Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.06.2005 № 150КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 20.06.2005 N 150 О Республиканской программе развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.05.2006 г. N 115) В целях стабилизации работы и дальнейшего развития легкой промышленности Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. 3. Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерству промышленности и энергетики Чувашской Республики обеспечить предоставление государственной поддержки организациям легкой промышленности в соответствии с законами Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике", указами Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики", от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества". 4. Рекомендовать органам местного самоуправления Чувашской Республики и организациям, являющимся исполнителями основных программных мероприятий, принять участие в их реализации и финансировании, предусмотреть при разработке программ социально-экономического развития территорий и организаций меры по увеличению объемов производства организаций легкой промышленности Чувашской Республики. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 марта ежегодно до 2011 года. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики С.Гапликов УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.06.2005 N 150 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Програм- Республиканская программа развития мы легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы Основание для разработ- Закон Чувашской Республики "О вопросах ки Программы налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации"; Закон Чувашской Республики "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике"; Указ Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики"; Указ Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2004 г. N 347 "О плане работы Кабинета Министров Чувашской Республики на 2005 год"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 апреля 2005 г. N 100 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года "Великие свершения требуют великих замыслов" Государственный заказ- Министерство промышленности и энергетики чик Чувашской Республики Основной разработчик Министерство промышленности и энергетики Программы Чувашской Республики Цели Программы создание конкурентоспособного, высокотехнологичного производства продукции легкой промышленности, наращивание потенциала отрасли Задачи Программы обеспечение условий для динамичного развития отрасли; развитие кадрового потенциала; внедрение современных технологий управления; техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей; повышение качества продукции; рост инновационной активности предприятий отрасли; создание новых рабочих мест Сроки реализации Про- 2005-2010 года граммы Перечень основных ме- совершенствование нормативной правовой роприятий базы; кадровое обеспечение предприятий отрасли; модернизация производственных мощностей, освоение новой продукции и внедрение современных технологий; государственная поддержка предприятий отрасли; организационно-структурные изменения Исполнители мероприя- Министерство промышленности и энергетики тий Программы Чувашской Республики, Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство здравоохранения Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство труда, социальной и демографической политики Чувашской Республики, Министерство внутренних дел Чувашской Республики (по согласованию), Управление Федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике (по согласованию), государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Чебоксарский профессиональный лицей N 12 Чувашской Республики, государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище N 5, государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище N 23 г. Чебоксары Чувашской Республики, органы местного самоуправления (по согласованию), Чувашское региональное отделение Российского Союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности (по согласованию), федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике" (по согласованию), федеральное государственное учреждение "Чувашский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию), организации (по согласованию) Объемы и источники фи- общая сумма финансирования - 1092,5 млн. нансирования рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 146,9 млн. рублей; льготы по налогам и сборам в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики в соответствии с законами Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике"; финансовая поддержка приоритетных и перспективных инновационных проектов в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики"; субсидирование процентных ставок по кредитам, направляемым субъектами малого предпринимательства на внедрение и сертификацию систем менеджмента качества, в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества" - 47,2 млн. рублей; внебюджетные источники - 898,4 млн. рублей Ожидаемые конечные объем отгрузки продукции отрасли к 2010 результаты реализации году увеличится до 7,2 млрд. рублей; Программы среднегодовые темпы роста индекса физического объема производства составят 105%; среднемесячная заработная плата работников составит 11 тыс. рублей; будет создано 800 новых рабочих мест; чистый дополнительный доход республиканского бюджета Чувашской Республики за все годы реализации составит 82,3 млн. рублей* Система организации исполнители мероприятий Программы контроля за исполнени- ежегодно к 5 февраля до 2011 года ем Программы информируют о ходе выполнения Программы Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2011 года информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы. _____________ * Рассчитано путем дисконтирования при ставке ЦБ РФ 13%. Введение Республиканская программа развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с проектом Концепции развития легкой промышленности России до 2010 года, планом первоочередных мероприятий по реализации основных направлений развития легкой промышленности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2004 г. N 1652-р, планом работы Кабинета Министров Чувашской Республики на 2005 год, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2004 г. N 347, Комплексным планом действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года "Великие свершения требуют великих замыслов", утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 апреля 2005 г. N 100. I. Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами Легкая промышленность Чувашской Республики представлена 43 крупными и средними предприятиями. В структуре промышленного производства республики на долю отрасли приходится 6% выпуска продукции (приложение N 1). Это самый высокий показатель в Приволжском федеральном округе (в Ульяновской области - 4,2%, Республике Марий Эл - 2,9%, Кировской области - 2,7%), он сопоставим с вкладом отрасли в мировое промышленное производство - 5,7%. Отрасль обеспечивает 4,6% налоговых поступлений промышленного комплекса в бюджетную систему. В ней занято 18,6 тыс. человек, или 14,1% промышленно-производственного персонала республики (в мировом промышленном производстве на долю легкой промышленности приходится 13% занятых). Более 74% работников отрасли - женщины. Легкая промышленность Чувашии представлена практически всеми подотраслями: текстильной, швейной, кожевенной, меховой, обувной. Продукция отрасли потребляется населением, используется в автомобильной, пищевой, мебельной и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, здравоохранении (приложение N 2). Ведущая роль принадлежит текстильной промышленности, обеспечивающей 78,2% выпуска продукции отрасли. Четыре крупнейших предприятия (ОАО "Корпорация "Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат" (далее - ОАО "Корпорация "ЧХБК"), ЗАО "Чебоксарский трикотаж", ОАО "Лента", ОАО "Новочебоксарская фабрика "Пике") обеспечивают выпуск 77,5% продукции отрасли. С 2000 года индекс физического объема промышленного производства в отрасли - положительный. Это позволило увеличить объем производства в 1,7 раза к уровню 1999 года. Индекс физического объема производства продукции превышает аналогичный российский показатель на протяжении последних трех лет. Республиканские товаропроизводители обеспечивают выпуск 25,5% ленточных изделий России, 17,4% постельного белья, 15,3% трикотажных изделий, 8% чулочно-носочных изделий. За 2000-2004 годы произошли структурные сдвиги в производстве продукции. Доля текстильной промышленности снизилась с 81,4% в 2000 году до 78,2% в 2004 году. Доля кожевенной, меховой и обувной промышленности возросла с 2,9 до 7,8%. Индекс физического объема производства промышленной продукции за 2000-2005 годы ----------------------------------T----------T-----------T-----------T-----------T----------- ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ----------------------------------+----------+-----------+-----------+-----------+----------- Легкая промышленность (Чувашия) ¦ 137,9 ¦ 102,1 ¦ 108,4 ¦ 107,7 ¦ 103,8 Промышленность всего (Чувашия) ¦ 110,5 ¦ 104,5 ¦ 103,7 ¦ 107,2 ¦ 111,3 Легкая промышленность (Россия) ¦ 121 ¦ 105 ¦ 96,6 ¦ 97,7 ¦ 97,3 ----------------------------------+----------+-----------+-----------+-----------+----------- Структура легкой промышленности в 2000-2004 годах --------------------------------T-----------T----------T------------T----------T---------- ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год --------------------------------+-----------+----------+------------+----------+---------- Текстильная ¦ 81,4 ¦ 80,9 ¦ 79,5 ¦ 78 ¦ 78,2 Швейная ¦ 15,6 ¦ 15,5 ¦ 15,2 ¦ 15,6 ¦ 14 Кожевенная, меховая и обувная ¦ 2,9 ¦ 3,5 ¦ 5,3 ¦ 6,4 ¦ 7,8 --------------------------------+-----------+----------+------------+----------+---------- Предприятия отрасли в основном находятся в частной собственности. В уставном капитале крупнейших предприятий отрасли - ОАО "Корпорация "ЧХБК", "Лента", "Новочебоксарская фабрика "Пике" - сохранена доля собственности Чувашской Республики. На территории республики предприятия отрасли размещены неравномерно. Текстильная промышленность сосредоточена в г. Чебоксары, трикотажная - в гг. Чебоксары и Новочебоксарске, кожевенная, меховая и обувная промышленности - в гг. Чебоксары, Алатыре, Шумерле, Ядрине. Швейная промышленность представлена в основном малыми предприятиями и предприятиями бытового обслуживания, расположенными практически во всех районах и городах республики. В 2004 году темпы роста промышленного производства отрасли замедлились. В текстильной промышленности индекс физического объема производства промышленной продукции составил 90%, в кожевенной, меховой и обувной промышленности - 107,8% (против 180,3% в 2003 году). По сравнению с 2000 годом сократился выпуск важнейших видов продукции: тканей хлопчатобумажных - на 26,9%, обуви валяной и фетровой - на 27,5%, чулочно-носочных изделий - на 35,1%. Выпуск трикотажных изделий увеличился на 12,1%, обуви кожаной, текстильной и комбинированной - в 3,9 раза. Имеющиеся в республике производственные мощности по выпуску продукции легкой промышленности загружены в среднем на 56%. Износ основных средств предприятий отрасли составляет 25,6%, в швейной промышленности - 38,1%. Коэффициент обновления основных фондов остается предельно низким - 5,7%. Модернизация производственных мощностей сдерживается недостатком оборотных средств предприятий. Между тем только за последние десять лет благодаря государственной поддержке в Турции и Китае полностью обновлен парк ткацких станков (приложение N 3). В России за это же время обновлено 1,5% имеющегося парка ткацких станков. Несмотря на высокую оборачиваемость средств в отрасли - 3,4 оборота в год (по промышленному комплексу - 2,8 оборота), объем привлеченных средств не превышает 20% общего объема инвестиций в основной капитал. Привлечение кредитных ресурсов сдерживается невысокой рентабельностью в отрасли (5,4% при ставке рефинансирования Центробанка Российской Федерации 13%) и отсутствием отечественных аналогов оборудования отделочного производства. Проблема обновления оборудования усугубляется высокими ставками таможенных пошлин (15-20%) и взиманием налога на добавленную стоимость (18%) на импортное оборудование. Сложным остается финансово-экономическое положение предприятий. 34,2% предприятий отрасли в 2004 году работали убыточно. Полученный ими убыток по сравнению с 2003 годом увеличился в 6,2 раза. В структуре себестоимости 66% составляют затраты на сырье и материалы. Средняя зарплата работников отрасли - 3062,9 рубля - на 24,3% ниже среднереспубликанского уровня и на 35,7% ниже уровня оплаты труда в промышленности. Это ограничивает возможность привлечения в отрасль квалифицированных кадров, увеличивает текучесть кадров. В 2004 году в крупных и средних организациях коэффициент выбытия работников составил 24% и на 6,7 процентных пункта превысил коэффициент поступления. Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций отрасли только за 2004 год сократилась на 975 человек. Несмотря на сложную финансово-экономическую ситуацию, предприятия отрасли много внимания уделяют качеству производимой продукции. Продукция ЗАО "Чебоксарский трикотаж", ОАО "Корпорация "ЧХБК", ОАО "Новочебоксарская фабрика "Пике", ЗАО "Паха тере", ООО "Элита" неоднократно становилась призером и лауреатом конкурсов в области качества: "100 лучших товаров России", "Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века", "Марка качества Чувашской Республики" и других. В то же время системы качества, соответствующие международным стандартам, внедряются на предприятиях крайне медленно. Лишь ОАО "Лента" имеет сертификат соответствия системы качества международным стандартам ИСО 9000. Еще 16 предприятий планируют внедрить системы качества, соответствующие международным стандартам, в 2006-2010 годах. Продукция предприятий отрасли пользуется спросом как на российском, так и на зарубежном рынках. Объем вывезенной за пределы республики продукции в 7 раз превышает объем ввоза. Продукция поставляется в Приволжский (36,8% общего объема поставок) и Центральный федеральные округа (27,4%). Из общего объема вывезенных товаров наибольшую долю - 27,5% - составляет хлопчатобумажная пряжа, на долю хлопчатобумажных тканей приходится 14,2%. Ткани хлопчатобумажные (25,3% общего объема ввоза продукции) и шерстяные (15%) ввозятся в республику в основном из Центрального федерального округа (57,7%). Объем экспорта превышает объем импорта в 11,2 раза. Основные экспортируемые товары - хлопчатобумажные ткани (44,1% экспортных поставок) производства ОАО "Корпорация "ЧХБК", напольные покрытия на текстильной основе (38,7%) производства ЗАО "Канашский завод "Полимерстройматериалы". Основные страны-экспортеры - Узбекистан (24,3% общего объема поставок), Латвия (24%), Казахстан (23%). В республику ввозятся текстильные изделия (47% общего объема импорта) и химические нити (35%) из Узбекистана (41%), Германии (35,2%). Основные организации-импортеры - ООО "ТД "Бухарский текстиль" (33% общего объема импорта), ОАО "Лента" (30,2%). В 2004 году объем экспорта по сравнению с предыдущим годом из-за сокращения поставок хлопчатобумажных тканей снизился на 30,5%. Импорт за это же время сократился в 4,7 раза за счет снижения ввоза тканей. Для пополнения оборотных средств, приобретения сырья и материалов, модернизации производств предприятия отрасли используют меры государственной поддержки, предусмотренные действующим законодательством: субсидирование из федерального бюджета части процентной ставки по кредитам, полученным на закупку сырья; субсидирование части процентной ставки из республиканского бюджета Чувашской Республики по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами малого предпринимательства на развитие производства. Общая сумма государственной поддержки, полученная предприятиями в 2004 году, составила 2,8 млн. рублей. Актуальными проблемами предприятий отрасли остаются: высокая доля материальных затрат (до 70%) в структуре затрат на производство; рост производственных издержек, в том числе повышение тарифов на топливо и электроэнергию, при сдерживании цен товаропроизводителей; трудоемкий процесс производства, низкая производительность морально устаревшего оборудования; работа большинства швейных предприятий по давальческим схемам с низкими расценками на изготовление продукции; нестабильное финансовое положение предприятий отрасли (за 2004 год сумма убытка возросла в 6,2 раза, убыточно работало каждое третье предприятие отрасли); недостаток собственных оборотных средств и ограниченная возможность привлечения кредитных ресурсов из-за низкой рентабельности (5%) при ставке рефинансирования ЦБ РФ 13%; недостаток квалифицированных рабочих кадров (швей, обувщиков); отсутствие у предприятий систем качества, соответствующих международным стандартам ИСО 9000; низкий уровень автоматизации предприятий отрасли, слабое знание конъюнктуры рынка и отсутствие собственных сбытовых сетей; усиление конкуренции с импортом, поступающим из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе нелегальным, и "теневым" производством (в 2004 году оборот розничной торговли товарами легкой промышленности в России составил 1 трлн. рублей, по оценке экспертов, лишь 23% российского рынка составляет продукция отечественных производителей, 13% - официальный импорт, остальное - "серый импорт" и "теневое" производство). Вступление России во Всемирную торговую организацию в 2006 году еще более обострит конкуренцию с зарубежными компаниями. Проведенный SWOT-анализ легкой промышленности Чувашской Республики выявил основные проблемы, преимущества, угрозы и возможности отрасли (приложение N 4). II. Цели, задачи, сроки реализации Программы Цели Программы: создание конкурентоспособного, высокотехнологичного производства продукции легкой промышленности, наращивание потенциала отрасли. Основные задачи Программы: обеспечение условий для динамичного развития отрасли; развитие кадрового потенциала; внедрение современных технологий управления; техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей; повышение качества продукции; рост инновационной активности предприятий отрасли; создание новых рабочих мест. Достижение поставленных целей и задач обеспечивается реализацией комплекса мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Минпромэнерго Чувашии разработаны и просчитаны четыре возможных сценария развития легкой промышленности республики (приложение N 5). Программа рассчитана на осуществление оптимального варианта, реализуется в 2005-2010 годах. III. Система программных мероприятий Мероприятия Программы ориентированы, в первую очередь; на мобилизацию собственного потенциала предприятий при соответствующей государственной поддержке, предусмотренной Законом Чувашской Республики "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" (далее - Закон), и разбиты на блоки (приложение N 6). Совершенствование нормативной правовой базы. В целях повышения инвестиционной активности предприятий, стимулирования обновления и модернизации производственных мощностей предусматриваются меры, направленные на предоставление предприятиям инвестиционной льготы при техническом перевооружении. Для обеспечения предприятий отрасли хлопковым волокном предусматривается заключение соглашений между предприятиями Республики Узбекистан и Чувашской Республики о прямых поставках сырья в Чувашию. Кадровое обеспечение предприятий отрасли. Предусматриваются мероприятия, направленные на корректировку и оптимизацию перечня профессий и специальностей в образовательных учреждениях республики, приведение их в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития отрасли. Для сбалансированности потребностей предприятий в кадрах требуемого профессионально-квалификационного уровня со структурой профессий и специальностей и повышения уровня их подготовки в образовательных учреждениях предусматривается вовлечение предприятий в софинансирование образования, формирование системы целевой контрактной подготовки специалистов. Модернизация производственных мощностей, освоение новой продукции и внедрение современных технологий. Обновление производственных мощностей предприятий отрасли направлено, в первую очередь, на повышение качества продукции, увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, внедрение на предприятиях систем качества, соответствующих международным стандартам ИСО 9000, 14000 (приложения N 7, 8). Финансирование мероприятий по модернизации производственных мощностей предполагается за счет привлечения внебюджетных средств при соответствующей государственной поддержке, предусмотренной Законом. Организационно-структурные изменения. Они направлены на улучшение взаимодействия между предприятиями отрасли и предприятиями смежных отраслей (сельского хозяйства, химической промышленности) республики, консолидацию усилий предприятий отрасли (приложение N 9). Создание Центра моделирования и дизайна, заключение соглашений с ОАО "Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности" (г. Москва) и Поволжским инновационным центром легкой промышленности (г. Казань) направлены на повышение конкурентоспособности продукции предприятий отрасли и их инновационной активности. Участие предприятий отрасли в тендерах на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд, создание оптового интернет-магазина и торговля по каталогам, открытие фирменных торговых домов в других регионах России, создание и продвижение брендов предприятий нацелены на расширение рынков сбыта продукции, увеличение объемов продаж. IV. Ресурсное обеспечение Программы Основными источниками финансирования Программы являются: средства федерального бюджета - для субсидирования части процентной ставки по кредитам, получаемым на приобретение сырья и материалов и техническое перевооружение; льготы по налогам и сборам в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики в соответствии с законами Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике"; финансовая поддержка приоритетных и перспективных инновационных проектов в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики"; субсидирование процентных ставок по кредитам, направляемым субъектами малого предпринимательства на внедрение и сертификацию систем менеджмента качества, в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества" - 47,2 млн. рублей; внебюджетные источники, в том числе собственные средства предприятии легкой промышленности, инвестиции отечественных коммерческих банков и организаций, зарубежных фирм, - для технического перевооружения и реконструкции производства. Под реализацию крупных и социально значимых проектов возможно привлечение гарантий Правительства Чувашской Республики на конкурсной основе. Объем финансирования Программы подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней. Таблица 1 Объемы и источники финансирования Программы по годам ее реализации (млн. рублей) ---------------------T--------T--------------------------------------------- Общие объемы за- ¦ 2005- ¦ В том числе по годам реализации трат по источникам ¦ 2010 +-------T-------T-------T-------T------T------ финансирования ¦ годы ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ---------------------+--------+-------+-------+-------+-------+------+------ Итого по Программе 1092,5 320,0 275,0 320,2 109,1 41,7 26,5 в том числе: федеральный бюджет 146,9 9,7 25,2 93,4 10,6 3,9 4,1 республиканский 47,2 0,3 7,8 8,8 10,7 12,2 7,4 бюджет Чувашской Республики* внебюджетные сред- 898,4 310,0 242,0 218,0 87,8 25,6 15,0 ства _______________ * Средства предоставляются в соответствии с действующим законодательством. V. Ожидаемые результаты реализации Программы В результате реализации Программы: объем отгрузки продукции отрасли к 2010 году увеличится до 7,2 млрд. рублей; среднегодовые темпы роста индекса физического объема производства составят 105%; среднемесячная заработная плата работников составит 11 тыс. рублей; будет создано 800 новых рабочих мест; чистый дополнительный доход республиканского бюджета Чувашской Республики за все годы реализации составит 82,3 млн. рублей*. _________________ * Рассчитано путем дисконтирования при ставке ЦБ РФ 13%. Таблица 2 Индикаторы эффективности реализации Программы ----------------T---------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T------- Индикаторы ¦ Единица ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ измере- ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ния ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------- Ткани хлоп- % 100,0 103,0 104,2 105,5 106,1 107,7 109,6 чатобумаж- ные Трикотажные % 100,0 103,6 104,3 104,8 106,3 108,1 108,4 изделия Обувь % 100,0 100,3 103,0 102,0 104,0 106,5 107,5 Среднемесяч- тыс. 3,3 3,9 4,8 5,9 7,3 8,9 11,0 ная заработ- рублей ная плата ра- ботников VI. Механизм реализации Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. Реализация Программы предусматривает взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, промышленных предприятий, общественных организаций. Основанием получения государственной поддержки (субсидий) за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных учреждениях для закупки сырья и материалов, является заявка предприятий отрасли, направляемая в федеральные органы исполнительной власти, при соблюдении условия целевого использования кредита. Основанием получения государственной поддержки из средств республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с Законом является заявка предприятий отрасли, направляемая в: Совет по инвестиционной политике - для получения инвестиционных налоговых кредитов, льгот по налогу на прибыль при привлечении инвестиций в форме капитальных вложений; Комиссию по проведению конкурсного отбора бизнес-планов для предоставления государственной поддержки субъектам малого предпринимательства - для субсидирования процентных ставок по заемным средствам, на внедрение и сертификацию систем менеджмента качества; (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.05.2006 г. N 115) Правительственную комиссию по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами, - для получения финансовой поддержки приоритетных и перспективных инновационных проектов. Государственный заказчик Программы ежегодно направляет в Министерство финансов Чувашской Республики и Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий, предусмотренных Программой. С учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы государственный заказчик уточняет указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования. Исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются государственными заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом N 97-ФЗ от 6 мая 1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2001 г. N 42 "О поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Чувашской Республики". VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики, который обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти Чувашской Республики, ответственными за выполнение программных мероприятий, а также общий контроль за реализацией Программы. К 5 февраля до 2011 года исполнители программных мероприятий информируют Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики о ходе выполнения Программы. Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы ежегодно к 1 марта до 2011 года. Приложение N 1 к Республиканской программе развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ работы легкой промышленности Чувашской Республики за 2000-2004 годы ---------------------------------T----------T----------T----------T----------T---------- Показатели ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ---------------------------------+----------+----------+----------+----------+---------- Основные сведения Число крупных и средних орга- 59 60 62 58 43 низаций, ед. Доля отрасли в общепромыш- 7,6 7,2 6,5 6,5 6,0 ленном производстве, % Объем промышленной продук- 1487,2 1883,6 2045,1 2565,2 2964,4 ции по отрасли, млн. рублей Индекс физического объема 137,9 102,1 108,4 107,2 103,8 производства промышленной продукции, % к предыдущему году в том числе: текстильная промышленность 134,2 104,8 105,2 101,5 90,0 швейная промышленность 159,7 100,8 104,7 104,6 126,1 кожевенная, меховая и обув- 124,4 68,4 2 раза 180,3 107,8 ная промышленность Структура отрасли, %: текстильная промышленность 81,4 80,9 79,5 78,0 78,2 швейная промышленность 15,6 15,5 15,2 15,6 14,0 кожевенная, меховая и обув- 2,9 3,5 5,3 6,4 7,8 ная промышленность Состояние основных фондов и инвестиции Износ основных фондов, % 32,7 21,5 23,9 25,6 - Инвестиции в основной капи- 34,2 25,7 188,6 46,1 - тал, млн. рублей из них за счет собственных 56,4 95,3 24,4 74,8 - средств, % Коэффициент обновления ос- 3,8 41,2 9,6 5,7 - новных фондов, % Коэффициент ликвидации ос- 0,3 0,3 0,4 0,3 - новных фондов, % Финансовые показатели Сальдированный финансовый 102,9 111,7 61,2 37,0 23,9 результат (прибыль - убытки), млн. рублей Сумма прибыли, млн. рублей 105,6 115,3 76,2 48,1 73,1 Сумма убытка, млн. рублей 2,7 3,6 15,0 11,1 49,2 Удельный вес прибыльных ор- 66,7 70,7 55,0 53,8 65,8 ганизаций от общего числа ор- ганизации отрасли, % Удельный вес убыточных орга- 33,3 29,3 45,0 46,2 34,2 низаций от общего числа орга- низаций отрасли, % Уровень рентабельности про- 9,1 6,4 6,4 2,0 5,5 дукции, % к затратам на произ- водство проданных товаров, продукции, работ, услуг Затраты на 1 рубль продукции 90,2 93,9 91,1 94,9 ... (работ, услуг), копеек Труд и зарплата Среднегодовая численность 19122 18098 18527 18610 18642 промышленно-производственно- го персонала, человек Среднемесячная заработная 1177,9 1764,4 2373,3 2858,4 3062,9 плата, рублей Выпуск продукции Волокно пеньковое, тонн 71 158 104 0 0 Хлопчатобумажная пряжа, тонн 11577 12806 13317 13191 10237 Ткани - всего, тыс. кв. м 41747 37216 40241 39448 31152 из них: хлопчатобумажные 40794 35379 38392 37501 29797 нетканые материалы типа 953 1837 1849 1947 2357,7 тканей Чулочно-носочные изделия, 29367 29390 26009 23907 19057 тыс. пар Трикотажные изделия, тыс. шт. 16115 16817 17546 18498 18064,7 в том числе: бельевой трикотаж 13969 14468 14681 15244 14633,8 верхний трикотаж- 2146 2349 2865 3254 3430,9 Обувь (включая резиновую), 1039 1192 1757 2241 2388,8 тыс. шт. Использование проводимых мощностей Хлопчатобумажная пряжа од- 30,5 35,0 38,7 57,2 31,5 нониточная, % Хлопчатобумажные ткани су- 42,7 45,3 47,8 46,0 41,6 ровые, % Трикотажные изделия, % 63,4 63,3 61,9 58,9 59,1 Чулочно-носочные изделия, % 73,1 73,3 68,1 64,5 56,4 Обувь, % 13,5 5,6 34,7 68,2 71,2 Обувь валяная и фетровая, % 73,0 52,3 54,8 30,1 - Приложение N 2 к Республиканской программе развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы Взаимосвязь легкой промышленности Чувашии со смежными отраслями (Рисунок) Приложение N 3 к Республиканской программе развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы Зарубежный опыт развития легкой промышленности Легкая промышленность входит в состав ведущих мировых отраслей. На ее долю приходится 5,7% мирового промышленного производства, более 14% занятых. Производство тканей и одежды - важный источник дохода и занятости многих стран, в том числе развивающихся. Отрасль характеризуется постоянным ростом, обусловленным ростом населения Земли и повышением его благосостояния. Так, за последние 15 лет потребление тканей и одежды выросло в странах ЕС на 90,5%, в США - на 99,3%, в Японии - на 220%. В развивающихся странах (Китай, Турция, Индия и другие) легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальной экономики. В большинстве из них разработаны программы поддержки отраслей легкой промышленности, включающие в себя меры государственной поддержки производителей, направленные на: налоговое и таможенное регулирование. Так, в Китае производителям продукции легкой промышленности устанавливается льготный режим налогообложения. В Турции ввозимое для отрасли оборудование не облагается пошлинами и НДС. В специальной экономической зоне "Онтустик" Республики Казахстан предполагается полностью освободить от корпоративного подоходного налога организации текстильной и швейной отраслей в рамках инвестиционных проектов по созданию новых производств; прямую государственную поддержку предприятий-экспортеров. В Турции экспортерам предоставляются целевые льготные кредиты, полный или частичный возврат налогов, включенных в стоимость экспортной продукции, частичная компенсация расходов на научные разработки (исследования) по повышению качества экспортных изделий, страхование экспортных операций и так далее; создание инфраструктуры бизнеса. В этом отношении интересен опыт Китая, провинции и города которого специализируются на выпуске определенных видов изделий (ткани, трикотаж, чулочно-носочные изделия, одежда для женщин и др.). Для поддержки и повышения конкурентоспособности продукции, создания инновационной основы развития отрасли власти провинций содействуют формированию на своих территориях инфраструктуры бизнеса - технопарков, включающих в себя центры проверки качества, сервисные, учебные, информационные, логистические центры и центры автоматизированного проектирования моделей, научно-исследовательских институтов по изучению свойств тканей; обновление оборудования и технологий. В Индии действует Программа обновления технологий для текстильной и джутовой промышленности. Особенностью схемы является 5-процентная компенсация кредитной организации, выдавшей средства предприятиям на обновление технологий. Проценты по закупке машин, сделанных на низком технологическом уровне, не возмещаются. Выделяются концессионные ссуды на обновление оборудования и технологии. Государственная поддержка предприятий отрасли позволила развивающимся странам: занять лидирующие места в мировом экспорте продукции легкой промышленности. Ведущими мировыми производителями текстильной продукции являются Китай (10% мирового экспорта текстиля), Гонконг, Германия и Италия (по 8%); швейной продукции - Китай (17%), Гонконг (12%), Италия (7%), Турция, Мексика, США и Германия (по 7%); обновить основное оборудование в короткие сроки. За последние 10 лет Китай и Турция полностью обновили имеющийся парк ткацких станков, в России уровень обновления составил 1,5%; повысить качество производимой продукции. Бурное развитие производств легкой промышленности в развивающихся странах при значительной государственной поддержке оказало влияние на перераспределение производительных сил отрасли. Центр производства сместился из стран Западной Европы и США в страны с меньшей стоимостью рабочей силы: Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку. Производство высокоразвитых стран сконцентрировалось на выпуске технически сложного и специального текстиля (включая последние разработки в этой области - "умный" текстиль), крашении и заключительных отделках тканей, произведенных в других странах, и производстве остромодной продукции высокого класса. Среди других тенденций развития мировой легкой промышленности: увеличение и расширение использования химических волокон и нитей в товарах народного потребления, прежде всего, синтетических полиэфирных волокон. В настоящее время доля товаров народного потребления с использованием химволокон в мире составляет 60% общего объема потребления, По прогнозам, к 2010 году она увеличится до 80%; повышение роли и доли трикотажа и нетканых материалов; переход от узкого ткачества к широкому (до 2-3 метров) и постоянное наращивание этой тенденции; универсализация текстильных фабрик по видам продукции, что позволяет им успешно приспосабливаться к тенденциям спроса и моды; размывание границ между производствами и по виду волокон (хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные); создание суперсовременных тканей и трикотажных полотен с заранее заданными свойствами за счет использования волокон малых линейных плотностей; разукрупнение предприятий и преобладание в структуре производства небольших предприятий с численностью до 300 человек, способных быстро реагировать на запросы рынка; объединение предприятий отрасли в холдинги с замкнутым производственным циклом, ассоциации и союзы, вырабатывающие единые подходы в решении отраслевых проблем; ориентация швейной индустрии на вкусы и потребности конкретных слоев населения, возраст потребителей, климатические условия и др.; развитие обеспечивающих отраслей промышленности, производящих высококачественные красители, текстильно-вспомогательные вещества и технологическое оборудование. Сравнительная характеристика легкой промышленности зарубежных стран, России и Чувашии -------------------------------------T----------------T---------T--------T--------------T-------------------T---------------- Показатели ¦ Единица ¦ Чувашия ¦ Россия ¦ Китай ¦ Индия ¦ Евросоюз ¦ измерения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------------------------+----------------+---------+--------+--------------+-------------------+---------------- Объем выпуска продукции млрд. долларов 0,1 6 221 - 305 США Объем экспорта млрд. долларов 0,003 0,4 57 12 46 США Количество предприятий единиц 287 16000 230000 252500 177000 Численность занятых млн. человек 0,02 0,827 30 20 2,7 В расчете на одного занятого в от- расли: выпуск продукции тыс. долл./че- 0,006 0,007 7,4 98 133 ловека объем экспорта тыс. долл./че- 0,5 0,447 1,9 - 17,0 ловека Доля сектора в: общепромышленном производст- % 6,0 1,6 13 15-20 4 ве общем объеме экспорта % 2,6 0,2 - 30 - мировой торговле - - - 16,6% - экс- 1 место - экспорт 8,8% - экспорт порт одежды; джута; 2 место - готовой одеж- 15,2% - экс- экспорт шелка; ды; 15% - экс- порт тексти- 3 место - экспорт порт текстиля ля хлопка и целлю- лозного волокла; 5 место - экспорт синтетического волокна (3,1%) Приложение N 4 к Республиканской программе развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы SWOT*-анализ легкой промышленности Чувашской Республики I. Внутренняя среда ------------------T----------------------------------------------------T--------------------------------------------------------- Факторы ¦ Сильные стороны ¦ Слабые стороны ------------------+----------------------------------------------------+--------------------------------------------------------- Маркетинг 1. Доля Чувашии в общероссийском производ- 1. Только ОАО "Лента" имеет систему менеджмента ка- стве ленточных изделий - 25,5%, трикотажных чества, сертифицированную на соответствие междуна- изделий - 15,3%, постельного белья - 17,4%, чу- родным стандартам ИСО 9000. На ЗАО "Чебоксарский лочно-носочных изделий - 8%. трикотаж", ОАО "Корпорация "ЧХБК" ведется подго- 2. Узнаваемость бренда "Хлопковый рай", про- товка к сертификации систем качества. дукции ЗАО "Чебоксарский трикотаж", ОАО 2. Отсутствие у большинства предприятий собственных "Новочебоксарская фабрика "Пике". сбытовых сетей. Дилерские сети в регионах России есть 3. Концентрация основной массы предприятий в только у ОАО "Корпорация "ЧХБК", ЗАО "Чебоксар- столице республики - г. Чебоксары и ее спутни- ский трикотаж". ке - г. Новочебоксарске, расположение ряда 3. Ограниченное использование современных телеком- швейных предприятий в районах республики. муникационных технологий: у большинства предпри- 4. Увеличение в 2004 году экспорта трикотаж- ятий нет выхода в Интернет. Интернет-сайты есть только ных изделий - в 5,2 раза, обуви - в 3,8 раза, спе- у ОАО "Корпорация "ЧХБК", ЗАО "Чебоксарский три- циальных тканей - в 2,5 раза, текстильных изде- котаж", ОАО "Лента", ООО "Яхтинг". лий технического назначения - в 4 раза. 4. Доминирование в структуре экспорта тканей, белья постельного. 5. Высокая зависимость от импорта: основное техноло- логическое оборудование (в России производство отсутст- вует), волокно хлопковое, нити полиэфирные. Финансы 5. 85% продукции оплачиваются денежными 6. В структуре затрат на производство и реализацию про- средствами. дукции на долю сырья и материалов приходится 66%, 6. Оборачиваемость средств - одна из самых вы- затраты на оплату труда - 19,2%. соких в промышленности - 3,4 оборота в год. 7. Сложное финансовое положение предприятий отрас- ли: каждое третье предприятие убыточное; затраты на 1 рубль продукции - 94,9 копейки; 53,5% кредиторской задолженности - просроченная задолженность. Производство 7. Широкий ассортимент продукции предпри- 8. Износ активной части основных средств в текстильной ятий. промышленности - 64,9%, коэффициент обновления ос- 8. Износ активной части основных средств в новных фондов - 4,5%. швейной промышленности - 24,6%, кожевен- 9. Средний уровень загрузки производственных мощно- ной, меховой и обувной промышленности - стей - 56%, в том числе по обуви валяной и фетровой - 28,6%. Коэффициенты обновления соответст- 30,1%, хлопчатобумажным тканям суровым - 46%. венно 15,8 и 7,1%. 10. Незаконченность производственного процесса (от- 9. Наличие в республике собственного произ- сутствие этапа отделки и крашения) на ОАО "Новоче- водства ткацкого оборудования (ОАО "Текс- боксарская фабрика "Пике". тильмаш"), оборудования для влажно-тепловой 11. Применение некачественных красителей для отделки обработки (ОАО "Инкост"). (окраски) продукции. Кадры 10. 14 учреждений начального профессиональ- 12. Отсутствие в республике собственной научно- ного образования, 1 учреждение среднего спе- исследовательской базы. циального образования республики осуществ- 13. Средний возраст работников отрасли - 45 лет. ляют подготовку специалистов для предприятий 14. Нежелание работодателей участвовать в софинанси- отрасли, в 12 учреждениях действуют ускорен- ровании подготовки кадров для отрасли. ные курсы подготовки специалистов отрасли. 15. Отсутствие у работодателя формализованных требо- 11. С 2005 года в ГОУ ВПО "Чебоксарский пе- ваний к компетенции и уровню подготовки выпускников дагогический университет им. И.Я.Яковлева" начального и среднего профессионального образования открывается специальность "Технология поши- ва швейных изделий". 12. Высшие учебные заведения, осуществляю- щие подготовку специалистов для предприятий отрасли, расположены в близлежащих регионах (Республика Татарстан, Самарская область). 13. Наличие Республиканского инновационного центра, близкое расположение Поволжского ин- новационного центра легкой промышленности (г. Казань). II. Внешняя среда предприятий ------------------T----------------------------------------------------T--------------------------------------------------------- Факторы ¦ Возможности ¦ Угрозы ------------------+----------------------------------------------------+--------------------------------------------------------- Покупатели 1. Включение ОАО "Корпорация "ЧХБК" и 1. Работа большинства швейных предприятий по да- ООО "Меховщик" в Программу научно- вальческим схемам с низкими расценками на изготов- технического сотрудничества ОАО "РЖД" и ление продукции. промышленных предприятий Чувашской Рес- 2. Недостаточное внимание руководства промышлен- публики на 2005-2010 годы. ных предприятий к обеспечению работников средства- 2. Рост спроса на льняные изделия, смесовые ми индивидуальной защиты (финансирование расходов ткани, трикотаж, нетканые материалы, пенько- по остаточному принципу). волокно на европейских рынках. 3. Высокое влияние факторов сезонности, направления моды. Конкуренты 3. Соответствие продукции республиканских 4. Большая доля на рынке "серого" импорта и продук- предприятий ГОСТу. ции "нелегального" производства. По оценке экспер- 4. Приемлемое качество продукции при дос- тов, неучтенный импорт почти в 2,5 раза превышает тупной цене. объем отечественного производства. 5. Высокая технологическая оснащенность конкурен- тов, более высокое качество, современный дизайн и низкая цена, известность торговых марок. Поставщики 5. Наличие в России производства льна, вис- 6. Высокая зависимость текстильного производства от козного и высокомодульных вискозных воло- хлопка, поставляемого из стран Средней Азии, при тен- кон хлопкового типа. денции к развитию в этих странах собственных тек- 6. Развитое животноводство в республике, на- стильных производств. личие собственных очистных сооружений и 7. Высокая зависимость от поставщиков сырья и мате- возможность организации на ООО "Мехов- риалов в связи с их ограниченным количеством и высо- щик" центра переработки кожевенного сырья. кой долей затрат на сырье и материалы в структуре се- бестоимости предприятий. 8. Отсутствие в республике достаточного объема про- изводства шерсти. 9. Высокие таможенные пошлины (15-20%) и НДС, взимаемые на технологическое оборудование, не про- изводимое в России, введение НДС на хлопок. 10. Переход мировой легкой промышленности от узко- го ткачества к широкому (2-3 м). 11. Отсутствие в России производства полиэфирных и полиакрилонитрильных волокон хлопкового типа. Законодательная 7. Предоставление средств федерального бюд- 12. Отсутствие четкой государственной политики в об- база жета на субсидирование процентной ставки по ласти легкой промышленности. кредитам предприятиям легкой промышленно- 13. Наличие программ поддержки отрасли в зарубеж- сти. В 2004 году этой возможностью восполь- ных странах, льготное налогообложение, гарантии ин- зевалось 1 предприятие на общую сумму вестиций, прямые дотации экспорта и льготные креди- 2,6 млн. рублей. ты, частичная компенсация расходов на научные иссле- 8. Предоставление налоговых инвестиционных дования (Индия, Китай, Евросоюз и др.) кредитов, налоговых льгот в соответствии с За- 14. Тенденция отказа от количественных ограничений коном Чувашской Республики от 25 мая 2004 г. на импорт и понижение таможенного тарифа. N 8 "О государственной поддержке инвести- 15. Переход от массового производства к расширению ционной деятельности в Чувашской Республи- ассортимента за счет гибких производственных техно- ке". логий. 9. Предоставление средств республиканского бюджета Чувашской Республики на субсидиро- вание процентных ставок по кредитам для малого предпринимательства в Чувашской Республике. В 2004 году этой возможностью воспользовались 3 предприятия на общую сумму 71,4 тыс. рублей. (В редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.05.2006 г. N 115) 10. Предоставление средств республиканского бюджета Чувашской Республики на субсидиро- вание процентных ставок по кредитам, полу- ченным субъектами малого предприниматель- ства на внедрение систем менеджмента качест- ва, соответствующих международным стандар- там, в Чувашской Республике. Интеграция 11. Тенденция перемещения производства из- 16. Вступление России в ВТО в 2006 году. делий широкого потребления из стран Евро- Объединение фирм в холдинги с замкнутым производ- союза, США в страны с более низкими трудо- ственным циклом, повышающее эффективность произ- выми затратами (Юго-Восточная Азия, Южная водства. Америка). ________________ * От английских терминов: strengths - силы, weaknesses - слабости, opportunities - возможности, threats - угрозы. Приложение N 5 к Республиканской программе развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы СЦЕНАРИИ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ производств легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы На базе проведенного SWOT-анализа разработаны и просчитаны четыре возможных сценария развития легкой промышленности республики. Первый (пессимистический) Вступление России во Всемирную торговую организацию и открытие рынков усилят конкуренцию со стороны зарубежных производителей, сократят долю республиканских производителей на рынке. Тяжелое финансовое положение предприятий ограничит использование мер государственной поддержки, предусмотренной действующим законодательством. Среднегодовые темпы индекса физического объема производства составят 87%. Второй (точечный) Привлечение инвестиций на отдельные предприятия позволит обновить часть оборудования. Усиление конкуренции как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных производителей сократит долю республиканских производителей на рынке. Сохранение таможенных пошлин на сырье (хлопок, химволокно), не производимое в России, сократит выпуск продукции. Предприятия будут ориентированы на сегмент потребителей с невысокими доходами. Большинство предприятий перейдет на работу по давальческим схемам. Среднегодовые темпы производства составят 95-97%. Третий (оптимальный) Модернизация производств с использованием мер государственной поддержки, предусмотренной действующим законодательством, снижение таможенных пошлин на отдельные виды технологического оборудования и химволокно, не производимые в России, создадут основу для выпуска конкурентоспособной продукции. Система качества 17 предприятий отрасли будет сертифицирована на соответствие международным стандартам ИСО 9000. Работа швейных предприятий будет ориентирована на франчайзинговые схемы с участием ведущих российских и зарубежных фирм. Создание в регионах России объединенных (совместных) представительств, электронная торговля по каталогам расширят рынки сбыта продукции, увеличат загрузку производственных мощностей. Среднегодовые темпы роста производства составят 105%. Четвертый (оптимистический) Снижение таможенных пошлин на сырье и оборудование, повышение пошлин на ввозимую готовую продукцию, снижение местных налогов, льготные кредиты укрепят финансовое положение предприятий. Устранение "теневого" импорта и "нелегального" производства увеличит рынок сбыта продукции республиканских производителей. На условиях франчайзинга по лицензиям зарубежных фирм будут организованы новые швейные производства. Создание инновационного центра повысит инновационную активность предприятий. Среднегодовые темпы роста промышленного производства составят 109%. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы -------------------------------------T----------T-----------T----------T--------T-------T-------T-------T-------T------- Наименование продукции ¦ Единица ¦ Варианты ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ измере- ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ния ¦ ¦ ¦ оценка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------------------------+----------+-----------+----------+--------+-------+-------+-------+-------+------- Объем отгрузки продукции в дейст- млн. 2964(1) вующих ценах рублей текстильное и швейное производст- 1 вариант 2788 3183 3600 4054 4532 4989 во 2 вариант 2847 3286 3786 4361 4993 5672 3 вариант 2893 3446 4148 4652 5774 7205 4 вариант 3053 3749 4671 5773 6951 8550 производство кожи, изделий из ко- млн. 1 вариант 242 277 313 352 394 434 жи и обуви рублей 2 вариант 248 286 329 379 434 493 3 вариант 252 300 361 405 502 627 4 вариант 265 326 406 502 604 743 Индекс физического объема произ- % 103,8(2) водства текстильное и швейное производст- 1 вариант 98 94 92 88 85 83 во 2 вариант 101 99 100 97,5 94,5 92 3 вариант 103 104,2 105,5 106 107,5 108,9 4 вариант 107 107,5 108,6 109,7 111,6 115 производство кожи, изделий из ко- % 1 вариант 96 93 90 85 82 80 жи и обуви 2 вариант 100 97 99 95 93 90 3 вариант 103 102 103,5 104 106,5 107,5 4 вариант 105 105 107,8 110,5 112,5 116 Выпуск продукции в натуральном вы- ражении ткани хлопчатобумажные тыс. 1 вариант 29300 27549 25453 22293 18990 15720 кв. м 2 вариант 29797 30105 29824 29835 29150 27652 25556 3 вариант 30700 32000 33750 35820 38580 42300 4 вариант 31950 34574 37522 40932 45669 52500 трикотажные изделия тыс. шт. 1 вариант 17804 16720 15450 13500 12252 9505 2 вариант 18065 18445 18263 18300 17712 16743 15512 3 вариант 18707 19520 20455 21752 23508 25482 4 вариант 19350 20879 22650 24800 27750 32500 швейные изделия млн. 1 вариант 450 485 520 560 589 600 рублей 2 вариант 415 465 500 535 585 625 721 3 вариант 478 525 579 630 855 1210 4 вариант 495 555 665 785 1000 1400 обувь тыс. пар 1 вариант 2250 2075 1895 1595 1300 1037 2 вариант 2388,8 2315 2250 2223 2110 1960 1760 3 вариант 2395 2468 2517 2618 2788 2997 4 вариант 2450 2560 2775 3058 3423 3970 _____________ 1 Объем производства промышленной продукции по отрасли "легкая промышленность". 2 Индекс производства промышленной продукции по отрасли "легкая промышленность". Приложение N 6 к Республиканской программе развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Республиканской программы развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы. ---------T--------------------T---------------T--------T--------------T--------------------------------------------------------------T----------------- N ¦ Наименование ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦ Источники ¦ Объем финансирования, тыс. рублей ¦ Результаты пп ¦ мероприятий ¦ ¦ испол- ¦ финансиро- +--------T--------T--------T---------T-------T-------T---------+ реализации ¦ ¦ ¦ нения ¦ вания ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ всего ¦ мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦ ---------+--------------------+---------------+--------+--------------+--------+--------+--------+---------+-------+-------+---------+----------------- I. Совершенствование нормативной правовой базы 1.1. Подготовка об- Минпром- 2005 снижение та- ращений в Пра- энерго Чу- моженных вительство Рос- вашии, ОАО пошлин на сийской Федера- "Холдинг отделочное ции по: "ЧувашЛег- оборудова- снижению ввоз- Пром"*, Чу- ние, ткацкие ных таможенных вашское ре- станки для пошлин на им- гиональное производства портируемое тех- отделение узких лент, нологическое Российского станки для оборудование для Союза пред- производства отрасли, ком- принимате- обуви, поли- плектующие и лей текстиль- эфирные ни- запчасти к нему, ной и легкой ти высокой не производимые промышлен- прочности, в России, а также ности* модерниза- на оборудование, ция оборудо- имеющее отече- вания, обес- ственный аналог, печение но значительно предприятий превосходящее сырьем по технологиче- скому уровню и степени автома- тизации оборудо- вание российско- го производства; отмене или пре- доставлению ч от- срочки по уплате НДС на импорти- руемое сырье и оборудование для легкой промыш- ленности; увеличению тамо- женной пошлины на ввозимые то- вары легкой про- мышленности импортного про- изводства** 1.2. Обращение к де- Минпром- 2005 ускорение путатам Государ- энерго Чу- обновления ственной Думы вашии, ОАО основных Федерального "Холдинг фондов Собрания Рос- "ЧувашЛег- сийской Федера- Пром", Чу- ции, Государст- вашское ре- венного Совета гиональное Чувашской Рес- отделение публики с пред- Российского ложением о вне- Союза това- сении в порядке ропроизводи- законодательной телей инициативы из- менений в соот- ветствующие нормативные пра- вовые акты о пре- доставлении промышленным предприятиям инвестиционной льготы при тех- ническом пере- вооружении, мо- дернизации ак- тивной части ос- новных произ- водственных фондов** 1.3. Разработка по- органы мест- 2005 сокращение рядка оформле- ного само- сроков ния разрешитель- управления* оформления ной документа- документа- ции на отвод зе- ции, устра- мель при расши- нение адми- рении действую- нистратив- щего производст- ных барьеров ва, при передаче при расши- принадлежащего рении произ- муниципальным водства образованиям зе- мельного участка предприятиям в аренду, преду- сматривающего упрощение про- цедуры и сокра- щение сроков оформления** 1.4. Внесение изме- органы мест- 2005 обновление нений в решения ного само- инженерной органов местного управления инфраструк- самоуправления в туры пред- части снижения приятий налога на землю (арендной платы за землю) при ус- ловии направле- ния указанных средств на обнов- ление инженер- ной инфраструк- туры предпри- ятий** 1.5. Создание межве- МВД Чува- 2005- пресечение домственной ко- шии*, Мин- 2006 незаконной миссии по выяв- экономразви- деятельно- лению и пресече- тия Чувашии, сти, сокра- нию незаконной Минпром- щение про- деятельности фи- энерго Чува- даж контра- зических и юри- шии, ФГУ фактной про- дических лиц, за- "Чувашский дукции нимающихся про- центр стан- изводством и рас- дартизации, пространением метрологии и контрафактной и сертифика- фальсифициро- ции"*, ФГУЗ ванной продук- "Центр гиги- ции легкой про- ены и эпиде- мышленности** миологии в Чувашской Республике"* 1.6. Содействие за- Минпром- 2005- организация ключению со- энерго Чува- 2007 прямых по- глашений между шии, Мин- ставок хлоп- предприятиями экономразви- ка на пред- Республики Уз- тия Чувашии, приятия рес- бекистан и Чу- ОАО "Хол- публики, вашской Респуб- динг "Чу- снижение лики о прямых вашЛег- стоимости поставках хлоп- Пром" сырья кового волокна в Чувашскую Рес- публику ** II. Кадровое обеспечение предприятий отрасли 2.1. Создание учеб- Минпром- 2006- внебюджет- 500 800 1300 обеспечение ной производст- энерго Чува- 2008 ные средства сбалансиро- венной базы для шии, Мин- ванности подготовки рабо- образования между по- чих кадров по Чувашии, требностями профессии "сбор- ООО "Ях- предприятий щик обуви" на тинг"* в кадрах и их условии софи- подготовкой нансирования 2.2. Создание ресурс- Минобразо- 2005 внебюджет- обеспечение ных центров: вания Чува- ные средства предприятий "Модус-Интерней- шии, Ассо- (в рамках 7000 7000 республики шенэл" на базе циация про- проекта квалифици- профессионально- изводителей МБРР)*** рованными го училища N 5 одежды*, кадрами, изу- г. Цивильска профессио- чение рынка "Развитие" на ба- нальные учи- 7500 7500 труда зе профессиональ- лища N 5, 23 ного училища N 23 г. Чебоксары 2.3. Организация на УФГСЗН цр 2005- федеральный 75 80 85 90 95 100 525 повышение базе Центра заня- Чувашской 2010 бюджет** квалифика- тости населения Республике*, ции работни- курсов перепод- Минобразо- внебюджет- 25 35 50 110 ков предпри- готовки кадров вания Чува- ные средства ятий и орга- по отдельным шии, Мин- низаций, специальностям промэнерго изучение Чувашии рынка труда 2.4. Организация цик- Минпром- 2005- внебюджет- 80 85 98 105 110 135 613 повышение ла семинаров по энерго Чу- 2010 ные средства информатив- изучению пере- вашии, ОАО ности пред- дового опыта в "Холдинг приятий области организа- "ЧувашЛег- ции текстильных, Пром" швейных, обув- ных производств, маркетинга 2.5. Целевая кон- промышлен- 2005- внебюджет- 37 39 40 43 45 58 262 повышение трактная подго- ные предпри- 2010 ные средства квалифика- товка и перепод- ятия* ции кадров готовка специа- листов отрасли в образовательных учреждениях Чу- вашии и России 2.6. Организация кон- Минпром- 2005- внебюджет- 40 43 46 50 55 60 294 повышение курсов профес- энерго Чу- 2010 ные средства престижно- сионального мас- вашии, ОАО сти профес- терства "Лучший "Холдинг сий по профессии" "ЧувашЛег- Пром", Ас- социация производите- лей одежды, промышлен- ные пред- приятия 2.7. Организация кон- Минпром- 2006- внебюджет- 150 180 200 530 пропаганда курсов молодых энерго Чува- 2010 ные средства творчества модельеров шии, Мин- молодых мо- образования дельеров, по- Чувашии, вышение ОАО "Хол- престижно- динг "Чуваш- сти профес- ЛегПром", сии Ассоциация производите- лей одежды 2.8. Направление ра- Минпром- 2005- повышение ботников пред- энерго Чу- 2010 квалифика- приятий для уча- вашии, ОАО ции кадров стия в Программе "Холдинг подготовки уп- "ЧувашЛег- равленческих Пром", Ас- кадров социация производите- лей одежды, промышлен- ные пред- приятия Всего по разделу: 14732 922 1039 533 305 603 18134 в том числе: федеральный 75 80 85 90 95 100 525 бюджет** внебюджет- 14657 842 954 443 210 503 17609 ные средства III. Модернизация производственных мощностей, освоение новой продукции и внедрение современных технологий 3.1. Внедрение швей- ОАО "Корпо- 2005- внебюджет- 43987 15980 20428 14807 95202 увеличение ной автоматиче- рация "ЧХБК"* 2008 ные средства объемов вы- ской линии для пуска ком- пошива комплек- плектов по- тов постельного стельного бе- белья лья до 160 тыс. шт./год 3.2. Установка от- ОАО "Корпо- 2005 внебюджет- 16350 16350 увеличение бельной линии рация "ЧХБК" ные средства выпуска фирмы "Кюс- набивных терс" тканей до 6000 тыс. пог. м/год 3.3. Приобретение и ОАО "Корпо- 2005 внебюджет- 12540 12540 улучшение внедрение крас- рация "ЧХБК" ные средства качества ок- коварки раски тканей 3.4. Установка отде- ОАО "Корпо- 2005- внебюджет- 79200 8800 88000 выпуск хлоп- лочного оборудо- рация "ЧХБК" 2006 ные средства чатобумаж- вания для произ- ных набив- водства широких ных тканей тканей (240 см) до 5400 тыс. пог. м/год 3.5. Внедрение при- ОАО "Корпо- 2005- внебюджет- 110504 110504 221008 увеличение готовительного рация "ЧХБК" 2006 ные средства объемов вы- оборудования и пуска суро- ткацких станков вых тканей для производства до 5640 тыс. широких тканей пог. м/год 3.6. Установка техно- ОАО "Корпо- 2007 внебюджет- 74000 74000 производство логической це- рация "ЧХБК" ные средства высококаче- почки оборудова- ственной ния фирмы "Ри- пряжи до тер" для произ- 3360 т/год водства высоко- качественной пряжи 3.7. Модернизация ОАО "Корпо- 2006- внебюджет- 1000 1000 500 2500 повышение Дизайн-центра, рация "ЧХБК" 2008 ные средства качества и внедрение про- скорости об- граммного обес- новления ди- печения и ком- зайна тканей пьютерной тех- нологии состав- ления рецептур цвета и контроля качества печати и крашения 3.8. Создание участка ОАО "Корпо- 2005- внебюджет- 1500 1500 500 3500 увеличение моделирования и рация "ЧХБК", 2007 ные средства выпуска го- раскроя, цеха по ЗАО "Чебок- товых трико- пошиву трико- сарский три- тажных изде- тажных изделий котаж"* лий (домаш- них халатов, наборов для бани и сау- ны, спортив- ной одежды и других) 3.9. Модернизация ОАО "Ново- 2005- внебюджет- 10000 35000 10000 55000 увеличение существующего и чебоксарская 2010 ные средства выпуска приобретение но- фабрика швейных из- вого технологи- "Пике"* делий из го- ческого оборудо- тового три- вания швейного котажного производства полотна 3.10. Закупка отделоч- ОАО "Лен- 2005- внебюджет- 2000 13000 8000 23000 модерниза- ного и ленто- та"* 2010 ные средства ция дейст- ткацкого обору- вующего дования для про- оборудова- изводства поли- ния, повы- эфирных лент для шение кон- автомобильных курентоспо- ремней безопас- собности из- ности и поли- делий, про- эфирных лент для изводство строп лент для ав- томобильных ремней безо- пасности до 5 тыс. км/год 3.11. Расширение про- ОАО "Ин- 2007- внебюджет- 5000 9000 7000 21000 увеличение изводства обору- кост"* 2009 ные средства производства дования для оборудова- влажно-тепловой ния для пред- обработки для приятий предприятий швейной швейной про- промышлен- мышленности ности 3.12. Создание конст- ООО "Кау- 2005- внебюджет- 300 200 500 увеличение рукторского бюро ри"* 2006 ные средства точности и по компьютерно- скорости по- му проектирова- строения ле- нию одежды кал 3.13. Внедрение обо- ФГУП "Че- 2006- внебюджет- 15000 15000 30000 увеличение рудования по боксарское 2007 ные средства выпуска ре- производству ре- производст- зиновых са- зиновой обуви из венное объе- пог до поливинилхлори- динение им. 200 тыс. пар да В.И.Чапае- ва"* 3.14. Внедрение обо- ФГУП "Че- 2007- внебюджет- 15000 15000 30000 увеличение рудования по ок- боксарское 2008 ные средства выпуска ре- раске детских ре- производст- зиновых мя- зиновых мячей с венное объе- чей до нанесением ри- динение 800 тыс. шт. сунка по всей им. В.И.Ча- площади мяча паева" 3.15. Производство ООО "Ях- 2006- внебюджет- 9000 5000 1000 15000 увеличение обуви методом тинг" 2008 ные средства выпуска прямого прилива литьевой маслобензостой- обуви до кой резины к за- 240 тыс. пар/ готовке верха год обуви 3.16. Расширение про- ООО "Ях- 2005- внебюджет- 1300 1500 1750 2800 3950 2250 13550 увеличение изводства спец- тинг" 2010 ные средства выпуска спец- обуви с антипро- обуви с анти- кольной титано- прокольной вой стелькой стелькой до 15 тыс. пар/ год 3.17. Расширение про- ООО "Руби- 2005- внебюджет- 3000 3000 2000 1500 9500 увеличение изводства спец- кон"* 2008 ные средства производства одежды из высо- спецодежды копрочных мате- риалов 3.18. Реализация мега- ОАО "Тек- 2005- федеральный 6600 22000 90000 7000 125600 создание но- проекта "Эффек- стильмаш"* 2008 бюджет вого поколе- тивное россий- ния ткацких ское ткачество на внебюджет- 3900 13500 46000 25000 88400 машин серии основе высоких ные средства ТМ технологий" (соз- дание и внедре- ние ткацких стан- ков серии ТМ) 3.19. Внедрение на промышлен- 2005- внебюджет- 670 170 750 850 550 340 3330 повышение предприятиях сис- ные пред- 2010 ные средства конкуренто- тем качества, со- приятия способности ответствующих продукции международным стандартам ИСО 9000, 14000 3.20. Освоение произ- ЗАО "Ке- 2005- внебюджет- 5000 4000 2000 11000 увеличение водства кожаных рек"* 2007 ные средства выпуска ко- изделий жаных изде- лий 3.21. Освоение произ- ОАО "Шу- 2005- внебюджет- 3000 2000 5000 расширение водства новых кофа"* 2006 ные средства ассортимента моделей сумок кожаной га- лантереи 3.22. Расширение про- ООО "Культ- 2006- внебюджет- 1000 1000 5500 7500 увеличение изводства валяль- быттовары"*, 2008 ные средства выпуска ва- но-войлочной ООО "Се- ляльно-вой- продукции на ре- вер"* лочной обуви зиновой основе 3.23. Содействие соз- Минпром- 2007- внебюджет- 120 2150 1180 3450 создание но- данию швейных энерго Чу- 2009 ные средства вых рабочих предприятий по вашии, орга- мест системе франчай- ны местного зинга, в том чис- самоуправ- ле по лицензии ления фирмы "Датек" Всего по разделу: 299851 257154 297548 85107 12680 2590 954930 в том числе: федеральный 6600 22000 90000 7000 0 0 125600 бюджет внебюджет- 293251 235154 207548 78107 12680 2590 829330 ные средства IV. Государственная поддержка предприятий отрасли 4.1. Предоставление промышлен- 2005- федеральный 3000 3200 3300 3500 3800 4000 20800 пополнение средств феде- ные предпри- 2010 бюджет**** оборотных рального бюдже- ятия средств пред- та на компенса- приятий цию части затрат на уплату про- центов по креди- там для сезонной закупки сырья и материалов 4.2. Предоставление Минфин Чу- 2005- республикан- 310 7775 8790 10710 12226 7370 47181 производство государственной вашии, Мин- 2010 ский бюджет конкуренто- поддержки в рам- промэнерго Чувашской способной ках Закона Чу- Чувашии, Республи- продукции, вашской Респуб- Минэконом- ки**** техническое лики "О государ- развития Чу- перевоору- ственной под- вашии, про- жение и мо- держке инвести- мышленные дернизация ционной деятель- предприятия производства ности в Чуваш- ской Республике" 4.2.1. Предоставление Минфин Чу- 2006- республикан- производство льгот по налогам вашии, Мин- 2010 ский бюджет конкуренто- и сборам, подле- промэнерго Чувашской способной жащим зачисле- Чувашии, Республи- продукции, нию в республи- промышлен- ки**** техническое канский бюджет ные предпри- перевоору- Чувашской Рес- ятия жение и мо- публики, при дернизация привлечении ин- производства вестиций (налог на прибыль, на имущество) 4.2.2. Предоставление Минфин Чу- 2006- республикан- производство инвестиционных вашии, Мин- 2010 ский бюджет конкуренто- налоговых креди- промэнерго Чувашской способной Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|