1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
решения ее программными методами
Государственная программа
Тамбовской области «Доступная среда» на 2016-2021 годы разработана на
основании Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, постановлением
Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020
годы»,
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской
Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в
приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп
населения», стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на
период до 2020 года, утвержденной Законом области от
04.12.2013 № 347-З, постановлением администрации области от
28.09.2012 № 1177 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и
реализации государственных программ Тамбовской области».
Улучшение условий жизни
инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения, их
адаптация и интеграция в общество, входят в число приоритетных
государственных задач.
В Тамбовской области по состоянию
на 01 января 2015 г. проживает 1,062 млн. человек. Обеспечение доступной
среды для инвалидов и других МГН является одной из социально-экономических
задач, которая затрагивает права и потребности 122,4 тыс. граждан Тамбовской
области (11,6% от общей численности населения области), из них: 5,2 тыс.
человек – инвалиды по зрению; около 4 тыс. человек – инвалиды по слуху; 9,7
тыс. человек – инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, в т. ч.
2,0 тыс. человек – инвалиды-колясочники, 4,5 тыс. – дети-инвалиды,
проживающие в 2896 семьях. Из общей численности детей-инвалидов в
образовательных организациях и школах-интернатах обучается 1023
ребенка-инвалида, в организациях дошкольного образования обслуживается 177
детей-инвалидов, в 19 организациях профессионального образования области
обучаются 158 инвалидов по 29 профессиям и специальностям.
В структуре общей
численности инвалидов преобладают лица с 1 и 2 группами инвалидности.
Удельный вес инвалидов 1 группы составляет – 7,8%, инвалидов 2 группы – 50,8%,
инвалидов 3 группы – 39,4%, детей-инвалидов – 2,0%.
В психической помощи
нуждается около 0,4% населения Тамбовской области, что составляет более 3,9
тыс. недееспособных граждан (психические заболевания зачастую приводят к
глубокой социальной и психологической дезадаптации,
а в подавляющем большинстве становятся причиной инвалидности).
Большинство
психиатрических пациентов, утративших трудоспособность, становятся инвалидами
в молодом и среднем возрасте. Почти 90% такого рода инвалидов, признанных
нетрудоспособными, остаются на пенсионном обеспечении пожизненно.
Инвалидность вследствие психических расстройств характеризуется значительной
тяжестью: около 90% психических больных инвалидов имеют 1 или 2 группу. Среди
инвалидов преобладают лица трудоспособного возраста – более 65%, лица
пенсионного возраста составляют более 30%.
В 2012 году Российская
Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006
г., что является показателем готовности страны к формированию условий,
направленных на соблюдение международных стандартов экономических,
социальных, юридических и других прав инвалидов.
Согласно Конвенции ООН о
правах инвалидов должны приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам
доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению (здания и
сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации
и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для
населения. Данные меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров,
мешающих доступности, должны распространяться в частности:
на здания, дороги,
транспорт и другие объекты, включая школы, медицинские учреждения и рабочие
места;
на информационные,
коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Администрацией области
уделяется внимание совершенствованию нормативной правовой базы и организации
формирования в регионе доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других
МГН.
Постановлением
администрации области от
18.05.2009 № 579 «О Совете при главе администрации области по делам
инвалидов» создан Совет по делам инвалидов при главе администрации области, в
состав которого включены представители органов государственной власти области,
органов местного самоуправления, общественных организаций инвалидов
(Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации
«Российский Красный Крест», Тамбовская областная организация «Всероссийское
общество инвалидов», Тамбовская областная организация Общероссийской
общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного
Знамени общество слепых», Тамбовской региональной общественной
физкультурно-спортивной организации дополнительного образования «Учебный
центр по реабилитации инвалидов средствами физкультуры и спорта» и Тамбовской
региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов
войны в Афганистане).
Совет при главе
администрации области по делам инвалидов является коллегиальным совещательным
органом, содействующим реализации полномочий главы администрации области по
обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов
государственной власти области, органов местного самоуправления, общественных
объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов,
связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов Тамбовской области.
На заседаниях Совета при
главе администрации области по делам инвалидов рассматриваются вопросы о
создании условий инвалидам и другим МГН для беспрепятственного доступа к
объектам социальной сферы, а также беспрепятственного пользования
транспортом, средствами связи и информации.
Для обеспечения
доступности городской среды для инвалидов и других МГН в Тамбовской области и
дополнительного контроля создана постоянно действующая комиссия по проверке
доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, в
состав которой включены представители органов исполнительной власти области и
общественных организаций.
Во исполнение пункта 11 поручения
Председателя Правительства Российской Федерации от 12.12.2014
№ ДМ-П12-9175 о создании в регионе необходимых условий для вступления в
силу с 01.01.2016 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам
социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах
инвалидов» органами исполнительной власти области в соответствии с
методическими рекомендациями Минтруда России проведена работа по завершению
разработки планов мероприятий (далее – «дорожная карта») по повышению
значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Для координации работы и
недопущения нарушения установленных сроков разработки и утверждения «дорожной
карты» администрацией области принято распоряжение от 14.08.2015 № 362-р
«О реализации федерального законодательства по вопросам социальной защиты
инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Постановлением
администрации области от
02.10.2015 № 1091 утвержден План мероприятий («дорожная карта»)
«Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в
Тамбовской области (2011-2020 годы)».
Для обеспечения реализации
положений Конвенции о правах инвалидов и Федерального закона от 01.12.2014
№ 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с
ратификацией Конвенции о правах инвалидов» приняты следующие законы области:
от
05.10.2015 № 572-З «О регулировании отдельных вопросов в сфере
сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации в Тамбовской области»;
от
07.12.2015 № 598-З «О внесении изменений в Закон Тамбовской области
«О библиотечном деле в Тамбовской области»;
от
29.04.2015 № 532-З «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Тамбовской области в сфере избирательного законодательства»;
от
29.12.2014 № 496-З «О внесении изменений в Закон Тамбовской области
«О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в
Тамбовской области»;
от
28.12.2015 № 619-З «О внесении изменения в статью 2 Закона
Тамбовской области «О квотировании рабочих мест в Тамбовской области»;
от
05.02.2016 № 630-З «О внесении изменений в Закон Тамбовской области
«О государственной политике в сфере физической культуры и спорта в Тамбовской
области».
Приняты постановления
администрации области:
от
30.03.2015 № 312 «Об утверждении Программы дополнительных
мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение
напряженности на рынке труда Тамбовской области в 2015году».
Внесены изменения в
постановления администрации области:
от
10.06.2013 № 604 «Об утверждении комплексной программы Тамбовской
области «Право быть равным» на 2013-2015 годы»;
от
18.07.2013 № 766 «Об утверждении Государственной программы Тамбовской
области «Содействие занятости населения» на 2014-2020 годы;
от
27.01.2011 № 38 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения
административных регламентов исполнения государственных функций и
административных регламентов предоставления государственных услуг
исполнительными органами государственной власти области»;
от
09.04.2007 № 363 «Об утверждении Единых (стандартизированных)
требований к представлению государственных услуг в области».
Разрабатываются проекты по
внесению изменений в следующие нормативные правовые акты области:
Закон области от
01.07.2011 № 31-З «О туризме в Тамбовской области»;
Закон области от
23.07.2013 № 309-З «Об организации проведения капитального ремонта
общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории
Тамбовской области»;
Закон области от
10.02.2014 № 374-З «Об организации транспортного обслуживания
населения в Тамбовской области».
Органами исполнительной
власти области продолжается мониторинг действующих нормативных правовых актов
области, в которые необходимо внести изменения в целях реализации Конвенции о
правах инвалидов.
Реализация на условиях софинансирования государственной программы Тамбовской
области «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением
администрации области от
02.12.2013 № 1394, позволила адаптировать 118 приоритетных объектов
в сферах социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры,
физической культуры и спорта, увеличить количество часов субтитрированного
эфирного времени на региональном телевидении до 500 часов.
В целях определения
степени соответствия требованиям доступности объектов социальной,
транспортной и инженерной инфраструктур, услуг образования, культуры,
здравоохранения, социального обслуживания населения, спорта и отдыха на
территории Тамбовской области проводится паспортизация социально значимых
объектов на предмет их доступности для инвалидов и других МГН.
В период с 2011 по 2015
годы осуществлена паспортизация 278 объектов.
По результатам исполнения
адресных программ (планов) размещена информация на сайте (портале) «Карта
доступности Тамбовской области».
Паспортизация объектов
социальной инфраструктуры проводилась с привлечением основных региональных
общественных организаций инвалидов.
В реестр объектов
социальной, транспортной и инженерной инфраструктур (далее – Реестр)
включались объекты, находящиеся на территории муниципального образования, в
которых оказывались услуги населению.
Приоритетными признаны
учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания населения,
физической культуры и спорта, культуры.
Отбор приоритетных
объектов и предоставляемых ими услуг осуществлялся совместно с общественными
организациями инвалидов с учётом востребованности объектов инвалидами и
другими МГН.
В целях создания единой
информационной системы учёта сведений об объектах социальной инфраструктуры,
нуждающихся в проведении мероприятий по обеспечению их доступности для
инвалидов и других МГН в первоочередном порядке, приказом управления
социальной защиты и семейной политики области утверждены временный порядок
формирования реестра объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах
жизнедеятельности инвалидов на территории Тамбовской области (далее –
Порядок) и состав комиссии по формированию реестра объектов социальной
инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов на
территории Тамбовской области (далее – комиссия).
Формирование временного
реестра приоритетных объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах
жизнедеятельности инвалидов на территории Тамбовской области (далее –
временный Реестр) осуществлено на основании информации об учреждениях,
наиболее востребованных инвалидами и другими МГН, участвующими в реализации
реабилитационных услуг в рамках исполнения индивидуальных программ
реабилитации инвалидов, в т. ч. детей-инвалидов.
Решение о включении
объектов из временного Реестра в государственную программу Тамбовской области
«Доступная среда» на 2011-2015 годы принималось комиссией с учётом
востребованности объекта, возможности его адаптации для всех категорий
инвалидов, места расположения, предоставления услуг по реабилитации
инвалидов.
В сфере социального
обслуживания населения:
25 областных
государственных учреждений социального обслуживания оборудованы пандусами и
устройствами парковки для автотранспорта инвалидов;
организована служба
«Социальное такси»;
создана информационная
страница в сети Интернет (в рамках единого сайта инвалидных организаций);
приобретены 8 единиц
автотранспорта, в том числе 1 единица – спецавтотранспорт
с подъемником для инвалидов-колясочников, и реабилитационное оборудование
«спутниковая навигация», позволяющее инвалиду по зрению самостоятельно ориентироваться
даже на незнакомой местности и являющееся высокоэффективным средством
социальной реабилитации, обеспечивающей незрячему человеку недоступную для
него ранее мобильность и уверенность в себе;
совместно со специалистами
Центра лечебной педагогики Москвы проведено обучение 40 специалистов
учреждений социального обслуживания населения и родителей, воспитывающих
детей-инвалидов, навыкам по уходу, воспитанию и развитию детей-инвалидов;
для организации работы по
обеспечению социального сопровождения семей с детьми-инвалидами приобретен
автотранспорт.
Вместе с тем в сфере
социального обслуживания населения остаются нерешенными следующие вопросы:
не все областные
государственные учреждения социального обслуживания населения доступны для
инвалидов и других МГН;
значительное количество
учреждений социального обслуживания населения не имеют специальных
приспособлений, подъемников, пандусов, указателей с речевым сопровождением,
световых и информационных табло, тактильных плиток, облегчающих прохождение
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в здания, что ограничивает их
возможности для получения услуг.
В сфере образования за
период 2011-2012 годов проведены следующие мероприятия:
для детей, нуждающихся в
квалифицированной коррекции отклонений в физическом и/или психическом
развитии, функционирует 61 компенсирующая и 50 комбинированных групп
дошкольного образования;
в 50 образовательных
организациях области (52% от общего количества образовательных организаций)
проведена работа по обеспечению интеграции детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, помещения оборудованы
пространственно-рельефными указателями, приспособлены входные группы зданий,
зоны оказания образовательных услуг, санитарно-гигиенические помещения
приведены в соответствие с требованиями доступности и безопасности для
детей-инвалидов, образовательные организации также оснащены реабилитационным,
компьютерным оборудованием и автотранспортом.
с целью формирования
кадрового потенциала для совместного обучения детей-инвалидов и их здоровых
сверстников в программы курсов профессиональной переподготовки и повышения
квалификации для учителей начальных классов, руководящих работников
образовательных организаций введены обучающие модули «Создание условий для
получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в
неспециализированных образовательных организациях», «Технология разработки
программы коррекционной работы»;
на базе Тамбовского
областного государственного автономного образовательного учреждения (далее –
ТОГАОУ) «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Возрождение» с
целью оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) по
различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного
возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, создан
консультативный пункт, приобретены диагностические материалы и оборудование,
психолого-педагогические методики для обследования детей, оборудование для
проведения коррекционно-развивающих занятий, закуплено оборудование для сенсорной
комнаты;
двум специальным
(коррекционным) интернатным организациям
(Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
(далее – ТОГБОУ) «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 2», ТОГБОУ «Моршанская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат») приобретено специальное
оборудование для детей с нарушением слуха и зрения;
произведена реконструкция
крыльца и входа в здание ТОГБОУ «Моршанская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»;
в ТОГБОУ «Центр лечебной
педагогики и дифференцированного обучения» установлены пристенные
поручни в коридорах, гигиенических комнатах, световые маячки, приобретены
мобильный лестничный подъемник и специальные тренажеры для занятий лечебной
физкультурой с детьми с ДЦП: велосипед Рифтон,
Тренажер Гросса, тренажер по методике Дикуля;
четыре организации
профессионального образования (17% от общего количества учреждений
профессионального образования) оборудованы пандусами, лестничные марши оборудованы
перилами и поручнями; созданы учебно-производственные участки («Ателье по
пошиву одежды», «Мастерская по изготовлению изделий народных промыслов»,
«Парикмахерский салон»), оснащенные специальными рабочими местами;
произведены обследования
строительных зданий и конструкций, текущий ремонт здания
санатория-профилактория в г. Мичуринске;
за 2013-2014 годы
реализованы следующие мероприятия Программы:
с целью создания доступных
условий для обучения и проживания студентов произведены текущие ремонтные работы
в Центре «Парус надежды» (ТОГБОУ системы профессионального образования (далее
– СПО) «Многоотраслевой техникум») и общежитии ТОГАОУ СПО «Промышленно –
технологический колледж»; оборудовано 4 рабочих места по профессии
«Автомеханик» для проведения стажировок выпускников с ограниченными
возможностями здоровья (ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий»);
приобретено оборудование
для производственного обеспечения и производственной практики для обучающихся
Центра «Шаг к успеху» по профессиям «повар», «рабочий зеленого
строительства», «мастер отделочных строительных работ», «мастер
столярно-плотничных и паркетных работ».
В соответствии с
мероприятиями Программы средства выделены 6 профессиональным образовательным
организациям (Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение (далее – ТОГАПОУ)
«Аграрно-промышленный колледж», ТОГБОУ СПО «Многоотраслевой техникум», ТОГАОУ
СПО «Техникум отраслевых технологий», ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный
колледж», ТОГБОУ СПО «Мичуринский аграрный техникум», ТОГАОУ СПО
«Многопрофильный колледж им. И.Т.Карасева»).
Проведены следующие мероприятия:
оборудование рабочих мест
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на базе ТОГБОУ СПО
«Мичуринский аграрный техникум» (3 места по профессии «Парикмахер», 1 место –
«техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»);
создание необходимых
условий для получения профессионального образования для лиц с нарушением
опорно-двигательного аппарата в ТОГБОУ СПО «Котовский индустриальный
техникум»;
приобретено специальное
оборудование для профессионального обучения инвалидов по зрению и слуху, а
также и лиц с нарушением интеллекта на базе специализированных Центров;
частично создана безбарьерная среда для инвалидов и других МГН в учебных
корпусах ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж», «Аграрно-промышленный
колледж», ТОГАОУ СПО «Техникум отраслевых технологий», ТОГБОУ СПО «Котовский
индустриальный техникум» (проведены работы по реконструкции входных групп,
туалетных комнат, установлены поручни и перильные ограждения на лестницах,
облицовка межэтажных площадок твердым нескользким покрытие).
Вместе с тем в сфере
образования остаются нерешенными следующие вопросы:
не все здания
образовательных организаций адаптированы для беспрепятственного доступа
детей-инвалидов с учетом их особых потребностей, что ограничивает возможности
детей-инвалидов для получения образовательных услуг;
значительное количество
образовательных организаций недостаточно оснащено специальным, в том числе
учебным, реабилитационным и компьютерным оборудованием.
В сфере здравоохранения:
80% учреждений
здравоохранения оборудованы пандусами;
прием граждан с
ограниченными физическими возможностями осуществляется на первых этажах
учреждений, данные граждане принимаются врачами вне очереди;
выделяются места для
парковки спецавтотранспорта инвалидов (30%
учреждений);
вызов скорой медицинской
помощи для слабослышащих граждан организован по СМС-сообщениям;
запись на прием к врачу в
54 учреждениях здравоохранения осуществляется посредством использования
электронных ресурсов сети Интернет;
для слабослышащих
инвалидов закуплены информационные панели (поставлены в 54 учреждения), на
которых отображается информация о графике приема врача-специалиста, о его
квалификационной категории;
в 2011-2012 гг. для
оказания реабилитационной помощи инвалидам и детям с ограниченными
возможностями в отделения восстановительного лечения приобретено медицинское
оборудование;
в доступных для инвалидов
и других МГН местах в адаптированной для инвалидов форме (с учетом их особых
потребностей) размещена справочная информация о предоставляемых медицинских
услугах;
в местах ожидания и приема
пациентов предусмотрены места повышенного удобства с дополнительным местом
впереди или сбоку для размещения устройства для передвижения.
Вместе с тем остается
нерешенной проблема адаптации зданий учреждений здравоохранения с учетом
требований доступности для инвалидов;
во многих учреждениях
здравоохранения не оборудованы входные группы,
лестницы, пути движения внутри зданий;
в учреждениях здравоохранения отсутствуют специализированные для
инвалидов лифты;
значительное количество
учреждений здравоохранения недостаточно оснащены специальным оборудованием.
В сфере физической
культуры и спорта:
ведутся работы по
оборудованию входных групп, лестниц, пандусных съездов, расширение дверных
проемов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, средств ориентации
для инвалидов по зрению и слуху, санитарно-гигиенических
помещений для
людей с отклонениями в состоянии здоровья, инвалидов. С 2012 по 2014 годы
проведены мероприятия, направленные на обеспечение инвалидам
беспрепятственного доступа в следующие государственные и миниципальные
учреждения области: муниципальное автономное учреждение (далее – МАУ)
«Стадион «Спартак», МАУ дополнительного образования детская юношеская
спортивная школа № 6 г. Тамбова, Тамбовское областное государственное
автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
(далее – ТОГАОУ ДОД) «ДЮСАШ», ТОГАУ «Спортивно-оздоровительный центр», ТОГБОУ
ДОД «Областная детско-юношеская школа»;
вновь строящиеся и
введенные в эксплуатацию спортивные сооружения оборудованы пандусами,
подъемниками, поручнями для граждан с ограниченными возможностями;
создается спортивная
инфраструктура для занятий спортом МГН и инвалидов (ведется и планируется
строительство и переоборудование 18 спортивных объектов, приспособленных для
занятий адаптивной физической культурой и спортом);
с целью трудоустройства
тренеров и организации полноценного учебно-тренировочного процесса,
многолетней подготовки спортсменов-инвалидов в регионе в 2012 году создана
«Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа» с 6 отделениями: велоспорт
шоссе-тандем, пауэрлифтинг, горнолыжный спорт, шахматы, голбол
и греко-римская борьба. Для данного учреждения построен
спортивно-тренировочный центр, который включает тренажерные залы,
методические кабинеты, мастерские, раздевалки, душевые и т. д.
Однако развитие спорта
среди инвалидов имеет ряд проблем:
не все учреждения
физической культуры и спорта доступны для инвалидов и других МГН;
спортивные сооружения
требуют оснащения специализированным оборудованием и инвентарем для занятий с
инвалидами, имеющими различные степени ограничения.
В сфере культуры:
проведены мероприятия,
направленные на обеспечение инвалидам беспрепятственного доступа в отдельные
учреждения культуры: Тамбовское областное государственное автономное
учреждение культуры (далее – ТОГАУК) «Тамбовконцерт»,
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение культуры (далее –
ТОГБУК) «Тамбовский областной краеведческий музей», ТОГБУК «Тамбовская
областная универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина»,
ТОГБОУ СПО «Тамбовский колледж искусств», ТОГБУК «Моршанский
историко-художественный музей», ТОГБУ «Государственный архив Тамбовской
области», ТОГБУК «Тамбовская областная специальная библиотека для слепых им. Н.А.Островского»);
в читальном зале областной специальной библиотеки им. Н.Островского для слепых установлен брайлевский
дисплей – компьютер, оборудованный специальной брайлевской
строкой и синтезатором речи.
Однако для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН в
учреждения культуры остаются еще нерешенными следующие вопросы:
здания учреждений культуры не адаптированы с учетом особых
потребностей инвалидов;
не приобретено специализированное оборудование для инвалидов и
других МГН.
В сфере занятости
населения:
учреждения занятости
населения оборудованы местами для парковки автомобилей, средствами
беспрепятственного доступа для инвалидов: пандусами, поручнями и кнопками
вызова специалистов учреждения обеспечены на 70%;
доступность
государственных услуг достигается через информационные киоски, которые имеют
выход на портал «Работа в России», где размещена ежедневно обновляемая
информация о вакансиях в области и в других регионах.
Имеется положительная
динамика решения проблемы трудоустройства инвалидов и других МГН (численность трудоустроенных инвалидов в 2011 г. составила 882
инвалида (42,1%); в 2012 г. – 873 инвалида (57,3%); в 2013 г. – 652 инвалида
(50,8%;); в 2014 г. – 536 инвалидов (52,8%).
В
сфере транспорта:
в городах области
приобретается низкопольный общественный городской
транспорт для перевозки инвалидов и других МГН;
отдельные пешеходные
переходы в городах: Тамбове, Мичуринске, Жердевке, Моршанске, Рассказово,
Уварово оборудованы звуковой и световой сигнализацией.
Вместе с тем подвижной
состав пассажирского транспорта не полностью оборудован светодиодным табло
(для слабослышащих инвалидов) и специальным звуковым сигналом (для слепых и
слабовидящих инвалидов);
недостаточно транспортных
средств со специальным оборудованием и конструктивными особенностями,
обеспечивающими их доступность для инвалидов и других МГН;
светофоры и устройства,
регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, не оснащены
звуковыми сигналами и приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственное и
безопасное передвижение инвалидам и другим МГН.
Защита прав и законных интересов семей, воспитывающих
детей-инвалидов, создание условий для их полноценной жизни и интеграции в
общество обеспечивается областными государственными учреждениями социального
обслуживания населения:
Тамбовским областном
государственным казенным учреждением социального обслуживания – детский
дом-интернат для детей с серьёзными нарушениями в интеллектуальном развитии
«Мишутка» (стационарное отделение на 90 мест и отделение дневного пребывания
на 30 мест) сохраняется семейное окружение ребенка-инвалида, дается
возможность родителям реализовать свои профессиональные возможности и
улучшить благосостояние семьи;
Тамбовским областным
государственным казенным учреждением социального обслуживания населения
«Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса», на базе которого в
стационарных условиях проводится курс социальной психолого-педагогической
реабилитации как ребенка-инвалида, так и членов семьи, в которой он
воспитывается, оказывается содействие семье в раскрытии ее потенциала,
формировании активной жизненной позиции. Ежегодно курс социальной
психолого-педагогической реабилитации проходят свыше 50 семей и 70 детей
названной категории;
Тамбовским областным государственным казенным учреждением
социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям
«Дом милосердия» и Тамбовским областным государственным казенным учреждением
социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям
«Семейный родник» организована реализация методов социализации
ребенка-инвалида на селе посредством проведения социальной
психолого-педагогической работы с ребенком-инвалидом по месту его жительства,
обучения родителей навыкам по развитию и воспитанию ребенка-инвалида.
На территории Тамбовской области 19,6 тыс. гражданам пожилого
возраста и инвалидам предоставляются услуги по социальному обслуживанию, над
3,9 тыс. недееспособных граждан осуществляется опека.
Из-за отсутствия комплексного подхода к решению важнейшей
социальной задачи – созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах
жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального,
экономического и культурного окружения сформировался целый ряд проблем:
несовершенство законодательного и нормативного регулирования
вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов – неполнота, недостаточная
гармонизированность нормативных правовых актов
Российской Федерации, Тамбовской области с нормами международного права, а
также рекомендательный для исполнения характер норм, правил и стандартов,
определяющих условия формирования доступной среды жизнедеятельности
инвалидов;
отсутствие либо неэффективность координации и взаимодействия
органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и
общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды, в том числе
при реализации ведомственных, региональных целевых программ и отдельных
мероприятий;
отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области
проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности
для инвалидов и других МГН;
отсутствие беспрепятственного доступа к приоритетным объектам в
приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (инфраструктура
Тамбовской области включает в себя значительное число объектов с
многообразием их функционального назначения, архитектурного строения,
различных форм собственности и ведомственной принадлежности).
Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает
следующие серьезные социально-экономические последствия:
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно
отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и
качестве их жизни;
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов,
осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической
реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у
инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных
условиях;
равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и
социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами,
предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и
образовательно-информационных кампаний;
ограничение жизнедеятельности других МГН (лиц преклонного
возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками,
детей дошкольного возраста).
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды
для инвалидов и других МГН программно-целевым методом обусловлена следующими
причинами:
масштабность, высокая социально-экономическая значимость
проблемы, длительность решения проблемы – решение проблемы предполагает модернизацию,
дооборудование значительной части существующих объектов социальной,
транспортной, информационной инфраструктур;
инновационный характер проблемы – для ее решения потребуется
выработка новых форм и методов создания и внедрения механизмов формирования
доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, повышения
эффективности реабилитационных услуг;
комплексность проблемы – потребуется решение различных задач
правового, финансового, организационного и информационного характера,
затрагивающих интересы различных собственников, реализация соответствующего
комплекса мероприятий;
межведомственный характер проблемы – для ее решения потребуется
межведомственное взаимодействие федеральных исполнительных органов
государственной власти, органов исполнительной власти области, органов
местного самоуправления, общественных объединений, учреждений, организаций,
обществ.
Учитывая вышеизложенное, использование программно-целевого
метода представляется наиболее целесообразным для решения проблемы,
обеспечивающей создание условий устойчивого развития доступной среды для
инвалидов и других МГН в Тамбовской области.
С учетом имеющихся проблем
возникает необходимость проведения на территории Тамбовской области комплекса
мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации
и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов програмно-целевым методом как наиболее целесообразным в
решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость
привлечения для выполнения поставленных задач нескольких источников
финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
2. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы)
Программы
Целью Программы является
обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в
приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Тамбовской
области.
Для достижения данной цели
должно быть обеспечено решение следующих задач:
повышение уровня
доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности
инвалидов и других МГН в Тамбовской области;
повышение доступности и
качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной
интеграции инвалидов) в Тамбовской области;
информационно-методическое
и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов
в Тамбовской области;
преодоление социальной
разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам
инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для
инвалидов и других МГН в Тамбовской области.
Для оценки эффективности реализации Программы в соответствии с
приоритетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые
показатели (индикаторы):
доля инвалидов,
положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в
приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в
Тамбовской области;
доля приоритетных объектов
и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на
карту доступности в Тамбовской области по результатам их паспортизации, среди
всех приоритетных объектов и услуг;
доля приоритетных объектов
и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, имеющих
сформированные и обновленные карты доступности, в общем количестве объектов в
Тамбовской области;
доля приоритетных объектов
здравоохранения, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве
приоритетных объектов в сфере здравоохранения;
доля приоритетных объектов культуры, доступных для инвалидов и
других МГН, в общем количестве объектов в сфере культуры;
доля приоритетных объектов физической культуры и спорта,
доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных
объектов физической культуры и спорта;
доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных
для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных
объектов транспортной инфраструктуры;
доля парка подвижного состава автомобильного и городского
наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для
перевозки МГН в парке этого подвижного состава (автобусного, троллейбусного);
доля приоритетных объектов социальной защиты населения,
доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных
объектов социальной защиты населения;
доля приоритетных объектов службы занятости, доступных для
инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов службы
занятости;
доля дошкольных образовательных организаций, в
которых создана универсальная безбарьерная среда
для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных
образовательных организаций; (В редакции
Постановления Администрации Тамбовской области от
23.11.2017 № 1158)
доля общеобразовательных организаций, в которых создана
универсальная безбарьерная среда для инклюзивного
образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных
организаций;
удельный вес числа профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования, здания которых
приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от
09.02.2017 № 101)
доля инвалидов, принятых на обучение по программам среднего
профессионального образования, по отношению к предыдущему году;
доля студентов из числа инвалидов, обучающихся по программам
среднего профессионального образования, выбывших по причине академической
неуспеваемости;
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных
дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного
возраста;
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для
получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего
образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста; (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от
23.11.2017 № 1158)
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих
дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста; (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от
21.12.2017 № 1276)
доля лиц с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически
занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой
категории граждан;
доля объектов социальной инфраструктуры, имеющих утвержденные
паспорта доступности объектов и предоставляемых на них услуг, от общего
количества;
количество часов субтитрированного эфирного времени на
региональном телевидении;
доля инвалидов,
обеспеченных техническими средствами реабилитации (далее – ТСР) и услугами в
соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы
реабилитации (далее – ИПР), к численности инвалидов, имеющих в ИПР,
рекомендации по предоставлению им ТСР и услуг в соответствии с федеральным
перечнем;
доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к
проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Тамбовской
области;
доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных
объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем
количестве приоритетных объектов;
доля образовательных организаций, в которых созданы условия
для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве
образовательных организаций в Тамбовской области;
доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов.
(Дополнен - Постановление Администрации Тамбовской области от
21.12.2017 № 1276)
Перечень показателей (индикаторов) Программы, применяемых для оценки
результатов достижения цели и задач Программы, представлен в приложение
№ 1 к Программе.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Этапы
реализации Программы не выделяются. Программа реализуется в один этап
2016-2021 годы.
(Раздел 3 в
редакции Постановления Администрации Тамбовской области от
11.08.2016 № 929)
4. Перечень программных мероприятий
Программа предусматривает
реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный
доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах
жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствование механизма
предоставления услуг в сфере реабилитации и интеграции инвалидов с обществом.
Обеспечение доступной
среды для инвалидов и других МГН является одной из важнейших
социально-экономических задач, которые затрагивают права и потребности 122,4
тыс. граждан Тамбовской области, и необходимость решения которой вытекает из
требований законодательства Российской Федерации.
Предусматривается
реализация комплекса программных мероприятий, направленных на решение задач,
предусмотренных Программой.
Для повышения уровня
доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности
инвалидов и других МГН в Тамбовской области будут реализовываться следующие
основные мероприятия:
оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в
приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
осуществление паспортизации и классификации объектов и услуг с
целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их
доступность;
внедрение методических
рекомендаций, подготовленных Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации, по вопросам предоставления услуг в сфере
здравоохранения и социального обслуживания населения с учетом особых
потребностей инвалидов (инвалидов по зрению, инвалидов по слуху, инвалидов,
не способных контролировать свое поведение, инвалидов, требующих помощи при
передвижении, инвалидов, требующих постоянного постороннего ухода, инвалидов,
требующих постоянного сопровождения в общественных местах, а также
потребности женщин-инвалидов и девочек-инвалидов);
приведение состояния
зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил
по обеспечению их доступности для инвалидов и других МГН;
адаптация учреждений
здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, физической
культуры и спорта, образования, сферы жилищно-коммунального хозяйства
(оборудование входных групп, лестниц, пандусных съездов, расширение дверных
проемов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг,
санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий и др.);
создание в образовательных организациях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную
интеграцию детей-инвалидов в общество (оборудование входных групп, лестниц,
пандусных съездов, путей движения внутри зданий, средств ориентации для
инвалидов по зрению и слуху, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих
территорий и др.);
оборудование подвижного пассажирского транспорта светодиодным
табло для слабослышащих инвалидов и специальным звуковым сигналом для
слабовидящих инвалидов (системой «Говорящий город»);
модернизация подвижного состава автомобильного транспорта (путем
закупки адаптированного оборудования и уже имеющегося).
Для повышения доступности и качества реабилитационных услуг
(развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в
Тамбовской области будут реализовываться следующие основные мероприятия:
проведение комплекса
мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг
социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в приоритетных сферах
жизнедеятельности инвалидов и других МГН для беспрепятственного доступа;
укрепление материально-технической базы учреждений спортивной
направленности по адаптивной физической культуре и спорту;
своевременное обеспечение
инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами;
улучшение качества
предоставления социальных услуг инвалидам и другим МГН;
разработка плана мероприятий по внедрению независимой системы
оценки качества реабилитационных услуг.
Для информационно-методического и кадрового обеспечения системы
реабилитации и социальной интеграции инвалидов в Тамбовской области будут реализовываться следующие основные мероприятия:
обучение специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный
процесс среди инвалидов и других МГН;
обучение (профессиональная переподготовка, повышение
квалификации) переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка), переводчиков в
сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушением слуха и зрения
(слепоглухих) и специалистов, оказывающих государственные услуги населению,
русскому жестовому языку;
проведение обучающих мероприятий для специалистов
психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных организаций по
вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в
части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных
организациях;
проведение совещаний, семинаров, «круглых столов», конференций и
других публичных мероприятий по вопросам формирования доступной среды для
инвалидов и других МГН в доступной для инвалидов форме;
освещение в средствах массовой информации, на сайтах
исполнительных органов государственной власти области информации о проблемах,
новых формах и методах формирования доступной среды для инвалидов и других
МГН, а также информации о реализации Программы;
проведение социологического опроса об определении приоритетных и
первоочередных объектов социальной сферы, транспортной инфраструктуры,
средств транспорта, связи и информации с целью их модернизации для
обеспечения доступности инвалидов и других МГН;
создание и ведение информационной страницы в сети Интернет (в
рамках единого сайта инвалидных организаций);
адаптация официальных сайтов органов государственной власти в
сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению.
Для преодоления социальной разобщенности в обществе и
формирования позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме
обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в
Тамбовской области будет реализовываться следующее мероприятие:
мониторинг внедрения экспертной оценки состояния формирования
позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения
доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;
организация круглосуточного диспетчерского центра связи для
глухих с целью оказания экстренной и иной социальной помощи;
организация и проведение спортивных праздников, фестивалей,
соревнований среди граждан с ограниченными возможностями и семей, имеющих
инвалидов;
проведение областного мероприятия и выставки творчества
инвалидов, посвященных Международному дню инвалидов.
Перечень мероприятий
Программы с указанием ответственных исполнителей представлен в приложении
№ 2 к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация
мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Тамбовской
области, субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджету Тамбовской
области на реализацию Программы, а также на осуществление части полномочий
Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и
отдельным категориям граждан из числа ветеранов, средств местных бюджетов и
средств, привлекаемых в установленном порядке из внебюджетных источников.
Общий объем
финансирования реализации Программы составляет (прогноз) 709371,14 тыс.
рублей, из них:
в 2016 году –
277003,60 тыс. руб.;
в 2017 году –
45927,40 тыс. руб.;
в 2018 году –
27233,04 тыс. руб.;
в 2019 году –
195690,10 тыс. руб.;
в 2020 году –
137617,00 тыс. руб.;
в 2021 году –
25900,00 тыс. руб.;
общий объем
средств федерального бюджета (прогноз) – 492497,60 тыс. руб.;
в 2016 году –
252379,10 тыс. руб.;
в 2017 году –
33970,00 тыс. руб.;
в 2018 году –
23328,60 тыс. руб.;
в 2019 году –
105908,40 тыс. руб.;
в 2020 году –
76911,50 тыс. руб.;
в 2021 году –
в том числе:
объем средств
федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере
деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, –
98964,10 тыс. рублей, из них:
в 2016 году –
36260,20 тыс. руб.;
в 2017 году –
17049,50 тыс. руб.;
в 2018 году –
13254,40 тыс. руб.;
в 2019 году –
16200,00 тыс. руб.;
в 2020 году –
16200,00 тыс. руб.;
в 2021 году –
в том числе:
на реализацию
мероприятий по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного
образования – 17814,70 тыс. рублей, из них:
в 2016 году –
17814,70 тыс. руб.;
объем средств
федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий по поддержке
учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и
спорту в субъекте Российской Федерации, – 19797,30 тыс. рублей, из них:
в 2016 году –
4666,70 тыс. руб.;
в 2017 году –
7214,90 тыс. руб.;
в 2018 году –
3915,70 тыс. руб.;
в 2019 году –
2000,00 тыс. руб.;
в 2020 году –
2000,00 тыс. руб.;
в 2021 году –
в том числе:
объем средств
федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере
деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, –
373194,90 тыс. рублей, из них:
в 2016 году –
211452,20 тыс. руб.;
в 2017 году –
9705,60 тыс. руб.;
в 2018 году –
6158,50 тыс. руб.;
в 2019 году –
87708,40 тыс. руб.;
в 2020 году –
58711,50 тыс. руб.;
в 2021 году –
в том числе:
на обеспечение
инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с
федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации и выплату
компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев транспортных средств – 195668,50 тыс.
рублей, из них:
в 2016 году –
194868,70 тыс. руб.;
в 2017 году –
316,70 тыс. руб.;
в 2018 году –
184,70 тыс. руб.;
в 2019 году –
161,40 тыс. руб.;
в 2020 году –
137,00 тыс. руб.;
в 2021 году –
объем средств бюджета
Тамбовской области – 193857,74 тыс. рублей, из них:
в 2016 году –
24524,50 тыс. руб.;
в 2017 году –
5628,80 тыс. руб.;
в 2018 году –
3901,64 тыс. руб.;
в 2019 году –
74647,30 тыс. руб.;
в 2020 году –
59855,50 тыс. руб.;
в 2021 году –
25300,00 тыс. руб.;
объем средств
местных бюджетов – 14912,90 тыс. рублей, из них:
в 2016 году –
100,00 тыс. руб.;
в 2017 году –
25,70 тыс. руб.;
в 2018 году –
2,80 тыс. руб.;
в 2019 году –
14534,40 тыс. руб.;
в 2020 году –
250,00 тыс. руб.;
в 2021 году –
объем средств, выделяемых
из внебюджетных источников, – 8102,90 тыс. рублей, из них:
в 2016 году –
в 2017 году –
6302,90 тыс. руб.;
в 2018 году –
в 2019 году –
600,00 тыс. руб.;
в 2020 году –
600,00 тыс. руб.;
в 2021 году –
600,00 тыс. руб.
Мероприятия,
предусмотренные Программой, не являются основанием возникновения расходных
обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Тамбовской
области, в том числе формируемых за счет поступающих в бюджет Тамбовской
области средств федерального бюджета. Объемы финансирования расходов на
выполнение Программы ежегодно уточняются при формировании бюджета Тамбовской
области на очередной финансовый год.
Финансирование
мероприятий Программы за счет всех источников финансирования на приоритетные
сферы жизнедеятельности на 2016-2021 годы составит:
в сфере
здравоохранения – 59156,82 тыс. рублей, в том числе средства федерального
бюджета – 38115,43 тыс. рублей;
в сфере
культуры – 88401,23 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета –
62218,89 тыс. рублей;
в сфере образования
– 207597,24 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 99067,00
тыс. рублей;
в сфере
информации и связи – 3480,00 тыс. рублей, в том числе средства федерального
бюджета – 1055,10 тыс. рублей;
в сфере
социального обслуживания населения – 31541,77 тыс. рублей, в том числе
средства федерального бюджета – 21521,35 тыс. рублей;
в сфере
физической культуры и спорта – 58446,28 тыс. рублей, в том числе средства
федерального бюджета – 40923,85 тыс. рублей;
в сфере
транспорта – 65079,30 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета
– 33927,48 тыс. рублей.
Объемы
финансирования из бюджета Тамбовской области, предусмотренные Программой,
могут ежегодно корректироваться в соответствии с законом Тамбовской области о
бюджете Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период.
Предоставление
финансовых средств из федерального бюджета осуществляется путем
предоставления субсидий бюджету Тамбовской области в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»
на 2016-2020 годы».
(Раздел 5 в
редакции Постановления Администрации Тамбовской области от
23.11.2017 № 1158)
6. Управление и контроль реализации Программы
Ответственный исполнитель
Программы – управление социальной защиты и семейной политики области
осуществляет координацию и организует реализацию мероприятий Программы по
срокам, указанным в Программе.
Ответственный исполнитель
Программы:
разрабатывает в пределах
своей компетенции нормативные правовые акты органов государственной власти
области, необходимые для реализации Программы;
в случае изменения объемов
финансирования, мероприятий, получателей финансовых средств, перечня
организаций, в которых будет осуществляться реализация мероприятий,
обеспечивает разработку соответствующего проекта постановления администрации
области о внесении изменений в утвержденную Программу;
осуществляет мониторинг
реализации Программы, ежеквартально проводит анализ затрат по программным
мероприятиям;
организует размещение
информации о ходе реализации Программы на официальном сайте в сети Интернет.
Соисполнители мероприятий Программы:
несут ответственность за
качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, целевое и
рациональное использование бюджетных средств, выделяемых на их реализацию;
утверждают локальным
правовым актом по соответствующей отрасли расширенный перечень мероприятий по
исполнению Программы;
обеспечивают выполнение
мероприятий Программы посредством размещения заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд»;
выступают инициаторами
корректировки мероприятий Программы, источников и объемов их финансирования;
осуществляют контроль за
реализацией мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в их
ведении.
Мероприятия Программы
реализуются в соответствии с федеральными и областными законодательными и
иными нормативными правовыми актами.
Обеспечение управления
Программой, её контроль и оценка за реализацией осуществляется Советом по
делам инвалидов, созданным при главе администрации области (постановление
администрации области от
18.05.2009 № 579 «О Совете при главе администрации области по делам
инвалидов»).
Для оперативного контроля
(мониторинга) исполнения Программы соисполнители Программы:
ежеквартально до 5 числа
месяца, следующего за отчетным периодом, обобщают и анализируют результаты
реализации Программы и представляют ответственному исполнителю Программы
соответствующие отчеты, в том числе об использовании бюджетных средств;
ежегодно в срок до 15
числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют ответственному
исполнителю годовой отчет об исполнении мероприятий Программы.
Ответственный исполнитель
Программы:
ежеквартально до 10 числа месяца и ежегодно до 20 числа месяца,
следующего за отчетным периодом, представляет в управление экономической
политики администрации области и финансовое управление области отчеты о ходе
(итогах) выполнения целевых показателей (индикаторов) Программы,
эффективности использования средств бюджета Тамбовской области, а также
статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
ежеквартально представляет
в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
информацию об исполнении
мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий,
включающих в себя количественно-качественные показатели и описания
выполнения, или о невыполнении мероприятий;
отчет об осуществлении
расходов бюджета Тамбовской области (местных бюджетов), источником
финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета
бюджету Тамбовской области на софинансирование
расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу;
отчет о достижении
значений целевых показателей (индикаторов) Программы по обеспечению
доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах
жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Внесение изменений в
перечень мероприятий Программы, в сроки ее реализации, в объемы бюджетных
ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на
реализацию Программы в целом осуществляются по согласованию с Министерством
труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, установленном для
разработки и реализации целевых программ в Тамбовской области.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Настоящая Программа
направлена на развитие мер социальной поддержки инвалидов и детей-инвалидов,
других МГН, на формирование равных возможностей для участия в жизни общества
и повышение качества жизни на основе формирования доступной среды
жизнедеятельности.
Социальная эффективность
Программы выражается в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
повышения уровня и
качества жизни инвалидов и других МГН;
преодоления изоляции и
снижения социальной зависимости инвалидов и других МГН;
стимуляции социальной и
трудовой активности инвалидов и других МГН;
доступа инвалидов и других
МГН к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности;
увеличения уровня
информированности инвалидов и других МГН о доступных социально значимых
объектах и услугах, о формате их предоставления;
повышения уровня и
качества услуг, открытых или предоставляемых для населения.
Экономическая
эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования
средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в
результате перераспределения расходов.
Для оценки достижения
поставленной цели в настоящей Программе необходимо учитывать
макроэкономические, операционные, социальные риски.
Макроэкономические риски
связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике,
высокой инфляцией.
Они могут быть обусловлены
также:
невыполнением
предусмотренных Программой мероприятий;
неэффективным
использованием выделяемых бюджетных средств для реализации Программы;
риском отсутствия
ожидаемых конечных результатов Программы.
Операционные риски связаны
с неэффективными управленческими решениями в ходе реализации Программы, в том
числе с недостатками нормативно-правового обеспечения.
Социальные риски, в первую
очередь, обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров в системе
социальной защиты населения.
Важнейшими условиями
успешной реализации Программы является минимизация указанных рисков,
эффективный мониторинг её выполнения и принятие необходимых оперативных мер.
|