Расширенный поиск
Постановление правительства Воронежской области от 24.07.2015 № 618Правительство Воронежской области П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 24 июля 2015 г. № 618
Об утверждении Региональнойсхемы (плана) развития иразмещения производительныхсил Воронежской области Во исполнение Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Закона Воронежской области от 19.06.2015 № 114-ОЗ «О стратегическом планировании в Воронежской области», постановления правительства Воронежской области от 18.05.2015 № 378 «Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период» (в редакции постановления правительства Воронежской области от 07.07.2015 № 562), в целях разработки прогноза социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период, обоснования перспективных направлений развития экономического потенциала, его рационального размещения и комплексного использования на территории Воронежской области на основе прогнозирования развития отраслей народного хозяйства региона, отраслевых и межотраслевых комплексов правительство Воронежской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Региональную схему (план) развития и размещения производительных сил Воронежской области. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Воронежской области – первого заместителя председателя правительства Воронежской области Ревкова А.А.
Исполняющий обязанности губернатора Воронежской области Г.И. Макин
Утверждена постановлением правительства Воронежской области от 24 июля 2015 г. № 618 Региональная схема (план) развития и размещения производительных сил Воронежской области
1. Общие положения Настоящая Региональная схема (план) развития и размещения производительных сил Воронежской области (далее – Схема) разработана с целью разработки прогноза социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период, обоснования перспективных направлений развития экономического потенциала, его рационального размещения и комплексного использования на территории Воронежской области на основе прогнозирования развития отраслей народного хозяйства региона, отраслевых и межотраслевых комплексов. В Схеме показано состояние и спрогнозировано развитие природного, технико-технологического и социально-экономического потенциала различных подсистем Воронежской области, в частности промышленности, сельского хозяйства, строительства, инженерной инфраструктуры, научно-образовательного сектора, отражены состояние и динамика обеспеченности указанных подсистем агроклиматическими, земельными, водными, трудовыми, инвестиционными ресурсами, потенциалом инновационного развития. В документе также обоснованы: состав рисков развития производительных сил и способы их нивелирования; методика выбора видов направлений мобилизации ресурсов (основных фондов, трудовых ресурсов) по видам экономической деятельности; методы и инструменты управления сельскохозяйственным производством и его ресурсами; управление процессами развития и размещения инфраструктуры региона; механизм управления развитием научно-образовательного сектора региона. Положения Схемы служат для выработки сбалансированной социально-экономической политики правительства Воронежской области, а также используются при принятии оперативных решений региональными отраслевыми исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Документ содержит следующие разделы: - общие положения, характеризующие порядок разработки и реализации Схемы; - развитие и размещение производительных сил в промышленности; - развитие и размещение производительных сил в сельском хозяйстве; - развитие и размещение производительных сил в строительстве и строительной индустрии; - развитие и размещение производительных сил транспортной и энергетической инфраструктуры; - развитие и размещение производительных сил в научно-образовательном секторе; - развитие и размещение производительных сил в туристическо-рекреационном секторе; - развитие и размещение производительных сил в сфере культуры; - развитие и размещение трудовых ресурсов Воронежской области; - развитие агроклиматических ресурсов Воронежской области; - развитие водных ресурсов Воронежской области; - развитие и размещение инвестиционных ресурсов Воронежской области; - развитие и размещение инновационных ресурсов Воронежской области; - развитие и размещение производительных сил в сфере торговли, сфере социальных, коммунальных, бытовых услуг и логистики; - развитие и размещение производительных сил в сфере охраны окружающей среды; - пространственное развитие Воронежской области. Для целей настоящего документа используются следующие основные понятия: региональная схема (план) развития и размещения производительных сил Воронежской области – документ, являющийся исходной базой для разработки долгосрочного прогноза «Прогноз социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочный период», определения территориальных таксонов пространственной организации области для принятия управленческих решений по конкретному размещению объектов реального сектора экономики, организаций и учреждений производственной и социальной инфраструктуры, призванных решать задачи, поставленные в базовых программно-целевых документах перспективного социально-экономического развития региона; таксон – любая территориальная единица, обладающая специфическими, количественными и качественными характеристиками. Наиболее распространенные таксоны – ареал, зона, район и регион; производительные силы Воронежской области – промышленность, сельское хозяйство, строительство, инфраструктура, научно-образовательный, рекреационный комплексы, а также трудовые, инвестиционные, природно-климатические, земельные, водные ресурсы, потенциал инновационного развития региона; размещение производительных сил – динамический процесс распределения производительных сил на территории в соответствии с природными, социальными и экономическими условиями отдельных районов и определяемый особенностями территориального разделения труда, присущими данной социально-экономической системе; управленческий округ – совокупность муниципальных образований, характеризующихся общностью природных предпосылок хозяйственной деятельности, самой хозяйственной деятельности, исторически сложившейся системой расселения, тяготением к крупным внутриобластным центрам экономического развития. Разработка Схемы базировалась на методологии, обеспечивающей системное представление о перспективах развития и размещения производительных сил на основе обоснования целей, задач, принципов исследования, позволяющих обеспечить сочетание отраслевого и пространственного подходов к прогнозированию социально-экономических процессов в регионе и управлению ими.
2. Положения, характеризующие порядок разработки и реализации «Региональной схемы (плана) развития и размещения производительных сил Воронежской области» Основополагающим стратегическим документом, определяющим основные направления, приоритеты и целевые ориентиры социально-экономического развития России и регионов страны на долгосрочную перспективу на национальном уровне, в настоящее время является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. Согласно данному стратегическому документу приоритетное значение имеют следующие направления долгосрочного экономического развития России: демографическая политика и политика народосбережения, топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие отрасли промышленности, транспорт, строительство и аграрный сектор, а также новые высокотехнологичные отрасли. К числу приоритетных отраслей экономики страны отнесены: базовые отрасли промышленности (АПК, энергетический, нефтегазовый, транспортный сектор, тяжелое машиностроение, станкоинструментальная промышленность, горно-металлургический комплекс); судостроительная промышленность; энергетическая инфраструктура, энергоэффективность и энергосбережение, атомный энергопромышленный комплекс; транспортные и космические системы; информационные технологии и электроника; индустрия наносистем; науки о жизни; рациональное природопользование. Основными отраслевыми приоритетами Центрального федерального округа являются: энергетическая инфраструктура; химическая и нефтехимическая промышленность; фармацевтическая промышленность; добыча и переработка полезных ископаемых; машиностроение и приборостроение; металлургический, строительный, лесоперерабатывающий комплексы; легкая промышленность; агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы; транспортные услуги и складские комплексы. В соответствии с федеральными и региональными документами стратегического планирования приоритетами социально-экономического развития Воронежской области являются: - машиностроительный и металлургический комплексы (авиационное двигателестроение, ракетно-космическая промышленность; станкостроение, транспортное машиностроение; производство кузнечно-прессового и металлургического оборудования); - агропромышленный комплекс (включая сельское хозяйство и пищевую промышленность); экспорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими регионального рынка, минимизация логистических издержек, интенсификация процессов импортозамещения продовольственных товаров, повышение эффективности использования плодородных земель, применение передовых технологий ведения сельского хозяйства, модернизация отраслей переработки сельскохозяйственной продукции; - развитие медицины, фармацевтики и химической промышленности; - развитие массового жилищного строительства, расширение промышленной базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов, стимулирование применения новых технологий; - развитие транспортной инфраструктуры (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта и автомобильных дорог федерального значения); - развитие ядерной энергетики, модернизация и развитие ключевых элементов энергетической инфраструктуры; - развитие ИКТ (электронная промышленность, телекоммуникационное оборудование, внедрение спутниковых информационных систем); - реализация инвестиционных проектов строительства объектов федерального значения в области высшего профессионального образования; - популяризация паломнического туризма, развитие экскурсионных маршрутов по православным монастырям; создание опорных туристско-рекреационных комплексов. Направления исследования Воронежской области: - оценка современного состояния базовых отраслей, отраслевых и межотраслевых комплексов Воронежской области; - исследование показателей развития базовых отраслей, отраслевых и межотраслевых комплексов Воронежской области в разрезе муниципальных образований Воронежской области; - текущие проблемы и перспективы развития базовых отраслей, отраслевых и межотраслевых комплексов Воронежской области; - прогноз основных показателей развития базовых отраслей, отраслевых и межотраслевых комплексов Воронежской области; - основные направления, методы и инструментарий управления размещением и развитием производительных сил Воронежской области. Исходные нормативные документы: а) федерального уровня: - Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»; - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; - Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; - Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 1540-р; б) регионального уровня: - Устав Воронежской области от 07.06.2006; - Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года, утвержденная Законом Воронежской области от 30.06.2010 № 65-ОЗ; - Программа социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы, утвержденная Законом Воронежской области от 08.06.2012 № 80-ОЗ; - Прогноз научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года, утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 26.03.2014 № 245; - Схема территориального планирования Воронежской области, утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 05.03.2009 № 158; - действующие областные и ведомственные целевые программы. Исходные теоретические основания: - неразрывная связь между размещением производительных сил страны и развитием регионов, других таксонов территориальной организации общества (ТОО) страны; - комплексное развитие хозяйства таксонов ТОО; - научно обоснованная специализация таксонов ТОО на основе общественного и территориального разделения труда, комплексообразования; - неразрывная связь между размещением производительных сил регионов и перспективным развитием государства в целом. Принципы разработки Схемы: - стратегическая направленность; - целевая ориентация; - увязка и дополнение элементов действующей в Воронежской области системы стратегического планирования социально-экономического развития Воронежской области; - практическая направленность; - системность; - единство действий разных уровней публичной власти; - учет и согласование интересов различных групп участников процессов развития и размещения производительных сил; - взаимосвязанная реализация экономических и социальных целей развития и размещения производительных сил; - ориентация процессов развития и размещения производительных сил на использование перспективных форм пространственной организации бизнеса; - единство общего и особенного в механизме реализации Схемы развития и размещения производительных сил; - непрерывность мониторинга процессов и результатов реализации Схемы развития и размещения производительных сил. Задачи территориального размещения производительных сил: - переход от сложившейся линейной планировочной структуры к радиально-кольцевой; - формирование опорных территорий на базе средних и малых городов, городских поселков и сельских населенных пунктов с расширением зоны их влияния на развитие производительных сил окружающих территорий; - переход от моноцентрической системы размещения производительных сил к полицентрической; - возрождение населенных пунктов без населения и населенных пунктов под угрозой исчезновения. Факторы, детерминирующие потребность в разработке Схемы: - существенный уровень рассогласования количественных и качественных характеристик разных видов экономических ресурсов в географических точках их размещения и использования; - устойчиво воспроизводимый уровень социально-экономической асимметрии в развитии муниципальных образований региона; - появление новых внешних угроз, способных оказать заметное влияние на состояние, структуру и уровень использования производительных сил региона; - расширение состава и усложнение ключевых задач развития экономики региона: повышение инновационной направленности и диверсификации производства; - длительность процессов структурной модернизации экономики. Целью разработки Схемы является обоснование перспективных направлений развития экономического потенциала, его рационального размещения и комплексного использования на территории субъекта РФ. Подцели и задачи экономико-организационного свойства: а) развитие производительных сил региона: - активизация процессов модернизации структуры экономики региона посредством расширения сферы и состава участников эффективной реализации ее конкурентных преимуществ, а также создания новых конкурентных преимуществ, изменяющих традиционную специализацию территории; - достижение сбалансированности ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), мобилизуемых для расширения производства и улучшения структуры валового регионального продукта; - повышение уровня интеграции хозяйствующих субъектов региона в национальное и мировое экономическое пространство; б) совершенствование пространственного распределения экономических ресурсов: - создание новых точек экономического роста на территории региона; - формирование производств, обеспечивающих диверсификацию экономики моногородов; - развитие перспективных форм пространственной организации бизнеса (экономические кластеры, экономические зоны, промышленные округа и др.), использование которых сглаживает пространственную поляризацию в регионе; - снижение социально-экономической асимметрии в уровнях развития муниципальных образований региона; в) повышение инвестиционной привлекательности региона: - снижение трансакционных издержек, связанных с размещением новых производств, расширением и реконструкцией действующих производств; - развитие производственной, инновационной и социальной инфраструктуры в регионе; г) улучшение занятости трудоспособного населения: - создание новых рабочих мест в трудоизбыточных муниципальных образованиях региона; - улучшение состава занятого населения по уровню образования; - рост занятости населения в наукоемких видах экономической деятельности; - рост занятости населения в «экономике знаний»; - сокращение производств, не удовлетворяющих в полной мере требованиям экологической безопасности; д) устойчивое развитие процессов экологизации экономической деятельности предприятий реального сектора экономики: - сокращение числа производств функционирующих в селитебных зонах городских округов; - рост доли производств, отличающихся эффективной экологизацией экономической деятельности. С целью необходимости обеспечения преемственности Схемы и нормативных документов федерального и регионального уровней при ее разработке использовались прогнозные данные развития территориальных и функциональных подсистем региона. При исследовании перспектив развития промышленного производства были использованы данные Прогноза научно-технологического развития Воронежской области на период до 2030 года, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 26.03.2014 № 245. В документе представлены прогнозные оценки изменения пространственной и функциональной локализации промышленных предприятий и их интеграционных объединений на период до 2030 г. При обосновании направлений развития и размещения производительных сил Воронежской области в сельском хозяйстве произведено прогнозирование объемов и динамики производства основных видов продукции с учетом выделения пяти сельскохозяйственных микрозон. Прогноз развития жилищного строительства, инженерной и социальной инфраструктуры построен на основе статистических данных и на экспертной оценке развития строительного комплекса и промышленности стройматериалов. Прогноз развития научно-образовательного сектора основан на анализе основных трендов социально-экономического развития региона, прогрессивных отечественных и мировых тенденциях в технологиях предоставления образовательных услуг. Прогноз развития рекреационного сектора, включая культурную сферу, основан на изучении его основных тенденций. Прогноз состояния трудовых ресурсов на 2020-2030 гг. основан на статистических данных и экспертных оценках разработчиков Схемы. Разработанные предложения по прогнозированию развития научно-инновационного потенциала Воронежской области до 2030 года базируются на результатах анализа состояния научно-инновационного потенциала, анализа развития промышленного сектора и инвестиционных ресурсов, а также на следующих нормативных документах: 1. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (Закон Воронежской области от 30.06.2010 № 65-ОЗ). 2. Прогноз научно-технологического развития Воронежской области на период до 2030 года (утвержден постановлением правительства Воронежской области от 26.03.2014 № 245). 3. Подпрограмма 3 «Стимулирование развития инноваций» государственной программы Воронежской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1190). 4. Положение о территориальном планировании (утверждено постановлением правительства Воронежской области от 05.03.2009 № 158). В результате исследований были разработаны следующие прогнозы (рисунок 1, рисунок 2): 1) прогноз развития межрайонных инновационно-производственных комплексов в регионе до 2030 года; 2) прогноз развития территорий научно-инновационного развития до 2030 года; 3) прогноз развития территорий образовательного развития до 2030 года; 4) прогноз развития научно-образовательных инновационных организаций до 2030 года; 5) прогноз развития сети инновационно-технологических центров до 2020 и 2030 годов; 6) прогноз создания центров коммерциализации технологий до 2020 и 2030 годов; 7) прогноз развития бизнес-инкубаторов до 2020 и 2030 годов и создания ассоциаций бизнес-инкубаторов в регионе; 8) прогноз создания сети отраслевых бизнес-инкубаторов до 2020 и 2030 годов; 9) прогноз создания центров трансфера инноваций до 2020 и 2030 годов; 10) прогноз развития сети центров и фондов поддержки малого инновационного предпринимательства до 2020 и 2030 годов.
Рисунок 1 – Прогноз развития научно-технологического сектора до 2030 года (не приводится)
Рисунок 2 – Перспективы развития научно-инновационной системы до 2030 года (не приводится) Предложения по формированию инвестиционного потенциала и привлечению финансовых ресурсов в реализацию инвестиционных проектов развития производительных сил Воронежской области до 2030 года базируются на результатах анализа состояния и динамики инвестиций, полученных в федеральном и территориальном органе государственной статистики, анализа потенциала развития промышленного сектора и инвестиционных ресурсов, а также на документах: 1. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (Закон Воронежской области от 30.06.2010 № 65-ОЗ). 2. Методические рекомендации по внедрению Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.09.2013 № 408. 3. Инвестиционная стратегия Воронежской области на период до 2020 года и основные направления до 2030 года (утверждена распоряжением правительства Воронежской области от 01.08.2013 № 605-р). 4. Областные целевые программы Воронежской области. 5. Прогноз научно-технологического развития Воронежской области до 2030 года, утвержденный постановлением правительства Воронежской области от 26.03.2014 № 245. Состояние и перспективы развития агроклиматических и водных ресурсов региона получены на основании проведенных фундаментальных исследований. Реализация Схемы требует поэтапного подхода, обеспечивающего согласованность действия органов власти и управления регионального уровня, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, институтов гражданского общества, населения для достижения позитивных результатов в социально-экономическом развитии области. Перечень нормативных актов, которые требуют разработки или корректировки на различных этапах реализации Схемы, представлен в приложении № 1 к Схеме. Реализацию Схемы целесообразно осуществлять в четыре этапа, основываясь на базовых механизмах, специфичных для каждого из них. I этап (2015 год) – базовый механизм «пилотное проектирование». Разработка пилотных проектов схем развития и размещения производительных сил территорий (в разрезе управленческих округов, муниципальных образований и опорных точек (сельских муниципальных образований)). Поддерживающие механизмы специфичны для каждой функциональной и ресурсной подсистемы региона (промышленности, сельского хозяйства и т. д.). В рамках пилотного проектирования целесообразно действовать в двух направлениях: 1. Приведение существующей нормативно-правовой базы в соответствие перспективным направлениям развития и размещения производительных сил Воронежской области. 2. Разработка нормативного и методического обеспечения механизмов реализации Схемы: - определение пилотных территорий, на которых начнется апробация представленных инструментов и механизмов социально-экономического развития; - разработка поддерживающих механизмов, основанных на подробных территориальных схемах развития и размещения производительных сил с указанием инструментов развития (кластерное развитие, государственно-частное партнерство, создание экологических зон) для выбранных территорий (управленческий округ, муниципальное образование, опорная точка); - обеспечение разработки и внедрения системы мониторинга, позволяющей своевременно выявлять проблемы и узкие места реализации Схемы. Для этого целесообразно определить перечень информации, отражающей ведомственную статистику, а также методику анализа полученной информации. II этап (2016 год) – базовый механизм «мультипликационное проектирование». Производится широкая апробация результатов, полученных на первом этапе, на всю территорию Воронежской области. Работа на данном этапе также планируется вестись в двух направлениях: 1. Реализация Схемы в территориальном аспекте. 2. Реализация Схемы в отраслевом аспекте. Работа по данным направлениям должна вестись параллельно. Цели развития территорий и отраслей должны быть взаимоувязаны, однако ключевую роль в выборе инструментов должны играть цели территориального развития (в зависимости от их особенностей – наличие ресурсов, специализация и т.д.). Данный этап позволит апробировать поддерживающие механизмы реализации Схемы в различных условиях, выявить проблемы и ограничения. Данный этап также должен сопровождаться разработкой нормативного и методического обеспечения реализации Схемы. III этап (2017 год) – базовый механизм «регулирующее проектирование». Производится корректировка поддерживающих механизмов реализации Схемы. На основе результатов апробации поддерживающих механизмов реализации Схемы обеспечивается корректировка основных ее положений (направлений, инструментов). Целью данного этапа является получение механизмов, полностью готовых к внедрению на любой территории (управленческие округа, иные муниципальные и межмуниципальные образования, поселения). IV этап (с 2018 года) – базовый механизм «проектное управление территориальным развитием». Производится широкомасштабная реализация Схемы. На данном этапе осуществляется целевое внедрение предложенных механизмов, направленное на интенсивное и сбалансированное социально-экономическое развитие Воронежской области. В результате исследования природы рисковых событий при формировании и последующей реализации региональной схемы развития и размещения производительных сил, диагностики возможности предотвращения негативных рисковых событий сформированы предложения по обеспечению условий для управления рисками. Основным инструментом базового механизма на данном этапе является разработка методических рекомендаций по установлению перечня рисковых событий при формировании проектов, направленных на пространственное развитие региона, в которые следует включить количественную оценку рисков, перечень портфельных мероприятий по преодолению негативных рисковых событий, а также по использованию позитивных рисковых событий. Рекомендации должны быть приняты к использованию при реализации инвестиционно-инновационных проектов, что обеспечит максимальную объективность предотвращения нежелательных ситуаций и повысит вероятность достижения запланированного эффекта. По итогам разработки и апробации методических рекомендаций необходима разработка в качестве системного инструмента управления развитием и размещением производительных сил региона программы управления системными рисками, в рамках которой необходимы: - выявление состава системных рисков и способов их нивелирования; - разработка методики целесообразного выбора объемов мобилизуемых ресурсов (основных фондов, трудовых ресурсов) по видам экономической деятельности; - разработка методов и инструментов управления промышленным комплексом в условиях системных рисков; - разработка методов и инструментов управления сельскохозяйственным производством и его ресурсами в условиях системных рисков; - разработка методов управления процессами развития и размещения инфраструктуры региона в условиях системных рисков.
3. Развитие и размещение производительных сил в промышленности Воронежская область представляет собой аграрно-промышленный регион; в структуре валового регионального продукта доля промышленного производства составляет около 20%, которую целесообразно сохранить в перспективе. Динамика промышленного производства по объемным и структурным характеристикам представлена в приложении № 2 к Схеме (таблицы 2.1-2.8, рисунки 2.1-2.4); производительность труда, обеспеченность основными фондами – в таблицах 2.9-2.10 приложения № 2 к Схеме; инвестиции – в таблицах 2.11-2.12 приложения № 2 к Схеме; проблемы и перспективы развития по видам деятельности – в таблице 2.13 приложения № 2 к Схеме. Анализ показал, что наиболее ожидаемыми направлениями пространственного развития промышленности Воронежской области являются: - перемещение дееспособных промышленных объектов из центра области в пригородные районы, что будет способствовать развитию Воронежской агломерации и обеспечит диверсификацию промышленного производства на территориях Семилукского, Хохольского, Новоусманского муниципальных районов; - модернизация эффективно действующих предприятий, осваивающих производство востребованных видов продукции, технико-технологическое, организационное обновление (Россошанский, Павловский, Лискинский, Бобровский, Аннинский муниципальные районы, городской округ Нововоронеж и Борисоглебский городской округ); - наращивание производства пищевых продуктов, в основном из местного сырья, на основе внедрения новых технологий, улучшения потребительских характеристик (Калачеевский, Острогожский, Верхнехавский, Эртильский, Бутурлиновский муниципальные районы). Для пространственного развития промышленности Воронежской области целесообразно проводить адаптирующую региональную политику, позволяющую вовлечь в трансформационные процессы ресурсы действующих эффективных собственников, обеспечить приток инвестиционных ресурсов. На основании вышеизложенного прогнозируется развитие 4 типов макрозон. 1. Макрозона с интенсивным развитием промышленного производства: высокоурбанизированные территории с высоким уровнем концентрации промышленного производства, наличием развитой инфраструктуры; территории с наличием перспективных высокотехнологичных производств. В ее состав включены: городской округ г. Воронеж, городской округ г. Нововоронеж, Россошанский муниципальный район, Лискинский муниципальный район. 2. Макрозона с наличием потенциала для развития промышленного производства. К ней отнесены территории с сохраненным или развивающимся промышленным потенциалом, наличием трудовых, инновационных и инвестиционных ресурсов, развитой инженерной инфраструктурой. В состав этой зоны включены: Борисоглебский городской округ, Бобровский и Павловский муниципальные районы. 3. Макрозона проблемного развития промышленного производства – территории, на которых действуют традиционные промышленные предприятия, имеющие невысокую конкурентоспособность в связи со значительным отставанием в технико-технологическом оснащении производства. В ее состав входят территории Аннинского, Бутурлиновского, Верхнехавского, Грибановского, Калачеевского, Каширского, Новоусманского, Новохоперского, Поворинского, Семилукского и Эртильского муниципальных районов. 4. Макрозона непромышленного развития – территории с преобладанием аграрной экономической деятельности, с перспективным развитием рекреационных функций, наличием особо охраняемых природных территорий. На территории таких зон нецелесообразно размещение промышленного производства. В состав данной зоны включены: Богучарский, Верхнемамонский, Воробьевский, Каменский, Кантемировский, Нижнедевицкий, Ольховатский, Острогожский, Панинский, Петропавловский, Подгоренский, Рамонский, Репьевский, Таловский, Терновский и Хохольский муниципальные районы. Материалы, характеризующие состояние макрозон промышленного развития и входящих в них муниципальных образований, представлены в приложении № 2 к Схеме (рисунки 2.5-2.8, таблицы 2.14-2.17). В связи с пространственным и функциональным распределением промышленности региона определено, что для повышения устойчивости промышленного сектора области целесообразно сформировать каркасную структуру пространственного развития с выделением двух уровней опорных территорий, что позволит обозначить направления стимулирующего воздействия опорных территорий на смежные территории и установить зоны влияния отдельных опорных территорий на соседние муниципальные образования (рисунки 2.9-2.10 приложения № 2 к Схеме). Каркасная структура позволит связать воедино промышленный комплекс региона – от крупных промышленных корпораций до малых предприятий. Устойчивое развитие промышленности области при этом базируется на повышении вовлеченности малого и среднего бизнеса в межрайонные и межрегиональные промышленные агломерации. В качестве опорных территорий первого уровня выступают муниципальные образования со сложившейся концентрацией промышленного производства (промышленные агломерации – города Воронеж, Нововоронеж, Россошанский и Лискинский муниципальные районы). Для опорных территорий первого уровня сформированы следующие задачи: - повышение уровня жизни населения до национальных стандартов; - развитие промышленных производств с высокой добавленной стоимостью на основе использования квалифицированных трудовых ресурсов; - генерация технологических инноваций и их диффузия на территории области; - генерация потребительского спроса на промышленные товары для развития внутреннего рынка. Опорными территориями второго уровня являются муниципальные образования, где в ближайшее время намечены направления промышленной специализации в рамках внутрирегионального разделения труда в промышленности или будут реализовываться новые проекты. Для опорных территорий второго уровня задачами развития являются: - восстановление производственных мощностей предприятий промышленной специализации района; - развитие промышленной переработки сельскохозяйственной продукции на основе использования сырья местных аграрных фирм; - обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения; - генерация промышленных инноваций для развития имеющихся промышленных предприятий. Для достижения желаемых позитивных изменений в сглаживании неравномерности пространственного промышленного развития для каждой макрозоны разработан пакет портфельных мероприятий, направленных на активизацию позиций промышленного производства, в соответствии с группировочными признаками. Механизм рационального размещения производительных сил промышленного производства включает инструментарий, формирующийся на всех иерархических уровнях публичной власти (федеральный уровень, уровень субъекта федерации, уровень местного самоуправления). Целью такого механизма должна быть стабилизация промышленного развития территории на основе комплексного использования региональных ресурсов и мобилизации ресурсов из внешней среды. В составе наиболее значимых инструментов механизма: - мониторинг исполнения государственных программ, касающихся развития промышленности; - активизация государственно-частного партнерства (далее – ГЧП); - формирование программ импортозамещения на инновационной основе; - рационализация кластерообразования; - выявление на территории каждого муниципального образования точек промышленного роста, создание на этой основе каркаса промышленного развития. Инструментарий механизма рационального размещения производительных сил промышленного производства должен включать следующие элементы: - элементы, ограничивающие размещение промышленных производств с учетом экологической безопасности, кризисного развития ресурсной базы (например, трудовых ресурсов), недостаточности природных ресурсов, состояния инженерной инфраструктуры; - элементы, стимулирующего характера (включение объектов в государственные программы, финансовые преференции, содействие инновационному развитию, включение в информационное и образовательное пространство). Каждый инструмент механизма должен быть обеспечен соответствующей нормативно-правовой базой и администрированием (устанавливается исполнительный орган власти, курирующий данное направление развития промышленности). Перспективным инструментом развития и размещения производительных сил является кластеризация экономических подсистем Воронежской области прежде всего на базе промышленных и агропромышленных комплексов. Анализ шести промышленных кластеров Воронежской области (производство нефтегазового и химического оборудования, авиационный кластер, радиоэлектронный кластер, мебельный кластер, кластер электромеханики, кластер строительных материалов и технологий) показал, что они находятся на ранней стадии развития, необходима активизация взаимодействия их участников в технико-технологическом и организационно-экономическом плане (таблицы 2.18-2.22 и рисунки 2.11-2.14 приложения № 2 к Схеме). Перспективным является создание сахарного кластера (рисунок 2.15 приложения № 2 к Схеме). В состав кластерной группы сахарного производства предложено включить кондитерские цехи хлебопекарного производства и комбикормовые предприятия, потребляющие отходы сахарного производства. На территории области целесообразно создание трех кластеров в пищевой промышленности: по производству молока с центром в г. Воронеже и широкой периферией, охватывающей 12 муниципальных районов; мясных продуктов – с центром в г. Боброве, растительного масла – с центрами в Каширском и Павловском муниципальном районах (рисунки 2.16-2.18 приложения № 2 к Схеме). 4. Развитие и размещение производительных сил в сельском хозяйстве Для территории Воронежской области существенным отличием является высокий удельный вес земель сельскохозяйственного назначения (80,2 % на 2013 год) и высокая роль сельского хозяйства в региональной экономике, что обусловливает необходимость повышенного внимания к институциональным аспектам распределения земельных ресурсов. Положительные тенденции динамики сельскохозяйственных земель отмечаются в 7 районах из 32. На долю государственной и муниципальной собственности сельскохозяйственных земель в Воронежской области приходится 32,3 % (на 2013 год). Прогноз на 2020–2030 гг. показывает стабилизацию данной доли. В целом в области имеет место тенденция уменьшения площади государственных и муниципальных земель. Тенденции увеличения доли государственной и муниципальной собственности прослеживаются в 14 районах из 32. В наибольшей степени изменения коснулись районов, близких к областному центру. В сложившихся условиях наиболее перспективным является рассмотрение инновационного сценария размещения и развития сельскохозяйственного производства в регионе до 2020 г. и на период до 2030 г., который предусматривает: - разработку организационно-экономического механизма размещения и специализации сельскохозяйственного производства в регионе; - улучшение экономических отношений в целях повышения доходности сельхозтоваропроизводителей, в том числе использование компенсационных механизмов при удорожании материально-технических ресурсов; - технико-технологическую модернизацию сельского хозяйства, обеспечивающую повышение производительности труда и выравнивание уровня оплаты труда в аграрном секторе по отношению к среднему уровню ее в экономике региона; - стимулирование восстановления посевных площадей и поголовья скота и птицы; - существенное увеличение вложений в развитие инфраструктуры рынка с тем, чтобы обеспечить доступ к нему всем сельхозтоваропроизводителям; - разработку и осуществление мер по коренному улучшению социальной инфраструктуры в сельской местности, созданию новых рабочих мест и значительному повышению занятости, квалификации кадров в целях устранения бедности сельского населения; - совершенствование инвестиционной политики для обеспечения доступа к финансовым ресурсам основной части сельхозтоваропроизводителей; - стимулирование развития кооперации и интеграции в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, материально-технического обеспечения аграрного производства и предоставления производственных услуг, кредитования. В случае реализации инновационного сценария в растениеводстве целесообразно освоение интенсивных, ресурсосберегающих технологий, основанных на рациональном обновлении парка тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений до 120-140 кг в действующем веществе на 1 га посева, выполнении в полном объеме работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев семян высокоурожайных сортов и гибридов, устойчивых к болезням и вредителям. Посевные площади основных сельскохозяйственных культур в целом по региону планируется увеличить за счет рационализации севооборота и вовлечения неиспользуемых земель к 2020 г. и 2030 г. по отношению к уровню 2012 г.: по зерновым культурам – соответственно до 1450 и 1500 тыс. га, сахарной свекле – соответственно до 160 и 180 тыс. га, овощам – соответственно 25 и 30 тыс. га. С учетом того, что площади подсолнечника в регионе в настоящее время превышают научно обоснованные нормы, предусматривается сокращение его посевов к 2020 г. на 2 %, к 2030 г. – еще на 4 %. Площади под картофелем стабилизируются и составят соответственно 105 и 102 тыс. га. Согласно прогнозу объемы производства зерновых культу увеличатся с 3111 тыс. га в 2012 г. до 4700 и 5000 тыс. тонн в 2020 г. и 2030 г. соответственно, валовые сборы сахарной свеклы составят 5000 и 6000 тыс. тонн соответственно, подсолнечника – 800 и 900 тыс. тонн соответственно, картофеля – 1500 и 1400 тыс. тонн соответственно, овощей – 500 и 600 тыс. тонн соответственно. На прогнозируемый период поголовье крупного рогатого скота в регионе будет увеличиваться – к 2020 г. оно достигнет 550 тыс. гол., к 2030 г. – 700 тыс. гол., в том числе коров – 200 и 250 тыс. гол. соответственно, свиней – 850 и 1000 тыс. гол. соответственно, овец – 250 и 300 тыс. гол. соответственно. В соответствии с условиями инновационного сценария производство молока в регионе с 742 тыс. тонн в 2012 г. увеличится до 850 тыс. тонн к 2020 г. и до 1065 тыс. тонн к 2030 г., мяса всех видов – с 330 тыс. тонн до 450 и 560 тыс. тонн, яиц – с 785 млн. шт. до 1200 и 1500 млн. шт., шерсти – с 299 тонн до 400 и 500 тонн. Рост объемов сельскохозяйственного производства прогнозируется на основе рационального размещения сельскохозяйственного производства по почвенно-климатическим зонам и микрозонам. На территории области выделено 5 природно-экономических сельскохозяйственных микрозон (Северо-Западная, Центральная, Восточная, Юго-Восточная, Юго-Западная). Размещение посевных площадей и объемов производства сельскохозяйственных культур представлено в приложении № 2 к Схеме (таблицы 2.23-2.24 и рисунки 2.19-2.23). Проведенный анализ позволил установить, что для каждой микрозоны целесообразны собственные направления и инструменты развития. Так, для хозяйств восточной микрозоны целесообразно наращивание производства подсолнечника в границах максимально возможного насыщения севооборотов этой культурой. В северо-западной микрозоне почвенно-климатические условия наиболее благоприятны для производства зерновых культур и сахарной свеклы. Товарное картофелеводство и овощеводство сельхозпредприятиям целесообразно развивать на основе предприятий, сохранивших специализированные основные средства производства и мелиорированные земли, в пригородных зонах городского округа г. Воронеж, Борисоглебского городского округа, г. Павловска, г. Россоши и др., где имеются высококвалифицированные кадры картофелеводов и овощеводов. Состояние и прогноз развития животноводства представлен на рисунках 2.24-2.25 и в таблицах 2.25-2.26 приложения № 2 к Схеме. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере управления земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения в целом в регионе должно предусматривать формирование целостной концепции, обеспечивающей: - установление функций и полномочий субъектов Российской Федерации в сфере управления земельными ресурсами, мониторинга, контроля за использованием и охраной сельскохозяйственных земель, взаимоотношений по данному вопросу с другими муниципальными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - упорядочение земельного и градостроительного законодательства в части уточнения положений по территориальному и землеустроительному планированию использования и охраны земельных ресурсов региона, в том числе сельскохозяйственных земель, с устранением имеющихся в законодательстве разночтений, противоречий и дублирования; - разработку стратегии инвестиционной политики в сфере управления земельными ресурсами, определения цен на земельно-оценочные услуги, поддержки предпринимательства, экономического стимулирования проведения комплексных мероприятий, предусмотренных проектной землеустроительной документацией; - повышение эффективности в управлении земельными ресурсами; - обеспечение соблюдения законодательства в сфере управления земельными ресурсами, технических регламентов и стандартов, обеспечивающих гарантии прав на землю, рациональное использование и охрану земель, сохранность особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. Для реализации концепции необходимо прежде всего создание комплексного институционального механизма совершенствования системы развития и размещения производительных сил, включающего нормативно-методический инструментарий. Целесообразно разработать, уточнить и дополнить следующие документы: - технические указания по проведению упрощенной инвентаризации земельных ресурсов, включая форму инвентаризационного паспорта землевладений (землепользований); - методические указания по разработке схем актуализации фактического использования и размещения земельных участков и, соответственно, формы текущего регионального реестра земельных долей; - методические рекомендации по консолидации земельных участков, принадлежащих владельцам земельных долей; - методические рекомендации по содержанию и составу схем зонирования (землеустройства) субъекта Российской Федерации и административно-территориальных образований; - концепция системы охраны сельскохозяйственных земель; - концепция охраны сельскохозяйственных земель и поддержания устойчивых саморегулируемых антропогенных ландшафтов; - методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных сельскохозяйственных земель и их консервации; - рекомендации по переводу малопродуктивных сельскохозяйственных угодий в другие виды сельскохозяйственных земель; - концепция экономического стимулирования рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель; - порядок определения компенсационных платежей за перевод земельных участков из состава сельскохозяйственных земель в земли других категорий; - рекомендации по определению вреда и возмещению ущерба вследствие негативных воздействий на сельскохозяйственные земли в процессе хозяйственной и иной деятельности; - проект методики составления регионального реестра особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий; - проект концепции мониторинга использования и состояния сельскохозяйственных земель и предложения к порядку ведения их мониторинга; - предложения по совершенствованию государственного контроля за использованием и охраной сельскохозяйственных земель; - рекомендации по определению дополнительных издержек в аграрном производстве в связи с обременениями земельных участков; - методические рекомендации по определению экономических рисков, возникающих вследствие утраты или повреждения сельскохозяйственных земель, ухудшения или потери дорог под воздействием природных техногенно-антропогенных и иных факторов, и вероятностной оценке данных рисков при использовании сельскохозяйственных земель (классификация рисков, разработка показателей и критериев для определения рыночной, залоговой, инвестиционной и иных видов стоимости земельных участков, защиты имущественных интересов товаропроизводителей в порядке имущественного страхования и т.д.); - методика прогнозирования и вероятностной оценки возможных рисков материального характера, которым подвержен или может быть подвержен земельный участок в процессе его нахождения в залоге; - нормативно-методические основы страховой защиты имущественных интересов участников земельно-ипотечного рынка; - обоснование процессуальных механизмов залога земельных участков, обращения взыскания на заложенные земельные участки и их реализации; - классификация землеустроительной документации и проекты документов по разработке стандартов, норм и правил на земельно-оценочные работы, предложения по организации их разработки; - проекты технических регламентов на работы по обустройству территории.
5. Развитие и размещение производительных сил в строительстве и строительной индустрии Высокие темпы строительства жилья на территории Воронежской области, перспективные планы развития объектов многоэтажного и малоэтажного строительства позволяют охарактеризовать Воронежскую область как регион, занимающий ведущие позиции в сфере строительства жилья в текущих условиях и на перспективу (таблицы 2.27-2.33 приложения № 2 к Схеме). Информация о состоянии строительства и обеспеченности населения жильем по муниципальным образованиям области представлена в приложении № 2 к Схеме (таблицы 2.34-2.35 и рисунок 2.26). Информация о состоянии и прогнозе развития стройиндустрии представлена в таблицах 2.36-2.38 приложения № 2 к Схеме. Прогнозируется покрытие потребностей Воронежской области в основных видах строительных материалов за счет собственных производственных мощностей. С учетом прогнозируемого роста потребления основных строительных материалов (таблицы 2.39-2.41 приложения № 2 к Схеме), производственных мощностей (таблицы 2.42-2.44 приложения № 2 к Схеме), наличия и специфики сырьевой базы области необходимо увеличить мощности по производству цемента, извести, стеновых материалов, сборных железобетонных конструкций и деталей, теплоизоляционных изделий, а также создать новые предприятия, выпускающие листовое стекло, деревянные конструкции для малоэтажного домостроения, мягкие кровельные материалы. Территориальное расположение предприятий стройиндустрии представлено на рисунке 2.27 приложения № 2 к Схеме. Прогноз объемов производства строительных материалов представлен в таблицах 2.45-2.51 приложения № 2 к Схеме. Анализ показал, что позитивные тенденции в строительстве и строительной индустрии возможно усилить за счет строительства новых заводов по производству портландцемента, извести и мела, керамического кирпича и изделий из ячеистого бетона, сборных железобетонных конструкций и деталей, минераловатных плит, листового стекла, мягких кровельных материалов, деревянных конструкций для быстровозводимого жилья, легких строительных металлических конструкций. Для реализации данных направлений развития строительства и стройиндустрии целесообразно учесть их в процессе разработки отраслевой стратегии и стратегий развития муниципальных образований.
6. Развитие и размещение производительных сил транспортной и энергетической инфраструктуры В процессе анализа современного состояния и перспектив развития транспортной сети произведена группировка муниципальных образований по протяженности и удельному весу дорог с твердым покрытием и железнодорожных магистралей (таблицы 2.52-2.55 и рисунки 2.28-2.29 приложения № 2 к Схеме). Транспортные узлы оценены по сумме баллов, характеризующих подходящие к узлу транспортные коммуникации (таблица 2.56 приложения № 2 к Схеме). Анализ показывает, что наиболее обеспеченными транспортными коммуникациями в настоящее время и в перспективе являются городской округ г. Воронеж и Лискинский муниципальный район (I группа). На следующем уровне обеспеченности транспортными коммуникациями находятся Таловский, Россошанский, Острогожский и Бобровский муниципальные районы с хорошо развитой сетью транспортной инфраструктуры (II группа). На территории этих районов также находятся крупные узлы – пгт Таловая, г. Россошь, г. Острогожск и г. Бобров. К относительно благоприятным с точки зрения развития транспортных сетей относятся Подгоренский, Рамонский, Павловский, Богучарский, Семилукский, Аннинский и Новоусманский муниципальные районы (III группа). На их территории находятся транспортные узлы: пгт Подгоренский, пгт Рамонь, г. Семилуки, г. Павловск. Следующую группу составляют районы со слабым развитием автодорожной сети при наличии магистральных и однопутных железнодорожных трасс: Верхнехавский, Калачеевский, Грибановский, Поворинский, Панинский, Бутурлиновский, Терновский, Хохольский, Каширский, Нижнедевицкий, Эртильский и Верхнемамонский муниципальные районы (IV группа). В Поворинском муниципальном районе имеется развитый железнодорожный узел (на его территории находится сортировочная станция). Наиболее слабая транспортная инфраструктура в Каменском, Ольховатском, Петропавловском, Воробьевском, Репьевском муниципальных районах (V группа). Транспортная сеть Воронежской области имеет явно выраженную диспропорциональность, что препятствует сбалансированному развитию производительных сил в регионе. Основные проблемы дорожной сети, выявленные в процессе исследования: значительная часть участков сети федеральных и региональных автодорог области обслуживает движение в режиме перегрузки. При этом тенденции увеличения загрузки дорог и роста автомобилизации носят устойчивый характер; имеющиеся транспортные коммуникации по скоростным параметрам не отвечают требованиям растущей экономики и потребностям населения. Транспортная доступность на дорогах с большой транспортной работой и в зоне городской агломерации г. Воронежа стремительно ухудшается; высокая интенсивность транзитных потоков автотранспорта через города (в первую очередь г. Воронеж) создает дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть, снижается уровень безопасности и ухудшается состояние окружающей среды; велика территориальная неравномерность развития транспортной инфраструктуры; нормативным требованиям отвечает менее 50 % протяженности региональных автодорог; не проводится диагностика муниципальных дорог и дорожных сооружений. Информация по состоянию дорожной сети разобщена и недоступна для конечного пользователя; транспортная сеть не развивается опережающими темпами, что ограничивает рост ВРП; неэффективные технологии содержания и несоблюдение межремонтных сроков для региональных и муниципальных автодорог являются причиною их ускоренной деградации, что ведет к росту затрат регионального и муниципальных бюджетов в расчете на долгосрочную перспективу; сеть дорог общего пользования используется большегрузным автотранспортом, что ведет к ее скорому разрушению. Отсутствует специализированная сеть обводных дорог; отсутствуют или игнорируются пункты весового контроля на региональных дорогах, выполняющих функции межрегионального сообщения; короткие сроки гарантийного обслуживания автодорог не стимулируют подрядчиков к улучшению качества дорожных работ; высокие темпы автомобилизации не сопровождаются адекватным развитием улично-дорожной сети в городах; низкий уровень бюджетного финансирования отрасли; недостаточный объем субвенций и субсидий со стороны федерального центра; низкая инвестиционная привлекательность отрасли сдерживает приток частных инвестиций; недостаточная оснащенность подрядных организаций современной техникой и квалифицированными кадрами. Факторы, сдерживающие активизацию деятельности транспортных отраслей по видам транспорта, заключаются в следующем: 1. Железнодорожный транспорт: наличие затруднений с пропуском грузопотоков по участкам железнодорожной сети, протяженность которых составляет 21 % от общей протяженности железных дорог в области; отсутствие железнодорожного сообщения с более чем половиной районов области, что является одним из сдерживающих факторов их социально-экономического развития; существующий сетевой график движения на основных направлениях железнодорожной сети, проходящих через город Воронеж, не позволяет вносить изменения в расписание движения пригородных электропоездов в зависимости от колебаний пассажиропотоков и тем более увеличивать объемы перевозок пассажиров; сложной проблемой является организация внутригородских перевозок пассажиров, в решении которой определенная роль должна принадлежать внутригородскому железнодорожному сообщению, которое бы связывало левобережные и правобережные части города; развитие пассажирских перевозок сдерживается также отсутствием современного железнодорожного вокзала «Воронеж-3», сопряженного с другими видами общественного пассажирского транспорта. не завершены структурные преобразования на железнодорожном транспорте; не преодолены тенденции старения основных фондов (уровень износа основных средств ЮВЖД составляет 68,2 %, износ основных производственных фондов – 69,9 %); недостаточен технический и технологический уровень подвижного состава и оборудования. 2. Речной транспорт: прогрессирующее снижение его конкурентоспособности в сфере грузовых перевозок по сравнению с другими видами транспорта главным образом вследствие постоянно ухудшающегося состояния его инфраструктуры и транспортного флота; угроза прекращения пассажирских перевозок и перевозок грузов вследствие списания устаревшего изношенного флота; катастрофическое ухудшение условий судоходства на реке Дон. 3. Автомобильные дороги: несоответствие технических параметров автодорог и искусственных сооружений требованиям движения; недостаточная обеспеченность территории автомобильными дорогами I и II технических категории; наличие пересечений в одном уровне с трассами железных дорог и автодорог высших рангов между собой; отсутствие обходов населенных пунктов (г. Павловск, пгт Анна, г. Борисоглебск, г. Острогожск, г. Бобров, с. Елань-Колено, г. Новохоперск, с. Землянск, г. Россошь); потребность в обновлении автобусов для междугородных перевозок. Таким образом, можно сделать вывод, что механизм реализации Схемы в данной отрасли имеет технико-технологическое и организационное содержание. Формирование в Воронежской области системы, реализующей функции межрегионального транспортно-логистического центра, должно основываться на механизме гармонизации транспортного пространства и включать в свой состав: - развитие железнодорожного сообщения и совершенствование железнодорожной инфраструктуры (в частности, строительство вокзала Воронеж-III); - расширение сети авиаперевозок, реконструкции международного аэропорта «Воронеж»; - развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе на границах г. Воронежа и Воронежской области; - развитие транспортных коридоров «Север–Юг» и «Запад–Восток»; - расширение транзитных потоков грузов, развитие потенциала крупных грузообразующих центров: г. Воронежа, г. Лиски, г. Россоши, г. Борисоглебска, пгт Кантемировка и других – на основе создания сети грузовых терминалов; - увеличение использования в транспортном комплексе региона интеллектуальных систем для повышения эффективности перевозок (в том числе ответственных за регулирование движения в крупных городах). Конкретизацию данных направлений в организационном и институциональном планах целесообразно осуществить в процессе формирования и актуализации стратегий развития транспортных отраслей и муниципальных образований. Исследование показало, что Воронежская область является энергооббеспеченным регионом в настоящее время и в перспективе. Плановые значения показателей энергетического развития Воронежской области представлены в таблице 2.57 приложения № 2 к Схеме. Региональная структура генерирующих мощностей в соответствии с ожиданиями внутреннего спроса, требованиями обеспечения энергетической безопасности страны и повышения надежности электроснабжения должна формироваться следующим образом: - атомные электростанции с увеличением их доли в базовой части графика электрических нагрузок при синхронизации вводов новых блоков атомных электростанций; - тепловые электростанции с заменой газомазутных паросиловых энергоблоков на парогазовые и выводом из работы старого оборудования. Замена паросиловых на парогазовые установки будет поддержана мерами экономического характера, включая введение платы за выбросы углекислого газа и прямое запрещение использования устаревшего оборудования, не отвечающего современным технологическим и экологическим стандартам; - парогазовые, газопоршневые и модернизированные паротурбинные теплоэлектроцентрали разной мощности, в том числе блок-станции, работающие преимущественно на газе и отчасти на угле (там, где уголь является проектным топливом). Энергосбережение в теплоснабжении целесообразно осуществлять по следующим основным направлениям: - в производстве тепловой энергии – повышение коэффициента полезного действия котлоагрегатов, теплофикационных и других установок на основе современных технологий сжигания топлива, когенерационной выработки тепловой и электрической энергии, увеличение коэффициента использования тепловой мощности, развитие систем распределенной генерации тепла с вовлечением в теплоснабжение возобновляемых источников энергии, повышение технического уровня, автоматизации и механизации мелких теплоисточников, оснащение их системами учета и регулирования отпуска тепловой энергии, обоснованное разделение сферы централизованного и децентрализованного теплоснабжения; - в системах транспорта тепловой энергии – сокращение тепловых потерь и утечек теплоносителя в результате реконструкции тепловых сетей на основе применения теплопроводов заводской готовности, эффективных способов их прокладки, современных запорно-регулирующих устройств, автоматизированных узлов и систем управления режимами, организация оптимальных режимов функционирования тепловых сетей, теплоисточников и потребителей; - в системах потребления тепловой энергии – учет количества и контроль качества потребляемой тепловой энергии, реконструкция и новое строительство зданий с применением теплоустойчивых конструкций, тепловой автоматики, энергоэффективного оборудования и теплопроводов, а также высокая технологичность всего процесса теплопотребления, доступность его контроля и возможность управления. В целом механизм реализации Схемы в сфере использования возобновляемых источников энергии на период до 2030 года должен предусматривать следующие инструменты: - координацию мероприятий в области развития электроэнергетики и возобновляемой энергетики; - рациональное применение мер государственной поддержки развития возобновляемой энергетики, в том числе путем оплаты электрической энергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии, при ее реализации на оптовом рынке, с учетом надбавок к равновесной цене оптового рынка, а также путем возмещения платы за технологическое присоединение к сетям; - разработку комплекса мер по государственной поддержке промышленности и научных институтов для обеспечения отрасли возобновляемых источников энергии российским оборудованием, комплектующими и передовыми технологиями, в том числе с использованием трансферта технологий и локализации на российских предприятиях производства комплектующих для электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии; - создание благоприятных условий для привлечения внебюджетных инвестиций с целью сооружения новых и реконструкции существующих генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и использование механизма венчурных фондов для инвестирования в объекты возобновляемой энергетики; - поддержку развития малых предприятий, функционирующих на рынке энергетического сервиса в сфере возобновляемой энергетики; - обеспечение доступности информации о формировании и реализации мероприятий по развитию возобновляемой энергетики; - осуществление технического и технологического контроля и надзора за соблюдением требований безопасности при использовании возобновляемых источников энергии. Конкретизацию положений по совершенствованию энергетической инфраструктуры целесообразно осуществить в процессе разработки отраслевых стратегий и стратегий развития муниципальных образований.
7. Развитие и размещение производительных сил в научно-образовательном секторе Анализ показал, что Воронежская область является одним из ведущих регионов страны в сфере предоставления научно-образовательных услуг. Происходящие в научной и образовательной сфере Воронежской области процессы в полной мере соответствуют общенациональным тенденциям, проявляющимся в повышении удельного веса образования, полученного дистанционно, обучении на очно-заочных и заочных отделениях и в сжатые сроки (экстернат). Фактические и планово-прогнозные показатели развития научно-образовательного сектора области представлены в приложении № 2 к Схеме (таблица 2.58 и рисунки 2.30-2.31). Формирование Воронежской агломерации как центра концентрации провайдеров образовательных услуг, относящихся к высшему и среднему профессиональному образованию, адресованных населению (в возрасте 17-25 лет) региона, других субъектов РФ и иностранных государств, позволит вовлечь в образовательные процессы около 400 тысяч человек. Прогноз размещения пользователей образовательных услуг в очной и дистанционной форме представлен на рисунке 2.32 приложения № 2 к Схеме. Прогнозируется равномерное заполнение образовательного поля, достигаемое за счет дистанционного получения образовательных услуг (высшее и дополнительное образование) пользователями в возрасте старше 25 лет, не имеющими профессиональных приоритетов, но стремящимися к повышению своего образовательного уровня. Численность данной категории пользователей образовательных услуг может достигать 500 тысяч человек. Прогнозируется диверсификация экономики области, проявляющаяся в одновременном развитии следующих центров регионального развития: центров культурных событий, центров аграрного производства, логистического, научно-образовательного, телекоммуникационного, информационного, промышленного центров (таблица 2.59 и рисунки 2.33-2.35 приложения № 2 к Схеме). Целью совершенствования размещения и взаимодействия производительных сил научно-образовательного блока является способствование формированию в регионе экономики инновационного типа. Для достижения указанной цели, а также целого ряда промежуточных целей в ходе исследования были определены тенденции происходящих в научно-образовательной сфере процессов и разработаны механизмы взаимодействия их участников. Так, в качестве основных тенденций, происходящих в научно-образовательной сфере Воронежской области, процессов и вызываемых ими изменений было выделено следующее: 1) равномерное заполнение инновационного пространства k-агентами (образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, оказывающими образовательные услуги в дистанционной форме, и предприятиями, не относящимися к сфере образования, но предоставляющими лицензированные дополнительные образовательные услуги своим работникам, в том числе потенциальным). Развитие дистанционных форм обучения превращает ограниченность интеллектуальных ресурсов в относительную и создает поле для возникновения интеграционных образований в районах локализации субъектов, отличающихся высокой значимостью для региональной экономики; 2) индикативное планирование развития научно-образовательного потенциала региона, находящее свое проявление в совместной разработке исполнительными органами государственной власти, НИИ, вузами, предприятиями малого бизнеса, промышленными предприятиями, ведущими активную инновационную деятельность, соответствующих нормативных документов, стратегических планов и программ; 3) диверсификация производства субъектов региональной экономики, являющаяся средством минимизации предпринимательских рисков и повышения эффективности (результативности) производства продукции и оказания услуг; 4) изменение плотности научно-образовательного пространства региона, вызванное территориальной локализацией центров регионального развития. В ходе исследования было проведено центрирование Воронежской области и выделены центр культурных событий, центр аграрного производства, промышленный, логистический, информационно-телекоммуникационный, научно-образовательный центры. Центрирование региональной экономики обусловлено размещением предприятий, организаций и производств, занимающих лидирующее положение на рынке выпускаемой продукции; 5) развитие инновационных производств с замкнутым технологическим циклом, приводящее к установлению интеграционных связей между организациями, занимающимися ресурсным обеспечением, предприятиями и организациями, непосредственно осуществляющими инновационную деятельность, а также участниками региональной экономики, специализирующимися на продвижении и распространении инноваций и продуктов инновационной деятельности. В ходе исследования было установлено, что в научно-образовательном пространстве Воронежской области наблюдаются интеграционные процессы, способствующие достижению ее субъектами собственных целей, а также обеспечивающие развитие региональной социально-экономической системы. Особенности размещения организаций научно-образовательной сферы в Воронежской области проявляются в равномерном заполнении образовательного пространства региона k-агентами, территориальной локализацией организаций научно-образовательной сферы в районах, позиционируемых как центры регионального развития, преимущественно в Воронежской агломерации. Сохранение указанных выше тенденций, а также реализация механизмов развития интеграционных процессов способны привести к возникновению в регионе наиболее совершенных форм интеграционного взаимодействия организаций научно-образовательной сферы, таких как научно-производственный кластер и инновационный комплекс. Механизм развития интеграционных процессов представляет собой совокупность действий, активизирующих субъектов региональной экономики и побуждающих их к вступлению в интеграционные отношения в наиболее перспективных формах. С учетом общего уровня инновационного развития региона, его высокого научного потенциала, степени охвата субъектов региональной экономики научными исследованиями и разработками, уровня распространения знаний и образовательных услуг, а также других факторов, был сделан вывод о том, что в регионе имеется структурный перекос в сторону исследований и разработок, при этом субъекты региональной экономики испытывают потребность не столько в инновациях, сколько в знаниях, позволяющих их реализовывать. Другими словами, образовательный уровень человеческих ресурсов, расположенных на территории региона, предприятий и организаций, является недостаточным для эффективного применения на практике технологических, продуктовых и иных инноваций. В этой связи наиболее важными оказываются k-агенты, оказывающие образовательные услуги, чье участие в интеграционных процессах является, с одной стороны, определяющим, а с другой – лимитирующим. Механизм развития интеграционных процессов с участием научно-исследовательских и образовательных учреждений региона предполагает использование следующих инструментов. 1. Выявление мотивированной потребности в развитии интеграционных процессов в научно-образовательной сфере региона. Задачами применения данного инструмента являются: выявление «критической массы» предприятий и организаций, испытывающих потребность в интеграционном взаимодействии, популяризация преимуществ развития интеграционных процессов. Осуществлением процедур и мероприятий, позволяющих выявить потребность субъектов региональной экономики в интеграционном взаимодействии, следует заниматься исполнительным органам государственной власти, наделенным полномочиями осуществлять мониторинг соответствующих подсистем региональной социально-экономической системы. 2. Совершенствование организационных условий развития научно-образовательной сферы региона посредством создания структурного подразделения исполнительных органов государственной власти, инициирующего интеграционные процессы на основе аналитических заключений и рекомендаций, предоставляемых k-агентами (научно-исследовательскими организациями, научными центрами, университетами). Функциями такого подразделения должны стать: определение участников интеграционных процессов, создание благоприятных для развития интеграционных процессов условий, ресурсное (в том числе финансовое) обеспечение интеграционного взаимодействия, поддержка сформированных в инновационной среде региона интеграционных структур. 3. Разработка и распространение образовательных услуг, а также результатов научных исследований и разработок. 4. Привлечение средств, необходимых для развития научно-образовательной сферы региона путем вовлечения в интеграционные процессы заинтересованных в получении знаний субъектов региональной экономики. 5. Создание и совершенствование объектов инфраструктуры, предполагающие создание и (или) развитие объектов инженерной, транспортной, социальной, информационно-коммуникационной, интеллектуальной и инновационной инфраструктуры. Наряду с агентами-проводниками к использованию данного инструмента должны быть привлечены k-агенты, предоставляющие образовательные услуги высшего и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные услуги и формирующие систему подготовки и переподготовки кадров. 6. Реформирование действующих интегрированных структур, развитие интеграционных процессов, обеспечение эффективного взаимодействия участников интеграционных процессов в научно-образовательной сфере региона. 7. Формирование регионального научно-производственного кластера, представляющего собой мотивированное взаимодействие субъектов научно-образовательной сферы региона без образования отдельного юридического лица в процессе совместного создания ценности с целью более эффективного использования ресурсов и получения синергетического эффекта за счет сочетания конкуренции, кооперации и интеграции участников региональной экономики. Использование данного инструмента представляется возможным благодаря преимуществам, которые достигаются субъектами региональной экономики в результате вступления в интеграционные связи, таким как повышение эффективности производства, минимизация издержек, повышение конкурентоспособности предприятия (организации) и выпускаемой им продукции (оказываемых услуг). Сосредоточение в регионе конкурентоспособных предприятий и организаций, вовлеченных в интеграционные процессы, является проявлением интеграционного взаимодействия кластерного типа. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|