Расширенный поиск

Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

30.09.2013

г. Красноярск

№ 507-п

 

 

Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие

системы социальной поддержки граждан"

 

(В редакции Постановлений Правительства Красноярского края

от 18.03.2014 г. № 83-п; от 18.03.2014 г. № 88-п;

от 27.08.2014 г. № 384-п; от 09.10.2014 г. № 477-п;

от 23.12.2014 № 625-п; от 30.09.2014 № 431-п;

от 18.06.2015 № 306-п; от 25.08.2015 № 457-п;

от 15.12.2015 № 665-п; от 02.10.2015 № 530-п;

от 15.03.2016 № 116-п; от 21.06.2016 № 307-п;

от 30.08.2016 № 434-п; от 19.10.2016 № 533-п;

от 14.12.2016 № 631-п; от 27.12.2016 № 671-п;

от 07.10.2016 № 511-п; от 14.02.2017 № 71-п;

 от 04.04.2017 № 183-п; от 17.05.2017 г. № 283-п;

от 20.06.2017 г. № 352-п; от 29.08.2017 г. № 503-п) 

 

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 № 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить государственную программу Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан" согласно приложению. (В редакции Постановления Правительства Красноярского края от 18.03.2014 г. № 83-п; от 02.10.2015 № 530-п)

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 N557-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 N558-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка населения Красноярского края" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 N559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 N572-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 19.04.2011 N196-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 558-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка населения Красноярского края" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 19.04.2011 N200-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2011 N228-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 12.05.2011 N267-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 572-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 16.06.2011 N342-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 557-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 19.07.2011 N430-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 09.08.2011 N463-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 572-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 09.09.2011 N508-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 557-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 13.09.2011 N522-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 13.09.2011 N524-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 558-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка населения Красноярского края" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 18.10.2011 N630-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 557-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 25.10.2011 N 644-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 572-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 29.11.2011 N717-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 572-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 06.12.2011 N732-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 557-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 годы";

пункты 1, 3 постановления Правительства Красноярского края от 14.02.2012 № 54-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 20.04.2012 N175-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 572-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 20.04.2012 N177-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 03.07.2012 N315-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 17.07.2012 N346-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 557-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 14.08.2012 N398-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 572-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 28.09.2012 N500-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 557-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 28.09.2012 N503-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 05.10.2012 N511-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 558-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка населения Красноярского края" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 07.11.2012 N578-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 557-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 07.11.2012 N581-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 572-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2012 N598-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 18.12.2012 N680-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 558-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка населения Красноярского края" на 2011-2013 годы";

пункты 1-7 постановления Правительства Красноярского края от 29.01.2013 № 20-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 557-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 29.01.2013 N25-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2013 N188-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 558-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка населения Красноярского края" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2013 N190-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2013 N196-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 557-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2013 N204-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 572-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Доступная среда для инвалидов" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 04.07.2013 N337-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 558-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка населения Красноярского края" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 29.08.2013 N419-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 557-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества и доступности предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания" на 2011-2013 годы";

постановление Правительства Красноярского края от 10.09.2013 N445-п "О внесении изменений в постановление Правительства Красноярского края от 16.11.2010 № 559-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011-2013 годы".

3. Опубликовать постановление в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" и на "Официальном интернетпортале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

4. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.

 

 

Первый заместитель

Губернатора края –

председатель

Правительства края

В.П. Томенко


 

 

 

Приложение

к постановлению Правительства

Красноярского края

от 30.09.2013 № 507-п

 

 

Государственная программа Красноярского края

"Развитие системы социальной поддержки граждан"

 

(В редакции Постановления Правительства Красноярского края

 от 07.10.2016 № 511-п; от 14.02.2017 № 71-п; от 04.04.2017 № 183-п;

от 17.05.2017 г. № 283-п; от 20.06.2017 г. № 352-п; от 29.08.2017 г. № 503-п)

 

1. Паспорт государственной программы

 

Наименование государственной программы

"Развитие системы социальной поддержки граждан" (далее - государственная программа)

Основания для разработки государственной программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

проект постановления Правительства Красноярского края "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации";

распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 № 559-р

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство социальной политики Красноярского края

Соисполнители государственной программы

министерство образования Красноярского края;

министерство здравоохранения Красноярского края;

министерство спорта Красноярского края;

министерство транспорта Красноярского края;

министерство культуры Красноярского края;

агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края

(В редакции Постановления Правительства Красноярского края от 14.02.2017 № 71-п)

Перечень подпрограмм государственной программы

"Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности";

"Социальная поддержка семей, имеющих детей";

"Доступная среда";

"Повышение социальной защищенности и уровня жизни граждан, проживающих в территориях с особым статусом";

 "Повышение качества и доступности социальных услуг"

Цели государственной программы

1. Повышение эффективности мер социальной поддержки граждан за счет усиления адресного оказания социальной помощи.

2. Повышение качества и доступности предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию

Задачи государственной программы

1. Исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан.

2. Создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей.

3. Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни.

4. Обеспечение потребностей граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Привлечение более широкого круга социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг.

5. Создание условий эффективного развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания граждан

Этапы и сроки реализации государственной программы

2014-2030 годы без деления на этапы

Целевые показатели государственной программы

удельный вес инициативных мер социальной поддержки, предоставляемых с учетом доходов, в общем числе инициативных мер социальной поддержки - 22,2 % к 2030 году;

доля граждан, получивших услуги в стационарных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан, обратившихся за их получением, увеличится с 95,7 % в 2015 году до 98,6 % в 2030 году.

Целевые показатели государственной программы представлены в приложении № 1 к паспорту государственной программы

Ресурсное обеспечение государственной программы

из средств федерального и краевого бюджетов, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и внебюджетных источников за период с 2014 по 2019 гг. - 141 929 707,1 тыс. руб., в том числе:

в 2014 году - 21 613 390,6 тыс. руб.;

в 2015 году - 24 200 442,3 тыс. руб.;

в 2016 году - 23 724 995,7 тыс. руб.;

в 2017 году - 24 350 044,0 тыс. руб.;

в 2018 году - 24 024 359,2 тыс. руб.;

в 2019 году - 24 016 475,3 тыс. руб., из них:

средства федерального бюджета за период с 2014 по 2019 гг. - 24 038 270,7 тыс. руб., в том числе:

в 2014 году - 4 573 344,2 тыс. руб.;

в 2015 году - 4 109 181,0 тыс. руб.;

в 2016 году - 4 154 345,3 тыс. руб.;

в 2017 году - 3 884 244,5 тыс. руб.;

в 2018 году - 3 660 272,5 тыс. руб.;

в 2019 году - 3 656 883,2 тыс. руб.;

средства краевого бюджета за период с 2014 по 2019 гг. - 113 534 695,6 тыс. руб., в том числе:

в 2014 году - 16 445 345,5 тыс. руб.;

в 2015 году - 19 384 340,3 тыс. руб.;

в 2016 году - 18 776 766,3 тыс. руб.;

в 2017 году - 19 706 588,7 тыс. руб.;

в 2018 году - 19 613 074,7 тыс. руб.;

в 2019 году - 19 608 580,1 тыс. руб.;

средства Пенсионного фонда Российской Федерации за период с 2014 по 2019 гг. - 51 032,7 тыс. руб., в том числе:

в 2014 году - 10 332,7 тыс. руб.;

в 2015 году - 7 479,5 тыс. руб.;

в 2016 году - 25 021,7 тыс. руб.;

в 2017 году - 8 198,8 тыс. руб.;

в 2018 году - 0,0 тыс. руб.;

в 2019 году - 0,0 тыс. руб.;

внебюджетные источники за период с 2014 по 2019 гг. -

4 305 708,1 тыс. руб., в том числе:

в 2014 году - 584 368,2 тыс. руб.;

в 2015 году - 699 441,5 тыс. руб.;

в 2016 году - 768 862,4 тыс. руб.;

в 2017 году - 751 012,0 тыс. руб.;

в 2018 году - 751 012,0 тыс. руб.;

в 2019 году - 751 012,0 тыс. руб.

(В редакции Постановления Правительства Красноярского края от 20.06.2017 г. № 352-п; от 29.08.2017 г. № 503-п)

 

2. Характеристика текущего состояния в сфере

"Социальная поддержка граждан"

 

Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края (далее также - край), в том числе о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Основные направления государственной программы на 2017-2019 годы сформированы с учетом задач, поставленных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, параметров социально-экономического развития края и предусматривают:

повышение качества и доступности социальных услуг;

повышение эффективности мер социальной поддержки граждан, в том числе за счет усиления адресного подхода;

повышение эффективности и качества предоставления гражданам услуг в сфере социального обслуживания;

оценку эффективности расходных обязательств (как действующих, так и вновь принимаемых), достижения конечных результатов;

внедрение новых технологий в сферу оказания социальных услуг.

Важнейшими качественными характеристиками современной системы социальной поддержки граждан в Красноярском крае являются:

1. Распределение полномочий по предоставлению мер социальной поддержки граждан между Российской Федерацией и Красноярским краем, между различными органами государственной власти, а также государственными внебюджетными фондами.

2. Финансирование мер социальной поддержки граждан за счет средств федерального бюджета, бюджета края, местных бюджетов и (или) бюджетов государственных внебюджетных фондов.

3. Преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в уполномоченный орган государственной власти (орган местного самоуправления) о предоставлении мер социальной поддержки.

4. Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингентов получателей, в том числе:

категориальный подход;

адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) - путем предоставления пособия на ребенка, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг и др.

5. Дифференциация форм социальной поддержки граждан с учетом особенностей контингентов получателей.

6. Дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки - постоянная, на определенный срок либо разовая.

В соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются вопросами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На территории Красноярского края реализация государственной политики в области социальной поддержки и социального обслуживания граждан осуществляется посредством наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в данной сфере.

Таким образом, в крае действует трехуровневая система социальной политики, предусматривающая федеральный, региональный и муниципальный уровни управления.

Субъектами взаимоотношений системы социальной защиты населения в крае являются:

граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки;

министерство социальной политики края (далее - министерство) - орган исполнительной власти края, наделенный полномочиями по реализации государственной социальной политики на территории края, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан, управление краевыми государственными казенными, бюджетными и автономными учреждениями социального обслуживания граждан;

органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, выполняющие отдельные государственные полномочия по приему граждан (заявлений о предоставлении мер социальной поддержки), сбору документов, ведению базы данных получателей, принятию решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) мер социальной поддержки, по предоставлению социальной помощи, организации социального обслуживания граждан края в соответствии с законами края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления);

учреждение системы социальной защиты населения - краевое государственное казенное учреждение "Центр социальных выплат Красноярского края", созданное в 2014 году, основной целью деятельности которого является осуществление публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, краевое государственное казенное учреждение "Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения", муниципальное казенное учреждение "Центр социальных выплат" Эвенкийского муниципального района;

краевые государственные и муниципальные казенные, бюджетные и автономные учреждения социального обслуживания, осуществляющие деятельность, направленную на предоставление гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, социальных услуг в целях улучшения жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей;

межведомственные совещательные органы (комиссии, советы);

общественные организации, социально ориентированные некоммерческие организации, участвующие в предоставлении социальной помощи гражданам в соответствии со своими учредительными документами;

благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

Потребность граждан в мерах социальной поддержки формируется с учетом действия ряда объективных факторов, носящих:

общецивилизационный, международный характер - демографические (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), социальные (трансформация института семьи, бедность, безработица, наркомания) и экологические факторы (загрязнение окружающей среды и его влияние на состояние здоровья населения);

национальный характер - социально-экономические (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, условия и охрана труда, уровень образования и профессиональной квалификации работников, состояние социальной инфраструктуры), социально-психологические (трудовая мотивация) и иные факторы;

региональный характер - действие природно-климатических факторов, территориальные различия уровней развития социальной инфраструктуры;

локальный характер - возникновение различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимость преодоления их последствий для населения.

Действующая система социальной поддержки граждан базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:

добровольность предоставления мер социальной поддержки;

безусловная гарантированность исполнения принятых государством и краем обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране и регионе.

Предоставление мер социальной поддержки гражданам носит заявительный характер, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в министерство, уполномоченные органы местного самоуправления или многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Подходы к предоставлению мер социальной поддержки дифференцируются с учетом особенностей контингентов получателей, в том числе:

профессиональный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются, например, государственным служащим в связи с особыми условиями осуществления профессиональной деятельности;

категориальный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам предоставляются:

а) с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда);

б) в связи с преодолением последствий политических репрессий, радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций (реабилитированные лица и лица, признанные жертвами политических репрессий; лица, подвергшиеся воздействию радиации);

в) в связи с трудной жизненной ситуацией - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, негативные последствия чрезвычайных ситуаций, катастроф природного и техногенного характера и другие причины);

г) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - стимулирование рождаемости, привлечение специалистов к работе в определенных отраслях и регионах (семьи с детьми, в т.ч. многодетные, специалисты бюджетной сферы, проживающие и работающие в сельской местности);

д) с использованием адресного подхода, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их имущественного (материального) положения, например, пособие на ребенка, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг;

е) с целью доведения дохода пенсионеров до величины прожиточного минимума пенсионера в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с 2010 года введена социальная доплата к пенсии). В Красноярском крае федеральная социальная доплата к пенсии выплачивается территориальным отделением Пенсионного фонда Российской Федерации.

На учете в уполномоченных органах местного самоуправления состоят 1 277,2 тысячи человек, получающих различные виды социальной помощи, при этом наибольший удельный вес среди получателей государственных услуг в отрасли (более 75 %) занимают граждане пожилого возраста и лица с ограниченными возможностями.

Ежегодно в силу естественных причин отмечается снижение численности отдельных категорий льготников. За последние шесть лет (в 2016 году по сравнению с 2011 годом) уменьшилось число:

участников и инвалидов Великой Отечественной войны - на 60,9 % (с 4,6 до 1,8 тыс. человек);

тружеников тыла - на 48,5 % (с 44,5 до 22,9 тыс. человек);

репрессированных - на 17,8 % (с 24,1 до 19,8 тыс. человек);

ветеранов труда - на 7,4 % (с 256,6 до 237,5 тыс. человек).

Увеличивается число граждан, получивших звание "Ветеран труда Красноярского края": со 141,9 тыс. человек в 2011 году до 181,7 тыс. человек в 2016 году. В силу благоприятной демографической политики в крае увеличивается количество многодетных семей: число многодетных семей с 2011 года увеличилось более чем на 36 % и составляет 30332 семьи, в том числе: 23,8 тысячи семей имеют 3 детей, 4,5 тысячи семей - 4 детей, 2 тысячи семей - 5 и более детей.

По-прежнему остается проблема малообеспеченности отдельных категорий граждан: на учете в уполномоченных органах местного самоуправления состоит 368,9 тыс. человек с доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2011 году численность граждан, имеющих уровень дохода ниже величины прожиточного минимума, составляла 478,5 тыс. человек.

В целом анализ численности льготников показывает, что общее количество граждан, пользующихся различными мерами социальной поддержки, в 2016-2019 годах сохранится на прежнем уровне с тенденцией их незначительного уменьшения.

С учетом действующего законодательства социальная поддержка в крае предоставляется:

192,7 тысячи льготополучателей, меры социальной поддержки которым установлены на федеральном уровне (федеральные льготники: участники (инвалиды) Великой Отечественной войны, граждане, признанные инвалидами, в том числе дети-инвалиды, ветераны боевых действий, несовершеннолетние узники концлагерей, жители блокадного Ленинграда, члены семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также граждане, пострадавшие в результате радиационных катастроф);

419,0 тысячи льготополучателей, меры социальной поддержки которым установлены на уровне края и отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъекта (региональные льготники: ветераны труда, ветераны труда края, труженики тыла, жертвы политических репрессий, члены семей граждан, пострадавших от радиации, специалисты бюджетной сферы в сельской местности и отдельные категории граждан, нуждающиеся в социальной поддержке);

165,4 тысячи пенсионеров, не имеющих льготного статуса, меры социальной поддержки которым установлены законами края инициативно (в дополнение к федеральным).

Различные виды социальной поддержки получают:

137,6 тысячи семей с детьми (с учетом детей-инвалидов), в которых проживает 227,9 тысячи детей;

более 100 тысяч малообеспеченных семей - на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.

С учетом вышеизложенного преобладающим в настоящее время является категориальный подход предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Социальная поддержка с учетом особенностей контингентов получателей осуществляется в самых разнообразных формах:

в денежной форме - в виде ежегодных, ежемесячных и разовых денежных выплат, краевого материнского (семейного) капитала, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компенсационных и единовременных выплат, выплат, приуроченных к знаменательным датам, адресной помощи в денежной форме;

в натуральной форме - бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;

в форме льгот - внеочередной прием в учреждения социального обслуживания;

в форме услуг - организация отдыха и оздоровления детей; предоставление услуг социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, лиц без определенного места жительства и занятий, безнадзорных и беспризорных детей.

На протяжении ряда лет проводится постоянная работа по систематизации и совершенствованию законодательства края, в том числе с целью усиления принципа адресности. Например:

введен критерий "трудоспособность" при предоставлении пособия на ребенка, т.е. пособие не назначается родителям трудоспособного возраста, не работающим без уважительной причины;

меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются только при отсутствии задолженности по оплате или заключении соглашения о ее погашении и др.

С учетом требований административной реформы, необходимости повышения доступности государственных и муниципальных услуг во всех органах управления социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов края прием граждан осуществляется по принципу одного окна, в том числе в большинстве территорий - без перерыва на обед.

В целях исключения социального иждивенчества проводится последовательная работа по усилению принципа адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки и внедряется так называемый социальный контракт.

Начиная с 2016 года работа в данном направлении продолжается с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", согласного которым предоставление мер социальной поддержки должно осуществляться с учетом принципа адресности и применения критериев нуждаемости.

Не менее важным направлением социальной защиты граждан является социальное обслуживание.

По состоянию на 01.07.2016 в Красноярском крае функционирует 161 организация системы социальной защиты населения, включающая:

многопрофильную сеть организаций социального обслуживания, состоящую из 158 организаций различных типов, в том числе:

75 краевых организаций,

81 муниципальная организация,

2 негосударственные организации;

3 прочие организации системы социальной защиты населения.

Одной из форм оказания социальной помощи пожилым людям и инвалидам на территории Красноярского края является возможность организации приемных семей для граждан пожилого возраста в соответствии с Законом Красноярского края от 08.07.2010 № 10-4866 "Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Красноярском крае".

В целях обеспечения доступности, повышения эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания проводится системная работа, направленная на:

совершенствование действующей в крае сети организаций социального обслуживания, ее модернизацию и развитие, адаптацию к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям;

расширение охвата граждан и спектра социальных услуг за счет привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев;

укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания граждан и сокращение очередности на получение социальных услуг;

решение кадровых проблем отрасли.

Приоритетные стратегические направления развития социального обслуживания граждан и мероприятия по совершенствованию действующей в крае сети учреждений социального обслуживания утверждены в плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Красноярского края на 2013-2018 годы", утвержденном распоряжением Губернатора Красноярского края от 28.02.2013 № 59-рг.

Таким образом, реализация всех мероприятий государственной программы позволит министерству, уполномоченным органам местного самоуправления и организациям социального обслуживания граждан края своевременно и в полном объеме выполнить все возложенные на отрасль обязательства, провести системные мероприятия, направленные на усиление социальной поддержки граждан, повышение качества и эффективности работы.

Внесение изменений в государственную программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя государственной программы либо во исполнение поручений Губернатора Красноярского края, Правительства Красноярского края.

 

3. Приоритеты и цели социально-экономического развития,

описание основных целей и задач государственной программы,

тенденции социально-экономического развития в сфере "Социальная поддержка граждан"

 

С учетом задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, задач социально-экономического развития Красноярского края приоритетными направлениями социальной политики края являются:

1. Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам, а именно:

гражданам пожилого возраста;

семьям, имеющим детей;

лицам с ограниченными возможностями, в том числе детям-инвалидам, за счет усиления адресного подхода и внедрения новых технологий.

2. Повышение эффективности управления системой социальной поддержки граждан края.

3. Развитие активного диалога с гражданским сообществом.

В рамках данных направлений разработан и проводится комплекс мероприятий, направленных на:

совершенствование системы социальной поддержки граждан с учетом изменения норм федерального законодательства и применения критерия адресности и принципа нуждаемости: последовательный и системный переход на применение принципа нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки; расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта; упорядочение требований к присвоению на территории края отдельных льготных статусов, уточнение состава инициативных мер социальной поддержки и условий их предоставления;

своевременное и качественное выполнение государственных полномочий по социальной поддержке граждан: обеспечение нуждающимся гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гарантированных государством и краем социальных обязательств;

формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни: повышение уровня доступности приоритетных объектов и качества услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за счет оснащения социально значимых объектов внешними пандусами, входными группами, подъемными устройствами и автономными лифтами, системами с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной пространственно-рельефной информацией и другим оборудованием, обустройства зон оказания услуг и прилегающих территорий; повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов; информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов; развитие социального партнерства с общественными организациями, создание института социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов; повышение квалификации и методическое обеспечение специалистов учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам, развитие программ ранней помощи, направленных на предупреждение социального сиротства и поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей группы риска;

повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей: повышение качества услуг по социальному обслуживанию; развитие форм и методов социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов; развитие стационарозамещающих технологий, укрепление материально-технической базы учреждений системы социального обслуживания населения; развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, расширение ими спектра оказываемых услуг и охвата граждан; привлечение волонтеров к решению вопросов социального характера;

развитие активного диалога с гражданским сообществом: проведения независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания; укрепление взаимодействия со средствами массовой информации с целью разъяснения гражданам их прав и социальных гарантий, формирования имиджа отрасли; наличие актуализированной информации на сайтах органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания в сети Интернет; укрепление социального партнерства с некоммерческими организациями, в том числе с общественными организациями ветеранов, инвалидов;

использование современных информационных технологий при предоставлении государственных услуг, в том числе за счет перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде;

формирование высокопрофессионального кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности труда работников отрасли.

С учетом вышеизложенного, основными целями государственной программы являются:

повышение эффективности мер социальной поддержки граждан за счет усиления адресного оказания социальной помощи;

повышение качества и доступности предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию.

Для достижения целей государственной программы необходимо решение следующих задач:

исполнение принятых публичных нормативных обязательств по социальной поддержке отдельных категорий граждан;

создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей;

формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни;

обеспечение потребностей граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Привлечение более широкого круга социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг;

создание условий эффективного развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания граждан.

Реализация мероприятий государственной программы будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:

своевременное и в полном объеме исполнение принятых публичных обязательств по социальной поддержке - снижению социальной напряженности в обществе;

усиление адресности при предоставлении социальной поддержки - более эффективному использованию средств краевого бюджета;

создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей - улучшению демографической ситуации в крае;

совершенствование организации предоставления социальных услуг в учреждениях социального обслуживания - повышению качества жизни граждан (семей), сохранению их физического и психического здоровья, увеличению продолжительности жизни;

повышение средней заработной платы социальных, медицинских, педагогических работников - решению проблемы дефицита кадров в отрасли, мотивации специалистов на повышение качества предоставляемых услуг, снижению уровня безработицы;

привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций - повышению доступности, качества и безопасности, а также расширению перечня социальных услуг, созданию новых рабочих мест.

 

4. Прогноз конечных результатов реализации государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния)

уровня и качества жизни населения, социально-экономическое развитие социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно

значимых интересов

 

Реализация государственной программы должна привести к повышению эффективности мер социальной поддержки граждан за счет усиления адресного оказания социальной помощи и повышению качества и доступности предоставления государственных услуг по социальному обслуживанию.

В результате своевременной и в полном объеме реализации государственной программы к 2019 году:

будут выполнены публичные обязательства по социальной поддержке отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным и краевым законодательством;

до 51,8 % увеличится доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Красноярском крае;

80 % семей, имеющих детей-инвалидов, будут охвачены социальным сопровождением, в общей численности семей, имеющих детей-инвалидов, в Красноярском крае;

удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности, составит 7,0 %.

Таким образом, реализация комплекса мероприятий государственной программы позволит в целом обеспечить достижение ее целей, а также будет содействовать профилактике социальной напряженности в крае.

 

5. Информация по подпрограммам, отдельным мероприятиям программы

 

Государственная программа определяет направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных нормативных обязательств, совершенствование систем мер социальной поддержки граждан и модернизацию социального обслуживания граждан с целью повышения их эффективности и результативности.

С 2014 года государственная программа включает 7 подпрограмм:

"Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности";

"Социальная поддержка семей, имеющих детей";

"Доступная среда";

"Обеспечение социальной поддержки граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в 2014 году;

"Повышение социальной защищенности и уровня жизни граждан, проживающих в территориях с особым статусом";

"Повышение качества и доступности социальных услуг";

"Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" в 2014 году.

Начиная с 2015 года государственная программа включает 5 подпрограмм, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей и решение программных задач:

"Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности";

"Социальная поддержка семей, имеющих детей";

"Доступная среда";

"Повышение социальной защищенности и уровня жизни граждан, проживающих в территориях с особым статусом";

"Повышение качества и доступности социальных услуг".

Государственная программа не содержит отдельных мероприятий.

 

5.1. Подпрограмма "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности"

 

5.1.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование

необходимости разработки подпрограммы

 

Мероприятия подпрограммы "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности" (далее - Подпрограмма 1) направлены на выполнение обязательств Российской Федерации и края по социальной поддержке.

Система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в первую очередь - граждан пожилого возраста и инвалидов, с учетом норм федерального законодательства направлена на поддержание и (или) повышение уровня доходов отдельных категорий граждан в связи с особыми заслугами перед Родиной, утратой трудоспособности и тяжестью вреда, нанесенного здоровью, компенсацией ранее действовавших социальных обязательств, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

Наряду с этим на территории края реализуются инициативные меры социальной поддержки, введение которых обусловлено задачами, поставленными Президентом и Правительством Российской Федерации, Губернатором края, депутатами Законодательного Собрания края с целью решения приоритетных общегосударственных и краевых задач с учетом социально-экономических и географических условий, а также дополнительные (инициативные) виды социальной помощи за счет средств местных бюджетов. Большая часть вопросов местного значения направлена на обеспечение граждан необходимыми социальными услугами и формирование комфортной среды жизнедеятельности человека.

Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан предоставляются:

в денежной форме, в том числе: ежегодные, ежемесячные денежные выплаты, единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения ветеранам, социальные доплаты к пенсиям, компенсационные выплаты, меры социальной поддержки отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по льготному статусу, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом доходов граждан;

в натуральной форме, в том числе: льготный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, приобретение новогодних подарков для детей-инвалидов и детей из семей, в которых оба родителя (лица, их заменяющие) - инвалиды, или неполных семей, в которых родитель (лицо, его заменяющее) - инвалид.

Система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан носит заявительный характер и предусматривает разграничение полномочий и соответствующих расходных обязательств по их предоставлению конкретным категориям граждан по уровням бюджетной системы.

К расходным обязательствам Российской Федерации, финансируемым из федерального бюджета, отнесены меры социальной поддержки ветеранов и участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, граждан при возникновении поствакцинальных осложнений, граждан, награжденных знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР", выплаты инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, иных категорий граждан, определенных федеральным законодательством.

Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет краевого бюджета предоставляются категориям граждан, определенным как федеральным законодательством (ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий), так и законодательством края (ветеранам труда Красноярского края, родителям и вдовам (вдовцам) военнослужащих, пенсионерам, не имеющим льготного статуса, членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), детям погибших защитников Отечества, гражданам, пережившим Великую Отечественную войну в детском возрасте (не достигшим возраста 18 лет по состоянию на 3 сентября 1945 года), ежемесячные денежные выплаты родителям и законным представителям детей-инвалидов, осуществляющим их воспитание и обучение на дому, денежная компенсация расходов на оплату проезда к месту проведения лечения гемодиализом, медицинского обследования, медико-социальной экспертизы, реабилитации и обратно и др.).

Бюджетом края предусмотрено оказание дополнительной социальной поддержки нуждающимся гражданам, оказавшимся в трудном положении в силу объективных причин, вызванных преклонным возрастом, одиночеством, наличием инвалидности, низким уровнем доходов, болезнью, стихийными бедствиями или чрезвычайными ситуациями, и не имеющих возможности улучшить его собственными силами. Ежегодно материальная помощь оказывается в связи с трудной жизненной ситуацией, на ремонт жилого помещения, на ремонт печного отопления и электропроводки около 14 тысячам граждан. Значительный поток обращений исходит от жителей сельских, дотационных районов Красноярского края. В основном обращения граждан касаются выделения денежных средств на:

приобретение дорогостоящих жизненно необходимых лекарственных препаратов или дорогостоящее лечение (проведение дорогостоящих операций), которое невозможно осуществить в рамках программы государственных гарантий оказания жителям края бесплатной медицинской помощи;

восстановление жилья и приобретение необходимых вещей после пожара;

восстановление документов лицам из числа не имеющих определенного места жительства и освободившихся из мест лишения свободы.

Реализуются мероприятия, направленные на улучшение социально-экономических условий жизни участников и инвалидов Великой Отечественной войны, оказание содействия ветеранскому движению в Красноярском крае.

Проведение социально значимых мероприятий, направленных на оказание дополнительной поддержки ветеранам войны и пожилым гражданам, поддержку общественных ветеранских организаций, позволяет оказать адресную помощь пожилым людям, в том числе пережившим Великую Отечественную войну, а также почувствовать заинтересованность общества к их жизни и свою значимость.

Одним из наиболее востребованных и финансово емких видов социальной помощи населению, направленных на повышение уровня их жизни, является социальная поддержка на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Необходимость её предоставления закреплена значительным количеством федеральных и региональных нормативных правовых актов, определяющих полномочия государства и края по социальной поддержке граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В соответствии с действующим законодательством право на получение данных мер социальной поддержки закреплено за более 30 льготными категориями граждан. Их получателями являются более 700 тыс. человек, что составляет 24 % от общей численности жителей края.

Получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом доходов граждан на территории Красноярского края являются более 100,8 тыс. семей, доля получателей субсидий составляет 9 % в общей численности семей.

Динамика численности получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг зависит от изменений доходов граждан, величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам граждан края и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

С учетом действующего федерального и краевого законодательства на территории всего края установлен единый подход к предоставлению социальной поддержки граждан, что позволяет обеспечить единый размер социальных выплат и компенсаций во всех муниципальных образованиях края.

 

5.1.2. Анализ причин возникновения проблемы, включая правовое обоснование

 

Подпрограмма 1 определяет направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных нормативных обязательств, совершенствование системы мер социальной поддержки граждан с целью повышения их эффективности и результативности.

Выполнение обязательств Российской Федерации и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, а также многообразие и сложность социальных проблем, связанных с поддержкой лиц пожилого возраста, граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, обуславливает необходимость реализации подпрограммных мероприятий в течение 2017-2019 годов.

 

5.1.3. Описание цели и задач подпрограммы

 

Целью Подпрограммы 1 является выполнение обязательств Российской Федерации и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности.

Во исполнение поставленной цели подпрограммы предусмотрен ряд задач:

своевременное и адресное предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

улучшение социально-экономических условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых и других категорий граждан;

своевременное и адресное предоставление мер социальной поддержки и субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в форме денежных выплат.

 

5.1.4. Сроки реализации

 

Реализация Подпрограммы 1 рассчитана на 2014-2019 годы. В связи с тем, что основная часть ее мероприятий связана с последовательной реализацией бессрочных социальных обязательств Российской Федерации и края по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, выделение этапов реализации государственной программы не предусмотрено.

 

5.1.5. Планируемое изменение объективных показателей, характеризующих уровень развития соответствующей сферы, качество жизни населения и их влияние на достижение задач государственной программы

 

Реализация мероприятий Подпрограммы 1 позволит обеспечить достижение следующих результатов:

доля граждан, получающих регулярные денежные выплаты, от числа граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, - не менее 54,7 %.

В итоге будут исполнены обязательства государства по социальной поддержке более 630 тыс. граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке.

Посредством данных индикаторов определяется степень исполнения поставленных целей и задач, в том числе:

своевременность и полнота выполнения обязательств государства и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, адресной материальной помощи нуждающимся гражданам;

доля льготников, в том числе инвалидов, не реализовавших право на меры социальной поддержки, - для выявления и устранения причин, препятствующих его реализации;

степень выполнения поставленной задачи, заключающейся в своевременности и полноте предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг льготным категориям граждан;

определение доли льготников, не реализовавших право на меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, для выявления и устранения причин, препятствующих его реализации;

эффективность проводимых мероприятий, направленных на усиление адресности предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Перечень и значения показателей результативности представлены в приложении № 1 к Подпрограмме 1.

Решение задач Подпрограммы 1 осуществляется путем реализации мероприятий подпрограммы, указанных в приложении № 2 к Подпрограмме 1.

В ходе исполнения государственной программы будет осуществляться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития страны и края.

 

5.1.6. Экономический эффект в результате реализации мероприятий подпрограммы, отдельных мероприятий

 

Социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы зависит от степени достижения ожидаемого конечного результата.

Реализация мероприятий Подпрограммы 1 будет способствовать:

своевременному и в полном объеме выполнению обязательств государства и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих на нее право в соответствии с действующим законодательством и обратившихся за ее получением;

созданию условий для повышения качества жизни отдельных категорий граждан с учетом адресного подхода, степени их социальной защищенности;

повышению уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

экономичному распределению денежных средств краевого бюджета с учетом индивидуальной оценки ситуации в каждом случае;

снижению социальной напряженности в крае.

В рамках реализации подпрограммных мероприятий, например:

1) ежемесячные денежные выплаты будут предоставлены:

ветеранам труда и труженикам тыла - 170,2 тыс. человек ежегодно;

ветеранам труда края, пенсионерам, родителям и вдовам (вдовцам) военнослужащих, являющимся получателями пенсии по государственному пенсионному обеспечению, детям погибших защитников Отечества - 323,0 тыс. человек ежегодно;

2) ежемесячная денежная выплата будет предоставлена ежегодно:

16,4 тыс. реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;

0,4 тыс. членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

3) социальное пособие на погребение будет выплачено 4,7 тыс. человек ежегодно;

4) выплата ежемесячного пособия будет ежегодно предоставлена:

10 Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы, персональным пенсионерам союзного значения;

43 персональным пенсионерам республиканского значения;

207 персональным пенсионерам местного значения;

5) меры социальной поддержки в части проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения будут предоставлены ежегодно:

ветеранам труда и труженикам тыла - на 584,4 тыс. поездок;

ветеранам труда края и пенсионерам - на 683,6 тыс. поездок;

реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, - на 132,4 тыс. поездок;

6) в целях улучшения социально-экономических условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых граждан будет обеспечено:

предоставление ветеранам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, не вступившим в повторный брак вдовам (вдовцам) погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, гражданам, пережившим Великую Отечественную войну в детском возрасте (не достигшим по состоянию на 3 сентября 1945 года возраста 18 лет), имеющим место жительства на территории Красноярского края по состоянию на 9 мая текущего года, ежегодной денежной выплаты к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (в 2017 году - 165,1 тыс. человек, в 2018 году - 161,8 тыс. человек, в 2019 году - 158,9 тыс. человек);

предоставление адресной материальной помощи на компенсацию расходов на установку стационарного телефона по месту жительства ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам (вдовцам) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (100 человек в 2017-2019 годах ежегодно);

предоставление адресной материальной помощи на компенсацию расходов на оплату услуг вдовам (вдовцам), нетрудоспособным детям (если они достигли возраста 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) либо являются инвалидами) по изготовлению и установке (замене) памятников (надгробий), благоустройству могил участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, умерших на территории Красноярского края до 12.06.1990 (312 человек в 2017-2019 годах ежегодно);

7) предоставление адресной материальной помощи на компенсацию расходов на проезд, совершенный один раз в течение календарного года, по территории Российской Федерации к месту следования и обратно реабилитированным лицам (2,6 тыс. человек в 2017-2019 годах ежегодно);

8) предоставление адресной материальной помощи на компенсацию расходов на изготовление и ремонт зубных протезов ветеранам труда края, достигшим возраста 65 лет, пользующимся мерами социальной поддержки, установленными статьей 4 Закона Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2703 "О мерах социальной поддержки ветеранов" (1,8 тыс. человек ежегодно);

9) предоставление единовременной адресной материальной помощи 11,7 тыс. обратившихся граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории Красноярского края, ежегодно;

10) предоставление новогодних подарков для 12,1 тыс. детей-инвалидов и детей из семей, в которых оба родителя (лица, их заменяющие) - инвалиды, или неполных семей, в которых родитель (лицо, его заменяющее) - инвалид;

11) своевременное и полное предоставление меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг более 715 тыс. граждан, имеющих право на их получение;

12) обеспечение поддержки 100,5 тысячи социально незащищенных семей, нуждающихся в ней, путем усиления адресного подхода при предоставлении субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом их доходов и др.

Оценка эффективности реализации мероприятий Подпрограммы 1 определяется по формуле:

 

,

 

где:

 - эффективность реализации i-го мероприятия Подпрограммы 1 (процентов);

 - фактический индикатор, отражающий реализацию i-го мероприятия Подпрограммы 1, достигнутый в ходе ее реализации;

 - целевой индикатор, отражающий реализацию i-го мероприятия, предусмотренный Подпрограммой 1.

Оценка эффективности реализации Подпрограммы 1 определяется по формуле:

 

,

 

где:

E - эффективность реализации Подпрограммы 1 (процентов);

n - количество целевых индикаторов Подпрограммы 1.

 

5.2. Подпрограмма "Социальная поддержка семей, имеющих детей"

 

 

5.2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование

необходимости разработки подпрограммы

 

Мероприятия подпрограммы "Социальная поддержка семей, имеющих детей" (далее - Подпрограмма 2) направлены на выполнение обязательств Российской Федерации и края по социальной поддержке семей с детьми, создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей.

Социальная поддержка семьи и детей является важным направлением государственной семейной политики и представляет собой ее самостоятельное направление, реализуемое посредством комплекса специальных правовых, экономических, организационных и иных мер.

Основные принципиальные положения государственной семейной политики закреплены в Гражданском и Семейном кодексах Российской Федерации, Федеральных законах "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", "Об опеке и попечительстве", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Вышеперечисленными законодательными и изданными в связи с ними нормативными правовыми актами разграничены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и соответствующие расходные обязательства, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, а также конкретные меры и формы их предоставления.

Наряду с этим на территории края реализуются инициативные меры социальной поддержки, введение которых обусловлено задачами, поставленными Президентом и Правительством Российской Федерации, Губернатором края, депутатами Законодательного Собрания края с целью решения приоритетных общегосударственных и краевых задач с учетом социально-экономических и географических условий, а также дополнительные (инициативные) виды социальной помощи за счет средств местных бюджетов. Большая часть вопросов местного значения направлена на обеспечение граждан необходимыми социальными услугами и формирование комфортной среды жизнедеятельности человека.

В настоящее время меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются:

в денежной форме - в виде ежегодных, ежемесячных, разовых денежных выплат;

в натуральной форме - путем организации отдыха и оздоровления детей;

в форме социальных услуг;

в форме морального и материального поощрения - награждение Почетным знаком Красноярского края "Материнская слава" женщин, воспитывающих (воспитавших) семерых и более детей, с целью стимулирования укрепления института семьи, многодетности, ведения здорового образа жизни, заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полном и гармоничном развитии их личности. Меры морального поощрения при этом, как правило, сочетаются с денежным вознаграждением.

Основной, как с позиций числа получателей, так и размеров производимых выплат, является денежная форма социальной поддержки семьи и детей.

В целях поддержки семей, имеющих детей, в крае ведется системная работа по предоставлению мер социальной поддержки.

Основными задачами реализации подпрограммы являются:

своевременное и адресное предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей;

укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных ценностей.

Выполнение обязательств государства и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей обеспечивает предоставление различных мер социальной поддержки около 140 тыс. семей с детьми ежегодно.

В результате проводимых мероприятий отмечен естественный прирост граждан. Согласно данным статистики, за последние годы почти на 36 % увеличилось количество многодетных семей. По состоянию на 01.07.2016 их более 30 тысяч, а в 2010 году их было всего 18,5 тысячи.

Улучшению демографической ситуации в крае способствуют в том числе мероприятия, направленные на социальную поддержку семей, имеющих детей.

Всего в Красноярском крае предоставляется более 25 различных мер социальной поддержки для семей с детьми в виде федеральных и краевых пособий и компенсаций, организации отдыха и круглогодичного оздоровления детей, мероприятий по повышению социального престижа материнства.

Из традиционных - пособия на детей, меры социальной поддержки многодетным семьям и семьям, имеющим детей-инвалидов. Наиболее финансовоемкой и значимой мерой поддержки для семей с детьми является краевой материнский (семейный) капитал при рождении третьего и последующих детей. На сегодняшний день его размер составляет более 117 тысяч рублей. За пять лет сертификаты получили 25,5 тысячи многодетных семей.

Особая поддержка предусмотрена для многодетных семей. В крае утвержден Почетный знак Красноярского края "Материнская слава". Им награждаются женщины, воспитывающие или воспитавшие семь и более детей, за положительный опыт их воспитания, сохранение крепких семейных традиций, формирование и ведение здорового образа жизни членов семьи. Этой награды удостоены почти 200 многодетных мам. Награжденным женщинам предоставлено право на улучшение жилищных условий их семей, бесплатное зубопротезирование.

В целях усиления дополнительной социальной помощи жителям края, в том числе и многодетным семьям, внедрены в практику социальные контракты. Для малообеспеченных многодетных семей, проживающих в сельской местности, имеющих пять и более детей, с 2015 года на условиях социального контракта предусмотрена материальная помощь на развитие личного подсобного хозяйства в размере до 70 тысяч рублей.

В течение 2013-2014 годов, с целью оказания адресной поддержки действительно нуждающимся семьям с детьми, внесен ряд изменений в краевое законодательство, регламентирующее предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, которому временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении. Начиная с 2014 года введен критерий доходности, т.е. выплата стала предоставляться при условии, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума по соответствующей группе территорий края. С 2015 года право на получение сохранилось только у малообеспеченных многодетных семей, студенческих семей, одиноких матерей.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также иными стратегическими документами определены следующие основные приоритеты государственной политики в отношении социальной поддержки семьи и детей:

повышение уровня рождаемости (в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей);

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;

развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;

поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей.

Указанные приоритеты направлены на преодоление негативных демографических тенденций, стабилизацию численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни граждан.

 

5.2.2. Анализ причин возникновения проблемы, включая правовое обоснование

 

Подпрограмма 2 определяет направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных нормативных обязательств, совершенствование системы мер социальной поддержки семей, имеющих детей с целью повышения их эффективности и результативности.

Выполнение обязательств Российской Федерации и края по социальной поддержке семей, имеющих детей, а также многообразие и сложность социальных проблем, связанных с их поддержкой, обуславливает необходимость реализации подпрограммных мероприятий в течение 2017-2019 годов.

 

5.2.3. Описание цели и задач подпрограммы

 

Целью Подпрограммы 2 является:

выполнение обязательств государства и края по социальной поддержке отдельных категорий граждан, создание благоприятных условий для функционирования института семьи, рождения детей.

Во исполнение поставленной цели подпрограммы предусмотрено решение ряда задач:

своевременное и адресное предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей;

укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных ценностей.

 

5.2.4. Сроки реализации

 


Информация по документу
Читайте также