Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Карелия от 30.12.2014 № 420-П
Российская ФедерацияРеспублика КарелияПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯПОСТАНОВЛЕНИЕот 30 декабря 2014 года № 420-П г. Петрозаводск О внесении изменения в постановление Правительства Республики Карелия от 3 марта 2014 года № 49-П Правительство Республики Карелия п о с т а н о в л я е т: Внести в государственную программу Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия», утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 3 марта 2014 года № 49-П (Собрание законодательства Республики Карелия, 2014, № 3, ст. 388), изменение, изложив ее в новой редакции согласно приложению. Глава Республики Карелия А.П. Худилайнен Приложение к постановлению Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2014 года № 420-П Государственная программа Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия» ПАСПОРТ государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия»
I. Характеристика текущего состояния и проблем в сфере реализации государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия». Анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы Анализ сферы реализации государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Карелия» (далее – государственная программа) за прошедшие пять лет свидетельствует о том, что экономическое развитие республики носит неустойчивый характер. В период с 2008 по 2009 год экономика республики испытывала негативное влияние мирового финансового и экономического кризиса. Снижение в 2009 году валового регионального продукта (далее – ВРП) к уровню 2005 года на 4,7% на фоне сохранившейся положительной динамики развития экономики в Северо-Западном федеральном округе и в целом по России свидетельствует, что кризисные последствия отразились на Карелии более существенно. Это объясняется особенностями структуры и ориентированностью республиканской экономики на экспорт, а также приграничным положением региона. Вместе с тем благодаря предпринятым Правительством Республики Карелия антикризисным мерам удалось стабилизировать работу основных градообразующих предприятий, расширить для них доступ к кредитным ресурсам, создать условия для стимулирования внутреннего спроса и поддержать малое и среднее предпринимательство. Согласно результатам мониторинга, проведенного Министерством регионального развития Российской Федерации, Республика Карелия вошла в число 14 регионов Российской Федерации, которые наиболее успешно реализовали антикризисные меры. В 2012 году в Республике Карелия увеличились объемы добычи полезных ископаемых, что способствовало росту грузооборота транспортных организаций, выросли объемы инвестиций в основной капитал, увеличилась доля прибыльных предприятий, снизилась безработица. Увеличение средней заработной платы положительно сказалось на развитии потребительского рынка. Индекс промышленного производства по итогам 2012 года, так же как и в предыдущем году, по Республике Карелия составил 99,7%, в среднем по Российской Федерации – 102,6%. В республике увеличились объемы промышленного производства по сравнению с 2011 годом в производстве пищевых продуктов, включая напитки (125,2%), в химическом производстве (108,6%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (111,3%), в текстильном и швейном производстве (113,2%), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (117, 6%). В целом по обрабатывающим производствам в 2012 году допущено снижение объемов промышленного производства на 7,8% к уровню прошлого года. Большинство негативных тенденций экономического развития 2012 года продолжилось и в 2013 году. Индекс производства в январе-мае 2013 года составил 86,4% (по Российской Федерации – 100,2%). Снижение производства обусловлено значительным сокращением объемов выпускаемой продукции в обрабатывающих производствах (на 31,6%), в том числе в таких видах деятельности, как производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона и изделий из них – на 43,4%, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 23,8%, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий – на 34,4%, производство машин и оборудования – на 45,9%, производство транспортных средств и оборудования – на 31,9%. Рост объемов промышленного производства обеспечен в таких видах деятельности, как обработка древесины и производство изделий из дерева (114,4% к уровню января-мая 2012 года), химическое производство (120,8%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (103,6%), производство резиновых и пластмассовых изделий (157,8%). Индекс промышленного производства по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» составил 98,1%, в том числе по добыче металлических руд – 99,8%, по добыче прочих полезных ископаемых – 82,9%. В обрабатывающих производствах индекс производства в январе-мае 2013 года составил 68,4% (январь-май 2012 года – 96,7%). В посткризисный период по ряду основных макроэкономических показателей, включая объемы промышленного производства, не удалось достичь докризисного уровня. По-прежнему актуальными являются задачи по обеспечению устойчивого экономического роста. Республика Карелия обладает богатым природным потенциалом, но он используется недостаточно эффективно. Об этом свидетельствует анализ динамики ситуации за последние 20 лет в основных отраслях экономики республики: лесопромышленном и горнопромышленном комплексах, сельском хозяйстве. Реальный сектор экономики остается ориентированным на экспорт и сильно зависит от мировой конъюнктуры. Крупнейшие предприятия целлюлозно-бумажной промышленности республики, которые раньше являлись бюджетообразующими, в настоящее время являются убыточными или находятся на грани банкротства. Объемы лесозаготовок в последние годы упали в два раза. Существующая задолженность по арендным платежам существенно превышает налоговые поступления в консолидированный бюджет республики от лесозаготовительной деятельности. За прошедший период пришли в упадок многие леспромхозы, которые являлись экономической основой существования отдаленных сельских и лесных территорий. За 20 лет производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 60%, поголовье крупного рогатого скота – на 80%, сельскохозяйственные площади – почти в два раза. Прекратили свою деятельность многие сельскохозяйственные предприятия. В условиях нестабильной экономики и влияния негативных последствий мирового кризиса ВРП в сопоставимых ценах в 2011 году практически соответствует уровню 2005 года. По показателю ВРП на душу населения отставание от среднего значения по Российской Федерации постоянно увеличивается. Если в 1998-1999 годах значения показателей были сопоставимы, то в 2010 году республиканский показатель составлял 76% от среднероссийского. По сравнению с 1991 годом объем промышленного производства сократился на 16%. Отрицательная динамика развития базовых секторов экономики республики во многом обусловлена сокращением в два раза среднегодового объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах по сравнению с уровнем 1990 года. В экономике Российской Федерации по производству ряда важнейших видов продукции на долю региона приходится существенная доля, в частности, по выращиванию форели (65-70%), по производству железорудных окатышей (26%), бумаги (21-23%), целлюлозы древесной и целлюлозы из прочих волокнистых материалов (15%), щепы технологической для производства целлюлозы и древесной массы (10-12%), проволоки из железа или нелегированной стали (9,5%), древесины необработанной (5%). При этом доля численности населения республики в общероссийской численности составляет порядка 0,5%. В структуре оборота организаций по видам экономической деятельности по Российской Федерации наибольший удельный вес Республика Карелия имеет по таким видам деятельности, как добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (4,9%), целлюлозно-бумажное производство, издательская и поли-графическая деятельность (3,5%), рыболовство, рыбоводство (1,8%), обработка древесины и производство изделий из дерева (без мебели) (1,5%). По всем остальным видам деятельности доля республики не превышает 0,8% в общероссийском обороте. Уровень производства продукции (услуг) на душу населения в Республике Карелия сопоставим с уровнем Российской Федерации по таким показателям, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, ввод в действие жилых домов, объем оказанных платных услуг населению. Объем добычи полезных ископаемых, приходящийся на каждого жителя республики, существенно превышает среднероссийский уровень. В то же время в Карелии наблюдается отставание по объему производства продукции на душу населения от уровня России по таким показателям, как объем отгруженных товаров в обрабатывающих производствах, объем инвестиций в основной капитал, производство основных видов продукции животноводства. В условиях меняющихся рыночных тенденций Республика Карелия как часть геоэкономического пространства оказалась перед системными вызовами, которые обусловлены процессами экономической глобализации и интеграции и во многом характерны для других российских регионов. Главный вызов связан с недавно состоявшимся вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО), в связи с чем перед республикой ставится задача в довольно сжатый переходный период обеспечить конкурентоспособность базовых отраслей экономики Карелии и встраивание ее таким образом в мировую экономическую систему. В первую очередь это касается предприятий так называемых чувствительных отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости (в частности, машиностроения), а также организаций сельского хозяйства. В условиях усиления конкуренции с соседними регионами необходимо более активное использование инструментов приграничного сотрудничества и создание благоприятной среды для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. Приграничное положение республики в настоящее время не обеспечивает достаточный объем зарубежных инвестиций, которые на территории Северо-Западного федерального округа в основном направляются в Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Для того чтобы адекватно противостоять современным вызовам, требуется решение комплекса проблем системного и отраслевого характера. Следствием нестабильного финансового состояния ряда предприятий и высокого уровня убыточных организаций является неустойчивость экономики республики. На протяжении последних лет около 50% организаций убыточны вне зависимости от роста или снижения абсолютного значения финансового результата деятельности организаций. Уровень убыточности организаций от общего числа организаций в Республике Карелия значительно выше уровня России и Северо-Запада. Сдерживающим фактором экономического развития Республики Карелия являются ограниченные возможности бюджетного финансирования мероприятий по модернизации экономики, поскольку более 74% в общей сумме расходов консолидированного бюджета Республики Карелия приходится на социально значимые выплаты. Финансовое состояние республики осложняется тем, что крупные предприятия, работающие на территории республики, являются структурными подразделениями корпораций, расположенных за пределами Карелии. При этом финансовые показатели структурных подразделений зависят от политики головных организаций. К одной из основных проблем функционирования экономики республики следует отнести дефицитность энергетического баланса, высокую зависимость от привозных видов топлива и цен на них. Потребность в энергоресурсах, особенно электроэнергии, только на 45-50% покрывается за счет выработки электроэнергии на территории Карелии. Проведение модернизации и структурной диверсификации экономики республики требует внедрения передовых инновационных технологий. Вместе с тем в регионе существуют проблемы инновационного и технологического развития, к которым относятся недостаток у предприятий собственных средств на инновации, неразвитость инновационной инфраструктуры, слабо развитое взаимодействие между наукой и бизнесом, недостаток инвестиционного и венчурного капитала, неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы. Кроме общих системных проблем существуют проблемы в отдельных отраслях экономики республики (лесопромышленном, агропромышленном комплексах, отсутствие развитой дорожной и транспортной инфраструктуры). Вследствие оттока человеческого капитала происходит снижение количества и качества трудовых ресурсов, что является существенным ограничением для реализации инновационного сценария развития республики. Недостаток бюджетных средств и отсутствие квалифицированного кадрового обеспечения не позволяют обеспечить благоприятные условия для привлечения инвестиций на территорию Республики Карелия и создать новые рабочие места. В реальном секторе экономики остается высокой экспортная направленность производства, что обуславливает зависимость экспортно ориентированных предприятий республики от мировой конъюнктуры. В связи с высокой концентрацией экспорта положительная или отрицательная динамика рынков по основным товарным позициям в значительной степени влияет на экономику республики в целом. Внешнеторговое сальдо республики традиционно положительное, объем экспорта превышает импорт более чем в 4 раза. В международном разделении труда Республика Карелия представлена такими отраслями, как лесопромышленный и горнопромышленный комплексы, машиностроение и металлургия, рыбная отрасль. Диверсификация карельского экспорта является достаточно низкой. На долю 7 основных товарных позиций (лесоматериалы обработанные, необработанные, бумага газетная, крафт-бумага и картон, целлюлоза товарная, алюминий необработанный, железорудные окатыши) приходится порядка 90% всего экспортного объема. Резкое ухудшение ценовой ситуации на международных рынках товаров, экспортируемых из республики, может поставить под угрозу достижение целей государственной программы и возможности бюджетного финансирования отдельных ее мероприятий. Данный риск является существенным и может повлиять на сроки достижения целевых индикаторов государственной программы, объем и сроки реализации отдельных подпрограмм и основных мероприятий. Нерешенными остаются ряд серьезных проблем, сохранение которых может препятствовать достижению результативности деятельности Правительства Республики Карелия и бизнеса в плане инновационного развития экономики региона. В первую очередь это: наличие излишних административных барьеров, прежде всего для развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного; незаинтересованность кредитных организаций в финансировании рискового инновационного бизнеса; фрагментарность инновационной системы, отсутствие должных взаимосвязей между ее элементами, надлежащей интеграции образования, науки и бизнеса; низкий уровень доверия бизнеса в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления; недостаточный уровень предсказуемости направлений развития государственного регулирования и государственной политики, сохраняющиеся проблемы межведомственной и межуровневой координации при планировании и реализации стратегических документов развития, недостаток оперативной и достоверной официальной статистической информации для принятия управленческих решений и корректировки государственной политики; недостаточное развитие механизмов государственно-частного партнерства, ограниченная эффективность государственных инвестиций; недостаточный кадровый, в том числе управленческий, потенциал для развития инновационных секторов экономики и модернизации традиционных отраслей; отсутствие для предприятий стимулов к повышению производительности труда. Перечисленные факторы негативным образом отражаются на инвестиционной привлекательности Республики Карелия и степени ее конкурентоспособности как внутри Российской Федерации, так и на мировом уровне. II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы. Основные цели и задачи государственной программы. Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы В целях реализации системного стратегического подхода к государственному управлению распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определившая основные приоритеты и направления развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Согласно указанной Концепции основными приоритетами государственной политики в сфере экономики и экономического развития являются: 1) обеспечение и поддержание конкурентных возможностей России; создание конкурентоспособной экономики знаний и высоких технологий; расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях экономики; 2) превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики; переход к формированию новой технологической базы социально-экономического развития России, основанной на инновациях; 3) модернизация традиционных секторов экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), обеспечение структурной диверсификации; 4) создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развитие механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества; совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности; 5) снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции; создание эффективной институциональной среды; 6) развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста; поддержка инициатив бизнеса по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала; 7) сбалансированное пространственное развитие Российской Федерации. Одним из приоритетов устойчивого развития, отраженным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, является экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» целями государственной экономической политики определены повышение темпов и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан Российской Федерации и достижение технологического лидерства российской экономики. Важным условием достижения данных целей является реализация Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р, предполагающей перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, и Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 11 января 2012 года № Пр-83. Ключевым условием реализации инновационного сценария социально-экономического развития является повышение эффективности государственного управления с учетом приоритетов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Цели, задачи и целевые ориентиры социально-экономического развития Республики Карелия определены с учетом выше обозначенных стратегических документов Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755-IV ЗС, долгосрочной целью социально-экономического развития республики является повышение качества жизни населения на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов. С учетом поэтапного достижения поставленной стратегической цели в Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 15 ноября 2012 года № 467-V ЗС, разработаны цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу для решения ключевых региональных проблем. К настоящему времени в республике не сформированы условия для перехода экономики к инновационному социально ориентированному типу развития. В связи с этим в сфере экономической политики главной целью Правительства Республики Карелия на среднесрочную перспективу является обеспечение устойчивых темпов экономического роста на основе модернизации и повышения конкурентоспособности базовых секторов экономики в условиях усиления конкуренции со стороны внешних контрагентов. Приоритетными направлениями экономической политики Республики Карелия на среднесрочный период являются: улучшение инвестиционного климата, сокращение административных барьеров, препятствующих инвестиционному развитию региона, развитие системы поддержки и сопровождения инвестиционных проектов в республике; институциональное развитие инвестиционной инфраструктуры; технологическая модернизация и диверсификация экономики, в том числе моногородов Республики Карелия, увеличение производительности труда; создание условий для разработки и внедрения передовых технологий и инноваций, применение современных информационно-коммуникационных, энергоэффективных и энергосберегающих технологий; развитие конкуренции, обеспечение свободы предпринимательской деятельности, поддержка субъектов малого и среднего бизнеса; создание условий для укрепления и развития внешнеэкономических и межрегиональных связей. Наибольший эффект в реализации приоритетных направлений экономического и социального развития достигается при условии инновационности проводимых преобразований. В свою очередь, масштабы и темпы инновационных преобразований напрямую зависят от степени вовлеченности и реального участия в инновациях как государства, так и частного бизнеса. Главным приоритетом планируемого к реализации в рамках настоящей государственной программы комплекса мероприятий является содействие созданию такой среды для бизнеса, в которой вложение инвестиций в инновации будет одним из важных способов получения стабильно растущих доходов. Решение такой задачи будет означать формирование основы для долгосрочной конкурентоспособности Республики Карелия. Целью государственной программы является создание условий для обеспечения развития экономики Республики Карелия. Достижение поставленной цели государственной программы будет осуществляться путем решения пяти задач в рамках соответствующих подпрограмм: задача 1. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Республики Карелия в целях осуществления ее технологической модернизации и диверсификации, повышения экономического потенциала республики и устранения инфраструктурных ограничений экономического роста. На решение указанной задачи направлена подпрограмма 1 «Формирование благоприятной инвестиционной среды»; задача 2. Обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия. На решение указанной задачи направлена подпрограмма 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства»; задача 3. Создание благоприятных условий инновационной деятельности для динамичного развития и повышения конкурентоспособности Республики Карелия. На решение указанной задачи направлена подпрограмма 3 «Развитие инновационной деятельности»; задача 4. Повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия. На решение указанной задачи направлена подпрограмма 4 «Совершенствование государственного и муниципального управления»; задача 5. Совершенствование деятельности по стратегическому планированию и прогнозированию социально-экономического развития Республики Карелия. На решение указанной задачи направлена подпрограмма 5 «Совершенствование системы государственного стратегического управления». Показатели (индикаторы) государственной программы и динамика их количественных значений представлены в приложении 1. Динамика экономического и инновационного развития Республики Карелия до 2020 года будет определяться многими факторами. Положительно скажутся принятые к реализации меры на федеральном и республиканском уровнях по созданию условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, оказанию государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, техническому перевооружению и модернизации производства, совершенствованию системы государственного и муниципального управления. В то же время сохраняющиеся системные проблемы в сфере экономики и инноваций, а также последствия вступления России в ВТО можно рассматривать в качестве рисков и угроз обеспечения устойчивых темпов экономического роста, перехода экономики Республики Карелия на инновационный путь развития. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|