Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2006 № 237КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 21.09.2006 N 237 О Республиканской целевой программе развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы В целях создания конкурентоспособного, эффективного, стабильно развивающегося машиностроительного комплекса Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы (далее - Программа). 2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. 3. Установить, что при подготовке проектов законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующие годы Программа ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. В соответствии со статьей 49 Закона Чувашской Республики "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" представить Программу с проектом закона Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год Президенту Чувашской Республики для внесения в Государственный Совет Чувашской Республики. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Чувашской Республике и организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации и финансировании программных мероприятий, предусмотреть при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований меры по увеличению объемов производства организаций машиностроительного комплекса Чувашской Республики. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики С.Гапликов УТВЕРЖДЕНА постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21.09.2006 N 237 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Про- - Республиканская целевая программа граммы развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики па 2006-2010 годы Основания для разра- - Закон Чувашской Республики "О вопросах ботки Программы налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации"; Закон Чувашской Республики "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике"; Указ Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики" (в редакции Указа Президента Чувашской Республики от 10 марта 2005 г. N 25); Указ Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества"; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2006 г. N 23 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2006 года "Думать по-повому, работать творчески" Государственный за- - Министерство промышленности и энергетики казчик Чувашской Республики Основной разработчик - Министерство промышленности и энергетики Программы Чувашской Республики Цель Программы - создание конкурентоспособного, эффективного, динамично развивающегося, высокотехнологичного и восприимчивого к инновациям машиностроительного комплекса, интегрированного в мировую экономику, обеспечивающего повышение конкурентоспособности Чувашской Республики, повышение качества и уровня жизни населения Задачи Программы - создание на территории Чувашской Республики центров управления и производства общероссийских машиностроительных групп; кадровое обеспечение развития отрасли, формирование комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней, создание условий для наиболее полного раскрытия человеческого потенциала; обеспечение конкурентоспособности машиностроительной продукции на внутреннем и внешнем рынках, расширение экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции отрасли, внедрение передовых инновационных технологий; повышение инвестиционной привлекательности предприятий комплекса, в том числе для иностранных инвесторов; переход от поставок отдельных видов оборудования к комплексному решению технологических проблем и сервисному обслуживанию потребителей путем создания специализированных технологических центров; переход на межрегиональный и транснациональный масштабы производства с размещением на территории Чувашской Республики центров управления и производства, дочерних предприятий на территории других стран; создание условий для встраивания республиканских производителей конкурентоспособной машиностроительной продукции в глобальные производственно-технологические цепочки; развитие инновационно активных предприятий малого и среднего бизнеса машиностроительных производств, концентрирующих свои усилия на прорывных направлениях технологического прогресса Сроки реализации - 2006-2010 годы Программы Перечень основных - кадровое обеспечение предприятии отрасли; мероприятий ориентация на потребителей; совершенствование внутренних процессов; совершенствование финансово-кредитного механизма Исполнители меро- - Министерство промышленности и энергетики приятий Программы Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство экономического развитая и торговли Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике, Чувашская таможня Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы, Торгово-промышленная палата Чувашской Республики, органы местного самоуправления, машиностроительный и электротехнический факультеты федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова", организации, находящиеся на территории Чувашской Республики Объемы и источники - общий объем финансирования - 12599,5 млн. финансирования рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 106,3 млн. рублей; средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 140,4 млн. рублей; внебюджетные источники - 12352,8 млн. рублей Ожидаемые конечные - в 2010 году объем отгруженной продукции в результаты реализации действующих ценах составит 61,2 млрд. Программы рублей; объемы производства в сопоставимых ценах увеличатся в 1,7 раза по сравнению с 2005 годом; номинальная заработная плата работников отрасли превысит 13 тыс. рублей; среднемесячная производительность труда работников увеличится в 3,4 раза по сравнению с 2005 годом и составит 125,2 тыс. рублей; будет создано 1450 новых рабочих мест; чистый дополнительный доход в бюджетную систему Российской Федерации за все годы реализации Программы составит 699,6 млн. рублей Система организации - контроль за реализацией Программы контроля за исполне- осуществляет Министерство промышленности нием Программы и энергетики Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 25 февраля до 2011 года представляют информацию о ходе выполнения Программы в Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики ежегодно к 10 марта до 2011 года информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы. Введение Республиканская целевая программа развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Основными направлениями развития машиностроения и планом первоочередных мероприятий по их реализации на период 2004-2005 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 25 февраля 2004 г. N БА-П5-1789, Уточненным планом мероприятий на 2005-2006 годы по реализации основных направлений развития машиностроения, разработанным Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 января 2006 г. N 23 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2006 года "Думать по-новому, работать творчески", от 20 апреля 2005 г. N 100 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики Н.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года "Великие свершения требуют великих замыслов" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 января 2006 г. N 19, от 11 мая 2006 г. N 115). I. Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами Машиностроительный комплекс - базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонные отрасли, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенном с 1 января 2005 г., отрасль "машиностроение и металлообработка" относится к разделу D "Обрабатывающие производства" и включает в себя подразделы: DK "Производство машин и оборудования"; DL "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования"; DM "Производство транспортных средств и оборудования"; DJ "Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" (1). Производством машиностроительной продукции в Чувашской Республике заняты 68 крупных и средних и 189 малых промышленных предприятий. В экономике Чувашской Республики машиностроительный комплекс занимает ведущее место, обеспечивая 39% налоговых поступлений обрабатывающих производств в бюджетную систему Российской Федерации по Чувашской Республике. На предприятиях комплекса сосредоточена треть основных фондов промышленного комплекса, задействовано 49% промышленно-производственного персонала Чувашской Республики. Республиканские производители обеспечивают 27% общероссийского выпуска бульдозеров, 9,8% - насосов центробежных, паровых и приводных, 7,7% - радиаторов и конвекторов отопительных, 2,5% - прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, 2,4% - силовых трансформаторов, 2,2% - проводов обмоточных и эмалированных, 1,3% - погрузчиков строительных, 1,6% - отгруженной продукции производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Машиностроительный комплекс обеспечивает 52,7% отгруженной продукции обрабатывающих производств Чувашской Республики. Для сравнения: на долю машиностроительных производство в Германии приходится 53,6% общепромышленного производства, в Японии - 51,5%, в Англии - 39,6%, в Италии - 36,4%, в Китае - 35,2%, в России - 20%. На территории Чувашской Республики расположен ряд крупных машиностроительных центров: г. Чебоксары (производство электрооборудования, машин и оборудования, транспортных средств, металлургическое производство), г. Алатырь (производство электрооборудования, готовых металлических изделий), г. Канаш (производство транспортных средств, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий), г. Шумерля (производство транспортных средств). Отдельные производства машиностроительной продукции находятся в Козловском, Мариинско-Посадском и Ядринском районах (приложение N 1). Среди крупнейших предприятий отрасли - ООО "Промтрактор-Промлит", акционерные общества "Чебоксарский агрегатный завод", "Промтрактор", "Промтрактор-Вагон", "Научно-производственный комплекс "Элара", "Чебоксарский электроаппаратный завод", "Шумерлинский завод специализированных автомобилей", "Завод "Чувашкабель", "Канашский автоагрегатный завод", "Завод электроники и механики" (приложение N 2). В совокупности они обеспечивают 77,5% отгруженной продукции и занятость 65,6% работников отрасли. Это позволяет считать данные хозяйствующие субъекты стратегическими экономическими субъектами (2), развитие которых напрямую оказывает влияние на уровень конкурентоспособности отрасли. К подобным субъектам можно отнести ООО "Компания Корпоративного Управления "Концерн "Тракторные заводы", созданное в 2006 году на территории Чувашской Республики. Компания объединяет деятельность предприятий, входящих в ООО "Концерн "Тракторные заводы" и ОАО "Агромашхолдинг", и представляет собой управляющий центр машиностроительных предприятий, расположенных на территории Российской Федерации. Деятельность компании направлена на управление основными логистическими процессами, специализацию торгово-сервисных компаний, специализацию предприятий по типу проектируемых узлов и машин. Формирование подобных крупных корпораций в отрасли, концентрация в них финансовых ресурсов будут способствовать реструктуризации и модернизации производства. Большинство предприятий отрасли находятся в частной собственности. В структуре уставного капитала ряда предприятий (ОАО "Элара", ОАО "Текстильмаш", ОАО "Контур", ОАО "Электроавтомат") сохранена доля федеральной собственности. В отношении акционерных обществ "Завод "Электроприбор", "Канашский автоагрегатный завод", "Канашский завод электропогрузчиков", "Шумерлинский завод специализированных автомобилей" Кабинетом Министров Чувашской Республики принято решение об использовании специального права на участие Чувашской Республики в управлении обществами ("золотой акции"). В 1999 году уровень производства отрасли сократился по сравнению с 1995 годом на 15,7%, по сравнению с 1990 годом - на 76,7%. В последующие пять лет (2000-2004 годы) среднегодовые темпы роста производства продукции отрасли составили 105,9%. Увеличился выпуск низковольтной электрической аппаратуры, светотехнического оборудования, приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним, бульдозеров, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, вагонов грузовых (приложение N 3). Это позволило восстановить и увеличить объемы производства продукции отрасли на 12,3% по сравнению с уровнем 1995 года (рис. 1). ___________ (1) С учетом незначительной доли самостоятельных металлургических производств в промышленном комплексе Чувашской Республики машиностроительные и металлургические производства рассматриваются в совокупности. (2) Термин предложен компанией "Про-Иивест Консалтинг". В качестве критериев для определения стратегического экономического субъекта использованы следующие показатели: объем продаж, количество рабочих мест, потребление ресурсом региона, влияние на вспомогательные или связанные отрасли, поддержка социальной инфраструктуры. ———————————————————————————————|——————|———————|———————|———————|——————— | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 ———————————————————————————————|——————|———————|———————|———————|——————— к предыдущему году - Чувашия | 114 | 103,9 | 100,8 | 107,1 | 104,3 к 1990 году - Чувашия | 26,6 | 27,6 | 27,8 | 29,8 | 31,1 к 1995 году - Чувашия | 96,1 | 99,8 | 100,6 | 107,7 | 112,3 к предыдущему году - Россия | 120 | 111,8 | 104,4 | 109,4 | 111,7 ———————————————————————————————|——————|———————|———————|———————|——————— Рисунок 1. Индекс физического объема производства промышленной продукции машиностроительного комплекса за 2000-2004 годы к предыдущему году, уровням 1990 и 1995 годов В 2005 году рост объемов производства в отрасли продолжился. Индекс физического объема составил 107,6%, в том числе в производстве машин и оборудования - 118,7%, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 101%, в производстве транспортных средств и оборудования - 109,5%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 100,8%. Тем не менее производство теплового и холодильного оборудования и электродвигателей малой мощности в 2004 году было загружено более чем на 90% (3). По 8 видам продукции производственные мощности были загружены на 50-70%, по 5 видам (в том числе кабели телефонной связи, провода обмоточные и эмалированные, станки ткацкие) - менее чем на 25%. За 2000-2005 годы в Чувашской Республике введены в действие производственные мощности по выпуску приборов контроля и регулирования технологических процессов, запасных частей к тракторам, автомобилям, для металлургического производства. Ввод производственных мощностей вызван, как правило, заменой морально и физически устаревшего оборудования. Износ основных фондов предприятий машиностроительного комплекса достиг 48,8% (по промышленности в целом - 46,4%). Среднегодовые темпы обновления основных фондов (7,1% при среднегодовом выбытии 1,1%) крайне низки и не обеспечивают формирование эффективного конкурентоспособного машиностроительного производства. (Для сравнения: научно обоснованной нормой реновации - замещения выбывающей из производства активной части основных средств новыми - технологического парка считаются 8-10% его количественного состава в год, что соответствует средней продолжительности эксплуатации 10-12 лет. В Западной Европе технологические компании обновляют оборудование каждые 7-10 лет, этот процесс стимулируется государством). Ситуация усугубляется отсутствием в России производства отдельных видов конкурентоспособного, сравнимого с импортными аналогами, оборудования для машиностроительного комплекса, высокими таможенными пошлинами и необходимостью уплаты НДС до ввода оборудования в эксплуатацию. На обновление основных фондов машиностроительного комплекса в 2005 году направлено 793,5 млн. рублей. Это более 33% общего объема инвестиций обрабатывающих производств. По сравнению с 2004 годом объем инвестиций в действующих ценах снизился на 39,4%. Снижение связано с проведением в 2003-2004 годах масштабного технического перевооружения крупнейших предприятий отрасли (ОАО "Промтрактор", ООО "Промтрактор-Промлит", ОАО "Элара"). Более половины инвестиционных ресурсов отрасли формируется за счет собственных средств предприятий. Это вызвано низкой инвестиционной привлекательностью организаций отрасли, длительными сроками окупаемости проектов, высокими процентными ставками за пользование кредитными ресурсами: с 26 июня 2006 г. ставка рефинансирования Центробанка Российской Федерации составляет 11,5%, коммерческие банки предоставляют кредиты под 18-19% годовых на срок 1-2 года. (Для сравнения: в Европе для производственных компаний установлены льготные ставки по кредитам - 2-2,5% годовых, в Китае производителям предоставляются безвозмездные субсидии на приобретение нового оборудования). В 2005 году удалось преодолеть тенденцию снижения сальдированного финансового результата предприятий комплекса: его величина составила 1,7 млрд. рублей, что в 1,6 раза выше уровня 2004 года. Рентабельность в 2005 году увеличилась до 11,4% (в 2004 году - 8,2%). Между тем каждое третье машиностроительное предприятие продолжает оставаться убыточным. Одна из причин такого положения - высокая материалоемкость производимой продукции (66,1%), которая в среднем в 1,5 раза превышает показатели зарубежных аналогов. При росте тарифов на услуги естественных монополий, цен на сырье (металл, медь) и ограничениях роста цен на машиностроительную продукцию со стороны потребителей из-за жесткой конкуренции на рынках это становится одним из главных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие отрасли. Заработная плата работников предприятий машиностроительного комплекса сложилась на уровне 6424 рублей и на 13,3% превысила уровень оплаты труда в обрабатывающих производствах Чувашской Республики. В разрезе подвидов экономической деятельности сохраняется дифференциация заработной платы: в производстве транспортных средств и оборудования - 7285 рублей, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 6896 рублей, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 5790 рублей, в производстве машин и оборудования - 5493 рубля. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала на предприятиях отрасли составляет 56,9 тыс. человек и продолжает сокращаться: в 2005 году на 3,2 тыс. человек. Нарастает дефицит квалифицированных кадров как рабочих, так и инженерных специальностей. Средний возраст персонала на предприятиях машиностроительного комплекса составляет 45 лет, инженерно-технических кадров - 50 лет. Сохраняется разрыв между уровнем подготовки выпускников учебных заведений и требованиями, предъявляемыми работодателями. По данным проведенного Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики исследования, в 2005 году 25% работодателей оценивали уровень подготовки выпускников как низкий, 65% - как средний. С 2003 года наметилась тенденция превышения темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы работников. Если в 2003 году рост производительности труда был достигнут в основном за счет сокращения численности работников в отрасли на 2,1 тыс. человек, то в 2004 году - за счет интенсификации производственных процессов и повышения эффективности производства при одновременном увеличении численности работников отрасли на 1,6 тыс. человек (преимущественно рабочих специальностей). Более 75% производимой машиностроительной продукции поставляется за пределы Чувашской Республики. Наибольший объем поставок приходится на Северный (около 30% общего объема), Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа. Преобладающая продукция - бульдозеры, радиаторы, грузовые вагоны, электротехническая продукция. В Чувашскую Республику ввозятся прокат черных металлов, чугун, стальные трубы, станки, пассажирский транспорт, грузовые и легковые автомобили, бытовая техника. Основные поставщики - предприятия Приволжского (около 40% общего объема поставок), Уральского и Центрального федеральных округов. В 2004 году объем ввезенной продукции возрос на 62,3% по сравнению с предыдущим годом. В структуре экспорта на долю машиностроительной продукции приходится 55,6% (табл. 1) (например, в структуре экспорта США - более 90%). Наибольшую ее часть составляют машины и оборудование, запасные части к транспортным средствам и электротехническое оборудование. Продукция поставляется в основном в страны ближнего зарубежья: Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Украину. В структуре импорта машиностроительная продукция занимает более 40%. Преобладают поставки машин и оборудования из Германии, Италии, Словакии, Швейцарии для модернизации и технического перевооружения действующих производств. Существующая структура экспортно-импортных поставок и снижение объемов поставок в страны дальнего зарубежья свидетельствуют о невысокой конкурентоспособности продукции машиностроительного комплекса Чувашской Республики на мировом рынке (табл. 1). ______________ (3) Чувашстат ведет наблюдение за использованием производственных мощностей по 23 видам машиностроительной продукции. Таблица 1 Внешнеэкономическая деятельность предприятий машиностроительного комплекса Чувашской Республики за 2000-2005 годы (млн. долларов США) ———————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————— | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. ———————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————— Внешнеторговый 36,1 84,8 69,5 75,7 84,3 108,2 оборот Экспорт - всего 13,8 54,4 52,4 54,8 48,1 74,0 в том числе: страны СНГ 7,9 10,0 15,3 16,6 32,6 45,3 страны дальнего 5,9 44,4 37,1 38,2 15,5 28,7 зарубежья Импорт - всего 22,3 30,4 17,1 20,9 36,2 34,2 в том числе: страны СНГ 2,4 2,9 3,9 6,4 5,4 2,6 страны дальнего 19,9 27,5 13,2 14,5 30,9 31,6 зарубежья Доля в общих показа- телях по Чувашской Республике: внешнеторгового 29,7 51,6 45,8 44,8 41,4 50,1 оборота экспорта 22,0 59,6 59,8 48,6 40,8 55,6 импорта 37,9 41,5 26,6 37,1 42,2 41,3 Крайне низким остается уровень инновационной активности предприятий машиностроительного комплекса Чувашской Республики. Инновационно активными, по данным Чувашстата, в 2005 году являлись 15 предприятий отрасли - это 22% от числа крупных и средних предприятий отрасли (например, в Европе доля инновационно активных предприятий в экономике достигает 40%). Инновации республиканских товаропроизводителей, как правило, направлены на совершенствование имеющейся продукции. На создание совершенно новой продукции приходится менее 18% всех инноваций. По экспертной оценке, количество предприятий, внедряющих современные технологии управления, не превышает 15. Между тем важнейшим стратегическим направлением развития машиностроительного комплекса, обусловливающим переход к постиндустриальной стадии развития всего общества, является инновационный путь. Всего 28 предприятий отрасли имеют сертифицированные системы менеджмента качества, соответствующие международным стандартам ИСО 9000, 2 предприятия - ИСО 14000. ОАО "Завод "Чувашкабель" сертифицирован по ГОСТ 12.0.005-2002 (аналог OHSAS 18000). Проведенный SWOT-анализ (4) , анализ тенденций развития основных видов деятельности машиностроительного комплекса Чувашской Республики (приложения N 4, 5) выявили основные проблемы отрасли, препятствующие формированию конкурентоспособного производства. Среди них: высокая степень износа основных фондов организаций отрасли - 48,8%; консерватизм собственников; низкая инвестиционная привлекательность отрасли - около 80% инвестиционных ресурсов отрасли формируется за счет собственных средств предприятий, объем инвестиций в основной капитал снижается; высокая материалоемкость производства - 66,1% в общей структуре затрат на производство; нарастающий дефицит квалифицированных кадров при сохранении разрыва между требованиями работодателей и уровнем подготовки выпускников; неконкурентоспособность продукции республиканских товаропроизводителей на мировом рынке - экспорт в страны дальнего зарубежья сократился с 44,4 млн. долларов США в 2001 году до 28,7 млн. долларов США в 2005 году; невысокая инновационная активность предприятий - только 22% крупных и средних организаций отрасли являются инновационно активными; слабое внедрение современных управленческих технологий; слаборазвитая инфраструктура содействия бизнесу для успешной конкурентной борьбы на глобальных рынках (инновационная, финансовая, образовательная). Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) приведет не только к либерализации всех сфер внешнеторговой и тарифной политики, но и к распространению всех норм и соглашений, образующих правовую базу ВТО, на экономическое пространство России. Конкуренция будет распространяться не только на качественный уровень того или иного товара, но и на качество услуг при его разработке и реализации: маркетинг, организация распределения, страхование, финансовые услуги и т. д. А значит, от формирования инфраструктуры поддержки товара на всех этапах его жизненного цикла во многом будет зависеть уровень конкурентоспособности отрасли. Машиностроительному комплексу Чувашской Республики сегодня необходима технологическая модернизация, направленная как на достижение отраслью мирового технологического уровня, так и на формирование соответствующей стимулирующей и обеспечивающей инфраструктуры. Современные мировые тенденции развития экономики, рост степени неопределенности, стремительные изменения на рынке, глобализация предъявляют обществу новые требования (приложение N 6). На первый план выдвигаются не обладание ресурсами, а способности региональных властей и бизнеса в ответ на вызовы рынка быстро адаптировать существующие ресурсы, развивать и создавать новые. Влияние органов власти на производительность в корпоративном секторе обусловлено условиями эффективности использования ресурсов, институциональной средой, то есть бизнес-климатом. Таким образом, только при условии консолидации усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности на основе реализации программно-целевого подхода, направленного в первую очередь на создание привлекательного бизнес-климата на территории Чувашской Республики, возможно формирование конкурентоспособного, динамично развивающегося, интегрированного в мировую экономику машиностроительного комплекса, являющегося основой для формирования конкурентоспособности Чувашской Республики. _____________ (4) От английских терминов: strengths - силы, weaknesses - слабости, opportunities - возможности, threats угрозы. II. Цель, задачи и сроки реализации Программы Цель Программы - создание конкурентоспособного, эффективного, динамично развивающегося, высокотехнологичного и восприимчивого к инновациям машиностроительного комплекса, интегрированного в мировую экономику, обеспечивающего повышение конкурентоспособности Чувашской Республики, повышение качества и уровня жизни населения. Основные задачи Программы: создание на территории Чувашской Республики центров управления и производства общероссийских машиностроительных групп; кадровое обеспечение развития отрасли, формирование комплексной системы непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней, развитие мотивации к производительному и интенсивному труду, создание условий для наиболее полного раскрытия человеческого потенциала; обеспечение конкурентоспособности машиностроительной продукции на внутреннем и внешнем рынках, расширение экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции отрасли, внедрение передовых инновационных технологий; повышение инвестиционной привлекательности предприятий комплекса, в том числе для иностранных инвесторов; переход от поставок отдельных видов оборудования к комплексному решению технологических проблем и сервисному обслуживанию предприятий путем создания специализированных технологических центров; переход на межрегиональный и транснациональный масштабы производства с размещением на территории Чувашской Республики управляющих компаний и на территории других государств дочерних предприятий; создание условий для встраивания республиканских производителей конкурентоспособной машиностроительной продукции в глобальные производственно-технологические цепочки; развитие инновационно активных предприятий малого и среднего бизнеса машиностроительных производств, концентрирующих свои усилия на прорывных направлениях технологического прогресса. Достижение поставленных целей и задач обеспечивается реализацией комплекса мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения. На основе проведенного SWOT-анализа, анализа тенденций развития основных видов экономической деятельности машиностроительных производств Чувашской Республики и мировых тенденций развития сформулированы векторы развития и определены основные параметры четырех сценариев развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на период до 2010 года (приложение N 7). Программа рассчитана на реализацию инновационно активного сценария. Сроки реализации Программы - 2006-2010 годы. III. Система программных мероприятий Мероприятия Программы ориентированы на мобилизацию собственного потенциала предприятий. Финансирование мероприятий по модернизации производственных мощностей, сертификации продукции, осуществлению экспортных операций предполагается за счет привлечения внебюджетных средств при соответствующей государственной поддержке, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, в том числе Законом Чувашской Республики "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" (далее - Закон). В основу системы ключевых показателей результативности положена концепция сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard) (5), что вызвано необходимостью оценки нефинансовой информации, которая в условиях быстроразвивающихся рынков и острейшей конкуренции приобретает все большее значение. По аналогии со структурой модели в классической системе Каплана и Нортона, включающей четыре проекции управления бизнесом, предложена четырехпараметровая модель управления отраслью (рис. 2). В качестве основных проекций приняты: персонал (блок "Кадровое обеспечение предприятий отрасли"); потребитель (блок "Ориентация на потребителей"); внутренняя структура (блок "Совершенствование внутренних процессов"); финансы (блок "Совершенствование финансово-кредитного механизма"). Мероприятия Программы разработаны с учетом планов действий федеральных органов исполнительной власти по развитию машиностроительных производств, планов и программ развития стратегических экономических субъектов отрасли (приложение N 8). Кадровое обеспечение предприятий отрасли. Предусматриваются мероприятия, направленные на корректировку и оптимизацию перечня профессий и специальностей обучающихся в образовательных учреждениях Чувашской Республики, приведение их в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития отрасли. С целью уточнения закрепляемости выпускников учебных заведений в организациях машиностроительного комплекса предполагается проведение мониторинга трудоустройства выпускников. ___________ (5) Концепция сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard) была разработана в начале 1990-х гг. американскими учеными Р.Капланом и Д.Нортоном и первоначально предназначалась для измерения эффективности стратегического управления коммерческими организациями. В Российской Федерации система использована для реализации Стратегического плана развития г. Череповца, Стратегического плана устойчивого развития г. Новосибирска. |———————————————————| | Персонал | | "Кадровое обеспе- | |————————————> | чение предприятий | <——————————| | | отрасли" | | | |————————|——————————| | v | v |——————————————————| |————————|——————————| |————————————————————| | Внутренняя | | Республиканская | | Потребитель | | структура | | целевая программа | | | | |---| развития машино- |---| "Ориентация на по- | | "Совершенствова- | | строительного | | требителей" | | ние внутренних | | комплекса Чуваш- | | | | процессов" | | ской Республики | | | |——————————————————| |————————|——————————| |————————————————————| ^ | ^ | |————————|—————————| | | | Финансы | | |————————————> | | <———————————| | "Совершенствова- | | ние финансово- | | кредитного меха- | | низма" | |——————————————————| Рисунок 2. Четырехпараметровая модель управления машиностроительным комплексом Чувашской Республики Для сбалансированности потребностей предприятий в кадрах требуемого профессионально-квалификационного уровня со структурой профессий и специальностей и повышения уровня их подготовка в образовательных учреждениях предусматриваются вовлечение предприятий в софинансирование образования, формирование системы целевой контрактной подготовки специалистов. Дальнейшее развитие получат современные технологии управления, нацеленные на раскрытие потенциала работников, вовлечение трудового коллектива в процессы управления производством. Появление новых производств будет сопровождаться созданием новых рабочих мест в гг. Канаше, Алатыре. Чебоксары. Высвобождаемые в связи с автоматизацией производства кадры будут переобучены для работы в сервисных, логистических, инжиниринговых центрах. Ориентация на потребителей. Мероприятия направлены на повышение удовлетворенности потребителей путем освоения новой продукции (приложение N 9), новых рынков сбыта, в том числе зарубежных, организации региональных представительств, дилерских сетей, послепродажного обслуживания, сертификации систем менеджмента качества, защиты продукции от фальсификации. Дальнейшее развитие получат процессы формирования на территории Чувашской Республики единых для отрасли проектно-конструкторских, инжиниринговых компаний, на территории Российской Федерации - сервисно-дистрибьюторских компаний. Совершенствование внутренних процессов. Продолжатся процессы технического обновления и модернизации оборудования предприятий машиностроительного комплекса, внедрения ресурсе- и энергосберегающих мероприятий, развития аутсорсинга, субконтрактации. На территории Чувашской Республики (г. Канаш) будут созданы логистические центры (автодорожный, железнодорожный). Будет сформирована инфраструктура поддержки машиностроительной продукции на всех этапах ее жизненного цикла, в том числе центр конъюнктуры рынка электротехнической продукции, бизнес-центр металлообработки, центр проектирования технологической оснастки, венчурный фонд, фонд содействия инновациям, инженерно-внедренческий центр (приложение N 10). Дальнейшее развитие получат формирующиеся прокластерные структуры тяжелою машиностроения и электротехнического направления, будут внедрены современные методы организации производства. Сохранится тенденция создания на территории Чувашской Республики центров управления машиностроительными активами, интеграции организаций отрасли в мировую систему передачи знаний и обучения (использование современных технологий управления лидеров мирового машиностроения, приведение действующих производственных площадок к европейскому уровню эффективности). Совершенствование финансово-кредитного механизма. Предусматриваются мероприятия, направленные на формирование прозрачного инвестиционно привлекательного бизнеса, рост капитализации компаний, выход на фондовые биржи, использование современных финансовых инструментов (публичная эмиссия облигаций, выпуск векселей и др.), использование государственной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики. Будут разработаны дополнительные механизмы экономического стимулирования процессов технологической модернизации предприятий отрасли, увеличения экспорта продукции, в том числе в развитые страны. С Правительством Российской Федерации будут проработаны дополнительные меры по стимулированию темпов роста промышленного производства (приложение N 11). IV. Ресурсное обеспечение Программы Основными источниками финансирования Программы (табл. 2) являются: средства федерального бюджета (предполагаемые объемы финансирования), предусмотренные: Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 357 "Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. N 101), и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. N 1493-р - в части предоставления государственных гарантий российским экспортерам промышленной продукции; Соглашением от 23 декабря 1993 г. "Об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников Содружества Независимых Государств", Федеральным законом "О ратификации Соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников Содружества Независимых Государств и Протокола о механизме реализации данного Соглашения" - на предоставление льготы хозяйствующим субъектам, участвующим в поставках продукции гражданского назначения по производственной кооперации и включенным в межправительственные соглашения между Россией и государствами-участниками Содружества Независимых Государств; средства республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренные: законами Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" - в части предоставления льгот по налогам и сборам, зачисляемым в республиканский бюджет Чувашской Республики; Указом Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики" - на финансовую поддержку приоритетных и перспективных инновационных проектов в виде специальных вознаграждений, субсидирования процентных ставок по кредитам; Указом Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 "О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества" - на субсидирование процентных ставок по кредитам, направляемым субъектами малого предпринимательства на внедрение и сертификацию систем менеджмента качества; постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 100 "О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства" - на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами малого предпринимательства; внебюджетные источники, в том числе собственные средства предприятий машиностроительного комплекса, инвестиции отечественных коммерческих банков и организаций, зарубежных фирм, - на техническое перевооружение, реконструкцию и развитие производства, внедрение новых технологий, освоение новой продукции. Таблица 2 Объемы и источники финансирования Программы (млн. рублей) —————————————————————————————|—————————|———————————————————————————————————————————— Общие | 2006- | В том числе по годам реализации объемы затрат по источни- | 2010 |————————|————————|————————|————————|———————— кам финансирования | годы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 —————————————————————————————|—————————|————————|————————|————————|————————|———————— Итого по Программе 12599,5 1700,8 2340,8 2644,8 2700,8 3212,3 в том числе: федеральный бюджет 106,3 0 5,9 30,6 36,0 33,9 республиканский бюджет 140,4 21,2 26,2 30,1 30,4 32,6 Чувашской Республики внебюджетные средства 12352,8 1679,6 2308,7 2584,2 2634,4 3145,9 V. Механизм реализации Программы Государственным заказчиком является Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления, промышленных предприятий, общественных организаций. Основанием для получения государственной поддержки (субсидий) из средств федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных учреждениях для закупки сырья и материалов, является заявка предприятий отрасли, направляемая в федеральные органы исполнительной власти, при соблюдении условия целевого использования кредитов. Основанием для получения государственной поддержки из средств республиканского бюджета Чувашской Республики в соответствии с Законом является заявка предприятий отрасли, направляемая в: Совет по инвестиционной политике - для получения инвестиционных налоговых кредитов, льгот по налогам организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Чувашской Республики, при привлечении инвестиций в виде капитальных вложений; Комиссию по конкурсному отбору бизнес-планов для предоставления государственной поддержки субъектам малого предпринимательства - для субсидирования процентных ставок по заемным средствам субъектам малого предпринимательства на внедрение и сертификацию систем менеджмента качества; Правительственную комиссию по отбору наиболее приоритетных и перспективных инновационных проектов, патентов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, создаваемых в Чувашской Республике и за ее пределами, - для получения финансовой поддержки приоритетных и перспективных инновационных проектов. Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти Чувашской Республики, ответственными за выполнение программных мероприятий, а также общий контроль за реализацией Программы. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 25 февраля до 2011 года представляют информацию о ходе реализации Программы в Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики. Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики ежегодно к 10 марта до 2011 года информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы. VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы В результате реализации Программы к 2010 году: объем отгруженной продукции в действующих ценах составит 61,2 млрд. рублей; объемы производства в сопоставимых ценах увеличатся в 1,7 раза по сравнению с 2005 годом; номинальная заработная плата работников отрасли превысит 13 тыс. рублей; среднемесячная производительность труда работников увеличится в 3,4 раза по сравнению с 2005 годом и составит 125,2 тыс. рублей; будет создано 1450 новых рабочих мест; чистый дополнительный доход в бюджетную систему Российской Федерации за все годы реализации составит 699,6 млн. рублей. Индикаторы эффективности реализации Программы приведены в табл. 3. Таблица 3 Индикаторы эффективности реализации Программы ———————————————————————————|—————————|———————|———————————————————————————————————————————— Индикаторы | Единица | 2005 | Прогноз по годам | измере- | год |————————|————————|————————|————————|———————— | ния | факт. | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 ———————————————————————————|—————————|———————|————————|————————|————————|————————|———————— Объем отгруженной про- млрд. 25,3 31,1- 37,9- 45,5- 53,4- 61,2- дукции в действующих рублей 32,6 38,8 48,8 59,7 70,7 ценах Индекс физического объ- ема (к уровню 2005 года) в том числе: производство машин и % 118,7 123,5- 142,0- 154,8- 167,2- 177,2- оборудования 127,0 149,9 170,8 193,0 210,4 производство электро- % 100,8 117,0- 132,2- 141,5- 155,6 164,9- оборудования, элек- 120,0 139,2 155,9 179,3 195,4 тронного и оптического оборудования производство транс- % 109,5 113,0- 129,9- 155,9- 171,5- 185,3 портных средств и обо- 115,0 135,7 172,3 196,5 220,0 рудования металлургическое про- % 101,0 96,5- 101,3- 112,5- 120,3- 128,8- изводство и производст- 100,0 108,0 125,3 140,3 157,2 во готовых металличе- ских изделий Доля республиканских товаропроизводителей на общероссийском рынке: бульдозеры % 27 28 29 30 32 35 прицепы и полуприцепы % 2,5 2,5 2,7 2,7 2,8 3,0 к грузовым автомобилям производство электро- % 1,6 1,6 1,6 1,7 1,8 2,0 оборудования, элек- тронного и оптического оборудования Превышение темпов рос- 1,005 не мене 1,05 та производительности труда над темпами роста заработной платы Приложение N 1 к Республиканской целевой программе развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы Территориальное размещение производств машиностроительного комплекса Чувашской Республики [Рисунок в электронном виде не приводится, смотри бумажный документ] Приложение N 2 к Республиканской целевой программе развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы Корпоративно-продуктовая схема машиностроительного комплекса Чувашской Республики ————————————|———————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————————————————————————————————— ОКВЭД | Производство машин и оборудования | Металлургическое производство и | Производство транспортных средств | Производство электрооборудования, элек- | | производство готовых изделий | и оборудования | тронного и оптического оборудования ————————————|———————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————————————————————————————————— номенкла- | бульдозеры; | сталь; | автомобили-фургоны и автоцистерны | силовые трансформаторы; тура | трубоукладчики на тракторах, | радиаторы и конвекторы; | специализированные; | провода обмоточные и эмалированные; | погрузчики строительные; | отопительные | прицепы и полуприцепы к грузовым | электродвигатели малой мощности для | станки ткацкие; | | автомобилям; | автоматизации и механизации; | насосы центробежные паровые и привод- | | трейлеры и специальные прицепы | счетчики электрические; | ные; | | тяжеловозные; | водосчетчики | электропогрузчики | | оси и мосты автомобильные | высоковольтная низковольтная аппаратура ————————————|———————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————————————————————————————————— основные | ООО "ККУ "Концерн "Тракторные | ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" | ЗАО "Промтрактор-Вагон" | ОАО "Элара" предприя- | заводы" | ООО "Промтрактор-Промлит" | ОАО "Шумерлинский завод специа- | ОАО "Контур" тия | ОАО "Промтрактор" | ОАО Чебоксарский завод | лизированных автомобилей" | ООО "Электром" | ООО "Чебоксарский завод силовых | "Металлист" | ОАО "Комбинат автофургонов" | ЗАО "ЗЭиМ-Лайн" | агрегатов" | ОАО "АЗНХ" | ОАО "Канашский завод | ОАО "ЧЭАЗ" | ОАО "Текстильмаш" | ОАО "Канашский завод резцов" | "Стройтехника" | ООО "ИЗВА" | ОАО "Канашский завод | | ЗАО "Чебоксарское | ООО "ЭЛПРИ" | электропогрузчиков" | | предприятие "Сеспель" | ОАО "Завод "Чувашкабель" | | | ООО "Автофургон" | ОАО "Завод "Электроприбор" | | | ОАО "КААЗ" | ОАО "ЧОЭЗ "Энергозапчасть" | | | | ОАО "Электроавтомат" | | | | ЗАО "Союзэлектроавтоматика" ————————————|———————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————————————————————————————————— сервис | ОАО "Четра-ПМ" | Центр металлообработки | ОАО "Чебоксарский | ОАО "ЗЭиМ" | ООО "Промлизинг" | Центр изготовления техоснастки | авторемонтный завод" | ООО "ВНИИР-Сервис" | | | | Бизнес-Единица "Инжиниринг" | | | | ЗАО "РУСЭЛ" | | | | ИЦ "Бреслер" | | | | ОАО "ВНИИР" | | | | ООО "АББ-Автоматизация" ————————————|———————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————|———————————————————————————————————|————————————————————————————————————————— наука | Проектно-конструкторское бюро | | ОАО "КБ по ремонтным мастерским и | ОАО "СКБ СПА" | предприятий | | автофургонам" | Электротехнический факультет | | | | ФГОУ ВПО "ЧГУ | | | | им. И.Н.Ульянова" | | | | Чувашское региональное отделение | | | | Академии электротехнических наук | | | | Российской Федерации |———————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————|———————————————————————————————————| | Машиностроительный факультет ФГОУ ВПО "ЧГУ им. И.Н.Ульянова" | ————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————————————————————— Приложение N 3 к Республиканской целевой программе развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы Основные показатели работы предприятий машиностроительного комплекса Чувашской Республики за 2000-2004 годы ————————————————————————————————|———————————|—————————|—————————|——————————|—————————— Показатели | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. ————————————————————————————————|———————————|—————————|—————————|——————————|—————————— Производство Число крупных и средних ор- ганизаций, единиц черная металлургия 4 5 5 5 5 машиностроение и метал- 124 132 127 101 101 лообработка Объем промышленной про- дукции в фактически действо- вавших ценах, млн. рублей черная металлургия 70 112 146 235 389 машиностроение и метал- 8479 12362 14180 17815 22458 лообработка Индекс промышленного про- изводства, % к предыдущему году черная металлургия 18,9 125,0 142,4 в 0,0 8,5 раза машиностроение и металло- 114,0 103,9 100,8 107,1 104,3 обработка в том числе: электротехническое маши- 147,0 99,6 110,0 112,8 113,5 ностроение приборостроение 110,6 65,6 90,4 112,1 63,7 автомобильное машино- 87,8 122,7 100,4 101,3 178,4 строение машиностроение для лег- 83,4 152,8 168,3 72,2 103,5 кой и пищевой промыш- ленности и бытовых при- боров Доля в общепромышленном производстве, % черная металлургия 0,4 0,4 0,5 0,6 0,8 машиностроение и металло- 43,4 47,3 45,4 44,9 44,5 обработка в том числе: электротехническое маши- 6,8 7,3 7,4 7,6 7,9 ностроение автомобильное машино- 2,5 2,4 2,5 2,9 3,0 строение машиностроение для лег- 0,8 0,7 0,9 1,3 1,8 кой и пищевой промыш- ленности и бытовых при- боров Степень износа основных фондов, % черная металлургия 33,2 44,9 49,4 51,4 42,5 машиностроение и метал- 50,8 51,8 49,7 47,5 48,8 лообработка Коэффициент обновления ос- новных фондов, % черная металлургия 7,4 11,2 8,2 8,5 18,8 машиностроение и метал- 3,6 7,6 8,0 9,9 6,3 лообработка Коэффициент ликвидации ос- новных фондов, % черная металлургия 0,1 0,6 0,9 0,5 2,6 машиностроение и метал- 0,9 0,7 1,1 1,2 1,5 лообработка Индекс физического объема инвестиций в основной капи- тал, % черная металлургия 57,3 132,6 69,1 76,0 в 2,4 раза машиностроение и метал- 93,5 169,8 139,4 117,3 160,8 лообработка Потребление электроэнергии, млн. кВт. ч черная металлургия 4 7 4 1 2 машиностроение и метал- 708 742 773 840 907 лообработка Электровооруженность труда, тыс. кВт. ч/рабочего черная металлургия 18,2 24,1 16,0 5,2 5,8 машиностроение и метал- 16,4 17,0 18,9 20,6 22,4 лообработка Труд и заработная плата Среднегодовая численность промышленно-производствен- ного персонала, тыс. человек черная металлургия 0,3 0,5 0,7 0,5 0,4 машиностроение и метал- 67,9 68,5 64,9 62,8 64,4 лообработка Среднемесячная номинальная заработная плата промышлен- но-производственного персо- нала, рублей черная металлургия 2723 3107 3345 4463 7290 машиностроение и метал- 1605 2396 3309 4293 5095 лообработка Производительность труда промышленно-производствен- ного персонала, тыс. руб- лей/чел. черная металлургия 233,3 224,0 208,6 470,0 972,5 машиностроение и метал- 124,9 180,5 218,5 283,7 348,7 лообработка Коэффициент соотношения темпов роста производитель- ности труда и заработной пла- ты черная металлургия - 0,84 0,87 1,69 1,27 машиностроение и метал- - 0,97 0,88 1,00 1,04 лообработка Финансовые показатели Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. рублей черная металлургия 13,9 4,4 0,1 0,6 20,5 машиностроение и метал- 882,5 1348,1 1264,7 906,4 896,3 лообработка Уровень рентабельности (убы- точности) продукции, % черная металлургия 21,1 5,8 1,4 1,8 6,7 машиностроение и метал- 13,5 16,1 14,3 8,5 8,2 лообработка Отдельные показатели развития предприятий машиностроительного комплекса Чувашской Республики в 2005 году ———————————————————————|——————————|————————————————————————————————————————————— Показатели | Всего по | В том числе | машино- |——————————|————————————|——————————|—————————— | строи- | произ- | производ- | произ- | метал- | тельному | водство | ство элек- | водство | лургиче- | ком- | машин и | трообору- | транс- | ское | плексу | оборудо- | дования, | портных | произ- | | вания | электрон- | средств | водство | | | ного и оп- | и обору- | и произ- | | | тического | дования | водство | | | оборудо- | | готовых | | | вания | | метал- | | | | | личе- | | | | | ских из- | | | | | делий ———————————————————————|——————————|——————————|————————————|——————————|—————————— Количество крупных 68 19 24 9 16 и средних организа- ций, единиц Объем отгруженной 25331 7387,8 7519,3 5956,6 4467,3 продукции собствен- ного производства в действующих ценах, млн. рублей Удельный вес в об- 100,0 29,2 29,7 23,5 17,6 щем выпуске про- дукции машино- строительного ком- плекса, % Индекс физического 107,6 118,7 100,8 109,5 101,0 объема производст- ва, % Среднегодовая чис- 56,9 14,3 17,6 6,9 18,1 ленность работников, тыс. человек Среднемесячная за- 6424,3 5493,2 6895,8 7285,0 5790,3 работная плата, руб- лей Среднемесячная 37,1 43,1 35,6 71,9 20,6 производительность труда, тыс. руб- лей/человек Коэффициент соот- 100,5 122,5 99,3 103,5 91,8 ношения темпов рос- та производительно- сти труда и заработ- ной платы Сальдированный фи- 1670,4 333,1 827,1 104,0 406,2 нансовый результат (прибыль минус убытки), млн. рублей Выпуск основной продукции предприятиями машиностроительного комплекса Чувашской Республики за 2000-2005 годы ——————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————— Наименование | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. продукции | | | | | | ——————————————————————|—————————|—————————|—————————|—————————|—————————|————————— Провода обмоточные 2707 3049 2631 2352 2113 952 и эмалированные, т Аппаратура низко- 654,4 903,7 809,4 1388,7 1707,2 2298,9 вольтная электриче- ская, млн. рублей Светотехническое 32,3 41,4 52,4 52,3 59,6 - оборудование, млн. рублей Приборы, средства 255,6 331,4 441,3 628,2 694,1 707,6 автоматизации и за- пасные части к ним, млн. рублей Станки ткацкие, шт. 72 135 280 146 184 72 Электропогрузчики, 70 70 10 42 48 22 шт. Бульдозеры, шт. 243 302 281 302 416 480 Прицепы и полупри- 179 219 242 283 496 354 цепы к грузовым ав- томобилям, шт. Вагоны грузовые ма- 0 0 84 133 139 16 гистральные, шт. Электровентиляторы, 70,0 55,8 58,6 34,7 7,7 0 тыс. шт. Стиральные машины 22,6 12,0 17,8 0,9 0 0 бытовые, тыс. шт. Электромиксеры, шт. 6205 1400 0 0 0 0 Приложение N 4 к Республиканской целевой программе развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы SWOT-анализ машиностроительного комплекса Чувашской Республики I. Внутренняя среда ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— | Сильные стороны | Слабые стороны ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Маркетинг ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Позиционирование | Формирование на территории Чувашской Рес- | Слабые маркетинговые службы большинства пред- | публики центра управления машиностроительны- | приятий, не обладающие достаточной информацией о | ми активами (ООО "ККУ "Концерн "Тракторные | предполагаемых партнерах в других регионах и зару- | заводы"); | бежных странах; | раскрученные бренды отдельных предприятий | отсутствие раскрученных брендов большинства | ("Четра") | предприятий отрасли; | | разрозненность предприятий производства элек- | | трооборудования, электронного и оптического обору- | | дования, производящих однотипную продукцию ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Товар | Внедрение систем менеджмента качества, со- | Неконкурентоспособность продукции республикан- | ответствующих международным стандартам каче- | ских товаропроизводителей на мировом рынке по ка- | ства: | чественным параметрам, как следствие, "вытеснение" | системы менеджмента качества, соответст- | продукции республиканских товаропроизводителей с | вующие МС ИСО 9000, имеют 28 предприятий, | рынков дальнего зарубежья и переориентация их на | ИСО 14000 - 2 предприятия отрасли; | рынок стран СНГ: в 2003 году на страны дальнего за- | внедрение предприятиями комплекса мер по | рубежья приходилось около 70% экспорта продукции | защите потребителей продукции от фальсифика- | отрасли, в 2005 году - 38,8% | ции: голографические этикетки, отрывные тало- | | ны, знаки идентификации (ОАО "ЗЭиМ") | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Цена | Использование предприятиями гибкой ценовой | Применение большинством предприятий отрасли | политики: применение скидок на продукцию, в | метода установления цены "от затрат", что при высо- | том числе накопительных, при предварительной | ких накладных расходах формирует неконкурентоспо- | оплате, оптовых закупках, снижение цен на про- | собную цену | дукцию | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Каналы сбыта товаров | Выгодное географическое расположение Чу- | Отсутствие логистических центров (терминалов) на | вашской Республики - в центре пересечения | территории Чувашской Республики; | транспортных магистралей; | низкая логистика поставок продукции | наличие собственных сбытовых сетей, пред- | | ставительств, консигнационных складов в регио- | | нах Российской Федерации, дилерской сети в | | странах СНГ у большинства предприятий отрасли | | (ОАО "Промтрактор", ОАО "ЧЭАЗ", ОАО | | "ЗЭиМ" и др.) | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Продвижение товаров | Для стимулирования продаж предприятиями | "Информационная закрытость" республиканских | активно используются: | товаропроизводителей, малое количество рекламы, | программа traid-in*, реставрация продукции | размещаемой в специализированных средствах массо- | (ОАО "Промтрактор", ОАО "Текстильмаш"); | вой информации, слабая поддержка сайтов, особенно | коммерческий лизинг (создана лизинговая | предприятий, расположенных в районах Чувашской | компания ООО "Промлизинг" для содействия | Республики, низкая активность участия в выставочно- | реализации продукции ОАО "Промтрактор"; | ярмарочных мероприятиях, как следствие, отсутствие | ОАО "КЗЭП"); | у потенциальных потребителей продукции в других | конференции потребителей (ОАО "ЗЭиМ", | регионах и зарубежных странах информации о произ- | ОАО "ЧЭАЗ", ОАО "Завод "Чувашкабель", ОАО | водимой в республике продукции | "Текстильмаш", ООО "ИЗВА" и др.); | | шоу-презентации ("Четра-шоу" - ОАО "Пром- | | трактор"); | | семинары-презентации новой продукции (ОАО | | "ЧЭАЗ", ОАО "ЗЭиМ"); | | участие в крупных международных промыш- | | ленных выставках (Hannover Industrie Messe, | | Intermat, Electra Mining Africa, Conexpo Asia, | | ITMA, ATME, IGATEX); | | реклама продукции в специализированных | | средствах массовой информации | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Производство ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Исследования, | Наличие на территории Чувашской Республики | Работа большинства предприятий на краткосроч- проектирование | научно-исследовательского института релестрое- | ную перспективу; | ния с опытным производством (ОАО "ВНИИР"), | сокращение затрат на научно-исследовательские | Чувашского регионального отделения Академии | работы в общей структуре затрат предприятий; | электротехнических наук Российской Федерации; | слабая реакция предприятий на изменения внешней | автоматизация процессов конструирования, | среды, запаздывание реакции | инженерного анализа и технологической подго- | | товки производства с применением | | "Pro/Engineer", "SOLIDWORKS", "T-FLEX", | | "GeMMa 3D", "PCAD 2004", "CADENCE", соб- | | ственных разработок: | | на большинстве предприятий сохранены соб- | | ственные конструкторские бюро и службы | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Технологии | Внедрение: | Нарушение воспроизводства мощностей - степень | современного высокопроизводительного обо- | износа основных фондов приблизилась к критической: | рудования ведущих мировых производителей | в 2004 году - 48,8% (по промышленности в целом - | (ОАО "Элара", ОАО "Промтрактор", ОАО | 46,4%); | "ЗЭиМ", ОАО "ЧАЗ", ОАО "Завод "Чувашка- | коэффициент обновления основных фондов 7,1%, | бель", ОАО "Текстильмаш"). В результате коэф- | при среднегодовом выбытии 1,1%, крайне низок и не | фициент обновления основных средств (63) пре- | обеспечивает формирование эффективного конкурен- | высил средний показатель по промышленности | тоспособного машиностроительного производства; | (4,7); | средний уровень загрузки производственных мощ- | CALS-технологий, обеспечивающих информа- | ностей составляет 53%; | ционную поддержку жизненного цикла изделий, | неудовлетворительно низкий уровень инновацион- | автоматизированных систем управления подго- | ной активности предприятий отрасли; | товкой производства (ИСУ BAAN, MRP-II (ИСУП | по экспертным оценкам, количество предприятий, | МАХ) (ОАО "Элара", ОАО "ЗЭиМ", ОАО "Элек- | внедряющих современные технологии управления, не | троавтомат"); | превышает 15; | современных управленческих технологий: сис- | низкая общая культура производства | тема "5S" (ОАО "Промтрактор", ОАО "Канаш- | | ский автоагрегатный завод"), "Бережливое произ- | | водство" (ОАО "Элара", ОАО "Завод "Чувашка- | | бель"); | | заключение соглашений о производстве лицен- | | зионного оборудования по лицензиям и в сотруд- | | ничестве с ведущими мировыми производителя- | | ми: международный концерн "Schneider Electric" | | (ООО "ИЗВА"), "ABB" (Швеция) (ООО "АББ | | Автоматизация", ООО "АББ Электроинжини- | | ринг"), АО "ЭТИ Электроэлемент" (Словения) | | (ОАО "Электроавтомат"); | | организация совместных производств с миро- | | выми лидерами: "Siemens", "Schneider Electric", | | "Knorr Bremze", "Staubli", "Bonas", "IR0 AB" | | (ОАО "Элара", ОАО "Текстильмаш") | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Обслуживание | Открытие региональных сервисных центров | Отсутствие сервисных центров ряда предприятий | для обслуживания сложной техники (ОАО | отрасли, производящих сложную продукцию; | "Промтрактор", ОАО "ЗЭиМ"); | слабая сервисная поддержка всех этапов жизненно- | предоставление инжиниринговых услуг (Биз- | го цикла сложных изделий | нес-Единица "Инжиниринг" ОАО "ЗЭиМ", малые | | электротехнические предприятия); | | предоставление гарантийного и постгарантий- | | ного обслуживания изделий, внедрение систем | | абонентского обслуживания техники - обслужи- | | вание ее на всех этапах жизненного цикла (ОАО | | "Промтрактор", ОАО "ЗЭиМ", ОАО "Текстиль- | | маш"): | | комплектные поставки продукции (ОАО | | "ЧАЗ", ОАО "ЗЭиМ", ОАО "ЧЭАЗ") | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Персонал ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Учебные заведения | Концентрация машиностроительных произ- | Сокращение промышленно-производственного | водств в крупных городах Чувашской Республики | персонала предприятий при продолжающемся его ста- | (гг. Чебоксары, Алатырь, Канаш, Шумерля), обла- | рении: средний возраст работающих - 45 лет; | дающих кадровым потенциалом и разветвленной | нарастание дефицита инженерно-технического пер- | сетью специализированных учебных заведений; | сонала, персонала рабочих специальностей, особенно в | развитая сеть учебных заведений, ориентиро- | малых городах (гг. Алатырь, Канаш, Шумерля); | ванных на подготовку кадров для отрасли: 15 уч- | наличие "разрыва" между уровнем подготовки кад- | реждений начального профессионального образо- | ров в учебных заведениях и уровнем технологии, ис- | вания, 9 средних специальных и 4 высших учеб- | пользуемой на предприятиях комплекса. По данным | ных заведения. Подготовка ведется по 30 инже- | мониторинга. 25% работодателей оценивают уровень | нерно-техническим специальностям; | подготовки выпускников как низкий, 65% - как сред- | созданы ресурсные центры для подготовки | ний | специалистов отрасли на базе ГОУ НПО "Чебок- | | сарский профессиональный лицей" - "Приклад- | | ные технологии", ГОУ НПО "Профессиональное | | училище N 19" - "Квалитет"; | | бюджетная подготовка специалистов по дефи- | | цитным инженерно-техническим специальностям | | по направлениям от промышленных предприятий | | в рамках договора между Минпромэнерго Чува- | | шии и ФГОУ ВПО "ЧГУ им. И.Н.Ульянова" | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Переподготовка | Формирование системы внутрипроизводствен- | Отсутствие у предприятий собственных средств на кадров | ного обучения: Корпоративный университет | переподготовку кадров | (ОАО "ЧАЗ"), кафедры для обучения студентов, | | договоры о сотрудничестве с ФГОУ ВПО "ЧГУ | | им. И.Н.Ульянова" (ОАО "Промтрактор", ОАО | | "ЧЭАЗ", ОАО "ЗЭиМ", ОАО "Электроприбор", | | ОАО "ВНИИР", ООО "НПП "Динамика", ООО | | "ЭКРА", ООО "Электросила", ОАО "Завод "Чу- | | вашкабель"), учебные центры, учебно-консуль- | | тационные пункты на предприятиях | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Стимулирование, | Развитие систем стимулирования персонала: | Низкая заработная плата работников большинства мотивация | программы "Золотые кадры", "Лучший иннова- | предприятий отрасли, особенно расположенных в | ционный проект", Советы молодежи, программы | районах, рост дифференциации в оплате труда: от | поощрения рационализаторских предложений | 16 тыс. рублей (г. Чебоксары) до 3 тыс. рублей (Мари- | (проект "Есть идея!") и др.; | инско-Посадский район); | сохранение на ряде предприятий объектов со- | отказ от содержания объектов социальной сферы и | циально-бытовой сферы (ОАО "ЧАЗ"), участие в | передача их в муниципальную собственность боль- | республиканских и российском конкурсах "Орга- | шинством предприятий отрасли | низация высокой социальной эффективности" | | (ОАО "ЧАЗ", ОАО "ЧЭАЗ", ОАО "Завод "Чу- | | вашкабель", ЗАО "ЗЭиМ-Лайн" и др.) | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Инфраструктура ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Финансы | В целях привлечения дополнительных инве- | Отсутствие финансовой поддержки венчурных | стиций на развитие производства отдельные ком- | проектов. До настоящего времени в республике не соз- | пании используют выпуск облигаций и выход на | дан Венчурный фонд; | фондовые рынки (ОАО "Промтрактор"), допол- | преобладание в структуре затрат на производство | нительный выпуск акций (ОАО "ШЗСА"); | материальных затрат: 66,1% общей суммы затрат на | на территории Чувашской Республики распо- | производство, что в 1,5 раза выше, чем в производстве | ложено 28 кредитных организаций, предостав- | зарубежных аналогов; | ляющих кредиты под 18-21% годовых | низкая инвестиционная привлекательность боль- | | шинства предприятий отрасли, невысокая рентабель- | | ность (в 2005 году - 11,4% при стоимости кредитного | | капитала 18-21% годовых), слабая эффективность | | взаимодействия финансово-кредитных организаций с | | предприятиями отрасли ведет к финансированию про- | | цессов технического перевооружения в основном за | | счет собственных средств предприятий (до 80% инве- | | стиций); | | слаборазвитая система страхования рисков ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Качество | Системы менеджмента качества, сертифициро- | Системы менеджмента качества, сертифицирован- | ванные на соответствие международным стандар- | ные на соответствие международным стандартам ИСО | там ИСО 9000, имеются на 28 предприятиях ма- | 9000, имеют лишь 28% крупных и средних пред- | шиностроительного комплекса, на соответствие | приятий отрасли | международным стандартам ИСО 14000 - на | | 2 предприятиях: | | планируется сертификация систем менеджмен- | | та качества на соответствие требованиям между- | | народного стандарта ИСО/ТУ 16949 (ЗАО | | "ЗЭиМ-Лайн", ОАО "Элара") | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— Доступ к информации | Для поддержки инновационных инициатив | Отсутствие в Чувашской Республике специализи- | созданы: | рованного маркетингового центра; | Центр субконтрактации Чувашской Республи- | проведение предприятиями, выпускающими одно- | ки; | типную продукцию (электротехнического назначения, | Инновационный центр Чувашской Республики; | специализированных автомобилей, автомобилей- | Центр трансферта технологий; | фургонов), маркетинговых исследований рынка само- | ОАО "Республиканский научно-технологичес- | стоятельно (разрозненно) | кий комплекс "Качество"; | | Республиканский бизнес-инкубатор | ———————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————— * Traind-in -система оплаты, при которой старое оборудование принимается как частичный взнос при покупке нового. II. Внешняя среда ———————————————————|—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————— | Возможности | Угрозы ———————————————————|—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————— Законодательство | Разработка проекта решения Правительства | Ужесточение экологических требований; | Российской Федерации о стратегиях развития от- | принятие Правительством Российской Федерации | дельных отраслей машиностроения (автомобиле- | специального технического регламента "О требова- | строение, авиация, судостроение, электронная | ниях к выбросам автомобильной техникой, выпус- | промышленность, транспортное, энергетическое | каемой в обращение на территории Российской Фе- | машиностроение, сельхозмашиностроение), всего | дерации, вредных (загрязняющих) веществ": с апре- | комплекса с целью достижения технического | ля 2006 года прекращен выпуск на рынок автомо- | уровня промышленности, аналогичного развитым | бильной техники с экологическими показателями | странам; | ниже Евро-2, с января 2008 года - Евро-3, с января | снижение таможенных пошлин на технологи- | 2010 года - Евро-4 | ческое оборудование, не производимое в России; | | наличие государственной финансовой (гаран- | | тийной) поддержки экспорта промышленной про- | | дукции, в том числе возмещение из федерального | | бюджета процентных ставок по экспортным кре- | | дитам российских кредитных организаций; | | использование режима "промышленной сбор- | | ки", обязательств иностранных производителей | | автомобилей по локализации производства авто- | | компонентов | ———————————————————|—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————— Технология | Заключение соглашений с ведущими мировыми | Углубление технологического разрыва между рес- | компаниями о совместном производстве ("Jabil", | публиканскими и ведущими мировыми производи- | "Schneider Electric"), приобретение и адаптация | телями; | современных зарубежных технологий и техноло- | государственная поддержка технологической мо- | гического оборудования ведущих мировых произ- | дернизации в зарубежных странах (Европа, Китай) | водителей; | | применение современных передовых техноло- | | гий управления на предприятиях отрасли | ———————————————————|—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————— Экономическая | Наличие программ, соглашений, протоколов о | Рост цен на сырье, материалы, электроэнергию по ситуация | намерениях с: | сравнению с ценами на продукцию машиностроения. | крупными потребителями машиностроительной | Так, в 2005 году тарифы на электроэнергию увели- | продукции: ОАО "РЖД", ОАО "ГАЗ", ОАО | чились на 12,8% | "КАМАЗ", "РусПромАвто", АК "АЛРОСА" | | (ЗАО); | | рядом иностранных государств, в том числе с | | Китаем, Францией, Чехией, Венгрией и др.; | | вхождение на российский рынок иностранных | | партнеров, открытие сборочных производств (в | | том числе иномарок, самолетов) на территории | | Российской Федерации, возможность организации | | поставок комплектующих на новые производства; | | разработка и реализация инвестиционных про- | | грамм предприятий-монополистов - ОАО "РАО | | "ЕЭС России", ОАО "Газпром", ОАО "РЖД" - | | и переход их на субконтрактные модели произ- | | водства с опорой на сети поставщиков. Возмож- | | ность включения в цепочку субконтрактных по- | | ставок на любом уровне; | | реализация крупных проектов, финансируемых | | из Инвестиционного фонда Российской Федера- | | ции, и возможность участия в реализации проек- | | тов через поставку товаров и комплектующих; | | развитие частно-государственного партнерства | | по востребованным рынком технологическим раз- | | работкам; | | вступление России в ВТО: открытие новых | | возможностей для выхода на глобальные рынки | ———————————————————|—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————— Конкуренция | Невысокие в сравнении с мировыми расходы на | Вступление России в ВТО: усиление конкуренции | электроэнергию, заработную плату работников; | на традиционных рынках; | использование системы маркировки продукции | снижение курса мировых валют: рост ценовой | для защиты ее от фальсификации | конкуренции; | | широкая номенклатура и высокое качество техни- | | ки зарубежных производителей, широкая сбытовая и | | дилерские сети, собственные финансовые структу- | | ры, способствующие продвижению техники к потре- | | бителю; | | активный демпинг на электротехническую про- | | дукцию со стороны малых предприятий России и | | производителей стран Юго-Восточной Азии (Китай, | | Тайвань, Малайзия) при невысоком качестве изде- | | лий; | | небольшие сроки поставки продукции конкурен- | | тами, более низкие цены на продукцию (Китай) при | | приемлемом качестве и четко отработанные логисти- | | ческие схемы; | | рост продаж на рынке фальсифицированной про- | | дукции, в том числе электротехнического назначе- | | ния ———————————————————|—————————————————————————————————————————————————|———————————————————————————————————————————————————— Приложение N 5 к Республиканской целевой программе развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы Тенденции развития основных видов деятельности машиностроительного комплекса Чувашской Республики 1. Производство машин и оборудования ———————————————————————————————————|———————————————————————|—————————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————————|——————————————————————— Производство машин и оборудо- | Производство тепло- | Производство обо- | Производство на- | Производство | Производство | Производство прочих вания для добычи полезных ис- | обменных устройств, | рудования для под- | сосов для перекач- | подъемно- | двигателей, кро- | машин и оборудова- копаемых | промышленного холо- | готовки текстиль- | ки жидкостей и | транспортного обо- | ме авиационных, | ния для сельского и | дильного оборудова- | ных волокон, пря- | подъемников жид- | рудования | автомобильных и | лесного хозяйства | ния и оборудования | дения, ткачества и | костей | | мотоциклетных | | для кондиционирова- | вязания текстиль- | | | | | ния воздуха | ных изделий | | | | ———————————————————————————————————|———————————————————————|—————————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————————|——————————————————————— ОКВЭД 29.52 | ОКВЭД 29.23.1 | ОКВЭД 29.54.1 | ОКВЭД 29.12.2 | ОКВЭД 29.22 | ОКВЭД 29.11 | ОКВЭД 29.32 ———————————————————————————————————|———————————————————————|—————————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————————|——————————————————————— Основная продукция ———————————————————————————————————|———————————————————————|—————————————————————|————————————————————|————————————————————|—————————————————————|——————————————————————— Бульдозеры, | оборудование холо- | станки ткацкие | насосы центро- | погрузчики строи- | дизели и дизель- | комбайны кормоубо- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|