельности группируется в следующие реестры (электронные базы данных): - реестр объектов интеллектуальной собственности организаций Воронежской области (патенты, полезные модели, промышленные образцы, лицензии, переуступка патентов); - реестр организаций инновационной инфраструктуры области, включая малые инновационные организации при высших учебных заведениях; - реестр организаций, производящих инновационные товары и предоставляющих инновационные услуги; - реестр инновационных товаров и услуг организаций Воронежской области; - реестр инновационных проектов, предлагаемых инвесторам для освоения. Порядок ведения указанных реестров определяется правительством Воронежской области и уполномоченным органом.
6. Оценка социально-экономических последствий и эффективности мер областной инновационной политики
6.1. Оценка эффективности мер областной инновационной политики и ее социально-экономических последствий
Главным критерием оценки достижения основных целей областной инновационной политики в целом является динамика балльных оценок инновационного развития приоритетных отраслей в Воронежской области в целом и в сравнении с рассчитанными балльными оценками по другим регионам. Если через ИРi,k обозначить уровень инновационного развития отрасли i в год k, а через ИРОk – уровень инновационного развития Воронежской области, выраженные в баллах от 0 до 100, то оценка инновационного развития отраслей и региона в целом в год k может быть рассчитана по формулам: ОИРi,k = ИРi,k /ИРi,0; ОИРОi,k = ИРОi,k/ ИРОi,0, где индекс 0 соответствует базовому году, относительно которого дается оценка эффективности. Сравнение приведенных выше оценок с аналогичными оценками для других регионов дает возможность отслеживать относительное развитие Воронежской области по отраслям. Целесообразно ежегодно рассчитывать инновационный рейтинг регионов Центрального федерального округа по отраслям и по изменению места Воронежской области. Оценка выполнения целей региональной инновационной политики будет также проводиться на основе социологических опросов населения Воронежской области по специально разработанной анкете, позволяющей дать агрегированную балльную (от 0 до 100) оценку инновационности региона. Динамика этого показателя дает возможность судить о действенности инновационной политики с позиций населения области. В качестве возможных критериев эффективности бюджетных вложений в инновационную сферу предлагаются следующие критерии: - отношение дополнительного валового регионального продукта, созданного в результате осуществления мер инновационной политики, к затратам регионального бюджета на осуществление инновационной политики; - отношение дополнительных налогов в бюджеты всех уровней, полученных в результате осуществления мер инновационной политики, к затратам областного бюджета на осуществление инновационной политики.
6.2. Социально-экономические последствия осуществления мер областной инновационной политики
Выполнение регламентируемых настоящей Концепцией мер областной инновационной политики должно способствовать достижению следующих социально-экономических показателей: - доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП возрастет с 20,8 % в 2011 году до 30,1 % в 2020 году; - уровень инновационной активности организаций к 2020 году относительно 2013 года возрастет с 10 % до 28,8 %; - затраты предприятий и организаций на технологические инновации к 2020 году относительно 2011 года возрастут не менее чем в 3 раза с 8,9 млрд руб. до 27,0 млрд рублей; - количество использованных передовых технологий к 2020 году относительно 2013 года возрастет с 1897 до 3500 единиц; - в информационной системе «Инновации в бизнесе», обеспечивающей эффективное взаимодействие инвесторов с авторами изобретений и инновационных проектов, способствующей развитию рынка интеллектуальной собственности, будет зарегистрировано к 2020 году не менее 400 пользователей; - количество созданных и сохраненных рабочих мест к 2020 году составит не менее 4998 единиц; - на базе бизнес-инкубаторов, технопарков, научно-исследовательских институтов, вузов при содействии венчурных фондов и других институтов развития будет создано не менее 40 инновационных предприятий; - количество инновационных проектов, получивших финансовую поддержку на региональном и федеральном уровне, за период с 2014 по 2020 год составит не менее 400 единиц; - ежегодное количество выданных патентов на изобретения и полезные модели возрастет с 675 единиц в 2014 году до 860 единиц к 2020 году.
Руководитель департамента экономического развития Воронежской области А.М. Букреев
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|