Расширенный поиск
Закон Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО ЗАКОН
Пензенской области
О Стратегии социально-экономического развития Пензенской
области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)
(В редакции Законов Пензенской области от 30.06.2009 г. N 1753-ЗПО;
от 28.03.2011 г. N 2058-ЗПО; от 12.08.2011 г. N 2115-ЗПО;
от 06.06.2012 г. N 2257-ЗПО; от 28.12.2012 г. N 2332-ЗПО;
от 18.10.2013 г. N 2445-ЗПО; от 18.10.2013 г. N 2459-ЗПО;
от 28.11.2013 г. N 2473-ЗПО; от 03.04.2014 г. N 2548-ЗПО;
от 17.04.2015 № 2705-ЗПО)
Принят Законодательным Собранием Пензенской области
31 августа 2007 года
Статья 1
Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития
Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года). Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Губернатор Пензенской области В.К.Бочкарев г. Пенза
4 сентября 2007 года
N 1367-ЗПО
____________________
УТВЕРЖДЕНА
Законом Пензенской области
от 4 сентября 2007 года N 1367-ЗПО Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу
(до 2021 года)
(В редакции Законов Пензенской области от 30.06.2009 г. N 1753-ЗПО;
от 28.03.2011 г. N 2058-ЗПО; от 12.08.2011 г. N 2115-ЗПО;
от 06.06.2012 г. N 2257-ЗПО; от 28.12.2012 г. N 2332-ЗПО;
от 18.10.2013 г. N 2445-ЗПО; от 18.10.2013 г. N 2459-ЗПО;
от 28.11.2013 г. N 2473-ЗПО; от 03.04.2014 г. N 2548-ЗПО;
от 17.04.2015 № 2705-ЗПО)
Введение
Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на
долгосрочную перспективу (до 2021 года) (далее - Стратегия) - это
система политик и мер государственного управления, нацеленных на
создание условий для инновационного развития, укрепление позиций
Пензенской области среди субъектов Российской Федерации и в системе
мирохозяйственных связей.
Высокий уровень социального и культурного развития населения
области является приоритетной целью деятельности органов
государственной власти Пензенской области.
При этом следует подчеркнуть, что Стратегия определяет
приоритетные направления деятельности не только органов
государственной власти Пензенской области (законодательной и
исполнительной), но и органов местного самоуправления, общественных и
деловых кругов.
Исторически Пензенская область являлась развитым
сельскохозяйственным регионом. С середины ХХ века стал динамично
развиваться промышленным сектор, ориентированный на потребности
базовых секторов экономики России - нефтегазового и энергетического
комплексов, оборонного сектора и железнодорожного транспорта.
Традиционной миссией для Пензенской области является обеспечение
Москвы и городов Поволжья и Центральной России сельхозпродукцией и
продуктами питания, а базовых секторов хозяйства страны - широким
спектром технологического оборудования.
В 1960-1980 гг. произошел значительный отток экономически
активного населения Пензенской области. Это было связано с реализацией
крупнейших промышленных и инфраструктурных проектов в Поволжье, Сибири
и на Дальнем Востоке. В 1970-е гг. область потеряла более 100 тыс.
человек трудоспособного населения, что существенно сократило потенциал
развития региона и заложило основы существующего в регионе
демографического спада. Потребность в трудовых ресурсах для реализации
крупных индустриальных проектов в Восточной Сибири и Забайкалье
создает риск новой волны оттока населения.
Стратегия направлена на сохранение и укрепление позиций
Пензенской области в экономике Российской Федерации за счет
эффективного использования производственного, человеческого и
культурно-исторического потенциала, перехода на инновационный путь
развития. Пензенская область должна стать важным элементом
складывающейся современной экономики Европейской части Российской
Федерации и активно включиться в процессы глобализации. Выполнение
этой миссии возможно при условии обеспечения высокого качества и
уровня жизни населения, создания широких возможностей для
самореализации граждан.
Стратегия исходит из целевых ориентиров, заданных в программных
документах федерального уровня:
ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации;
Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р
"О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года").
Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 165-р "Об утверждении
Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального
округа до 2020 года"). (Дополнен - Закон Пензенской области от
06.06.2012 г. N 2257-ЗПО)
Основные цели разработки Стратегии:
1) усиление взаимосвязи между долгосрочными приоритетами развития
и реализацией мероприятий среднесрочной и краткосрочной
социально-экономической политики в регионе;
2) формирование основы для совместных действий органов
государственной власти Пензенской области, органов местного
самоуправления, представителей бизнеса и общественных организаций.
Стратегия определяет приоритетные направления
социально-экономического развития Пензенской области и служит основой
для мероприятий государственных программ Пензенской области и
муниципальных программ, перспективных и краткосрочных прогнозов
социально-экономического развития, бюджетов и законодательных
инициатив. Стратегия разработана с учетом оценки потенциала
социально-экономического развития Пензенской области, анализа
конкурентных преимуществ и ресурсных ограничений. (В редакции Закона
Пензенской области от 18.10.2013 г. N 2445-ЗПО;
от 17.04.2015 № 2705-ЗПО)
При разработке Стратегии учтены мировые тенденции развития и опыт
построения социально ориентированного общества с устойчивой
экономикой.
Траектория выхода экономики на инновационный путь развития и
достижения поставленных долгосрочных целей должна учитывать риски,
связанные с мировым финансовым кризисом.
1. Основные условия социально-экономического развития
Пензенской области на долгосрочную перспективу
Основы регионального хозяйства, система расселения,
производственная специализация сформировались в ходе индустриализации
XX века. В настоящий момент Пензенская область - индустриально
развитый старопромышленный регион. Она лишена значимых природных
ресурсов, таких, как нефть, газ, уголь, руда, и развивалась за счет
промышленных (преимущественно металлообрабатывающих и
приборостроительных) предприятий в городах и сельского хозяйства.
Для экономики Пензенской области характерны следующие
особенности:
- умеренные темпы роста основных показателей
социально-экономического развития;
- стабильный средний уровень урбанизации;
- в основе хозяйственной специализации лежит индустриальная
экономика;
- базовыми секторами экономики региона являются промышленность,
сельское хозяйство, транспорт, строительство и торговля.
- постепенное сокращение общей численности населения;
- высокий уровень оснащенности региона основными инженерными
инфраструктурами:
- высокая плотность транспортного сообщения и развитые перевозки
различными видами транспорта;
- по территории области проходят участок нефтепровода "Дружба" и
четыре магистральных газопровода;
- удовлетворительный уровень развития энергетической сети.
Социальная сфера, сложившаяся в ходе индустриализации, рассчитана
на предоставление всего комплекса социальных услуг по здравоохранению,
социальному обеспечению и подготовке рабочей силы.
Налоговые платежи обеспечивают 49 процентов доходов
консолидированного бюджета Пензенской области. В структуре поступления
налоговых платежей в бюджетную систему области доминируют поступления
от предприятий обрабатывающей промышленности.
Накоплен значительный культурно-исторический потенциал.
Экологическая ситуация существенным образом сказывается на
здоровье населения и снижает качество жизни.
Макроэкономические показатели и структура экономики
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) области в
2006 году составил 88,8 миллиардов рублей. Среднегодовой темп роста за
период с 2000 по 2006 гг. - 104,7 процента. Объем ВРП в 2007 году, по
предварительным данным, составил 119,9 миллиарда рублей (116,2
процента к уровню предыдущего года).
По величине ВРП на душу населения Пензенская область в 2006 году
занимала 13 место среди регионов Приволжского федерального округа и 67
место по Российской Федерации. Структура производства ВРП представлена
в таблице 1.
Таблица 1
Структура производства ВРП по видам экономической деятельности
в процентах
-------------------------------------------------------------------------------------
| | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Всего продукции и услуг | 100 | 100 | 100 | 100 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 15,0 | 13,3 | 12,3 | 10,3 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Рыболовство, рыбоводство | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Добыча полезных ископаемых | 1,5 | 0,8 | 0,8 | 0,9 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Обрабатывающие производства | 16,4 | 18,9 | 18,5 | 17,7 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Производство и распределение электроэнергии, газа и | 4,0 | 4,3 | 3,6 | 3,2 |
| воды | | | | |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Строительство | 6,4 | 5,7 | 6,8 | 10,9 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных | 18,6 | 16,3 | 15,8 | 17,4 |
| средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов | | | | |
| личного пользования | | | | |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Гостиницы и рестораны | 2,0 | 0,7 | 0,7 | 0,8 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Финансовая деятельность | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Транспорт и связь | 12,5 | 16,9 | 14,0 | 13,1 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Операции с недвижимым имуществом, аренда и | 7,9 | 8,1 | 9,4 | 9,5 |
| предоставление услуг | | | | |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Государственное управление и обеспечение военной | 4,6 | 4,6 | 6,7 | 5,8 |
| безопасности; обязательное социальное обеспечение | | | | |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Образование | 4,5 | 4,7 | 4,6 | 3,8 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 5,2 | 4,5 | 5,2 | 4,3 |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
| Предоставление прочих коммунальных, социальных и | 1,3 | 1,1 | 1,6 | 2,2 |
| персональных услуг | | | | |
|———————————————————————————————————————————————————————|——————|——————|——————|——————|
Позиция Пензенской области в Российской Федерации по основным
показателям социально-экономического развития представлена в таблице
2.
Таблица 2
Динамика основных показателей социально-экономического развития Пензенской области (2000-2008 годы)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Показатель | Ед. изм. | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
|————————————————————|—————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————|———————————|
ВРП % к пред. 106,2 105,3 101,9 104,8 105,7 100,7 108,0 116,2 107,7
году
млн. руб. 25 218,7 33 262,6 41 623,4 48 111,5 59 711,7 74 362,7 88 804,8 119 104,0 147 853,2
место в РФ 52 50 50 53 51 51 52 49 49
Промышленное % к пред. 101,8 106,6 100,3 117,4 105,2 105,9 115,0 106,4 110,2
производство году
млн. руб. 17 894,7 22 226,0 24 717,7 29 438,9 36 516,4 47 693,1 56 936,7 69 016,5 86 425,3
место в РФ -* 52 53 53 51
Сельское хозяйство % к пред. 102,7 107,1 102,8 106,9 106,3 99,4 108,2 104,4 112,3
году
млн. руб. 7 642,3 10 032,3 11 546,1 11 493,7 14 331,4 15 715,7 17 876,6 22 275,8 29 505,8
место в РФ 40 37 32 36 32 32 31 30 28
Инвестиции % к пред. 113,8 130,2 98,4 110,9 113,2 122,7 143,4 143,4 97,4
году
млн. руб. 3 951,1 6 107,3 6 819,7 8 618,6 11 166,2 15 689,0 25 459,1 44 023,2 52 632,2
место в РФ 57 53 54 57 55 51 44 41 45
Доходы населения % к пред. 134,6 135,5 130,0 124,4 123,7 128,2 129,0 141,4 127,1
году
руб. в мес. 1 259,9 1 708,3 2 221,4 2 764,9 3 421,0 4 385,9 5 658,9 8 002,4 10 172,9
место в РФ 66 63 66 68 66 67 68 54 57
Объем услуг % к пред. 116,9 110,5 101,6 109,7 108,7 106,2 104,6 103,0 105,4
году
млн. руб. 2 941,0 4 440,6 5 743,2 7 833,2 10 097,5 13 032,6 16 099,6 19 517,7 23 627,0
место в РФ 45 41 44 43 46 45 45 47 49
Доходы бюджета % к пред. 163,6 148,6 119,5 121,7 114,0 139,1 141,1 120,9
году
млн. руб. 3 518,4 5 757,8 8 557,9 10 230,7 12 454,4 14 200,8 19 758,0 27 879,6 33 706,1
место в РФ 61 55 50 52 52 53 49 48 54
* В связи с переходом в 2004 году классификатора ОКОНХ на ОКВЭД
данные в сопоставимой оценке Госкомстатом РФ не пересчитывались.
(Таблица в редакции Закона Пензенской области
от 06.06.2012 г. N 2257-ЗПО)
2. Вызовы долгосрочного социально-экономического развития
Пензенской области
Перед Пензенской областью встают вызовы, отражающие как
глобальные тенденции, так и внутренние региональные проблемы.
Глобальные вызовы
Первый вызов - усиление конкуренции на международном и
национальном рынках. Обостряется конкуренция как на традиционных
рынках товаров, технологий и рабочей силы, так и систем регионального
управления, форм и механизмов поддержки инноваций, развития
человеческого потенциала.
Основными характеристиками развития мировой экономики,
оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в
России в целом и в Пензенской области в частности, в ближайшие 10-15
лет будут:
вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса,
динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4 процентов в
год). Это предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста
российской экономики, включая субъекты Российской Федерации, и должно
быть направлено на сокращение отставания от развитых стран;
превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового
экономического роста, появление новых мировых центров экономического
развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате
финансового кризиса;
преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет
повышения энергоэффективности и расширения использования
альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию
энергоносителей;
усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной
воды и изменение климата, что создает дополнительные возможности для
России, имеющей огромные запасы пресной воды и экологически
благополучные территории;
сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой
торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению
курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики
(мирового экономического порядка), мировой финансовой архитектуры;
старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста
населения в развивающихся странах, что будет интенсифицировать мировые
миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы
развитых стран.
Следствием мирового финансового кризиса стал кризис производства,
сопровождаемый снижением сырьевых цен и падением темпов роста мировой
экономики в 2009-2010 годах.
Динамика курсов акций и цен на сырьевые товары повышает
актуальность перехода России и ее регионов на инновационный тип
экономического развития.
Второй вызов - усиление роли инноваций в социально-экономическом
развитии и снижение влияния многих традиционных факторов роста.
В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию
новой технологической базы, основанной на использовании новейших
достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в
том числе в здравоохранении и других сферах.
Отставание в развитии новых технологий последнего поколения может
снизить конкурентоспособность экономики Пензенской области.
Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как
основного фактора экономического развития.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики
определяется, прежде всего, качеством профессиональных кадров.
Необходимым условием формирования инновационной экономики является
модернизация системы образования.
Пензенская область не сможет поддерживать конкурентные позиции за
счет дешевой рабочей силы и экономии на развитии образования и
здравоохранения. Ответ на этот вызов предполагает преодоление
имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала,
которые характеризуются:
сокращением численности населения;
растущей конкуренцией с рынками квалифицированных кадров других
регионов;
недостаточной степенью удовлетворения общественных потребностей в
сфере здравоохранения и образования.
Четвертый вызов - зависимость пензенских предприятий
машиностроения, обслуживающих нефтегазовый сектор, от конъюнктуры
рынков углеводородов. Происходит исчерпание потенциала
экспортно-сырьевой модели российской экономики, базирующейся на
форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта. Ответом на
данный вызов должна стать более широкая диверсификация
машиностроительных предприятий Пензенской области, ориентация на
другие сектора экономики, прежде всего агропромышленный комплекс.
Внутренние вызовы (региональные проблемы)
Первый вызов - демографический спад.
В Пензенской области продолжается естественное сокращение
численности населения. Помимо этого имеются предпосылки ухудшения
половозрастной структуры населения области - доля трудоспособного
населения в общей численности жителей снизится с 61,7 процента в 2007
году до 53 процентов к 2020 году, что приведет к сокращению числа
занятых в экономике примерно до 560 тыс. чел. (в 2008 году - 668,1
тыс. чел.). При существующих тенденциях в 2014-2017 годах можно
прогнозировать масштабный кризис кадров и опережающий рост заработной
платы.
Продолжаются стягивание населения в так называемый расселенческий
каркас (городские округа, населенные пункты) и депопуляция отдельных
сельских населенных пунктов.
Создаются риски:
- формирования на территории области зон с дефицитом трудовых
ресурсов; (В редакции Закона Пензенской области от 06.06.2012 г. N
2257-ЗПО)
- оттока трудоспособного населения;
- снижения бюджетной обеспеченности отдельных муниципальных
образований;
- необходимости повышения затрат на поддержание инженерных
инфраструктур на территориях, где "сворачиваются" поселения и
производство и т.п.
Проблема демографического спада носит общенациональный характер и
лежит в нескольких плоскостях:
во-первых, плохое общее здоровье нации (связано с особенностями
образа жизни и экологией мест проживания, что выражается в низкой
ожидаемой продолжительности жизни россиян и в уровне младенческой
смертности - 7,9 на 1000 родившихся (2008 год) при среднероссийском
показателе 8,5);
во-вторых, культурные аспекты развития общества - формирование
зрелого индустриального общества, характеризующегося низкой
рождаемостью и угасанием семейных ценностей;
в-третьих, экономическая, политическая и социальная
нестабильность 1990-х годов, усугубившая демографический спад. На
решение этой проблемы нацелены три из четырех реализуемых приоритетных
национальных проектов - образование, здравоохранение и доступное
жилье.
Возможно нарастание демографического спада в том случае, если не
будут созданы условия для повышения рождаемости представителями
"высокой" демографической волны конца 1970-х - середины 1980-х годов.
Решение вопроса закрепления населения в сельских территориях,
особенно высококлассных специалистов, возможно только за счет создания
сопоставимых с городскими условий труда и жизни. Наиболее оптимальным
является создание сельских территорий инновационного развития на базе
созданных социальных культурных центров в результате комплексной
реализации областных и федеральных программ. Результатом данных
мероприятий станет появление точек роста в сельской местности, которые
будут являться катализаторами развития близлежащих территорий.
Трансформация системы расселения будет сопровождаться
оптимизацией сложившейся системы социальной инфраструктуры (школы,
поликлиники, больницы, полиция и прочее). (В редакции Закона
Пензенской области от 28.03.2011 г. N 2058-ЗПО)
Второй вызов - ассиметричная структура занятости, дефицит
квалифицированных инженерных и рабочих кадров.
Население Пензенской области в 2008 году по предварительным
данным составляло 1379,8 тыс. чел., из которых около 63 процентов
составлял контингент трудоспособного населения (около 878,99 тыс.
чел.). Общее число занятых в экономике составляло 668,1 тыс. чел.
(т.е. менее 77 процентов от числа трудоспособного населения). Динамика
среднегодовой численности занятых по видам экономической деятельности
по Пензенской области представлена в таблице 3.
Таблица 3
Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности по Пензенской области
человек
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Всего по видам экономической деятельности | 676016 | 677054 | 680764 | 674058 | 674762 | 676244 | 678205 | 677347 |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 135121 | 136067 | 136416 | 131091 | 130103 | 129756 | 128950 | 127615 |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Рыболовство, рыбоводство | 885 | 788 | 1119 | 1238 | 1315 | 1777 | 1890 | 952 |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Добыча полезных ископаемых | 675 | 719 | 511 | 503 | 535 | 614 | 1019 | 629 |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Обрабатывающие производства | 154608 | 146725 | 138017 | 128268 | 125387 | 121669 | 116009 | 114228 |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Производство и распределение электроэнергии, газа | 18200 | 20079 | 19054 | 16659 | 16478 | 16152 | 16186 | 16247 |
| и воды | | | | | | | | |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Строительство | 39311 | 47887 | 51933 | 52103 | 53581 | 54224 | 55657 | 56587 |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Оптовая и розничная торговля; ремонт | 85393 | 86842 | 91480 | 91770 | 96609 | 100502 | 102931 | 103778 |
| автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых | | | | | | | | |
| изделий и предметов личного пользования | | | | | | | | |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Гостиницы и рестораны | 7050 | 7113 | 7157 | 7015 | 8881 | 9011 | 9892 | 9399 |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Транспорт и связь | 42434 | 42547 | 41168 | 41256 | 41777 | 42460 | 43608 | 43408 |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Финансовая деятельность | 6368 | 6032 | 4916 | 6365 | 7553 | 7858 | 6231 | 6754 |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Операции с недвижимым имуществом, аренда и | 31833 | 32159 | 33909 | 40748 | 31727 | 29176 | 29026 | 34497 |
| предоставление услуг | | | | | | | | |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Государственное управление и обеспечение военной | 26146 | 26067 | 26806 | 28109 | 31190 | 31797 | 31307 | 31884 |
| безопасности; обязательное социальное обеспечение | | | | | | | | |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Образование | 60524 | 59339 | 64142 | 66067 | 66267 | 66314 | 66846 | 65196 |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Здравоохранение и предоставление социальных | 45788 | 44518 | 45589 | 45412 | 45568 | 45672 | 46062 | 44850 |
| услуг | | | | | | | | |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
| Предоставление прочих коммунальных, социальных | 21681 | 20170 | 18547 | 17454 | 17791 | 19262 | 22591 | 21323 |
| и персональных услуг | | | | | | | | |
|———————————————————————————————————————————————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|————————|
В ближайшие 5-10 лет в экономике страны и Пензенской области
структура занятости и рынок труда будут меняться в силу следующих
факторов:
- модернизация базовых отраслей экономики, переход на
инновационные технологии;
- рост сектора услуг;
- развитие новых секторов экономики и социальной сферы.
При ограниченности ресурсно-сырьевого потенциала главным
стратегическим ресурсом устойчивого развития Пензенской области
становится интеллектуальный потенциал.
Адекватный ответ на этот вызов состоит в:
- развитии маркетинговой деятельности, включающей системные
исследование рынка труда и тенденций его развития, спроса на
образовательные услуги и приоритетных направлений подготовки
специалистов для нужд региона;
- переходе на инновационные методики обучения и подготовки
специалистов;
- реформировании сети профессионального образования в сторону
диверсификации образовательных услуг, предполагающей разнообразие и
вариативность образовательных программ, форм и моделей образования в
соответствии с изменяющимися образовательными потребностями региона и
возможностями обучающихся;
- развитии системы непрерывного образования, создании
инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
- профессиональной переподготовке высвобождающихся кадров, в
связи с чем система повышения квалификации и переподготовки кадров
должна быть существенным образом преобразована с обязательным
использованием механизмов деятельности автономных учреждений,
подушевого финансирования, финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений бюджетной сферы;
- обмене передовым опытом, тренингах, краткосрочных курсах;
- развитии региональной инфраструктуры рынка труда (привлечение в
регион кадровых агентств и создание информационной инфраструктуры).
Третий вызов - малоэффективные технологии базовых отраслей.
Пензенская область имеет промышленно-аграрный профиль. Ведущими
отраслями, обеспечивающими основной объем ВРП являются:
промышленность, сельское хозяйство, транспорт и торговля, на долю
которых приходится более 60 процентов произведенного ВРП.
К числу наиболее острых проблем в промышленном секторе, относятся
следующие:
- степень износа основных фондов по всем видам экономической
деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства,
производство и распределение электроэнергии, газа и воды) составляет
более 50 процентов;
- уровень использования мощностей и загрузка оборудования на ряде
промышленных предприятий остаются низкими;
- низкий темп технического перевооружения производств, обновления
оборудования и совершенствования технологических процессов;
- слабое внедрение инновационных разработок, вследствие
недостаточности доступных финансовых средств;
- медленный процесс реформирования предприятий;
- неэффективное управление;
- реструктуризация предприятий оборонной промышленности;
- слабое внедрение инновационных разработок.
Основными факторами, сдерживающими социально-экономическое
развитие агропромышленного комплекса, являются:
- изношенность материально-технической базы сельскохозяйственных
товаропроизводителей области;
- значительное опережение роста цен на материально-технические
ресурсы, особенно горюче-смазочные материалы, электроэнергию, а также
сельскохозяйственную технику, относительно динамики цен на
реализованную товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию;
- недостаточная действенность проведенных мероприятий по
обеспечению плодородия и сохранения почв, защиты растений от сорняков,
вредителей, болезней, а также по содействию реализации мер по охране
окружающей среды;
- дефицит квалифицированных кадров и их отток из-за низкого
уровня доходов в сельскохозяйственном производстве;
- недостаточная эффективность заготовительной системы,
находящаяся на стадии восстановления.
Четвертый вызов - инфраструктурные ограничения.
Для Пензенской области характерна высокая обеспеченность базовыми
инфраструктурами (сеть автодорог, железнодорожный транспорт, сети по
передаче и распределению электро- и теплоэнергии, воды,
телекоммуникационные сети и проч.). Область является нетто-импортером
электроэнергии и получает ее из Самарской области (т.е. отчасти из
объединенной энергетической системы Урала), что означает
распространение на регион общих для Российской Федерации проблем
дефицита генерирующих мощностей.
Риски, связанные с общим прогнозируемым дефицитом установленной
мощности в Российской Федерации, не могут быть решены на уровне
региона, тогда как ограничения по сетям должны находить решения. В
настоящее время уже сложилась ситуация, когда свободные мощности
сохраняются (и порой увеличиваются) в муниципальных районах Пензенской
области, переживающих упадок и не представляющих интереса для
инвесторов, тогда как наиболее привлекательные городские округа
(прежде всего г. Пенза) страдают от отсутствия свободных мощностей.
Существуют следующие инфраструктурные ограничения, которые могут
существенно повлиять на потенциал социально-экономического развития
региона:
- дефицит инфраструктуры в основных территориях роста (г. Пенза,
г. Кузнецк);
- избыток подключенной и неиспользуемой мощности в сельской
местности;
- высокий физический и моральный износ сетей электро- и
теплопередачи. Инфраструктура создавалась на основе технологических
решений 1950-70-х годов;
- несоответствие инфраструктуры внешнего транспорта передовым
стандартам;
- слабое внедрение инновационных энерго-, ресурсосберегающих
технологий;
- ограниченные мощности по очистке сточных вод.
Пятый вызов - бюджетные ограничения.
В долгосрочной перспективе повышается роль регионального бюджета
как инструмента решения важнейших стратегических экономических и
социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития
экономики. Усиливается роль эффективности и качества использования
бюджетных средств.
Бюджет Пензенской области имеет дотационный характер и социальную
направленность. Основными налоговыми статьями дохода
консолидированного бюджета области являются: налог на доходы
физических лиц (далее - НДФЛ), налог на прибыль, налоги на имущество,
акцизы и налоги на совокупный доход.
Пензенская область может столкнуться со следующими рисками для
регионального бюджета:
- усиление социальной нагрузки на бюджет в результате
ухудшающейся возрастной структуры населения, роста затрат на
социальное обеспечение;
- необходимость формировать наряду с "социальным" бюджетом так
называемый бюджет развития;
- высокая доля НДФЛ в структуре налоговых доходов.
3. Целевые ориентиры
Стратегическими целями развития Пензенской области являются
повышение темпов экономического роста до уровня среднероссийских, рост
доходов и качества жизни населения области.
Для достижения стратегических целей предполагается развернуть
следующие стратегические направления:
- повышение благосостояния жителей региона;
- развитие человеческого потенциала;
- опережающее развитие экономики на основе инновационных
подходов;
- развитие институтов гражданского общества и обеспечение
социального согласия.
3.1. Повышение благосостояния жителей региона
Уровень доходов и качество жизни населения региона к 2021 году
достигнет показателей, характерных для развитых субъектов Российской
Федерации. Это означает рост уровня доходов, достижение высоких
стандартов личной безопасности, доступность высококачественных услуг
образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности
жильем, доступ к культурным благам и высокий уровень экологической
безопасности.
Рост реальных доходов населения к 2021 году при инновационном
сценарии развития составит 2,8 раза, а при инерционном - 2,2 раза (по
сравнению с 2006 годом). (В редакции Закона Пензенской области от
06.06.2012 г. N 2257-ЗПО)
Возрастет уровень образовательных и профессиональных компетенций
жителей области, повысится качество и доступность образовательных и
медицинских услуг, население будет ориентировано на ведение здорового
образа жизни.
Сократится уровень заболеваемости, возрастет продолжительность
жизни.
Повысится средний уровень обеспеченности жильем.
Улучшится экологическая обстановка в области.
Улучшится криминогенная обстановка.
3.2. Развитие человеческого потенциала
Человеческий потенциал включает уровень образования,
квалификации, здоровье, энергию и мотивацию, которые могут быть
использованы в целях производства материальных и духовных благ,
свободного развития и самореализации человека.
Развитие человеческого потенциала предусматривает:
- рост кадрового потенциала, повышение конкурентоспособности
региональной рабочей силы через адаптацию системы образования к
меняющимся социально-экономическим условиям, особенно в части
перспективного спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе;
- формирование социально-экономической среды, обладающей
долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить
опережающий рост качества жизни населения и устойчивое расширенное
воспроизводство, укрепление конкурентоспособности и безопасности
региона.
Это стратегическое направление охватывает цели и приоритеты
региональной демографической политики, политики модернизации
здравоохранения и образования, развития культуры, физкультуры и
спорта, формирования эффективных региональных рынков труда и жилья,
сферы социальной политики.
3.3. Опережающее развитие экономики на основе инновационных подходов
В рамках реализации государственных программ Пензенской области
предполагается: (В редакции Закона Пензенской области от 18.10.2013 г.
N 2445-ЗПО)
- обеспечение высокой динамики роста в базовых секторах экономики
и расширение их спектра за счет развития индустрии строительных
материалов и комплекса глубокой переработки древесины;
- создание долгосрочных конкурентных преимуществ за счет
экономики знаний и формирования условий для появления новых
инновационных технологий и предприятий (включая малые);
- развитие потенциала территории, развитого и емкого внутреннего
рынка, транспортной сети и другой инфраструктуры.
3.4. Развитие институтов гражданского общества и обеспечение
социального согласия
Развитие гражданского общества будет основано на развитии
принципа субсидарности, т.е. взаимном доверии и ответственности
структур власти, общества и бизнеса. Снизится социальная напряженность
в обществе.
Это будет достигнуто за счет:
- последовательного следования принципу равенства, понимаемого
как равенство возможностей для всех членов общества;
- повышения эффективности социально-экономического и
гражданско-правового развития, создания социально-экономических,
правовых и организационных условий, способствующих свободному развитию
и самореализации каждого человека;
- стимулирования экономически, социально и политически активного
гражданина, изменения мотивации к труду и преодоления социального и
политического иждивенчества через создание условий для развития
человеческого потенциала;
- формирования механизмов предоставления качественных социальных
услуг, в том числе путем: поддержки общественных инициатив,
способствующих реализации населением возможностей самостоятельно
обеспечивать свое благосостояние; увеличения их функционального и
организационного разнообразия; расширения набора платных услуг
высокого качества;
- повышения уровня защиты социально незащищенных граждан,
находящихся в трудной жизненной ситуации, которая объективно нарушает
их жизнедеятельность и которую они не могут преодолеть самостоятельно;
- обеспечения безопасности, то есть создания системы гарантий
защиты жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан.
Правительство области будет реализовывать политику,
ориентированную на развитие демократических институтов, расширение
свободы предпринимательства, обеспечение эффективного государственного
управления, поддержание социальной справедливости.
Будет создана единая система правового просвещения и образования
всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения,
учитывающая интересы всех граждан, проживающих на территории области.
Это будет реализовано за счет формирования условий для возможности
граждан ориентироваться в основных вопросах права, за счет повышения
активности и заинтересованности граждан в получении правовых знаний,
навыков.
4. Основные направления перехода к инновационному типу
развития
4.1. Основные направления
Пензенская область не обладает стратегическими сырьевыми
ресурсами, которые бы обеспечили относительно высокий уровень и
динамику социально-экономического развития.
Эта группа ресурсов относится к так называемому "старому
портфелю", к которому также следует отнести земельные ресурсы,
трудовые ресурсы с квалификациями, характерными для индустриальной
экономики, и унаследованные основные фонды.
В части последних Пензенская область обладает следующими
ключевыми ресурсами, которые могут быть эффективно задействованы для
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|