Расширенный поиск
Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 04.06.2007 № 8 ЗАКОН
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О стратегии социально-экономического
развития Чувашской Республики до 2020 года
Принят Государственным Советом
Чувашской Республики 22 мая 2007 года
(В редакции Законов Государственного Совета Чувашской Республики
от 25.09.2008 г. N 48; от 27.02.2010 г. N 13; от 05.12.2011 № 87;
от 30.12.2013 № 105)
Статья 1
Утвердить Стратегию социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (прилагается). Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент
Чувашской Республики Н.Федоров г. Чебоксары
4 июня 2007 года
N 8
Приложение к Закону Чувашской Республики
"О Стратегии социально-экономического
развития Чувашской Республики
до 2020 года" СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДО 2020 ГОДА
(В редакции Законов Государственного Совета Чувашской Республики
от 25.09.2008 г. N 48; от 27.02.2010 г. N 13; от 05.12.2011 № 87;
от 30.12.2013 № 105)
ВВЕДЕНИЕ Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года (далее - Стратегия) - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Но при этом она определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Чувашской Республики, но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению
целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития
и достижения поставленных стратегических целей. Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:
- социальная ориентация, полагающая главной целью повышение уровня и качества жизни населения Чувашской Республики; - устойчивое развитие Чувашской Республики, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда; - регион сотрудничества, обеспечивающий сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских интересов при решении стратегических
проблем экономического, социального и территориального развития. Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального и республиканского уровня: ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы); Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; (Дополнен - Закон
Государственного Совета Чувашской Республики от 27.02.2010 г. N 13)
законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации; государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах; (В редакции Закона Государственного Совета
Чувашской Республики от 30.12.2013 № 105)
ежегодных посланиях Главы Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики; (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 05.12.2011 № 87)
Абзац. (Утратил силу - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 05.12.2011 № 87)
Территориальной комплексной схеме градостроительного планирования
развития территории Чувашской Республики, разработанной Российским государственным научно-исследовательским и проектным институтом урбанистики (г. Санкт-Петербург) и утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. N 9; указах Президента Чувашской Республики, направленных на формирование современной инфраструктуры, в том числе на жилищное строительство, дорожное строительство, обеспечение населения качественной питьевой водой, занятости сельского населения, ускоренное развитие малого предпринимательства, развитие инновационной среды и информационных технологий, физической культуры и спорта, на пропаганду здорового образа жизни, создание сельских модельных библиотек и реализацию инновационных программ в сфере культуры, на благоустройство населенных пунктов и территорий; законодательных и иных нормативных правовых актах Чувашской Республики; абзац. (Утратил силу - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 30.12.2013 № 105)
Основными целями разработки Стратегии являются:
усиление взаимосвязи и согласованности между долгосрочными приоритетами развития и осуществлением мер среднесрочной и краткосрочной социально-экономической политики; формирование основы для совместных действий органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций; обеспечение согласованности действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Чувашской Республики в решении стратегически важных проблем социально-экономического развития. Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Чувашской Республики и служит
основой для разработки государственных программ Чувашской Республики и
муниципальных программ, планов деятельности органов исполнительной
власти Чувашской Республики, перспективных и краткосрочных прогнозов
социально-экономического развития, бюджетов, законодательных
инициатив. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской
Республики от 30.12.2013 № 105)
Стратегия базируется на оценке потенциала социально-экономического развития Чувашской Республики, анализе конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений, возможностей и угроз, предъявляемых мировой экономикой в эпоху глобализации и перехода к новому постиндустриальному этапу развития. При разработке Стратегии учтены мировые тенденции развития и опыт построения социально ориентированного общества с устойчивой экономикой. В рамках подготовки настоящего документа проведены исследования, включающие в себя статистический, сценарный и кластерный анализы, анализ пространственного развития на базе комплексных схем градостроительного планирования развития территорий Чувашской Республики и муниципальных образований, прогнозирование с применением
методов моделирования в автоматизированной информационной системе объединенных государственных информационных ресурсов "Мониторинг - Аналитика - Прогноз". Разработка Стратегии осуществлялась при активном участии органов исполнительной власти Чувашской Республики с учетом предложений представителей вузовской науки Чувашской Республики. Проект документа
рассмотрен на Совете по инвестиционной политике, обсужден в Торгово-промышленной палате Чувашской Республики с участием представителей бизнес-сообщества и общественных организаций. Кроме того, на Портале органов власти Чувашской Республики был проведен интерактивный опрос населения по основным положениям Стратегии. 19 сентября 2006 года Стратегия социально-экономического развития
Чувашской Республики до 2020 года обсуждена в Министерстве регионального развития Российской Федерации (подписан Протокол между Министерством регионального развития Российской Федерации и Кабинетом
Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2006 г. N 34) с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, независимых экспертов. Документ получил высокую оценку. I. ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики
от 27.02.2010 г. N 13)
1.1. Современная социально-экономическая ситуация
в Чувашской Республике
Чувашия - небольшой по территории, но динамично развивающийся и инвестиционно привлекательный регион. Основой для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса являются авторитет власти,
межнациональное согласие, выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, развитые инженерная, телекоммуникационная и транспортная инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, значительный потенциал трудовых ресурсов. Чувашская Республика не имеет запасов стратегического сырья, поэтому основным приоритетом выбран инновационный путь развития экономики. Функционирование экономики Чувашской Республики в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами. Среди внешних условий наибольшее значение для Чувашии будут иметь
динамика развития мировой экономики, использование достижений российских и иностранных компаний в наукоемких высокотехнологичных отраслях экономики, вступление России во Всемирную торговую организацию, общественно-политическая и социально-экономическая стабильность в Российской Федерации, демографическая ситуация. К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие факторы: активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов; повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта; повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов; стимулирование диверсификации и технологического развития;
состояние производственных фондов, степень их изношенности;
развитие сектора общественных услуг;
ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги; реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы
бюджетных расходов и их оптимизации. В настоящее время для Чувашской Республики характерны положительные тенденции роста производства ведущих отраслей экономики
и существенные изменения в социальной сфере. Основные показатели социально-экономического положения
Чувашской Республики и Российской Федерации в 2006 году
———————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Наименование | Показатель |———————————————————————————————————————————————|——————————————————————————————————————————————————————————————————
| абсолютный | среднедушевой (удельный) |—————————————|——————————|———————————|——————————|————————————————————————————————|————————|—————————|——————————————
| единица | по Чува- | по России | доля Чу- | единица | по | по | отношение | измерения | шии | | вашии | измерения | Чува- | России | показателя | | | | | | шии | | по Чувашии | | | | | | | | к показателю | | | | | | | | по России ———————————————————————————————|—————————————|——————————|———————————|——————————|————————————————————————————————|————————|—————————|—————————————— Территория тыс. км2 18,3 17098,2 0,1% Численность постоянного млн. 1,29 142,4 0,9% населения (в среднегодовом человек исчислении)
Валовой региональный про- млрд. 76,6* 26781,0** 0,29% на душу населения, тыс. рублей 70,9 188,1 37,7% дукт рублей Объем отгруженных товаров млрд. 70,3 15758,5 0,45% на душу населения, тыс. рублей 54,5 110,7 49,2% собственного производства, рублей выполненных работ и услуг
собственными силами (ОКВЭД)
Продукция сельского млрд. 15,8 1617,1 1,0% на душу населения, тыс. рублей 12,2 11,4 107,0% хозяйства рублей Внешнеторговый оборот млрд. долл. 0,25 468,4 0,05 % на душу населения, 0,196 3,3 5,9% США тыс. долл. США Инвестиции в основной млрд. 26,5 4483 0,59% на душу населения, тыс. рублей 20,6 31,5 65,4% капитал рублей Ввод в эксплуатацию жилых млн. м2 0,85 50,2 1,7% на 1 тыс. населения, м2 662,8 352,5 188,0% домов (общая площадь)
Оборот розничной торговли млрд. 37,0 8627,5 0,43% на душу населения, тыс. рублей 28,7 60,6 47,4% рублей Доходы консолидированного млрд. 19,2 10642,8 0,2% на душу населения, тыс. рублей 14,8 74,7 19,8% бюджета рублей Численность зарегистриро- млн. 0,0119 1,74 0,7% уровень зарегистрированной 1,7 2,0 85% ванных безработных (на конец человек безработицы, % от экономичес- года) ки активного населения Численность населения млн. 0,26 22,8 1,1% уровень бедности, % от общей 20,3 16,0 126,9% с доходами ниже величины человек численности населения прожиточного минимума
Денежные доходы в месяц на душу населения, рублей 5241,6 9910,6 52,9% Среднемесячная номинальная одного работника, рублей 6407,2 10736,0 59,7% начисленная заработная плата
Средний размер назначенных одного пенсионера, рублей 2530,0 2842,0 89% месячных пенсий
Естественная убыль тыс. -5,6 -689,5 0,8% коэффициент естественного -4,3 -4,8 89,6% населения человек прироста населения, человек на 1 тыс. населения
_______________ <*> Оценка.
<**> Валовой внутренний продукт.
<***> Показатели приведены на момент разработки Стратегии без учета последующих уточнений органами статистики.(Дополнена - Закон
Государственного Совета Чувашской Республики от 27.02.2010 г. N 13)
Динамичное развитие экономики Чувашии в последние годы (приложение N 1, таблица 1.1) способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста. В 2006 году индекс физического объема валового регионального продукта (ВРП) составил 144,6% по отношению к 2000 году, что несколько выше среднероссийского уровня (143,7%). Валовой региональный продукт на душу населения увеличился в действующих ценах с 18,9 тыс. рублей в
2000 году до 70,9 тыс. рублей (по оценке 2006 года). Динамика ВРП приведена в приложении N 1, таблица 1.2.
Ведущее место в экономике Чувашии занимает промышленный комплекс,
на который приходится около 50% поступлений налоговых платежей, около
70% сальдированного финансового результата, около 30% работающего населения. Рост индекса промышленного производства в Чувашской Республике в 2006 году к уровню 2000 года составил 150,5%, в то время как по Российской Федерации - 133,4%. По данному показателю Чувашия занимает
50-е место среди субъектов Российской Федерации. В 2006 году положительная тенденция опережающего роста промышленного производства
сохранилась: индекс промышленного производства составил 115,9%, по России соответственно - 103,9%. В структуре промышленности доминирующее положение занимают организации обрабатывающих производств, их доля в объеме отгруженной продукции составляет 84,8%, организации производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 14,9%, добычи полезных ископаемых - 0,3%. В структуре обрабатывающих производств более 63% объема отгруженной продукции промышленного комплекса приходится на 5 видов экономической деятельности: на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 15,9%, пищевых продуктов, включая напитки, - 14,4%, машин и оборудования - 13,1%, транспортных средств и оборудования - 10,4% и на химическое производство - 9,5%. Индексы и структура промышленного производства приведены в приложении N 1, таблицы 1.3-1.6. Агропромышленный комплекс. Чувашская Республика находится в зоне рискованного земледелия. Организации сельского хозяйства создают около 13% валового регионального продукта. Основные отрасли сельского хозяйства - производство зерна, картофелеводство, хмелеводство, мясо-молочное скотоводство, свиноводство, птицеводство и пчеловодство. В 2006 году объем производства продукции растениеводства по сравнению
с 2005 годом снизился на 1,4%, объем производства продукции животноводства увеличился на 7,1%, в целом объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 3,2%. Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются
сельскохозяйственные организации и личные подсобные хозяйства. Доля продукции личных подсобных хозяйств в 2006 году составила 66,0% от общего объема произведенной продукции, сельскохозяйственных организаций - 31,9%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 2,1%. Проведенной в июле 2006 года Всероссийской сельскохозяйственной переписью в Чувашской Республике было охвачено 1097 сельскохозяйственных организаций, 2062 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателя, 733 некоммерческих объединения граждан и 246,3 тыс. личных подсобных хозяйств, на основании данных которой формируются федеральные информационные ресурсы об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства, в том числе в разрезе муниципальных образований. Динамика сельскохозяйственного производства приведена в приложении N 1, таблица 1.7. Развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство - один из наиболее значительных и перспективных резервов развития экономики. В Чувашской Республике действует 7061 малое предприятие, что в 1,8 раза больше, чем в 2000 году. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в валовом региональном продукте Чувашской Республики увеличилась с 11,4% в 2000 году до 19,0% в 2006 году. Из года в год повышается уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней: только в 2006 году он увеличился почти в 1,4 раза по сравнению с 2005
годом. На малый бизнес приходится:
более половины объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство"; 7,6% объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами; 72,9% оборота оптовой торговли;
16,1% оборота общественного питания;
60,3% оборота розничной торговли.
Основные показатели развития малого предпринимательства приведены
в приложении N 1, таблица 1.8. В Чувашской Республике сохраняется устойчивая тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с темпами роста в целом по России. Объем инвестиций в основной капитал в 2006 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,5 раза (по России - в 1,8 раза). В Приволжском федеральном округе (ПФО) Чувашская Республика по показателю "инвестиции на душу населения" занимает 8-е место. Государственная политика Чувашской Республики по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в
экономику республики направлена на формирование цивилизованных
подходов руководства организаций к повышению уровня финансовой
прозрачности и качества корпоративного управления. (В редакции Закона
Государственного Совета Чувашской Республики от 05.12.2011 № 87)
Динамика и структура инвестиций приведены в приложении N 1, таблицы 1.9-1.10. В настоящее время в Чувашской Республике реализуются около 200 инвестиционных проектов общей стоимостью более 120,0 млрд. рублей. Абзац. (Утратил силу - Закон Государственного Совета Чувашской Республики от 30.12.2013 № 105)
Банковский сектор в Чувашской Республике активно развивается. Только в 2006 году открыты 3 филиала инорегиональных банков. Сегодня в Чувашии функционируют 5 кредитных организаций, 14 филиалов кредитных организаций других регионов, 10 отделений Сбербанка России, а также 69 дополнительных офисов, 188 операционных касс, 15 кредитно-кассовых офисов и 6 представительств банков. Совокупная величина валюты балансов кредитных организаций и инорегиональных филиалов за последние 5 лет увеличилась в 5,7 раза, в 2006 году - на 64%. Основным фактором
роста активных операций банковского сектора остается расширение кредитных вложений, которые за указанный период возросли более чем в 12 раз. Основные показатели деятельности банковского сектора, страховых организаций, инфраструктуры фондового рынка приведены в приложении N 1, таблицы 1.11-1.13. Развитие общественной инфраструктуры. Значительное внимание в Чувашии уделяется развитию общественной инфраструктуры, прежде всего в сельской местности, где проживает 42,7% населения республики. Только в 2006 году в рамках ускоренной реализации целевых программ на финансирование работ по строительству и реконструкции объектов жилищного фонда, социальной сферы, дорожного и коммунального хозяйства из республиканского бюджета Чувашской Республики было направлено 4,3 млрд. рублей, что составляет 27,3% расходной части республиканского бюджета Чувашской Республики. За 2000-2006 годы введено в эксплуатацию 8733,8 км распределительных газовых сетей, в том числе 4504,3 км - за последние
три года, из них в сельской местности 8230,3 км и 4289,0 км соответственно. Уровень газификации села вырос с 37% (2000 год) до 99,9% (2005 год), из подлежащих газификации 1595 сельских населенных пунктов природный газ подведен к 1594 населенным пунктам. Ежегодно растут объемы жилищного строительства. В 2006 году темпы
роста строительства жилья по сравнению с 2005 годом составили 116,6%,
в том числе 119,3% - в сельской местности. По вводу в эксплуатацию жилых домов на 1000 человек населения в 2006 году Чувашия опередила все регионы Приволжского федерального округа и в 1,8 раза - среднероссийский показатель. С 2000 по 2006 год за счет всех источников финансирования в Чувашской Республике введено в эксплуатацию около 4,3 млн. кв. метров общей площади жилья. Обеспеченность населения жильем на 1 человека увеличилась с 18,6 кв. метра в 2000 году до 21,5 кв. метра в 2006 году (в 2005 году: по России - 20,9 кв. метра, по ПФО - 20,6 кв. метра, по Чувашии - 20,6 кв. метра). За последние семь лет сданы в эксплуатацию 136,9 км водопроводных
сетей, в том числе 66,3 км - в сельской местности. Удельный вес Чувашской Республики в общем объеме строительства водопроводных сетей
России составил в 2004 году 0,46%, в 2005 году - 4,1%, в 2006 году - 1,9%. За 2000-2006 годы введено в действие 465,4км автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе в 2006 году - 62,2 км, что в 1,2 раза выше уровня 2005 года. Особое внимание в Чувашской Республике уделяется озеленению и благоустройству городов и сельских поселений. Эти мероприятия выполняются в соответствии с указами Президента Чувашской Республики от 22 сентября 2004 г. N 107 "О Годе парков и садов" и от 28 марта 2005 г. N 30 "О проведении Дня дерева "Посади дерево и сохрани его".
За 2005-2006 годы в рамках выполнения этих указов в городах и сельских поселениях было посажено 3,28 млн. деревьев, 407,8 тыс. кустарников, создано 421,9 тыс. кв. метров газонов, более 185 тыс. кв. метров цветников. Заложено 624 новых парка, сквера и аллеи. Проведены реконструкция и благоустройство более 600 объектов озеленения, создано 208 памятных посадок. В мероприятиях Дня дерева "Посади дерево и сохрани его" и по благоустройству населенных пунктов приняли участие более 640 тыс. человек. Основные показатели развития общественной инфраструктуры приведены в приложении N 1, таблица 1.14. Уровень жизни населения и демография. Демографическая ситуация в Чувашской Республике так же, как и в целом по России, характеризуется
снижением численности населения: если в 2000 году численность постоянного населения Чувашии (среднегодовая) составляла 1331,0 тыс. человек, то в 2004 году - 1302,1 тыс. человек, в 2006 году - 1289,2 тыс. человек. С 2003 года в Чувашской Республике наметилась тенденция роста ожидаемой продолжительности жизни (в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Чувашии увеличилась до 66,38 года). С 2002 года в Чувашской Республике отмечается рост рождаемости. В
2006 году общий показатель рождаемости составил 10,3 на 1000 населения против 9,3 на 1000 населения в 2000 году. Показатель общей смертности
населения Чувашской Республики в 2006 году составил 14,6 на 1000 населения против 14,0 на 1000 населения в 2000 году. Показатель младенческой смертности за 2000-2006 годы снизился на 29,5% и достиг в 2006 году уровня 9,1 на 1000 родившихся живыми (в 2000 году - 12,9). Численность трудовых ресурсов в 2006 году составила 794,1 тыс. человек (в 2000 году - 801,4 тыс. человек), численность занятых в экономике - 596,9 тыс. человек (в 2000 году - 614,8 тыс. человек). Численность зарегистрированных безработных на конец 2006 года составила 11,9 тыс. человек против 15,2 тыс. человек в 2000 году, уровень безработицы - 1,7% против 2,3% соответственно. Сохраняется положительная динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения. Среднедушевые денежные доходы населения в 2006 году составили 5241,6 рубля (в 2000 году - 1140,0 рубля, в 2005 году - 3905,2 рубля). Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2000 годом в 2 раза. Номинальная среднемесячная заработная плата в 2006 году по сравнению с 2000 годом возросла в 4,2 раза и составила 6407,2 рубля (в 2005 году - 5073,1 рубля), а реальная заработная плата увеличилась в 2,4 раза. Средний размер назначенных месячных пенсий увеличился по сравнению с 2000 годом в 3,4 раза. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 51,3% в 2000 году до 20,3% в 2006 году (Стратегией предусмотрено доведение к 2020 году среднемесячной заработной платы одного работника до 49,6 тыс. рублей, среднедушевых денежных доходов населения - до 39,3 тыс. рублей). Просроченная задолженность по заработной плате за период с 2000 по 2006 год сократилась в 40,1 раза и составила на 1 января 2007 г. 6,1 млн. рублей. Отсутствует задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Проводится активная социальная политика. В целях обеспечения доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности, снижения социально-экономической дифференциации в обществе и рационального использования ресурсов в Чувашской Республике сформирована эффективная образовательная сеть. Дошкольным образованием в 2006 году охвачено 68% детей в возрасте от 1 до 6 лет, предшкольным обучением - 85% (в 2003 году соответственно 64,2 и 70%). За 2002-2005 годы создано 138 кустовых базовых школ, оснащенных современным учебным оборудованием, в которых сконцентрированы лучшие педагогические кадры, созданы необходимые условия для организации профильного обучения через сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Для доставки детей в базовые школы приобретено 225 школьных автобусов. За последние годы в Чувашской Республике сформирована единая образовательная информационная среда. В 2006 году обеспеченность школ
современными компьютерами составила 1 компьютер на 25 учащихся, 86% школ подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(далее - сеть Интернет) (в 2003 году - 47,7%), 80% школ имеют собственные сайты. Создан Республиканский центр дистанционного обучения, соответствующие центры имеются в 26 муниципальных образованиях. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 30.12.2013 № 105)
Формируется независимая система оценки качества образования, включающая единый государственный экзамен (ЕГЭ проводится с 2001 года), новый механизм аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений и др. В целях повышения эффективности использования бюджетных ресурсов,
создания условий для конкуренции с 2001 года общеобразовательные учреждения, а с 2006 года учреждения начального профессионального образования переведены на нормативное подушевое финансирование. Развивается государственно-общественная система управления образованием: 68% школ Чувашии имеют управляющие, попечительские советы. В 2005 году создан Республиканский союз попечителей образования. Дальнейшее развитие получило амбулаторно-поликлиническое звено. Увеличению объемов амбулаторной помощи способствовало открытие в 2003-2005 годах 300, в 2006 году 60 отделений врача общей (семейной) практики. В качестве альтернативы стационарной помощи развиваются стационарозамещающие технологии: дневные стационары, амбулаторная хирургия, стационары на дому. Число пациентов, пролеченных в них, с 2000 года возросло в 2,4 раза, объемы оказанной медицинской помощи увеличились в 2,6 раза. Открыты специализированные медицинские центры: кардиохирургический, онкологический, оказания противотуберкулезной и психиатрической помощи, Президентский перинатальный центр, Центр восстановительного лечения для детей. За 2003-2005 годы в Чувашии открыто 140 сельских модельных библиотек, в 2006 году - 178. В Чувашской Республике реализуются эффективные меры по защите прав и интересов ветеранов, инвалидов, семей с детьми и других слабозащищенных категорий населения. В соответствии с изменениями, внесенными в 2004 году в законодательство Российской Федерации, с 2005 года решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, а также жертв политических репрессий отнесено к полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения плавного перехода к новой системе предоставления мер социальной поддержки в 2005 году региональным льготникам была сохранена действовавшая ранее система натуральных льгот, с 1 января 2006 г. основная часть мер социальной поддержки ретональных льготников заменена на ежемесячные денежные выплаты. В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 22 января 2005 г. N 5 "О мерах по дополнительной социальной поддержке отдельных категорий граждан (федеральных льготников) на территории Чувашской Республики" граждане этой категории получили право льготного проезда на общественном транспорте. В настоящее время в Чувашии насчитывается 123,8 тыс. федеральных, 125,5 тыс. республиканских льготников. Проводится целенаправленная работа по развитию массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий и широкому привлечению населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом. При среднероссийском показателе 10-11% в Чувашской Республике к занятиям физической культурой и спортом на 1 января 2006 г. привлечено 20,3% населения. В 2005-2006 годах введены в эксплуатацию 5 физкультурно-спортивных комплексов. За последние 5 лет в Чувашской Республике наблюдается положительная динамика как в развитии инфраструктуры туризма, улучшении уровня сервиса в организациях туристской индустрии, так и в
увеличении объемов оказываемых в санаторно-курортных, гостиничных, туристических организациях услуг. На территории Чувашской Республики зарегистрировано 90 туристических агентств и 6 туроператоров. За 2006 год турфирмами обслужено 120,0 тыс. туристов, из них за пределы Чувашской Республики
в туристические поездки выезжали 14,0 тыс. человек. Объем оказанных туристских услуг за 2006 год составил 54,4 млн. рублей. Основные социальные показатели приведены в приложении N 1, таблицы 1.15-1.20. Внешнеторговый оборот Чувашской Республики в 2006 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,2 раза и составил 252,5 млн. долл. США, что по сравнению с предыдущим годом больше на 16,1%, в том
числе экспорт - 164,4 млн. долл. США (увеличение на 23,5%), импорт - 88,1 млн. долл. США (увеличение на 4.4%). Сальдо внешнеторгового оборота положительное и составило 76,3 млн. долл. США. В настоящее время Чувашия поддерживает торгово-экономические отношения более чем с 70 странами мира. Основными направлениями внешнеэкономической политики Чувашской Республики являются повышение конкурентоспособности предприятий и деловой культуры персонала, активизация международной выставочно-ярмарочной деятельности, содействие расширению существующих и поиску новых рынков сбыта, поддержка крупнейших организаций-экспортеров, активное содействие увеличению числа участников внешнеэкономической деятельности в среде малого и среднего бизнеса. В товарной структуре внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики в 2006 году традиционно преобладали машиностроительная продукция и продукция химического производства. Большую часть экспорта составила продукция машиностроения (58,2%) и химического производства
(29,1%), импорта - продукция химического производства (50,8%) и машиностроения (35,2%). Общее количество участников внешнеэкономической деятельности Чувашской Республики увеличилось на 5% и составило 399 (в 2005 году -
380). На современном этапе Чувашская Республика имеет договорные отношения с 38 субъектами Российской Федерации в рамках 42 межправительственных соглашений (договоров). В межрегиональном сотрудничестве с Чувашской Республикой преобладают регионы Приволжского федерального округа (около 50% взаимной торговли), Центрального федерального округа (более 20%) и Уральского федерального округа (более 10%). Чувашия специализируется на поставках в регионы России продукции химической, машиностроительной, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности. Устойчивым спросом пользуются сода каустическая, спирт этиловый из пищевого сырья и технический, радиаторы и конвекторы отопительные, бульдозеры, трикотажные и чулочно-носочные изделия, кондитерская продукция. Наибольший объем продукции, производимой в республике, поставляется в Московскую, Кемеровскую и Нижегородскую области, Республику Татарстан и г. Москву. Основными поставщиками продукции в Чувашскую Республику являются следующие промышленные регионы: Нижегородская, Челябинская, Свердловская области, республики Башкортостан, Татарстан, Мордовия и Марий Эл. Динамика внешнеторгового и межрегионального оборота приведена в приложении N 1, таблицы 1.21-1.22. Основой эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики является целый комплекс принятых решений. В настоящее время реализуются Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года; Комплексная программа экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы; ряд указов Президента Чувашской Республики, в которых сделан упор на формирование современной инфраструктуры, в том числе на газификацию сельских населенных пунктов, дорожное строительство, качественное водоснабжение, а также на обеспечение занятости сельского населения, ускорение развития малого предпринимательства, формирование инновационной среды и информационных технологий, развитие физической культуры и спорта, пропаганду здорового образа жизни, благоустройство
населенных пунктов и территорий и др. Данные документы являются ключевыми в системе регионального планирования, взаимоувязаны между собой, направлены на изменение стандартов жизни и повышение уровня благосостояния населения Чувашской Республики. Выполнение основных показателей, предусмотренных
Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики
до 2010 года в % к предыдущему году —————————————————————————————————|—————————————————|—————————————————|——————————————————|——————————————————|———————————————————————|——————————— Наименование показателя | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2006 г. в % к 2002 г. | 2010 г. к |—————————|———————|—————————|———————|—————————|————————|—————————|————————|—————————|—————————————| 2002 г. | предус- | отчет | предус- | отчет | предус- | отчет | предус- | отчет | предус- | отчет | предус- | мотрено | | мотрено | | мотрено | | мотрено | | мотрено | | мотрено —————————————————————————————————|—————————|———————|—————————|———————|—————————|————————|—————————|————————|—————————|—————————————|——————————— Валовой региональный продукт 106,0 106,5 106,5 108,3 107,0 106,8* 107,2 107,5* 129,5 132,4 в 1,9 р. Индекс промышленного произ- 106,9 107,7 109,0 109,7 110,0 107,4 111,0 115,9 142,3 147,1 в 2,4 р. водства
Инвестиции в основной капитал 106,0 117,9 108,0 119,7 110,0 108,5 111,5 119,5 140,4 183,0 в 2,8 р. по всем источникам финанси-
рования
Оборот розничной торговли 107,5 112,7 108,0 111,1 109,0 116,4 106,5 117,6 134,8 171,4 в 1,95 р. Среднемесячная номинальная 129,7 130,6 111,2 125,9 111,7 125,3 115,1 124,7 185,4 в 2,6 р. в 4,4 р. заработная плата одного работ-
ника, рублей
______________ <*> Оценка.
У Чувашии сложились деловые и доверительные отношения с такими международными финансовыми организациями, как Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, ТАСИС и др. Сегодня Чувашия активно участвует в международных проектах в сфере образования, здравоохранения, финансов, жилищно-коммунального
хозяйства, информационных технологий. Достигнута максимальная прозрачность долговой политики, применяются такие инструменты заимствований, как выпуск государственных облигаций Чувашской Республики, кредиты коммерческих банков. Внедрена казначейская система исполнения бюджета, эффективность которой заключается в экономии более 10% расходной части консолидированного бюджета Чувашской Республики. Чувашская Республика имеет имидж региона с высоким уровнем администрирования, положительной кредитной историей и прозрачной финансовой системой. Именно это позволило Чувашии реализовать в 2006 году совместный проект с группой Всемирного банка и стать первым регионом в Российской Федерации, привлекшим инвестиции на финансовом рынке при дополнительной поддержке Международной финансовой корпорации, входящей в группу Всемирного банка, без суверенных гарантий. В 2006 году Международное рейтинговое агентство повысило рейтинг эмитента Чувашии до Ва2 с прогнозом "стабильный", рейтинговое агентство Moody's Interfax - по российской национальной шкале с АаЗ.ru до Аа2.ru. Достижению таких результатов способствовали внутренние факторы. Ведущие предприятия Чувашии обладают современными технологиями, позволяющими достойно конкурировать на рынке. Это акционерные общества "Химпром", "Промтрактор", "Шумерлинский завод спецавтомобилей", "Канашский автоагрегатный завод", "Волжская Текстильная Компания", "АККОНД" и др. Сформировался ряд современных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции (производство бульдозеров и трубоукладчиков, электропогрузчиков, автомобилей-фургонов, ткацких станков, низковольтной электрической аппаратуры, приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним, трансформаторов, кабелей для локальных вычислительных сетей и видеоохранных систем, релейной продукции, производство гербицидов, каустической соды, перкарбоната натрия, синтетических красителей, пластических масс, лакокрасочной продукции, бытовой химии, хлопчатобумажных тканей и пряжи, чулочно-носочных изделий, трикотажа,
капроновых и хлопчатобумажных текстильных лент, продуктов питания и др.). Существенный вклад в увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест вносят реализация приоритетных инвестиционных проектов (приложение N 3), программ и соглашений, развитие сотрудничества со стратегическими партнерами. (В редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики от 30.12.2013 № 105)
Интенсивно развиваются малый и средний бизнес, финансовая инфраструктура. Существенно возросла роль сферы услуг, формируются традиции предпринимательства и рыночный менталитет у населения. В ходе осуществления экономических преобразований значительно повысился уровень жизни населения, продолжается рост доходов, растут объемы и расширяется структура потребления товаров и услуг. Более высокое качество приобретают системы образования, здравоохранения и культуры. Получили динамичное развитие высокие медицинские технологии, семейная медицина, реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, компьютеризация школ, модернизация сельских библиотек. В итоговом рейтинге регионов по качеству жизни, опубликованном в декабре 2005 года аналитическим еженедельником "Коммерсантъ Власть", Чувашская Республика заняла 4-е место после Санкт-Петербурга, Москвы и Республики Татарстан. Внедрение методов управления по результатам в органах исполнительной власти Чувашской Республики является одной из основных
задач реализации республиканской целевой программы "Проведение административной реформы в Чувашской Республике в 2006-2008 годах", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 98 (далее - Программа). Приоритетное внимание в Чувашии уделяется целенаправленному развитию общественной инфраструктуры, что позволило республике создать
устойчивое стартовое положение для реализации мероприятий,
предусмотренных приоритетными национальными проектами, концептуальные
основы которых закладывались в ежегодных посланиях Президента
Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики. (В
редакции Закона Государственного Совета Чувашской Республики
от 05.12.2011 № 87)
Указом Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 г. N 68 "О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики" определена стратегическая (историческая) задача органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по завершению в 2008 году строительства сети автомобильных дорог, соединяющих все населенные пункты Чувашской Республики. Одним из основных направлений политики стабилизации демографической ситуации является улучшение жилищных условий граждан.
В рамках реализации указов Президента Чувашской Республики активно развивается ипотечное жилищное кредитование, оказывается государственная поддержка молодым семьям в приобретении доступного и комфортного жилья. Чувашия активно участвует в различных проектах, реализуемых в рамках реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Действует Портал органов власти Чувашской Республики. Портал является интегратором информационных ресурсов органов власти всех уровней - от федеральных до поселенческих. На нем
размещено свыше тысячи информационных сервисов более чем по 200 типам
услуг, предоставляемых гражданам и организациям. Такого масштаба предоставляемых информационных услуг нет ни в одном регионе Российской Федерации. Во Всероссийском конкурсе "Лучший регион в сфере информационно-коммуникационных технологий - 2003", проводимом в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", Чувашская Республика получила первые премии в двух номинациях - "Электронное правительство" и "Лучший региональный проект в сфере информационно-коммуникационных технологий". Во Всероссийском конкурсе
2005 года Чувашская Республика удостоилась первого места в номинации "ИКТ и качество государственного управления", второго места - по интегральным итогам в номинации "Лучший регион в сфере ИКТ - 2005", третьего места - в номинации "Использование ИКТ для взаимодействия государства и общества" за проект "Республиканская система объединенных государственных информационных ресурсов ЗАГС - ПВС - ЖКХ". Чувашия становится одним из самых привлекательных регионов России
для ведения бизнеса, комфортным для проживания и отдыха, в котором власть является опорой и гарантом стабильности и правопорядка, а граждане ответственны за воспитание своих детей и уверены в их будущем. Описание достигнутого уровня социально-экономических преобразований приведено в приложении N 4. 1.2. Основные проблемы
Комплексный анализ социально-экономического развития Чувашской Республики позволил выявить следующие основные проблемы. I. Экономические структурно-инвестиционные проблемы
1. Низкая инновационная активность предприятий при недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств Инновации в настоящее время внедряются главным образом на крупных
предприятиях республики, имеющих собственную научно-исследовательскую
базу. Чувашская Республика занимает 6-е место среди 14 регионов Приволжского федерального округа по удельному весу организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе обследованных
организаций. По количеству поданных заявок на изобретение Чувашская Республика находится на 11-м месте в Приволжском федеральном округе. Инновационному развитию препятствуют нерациональное использование
научного потенциала Чувашской Республики, применение неэффективных механизмов вовлечения в хозяйственный оборот внутренних технологических и интеллектуальных ресурсов, неразвитость инновационной инфраструктуры. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляет 25 человек на 10 тысяч экономически активного населения (в
ПФО - 103 человека, по Российской Федерации - 138, по странам Европейского Союза - 100-150). Основным типом инноваций в Чувашской Республике пока еще являются
так называемые инновации, направленные на поддержание достигнутого уровня технологического развития предприятий, или незначительные усовершенствования выпускаемой продукции. Недостаточно внедряются "прорывные" инновации (ноу-хау). 2. Неконкурентоспособность выпускаемой продукции и услуг
Одним из условий включения в международный товарооборот является внедрение международных стандартов качества в организациях республики. В настоящее время число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,6% от общего количества организаций реального сектора экономики (в США и Западной Европе сертифицировано от 60 до 80% существующих компаний, в Китае - 0,4%, в России - 0,2%). Имеют сертификаты соответствия международным стандартам ISO 14000
только 4 предприятия: акционерные общества "Промтрактор", "Чебоксарский электроаппаратный завод", "Перкарбонат" и ООО "Элпри". Практически не вовлечены в процесс внедрения международных стандартов
качества малый бизнес, организации сферы услуг, образования, здравоохранения, строительного комплекса, культуры. 3. Снижение доходности, высокая степень износа материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей Земля в Чувашской Республике является наиболее эродированной по сравнению с землями других регионов Российской Федерации. Коэффициент
расчлененности территории составляет 1,25, насчитывается более 3,7 тыс. оврагов и балок протяженностью свыше 22 тыс. км. Более 80% пашни
подвержены водной эрозии. Снижение доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства лишило сельхозтоваропроизводителей возможности вести нормальное воспроизводство, а также привело к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных организаций с выводом земель сельхозназначения из оборота и уходу из села квалифицированной рабочей силы из-за низких доходов. Высокая степень износа материально-технической базы требует коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости отрасли и производства конкурентоспособной продукции. 4. Неразвитость рынка земли
Земля - один из важнейших ресурсов социально-экономического и градостроительного развития. Отсутствие свободной купли-продажи земли
негативно сказывается на формировании эффективного землепользователя,
расширении хозяйственных площадей, привлечении инвесторов, в том числе в агропромышленный комплекс. Земельный рынок в Чувашской Республике находится в начальной стадии формирования. Наиболее перспективным инструментом эффективного
использования земли является ипотека земельных участков. В настоящий момент законодательная база разработана только для первой части ипотечной схемы - предоставления кредита под залог Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|