Расширенный поиск
Решение Думы Муниципального образования города Черкесска от 25.03.2010 № 32 РЕШЕНИЕ
ДУМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА ЧЕРКЕССКА
г. Черкесск
25.03.2010 N 32
Об утверждении Генерального плана муниципального образования города Черкесска с Правилами землепользования и застройки города Черкесска
(В редакции Решений Думы Муниципального образования города Черкесска
от 25.08.2011 г. N 67; от 25.08.2011 г. N 68; от 27.09.2011 г. N 73;
от 27.09.2011 г. N 74; от 26.10.2011 г. N 79; от 01.12.2011 г. N 92;
от 27.12.2011 г. N 100; от 29.03.2012 г. N 24; от 31.05.2012 г. N 42;
от 28.06.2012 г. N 51; от 30.08.2012 г. N 69; от 30.10.2012 г. N 16;
от 31.01.2013 г. N 14; от 30.05.2013 г. N 47; от 30.05.2013 г. N 48;
от 27.06.2013 г. N 55; от 27.06.2013 г. N 56; от 25.07.2013 г. N 63;
от 29.08.2013 г. N 66; от 26.09.2013 г. N 77; от 31.10.2013 г. N 88;
от 31.10.2013 г. N 89; от 31.10.2013 г. N 90; от 28.11.2013 г. N 96;
от 24.12.2013 г. N 101; от 27.02.2014 г. N 7; от 27.02.2014 г. N 8;
от 24.04.2014 г. N 36; от 24.04.2014 г. N 37; от 29.05.2014 г. N 48;
от 26.06.2014 г. N 57; от 31.07.2014 г. N 66; от 28.08.2014 г. N 75;
от 30.10.2014 г. N 87; от 26.11.2014 № 98; от 25.12.2014 № 104;
от 25.12.2014 № 105; от 26.02.2015 № 12; от 26.02.2015 № 13;
от 03.04.2015 № 30; от 28.05.2015 № 45; от 28.05.2015 № 46;
от 27.08.2015 № 67; от 27.08.2015 № 68; от 23.09.2015 № 86;
от 23.09.2015 № 87; от 29.10.2015 № 99; от 29.10.2015 № 100;
от 29.10.2015 № 101; от 24.12.2015 № 120; от 28.01.2016 № 7;
от 28.01.2016 № 8; от 28.01.2016 № 9; от 25.02.2016 № 18;
от 28.04.2016 № 38; от 28.04.2016 № 39; от 26.05.2016 № 44;
от 30.06.2016 № 54; 30.06.2016 № 55; от 30.06.2016 № 56;
от 25.08.2016 № 67; от 25.08.2016 № 68; от 27.10.2016 № 88;
от 27.10.2016 № 89; от 24.11.2016 № 95; от 24.11.2016 № 96;
от 22.12.2016 № 103; от 26.01.2017 № 5; от 26.01.2017 № 6;
от 30.03.2017 № 35; от 30.03.2017 № 36; от 27.04.2017 № 51;
от 27.04.2017 № 52; от 27.04.2017 № 53; от 29.06.2017 № 70;
от 29.06.2017 № 71; от 29.06.2017 № 72; от 29.06.2017 № 73;
от 31.08.2017 № 81; от 31.08.2017 № 82; от 31.08.2017 № 843;
от 31.08.2017 № 84; от 27.10.2017 № 18; от 27.10.2017 № 18;
от 30.11.2017 № 28; от 21.12.2017 № 38;
от 21.12.2017 № 39)
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь подпунктом 1.10 пункта 1 статьи
34 Устава муниципального образования города Черкесска; с учетом протокола публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования города Черкесска и Правил землепользования
и застройки города Черкесска и заключения о результатах этих слушаний, итоговых протоколов публичных слушаний по изменению условно разрешенного вида использования земельных участков по ул. Октябрьская,9, по ул. Шоссейная - пер. Альпийский -пер. Речной - пер.
Российский (заключений о результатах этих публичных слушаний), с учетом результатов согласования проекта Генерального плана муниципального образования города Черкесска и Правил землепользования
и застройки города Черкесска, Дума муниципального образования города Черкесска Р Е Ш И Л А: 1. Утвердить Генеральный план муниципального образования города Черкесска с Правилами землепользования и застройки города Черкесска согласно перечню текстовых и графических документов и материалов, входящих в состав Генерального плана муниципального образования города Черкесска (приложение 1), в том числе: 1.1. Генеральный план муниципального образования города Черкесска. Пояснительная записка. Том II. Основные положения Генерального плана (приложение 2); 1.2. Генеральный план муниципального образования города Черкесска. Пояснительная записка. Том IV. Правила землепользования и застройки города Черкесска (приложение 3); 1.3. Город Черкесск. Генеральный план. Основной чертеж (приложение 4); 1.4. Город Черкесск. Генеральный план. Опорный план (приложение 5); 1.5. Город Черкесск. Генеральный план. Схема транспортной инфраструктуры (приложение 6). 2. Настоящее решение с приложениями 1-6 опубликовать в газете "Экспресс-почта" и разместить на официальном сайте города Черкесска. Глава муниципального Е.М.Беланов образования города Черкесска
Приложение 1 к решению Думы
муниципального образования города Черкесска
от 25.03.2010 N 32
П Е Р Е Ч Е Н Ь
текстовых и графических документов и материалов, входящих
в состав Генерального плана муниципального образования
города Черкесска
---------------------------------------------------------------------- |НОМЕР| НАИМЕНОВАНИЕ | ПРИМЕЧАНИЕ | |ТОМА | | | |-----+---------------------------------------------+----------------| | I |ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ | | |АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ. ОБОСНОВАНИЕ | | | |ПРОЕКТНОГО РЕШЕНИЯ. | | | |ПРОЕКТ ПЛАНА РЕАЛИЗАЦИИ | | |-----+---------------------------------------------+----------------| |II |ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | | | |ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА| | |-----+---------------------------------------------+----------------| |III |ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ | СЕКРЕТНО | | |ЗАПИСКА ИТМ ГО И ЧС |(НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ)| |-----+---------------------------------------------+----------------| |IV |ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | | | |ПРАВИЛА ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА | | | |ЧЕРКЕССКА | | |-----+---------------------------------------------+----------------| |V |ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ | | |ПРИЛОЖЕНИЕ (ДОКУМЕНТЫ ПО СОГЛАСОВАНИЮ И | | | |ОБОСНОВАНИЮ ПРОЕКТА) | | ---------------------------------------------------------------------- Графические материалы
-------------------------------------------------------------------------------- | МАТЕРИАЛЫ |МАСШТАБ | ПРИМЕЧАНИЕ | |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН |1:150000|НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ | |----------------------------------------------------+--------+----------------| |ПЛАН СОВРЕМЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ (ОПОРНЫЙ |1:10000 | ДСП | |ПЛАН ПО СОСТОЯНИЮ НА 2009 ГОД) | | (ПРИЛАГАЕТСЯ В | | | | УМЕНЬШЕННОМ | | | | МАСШТАБЕ) | |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ТЕРРИТОРИИ |1:10000 | ДСП | | | |(НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ)| |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ПЛАНИРОВОЧНЫХ И ЭКОЛОГО-СРЕДОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ |1:10000 | ДСП | | | |(НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ)| |----------------------------------------------------+--------+----------------| |ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ГОРОДА ЧЕРКЕССКА (ОСНОВНОЙ|1:10000 | ДСП | |ЧЕРТЕЖ) | | (ПРИЛАГАЕТСЯ В | | | | УМЕНЬШЕННОМ | | | | МАСШТАБЕ) | |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ПЛАНИРУЕМЫХ ГРАНИЦ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН |1:10000 | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ |
|----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ЛАНДШАФТНО-РЕКРЕАЦИОННОГО ЗОНИРОВАНИЯ |1:10000 | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ |
|----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ |1:10000 | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ |
|ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ И РАЗМЕЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ И | | | |ПРЕДПРИЯТИЙ ОБСЛУЖИВАНИЯ | | | |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ |1:10000 | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ |
|ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ | | | |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ |1:10000 | ПРИЛАГАЕТСЯ В | | | | УМЕНЬШЕННОМ | | | | МАСШТАБЕ | |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ВОДОСНАБЖЕНИЯ |1:10000 | ДСП | | | |(НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ)| |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА КАНАЛИЗАЦИИ |1:10000 | ДСП | | | |(НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ)| |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ |1:10000 | ДСП | | | |(НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ)| |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ГАЗОСНАБЖЕНИЯ |1:10000 | ДСП | | | |(НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ)| |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ И БЛАГОУСТРОЙСТВА |1:10000 | ДСП | |ТЕРРИТОРИИ | |(НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ)| |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ПЛАНИРУЕМЫХ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИЙ, ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО|1:10000 | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ | |ПЛАНИРОВКЕ КОТОРЫХ ПОДЛЕЖИТ РАЗРАБОТКЕ В | | | |ПЕРВООЧЕРЕДНОМ ПОРЯДКЕ | | | |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ЖИЛИЩНОГО |1:10000 | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ |
|СТРОИТЕЛЬСТВА С ВЫДЕЛЕНИЕМ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ | | | |СТРОИТЕЛЬСТВА | | | |----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖСЕЛЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ |1:10000 | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ |
|----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА РАССЕЛЕНИЯ |1:10000 | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ |
|----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ТРУДОВОГО ТЯГОТЕНИЯ |1:10000 | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ |
|----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ВОЗМОЖНОГО РАССЕЛЕНИЯ |1:20000 | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ |
|----------------------------------------------------+--------+----------------| |СХЕМА ПЗЗ (3 ШТ.) |1:10000 | НЕ ПРИЛАГАЕТСЯ |
|1. СХЕМА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ | | | |2. СХЕМА ОХРАННЫХ И САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН | | | |3. СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И | | | |ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ | | | -------------------------------------------------------------------------------- Заместитель председателя Думы И.Х.Гашоков муниципального образования
города Черкесска
Приложение N 2 к решению Думы муниципального
образования города Черкесска
от 25.03.2010 N 32
Содержание
Предисловие.....................................................8
Раздел 1 Цели и задачи территориального планирования...........10
Раздел 2 Существующее положение................................10
2.1 Опорный план (по состоянию на 2009г.)......................10
2.2. Планировочные и эколого-средовые ограничения.
Комплексная оценка территории..................................16
Раздел 3 Проектное решение.....................................20
3.1 Концепция развития.........................................20
3.1.1 Население................................................20
3.1.2 Экономическая база развития..............................23
3.1.3 Концепция территориального развития.
Варианты схемы расселения......................................28
3.2 Генеральный план города Черкесска..........................31
3.2.1 Система зонирования......................................31
3.2.1.1 Функциональное зонирование.............................31
3.2.1.2 Строительное зонирование...............................36
3.2.1.3 Регламентно-режимное зонирование.......................37
3.2.2 Планировочная структура и объемно-пространственная
композиция.....................................................42
3.2.2.1 Планировочная структура селитебной зоны. Архитектурно-
планировочная структура общегородского центра..................42
3.2.2.2 Планировочная структура производственной зоны..........47
3.2.2.3 Планировочная структура рекреационной зоны.............48
3.2.3 Транспортная инфраструктура..............................49
3.2.3.1 Уличная сеть, транспортный каркас и придорожная сеть
обслуживания...................................................49
3.2.3.2 Внешний транспорт......................................58
3.2.4 Система общественных центров и организация культурно-
бытового обслуживания..........................................59
3.2.4.1 Система общественных центров...........................59
3.2.4.2 Организация культурно-бытового обслуживания............62
3.2.5 Система межселенного обслуживания........................65
3.2.6 План района, прилегающего к городу.......................71
3.2.7 Инженерное оборудование территории.......................72
3.2.7.1 Водоснабжение..........................................73
3.2.7.2 Канализация............................................74
3.2.7.3 Теплоснабжение.........................................76
3.2.7.4 Газоснабжение..........................................77
3.2.7.5 Электроснабжение.......................................78
3.2.7.6 Средства связи.........................................79
3.2.8 Санитарная очистка территории............................80
3.2.9 Инженерная подготовка территории.........................81
3.2.10 Оценка воздействия на окружающую среду..................84
3.2.11 Баланс территории.......................................85
3.2.12 Основные технико-экономические показатели...............87
Предисловие
Проект генерального плана муниципального образования "Город
Черкесск" Карачаево-Черкесской Республики выполнен в период с
17.02.2009 г. по 10.11.2009 г. научно-проектным отделом (НПО)
института ОАО НИИПГрадостроительства (Санкт-Петербург) на основании
муниципального контракта N 1 от 17.02.2009 г., заключенного между
мэрией г. Черкесска и ОАО НИИПГрадостроительства (Санкт-Петербург).
Руководитель и главный архитектор проекта - заведующий НПО,
кандидат архитектуры Р. И. Хамецкий.
Главный инженер проекта - ведущий научный сотрудник, кандидат
технических наук Н. П. Заборщикова.
В разработке проекта приняли участие:
1. Канд. архит. Р. И. Хамецкий - Концептуальное и
архитектурно-планировочное решение проекта.
2. Канд. техн. наук Н. П. Заборщикова - Инженерные системы,
благоустройство территории, охрана окружающей среды.
3. Инженер О. М. Панченко - Планировочные и эколого-средовые
ограничения, система зонирования, компьютерная графика.
4. Инженер Е. С. Николаева - Транспортная инфраструктура, опорный
план, компьютерная графика.
5. Инженер М. М. Казаков - Внешний транспорт, межселенные
корреспонденции, район, прилегающий к городу. Компьютерная графика.
6. Инженер Ш. Б. Майны - Компьютеризация и комплектация
текстового материала.
7. Техник-архитектор Е. А. Малофеевская - Обработка исходных
данных, компьютеризация текстовых материалов.
В основу разработки проектного решения положены действующие
законодательные и нормативные акты, предшествующая проектная
документация и результаты современных научно-проектных исследований:
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 15.10.2005г.
N191-ФЗ.
Задание на разработку генерального плана и правил
землепользования и застройки г. Черкесска (Приложение к контракту N 1)
от 17.02.2009 г.
Учет положительного опыта разработки предшествующих генеральных
планов г. Черкесска, ранее разработанных институтом Ленгипрогор в 1970
г и Московским институтом Гипрогор в 1987 г.
Методические разработки научно-проектного отдела ОАО
НИИПГрадостроительства периода (2000-2009г.г.), апробированные ВНИИНТПИ Госстрой России.
Проект представлен генеральным планом и Правилами
землепользования и застройки города.
В составе проектных материалов пояснительная записка,
представленная 5 томами, генеральный план содержит 21 чертеж, Правила
землепользования и застройки содержат 3 чертежа.
Раздел 1 Цели и задачи территориального планирования
Генеральный план г. Черкесска на период развития до 2030 года
является основным документом планирования градостроительного развития
поселения в целях создания благоприятной среды жизнедеятельности и его
устойчивого развития, обеспечения экологической безопасности,
сохранения природы и культурного наследия.
Генеральный план является основой для разработки и осуществления
перспективных и первоочередных программ развития поселковой
инфраструктуры, сохранения и развития территорий природного комплекса,
реконструкции жилых и реорганизации производственных территорий,
развития общественных, деловых и культурных центров, объектов туризма
и отдыха.
Главная цель Генерального плана г. Черкесска - проведение
комплекса градостроительных мероприятий, направленных на создание
экологически благоприятной, безопасной и социально удобной жизненной
среды.
Основными задачами территориального планирования г. Черкесска
являются:
- обеспечение эффективного использования городских территорий;
- создание благоприятной среды жизнедеятельности;
- безопасность территории и окружающей среды;
- улучшение жилищных условий жителей города;
развитие и размещение на его территории общественных и деловых
центров;
- надежность транспортного обслуживания и инженерного
оборудования территории, формирование целостности и последовательности
развития транспортной и инженерной инфраструктуры;
- комплексность благоустройства и озеленения территории.
Раздел 2 Существующее положение
2.1 Опорный план (по состоянию на 2009 год)
План существующего города по состоянию на 2009 год (опорный план)
являет собой результат развития г. Черкесска за период его
существования первоначально в виде станицы Баталпашинской и, далее (в
статусе города).
В такой же последовательности происходило планировочное
формирование его структурно-планировочного каркаса, представленного
основными проспектами, городскими магистралями, вылетными
направлениями Федеральных и Региональных дорог.
Исторически сложившаяся структура транспортной сети в современных
условиях вошла в противоречие с функцией внутригородских
корреспонденции. Отсутствие полной системы обходных дорог приводит к
необходимости пропуска транзитных потоков по городским улицам.
Это отрицательно влияет на жизнь города, ухудшает условия
пешеходной связи, ограничивает возможность пропуска внутригородских
транспортных потоков в направлении "Север-Юг". Вместе с тем, наряду с
функцией транспортных связей, за период существования города, в
средовом композиционном отношении установился ряд положительных
предпосылок для их перспективного развития.
К числу их относится формирование системы зонирования,
композиционного построения общегородского центра, создание
ландшафтно-рекреационного комплекса.
Система зонирования
Система зонирования территории города, включающая ее модификации
функционального, строительного и регламентно-режимного зонирования,
складывалась, в основном, под влиянием проектных разработок более
ранних этапов развития города и утвержденных генеральных планов 1970 и
1987 годов.
Функциональное зонирование, представленное тремя основными
зонами: производственной, селитебной (жилой и общественной застройкой)
и рекреационной, в условиях г. Черкесска проявилось достаточно четко.
Производственная зона
Производственная зона планировочно обособлена от селитебной и
рекреационной зон.
С позиций формирования общей модели взаимосвязи и
взаиморасположения функциональных зон исторически сложившийся тип
зонирования Черкесска можно отнести к типу соединения линейно
полосовых зональных структур с моделью "разбежного" развития
производственной и селитебной зон в системе города.
Если крайне Северное размещение ядра производственной зоны
полностью блокирует возможность дальнейшего территориального развития
селитебной зоны в северном направлении (а Западное и Восточное
направления закрыты по условию природных ограничений), то на правом
берегу открытым для селитебной зоны остается только южное направление.
При этом в целом модель территориального развития зон характеризуется,
как разбежная (разбегающаяся в разные стороны по единому осевому
направлению), в итоге образуется линейно-полосовая структура
городского плана, что и представлено в опорном плане.
В формировании производственной зоны Черкесска участвуют (по
состоянию на 2009 год) отрасли машиностроительной промышленности,
химической, строительной индустрии, легкой, пищевой; а также
транспортной, инженерно-технической и коммунальной инфраструктуры.
Селитебная зона В состав понятия "Селитебная зона" входят ее
составные элементы (подзоны): жилая (кварталы и микрорайоны жилой
застройки), сеть жилых улиц, общественная застройка жилых микрорайонов
(микрорайонные центры, школы, детские дошкольные учреждения, блоки
внешкольной деятельности), придомовое озеленение. По состоянию на 2009
год граница селитебной зоны г. Черкесска охватывает территорию 1317,3
га, что обеспечивает при сохранении малоэтажной усадебной застройки
плотность заселения территории 81 чел./га. Это свидетельствует о
чрезмерной уплотненности размещения жилого и общественного фонда.
Высокая плотность заселения территории обусловлена проявлением
территориального дефицита, недостаточным уровнем развития
внутригородской системы зеленых насаждений, нарушением норм санитарной
защиты, инсоляции и аэрации осваиваемых территорий жилой зоны.
Отмеченные факторы, обусловившие излишнюю переуплотненность в
использовании территории, являются исторически сложившимся. Их
преодоление сопряжено с будущими инвестиционными издержками, с
необходимостью территориального развития селитебной зоны (расширением
городской черты), более активным применением реконструктивных
мероприятий.
Непрерывно проявляющийся территориальной дефицит в развитии
селитебной зоны приобрел особо острые формы после утверждения
генерального плана 1970 года, в котором не был поставлен вопрос о
необходимости существенного расширения городской территории,
вследствие имевшей место в те годы градостроительной политики,
направленной на массовую замену в городах исторически сложившейся
усадебной малоэтажной застройки на 5-9 этажную по типовым проектам.
Как известно, массовый снос малоэтажного жилого фонда и замена его
многоэтажным за истекший период не был произведен, а норма жилищной
обеспеченности и численность населения города увеличились, что вызвало
необходимость переуплотнения кварталов существующей застройки.
Корректура генерального плана, предпринятая в 1987 году. (сохранявшая
ранее установленную численность населения в 150 тыс. жителей и
установившая факт нехватки территории), не довела решение этого
вопроса до корректуры проекта городской черты.
Частичное расширение городской территории в последующие годы
предпринималось в отрыве от разработки нового генерального плана, что
не повлияло на устранение общего территориального дефицита.
Состояние переуплотненности селитебной зоны обусловлено также
стремлением к застройке малейших сохранившихся участков в составе
жилых кварталов и микрорайонов.
В период после утверждения генерального плана 1987 г
уплотнительная застройка коснулась даже ряда участков улиц, в
результате чего необходимые магистральные направления были блокированы
и выключены из действующей магистральной сети.
Рекреационная зона Черкесск - город Южный. Для обеспечения
нормальных экологических условий проживания в нем необходимо
всестороннее развитие системы зеленых насаждений. Значительная часть
системы зеленых насаждений территориально должна размещаться в
пределах селитебной зоны. Однако часть территорий, предназначенных для
придомового озеленения, вместо культивации и сохранения древостоя,
используется под стоянки автомашин. Сеть садов микрорайонов и жилых
районов отсутствует.
Норма внутригородских зеленых насаждений общего пользования
характеризуется минимальными показателями (не более 3-х м-2 на чел.),
что в свою очередь увеличивает плотность застройки селитебных
территорий. Но такого рода дефицит погашается созданием периферийного
парка в пойме реки Кубань.
Система озеленения городской территории и ближайшей периферии г.
Черкесска исторически складывалась на протяжении многих лет, как
компенсируемая система, в составе которой дефицит внутригородского
озеленения (отсутствие внутримикрорайонных садов, садов жилых районов,
крупных общегородских парковых массивов внутри селитебной зоны)
компенсируется созданием особо благоустраиваемого крупного паркового
массива на крайней периферии селитебной зоны, образующегося на стыке
городской застроенной территории с внешней, пригородной, используя
благоприятную для культивации растительности почву речной долины.
Отличительная характеристика города Черкесска связана именно с
этой особенностью создания крупного пойменного парка.
Проект его формирования под названием "Зеленый остров" в пойме
реки Кубань был разработан в 1972 году Московским институтом
Гиппрокоммунстрой на основе решения генерального плана, разработанного Ленинградским институтом Ленгипрогор в 1970 году.
Парковый массив за 30-ти летний период его существования в
настоящее время приближается к стадии зрелости его древостоя. Однако
ряд ранее благоустроенных участков, как следствие, давно не
вкладываемых инвестиций на поддержание их состояния, деградирует,
нуждается в ремонте и дальнейшем совершенствовании.
Западной границей парка является берег реки Кубань, с востока,
юга и Севера парк ограничен водной протокой Кубани. Его территория
площадью 85 га зонирована с выделением гидропарковой зоны, спортивной,
зрелищно-развлекательной и зоны тихого отдыха. В центральной части
спортивной зоны размещены стадион, мотодром и блоки спортивных
площадок. Главный вход в парк расположен на бровке надпойменной
террасы в виде формирующейся площади "Дружба народов" на замыкании
створа ул. Комсомольской, в сочетании с ул. Первомайской фланкирующей
центральный сквер Правительственного центра республики.
К некоторому сожалению приходится заметить, что широкий размах
благоустройства парковой территории, ранее предпринятое вложение
крупных капитальных затрат далеко не в полной мере оправдывается
массовой посещаемостью парка.
Имеющее место некоторое отчуждение нижнего пойменного парка от
селитебной зоны города связано с отсутствием условий широкого,
повсеместного доступа посетителей в парковую зону. При этом нужно
особо подчеркнуть, что парк изначально, как следствие отсутствия в
селитебной зоне сети местных садов микрорайонов и жилых районов должен
выполнять функцию первичной, повседневной рекреации, а потому связи
селитебной зоны с парковой средой не должны ограничиваться
единственным, даже хорошо благоустроенным входом. Система входов в
парк для данного типа построения рекреационной зоны должна учитывать
необходимость функциональной связи с парком каждого жилого района.
Для реализации данной установки потребуется на перспективу, как
минимум, создание, по бровке надпойменной террасы набережной,
снабженной сетью лестничных спусков, серпантин, а также видовых
площадок - для реализации функциональной и визуальной связи селитебной
зоны с парком. Характеризуя систему озеленения селитебной зоны,
представленную в основном зелеными насаждениями общегородского
пользования, следует отметить высокий уровень благоустройства,
сравнительно небольших, но эстетически привлекательных скверов,
зеленых партеров, эспланад. Доминирующее значение имеет сквер в
центральной части города у Правительственного комплекса, получающий
композиционную связь с фланговым озеленением у здания театра. В
настоящее время продолжается формирование озеленяемых курдоннеров с
памятниками по восточной стороне пр. Ленина, получил благоустройство
сквер в районе пересечения ул. Доватора с пр. Ленина.
Рекреационная зона в ее целостном отображении представлена
связанными с системой озеленения учреждениями, сооружениями,
комплексами и местами отдыха населения. Большая часть объектов
рекреационной среды размещена на самой территории "Зеленого Острова"
-гидропарк, мотодром, стадион, строящийся рекреационный комплекс ОАО
"Меркурий". На территории, прилегающей к парку, размещены - лечебный и
реабилитационно-оздоровительный комплексы, туристическая база.
Планировочная структура
Исторически сложившаяся планировочная структура города может
рассматриваться, как в аспекте обобщения ее признаков
(макроструктура), так и в отношении структуризации отдельных
функциональных зон (микроструктура).
В аспекте макроструктуры за время развития города установились
такие ее отличительные свойства, как компактность городского плана,
развитие города на одном правом берегу р. Кубань. При этом, наряду с
проявлениями тенденции формирования города на одном берегу реки, с
годами стала проявляться также тенденция к освоению левого берега в
связи с постройкой современного мостового перехода по трассе оси ул.
Ставропольской.
Город развивается в природных условиях южной степной зоны, для
которой характерны линейно-полосовые формы расселения, более тесная
связь селитебной зоны поселений, городов с акваториями и долинами рек.
В период бурного промышленного развития города в северной части
его формируется промышленный район, который в планировочном отношении
блокирует развитие селитебной зоны на Север, оставляя для
перспективного развития южное направление, что в конечном итоге
формирует типичную модель разбежного развития селитебной и
производственных зон с их функциональными недостатками.
Также исторически, стихийно возникли Восточная и Юго-Западная
производственно-инфраструктурные группы промышленных предприятий,
своим размещением создающие поперечные поля трудового тяготения.
В аспекте микроструктуры приобретают актуальность характеристика
магистральной сети города, членение крупных планировочных районов на
жилые районы, структуризация производственной и рекреационной зоны,
зоны общегородского центра.
По состоянию на 2009 год в составе уличной сети города выделяются
типы ее компонентов: пересекающие селитебную и производственную зону
внешние дороги Федерального значения: "Ставрополь - Черкесск
-Нальчик", проходящие по городским улицам: пр. Ленина, ул. Демиденко,
ул. Кочубея, ул. Пятигорская, ул. Октябрьская, ул. Шоссейная, ул.
Доватора, ул. Ставропольская; дорога Регионального значения "Черкесск - Архыз" с подключением к Федеральным дорогам посредством
использования улиц Ставропольской, Лермонтова, Доватора; сеть
магистральных улиц общегородского значения, связанных с вылетными
направлениями внешних дорог, центром города и Северным промышленным
районом (составляющие транспортно-магистральный каркас системы
города), сеть подводящих местных (районных) магистралей, сеть жилых
улиц и местных проездов, типы пешеходных направлений.
Хотя типология элементов уличной сети соответствует современной,
нормативной, однако их совокупность далеко не в полной мере имеет
возможность образовать нормативно-обоснованную систему магистралей и
транспорта. К числу системных недостатков можно отнести следующее:
Отсутствие полной сети обходных дорог, пропуск внешнего
автомобильного транспорта по городским улицам;
Несоответствие межмагистрального шага нормативным критериям;
Имеющие место противоречия между направлениями трудового
тяготения, векторами направленности социально сервисных потоков и
направлениями магистральных трасс движения в опорном плане, что
отражается на перепробегах транспорта;
Отсутствие условий, обеспечивающих непрерывность движения с
сохранением расчетной скорости по всей магистрали (ул. Октябрьская,
ул. К. Маркса, ул. Ворошилова и др.);
С каждым годом обостряется (превращается в форс-мажорную
ситуацию) проблема паркинга легкового транспорта. Намеченные в
предыдущем проекте генерального плана основные пешеходные направления
превращаются в полосы автостоянок;
Отсутствие защищенных от транспортного использования пешеходных
улиц.
Центр города
Зона общегородского центра, исторически складывалась, прежде
всего, как Административный центр с выделением городской и
общереспубликанской функций, что отразилось в формировании двух
площадей: Правительственной (в районе пересечения пр. Ленина с улицами
Первомайской и Комсомольской) и Городской (на пересечении пр. Ленина
ул. Умара Алиева).
В соответствии с определением общегородского центра, имевшем
место в течение почти всего XX столетия, как "система главных улиц и
площадей", Главной площади городского центра сопутствуют периферийные
площади. К числу их относятся площади на подходах к главному
архитектурному ансамблю центра: пл. Городская на улице Умара Алиева,
площадь Дружбы народов, площадь у Собора Св. Николая, Привокзальная
площадь на замыкании структурно-планировочной связи "Центр-вокзал".
Значение главных улиц городского центра имеют центральный участок
ул. Красноармейская между улицами Средней и Кавказской и участки ул.
Первомайской и Комсомольской от пр. Ленина до ул. Кирова.
Если в системе площадей в последнее время получил свое проявление
режим их превращения в пешеходные (Правительственная, Городская), то
система главных улиц совмещает в себе функции, как напряженных
общегородских транспортных магистралей, так и массового социального
сервиса, что сопровождается возникновением проблемных ситуаций,
связанных с ухудшением условий безопасности движения транспорта и
пешехода.
В последние годы значительно ухудшилось состояние приземного
воздушного слоя от воздушных выбросов транспортом, в том числе в
местах массового скопления пешеходов на главных улицах. Это выдвигает
в число наиболее актуальных проблему дифференцирования движения с
отделением путей передвижения транспорта от путей и мест
сосредоточения пешеходов в зоне общегородского центра.
Современное определение центра города, не только как понятие
системы Главных улиц площадей, но, прежде всего, как зоны размещения
объектов завершающей ступени системы социального сервиса (включая под
систему межселенного обслуживания), в условиях города частично нашло
свое отражение через сосредоточение исторических объектов (здание
филармонии, Дом связи, Исторический музей и другие) и размещение новых
общественных зданий (театр, здание национальной библиотеки, торговый
центр, гостиницы, центр развлечений).
Большинство же прочих учреждений общегородского пользования
рассредоточено по всей территории селитебной зоны города.
2.2. Планировочные и эколого-средовые ограничения. Комплексная
оценка территории
Схема комплексной оценки территории отображает три этапа
градостроительного анализа.
1 этап - разработка схемы планировочных и эколого-средовых
ограничений по условиям размещения нового жилищного строительства. При
этом ограничения и запрещения носят нормативный характер. Они
опираются на действующие нормативные акты и правовое законодательство
(градостроительный и земельный кодексы), нормы СНиП, СанПиНа и ранее
произведенные изыскания на территории города.
2 этап - выявляет факторы предпочтений, дополнительно повышающих
градостроительную ценность пригодных территорий.
3 этап - сопоставляет действие факторов "ограничения" и
"предпочтения" с выходом на комплексную схему оценки.
Наибольшее количество планировочных и эколого-средовых
ограничений в решении задач размещения основных функциональных зон
города связывается, прежде всего, с селитебной зоной, где в качестве
критерия оценки выступает синтез природных, антропогенных,
экологических, социальных и функциональных характеристик.
На территории г. Черкесска приобретают оценочную значимость
следующие ограничительные факторы:
- гидрологические;
- гидрогеологические;
- экологические;
- инженерно-геологические;
- функциональные;
- орографические;
- сейсмические.
Гидрологические ограничения представлены зонами водоохраны с
выделением нормативной прибрежной полосы, а также зонами потенциально
возможного затопления от рек Кубань, Абазинка и Овечка.
Границы зоны водоохраны соответствуют нормируемым параметрам
Водного кодекса Российской Федерации, согласно которому ведение
строительных, дноуглубительных и иных работ на водных объектах и в их
водоохранных зонах осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной
водного фонда.
Главным поверхностным водотоком города является река Кубань,
берущая начало в пределах Главного Кавказского хребта.
Река Кубань представляет собой типично горную реку. По данным
гидрометрического поста, расположенного южнее станицы Красногорской, в
режиме стока реки четко выделяются весенний и летний паводки. В июне
2002 года ливневые дожди, охватившие весь Северный Кавказ, обусловили
на многих реках катастрофические паводки. В г. Черкесске в 2002 году -
в бассейне р. Кубань произошло развитие паводка 1% обеспеченности.
Паводком была размыта берегоукрепительная дамба, снесены и разрушены
частные домовладения и садовые участки. Зона затопления в границах
города Черкесска составила 5 км2. Пострадали объекты коммунальных
служб города.
На Схеме планировочных и эколого-средовых ограничений отмечены
граница возможного затопления от рек Кубань и Абазинка; эти территории
относятся к ограниченно пригодным для нового жилого строительства.
Гидрогеологические ограничения. На территории города выделяются
гидрогеологические бассейны с различными уровнями грунтовых вод, что
предопределяет появление сообщающихся подземных течений. В
соответствии с Картой изогипс и глубин залегания максимального уровня
подземных вод, составленной Кавминводским отделом "СТАВРОПОЛЬТИСИЗ",
на территории города Черкесска выделяются две глубины залегания - 0-2
м и 2-5 м от поверхности. Это вызывает удорожание строительства, что
является ограничительным фактором при оценке территории.
Экологические ограничения связаны с защитой окружающей среды от
выбросов ингредиентов и суммаций санитарной вредности. Границы зон их
распространения в соответствии с действующими нормами СанПиНа
2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Прохождение по территории города магистральных путей железной
дороги сопряжено с необходимостью учета зоны распространения
дискомфортного шумового воздействия с уровнем шума более 50 ДБ.
Электромагнитные воздействия имеют место у городских
электроподстанций - Северной на ул. Гутякулова, Южной на Парковой ул.
и у электроподстанции на северо-востоке города.
Инженерно-геологические ограничения связаны с опасностью
грунтовых провалов (площадных и точечных), процессами
оврагообразования, оползневыми процессами, нарушениями структуры грунта.
Сочетание природных факторов (рельеф, геологические и
гидрогеологические условия) обуславливает сильную активность на
территории г. Черкесска оползневых явлений, осложненных в ряде мест
овражно-эрозионньми процессами. По результатам
инженерно-геологического исследования активных оползневых процессов,
проведенного в 1998 г. предприятием "Гидроэкология" на склонах вдоль
восточной окраины г. Черкесска, 40-45% данной территории занимают
"долгоживущие" активные и временно стабилизировавшиеся оползневые
тела. Остальная территория склона является потенциально опасной на
развитие оползней.
Наибольшая активность оползневых явлений отмечается в
северовосточной части участка в бортах балки р. Овечка. Выше этого участка по подъему автодороги также наблюдаются постоянные медленные
смещения, вызывающие деформацию полотна дороги и сдвиг подпорной
стенки на сваях. В левом борту балки р. Овечка активно развивается
оползень-сплыв.
Дальнейшее развитие оползней угрожает разрушением близлежащим
жилым домам и садовым участкам.
Таким образом, восточные склоны на территории города
характеризуются сложными инженерно-геологическими условиями. В
результате проведенного исследования, специалистами "Гидроэкологии"
были сделаны выводы, свидетельствующие о том, что на склонах восточной
части города практически нет участков, безопасных от возможного
проявления оползней. Поэтому данная территория относится к непригодной
для нового капитального строительства.
Функциональные факторы, определяющие степень ценности территорий
селитебной зоны, представлены мерой удаленности рассматриваемого
участка от центров социального обслуживания и трудового тяготения.
Критерием оптимальной удаленности от центров тяготения является радиус
удобной пешеходной доступности - 0,6 км для трудовых и 1,0 км для
социально-сервисных корреспонденции.
Орографические ограничения представлены оврагами и участками
территории с крутыми склонами рельефа от 10% до 20% и более 20%., на
которых невозможно строительство жилых зданий. Это крутые склоны в
восточной части города, отмеченные на Схеме планировочных и
эколого-средовых ограничений.
Сейсмические ограничения связаны с сейсмической обстановкой на
территории города. По картам сейсмического микрорайонирования, г.
Черкесск попадает в зону возможного землетрясения с интенсивностью 7
баллов по шкале Рихтера. Близкое расположение к Большому Кавказскому
Хребту усугубляет этот процесс в сторону увеличения до 8 баллов. Таким
образом, на территории города выделены две зоны с сейсмичностью в 7 и
8 баллов. Эти территории являются ограниченно пригодными для нового
жилого строительства, при проектировании зданий, строений и сооружений
на них необходимо соблюдать требования СНиП П-7-81* "Строительство в
сейсмических районах".
Раздел 3. Проектное решение
3.1 Концепция развития
В системе расселения Карачаево-Черкесской Республики городу
Черкесску изначально принадлежит роль "главной точки роста" в развитии
ее экономической базы - в сфере производства и уровня концентрации
(роста численности) населения в сфере социального развития.
По состоянию на 2009 год, г. Черкесск - активно развивающийся
экономический центр. В нем сосредоточено более 70% всего промышленного
производства республики, 75% розничного товарооборота. На территории
города зарегистрировано 3870 предприятий обрабатывающей промышленности
и учреждений инфраструктуры.
Среди них 29 крупных предприятий и около 3 тысяч предприятий
малого и среднего бизнеса. Индекс промышленного производства за 3
предшествующие годы по крупным и средним предприятиям составляет 105%
- 107%) к уровню предшествующих лет.
Высокий уровень энергетической обеспеченности, наличие железной
дороги и крупной железнодорожной станции, развитой сети автомобильных
дорог и инженерной инфраструктуры являются постоянно действующими
факторами, активно привлекающими инвестиции к основному капиталу
промышленных отраслей города.
3.1.1 Население
Как отмечено в подразделе 1.3 прогнозная численность населения,
как в генеральном плане 1970 года, так и в генеральном плане 1987года
не была реализована.
Генеральный план 1970 года был запроектирован, исходя из роста
численности населения с 61 тыс. чел. (в 1969 г) до 150 тыс. чел. (к
1990 году).
Однако к 01.01.1987 года действительная численность населения
города составила только 104,7 тыс. человек. Тем не менее, годовой
прирост был непрерывный и имел положительный индекс.
Генеральный план 1987 года намечал рост численности населения с
104,7 (в 1987 г) до 150 тыс. человек к 2007 году.
Однако в 2007 году численность постоянного населения составила
только 116,3 тыс. человек. В итоге разрыв между прогнозируемой и
реальной численностью составил 33,7 тыс. человек.
Анализ несовпадения прогнозных параметров с реальными
показателями процесса развития фиксируемым статистикой, выдвигает 4
группы причин, среди которых, прежде всего, следует назвать
несовершенство методики расчета и самого принципа, "трудового
баланса", допускающего множество произвольных толкований развития
будущих демографических процессов.
Вторая группа причин связана с несовершенством прежнего
планирования, почти полным отсутствием стратегических долгосрочных
планов с выходом за рамки традиционного для того времени пятилетнего
срока.
Третья группа причин связана с недоучетом влияния на величину
градообразующей группы населения факторов, снижающих уровень затрат
живого труда и повышающих его производительность за счет технического
и научного прогресса, а также с недостаточно аргументированным
повышением удельного веса градообразующей группы населения на
расчетный и промежуточные сроки.
Четвертая группа причин охватывает не прогнозируемые изменения в
структуре экономики в начале XXI столетия.
В настоящее время (по состоянию на 2009 год и ближайшую
перспективу) условия прогноза динамики численности населения города и
установления расчетной численности значительно усложнились.
Усложнение и снижение достоверности прогноза обусловлено
проявляющейся (с 1990 года) в сфере демографических процессов
прогрессирующей депопуляции, выразившейся через общее снижение
рождаемости и увеличение естественной убыли населения в непредвидимых
пропорциях различных по разным типам городов. За последние 3-5 лет
улавливается тенденция к постепенному снижению уровня депопуляции, тем
не менее, срок ее полного преодоления остается неопределенным.
В сфере экономики переход от административно-командной системы
управления (создававшей хронический дефицит товаров в сфере
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|