Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2005 № 350КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 30.12.2005 N 350 О Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2006 г. N 332) В целях активизации инновационной деятельности и реализации Концепции инновационного развития Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. 3. Установить, что финансирование мероприятий Программы осуществляется в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском бюджете Чувашской Республики. 4. Включать ежегодно Программу в перечень республиканских целевых программ и представлять ее с проектом закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год Президенту Чувашской Республики для внесения в Государственный Совет Чувашской Республики. 5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, и организациям Чувашской Республики принять участие в реализации и финансировании программных мероприятий. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.12.2006 г. N 332) 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики С.Гапликов УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2005 N 350 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2006-2010 ГОДЫ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Про- Республиканская комплексная программа граммы инновационного развития Чувашской Республики на 2006- 2010 годы Основание для разра- постановление Кабинета Министров Чувашской ботки Программы Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 апреля 2005 г. N 100 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года "Великие свершения требуют великих замыслов" Государственный за- Министерство промышленности и энергетики казчик Чувашской Республики Основной разработ- Министерство промышленности и энергетики чик Программы Чувашской Республики Цель Программы построение и развитие республиканской инновационной системы, позволяющей развивать в Чувашской Республике технологическую и научно-исследовательскую базу, повышать интеллектуальную капитализацию, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение внутреннего рынка инноваций во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики Задачи Программы интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях инновационного развития; внесение в формируемую инновационную систему Чувашской Республики технологий инновационной деятельности и форм государственной и негосударственной поддержки извне; обеспечение инновационного развития наукоемких сфер экономики Чувашской Республики путем создания и развития отраслей технико-технологической базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции и технологий в производство; обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства Чувашской Республики путем создания инновационной инфраструктуры; повышение спроса на инновации и создание механизмов привлечения частных инвестиций в сферу инновационного развития Чувашской Республики; вовлечение научно-технического и интеллектуального потенциала Чувашской Республики в процесс инноваций; минимизация рисков при реализации инновационных проектов за счет привлечения механизмов страховой защиты; организация взаимодействия субъектов республиканской инновационной системы, в том числе по обмену технологиями; корректировка институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политики с учетом инновационных подходов Сроки реализации 2006-2010 годы Программы Перечень приоритет- инновационное развитие промышленного ных мероприятий комплекса, включая развитие малого Программы инновационного бизнеса, рационализаторства и изобретательства; инновации в области развития информатизации и телекоммуникационной отрасли; развитие науки, инновационные преобразования в системе образования, кадровое обеспечение инновационных процессов; инновационное развитие сельского хозяйства; инновации в области градостроительства и благоустройства территорий; инновационное развитие здравоохранения; формирование и развитие инновационной инфраструктуры; экологические инновации, охрана окружающей среды; инновационное развитие туристического потенциала и национальной культуры Чувашской Республики; государственное стимулирование инновационной деятельности в Чувашской Республике, инновации в администрировании, развитие правовой культуры; формирование всесторонне развитой и инновационно активной личности Основные исполните- Министерство промышленности и энергетики ли мероприятий Про- Чувашской Республики, Министерство граммы экономического развития, и торговли Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики по связи и информатизации; федеральное государственное учреждение "Чувашский центр научно-технической информации" (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики (по согласованию); Торгово-промышленная палата Чувашской Республики (по согласованию); Чувашская общественная организация Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (по согласованию); отраслевые организации Чувашской Республики (по согласованию) Объемы и источники предполагаемый общий объем финансирования финансирования Про- Программы (в комплексе, с учетом инновационной граммы составляющей действующих нормативных правовых актов) за весь период ее реализации составляет 49618,6 млн. рублей, в том числе за счет: средств федерального бюджета - 1549,3 млн. рублей (3,1%); средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 3895,2 млн. рублей (7,9%); местных бюджетов - 2492,4 млн. рублей (5%); внебюджетных средств - 41681,7 млн. рублей (84%). В том числе объем финансирования системы программных мероприятий составляет 48188,7 млн. рублей, из них по источникам финансирования: федеральный бюджет - 1420 млн. рублей (2,9%); республиканский бюджет Чувашской Республики - 2971,3 млн. рублей (6,2%); местные бюджеты - 2467,4 млн. рублей (5,1%); внебюджетные источники - 41330 млн. рублей (85,8%). В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики Ожидаемые конечные увеличение к 2010 году: результаты реализа- темпа роста отгруженной инновационной ции Программы продукции в сопоставимых ценах по отношению к 2004 году в 3,9 раза; доли инновационной продукции и услуг в общем объеме отгруженной продукции собственного производства и оказанных услуг до 15%; темпа роста затрат на технологические инновации организаций промышленности и сферы услуг в действующих ценах по отношению к 2004 году в 4,4 раза. Рентабельность Программы - 21%. Система организации исполнители программных мероприятий ежегодно к контроля за исполне- 5 февраля до 2011 года информируют о ходе нием Программы выполнения Программы Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2011 года информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы. Введение Республиканская комплексная программа инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года "Великие свершения требуют великих замыслов", Концепцией инновационного развития Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39. Программа является инструментом реализации Концепции инновационного развития Чувашской Республики. Инновационное развитие рассматривается как совокупность инноваций во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики (приложение N 1). I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Проблемы устойчивого экономического роста, базирующегося на инновациях, формируются на стыке науки и производства, фундаментальных и прикладных разработок, и этим вызвана их сложность и неоднозначность. Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Доля прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) за счет инноваций в этих странах составляет более 75%. В экономически развитых странах 1% прироста ВВП дает 0,7% прироста дохода бюджета, поэтому обеспечение устойчивого инновационного развития позволит решать такую важную задачу государственной политики, как поддержание конкурентоспособности экономики и достижение высокого уровня жизни их населения. Вместе с тем существует ряд общих для субъектов Российской Федерации, в том числе и для Чувашской Республики, проблем в рамках инновационной деятельности. В качестве основных можно выделить следующие: Внутренние проблемы. 1. Разобщенность в деятельности субъектов и объектов инновационной деятельности, отсутствие единой целевой ориентации, что приводит к разрыву непрерывной цепочки инновационного процесса. Анализ инновационного развития Чувашской Республики показывает, что в Чувашии имеются предпосылки активизации инновационного процесса, проявляющиеся пока единично и в отдельных сегментах жизнедеятельности. Наблюдается отсутствие единой республиканской инновационной системы и централизованной координации ее развития. Так, в настоящее время практически в каждой действующей республиканской программе, отдельных нормативных правовых актах присутствует инновационная составляющая, инвестиционные вложения в реализацию этих мероприятий в 2005 году составили 263,7 млн. рублей и в 2006-2010 годах оцениваются в 1,4 млрд. рублей. Таблица 1 РАЗМЕРЫ И ИСТОЧНИКИ финансирования основных мероприятий в области инновационного развития различных сфер жизнедеятельности Чувашской Республики, осуществляемых в рамках действующих нормативных правовых документов (млн. рублей) ———————————————————————|———————————|——————————————————————————————————————— | Всего | В том числе по годам | за 2006- |———————|———————|———————|———————|——————— | 2010 годы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 ———————————————————————|———————————|———————|———————|———————|———————|——————— Всего 1430 299,5 372,8 254,4 251,9 251,3 в том числе за счет средств: федерального бюд- 129,3 27 91,3 1,3 8,3 1,4 жета республиканского 923,9 182,2 166,1 179,1 197,2 199,3 бюджета Чувашской Республики местных бюджетов 25 12,4 3 2,9 2,7 3,9 внебюджетных ис- 351,7 77,8 112,4 71 43,7 46,8 точников Однако указанные программы и мероприятия научно-исследовательской и инновационной деятельности не взаимоувязаны (приложение N 2), зачастую не всегда целостно учитывают интересы Чувашской Республики. Широкая общественность и бизнес-сообщество не владеют полной информацией об инновационных процессах и мерах государственной поддержки, направленных на их развитие, что не позволяет в целом оценить инновационный потенциал Чувашской Республики и перспективы его развития. 2. Низкая инновационная активность организаций Чувашской Республики. Практикуется стратегия ведения бизнеса "сегодняшним днем", особенно в сельском хозяйстве. Поэтому основным типом инноваций в Чувашской Республике являются "кризисные" инновации, сориентированные на удержание ситуации, а не направленные на инновации развития. Это подтверждают последние мониторинга организаций, проведенные Министерством промышленности и энергетики Чувашской Республики (далее - Минпромэнерго Чувашии). Так, в качестве основного мотива инвестиционной деятельности большинство организаций по-прежнему выделяет поддержание в рабочем режиме существующих мощностей (около 30% ответивших). Лишь 20% респондентов указали интенсификацию и модернизацию производства или улучшающие инновации. Чувашская Республика занимает 6 место среди 14 регионов Приволжского федерального округа по такому показателю, как удельный вес организаций, занимавшихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных организаций. В 2004 году он составил 9,6% (по Российской Федерации - 9%). В 2004 году в Чувашской Республике на долю инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активных организаций приходилось 13,4% (по Российской Федерации - 9,1%). Совокупная доля принципиально новой и подвергшейся усовершенствованию продукции в 2004 году в среднем составила 61,9% от общего объема инновационной продукции инновационно активных организаций (по Российской Федерации - 57,5%). Таблица 2 П О К А З А Т Е Л И инновационной деятельности регионов Приволжского федерального округа за 2004 год —————————|————————————————|——————————————————|—————————————————|———————————————— Рей- | Наименование | Удельный вес | Удельный вес | Доля значи- тинг | регионов | организаций, за- | инновационной | тельно изме- регио- | | нимающихся ин- | продукции в об- | ненной или на | | новационной | щем объеме от- | вновь внедрен- | | деятельностью, в | груженной про- | ной продукции | | общем числе об- | дукции иннова- | в общем объе- | | следованных ор- | ционно активных | ме инноваци- | | ганизаций, | организаций, | онной продук- | | в % | в % | ции, в % —————————|————————————————|——————————————————|—————————————————|———————————————— 1. Пермская об- 27,6 8,9 66,1 ласть 2. Самарская об- 18 23,3 29 ласть 3. Республика Та- 15,9 15 76,3 тарстан 4. Нижегородская 15 29,4 90,7 область 5. Саратовская 9,8 8,3 64 область 6. Чувашская 9,6 13,4 61,9 Республика 7. Пензенская об- 9,6 6,6 86,2 ласть 8. Республика 9 16,5 50,7 Мордовия 9. Удмуртская 9 2,5 90,2 Республика 10. Оренбургская 7,7 4,5 37 область 11. Ульяновская 7 18 75,1 область 12. Республика 5,6 4,1 51,5 Башкортостан 13. Республика 3,8 33,7 96,5 Марий Эл 14. Кировская об- 3 7,1 77,1 ласть В 2004 году Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (далее - Чувашстат) на предмет инновационной деятельности было обследовано 437 крупных и средних организаций, из которых 42 (9,6% от числа обследованных) были инновационно активными. Доля принципиально новой продукции составила 8,3% от общего объема продаж. Основным источником (до 94%) финансирования затрат на внедрение инноваций остаются собственные средства организаций. Государственная поддержка инновационной деятельности республиканских организаций из федерального бюджета в 2004 году составила 0,4%. Среди наиболее серьезных проблем, тормозящих инновационную деятельность, обследованные организации отметили: высокую стоимость нововведений (до 40% ответивших); длительные сроки окупаемости нововведений (до 20%); недостаточную финансовую поддержку со стороны государства (до 15%). Удельный вес инвестиций на технологические инновации в общем объеме инвестиций составил, около 5%, уровень новизны промышленной продукции - 6% от общего объема отгруженной продукции. 3. Неоднородность экономики Чувашской Республики с технологической точки зрения. На территории Чувашской Республики сложилась иррациональная система размещения производительных сил. Весь инновационный потенциал и инвестиционный капитал сосредоточены в г. Чебоксары. По данным Чувашстата, из 42 инновационно активных организаций Чувашской Республики 90% составляют организации из Чебоксар (приложение N 3). Подавляющая часть затрат на инновации была осуществлена в машиностроении, а в таких отраслях промышленности, как лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая, затраты на инновации составили менее 2% от общих затрат по Чувашской Республике. Структура производственного потенциала не является оптимальной, велико количество организаций с устаревшим технологическим укладом и низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Основными проблемами остаются изношенность основных фондов, имеющиеся неиспользуемые производственные мощности, низкая инновационная восприимчивость организаций. Не развиты в Чувашской Республике комплексирующие отрасли в области переработки сельскохозяйственной продукции и ресурсов леса: практически отсутствуют комплексные технологические циклы, включающие в себя производство, заготовку, переработку и хранение продукции. 4. Неразвитость малого инновационного бизнеса. Малый инновационный бизнес в передовых зарубежных странах стал основным объектом инвестирования. Потребляя от 2 до 5% общего объема финансирования в научно-технической сфере, предприятия малого наукоемкого бизнеса создают до 50% крупных нововведений и являются лицензиарами почти 50% инноваций на мировом рынке, В наиболее динамично развивающихся отраслях (информатика, электроника и биомедицинская техника) из общего количества действующих фирм малые предприятия численностью до 100 человек составляют свыше 80%. В 2004 году среди малых предприятий в Чувашской Республике 63 предприятия действовали в сфере науки и научного обслуживания, численность работников составила 582 человека. В структуре малого бизнеса инновационные организации (или организации по отрасли "наука и научное обслуживание") занимают 1,4%. Удельный вес инновационной продукции в общем выпуске товаров и услуг малых предприятий составил 1,5%. Внешние проблемы. 5. Неэффективное использование научного потенциала Чувашской Республики, выражающееся в недостаточной коммерциализации интеллектуальной собственности. За последние 5 лет (1999-2004 годы) в Чувашской Республике не создано ни одной передовой производственной технологии, среди регионов Приволжского федерального округа аналогичная картина сложилась только в Кировской области. По количеству полученных патентов в расчете на 1 млн. жителей (37 патентов) Чувашская Республика занимает 58 место в рейтинге среди субъектов Российской Федерации. Таблица 3 Справочная информация о патентно-лицензионной работе по странам мира ———————————————|——————————————————|————————————————————————————————————————————— Наименование | Количество по- | Величина доходов, полученных резидентами страны | лученных патен- | страны из других стран мира за использова- | тов в расчете на | ние патентов и других объектов интеллекту- | 1 млн. жителей, | альной собственности, в расчете на одного | единиц | человека в год, долларов США ———————————————|——————————————————|————————————————————————————————————————————— Россия 131 0,6 Япония 994 81 США 289 134 Франция 205 195 Швеция 190 144 Финляндия 154 220 Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (далее - НИОКТР) и их результаты до настоящего времени фактически не рассматриваются как национальное достояние, имеющее стратегическое значение. Не созданы достаточные условия для эффективного использования результатов научно-исследовательских работ, распределения имущественных прав на них с учетом интересов государства и научного сообщества. Средний процент коммерциализации профинансированных за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики НИОКТР составляет 75%. Таблица 4 Финансирование НИОКТР за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в 1999-2004 годах ———————————————|——————————————————————|——————————|———————————————————————————— | Объем финансирова- | Количе- | Доля НИОКТР, результаты | ния НИОКТР за счет | ство | которых внедрены (исполь- | средств республикан- | профи- | зованы), в общем количест- | ского бюджета Чу- | нансиро- | ве профинансированных ра- | вашской Республики, | ванных | бот, в % коммерциализации | тыс. рублей | НИОКТР | разработок ———————————————|——————————————————————|——————————|———————————————————————————— Всего 8765,5 108 75 в том числе: 1999 год 91,5 7 43 2000 год 182,4 8 62 2001 год 1025,6 21 62 2002 год 1861,0 24 83 2003 год 2402,5 26 77 2004 год 3202,5 22 85 Таблица 5 Внутренние затраты организаций Чувашской Республики на исследования и разработки ———————————|———————|————————————————————————————|——————————————————————————————— | Всего | По секторам деятельности, | По видам работ, в % | | млн. рублей | | |————————|—————————|—————————|———————————|——————————|———————— | | госу- | пред- | высшего | фундамен- | при- | разра- | | дарст- | прини- | образо- | тальные | кладные | ботки | | венный | матель- | вания | исследо- | исследо- | | | | ский | | вания | вания | ———————————|———————|————————|—————————|—————————|———————————|——————————|———————— 1999 год 43,4 1,9 37,0 4,5 9,2 5,8 85,0 2000 год 81,4 3,3 73,7 4,4 8,8 3,0 88,2 2001 год 115,5 2,8 105,5 7,2 7,3 5,3 87,4 2002 год 104,2 5,0 81,7 17,5 10,7 14,8 74,5 2003 год 127,5 5,1 92,4 30,0 9,4 21,3 69,3 2004 год 145,8 11,4 122,8 11,6 11,8 4,6 83,6 В Чувашской Республике отсутствует система трансферта технологий, в том числе за счет научно-технического и внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами, регионами Российской Федерации. Не налажен механизм участия научных деятелей научно-технических организаций и учреждений высшей школы в деятельности зарубежных научных и инновационных фондов на основе грантов. Возможно, имеются отдельные случаи передачи результатов интеллектуальной деятельности за рубеж, поскольку в целом процесс не контролируется. 6. Неэффективность механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов. В настоящее время научно-технический потенциал Чувашской Республики включает в себя свыше 180 докторов и около 1000 кандидатов наук, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, научно-исследовательский институт (далее - НИИ) сельского хозяйства, НИИ хмелеводства, Институт образования, Чебоксарский филиал Главного ботанического сада имени Н.В.Цицина Российской академии наук, 4 государственных высших учебных заведений, а также 14 филиалов различных высших учебных заведений гг. Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с тем, несмотря на наличие существенного научного потенциала, по данным мониторинга Минпромэнерго Чувашии, доля разработок республиканской науки, востребованных в промышленном производстве Чувашской Республики, составила 0,1%. Лишь 5% респондентов считают целесообразным привлечение внутренних научно-технических ресурсов к инновационной деятельности организаций промышленности Чувашской Республики. 7. Отсутствие образовательной базы подготовки кадров для инновационного предпринимательства. В настоящее время в Чувашской Республике ни одно образовательное учреждение не осуществляет специализированную подготовку кадров для инновационной деятельности. 8. Неразвитость венчурного финансирования инноваций. В настоящее время в Чувашской Республике отсутствуют элементы венчурного финансирования инновационной деятельности. Венчурные фонды в Российской Федерации стали создаваться в 1994 году по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). В настоящее время в Российской Федерации, по данным Financial Times, насчитывается порядка 30 региональных венчурных фондов. Но российское законодательство не содержит нормативных правовых актов, регулирующих деятельность венчурных фондов и компаний. Основной функцией венчурного бизнеса является содействие динамичной реализации наиболее перспективных идей и технологий путем целевых инвестиций. Он предполагает поддержку организаций менеджментом управляющей компании венчурного фонда. Объектами венчурных инвестиций становятся в первую очередь компании и технологии, обеспечивающие появление на рынке новых услуг и товаров. В Чувашской Республике, по самым пессимистическим оценкам, не менее 7% организаций, в том числе малых инновационных предприятий, могут представлять интерес для венчурного капитала. 9. Неразвитость инновационной инфраструктуры. На территории Чувашской Республики присутствуют отдельные элементы инфраструктуры инновационной деятельности. Отсутствуют такие важнейшие ее элементы, как: технопарковые структуры (в различных формах - мини-технопарки, бизнес-инкубаторы технологий, технополисы и т.д.); фонд научно-технического развития или венчурный фонд; центр экспертизы в научно-технической сфере; консультационный центр по оказанию патентных услуг, оценки промышленной собственности, защите интересов авторов и патентообладателей (патентный пул); центры бизнес-планирования инновационной деятельности и другие. 10. Старение научных кадров, недостаточный приток молодежи в научно-техническую сферу, миграция талантливой и креативной молодежи из Чувашской Республики. Доля работающих в научно-технической сфере предпенсионного возраста составляет около 60% (приложение N 3). Ежегодно снижается численность работников, занимающихся научными исследованиями и разработками. За последние пять лет она сократилась на 27,3%, в том числе исследователей - на 16,2%, что может негативно сказаться на инновационном процессе в Чувашской Республике. В то время как динамика и качественный состав научных кадров служат индикатором экономического состояния как отдельного региона, так и страны в целом. Проведенный анализ показывает, что имеются предпосылки для активизации инновационного процесса, проявляющиеся пока единично и в отдельных сегментах жизнедеятельности Чувашской Республики. Наблюдается разобщенность в работе субъектов управления инновационной деятельностью в Чувашской Республике, нет целевой ориентации и единой инновационной политики Чувашской Республики. Все это приводит к разрыву непрерывной цепочки инновационного процесса. Поэтому необходимо консолидировать усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении Чувашской Республики, для решения стратегической задачи - ее устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности. Это будет возможным при усилении связи между фундаментальной и прикладной наукой, с одной стороны, и производством инновационных продуктов, а также завоеванием рынка - с другой. Программа должна не только способствовать решению вышеуказанных проблем и устранению негативных тенденций, но и активно развивать трансферт технологий. В связи с этим ее приоритетными направлениями являются создание и запуск механизмов развития цивилизованного рынка интеллектуальной и промышленной собственности, обучение инновационному менеджменту персонала организаций, создание информационной базы инноваций, которая облегчит поиск объектов производства и технологий для обеспечения инновационного процесса, продвижение собственных инновационных продуктов и технологий в другие субъекты Российской Федерации, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья. Все это обусловливает важность создания единой республиканской инновационной системы, что позволит обеспечить управление инновационными процессами и решить важнейшие проблемы в сфере нововведений. II. Цель и задачи Программы Цель Программы - построение и развитие республиканской инновационной системы, позволяющей развивать в Чувашской Республике технологическую и научно-исследовательскую базу, повышать интеллектуальную капитализацию, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение внутреннего рынка инноваций во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики. Для достижения этой цели предполагаются: интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях инновационного развития; внесение в формируемую инновационную систему Чувашской Республики технологий инновационной деятельности и форм государственной и негосударственной поддержки извне путем размещения и включения в работу инфраструктурных элементов системы носителей технологий управления инновациями и технологий финансирования; обеспечение инновационного развития наукоемких сфер экономики Чувашской Республики путем создания и развития отраслевой базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции (технологий) в производство; обеспечение условий для формирования прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационного пространства Чувашской Республики путем создания инновационной инфраструктуры, включая создание систем научно-технологического, информационного, кадрового, маркетингового обеспечения, в том числе экспертизы инноваций и зашиты прав собственности на разработки; повышение спроса на инновации и создание механизмов привлечения частных инвестиций в сферу инновационного развития Чувашской Республики; вовлечение научно-технического и интеллектуального потенциала Чувашской Республики в процесс инноваций; минимизация рисков при реализации инновационных проектов за счет привлечения механизмов страховой защиты; организация взаимодействия субъектов республиканской инновационной системы, в том числе по обмену технологиями; корректировка институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политики с учетом инновационных подходов. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2006-2010 годах. III. Система программных мероприятий Система программных мероприятий представляет собой ряд мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов (приложение N 4). Мероприятия Программы ориентированы, в первую очередь, на мобилизацию собственного потенциала организаций при соответствующей государственной поддержке, предусмотренной Законом Чувашской Республики "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике", и разбиты на 11 подсистемных блоков. Таблица 6 Структурное построение системы программных мероприятий и целевое назначение подсистемных блоков ———————|—————————————————————————————————|———————————————————————————————————————— N пп | Наименование подсистемных | Цель | блоков | ———————|—————————————————————————————————|———————————————————————————————————————— 1. Инновационное развитие про- развитие научно-технологического по- мышленного комплекса, включая тенциала промышленного комплекса развитие малого инновационного как основы инновационного развития бизнеса, рационализаторства и экономики Чувашской Республики изобретательства 2. Инновации в области развития обеспечение конкурентоспособности информатизации и телекоммуни- информационной индустрии и развитие кационной отрасли современной информационной-телеком- муникационной инфраструктуры 3. Развитие науки, инновационные ориентация науки и образования на преобразования в системе обра- решение задач инновационного разви- зования, кадровое обеспечение тия экономики Чувашской Республики инновационных процессов и адаптации к требованиям эпохи гло- бализации; обеспечение подготовки специалистов, научных и научно- педагогических кадров на уровне ми- ровых квалификационных требований, эффективное использование образова- тельного, научно-технического и инно- вационного потенциала Чувашской Республики 4. Инновационное развитие сель- повышение эффективности агропро- ского хозяйства мышленного производства в Чуваш- ской Республике на основе рациональ- ного использования природных, мате- риальных, трудовых и финансовых ре- сурсов с целью обеспечения населения продовольственной и сельскохозяйст- венной продукцией за счет собственно- го производства и роста ее конкуренто- способности на российском рынке 5. Инновации в области градо- обеспечение высоких потребительских строительства и благоустройства качеств зданий и сооружений, их на- территорий, включая строитель- дежности, безопасности и эксплуатаци- ство, дорожное и жилищно- онной экономичности, развитие градо- коммунальное хозяйство, транс- строительства до уровня, соответст- портную и общественную ин- вующего современным достижениям в фраструктуру этой сфере, на основе внедрения инно- ваций, технологий и современных сис- тем управления 6. Инновационное развитие здраво- формирование культуры здорового об- охранения раза жизни, создание условий для реа- лизации стратегии формирования здо- рового образа жизни, улучшение каче- ства оказания медицинской помощи за счет внедрения современных техноло- гий 7. Формирование и развитие инно- формирование с участием научных вационной инфраструктуры кругов, предпринимательских струк- тур, органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов ме- стного самоуправления инфраструкту- ры инновационной деятельности: соз- дание систем научно-технологического, информационного, кадрового, марке- тингового обеспечения, в том числе экспертизы инноваций, защиты прав собственности на разработки (прило- жение N 5) 8. Экологические инновации, охра- использование современных техноло- на окружающей среды гий и ноу-хау для кардинального влия- ния на улучшение состояния окру- жающей среды; увеличение объемов добычи минерального сырья и обеспе- чение устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы в объемах, соответствующих внутренним и экс- портным потребностям Чувашской Республики, создание резерва полезных ископаемых; минимизация вредного воздействия на окружающую среду и здоровье населения на территории Чу- вашской Республики 9. Инновационное развитие тури- формирование единого культурно- стического потенциала и нацио- информационного пространства Чу- нальной культуры Чувашской вашской Республики путем создания Республики инновационных структур; оптимизация соотношения между традициями и об- новлением, различными типами и ви- дами культур; сохранение националь- ных ценностей и традиций; формиро- вание восприимчивости людьми новых идей, их готовности и способности к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни 10. Государственное стимулирова- государственное стимулирование ин- ние инновационной деятельно- новационной деятельности в Чуваш- сти в Чувашской Республике, ской Республике; формирование систе- инновации в администрирова- мы правового обеспечения рынка ре- нии, развитие правовой культуры зультатов инновационной деятельно- сти; формирование и развитие культу- ры коммуникаций, планирования и ин- новационного мышления 11. Формирование всесторонне раз- максимально эффективное использова- витой и инновационно активной ние людских ресурсов для реализации личности различных направлений инновацион- ной политики Чувашской Республики. Очевидно, что эффективное функционирование непрерывного инновационного процесса в Чувашской Республике зависит от успешной реализации инновационных проектов в отдельных организациях на микроуровне. Объемы финансирования перспективных инновационных проектов учтены в системе программных мероприятий (приложение N 4). Таблица 7 Финансирование инновационных проектов Чувашской Республики в 2006-2010 годах ————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— | Объем финансирования, млн. рублей |—————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————— | всего | из них за счет средств | |————————|———————|————————|———————|———————|———————|—————————|——————— | | феде- | до- | рес- | доля | мест- | доля | вне- | доля | | раль- | ляв | пуб- | в | ных | в | бюд- | в | | ного | объ- | ли- | объ- | бюд- | объ- | жет- | объ- | | бюд- | еме | кан- | еме | же- | еме | ных | еме | | жета | фи- | ского | фи- | тов | фи- | сред- | фи- | | | нан- | бюд- | нан- | | нан- | ств | нан- | | | си- | жета | сиро- | | си- | | си- | | | ро- | Чу- | вания | | рова- | | рова- | | | ва- | ваш- | в | | ния, | | ния, | | | ния, | ской | % | | в % | | в % | | | в % | Рес- | | | | | | | | | пуб- | | | | | | | | | лики | | | | | ————————————|—————————|————————|———————|————————|———————|———————|———————|—————————|——————— Всего 19219,4 2221,2 11,3 2672,6 13,7 2750 14,3 11575,5 60,7 в том числе: 2006 год 3852,5 428,3 808,5 393,8 2221,9 2007 год 5096,6 737,4 981,8 772,7 2604,6 2008 год 3310 382,1 286 533,4 2108,5 2009 год 3732,7 336,9 293 525,4 2577,4 2010 год 3227,6 336,5 303,3 524,7 2063,1 Несмотря на общую стратегическую установку на поддержку "прорывных" технологий, наибольшую актуальность для экономики Чувашской Республики имеют не продуктовые инновации, а процессные и управленческие, относящиеся к изменению в организации производства и его материально-техническом обеспечении. Таблица 8 Разбивка инновационных проектов Чувашской Республики, внедряемых в 2006-2010 годах, по категориям инноваций —————|————————————————————————————|———————————|——————————————————————————————— N | Направление | Количест- | Удельны вес инновационных пп | | во инно- | проектов, направленных на | | вацион- | внедрение, в их общем количе- | | ных про- | стве, в % | | ектов по |—————————|——————————|—————————— | | Програм- | продук- | процесс- | управ- | | ме | товых | ных | ленче- | | | иннова- | иннова- | ских ин- | | | ций | ций | новаций —————|————————————————————————————|———————————|—————————|——————————|—————————— 1. Инновационное развитие 86 56 37 7 промышленного комплекса в том числе: машиностроение, вклю- 25 чая электротехнику и приборостроение химическое производст- 5 во производство медицин- 2 ских изделий текстильное и швейное 17 производство производство пищевых 6 продуктов, включая на- питки производство и распре- 4 деление энергии, газа и воды производство строи- 24 тельных материалов полиграфическое произ- 1 водство 2. Инновации в области разви- 6 16 51 33 тия информатизации и теле- коммуникационной отрасли 3. Развитие науки, инноваци- 9 - 33 67 онные преобразования в системе образования 4. Инновационное развитие 2 - 100 - сельского хозяйства 5. Инновации в области градо- 14 21 72 7 строительства и благоуст- ройства территорий 6. Инновационное развитие 13 15 62 23 здравоохранения 7. Экологические инновации, 9 11 45 44 охрана окружающей среды 8. Инновационное развитие 17 29 41 30 туристического потенциала и национальной культуры Чувашской Республики 9. Инновации в администри- 3 - 67 33 ровании, развитие правовой культуры Всего 159 35 47 18 V. Механизм реализации Программы Достижение заявленных целей и реализация поставленных задач инновационной политики Чувашской Республики возможны при соблюдении следующих принципов (требований): принцип приоритетности означает первоочередное осуществление инновационных проектов и направлений работ; принцип комплексности выражает возможности развития научно-инновационных систем и инновационных циклов создания и распространения нововведений во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики; принцип эффективности обусловливает необходимость применения новых технологий, техники и организации производства, характеризующихся высокой экономической и социальной эффективностью, высокой окупаемостью инновационных затрат; принцип экологичности требует разработки и внедрения нововведений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, недопущения экологического ущерба и достижения высокого экологического эффекта в результате осуществления инновационных процессов; принцип регионального подхода предполагает создание и использование нововведений с наиболее полным учетом экстремальных природно-климатических и специфических социально-экономических условий Чувашской Республики с целью уменьшения и преодоления их отрицательного влияния на экономику. Для проектирования, создания и внедрения нововведений в Чувашской Республике применены методы системного анализа, долгосрочного прогнозирования, программно-целевого подхода, индикативного планирования. Центром интеграции инновационных ресурсов Чувашской Республики, а также координатором связей науки, производства и рынка является Минпромэнерго Чувашии. Для принятия решения о предоставлении государственной поддержки инициаторам инноваций действует Правительственная комиссия по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами, состав которой утверждается распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики. В ее состав входят представители органов исполнительной власти Чувашской Республики, науки и образования. Они консолидируют информацию об актуальных для отраслей инновационных проблемах, проектах и существующем технологическом уровне производства в рамках создаваемой информационной системы, принимают решение о целесообразности государственной поддержки инновационного проекта в той или иной форме. Механизмы привлечения и использования долевых финансовых средств федерального уровня определяются соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Программа предусматривает возможность софинансирования ряда конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального бюджета в рамках действующих федеральных целевых программ или средств республиканского бюджета Чувашской Республики (на конкурсной основе). Объемы финансирования мероприятий (проектов) Программы на возвратной и безвозвратной основе ежегодно уточняются с учетом возможностей федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики, предусматриваются в законах Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год. С учетом отраслевой специфики разработки, внедрения и продвижения инноваций на рынок привлекаются ресурсы транснациональных корпораций при соблюдении условий экономической безопасности Чувашской Республики. В результате реализации указанных механизмов обеспечиваются самофинансирование инновационной системы и возвратность бюджетных средств, в том числе за счет увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, привлечения инвестиционных ресурсов на финансирование объектов социальной сферы, их инновационное развитие. Для ускорения ранних фаз разработки инноваций, а следовательно, рыночной активизации инновационной сферы будут использованы как действующие, так и создаваемые элементы инновационной инфраструктуры Чувашской Республики. Их цель - доведение до стадии внедрения в производство инновационных проектов, реализуемых в приоритетных сферах развития экономики Чувашской Республики. Целью данного направления является создание финансовых условий для реализации венчурных высокотехнологичных проектов и, как следствие, роста малых высокотехнологичных организаций с учетом того, что срок становления малого инновационного предприятия составляет около трех лет. Существующая практика начального финансирования инновационных проектов в форме субвенций в настоящей Программе будет расширена в части финансовой поддержки продвижения новых продуктов на рынок в различных формах (бюджетных кредитов, частичной компенсации процентной ставки по кредитам, лизинга). После прохождения "сквозной" экспертизы для технологической поддержки будут выбираться инновационные проекты, которые подходят под определение венчурных высокотехнологических проектов. При бюджетном финансировании венчурных инновационных проектов необходимым условием является конечный результат - создание и развитие нового инновационного бизнеса (производства). IV. Ресурсное обеспечение Программы Предполагаемый общий объем финансирования Программы (в комплексе, с учетом инновационной составляющей действующих нормативных правовых актов) за весь период ее реализации составляет 49618,6 млн. рублей, в том числе за счет: средств федерального бюджета - 1549,3 млн. рублей (3,1%); средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 3895,2 млн. рублей (7,9%); местных бюджетов - 2492,4 млн. рублей (5%); внебюджетных средств - 41681,7 млн. рублей (84%). В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики. Финансирование системы программных мероприятий отражено в таблице 9. Таблица 9 Финансирование системы программных мероприятий в 2006-2010 годах (млн. рублей) ————————————————————————|—————————|————————————————————————————————————————————— | Всего | В том числе по годам реализации | |—————————|————————|————————|————————|———————— | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 ————————————————————————|—————————|—————————|————————|————————|————————|———————— Всего 48188,7 29201,1 4801,7 4617,3 5183,8 4384,8 в том числе средства: федерального бюджета 1420 177,1 303 341,4 298,4 300,1 республиканского 2971,3 513,2 542,9 578,8 646 690,4 бюджета Чувашской Республики местных бюджетов 2467,4 305 521,3 553 554,4 533,7 внебюджетных источ- 41330 28205,8 3434,5 3144,1 3685 2860,6 ников Финансирование Программы во временном разрезе приведено в приложении N 6. Распределение объемов финансирования программных мероприятий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляется: по разделу "Национальная экономика", подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" (приложение N 7); по отраслевым разделам распорядителей бюджетных средств (по мероприятиям, не включенным в приложение N 7). Ресурсная интеграция предусматривает объединение инновационных, производственно-технологических, управленческих и финансовых ресурсов с целью эффективной реализации мероприятий Программы. Разработчиками (ресурсными источниками) инноваций являются республиканские научные организации, высшие учебные заведения, малые инновационные предприятия и технопарки, высокотехнологичные компании и научные центры, а также аналогичные организации из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран. Источниками производственно-технологических ресурсов для решения задач опытного и промышленного освоения инноваций являются крупные и средние организации, а также малые инновационные предприятия. Источниками финансовых ресурсов являются специализированные фонды федерального, республиканского и муниципального уровней (предполагаемые к созданию), лизинговые компании, международные фонды и организации, банки и частные инвесторы, собственные средства организаций, средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов. Источниками управленческих ресурсов являются кадровый потенциал субъектов инновационной деятельности, кадровый резерв Чувашской Республики, в том числе выпускники Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации. VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Минпромэнерго Чувашии, который обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти Чувашской Республики, ответственными за выполнение программных мероприятий, а также общий контроль за реализацией Программы. Исполнители программных мероприятий ежегодно к 5 февраля до 2011 года информируют Минпромэнерго Чувашии о ходе выполнения Программы. Минпромэнерго Чувашии информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы ежегодно к 1 марта до 2011 года. VII. Ожидаемые результаты реализации и индикаторы эффективности реализации Программы Предусмотренная Программой активная инновационная политика, направленная на построение целостной республиканской инновационной системы, обеспечит неуклонное повышение качества жизни населения Чувашской Республики темпами выше среднероссийских. Основные индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы приведены в приложении N 8. Технико-экономическое обоснование последовательности и значимости программных мероприятий (проектов) приведено в приложении N 9. Ожидаемыми результатами реализации Программы станут: увеличение числа инновационно активных организаций к 2010 году по сравнению с 2005 годом более чем в 3 раза; формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности; повышение экономической активности малого предпринимательства в инновационной сфере и создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса; улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности Чувашской Республики; рост предложений новых технологий для потребностей бизнеса, формирование собственного рынка НИОКТР; повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов, накопление опыта и знаний в области коммерциализации научного потенциала; повышение инновационного уровня Чувашской Республики, ее рейтинга среди субъектов Российской Федерации. Чистый дополнительный доход республиканского бюджета Чувашской Республики за все годы реализации Программы составит 2671 млн. рублей*, рентабельность Программы - 21%. При разработке Программы использованы понятия, которые приведены в приложении N 10. Приложение N 1 к Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы Схема построения Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы (Рисунок) Приложение N 2 к Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы Интегрированная многопараметровая модель пространственного развития территории (Чувашской Республики, города, района, поселения) (Рисунок) Приложение N 3 к Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы Справочно-аналитическая информация по инновационному развитию Чувашской Республики Схема 1 Распределение инновационного потенциала Чувашской Республики (Рисунок) График 1 Затраты на технологические инновации в промышленности по видам экономической деятельности за 2004 год ————————————————————————————————|—————————————|——————————— Вид экономической | Затраты на | Структура деятельности | технологи- | затрат, | ческие ин- | в % | новации, | | млн. рублей | ————————————————————————————————|—————————————|——————————— Производство пищевых про- 107,7 16,4 дуктов, включая напитки Текстильное и швейное произ- 15,9 2,4 водство Обработка древесины, целлю- _ лозно-бумажное производство, издательская и полиграфиче- ская деятельность Химическое производство, про- 140,5 21,4 изводство резиновых и пласт- массовых изделий Производство прочих неметал- 8,5 1,3 лических минеральных про- дуктов Металлургическое производ- 43,7 6,7 ство и производство готовых металлических изделий Производство электрообору- 336,5 51,3 дования, электронного и опти- ческого оборудования и транспортных средств Производство и распределение 3,2 0,5 электроэнергии, газа и воды Производство мебели и прочей 0,4 0,1 продукции, не включенной в другие категории Таблица 1 Информация о количестве поданных заявок на регистрацию изобретений, полезных моделей в регионах Приволжского федерального округа ——————|—————————————————————————|———————————————————————————————————|—————————— N | Наименование | Подано заявок на регистрацию | Рейтинг пп | региона |—————————————|——————————|——————————| региона | | изобретений | полезных | всего на | в округе | | | моделей | 1 млн. | | | | | жителей | ——————|—————————————————————————|—————————————|——————————|——————————|—————————— Всего по Приволжскому 4230 1557 188 федеральному округу 1. Республика Башкортостан 563 100 162 7 2. Республика Марий Эл 123 24 205 6 3. Республика Мордовия 35 9 51 14 4. Республика Татарстан 600 281 234 3 5. Удмуртская Республика 170 57 146 9 6. Чувашская Республика 94 59 118 11 7. Кировская область 113 63 120 10 8. Нижегородская область 583 222 234 4 9. Оренбургская область 114 35 69 13 10. Пензенская область 142 22 115 12 11. Пермская область 491 136 226 5 12. Самарская область 602 337 293 2 13. Саратовская область 254 149 154 8 14. Ульяновская область 346 63 303 1 График 2 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками (человек) |———————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | | 1995 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |———————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| | Всего | 3480 | 2044 | 1809 | 1821 | 1640 | 1541 | 1486 | | | | | | | | | | | В том числе | | | | | | | | | исследователи | 1410 | 711 | 695 | 685 | 636 | 627 | 596 | |———————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————| График 3 Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10000 работающих в экономике |—————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————| | год | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |—————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————| | человек | 63 | 52 | 41 | 46 | 42 | 37 | 38 | 35 | 35 | 34 | |—————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|——————| График 4 Возрастная структура работающих в научно-технической сфере за 2004 год до 29 лет - 18% 30-39 лет - 11% 40-49 лет - 29% 50-59 лет - 33% 60 лет и старше - 9% Приложение N 4 к Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2010 годы СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ —————————|——————————————————————————————————|——————————————————————|————————|———————————————|——————————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————— N | Наименование | Исполнители | Сроки | Источники | | Объем финансирования по годам, тыс. рублей | Предпола- пп | мероприятий | | испол- | финансирова- | |———————————|—————————|—————————|—————————|—————————| гаемый | | | нения | ния | всего | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | эффект | | | (годы) | | | | | | | | —————————|——————————————————————————————————|——————————————————————|————————|———————————————|——————————|———————————|—————————|—————————|—————————|—————————|———————————————— 1. Инновационное развитие промышленного комплекса Инновационное развитие промышленности 1.1. Организация производства ин- отраслевые мини- 2006- республикан- 36600 36600 - - - - рост объемов новаций (продуктовых, про- стерства, организа- 2010 ский бюджет отгруженной цессных, управленческих) для ции в Чувашской Чувашской инновацион- отраслей промышленного ком- Республике* Республики ной продук- плекса внебюджетные 33408900 26913000 1795300 1438100 1908100 1354400 ции к 2010 го- средства ду более чем в 2 раза 1.2. Осуществление географической отраслевые мини- 2007- внебюджетные 940000 - 310000 310000 320000 - развитие тер- диверсификации (перераспреде- стерства, органы ме- 2010 средства риторий, по- ление производительных сил по стного самоуправле- вышение ус- территории Чувашской Респуб- ния муниципальных тойчивости лики по продуктовой и иннова- районов и городских экономики ционной направленности) округов Чувашской Чувашской Республики* Республики 1.3. Формирование на территории Минпромэнерго Чу- 2006- в пределах - - - - - - формирова- Чувашской Республики про- вашии, Минэконом- 2007 средств, пре- ние точки мышленно-производственной зо- развития Чувашии, дусмотренных роста про- ны отраслевые мини- на текущую мышленности стерства, органы ме- деятельность Чувашской стного самоуправле- Республики, ния муниципальных рост объемов районов и городских промышлен- округов Чувашской ного произ- Республики водства новых резидентов до 13,8 млрд. рублей 1.4. Формирование новой отрасли Минпромэнерго Чу- 2007- в пределах - - - - - - диверсифи- промышленного производства - вашии, Минэконом- 2009 средств, пре- кация про- ювелирной промышленности развития Чувашии дусмотренных мышленно- на текущую сти, создание деятельность новой точки роста 1.5. Создание и развитие микробио- Минпромэнерго Чу- 2007- внебюджетные 90000 - 20000 20000 25000 25000 диверсифи- логической промышленности вашии, Минздравсоц- 2010 средства кация про- развития Чувашии, мышленно- Минсельхоз Чува- сти, создание шии, ФГОУ ВПО новой точки "Чувашский государ- роста ственный универси- тет им. И.Н.Улья- нова"* 1.6. Формирование на территории Минпромэнерго Чу- 2007- республикан- 6000 - 5000 1000 - - создание нау- Чувашской Республики эле- вашии, ФГОУ ВПО 2010 ский бюджет коемких от- ментной базы для создания от- "Чувашский государ- Чувашской раслей с вы- расли нанотехнологий ственный универси- Республики сокой добав- тет им. И.Н.Улья- внебюджетные 25000 - 5000 10000 10000 - ленной стои- нова" средства мостью 1.7. Создание электронной системы Минпромэнерго Чу- 2006- в пределах - - - - - - получение оперативного учета на- вашии, Чувашстат*, 2007 средств, пре- дополнитель- правлений и результатов инно- отраслевые мини- дусмотренных ных объемов вационной деятельности орга- стерства, органы ме- на текущую ВРП за счет низаций экономики Чувашской стного самоуправле- деятельность использова- Республики ния муниципальных ния результа- районов и городских тов деятель- округов Чувашской ности участ- Республики ников науч- но-техничес- кого и инно- вационного процессов 1.8. Формирование банка данных ин- Минпромэнерго Чу- 2009- в пределах - - - - - - инвентариза- теллектуальной собственности вашии, Инновацион- 2010 средств, пре- ция и вовле- Чувашской Республики ный центр Чуваш- дусмотренных чение в хо- ской Республики*, на текущую зяйственный Торгово-промышлен- деятельность оборот объ- ная палата Чуваш- ектов интел- ской Республики* лектуальной собственно- сти 1.9. Организация и проведение ин- Минпромэнерго, Чу- 2008- республикан- 300 - - 100 100 100 трансферт тернет-биржи инноваций для вашии, органы мест- 2010 ский бюджет технологий, промышленного комплекса Чу- ного самоуправления еже- Чувашской направлен- вашской Республики муниципальных рай- годно Республики ный на разви- онов и городских ок- внебюджетные 1500 - - 500 500 500 тие промыш- ругов Чувашской источники ленного ком- Республики плекса Чу- вашской Рес- публики, соз- дание и раз- витие науко- емких произ- водств 1.10. Организация: и проведение Минпромэнерго Чу- 2007- республикан- 700 - 100 200 200 200 внедрение в мультимедийной выставки объ- вашии, Инновацион- 2010 ский бюджет производство ектов интеллектуальной собст- ный центр Чуваш- Чувашской инновацион- венности и образцов научно- ской Республики, Республики ных проектов, технической продукции "Ин- Торгово-промышлен- результатов теллект" ная палата Чуваш- НИОКТР, по- ской Республики, вышение ФГУ "Центр научно- уровня ком- технической инфор- мерциализа- мации"*, Центр па- ции научных тентной информа- разработок ции* 1.11. Реализация Энергетической стра- Минпромэнерго Чу- 2006 в пределах - - - - - - обеспечение тегии Чувашской Республики на вашии средств, пре- устойчивого период до 2020 года дусмотренных развития топ- на текущую ливно- деятельность энергетиче- ского ком- плекса Чу- вашской Рес- публики Развитие малого инновационного бизнеса 1.12. Разработка документов, позво- Минпромэнерго Чу- 2006 в пределах - - - - - - рост числа ляющих предпринимателю-ин- вашии средств, пре- малых инно- новатору проводить коммер- дусмотренных вационных циализацию своих разработок, на текущую предприятий включая создание собственного деятельность в 1,5 раза предприятия 1.13. Разработка комплекса меро- Минэкономразвития 2006- внебюджетные 12000 - 2000 5000 5000 _ эффективное приятий по подготовке кадров Чувашии, Минпром- 2008 средства использова- для малого инновационного энерго Чувашии, ор- ние трудовых бизнеса по специальностям, свя- ганы местного само- ресурсов, занным с высокими техноло- управления муници- развитие кад- гиями, оценкой интеллектуаль- пальных районов и рового по- ной собственности, патентове- городских округов тенциала Чу- дением, управлением иннова- Чувашской Респуб- вашской Рес- циями лики, образователь- публики ные учреждения* 1.14. Поиск и привлечение иностран- Минпромэнерго Чу- 2006- в пределах - - - - - - активизация ных инвесторов для финансиро- вашии, Минэконом- 2010 средств, пре- инвестицион- вания проектов малых иннова- развития Чувашии, посто- дусмотренных ной деятель- ционных предприятий, созда- Торгово-промышлен- янно на текущую ности в Чу- ния на территории Чувашской ная палата Чувашской деятельность вашской Рес- Республики инновационной ин- Республики, Иннова- публике, при- фраструктуры ционный центр Чу- ток финансо- вашской Республики вых ресурсов 1.15. Разработка проекта постановле- Минпромэнерго Чу- 2006 в пределах - - - - - - рост числа ния Кабинета Министров Чу- вашии, Минэконом- средств, пре- малых пред- вашской Республики "О допол- развития Чувашии, дусмотренных приятий, ра- нительных мерах по стимулиро- Минфин Чувашии, на текущую ботающих в ванию инновационного пред- органы местного са- деятельность научно-техни- принимательства в научно-тех- моуправления муни- ческой сфере, нической сфере", его после- ципальных районов к 2010 году в дующая реализация и городских округов 2 раза Чувашской Респуб- лики 1.16. Развитие системы услуг "Бизнес Минпромэнерго Чу- 2006- в пределах - - - - - - увеличение для бизнеса" в целях содействия вашии, Минэконом- 2010 средств, пре- доли малого муниципальным образованиям развития Чувашии, дусмотренных бизнеса в Чувашской Республики в созда- Торгово-промышлен- на текущую ВРП до уров- нии технопарков, бизнес-инку- ная палата Чуваш- деятельность ня развитых баторов, деловых центров ской Республики, стран (до 60- Инновационный 70%) центр Чувашской Республики 1.17. Организация участия субъектов Инновационный 2006- в пределах - - - - - - привлечение малого инновационного пред- центр Чувашской 2010 средств, пре- инвестиций в принимательства в программах, Республики, Торго- дусмотренных развитие ма- конкурсах и грантах Фонда со- во-промышленная па- на текущую лого иннова- действия развитию малых форм лата Чувашской Рес- деятельность ционного предприятий в научно-техни- публики предприни- ческой сфере мательства 1.18. Учреждение номинации "Ма- Минэкономразвития 2007- в пределах - - - - - - привлечение лый бизнес и инновации" в рам- Чувашии, органы 2010 средств, пре- внимания об- ках конкурса "Предпринима- местного самоуправ- еже- дусмотренных щественности тель года" с предоставлением ления муниципаль- годно на текущую и стимулиро- победителям конкурса субвен- ных районов и го- деятельность вание разви- ций на осуществление иннова- родских округов Чу- тия в Чу- ционной деятельности вашской Республики вашской Рес- публике рис- кового инно- вационного предприни- мательства 1.19. Формирование электронного из- Торгово-промышлен- 2006 в пределах - - - - - - повышение дания "Новые технологии", ная палата Чуваш- средств, пре- информиро- обеспечивающего информаци- ской Республики, дусмотренных ванности онную поддержку малых инно- Инновационный на текущую бизнес-кругов вационных предприятий центр Чувашской деятельность и населения о Республики состоянии и научно-тех- нологическом потенциале Чувашской Республики 1.20. Введение специальных курсов Минпромэнерго Чу- 2006- внебюджетные 3000 500 500 500 500 1000 передача по инновационному предпри- вашии, Торгово-про- 2010 средства опыта и прак- нимательству, в том числе с ис- мышленная палата еже- тических зна- пользованием формы мастер- Чувашской Респуб- годно ний начи- классов успешных предприни- лики, Минэконом- нающим мателей развития Чувашии предприни- мателям 1.21. Создание системы "горячих ли- Минэкономразвития 2006- в пределах - - - - - - повышение ний" для консультирования Чувашии, органы 2007 средств, пре- оперативно- предпринимателей по вопросам местного самоуправ- дусмотренных сти оказания организации и ведения иннова- ления муниципаль- на текущую информаци- ционной деятельности ных районов и го- деятельность онной под- родских округов Чу- держки пред- вашской Республики принимате- лям в сфере инновацион- ной деятель- ности 1.22. Проведение межрегиональной Минпромэнерго Чу- 2007 республикан- 100 - 100 - - - консолидация научно-практической конфе- вашии, Торгово-про- ский бюджет совместных ренции, посвященной пробле- мышленная палата Чувашской усилий ре- мам развития предприниматель- Чувашской Респуб- Республики гионов по ства в инновационной сфере лики внебюджетные 200 - 200 - - - развитию ин- средства новационной деятельности, обмен опы- том Развитие рационализаторства и изобретательства 1.23. Разработка и внедрение стан- Чувашская респуб- 2006- в пределах - - - - - - формирова- дартов предприятии (организа- ликанская общест- 2007 средств, пре- ние единых ций) по ведению изобретатель- венная организация дусмотренных методологи- ской (рационализаторской) дея- Всероссийского об- на текущую ческих под- тельности на основе рекоменда- щества изобретате- деятельность ходов, уни- ций и примерного положения лей и рационализа- фикация и торов* (далее - формализа- ЧРОО ВОИР), орга- ция рациона- низации в Чуваш- лизаторской ской Республике деятельности 1.24. Организация и проведение рес- ЧРОО ВОИР, отрас- 2006- внебюджетные 3000 500 500 600 600 800 активизация и публиканского конкурса "Луч- левые министерства, 2010 средства повышение ший изобретатель года" организации в Чу- еже- престижа вашской Республике годно изобретатель- ского движе- ния в Чуваш- ской Респуб- лике 1.25. Организация и проведение рес- Минпромэнерго Чу- 2007- республикан- 500 - 100 100 100 200 вовлечение публиканского конкурса "Мо- вашии, ЧРОО ВОИР, 2010 ский бюджет молодежи в лодой изобретатель" организации в Чу- еже- Чувашской изобретатель- вашской Республике годно Республики ское движе- внебюджетные 2100 - 500 500 500 600 ние, стиму- средства лирование новаторства молодых 1.26. Введение ежегодной статисти- ЧРОО ВОИР, орга- 2006- в пределах - - - - - - формирова- ческой отчетности по форме низации в Чуваш- 2010 средств, пре- ние объек- 4-НТ (краткая) "Учет использо- ской Республике дусмотренных тивной кар- вания изобретений и рационали- на текущую тины по со- заторских предложений" для деятельность стоянию изо- организаций всех форм собст- бретатель- венности ской деятель- ности в Чу- вашской Рес- публике 1.27. Проведение обучающих семи- ЧРОО ВОИР, Центр 2006- внебюджетные 450 50 100 100 100 100 борьба с кон- наров по вопросам охраны объ- патентной информа- 2010 средства трафактной ектов промышленной собствен- ции, Национальная продукцией, ности и защите авторских прав библиотека Чуваш- повышение ской Республики интеллекту- альной капи- тализации ор- ганизаций 1.28. Введение в образовательный Минобразования Чу- 2008- в пределах - - - - - - развитие кад- процесс изучения вопросов па- вашии, образова- 2010 средств, пре- рового по- тентоведения в учреждениях тельные учреждения дусмотренных тенциала Чу- образования на текущую вашской Рес- деятельность публики 1.29. Содействие внедрению на про- ЧРОО ВОИР, орга- 2006- в пределах - - - - - - привлечение мышленных предприятиях сис- низации в Чуваш- 2010 средств, пре- работников темы стимулирования и поощ- ской Республике дусмотренных промышлен- рения изобретательства на текущую ных предпри- деятельность ятий к инно- вационной деятельности; защита ин- теллектуаль- ной собст- венности II. Инновации в области развития информатизации и телекоммуникационной отрасли 2.1. Формирование и развитие в Чу- отраслевые мини- 2006- федеральный 25000 3600 4400 5000 5600 6400 создание еди- вашской Республике отрасли стерства, организа- 2010 бюджет ного инфор- информационных технологий, ции отрасли* республикан- 317020 87292 50232 54432 59432 65632 мационного внедрение отраслевых иннова- ский бюджет пространства, ций Чувашской формирова- Республики ние новых внебюджетные 10000 10000 - - - - конкурент- средства ных преиму- ществ 2.2. Развитие системы электронного Госкомсвязьинформ 2006- в пределах - - - - - - повышение Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|