Расширенный поиск
Постановление правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1190
Правительство Воронежской области
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31.12.2013 N 1190 Об утверждении государственной программы Воронежской области
"Экономическое развитие и инновационная экономика"
(В редакции Постановлений правительства Воронежской области
от 07.03.2014 г. N 211; от 28.03.2014 г. N 269;
от 10.06.2014 № 537)
В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2013 N 786 "О порядке принятия решений о
разработке, реализации и оценке эффективности реализации
государственных программ Воронежской области" и распоряжением правительства Воронежской области от 13.06.2013 N 451-р "Об утверждении перечня государственных программ Воронежской области" правительство Воронежской области П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Воронежской области "Экономическое развитие и инновационная экономика". 2. Признать утратившими силу:
- постановление правительства Воронежской области от 29.09.2010 N 815 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы
"Развитие системы жилищного ипотечного кредитования населения
Воронежской области на 2010-2015 годы";
- постановление правительства Воронежской области от 27.05.2011 N 445 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 29.09.2010 N 815";
- постановление правительства Воронежской области от 08.11.2012 N 1007 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 29.09.2010 N 815";
- постановление правительства Воронежской области от 07.09.2010 N 746 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в
Воронежской области на 2011-2015 годы";
- постановление правительства Воронежской области от 12.05.2011 N 373 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 07.09.2010 N 746";
- постановление правительства Воронежской области от 30.06.2011 N 554 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 07.09.2010 N 746";
- постановление правительства Воронежской области от 23.08.2011 N 742 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 07.09.2010 N 746";
- постановление правительства Воронежской области от 01.11.2011 N 953 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 07.09.2010 N 746";
- постановление правительства Воронежской области от 13.04.2012 N 277 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 07.09.2010 N 746";
- постановление правительства Воронежской области от 22.05.2012 N 440 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 07.09.2010 N 746";
- постановление правительства Воронежской области от 31.07.2012 N 672 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 07.09.2010 N 746";
- постановление правительства Воронежской области от 17.12.2012 N 1166 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 07.09.2010 N 746";
- постановление правительства Воронежской области от 20.05.2013 N 429 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 07.09.2010 N 746";
- постановление правительства Воронежской области от 30.08.2013 N 761 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 07.09.2010 N 746";
- постановление правительства Воронежской области от 19.10.2010 N 887 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы
"Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на
2011-2015 годы";
- постановление правительства Воронежской области от 28.06.2011 N 536 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.10.2010 N 887";
- постановление правительства Воронежской области от 22.09.2011 N 826 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.10.2010 N 887";
- постановление правительства Воронежской области от 26.07.2012 N 653 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.10.2010 N 887";
- постановление правительства Воронежской области от 30.10.2012 N 974 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.10.2010 N 887";
- постановление правительства Воронежской области от 21.02.2013 N 110 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.10.2010 N 887";
- постановление правительства Воронежской области от 19.08.2013 N 728 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.10.2010 N 887";
- постановление правительства Воронежской области от 02.09.2013 N 763 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.10.2010 N 887";
- постановление правительства Воронежской области от 03.12.2013 N 1065 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.10.2010 N 887";
- постановление правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных
областных целевых программ, их формировании и реализации";
- постановление правительства Воронежской области от 02.02.2011 N 72 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.11.2009 N 993";
- постановление правительства Воронежской области от 28.02.2012 N 124 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.11.2009 N 993";
- постановление правительства Воронежской области от 13.12.2012 N 1137 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.11.2009 N 993";
- постановление правительства Воронежской области от 21.02.2013 N 124 "О внесении изменений в постановление правительства
Воронежской области от 19.11.2009 N 993".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Воронежской области - руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области Агибалова Ю.В.
Губернатор Воронежской области А. Гордеев
Утверждена постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1190
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ
ЭКОНОМИКА"
ПАСПОРТ
государственной программы Воронежской области
"Экономическое развитие и инновационная экономика"
|———————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————| |Ответственный исполнитель |Департамент экономического развития Воронежской области | |государственной программы | | |———————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————| |Исполнители государственной |Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской| |программы |области. | | |Департамент промышленности и транспорта Воронежской области. | | |Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области. | | |Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской| | |области. | | |Департамент по развитию предпринимательства и потребительского| | |рынка Воронежской области. | | |Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской| | |области. | | |Управление государственного заказа и организации торгов| | |Воронежской области | |———————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————| |Основные разработчики |Департамент экономического развития Воронежской области. | |государственной программы |Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской| | |области. | | |Департамент промышленности и транспорта Воронежской области. | | |Департамент финансово-бюджетной политики Воронежской области. | | |Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской| | |области. | | |Департамент по развитию предпринимательства и потребительского| | |рынка Воронежской области. | | |Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской| | |области. | | |Управление государственного заказа и организации торгов| | |Воронежской области | |———————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————| |Подпрограммы государственной |1. Формирование благоприятной инвестиционной среды. | |программы |2. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства. | | |3. Стимулирование развития инноваций. | | |4. Эффективное регулирование тарифов. | | |5. Формирование и развитие кластерных образований. | | |6. Формирование и развитие контрактной системы. | | |7. Обеспечение реализации государственной программы. | | |8. Защита прав потребителей в Воронежской области | |———————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————| |Цель государственной программы |1. Создание благоприятного предпринимательского климата и условий| | |для ведения бизнеса. | | |2. Повышение инновационной активности бизнеса. | | |3. Повышение эффективности государственного управления | |———————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————| |Задачи государственной |1. Создание условий для привлечения инвестиций в экономику| |программы |Воронежской области. | | |2. Создание благоприятной конкурентной среды. | | |3. Повышение предпринимательской активности и развитие малого и| | |среднего предпринимательства. | | |4. Проведение эффективной тарифной политики. | | |5. Совершенствование системы государственного стратегического| | |управления | |———————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————| |Целевые индикаторы и показатели|1. Индекс физического объема валового регионального продукта,| |государственной программы |процентов к предыдущему году. | | |2. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных| | |средств), млрд. рублей. | | |3. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в| | |валовом региональном продукте, процентов. | | |4. Оценка населением деятельности органов исполнительной власти| | |субъекта Российской Федерации, процентов | |———————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————| |Этапы и сроки реализации |2014 - 2020 годы | |государственной программы | | |——————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
|Объемы и источники|Объем финансирования государственной программы|
|финансирования |составляет 132 870 757,63 тыс. рублей, |
|государственной |в том числе по источникам финансирования: |
|программы (в|– федеральный бюджет - 2 724 232,76 тыс. рублей; |
|действующих ценах|– областной бюджет – 14 129 822,87 тыс. рублей; |
|каждого года|– местные бюджеты – 28 302,00 тыс. рублей; |
|реализации |– средства юридических лиц - 93 418 400,00 тыс.|
|государственной |рублей; |
|программы) |– средства физических лиц - 22 570 000,00 тыс.|
| |рублей, |
| |в том числе по годам реализации государственной|
| |программы: |
| |2014 год: |
| |всего –15 983 374,24 тыс. рублей, |
| |в том числе по источникам финансирования: |
| |– федеральный бюджет - 522 009,84 тыс. рублей; |
| |– областной бюджет – 1 042 762,40 тыс. рублей; |
| |– местные бюджеты – 2 002,00 тыс. рублей; |
| |– средства юридических лиц - 11 616 600,00 тыс.|
| |рублей; |
| |– средства физических лиц - 2 800 000,00 тыс.|
| |рублей; |
| |2015 год: |
| |всего –17 333 197,90 тыс. рублей, |
| |в том числе по источникам финансирования: |
| |– федеральный бюджет - 175 300,00 тыс. рублей; |
| |– областной бюджет – 994 797,90 тыс. рублей; |
| |– местные бюджеты – 2 300,00 тыс. рублей; |
| |– средства юридических лиц - 13 040 800,00 тыс.|
| |рублей; |
| |– средства физических лиц - 3 120 000,00 тыс.|
| |рублей; |
| |2016 год: |
| |всего – 18 094 341,80 тыс. рублей, |
| |в том числе по источникам финансирования: |
| |– федеральный бюджет - 170 300,00 тыс. рублей; |
| |– областной бюджет – 1 001 741,80 тыс. рублей; |
| |– местные бюджеты –2 300,00 тыс. рублей; |
| |– средства юридических лиц - 13 640 000,00 тыс.|
| |рублей; |
| |– средства физических лиц - 3 280 000,00 тыс.|
| |рублей; |
| |2017 год: |
| |всего – 20 101 850,34 тыс. рублей, |
| |в том числе по источникам финансирования: |
| |– федеральный бюджет - 443 671,84 тыс. рублей; |
| |– областной бюджет – 2 661 128,50 тыс. рублей; |
| |– местные бюджеты – 5 050,00 тыс. рублей; |
| |– средства юридических лиц - 13 692 000,00 тыс.|
| |рублей; |
| |– средства физических лиц - 3 300 000,00 тыс.|
| |рублей; |
| |2018 год: |
| |всего – 20 267 250,75 тыс. рублей, |
| |в том числе по источникам финансирования: |
| |– федеральный бюджет - 456 954,16 тыс. рублей; |
| |– областной бюджет – 2 739 996,59 тыс. рублей; |
| |– местные бюджеты – 5 300,00 тыс. рублей; |
| |– средства юридических лиц - 13 745 000,00 тыс.|
| |рублей; |
| |– средства физических лиц - 3 320 000,00 тыс.|
| |рублей; |
| |2019 год: |
| |всего – 20 446 203,85 тыс. рублей, |
| |в том числе по источникам финансирования: |
| |– федеральный бюджет - 470 788,60 тыс. рублей; |
| |– областной бюджет – 2 808 865,25 тыс. рублей; |
| |– местные бюджеты – 5 550,000 тыс. рублей; |
| |– средства юридических лиц - 13 811 000,00 тыс.|
| |рублей; |
| |– средства физических лиц - 3 350 000,00 тыс.|
| |рублей; |
| |2020 год: |
| |всего – 20 644 538,75 тыс. рублей, |
| |в том числе по источникам финансирования: |
| |– федеральный бюджет - 485 208,32 тыс. рублей; |
| |– областной бюджет – 2 880 530,43 тыс. рублей; |
| |– местные бюджеты – 5 800,00 тыс. рублей; |
| |– средства юридических лиц - 13 873 000,00 тыс.|
| |рублей; |
| |– средства физических лиц - 3 400 000,00 тыс.|
| |рублей |
|——————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
(В редакции Постановления правительства Воронежской области
от 07.03.2014 г. N 211)
|Ожидаемые конечные результаты |В количественном выражении: | |реализации государственной |- достижение индекса физического объема валового регионального| |программы |продукта к 2020 году - не менее 108,1% к предыдущему году; | | |- увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением|
| |бюджетных средств) с 169,4 млрд. рублей в 2013 году до 413,9| | |млрд. рублей в 2020 году; | | |- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких| | |отраслей в валовом региональном продукте с 11,7% в 2011 году до| | |16,4% в 2020 году. | | |В качественном выражении: | | |- повышение позиций, занимаемых областью в рейтинге субъектов,| | |входящих в состав Российской Федерации и Центрального| | |федерального округа (далее - ЦФО), превращение| | |высокотехнологичных производств и отраслей экономики в значимый| | |фактор экономического роста; | | |- обеспечение устойчивого спроса на инновации как важнейшего| | |фактора преодоления технологического отставания в отдельных| | |отраслях экономики региона; | | |- обеспечение интенсивного технологического обновления массовых| | |производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих| | |экологически безопасных технологий; | | |- решение проблем обеспечения экономики высокопрофессиональными| | |управленческими кадрами; | | |- повышение качества действующей системы стратегических| | |документов и создание практических механизмов по их реализации | |———————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————| Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ
Экономика области является одной из крупнейших региональных экономик в центральной части России и в 2012 году демонстрировала достаточно уверенный рост с темпами по большинству социально-экономических показателей, превышающими общероссийские значения. По темпам прироста экономики Воронежская область относится к группе лидеров среди субъектов Российской Федерации (входит в пятерку наиболее динамично развивающихся регионов). Основным фактором экономического роста являлся внутренний спрос на товары и
услуги, поддерживаемый ростом реальной заработной платы, увеличением объемов банковского кредитования и численности занятых
в экономике. В числе приоритетных отраслей, вносящих наибольший вклад в развитие экономики региона, - промышленное производство, объем которого в целом за 2012 год вырос на 29,4%, в том числе производство и распределение электроэнергии, газа и воды - в 1,46 раза. Положительна к уровню прошлого года динамика обрабатывающих производств (127,5%) и добычи полезных ископаемых (113%). Высокие темпы роста обрабатывающих производств обеспечены главным образом ускоренным развитием отраслей инвестиционного спроса (машиностроения и строительства): производства машин и оборудования (168,4%), электронного и оптического оборудования (163,2%), прочих
неметаллических минеральных продуктов (132%). Объем сельскохозяйственного производства увеличился в 2012 году
на 4,7% к аналогичному периоду предыдущего года, в том числе растениеводства - на 2,4%, животноводства - на 8,3%. В 2012 году область заняла 1-е место в ЦФО по производству продукции растениеводства, сохранив лидирующие позиции и среди регионов России по объемам урожая: по зерну - 4-е место, подсолнечнику, сахарной свекле и картофелю - 2-е места. За счет реализации крупных инвестиционных проектов в последние годы ускоренными темпами развивается региональное животноводство, индекс производства к уровню 2008 года составил 146,3%. Удельный вес области в показателях животноводства ЦФО составил по видам продукции: молоко - 12,8% (1-е место), мясо - 9,5% (2-е место), яйца - 8,9% (3-е место). Объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций Воронежской области составил по итогам 2012 года 180 млрд. рублей,
или 111,1% к уровню предыдущего года (к докризисному 2008 году объем инвестиций в области увеличился в 1,6 раза). Рост инвестиций
в основной капитал был поддержан ростом кредитования реального сектора экономики. Наиболее привлекательными для инвестиционных вложений видами экономической деятельности являлись энергетика (30,1%), агропромышленный комплекс (18,3%, в том числе сельское хозяйство - 14,5% и производство пищевых продуктов - 3,8%) и транспорт (9,8%). Их вклад в инвестиционное развитие региона в совокупности составил около 60 процентов. По объему инвестиционных вложений на душу населения удалось существенно (с 66,9% в 2008 году до 90% в 2012 году) сократить отрыв от среднероссийского значения показателя (область - 77,2 тыс. рублей, Российская Федерация - 85,7 тыс. рублей). В 2012 году в Воронежской области сложилась положительная динамика роста денежных доходов населения с темпами, превышающими средние значения по стране. Реальные располагаемые денежные доходы в 2012 году по сравнению
с 2011 годом возросли на 14,2%, что обусловлено ростом реального содержания заработной платы, повышением доходов от собственности и
предпринимательской деятельности. Заработная плата занимает основную долю в денежных доходах населения. В среднем в 2012 году среднемесячная заработная плата в
области выросла на 21,7% по сравнению с 2011 годом и составила 19,2 тыс. рублей. Одним из факторов роста региональной экономики является стабильно растущий потребительский спрос. По обороту розничной торговли (324 млрд. рублей) и объему платных услуг населению (77,4
млрд. рублей) область является крупнейшим регионом в ЦФО (после Москвы и Московской области). По итогам 2012 года региональные рынки розничной торговли и платных услуг выросли на 19% и 7%; темпы роста традиционно превысили среднероссийский уровень. Значительно удалось улучшить среднедушевые показатели социально-экономического
развития региона, поднявшись с 49-го места на 23-е среди субъектов
Российской Федерации по итогам 2008 года. Общий уровень инфляции в области стабильно складывался в 2012 году ниже средних показателей по России (индекс потребительских цен по полному кругу товаров и услуг (далее - ИПЦ) нарастающим итогом по области - 103,9%, по России - 105,1%), что меньше аналогичного показателя 2011 года на 0,2 процентных пункта. Несмотря на сохранение положительной динамики экономического развития региона, существуют сферы с менее динамичным характером развития, без выраженной тенденции к росту. По ключевому показателю развития - валовый региональный продукт
(далее - ВРП) в расчете на душу населения - Воронежская область в 2011 году занимала 8 место в ЦФО, заметно уступая регионам-лидерам, в том числе: отставание от Липецкой области составляло в 1,3 раза,
от Белгородской - в 1,7 раза. Воронежская область относится к категории старопромышленных центров России. Промышленный комплекс области отличает практически
полное отсутствие крупных предприятий, работающих в сырьевых экспортно-ориентированных и добывающих секторах, и доминирование традиционных производств обрабатывающей промышленности, основанных
на четвертом технологическом укладе (элементы пятого технологического уклада используются небольшим кругом предприятий:
ОАО "Конструкторское бюро "Химавтоматики", филиал ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева" "Воронежский механический завод", ОАО "Концерн "Созвездие"), высокий уровень износа основных фондов, низкая производительность труда. Как исключение, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды степень износа основных фондов выглядит относительно благополучно в сравнении с данными по Российской Федерации и ЦФО. Аналогичная картина - по удельному весу полностью изношенных основных фондов в Воронежской области. Сложившаяся структура промышленного производства (с доминирующей долей пищевой промышленности) ориентирована преимущественно на местные рынки сбыта, что существенно ограничивает возможности интеграции предприятий в национальное и тем более мировое экономическое пространство. В стратегическом плане эта слабая сторона социально-экономической системы региона значима с позиций, во-первых, сохранения условий воспроизводства неконкурентоспособной продукции, во-вторых, поддержания низкого уровня производительности труда и, соответственно, доходов персонала, в-третьих, консервации
условий труда, ограничивающих развитие человеческого капитала, в-четвертых, усиления ориентации промышленных предприятий области на внутренний рынок региона. Несмотря на огромный научно-технический потенциал, серьезной проблемой по-прежнему остается слабая степень внедрения новых разработок и инновационных проектов на предприятиях области. В настоящее время в целом наблюдается низкий и неэффективный спрос на инновации в региональной экономике - перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом вместо внедрения собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в целом и инновационной деятельности в частности пока недостаточно
конкурентоспособно. Это видно как из различного рода рейтингов инвестиционного климата, комфортности ведения бизнеса и наличия административных барьеров (по оценке интегрального рейтинга "Ведение бизнеса-2012" за 2011 год Россия находится на 120-м месте
из 183), так и из показателей официальной статистики по созданию новых предприятий. Эти тенденции определяют необходимость корректировки проводившейся до настоящего времени политики в сфере инноваций, смещения акцентов с наращивания общих объемов поддержки по всем составляющим национальной инновационной системы на решение критических для инновационного развития проблем. Сформированные элементы региональной инновационной системы и увеличение государственного стимулирования инновационных компаний не запустили в должной степени модернизационные процессы и не привели пока к необходимым структурным изменениям и диверсификации экономики. В ближайшее время необходимо ускорение процесса интеграции региональной инновационной системы в национальную, повышение инновационной активности и эффективности работы компаний, в том числе государственных. Требуется более эффективное взаимодействие науки и бизнеса в целях повышения уровня коммерциализации научных разработок до уровня развитых стран, повышение эффективности взаимодействия с национальными институтами развития, а также смещение акцентов государственной поддержки с заявительного принципа на точечный с учетом приоритетов развития области. Последовательное решение указанных проблем в рамках государственной программы Воронежской области позволит существенно
изменить ситуацию в инновационном развитии Воронежской области. Сохраняющаяся депопуляция населения области и ее негативные социальные последствия, связанные с изменением возрастной структуры населения региона, продолжением демографического старения, сокращением численности экономически активного населения. В социально-демографическом плане Воронежская область относится
к числу стареющих регионов Российской Федерации, следствием чего является высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население и социальной нагрузки на бюджет. Доля молодежи в структуре населения уменьшается, а доля населения старше трудоспособного возраста увеличивается. На начало
2012 года доля населения в трудоспособном возрасте в области составила 59,6% (в России - 60,9%, в ЦФО - 60,7%), моложе трудоспособного возраста в Воронежской области - 13,9% (в России -
16,5%, в ЦФО - 14,1%), коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население со стороны лиц старших возрастов составил
444, 1 (в России - 372,6; в ЦФО - 414,5). В Воронежской области уже сегодня существует дефицит квалифицированных специалистов рабочих профессий. Системное сокращение численности населения трудоспособного возраста в перспективе обострит данную проблему и может привести к проблеме формирования трудовых ресурсов региона в целом. Сохраняющиеся продолжительное время процессы депопуляции приводят также к сокращению численности выпускников школ и студентов образовательных учреждений, что в свою очередь определяет необходимость сокращения
числа вузов и преподавателей школ. При этом высшая школа Воронежской области насчитывает 42 учебных заведения. Низкий уровень обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями. Одним из наиболее острых практических проблемных вопросов развития области в социальной сфере является наличие дефицита свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях области. Повышение уровня жизни, реализация комплекса мер федерального и регионального уровня в сфере демографического развития обеспечили в базовом периоде (2010 - 2012 годах) замедление темпов естественной
убыли населения и рост рождаемости. В результате, несмотря на увеличившийся процент охвата детей услугами дошкольного образования с 45,5% в 2009 году до 67,5% в 2012 году, полностью решить проблему дефицита мест в учреждениях дошкольного образования к началу прогнозного периода не удалось. На начало 2013 года численность детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 85,2 тыс. человек. Очередность в детские сады среди детей данной возрастной группы - 5084 человек. В социально-экономическом плане эта сторона значима как фактор,
ограничивающий рост показателя фертильности и потенциал предложения женского труда. Зависимость формирования финансовой основы территориального управления от внешних источников. В 2012 году доля безвозмездных поступлений из вышестоящего уровня бюджетной системы в доходах консолидированного бюджета Воронежской области составила 28% (в 2000 году - 20,3%). Уровень бюджетной обеспеченности Воронежской области к среднероссийскому составил в 2009 году 66,7%. В социально-экономическом плане эта сторона значима с позиций, во-первых, ограничения возможностей бюджетного потенциала региона,
во-вторых, сохранения дисбаланса между расходными обязательствами органов территориального управления и доходными возможностями регионального бюджета. Посткризисным позитивным изменениям в экономике региона способствовали меры, направленные на формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Воронежской области
путем применения мер государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Правительством Воронежской области проводится работа по адаптации системы мер государственной поддержки реального сектора экономики области в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), на программно-целевой основе реализуются мероприятия, направленные на совершенствование институтов модернизации экономики, обеспечение условий для устойчивого роста инвестиций и улучшение предпринимательского климата. В 2012 году приняты:
- Закон Воронежской области от 08.06.2012 N 67-ОЗ "Об инвестиционном фонде Воронежской области", регулирующий порядок формирования и использования инвестиционного фонда Воронежской области как части средств областного бюджета, подлежащей использованию в целях реализации на территории Воронежской области
инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства; - Закон Воронежской области от 08.06.2012 N 76-ОЗ "О ставках налога на прибыль организаций для инвесторов, реализующих
инвестиционные проекты на территории Воронежской области", устанавливающий ставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, в размере 13,5 процента для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории муниципальных районов Воронежской области, включенных в утверждаемый распоряжением правительства Воронежской области перечень муниципальных районов с низким уровнем экономического развития; - Закон Воронежской области от 17.10.2012 N 113-ОЗ "О промышленных парках в Воронежской области", определяющий статус и
условия создания промышленного парка; - Закон Воронежской области от 17.10.2012 N 103-ОЗ "О ставках налога на прибыль организаций резидентов промышленных парков на
территории Воронежской области", устанавливающий ставку налога на
прибыль организаций для резидентов промышленных парков в размере 13,5 процента в части, зачисляемой в областной бюджет. Для определения принципов, основных направлений и порядка реализации мер государственной поддержки, предоставляемой предприятиям и организациям, объединяющим свои усилия в целях реализации совместных (кластерных) проектов и иных действий, повышающих совокупную конкурентоспособность, утверждена Концепция кластерной политики Воронежской области в промышленном секторе экономики (приказ департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 25.04.2012 N 67 "Об утверждении концепции кластерной политики Воронежской области в промышленном секторе экономики"). В целях создания условий по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности утверждена Инвестиционная декларация Воронежской области (указ губернатора Воронежской области от 23.11.2012 N 417-у "Об утверждении инвестиционной декларации
Воронежской области").
Завершается внедрение стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти региона по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее - Стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе), предусматривающего создание нормативной правовой базы защиты прав инвестора Воронежской области и реализацию ряда организационных решений, направленных на повышение эффективности работы органов государственной власти в инвестиционной сфере. В 2012 году в области (одной из первых среди регионов Российской Федерации) внедрена система оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность. В настоящее время дорабатываются инвестиционная стратегия региона, механизмы профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов, и система обучения, повышения и оценки компетентности чиновников в сфере инвестиционной деятельности. Функционирует и развивается "Портал улучшения делового климата в Воронежской области" (далее - Портал). Портал является интерактивной площадкой, на которой налажен открытый диалог правительства Воронежской области и бизнес-сообщества. Для развития предпринимательства в области действует Гарантийный фонд Воронежской области, Фонд развития предпринимательства Воронежской области, Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области, 8 муниципальных фондов и 20 центров поддержки предпринимательства. Сравнительный анализ субъектов Российской Федерации, входящих в
состав ЦФО, который объединяет регионы, обладающие схожими базовыми условиями развития (географическими, демографическими, инфраструктурными и др.), а также устойчиво занимающих места в первой двадцатке общероссийского рейтинга по основным показателям,
характеризующим уровень их инвестиционной привлекательности, показал, что составляющие инвестиционного климата Воронежской области за последние годы претерпели ряд изменений, позволивших повысить инвестиционную привлекательность региона. Положительная динамика наблюдается по всем индикаторам. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал Воронежской области с 2005 года до 2010 года устойчиво превышает среднероссийский индекс и соответствующий индекс по ЦФО. В 2010 году опережение было наибольшим: прирост физического объема инвестиций по Воронежской области составил 31,2%, по ЦФО - 4,6%, по Российской Федерации - 6%. Среднегодовой прирост инвестиций на душу населения в 2008-2011 годах составил 17,5%, в 2012 году прирост инвестиций на душу населения - 15,2%. Особенно важно отметить сохранение позиций региона по приросту иностранных инвестиций, по объему вложений в основной капитал на душу населения, обороту розничной торговли, по преодолению бедности, обеспечению населения дошкольными учреждениями, валовому
региональному продукту на душу населения (до 2011 года была отрицательная динамика). Для выявления направлений дальнейших действий по повышению инвестиционной привлекательности региона проведен SWOT-анализ, который позволил выявить существующие сильные стороны в инвестиционной сфере развития Воронежской области и определить основные направления (результаты SWOT-анализа приведены в подпрограмме 1 "Формирование благоприятной инвестиционной среды") и пути по формированию условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов в экономику Воронежской области, расширению источников инвестирования для бизнеса и проектов, инициируемых органами государственной власти региона, повышению эффективности инвестиций, развитию региональной
инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного
партнерства, сокращению разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями Воронежской области. По состоянию на 01.01.2013 на территории Воронежской области осуществляют деятельность 404 средних предприятия, 22129 малых предприятий, в том числе 18639 микропредприятий и 57101 индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. На малых и средних предприятиях Воронежской области трудятся около
235 тыс. человек, что составляет 21% от экономически активного населения Воронежской области. Таким образом, каждый пятый работник в целом по области в настоящее время занят в секторе малого и среднего предпринимательства. В Воронежской области первое место по численности малых и средних предприятий занимает сфера оптовой и розничной торговли (41%), которая многократно превышает доли малых и средних компаний
в других отраслях (обрабатывающие производства - 9,6%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 6,1%, операции с недвижимым имуществом - 19,2%, строительство - 10,4%, транспорт и связь - 5,1%). Растет оборот малых предприятий и объем инвестиций в основной капитал. За 2012 год оборот малых предприятий (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей) составил 174414,7 млн. рублей (111,0%
к уровню 2011 года). В 2012 году оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, по оценке составил 484,59 млрд. рублей (106,3% к уровню 2011 года). По сравнению с 2009 годом оборот продукции (услуг) вырос более чем в 1,8 раза. Объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по единому налогу на вмененный доход и налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, от субъектов малого предпринимательства в 2012 году составил 3502,8 млн. рублей, или 125,3% к соответствующему периоду 2011 года. Занимая лидирующее место в ЦФО по основным характеристикам научного потенциала, Воронежская область заметно отстает от признанных инновационных центров: республики Татарстан, Самарской,
Нижегородской, Новосибирской и других областей. С 2005 года на территории Воронежской области действуют программы инновационного развития. К 2013 году реализованы следующие направления в сфере государственной поддержки и стимулирования инновационного развития: - подписаны соглашения по формированию 4 кластеров в высокотехнологичных отраслях промышленности: в сфере нефтегазового
и химического машиностроения, электромеханики, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности, осуществляется государственная (областная) поддержка реализации совместных (кластерных) проектов;
- фактически сформирована инфраструктура, способствующая коммерциализации новых разработок (созданы 4 технопарка: "Содружество", "Митэм", "Калининский", "Космос-Нефть-Газ"; созданы 5 бизнес-инкубаторов: "Авиационный", "Восток", "Калининский", бизнес-инкубаторы Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, Воронежского государственного университета инженерных технологий); - в Воронежском государственном университете созданы Центр трансфера технологий, технопарк "Дубовка", в семи крупных высших учебных заведениях области работают офисы коммерциализации; организовано взаимодействие некоторых вузов области с крупными промышленными предприятиями Воронежской области (открыты кафедры и
научно-исследовательские подразделения на ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", ОАО "Конструкторское бюро "Химавтоматики", ОАО "Концерн "Созвездие", ОАО Корпорация НПО "РИФ", ОАО "Воронежсинтезкаучук" и др.); - разработана нормативная правовая база по оказанию широкого спектра мер государственной поддержки на всех стадиях развития инновационных компаний, начиная с материального поощрения и организационной поддержки авторов лучших инновационных идей, поступающих по сети Интернет, грантовой поддержки межвузовских конкурсов инновационных проектов и заканчивая предоставлением субсидий малым инновационным компаниям при вузах и организациям, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции. В результате проведенного анализа Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики" Воронежская область по итогам 2010 года заняла 1-е место среди всех российских регионов по значению индекса "Качество инновационной политики", определяющего уровень бюджетных затрат на развитие инноваций, качество нормативной правовой базы региональной инновационной политики и ее организационного обеспечения, стратегического и программно-целевого планирования, а в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации Воронежская
область входит в десятку лучших регионов России. По числу используемых передовых производственных технологий Воронежская область занимает только 10-е место в ЦФО, заметно уступая регионам-лидерам: Московской области - в 8,6 раза, Тульской области - в 2,3 раза, Владимирской области - в 1,9 раза. За последние два года число используемых в регионе передовых производственных технологий даже сократилось: с 2293 в 2010 году до 1666 в 2012 году. В Белгородской области за тот же период их число
выросло с 1215 до 1614 (в 1,3 раза), а в Липецкой - с 1212 до 1511
(в 1,4 раза). Анализ данных показывает невысокую позицию Воронежской области по доле инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в 2011 году - 6,3%); по значению этого показателя регион занимает в ЦФО 8-е место. В регионах-лидерах значение этого показателя составляет: в Липецкой области - 9,9%, в Тульской - 11,6%, Республике Татарстан - 14,9%, Республике Мордовия - 22,0%, Самарской области - 21,5%. Одним из важнейших источников создания конкурентных преимуществ
и устойчивого социально-экономического развития являются научные знания, интеллектуальный капитал и успешное внедрение инноваций. Долгосрочные ориентиры развития субъектов инновационной Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|