Расширенный поиск
Постановление Администрации Тамбовской области от 10.06.2013 № 604 АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10.06.2013 г. Тамбов N 604 Об утверждении комплексной программы Тамбовской области "Право быть равным" на 2013-2015 годы
(В редакции Постановлений Администрации Тамбовской области
от 20.05.2014 г. N 556; от 17.03.2015 № 251)
Администрация области постановляет:
1. Утвердить комплексную программу Тамбовской области "Право быть
равным" на 2013-2015 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания
"Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru). 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Н.Д.Горденкова. Глава администрации
области О.И.Бетин ПРИЛОЖЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации области
от 10.06.2013 N 604
Комплексная программа Тамбовской области "Право быть равным"
на 2013-2015 годы (далее - Программа)
(В редакции Постановления Администрации Тамбовской области
от 20.05.2014 г. N 556; от 17.03.2015 № 251)
Паспорт Программы
---------------------------------------------------------------------- Наименование "Право быть равным" на 2013-2015 годы
Программы Заказчик-координатор Управление образования и науки области
Программы Заказчики Программы Управление образования и науки области;
управление здравоохранения области; управление социального развития области;
управление пресс-службы и информации администрации области
Разработчики Управление образования и науки области; Программы управление здравоохранения области;
управление социального развития области;
управление пресс-службы и информации администрации области; органы местного самоуправления (по согласованию);
организации, выбранные в соисполнители мероприятий Программы в соответствии с действующим законодательством (по согласованию)
Цель и задачи Цель:
Программы обеспечение комплексного подхода в создании
благоприятных условий, направленных на улучшение жизнедеятельности детей- инвалидов и повышение адаптивных возможностей их семей в условиях межведомственного взаимодействия. Задачи:
внедрение эффективных организационно- управленческих механизмов в сфере профилактики детской инвалидности в условиях межведомственного взаимодействия; создание и развитие служб раннего вмешательства, разработка и внедрение технологий комплексной ранней диагностики и реабилитации ребенка в раннем возрасте;
развитие комплекса услуг по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов;
создание условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их семей в общество;
формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, привлечение внимания общественности к решению проблем детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов Сроки реализации 2013-2015 годы
Программы Объемы и источники Общие затраты на реализацию Программы в
финансирования 2013-2015 гг. за счет всех источников Программы финансирования - 135519,989 тыс. рублей:
2013 год - 47370,032 тыс. рублей;
2014 год - 49744,244 тыс. рублей;
2015 год - 38405,713 тыс. рублей;
в том числе:
бюджет Тамбовской области - 100027,6 тыс.
рублей:
2013 год - 33369,8 тыс. рублей;
2014 год - 39953,9 тыс. рублей;
2015 год - 26703,9 тыс. рублей;
внебюджетные средства - 1000,0 тыс. рублей:
2013 год - 200,0 тыс. рублей;
2014 год - 400,0 тыс. рублей;
2015 год - 400,0 тыс. рублей;
средства, запрашиваемые в виде Гранта
Фонда поддержки детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации -
34492,389 тыс. рублей:
2013 год - 13800,232 тыс. рублей;
2014 год - 9390,344 тыс. рублей;
2015 год - 11301,813 тыс. рублей.
Привлечение средств Фонда поддержки детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации,
будет осуществляться в соответствии с
ежегодно заключаемыми соглашениями
(Позиция в редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
---------------------------------------------------------------------- 1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения
программно-целевыми методами 1.1. Ситуация в Тамбовской области по проблеме детской инвалидности Численность населения области составляет 1090100 человек, из них в возрасте 0 - 17 лет - 181186 человек. Число детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья остается высоким. Проблема своевременного выявления и правильно организованного процесса реабилитации и абилитации данной категории детей остается достаточно актуальной. Так, в 2009 году в области число детей-инвалидов составило 3121 человек, в 2010 году - 2993 человека, в 2011 году - 3200 человек, в 2012 году численность детей-инвалидов несколько сократилась и составляет 2933 человека. Дети-инвалиды составляют 1,6% от численности детского населения. Основными заболеваниями, вызывающими детскую инвалидность, в области являются врожденные аномалии развития - 23%, психические расстройства - 21%, из них преобладает умственная отсталость, которая
составляет 64%, болезни нервной системы - 19%. Несмотря на снижение детской инвалидности в целом по области в 2011 году отмечается незначительное увеличение детей, которым инвалидность установлена впервые. Показатель первичного выхода на инвалидность составил 19,1 на 10000 детского населения. Нозологические формы болезней в качестве структурной составляющей
первичной инвалидности у детей практически не меняются год от года. Основное место в структуре первичной инвалидности занимают врожденные
пороки развития и хромосомные нарушения - 31,2%, психические расстройства - 16,8%, болезни нервной системы - 11,2%. При анализе структуры первичной инвалидности у детей обращает на себя внимание стабильность распределения детей-инвалидов по возрастным
группам. Наиболее высокий уровень распространенности инвалидности среди детей до 4-х лет - 46% и от 5 до 9 лет - 25%. Учитывая, что ранний возраст имеет большие потенциальные возможности коррекционной терапии, своевременная диагностика и прогнозирование нарушений психических и моторных функций у детей этой
группы, их коррекция на самых ранних этапах во многом позволяет предотвратить развитие инвалидности. Советом при главе администрации области по делам инвалидов определено, что решение проблем инвалидности и инвалидов является в Тамбовской области приоритетным направлением государственной социальной политики. В регионе разработана и принята нормативная правовая база, позволяющая решать вопросы защиты прав детства и предоставления мер социальной поддержки семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. С целью формирования доступной среды для детей-инвалидов на территории области создан ряд учреждений социальной поддержки, защиты
и социального обслуживания населения, здравоохранения, образования, культуры. Вводимые объекты оборудуются с учетом посещения их детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. На территории области функционирует дифференцированная сеть образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья, включающая: (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
54 дошкольных образовательных организаций комбинированного вида; (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области
от 17.03.2015 № 251)
3 дошкольных образовательных организации компенсирующего вида; (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области
от 17.03.2015 № 251) 11 специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области
от 17.03.2015 № 251)
Кроме того, в 2012-2013 учебном году в образовательных организациях Тамбовской области открыто 128 классов интегрированного обучения. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
В 6 муниципальных общеобразовательных организациях открыто 24 специальных (коррекционных) класса. 676 детей-инвалидов обучается в общеобразовательных классах. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
В случае, когда ребенок с ОВЗ по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию, организуется его обучение в домашних условиях. В настоящее время на дому обучается 530 человек. (В
редакции Постановления Администрации Тамбовской области
от 17.03.2015 № 251)
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и лиц из их числа ведется в 24 из 33 профессиональных образовательных организаций области и в 5 образовательных организациях высшего образования области. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251) За последние 3 года контингент обучающихся в профессиональных образовательных организациях из категории детей-инвалидов несколько снизился (2010 год - 118 человек; 2011 год - 175 человек; 2012 год -
158 человек). Вместе с тем, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не уменьшается (2010 год - 211 человек; 2011
год - 237 человек; 2012 год - 212 человек). Обучение осуществляется по 48 профессиям и специальностям, предусмотренным в перечне профессий и специальностей для профессионального обучения инвалидов. (В редакции
Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
С целью улучшения качества жизни детей-инвалидов, создания условий для реализации индивидуальных программ реабилитации, а также социальной адаптации и социализации в общество в области функционирует сеть областных государственных учреждений и специализированных центров: Центр инновационной кадровой, технической и технологической политики в сфере подготовки кадров из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий"; Центр социальной адаптации и трудовой подготовки "Шаг к успеху" на базе Инжавинского филиала ТОГБОУ СПО "Аграрно-промышленный техникум"; ТОГКУ СО - детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Мишутка"; ГКУЗ "Тамбовский областной специализированный дом ребенка";
ТОГКСУ СО "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Росинка"; отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями в областных государственных учреждениях социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия", "Центр социальной помощи семье
и детям "Жемчужина леса", "Центр социальной помощи семье и детям "Семейный родник"; отделения по работе с населением, семьями, имеющими детей, реабилитации и интеграции лиц с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения, функционирующие в областных нестационарных учреждениях социального обслуживания населения (25
отделений); сформированы группы для детей с нарушениями умственного развития на базе ТОГБОУ СПО "Многопрофильный колледж". С 2007 года для детей с ограниченными возможностями здоровья в ГКУЗ "Тамбовский областной специализированный дом ребенка" реализуется проект "Внедрение технологий раннего вмешательства" при участии специалистов Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Соответственно проведена работа по подготовке педагогического персонала по специальным программам. За 2010-2012 годы в Центре развития и коррекции г. Москвы прошли обучение 30 воспитателей, 8 учителей-дефектологов, 2 педагога-психолога, музыкальный руководитель. В рамках реализации данного проекта в ГКУЗ "Тамбовский областной специализированный дом ребенка" в 2009 году организовано новое подразделение "Лекотека", где работает подготовленный персонал (воспитатель, учитель-дефектолог, педагог-психолог), они также прошли
обучение по программе "Российской Лекотеки", организованное специалистами г. Москвы при поддержке Национального фонда защиты детей
от жестокого обращения. Подразделение занимается психолого-педагогической реабилитацией детей и координирует эту работу в группах, обучает персонал. За 2010-2012 годы в целевой группе прошли психолого-педагогическую реабилитацию по данной программе 65 детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом данной работы стала положительная динамика развития детей с ограниченными возможностями здоровья: они стали инициативнее в
общении, у них расширился спектр эмоциональных проявлений, улучшилась моторика, частично сформировались навыки самообслуживания. 11 детей были переведены из группы с психическими нарушениями в группы общего типа. Уменьшилось количество детей с грубой задержкой психоречевого и
физического развития с 38 до 26. За последние годы сократилось количество детей-инвалидов, переводимых в учреждения системы социальной защиты ( Оказание медицинской помощи детям-инвалидам осуществляется в рамках программы государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи на соответствующий год в педиатрических отделениях лечебно-профилактических учреждений области и специализированных отделениях областных учреждений здравоохранения. Высокотехнологичная медицинская помощь детям-инвалидам оказывается в клиниках федерального подчинения в счет
квот области. С целью увеличения доступности оказания высококвалифицированной медицинской помощи детям ежегодно проводятся выездные консультации специалистов федеральных учреждений г. Москвы, г. Пензы. Медицинская реабилитация включает методы лечения основного заболевания и его осложнений, в том числе санаторно-курортное лечение
в санаториях области и в санаториях, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ежегодно проводится диспансеризация детей с привлечением педиатров, неврологов, офтальмологов, детских хирургов, отоларингологов, детских стоматологов, ортопедов-травматологов, психиатров, а также лабораторные и функциональные исследования. По результатам проведенной диспансеризации разрабатывается индивидуальная программа профилактических мероприятий, определяется необходимый объем дополнительного обследования и лечебно-профилактическое учреждение, где будет осуществляться дальнейшее лечение ребенка (территориальные поликлиники, областные или
федеральные учреждения). В области приняты законодательные, нормативные и правовые документы, позволяющие осуществлять социальную помощь и поддержку семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, назначается и выплачивается 22 вида государственных пособий и компенсаций, иных видов социальной помощи. Общая численность граждан, имеющих детей, и получивших меры социальной поддержки в виде ежемесячных (единовременных) выплат в соответствии с Федеральными и областными законами, иными нормативными правовыми актами в 2011 году составила 91,0 тыс. человек, что выше уровня 2010 года соответственно на 9,3 тыс. человек. На основании мер социальной поддержки, определенных Законом области от 13.12.2005 N 410-З "О государственном социальном обслуживании населения Тамбовской области", 2954 детей-инвалидов (98%)
и 2554 семей с детьми-инвалидами (94%) (соответственно в 2010 г. -
2417 детей-инвалидов (85,5%), и 2224 семей (63,5%)) воспользовались
стационарными, полустационарными и нестационарными формами социального
обслуживания. 81 семья, воспитывающая детей-инвалидов, находится на социальном психолого-педагогическом патронаже с предоставлением услуг по CBR-технологии (социализация ребенка инвалида на селе) (
90 семей указанной категории).
В 2011 году в стационарных условиях 316 детям указанной категории
было предоставлено специализированное социальное обслуживание (
- 150 детей,
социальной реабилитации в условиях дневного пребывания и по индивидуальным формам обслуживания (
2009 г. - 1099 детей-инвалидов), 2554 семьям, воспитывающим
детей-инвалидов, предоставлены социальные услуги в виде психолого-педагогических и юридических консультаций, оказана материальная помощь и поддержка (
семей). В установленном порядке предоставляются льготы по проезду в городском транспорте, оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с законодательством области в 2011 году 245 семьям
с детьми-инвалидами оказана государственная адресная помощь на сумму 2,7 млн. рублей, в I полугодии 2012 года 183 семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставлена помощь на общую сумму 1,8 млн. рублей. В области создано организационно-правовое поле межинституционального взаимодействия, в процессе которого в 2012 году
оказана помощь в трудоустройстве 30 родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Улучшение жилищных условий семей, воспитывающих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с постановлением администрации области "О реализации Закона области "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий".
К мерам социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, также относится предоставление в установленном порядке возмещения по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и
вывоз твердых и жидких бытовых отходов, организация льготного проезда
в общественном транспорте на территории области, выплата пособий, а также юридическая поддержка. Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, в Тамбовской области остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для детей-инвалидов во всех сферах жизни общества
- образовании, здравоохранении, социальной сфере.
Актуальность Программы связана с необходимостью комплексного решения проблем детей-инвалидов области, основными из которых являются: недостаточное обеспечение доступности социальной абилитации и реабилитации детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов; изолированность семей с детьми-инвалидами и недостаточное включение таких семей в жизнь общества; интеграция детей-инвалидов в среду здоровых сверстников;
недостаточная самореализация родителей детей-инвалидов в трудовой и общественной деятельности; организация межведомственного взаимодействия и координации деятельности различных структур при решении проблем детей-инвалидов и
семей, воспитывающих детей-инвалидов; повышение профессионального уровня педагогических работников, задействованных в системе коррекционного образования.
Для решения вышеуказанных проблем в области разработана стратегия
единой системы профилактики инвалидности среди детей, основными характеристиками которой являются ее системность, комплексность, динамичность, осуществление дифференцированного подхода, внедрение новых организационно-управленческих механизмов. Основная цель стратегии - обеспечение реализации права ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья на дружественную ему социальную среду, которая будет достигаться посредством: разработки и внедрения эффективных технологий работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов; создания эффективной системы межведомственного подхода к работе с детьми-инвалидами на всех этапах; разработки эффективных методов информационного воздействия на население по обеспечению дружественной инвалидам социальной среды, формированию культуры толерантности; создания на базе учреждений различного типа служб поддержки семей с детьми-инвалидами. В основе стратегии лежит принцип межведомственного взаимодействия. Ее компонентами выступают органы исполнительной и законодательной региональной власти, организации, учреждения, ведомства, каждый из которых выполняет свои функции. В целях усиления работы по организации благоприятных условий для жизнедеятельности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения комплексного подхода со стороны государства и общества, повышения эффективности вложенных средств и ресурсов, определены целевые группы семей и детей: дети-инвалиды - 2933 человека;
дети до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья - 409 человек; родители (законные представители) детей-инвалидов - 2181 человек;
работники медицинских, социальных, образовательных учреждений и других учреждений, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги детям-инвалидам - 200 человек; работодатели - 3 организации;
общественные организации - 3, волонтеры, оказывающие помощь детям-инвалидам - 35 человек; здоровые дети - 2000 человек и их родители - 4000 человек из 10 муниципальных образований области, задействованных в реализации Программы. Учитывая вышеизложенное, использование программно-целевого метода
представляется наиболее целесообразным для создания доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.2. Совершенствование системы поддержки детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время в области создана многокомпонентная инфраструктура поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалистами бюро медико-социальной экспертизы области ежегодно освидетельствуются от 2000 до 2500 детей. Для всех детей-инвалидов разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, включающая мероприятия ранней социально-реабилитационной адаптации детей. Разработан перспективный план мероприятий на 2011-2015 годы по реализации индивидуальной программы реабилитации детей-инвалидов как системы мероприятий - совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию ребенка, его оздоровлению и социальной адаптации. В работе с детьми применяются современные технологии реабилитации
детей. С 2007 года в ГКУЗ "Тамбовский областной специализированный дом ребенка" реализуется проект "Внедрение технологий раннего вмешательства". При участии специалистов Национального фонда защиты детей от жестокого обращения проведена работа по подготовке педагогического персонала по специальным программам. В системе психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам и их родителям немаловажную роль играет ТОГБУ "Областная
психолого-медико-педагогическая консультация", которое является основой региональной диагностической и консультативной службы. Специалисты данного учреждения не только проводят комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка и определяют образовательный маршрут ребенка, адекватный особенностям его индивидуально-психического развития, но и оказывают методическую, консультативную помощь родителям по вопросам обучения и воспитания детей-инвалидов, обучают родителей практическим методам и приемам коррекционно-реабилитационной работы. С 2009 года в области востребована такая форма работы с семьями, в том числе воспитывающими детей-инвалидов, как выездные консультационные пункты, организованные на социальных площадках в городах и районах области. Данная работа осуществляется мобильной бригадой специалистов ТОГБУ "Тамбовская областная психолого-медико-педагогическая консультация" и ТОГКСУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия" (педиатр, специалист
по социальной работе, психолог, логопед, юрист, социальный педагог) совместно с областными нестационарными учреждениями социального обслуживания населения того муниципального образования, куда осуществляется выезд. В рамках работы консультационного пункта проводится не только информационно-разъяснительная работа, но и организуются обучающие мероприятия с родителями по вопросам детско-родительских отношений, тренинги, семинары для специалистов, предоставляется методический и информационный материал. Помимо представленных мероприятий специалисты ТОГБУ "Тамбовская областная психолого-медико-педагогическая консультация" систематически на территории муниципальных образований организуют заседание методического объединения "Школа для родителей", где рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, даются практические советы и рекомендации по преодолению семейных проблем, апробируются и совершенствуются современные инновационные технологии, способствующие
повышению педагогической и родительской компетентности в вопросах внутрисемейного взаимодействия. Кроме того, в ТОГКСУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия" функционирует пункт проката технических средств реабилитации (костыли, коляски, ходунки), проводится широкий спектр реабилитационных мероприятий социально-культурной (организация
экскурсий, поездок, выставок, концертов, проведение основных церковных и светских праздников) и физкультурно-оздоровительной (посещение бассейна, обследования специалистами детской областной больницы) направленности. В регионе проводится работа по внедрению новых социальных технологий, способствующих эффективному взаимодействию родителей детей-инвалидов с социальным окружением. В рамках комплексной программы области "Право ребенка на семью" на 2010-2013 годы, которая реализуется при участии Фонда поддержки детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, внедрена CBR-технология ("Коррекция и социализация
ребенка-инвалида на селе") на базе 11 образовательных организаций и 2
центров социальной помощи семье и детям. Обучение родителей организуется в рамках социального и психологического патронажа и сопровождения семей, который включает в себя работу мобильной бригады (выездные консультационные пункты), оказывающей широкий спектр информационных услуг. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
За указанный период координаторами в количестве 99 человек было осуществлено 2750 визитов и консультаций. В результате проделанной работы получила реабилитационную помощь 301 семья (303 ребенка). У 141 ребенка, участвующего в программе, наблюдается положительная динамика
в сфере коммуникации, самообслуживания, движения, игры, познавательной активности. На базе ТОГКСУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям "Жемчужина леса" в стационарных условиях для родителей, воспитывающих
ребенка-инвалида, проводится психолого-педагогический курс, направленный на снятие психоэмоционального напряжения и привитие ребенку-инвалиду навыков саморегуляции, формирование у него мотивации
к обучению и саморазвитию, уверенности в своих силах и способностях. Разработаны тренинги, социально-ролевые игры и практикумы для родителей, которые должны способствовать формированию активной жизненной позиции, умения добиваться поставленной цели и взаимодействовать с общественными организациями, государственными и муниципальными структурами, навыков работы с правовыми и официальными документами. Организуются "круглые столы" по проблемам социализации и
адаптации как детей-инвалидов, так и их родителей, а также встречи с представителями общественных организаций инвалидов области "Аппарель"
и "Надежда". Дети, страдающие глубокой умственной отсталостью и серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии, в соответствии с заключением
центральной психолого-медико-педагогической комиссии, направляются в ТОГКУ СО - детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии "Мишутка", в котором обслуживается в настоящее время 90 детей, в том числе 70 детей, оставшихся без попечения родителей. Продолжается работа по увеличению охвата детей-инвалидов системой
общего и профессионального образования области. С февраля 2009 года реализуется региональный проект "Организация дистанционного образования детей-инвалидов в Тамбовской области". Создан Центр дистанционного образования детей-инвалидов как структурное подразделение ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации
работников образования". В 2012 году в проекте участвовали 208 детей-инвалидов.
Для четкой и грамотной работы по реализации данного проекта осуществляется комплексное обучение педагогов, работающих с детьми-инвалидами в рамках дистанционного образования: в 2010 году было обучено 8 педагогов;
в 2011 году - 50 педагогов; в 2012 прошли обучение 75 педагогов.
Помимо обучения детей и педагогов осуществляется обучение на очных курсах по программе "Обучение родителей (законных
представителей) детей-инвалидов по поддержке дистанционного обучения их детей". Центр дистанционного образования осуществляет организационно-техническое сопровождение проекта, методическое обеспечение, информационно-консультационную поддержку его участников,
проводит мониторинговые исследования хода реализации дистанционного обучения детей-инвалидов. В течение 2010-2012 годов в области:
проведено обучение детей и родителей основным навыкам использования программно-технических средств и возможностей сети Интернет; разработаны индивидуальные учебные планы с учетом права родителей
на выбор учебных предметов для дистанционного обучения; разработано расписание индивидуальных занятий; обновлены базы данных детей-инвалидов и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (в том числе дошкольников), обучающихся на дому, а также учителей, обеспечивающих дистанционное образование детей-инвалидов. По результатам данной работы мониторинговые исследования показывают положительную динамику в развитии познавательных способностей обучающихся, в плане их социализации, формировании положительных эмоциональных стимулов. В области ведется работа по формированию модели профессиональной подготовки детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности. Это особенно актуально для обучающихся с нарушением интеллекта, составляющих самую многочисленную категорию детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках сетевого взаимодействия ТОГБОУ СПО "Уваровский химико-технологический колледж", ТОГАОУ СПО "Многопрофильный колледж им. И.Т.Карасева", ТОГБОУ СПО "Индустриально-промышленный техникум", ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий" организована допрофессиональная и профессиональная подготовка воспитанников в 6 специальных (коррекционных) школах-интернатах.
За последние 3 года данными видами подготовки охвачено 310 воспитанников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по 10 профессиям (плотник, столяр-строитель, маляр-штукатур,
каменщик, швея, художник, вязальщица, изготовитель художественных изделий). С учетом особенностей развития таких детей получение профессиональной подготовки позволяет им в дальнейшем освоить профессию, востребованную на региональном рынке труда. Построение такой региональной системы профессионального образования идет параллельно с формированием структур, способствующих
трудоустройству выпускников данной категории. Эта работа ведется по целому ряду направлений, среди них наиболее
значимы следующие: создание учебно-производственных структур в учреждениях;
создание централизованного бюро по трудоустройству инвалидов;
организация стажировок выпускников;
оборудование специальных рабочих мест;
создание банка адаптированных программ обучения инвалидов для организации надомной занятости. Все большее внимание в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования уделяется созданию
специальных образовательных условий для профессионального обучения и воспитания обучающихся данной категории: (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
в профессиональных образовательных организациях для работы с данной категорией обучающихся введены ставки психолога, социального педагога, в отдельных профессиональных образовательных организациях работают учителя-дефектологи (ТОГБОУ СПО "Колледж торговли,
общественного питания и сервиса", ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий"); (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
во всех учреждениях созданы специальные медицинские группы для занятий физической культурой; организованы занятия в тренажерных залах;
реализуются программы реабилитации детей-инвалидов;
оборудованы и функционируют сенсорные комнаты и комнаты психологической разгрузки (ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых
технологий", ТОГБОУ СПО "Котовский индустриальный техникум"); на базе ТОГБОУ СПО "Колледж торговли, общественного питания и сервиса" действует волонтерский отряд "Прометей", который оказывает необходимую помощь детям-инвалидам, тесно сотрудничает с Тамбовским региональным отделением общероссийской общественной организации инвалидов "Ассоциация молодых инвалидов России "Аппарель"; для оздоровления обучающихся данной категории используется санаторий-профилакторий и турбаза ТОГАОУ СПО "Техникум отраслевых технологий". В то же время существующая система профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями не может соответствовать современным требованиям профессиональной адаптации, реабилитации и интеграции в общество молодых людей данных категорий по следующим причинам: отсутствует единая система профессиональной ориентации;
в имеющихся профессиональных образовательных организациях нет необходимых условий для обучения и реабилитации инвалидов; (В редакции
Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
существуют трудности с созданием условий для организации профессиональной подготовки, прежде всего детей с умственной отсталостью; профессиональные образовательные организации недостаточно укомплектованы квалифицированными педагогическими кадрами, обладающими
необходимыми знаниями для организации обучения инвалидов; (В редакции
Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
отсутствуют структуры, призванные обеспечить трудоустройство выпускников. В связи с этим представляется целесообразным обеспечить обновление сети центров профессионального образования инвалидов в рамках реализации мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры
в сфере образования. 1.3. Создание условий для эффективной деятельности специальных (коррекционных) образовательных организаций области (В редакции
Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
В Тамбовской области работа по соблюдению права детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на образование ведется в нескольких направлениях. Основными из них являются: интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные организации и создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне;
(В редакции Постановления Администрации Тамбовской области
от 17.03.2015 № 251)
поддержка сети специальных (коррекционных) образовательных организаций; (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
реализация региональных проектов по созданию новых моделей образовательных организаций, обеспечивающих право детей на образование. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
Образовательные организации обеспечивают предоставление детям-инвалидам бесплатного дошкольного, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
1155 детей с ограниченными возможностями здоровья (из них 503 детей-инвалидов) обучаются и воспитываются в специальных
(коррекционных) образовательных организациях. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
Сеть специальных (коррекционных) образовательных организаций представлена 1 муниципальной школой и 10 областными учреждениями (9
школ-интернатов и 1 учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи):
МБОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г. Мичуринска; ТОГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 2" (для глухих детей) с. Красненькое;
ТОГБОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида" (для слабослышащих детей) (г. Рассказово);
ТОГБОУ "Моршанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" (для слепых, слабовидящих детей,
детей с тяжелыми нарушениями речи) (г. Моршанск);
ТОГАОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Котовска" (для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушением интеллекта); ТОГБОУ "Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" (для детей с задержкой
психического развития); ТОГБОУ "Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат" (для детей-сирот с задержкой психического развития); ТОГБОУ "Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат" (для детей-сирот с нарушением интеллекта); ТОГБОУ "Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" (для детей с нарушением
интеллекта); ТОГБОУ "Уваровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" (для детей с нарушением
интеллекта). Кроме того, сеть включает специализированные учреждения (структуры), осуществляющие выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с ограниченными возможностями здоровья, комплексную, всестороннюю диагностику нарушений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей, определение специальных условий развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: ТОГБУ "Областная психолого-медико-педагогическая консультация", на базе которого работает центральная психолого-медико-педагогическая комиссия; муниципальные психолого-медико-педагогические комиссии;
психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных организаций. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
С учетом психофизических особенностей обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях области реализуются специальные коррекционные программы восьми видов для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
В 2012-2013 учебном году в специальных (коррекционных) образовательных организациях обучается и воспитывается 72 глухих ребенка, 53 слабослышащих и позднооглохших детей, 8 слепых детей, 20 слабовидящих и поздноослепших, 82 ребенка с тяжелыми нарушениями речи,
22 с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 334 с задержкой психического развития, 550 с нарушением интеллекта, с аутистическими формами поведения - 31 ребенок. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
Содержание образования определяется специальными образовательными программами по предметам коррекционного блока и адаптированными рабочими программами по общеобразовательным предметам, разработанными
образовательными организациями исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
В целях преодоления отклонений развития воспитанников в образовательном процессе предусмотрено проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей ребенка-инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Все дети-инвалиды, нуждающиеся в технических средствах реабилитации, обеспечены ими.
Всем воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется квалифицированная медицинская помощь штатными медицинскими работниками школ-интернатов, а также специалистами районных больниц и областной детской больницы. Все специальные (коррекционные) учреждения ориентированы на создание единого воспитательного пространства, в котором ведущая роль
отводится адаптации воспитанников, их трудовому обучению, допрофессиональной и профессиональной подготовке. С этой целью в специальных (коррекционных) учреждениях созданы 10 столярных, 10 швейных, 8 слесарных, 1 штукатурно-малярная мастерские. Пять специальных (коррекционных) образовательных организаций имеют собственные подсобные хозяйства. (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
Стратегическим направлением в формировании адаптивно-направленного коррекционного образования в регионе является
организация допрофессионального и профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое осуществляется на основании лицензий или на договорной основе с учреждениями среднего профессионального образования в соответствии с особенностями развития
детей. Одним из приоритетных направлений коррекционно-развивающего обучения является воспитательная работа. Педагогические коллективы работают над проблемами создания воспитывающей среды во внеурочное время, индивидуального развития личности ребенка, профилактики правонарушений среди воспитанников и развития их творческих способностей. С этой целью используются современные технологии воспитания, реализуются программы дополнительного образования. В целях создания оптимальных условий для самореализации творческого потенциала воспитанников в образовательных организациях создано более 100 кружков и спортивных секций. Кроме того, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья посещают 27 кружков и секций на базе учреждений дополнительного образования. Общий охват дополнительным образованием составляет 985 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (82,7%). (В редакции Постановления Администрации Тамбовской области от 17.03.2015 № 251)
В случае невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в специальных (коррекционных) учреждениях по медицинским показаниям для них организуется обучение по индивидуальной
программе на дому. В летний оздоровительный период уделяется большое внимание отдыху
и занятости детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, в июне
- июле 2012 года на базе 5 учреждений функционировали лагеря труда и отдыха, в которых отдохнуло 254 воспитанника. В загородных оздоровительных лагерях, санаториях отдохнули 473 воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (всего 62%). 1.4. Профессиональная подготовка и сопровождение специалистов, работающих с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов С целью развития кадрового потенциала реализуются курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, имеющих в своем
составе детей с ограниченными возможностями здоровья, по 2 программам профессиональной переподготовки: "Логопедия. Сурдопедагогика" и "Менеджмент в социальной работе. Социальная работа с семьей и детьми". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|