Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Пензенской области от 04.12.2014 № 631-рП
О Программе повышения эффективности управления общественными финансами в Пензенской области на период до 2018 года В соответствии с
пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г.
№ 2593-р и в целях определения основных направлений деятельности исполнительных
органов государственной власти Пензенской области и органов местного
самоуправления городских округов и муниципальных районов Пензенской области в
сфере управления общественными финансами: 1. Утвердить
прилагаемую Программу повышения эффективности управления общественными
финансами в Пензенской области на период до 2018 года. 2. Исполнительным
органам государственной власти Пензенской
области руководствоваться положениями Программы при реализации
государственных программ Пензенской области, а также при подготовке проектов
законов Пензенской области и иных нормативных правовых актов Пензенской
области. 3. Настоящее распоряжение
опубликовать в газете «Пензенские губернские ведомости» и разместить
(опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 4. Рекомендовать органам
местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Пензенской
области разработать и реализовать муниципальные программы повышения
эффективности управления муници-пальными финансами. 5. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на Председателя Правительства Пензенской области.
ПРОГРАММА повышения
эффективности управления общественными финансами
в Пензенской области на период до 2018 года Программа
повышения эффективности управления общественными финансами в Пензенской области
на период до 2018 года (далее – Программа), разработанная в соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р «Об
утверждении Программы повышения эффективности
управления общественными (государственными и муниципальными) финансами
на период до 2018 года», определяет
основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти
Пензенской области (далее – исполнительные органы власти) и органов местного
само-управления городских округов и
муниципальных районов Пензенской области (далее – органы местного
самоуправления) в сфере управления общественными финансами. 1. Необходимость разработки и
реализации Программы Проводимая в
Российской Федерации бюджетная реформа, предусмат-ривающая переход на новый уровень бюджетного планирования,
реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризацию бюджетной сети, а также кардинальные
изменения в действующем бюджетном законодательстве
определяют необходимость активного вовлечения исполнительных органов
государственной власти Пензенской области в процесс перехода на новый уровень
методологии и технологий в бюджетном
управлении, становления высокоэффективной бюджетной сферы, повышения эффективности расходования бюджетных
средств. В результате
реализации мероприятий Программы реформирования региональных финансов
Пензенской области в 2004–2008 годах система управления государственными финансами Пензенской области была существенно модернизирована. Во исполнение
Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года,
утверж-денной распоряжением Правительства Российской Федерации от
30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства Российской
Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года»
(с последующими изменениями), постановлением Правительства Пензенской области от
16.06.2011 № 379-пП «Об утверждении Программы повышения эффективности
бюджетных расходов в Пензенской области на 2011–2012 годы» (с последующими
изменениями) (утратило силу) была утверждена Программа повышения эффективности
бюджетных расходов в Пензенской области на 2011–2012 годы, задачами которой
являлись: обеспечение
сбалансированности и устойчивости бюджета Пензенской области; внедрение
программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной
власти Пензенской области; развитие новых форм оказания
и финансового обеспечения государ-ственных услуг (реструктуризация бюджетного
сектора); повышение
эффективности распределения бюджетных средств; оптимизация функций
государственного управления, повышение эффек-тивности их обеспечения; реформирование
государственного финансового контроля и развитие внутреннего государственного
финансового контроля; внедрение мероприятий
по повышению энергетической эффективности в бюджетном секторе Пензенской
области; развитие
информационной системы управления государственными финансами, способствующей
повышению прозрачности деятельности органов государственной власти Пензенской
области. Результатами проведения бюджетных реформ в Пензенской
области стали: увеличение налогового потенциала бюджета Пензенской
области в результате оптимизации региональных льгот по налогам и сборам; переход от годового к среднесрочному финансовому
планированию и утверждению бюджета
Пензенской области и бюджета Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Пензенской области на трехлетний период (на очередной
финансовый год и плановый период); переход к программной структуре
расходов бюджета Пензенской области (свыше 90 процентов расходов бюджета
Пензенской области на 2014 – 2016 годы запланировано в рамках
государственных и иных программ Пензенской области); переход к оказанию государственных (муниципальных)
услуг на основе государственных (муниципальных) заданий; переход на предоставление государственных
(муниципальных) услуг в электронном
виде, создание многофункциональных центров предоставления государственных
(муниципальных) услуг; построение системы межбюджетных
отношений, учитывающей изменения
законодательства Российской Федерации в сфере разграничения полномочий,
распределения доходных источников и межбюджетных трансфертов; проведение модернизации
информационных систем, используемых при исполнении бюджета Пензенской области и формировании бюджетной
отчетности; проведение
мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Пензенской области; осуществление контроля
за соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской
Федерации (нормативов формирования расходов на содержание органов
государственной власти Пензенской области (далее – органы государственной
власти) и органов местного самоуправления, дефицита бюджета Пензенской области
и местных бюджетов (далее – бюджеты), государственного и муниципального долга,
расходов на их обслужи-вание); размещение в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» планов деятельности (дорожных
карт) исполнительных органов власти, проектов нормативных правовых актов
Пензенской области и иной актуальной
информации, связанной с деятельностью органов государственной власти и
государственных учреждений Пензенской области. Несмотря на динамичное
развитие и совершенствование бюджетной системы, к настоящему времени процесс
формирования целостной системы управления общественными финансами как на
федеральном, так и на региональном уровне еще не завершен. Сохраняется ряд
недостатков, ограничений и нерешенных проблем, среди которых наиболее актуальны
для Пензенской области: высокий
уровень дефицита бюджета Пензенской области и долговых обязательств, ограничивающих возможности по реализации
приоритетных направлений социально-экономического развития; слабая увязка между
стратегическим и бюджетным планированием, неопределенность
соотношения и взаимосвязей различных программно-целевых инструментов; сохранение условий и
стимулов для неоправданного увеличения бюджетных
расходов при низкой мотивации органов государственной власти и органов
местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации
бюджетных расходов, наращиванию собственной налоговой базы; формальное применение
и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения
государственных (муниципальных) услуг (работ); отсутствие
ответственности за качество подготовки финансово-экономи-ческих обоснований
проектов нормативных правовых актов Пензенской области, программ,
инвестиционных проектов; недостаточная
действенность системы государственного и муниципального финансового контроля и недостаточность его ориентации
на оценку эффективности бюджетных расходов; ограниченность
применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества
финансового менеджмента в секторе государственного управления; наличие
неиспользуемых резервов повышения эффективности процессов кассового обслуживания
исполнения бюджетов, а также операций со средствами государственных учреждений Пензенской области и муниципальных
учреждений муниципальных образований Пензенской области (далее –
учреждения); недостаточный уровень
унификации и стандартизации процессов управления государственными и
муниципальными финансами, интеграции и
автоматизации учетной деятельности
организаций государственного сектора; недостаточная
открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти, органов местного
самоуправления, учреждений, низкая степень вовлеченности гражданского
общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств. В настоящее время
система управления общественными финансами не создает достаточно устойчивых
стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и
подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами
государственной политики. Необходимость
решения приоритетных задач социально-экономического развития, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596–602
и 606, от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной
политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» и от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах
детей на 2012–2017 годы», в бюджетных посланиях Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию от
28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013–2015 годах» и от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014–2016 годах» (далее – приоритетные направления
социально-экономического развития), требует создания качественно новой
системы управления общественными финансами. 2. Цели, задачи Программы Целью Программы является повышение эффективности,
прозрачности и подотчетности использования
бюджетных средств при реализации в
Пензенской области приоритетных
направлений социально-экономического развития. Для достижения поставленной цели предлагается
обеспечить решение следующих основных задач: 1) обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджетов; 2) полноценное внедрение
программно-целевых методов управления в бюджетный процесс; 3) повышение
результативности оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); 4) оптимизация бюджетных расходов; 5) повышение эффективности межбюджетного
регулирования; 6) повышение эффективности процессов
формирования и исполнения бюджетов; 7) усиление роли государственного
(муниципального) финансового контроля в управлении бюджетным процессом; 8) повышение открытости и прозрачности
управления общественными финансами. Программа определяет общие принципы и механизмы
реализации установленных в ней целей и задач. Решение органами государственной власти Пензенской
области перечисленных задач будет осуществляться в рамках принятых нормативных
правовых актов Пензенской области с учетом изменений бюджетного
законодательства Российской Федерации. 3.
Обеспечение долгосрочной устойчивости и
сбалансированности бюджетов Базовым
условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной
сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Пензенской области, ограничение бюджетного дефицита и государственного долга. Обеспечение
долгосрочной сбалансированности и устойчивости
бюджетов создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата в Пензенской
области. Переход к формированию
бюджетов на программной основе предъявляет дополнительные требования к
устойчивости бюджетной системы Пензенской области в части гарантированного
обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных
обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся
средств. Тем самым реализуется возможность полноценного применения
программно-целевого метода реализации
государственной политики, что создает прочную основу для системного
повышения эффективности бюджетных расходов. С
целью долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетов необходимо скоординировать действия органов
государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления
Пензенской области по усовершенствованию
действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования. Проведению
ответственной бюджетной политики и оптимизации долговой нагрузки способствует реализация
следующих основных принципов и мер: расширение горизонтов
бюджетного планирования, в том числе за счет утверждения бюджетов на трехлетний
период и формирования долгосрочных бюджетных прогнозов; разработка основных
направлений государственной (муниципальной) долговой политики на очередной
финансовый год и плановый период; полнота
учета и прогнозирования финансовых и других
ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной (муниципальной) политики; ограничение роста
бюджетных расходов при безусловной реализации действующих расходных
обязательств; принятие новых
расходных обязательств только при условии наличия финансовых ресурсов на весь
период их действия и соответствия их приоритетным направлениям
социально-экономического развития; создание условий для
развития конкуренции, привлечения инвестиций и наращивания налогового
потенциала Пензенской области, в том числе за счет расширения практики использования
механизмов государственно-частного
партнерства, развития инновационной деятельности в Пензенской области, реализации эффективных мер поддержки
хозяйствующих субъектов; выявление и
перераспределение внутренних резервов для реализации приоритетных направлений
социально-экономического развития Пензенской области; совершенствование организации и методологии прогнозирования
кассового исполнения бюджета
Пензенской области с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета Пензенской
области за качество и соблюдение показателей кассового плана; поддержание
безопасного уровня государственного долга Пензенской области. Разработка
бюджетного прогноза Пензенской области на долгосрочный период, определяющего долгосрочную политику в сфере управления доходной и
расходной частями бюджета Пензенской области, долговыми обязательствами,
является важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов. При этом показатели
бюджетного прогноза Пензенской области на
долгосрочный период, Стратегии
социально-экономического развития Пензенской области и прогноза
социально-экономического развития Пензенской области должны быть взаимоувязаны.
Это позволит повысить обоснованность принимаемых
стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных
связанных с ними ресурсов, стратегические ориентиры развития Пензенской области
будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств. Особое внимание
необходимо уделить разработке основных направлений государственной долговой политики Пензенской области. Политика управления
государственным долгом должна решать задачу сбалансированности
бюджета Пензенской области, обеспечивать соответствие параметров по
государственному долгу Пензенской области нормам бюджетного законодательства. В целях снижения
рисков рефинансирования краткосрочных банковских кредитов, обеспечения
долгосрочной финансовой устойчивости бюджета Пензенской области, равномерного
распределения долговой нагрузки по годам целесообразно рассмотреть возможность
использования среднесрочных и долгосрочных заемных источников финансирования
дефицита бюджета Пензенской области. Выбор инструментов среднесрочных и
долгосрочных заимствований следует осуществлять в зависимости от текущей
ситуации на финансовом рынке. 4. Применение программно-целевых методов бюджетирования Высокое качество
управления бюджетным процессом на областном и муниципальном уровнях должно быть
обеспечено, в первую очередь, за счет
использования передовых программно-целевых методов формирования и исполнения
бюджетов. Определение
всех направлений реализации государственной (муниципальной) политики целесообразно осуществлять только в рамках
соответствующих государственных (муниципальных) программ, выступающих в
качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования. Необходимо отказаться
от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и
перейти к системной оценке влияния бюджетных
расходов на достижение целей государственных (муниципальных) программ. Государственные
(муниципальные) программы должны стать механизмом для принятия решений о
распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной
корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и
ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности, а также ключевым механизмом, с помощью которого
увязываются стратегическое и бюджетное планирование. В бюджетном прогнозе
Пензенской области на долгосрочный период
предполагается устанавливать предельные объемы («потолки») расходов на весь
срок реализации каждой государственной программы Пензенской области. При определении предельных объемов («потолков») расходов
необходимо учитывать как параметры прогноза социально-экономического
развития Пензенской области, изменение потребностей в объемах государственных услуг (работ), так и обеспечение
достижения стратегических целей развития Российской Федерации и
Пензенской области, в том числе достижение целевых значений показателей указов
Президента Российской Федерации от 07.05.2012. При этом объем
бюджетных ассигнований по соответствующим государственным программам Пензенской
области должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета
Пензенской области с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по
итогам реализации программ. Предельные объемы
(«потолки») расходов позволят определить средне-срочные приоритеты в
распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, обеспеченные
финансированием государственные программы Пензенской области, создать стимулы
для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для
перераспределения расходов и, следовательно, повышения
эффективности использования бюджетных средств. Обеспечение развития
подходов к формированию государственных
программ как элемента долгосрочного планирования предусматривает
реализацию в Пензенской области следующих мер: 1) корректировка
целей и задач Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на
долгосрочную перспективу до 2030 года с учетом изменившихся приоритетных
направлений социально-экономического развития; 2) формирование
долгосрочного прогноза социально-экономического развития Пензенской области как
необходимого условия для разработки бюджетного прогноза Пензенской области на
соответствующий период; 3) разработка
бюджетного прогноза Пензенской области на период до 2030 года, которая должна
определить финансовые возможности достижения основных целей и результатов
государственной политики, прежде всего в социальной сфере, при обеспечении
долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении
эффективности бюджетных расходов; 4) корректировка
мероприятий и показателей государственных программ Пензенской области с учетом
показателей Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на
долгосрочную перспективу до 2030 года и прогноза социально-экономического
развития Пензенской области, а также приоритетных направлений
социально-экономического развития. Необходимо
уделять особое внимание дальнейшей качественной разработке и реализации
государственных (муниципальных) программ,
созданию действенного механизма контроля за их выполнением, повышению
ответственности и заинтересованности исполнителей за достижение наилучших
результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов. Контроль
за выполнением государственных программ Пензенской области и принятие решений о
дальнейшей их реализации должны осуществляться с учетом единой методики оценки
эффективности реализации государственных программ Пензенской области. 5. Повышение результативности оказания государственных
(муниципальных) услуг (выполнения работ) В рамках реализации
предусмотренной Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) учреждений» (с последующими изменениями)
реформы государственных и муниципальных учреждений следует проводить работу по
существенному сокращению доли неэффективных расходов, в том числе за счет: четкой увязки состава и объема услуг с
социальными гарантиями и обязательствами государства; более обоснованного
планирования и распределения средств на оказание государственных (муниципальных) услуг
(выполнения работ); более рационального и
экономного использования бюджетных средств учреждениями (в частности, при
проведении закупок); передачи оказания
части государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в рыночный
сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений); сокращения издержек по
административному контролю текущей деятельности автономных и бюджетных
учреждений. Для повышения
результативности оказания государственных (муници-пальных) услуг (работ) в
Пензенской области необходимо обеспечить решение следующих основных задач: 1) использование
государственного (муниципального) задания на
оказание государственных (муниципальных)
услуг (выполнение работ) при стратегическом и бюджетном планировании,
обеспечение взаимосвязи государственных (муниципальных) программ и
государственных (муниципальных) заданий; 2) оптимизация
структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не
оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий
органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также не
соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия
учредителя, в организации иной организационно-правовой формы. Изменение типа
бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов
государственной власти и органов местного самоуправления, на тип казенного
учреждения, либо их ликвидация; 3) формирование ведомственных
перечней государственных (муниципальных)
услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и
муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
установленных сферах деятельности, начиная с формирования государственных
(муниципальных) заданий на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов; 4) переход к единой
методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание
услуг (выполнение работ) на основе общих требований к определению нормативных
затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в
соответствующих сферах, установленных федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных
сферах деятельности; 5) расширение практики
привлечения к оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ)
негосударственных организаций (переход к конкурсному размещению
государственного (муниципального) заказа на
оказание государственных услуг
(выполнение работ) как среди государственных (муниципальных) учреждений,
так и организаций негосу-дарственного сектора); 6) внедрение
в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптиро-ванных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения
учреждений, нацеленных на решение задач по развитию соответствующих
отраслей, на повышение качества оказываемых государственных (муниципальных)
услуг (выполняемых работ) и обеспечение соответствия уровня оплаты труда
работников результатам их труда, с применением в учреждениях принципов
«эффективного контракта». В рамках перехода к
«эффективному контракту» в отношении каждого работника должны быть уточнены и
конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки
эффективности деятельности для назначения стимулирующих
выплат в зависимости от результатов
труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг
(выполняемых работ). Вознаграждение
руководителей учреждений должно зависеть от качества работы учреждений и
средней заработной платы персонала; 7) проведение анализа
выполнения (невыполнения) государственных (муниципальных) заданий с
обязательным наличием результатов контроля за их исполнением, установлением
ответственности за нарушение условий выполнения государственных (муниципальных)
заданий; 8) изучение мнения
населения о качестве оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения
работ). 6. Оптимизация бюджетных расходов Основная цель
оптимизации бюджетных расходов – создание стимулов к ответственному финансовому
управлению бюджетными ресурсами и повышению качества предоставления
государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). В рамках данной задачи
бюджетная политика будет выстраиваться на принципах ответственности и
предсказуемости. Отсутствие
возможностей для наращивания общего объема бюджетных расходов требует выявления
резервов и перераспределения в пользу приоритетных направлений и проектов. Для повышения финансовых возможностей за счет внутренних резервов органам
государственной власти и органам местного самоуправления необходимо: 1) активно использовать механизмы государственно-частного партнерства,
позволяющие привлечь инвестиции и услуги частных организаций для решения задач по созданию современной транспортной, энергетической и социальной
инфраструктуры; 2) максимально эффективно
использовать возможности привлечения средств государственной корпорации – Фонда
содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи
переселения граждан из аварийного жилищного фонда, капитального ремонта
многоквартирных жилых домов, повышения качества и доступности жилья; 3) повысить
адресность социальной поддержки граждан (для достижения максимального социального
эффекта оказание такой поддержки должно основываться на критерии нуждаемости
граждан); 4)
повысить эффективность бюджетных расходов в целом, в том числе за счет
оптимизации сети учреждений, а также за счет реализации мероприятий по
ресурсосбережению, рациональному использованию занимаемых площадей
государственных организаций; 5) повысить
эффективность расходов капитального характера за счет предоставления
капитальных вложений из бюджета Пензенской области в объекты государственной
собственности Пензенской области, субсидий местным бюджетам на осуществление
капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, субсидий на государственную поддержку малого
и среднего предпринимательства на основе анализа ожидаемого эффекта от вложения
бюджетных средств, а также исходя из возможностей бюджета Пензенской области по
обеспечению софинансирования для участия в федеральных целевых программах; 6) повысить
эффективность, открытость и прозрачность
деятельности государственных предприятий
и хозяйственных обществ, акции в уставных капиталах которых находятся в собственности
Пензенской области, в том числе за счет
осуществления закупки товаров и продукции производственного назначения
исключительно на основе проведения торгов; 7) провести инвентаризацию государственного имущества
Пензенской области, закрепленного на праве
оперативного управления за
государственными учреждениями Пензенской области, на предмет
эффективного его использования; 8) оптимизировать
расходы на содержание органов государственной власти за счет сокращения
дублирования функций и полномочий; 9) оптимизировать
расходы на закупку товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд путем реализации
Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» (с последующими изменениями). 7. Повышение
эффективности межбюджетного регулирования Целью
совершенствования системы межбюджетных отношений в Пензенской области является
создание условий и стимулов для повышения бюджетной
самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления. В 2014–2018 годы
межбюджетные отношения будут формироваться с учетом продолжающегося на
федеральном уровне перераспределения доходных источников и расходных
обязательств между публично-правовыми образованиями. В
перспективе необходимо повысить результативность использования каждого из видов
межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам из бюджета
Пензенской области. Оказание
финансовой поддержки должно сочетаться с развитием экономики муниципальных
образований за счет собственных средств местных бюджетов. Следует оптимизировать
состав субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках государственных
программ Пензенской области, путем их консолидации (укрупнения). В настоящее время из
бюджета Пензенской области предоставляется значительное количество субсидий местным бюджетам с минимальным уровнем
софинансирования за счет средств местных бюджетов. Множественность субсидий
приводит к «распылению» бюджетных средств, сокращению ответственности за
реализацию установленных полномочий, отсутствию у органов местного
самоуправления мотивации к принятию
расходных обязательств по приоритетным направлениям
социально-экономического развития. По мере развития
государственных программ Пензенской области целесообразно перейти к
формированию и использованию каждого из видов межбюджетных трансфертов на основе оценки их эффективности,
необходимости и достаточности. С целью повышения
эффективности деятельности органов местного самоуправления и эффективности бюджетных
расходов необходимо: обеспечить стабильные
условия формирования доходов местных бюджетов за счет повышения доли
межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области, распределяемых на
трехлетний период; рассмотреть
возможность консолидации межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным
бюджетам в рамках государственных программ Пензенской области; разработать механизмы
стимулирования деятельности органов местного самоуправления по привлечению
инвестиций, наращиванию налогового потенциала, оптимизации расходов, укрупнению
поселений; осуществлять
стимулирование деятельности органов местного само-управления путем
предоставления местным бюджетам из бюджета Пензенской области грантов за
достижение наилучших результатов деятельности; проводить мониторинг
годовых отчетов об исполнении местных бюджетов, оценку качества организации и
осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах и городских округах
Пензенской области с повышением объективности этой оценки; оказывать методическую
помощь, в том числе по вопросам, связанным с организацией бюджетного процесса
на местном уровне (формированием программных бюджетов муниципальных образований
на трехлетний период, соответствующих требованиям к прозрачности бюджетного
процесса); осуществлять контроль
за соблюдением органами местного само-управления условий предоставления
межбюджетных трансфертов, за соблюдением мер и
ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской
Федерации, а также за изменением основных параметров местных бюджетов, муниципального
долга, структуры расходов. 8. Повышение эффективности процессов формирования и исполнения
бюджетов Повышение
эффективности управления общественными финансами должно быть обеспечено также
на операционном уровне, то есть на уровне
инструментов, механизмов и процедур непосредственного принятия и реализации
решений органами государственной власти и
органами местного самоуправления. Совершенствовать
«операционную» деятельность предполагается как по внутриведомственным направлениям, так и в части
межведомственного взаимодействия – в рамках совершенствования бюджетного
процесса. Важная роль в этой сфере отводится органам Федерального казначейства. Необходимо сокращать неэффективные временные и
материальные затраты в секторе регионального государственного управления,
связанные с недостаточной автоматизацией бюджетного процесса. Развитие системы управления финансово-бюджетными
механизмами в Пензенской
области, в первую очередь, должно быть
направлено: на внедрение оптимизированной единой системы
финансовых расчетов и отчетов с
автоматическим обменом бюджетными данными и преобразованием документов в
учетные записи в регистрах бюджетного учета для всех участников бюджетного
процесса Пензенской области; на автоматизацию сбора и анализа информации к проекту бюджета Пензенской
области (проекту изменений в бюджет Пензенской области) от субъектов бюджетного
планирования (включая государственные учреждения Пензенской области) и
формирование в программном комплексе проекта бюджета
Пензенской области с возможностью
анализа и сравнения альтернативных версий проекта бюджета Пензенской
области. Повышение эффективности использования
бюджетных средств с точки зрения их стоимостного ресурса будет
осуществляться через инструменты
управления ликвидностью счета бюджета
Пензенской области. В дополнение к существующим возможностям должны быть
внедрены новые, а именно: совершенствование процедуры составления и
исполнения кассового плана бюджета Пензенской области и методики обеспечения
оптимального размера ежедневного остатка на едином счете бюджета Пензенской
области; максимальное использование возможностей механизма
привлечения в бюджет Пензенской области остатков временно свободных средств
бюджетных и автономных учреждений, предоставления бюджетных кредитов на
пополнение остатков средств на счете бюджета Пензенской области за счет
остатков на едином счете федерального бюджета; внедрение механизма
перечисления местным бюджетам межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской
области, по которому их предоставление осуществляется в пределах суммы,
необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств
местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты. Программно-целевые
методы управления требуют организации эффек-тивного финансового менеджмента в
органах государственной власти (органах местного самоуправления), а также в
учреждениях. Финансовый менеджмент
должен стать составной частью деятельности органа государственной власти
(органа местного самоуправления, учреждения) и обеспечивать принятие
эффективных управленческих решений об адресном, экономном и результативном
использовании бюджетных средств. Для объективной
количественной оценки качества финансового менеджмента необходимо продолжить
развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных
администраторов бюджетных средств, осуществляемого не только финансовым
органом, но и ведомственными подразделениями внутреннего финансового контроля и
аудита. В результате изменения подхода к процессам
планирования и исполнения бюджета Пензенской области предполагается достичь
главных результатов: повысить эффективность деятельности органов
государственной власти за счет значительного сокращения дублирующих процедур и
«ручного ввода» данных при взаимодействии по бюджетным вопросам и направления
высвободившегося времени на усиление аналитической и методологической работы,
повысить оперативность составления финансовых расчетов для принятия
управленческих решений; повысить качество финансового менеджмента
исполнительных органов власти и государственных учреждений Пензенской области; сократить в сопоставимых условиях расходы на
обслуживание государ-ственного долга Пензенской области. 9. Совершенствование государственного
(муниципального) финансового
контроля Переход к программному бюджету требует смещения акцента
с контроля над финансовыми потоками к
контролю за результатами использования средств. При этом контроль следует осуществлять на всех этапах «жизненного
цикла» государственных (муниципальных) программ – при разработке, в процессе
реализации, при мониторинге, экспертизе, оценке результативности. В целях совершенствования контроля за целевым и
эффективным использованием бюджетных средств осуществление государственного (муниципального) финансового контроля в бюджетном
секторе должно быть направлено: на совершенствование правовых и методологических основ
государст-венного (муниципального) финансового контроля с учетом изменений
бюджетного законодательства (в том числе в
части регламентации деятельности контрольно-ревизионных органов,
унификации терминов, подходов и процедур при осуществлении контрольных
функций); на организацию внутреннего финансового контроля и
аудита, создание полноценной системы мониторинга
государственных (муниципальных) программ; на усиление ответственности конкретных должностных лиц,
допустивших нарушения требований федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации (применение бюджетных мер принуждения и
привлечения к ответственности, в том числе административной); на
усиление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд (выявление «недобросовестных» заказчиков и
поставщиков товаров (работ, услуг) путем осуществления контроля при проведении
оплаты по заключенным контрактам, применения антидемпинговых процедур при
проведении конкурсов и аукционов, использования банковских гарантий,
предоставляемых участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в
конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения
контракта); на
предупреждение и пресечение бюджетных нарушений, в том числе совершения
платежей по сомнительным сделкам (усовершенствование процедур санкционирования
операций при кассовом обслуживании исполнения бюджета Пензенской области); на повышение качества договорной работы (проведение
инвентаризации соглашений (договоров), заключаемых органами государственной
власти с органами местного самоуправления и организациями при предоставлении
средств бюджета Пензенской области, на предмет соответствия их законодательству
и технико-юридическим нормам). 10. Повышение открытости и прозрачности
управления общественными финансами Повышение уровня
открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и органов
местного самоуправления, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджетов
и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и
системы управления общественными финансами в целом. Финансовая
(налогово-бюджетная) прозрачность предполагает: общедоступность
информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансов; обеспечение широкого
участия общественности в процессе принятия решений о распределении общественных
финансов; открытость
деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления
по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов; рассмотрение и
утверждение бюджетных параметров, бюджетной отчетности в увязке с планируемыми
и достигнутыми целями и результатами государственной политики; публикацию бюджетов на
Едином портале бюджетной системы Российской Федерации; соблюдение
формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и
предоставлению бюджетной отчетности. Достижение высокого
уровня прозрачности предусматривает
доступность и понятность для граждан информации о целях бюджетной
политики, публичность процесса управления общественными финансами, открытость и
доступность информации о расходовании бюджетных средств. Данные задачи обуславливают необходимость
повышения уровня финансовой грамотности населения, в том числе в вопросах
формирования и исполнения бюджетов. Повышение финансовой
прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и
органов местного самоуправления необходимо осуществлять комплексно на всех
стадиях бюджетного процесса. Для достижения
перечисленных целей в Пензенской области необходимо реализовать меры по
следующим основным направлениям: 1) развитие
технологической и телекоммуникационной инфраструктуры и регламентация требований к информационным системам
управления государственными (муниципальными) финансами; 2) размещение на Едином портале бюджетной системы
Российской Федерации финансовой и иной информации о бюджетах и бюджетном процессе Пензенской области в соответствии с
методическими рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации; 3) реализация мероприятий, направленных на
участие граждан в обсуждении проектов нормативных правовых актов,
разрабатываемых на областном (муниципальном) уровне, проектов государственных
программ Пензенской области (программ
муниципальных образований Пензенской области) и отчетов об их
реализации; 4) регулярная
публикация «бюджета для граждан» в целях обеспечения полного и доступного информирования
населения о бюджете Пензенской области (местных бюджетах) и отчетах об их
исполнении, повышения открытости и прозрачности информации об управлении
общественными финансами; 5) развитие
механизмов эффективного взаимодействия с населением за счет расширения
интерактивного взаимодействия с посетителями официальных интернет-порталов
Правительства Пензенской области и исполнительных органов государственной
власти Пензенской области, официальных сайтов муниципальных образований
Пензенской области (форумы, интернет-приемные, сервисы голосования
посетителей); 6) обеспечение общедоступности информации об
оказании государственных (муниципальных)
услуг (выполнении работ), в том числе путем размещения на официальном сайте
Правительства Пензенской области (официальных сайтах муниципальных образований
Пензенской области) или на официальных
сайтах исполнительных органов государственной власти Пензенской области нормативов финансовых затрат на предоставление государственных
(муниципальных) услуг и методик формирования указанных нормативов,
результатов мониторинга оказания
государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), результатов
контроля за исполнением государственных (муниципальных) заданий, результатов
изучения мнения населения о качестве оказания услуг (выполнения работ). Заключительные
положения Реализация
настоящей Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований,
предусмотренных в бюджете Пензенской области на соответствующий финансовый год,
в составе расходов на реализацию государственных программ. _____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|