Расширенный поиск

Постановление Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 № 59

АДМИНИСТРАЦИЯ  ВЛАДИМИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГУБЕРНАТОРА

04.02.2014                                                                                       № 59

 

Об утверждении Государственной программы

Владимирской области «Развитие образования»

на 2014-2020 годы

 

 

  В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы», постановлением Губернатора области от 22.02.2013 № 190 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Владимирской области»

 

п о с т а н о в л я ю:

 

1. Утвердить Государственную программу Владимирской области «Развитие образования» на 2014 - 2020 годы» согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

- постановление Губернатора области от 25.08.2011 № 893 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для дошкольного и младшего школьного возраста, а также негосударственных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Владимирской области, на 2012 - 2014 годы»;

- постановление Губернатора области от 31.10.2011 № 1176 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 30.11.2011 № 1347 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей и подростков Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 31.10.2011 № 1177 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы развития образования Владимирской области на 2013 - 2015 годы»;

- пункт 2 постановления Губернатора области от 11.03.2012 № 236 «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора области»;

- постановление Губернатора области от 16.05.2012 № 491 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 31.10.2011 № 1176 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 06.06.2012 № 582 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы ипотечного кредитования учителей общеобразовательных учреждений Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 10.08.2012 № 896 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 30.11.2011 № 1347 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей и подростков Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 21.09.2012 № 1041 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 25.08.2011 № 893 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для дошкольного и младшего школьного возраста, а также негосударственных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Владимирской области, на 2012 - 2014 годы»;

- постановление Губернатора области от 04.10.2012 № 1118 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 30.11.2011 № 1347 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей и подростков Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 12.11.2012 № 1255 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 31.10.2011 № 1177 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы развития образования Владимирской области на 2013 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 12.11.2012 № 1258 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 30.11.2011 № 1347 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей и подростков Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 10.12.2012 № 1386 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 25.08.2011 № 893 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Совершенствование организации питания обучающихся, воспитанников муниципальных общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для дошкольного и младшего школьного возраста, а также негосударственных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, расположенных на территории Владимирской области, на 2012 - 2014 годы»;

- постановление Губернатора области от 17.12.2012 № 1424 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 31.10.2011 № 1176 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 23.01.2013 № 45 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 31.10.2011 № 1176 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- пункт 2 постановления Губернатора области от 23.01.2013 № 46 «О внесении изменений в некоторые постановления Губернатора области»;

- постановление Губернатора области от 12.02.2013 № 130 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 31.10.2011 № 1176 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 13.02.2013 № 135 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 31.10.2011 № 1177 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы развития образования Владимирской области на 2013 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 14.05.2013 № 519 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 30.11.2011 № 1347 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей и подростков Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 27.05.2013 № 625 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 31.10.2011 № 1177 «Об утверждении долгосрочной целевой программы развития образования Владимирской области на 2013 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 21.08.2013 № 940 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 31.10.2011 № 1176 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 29.08.2013 № 957 «О внесении изменений в приложение к постановлению Губернатора области от 31.10.2011 № 1177 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы развития образования Владимирской области на 2013 - 2015 годы»;

- пункт 2 постановления Губернатора области от 09.09.2013 № 1000 «О внесении изменений в отдельные постановления Губернатора области в сфере образования»;

- постановление Губернатора области от 17.09.2013 № 1037 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 06.06.2012 № 582 «Об утверждении долгосрочной целевой Программы ипотечного кредитования учителей общеобразовательных учреждений Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 08.10.2013 № 1108 «О внесении изменения в постановление Губернатора области от 31.10.2011 № 1176 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012 - 2015 годы»;

- постановление Губернатора области от 17.10.2013 № 1152 «Об отдельных мерах по совершенствованию организации отдыха и оздоровления детей и подростков Владимирской области в 2013 году»;

- постановление Губернатора области от 18.10.2013 № 1180 «О внесении изменений в постановление Губернатора области от 31.10.2011 № 1176 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений Владимирской области на 2012 - 2015 годы».

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора области по социальной политике.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.

 

 

Губернатор области                                       С.Ю. Орлова

 

 

Приложение

к  постановлению

Губернатора области

от 04.02.2014 № 59

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» НА 2014 - 2020

ГОДЫ

 

Департамент образования

администрации Владимирской области

 

 

Заместитель директора департамента образования Соловьев М.Ю.,32-29-80,

solovyev@edu.vladinfo.avo.ru

 

 

Директор департамента образования                               О.А. Беляева

 

 

Паспорт

Государственной программы Владимирской области

«Развитие образования» на 2014 - 2020 годы

 

Наименование Государственной программы Владимирской области

«Развитие образования» на 2014 – 2020 годы

Ответственный исполнитель Государственной программы

Департамент образования администрации Владимирской области

Соисполнители Государственной программы

- Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области;

- государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Владимирской области «Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой»;

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Перечень подпрограмм

Подпрограмма 1 «Развитие профессионального образования»;

подпрограмма 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»;

подпрограмма 3 «Обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

подпрограмма 4 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»;

подпрограмма 5 «Обеспечение реализации Государственной программы Владимирской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы».

Цель  Государственной программы

Обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики.

Задачи  Государственной программы

1.Создание в системе дошкольного образования детей равных возможностей для получения качественного образования в области.

2. Обеспечение доступности качественного общего  образования, соответствующего требованиям развития экономики области, современным потребностям общества и каждого гражданина.

3. Обеспечение доступности и качества профессионального образования, соответствующего требованиям рынка труда области. 

4. Создание условий для устойчивого развития системы воспитания и  дополнительного образования детей, обеспечение её  современного качества, доступности и эффективности.

5. Обеспечение эффективной системы защиты прав и интересов, социализации и самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  

6. Формирование устойчивой кадровой политики в сфере образования, способствующей инновационному развитию региональной системы образования. 

7. Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

8. Обеспечение эффективной реализации Государственной программы Владимирской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы.

Целевые индикаторы и показатели  Государственной программы

 

1. Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе).

2. Удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет.

3. Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена.

4. Удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся.

5. Доля выпускников дневной (очной) формы обучения профессиональных образовательных организаций (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации), трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение первого года после окончания обучения.

6. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в  государственных  (муниципальных) учреждениях всех типов.

Этапы и сроки реализации Государственной программы

Срок реализации Программы - 2014 - 2020 годы:

 1 этап - 2014 - 2015 годы;

 2 этап - 2016 - 2018 годы;

 3 этап - 2019 - 2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований  на реализацию Государственной программы

 

Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы  - 84008290,7 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета – 82013105,7 тыс. рублей, включая средства из федерального бюджета – 444915,7 тыс. рублей;

за счет бюджетов муниципальных районов и городских округов – 1550269,3 тыс. рублей;

Объем средств по годам реализации программы (за счет всех источников):

2014 – 11335870,1 тыс. рублей;
2015 – 11503144,5 тыс. рублей;
2016 – 12253070,9 тыс. рублей;

2017 – 12229051,3 тыс. рублей;

2018 – 12229051,3 тыс. рублей;

2019 – 12229051,3 тыс. рублей;

2020 – 12229051,3 тыс. рублей.

 

Ожидаемые результаты реализации Государственной  программы

 

В системе дошкольного образования:

-будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (2 мес. -3 года);

-будут ликвидированы очереди на зачисление

детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные организации;

В системе общего образования:

- 99,8% численности населения области в возрасте 7-18 лет будет охвачено общим образованием;

- 100% обучающимся будет предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями;

- отношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с лучшими результатами к среднему баллу ЕГЭ в 10% школ с худшими результатами составит 1,5;

-повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг до 80%;

В системе профессионального образования

- повышение удовлетворенности населения качеством среднего профессионального образования области  до 75%;

 - увеличение доли выпускников дневной (очной) формы обучения профессиональных образовательных организаций (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации), трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение первого года после окончания обучения, до 60,0% к 2020 году;

- увеличение доли студентов среднего профессионального образования, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики, предоставление оборудования и материалов, участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), в общей численности студентов профессиональных образовательных организаций к 2020 году до 50%;

- увеличение доли профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, в общем количестве профессиональных образовательных организаций до 100 % к 2015 году;

-будут полностью обеспечены потребности экономики области в квалифицированных кадрах по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

-будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни.

В системе воспитания и дополнительного

образования детей

- увеличится доля детей, обучающихся по программам дополнительного образования детей в системе образования области  до 85 %;

- увеличится доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно социализированных, до 85 %.

В обеспечении защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

- снижение доли детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на          усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов;

- сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право на обеспечение жилыми помещениями которых возникло и не реализовано на конец соответствующего года.            

В развитии кадрового потенциала

- увеличится доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций до 20%;

- средняя заработная плата педагогических работников  общеобразовательных организаций составит не менее 100 % от средней заработной платы в регионе;

- средняя заработная плата педагогов дошкольных образовательных организаций составит не менее 100 % от средней заработной платы  в сфере общего образования в регионе;

- средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования к 2018 году составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе;

-средняя заработная плата работников дополнительного образования детей к 2018 году составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе;

- средняя заработная плата педагогических работников  образовательных организаций, оказывающих социальные услуги детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе.

 

I.                  Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

 

Государственная программа Владимирской области «Развитие образования»   на 2014 - 2020 годы (далее - Программа) - система мероприятий, (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых функций системы образования региона достижение приоритетов и целей региональной государственной политики в сфере образования области.

Программа сформирована во взаимосвязи с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной  распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р.

Программа является организационной основой государственной политики области в сфере образования.

1.1.         Характеристика текущего состояния сферы образования области

Главной целью стратегии социального и экономического развития области на период до 2025 года является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения  для реализации геополитической задачи закрепления населения в регионе, на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики.

Для реализации стратегических целей развития экономики региона потребуется человеческий потенциал высокого качества, с мотивацией на достижение результатов, с высокой «личной капитализацией».

Общероссийские и региональные тенденции в области демографии, процессы внутренней миграции от периферии к центру, а также возрастающая тенденция к внешней миграции наглядно демонстрируют динамику дефицита трудового капитала Владимирской области. Эти процессы указывают на назревшую необходимость изменения подхода к системе образования не только как к социальной системе, но и как к важному участнику социально-экономического развития территории. При этом ключевыми характеристиками эффективности ее работы становятся показатели качества образовательной деятельности и качество всей системы образования в целом.

Таким образом, ключевая проблема, на решение которой будет направлена Программа, заключается в разрыве между необходимостью развития человеческого потенциала как фактора инновационного социально ориентированного развития региона, с одной стороны, и наличным состоянием системы образования, направленным на решение ведомственных задач, с другой стороны.

В системе образования области  1050 государственных и муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов с контингентом обучающихся и воспитанников более 190 тыс. человек.

В системе дошкольного образования

Система дошкольного образования рассматривается как важнейший фактор улучшения демографической ситуации, обеспечивающей прирост населения, укрепление и сохранение здоровья детей, преемственность ступеней образования.

Основные направления модернизации системы дошкольного образования:

- создание нормативной правовой базы по вопросам дошкольного образования;

- организация взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам развития дошкольного образования, сохранения дошкольной образовательной сети, повышения качества предоставляемых образовательных услуг и развития вариативных форм дошкольного образования, в т.ч. не связанных с оказанием образовательных услуг;

- обеспечение социальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста, в т. ч. детей-инвалидов.

В целях обеспечения  населения Владимирской области детскими садами и в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в регионе принято постановление Губернатора области  от 28.02.2013 № 220 «Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») Владимирской области «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Результатом работы по реализации программных документов в 2012 году стало увеличение на 8,6% фактического количества мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В целом по области созданная сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования,  обеспечивает дошкольным образованием 66,3 тыс. человек (2012г.- 63,6 тыс. чел, рост 4,2%).

С целью обеспечения дошкольным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей – инвалидов  в области создаются необходимые условия. К услугам семей, имеющих детей данной категории,  создана сеть дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного вида (72 ДОУ), а также в структуре детских садов общеразвивающей направленности  функционируют группы компенсирующего вида разной направленности, в т.ч. группы для детей с глазной патологией (173 гр, 2268 чел.), логопедические группы (124 гр, 1729 чел.), группы для детей с нарушением зрения(14 гр, 172 чел.), группы с нарушением опорно-двигательного аппарата (12 гр, 115 чел.), группы для детей с нарушением слуха (3 гр, 29 чел.), группы для детей с умственной отсталостью (20 гр, 223 чел.).

В целом по области 7617 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  (54,0%, 2012г.-55,8%) получают необходимую помощь в группах компенсирующей и оздоровительной направленности.

Положительная динамика отмечается в обеспечении детей-инвалидов дошкольными и коррекционными услугами. Охват детей – инвалидов дошкольным образованием составил 685 чел. (61%, 2012г.- 642 чел, 59%, рост 2%), в т.ч. в ДОУ группу полного дня посещают 396 чел. (2012г.-379 чел.), коррекционную группу 167 (2012г.- 164), оздоровительную группу 2 (2012г.- 10), группу неполного дня 48 (2012г.- 61), воспитываются и обучаются на дому 72 (2012г.- 61). Кроме того, 327 детей-инвалидов данного возраста посещают социально-реабилитационные Центры (2012г.- 297 чел, рост - 10,1%).

В муниципальных образованиях области определены базовые детские сады, работающие с семьями, воспитывающими детей-инвалидов дошкольного возраста.  В структуре учреждений дополнительного образования детей и дошкольных образовательных учреждений работают консультационные пункты по оказанию методической, консультативной и педагогической помощи родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья детей.

Своевременно принятые меры по обеспечению доступности дошкольных образовательных услуг позволили достичь позитивных изменений в решении социально значимой проблемы:

- все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены дошкольными образовательными услугами, а доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих  дошкольную образовательную услугу и услугу по их  содержанию  в  общей  численности  детей  от 3  до  7  лет,  составила 92,0% (Белгородская обл. -87,6%, Калужская обл. -92,0%, Рязанская обл.- 85,0%);

- повысился уровень удовлетворения потребности населения региона в услугах дошкольного образования  на 6,6% (удовлетворение потребности граждан области в дошкольных образовательных услугах составило 94,3%);

- доля детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, достигла 75,7% (РФ - 62,1%);

- снизилась и доля детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в ДОУ, в общей численности детей данного возраста и составляет 6% (2012г.-10,5%).

Вместе с тем в системе дошкольного образования остаются проблемы, требующие комплексного решения:

- наличие очередности на зачисление детей в возрасте от 1 года до 3 лет в организации дошкольного образования, нарушающей гарантии прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

- низкие темпы обновления состава педагогических кадров и содержания дошкольного образования;

- медленно формируются компетенции педагогов в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Решение большинства вышеуказанных проблем возможно за счет выполнения основных мероприятий настоящей Программы.

В системе общего образования

Развитие системы общего образования области осуществляется в соответствии с основными направлениями государственной политики через реализацию  мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», Комплексов мер по модернизации региональной системы общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», через участие в других федеральных проектах.

В области 364 муниципальных и 28 областных общеобразовательных учреждений разного типа и вида.  200 из них (52%) расположены в сельской местности, в которых обучается 20349  школьников, что составляет 17% от общего количества обучающихся.

Одной из главных особенностей школьной сети является наличие большого количества малокомплектных школ, которые составляют 50% от общей сети дневных общеобразовательных учреждений. Качество образования и социализация школьников, обучающихся в малокомплектных школах,  остаются невысокими и ограничивают возможности выпускников в получении дальнейшего профессионального образования, что делает их неконкурентоспособными на рынке труда. В связи с чем необходима дальнейшая оптимизация  малокомплектных общеобразовательных учреждений путем их филиализации и присоединения к крупным базовым школам или ресурсным центрам.

Число обучающихся в общеобразовательных учреждениях области на начало 2012/2013 учебного года составило 121348 человек, что несколько больше, чем в предыдущем учебном году.

В сложившихся условиях необходимо обеспечить высокое качество образования, безопасность и комфортность условий обучения, которые будут являться фактором повышения качества жизни жителей Владимирской области.

В целях обеспечения качества и безопасности образовательного процесса потребуется проведение капитального ремонта ветхих, аварийных общеобразовательных организаций.

Тенденция увеличения количества школьников в городах и уменьшение в селах будет сохраняться. В связи с чем потребуется строительство новых школ или ранее  застроенных в городских образованиях.

Важным направлением развития системы общего образования является комплексное обеспечение безопасности обучающихся. Необходимо продолжить работу по снижению риска и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, созданию системы профилактики, жизнеобеспечения и защиты человека в каждой общеобразовательной организации. Это позволит в дальнейшем сократить непредвиденные затраты и расходы из областного бюджета на восстановление нанесенного ущерба.

В целях обеспечения доступности общего образования для детей, проживающих в отдаленных и изолированных территориях области, создана достаточная сеть школьных маршрутов, на которых эксплуатируется 186 единиц школьного транспорта, численность подвозимых детей составляет 2 489 человек.

Главным вопросом на повестке дня  остается безопасность перевозок школьников. Поэтому актуальным является приобретение новых автобусов, соответствующих требованиям ГОСТ, и поэтапная замена автотранспорта, выработавшего свой ресурс.

С 1 сентября 2012/2013 учебного года 53% обучающихся начальной школы  классов общеобразовательных учреждений перешли на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), реализация которых обеспечивается современным уровнем материально-технического оснащения образовательного процесса. Организационной основой этой деятельности является реализация с 2006 года мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Образование», с 2011 года в рамках ежегодного Комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования. Ежегодное увеличение количества школьников, обучающихся по ФГОС, требует дальнейшей планомерной работы, направленной на формирование в школах современной учебно-материальной базы. 

Внедрение  новых информационных технологий в систему общего образования области реализовывалось в рамках мероприятий приоритетного национального проекта «Образование». 

Развитие данного направления позволило реализовать в системе общего образования региона модели дистанционного обучения, в том числе детей – инвалидов, обучающихся на дому, электронного управления учебно-воспитательным процессом, достигнуть высокого уровня оснащенности школ компьютерным и интерактивным оборудованием, обеспечить широкополосный доступ к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям.

Препятствующим фактором дальнейшего развития процессов информатизации общего образования является высокая стоимость и низкая скорость доступа к сети Интернет.

Во исполнение требований законодательства в части освоения новых ФГОС требуется качественное обновление и расширение деятельности Центра дистанционного образования детей-инвалидов.

Одним из направлений модернизации общего образования является оценка его качества.  В рамках формирования новой модели общероссийской системы оценки качества осуществляется работа по внедрению в области независимых форм государственной итоговой аттестации выпускников основной и средней школы в форме ЕГЭ и ГИА-9. 

Факторами, сдерживающими дальнейшее развитие региональной системы оценки качества образования, являются невысокие результаты по ряду предметов  обучающихся. Выделяется сегмент школ (как сельских, так и городских), демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. С 2014 года прогнозируется рост численности детей мигрантов с ближнего зарубежья, не владеющих русским языком на достаточном уровне для освоения программ общего образования.

Не только в сельской местности, но и в большинстве городских школ обучающиеся не имеют возможности выбора программы профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями. Только 35,6 % старшеклассников обучается в профильных классах (среднее значение по Российской Федерации - 45%).

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья  на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования осуществляется как сетью государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII вида, так и массовыми школами общего типа. Всего в общеобразовательных учреждениях организовано интегрированное обучение 616 детей-инвалидов и 3531 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по специальной (коррекционной) программе I - VIII видов, как в коррекционных, так и обычных классах. Дальнейшее расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях сдерживается следующими факторами:

- архитектурная недоступность школ (пандусы, подъемники, расширенные входные проемы, оборудованные туалетные помещения и др.).

- отсутствие необходимых учебных материалов и крайняя дороговизна оборудования.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761, потребует дополнительных региональных мер по обеспечению доступа отдельных категорий детей к качественному образованию, созданию в общеобразовательных организациях условий для охраны и укрепления здоровья детей, индивидуализации образовательного процесса и оказания услуг медико-психологической помощи.

Необходимо создать  в каждой школе среду, обеспечивающую дальнейшее совершенствование медицинского обслуживания,  организацию школьного питания, занятий физической культурой и спортом.

В области действует система поиска и отбора талантливых детей, сформированная через организацию олимпиад и конкурсов различной направленности. 

Препятствующими факторами дальнейшего совершенствования и развития системы выявления, поддержки и последовательного сопровождения одаренных детей в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы являются:

- зависимость развития системы поддержки одаренных детей от уровня финансирования;

- отсутствие межведомственного взаимодействия и координации действий разных ведомств (спорта, культуры и др.); 

- недостаточность нормативного оформления и закрепления экономических механизмов обеспечения работы с одаренными детьми. 

Через профессиональную и общественную оценку деятельности педагогов и общеобразовательных организаций в области формируется система стимулирования качества работы, однако лучшие образцы педагогической практики в профессиональном сообществе продвигаются достаточно медленными темпами.

Важнейшим инструментом региональной политики являются субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных полномочий в области общего образования. Внедрение и дальнейшее совершенствование механизмов бюджетного финансирования обусловлено необходимостью обеспечения  прозрачности и открытости процедуры распределения бюджетных финансовых средств и повышение экономической самостоятельности общеобразовательных организаций.

В системе профессионального образования

В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по модернизации профессионального образования. В первую очередь, это совершенствование содержания образования: повышение гибкости образовательных программ, преодоление ранней узкой специализации, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Однако новые возможности используются недостаточно, прежде всего, из-за недостатка стимулов к повышению качества. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Необходимы целенаправленные усилия для преодоления диспропорций. Повышение качества пришло в противоречие с расширением доступности профессионального образования - в колледжи и вузы поступают десятки тысяч выпускников школ с низкими баллами единого государственного экзамена.

Очевидна тенденция расширения конкуренции между традиционными организациями профессионального образования и новыми системами корпоративной подготовки (корпоративные университеты, тренинговые компании, системы внутрифирменной подготовки кадров).

Система профессионального образования области представляет 4 уровня образования: среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение.

В области функционирует 68 образовательных организаций профессионального образования. Общая численность студентов в организациях профессионального образования составляет 73 тыс.чел., ежегодный прием – 17,8 тыс. чел., выпуск – 18,5 тыс.чел.

Учебные заведения области готовят кадры для энергетики, торговли и общественного питания, транспорта, строительства, выпускают экономистов, юристов, работников образования, здравоохранения, культуры и искусства и ряд других специалистов.

Подготовка кадров ведется по 379 профессиям и специальностям: по 87 образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, 89 образовательным программам подготовки специалистов среднего звена и 203 образовательным программам высшего образования. За последние 3 года наметилась тенденция расширения технических профессий и специальностей. Перечень профессий и специальностей технического профиля в профессиональных образовательных организациях в области составляет 47 наименований образовательных программам среднего профессионального образования (27% общей численности), в вузах – 66 наименований образовательных программ высшего образования (33% общей численности). В 2011 и 2012 годах открыты 11 профессий и специальностей технического профиля.

В целом политика в сфере профессионального образования области направлена на решение проблем подготовки кадров для ведущих отраслей экономики области.

Основными проблемами в системе профессионального образования области являются:

- дефицит педагогических кадров по специальным дисциплинам технического профиля;

- учебно-материальная база учреждений профессионального образования не соответствует требованиям современных производственных технологий;

- низкая активность участия работодателей в процессе подготовки кадров;

- не обеспечен в полной мере доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к образовательным ресурсам для получения профессионального образования.

В системе  воспитания и дополнительного образования детей

В системе образования области функционирует 135 образовательных учреждений дополнительного образования детей, на базе которых обучаются 72858 человек по программам дополнительного образования, что составляет 68% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях области. В сельской местности функционирует 6 учреждений дополнительного образования детей, в которых обучается 2225 человек или 11 % от общего количества детей, получающих дополнительное образование. Всего с учетом дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охват детей и подростков дополнительным образованием составляет 67 %.

          Сеть учреждений дополнительного образования детей нуждается в серьезном обновлении.

 В области создано государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Владимирской области «Центр дополнительного образования для детей» (далее – Центр). Центр осуществляет деятельность по повышению качества дополнительного образования детей, воспитания в системе образования области, проведению областных массовых мероприятий для воспитанников и обучающихся (70 мероприятий в год), а также непосредственно предоставляет услуги населению по дополнительному образованию детей и подростков (около 300 обучающихся). Центр осуществляет деятельность по повышению компетентности педагогов дополнительного образования, по внедрению инновационных образовательных программ по всем направлениям. Но ресурсов учреждения недостаточно для полного удовлетворения запросов населения.

          Из общего числа объединений (1792) платные составляют 4%.  Вместе с тем, оснащенность объединений необходимым инвентарем, оборудованием, расходными материалами по направленностям в среднем составляет:

- в технической направленности – 51 %;

- в спортивно-технической направленности – 37 %;

- в эколого-биологической направленности – 50 %;

- в туристско-краеведческой направленности – 60 %;

- в спортивной направленности – 62 %;

- в художественном творчестве – 62 %;

- в культурологической направленности – 50 %;

- в социально-педагогической направленности – 57 %.

В системе дополнительного образования детей на один компьютер приходится 74 обучающихся, только в 24 учреждениях есть Интернет, 9 учреждений имеют собственный сайт в сети Интернет.

С 2000 года наблюдается стойкое недофинансирование учреждений дополнительного образования детей из бюджетов муниципальных образований в связи с дефицитом бюджетных средств. В подавляющем большинстве муниципальных образований средства выделяются только на выплату заработной платы и оплату коммунальных услуг.

Решая задачу равного доступа детей к дополнительному образованию, учреждения обеспечивают обучение 491 сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, 106 детей с ограниченными возможностями здоровья, 42 детей-инвалидов. В 2012 году охват этих категорий детей составил 0,7 %, поскольку в учреждениях в значительной мере отсутствуют условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, ощущается нехватка подготовленных специалистов, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в образовательные учреждения, отсутствует специальный инвентарь и оборудование.

 Учебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования детей осуществляют 643 педагогических работника, из них 203 – внешние совместители, 119 – внутренние совместители. На 1 января 2012 года в учреждениях дополнительного образования детей имеются 37 педагогических вакансий. 33 % педагогов имеют только среднее общее образование, 218 педагогов (34 %) – пенсионного возраста. Проблемы с обеспечением системы дополнительного образования детей квалифицированными педагогическими кадрами связаны с низким уровнем оплаты труда педагогов, который в среднем по области составляет на 1 ставку 7816,2 тысячи рублей.

Вместе с тем анализ организации воспитательной деятельности, как на уровне муниципальных образований, так и на уровне образовательных учреждений говорит о необходимости повышения профессиональной компетентности специалистов, педагогических работников, снижения уровня их сменяемости. 

Требует решения проблема недостаточной оснащенности воспитательного процесса современным оборудованием.

В обеспечении защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Проводимая в области политика семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволила 6772 детям (86,5% от общего числа детей-сирот, в ЦФО-78,72%, по РФ-78,86%; 2009г. – 77,1%; плановый показатель – 76,7%) обеспечить их основное право – жить и воспитываться в семье.

В  области реализуются различные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетной из которых остается усыновление (удочерение). Всего 3194 ребенка находятся в семьях усыновителей.

Владимирская область занимает 3 место в ЦФО по числу усыновленных детей-сирот.

Более трети детей (36,1%), оставшихся без попечения родителей, воспитывается в семьях опекунов (в 2011г. -49,6% составляли бабушки, 2010г. -50%, 2009г. -49,1%).

В области обозначился ряд позитивных тенденций в сфере выявления детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройства на различные формы семейного воспитания:

на 0,8% уменьшилось число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года (на 16% меньше показателя 2009 г.);

на 5,9% уменьшилось число детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (по состоянию на 1 января 2009 г. на учете состояло 963; на 1 января 2010г. – 959);

более чем на 30% уменьшилось количество образовательных учреждений для детей-сирот и более чем на 4,7% - численность детей, находящихся в этих учреждениях (2011г. -550 детей, 2010 г. – 576);

на 19,6% снизилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, в области сохраняется ряд проблем, не позволяющих в полном объеме обеспечить реализацию права детей на воспитание в семье: 86,6%  (по РФ-80%) выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, лишившиеся родительского попечения по «социальным» причинам, причем до 52,4% (по РФ-60%) из них старше 7 лет;

большинство (81,4%) выявляемых  детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, лишившиеся родительского попечения по «социальным» причинам, причем 44,7% из них – дети  старше 7 лет; остается высокой численность детей, родители которых лишены родительских прав. Показатель численности детей, чьи родители лишены родительских прав, за последние годы вырос на 1,9% (с 572 до 583чел.), при этом на 30,4% увеличилось число родителей, восстановленных в родительских правах (с 16 до 23). Основной причиной роста доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается семейное неблагополучие.

Около 20 нормативных правовых актов Владимирской области обеспечивают стимулирование семейного устройства детей – сирот, поддержку семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.    

 С 01.01.2012 года установлена индексация выплат на опекаемых и вознаграждения приемным родителям на 6,5%. Выплаты включают:  единовременное пособие усыновителям - 12418 руб.; выплату  на содержание одного ребенка, находящегося под опекой, в приемной семье -6856 руб.; вознаграждения приемному родителю -  10582 руб. При этом вознаграждение опекунов при возмездной форме опеки увеличивается на 15% от ставки при приеме в семью детей-инвалидов, а также каждого следующего ребенка, начиная с 6-го.

Кроме того, в связи с развитием семейных форм устройства детей обостряется проблема как подготовки замещающих родителей к приему детей в семью, так и сопровождение созданных замещающих семей, разрешение кризисных ситуаций, возникающих в замещающих семьях. Проблема является актуальной, т.к. только в 2010-2011 гг. зарегистрировано 94 случая отмены опекунства и расторжения договоров с приемными семьями (на 01.06.2012г. – 16 случаев отмены опеки, дети переданы под надзор учреждений для детей-сирот).

В связи с чем первостепенное значение приобретает качество подготовки кандидатов в  приемные родители. Организована и ведется работа по отбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать замещающими родителями: 19 муниципальных районов и городских округов заключили договор с  государственным бюджетным учреждением Владимирской области «Центр усыновления и опеки» на прохождение кандидатами в приемные родители и усыновители обучения по программе «Школа приемного родителя».

С 01.09.2012 года введено обязательное обучение. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 № 623 утверждены требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В среднем за год в области около 300 кандидатов проходят подготовку.

Особое внимание уделяется детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в учреждениях для детей – сирот. Всего в системе образования области функционирует  15 учреждений для детей - сирот, в которых воспитывается 551 ребенок.

Политика региона в отношении учреждений для детей – сирот ориентирована на поддержку дифференцированной сети, создание условий, приближенных к домашним. В области работает:

- 12 детских домов общего типа с числом воспитанников – 433 человека;

- 1 специальный (коррекционный) детский дом с числом воспитанников  - 39 человек;

- 1 специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья  с числом воспитанников – 74 человека;

 -1 негосударственный детский дом  с числом воспитанников – 5 человек.

В связи с ежегодным ростом количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, продолжают формироваться службы сопровождения семейных форм устройства детей - сирот на базе детских домов области. Такие службы созданы и функционируют в 13 детских домах.

Сокращение численности воспитанников, проживающих в детских домах, позволяет обеспечивать качественное улучшение условий проживания, воспитания и образования тех детей, которые не могут быть переданы на воспитание в семьи.

Для  решения проблемы качественной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни необходимо:

- активизировать деятельность по устройству на воспитание этой категории детей в семьи граждан;

- обеспечить своевременное психолого-педагогическое сопровождение семей, взявших на воспитание детей;

- усилить реабилитационную работу с детьми;

- обеспечить постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих самостоятельную жизнь.

В развитии кадрового потенциала

В области активно формируется современный корпус педагогов и управленцев, новая профессиональная культура. В системе образования трудится 9,6 тысяч  педагогических работников. 

Реализация мероприятий по развитию кадрового потенциала отрасли в рамках проекта «Модернизация общего образования», приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» позволила стабилизировать ситуацию по обеспеченности образовательных учреждений области  квалифицированными специалистами. Уровень обеспеченности педагогическими кадрами в целом по отрасли составляет 86 %. Высшее образование имеют 90 % педагогов от их общего количества. Доля педагогических работников,  имеющих квалификационные категории,  составляет 80 %.

Выражен возрастной и гендерный дисбаланс в учреждениях образования: доля учителей пенсионного возраста составляет 30,5 % (российский показатель – 18%), доля педагогов-мужчин – чуть более  10 % (на уровне российского показателя). Медленно происходит обновление педагогического корпуса. Доля молодых учителей школ в возрасте до 30 лет составляет 9,8% (российский показатель – 13%).

В целях привлечения и закрепления молодых учителей в образовательные учреждения области молодым специалистам, прибывшим на работу в государственные или муниципальные учреждения образования, выплачивается денежное вознаграждение  и устанавливается надбавка к должностному окладу с учетом объема фактической нагрузки в размере 30 %; работающим на селе, оклады  устанавливаются с учетом коэффициента в размере 1,25. Сельские учителя получают меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.

Приоритетом модернизации образования в последние годы стало обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса. В этой сфере на региональном уровне реализуются программы повышения квалификации, введен  новый порядок аттестации педагогических кадров. Ежегодно более 70 % учительского корпуса охвачены различными формами обучения и повышения квалификации. По программе «Менеджмент в образовании» за счет средств областного бюджета в 2010 - 2012 годах прошли повышение квалификации 60 % руководителей образовательных учреждений и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.

Доля учителей  и руководителей общеобразовательных учреждений, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей – 36 %. Данный показатель определен в соответствии с действующим порядком аттестации 1 раз в 5 лет.  За пять лет 100 % учителей и руководителей школ пройдут аттестацию  на подтверждение соответствия занимаемой должности или  квалификационную категорию.

Важным фактором, определяющим динамику обновления кадрового корпуса, является уровень заработной платы педагогов.  Повышение заработной платы педагогов стало одной из целей реализуемого с 2011 года проекта модернизации региональной системы общего образования.  В результате реализации проекта средний уровень заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений в 2012 году составил 110% от средней заработной платы в области.

С 2012 года реализуется проект ипотечного кредитования для молодых учителей с предоставлением средств на первоначальный взнос и компенсацией расходов на уплату процентов по ипотечному кредиту. Проект требует значительных бюджетных расходов в течение 4 лет, носит комплексный характер. Рост заработной платы педагогов актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы.

Наряду с положительными тенденциями существуют проблемы.

Качество кадрового потенциала отрасли образования остается невысоким, сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров).

Повышение квалификации не всегда реализуется как ресурс профессионального роста и повышения конкурентоспособности педагога и образовательного учреждения в целом; лучшие образцы опыта педагогов-лидеров и передовые практики не становятся новой профессиональной нормой в массовой практике; неэффективность управленческих решений и программ развития образовательных учреждений обусловлена недостаточным уровнем подготовки управленческих кадров. Кадровый резерв не получает современной подготовки в области лидерства и менеджмента. Действующая система повышения квалификации педагогов и их переподготовки нуждается в модернизации.

Требуют улучшения социально-экономическое положение и жилищные условия педагогов. Сегодня их социальный пакет не в полной мере соответствует социальной значимости профессии, уровню квалификации, ответственности и сложности их труда, что недостаточно стимулирует приток молодых специалистов в сферу образования.

                        Финансирование образования

Расходы на образование в структуре консолидированного бюджета области ежегодно увеличиваются.

В результате реализации современных организационных и экономических механизмов в 100 % образовательных учреждений области введена новая система оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование.  Мероприятия по переходу на новую систему оплаты труда  позволили увеличить среднюю заработную плату работников учреждений общего образования. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» решаются  вопросы повышения заработной платы педагогическим работникам.

Благодаря финансовой  помощи региона бюджетам муниципальных образований в объеме 396 млн. рублей по состоянию на 01.09.2013 г. средняя заработная плата педагогических работников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях  достигла 16989,7 рубля (91%, при плане 18653,3 рубля в регионе).

По состоянию на 01.10.2013 г. средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений отрасли «Образование» за январь-сентябрь  составила в общем образовании, по данным официальной статистики, 20910,5 руб. при ее плановом значении 19629,7 руб.

Не завершено в полной мере внедрение новых финансово-экономических механизмов. Не везде внедрены прозрачные механизмы распределения и использования бюджетных средств, не во всех муниципальных образованиях внедрено нормативное финансирование учреждений дошкольного и  дополнительного образования. 

Таким образом, существующие проблемы в сфере образования области требуют комплексного решения. Это решение будет достигнуто с использованием программно-целевого метода (метода целевых программ).

Этот метод обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения Программы.

1.2. Прогноз развития сферы образования  до 2020года

Прогноз состояния сферы образования базируется как на демографических прогнозах о количестве детей школьного возраста и молодежи, на прогнозах развития экономики, рынка труда, социальной сферы, представленных в Стратегии социально-экономического развития Владимирской области на период до 2027 года, и на планируемых результатах реализации мероприятий, предусмотренных Программой.

Наиболее значимым эффектом от реализации  Программы станет доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития области и Российской Федерации всем жителям области независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья.

В результате реализации Программы ожидается достижение следующих результатов:

в системе дошкольного образования

- будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (2 мес.-3 года);

- будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные организации.

В системе общего образования

Главным результатом системных изменений в сфере общего образования области будет формирование  новых жизненных установок, компетентностей, мобильности социального поведения выпускников общеобразовательных организаций за счет развития доступности качественного образования для всех категорий детей:

- повысится удовлетворенность населения качеством общеобразовательных услуг;

- во всех общеобразовательных организациях будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

- всем обучающимся независимо от места жительства будет обеспечен доступ к современным условиям обучения, включая высокоскоростной доступ в сеть Интернет;

- сеть школ в сельской местности будет иметь сложную структуру, включающую базовые школы и филиалы, соединенные не только административно, но и системой дистанционного образования;

- все старшеклассники получат возможность обучаться по образовательным программам профильного обучения;

- будет сформирована региональная система оценки качества образования;

 - будет сокращен разрыв в качестве образования между наиболее и наименее успешными школами.

В системе профессионального образования

- возрастут показатели удовлетворенности населения качеством среднего профессионального образования области;

- увеличится доля выпускников дневной (очной) формы обучения профессиональных образовательных организаций (с учетом призванных в Вооруженные Силы Российской Федерации), трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение первого года после окончания обучения;

- увеличится доля лиц, обучающихся по программам среднего профессионального образования, в реализации которых участвуют работодатели;

- будут полностью обеспечены потребности экономики области в квалифицированных кадрах по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;

-будут созданы условия для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни.

В системе воспитания, дополнительного образования

и социальной защиты детей

- увеличится количество несовершеннолетних, занимающихся по программам дополнительного образования;

- повысится удовлетворенность населения качеством услуг дополнительного образования;

- увеличится число обучающихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, вовлеченных в общественно-полезную, социально-значимую деятельность;

- увеличится число детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, обучающихся по программам дополнительного образования детей в системе образования области;

- увеличится количество учащихся, принявших участие в массовых мероприятиях федерального и регионального уровней;

- повысится эффективность воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;

- будет обеспечена своевременная реализации социальных прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

В развитии кадрового потенциала

К 2020 году в системе образования должны произойти кардинальные кадровые изменения. Существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высококвалифицированных и профессиональных работников, увеличится доля учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций до 20%.

 Повышение заработной платы и нарастающее давление на недостаточно квалифицированных работников со стороны потребителей и профессионального сообщества приведут к обновлению состава и компетенций педагогических кадров. В образовании будет создана среда для карьерного роста и реализации творческой инициативы педагогов, что сделает его привлекательным для молодых и перспективных специалистов

Средняя заработная плата педагогических работников  общеобразовательных организаций,  педагогических работников  образовательных организаций, оказывающих социальные услуги детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, педагогов дошкольных образовательных организаций составит не менее 100 % от средней заработной платы в регионе. Зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального и работников дополнительного образования детей к 2018 году составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе.

Таким образом, внедрение современных организационных и экономических механизмов управления развитием образования области в последние годы позволили повысить уровень доступности, качества образования, эффективности деятельности системы.


Информация по документу
Читайте также