Расширенный поиск
Закон Пензенской области от 06.06.2012 № 2257-ЗПОЗАКОН Пензенской области О внесении изменений в Закон Пензенской области "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)" Принят Законодательным Собранием Пензенской области 30 мая 2012 года Статья 1 Внести в Стратегию социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), утвержденную Законом Пензенской области от 4 сентября 2007 года N 1367-ЗПО (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2007, N 42 часть 2; 2009, N 16 часть 3; 2011, N 33, N 36 часть 1), следующие изменения: 1) в разделе "Введение" после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания: "Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 165-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года")."; 2) в разделе 1: а) таблицу 2 изложить в следующей редакции: "Таблица 2 Динамика основных показателей социально-экономического развития Пензенской области (2000-2008 годы) |————————————————————|—————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————|———————————| | Показатель | Ед. изм. | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |————————————————————|—————————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|——————————|———————————|———————————| ВРП % к пред. 106,2 105,3 101,9 104,8 105,7 100,7 108,0 116,2 107,7 году млн. руб. 25 218,7 33 262,6 41 623,4 48 111,5 59 711,7 74 362,7 88 804,8 119 104,0 147 853,2 место в РФ 52 50 50 53 51 51 52 49 49 Промышленное % к пред. 101,8 106,6 100,3 117,4 105,2 105,9 115,0 106,4 110,2 производство году млн. руб. 17 894,7 22 226,0 24 717,7 29 438,9 36 516,4 47 693,1 56 936,7 69 016,5 86 425,3 место в РФ -* 52 53 53 51 Сельское хозяйство % к пред. 102,7 107,1 102,8 106,9 106,3 99,4 108,2 104,4 112,3 году млн. руб. 7 642,3 10 032,3 11 546,1 11 493,7 14 331,4 15 715,7 17 876,6 22 275,8 29 505,8 место в РФ 40 37 32 36 32 32 31 30 28 Инвестиции % к пред. 113,8 130,2 98,4 110,9 113,2 122,7 143,4 143,4 97,4 году млн. руб. 3 951,1 6 107,3 6 819,7 8 618,6 11 166,2 15 689,0 25 459,1 44 023,2 52 632,2 место в РФ 57 53 54 57 55 51 44 41 45 Доходы населения % к пред. 134,6 135,5 130,0 124,4 123,7 128,2 129,0 141,4 127,1 году руб. в мес. 1 259,9 1 708,3 2 221,4 2 764,9 3 421,0 4 385,9 5 658,9 8 002,4 10 172,9 место в РФ 66 63 66 68 66 67 68 54 57 Объем услуг % к пред. 116,9 110,5 101,6 109,7 108,7 106,2 104,6 103,0 105,4 году млн. руб. 2 941,0 4 440,6 5 743,2 7 833,2 10 097,5 13 032,6 16 099,6 19 517,7 23 627,0 место в РФ 45 41 44 43 46 45 45 47 49 Доходы бюджета % к пред. 163,6 148,6 119,5 121,7 114,0 139,1 141,1 120,9 году млн. руб. 3 518,4 5 757,8 8 557,9 10 230,7 12 454,4 14 200,8 19 758,0 27 879,6 33 706,1 место в РФ 61 55 50 52 52 53 49 48 54 * В связи с переходом в 2004 году классификатора ОКОНХ на ОКВЭД данные в сопоставимой оценке Госкомстатом РФ не пересчитывались."; 3) абзац пятый подраздела "Внутренние вызовы (региональные проблемы)" раздела 2 изложить в следующей редакции: "- формирования на территории области зон с дефицитом трудовых ресурсов;"; 4) в абзаце втором пункта 3.1 раздела 3: первое предложение исключить; цифры "3,2" заменить цифрами "2,8", цифры "2,3" заменить цифрами "2,2"; 5) в разделе 4: а) пункт 4.1 изложить в следующей редакции: "4.1. Основные направления Пензенская область не обладает стратегическими сырьевыми ресурсами, которые бы обеспечили относительно высокий уровень и динамику социально-экономического развития. Эта группа ресурсов относится к так называемому "старому портфелю", к которому также следует отнести земельные ресурсы, трудовые ресурсы с квалификациями, характерными для индустриальной экономики, и унаследованные основные фонды. В части последних Пензенская область обладает следующими ключевыми ресурсами, которые могут быть эффективно задействованы для реализации стратегии: - земли сельскохозяйственного назначения; - трудовые ресурсы; - лесные ресурсы; - сырье для промышленности строительных материалов. По мере исчерпания традиционных ресурсов на первый план выходят так называемые ресурсы "нового портфеля" - инновационные технологии и знания, современные ключевые компетенции и креативность, емкие и динамичные рынки, транспортная и телекоммуникационная инфраструктуры и прочее. Именно эти ресурсы способны обеспечить динамичное социально-экономическое развитие и вхождение территории в глобальную экономику, определить ее место и повысить роль в создании валового национального продукта. В Пензенской области сложился научно-исследовательский, кадровый, образовательный и производственный потенциал для развития инновационных технологий. На территории Пензенской области находятся 6 крупных отраслевых научно-исследовательских институтов. Учеными крупных отраслевых научно-исследовательских институтов области реализуются проекты в области вычислительной и измерительной техники, автоматики, микроэлектроники, аппаратуры связи, лазерной техники, ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области атомной энергетики, авиастроения, космической и других отраслях науки. Переход к инновационному развитию требует реализации комплексных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям. Первое направление - повышение благосостояния жителей региона и развитие человеческого потенциала: - преодоление сложившихся негативных демографических тенденций, создание условий для роста численности населения, повышение уровня и качества жизни; - повышение производительности труда и качества рабочей силы и, как следствие, рост заработной платы; - создание эффективных механизмов конкуренции на региональном рынке труда; - обеспечение доступности качественных услуг образования, здравоохранения и культуры; - обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды обитания и эффективного жилищно-коммунального хозяйства; - сохранение и умножение культурных и духовных ценностей народов, проживающих на территории Пензенской области; - улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека; - снижение уровня преступности; - формирование высокой профессиональной культуры, мотивации к трудовой и предпринимательской деятельности; - формирование высокой правовой культуры и гражданского самосознания. Второе направление - создание инновационной инфраструктуры и институциональной среды, стимулирующей развитие инновационной деятельности и привлечение инвестиций в экономику региона: - поддержка образования новых видов бизнеса, в том числе малого, и компаний, основывающихся на инновациях путем предоставления им налоговых и неналоговых льгот; - защита прав собственности, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков; - реализация перспективных инвестиционных проектов региона на принципах государственно-частного партнерства. Третье направление - структурная перестройка экономики на основе инновационного технологического развития: - повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям; - создание региональной инновационной системы, основанной на интеграции системы научных исследований и разработок и бизнес-среды; - формирование центров региональной конкурентоспособности в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и "экономику знаний"; - внедрение готовых передовых технологий и разработок за счет приобретения лицензий у ведущих фирм-разработчиков с целью ускорения развития инновационной деятельности и опережающего развития экономики региона; - содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики региона с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Четвертое направление - закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах: - модернизация действующих промышленных предприятий на основе государственно-частного партнерства, согласованных действий властей и бизнеса в развитии действующих промышленных зон и общих инженерных инфраструктур. Будет повышена инвестиционная привлекательность традиционных мест размещения промышленных предприятий для внешних и местных инвесторов. Также будут определены территории, используемые в настоящее время неэффективно и подлежащие рекультивации и новому освоению с возможным изменением функционального назначения; - развитие региональной кластерной инициативы, что предполагает изучение перспектив и механизмов формирования территориально-отраслевых кластеров в машиностроении, приборостроении, пищевой промышленности и агропромышленном комплексе, а также их расширения за счет привлечения внешних игроков; выявление внутриотраслевых и межотраслевых производственно-хозяйственных связей между основными участниками территориально-отраслевых кластеров с целью определения направлений их кооперации и за счет этого повышение конкурентоспособности всех участников кластера; создание и реализацию общекластерных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства; - расширение состава базовых отраслей за счет рационального, эффективного освоения природно-ресурсного потенциала; - реализация аграрного потенциала в части развития производства экологически чистых продуктов, углубленной переработки сельскохозяйственной продукции, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства и растениеводства; - создание сети агропромышленных кооперативов; - формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала региона; - расширение участия предприятий и организаций области в реализации национальных проектов, федеральных целевых программ, межрегиональных проектов. Пятое направление - переход к новой модели пространственного развития региональной экономики: - формирование "точек роста" социально-экономического развития, опирающихся на перспективное развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, размещение новых производств, создание сети территориально-отраслевых кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, повышающих экспортный потенциал промышленности региона; - сокращение различий в уровне и качестве жизни на территории области; - повышение эффективности управления на региональном и муниципальном уровнях, повышение комплексности и сбалансированности обязательств регионального и муниципального уровней власти и их финансовых возможностей."; б) в пункте 4.2: абзац седьмой после слова "инновации" дополнить словами ", в том числе с увеличением доли частных инвестиций"; дополнить абзацем следующего содержания: "Формирование региональной инновационной системы позволит создать непрерывный инновационный цикл от исследований до коммерциализации для создаваемых и растущих компаний, облегчить выход инновационной продукции на региональные и международные рынки."; 6) в разделе 5: а) пункт 5.3 изложить в следующей редакции: "5.3. Физическая культура и спорт Цель региональной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий для ведения здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом гражданами, в том числе развитие спортивной инфраструктуры, достижение высоких результатов пензенских спортсменов. Реализация этой цели будет осуществляться по следующим направлениям. Первое направление - развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, в том числе: - развитие сети и эффективное использование спортивных сооружений для массового занятия физической культурой и спортом; - развитие детских спортивных школ, секций и спортивных клубов; - укрепление материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений образования, физической культуры и спорта; - пропаганда здорового образа жизни, повышение интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом; - внедрение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения в образовательные учреждения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса; - развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований; - вовлечение большего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в систематические занятия физической культурой и спортом. Второе направление - достижение высоких спортивных результатов на российских и международных соревнованиях за счет: - создания условий для развития системы подготовки спортивного резерва, педагогических кадров в сфере спорта; - отбора и поддержки талантливых спортсменов; - стимулирования тренерско-преподавательского состава, внедрения новых технологий организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Реализация указанных направлений ориентирована на достижение следующих результатов: - увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся, в период 2010-2013 годов до 33,6 процента; в 2014-2021 годах - до 40,0 процентов; - увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности в период 2010-2013 годов до 36,0 процентов; в 2014-2021 годах - до 50,0 процентов; - увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в организованных формах, в период 2010-2013 годов до 7,8 процента; в 2014-2021 годах -до 20,0 процентов; - увеличение количества медалей, завоеванных на всероссийских и международных соревнованиях, в период 2010-2013 годов до 477 шт., 2014-2021 годах - до 517 шт."; б) пункт 5.4 изложить в следующей редакции: "5.4. Образование Цель региональной образовательной политики - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина Пензенской области. Реализация ее возможна в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая нацелена не только на передачу знаний и технологий, но и на формирование творческих компетенций, навыков непрерывного образования, на опережающее развитие учащихся, на усиление воспитательного потенциала школы, на создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие учительского потенциала, тесное взаимодействие с семьей. В основе модернизации системы образования лежат принципы, нашедшие отражение в приоритетном национальном проекте "Образование": - открытость образования к внешним запросам; - применение проектных методов; - конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике; - целевой характер ресурсной поддержки; - обновление организационно-экономических механизмов. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих приоритетных задач. Первая - обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения, включая: - строительство новых дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ), реконструкцию существующих зданий под ДОУ; возвращение в систему переданных ранее зданий детских садов, открытие дополнительных дошкольных групп на базе функционирующих ДОУ и в общеобразовательных учреждениях; - укрепление материально-технической базы учреждений системы дошкольного образования; - внедрение в жизнь новых организационно-правовых форм дошкольного образования; - стимулирование развития частных дошкольных организаций; - оптимизацию сети общеобразовательных учреждений, позволяющую предоставлять качественные образовательные услуги; - оптимизацию сети учреждений начального и среднего профессионального образования, предусматривающую внедрение уровневых программ, переход на модульно-накопительную систему с целью предоставления учащимся возможности самостоятельно определять свою образовательную траекторию; - расширение возможности получения государственного (муниципального) задания (заказа) на реализацию основных образовательных программ по конкурсу, в том числе негосударственными организациями; - создание в каждом образовательном учреждении адаптивной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; - создание системы выявления и поддержки, общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей и молодежи; - устойчивое развитие инфраструктуры системы дополнительного образования детей, ориентированной на потребности региональной экономики и на формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности; - создание региональных ресурсных центров профессионального образования; - создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся. Вторая - обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, включая: - обновление содержания и технологий образования, соблюдающих баланс фундаментальности и компетентностного подхода; - создание инновационной инфраструктуры в сфере образования, формирование условий для ее активного развития, для расширения проектной деятельности образовательных учреждений, содействие в организации опытно-экспериментальных и научно-исследовательских разработок для участия в конкурсах инновационных проектов; - развитие сети учреждений, обеспечивающих реализацию стандартов нового поколения, в том числе формирование "школ ступеней", расширение дополнительных образовательных программ, создание на старшей ступени возможностей одновременно с освоением программ общего образования получить элементы профессионального образования; - развитие вариативности образовательных программ, предполагающих как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся; соблюдение соотношения частей образовательных программ; развитие форм внеаудиторной занятости учащихся и студентов; - укрепление международных связей региональной системы образования, участие в международных образовательных проектах. Третья - создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, включая: - формирование кластера поставщиков образовательных услуг с прозрачной для рынка труда системой квалификаций; - создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования; - создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; - собственную образовательную деятельность граждан в богатой культурно-образовательной среде, создание которой будет происходить как через традиционные музеи и библиотеки, так и посредством активного формирования образовательных интернет-ресурсов, через использование радио, телевидения и иных средств массовой информации; - оптимизацию структуры коллективов образовательных учреждений и внедрение практики сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей педагогов, направленной на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку; - развитие практики привлечения в образовательные учреждения учителей, имеющих базовое непедагогическое образование, прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий в процессе консультационной поддержки вузов и Пензенского института развития образования; - использование современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Четвертая - усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, включая: - профилактику безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений как необходимую естественную составляющую деятельности образовательного учреждения; - активный поиск и использование лучших моделей воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования детей и в общеобразовательных учреждениях; - ведущие направления воспитательной работы: патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, развитие лидерских качеств, стремление к общественно полезной деятельности, инновационным формам работы в общественном секторе, организация работы по повышению речевой культуры населения области, воспитание милосердия; - создание в образовательных учреждениях системы массовой физкультурно-оздоровительной работы, приобщающей учащихся и воспитанников к здоровому образу жизни; внедрение новых физкультурно-оздоровительных технологий и методик адаптивной физкультуры; - реализацию комплекса профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование здорового образа жизни населения Пензенской области; - тесное взаимодействие образовательных учреждений с семьями обучающихся и воспитанников, превращение образовательного учреждения в центры досуга, которые будут открыты в будние и воскресные дни и станут привлекательным местом семейного отдыха; - обновление современной инфраструктуры образовательных учреждений, совершенствование системы организации питания учащихся. Пятая - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая: - создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; - создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; - обеспечение участия потребителей образовательных услуг и общественных институтов в контроле и оценке качества образования. Шестая - развитие организационно-правовых механизмов управления образованием и усиление государственной и общественной поддержки системы образования, включая: - участие общественности в управлении и контроле качества образования на уровне учреждений, а также на муниципальном и региональном уровнях (наблюдательные, попечительские и управляющие советы); - обеспечение потребителей образовательных услуг и общественности регулярной информацией о деятельности учебных заведений, включая размещение такой информации на собственных сайтах, а именно: образовательные программы и оценка их реализации, персональный состав преподавателей и их квалификация, бюджет учреждения, материально-техническая база, включая наличие библиотек, клубов, общежитий, спортивных сооружений, столовых; - развитие системы общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития образования; - введение в органы управления учебных заведений начального и среднего профессионального образования представителей профессионального сообщества. Седьмая - обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, включая: - введение в действие новой системы оплаты труда, обеспечивающей повышение качества работы, гибкую систему стимулирования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, выводящую ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике; - внедрение механизмов нормативного подушевого финансирования. Реализация указанных задач и направлений ориентирована на достижение следующих целевых ориентиров развития региональной системы образования: к 2013 году: - развитие новых принципов финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования; перевод учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки); - доведение среднемесячной заработной платы учителей до уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, занятых в сфере экономики региона; - создание и функционирование центров поддержки семейного воспитания на базе дошкольных и других образовательных учреждений; - создание и нормативное закрепление системы инклюзивного образования; расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях; - организация деятельности заочных и очно-заочных школ для старших школьников, обеспечивающих доступность качественного образования для детей, независимо от места проживания; развитие очно-заочных форм получения дополнительного образования детей; создание региональных моделей дистанционного обучения; - внедрение модульно-накопительной системы повышения квалификации и сохранение кадрового потенциала образовательной сети Пензенской области; - внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов; создание на базе 100 предприятий рабочих мест, обеспечивающих прохождение практики учащимися; - формирование перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования, имеющих приоритетное значение для социально-экономического развития Пензенской области и соответствующих потребностям регионального рынка труда и запросам личности; - создание системы независимой общественно-профессиональной экспертизы качества образования, региональной системы оценки качества образования; - создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений; - создание во всех образовательных учреждениях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов); - создание регионального электронного банка образовательной статистики, обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (школы, муниципальные органы управления образованием, учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, родители, учащиеся, учителя и т.д.); к 2021 году: - внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля их деятельности; - обеспечение прозрачности системы образования для потенциальных инвесторов; повышение доли внебюджетных средств в общем объеме финансирования учреждений профессионального образования регионального подчинения (не менее чем в два раза к уровню 2008 г.); - дальнейшее укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, рост инвестиций в модернизацию основных фондов; - развитие сети учреждений инклюзивного образования; предоставление возможности детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, обучаться в неспециализированных образовательных учреждениях, обеспечение их последующей социализации; - повышение конкурентоспособности профессионального образования; создание современной системы непрерывного образования, подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в соответствии с требованиями инновационного развития экономики; - внедрение методик дистанционного обучения в образовательных учреждениях; - создание действенной системы профилактики правонарушений среди подростков и молодежи; - создание необходимых медико-психолого-педагогических условий для организации здорового образа жизни всех субъектов воспитательного пространства; - создание региональной системы мониторинга качества образования, направленной на повышение эффективности управления образовательным процессом."; в) в абзаце тридцать пятом пункта 5.6 цифры "6,0" заменить цифрами "5,2"; г) пункт 5.7 изложить в следующей редакции: "5.7. Повышение доступности жилья Целью региональной жилищной политики является обеспечение доступности качественного жилья для всех категорий граждан в соответствии с потребностями населения. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач. Первая задача - формирование условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения, в том числе: - формирование земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией, инженерной и коммуникационной инфраструктурой; - вовлечение в жилищное строительство неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земель; - развитие строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением новых технологий, преимущественно на основе использования местного сырья; - развитие конкурентного рынка жилищного строительства; - осуществление государственного надзора в рамках полномочий, определенных действующим законодательством Российской Федерации, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора; - содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства; - поддержка производства местных строительных материалов, изделий и конструкций; - содействие реализации проектов комплексного освоения и застройки территорий; - стимулирование малоэтажной застройки. Вторая задача - создание условий для повышения спроса на жилье для всех категорий населения и обеспечения его доступности, в том числе: - повышение доступности ипотечных кредитов для населения, снижение рисков кредитования для всех участников рынка жилья; - развитие механизмов системы социального найма жилья; - развитие специализированного государственного и муниципального жилищного фонда; - развитие и совершенствование механизмов поддержки населения для приобретения собственного (частного) жилья; - совершенствование механизмов предоставления жилых площадей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Третья задача - увеличение объема жилищного фонда и создание комфортной городской среды и среды сельских поселений, в том числе: - рост объемов жилищного строительства; - сокращение в жилищном фонде доли ветхого и аварийного жилья; - создание условий для организации товариществ собственников жилья; - развитие конкуренции в управлении и обслуживании жилищного фонда путем привлечения субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру; - внедрение ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве; - проведение гибкой тарифной политики в области жилищно-коммунального хозяйства; - создание комфортных условий проживания (развитие городского транспорта, парковых зон, развитие транспортной инфраструктуры и обеспечение доступности сельских жителей к объектам социально-культурной сферы, торговли и др.). Реализация стратегических направлений в области жилищной политики к 2021 году позволит добиться качественно нового уровня жилищно-коммунальной сферы в соответствии с передовыми стандартами, которая характеризуется следующими целевыми ориентирами: - увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье, до 60 процентов; - отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня; - приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности, экологии, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.); - достижение средней обеспеченности жильем (25-27 кв.м общей площади на человека в 2015 году и 28-35 кв.м - к 2021 году). Целевые индикаторы повышения доступности жилья: к 2012 году: - завершение разработки и принятие документов территориального планирования, правил землепользования и застройки; - увеличение объема ввода жилья до 671 тыс. кв.м; - завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу на 1 января 2007 года; - завершение выполнения обязательств по предоставлению государственных жилищных сертификатов гражданам, уволенным с военной службы, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года; - отработка организационно-правовых механизмов реализации проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства; - завершение паспортизации жилого фонда и объектов коммунальной инфраструктуры; - формирование в городах с населением свыше 100 тыс. человек конкурентного профессионального рынка услуг по управлению жилой недвижимостью, осуществляемому частными организациями; - введение местного налога на недвижимость в жилищной сфере; к 2021 году: - достижение ввода жилья по 1 кв.м на жителя Пензенской области на базе комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий в целях жилищного строительства на основе утвержденной градостроительной документации; - широкое внедрение кредитно-финансовых механизмов жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства; - функционирование всех форм использования жилищного фонда (приобретение собственного жилья, наем жилья социального использования, наем частного жилья, некоммерческий наем, приобретение домов жилищно-строительных и жилищных кооперативов и т.д.); - завершение выполнения обязательств по обеспечению жильем лиц, вставших на учет до 1 марта 2005 года, в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма; - функционирование при поддержке государства кредитно-финансовых механизмов проведения капитального ремонта и реконструкции многоквартирных домов, в том числе на базе институтов частно-государственного партнерства."; 7) в разделе 7: а) после абзаца двадцать второго дополнить абзацами следующего содержания: "- формирование стекольного кластера; - реализация программ поддержки моногородов на территории Пензенской области."; б) пункт 7.1 изложить в следующей редакции: "7.1. Развитие промышленного потенциала К базовым отраслям промышленности относятся машиностроение и приборостроение, химическая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая, легкая и текстильная промышленность, промышленность стройматериалов, электроэнергетика. Стратегической целью региональной промышленной политики является повышение конкурентоспособности базовых отраслей промышленности на основе модернизации основных фондов и внедрения инновационных технологий. Для достижения стратегической цели ставятся следующие задачи: 1. Техническое перевооружение, расширение и обновление производственного и научно-технического ядра в промышленности как базы расширенного воспроизводства, снижение коэффициента износа основных производственных фондов в целом по крупным и средним предприятиям. 2. Развитие перспективного технологического уклада в промышленности. Внедрение автоматизированных линий и технологий, станков и механизмов, систем автоматизированного проектирования, технологической подготовки производства и инженерного анализа, средств календарного планирования, планирования производственных ресурсов, учета хода производства, средств управления данными о продукте и других. 3. Ежегодное увеличение числа промышленных предприятий, сертифицировавших производство, внедривших и сертифицировавших системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 как средства повышения конкурентоспособности. 4. Совершенствование на территории области информационной системы по вопросам качества, стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей. 5. Ежегодное увеличение инвестиций в основной капитал промышленных предприятий области. Реализация инвестиционных проектов и программ, повышение инвестиционной привлекательности региона. 6. Расширение взаимовыгодных отношений промышленных предприятий со стратегическими партнерами, привлечение их к участию в федеральных и областных программах. 7. Развитие внутриобластного, межрегионального и международного сотрудничества промышленных предприятий региона с целью максимального использования существующих мощностей и расширения кооперационных связей. 8. Развитие инфраструктуры промышленности, увеличение выпуска научной и научно-технической продукции, расширение видов деятельности, создание дополнительных рабочих мест. 9. Рост кадрового потенциала, качества подготовки, переподготовки, повышения квалификации, аттестации персонала. 10. Создание условий для развития малого и среднего бизнеса на незадействованных площадях промышленных предприятий области, ориентированных на разработку и производство импортозамещающей продукции. 11. Внедрение энергосберегающих технологий. 12. Создание завершенных сборочных производств с высокой добавленной стоимостью на территории региона для обеспечения прироста объемов производства и повышения производительности труда. Задачи в области промышленной политики будут реализованы по следующим направлениям: - изменение профильной структуры промышленности в направлении углубления переработки и повышения качества конечного продукта; - расширение товарной номенклатуры промышленного производства с использованием инновационных разработок; - реализация комплекса мер по обновлению производственного потенциала, развитию производственной инфраструктуры и обеспечению технологической безопасности; - формирование кластерной политики, создание индустриальных зон, промышленных парков, территорий опережающего развития и т.п.; - расширение рынков сбыта и поиск потенциальных партнеров; - повышение уровня менеджмента внутри предприятий; - развитие региональной инфраструктуры инновационной деятельности, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков и инновационно-промышленных комплексов, способствующих появлению инноваций и продвижению их в производство; - формирование инновационного потенциала на базе научно-исследовательских институтов, университетов, проектных и проектно-технологических организаций, малых инновационных предприятий; - создание условий развития в области изобретательства и рационализаторства, поддержка патентования изобретений, формирование рынка интеллектуальной собственности; - сокращение бюрократических процедур по принятию инвестиционных решений; - развитие лизинга технологий и оборудования; - развитие венчурного инвестирования; - активная кадровая политика, направленная на развитие системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих ведущих профессий, формирование профессионального состава специалистов, высокоэффективных управленцев; создание на предприятиях необходимых социально-экономических условий для притока молодых специалистов."; в) в пункте 7.3 абзац двадцать седьмой признать утратившим силу; г) в пункте 7.4: в подпункте 7.4.2: в абзаце первом цифры "138,24" заменить цифрами "147,39", цифры "256,2" заменить цифрами "262,9", цифры "31" заменить цифрами "28,6", цифры "154,1" заменить цифрами "155,7", цифры "19" заменить цифрами "17,0", цифры "420,1" заменить цифрами "499,9", цифры "50" заменить цифрами "54,4", цифры "481,5" заменить цифрами "482,7"; в абзаце втором цифры "1 148,5" заменить цифрами "1 151,8"; в абзаце четвертом слово "природных" заменить словом "лесных"; абзац восьмой признать утратившим силу; в подпункте 7.4.3: абзац пятый изложить в следующей редакции: "Количество гидротехнических сооружений Пензенской области, период эксплуатации которых более 50 лет, составляет 47% от общего количества сооружений."; в абзаце шестом цифры "18" заменить цифрами "20"; д) в абзаце тридцать восьмом пункта 7.5 цифры "642,3" заменить цифрами "520,0"; 8) в разделе 10: а) абзац второй признать утратившим силу; б) таблицу пункта 10.1 изложить в следующей редакции: "Таблица 4 Сценарии инновационного развития |—————————————————————————|———————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————| | Факторы | Инерционный (пессимистичный) | Активный (оптимистичный) | |—————————————————————————|———————————————————————————————————————————|—————————————————————————————————————————————————————————————————| Внешние - снижение цен на углеводороды и другие - рост цен на углеводороды и другие минерально-сырьевые минерально-сырьевые ресурсы; ресурсы; - сокращение и приостановка - увеличение доходов крупных корпораций, федерального бюджета; инвестиционных государственных и - возобновление инвестиционных проектов и рост объемов муниципальных программ инвестиций с использованием механизмов государственных программ, ФЦП, ФАИП, Инвестиционного фонда, Российского Банка развития и др. Внутренние - опора на имеющийся производственный, - модернизация и техническое перевооружение базовых секторов природный и кадровый потенциал; экономики; - сохранение существующей структуры - развитие кадрового потенциала, формирование экономики; научно-образовательного комплекса; - высокая социальная нагрузка на бюджет - диверсификация региональной экономики за счет создания новых области при отсутствии реального роста высокотехнологичных производств, базирующихся на бюджета развития; использовании инновационных достижений; - пассивная политика исполнительных - освоение и эффективное использование природных ресурсов; органов государственной и муниципальной - благоприятные условия для привлечения инвестиций; власти - рост бюджета развития при реализации активной социальной политики; - эффективное управление на региональном и муниципальном уровнях Конкурентоспособности Доступные естественные факторы: - инновационная инфраструктура; - экономико-географическое положение; - научно-образовательный комплекс; - природные ресурсы; - использование высоких технологий в промышленном - кадровый потенциал; производстве, агропромышленном комплексе; - традиционные отрасли с накопленным - благоприятный инвестиционный климат и бизнес-среда; потенциалом и сформировавшейся - формирование отраслевых и территориальных центров рыночной позицией экономического роста; - рост качества продукции региональных товаропроизводителей Экономико- - "ручной" режим управления экономикой; - совершенствование менеджмента на предприятиях региона; организационные - традиционные механизмы управления по - вхождение пензенских предприятий в крупные промышленные основным видам экономической холдинги; деятельности; - территориальный маркетинг, - упрощенная структура базовых секторов; - ориентация на внешние рынки; - целевой поиск инвесторов - рекрутинг новых производств; - кластеризация производства и создание технопарков в сфере высоких технологий (в том числе, медицинских, приборостроения, новых материалов) Демографические - снижение естественного прироста - замедление темпов снижения естественного прироста населения; населения; - ускорение темпов роста продолжительности жизни - усиление процессов урбанизации; - старение населения области; - медленные темпы роста продолжительности жизни Занятости и рынка труда - традиционные методы регулирования - формирование конкурентной среды на региональном рынке труда; рынка труда; - привлечение квалифицированной рабочей силы из ближнего - миграционный отток трудоспособного зарубежья; населения с лучшими квалификациями; - использование иностранной рабочей силы; - привлечение дешевой иностранной - создание новых инструментов стимулирования эффективной рабочей силы; занятости; - незначительный уровень безработицы - обновление рынка труда за счет появления на нем носителей новых компетенций; - обеспечение социальных гарантий со стороны работодателей и государства Пространственной - сохранение сложившейся - развитие областного центра (г. Пензы) и повышение его организации пространственной, производственной и межрегионального культурно-делового статуса; расселенческой структуры; - выравнивание уровней экономического и социального развития - дифференциация в уровне экономического муниципальных образований; и социального развития между - формирование оптимальной структуры расселения на основе территориями муниципальных эффективной занятости и новых пропорций региональной образований; экономики; - оптимизация сложившейся - развитие базовых инфраструктур с использованием инновационных производственной и социальной технологий инфраструктуры Бюджетной - дотационный характер бюджета области; - рост налоговой базы и сокращение уровня дотационности бюджета обеспеченности - рост нагрузки на бюджет в силу области; необходимости обеспечения - рост эффективности бюджетных расходов за счет использования увеличивающихся социальных расходов; БОР и программно-целевого подхода в расходовании средств - ограниченные возможности бюджета бюджета; развития - совершенствование межбюджетных отношений; - увеличение доли расходов на бюджет развития Государственного и - оптимизация структуры управления на - совершенствование структуры и методов управления на муниципального региональном и муниципальном региональном и муниципальном уровне; управления уровнях; - внедрение механизмов аутсорсинга; - использование действующих систем - использование оценки эффективности результатов деятельности оценки эффективности и исполнительных органов государственной и муниципальной власти стимулирования труда государственных при формировании консолидированного бюджета области и и муниципальных служащих; стимулировании труда государственных и муниципальных - внедрение регламентов оказания служащих; государственных и муниципальных - формирование и использование информационных технологий при услуг выполнении функций государственного и муниципального управления; - снижение рисков возникновения коррупционных действий в органах власти; - повышение уровня транспарентности деятельности органов власти, усиление их взаимодействия с институтами гражданского общества"; 9) раздел 11 изложить в следующей редакции: "11. Ожидаемые результаты Составленный прогноз отражает ситуации, возникающие при реализации инерционного (пессимистического) и активного (оптимистического) вариантов сценария инновационного развития Пензенской области. Реализация намеченных в рамках организационно-проектных новаций мер и проектов позволит достичь в период 2007-2015 годов (9 лет) среднегодовых темпов роста ВРП 6,3%, а в 2016-2021 годах (6 лет) - 6,8%, тогда как в рамках инерционного варианта сценария предполагаемые темпы роста могут составить в 2007-2015 годах 5,8%, а в 2016-2021 годах - 5,5%. На рисунке 1 представлены годовые прогнозные темпы роста ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария в процентах к предыдущему году. В соответствии с прогнозом ВРП Пензенской области к 2021 году в случае реализации активного варианта сценария достигнет 226,1 млрд. рублей в ценах 2006 года, т.е. увеличится в 2,5 раза по сравнению с 2006 годом. В случае реализации инерционного варианта сценария ВРП региона в 2021 году составит 200,2 млрд. рублей, увеличившись относительно 2006 года в 2,3 раза. Динамика ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария представлена на рисунке 2. Реализация инерционного варианта сценария к 2021 году приведет к существенному изменению структуры ВРП в результате опережающего роста в поддерживающих секторах экономики: промышленность - до 31,9% (22,9% в 2006 году), сельское хозяйство - 7,4% (12,4% в 2006 году), транспорт и связь - до 11,0% (14,0% в 2006 году), торговля до 4,7% (15,8% в 2006 году), строительство - до 8,5% (6,8% в 2006 году). Смотреть оригинал документа. Рисунок 1. Годовые прогнозные темпы роста ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария (2006-2021 годы, в % к предыдущему году) Смотреть оригинал документа. Рисунок 2. Динамика ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария (2006-2021 годы, млн. рублей в ценах 2006 года) Доля сельского хозяйства, торговли, транспорта и связи в ВРП области сократится (при росте натуральных показателей). При реализации активного варианта сценария к 2021 году обеспечивается динамичное увеличение ВРП во всех отраслях экономики, с увеличением доли производственной сферы. Смотреть оригинал документа. На рисунках 3 и 4 представлен прогноз структуры ВРП Пензенской области в рамках активного и инерционного вариантов сценария. Смотреть оригинал документа. Рисунок 3. Прогноз структуры ВРП Пензенской области в рамках активного варианта сценария (%) Смотреть оригинал документа. Рисунок 4. Прогноз структуры ВРП Пензенской области в рамках инерционного варианта сценария (%) Смотреть оригинал документа. Рисунок 5. Прогноз структуры ВРП в рамках активного и инерционного вариантов сценария (%) Прогнозное изменение структуры ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах базового сценария в разрезе видов экономической деятельности отражено на рисунке 6. Смотреть оригинал документа. Рисунок 6. Прогнозное изменение структуры ВРП Пензенской области в активном и инерционном вариантах сценария в разрезе видов экономической деятельности (к 2021 году, %) Темп роста реальных доходов населения после спада в 2009 году будет постепенно увеличиваться, а с 2014 года (с 2016 по активному сценарию развития) - медленно снижаться. На рисунке 7 представлен прогноз динамики реальных доходов населения Пензенской области до 2021 года. Смотреть оригинал документа. Рисунок 7. Прогноз динамики реальных доходов на душу населения Пензенской области до 2021 года (в % к предыдущему периоду) Рост реальных доходов населения к 2021 году при активном сценарии составит 2,8 раза, а при инерционном - 2,2 раза. Прогноз роста реальных денежных доходов населения Пензенской области до 2021 года к уровню 2006 года представлен на рисунке 8. Смотреть оригинал документа. Рисунок 8. Прогноз реальных денежных доходов на душу населения Пензенской области до 2021 года (% к уровню 2006 года) Прогноз численности населения Пензенской области до 2021 года представлен на рисунке 9. Смотреть оригинал документа. Рисунок 9. Прогноз численности населения Пензенской области до 2021 года (тыс. человек) Основные параметры активного и инерционного вариантов сценария инновационного развития Пензенской области отражены в таблицах 5 и 6 соответственно. Таблица 5 Основные параметры активного варианта сценария инновационного развития Пензенской области |—————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | Значения показателей | | |———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————| | Показатели | | | | | | | | | | | | | | | | 2021 | | | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | в % к | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2006 | |—————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————| |—————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |—————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————| 1. Индекс 116,2 107,7 95,3 101,8 112,6 105,0 105,5 106,1 106,7 106,9 107,0 106,0 106,6 107,0 107,2 254,2 физического объема валового регионального продукта (% к предыдущему году) 2. Индекс 106,4 110,2 97,7 117,9 117,4 107,2 108,3 108,7 109,6 109,1 106,6 105,1 107,4 107,8 107,5 333,6 промышленного производства (% к предыдущему году) 3. Индекс 143,4 97,4 79,0 101,6 116,8 108,7 109,0 109,4 110,2 109,2 111,0 112,9 114,8 115,6 116,0 394,0 физического объема инвестиций в основной капитал (% к предыдущему году) 4. Реальные 127,6 109,1 102,2 102,5 101,2 105,6 104,6 105,8 105,4 107,2 106,0 105,7 107,3 108,4 110,0 279,4 денежные доходы на душу населения (% к предыдущему году) 5. Численность 17,1 15,7 14,9 15,5 15,3 14,9 14,7 14,5 14,4 13,4 13,0 12,5 12,1 11,8 11,3 66,1 населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (% от всего населения) 6. Индекс 104,4 112,3 105,7 72,9 151,3 104,7 105,2 103,9 105,6 105,4 105,1 105,3 105,8 105,3 105,0 225,4 производства продукции сельского хозяйства (% к предыдущему году) 7. Индекс 168,0 120,0 71,6 100,7 118,6 106,4 104,2 107,0 106,0 107,2 108,6 109,0 108,4 109,1 109,1 354,9 физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" (% к предыдущему году) 8. Оборот 142,4 110,7 98,9 103,9 106,1 104,5 104,7 105,5 106,0 107,1 106,8 105,5 106,0 106,2 106,5 304,2 розничной торговли (% к предыдущему году) 9. Численность 677,3 673,1 667,7 667,3 666,8 665,0 663,2 662,0 661,5 661,3 661,0 660,8 660,7 660,8 661,0 97,6 занятых в экономике (среднегодовая, тысяч человек) 10. Уровень 5,2 7,8 7,9 6,6 5,3 5,3 5,2 5,1 5,1 5 5 4,9 4,8 4,5 4,4 84,6 безработицы по методологии международной организации труда (%) 11. Индекс 113,9 115,2 108,2 109,8 105,6 105,5 105,3 105,0 104,8 104,5 104,1 103,9 103,8 103,6 103,5 253,2 потребительских цен (% к предыдущему году) Таблица 6 Основные параметры инерционного варианта сценария инновационного развития Пензенской области |————————————————————|———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | | Значения показателей | | |———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————| | Показатели | | | | | | | | | | | | | | | | 2021 | | | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | в % к | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2006 | |————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————| |————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |————————————————————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————|———————| 1. Индекс 116,2 107,7 95,3 101,8 112,6 104,0 104,3 104,8 105,5 105,4 105,5 104,8 105,2 105,8 106,1 225,6 физического объема валового регионального продукта (% к предыдущему году) 2. Индекс 106,4 110,2 97,7 117,9 117,4 106,3 107,5 107,9 108,6 108,1 105,8 104,3 106,7 106,9 106,4 307,4 промышленного производства (% к предыдущему году) 3. Индекс 143,4 97,4 79 101,6 116,8 106,9 107,1 107,3 107,9 107,0 108,4 110,5 111,2 112,3 113,0 313,9 физического объема инвестиций в основной капитал (% к предыдущему году) 4. Реальные 127,6 109,1 102,2 102,5 101,2 103 102,5 104,1 102,8 103,9 103,5 103,2 104,8 105,9 107 219,7 денежные доходы на душу населения (% к предыдущему году) 5. Численность 17,1 15,7 14,9 15,5 15,3 15,1 15 14,8 14,6 14 13,7 13,3 12,6 12,3 12 70,2 населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (% от всего населения) 6. Индекс 104,4 112,3 105,7 72,9 151,3 103,6 104,4 101,8 103,7 103,5 103,2 103,4 103,9 103,5 104 192,8 производства продукции сельского хозяйства (% к предыдущему году) 7. Индекс 168 120 71,6 100,7 118,6 105 103,3 105,7 104,1 105 105,9 106,8 106,9 107,1 107,3 300,2 физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" (% к предыдущему году) 8. Оборот 142,4 110,7 98,9 103,9 106,1 103,5 104 104,2 105,2 105,5 105,4 105,1 105 105,2 105,4 275,9 розничной торговли (% к предыдущему году) 9. Численность 677,3 673,1 667,7 667,3 666,8 664,6 662 660 659 658,6 658,1 657,8 657,6 657,4 657,3 97,0 занятых в экономике (среднегодовая, тысяч человек) 10. Уровень 5,2 7,8 7,9 6,6 5,3 5,4 5,3 5,2 5,2 5,1 5,1 5,0 4,9 4,8 4,6 88,5 безработицы по методологии международной организации труда (%) 11. Индекс 113,9 115,2 108,2 109,8 105,6 106 105,9 105,5 105,3 105,1 105,3 105 104,7 104,5 104,3 272,2 потребительских цен (% к предыдущему году)". Статья 2 Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Губернатор Пензенской области В.К.Бочкарев г. Пенза 6 июня 2012 года N 2257-ЗПО Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|