Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Пензенской области от 24.10.2017 № 486-рП
Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Рассмотрев проект основных направлений
бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2018 год и на плановый
период 2019 и 2020 годов, руководствуясь Законом Пензенской области от
22.12.2005 № 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области"
(с последующими изменениями) и
постановлением Правительства Пензенской области от
29.11.2007 № 803-пП "Об
утверждении Порядка и сроков составления проекта бюджета Пензенской области"
(с последующими изменениями): 1. Одобрить
прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской
области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. 2. Исполнительным
органам государственной власти Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. 3. Рекомендовать
органам местного самоуправления муниципальных образований
Пензенской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики Пензенской области при
формировании проектов бюджетов муниципальных образований Пензенской области. 4. Настоящее
распоряжение разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения
возложить на Председателя Правительства
Пензенской области.
ОДОБРЕНЫ распоряжением
Правительства Пензенской
области от
24.10.2017 № 486-рП ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ бюджетной и налоговой политики Пензенской
области на 2018 год и на плановый период 2019 и
2020 годов 1. Общие
положения Основные направления
бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов разработаны в
соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
статьей 25 Закона Пензенской области от
07.04.2003 № 463-ЗПО "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе
в Пензенской области" (с последующими изменениями). Учитывая, что бюджетная и налоговая политики являются составными частями
государственной экономической политики, при подготовке их основных направлений
были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 01.12.2016, целевые ориентиры развития
региона, определенные Стратегией
социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную
перспективу (до 2030 года), утвержденной Законом Пензенской области от
04.09.2007 № 1367-ЗПО
"О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную
перспективу (до 2030 года)" (с последующими изменениями),
государственными программами Пензенской области, Прогнозом социально-экономического
развития Пензенской области на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденным
распоряжением Правительства Пензенской области от 26.08.2015 № 344-рП (с
последующими изменениями). Целью разработки
основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий и подходов к
формированию проекта бюджета Пензенской области на 2018 год и на плановый
период 2019 и 2020 годов, а также приоритетов развития бюджетной системы
региона в среднесрочной перспективе с учетом основных тенденций, заложенных в
бюджетном прогнозе Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года,
утвержденном распоряжением Правительства Пензенской области от
20.02.2017 № 68-рП (с последующими изменениями). 2. Бюджетная политика Пензенской
области на 2018 год и на плановый период 2019 и
2020 годов Для достижения
заявленных целевых ориентиров и обеспечения, в первую очередь, темпов
экономического роста и роста реальных доходов населения в условиях
ограниченности доходных источников и необходимости снижения долговой нагрузки,
а также учитывая насущную актуальность заявленных в предыдущие годы направлений
бюджетной политики, основными направлениями бюджетной политики Пензенской
области в очередном бюджетном цикле являются: - сохранение
сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Пензенской
области; - обеспечение
эффективного расходования бюджетных средств; - развитие
системы межбюджетных отношений в Пензенской области; - повышение
операционной эффективности бюджетных расходов; - совершенствование системы внутреннего
государственного финансового
контроля; - повышение
качества управления общественными финансами; - вовлечение
граждан в решение бюджетных вопросов, развитие современных информационных
технологий в сфере бюджетного процесса. 2.1. Сохранение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Пензенской области Несмотря на сложившийся в 2016 году и истекшем периоде текущего года
достаточно высокий рост налоговых и неналоговых доходов, проблема обеспечения
сбалансированности бюджета Пензенской области сохраняет свою актуальность.
Изменения налогового и бюджетного законодательства, произошедшие в последние
годы, а также поставленные перед регионом задачи по обеспечению прироста
показателей социально-экономического развития и снижению государственного долга
определили новые условия формирования параметров бюджета. Начиная с 2017 года
предоставление дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета
увязано с проведением структурных экономических и бюджетных реформ на
региональном уровне и сопровождается заключением Минфином России соглашений с
субъектами Российской Федерации (далее - соглашение о предоставлении дотаций).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2016
№ 1506 в таких соглашениях устанавливаются обязательства регионов по
социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению, а также
ответственность за их невыполнение в виде сокращения объема дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году на 5%. Пензенская область приняла такие обязательства, заключив в феврале
текущего года с Минфином России аналогичное соглашение. В целях их выполнения
распоряжением Правительства Пензенской области от 17.05.2017 № 231-рП "О
мерах по реализации Соглашения о предоставлении дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета
бюджету Пензенской области" определены ведомства, ответственные за
реализацию мероприятий и достижение предусмотренных показателей. Еще одной мерой, направленной на обеспечение бюджетной устойчивости и
финансовое оздоровление региона, является предоставление начиная с 2013 года бюджетных кредитов из федерального бюджета
на условиях принятия обязательств по снижению уровня государственного долга и
ограничению дефицита бюджета, предусмотренных соответствующими соглашениями с Минфином России. Изменение на федеральном уровне системы межбюджетного регулирования,
наряду с созданием стимулов для экономического развития региона, требует
проведения взвешенной бюджетной политики и реализации мер бюджетной
консолидации. Для снижения уровня неопределенности основных приоритетов и принципов
бюджетной политики, создания условий для развития экономики и ведения бизнеса,
а также оценки ключевых бюджетных параметров на среднесрочную и долгосрочную
перспективу в 2016 году, при формировании бюджета на 2017 год осуществлен
возврат к трехлетнему планированию, а также впервые разработан бюджетный
прогноз Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года, утвержденный
распоряжением Правительства Пензенской области от
20.02.2017 № 68-рП. Первоначальные параметры бюджетного прогноза скорректированы в ходе
подготовки проекта бюджета Пензенской области на 2018 год и на плановый период
2019 и 2020 годов в связи с уточнением среднесрочного и долгосрочного прогнозов
социально-экономического развития Пензенской области. Вместе с тем, в соответствии с федеральным законом от 29.07.2017
№ 262-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета" до 1 января 2018 года вновь приостанавливается
действие нормы об утверждении в составе закона о бюджете на плановый период
условно утверждаемых расходов, как резерва на случай непредвиденного сокращения
доходов, который при подтверждении прогноза доходов может быть использован для
принятия новых обязательств в очередном бюджетном цикле. С
учетом необходимости обеспечения прироста доходов консолидированного бюджета в
рамках исполнения обязательств по соглашению о предоставлении дотации
первостепенное значение отводится сохранению и развитию доходного потенциала
Пензенской области. Работа в данном направлении продолжится путем содействия
развитию инвестиционных процессов; поддержки организаций,
формирующих налоговый потенциал, в том числе за счет займов из регионального
Фонда развития промышленности; сокращения недоимки посредством
совершенствования механизмов собираемости налогов; активизации роста налоговой
базы, в том числе за счет предотвращения
ухода от налогообложения (легализации "теневой" заработной
платы); улучшения межведомственного взаимодействия органов исполнительной
власти и органов местного самоуправления Пензенской области с налоговыми
органами, службой судебных приставов, другими контрольно-надзорными органами по вопросам администрирования
доходных источников. Также
в соответствии с Планом по устранению с 1 января 2018 года неэффективных
налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), утвержденным распоряжением
Правительства Пензенской области от 30.06.2017 № 310-рП, в целях
выполнения обязательств, принятых по соглашению о предоставлении дотаций,
планируется совершенствование системы региональных налоговых льгот. Особое значение для обеспечения бюджетной устойчивости
имеет приоритизация бюджетных расходов с учетом
необходимости выполнения всех социальных обязательств, реализации в регионе
приоритетных проектов и программ по основным направлениям стратегического
развития. При формировании предельных объемов бюджетных ассигнований необходимо
обеспечить финансирование расходов, способствующих достижению целевых
показателей социально-экономического развития региона, установленных в
соглашении о предоставлении дотации, не допуская необоснованного роста
расходных обязательств, необеспеченных доходными источниками. Кроме того, предусмотренный постановлением
Правительства Российской Федерации от 27.12.2016 № 1506 переход в 2016
году к распределению на 2017 год 30% дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов Российской Федерации на основании "модельных"
(минимальных) бюджетов требует постоянного контроля за структурой и объемами
действующих расходных обязательств бюджета Пензенской области, направляемых на
реализацию отдельных групп полномочий, а также взвешенного подхода при принятии
новых видов расходных обязательств. Принятие
и исполнение расходных обязательств необходимо осуществлять только в рамках
полномочий Пензенской области. Наряду с этим, в текущем году предстоит
завершить работу по отмене установленных законодательством Пензенской области
обязательств по вопросам, не отнесенным Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекта
Российской Федерации, в соответствии с Планом, утвержденным распоряжением
Правительства Пензенской области от 26.06.2017 № 292-рП, во исполнение
соглашения о предоставлении дотаций. Важная
роль в обеспечении долгосрочной устойчивости бюджета отводится долговой политике Пензенской области, утвержденной распоряжением Правительства Пензенской
области от 29.09.2017 № 454-рП "Об утверждении Долговой политики
Пензенской области на 2018 - 2020 годы", которая направлена на снижение
уровня долговой нагрузки бюджета области, оптимизацию структуры
государственного долга, а также на недопущение необоснованных заимствований
посредством обеспечения взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с
потребностями бюджета Пензенской области в привлечении заемных средств. В целях снижения долговой нагрузки на бюджет Пензенской области в 2018
году Правительство Пензенской области примет участие в реструктуризации бюджетных кредитов, привлеченных из федерального
бюджета. Задолженность по бюджетным кредитам будет реструктурирована на семь
лет, а в случае если регион в первые два года обеспечит рост налоговой базы и
неналоговых поступлений в бюджет выше, чем уровень инфляции, то возможно будет
продлить программу реструктуризации до 12 лет. В результате реструктуризации
долга в 2018-2019 годах планируется высвободить 3,9 млрд. рублей
за счет сокращения объема платежей по бюджетным кредитам. Для выполнения обязательств, принятых регионом при получении кредитов
из федерального бюджета, параметры бюджета на 2018 год и на плановый период
2019 и 2020 годов будут определяться с учетом необходимости снижения
задолженности по коммерческим заимствованиям, общего объема долговых
обязательств региона и минимизации дефицита бюджета. Комплексной мерой, направленной на обеспечение сбалансированности
бюджета Пензенской области, является программа
оздоровления региональных финансов, которая реализуется в регионе с 2013
года. Распоряжением Правительства Пензенской
области от 31.03.2017 № 139-рП "Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных и
муниципальных финансов Пензенской области на 2017 - 2019 годы, Плана
мероприятий по сокращению государственного долга Пензенской области на 2017-2019
годы, Программы оптимизации расходов бюджета Пензенской области и бюджетов
муниципальных образований Пензенской области на 2017 - 2019 годы" редакция данной программы актуализирована с учетом
требований соглашения о предоставлении дотаций. Эффект от ее реализации
в текущем году оценивается в сумме свыше 1,7 млрд. рублей. 2.2. Обеспечение эффективного расходования бюджетных
средств Современная ситуация характеризуется опережающим
ростом расходов регионального бюджета по сравнению с бюджетными возможностями,
что обусловлено в первую очередь изменениями федерального законодательства и
принимаемыми на федеральном уровне решениями, среди которых выполнение указов
Президента Российской Федерации от 07.05.2012, создание территориальных дорожных фондов, переход к уплате страховых взносов на обязательное
медицинское страхование неработающего населения в размере 100% от расчетного
объема, доведение нормативов финансирования затрат на единицу государственной
услуги до 100% с учетом норм, тарифов, ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, стандартов,
регламентов, а
также необходимостью реализации социально
значимых для региона проектов и программ, включая строительство, реконструкцию
и капитальный ремонт объектов, находящихся в государственной (муниципальной)
собственности, в том числе на условиях федерального софинансирования. В условиях недостаточных темпов роста собственных
доходов и жесткого регулирования показателей долговой нагрузки, а также
традиционно высокой доли социально значимых и первоочередных расходов и, как
следствие, ограничения объема средств на развитие региона, наиболее значимым
направлением бюджетной политики по-прежнему остается повышение эффективности
бюджетных расходов. В Программе повышения эффективности управления
общественными финансами в Пензенской области на период до 2018 года,
утвержденной распоряжением Правительства Пензенской области от
04.12.2014 № 631-рП "О Программе повышения эффективности
управления общественными финансами в Пензенской области на период до 2018 года"
(с последующими изменениями), и в Программе
оптимизации расходов бюджета Пензенской области
и бюджетов муниципальных образований Пензенской области на 2017 -2019
годы, утвержденной распоряжением Правительства Пензенской области от 31.03.2017
№ 139-рп "Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению
государственных и муниципальных финансов Пензенской области на 2017 -2019 годы,
Плана мероприятий по сокращению государственного долга Пензенской области на
2017 - 2019 годы, Программы оптимизации расходов бюджета Пензенской области и
бюджетов муниципальных образований Пензенской области на 2017 -2019 годы",
обозначены ключевые меры в данном направлении на ближайшие годы. К таким
мерам отнесены: - продолжение
реализации приоритетных проектов, направленных на повышение качества жизни и
благосостояния граждан и создание условий для экономического роста, включая
достижение целей, предусмотренных указами Президента Российской Федерации от
07.05.2012; - приоритизация
мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ и непрограммных
направлений деятельности с целью достижения максимального результата и
эффективного использования бюджетных средств; - повышение эффективности инвестиций; - совершенствование механизма планирования
расходов на оказание государственных услуг; - дальнейшая оптимизация бюджетных расходов. Одним из
стимулов роста экономического потенциала является улучшение качества жизни и
благосостояния населения. Рост реальных доходов граждан обеспечивается на
протяжении ряда лет через выполнение указов Главы государства от 07.05.2012
№ 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной
политики", от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 № 1688 "О
некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части поэтапного
повышения заработной платы отдельных категорий работников образования,
здравоохранения, культуры, социального обслуживания. При планировании расходов
на оплату труда работников бюджетной сферы, на которых распространяется
действие вышеперечисленных указов, в 2018 году необходимо обеспечить
следующие целевые значения соотношения средней заработной платы работников и
среднемесячного дохода от трудовой деятельности по региону: - 100% - у социальных работников, среднего и
младшего медицинского персонала, учителей, преподавателей и работников
культуры; - 200% - у врачей. Для достижения установленных ориентиров будет
продолжено: - проведение
мероприятий, направленных на повышение производительности труда в бюджетном секторе экономики Пензенской
области, а также оптимизационных мероприятий, указанных в соглашениях,
заключенных между федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти Пензенской области о достижении в 2014 - 2018 годах
целевых показателей; - привлечение на эти цели средств,
полученных от оказания платных услуг и компенсации затрат государства, а также
от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной)
собственности. Формирование
фонда оплаты труда указанных работников
в плановом периоде будет осуществляться с учетом индексации на 4% ежегодно с
1 октября 2019 года и с 1 октября 2020 года. Планирование расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, на которых не
распространяется действие указов Президента Российской Федерации, будет
осуществляться с учетом: - выполнения
поручения Президента Российской Федерации о доведении МРОТ до уровня величины
прожиточного минимума трудоспособного населения, которое в соответствии с
проектом федерального закона "О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума
трудоспособного населения" планируется осуществить в два этапа: 1 этап - с
1 января 2018 года установление МРОТ на уровне 85%
от прожиточного минимума, то есть 9 489 рублей; 2 этап - с
1 января 2019 года и далее ежегодно МРОТ устанавливается на уровне
прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации
за II квартал предыдущего года; - повышения
оплаты труда на прогнозный уровень инфляции с 1 января 2018 года, с 1 октября
2019 года и с 1 октября 2020 года - ежегодно на 4%. В
целях реализации мер государственной демографической политики,
предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012
№ 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской
Федерации", Законом Пензенской
области от
16.02.2017 № 3014-ЗПО "О
внесении изменения в статью 14 Закона Пензенской области "О пособиях
семьям, имеющим детей" в
регионе продлен срок начисления ежемесячного пособия при
рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет до
31 декабря 2019 года. В результате в 2018 году пособие будет начислено и
выплачено более 5 тыс. детей при софинансировании
расходных обязательств Пензенской области из федерального бюджета. Обеспечение граждан качественным и доступным жильем будет продолжено предоставлением мер государственной
социальной поддержки отдельным категориям граждан (молодым и многодетным
семьям, работникам бюджетной сферы, детям-сиротам, детям, оставшимся без
попечения родителей, ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам и семьям,
имеющим детей-инвалидов), а также обеспечением участков массовой жилищной
застройки объектами коммунальной, дорожной и социальной инфраструктуры. Вместе с тем, в 2017 году при поддержке Фонда
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по
обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и
повышению качества жилищно-коммунальных услуг" должны быть завершены в
полном объеме мероприятия по ликвидации аварийного жилья, признанного таковым
до 1 января 2012 года, в результате реализации которых переселены более
8 тысяч граждан. Важным компонентом как для повышения качества жизни
граждан, так и для социально-экономического развития региона, является создание
социальной инфраструктуры, соответствующей современным требованиям оказания
государственных и муниципальных услуг. С целью перевода учащихся школ на обучение в одну смену, а также создания
современной образовательной среды школьников будет продолжено участие
региона в федеральном проекте по содействию созданию в субъектах Российской
Федерации новых мест в общеобразовательных организациях, в рамках которого в
2016 году осуществлен выкуп здания школы на 1 100 мест в г. Пензе и
оснащение ее оборудованием, на 2017 год запланировано строительство школ в Нижнеломовском районе на 150 мест, в г. Кузнецке - на 375
мест, г. Пензе на 550 мест, на 2018 год - строительство школы в
г. Пензе на 660 мест. В сфере
здравоохранения бюджетные инвестиции будут направлены на завершение
строительства хирургического корпуса в г. Кузнецке и капитальный ремонт
здания областной офтальмологической больницы. В сфере жилищно-коммунального хозяйства с целью
обеспечения комплексного развития современной городской инфраструктуры в малых
и крупных городах на основе единых подходов будет продолжена реализация в
регионе приоритетного проекта по формированию
комфортной городской среды, софинансируемого из
федерального бюджета. Также приоритетным направлением останется региональный
проект по обеспечению населения области
качественной питьевой водой, от которой напрямую зависит здоровье населения
области. Для улучшения качества питьевой воды и обеспечения ее в достаточном
количестве планируется строительство и капитальный ремонт артезианских скважин,
каптажей, водонапорных башен и водопроводных сетей. С целью
создания условий для устойчивого экономического роста, улучшения делового климата, повышения результативности инвестиционных
проектов, развития малого и среднего предпринимательства будет продолжено
осуществление бюджетной поддержки реального сектора экономики. Основной задачей в области сельскохозяйственного производства
является обеспечение стабильности государственной поддержки отрасли в форме
субсидирования части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей и других
предприятий агропромышленного комплекса по производству, хранению и переработке
сельскохозяйственной продукции, а также финансовая поддержка реализации
перспективных инвестиционных проектов в отраслях растениеводства и
животноводства. Предоставление субсидий на государственную поддержку малого
и среднего предпринимательства будет осуществляться с учетом возможностей
бюджета области по обеспечению софинансирования для участия в реализации
федеральных программ и проектов. В целях повышения
инвестиционной привлекательности Пензенской области в регионе созданы
индустриальные парки ("Отвель", "Сердобский", "Давыдов"), обеспеченные
инженерной инфраструктурой и административно-правовыми условиями. В 2018 году
планируется дальнейшее развитие парков для привлечения новых инвесторов и
создания конкурентоспособных производств. В сфере
дорожного хозяйства будет продолжена реализация приоритетного проекта "Безопасные
и качественные дороги", в рамках которого планируется привести в
нормативное состояние дорожную сеть региона (в 2018 году - 50% от общей
протяженности, в 2025 году - 85%), а также устранить места концентрации
дорожно-транспортных происшествий (на 50% к уровню 2016-го). Выполнение
работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог
регионального и межмуниципального значения будет осуществляться в соответствии с
нормативами затрат и межремонтными сроками. Также продолжится субсидирование
расходов местных бюджетов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и
ремонт автомобильных дорог местного значения. В ближайшей перспективе
продолжится приоритизация мероприятий, реализуемых в рамках
государственных программ и непрограммных направлений деятельности с целью
достижения максимального результата и эффективного использования бюджетных
средств. Данное направление бюджетной политики будет
реализовано путем развития методологии формирования и исполнения региональных
программ с целью интеграции проектных
принципов управления в их структуру и улучшения межведомственного
взаимодействия для достижения стратегических целей социально-экономического
развития региона. Во исполнение постановления Правительства Российской
Федерации от 15.10.2016 № 1050 "Об
организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"
в регионе активизирована работа по развитию проектного управления.
Постановлением Правительства Пензенской области от
27.01.2017 № 28-пП утверждены Положение об организации проектной
деятельности в Правительстве Пензенской области и функциональная структура
системы управления проектной деятельностью. Полномочия по внедрению проектного
управления в деятельность исполнительных органов государственной власти и
органов местного самоуправления Пензенской области, формирование
нормативно-правовой базы, а также общая координация разработки и реализации
региональных приоритетных проектов и программ возложены на отдел проектной
деятельности Правительства Пензенской области. В свою очередь, в исполнительных
органах государственной власти и органах местного самоуправления Пензенской
области назначены ответственные за внедрение проектного управления в ранге
заместителей руководителя. В 2017 году Пензенская область принимает участие в
реализации федеральных приоритетных проектов и федеральных программ,
разработанных по 6 направлениям стратегического развития "Здравоохранение",
"Образование", "ЖКХ и городская среда", "Реформа
контрольно-надзорной деятельности", "Безопасные и качественные дороги",
"Моногорода". Кроме того, в нашем регионе разработаны
24 региональных проекта, реализация 6 из которых начата в текущем году.
Паспорта проектов, а также информация о ходе их реализации размещаются на
официальном сайте Правительства Пензенской области в разделе "Проектная
деятельность". Постановлением Правительства Пензенской области от
19.10.2017 № 505-пП внесены изменения в Порядок разработки и реализации
государственных программ Пензенской области, утвержденный постановлением
Правительства Пензенской области от
18.04.2012 № 274-пП, в части уточнения порядка отражения в структуре
региональных программ мероприятий, разработанных в рамках проектной
деятельности, в целях контроля за их выполнением. Учитывая ограничение срока действия региональных
программ 2020 годом, по-прежнему актуальным остается вопрос разработки методики продления сроков и
порядка формирования новых государственных программ взамен завершающихся,
исходя из оценки достижения за весь период их реализации запланированных
результатов. Другим актуальным направлением бюджетной политики на
современном этапе является повышение
эффективности инвестиционных расходов. Во исполнение поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства,
утвержденного первым заместителем Председателя Правительства Российской
Федерации И.И. Шуваловым 31.01.2017, в текущем году проведена
инвентаризация объектов незавершенного строительства государственной и
муниципальной собственности Пензенской области, и ответственными органами
государственной власти и местного самоуправления области определен перечень
объектов, в отношении которых предлагается завершение строительства, объектов,
предполагаемых к передаче другим субъектам хозяйственной деятельности, а также
объектов, планируемых к сносу либо списанию. По итогам инвентаризации
Правительству области предстоит принять решение по таким объектам исходя из их
значимости для развития региона с учетом бюджетных возможностей. Планирование расходов на строительство, реконструкцию
и капитальный ремонт объектов государственной и муниципальной собственности в
среднесрочной перспективе будет осуществляться только при наличии утвержденной проектной документации с положительным
заключением государственной экспертизы. При этом не допускается удорожание
первоначальной сметной стоимости строительства объектов государственной и
муниципальной собственности. Условием предоставления из регионального бюджета
субсидий местным бюджетам на софинансирование
капитальных вложений в объекты муниципальной собственности является
принятие органом местного самоуправления обязательств о финансировании
строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта за счет средств
местного бюджета в соответствии с установленным уровнем софинансирования,
соблюдении сроков строительства и ввода объектов в эксплуатацию, а также
достижении целевых показателей результативности использования субсидии. Правительством
Пензенской области принимаются решения о
реализации инвестиционных проектов на территории региона с участием
бюджетных средств согласно заявленным приоритетам социально-экономического
развития региона, с учетом результатов оценки эффективности данных проектов,
рассчитанной в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от
30.06.2006 № 442-пП "Об оценке инвестиционных проектов,
реализуемых за счет средств бюджета Пензенской области" (с последующими
изменениями). Кроме того, начиная с
2018 года в бюджетах субъектов Российской Федерации могут предусматриваться расходы на предоставление субсидий
юридическим лицам, 100% акций (долей) которых принадлежит субъекту
Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты
капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц,
и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества с последующим
увеличением уставных капиталов таких юридических лиц. Применение указанного
способа осуществления расходов станет альтернативой
бюджетным инвестициям в уставные капиталы юридических лиц в случае, если
акций таких юридических лиц полностью принадлежат субъекту Российской
Федерации. Кроме того, этот способ финансирования позволит обеспечить контроль
использования средств, предоставляемых из бюджета, и применять гибкий механизм
их возврата, в том числе в случае нарушения получателем субсидии целей и
условий ее предоставления. В целях повышения качества и доступности
государственных услуг для населения Пензенской области будет продолжено совершенствование механизма планирования
расходов на оказание государственных услуг, включая усиление контроля за их
выполнением. В 2017 году установление государственных заданий
осуществлялось на основании ведомственных
перечней государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями,
исполнительными органами государственной власти Пензенской области, которые
формировались в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных
и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами
исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах
деятельности. В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный
кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 18.07.2017 № 178-ФЗ, и
постановлением Правительства Пензенской области от
11.10.2017 № 488-пП "О внесении изменений в Положение о
порядке формирования государственного задания на оказание
государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений
Пензенской области и финансового обеспечения выполнения государственного
задания, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от
13.10.2015 № 561-пП (с последующими изменениями)" формирование
государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ)
учреждениями Пензенской области начиная с
2018 года осуществляется на основании общероссийских базовых (отраслевых)
перечней (классификаторов) государственных (муниципальных) услуг,
оказываемых физическим лицам, а также региональным
перечнем (классификатором) государственных (муниципальных) услуг. При этом в
региональный перечень подлежат включению услуги, не включенные в общероссийские
перечни, выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами
Пензенской области. С 2019 года в нормативные
затраты на содержание имущества подлежат включению только затраты на имущество,
используемое для выполнения государственного задания, а затраты на содержание
имущества, не используемого для выполнения государственного задания,
исключаются. В плановом периоде будет продолжена практика уменьшения объема бюджетных
ассигнований на выполнение государственного задания в связи с его
невыполнением в отчетном году более чем
на 5%, начатая в 2016 году. Данная мера позволяет повысить ответственность
руководителей учреждений и главных распорядителей бюджетных средств за
выполнение показателей государственных заданий. С целью создания условий для повышения качества услуг
в социальной сфере в Пензенской области продолжается работа по расширению участия в их оказании некоммерческих организаций.
Первостепенной задачей является развитие ресурсных центров поддержки социально
ориентированных некоммерческих организаций, определение вариантов оказания им
имущественной и других видов поддержки. Целевым ориентиром в этом направлении
является передача негосударственным организациям не менее 10% средств бюджета
Пензенской области, выделяемых на предоставление услуг в социальной сфере, к
2020 году. В условиях ограниченности доходных источников, а также
в целях выполнения условий соглашений о предоставлении из федерального бюджета
дотаций и бюджетных кредитов не утратило свою важность такое направление
бюджетной политики, как оптимизация
бюджетных расходов. С учетом проведенных в последние годы мер по сокращению
расходов бюджета, дальнейшие решения по ее проведению должны приниматься только
на основе объективного анализа значимости реализуемых проектов с точки зрения
их влияния на решение социально-экономических задач. Оптимизация расходов
бюджета будет продолжаться за счет: - отказа от финансирования неприоритетных
направлений, снижения издержек и неэффективных трат; - установления запрета на увеличение численности
государственных (муниципальных) служащих; - снижения
расходов на закупки товаров, работ и услуг, включая предотвращение завышения
начальных (максимальных) цен закупок, отказ от закупок товаров и услуг
повышенной комфортности, расширение практики проведения совместных торгов,
усиление административной ответственности за несоблюдение норм законодательства
в сфере закупок; - повышения эффективности использования
имущества, находящегося в пользовании государственных учреждений, в том числе
рациональное использование занимаемых площадей; - поэтапного снижения объема и количества
объектов незавершенного строительства. 2.3. Развитие
системы межбюджетных
отношений в
Пензенской области Формирование межбюджетных отношений в 2018 году и плановом периоде будет
осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской
Федерации и Закона Пензенской области от
20.09.2005 № 849-ЗПО "О межбюджетных отношениях в Пензенской
области" (с последующими изменениями) с учетом изменений бюджетного и
налогового законодательства. Основными задачами бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений на
2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов являются: - содействие в
обеспечении сбалансированности местных бюджетов, выполнение социально значимых
и первоочередных расходных обязательств; - стимулирование
органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы; - повышение эффективности предоставляемых целевых межбюджетных
трансфертов; - укрепление финансовой дисциплины, соблюдение органами местного
самоуправления требований бюджетного законодательства, экономное и эффективное
использование бюджетных ресурсов; - повышение качества управления муниципальными финансами. В целях содействия сбалансированности бюджетов
муниципальных районов и городских округов области, снижения их долговой
нагрузки в текущем году проведена реструктуризация их обязательств
(задолженности) перед
Пензенской областью по бюджетным кредитам, предоставленным до 01.01.2017, с
частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
В соответствии с Порядком проведения реструктуризации обязательств
(задолженности) муниципальных образований Пензенской области перед Пензенской
областью по бюджетным кредитам, предоставленным муниципальным образованиям до
01.01.2017, с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга,
утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от
08.09.2017 № 432-пП, основной долг по бюджетным кредитам списан в размере,
не превышающем 90% от непогашенной
задолженности по основному долгу по состоянию на 01.09.2017 до уровня,
не превышающего 50% утвержденного общего годового объема собственных доходов. В
результате реструктуризации задолженность муниципальных образований перед
региональным бюджетом сокращена (списана) в
целом на 1,5 млрд. рублей, что позволило направить высвободившиеся
средства на решение первоочередных задач муниципальных образований, а также на
погашение кредиторской задолженности. В планируемом периоде предполагается сохранение всех действующих форм
межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области в рамках государственных программ Пензенской области в
соответствии с утвержденными методиками (порядками). Размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности подлежит увеличению на предусмотренный
законодательством прогноз индекса потребительских цен. Кроме того, принятые в
2017 году изменения в Закон Пензенской области от
20.09.2005 № 849-ЗПО "О межбюджетных отношениях в Пензенской
области" позволяют при наличии
источников в бюджете Пензенской области увеличить дотации на больший объем
с целью повышения обеспеченности местных бюджетов по решению вопросов местного
значения. Внесенные в вышеуказанный закон изменения и принятое
постановление Правительства Пензенской области от
23.08.2017 № 399-пП "О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Пензенской области с муниципальными
образованиями Пензенской области, получающими дотации на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных образований Пензенской области, и мерах
ответственности за невыполнение муниципальными образованиями Пензенской области
обязательств, возникающих из указанных соглашений" позволят начиная с 2018
года предоставлять дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности на основании соглашений с
установлением обязательств муниципальных образований Пензенской области по
достижению показателей социально-экономического развития территорий,
осуществлению мер, направленных на увеличение доходов бюджетов и снижение
уровня дотационности, а также мер ответственности за
их невыполнение. С целью повышения эффективности осуществления контроля
за соблюдением поселениями установленных бюджетным законодательством условий
предоставления межбюджетных трансфертов планируется наделить органы местного
самоуправления муниципальных районов Пензенской области государственными
полномочиями Пензенской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам
городских, сельских поселений за счет средств бюджета Пензенской области. Будет продолжено оказание финансовой поддержки в виде дотации на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности бюджетов в течение финансового года при недостатке
средств в связи с увеличением по объективным причинам расходных обязательств
или снижением объема доходов местных бюджетов. В соответствии с утвержденным Правительством
Пензенской области порядком будут определены приоритетные направления развития
муниципальных образований Пензенской области, в целях софинансирования которых
предоставляются субсидии из бюджета
Пензенской области. Предоставление субсидий планируется осуществлять при
наличии в бюджетах муниципальных образований бюджетных
ассигнований для исполнения расходных обязательств, а также на основании
соглашений, предусматривающих обязательства муниципальных образований по
исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется
субсидия, и ответственность за их невыполнение. При распределении субсидий размер софинансирования предполагается определять исходя из уровня
расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Расчет субвенций для
исполнения переданных органам местного самоуправления Пензенской области
государственных полномочий будет осуществляться по единым для всех
муниципальных образований методикам, утвержденным Законом Пензенской области от
22.12.2006 № 1176-ЗПО "О
наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными
государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными
полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам
государственной власти Пензенской области" (с последующими изменениями). В условиях недостатка бюджетных ресурсов межбюджетные отношения будут
направлены на усиление ответственности органов местного самоуправления за
проводимую бюджетную политику в части увеличения доходов и обеспечения
сбалансированности местных бюджетов, выполнения в полном объеме расходных
обязательств, а также соблюдения требований бюджетного законодательства. Для осуществления контроля за указанной деятельностью продолжится
систематический мониторинг параметров бюджетов муниципальных образований и
результатов их исполнения. 2.4. Повышение операционной эффективности бюджетных
расходов Процесс управления
исполнением бюджета Пензенской области сохранит направленность на операционную
эффективность использования бюджетных средств на этапе предварительного
контроля. В 2018 году и плановом
периоде в рамках совершенствования механизмов контроля за расчетными операциями
получателей бюджетных средств с учетом смещения акцента с текущего на
предварительный контроль будет продолжена работа по следующим направлениям: - планирование
кассовых разрывов и источников их покрытия в целях предупреждения рисков
неисполнения социально значимых и первоочередных обязательств, выполнения
условий софинансирования поддержки, оказываемой из федерального бюджета; - запрет
авансирования при закупках продукции массового потребления и ограничение
предельных объемов авансовых платежей по другим закупкам для государственных
учреждений; - систематический
мониторинг просроченной кредиторской задолженности, в том числе по исполненным
государственным контрактам и принятие мер по ее сокращению и ликвидации. Для ликвидации
прогнозируемых кассовых разрывов, а также в целях своевременного исполнения
принятых бюджетных обязательств, финансирования социально значимых расходов и
минимизации просроченной кредиторской задолженности будут привлекаться
краткосрочные кредиты и временно свободные средства бюджетных и автономных
учреждений, что позволит обеспечить ликвидность
единого счета бюджета и непрерывный бюджетный процесс. Обеспечению
операционной эффективности исполнения бюджета будет способствовать совершенствование механизма распределения и
предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Так, предварительное согласование с регионом объемов бюджетных ассигнований,
необходимых для обеспечения предельного уровня софинансирования, позволит
предусмотреть их в необходимом объеме уже на этапе формирования проекта бюджета
Пензенской области, а планируемое с 2018 года распределение всех субсидий и
иных межбюджетных трансфертов законом о федеральном бюджете создаст условия для
своевременного и эффективного использования указанных средств. Кроме того,
введенная в 2017 году норма о заключении соглашений на предоставление субсидий
из федерального бюджета в срок до 1 марта текущего года существенно
увеличила период для освоения таких средств. В 2018 году на федеральном уровне
планируется проработка вопроса об установлении более раннего срока для
заключения соглашений - до 1 февраля. Для организации контроля в сфере закупок при исполнении бюджета по расходам на финансирование контрактуемых
обязательств была разработана соответствующая нормативная правовая база и с 1 января 2017 года внедрен механизм контроля за объемом финансового
обеспечения и идентификационным кодом закупки, предусмотренный частью 5
статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями). Однако
проблемы с функционированием в I квартале 2017
года единой информационной системы в сфере закупок повлекли за собой
приостановку запрета на размещение в ЕИС объектов контроля, не соответствующих
требованиям контроля, до января 2019 года для региональных заказчиков. Начиная
с 2019 года указанный контроль вновь будет носить предварительный характер, а
данные о закупке будут размещаться в ЕИС после его проведения. Учитывая введение в
июле 2017 года в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях административных штрафов в размере от 30 тысяч до 50 тысяч
рублей за нарушение заказчиками срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг)
при осуществлении закупок для государственных нужд, наряду с информацией о
просроченной кредиторской задолженности в целом особую актуальность приобретает
систематический мониторинг просроченной
кредиторской задолженности по исполненным государственным контрактам и принятие
мер по ее сокращению и ликвидации. Для обеспечения целевого использования межбюджетных
трансфертов продолжится развитие
механизма предоставления целевых межбюджетных трансфертов в пределах суммы,
необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств местных
бюджетов (т.е. под фактическую потребность). Начиная с 2018 года
применение указанного механизма
планируется и при перечислении бюджетным и автономным учреждениям субсидий
на иные цели и на осуществление
капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной
собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную
собственность. В текущем году
подготовлена нормативная база, позволяющая применять элементы казначейского
сопровождения при расходовании бюджетных
средств, предоставляемых юридическим лицам - неучастникам
бюджетного процесса (кроме государственных бюджетных и автономных
учреждений, государственных унитарных предприятий). Соответствующие изменения
внесены в порядок открытия и ведения лицевых счетов Министерством финансов
Пензенской области, разработан порядок санкционирования расходов и проведения
кассовых операций со средствами указанных юридических лиц. На основании
разработанных документов уже в текущем году в рамках казначейского
сопровождения открыты лицевые счета для отдельных юридических лиц. Работа в
данном направлении будет продолжена в очередном финансовом году и плановом
периоде. В целях необоснованного возврата из бюджета Пензенской
области в бюджеты муниципальных образований остатков
не использованных в отчетном финансовом году межбюджетных трансфертов
целевого характера будет продолжена практика
по возврату таких остатков только при подтверждении главными распорядителями
бюджетных средств потребности в указанных расходах. При финансировании расходных обязательств в размере
свыше 1,0 млн. рублей на
строительство и ремонт объектов собственности Пензенской области, приобретение
дорогостоящего оборудования, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог
общего пользования регионального и межмуниципального значения продолжится проведение проверок, подтверждающих
фактическое выполнение работ (поставок товаров, оказания услуг). 2.5. Совершенствование системы внутреннего государственного финансового контроля В условиях опережающего роста расходных обязательств
по сравнению с доходными источниками основной целью финансового контроля
продолжает оставаться обоснованное и эффективное использование бюджетных
средств. В этой связи основными направлениями развития
контрольной деятельности станут: - расширение полномочий органов внутреннего
государственного финансового контроля; - пресечение избыточных бюджетных расходов
посредством развития системы предварительного и последующего контроля в сфере
закупок; - развитие
системы оценки действенности и результативности внутреннего финансового
контроля (аудита); - дальнейшее развитие административной практики; - совершенствование нормативно-правовой базы по
направлениям контрольной деятельности. Одним из направлений развития финансового контроля
является расширение полномочий контрольных органов. Так, с 1 января 2018 года
органу государственного финансового контроля предоставлено право
контролировать соблюдение юридическими лицами не только условий договоров
(соглашений) о предоставлении бюджетных средств, государственных контрактов, но
и контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных
договоров (соглашений) и государственных контрактов. Введение данной нормы
позволит оценить деятельность объектов контроля в совокупности и создаст новые
условия для получения достоверных данных, необходимых для выявления нарушений. Важным способом пресечения избыточных расходов
является четко отлаженная система контроля в сфере государственных закупок.
Несмотря на особую роль предварительного контроля за обоснованием начальной
(максимальной) цены, осуществляемого до заключения контракта и позволяющего ее
уменьшить до размещения заказа, нельзя упускать контроль за планированием Н(М)Ц
контрактов в плане-графике закупок, за исполнением государственных контрактов,
за использованием предмета закупки по назначению и его отражением в учете. В
этой связи основной задачей станет комплексное осуществление контроля за
закупками, начиная от планирования и обоснования цены закупки до анализа
эффективности и результативности использования бюджетных средств. Результаты
проведенного в текущем году Министерством финансов Пензенской области
мониторинга качества внутреннего финансового контроля (аудита) главных
администраторов средств бюджетных средств за 2016 год показали недостаточность
работы областных министерств и ведомств в данном направлении, что в свою
очередь не позволяет им своевременно принимать меры по предотвращению
неэффективных, неправомерных расходов. В новом бюджетном цикле в рамках
системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов
бюджетных средств будут пересмотрены критерии, оценивающие внутренний
финансовый контроль (аудит), с целью перехода от оценки его организации к
оценке его действенности и результативности. Это станет инструментом
стимулирования главных распорядителей бюджетных средств к принятию конкретных
мер по повышению качества указанной деятельности. Наиболее
действенной мерой, дисциплинирующей должностных лиц, является административная
ответственность за несоблюдение требований бюджетного законодательства, а также
законодательства в сфере закупок. В 2018 году и плановом периоде
продолжит свое развитие практика привлечения к административной
ответственности. В целях ее усиления применяются вступившие в силу с
18.06.2017 новые положения Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, устанавливающие ответственность за невыполнение
государственного (муниципального) задания, а также невыполнение в установленный
срок законного представления органа государственного (муниципального)
финансового контроля. В условиях
постоянно изменяющейся нормативной правовой базы по-прежнему актуальной
остается задача по проведению мониторинга нормативных документов, методик,
стандартов, которыми руководствуется орган внутреннего государственного
финансового контроля при осуществлении своих полномочий, с целью
обеспечения их соответствия требованиям законодательства, регулирующего
бюджетный процесс, контрактную систему, административную ответственность. 2.6. Повышение качества управления общественными
финансами В августе 2017 года рейтинговое агентство RAEX
(Эксперт РА) присвоило рейтинг кредитоспособности Пензенской области
на уровне ruBBB по
национальной шкале. По рейтингу установлен стабильный прогноз. Наличие
кредитного рейтинга создает условия для более качественной и независимой оценки
кредитоспособности Пензенской области, а также увеличения инвестиций в
экономику Пензенской области. Поддержание кредитного рейтинга Пензенской
области на стабильном уровне способствует успешной реализации долговой политики
региона. По итогам 2016 года
Пензенская область третий раз подряд вошла в число субъектов Российской
Федерации с высоким уровнем качества
управления региональными финансами по результатам ежегодного мониторинга,
проводимого Минфином России. В ходе мониторинга оценивались показатели,
характеризующие бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление
долговыми обязательствами, финансовые взаимоотношения с муниципальными
образованиями, управление государственной собственностью и оказание
государственных услуг, прозрачность бюджетного процесса, выполнение "майских
указов" Президента Российской Федерации. Высокая оценка качества
управления региональными финансами подтверждает правильность выбранных
приоритетов в сфере управления общественными финансами и нацеливает на
дальнейшее совершенствование реализуемых мер всеми участниками бюджетного
процесса региона. 2.7. Вовлечение
граждан в решение бюджетных вопросов, развитие современных информационных технологий в сфере
бюджетного процесса Начиная
с 2013 года Пензенская область ежегодно входит в первую двадцатку субъектов
Российской Федерации и в пятерку регионов Приволжского федерального округа в
рейтинге по уровню открытости бюджетных данных. В целях повышения охвата
граждан, участвующих в обсуждении бюджетных вопросов, на сайте Министерства
финансов Пензенской области функционирует раздел
"Открытый бюджет Пензенской области", в котором размещаются брошюры-путеводители с информацией о
бюджетных параметрах и бюджетном процессе в регионе, организован раздел "Опросы общественного мнения",
а также создана страница Министерства в
социальной сети Фейсбук. Вместе с тем, в целях
повышения открытости бюджетных данных в части информации о деятельности государственных
учреждений учредителям государственных учреждений необходимо взять на
постоянный контроль вопросы полноты и своевременности ее размещения на
официальном сайте, созданном для этих целей (bus.gov.ru). Наряду с публичными слушаниями по проекту бюджета
Пензенской области и отчета об его исполнении получил развитие механизм общественного обсуждения других
бюджетных вопросов. Так, в 2016 году впервые проведено открытое
общественное обсуждение проекта Бюджетного прогноза Пензенской области на
долгосрочный период до 2030 года, а в 2017 году - проекта изменений указанного
документа. В целях повышения
активности граждан в решении бюджетных вопросов на 2018 год планируется
проведение совместно с ГАОУ ДПО "Институт регионального развития
Пензенской области" социологических исследований по бюджетной тематике. Одним из важных направлений
работы по повышению открытости бюджетных данных является дальнейшее развитие государственной интегрированной системы управления
общественными финансами "Электронный бюджет", в том числе
посредством наполнения информацией, отражающей все стороны бюджетного процесса
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, начиная от
формирования проектов бюджетов до составления отчетов об их исполнении и
проведении финансового контроля, а также механизмами, обеспечивающими
заключение в электронном виде соглашений о предоставлении регионам субсидий из
федерального бюджета и контроль за выполнением их условий. Согласно Порядку размещения и предоставления информации, на
едином портале бюджетной системы Российской Федерации, утвержденному приказом
Минфина России от 28.12.2016 № 243н, с 1 января 2018 года Министерству финансов Пензенской области необходимо будет размещать 65
видов различной информации, включая 33 вида в структурированном формате. Для
финансовых органов муниципальных образований данная норма вступает в силу с 1
января 2019 года. Для открытости данных об
оплате жилищно-коммунальных услуг населением, во исполнение вступивших в силу с
1 июля 2017 года требований Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ "О
государственной информационной системе
жилищно-коммунального хозяйства" (с последующими изменениями) в
Министерстве финансов Пензенской области с 2018 года начнет
функционировать информационная система взаимодействия с Государственной
информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающая незамедлительное размещение информации о
внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В плановом периоде будет
продолжена работа по внедрению практик
инициативного бюджетирования. Пилотным проектом в данном направлении стала
реализация в г. Пензе муниципальной программы "Развитие
территориального общественного самоуправления в г. Пензе и поддержка
местных инициатив на 2015-2017 годы". Планируется, что после утверждения
на региональном уровне нормативной правовой базы по реализации проектов
развития территорий муниципалитетов, основанных на местных инициативах, в 2018
году инициативное бюджетирование получит развитие и в других муниципальных
образованиях. Это будет способствовать вовлечению граждан в реализацию
проектов, направленных на решение задач местного значения как при выборе
приоритетов расходования бюджетных средств, так и при софинансировании
населением, бизнесом, местным и региональным бюджетом отобранных гражданами
проектов. 3. Налоговая политика Пензенской
области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Налоговая политика
Пензенской области в 2018 году и плановом периоде 2019 и 2020 годов будет
направлена на сохранение и наращивание налогового потенциала региона за счет
формирования благоприятного инвестиционного климата, развития разных отраслей
экономики, малого и среднего предпринимательства. Большое значение
уделяется активизации инвестиционной деятельности, привлечению в регион новых
налогоплательщиков, созданию дополнительных рабочих мест. В рамках реализации
данного направления инвесторам оказывается государственная поддержка, в том
числе в виде предоставления налоговых льгот. Наряду с существующим
механизмом стимулирования приоритетных и стратегически значимых инвестиционных
проектов на основании заключаемых с Правительством Пензенской области
инвестиционных соглашений принимаются меры по развитию в нашей области
института участников специальных инвестиционных контрактов в сфере промышленности
и региональных инвестиционных проектов. Согласно Закону Пензенской области от
20.06.2017 № 3062-ЗПО "О внесении изменений в отдельные законы
Пензенской области" установлены особенности применения мер поддержки при
реализации региональных инвестиционных проектов, а также предусмотрены льготы
по налогу на прибыль организаций: - для участников
региональных инвестиционных проектов (резидентов индустриальных парков или
центров регионального развития Пензенской области) в виде снижения ставки с 17%
до 10%; - для участников
специальных инвестиционных контрактов, заключаемых на федеральном уровне, - с
17% до 13,5%. В настоящее время подготовлены и
проходят процедуру согласования проекты законов Пензенской области о
распространении льгот по налогу на прибыль для участников региональных
специальных инвестиционных контрактов и резидентов территорий опережающего
социально-экономического развития, а также о предоставлении всем указанным
категориям налогоплательщиков льгот по налогу на имущество организаций. Кроме
того, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона, на
основании которого планируется с 2018 года предоставить регионам право вводить
новый вид поддержки в виде инвестиционного налогового вычета, предусматривающего
уменьшение исчисленной суммы налога на прибыль на расходы, связанные с
приобретением и модернизацией объектов основных средств. Также
указанным законопроектом предусматривается продлить до 2019 года срок действия налоговой льготы по налогу на имущество
организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на
учет в качестве основных средств, а с 2019 года - передать полномочия по
установлению этой льготы субъектам Российской Федерации. В целях развития
малого и среднего предпринимательства, а также повышения качества налогового
администрирования планируются изменения федерального законодательства в части
предоставления с 2018 года индивидуальным предпринимателям, являющимся
плательщиками единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого в связи с
применением патентной системы налогообложения, налогового вычета на сумму
затрат, связанных с приобретением контрольно-кассовой техники, которая будет
обеспечивать передачу фискальных документов в налоговые органы. Для предотвращения
уклонения налогоплательщиков, применяющих спецрежим в
виде единого сельскохозяйственного налога, от уплаты имущественных налогов
предлагается предоставлять данную льготу только в отношении имущества,
используемого при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Планируется внесение
изменений в законодательство Пензенской области, предусматривающих
распространение льготы для резидентов центров регионального развития,
применяющих упрощенную систему налогообложения не только в случае если объектом
налогообложения являются доходы за минусом расходов (с 15% до 5%), но и если объектом налогообложения являются доходы - с 6% до
1%. По всем
предоставляемым на региональном уровне льготам в соответствии с постановлением
Правительства Пензенской области от
06.06.2006 № 392-пП "Об утверждении Порядка оценки эффективности
предоставляемых (планируемых к предоставлению) в соответствии с
законодательством Пензенской области налоговых льгот" (с последующими
изменениями) проводится оценка их эффективности. Так, по результатам
проведенной оценки за 2016 год все льготы признаны эффективными, за исключением
пониженной ставки (с 15% до 5%) по упрощенной системе налогообложения для
организаций, имеющих статус резидента центра регионального развития Пензенской
области. В целях повышения эффективности данной льготы подготовлен проект
закона Пензенской области, согласно которому предлагается установить
дополнительные требования для указанной категории налогоплательщиков о
численности сотрудников, начисленной им заработной плате, а также об отсутствии
задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех
уровней и государственные внебюджетные фонды. На объем доходов
консолидированного бюджета Пензенской области также оказывают влияние изменения
ставок налогов и нормативов зачисления их по уровням бюджетов. Согласно проекту федерального
закона, предусматривающему внесение изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации, в 2018 и 2019 годах ожидается увеличение акцизов: - на автомобильный
бензин 5 класса - с 1 января 2018 года - на 10,7% и с 1 июля 2018
года - на 6,1%, с 2019 года - на 3,5%; - на дизельное топливо -
на 12,7%, 7,7% и 3,4% соответственно. В 2020 году увеличатся ставки
акцизов на спирт и алкогольную продукцию в размере от 3,7% до 5,6%, на
нефтепродукты, кроме прямогонного бензина, - на 3,4% - 4,0%. В 2018 году планируется увеличение коэффициента,
отражающего региональные особенности рынка труда, используемого при
налогообложении доходов иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность
на территории Российской Федерации на основании патента, с 1,5 до 1,62. С 2017 года в
федеральном бюджете централизован один процентный пункт налога на прибыль
организаций, ранее зачисляемого в региональные бюджеты. Изменен порядок
распределения акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового
спирта свыше 9% (за исключением пива и вин). Зачисление данных акцизов в
региональные бюджеты осуществляется по нормативу 50%, которые распределяются в
следующем порядке: - 80% поступают
по месту их производства до достижения предусмотренных Федеральным законом "О
федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
величин (по Пензенской области на 2017 год эта величина установлена в размере
1 176,6 млн. рублей); - остальные 20% и
поступления сверх определенных по регионам величин распределяются
пропорционально объемам розничных продаж. В 2018 году
планируются новые изменения порядка распределения указанных акцизов с целью
увеличения доли поступлений от розничных продаж: - 50% планируется зачислять в региональные бюджеты, где осуществляется
производство указанной продукции, по определенным для них нормативам до
достижения установленных ежеквартальных величин (для Пензенской области
норматив определен в размере 3,3576%, ежеквартальная величина - 398,4 млн. рублей); - 50% и поступления сверх ежеквартальных величин
будут распределяться в бюджеты субъектов пропорционально объемам розничных
продаж указанной продукции. Начиная с 2018 года
кадастровая оценка в Пензенской области будет проводиться государственным
бюджетным учреждением "Государственная кадастровая оценка". В 2018
году планируется проведение кадастровой оценки земельных участков населенных
пунктов и отдельных видов недвижимого имущества. _____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|