Расширенный поиск

Постановление правительства Воронежской области от 13.03.2015 № 166

Правительство Воронежской области

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 13 марта 2015 г. № 166

 

 О внесении изменений

 в постановление правительства

 Воронежской области

 от 10.12.2013 № 1077

 

 

 

В соответствии с Законом Воронежской области от 11.12.2014 № 171-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2013 № 786 «О порядке принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области» правительство Воронежской области п о с т а н о в л я е т:

1. Внести в постановление правительства Воронежской области от 10.12.2013 № 1077 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие лесного хозяйства» (в редакции постановлений правительства Воронежской области от 10.04.2014 № 325, от 21.07.2014 № 661, от 12.09.2014 № 845, от 23.12.2014 № 1201) изменения, изложив государственную программу Воронежской области «Развитие лесного хозяйства» в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области - руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Увайдова М.И.

 

 

 

Губернатор

Воронежской области                                                        А.В. Гордеев

 

 

 

Приложение

к постановлению правительства

Воронежской области

от  13 марта 2015 г.  № 166

 

«Утверждена

постановлением

правительства Воронежской области

от 10.12.2013 № 1077

 

Государственная программа Воронежской области

«Развитие лесного хозяйства»

 

ПАСПОРТ

государственной программы Воронежской области

«Развитие лесного хозяйства»

 

Ответственный исполнитель государственной программы

Управление лесного хозяйства Воронежской области

Исполнители государственной программы

Управление лесного хозяйства Воронежской области

Основные разработчики государственной программы

Управление лесного хозяйства Воронежской области

Подпрограммы государственной программы и основные мероприятия

1. Охрана лесов.

2. Обеспечение использования лесов.

3. Воспроизводство и защита лесов.

4. Обеспечение реализации государственной программы.

5. Защитное лесоразведение Воронежской области

Цель государственной программы

Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов

Задачи государственной программы

1. Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров.

2. Создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов.

3. Обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов.

4. Сокращение потерь лесного хозяйства от вредных организмов.

5. Повышение эффективности управления лесами.

6. Повышение экологической и продовольственной безопасности Воронежской области

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

1. Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.

2. Лесистость территории Воронежской области.

3. Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.

4. Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда.

5. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины.

6. Соотношение стоимости 1 куб. м древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации

Сроки реализации государственной программы

2014 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования государственной программы (в действующих ценах каждого года реализации государственной программы)

Всего – 3 582 559,9 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет – 1 517 182,8 тыс. рублей;

областной бюджет – 1 334 005,7 тыс. рублей;

средства юридических лиц – 731 371,4 тыс. рублей;

в том числе по годам реализации государственной программы:

2014 год: всего – 577 857,4 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет – 233 610,3 тыс. рублей;

областной бюджет – 248 510,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц – 95 737,1 тыс. рублей;

2015 год: всего – 481 075,3 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет – 201 509,8 тыс. рублей;

областной бюджет – 186 413,7,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц – 93 151,8 тыс. рублей;

2016 год: всего – 475 704,9 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет – 257 514,0 тыс. рублей;

областной бюджет – 113 780,0  тыс. рублей;

средства юридических лиц – 104 410,9 тыс. рублей;

2017 год: всего – 418 189,3 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет – 201 403,7 тыс. рублей;

областной бюджет – 114 037,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц – 102 748,6 тыс. рублей;

2018 год: всего – 510 935,0 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет – 196 136,0 тыс. рублей;

областной бюджет – 210 496,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц – 104 303,0 тыс. рублей;

2019 год: всего – 542 506,0 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет – 207 452,0 тыс. рублей;

областной бюджет – 223 451,0 тыс. рублей;

 

средства юридических лиц – 111 603,0 тыс. рублей;

2020 год: всего – 576 292,0 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет – 219 557,0 тыс. рублей;

областной бюджет – 237 318,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц – 119 417,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы

1. Сохранение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на уровне 0,56 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.

2. Сохранение лесистости территории Воронежской области на уровне 8,1 - 8,2 процента.

3. Сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на уровне 86,2 процента от площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.

4. Повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда (рублей на 1 га земель лесного фонда), достижение к 2020 году уровня 158,5 рубля на 1 га.

5. Увеличение использования расчетной лесосеки до 100 процентов

 

I. Общая характеристика сферы реализации государственной

программы

 

Государственная программа Воронежской области «Развитие лесного хозяйства» (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2013 № 786 «О порядке принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области».

Программа определяет цели и задачи развития лесного хозяйства Воронежской области в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и защитного лесоразведения, ресурсного обеспечения, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Реализация Программы направлена на обеспечение сохранности лесов, их глобального экологического значения с одновременным формированием условий социально-экономического развития лесного сектора в части применения инноваций в использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Общая площадь лесов Воронежской области составляет 501,7 тыс. га, или 8,1 % ее общей площади. Распределение лесных площадей по территории области неравномерное: от 5 до 10  % на севере, северо-западе области и до 1 % на юге и юго-востоке области. Основными лесообразующими породами являются твердолиственные насаждения (дуб, ясень, клен, вяз), на их долю приходится 52,4 % покрытой лесом площади. Сосна занимает 28,8 % покрытой лесом площади. Из мягколиственных пород наиболее широко распространены береза, осина, ольха, тополь, липа.

Земли лесного фонда области составляют 455,5 тыс. га, к лесам, расположенным на землях иных категорий, относятся: леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, - 33,9 тыс. га; леса, расположенные на землях Министерства обороны Российской Федерации, - 1,9  тыс. га; леса, расположенные на землях населенных пунктов, - 0,3 тыс. га; леса, расположенные на землях иных категорий, - 10,1 тыс. га.

Кроме того, на территории Воронежской области площади защитных лесных насаждений, созданных на землях сельскохозяйственного назначения, составляют 147,3 тыс. га.

Все леса Воронежской области являются защитными лесами и как отдельная целевая группа лесов выполняют исключительные средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, климаторегулирующие и иные полезные функции, обеспечивающие в первую очередь сохранение благоприятной окружающей среды, условий жизни населения, биологического разнообразия природных экосистем.

В результате лесных пожаров, действия вредителей и болезней, чрезмерной рекреационной нагрузки, загрязнения и захламления наблюдается снижение устойчивости лесов, что может привести к потере ими целевых функций. В современных условиях в связи с усилением изменений климата, с ростом рисков природных и техногенных катастроф, исторически выработанные подходы к управлению защитными лесами и ведению лесного хозяйства требуют совершенствования.

Не способствует повышению защитных функций старение защитных лесов, вызванное ограничением рубок в них, что приводит к накоплению малоценных спелых и перестойных древостоев, обладающих сниженной экологической устойчивостью и средозащитным потенциалом.

На всех этапах развития лесного хозяйства Воронежской области постоянное внимание к устойчивому управлению лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важной задачей. Сбалансированная система лесохозяйственных мероприятий, включающая соответствующие целевому назначению лесов виды рубок и меры по восстановлению, охране и защите лесов, является необходимой основой для поддержания лесов в состоянии эффективного функционирования.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для увеличения объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижения уровня воздействия неблагоприятных факторов, достижения требуемого качества работ по воспроизводству и защите лесов.

Несмотря на существенные изменения в лесном законодательстве, произошедшие за последние пять лет, требуется его дальнейшее совершенствование, особенно в части лесоуправления, уточнения перечня видов использования лесов, режима использования, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов, лесного семеноводства, учета специфики определения границ лесных участков, осуществления их кадастрового учета, государственной регистрации прав на лесные участки и совершения сделок с ними, а также доработки действующих и разработки новых нормативных правовых актов.

Лесное хозяйство не играет существенной роли в экономике Воронежской области. Доля лесного сектора в валовом экономическом продукте составляет всего 0,12 %. Вместе с тем развитие лесного сектора области возможно при существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования полезных свойств лесов, повышения их продуктивности, сохранения биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий органов государственной власти разного уровня.

Ежегодное использование запасов древесины в лесном фонде области находится на уровне от 330,0 тыс. куб. м до 350,0 тыс. куб. м ликвидной древесины, что составляет 45 % от установленной расчетной лесосеки. За последние четыре года допустимый ежегодный объем изъятия древесины в спелых и перестойных насаждениях снизился до уровня 22,3  %, при уходе за лесами - до 2,8 %, что негативно влияет на общее состояние лесов и качество получаемого древесного сырья. Растут запасы спелой и перестойной древесины, и, как следствие, увеличивается площадь лесных насаждений, подверженных риску поражения вредителями и болезнями.

Сравнительно низкий уровень освоения лесосечного фонда свидетельствует о потенциале повышения эффективности лесопользования, использовать который возможно при развитии лесозаготовительного производства (в пределах допустимого объема изъятия древесины) и производств по химической и химико-механической переработке мелкотоварной, низкосортной древесины.

Для увеличения объемов заготовки древесины и ее переработки планируются следующие мероприятия:

- предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины с осуществлением охраны, защиты леса и воспроизводства лесов;

- осуществление закупок для обеспечения государственных нужд на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории лесничеств с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины;

- продажа древесины населению для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений;

- проведение аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд;

- привлечение инвестиций в отрасль.

После принятия Лесного кодекса Российской Федерации расширились возможности использования лесов и для других целей, прежде всего целей рекреации, для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В перспективе платежи в бюджетную систему Российской Федерации за использование лесов в этих целях должны существенно возрасти.

В последние годы в местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью сохранения биологических ресурсов, смягчением глобальных изменений климата, соблюдением требований лесной сертификации.

Современное лесопатологическое и санитарное состояние лесов Воронежской области нельзя признать благополучным, что подтверждается отнесением лесов к зоне сильной лесопатологической угрозы. Площадь лесов с нарушенной и утраченной устойчивостью составляет 47,4 тыс. га.

В течение последних пяти лет площади насаждений с неудовлетворительным санитарным состоянием возросли более чем в два раза. Увеличению площади насаждений с нарушенной устойчивостью и насаждений, утративших устойчивость, способствовала аномальная засуха последних лет, вызвавшая широкомасштабные пожары в лесах области в 2010 году, а также послужившая толчком для вспышек массового размножения насекомых-вредителей. Кроме того, налаженная система ежегодных лесопатологических обследований насаждений выявляет дополнительные участки леса, поврежденные болезнями.

Наибольшую площадь поврежденных и ослабленных насаждений составили древостои со слабой степенью усыхания - 25,8 тыс. га. Насаждения со средней и сильной степенью усыхания представлены на площади 21,6 тыс. га.

Основными факторами ослабления лесов Воронежской области послужили:

- болезни леса (корневая губка, сосудистый микоз дуба, стволовые гнили, некрозы ветвей, опенок осенний) – 58 %;

- пожары – 25 %;

- неблагоприятные почвенно-климатические и погодные условия – 11 %;

- непатогенные факторы – 3 %;

- повреждения насекомыми (сосновый шелкопряд, рыжий сосновый пилильщик, сосновая совка, сосновая пяденица, зеленая дубовая листовертка, зимняя пяденица) – 2 %;

- антропогенные факторы – 1 %.

Высокая хозяйственная освоенность территории области при большой плотности населения (45 человек на 1 кв. км), что более чем в пять раз превышает среднее значение по России, создает высокую антропогенную нагрузку на леса. Количество нарушений лесного законодательства на территории области ежегодно составляет 320-350 случаев. Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного и пожарного надзора на местном и региональном уровнях.

Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки к возникновению лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем более 6 месяцев. Средний класс пожарной опасности в лесах Воронежской области - 3,5 ед. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и несанкционированное выжигание сухой стерни и травы на полях и лугах.

Анализ горимости лесов за трехлетний период свидетельствует о тенденции снижения количества пожаров и площади пожаров: так, в 2011 году зафиксировано 89 пожаров на площади 33,49 га; в 2012 году зафиксировано 47 пожаров на площади 21,5 га; в 2013 году зафиксировано 30 пожаров на площади 15,65 га.

При сохранении существующего уровня организации охраны лесов от пожаров и увеличении финансирования охраны лесов в рамках реализации Программы планируется:

сократить среднюю площадь лесных пожаров в планируемом периоде за счет более оперативного реагирования на обнаруженные лесные пожары;

обеспечить качественное выполнение работ по тушению лесных пожаров и не допустить значительного повреждения лесов за счет укомплектования необходимой численностью пожарных формирований и инспекторского состава и организации работы в посменном режиме;

обеспечить сокращение времени на подъезд к местам пожара, локализовать их на самой ранней стадии развития за счет обновления лесопожарной техники, оборудования.

Воронежская область относится к малолесным территориям России, поэтому вопросам лесовосстановления и лесоразведения всегда уделялось первостепенное значение.

Анализ лесовосстановительных мероприятий показал, что в среднем ежегодно (до 2010 года) выполнялась посадка лесных культур в объеме 1000 га. В связи с прошедшими лесными пожарами лета 2010 года увеличилась площадь сплошных рубок на землях лесного фонда. Соответственно увеличился ежегодный объем искусственного лесовосстановления в 2,5 раза.

В результате реализации мероприятий программы по данному направлению планируется:

завершить к 2015 году ликвидацию последствий лесных пожаров 2010 года на оставшейся площади 4,9 тыс. га;

обеспечить проведение лесовосстановления на площади 23,8 тыс. га.

С учетом роста объемов посадки лесных культур требуется большее количество посадочного материала.

В указанных целях в Воронежской области построен и начал функционировать Воронежский лесной селекционно-семеноводческий центр по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой, позволяющий получать стандартный качественный посадочный материал в течение одного года. Данным учреждением в течение 2013 года выращено 4 миллиона сеянцев сосны и 120 тысяч сеянцев дуба с закрытой корневой системой.

Исключительно важным и актуальным в настоящее время является вопрос создания защитных лесных насаждений, необходимых для предотвращения эрозионных процессов, повышения плодородия почв.

В среднем за период с 1991 года по 2000 год объем создаваемых защитных лесных насаждений в Воронежской области составлял 1000-1300 га ежегодно. За последние три года этот показатель снизился до 100-200 га.

Дальнейшее развитие должна получить создаваемая система государственной инвентаризации лесов, обеспечивающая информацией, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений на областном и федеральном уровнях. Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре.

Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. На сегодняшний день научное и кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Наиболее остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены слабым развитием социального партнерства, а также низким по сравнению с другими отраслями экономики уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров и специалистов.

На территории Воронежской области функционируют два учебных заведения - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская лесотехническая академия» и государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова», которые готовят профессиональные кадры инженерного и среднего звена, что позволит разрешить проблему кадрового обеспечения лесного хозяйства в будущем.

Проблемы, препятствующие своевременному воспроизводству лесов, лесоразведению наиболее эффективными способами, увеличению продуктивности лесов, улучшению их породного состава и качества, организации рационального использования участков лесного фонда, поддержанию оптимальной лесистости области, повышению оперативности работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, улучшению системы наземных способов борьбы с лесными пожарами, обеспечению охраны лесов от незаконных рубок, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов и согласованности действий органов исполнительной государственной власти. Учитывая необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из федерального бюджета и бюджета Воронежской области, в связи с затратностью большинства планируемых лесохозяйственных мероприятий и продолжительностью сроков их реализации необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.

К возможным внешним факторам, которые могут негативно повлиять на реализацию Программы, относятся:

1) отсутствие финансирования либо неполное финансирование из различных источников, предусмотренных Программой, в том числе из областного бюджета;

2) влияние природных факторов: засухи, продолжительных осадков в весенне-летний период;

3) изменение налогового, бюджетного и лесного законодательства, кризисные явления в экономике.

Необходимость решения проблем программными методами обусловлена соответствием цели, задач и направлений предлагаемой к разработке Программы целям, задачам и направлениям Лесного кодекса Российской Федерации. С принятием Лесного кодекса Российской Федерации изменилась структура управления лесным хозяйством. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации, и переданных полномочий, определенных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

При разработке Программы учитывались основные положения Лесного плана Воронежской области и лесохозяйственных регламентов лесничеств.

 

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

государственной программы, цели, задачи и показатели

(индикаторы) достижения целей и решения задач, описание

основных ожидаемых конечных результатов государственной

программы, сроков и этапов реализации государственной

программы

 

1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

государственной программы

 

В основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации отражены приоритеты государственной политики, цели и намечены пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, приоритетными направлениями развития лесного хозяйства определены создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал, улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 1540-р, определены основные направления развития лесохозяйственного комплекса Центрального федерального округа, включающие в себя:

- формирование условий для рационального лесопользования и своевременного лесовосстановления;

- решение вопросов обеспечения охраны лесов от пожаров, в том числе развитие материально-технической базы лесопожарных подразделений, предотвращение незаконных рубок и нелегального оборота древесины;

- формирование оптимальной структуры и состава лесного фонда;

- обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;

- подготовку и повышение квалификации кадров на базе прямых договоров с учебными заведениями;

- организацию рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.

Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, принятой в 2008 году Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Стратегия), определены основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства:

- недостаточная точность учета лесных ресурсов;

- значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;

- невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;

- плохо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах;

- нарушение биологического разнообразия лесов.

В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса Стратегия предусматривает необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.

Для достижения поставленных целей Стратегией предусматривается решение задачи по совершенствованию организационной и функциональной структуры государственного управления лесами и  определяется комплекс мер по обеспечению современного уровня охраны и защиты лесов, а также гарантированного воспроизводства лесных ресурсов на основе организационно-технических, технологических и инновационных решений.

В соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 1724-р, государственная политика в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов основывается на следующих принципах:

признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;

соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;

многоцелевое и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

сохранение лесов в федеральной собственности и развитие института частной собственности в отрасли;

ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;

согласованное управление лесами и смежными территориями;

учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей субъектов Российской Федерации;

общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;

обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;

усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном секторе.

Приоритеты и цели государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения.

Программой социально-экономического развития Воронежской области на 2012-2016 годы, утвержденной Законом Воронежской области от 08.06.2012 № 80-ОЗ, в качестве приоритетных направлений деятельности по развитию лесного хозяйства Воронежской области определены следующие:

- развитие лесной охраны;

- защита лесов от вредителей;

- ликвидация последствий лесных пожаров 2010 года.

Реализация Программы позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений области, системное развитие использования и воспроизводства лесов.

 

2. Цели и задачи государственной программы

 

С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области лесного хозяйства целью Программы является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов.

В соответствии с указанной целью и с учетом основных проблем лесного хозяйства Воронежской области и прогноза его развития Программа предусматривает решение следующих основных задач:

1. Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров.

2. Создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов.

3. Обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов.

4. Сокращение потерь лесного хозяйства от вредных организмов.

5. Повышение эффективности управления лесами.

6. Повышение экологической и продовольственной безопасности Воронежской области.

 

3. Показатели (индикаторы) государственной программы

 

Система показателей (индикаторов) Программы сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач и включает взаимодополняющие друг друга показатели (индикаторы) Программы и ее подпрограмм.

Показателями (индикаторами) Программы в рамках решения задачи «Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров» являются:

- доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, процентов;

- лесистость территории Воронежской области, процентов.

Показателями (индикаторами) Программы в рамках решения задачи «Создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов» являются:

- лесистость территории Воронежской области, процентов;

- отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, процентов.

Показателями (индикаторами) Программы в рамках решения задачи «Обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов» являются:

- доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, процентов;

- лесистость территории Воронежской области, процентов.

Показателями (индикаторами) Программы в рамках решения задачи «Сокращение потерь лесного хозяйства от вредных организмов» являются:

- доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, процентов;

- лесистость территории Воронежской области, процентов.

Показателями (индикаторами) Программы в рамках решения задачи «Повышение эффективности управления лесами» являются:

- объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда, рублей на га;

- соотношение стоимости 1 куб. м древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации.

Показателем (индикатором) Программы в рамках решения задачи «Повышение экологической и продовольственной безопасности Воронежской области» является лесистость территории Воронежской области (процентов).

Показатели (индикаторы) Программы имеют запланированные по годам количественные значения, рассчитываемые по утвержденным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения и отраслевой отчетности.

Значения показателей (индикаторов) Программы по годам ее реализации приведены в таблице № 1 приложения к Программе и рассчитаны на основе прогноза их динамики с учетом имеющихся тенденций и их изменения за счет совершенствования системы лесоуправления в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении имеющегося уровня финансирования лесного хозяйства области.

Значения показателей (индикаторов) по годам реализации Программы будут достигнуты при сохранении запланированного уровня финансирования.

Исходными данными для расчета показателей (индикаторов) являются данные государственного лесного реестра (далее - АИС ГЛР), формы отчета об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденные приказом федерального агентства лесного хозяйства от 27.06.2011 № 245 (далее - ОИП), Лесной план Воронежской области, утвержденный указом губернатора Воронежской области от 15.08.2011 № 303-у (в редакции указа от 30.08.2013

 № 321-у).

1. Показатель (индикатор) «Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда».

Расчет показателя (индикатора) осуществляется по формуле:

 

Р = Sвыб. / . * 100 %,

 

где:

Sвыб. - площадь лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов и других факторов, тыс. га;

. - общая площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, тыс. га.

Источником информации для расчета показателя является форма 1.4 АИС ГЛР «Характеристика лесов по целевому назначению: о защитных лесах, об их категориях, эксплуатационных лесах и о резервных лесах», утвержденная приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15.02.2011 № 54.

Показатель (индикатор) используется для оценки эффективности реализации Программы в целом.

2. Показатель (индикатор) «Лесистость территории Воронежской области».

Расчет показателя (индикатора) осуществляется по формуле:

 

 

где:

Источником информации для расчета показателя (индикатора) является форма 1-полномочия «Отчет о достижении целевых прогнозных показателей», утвержденная приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.04.2012 № 141.

Показатель (индикатор) используется для оценки эффективности реализации Программы в целом.

3. Показатель (индикатор) «Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда».

Расчет показателя (индикатора) осуществляется по формуле:

 

Р =

 

где:

Источником информации для расчета показателя (индикатора) является форма 1-полномочия «Отчет о достижении целевых прогнозных показателей», утвержденная приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.04.2012 № 141.

Показатель (индикатор) используется для оценки эффективности реализации Программы в целом.

4. Показатель (индикатор) «Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда».

Расчет показателя (индикатора) осуществляется по формуле:

 

 

где:

Источником информации для расчета показателя (индикатора) является форма 17-ОИП «Сведения о поступлении платы за использование лесов в бюджетную систему России», утвержденная приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.06.2011 № 245.

Показатель (индикатор) используется для оценки эффективности реализации Программы в целом.

5. Показатель (индикатор) «Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины».

Расчет показателя (индикатора) осуществляется по формуле:

 

Р =

где:

Источником информации для расчета показателя (индикатора) является форма 12-ОИП «Сведения об отводе лесосек и рубках лесных насаждений», утвержденная приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.06.2011 № 245.

Показатель (индикатор) используется для оценки эффективности реализации Программы в целом.

6. Показатель (индикатор) «Соотношение стоимости 1 куб. м древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации».

Расчет показателя (индикатора) осуществляется по формуле:

 

где:

Источником информации для расчета показателя (индикатора) является форма 16-ОИП «Сведения о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям», утвержденная приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.06.2011 № 245.

Показатель (индикатор) используется для оценки эффективности реализации Программы в целом.

 

4. Основные ожидаемые результаты реализации государственной

программы

 

Основные ожидаемые результаты реализации Программы определены в соответствии с поставленными задачами и предусмотренным

В результате решения задачи по сокращению потерь лесного хозяйства от пожаров предполагается:

- создание на территории Воронежской области эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, а также предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов и объектов экономики;

- дальнейшее развитие на основе современных средств наблюдений и информационных ресурсов системы мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, результаты функционирования которой существенно улучшат информированность населения, скорость оповещения его и противопожарных служб об угрозе лесных пожаров;

- осуществление комплекса профилактических мероприятий, укрепление кадровой и материально-технической базы противопожарных служб, обеспечение межрегионального маневрирования

- снижение площадей лесов, пройденных лесными пожарами;

- снижение рисков угроз лесных пожаров для населенных пунктов и объектов экономики.

В результате решения задачи по созданию условий для рационального и интенсивного использования лесов, повышению эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов предполагается:

- повышение интенсивности использования лесов с целью увеличения лесного дохода с единицы лесной площади посредством расширения объемов различных видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации;

- формирование законодательной основы для обеспечения непрерывного,

- создание условий для более полного использования запасов древесины, особенно

- привлечение инвестиций в лесное хозяйство;

- организация устойчивого лесопользования и управления лесами, стимулирования инвестиционной деятельности в лесном секторе экономики, а также привлечения существующих механизмов государственно-частного партнерства для решения инфраструктурных проблем лесного хозяйства;

- создание и реализация технологий по достоверной оценке лесных ресурсов и объемов использования лесов Воронежской области в разрезе лесничеств (лесопарков) на основе развития систем лесоустройства;

- дальнейшее развитие форм права пользования лесными участками, включая удовлетворение потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства, системы проектирования лесных участков и системы государственной регистрации прав на лесные участки, а также реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

- развитие и актуализация государственного лесного реестра, формирующего единое информационное пространство в сфере лесных отношений в целях обеспечения информационного взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, лиц, использующих леса, организаций, производящих и использующих информацию о лесном хозяйстве, других государственных и негосударственных структур;

- развитие системы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), что позволит существенно предотвратить и сократить случаи нарушения лесного законодательства.

В результате решения задачи по обеспечению баланса выбытия и восстановления лесов, повышению продуктивности и качества лесов и задачи по сокращению потерь лесного хозяйства от вредных организмов предполагается:

- выполнение переданных полномочий по организации и обеспечению воспроизводства и защиты лесов;

- расчистка участков леса, погибших в результате пожаров 2010 года, в целях дальнейшего восстановления лесов;

- осуществление плановых объемов уборки захламленности;

- повышение эффективности лесозащитных мероприятий;

- осуществление плановых объемов мероприятий по защите лесов в соответствии с Лесным планом Воронежской области;

- получение информации о лесопатологическом и санитарном состоянии лесов для планирования лесозащитных мероприятий; осуществление плановых объемов лесопатологических обследований;

- регулирование численности насекомых - вредителей леса в границах, не допускающих гибели лесов; профилактика распространения очагов вредных организмов на значительные площади лесных насаждений;

- повышение санитарного благополучия лесов за счет проведения вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (санитарных рубок);

- осуществление плановых объемов санитарно-оздоровительных мероприятий.

В результате решения задачи по повышению эффективности управления лесами предполагается:

- осуществление комплекса мер по обеспечению исполнения переданных полномочий субъектами Российской Федерации, а также по осуществлению собственных полномочий Воронежской области в области лесных отношений;

- осуществление руководства и управления в сфере установленных функций органов государственной власти Воронежской области;

- реализация отдельных полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией Воронежской области, проведение мероприятий по обеспечению исполнения переданных полномочий (в части содержания органа исполнительной власти, выполняющего государственные функции в сфере лесных отношений).

В результате решения задачи по повышению экологической и продовольственной безопасности Воронежской области предполагается:

- определение пригодности участков из числа земель сельскохозяйственного назначения для защитного лесоразведения;

- проектирование лесомелиоративных работ, основанное на всесторонней оценке

- обеспечение плановых объемов подготовки почвы для последующей посадки защитных лесных насаждений;

- обеспечение плановых объемов лесоразведения;

- обеспечение сохранения вновь созданных защитных лесных насаждений;

- материально-техническое обеспечение выполнения работ по защитному лесоразведению в сжатые агротехнические сроки, что позволит ежегодно наращивать объемы работ по защитному лесоразведению.

В целом реализация Программы позволит обеспечить к 2020 году:

- сохранение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на уровне 0,56 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;

- увеличение лесистости территории Воронежской области до уровня 8,2 процента;

- сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на уровне 86,2 процента от площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда;

- повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда (рублей на 1 га земель лесного фонда), достижение к 2020 году уровня 158,5 рубля на га;

- увеличение использования расчетной лесосеки до 100 процентов.

Информация о составе и значениях показателей (индикаторов) Программы приведена в таблице № 1 приложения к Программе.

 

5. Сроки и этапы реализации государственной программы

 


Информация по документу
Читайте также