Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.05.2009 № 178КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 29.05.2009 N 178 О Республиканской комплексной программе инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года В целях формирования единого инновационного пространства и реализации государственной политики Чувашской Республики в области инновационного развития как одной из приоритетных составляющих Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. N 274 "О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования" Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа). 2. Утвердить Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики государственным заказчиком - координатором Программы. 3. Установить, что: при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики; объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. 4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой. 5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы. 6. Признать утратившими силу с 1 января 2010 г.: постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 марта 2005 г. N 61 "О Республиканской программе развития лесопромышленного комплекса Чувашской Республики на 2005-2010 годы"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июня 2005 г. N 150 "О Республиканской программе развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350 "О Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы"; подпункты 4 и 7 пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 мая 2006 г. N 115 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2006 г. N 157 "О Республиканской целевой программе развития химической промышленности Чувашской Республики на 2006-2010 годы"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 сентября 2006 г. N 237 "О Республиканской целевой программе развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы"; пункт 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. N 332 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 февраля 2008 г. N 52 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2006 г. N 157"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2008 г. N 77 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 сентября 2006 г. N 237"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2008 г. N 100 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июня 2005 г. N 150"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2008 г. N 101 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 марта 2005 г. N 61"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 апреля 2008 г. N 117 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. N 291 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350"; абзац пятнадцатый пункта 16 перечня мероприятий по реализации Закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2009 г. N 30. 7. Министерству промышленности и энергетики Чувашской Республики в срок до 1 марта 2010 г. представить для рассмотрения в Кабинет Министров Чувашской Республики доклады о реализации: Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы; Республиканской целевой программы развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы; Республиканской целевой программы развития химической промышленности Чувашской Республики на 2006-2010 годы; Республиканской программы развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы; Республиканской программы развития лесопромышленного комплекса Чувашской Республики на 2005-2010 годы. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики С.Гапликов УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.05.2009 N 178 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Про- - Республиканская комплексная программа граммы инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года Основание для разра- - Закон Чувашской Республики от 4 июня ботки Программы 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"; Указ Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики" Государственный за- - Министерство промышленности и казчик - координатор энергетики Чувашской Республики Программы (далее - Минпромэнерго Чувашии) Основной разработчик - Минпромэнерго Чувашии Программы Цель Программы - формирование единого инновационного пространства и реализация государственной политики Чувашской Республики в области инновационного развития как одной из приоритетных составляющих Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года Задачи Программы - интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях инновационного развития; вовлечение научно-технического и интеллектуального потенциала Чувашской Республики в процесс инноваций; достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по ряду приоритетных направлений (био- и нанотехнологии, электротехника, энергетика); развитие среды генерации знаний, включающей определение системы приоритетов развития фундаментальной науки, расширение и изменение форм финансирования фундаментальной науки (расширение поддержки научных проектов, системы грантов государственных фондов), поэтапную реструктуризацию фундаментальной науки, развитие интеграции научных и образовательных институтов; создание системы технологического прогнозирования, уточнение приоритетов технологического развития, перечня критических технологий и механизмов их развития, обеспечивающих решение прорывных задач; развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (Форсайт); обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок, включающее внедрение проектного финансирования организаций науки, обновление приборной и стендовой базы исследовательских центров, поддержку малого инновационного бизнеса, стимулирование участия организаций в международных научно-исследовательских и технологических проектах; структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности обрабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей и "экономики знаний", ускорение инноваций, усиление их влияния на экономическое развитие; создание механизмов обеспечения инновационной активности организаций в Чувашской Республике, повышение спроса на инновации и создание механизмов привлечения частных инвестиций в сферу инновационного развития республики; выявление и стимулирование развития территориально-производственных кластеров, в рамках которых образуются устойчивые связи между участниками инновационной системы, в том числе создание и развитие особых экономических зон, индустриальных и технологических парков; развитие производственной и инновационной инфраструктуры, включая создание систем научно-технологического, информационного, кадрового, маркетингового обеспечения, в том числе экспертизы инноваций и защиты прав собственности на разработки; технологическая модернизация стратегических отраслей промышленности; обеспечение инновационного развития наукоемких сфер экономики Чувашской Республики путем создания и развития отраслевой базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции (технологий) в производство; рост качества и повышение доступности сектора интеллектуальных услуг: управленческого и финансового консультирования, аудита, актуарных услуг, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, услуг в области маркетинга, брендинга, развития общественных связей, юридических услуг; поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров; минимизация рисков при реализации инновационных проектов за счет применения механизмов страховой защиты; применение инновационных подходов в институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политике; создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала, формирование трудовых и предпринимательских ценностей Целевые индикаторы к 2020 году: Программы рост индекса производства обрабатывающих производств почти в 2 раза к 2009 году; обеспечение объемов отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения не менее 277 тыс. рублей; доведение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств до 25 процентов; обеспечение суммарных за период реализации Программы затрат на технологические инновации на уровне не менее 100 млрд. рублей; полное обновление основных фондов; рост числа использованных передовых производственных технологий в 1,4 раза к 2009 году; создание более 50 объектов инновационной инфраструктуры, не менее 100 инновационно активных малых организаций; регистрация более 2,5 тыс. заявок на выдачу патентов; повышение доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте до 2,5 процента; рост среднемесячной заработной платы работников обрабатывающих производств в 5,2 раза к 2009 году; обеспечение эффективности деятельности Минпромэнерго Чувашии в сфере государственных закупок Срок реализации Про- - 2010-2020 годы граммы Объемы и источники - предполагаемый общий объем финансирования Про- финансирования Программы составляет граммы 46601,6 млн. рублей, в том числе за счет: средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 357 млн. рублей (0,8 процента); внебюджетных средств - 46244,6 млн. рублей (99,2 процента). Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики Ожидаемые конечные - ежегодный прирост объемов результаты реализации промышленного производства Программы и показа- обрабатывающих производств в среднем тели бюджетной и со- на 8-9 процентов начиная с 2012 года; циальной эффективно- формирование и развитие сти инфраструктуры инновационной деятельности; повышение экономической активности малого предпринимательства в инновационной сфере и создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса; улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности Чувашской Республики; удовлетворение потребностей бизнеса в новых технологиях, формирование собственного рынка научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; повышение инновационного уровня Чувашской Республики, ее рейтинга среди субъектов Российской Федерации. Бюджетная эффективность определяется тем, что реализация инновационных проектов и активизация инновационной деятельности в Чувашской Республике позволят повысить эффективность деятельности организаций и увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней, обеспечить увеличение валового регионального продукта. Чистый дополнительный доход республиканского бюджета Чувашской Республики за все годы реализации Программы составит 7,6 млрд. рублей, что в 21 раз перекрывает бюджетные затраты. Рентабельность Программы с учетом вновь введенных промышленных производств составит 132 процента. Социальная эффективность Программы определяется тем, что за период реализации Программы будет создано более 2 тыс. новых рабочих мест и средняя заработная плата в обрабатывающих производствах вырастет в 5,2 раза по сравнению с 2009 годом Система организации - контроль за реализацией Программы контроля за выполне- осуществляет государственный заказчик нием Программы - Минпромэнерго Чувашии. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года информируют Минпромэнерго Чувашии о ходе выполнения Программы. Минпромэнерго Чувашии ежегодно до 1 марта до 2021 года направляет доклад о ходе работ и эффективности использования финансовых средств Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики. По окончании срока реализации Программы Минпромэнерго Чувашии до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о ее выполнении, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. Введение Республиканская комплексная программа инновационного развитая промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа) является логическим продолжением Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350 (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. N 332, от 25 апреля 2008 г. N 117, от 25 сентября 2008 г. N 291). Программа является инструментом реализации второго этана Концепции инновационного развития Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39. Сегодня перед экономикой стоят новые задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Экономический рост на основе инновационного обновления приобретает новое качество, когда эффективной формой накопления становится развитие интеллектуального потенциала, а наиболее выгодными инвестициями - инвестиции в человека, его знания и таланты. Превращение знаний в непосредственный производственный ресурс порождает новые модели воспроизводства, ускоряющие процессы укрепления и развития общества. Современная Чувашская Республика уверенно движется по инновационному пути, апробирует новаторские технологии в различных сферах жизнедеятельности, постоянно повышает планку требований к качеству жизни. Производство, распределение и использование знаний и информации признаны главными условиями устойчивого экономического роста. Это в полной мере отвечает главным целям, задачам и подходам Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 (в редакции Закона Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. N 48). I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа 1.1. Постановка проблемы для решения программно-целевым методом В соответствии с Республиканской комплексной программой инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы сформирована республиканская инновационная система, позволяющая развивать технологическую и научно-исследовательскую базу, повышать интеллектуальную капитализацию, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение внутреннего рынка инноваций во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики (приложение N 1). Создана система базовых правовых норм и инфраструктурных объектов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами инновационной деятельности. Начала действовать вертикаль власти, в основе которой лежат нормативно закрепленные меры государственной поддержки инноваций в республике. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода. Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Доля прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) за счет инноваций в этих странах составляет более 75 процентов. Один процент прироста ВВП дает в экономически развитых странах 0,7 процента прироста дохода бюджета, поэтому обеспечение устойчивого инновационного развития позволит решить такую важную задачу реализации государственной политики, как поддержание конкурентоспособности и достижение высокого уровня жизни населения. Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира: диверсификация экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к "отраслям знаний" и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20 процентов (в Чувашской Республике в 2008 году - 8 процентов), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2-3 процентных пунктов (в Чувашской Республике - 1,3); высокая инновационная активность корпораций, связанная с освоением новых рынков и технологий, обновлением ассортимента продукции, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 50 процентов (по Российской Федерации - 8,5 процента, в Чувашской Республике - 14,2 процента), доля инновационной продукции в ВВП - до 35 процентов (по Российской Федерации - 2,5 процента, в Чувашской Республике - 5,2 процента). 1.2. Основные проблемные вопросы, на решение которых направлена Программа 1.2.1. Инновационная активность организаций в Чувашской Республике Повышение инновационной активности организаций промышленного комплекса, которое наблюдается в последние три года, связано не с коренными сдвигами в технологиях, а с улучшением качества управления, организационными инновациями, а также с ростом конкуренции и постепенным вытеснением с рынка наиболее неэффективных предприятий. Использование полного спектра факторов инновационного роста ограничено низкой восприимчивостью бизнеса к любым нововведениям, особенно технологического характера. В результате не инновации влияют на развитие экономики, а наоборот, при формировании стратегии инновационной деятельности предприятия чутко реагируют на макроэкономическую стабильность в регионе и стране. Как следствие, темпы инновационного развития остаются недостаточными для обеспечения глобальной конкурентоспособности организаций. В 2008 году, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (далее - Чувашстат), доля инновационно активных организаций среди обследуемых организаций в Чувашской Республике составила 14,2 процента (диаграмма 2.1 приложения N 2) (1). Данный показатель развития инновационной деятельности выглядит весьма скромно на фоне соответствующих показателей стран Европейского Союза, включая бывшие страны Восточной Европы, а также Японии, ряда стран Центральной, Южной и Северной Америки, Новой Зеландии, Австралии. Сравнения показывают, что уровень инновационной активности промышленных предприятий в республике существенно ниже, чем в странах с высоким (Ирландия - 75 процентов, Канада, Германия, Австралия - 60 процентов и выше) (2) и даже средним (Мексика - 46 процентов, Эстония - 38, Латвия - 35, Словения - 28, Венгрия - 28 процентов) уровнями экономического развития, хотя и несколько выше российского уровня - 9,3 процента. Ближе всех к Чувашии по данному индикатору Польша (18 процентов), Румыния (19 процентов) и Словакия (22 процента). Промышленные предприятия в Чувашской Республике по уровню эффективности (производительности труда) уступают предприятиям не только развитых, но и многих развивающихся стран с гораздо менее развитым научным потенциалом (диаграмма 2.2 приложения N 2). В значительной части промышленных предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, инновационная деятельность осуществляется ситуативно. При наличии роста инновационной активности предпринимательского сектора в его затратах на технологические инновации доминируют расходы на новое оборудование при низком спросе на исследования и разработки (табл. 2.1 приложения N 2). В целом ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей степени востребованы за рубежом. _____________ <1> Данные сборника Чувашстата "Паука Чувашской Республики" (2008 год). <2> Аналитические данные Комплексной программы научно-технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года. 1.2.2. Неоднородность промышленного комплекса Чувашской Республики с технологической точки зрения Мировой опыт показывает, что для обеспечения инновационной направленности экономики необходимо соблюдать определенные соотношения. Так, степень износа основных производственных фондов не должна выходить за пределы 30-35 процентов (в Чувашской Республике - 47 процентов). Доля инвестиций должна достигать 25 процентов ВВП (в 2008 году в Чувашской Республике - 21,1 процента), прямых иностранных инвестиций - не менее 20 процентов от общего объема внутренних иностранных инвестиций (в 2008 году по Российской Федерации - 26 процентов, в Чувашской Республике - 9,15 процента). Структура производственного потенциала Чувашской Республики не является оптимальной. Преобладают организации с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, технологическая производственная база большинства отраслей промышленности обновлялась недостаточными темпами, что предопределяет низкую технологическую и экономическую эффективность производства по сравнению не только с развитыми странами, но и со многими российскими регионами. Серьезными причинами остаются изношенность основных фондов, неиспользуемые производственные мощности (табл. 2.2 и диаграмма 2.3 приложения N 2), низкая инновационная восприимчивость организаций. Проблема низкого технологического уровня во многих отраслях возникла не сегодня и во многом унаследована из прошлого, поскольку основу промышленности составляют предприятия, созданные еще в советский период. Несмотря на относительно высокие темпы роста инвестиций в основной капитал в последние годы, объемы этих инвестиций недостаточны для нормального воспроизводства технической базы производства. Большая часть инновационных предприятий в Чувашской Республике (69 процентов) сконцентрирована в четырех видах экономической деятельности, связанных с производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования (31 процент), пищевых продуктов, машин и оборудования, транспортных средств (диаграмма 2.4 приложения N 2). Анализ структуры инновационной деятельности по обрабатывающим производствам позволяет выделить ряд особенностей. Инновационная деятельность в основном диверсифицирована на предприятиях, связанных с химическим производством, производством электрических машин и электрооборудования, отличающихся, как правило, высоким уровнем инновационной активности. Здесь интенсивно осваиваются практически все виды инновационной деятельности. Далее следуют производства машин и оборудования, где значительное внимание уделяется выполнению научных исследований и разработок, приобретению новых технологий, а также программных средств. К числу видов экономической деятельности аутсайдеров относятся прежде всего целлюлозно-бумажное производство, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, лесопереработка, которые уступают другим обследуемым видам экономической деятельности почти по всем показателям оценки инновационной активности. Компенсация выбывающего производственного оборудования должна производиться на высоком техническом уровне, в противном случае в промышленности будут сокращены не только фактический объем продукции, но и ее технологические возможности. Инновационная деятельность обеспечит хозяйствующим субъектам конкурентные преимущества, большую устойчивость, упрочит положение предприятий на рынке и расширит их деловые связи. Первоочередной, особенно с учетом мирового экономического кризиса, становится задача поиска и использования долгосрочных внутренних факторов экономического роста, модернизации и развития конкурентоспособного наукоемкого производства. Кризис должен инициировать поиск новых технологий, это шанс выстоять и развиваться. 1.2.3. Дисбаланс между спросом бизнеса на передовые технологии и недостаточными темпами развития исследований и разработок До 2007 года в Чувашской Республике не создано ни одной передовой производственной технологии, в рейтинге регионов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) республика занимает одно из последних мест (табл. 2.3 приложения N 2). По количеству полученных патентов в расчете на 1 млн. жителей Чувашская Республика занимает 58 место в рейтинге субъектов Российской Федерации (табл. 2.4 приложения N 2). Традиционно невелика доля организаций в Чувашской Республике, приобретающих и внедряющих инновационные технологии (менее 5 процентов от количества организаций обрабатывающих производств). В рейтинге субъектов ПФО республика занимает 8 место (табл. 2.5 приложения N 2). Около половины (49 процентов) всей совокупности используемых передовых технологий находятся в эксплуатации более 7 лет являясь, по сути, передовыми лишь с точки зрения дефиниций, но не своего реального технического уровня. Особенно это касается технологий производства, обработки и сборки, где к соответствующей возрастной категории относятся 40 процентов используемых технологий (табл. 2.6 приложения N 2). Существующие разрывы в инновационном цикле и переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы к коммерческим технологиям, низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость процесса коммерциализации разработок приводят к несоответствию между спросом на разработки и предложениями республиканской науки. Более того, оценка технологического уровня или качества результатов научно-технической деятельности должна производиться не только и не столько по сравнению с существующим в стране уровнем, но и по сравнению с лучшими мировыми образцами. В современном мире практически не может быть технологий "для внутреннего употребления": открытость рынков позволяет обеспечивать устойчивую глобальную конкурентоспособность лишь в случае, если внедряемые технологии соответствуют по своему уровню или превосходят внедряемые в наиболее развитых странах. Отставания и диспропорции в сфере создания и использования передовых производственных технологий в совокупности с традиционной неразвитостью механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности значительно тормозят инновационное развитие Чувашской Республики. В создавшихся условиях необходимо дальнейшее расширение спектра инструментов по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности как в части стимулирования спроса промышленности на новые технологические решения, так и в части предложения - стимулирование прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. 1.2.4. Тенденция деградации научно-технического потенциала организаций промышленного комплекса в Чувашской Республике В большинстве видов экономической деятельности создание инновационных заделов утратило для организаций приоритетный характер. По данным Чувашстата, среди внутренних факторов, препятствующих инновационной деятельности организаций в Чувашской Республике, наибольшую долю занимают проблемы собственного потенциала организации - это ее инновационная активность и кадровые ресурсы (3) (диаграмма 2.5 приложения N 2). Подобная ситуация оказывает отрицательное воздействие на весь инновационный процесс, ведет к деградации научно-технического потенциала промышленности, снижению качества и новизны инноваций, утрате предприятиями самостоятельности в создании нововведений и, как результат, потере конкурентоспособности в производстве принципиально новой высокотехнологичной продукции. _______________ <3> Данные сборника Чувашстата "Наука Чувашской Республики" (2008 год). 1.2.5. Замедление темпов развития Чувашской Республики, связанное с мировым финансовым кризисом (приложение N 3) Негативные тенденции IV квартала 2008 года, сложившиеся под влиянием мирового финансового кризиса, продолжились и в 2009 году. Индекс промышленного производства в январе 2009 года составил 61 процент, за январь - февраль 2009 года - 66,1 процента. В марте 2009 года ситуация в промышленном комплексе республики существенно не изменилась. Индекс промышленного производства в 1 квартале равнялся 69,8 процента. Прогноз индекса промышленного производства за январь - апрель 2009 года к январю - апрелю 2008 года составляет 72 процента с доверительным интервалом 69-75 процентов и, соответственно, апрель 2009 года к апрелю 2008 года - 77 процентов с доверительным интервалом 76-79 процентов. Ожидается, что в 2009 году негативные тенденции сохранятся, и спад промышленного производства составит 20-26 процентов (по Российской Федерации - 7,4 процента). 1.3. Возможные варианты решения проблемных вопросов, оценка преимуществ и основных рисков Для вовлечения в процесс инновационных преобразований различных отраслей и секторов, отличающихся по размеру и уровню технологической вооруженности предприятий, необходим широкий спектр используемых инструментов, что ставит перед государственной политикой достаточно сложные задачи по обеспечению их комплексного и скоординированного использования. Меры по стимулированию инноваций лежат не только в сфере собственно научной или инновационной политики, они затрагивают другие блоки, такие как промышленная политика, политика в области стандартов и регламентов, инвестиционная и налоговая политика, политика в области межрегиональных отношений и внешней торговли и др. Варианты решения проблемных вопросов, указанных в подразделе 1.2 настоящей Программы, приведены в табл. 1. Таблица 1 Анализ вариантов решения проблемных вопросов ———————————————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————————————————— Вариант | Преимущества | Основные риски ———————|———————————————————| | N | наименование | | пп | | | | | | ———————|———————————————————|———————————————————————————————————|——————————————————————————————— I. Инерционный - отсутствие необходимости форми- сворачивание инновационного следование суще- рования нового комплексного ме- потенциала Чувашской Рес- ствующим "техно- ханизма инновационного развития, публики и в перспективе утра- логическим" тра- концентрация ресурсов на реали- та региональной технологиче- екториям, сохра- зации отдельных мероприятий ской конкурентоспособности; нение линейной действующих республиканских це- бессистемность проводимых модели инноваци- левых программ, а также норма- мероприятий, невозможность онного развития тивных правовых актов комплексного решения про- блем, изложенных в подразде- ле 1.2 настоящей Программы; замкнутость и угасание регио- нальной инновационной сис- темы II. Кластерный - фор- обеспечение стабильного дина- необходимость координации мирование ком- мизма инновационного развития, в сложных неупорядоченных плексной модели том числе за счет внутрикластер- комплексных организацион- развития за счет ного взаимодействия; ных систем; создания высоко- формирование и реализация сис- отсутствие апробированных и уровневых систем, темного механизма государствен- стандартных решений; продуцирующих ной поддержки, управления и ко- длительность и сложность ве- устойчивые инве- ординации работ по развитию ин- домственных согласований, стиционные, тех- новационных лроцессов в респуб- процедур объективной экспер- нологические и лике; тизы и мониторинга меро- информационные комплексное решение задачи со- приятий Программы для соз- потоки с установ- циально-экономического развития дания нового комплексного лением долговре- Чувашской Республики до механизма менных цепочек 2020 года; связей завершение процесса формирова- ния региональной инновационной системы III. "Быстрый старт" - ориентированность на быстрый поляризация инновационной концентрация ре- результат; системы республики (форми- сурсных потоков создание эффекта технологическо- рование как полюсов техноло- на краткосрочном го скачка и, как следствие, повы- гичности, так и полюсов от- и масштабном вне- шение конкурентоспособности сталости); дрении инноваций республики по ряду направлений; трудности в столь масштаб- обновление инновационной систе- ном и ускоренном привлече- мы республики за счет трансфера нии инвестиций и трансфере технологий, кадров, знаний прорывных инноваций; неготовность инновационной системы республики Сценарные модели инновационного развития Чувашской Республики представлены в приложении N 4. Оценка рисков ожидаемой эффективности Программы приведена в приложении N 5. Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемных вопросов позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта - кластерного подхода и формирования комплексной модели инновационного развития. Эффективность предлагаемого программно-целевого метода, ориентированного на стратегическое видение и направленного на результат, обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, достигнуть устойчивой положительной динамики инновационного развития Чувашской Республики. II. Основная цель, задачи и срок выполнения Программы Цель Программы - формирование единого инновационною пространства и реализация государственной политики Чувашской Республики в области инновационного развития как одной из приоритетных составляющих Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года. Для достижения этой цели предполагается решение ряда задач: интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях инновационного развития; вовлечение научно-технического и интеллектуального потенциала Чувашской Республики в процесс инноваций; достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях но ряду приоритетных направлений (био- и нанотехнологии, электротехника, энергетика); развитие среды генерации знаний, включающей определение системы приоритетов развития фундаментальной науки, расширение и изменение форм финансирования фундаментальной науки (расширение поддержки научных проектов, системы грантов государственных фондов), поэтапную реструктуризацию фундаментальной науки, развитие интеграции научных и образовательных институтов; создание системы технологического прогнозирования, уточнение приоритетов технологического развития, перечня критических технологий и механизмов их развития, обеспечивающих решение прорывных задач; развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (Форсайт); обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок, включающее внедрение проектного финансирования организаций науки, обновление приборной и стендовой базы исследовательских центров, поддержку малого инновационного бизнеса, стимулирование участия организаций в международных научно-исследовательских и технологических проектах; структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности обрабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей и "экономики знаний", ускорение инноваций, усиление их влияния на экономическое развитие; создание механизмов обеспечения инновационной активности организаций в Чувашской Республике, повышение спроса на инновации и создание механизмов привлечения частных инвестиций в сферу инновационного развития республики; выявление и стимулирование развития территориально-производственных кластеров, в рамках которых образуются устойчивые связи между участниками инновационной системы, в том числе создание и развитие особых экономических зон, индустриальных и технологических парков; развитие производственной и инновационной инфраструктуры, включая создание систем научно-технологического, информационного, кадрового, маркетингового обеспечения, в том числе экспертизы инноваций и защиты прав собственности на разработки; технологическая модернизация стратегических отраслей промышленности; обеспечение инновационного развития наукоемких сфер экономики Чувашской Республики путем создания и развития отраслевой базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции (технологий) в производство; рост качества и повышение доступности сектора интеллектуальных услуг: управленческого и финансового консультирования, аудита, актуарных услуг, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, услуг в области маркетинга, брендинга, развития общественных связей, юридических услуг; поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных кластеров; минимизация рисков при реализации инновационных проектов за счет применения механизмов страховой защиты; применение инновационных подходов в институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политике; создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала, формирование трудовых и предпринимательских ценностей. Целевые индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы приведены в приложении N 6. Срок реализации Программы - 2010-2020 годы. III. Система мероприятий по реализации Программы Система программных мероприятий представляет собой ряд мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов (приложение N 7). В рамках каждого раздела Программы предусматривается выполнение конкретных мероприятий на основе проектно-ориентированного метода (табл. 2). Состав комплексных проектов Программы определяется приоритетными направлениями Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и перечнем приоритетных направлений научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 мая 2006 г. N 128. В процессе реализации комплексных проектов Программы осуществляются: мониторинг и проектный анализ; консалтинговое и информационное сопровождение; организационно-финансовое управление. Мероприятия Программы ориентированы в первую очередь на мобилизацию собственного потенциала организаций при соответствующей государственной поддержке, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. Таблица 2 Структурное построение системы программных мероприятий и целевое назначение подсистемных блоков —————|—————————————————————————————|—————————————————————————————————————————— N | Наименование | Целевое назначение пп | подсистемных блоков | подсистемного блока —————|—————————————————————————————|—————————————————————————————————————————— 1. Государственное стимулиро- нормативно-правовое обеспечение инно- вание инновационной дея- вационных процессов в Чувашской Рес- тельности в Чувашской Рес- публике, создание на территории респуб- публике, инновации в адми- лики благоприятной среды для активиза- нистрировании ции инновационной деятельности и при- влечения инвестиций в инновационную сферу 2. Развитие научного, исследо- формирование и реализация перспектив- вательского и творческого ных научно-исследовательских, опытно- потенциала для инновацион- конструкторских и технологических ра- ного развития Чувашской бот; развитие рационализаторства и изо- Республики бретательства; осуществление интеграции науки, промышленности, малого и сред- него предпринимательства на основе ры- ночных механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственно- сти и передачи технологий (трансфер) 3. Реализация комплексных повышение инновационной активности проектов инновационной дея- промышленного комплекса Чувашской тельности в промышленности Республики, развитие внутреннего рынка Чувашской Республики (пул инноваций и экспорта инновационной "прорывных" инновацион- продукции; ных проектов); формирова- устранение диспаритетов развития рес- ние и развитие высокотехно- публики, создание и усиление региональ- логичных кластеров ной специализации на основе объедине- ния ресурсов 4. Создание новых отраслевых создание новых высокотехнологичных сегментов промышленного отраслей - био- и наноиндустрии и пози- комплекса Чувашской Рес- ционирование Чувашской Республики на публики рынке высокотехнологичной продукции (реализация подсистемного блока осуще- ствляется в соответствии с подпро- граммой "Развитие в Чувашской Респуб- лике био- и нанотехнологий") 5. Развитие инфраструктурных ориентирование на развитие технопарков, проектов инновационной сис- сети бизнес-инкубаторов, инновационно- темы Чувашской Республики технологических центров и инновацион- но-производственных комплексов, а так- же особых территорий экономического развития 6. Развитие межрегионального и государственное стимулирование введе- международного сотрудниче- ния в хозяйственный оборот на террито- ства в области инноваций, рии Чувашской Республики высокорента- трансфер инноваций в про- бельных наукоемких разработок и техно- мышленность Чувашской логий из других регионов России, а также Республики создание условий для адаптации и пере- дачи технологий (трансфер) из развитых стран 7. Кадровое обеспечение инно- создание и развитие эффективных меха- вационных процессов в Чу- низмов управления, развития и использо- вашской Республике вания кадрового потенциала для осуще- ствления инновационных процессов в Чувашской Республике, обеспечивающих завершенность и целостность республи- канской системы непрерывного образо- вания (реализация подсистемного блока осуще- ствляется в соответствии с подпро- граммой "Кадровое обеспечение иннова- ционных процессов в Чувашской Респуб- лике") 8. Организационное, информа- формирование и реализация комплекса ционное, консультационное и нефинансовых мер государственной под- методическое обеспечение держки инновационной деятельности в инновационной деятельности Чувашской Республике; развитие процессных и управленческих инноваций, относящихся к изменению в организации производства и его матери- ально-техническом обеспечении 9. Популяризация инноватики объединение усилий и повышение эконо- мической заинтересованности субъектов научной и инновационной деятельности в продвижении инноваций на рынок; пропаганда и настрой организаций в Чу- вашской Республике на поступательное движение вперед, внедрение инноваций Для комплексного решения обозначенных целей и задач сформирована модель реализации Программы (приложение N 8). IV. Ресурсное обеспечение Программы Предполагаемый общий объем финансирования Программы за 2010-2020 годы составляет 46601,6 млн. рублей (табл. 3), в том числе за счет: средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 357 млн. рублей (0,8 процента); внебюджетных средств - 46244,6 млн. рублей (99,2 процента). В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. Таблица 3 Финансирование Программы на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (млн. рублей) —————————————|—————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Источники | Всего | В том числе по годам реализации финансиро- | |—————————|————————|————————|————————|——————|————————|————————|————————|———————|———————|——————— вания | | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | | | | | | | | | | | | —————————————|—————————|—————————|————————|————————|————————|——————|————————|————————|————————|———————|———————|——————— Всего 46601,6 1245,8 2316,7 8637,1 8558,3 8282 8199,4 7328,7 1083,8 449,7 249,4 250,7 в том чис- ле за счет средств: республи- 357,0 46,2(4) 15 17,9 25 20 28,8 121,2 26,3 18,7 18,4 19,5 канского бюджета Чувашской Республики внебюджет- 46244,6 1199,6 2301,7 8619,2 8533,3 8262 8170,6 7207,5 1057,5 431 231 231,2 ных источ- ников _____________________ <4> Финансирование будет осуществляться в соответствии с утвержденными расходами республиканского бюджета Чувашской Республики на 2010 год по следующим кодам бюджетной классификации: 82104125220101006242 - 6397 тыс. рублей, 82104125220101012226 - 1200 тыс. рублей, 82104125220101012290 - 28603 тыс. рублей, 82111045201500017251 - 10000 тыс. рублей. Ресурсная интеграция предусматривает объединение инновационных, производственно-технологических, управленческих и финансовых ресурсов с целью эффективной реализации мероприятий Программы. Разработчиками (ресурсными источниками) инноваций являются республиканские научные организации, высшие учебные заведения, малые инновационные предприятия и технопарки, высокотехнологичные компании и научные центры, а также аналогичные организации из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран. Источниками производственно-технологических ресурсов для решения задач опытного и промышленного освоения инноваций являются крупные и средние организации, а также малые инновационные предприятия. Программа базируется на принципах "мягкой" координации, взаимного обмена информацией, создания единых методологических и методических подходов к проблемам совершенствования технологической структуры и инновационной ориентации промышленного комплекса Чувашской Республики, создания системы мониторинга результатов. В условиях рыночной экономики и доминирования частной собственности в большинстве отраслей конкретные инвестиционные решения, включая решения о выборе той или иной технологии или реализации инновационного проекта, являются прерогативой субъектов экономической деятельности. Меры государственной политики призваны, прежде всего, создавать благоприятные условия для создания инновационной среды, генерирующей новые знания и технологии, стимулировать предприятия к внедрению инноваций. Источниками финансовых ресурсов являются специализированные фонды федерального, республиканского и муниципального уровней (предполагаемые к созданию), лизинговые компании, международные фонды и организации, банки и частные инвесторы, собственные средства организаций, средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов. V. Механизм управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения Концептуальную основу Программы составляют три принципа формирования и реализации комплексных проектов: создание и развитие инновационных сетей (в основном по принципу самоорганизации); независимая экспертиза и конкурсный отбор; маркетинг, конкуренция и партнерство, рентабельность и ресурсная интеграция. Инновационная сеть представляет собой совокупность (консорциум) субъектов научной, научно-технической, инновационной деятельности и бизнеса, которые объединяются для совместной деятельности по продвижению инноваций на рынок. Участниками инновационных сетей могут выступать как отдельные юридические лица, так и объединения юридических лиц различной формы собственности и отраслевой принадлежности, в том числе из зарубежных стран и других регионов Российской Федерации. Ресурсная интеграция предусматривает объединение инновационных, производственно-технологических, управленческих и финансовых ресурсов с целью эффективной реализации проектов Программы. Для проектирования, создания и внедрения нововведений в Чувашской Республике применены методы системного анализа, долгосрочного прогнозирования, программно-целевого подхода, индикативного планирования. Государственным заказчиком - координатором Программы является Минпромэнерго Чувашии. Реализация Программы предусматривает взаимодействие органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, организаций всех сфер жизнедеятельности, общественных объединений и населения Чувашской Республики на принципах государственно-частного партнерства. Для достижения целей и задач, проектирования, реализации и обеспечения контроля за выполнением мероприятий Программы применен процессный подход международного стандарта ISO 9000. Механизм управления, контроля и взаимодействия участников Программы отражен в технологической дорожной карте (приложение N 9). Для принятия решения о предоставлении государственной поддержки инициаторам инноваций создана Правительственная комиссия по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами, состав которой утвержден распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики. В Правительственную комиссию входят представители органов исполнительной власти Чувашской Республики, науки и образования, которые консолидируют информацию об актуальных для отраслей инновационных проблемах, проектах и существующем технологическом уровне производства в рамках создаваемой информационной системы, принимают решение о целесообразности государственной поддержки инновационного проекта в той или иной форме. Механизмы привлечения и использования долевых финансовых средств федерального уровня определяются соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации. В целом же Программа ориентирована на внебюджетное финансирование. Предусмотрено финансирование ряда проектов и мероприятий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики (на конкурсной основе). Объемы финансирования мероприятий (проектов) Программы на возвратной и безвозвратной основе ежегодно уточняются с учетом возможностей федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики, предусматриваются в законах Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период. С учетом отраслевой специфики разработки, внедрения и продвижения инноваций на рынок привлекаются ресурсы межрегиональных финансовых институтов и частных инвесторов при соблюдении условий экономической безопасности Чувашской Республики, а также собственные средства организаций. В результате реализации указанных механизмов обеспечиваются самофинансирование инновационной системы и возвратность бюджетных средств, в том числе за счет увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, привлечения инвестиционных ресурсов на финансирование объектов социальной сферы, их инновационное развитие. Для ускорения ранних фаз разработки инноваций, а следовательно, рыночной активизации инновационной сферы будут использованы как действующие, так и создаваемые элементы инновационной инфраструктуры Чувашской Республики. Их цель - доведение до стадии внедрения в производство инновационных проектов, реализуемых в приоритетных сферах развития экономики Чувашской Республики. Целью данного направления является создание финансовых условий для реализации венчурных высокотехнологичных проектов и, как следствие, роста малых высокотехнологичных организаций с учетом того, что срок становления малого инновационного предприятия составляет около трех лег. Существующая практика начального финансирования инновационных проектов в форме субвенций в настоящей Программе будет расширена в части финансовой поддержки продвижения новых продуктов на рынок в различных формах (бюджетных кредитов, частичной компенсации процентной ставки по кредитам, лизинга). После прохождения "сквозной" экспертизы для технологической поддержки будут выбираться инновационные проекты, которые подходят под определение венчурных высокотехнологических проектов. При бюджетном финансировании венчурных инновационных проектов необходимым условием является конечный результат - создание и развитие нового инновационного бизнеса (производства). Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик, который обеспечивает согласованность действий но ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие исполнителей на принципах государственно-частного партнерства, а также общий контроль за реализацией Программы. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года информируют Минпромэнерго Чувашии о ходе выполнения Программы. Минпромэнерго Чувашии до 1 марта ежегодно до 2021 года направляет доклад о ходе работ и эффективности использования финансовых средств Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики в соответствии с требованиями постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. N 274 "О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования". По окончании срока реализации Программы Минпромэнерго Чувашии до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. Доклад о ходе работ и эффективности использования финансовых средств Программы открыт для широкой аудитории и размещается на сайте Минпромэнерго Чувашии. VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Технико-экономическое обоснование последовательности и значимости программных мероприятий (проектов) приведено в приложении N 10. Использование базовых рыночных принципов позволит: реализовать рыночный организационно-финансовый механизм коммерциализации результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; создать республиканский и межрегиональный рынок ресурсов инновационной деятельности; обеспечить единую ориентацию всех субъектов инновационной сети на конечный результат - совместное продвижение инноваций на рынок. Ожидаемыми результатами реализации Программы станут: ежегодный прирост объемов промышленного производства обрабатывающих производств в среднем на 8-9 процентов начиная с 2012 года; доведение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств до 25 процентов к 2020 году; формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности; повышение экономической активности малого предпринимательства в инновационной сфере и создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса; улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности Чувашской Республики; удовлетворение потребностей бизнеса в новых технологиях, формирование собственного рынка научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; повышение инновационного уровня Чувашской Республики, ее рейтинга среди субъектов Российской Федерации. Бюджетная эффективность Программы обусловлена: положительным сальдо суммарного потока в бюджетной сфере за анализируемый период; дополнительно полученными доходами республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 7626,59 млн. рублей (7551,67 млн. рублей с учетом дисконтирования к 2010 году); увеличением налоговой базы в перспективе за счет коммерциализации результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Дополнительно полученный бюджетный доход более чем в 21 раз превысит планируемый объем бюджетных расходов, то есть на каждый рубль вложенных бюджетом средств будет получено 21,25 рубля дохода. Рентабельность Программы с учетом вновь введенных промышленных производств составит 132 процента. Социальная эффективность Программы определяется тем, что за период реализации Программы будет создано более 2 тыс. новых рабочих мест и средняя заработная плата работников обрабатывающих производств вырастет в 5,2 раза по сравнению с 2009 годом. Эффективность реализации Программы определяется в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы (приложение N 11). Приложение N 1 к Республиканской комплексной программе инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года АНАЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ о создании и развитии в 2005-2008 годах инновационной системы в Чувашской Республике Для обеспечения управления инновационными процессами и решения важнейших проблем в сфере нововведений в Чувашской Республике создана единая инновационная система. Для ее реализации была разработана и в соответствии с Республиканской комплексной программой инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350 (далее - инновационная программа), внедрена интегрированная многопараметровая модель пространственного развития территории, основным принципом которой является комплексность всех сфер жизнедеятельности (структурные схемы 1 и 2). Сформирована новая инновационная политика, объединяющая более 10 нормативных правовых актов Чувашской Республики, направленных на стимулирование и государственную поддержку инноваций (структурная схема 3). Экономическая эффективность реализации Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы подтверждается достижением установленных целевых индикаторов: ростом объемов отгруженной инновационной продукции в фактически действующих ценах, процентов по отношению к базовому 2004 году (1) (диаграмма 1); увеличением доли отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств, процентов (диаграмма 2); ростом затрат организаций на технологические инновации, раз к 2004 году (диаграмма 3). __________________ <1> Источником информации о показателе являются данные Чувашстата. Структурная схема 1 Интегрированная многопараметровая модель пространственного развития Чувашской Республики (начальные условия, 2005 год) [Рисунок в электронном виде не приводится, смотри бумажный документ] Структурная схема 2 Интегрированная многопараметровая модель пространственного развития Чувашской Республики (результаты внедрения за 2006-2008 годы) [Рисунок в электронном виде не приводится, смотри бумажный документ] Структурная схема 3 Нормативные правовые акты государственной поддержки инновационной деятельности в Чувашской Республике [Рисунок в электронном виде не приводится, смотри бумажный документ] Диаграмма 1 Темп роста объемов отгруженной инновационной продукции по крупным и средним организациям в Чувашской Республике в 2005-2008 годах по отношению к 2004 году 2005 г. - 130% 2006 г. - 120% 2007 г. - в 2,6 раза 2008 г. - в 4,2 раза - Некоторое отставание от плановых показателей за 2008 год обусловлено неблагоприятными экономическими условиями, сложившимися в результате финансового кризиса в мировой экономике. За октябрь - декабрь 2008 года в целом объемы отгруженной продукции сократились почти на 20-30 процентов, что в свою очередь сказалось на снижении объемов производства инновационной продукции. Диаграмма 2 Доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств по крупным и средним организациям в Чувашской Республике 2004 год - 4,7 2005 год - 6,3 2007 год - 8,3 2008 год - 10,2 Диаграмма 3 Темп роста затрат крупных и средних организаций в Чувашской Республике на технологические инновации в 2005-2008 годах но отношению к 2004 году 2005 г. - в 1,7 раза 2006 г. - в 1,8 раза 2007 г. - в 3,5 раза 2008 г. план-| -> в 3,7 раза 2008 г. факт-| Созданы условия для реализации высокоэффективных и приоритетных инновационных проектов. Для принятия решения о предоставлении государственной поддержки действует Правительственная комиссия по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами (табл. 1). В ее состав входят представители органов исполнительной власти Чувашской Республики, науки и образования. В 2008 году 5 проектов вышли на серийное производство инновационных продуктов, среди них: новые серебросодержащие медицинские препараты с биосовместимым углеродным покрытием производства ООО "Афродита"; одноразовые атравматические иглы нового поколения с шовным материалом производства ООО "Микрохирургия глаза" и "Контур"; модифицированная пластмасса "Уракрил" и "Коракрил" для зубопротезирования производства ООО "Санфарм"; составные токосъемные вставки (элементы) полозов токоприемников высокоскоростных и тяжелонагруженных электроподвижных составов для железных дорог на основе медного композиционного материала фирмы "Диском"; текстильные полиэфирные ленты для крепления и подъема грузов с введением современной наукоемкой испытательной лаборатории на базе производства ОАО "Лента". Всего за 2006-2008 годы при непосредственной государственной поддержке создано 10 инновационных производств. Выпущено инновационной продукции, уникальной не только для республики, но и для Российской Федерации, на 3,4 млрд. рублей. В республиканский бюджет Чувашской Республики возвращено в виде налоговых платежей свыше 60 млн. рублей, в том числе в 2008 году около 43 млн. рублей. Повышается эффективность использования бюджетных средств. Так, в 2008 году на каждый затраченный бюджетный рубль получено более 2 рублей доходов (в 2007 году - 0,9 рубля). Ожидается, что в 2009 году бюджетная эффективность возрастет не менее чем в 3-5 раз. За три года создано 586 рабочих мест в гг. Чебоксары, Новочебоксарске, Алатыре, Шумерле и Козловке, пгт Ибреси. Таблица 1 Сводная информация по инновационным проектам, представленным на рассмотрение Правительственной комиссии по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами —————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|———————————|————————— | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. —————————————————————————————————————————————|—————————|—————————|———————————|————————— Всего поступило заявок, единиц 27 21 13 12 в том числе по видам поддержки: специальное вознаграждение 25 16 12 10 субсидия на создание полезной модели 1 4 - - субсидирование процентной ставки 1 1 1 2 Поддержано решением Правительственной 8 2 4 (2) 3 комиссии инновационных проектов, единиц Требуемый объем средств из республиканско- 36,55 9,0 16,96 (2) 22,04 го бюджета Чувашской Республики на реали- зацию поддержанных инновационных проек- тов, млн. рублей в том числе по видам поддержки: специальное вознаграждение 27,43 9,0 16,26 5,5 субсидия на создание полезной модели 4,12 - - - субсидирование процентной ставки 5,0 - 0,7 16,54 Реализовано инновационных проектов, единиц 1 2 1 6 Эффективность реализации инновационных проектов: объем производства инновационной про- X 770,9 1046,9 1556,0 дукции, млн. рублей объем налоговых поступлений в республи- X 4,8 13,9 42,8 канский бюджет Чувашской Республики, млн. рублей создано новых рабочих мест X 210 244 132 В настоящее время реализуется 6 инновационных проектов (табл. 2). ______________ <2> В 2008 году проект ООО "Гален" "Создание производства базальлопластиковой арматуры "Гален" диаметром до 30 ммт используемой в качестве замены металлической строительной арматуры" решением Правительственной комиссии был отклонен. Таблица 2 Информация об инновационных проектах, реализуемых с государственной поддержкой за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики —————————————————————|———————————————————|————————————————————————————————|————————————————— Вид | Наименование | Наименование | Объем средств, государственной | организации | инновационного проекта | привлекаемых поддержки | | | из республи- | | | канского бюд- | | | жета Чуваш- | | | ской Республи- | | | ки, млн. рублей —————————————————————|———————————————————|————————————————————————————————|————————————————— Субсидирование ОАО "Завод "Элек- "Разработка и организация се- 0,7 процентных ставок троприбор" рийного производства герметич- по кредитам, при- ного, электромагнитного реле влекаемым хозяй- нового поколения РЭС-152" ствующими субъ- ектами на реализа- ООО "Яхтинг" "Организация серийного произ- 2,0 цию перспектив- водства обуви, соответствующей ных и приоритет- европейским стандартам качест- ных инновацион- ва" ных проектов ЗАО "Промтрак- "Разработка и внедрение в се- 14,0 тор-Вагон" рийное производство новых мо- делей грузовых вагонов с улуч- шенными техническими и экс- плуатационными характеристи- ками на новых мощностях для производства грузовых вагонов на ЗАО "Промтрактор-Вагон" Выплата за счет ООО "Технотрон" "Разработка и производство ус- 5,5 средств республи- тановки для автоматической канского бюджета сварки труб У ACT-1" Чувашской Рес- публики специаль- ООО "Молочное "Переработка молочной сыво- 5,5 ных вознагражде- дело" ротки" ний разработчикам инновационных ЗАО "РОСЛИЗИН "Организация на территории Чу- 5,5 идей и патентооб- НИДЕРЛЭНДС вашской Республики серийного ладателям Б.В." производства L-лизина и белко- вых кормовых добавок" Ежегодно увеличивается количество малых инновационно активных предприятий, с 2005 по 2008 год их число возросло в 13 раз. Продолжается курс на инфраструктурные преобразования инноватики. Создано более 20 объектов инновационной инфраструктуры технологического, ресурсного, информационно-консалтингового и финансового профиля (структурная схема 4, табл. 3). Структурная схема 4 Объекты инновационной инфраструктуры, созданные в 2006-2008 годах в рамках реализации Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы [Рисунок в электронном виде не приводится, смотри бумажный документ] Таблица 3 Системообразующие результаты инновационного развития различных сфер жизнедеятельности Чувашской Республики в 2006-2008 годах ———————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Сферы | Краткая информация жизнедея- | о результатах инновационного развития тельности | отраслевого направления ———————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Инновацион- За 2006-2008 годы реализации Республиканской комплексной программы ное развитие инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы промыш- промышлен- ленными предприятиями в Чувашской Республике выпущено новой продукции ного ком- почти на 20 млрд. рублей (3). Освоено более 240 наименований новой и значи- плекса тельно усовершенствованной продукции. Внедрено 130 новых технологий не только производственных, но и организационных, маркетинговых, информаци- онных и управленческих. Общая сумма инвестиций на эти цели составила 6,46 млрд. рублей. На проведение научно-исследовательских, опытно-конструк- торских и технологических работ промышленными предприятиями израсходо- вано 384 млн. рублей. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2007 г. N 212 принята подпрограмма "Развитие в Чувашской Республике био- и нанотехнологий". Ее основная цель - это создание элементной базы для разви- тия фундаментальных и прикладных био- и нанотехнологий, коммерциализации разработок, обеспечивающих формирование в республике новых высокотехно- логичных отраслей - био- и наноиндустрии. На реализацию проектов привлече- но: 400 млн. рублей - по проекту "БиоПарк" на создание биотехнологического производства по выпуску лизина; 4,8 млн. рублей - на организацию медицинского производства контрацеп- тивов с карбилайновым покрытием; 10,2 млн. рублей - на создание на базе ФГУП "ЧПО им. В.И.Чапаева" про- изводства токосъемных элементов для российских и зарубежных железных до- рог из нанокомпозиционных материалов ДИСКОМ(R); освоено производство мощностью 9 тонн ежемесячно; продукция отгружена для проведения испыта- ний в ОАО "РЖД" и концерне Сименс (Siemens AG), а также потребителям в Германии и Китае; 20 млн. рублей - на приобретение технологической линии по производству биотоплива (пеллет). Проводится работа по софинансированию за счет инвестиций ГК "Роснано- тех" 17 проектов организаций в Чувашской Республике. Общий объем предпо- лагаемых инвестиций составляет 35,55 млрд. рублей. При поддержке республиканского бюджета Чувашской Республики в раз- мере 5 млн. рублей создан Центр коллективного пользования в области нано- технологий, объединяющий научный и лабораторный потенциал физико-техни- ческого, химико-фармацевтического и машиностроительного факультетов ФГОУ ВПО "ЧГУ им. И.Н.Ульянова", ОАО "Промтрактор", ОАО "Чебоксар- ский агрегатный завод". За 2008 год на его базе выполнено 8 научно-иссле- довательских работ, в том числе в области нанотехнологий для протезирования. В соответствии с решениями по развитию сотрудничества с ГК "Роснанотех" предполагается создание лаборатории сертификационных испытаний нанопро- дуктов на базе указанного центра, готовится проект по софинансированию ра- бот ГК "Роснанотех" и аккредитации лаборатории в системе добровольной сер- шфикации НАНОСЕРТИФИКА Инновации Одними из наиболее прогрессивных технологий, повышающих производи- в области тельность труда и эффективность производства, являются информационные развития технологии. По данным Чувашстата, организациями в Чувашской Республике информа- все более широко используется специализированное программное обеспечение, ционных предназначенное для решения экономических, финансовых и других производ- технологий ственных задач организации с учетом специфики ее деятельности. Более 91 процента информационно активных организаций в своей работе использова- ли специальные программные средства, больше половины (59,4 процента) ори- ентированы на решение организационных и управленческих задач с помощью информационно-коммуникационных технологий. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, связанным с информационными техно- логиями, за 2006-2008 годы вырос в 1,5 раза (4). Уровень информационной актив- ности организаций достиг 95 процентов. Созданы информационные порталы "Экспортные и инвестиционные воз- можности Чувашской Республики", "Малый бизнес Чувашии"; система объе- диненных государственных информационных ресурсов "Мониторинг - анали- тика - прогноз" (накоплено более 1 млн. единиц информации по различным по- казателям, в каждом квартале заносятся еще около 2000 показателей по рес- публике, ежегодно в систему передается из всех источников 4500 показателей о Чувашии и порядка 500 показателей в разрезе муниципальных образований); программный комплекс "Доклад о результативности и основных направлениях деятельности Правительства Чувашской Республики"); единая информационная система расчетов за коммунальные услуги АИС "ЖКХ" (включена информация о техническом состоянии объектов жилфонда); единая система государственно- го и муниципального электронного документооборота (СЭД); электронная тор- говая площадка Чувашской Республики по проведению открытых аукционов, размещена на сайте "Закупки". Портал органов власти Чувашской Республики объединяет более 1800 го- сударственных и муниципальных заказчиков республики, награжден дипломом Минэкономразвития России как один из 10 лучших официальных сайтов России по размещению информации о заказах федерального и регионального уровней. Работают 1470 центров и пунктов коллективного доступа в Интернет, соз- даны льготные условия для приобретения населением вычислительной техники и подключения ее к информационным ресурсам за счет субсидирования из рес- публиканского бюджета Чувашской Республики процентных ставок по креди- там, привлеченным населением на приобретение компьютерной техники. По данным Чувашстата, в 30 домохозяйствах из 100 имеется компьютер, в том чис- ле в 36 - в городах и в 21 - на селе (в 2003 году только 1,3 процента домохо- зяйств имели компьютеры) Развитие В вузах республики проводятся научные исследования более чем по науки, инно- 100 направлениям технических, естественных и гуманитарных наук. Ежегодно вационные растет число проектов - участников конкурсов, проводимых научными фонда- преобразова- ми. В 2008 году 61 научный проект из Чувашской Республики поддержан рос- ния в систе- сийскими государственными научными фондами (в 2007 году - 36). Выполнено ме образова- научно-исследовательских работ на сумму более 55 млн. рублей (в 2006 году - ния около 39 млн. рублей; в 2007 году - более 45 млн. рублей). Вузами получено 48 патентов (в 2007 году - 41). Чувашские ученые приняли участие в проведе- нии более 160 различных международных, всероссийских региональных фору- мов в области образования, науки и производства. Растет число молодых людей, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность. Численность аспирантов в 2008 году составила 772 человека (в 2007 году - 765 человек), в докторантуру поступило 8 человек (всего обуча- ется 15). По данным Минобразования Чувашии, 88,2 процента учреждений началь- ного профессионального образования (далее - НПО), подведомственных мини- стерству, в 2008 году работали в инновационном режиме. Доля преподавателей учреждений НПО, занятых апробацией и внедрением в учебный процесс эффек- тивных инновационных технологий, составила в 2008 году 76,9 процента (рост к 2007 году составил 7,7 процента). Удельный вес учащихся, обучение которых ведется с применением инновационных технологий, составляет 58 процентов, из них 27,6 процента учатся на "хорошо" и "отлично". В конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образователь- ные программы, в 2008 году участвовали 116 школ (21,3 процента от общего их числа). Лидерами образования стали 16 городских и 17 сельских школ. В 2008 году из республиканского бюджета Чувашской Республики на сти- мулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновацион- ные образовательные программы, было направлено 4 млн. рублей, на поощре- ние лучших учителей - 0,3 млн. рублей. Гранты Президента Чувашской Респуб- лики в размере 200 тыс. рублей получили 17 дошкольных образовательных уч- реждений (в 2007 году - 7) и 3 учреждения дополнительного образования. 103 общеобразовательных учреждения представили проекты и программы на конкурс грантов, предусмотренных республиканскими целевыми программами, на сумму 410 тыс. рублей. Открыты республиканские экспериментальные пло- щадки по разработке инновационных педагогических технологий в 123 школах республики. Учащиеся и педагогические работники 525 школ имеют доступ к сети Ин- тернет. Все школы имеют собственные сайты (диаграмма). Количество учащихся на Доступ к сети Интернет один компьютер в школах учащихся и педагогов 2006 год - 26 2005 год - 68 2007 год - 21 2006 год - 85 2008 год - 11,5 2007 год - 99,4 2008 год - 100 Созданы Центр дистанционного обучения и соответствующие ресурсные центры в 26 муниципальных районах и городских округах республики. На их базе за 2005-2008 годы обучено более 4 тыс. педагогических работников Инновацион- По новым технологиям в республике обрабатывается более 55 процентов ное развитие площадей картофельных плантаций, 35 процентов зерновых культур. В отдель- сельского ных организациях, среди которых "Слава картофелю", СХПК "Рассвет" Ком- хозяйства сомольского района, СХПК "Янгорчино" Вурнарского района, урожайность картофеля повысилась с 10-12 до 25-35 тонн с гектара. По ресурсосберегающим технологиям в республике возделываются 55 про- центов площадей картофеля, 30-35 процентов зерновых и зернобобовых куль- тур. В 2008 году по различным источникам финансирования закуплено 974 еди- ницы сельскохозяйственной техники на сумму 1015,25 млн. рублей. На предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности осуще- ствляются реконструкция и техническое перевооружение цехов и участков с внедрением научно обоснованных отечественных и зарубежных технологий. В целом в 2008 году в предприятия данной отрасли вложено инвестиций на сумму 1,27 млрд. рублей Инновации в Чувашская Республика одна из первых в России начала разработку доку- строительст- ментов территориального планирования муниципальных образований и респуб- ве, сфере лики в целом. К 2005 году все муниципальные районы имели утвержденные жилищно- схемы территориального планирования и все 5 городских округов - генераль- коммуналь- ные планы. В 2007 году завершена разработка генеральных планов ного хозяй- 291 сельского поселения. ства и бла- Инновационными проектами комплексного освоения земельных участков и гоустройства решения проблем создания транспортной, коммунальной и социальной инфра- территорий структур при застройке крупных жилых массивов, реализуемыми в республике, являются: проект "Новый город" (между гг. Чебоксары и Новочебоксарском) площа- дью жилья более 1 млн. кв. метров, общая площадь территории - 220 га, стои- мость проекта составляет более 38 млрд. рублей, строительство жилья в микро- районе обеспечит жильем 35,8 тыс. человек; проект застройки в районе ул. Б. Хмельницкого в г. Чебоксары общей пло- щадью 272 га, общая стоимость - 60 млрд. рублей, население - более 95 тыс. человек, площадь вводимого жилья - 1715 тыс. кв. метров (этапы проекта: до 2012, 2017 и 2023 годов). Важным направлением в совершенствовании архитектурно-строительных систем является переход на прогрессивные методы строительства, внедрение новых конструктивных решений, эффективных утеплителей, улучшенных отде- лочных материалов. Организациями строительного комплекса республики на строительство современных производств, модернизацию и техническое пере- вооружение направлено в 2008 году инвестиций более 350 млн. рублей. Разработан и реализуется проект строительства полигона ТБО для гг. Че- боксары, Новочебоксарска и Чебоксарского района с участком глубокого прес- сования на основе метода биоферментации отходов Инновации в В 2008 году высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных и здравоохра- межрегиональных медицинских центрах получили 1270 человек, в том числе нении 640 детей. Введен в эксплуатацию Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Чебоксары, предназначенный для оказания высокотех- нологичной медицинской помощи по эндопротезированию суставов, реконст- руктивным операциям на костях и позвоночнике населению ПФО. Проектная мощность данного центра: стационар на 165 коек, в том числе 15 коек для де- тей, поликлиника на 140 посещений в смену. Число операций - 6000 в год. Созданы региональный сосудистый центр на базе ГУЗ "Республиканская клиническая больница" и три первичных сосудистых отделения на базе МУЗ "Канашская городская больница", "Новочебоксарская городская больница" и МУЗ "Шумерлинская центральная районная больница". В 2008 году для их ос- нащения закуплено оборудование на сумму 348,5 млн. рублей, из них 241,5 млн. рублей - из федерального бюджета. В родовспомогательных учреждениях республики активно внедряются и используются современные перинатальные технологии, способствующие улуч- шению качественных и количественных показателей деятельности учреждений здравоохранения. В 2,5 раза увеличилась выживаемость недоношенных детей, на треть снизилось число детей с врожденной патологией. В 2008 году показа- тель младенческой смертности составил 5,6 на 1 тыс. родившихся живыми (в 2007 году - 6,5), показатель материнской смертности - 6,7 на 100000 родив- шихся живыми. Повышается эффективность применения методов оперативного и неопера- тивного лечения больных с использованием искусственных систем жизнеобес- печения, экстракорпоральных, эндоскопических и малоинвазивных методов ле- чения. В 2008 году отделением гемодиализа и трансплантологии ГУЗ "Респуб- ликанская клиническая больница" было закуплено 5 новых аппаратов "Искус- ственная почка" на сумму 3,7 млн. рублей. Из экстракорпоральных методов ле- чения за 2008 год выполнено всего 15682 процедуры (рост к 2007 году - в 1,1 раза). Организована соответствующая потребности населения республики струк- тура службы скорой помощи. Создана единая автоматизированная диспетчер- ская служба скорой медицинской помощи, установлена цифровая транкинговая связь "ТЕТРА", спутниковая система позиционирования автомашин; внедряют- ся современные информационные технологии, направленные на повышение компетентности и оперативности в принятии управленческих решений Инновации в Проводится республиканский конкурс грантов Президента Чувашской Рес- сфере куль- публики для поддержки инновационных проектов в сфере культуры и искусст- туры ва: в 2006 году - 52 инновационных проекта, из них 11 стали победителями; в 2007 году - 22 проекта, из них поддержано 5 на общую сумму 500 тыс. рублей; в 2008 году - 39 проектов, из них 8 присуждены гранты по 100 тыс. рублей каждый. В целях содействия дальнейшему развитию инновационного культур- ного потенциала республики, стимулирования творческой активности профес- сиональных коллективов Указом Президента Чувашской Республики от 12 ап- реля 2008 г. N 35 "О внесении изменения в Указ Президента Чувашской Рес- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|