Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 19.07.2016 № 251

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 19 июля 2016 г. № 251

 

г.Владикавказ

 

(В редакции Постановления Правительства

 Республики Северная Осетия-Алания

 от 27.03.2017 г. № 146);

(В редакции Постановления Правительства

Республики СевернаяОсетия-Алания

 от 26.09.2017 г. № 356)

 

О Программе оздоровления государственных финансов

Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2019 годы

 

 

В целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы Республики Северная Осетия-Алания и повышения качества финансового менеджмента Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

 

1. Утвердить Программу оздоровления государственных финансов Республики Северная Осетия-Алания на 2016-2019 годы.

2. Руководителям органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в недельный срок сформировать и утвердить сетевые графики взаимодействия и ведомственные планы мероприятий («дорожные карты») по повышению качества финансового менеджмента на очередной финансовый год.

3. Рекомендовать администрациям местного самоуправления муниципальных районов Республики Северная Осетия-Алания и городского округа г.Владикавказ в месячный срок разработать и утвердить программы оздоровления муниципальных финансов на 2016-2019 годы.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2013 года № 430 «О плане мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики в Республике Северная Осетия–Алания и муниципальных образованиях на 2013-2016 годы».

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

 

 

Временно исполняющий обязанности

Председателя Правительства

Республики Северная Осетия-Алания        Т.Тускаев

 

 

 

 УТВЕРЖДЕНА

постановление Правительства

 Республики Северная Осетия-Алания

от 19 июля 2016 г. № 251

 

 

 

Программа оздоровления государственных финансов

Республики Северная Осетия-Алания

на 2016-2019 годы

 

 

I.  Текущее состояние государственных финансов

 

С 2008 года Республика Северная Осетия-Алания сталкивается с серьезными проблемами несбалансированности консолидированного бюджета республики, обусловленными следующими факторами:

существенное снижение налоговых доходов бюджета республики, связанное с резким спадом в экономике и изменением экономического положения основных бюджетообразующих предприятий республики и налогового и бюджетного законодательства;

возникновением расходных обязательств, связанных с необходимостью обеспечения социально-экономической стабильности на территории республики, с одной стороны, и принятием на федеральном уровне решений, возложивших на субъекты Российской Федерации дополнительную финансовую нагрузку, с другой стороны;

внесением в Бюджетный кодекс Российской Федерации  изменений, предусматривающих необходимость создания с 1 января 2012 года регионального дорожного фонда, в результате чего более 1 млрд рублей, ранее являвшихся доходными источниками общего покрытия расходов (акцизы на нефтепродукты и транспортный налог), направляются на финансирование дорожного хозяйства.

Так, доходы республиканского бюджета по налогу на прибыль организаций в 2008-2012 годах оказались значительно ниже уровня в 2007 году, что связано с переходом одного из наиболее крупных плательщиков данного налога - ОАО «Электроцинк» на переработку давальческого сырья (применение договора толлинга с ОАО «УГМК»). В структуре доходов по налогу на прибыль организаций доля ОАО «Электроцинк» составляла более 44 процентов. В результате ежегодные потери бюджета республики по налоговым доходам от ОАО «Электроцинк» составили порядка 400 млн рублей. За период с 2013 по 2015 годы налог на прибыль от ОАО «Электроцинк» в бюджет республики не поступал.

Ситуация ухудшилась с 2012 года в связи с образованием консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) в соответствии с изменениями, внесёнными в Налоговый кодекс Российской Федерации по налогу на прибыль. Согласно оценке, ежегодные потери бюджета составляют более 200 млн рублей.

Прекращение деятельности предприятий алкогольной отрасли, которая формировала в 2007 году до 40% доходов республиканского бюджета, в том числе с 2008 года пяти крупнейших предприятий, производящих алкогольную продукцию (ОАО «Исток», ООО «Салют», ОАО «Салют», ООО «Фаюр-Союз», ООО «Феникс»), потеря рынков сбыта привели к снижению объемов производства спирта, спиртосодержащей продукции, вина, водки в республике более чем на 80%. Снижение поступления акцизов по данным товарам составило более чем 600 млн рублей ежегодно.

Изменения в налогообложении акцизами спирта в части переноса налоговой нагрузки с производителей спирта на производителей алкогольной продукции привели к значительному снижению поступлений в бюджет республики по данному доходному источнику. Ежегодные потери бюджета – более 1 000 млн рублей.

Таким образом, ежегодные общие потери бюджета по налоговым доходам составили 2,2 млрд рублей, а в целом за 2008-2015 годы - более 17 млрд рублей.

На фоне снижения поступлений доходов принимались решения, приведшие к росту расходных обязательств республики. Так, объем расходов консолидированного бюджета на оплату труда с начислениями только в рамках реализации указов Президента Российской Федерации за три года увеличился с 7,1 до 10,2 млрд рублей (на 3,1 млрд рублей). Рост платежей за неработающее население в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования с учетом требований Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» составил 2,6 млрд рублей (с 850 млн рублей в 2010 году до 3,4 млрд рублей в 2015 году). Значительные ресурсы были направлены на расселение граждан из аварийного жилищного фонда, решение вопросов, связанных со строительством детских дошкольных учреждений.

Учитывая проблемы несбалансированности бюджета, в республике реализуется комплекс мер, направленных, в том числе, на оптимизацию расходов, мобилизацию доходов бюджета и совершенствование долговой политики в рамках утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2013 года  430 плана мероприятий.

Несмотря на принимаемые меры, в условиях установленных ограничений по дефициту бюджета и государственному долгу решить проблему дисбаланса доходов и расходов бюджета полностью не удается. К настоящему времени он настолько значителен, что не позволяет в бюджете на текущий год предусмотреть в полном объеме социально значимые расходы, в том числе по наиболее приоритетным направлениям: платежи за неработающее население в Фонд обязательного медицинского страхования за октябрь-декабрь 2016 года, расходы на заработную плату за декабрь 2016 года, меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, средства на завершение работы по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), погашение задолженности по принятым до 2016 года расходным и бюджетным обязательствам.

В условиях снижения доходов и роста социальных расходов бюджета в Республике Северная Осетия-Алания обострились проблемы бюджетного дефицита и государственного долга. С 2011 года Республика Северная Осетия-Алания входит в число субъектов Российской Федерации с наиболее напряженной долговой ситуацией. Накопленный объем государственного долга по состоянию на 1 января 2016 года составил 9,063 млрд рублей, или 119,1% к объему налоговых и неналоговых доходов.

Вместе с тем, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с учетом положений Федерального закона от 9 апреля 2009 года №58-ФЗ) предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. В целях исполнения бюджетного законодательства необходимо принятие мер по сокращению дефицита бюджета и поэтапному сокращению объема государственного долга Республики Северная Осетия-Алания, в том числе его рыночной части.

В условиях несбалансированности бюджета прошлых лет, помимо привлечения бюджетных и банковских кредитов, осуществлялись заимствования в федеральных целевых средствах, совокупный объём которых за 2008-2015 годы составил 2 052 млн рублей. Возмещение их возможно лишь в случае изыскания дополнительных доходных источников. Кроме того, отвлекались средства регионального дорожного фонда, задолженность по которым на 1 января 2016 года составила 902 млн рублей.

Таким образом, в условиях жестких бюджетных ограничений для обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания в среднесрочной перспективе требуются разработка и реализация комплексного программного документа по оздоровлению государственных и муниципальных финансов Республики Северная Осетия-Алания.

 

II.    Цели и задачи Программы

 

Цель Программы – обеспечение сбалансированности бюджетной системы Республики Северная Осетия-Алания в среднесрочном периоде.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи по трем направлениям:

направление 1. Увеличение объема налоговых и неналоговых доходов бюджета:

задача 1.1. Расширение налогооблагаемой базы, оптимизация налоговых ставок и льгот;

задача 1.2. Повышение уровня собираемости доходов, сокращение задолженности в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания;

задача 1.3. Эффективное использование государственного и муниципального имущества;

задача 1.4. Совершенствование межбюджетных отношений;

направление 2. Сокращение объема расходных обязательств:

задача 2.1. Оптимизация расходов на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления;

задача 2.2. Оптимизация бюджетной сети;

задача 2.3 Оптимизация расходов на содержание государственных (муниципальных) учреждений;

задача 2.4. Оптимизация размера платежей в Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Республики Северная Осетия-Алания;

задача 2.5. Совершенствование социальной поддержки граждан;

задача 2.6. Повышение эффективности бюджетных инвестиций;

задача 2.7. Сокращение объема субсидий юридическим лицам;

задача 2.8. Отказ от софинансирования полномочий по предметам ведения Российской Федерации;

задача 2.9. Повышение эффективности расходования средств резервного фонда Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания;

задача 2.10. Совершенствование системы государственных закупок;

задача 2.11. Включение непрограммных направлений расходов в государственные программы Республики Северная Осетия-Алания;

задача 2.12. Мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания;

 направление 3. Сокращение долговой нагрузки на бюджет:

задача 3.1. Сокращение объема государственного долга;

задача 3.2. Сокращение расходов на обслуживание государственного долга.

 

III.   Мероприятия Программы

 

Направление 1. Увеличение объема доходов бюджета

Задача 1.1. Развитие налогооблагаемой базы, оптимизация налоговых ставок и льгот

Текущая ситуация

 

Исполнение республиканского и местных бюджетов Республики Северная Осетия-Алания в 2015 году проходило на фоне продолжающегося кризиса в экономике Российской Федерации, в том числе и в Республике Северная Осетия-Алания. Если в 2011-2013 г. собственные (налоговые и неналоговые) доходы ежегодно росли, темпы роста составляли от 12,6 процента до 15,5 процента, то за 2014 год прирост составил только 3,2 процента, а по итогам 2015 года доходы выросли всего на 0,7 процента.

В 2015 году в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания поступило 11 060,2 млн рублей налоговых и неналоговых доходов. Налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания составили 10 253,0 млн рублей, или 92,7 процента всех доходов, неналоговые доходы – 807,3 млн рублей, или 7,3 процента.

Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета республики являются налог на доходы физических лиц (53 процента всех налоговых доходов), акцизы (19 процентов), налог на прибыль организаций (9 процентов). Удельный вес региональных налогов составляет 9 процентов, налогов по специальным налоговым режимам – 7 процентов, местных налогов – 2 процента.

 

Рисунок 1.1 - Состав и структура налоговых доходов консолидированного бюджета Республики

Северная Осетия-Алания за 2015 г., %


 


 

В 2015 году в консолидированный бюджет республики поступило налога на прибыль организаций в сумме 918,1 млн рублей. Относительно показателя за 2014 год поступления по налогу сократились на 301 млн рублей, или на 24,7 процента. Низкий уровень поступлений по налогу на прибыль обусловлен значительным снижением поступлений в текущем году от налогоплательщиков - обособленных подразделений и участников консолидированных групп плательщиков налога (КГН), на долю которых приходится 41,1 процента всех поступлений по налогу.

По сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания, поступления от КГН за 2015 год относительно 2014 года снизились на 81,4 млн рублей (или на 43,9 процента), от обособленных подразделений - на 239,9 млн рублей (или на 46,9 процента).

Отрицательно на исполнении налога на прибыль отразилось и осуществление возвратов из республиканского бюджета переплат в сумме 115,2 млн рублей (за 2014 год – 42,1 млн рублей).

Для обеспечения системности в работе с налогоплательщиками, в отношении которых установлены факты или имеются достаточные основания полагать о неполном отражении ими в учете хозяйственных операций, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, недостоверности формирования налоговой базы по налогу на прибыль и иных налогов, несвоевременном перечислении налога на доходы физических лиц, во всех межрайонных налоговых инспекциях сформированы и работают комиссии с участием представителей администраций местного самоуправления, органов правопорядка, Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания.

Результатом работы комиссий в 2015 г. стало уточнение 59 налогоплательщиками показателей деклараций по налогу на прибыль, при этом убытки уменьшены на 339,9 млн руб. и заявлена прибыль на 29,5 млн рублей.

По другому основному источнику доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания – налогу на доходы физических лиц также сложилось снижение поступлений относительно показателей 2014 года.

В 2015 году в консолидированный бюджет республики по налогу на доходы физических лиц поступило 5 475,5 млн рублей, что составляет 90,5 процента от прогнозируемых на год объемов. Относительно показателя за 2014 год поступления по налогу сократились на 575,1 млн рублей, или на 0,7 процента.

Снижение поступлений по налогу наблюдается по предприятиям отрасли металлургического производства (82,7 процента к показателям 2014 года), производства цветных металлов (79,4 процента), оптовой и розничной торговли (82,2 процента), добычи полезных ископаемых (74,5 процента) и т.д.

По сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания, снижение поступлений связано с:

неплатежеспособностью предприятий, находящихся в процедуре банкротства (АКБ «Банк Развития Региона», ОАО ИАБ "Диг-Банк", ВМУП «Владикавказэнерго», ВМУП «ТТУ г.Владикавказа», МУП «Владикавказские водопроводные сети», ОАО «Моздокский кирпичный завод», ОАО «Агрофирма «Монолит», ОАО «Владикавказ - Лада»);

сокращением выплат за выполнение боевых задач сотрудникам силовых структур;

сокращением объема работ рядом крупных строительных организаций, осуществлявших горно-проходческие работы (стационарные места ООО «БТС–Гидрострой»);

увеличением сумм имущественных и социальных налоговых вычетов, предоставленных физическим лицам, предусмотренных статьями 219 и 220 Налогового кодекса Российской Федерации. За 2015 год из бюджета республики в целом возвращено налога в сумме 325 млн рублей, что на 100 млн рублей больше, чем за 2014 год;

снятием с налогового учета налогоплательщиков (Военно-клинический госпиталь, РЭУ, ООО ТД «Атлант», ТО «Альфа-Трейд», «Авт-Дорстрой»).

Снижение налога на доходы физических лиц, поступившего в бюджет республики от расположенных на территории республики силовых структур, относительно показателя 2014 года составило 116,3 млн рублей.

Поступления в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания по акцизам составили 1 888,2 млн рублей, в том числе по акцизам на алкогольную продукцию – 687,4 млн.рублей, из них:

акцизы на вино   – 283,2 млн рублей;

акцизы на пиво   – 147,8 млн рублей;

акцизы на водку – 237,0 млн рублей;

акцизы на спирт – 9,3 млн рублей.

На протяжении многих лет в целях легализации производства алкогольной продукции, выведения ее из «тени», увеличения поступлений в региональные бюджеты по акцизам в законодательство по налогообложению алкогольной продукции вносились существенные изменения. Часто эти нововведения приводили к сокращению доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания. В частности, перенос налоговой нагрузки с производителей спирта на производителей водки привел к перемещению доходов от акцизов в другие регионы.

 

Рисунок 1.2 - Динамика отгрузки спирта производителями Республики Северная Осетия-Алания за 2011-2015 гг., тыс.дкл.


 


 

Согласно статистическим данным, производство спирта в 2015 г. осуществляли 7 предприятий республики, которыми фактически отгружено 8 580,79 тыс.декалитров спирта. Подпадание под налогообложение хотя бы половины отгруженного спирта могло бы пополнить бюджет республики на 2 млрд рублей, в то время как фактически поступило за 2015 г. по акцизам на спирт лишь 9,3 млн рублей.

По акцизам на крепкую алкогольную продукцию (водку) из прогнозируемых на 2015 г. 716,6 млн рублей фактически поступило 237,0 млн рублей. При этом прогнозирование акцизов на водку на 2015 год осуществлялось исходя из имеющихся в республике производственных мощностей и наличия действующих лицензий у четырех производителей: ООО «Салют», ООО «РОРО», ООО «ЛВЗ Правобережный» и ООО «Спиртзавод «Изумруд». В сентябре 2015 года было получено еще 2 лицензии на производство водки - ООО «Ренессанс» и ООО «Ракурс».

На сегодняшний день роль алкогольной отрасли для республики очень важна, т.к. акцизы на алкогольную продукцию являются одним из основных источников налоговых доходов бюджета. Для производства в республике имеется качественное сырье, необходимые производственные мощности, лицензии на право производства указанной продукции. Совокупная производственная мощность по имеющим действующие лицензии предприятиям составляет 11,987 млн декалитров в год. Прогнозируемые на текущий год объемы по акцизам на водку в сумме 809 млн рублей соответствуют использованию имеющихся производственных мощностей менее чем на 10 процентов, хотя и превышают фактические поступления 2015 года на 572 млн рублей.

По налогу на имущество организаций в 2015 году в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания поступило 800,3 млн рублей, что составляет 89,8 процента от прогнозируемых на год объемов. Относительно 2014 года поступления по налогу выросли на 9,2 млн рублей, или на 1,1 процента. Вступление в силу с начала 2016 года Закона Республики Северная Осетия-Алания от 28 ноября 2014 года  44-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О налоге на имущество организаций», регулирующего особенности налогообложения недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости объектов по торговым объектам площадью свыше 250 квадратных метров, должно привести к росту поступлений на 128,3 млн рублей (61 объект недвижимости).

По транспортному налогу в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания в 2015 году поступило 156,1 млн рублей, что составляет 168,8 процента от прогнозируемых на год объемов. Относительно 2014 года поступления по налогу выросли на 46 млн рублей, или на 41,7 процента. Существуют резервы по увеличению ставок налога, однако повышение должно быть постепенным, чтобы не вызвать негативную реакцию населения.

Объем налоговых льгот, предоставляемых в Республике Северная Осетия-Алания региональными и местными органами власти, незначителен. В целях оптимизации предоставленных законодательством Республики Северная Осетия-Алания налоговых льгот по региональным налогам и налогу на прибыль организаций в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2009 года  196 «О повышении качества финансового менеджмента», проводится ежегодная оценка бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.

Льготы по налогу на имущество организаций не предусмотрены в республике с 2014 года.

Действующие в Республике Северная Осетия-Алания льготы по транспортному налогу в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 20 октября 2011г.  30-РЗ «О транспортном налоге в Республике Северная Осетия-Алания» (ред. от 28.11.2014) установлены только для следующих категорий налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанной категории;

2) инвалиды и участники Великой Отечественной войны и другие лица, подпадающие под действие статей 2-4 Федерального закона "О ветеранах", инвалиды I и II групп, инвалиды с детства - за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно, зарегистрированное на граждан указанной категории.

Выпадающие доходы бюджета республики по данным категориям льготников составили за 2014 год 1,1 млн рублей.

Пониженная ставка по налогу на прибыль организаций предусмотрена:

для общественных организаций инвалидов, а также предприятий, учреждений и организаций, использующих труд инвалидов, расположенных на территории Республики Северная Осетия–Алания (Закон Республики Северная Осетия-Алания от 04 сентября 2002г.  19–РЗ (в редакции от 02.02.2006 №12-РЗ)) ;

для организаций уголовно – исполнительной системы, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания (Закон Республики Северная Осетия-Алания от 16 октября 2009г.  41-РЗ).

Сумма выпадающих доходов в результате предоставления указанных льгот за 2014 год составила всего 38 тыс.рублей.

Льготы по налогу на имущество физических лиц органами местного самоуправления республики не предоставлялись.

По земельному налогу местные органы власти предоставляют льготы преимущественно органам государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органам местного самоуправления, казенным, автономным и бюджетным учреждениям, финансируемым из республиканского и местного бюджетов. Сумма выпадающих доходов по решениям органов местного самоуправления республики составила 66,3 млн рублей.

 

Мероприятия

 

В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения налоговых доходов Республики Северная Осетия-Алания планируется проведение мероприятий по:

анализу формирования налоговой базы по основным бюджетообразующим видам налогов и сборов, налоговой нагрузки в разрезе отраслей экономики;

взаимодействию с крупными налогоплательщиками - хозяйствующими субъектами Республики Северная Осетия-Алания;

увеличению налога на прибыль организаций, сокращению количества убыточных и низкорентабельных организаций;

увеличению поступлений по налогу на доходы физических лиц, легализации теневой занятости;

легализации производства алкогольной продукции, осуществлению взаимодействия органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания по стабилизации деятельности  производителей алкогольной продукции, изысканию дополнительных рынков сбыта продукции,  получению акцизных марок для маркировки алкогольной продукции;

 расширению налоговой базы по налогам по специальным налоговым режимам;

подведение под особенности налогообложения по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

переходу на уплату  налога на имущество физических лиц  исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения;

увеличению собираемости по транспортному налогу;

 выявлению и пресечению незаконной (неучтенной) добычи полезных ископаемых, увеличению поступлений в бюджет республики налога на добычу полезных ископаемых;

оптимизации ставок и льгот по региональным и местным налогам и т.д.

   

Механизм реализации

 

1.      Проведение анализа формирования налоговой базы по основным бюджетообразующим видам налогов и сборов включает комплексный анализ динамики и структуры формирования налоговой базы, объемов начисления налогов с учетом факторов, оказывающих влияние на их размеры, с учетом отраслевого подхода.

2.      Взаимодействие с крупными налогоплательщиками республики осуществляется в рамках пяти межведомственных комиссий по взаимодействию с крупными налогоплательщиками - хозяйствующими субъектами Республики Северная Осетия-Алания.

3.      По увеличению налога на прибыль организаций предусматривается проведение мониторинга поступлений налога на прибыль организаций от основных налогоплательщиков, выявление причин изменения количества, состава основных налогоплательщиков, причин снижения (увеличения) налоговых поступлений и размера задолженности по налогу. Осуществление межведомственного взаимодействия в рамках созданной распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 6 мая 2016г.  152-р комиссии по повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, проведение анализа деятельности убыточных организаций и выявление причин их убыточности

4.      Меры по легализации в республике «теневой» занятости и увеличению поступлений по налогу на доходы физических лиц предусматривают  осуществление межведомственного взаимодействия по легализации заработной платы, выплачиваемой  в «конвертах», обеспечение работы телефона "горячей линии" для населения по сбору сообщений о несвоевременной выплате заработной платы, о фактах отсутствия официального оформления трудовых отношений, а также организация обмена полученной информацией между заинтересованными ведомствами для принятия ими мер по обеспечению соблюдения трудового законодательства.

Налоговыми органами проводятся анализ показателей справок формы 2-НДФЛ с целью выявления фактов выплаты заработной платы ниже МРОТ и передача соответствующих материалов в Государственную инспекцию труда по Республике Северная Осетия-Алания.

5.      В целях стабилизации деятельности  производителей алкогольной продукции в республике Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 26 января 2016 г.  11 создана рабочая группа по вопросам реализации государственной политики в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Республике Северная Осетия-Алания. Проводятся совместные мероприятия силовых структур и республиканских органов исполнительной власти по легализации производства алкогольной продукции. Планируется проведение систематического  анализа загруженности производственных мощностей предприятий - производителей алкогольной продукции на основании информации МРУ Росалкогольригулирование по Северо – Кавказскому федеральному округу и т.д.

С 1 января 2017 года в отношении акцизов на крепкую алкогольную продукцию (водку, коньяк) предусмотрено введение нового механизма централизации, с целью последующего их перераспределения между субъектами Российской Федерации пропорционально объемам розничной продажи алкогольной продукции. В целях компенсации выпадающих доходов предусмотрена норма, в соответствии с которой регионам установлен предельный уровень акцизов, возможный к получению от производителей республики–1 036 311,0 тыс.рублей ежегодно на период 2017-2019 годов.

(Абзац дополнен - Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.03.2017 г. № 146)

В этих условиях наиболее перспективными видами подакцизной продукции для бюджета республики остаются вино и пиво. В 2017 году в республике предполагается увеличить объемы производства натуральных, шампанских и игристых вин.

(Абзац дополнен - Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.03.2017 г. № 146)

6.      В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения доходов бюджета республики по налогу на имущество организаций принят Закон Республики Северная Осетия-Алания от 28 ноября 2014 года  44-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О налоге на имущество организаций», устанавливающий особенности налогообложения недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости объектов только по торговым объектам площадью свыше 250 квадратных метров.

В дальнейшем работа по расширению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых определены особенности исчисления налога исходя из кадастровой стоимости объектов, будет продолжена. Под особенности налогообложения исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости планируется подвести и административно-деловые центры, а также объекты общественного питания и бытового обслуживания.

С 1 января 2018 года планируется повышение ставки налога с 0,5 процента до 1 процента для:

автономных, бюджетных, казенных учреждений, финансируемых за счет республиканского и местных бюджетов, государственных органов Республики Северная Осетия-Алания, органов местного самоуправления - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

организаций по производству продукции животноводства и сельскохозяйственной продукции, выращиванию, улову и переработке рыбы при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), за исключением предприятий, производящих подакцизную продукцию;

организаций - в отношении автомобильных дорог общего пользования, являющихся собственностью Республики Северная Осетия-Алания;

организаций внутригородского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси).

(Абзац дополнен - Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26.09.2017 г. № 356)

7.      Планируется введение на территории Республики Северная Осетия-Алания налогообложения имущества физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов. Принятие закона Республики Северная Осетия-Алания об установлении единой даты начала применения на территории Республики Северная Осетия-Алания порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения планируется на второе полугодие 2017 года.

8.      В целях увеличения собираемости по транспортному налогу планируется актуализация  сведений, представляемых Управлением государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерством внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания.

9.      По увеличению поступлений в бюджет республики налога на добычу полезных ископаемых Министерством природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия-Алания совместно с Министерством внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания и Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания планируются мероприятия по выявлению и пресечению незаконной (неучтенной) добычи полезных ископаемых, в том числе рейдовые мероприятия на места осуществления добычи полезных ископаемых; принятие мер по аннулированию (приостановлению действия) лицензий лиц, допускающих нарушения действующего законодательства; обеспечение регулярного межведомственного обмена информацией о результатах контрольных мероприятий.

10.    Органам местного самоуправления даны рекомендации по оптимизации налоговых льгот по земельному налогу. Предполагается поэтапная отмена льгот по уплате земельного налога для органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений бюджетной сферы, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.

11.    В целях увеличения доходов бюджетов городских и сельских поселений республики, в соответствии с рекомендациями Межведомственного координационного совета по взаимодействию государственных органов в вопросах увеличения доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания по результатам проведенного Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания анализа ставок земельного налога органам местного самоуправления муниципальных районов республики и городского округа г.Владикавказ направлены рекомендации о необходимости пересмотра в 2016 году отдельными поселениями республики ставок налога в сторону увеличения.

12.    Действующие в республике ставки транспортного налога установлены на уровне средних по Северо-Кавказскому федеральному округу. Ставки налога для автомобилей легковых с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил были увеличены с 1 января 2015 года в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания от 28 ноября 2014 года  45-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «О транспортном налоге в Республике Северная Осетия-Алания». В целях недопущения значительного роста налогового бремени на плательщиков налога – физических лиц в дальнейшем ставки налога планируется повышать поэтапно с 2018 года.

13.    С 2017 года в республике планируется отменить неэффективные льготы (пониженные ставки) по налогу на прибыль организаций для:

1) общественных организаций инвалидов, а также предприятий, учреждений и организаций, использующих труд инвалидов, расположенных на территории республики, установленные Законом Республики Северная Осетия-Алания от 4 сентября 2002 г. № 19-РЗ «Об установлении льготной ставки по налогу на прибыль общественным организациям инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям, использующим труд инвалидов, расположенным на территории Республики Северная Осетия-Алания»;

2) организаций уголовно-исполнительной системы, расположенных на территории республики, установленные Законом Республики Северная Осетия-Алания от 16 октября 2009 г. № 41-РЗ «Об установлении ставки налога на прибыль для организаций уголовно-исполнительной системы, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания»

(Пункт дополнен - Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26.09.2017 г. № 356)

 

Риски реализации

 

Изменение федерального налогового и бюджетного законодательства в части налогообложения и нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, ухудшающее финансовое положение республики.

Снижение собираемости налогов в результате роста налогового бремени (снижения объема предоставляемых льгот и увеличения ставок).

 

Задача 1.2. Повышение уровня собираемости доходов, сокращение задолженности в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания

 

Текущая ситуация

 

По сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания, недоимка по основным налоговым источникам в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания в целом на 1 января 2016 года составила 1 418,3 млн рублей, в том числе:

по налогу на прибыль организаций – 173,8 млн рублей;

по налогу на доходы физических лиц – 226,1 млн рублей;

по акцизам (спирт, вино, водка) – 101,5 млн рублей;

по региональным налогам – 635,9 млн рублей;

по местным налогам – 212,9 млн рублей;

по налогам по специальным налоговым режимам – 68,0 млн рублей.

При этом за 2015 год незначительно сократилась недоимка по налогу на прибыль (на 25,1 млн рублей), акцизам (на 1,8 млн рублей), налогам по специальным налоговым режимам (на 2,6 млн рублей).

В то же время недоимка по налогу на доходы физических лиц выросла на 63,8 млн рублей, по региональным налогам - на 90,2 млн рублей, по местным налогам - на 7 млн рублей.

За 2015 год налоговыми органами должникам – юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям направлено 35 234 требования об уплате задолженности на сумму 4280,9 млн рублей. Погашено задолженности после вручения требований 510,8 млн рублей. В результате применения мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей поступило во все уровни бюджетов 1 011, млн рублей, с физических лиц за 11 месяцев 2015 года – 85,0 млн рублей.

Все вышеперечисленные меры по взысканию задолженности к должникам налоговыми органами республики будут применяться и в дальнейшем.

В 2015 году была продолжена работа по реализации Плана мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики в Республике Северная Осетия-Алания и муниципальных образованиях на 2013-2016 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 ноября 2013 года  430.

Налоговыми органами республики на постоянной основе проводится работа по легализации «теневой» заработной платы. Для этого в территориальных налоговых инспекциях созданы межведомственные комиссии по контролю за легализацией «теневой» заработной платы, выплачиваемой юридическими и физическими лицами. В состав комиссий входят как представители налоговых органов, так и администраций местного самоуправления, правоохранительных органов, Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания, Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия-Алания, территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

За 12 месяцев 2015 года проведено 65 заседаний комиссий налоговых органов по легализации «теневой» заработной платы, на которых было заслушано 584 налогоплательщика, в том числе 348 юридических лиц и 236 индивидуальных предпринимателей. После отправки уведомлений о необходимости повышения уровня оплаты труда до величины не ниже прожиточного минимума из числа приглашенных на заседание добровольно повысили заработную плату, без посещения заседания Комиссии, 70 налогоплательщиков и 349 дали обоснованные пояснения (работа на Ѕ ставки или неполный рабочий день). После заседания комиссии 101 налогоплательщик повысил официальную заработную плату. В результате повышения заработной платы дополнительно поступило в бюджет 633 тыс.рублей.

Также на заседания комиссий вызываются налогоплательщики, имеющие задолженность по налогу на доходы физических лиц. Сумма, поступившая в бюджет в результате погашения задолженности после рассмотрения на Комиссии, составила 42,7 млн рублей.

 

Мероприятия

 

1.      Осуществление межведомственного взаимодействия с целью повышения эффективности  работы по сокращению задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия–Алания.

2.      Сокращение задолженности по имущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами (транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц).

3.      Взаимодействие с работодателями, допустившими наличие задолженности по налогу на доходы физических лиц.

 

Механизм реализации

 

Реализация налоговыми органами комплекса мер по принудительному взысканию задолженности по платежам в бюджет республики. Обеспечение предоставления в администрации местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания сведений о задолженности по имущественным налогам, уплачиваемым физическими лицами.

Выявление налоговых агентов, допускающих неперечисление, неполное перечисление налога на доходы физических лиц. Ежемесячное представление перечня налоговых агентов, имеющих задолженность по налогу, а также допустивших снижение объемов перечислений по налогу, до отраслевых министерств и ведомств, органов местного самоуправления Заслушивание на межведомственных комиссиях при администрациях муниципальных образований работодателей, имеющих задолженность по налогу на доходы физических лиц.

 

Риски реализации

 

Банкротство предприятий, имеющих задолженность по налогам.

 

Задача 1.3. Эффективное использование государственного и муниципального имущества

Текущая ситуация

 

По неналоговым доходам в консолидированный бюджет республики в 2015 году поступило доходов в целом 807,3 млн рублей, что составляет 61,5 процента от прогнозируемых на год объемов. Относительно показателя 2014 года поступления по неналоговым доходам снизились на 505,6 млн рублей, или на 38,5 процента.

По доходам от аренды земли в местные бюджеты муниципальных образований республики поступило 60,6 процента от запланированных объемов. При этом задолженность арендаторов земли перед местными бюджетами по состоянию на начало текущего года составляет 179,9 млн рублей.

По доходам от продажи государственного и муниципального имущества и продажи земли в целом по республике поступило 218,8 млн рублей, или 38,2 процента от прогнозируемых на год объемов.

Неналоговые доходы в Республике Северная Осетия-Алания составляют незначительную часть доходов бюджета. Доля неналоговых доходов в доходах республиканского бюджета за последние 4 года составляла около 1% от общего объема доходов, что примерно соответствует среднему уровню по Северо-Кавказскому федеральному округу, но значительно ниже аналогичного показателя в среднем по России. Столь низкий показатель связан с высоким уровнем дотационности республики. При этом доля неналоговых доходов в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета за 2012 - 2016 годы находилась на уровне 7-8%, что соответствует среднему уровню по Северо-Кавказскому федеральному округу и немного ниже среднего уровня по Российской Федерации, составившего за рассматриваемый период 9%.

Доля неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алании за 2012-2015 годы изменялась от 2% в 2012 году до 4% 2014 году, что также соответствует среднему по Северо-Кавказскому федеральному округу, но значительно ниже среднего значения по Российской Федерации.

Таким образом, неналоговые доходы составляют незначительную часть доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания.    Повышение доходов от аренды является основным источником для увеличения объема неналоговых доходов. В настоящее время при предоставлении в аренду имущества, находящегося в республиканской собственности, используется рыночная стоимость, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, а окончательная цена аренды, согласно законодательству о защите конкуренции, определяется по результатам проведения аукционов в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006  135–ФЗ «О защите конкуренции» и приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10 февраля 2010 г. №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества». Для обеспечения гарантированной минимальной цены аренды было принято постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания  от 26 августа 2005 г. N239 «О минимальной ставке годовой арендной платы за использование 1 кв.метра государственного недвижимого имущества».

Кроме того, в 2016 г. планируется увеличить объем неналоговых доходов за счет продажи акций.

 

Мероприятия

 

В условиях объективного снижения налоговых поступлений в бюджет особо пристального внимания требует проблема администрирования неналоговых доходов бюджета республики. Необходимо провести работу по совершенствованию нормативной правовой базы по взиманию доходов от использования земельных участков, государственного имущества и муниципального имущества, направленных на увеличение поступления неналоговых доходов.

Для этого будут проведены следующие мероприятия:

1. Продажа акций, находящихся в республиканской собственности.

2. Проведение инвентаризации имущества, находящегося в собственности Республики Северная Осетия-Алания и муниципальной собственности, выявление неиспользуемых основных фондов и принятие мер по их реализации или сдачи в аренду.

3. Увеличение размера арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, относящиеся к пашне.

4. Сокращение задолженности по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки.

5. Проведение анализа финансово-экономической деятельности государственных унитарных предприятий Республики Северная Осетия-Алания, разработка предложений по повышению эффективности их работы и недопущению убыточности, анализ целесообразности дальнейшего функционирования в организационно-правовой форме государственного унитарного предприятия.

(В редакции Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.03.2017 г. № 146)

 

Механизм реализации

 

Проведение торгов по продаже земельных участков, находящихся в собственности Республики Северная Осетия-Алания, под индивидуальное жилищное строительство.

Заслушивание на межведомственных комиссиях при администрациях муниципальных образований арендаторов, имеющих задолженность по арендной плате за землю.

Внесение изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 марта 2016 года № 79 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Северная Осетия-Алания, а также за неразграниченные земельные участки, расположенные на территории Республики Северная Осетия-Алания и предоставляемые без торгов

(Абзац дополнен - Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.03.2017 г. № 146)

 

Риски реализации

 

Отсутствие спроса на аренду. Низкая платежеспособность населения и бизнеса.

 

Задача 1.4. Совершенствование межбюджетных отношений

 

Текущая ситуация

 

В настоящее время отношения между органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания и органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Северная Осетия-Алания при формировании и исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания и местных бюджетов в сфере межбюджетных отношений регулируются Законом Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2009г.  58-РЗ «О межбюджетных отношениях в Республике Северная Осетия-Алания». Внесение изменений в вышеуказанный Закон обусловлено необходимостью приведения его в соответствие с федеральным законодательством, уточнением методик распределения нормативов отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, в местные бюджеты, методики расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (включая городские округа) и порядка расчета критерия выравнивания финансовых возможностей городских поселений (включая городские округа), сельских поселений, а также установление законом о бюджете Республики Северная Осетия-Алания критериев выравнивания финансовых возможностей поселений (включая городские округа). Кроме того, предполагается уточнение состава репрезентативных групп налогов, учитываемых при расчете налогового потенциала, расчета индекса бюджетных расходов в части размеров весов при соответствующих коэффициентах на основе анализа факторов, влияющих на величину муниципальных расходов, методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, условий взыскания субсидий в бюджет Республики Северная Осетия-Алания. Будет внесен и ряд других изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания  от 29 декабря 2009 г. №58-РЗ «О межбюджетных отношениях в Республике Северная Осетия-Алания».

 

Мероприятия

 

Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания планируется разработка законопроекта о внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2009 г.  58-РЗ «О межбюджетных отношениях в Республике Северная Осетия-Алания».

 

Направление 2. Сокращение объема расходных обязательств

Задача 2.1. Оптимизация расходов на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления

 

Текущая ситуация

 

Оптимизация расходов в сфере государственного управления является одним из приоритетных направлений повышения эффективности бюджетных расходов.

Основные направления бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2015 - 2018 годы, утвержденные распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 ноября 2015г.  352-р, определяют следующие цели и задачи бюджетной политики на 2016 год и среднесрочную перспективу в сфере расходов на государственное управление:

сокращение численности работников органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания по итогам проведения анализа функций органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания;

повышение эффективности бюджетных расходов путем реализации принципа открытости (прозрачности) бюджетов и бюджетного процесса в Республике Северная Осетия-Алания с использованием элементов проекта "Бюджет для граждан".

При формировании бюджета на 2015 год было учтено сокращение расходов на содержание органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания на 5%, кроме того, при секвестре бюджета в 2015 году были сокращены расходы на материальное обеспечение органов власти, минимизированы расходы на приобретение оборудования. Под жесткий контроль Правительства Республики Северная Осетия-Алания взяты расходы органов исполнительной власти, связанные с арендной платой за пользование имуществом, проведением текущих ремонтов, приобретением предметов «не первой необходимости»: дорогостоящей мебели, оборудования, транспорта.

В результате проводимых мероприятий доля расходов на содержание органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в общем объеме собственных доходов консолидированного бюджета в бюджете за 2015 год составила 4,7%, что ниже установленного Министерством финансов Российской Федерации норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти на 1 процентный пункт. В 2016 году расходы на содержание органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания также сформированы ниже установленного норматива.

 

Таблица 2.1 – Численность работников, замещавших должности государственной гражданской и муниципальной службы

в региональных и местных органах исполнительной власти

на 10 000 чел. населения, 2015 г.

 

Численность государственных гражданских

служащих и муниципальных служащих.


 

Территория

Всего человек на 10 000 жителей

В т.ч.

Расходы консолидированного бюджета по статье «Общегосударственного вопросы», руб./чел.

в органах исполнительной власти субъектов РФ

в органах местного самоуправления

Российская Федеpация

32

12

20

3 905

Северо-Кавказский федеральный округ

32

13

19

2 692

Республика Дагестан

22

10

12

2 170

Республика Ингушетия

38

27

12

3 022

Кабардино-Балкарская Республика

32

14

18

2 878

Карачаево-Черкесская Республика

50

17

33

2 931

Республика Северная Осетия-Алания

40

20

19

2 169

Чеченская Республика

43

24

19

3 718

Ставропольский край

32

7

24

2 725


Информация по документу
Читайте также