Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Пензенской области от 20.02.2017 № 68-рП

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

 

 

 

от

20 февраля 2017 года

 

68-рП

 

г. Пенза

 

 

 

Об утверждении бюджетного прогноза Пензенской области

на долгосрочный период до 2030 года

 

В соответствии со статьей 1701 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 291 Закона Пензенской области от 07.04.2003 № 463-ЗПО «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области»(с последующими изменениями), Порядком разработки, утверждения, общественного обсуждения, мониторинга и контроля реализации бюджетного прогноза Пензенской области на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 30.01.2015 № 26-пП «Об утверждении Порядка разработки, утверждения, общественного обсуждения, мониторинга и контроля реализации бюджетного прогноза Пензенской области на долгосрочный период» (с последующими изменениями):

1. Утвердить прилагаемый Бюджетный прогноз Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года.

2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Пензенской области от 24.10.2016 № 446-рП «Об одобрении проекта бюджетного прогноза Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года».

3. Настоящее распоряжение разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Председателя Правительства Пензенской области.

 

 

 

Губернатор

Пензенской области

 

           И.А. Белозерцев

 

 

 


УТВЕРЖДЕН

распоряжением Правительства

Пензенской области

от 20.02.2017 № 68-рП

 

Бюджетный прогноз Пензенской области

на долгосрочный период до 2030 года

 

Бюджетный прогноз Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года (далее – бюджетный прогноз) разработан на основе прогноза социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочный период до 2030 года (далее – долгосрочный прогноз) с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2030 года, утвержденной Законом Пензенской области от 04.09.2007 № 1367-ЗПО (с последующими изменениями).

Бюджетный прогноз разработан в рамках реализации Программы повышения эффективности управления общественными финансами в Пензенской области на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Пензенской области от 04.12.2014 № 631-рП.

Целью разработки бюджетного прогноза является оценка основных бюджетных параметров на долгосрочную перспективу, определение ключевых направлений реализации налоговой, бюджетной и долговой политики в долгосрочном периоде, анализ основных рисков, влияющих на сбалансированность бюджета, и проработка механизмов их минимизации. Оценка финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на достижение стратегических целей социально-экономического развития региона, должна послужить основой для разработки и взаимоувязки всей совокупности документов стратегического планирования.

Долгосрочное бюджетное планирование определяет дальнейшую траекторию развития финансовой системы Пензенской области для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона, эффективного управления финансовыми ресурсами, экономического роста, улучшения инвестиционного климата в Пензенской области и, соответственно, должно сыграть важную роль в повышении уровня и качества жизни населения.

 

1. Основные итоги развития и текущее состояние

консолидированного бюджета Пензенской области

и бюджета Пензенской области

 

Развитие финансовой системы Пензенской области на протяжении последних лет характеризуется опережающим ростом бюджетных расходов по сравнению с бюджетными возможностями. Такая тенденция обусловлена динамичным развитием экономики, безусловным выполнением социальных обязательств, принятием на федеральном уровне правовой базы, регулирующей введение нормативов и стандартов финансирования в соответствующих отраслях, а также решений, устанавливающих ряд целевых параметров социально-экономического развития.

Среди таких нововведений – поэтапный переход к уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения до 100% от расчетного объема, в результате которого бюджетные расходы на указанные цели увеличились с 1,7 млрд. руб. в 2010 году до 5,5 млрд. руб. в 2015 году, что составило более 22% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Пензенской области.

В связи с формированием территориального дорожного фонда объем собственных средств бюджета Пензенской области на поддержку дорожной деятельности увеличился почти в 2,5 раза и в настоящее время составляет более 10% от общего объема налоговых и неналоговых доходов. Так, если за 2008–2011 годы расходы регионального бюджета на осуществление дорожной деятельности составили 4,2 млрд. руб., то за четыре года существования Дорожного фонда Пензенской области (2012–2015 годы) на указанные цели было направлено 10,5 млрд. руб.

На участие Пензенской области в 2011–2013 годах в федеральных целевых программах по модернизации здравоохранения и общего образования из бюджета региона было выделено 1,6 млрд. руб.

Начиная с 2012 года значительная часть бюджетных расходов направляется на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, среди результатов реализации которых – достижение по итогам 2013–2015 годов индикативных показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в полном объеме; выполнение обязательств по обеспечению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет путем введения 2 095 дополнительных мест в детских садах. Кроме того, в Пензенской области было принято решение о продлении до 31.12.2017 выплаты ежемесячного пособия при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. С целью улучшения жилищных условий продолжается реализация мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

Наряду с финансированием социально значимых направлений на протяжении последних лет в регионе реализуются крупные инвестиционные проекты по созданию и развитию объектов социально-культурного назначения, инновационной инфраструктуры.

В первую очередь это связано со строительством и реконструкцией объектов социально-культурной сферы (киноконцертный зал «Пенза», областная филармония с органным залом и др.), автомобильных дорог в 2010–2014 годах в рамках подготовки к празднованию 350-летия г. Пензы. На указанные цели из консолидированного бюджета Пензенской области направлено 3,1 млрд. руб.

В регионе построены крупные спортивные объекты (спортивно-зрелищный комплекс «Дизель-арена», Дворец единоборств «Воейков», плавательные бассейны в г. Пензе и районах области, велолыжероллерная трасса, стадион «Рубин» в г. Кузнецке), новое здание областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова, стационар областного противотуберкулезного диспансера, стационар инфекционного корпуса областного центра специализированных видов медицинской помощи. Продолжается строительство перинатального центра.

В целях создания в Пензенской области благоприятного инвестиционного климата и привлечения инвесторов на территории региона созданы площадки для ведения бизнеса, обеспеченные инженерной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для запуска новых производств. Начиная с 2006 года создано 14 региональных бизнес-инкубаторов, из которых шесть находятся в г. Пензе, остальные – в районах области, сеть многофункциональных центров, два технопарка, ведется строительство индустриального парка.

При этом налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Пензенской области росли более сдержанными темпами, чем требовалось для выполнения поставленных задач. В 2015 году снижение отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Пензенской области, вызванное ухудшением экономической ситуации, отрицательно сказалось на поступлении доходов в бюджет региона. План по налоговым и неналоговым доходам был выполнен лишь на 89,8% (при плане – 35,6 млрд. руб. поступило – 32,0 млрд. руб.), объем поступлений в консолидированный бюджет составил лишь 99,7% от уровня 2014 года (при запланированном в бюджете росте на 3,5 млрд. руб. или на 11,1%, поступления снизились на 81 млн. руб., или на 0,3%).

Недостаток собственных финансовых ресурсов для реализации вышеуказанных мероприятий привел к необходимости привлечения кредитных ресурсов и, как следствие, к увеличению объема государственного долга Пензенской области, который на 1 января 2016 года составил 21,3 млрд. руб. или 87,3% от доходов бюджета Пензенской области без учета безвозмездных поступлений за 2015 год.

Привлечение в 2014–2015 годах бюджетных кредитов из федерального бюджета в общей сумме 4,7 млрд. руб. на погашение ранее привлеченных бюджетных и дорогостоящих коммерческих кредитов позволило оптимизировать структуру государственного долга региона за счет сокращения объема привлекаемых коммерческих кредитов, а также получить экономию бюджетных средств на обслуживание долговых обязательств в сумме 375 млн. руб. в результате их досрочного погашения. Однако условия заключенных с Минфином России соглашений о предоставлении указанных кредитов устанавливают жесткие требования к параметрам государственного долга и дефицита бюджета Пензенской области, что ограничивает привлечение коммерческих кредитов в качестве источника финансирования принятых расходных обязательств.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы и изыскания источников финансирования принятых расходных обязательств в Пензенской области начиная с 2013 года реализуются планы мероприятий по оздоровлению государственных и муниципальных финансов и сокращению долговой нагрузки, направленные на увеличение налоговых и неналоговых доходов, оптимизацию бюджетных расходов и сокращение долговой нагрузки. В результате принятых мер за три года суммарно привлечено дополнительных ресурсов в общей сумме 12,5 млрд. руб., по итогам 2015 года впервые за последние 9 лет удалось сократить объем государственного долга Пензенской области на 69 млн. руб.

В результате значительной работы по наращиванию собственного экономического потенциала, проводимой Правительством Пензенской области, поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет региона в 2016 году превысили уровень 2015 года на сумму порядка 7 млрд. руб., что позволило профинансировать принятые обязательства, включая погашение задолженности, сложившейся в связи с невыполнением бюджета в 2015 году, обеспечение условий софинансирования федеральных целевых средств, реализацию указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, при соблюдении условий заключенных с Минфином России соглашений по уровню государственного долга, долга по коммерческим заимствованиям и размеру дефицита.

 

2. Цели, задачи, направления реализации налоговой, бюджетной,

долговой политики в долгосрочном периоде

 

В сложившихся условиях основные усилия в сфере управления общественными финансами Пензенской области необходимо направить на обеспечение финансовыми ресурсами задач по развитию экономики и обеспечению социальной стабильности в регионе, при сохранении сбалансированности бюджетной системы Пензенской области.

2.1. Основной задачей налоговой политики Пензенской области в долгосрочном периоде, как и в прежние годы, будет являться сохранение, укрепление и расширение доходного потенциала области и в первую очередь за счет развития предпринимательской и инвестиционной активности, легализации налоговой базы, повышения качества администрирования доходных источников. Реализация налоговой политики Пензенской области будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

1) создание условий для предпринимательской инициативы и развития малого и среднего бизнеса за счет снижения налоговой нагрузки путем предоставления двухгодичных «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, расширения перечня видов предпринимательской деятельности (с 47 до 63), по которым возможно применение патентной системы налогообложения, а также снижение стоимости патента для предпринимателей, имеющих наемных работников, продления до 1 января 2021 года срока действия специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

2) стимулирование инвестиционной деятельности и повышение инвестиционной привлекательности Пензенской области, в том числе за счет применения института участников региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов;

3) дальнейшая оптимизация налоговых льгот, в том числе за счет отмены налоговых льгот, установленных федеральным законодательством;

4) использование при определении налоговой базы по объектам недвижимого имущества кадастровой стоимости;

5) совершенствование механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Пензенской области, органов местного самоуправления Пензенской области и территориальных органов федеральных органов государственной власти, направленных на:

- повышение уровня собираемости доходных источников, а также сокращение задолженности по платежам в бюджет, усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей и применение мер принудительного взыскания задолженности;

- легализацию бизнеса и «теневой» заработной платы, предотвращение уклонения от уплаты налогов;

- сверку и актуализацию баз данных, которые используются в целях налогообложения;

- повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью.

Реализация планируемых мероприятий и их дальнейшее развитие позволит увеличить доходный потенциал Пензенской области, поступления доходов в бюджет и уровень бюджетной обеспеченности, а также повысить в целом устойчивость бюджетной системы Пензенской области.

2.2. Основными задачами долгосрочной бюджетной политики Пензенской области будут являться:

- обеспечение сбалансированного распределения имеющихся финансовых ресурсов между текущими социальными расходами и расходами на развитие;

- рациональное и эффективное использование бюджетных средств.

Реализация долгосрочной бюджетной политики Пензенской области будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:

1) повышение эффективности бюджетных расходов за счет реализации мероприятий:

- по совершенствованию инструментов программно-целевого планирования и управления путем планирования мероприятий государственных (муниципальных) программ с учетом приоритетов социально-экономического развития региона и реальных финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Пензенской области, развития механизма проектного управления, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации государственных (муниципальных) программ, разработки методики продления сроков и (или) порядка формирования новых программ взамен завершающихся, исходя из оценки достижения за весь период их реализации запланированных результатов;

по планированию расходов капитального характера на создание новой либо развитие существующей инфраструктуры в соответствующей отрасли только на основании детального анализа существующих объектов, их загруженности и потребности населения в использовании новых объектов. Кроме того, необходимо взвешенно подходить к участию в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, учитывая возможности по обеспечению обязательного объема финансирования;

по развитию системы организации закупок товаров работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд путем планирования закупок на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период с применением механизма нормирования в сфере закупок, а также расширения практики применения совместных торгов;

по повышению эффективности мер социальной поддержки населения в результате введения критерия нуждаемости и проведения анализа результативности предоставления конкретных видов поддержки;

- по повышению эффективности оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе за счет планирования расходов на выполнение государственных (муниципальных) заданий на основе базовых нормативов затрат; включения в нормативные затраты по содержанию имущества только затрат на имущество, используемое для выполнения государственного (муниципального) задания; привлечения некоммерческих организаций социальной направленности к оказанию государственных (муниципальных) услуг;

2) совершенствование и развитие межбюджетных отношений, включая:

- содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов, снижении рисков неисполнения социально значимых и первоочередных расходных обязательств;

- стимулирование органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы;

- повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;

- реализацию мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины, соблюдение требований бюджетного законодательства, экономное и эффективное использование бюджетных ресурсов;

- повышение качества управления муниципальными финансами;

3) реализация новых принципов организации исполнения бюджета Пензенской области с целью обеспечения ликвидности счета бюджета и своевременного финансирования социально значимых расходов за счет:

- дальнейшего развития механизма перечисления межбюджетных трансфертов целевого характера местным бюджетам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по фактическим расходам получателей средств местных бюджетов;

- применения элементов контроля за исполнением контрактов в целях обеспечения обоснованного расходования бюджетных средств и подтверждения фактически выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг);

- проведения контроля за объемом финансового обеспечения и идентификационным кодом закупки, который позволит более эффективно и результативно расходовать бюджетные средства на закупку товаров, работ и услуг;

4) обеспечение прозрачности и открытости государственных финансов Пензенской области для общества путем:

- публикации брошюры «Бюджет для граждан» по проектам законов о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период, об исполнении бюджета за отчетный финансовый год;

организации открытого обсуждения и обсуждения в социальных сетях бюджетных вопросов, освещения в средствах массовой информации актуальных вопросов по бюджетной тематике, проведения опросов общественного мнения;

- внедрения инициативного бюджетирования;

5) повышение эффективности организации финансового менеджмента в органах государственной власти Пензенской области путем актуализация показателей мониторинга в соответствии с изменениями законодательства, а также усиления персональной ответственности руководителей главных распорядителей бюджетных средств за качество финансовой дисциплины;

6) развитие системы финансового контроля, включая:

- совершенствование методологии внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и разработку стандартов контрольной деятельности;

- внедрение новых процедур контроля в сфере закупок, в том числе за соблюдением требований к обоснованию закупок и правил нормирования;

- повышение результативности внутреннего финансового контроля (аудита);

- расширение полномочий по привлечению к административной ответственности.

Реализация основных направлений долгосрочной бюджетной политики Пензенской области позволит снизить темпы роста расходов за счет сокращения неэффективных трат, сформировать оптимальную структуру расходов бюджета исходя из приоритетов государственной политики, сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы на наиболее значимых направлениях развития региона.

2.3. Долговая политика Пензенской области до 2030 года будет направлена на снижение уровня долговой нагрузки на бюджет области, а также на обеспечение способности региона осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных перед Правительством Пензенской области социально-экономических задач. Реализация долговой политики будет осуществляться исходя из необходимости обеспечения экономической и бюджетной эффективности государственных заимствований, а также сбалансированности бюджета Пензенской области с учетом следующих основных принципов:

- обеспечение соответствия параметров государственного долга Пензенской области и расходов на его обслуживание нормам бюджетного законодательства;

- жесткий контроль за объемом и структурой государственного долга и расходов на его обслуживание;

- принятие решений о заимствованиях с учетом потребностей бюджета Пензенской области в привлечении заемных средств и возможностей бюджета по их дальнейшему погашению и обслуживанию;

- планирование оптимальных сроков осуществления государственных заимствований в зависимости от текущей ситуации на финансовом рынке;

- обеспечение равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет Пензенской области по годам.

Реализация долговой политики позволит обеспечить умеренный уровень долговой нагрузки на бюджет, оптимизировать объем и структуру государственного долга Пензенской области и минимизировать его стоимость, а также гарантирует поддержание положительной кредитной истории в управлении долгом.

Долговая политика муниципальных образований будет направлена на своевременное исполнение долговых обязательств и поддержание долговой нагрузки бюджетов на уровне, соответствующем требованиям бюджетного законодательства.

 

3. Подходы к разработке бюджетного прогноза

 

Основные параметры бюджета Пензенской области и местных бюджетов на период до 2030 года определены исходя из следующих методологических подходов.

1. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Пензенской области на долгосрочный период рассчитаны на основе поступлений доходов в консолидированный бюджет Пензенской области за 2016 год, а также базового варианта прогноза социально-экономического развития Пензенской области на период до 2030 года.

Налоговые и неналоговые доходы спрогнозированы в соответствии с положениями соответствующих глав Налогового кодекса Российской Федерации, нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также законодательством о неналоговых доходах.

При расчете наиболее крупных доходных источников консолидированного бюджета Пензенской области – налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций применены темпы роста отдельных показателей прогноза социально-экономического развития (прибыль прибыльных организаций, фонд заработной платы, стоимость амортизируемых основных фондов).

По другим доходным источникам при определении объемов поступлений использовались прогнозируемые на долгосрочный период индексы промышленного производства и роста потребительских цен.

В соответствии с федеральными законами от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30.11.2016 № 409-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» учтены изменения с 2017 года ставок акцизов на спирт и алкогольную продукцию, а по акцизам на нефтепродукты также уменьшение норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации (с 88% в 2016 году до 61,7% – в 2017 году) и, одновременно, увеличение норматива зачисления в бюджет Пензенской области – с 0,7918% в 2016 году до 0,8894% с 2017 года.

В связи с предусмотренной в соответствии с федеральным законодательством отменой на территории Российской Федерации системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности поступления указанного налога с 2021 года не прогнозировались.

Учтено поэтапное повышение и полная отмена пониженных ставок с 1 января 2019 года по налогу на имущество организаций в отношении магистральных трубопроводов и линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

Применены положения Федерального закона от 03.07.2016 № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающие освобождение организаций и физических лиц от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы «Платон».

Основными доходными источниками, составляющими в структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Пензенской области около 80%, в долгосрочном периоде будут являться налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество организаций.

Доходы бюджетов муниципальных образований сформированы за счет:

местных налогов – земельного налога и налога на имущество физических лиц;

- отчислений от федеральных налогов и специальных налоговых режимов по нормативам, предусмотренным действующим федеральным и региональным законодательством, – налога на доходы физических лиц, акцизов на нефтепродукты, государственной пошлины, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения;

- неналоговых доходов – доходов от продажи и использования земли и муниципального имущества, доходов от оказания платных услуг, штрафов, санкций, возмещения ущерба и др.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и от государственных организаций на 2017–2019 годы запланированы в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и распределением межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации. На период 2020–2030 годов безвозмездные поступления спрогнозированы в основном на уровне 2019 года.

2. Общий объем расходов бюджета Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Пензенской области определен исходя из прогнозируемого объема доходов соответствующих бюджетов и ограничения привлечения кредитных ресурсов в целях реализации долговой политики. Расходы консолидированного бюджета Пензенской области на долгосрочный период будут формироваться с учетом безусловного приоритета исполнения действующих обязательств, в том числе определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012, – повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, поддержка семьи и материнства, переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Кроме того, приоритетами останутся реализация мер социальной поддержки населения, поддержка отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, а также финансирование программ занятости населения.

Расходы на обслуживание государственного долга учтены в структуре бюджетных расходов в соответствии с условиями действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, а также с учетом необходимости обеспечения объема указанных расходов на уровне не более 15% от общего объема расходов бюджета Пензенской области без учета расходов, которые осуществляются за счет субвенций.

Размер финансовой поддержки, предоставляемой бюджетам муниципальных образований в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, субсидий на софинансирование приоритетных направлений развития муниципальных образований, субвенций на исполнение переданных государственных полномочий Пензенской области, планируется сохранить на сложившемся в настоящее время уровне, составляющем около 40 % от общего объема расходов бюджета Пензенской области.

В рамках государственных программ формируется свыше 95% расходов бюджета Пензенской области. Учитывая, что срок реализации действующих государственных программ Пензенской области завершается в 2020 году, в целях обеспечения согласованности региональных документов стратегического планирования, при продлении сроков реализации государственных программ, либо разработке новых программ взамен завершающихся, необходимо исходить из оценки предельного объема расходов областного бюджета, определенного в бюджетном прогнозе.

3. Источники финансирования дефицита бюджета Пензенской области и параметры государственного долга Пензенской области определены исходя из принятых Правительством региона обязательств о поэтапном сокращении доли общего объема долговых обязательств к 1 января 2020 года – до уровня не более 55%, в том числе по рыночным заимствованиям – не более 45%, дефицит бюджета – не более 10% от суммы доходов без учета безвозмездных поступлений, в соответствии с заключенными с Минфином России соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета на погашение ранее привлеченных бюджетных и коммерческих кредитов. В дальнейшем с целью поддержания долговой нагрузки на экономически безопасном уровне целесообразно придерживаться принципа ограничения коммерческих заимствований, являющихся в настоящее время одним из основных источников финансирования дефицита регионального бюджета. Привлечение в качестве источника бюджетных кредитов из федерального бюджета, согласно рекомендациям Минфина России, возможно только после принятия соответствующего решения трехсторонней комиссией по межбюджетным отношениям при Минфине России.

Объем и структура государственных заимствований будут определяться результатами исполнения бюджета Пензенской области и конъюнктурой внутреннего рынка. Долговая политика будет направлена на дальнейшее повышение кредитных рейтингов Пензенской области и обеспечение ее безусловной платежеспособности.

Прогноз характеристик консолидированного бюджета Пензенской области, бюджета Пензенской области, местных бюджетов Пензенской области приведены в приложении № 1.

Показатели финансового обеспечения государственных программ Пензенской области на период их действия приведены в приложении № 2.

 

4. Описание основных рисков, влияющих

на сбалансированность бюджета, и механизмы их профилактики

 

Бюджетная система крайне восприимчива к изменениям экономической ситуации. Основными рисками реализации бюджетного прогноза являются развитие кризисных явлений в экономике и снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации и Пензенской области, приводящие к сокращению поступлений доходов в консолидированный бюджет, повышению прогнозируемого уровня инфляции, ухудшению условий для заимствований, росту государственного и муниципального долга.

Изменения федерального законодательства, влияющие на параметры консолидированного бюджета региона (новации в межбюджетном регулировании, снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передача дополнительных полномочий без должного финансового обеспечения), также приводят к возникновению рисков неисполнения бюджетного прогноза.

Так, в настоящее время сложно оценить влияние на сбалансированность бюджета региона решений об изменении механизма выделения дотаций из федерального бюджета; о централизации в федеральный бюджет 1% процента налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов; об изменении порядка распределения в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%;о планируемом установлении с 2018 года предельного уровня софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации.

Минимизировать последствия рисков, влияющих на бюджетную сбалансированность, предполагается за счет:

- принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Пензенской области;

- максимального наполнения (повышения собираемости) доходной части бюджета Пензенской области и местных бюджетов Пензенской области;

- ограничения роста расходных обязательств на основе оценки эффективности бюджетных расходов;

- поддержания экономически безопасного уровня долговых обязательств и минимально возможной стоимости их обслуживания;

- проведения контроля за исполнением бюджета Пензенской области и местных бюджетов Пензенской области.

 

__________

 


Приложение № 1

к Бюджетному прогнозу Пензенской области

на долгосрочный период до 2030 года,

утвержденному распоряжением

Правительства Пензенской области

от 20.02.2017   № 68-рП

 

Прогноз характеристик консолидированного бюджета Пензенской области,

бюджета Пензенской области, местных бюджетов Пензенской области

млн. руб.

 

Показатель

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020

год

2021 год

2022

год

2023

 год

2024 год

2025 год

2026

год

2027

 год

2028 год

2029

год

2030 год

I. Консолидированный бюджет Пензенской области

Доходы - всего

48652,9

55321,2

54546,3

49913,7

51190,3

53175,1

54 643,5

57013,1

59 501,8

61 933,1

64 599,0

67 362,5

70 223,4

73 221,1

76 368,1

79 759,7

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговые, неналоговые

32008,3

38902,8

40063,0

42334,4

43898,2

45883,2

47 351,6

49721,2

52 209,9

54 641,2

57 307,1

60 070,6

62 931,5

65 929,2

69 076,2

72 467,8

Безвозмездные поступления

16644,6

16418,4

14483,3

7 579,3

7 292,1

7 291,9

7 291,9

7 291,9

7 291,9

7 291,9

7 291,9

7 291,9

7 291,9

7 291,9

7 291,9

7 291,9

Расходы

51469,0

55394,9

54822,1

48940,0

51943,6

54186,4

55 500,8

57923,9

60 612,2

63 127,9

65 655,2

68 624,0

71 490,5

74 393,9

77 646,8

81 144,6

Дефицит (профицит)

-2816,1

-73,7

-275,8

973,7

-753,3

-1011,3

-857,3

-910,8

-1 110,4

-1 194,8

-1 056,2

-1 261,5

-1 267,1

-1 172,8

-1 278,7

-1 384,9

II. Бюджет Пензенской области

Доходы - всего

41066,0

47112,6

46460,4

40463,3

41561,1

43147,2

44 987,5

46942,9

48 997,5

51 028,2

53 225,3

55 499,5

57 856,8

60 333,9

62 943,7

65 776,5

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговые, неналоговые

24363,5

30704,9

31976,0

32882,3

34267,3

35853,4

37693,7

39649,1

41 703,7

43 734,4

45 931,5

48 205,7

50 563,0

53 040,1

55 649,9

58 482,7

Безвозмездные поступления

16702,5

16407,7

14484,4

7 581,0

7 293,8

7 293,8

7 293,8

7 293,8

7 293,8

7 293,8

7 293,8

7 293,8

7 293,8

7 293,8

7 293,8

7 293,8

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дотации

8 299,2

7 771,9

7 828,7

4 388,8

4 290,3

4 290,3

4 290,3

4 290,3

4 290,3

4 290,3

4 290,3

4 290,3

4 290,3

4 290,3

4 290,3

4 290,3

Субсидии

3 826,3

3 891,2

3 130,7

849,3

816,9

816,9

816,9

816,9

816,9

816,9

816,9

816,9

816,9

816,9

816,9

816,9

Субвенции

2 833,4

2 943,8

2 432,0

2 101,9

2 105,5

2 105,5

2 105,5

2 105,5

2 105,5

2 105,5

2 105,5

2 105,5

2 105,5

2 105,5

2 105,5

2 105,5

Иные межбюджетные трансферты

1 048,3

1 200,2

745,3

74,4

73,1

73,1

73,1

73,1

73,1

73,1

73,1

73,1

73,1

73,1

73,1

73,1

Расходы - всего

43293,1

46495,3

46350,7

39793,5

42383,1

44048,1

45738,5

47742,9

49 992,3

52 103,0

54 156,3

56 630,5

58 987,8

61 364,9

64 074,7

67 007,5

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Межбюджетные трансферты

17985,6

20270,6

20065,8

18194,9

18672,8

18633,1

18718,1

18855,1

19 001,4

19 150,9

19 303,4

19 458,8

19 613,0

19 765,3

19 915,1

20 066,0

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дотации

3 570,2

4 045,4

3 896,0

3 728,2

3 833,3

3 997,0

4 082,0

4 219,1

4 365,3

4 514,8

4 667,3

4 822,7

4 976,9

5 129,2

5 279,0

5 429,9

Расходы на обслуживание государственного долга

1 151,8

1 001,7

999,7

963,2

1 793,2

1 854,2

1 978,4

2 085,2

2 208,3

2 338,5

2 418,1

2 517,2

2 615,4

2 704,3

2 801,6

2 908,1

отношение расходов на обслуживание государственного долга к общему объему расходов, за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ

2,8

2,3

2,3

2,6

4,5

4,4

4,5

4,6

4,6

4,7

4,6

4,6

4,6

4,6

4,5

4,5

Дефицит (профицит)

-2227,1

617,3

109,7

669,8

-822,0

-900,9

-751,0

-800,0

-994,8

-1 074,8

-931,0

-1 131,0

-1 131,0

-1 031,0

-1 131,0

-1 231,0

отношение дефицита к объему доходов без учета безвозмездных поступлений, %

9,1

 

 

 

2,4

2,5

2,0

2,0

2,4

2,5

2,0

2,3

2,2

1,9

2,0

2,1

Источники финансирования

2 227,1

-617,3

-109,7

-669,8

822,0

900,9

751,0

800,0

994,8

1 074,8

931,0

1 131,0

1 131,0

1 031,0

1 131,0

1 231,0

из них:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценные бумаги

 

 

1 500,0

 

 

 

-550,0

-320,0

-320

-310

 

 

 

 

 

 

Бюджетные кредиты

 

372,8

-923,1

-2762,7

-1984,0

 

-965,1

-1447,5

-51,1

-51,1

-172,9

-172,9

-172,9

-172,9

-172,9

-172,9

Кредиты кредитных организаций

-60,0

-408,6

-1655,1

974,9

2 432,1

634,8

2 266,1

2 567,5

1 340,0

1 410,0

1 000,0

1 200,0

1 200,0

1 100,0

1 200,0

1 300,0

Государственный долг на конец года

21262,8

21209,2

20113,4

18309,1

18751,1

19380,7

20676,6

21796,6

23 085,5

24 444,4

25 271,5

26 298,6

27 325,7

28 252,8

29 279,9

30 407,0

отношение государственного долга к объему доходов без учета безвозмездных поступлений, %

87,3

69,1

62,9

55,7

54,7

54,1

54,9

55,0

55,4

55,9

55,0

54,6

54,0

53,3

52,6

52,0

III. Местные бюджеты Пензенской области

Доходы

25639,3

28484,7

28158,2

27649,8

28306,2

28665,4

28378,5

28929,7

29 510,1

30 060,2

30 681,5

31 326,2

31 984,0

32 656,9

33 343,9

34 053,6

Налоговые, неналоговые

7705,8

8201,5

8092,4

9454,9

9633,4

10032,3

9 660,4

10074,6

10 508,7

10 909,3

11 378,1

11 867,4

12 371,0

12 891,6

13 428,8

13 987,6

Безвозмездные поступления

17933,5

20283,2

20065,8

18194,9

18672,8

18633,1

18718,1

18855,1

19 001,4

19 150,9

19 303,4

19 458,8

19 613,0

19 765,3

19 915,1

20 066,0

Расходы

26228,3

29175,7

28543,7

27345,9

28237,5

28775,8

28484,8

29040,5

29 625,7

30 180,2

30 806,7

31 456,7

32 120,1

32 798,7

33 491,6

34 207,5

Дефицит (профицит)

-589,0

-691,0

-385,5

303,9

68,7

-110,4

-106,3

-110,8

-115,6

-120,0

-125,2

-130,5

-136,1

-141,8

-147,7

-153,9


Информация по документу
Читайте также