Расширенный поиск
Постановление Правительства Московской области от 29.08.2012 № 1071/32 МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29.08.2012 N 1071/32
Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области
"Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы"
(В редакции постановлений Правительства Московской области
от 07.11.2012 г. N 1397/40; от 29.12.2012 г. N 1610/48;
от 13.03.2013 г. N 176/10; от 30.04.2013 № 285/18;
от 13.06.2013 № 420/24; от 02.08.2013 № 575/30)
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области от 28.08.2012 N 1049/32 "О разработке долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы" Правительство Московской области
постановляет:
1.Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013-2015 годы". 2. Признать утратившими силу с 1 января 2013 года:
постановление Правительства Московской области от 31.08.2011 N 921/35 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Комплексное развитие системы профессионального образования
в Московской области на 2011 - 2015 годы"; постановление Правительства Московской области от 31.08.2011 N 922/35 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Совершенствование организации питания обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений в Московской области на период 2012-2014 годов"; постановление Правительства Московской области от 31.08.2011 N 923/35 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие дошкольного образования в Московской области в 2012-2014 годах"; постановление Правительства Московской области от 31.08.2011 N 924/35 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Патриотическое воспитание и подготовка молодежи к военной службе на 2012-2015 годы"; постановление Правительства Московской области от 31.08.2011 N 925/35 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Русский язык" на 2012-2015 годы"; постановление Правительства Московской области от 11.03.2012 N 263/8 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Развитие дошкольного образования в Московской области в 2012-2014 годах"; постановление Правительства Московской области от 04.04.2012 N 428/12 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Комплексное развитие системы профессионального образования в Московской области на 2011-2015 годы"; постановление Правительства Московской области от 10.05.2012 N
729/17 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Комплексное развитие системы профессионального образования в Московской области на 2011-2015 годы"; постановление Правительства Московской области от 13.07.2012 N 920/24 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Московской области "Русский язык" на 2012-2015 годы"; (Абзац исключен - Постановление Правительства Московской области от 29.12.2012 г. N 1610/48)
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Ежедневные новости. Подмосковье". Вице-губернатор - Председатель Правительства
Московской области А.В. Шаров
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Московской области
от 29.08.2012 N 1071/32
(В редакции постановлений Правительства Московской области
от 07.11.2012 г. N 1397/40; от 29.12.2012 г. N 1610/48;
от 13.03.2013 г. N 176/10; от 30.04.2013 № 285/18;
от 13.06.2013 № 420/24; от 02.08.2013 № 575/30)
Паспорт долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013 - 2015 годы"
|———————————————————————|————————————————————————————————————————————————————| | Наименование | Долгосрочная целевая программа Московской области | | Программы | "Развитие образования в Московской области на 2013 |
| | - 2015 годы" (далее - Программа) | |———————————————————————|————————————————————————————————————————————————————| | Основание для | Бюджетный кодекс Российской Федерации; | | разработки Программы | Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 | | | "Об образовании"; | | | Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 |
| | N 599 "О мерах по реализации государственной | | | политики в области образования и науки"; | | | Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 | | | N 597 "О мероприятиях по реализации | | | государственной социальной политики"; | | | постановление Правительства Российской Федерации | | | от 07.02.2011 N 61 "О Федеральной целевой | | | программе развития образования на 2011-2015 годы"; |
| | Закон Московской области N 41/2009-ОЗ "Об | | | образовании"; | | | постановление Правительства Московской области от | | | 28.08.2012 N 1049/32 "О разработке долгосрочной | | | целевой программы Московской области "Развитие | | | образования в Московской области на 2013-2015 | | | годы" | | | | |———————————————————————|————————————————————————————————————————————————————| | Государственный | Министерство образования Московской области | | заказчик Программы | | |———————————————————————|————————————————————————————————————————————————————| | Разработчик Программы | Министерство образования Московской области |
| | | |———————————————————————|————————————————————————————————————————————————————| | Цель Программы | Создание условий для получения качественного | | | образования и успешной социализации детей и | | | молодёжи, удовлетворения потребностей экономики | | | Московской области в кадрах высокой квалификации | |———————————————————————|————————————————————————————————————————————————————| | Задачи Программы | Обеспечение доступности образовательных услуг | | | через развитие сети учреждений и внедрение | | | современных организационно-экономических моделей | | | предоставления образовательных услуг; | | | обновление содержания и технологий образования, | | | состава и компетенций педагогических кадров для | | | обеспечения высокого качества образования в | | | соответствии с федеральными государственными | | | образовательными стандартами; | | | модернизация системы непрерывного | | | профессионального образования, обеспечивающая | | | текущие и перспективные потребности | | | социально-экономического развития Московской | | | области, повышение эффективности использования | | | ресурсов системы профессионального образования; | | | обеспечение защиты прав и интересов детей, | | | создание условий для их безопасной | | | жизнедеятельности, формирования здорового образа | | | жизни, социальной адаптации и самореализации; | | | рациональное использование средств бюджета | | | Московской области на обеспечение деятельности | | | Министерства образования Московской области; | | | развитие материально-технической базы учреждений | | | образования Московской области | |———————————————————————|————————————————————————————————————————————————————| | Сроки реализации | 2013-2015 годы | | Программы | | | | | |———————————————————————|————————————————————————————————————————————————————| | Исполнители Программы | Министерство образования Московской области; |
| | Министерство строительного комплекса и | | | жилищно-коммунального хозяйства Московской | | | области; | | | Министерство физической культуры, спорта, туризма | | | и работы с молодёжью Московской области; | | | органы местного самоуправления муниципальных | | | образований Московской области; | | | организации, определяемые в порядке, установленном |
| | Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О | | | размещении заказов на поставки товаров, выполнение |
| | работ, оказание услуг для государственных и | | | муниципальных нужд", а также Законом Московской | | | области N 196/2005-ОЗ "О закупках и поставках | | | продукции для государственных нужд Московской | | | области" | | | | |———————————————————————|————————————————————————————————————————————————————| | Подпрограммы | Программа состоит из пяти подпрограмм: | | | Подпрограмма I "Развитие системы дошкольного | | | образования" (далее - Подпрограмма I); | | | Подпрограмма II "Развитие системы общего | | | образования" (далее - Подпрограмма II); | | | Подпрограмма III "Развитие системы дополнительного |
| | образования, воспитания и социализации" (далее - | | | Подпрограмма III); | | | Подпрограмма IV "Развитие системы | | | профессионального образования" (далее - | | | Подпрограмма IV); | | | Подпрограмма V "Обеспечение реализации Программы и |
| | иные мероприятия" (далее - Подпрограмма V) | |————————————————————-——|—————————————————————————————————————————————————-——|
| Объемы и источники | Общий объем средств, направляемых на реализацию |
| финансирования | мероприятий настоящей Программы в 2013-2015 годах, |
| | составляет 122014,3743 млн. рублей, в том числе: |
| | 2013 год - 52924,88351 млн. рублей; |
| | 2014 год - 38042,5397 млн. рублей; |
| | 2015 год - 31046,95109 млн. рублей; |
| | из них по источникам: |
| | средства бюджета Московской области составляют |
| | 70651,47000 млн. рублей, в том числе: |
| | 2013 год - 30873,64300 млн. рублей; |
| | 2014 год - 19869,713 млн. рублей; |
| | 2015 год - 19908,114 млн. рублей; |
| | средства бюджетов муниципальных образований |
| | Московской области составляют 18103,98555 млн. |
| | рублей, в том числе: |
| | 2013 год - 11505,36836 млн. рублей; |
| | 2014 год - 4480,983 млн. рублей; |
| | 2015 год - 2117,634 млн. рублей; |
| | внебюджетные источники составляют 31824,996 млн. |
| | рублей, в том числе: |
| | 2013 год - 8719,59865 млн. рублей; |
| | 2014 год - 13660,467 млн. рублей; |
| | 2015 год - 8989,8256 млн. рублей; |
| | средства федерального бюджета составляют 1889,0275 |
| | млн. рублей, в том числе: |
| | 2013 год - 1826,2735 млн. рублей; |
| | 2014 год - 31,377 млн. рублей; |
| | 2015 год - 31,377 млн. рублей |
(В редакции Постановления Правительства Московской области
от 02.08.2013 № 575/30)
|———————————————————-———|——————————————————————————————————————————————————-—|
| Планируемые | ликвидация очередей на зачисление детей в возрасте |
| результаты Программы | от трех до семи лет в дошкольные образовательные | | (количественные и | учреждения; | | качественные | увеличение доли обучающихся, которым предоставлены |
| показатели | все основные виды современных условий обучения; | | эффективности | увеличение доли детей, обучающихся по программам | | реализации Программы) | дополнительного образования; |
| | увеличение численности обучающихся, участвующих в | | | творческих мероприятиях, олимпиадах и конкурсах | | | различного уровня; | | | повышение доступности образовательных программ | | | общего и профессионального образования для | | | детей-инвалидов и лиц с ограниченными | | | возможностями здоровья; | | | поэтапное введение федеральных государственных | | | стандартов общего образования; | | | повышение привлекательности педагогической | | | профессии и уровня квалификации руководящих и | | | преподавательских кадров; | | | увеличение доли педагогов в возрасте до 30 лет в | | | общей численности педагогов общеобразовательных | | | учреждений; | | | формирование ресурсной базы подготовки | | | квалифицированных кадров в соответствии с | | | перспективными потребностями | | | социально-экономического развития Московской | | | области; | | | рост охвата детей-сирот и детей, оставшихся без | | | попечения родителей, различными формами семейного | | | устройства; | | | снижение количества правонарушений среди | | | несовершеннолетних | |———————————————————————|————————————————————————————————————————————————————| I. Характеристика проблемы и прогноз развития ситуации с учетом
реализации Программы По размерам сети учреждений образования, численности обучающихся и воспитанников система образования Московской области является одной
из наиболее крупных в Российской Федерации и включает в себя: 1874 дошкольных образовательных учреждения, охватывающих 260 296 детей; 1462 общеобразовательных учреждения с контингентом обучающихся - 614 484 человека; 75 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в которых обучаются 9219 человек; 37 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, с контингентом воспитанников 1391 человек; 3 образовательных учреждения для детей с девиантным поведением с контингентом обучающихся 96 человек; 1 общеобразовательную школу санаторного типа с контингентом обучающихся 100 человек; 4 образовательных учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, осуществляющих
обучение по общеобразовательным программам, с контингентом обучающихся 164 человека; 295 учреждений дополнительного образования детей, услугами которых пользуются 276461 человек; 78 учреждений начального профессионального образования (далее -
НПО) с контингентом 24075 человек; 57 учреждений среднего профессионального образования (далее - СПО) с контингентом 29467 человек; 5 учреждений высшего профессионального образования (далее - ВПО) с контингентом 26785 человек; 29 учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) с контингентом слушателей 38522 человека. В настоящее время в системе образования Московской области работают 173500 человек; в образовательных учреждениях всех типов и
видов обучаются и воспитываются 1011200 человек. В 2012 году общее количество выпускников образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных Министерству образования Московской области, составило 21052 человека, в том числе 8852 выпускника образовательных учреждений НПО, 7000 выпускников образовательных учреждений СПО, 5200 выпускников образовательных учреждений ВПО. Все выпускники трудоустраиваются по полученной специальности, продолжают образование или идут служить в Российскую Армию. Востребованность выпускников ВПО подтверждается высоким показателем их трудоустройства: все выпускники трудоустраиваются в течение первого года после окончания, из них по специальности - 70 процентов, в том числе 67 процентов на территории Московской области. Подведомственные Министерству образования учреждения ВПО преимущественно осуществляют подготовку по направлениям гуманитарного (около 30 процентов) и педагогического профиля (около
50 процентов). Подготовка педагогических кадров для системы общего образования
Московской области в учреждениях ВПО в целом удовлетворяет потребности отрасли в педагогических кадрах (87 процентов от заявленных вакансий). На базе высших учебных заведений работают 26 центров, обеспечивающих сопровождение модернизации и развития дошкольного и общего образования Московской области, в том числе введение федерального государственного образовательного стандарта, работу по
созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, проведение единого государственного экзамена. В Московской области функционируют 41 негосударственное дошкольное образовательное учреждение с контингентом 3052 воспитанника и 88 негосударственных общеобразовательных учреждений с контингентом 9910 обучающихся, в том числе 14 православных образовательных учреждений с контингентом 1977 обучающихся. Финансовое обеспечение негосударственных общеобразовательных учреждений осуществляется за счет субвенции в пределах утвержденного объема финансовых средств на основе единого для негосударственных образовательных учреждений норматива, равного 38 тысячам рублей на одного учащегося в год. Субвенция направляется на: оплату труда работников; расходы по приобретению учебников и учебных пособий, технических средств обучения. В Московской области обеспечены высокие, в сравнении со средними по России и Центральному федеральному округу, показатели охвата образовательными услугами: услугами дошкольного образования охвачено 68 процентов детей в возрасте от 1 до 7 лет; услугами общего образования охвачено 85,1 процента детей и подростков; услугами дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования детей охвачено 29,8 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. В образовательных учреждениях Московской области через работу 567 школьных музеев и 145 комнат Боевой и Трудовой Славы реализуются 158 дополнительных образовательных программ военно-патриотической направленности, проводятся Спартакиады призывной и допризывной молодежи; игры "Зарница", смотры строя и песни и другие соревнования по военно-прикладным и спортивно-техническим видам спорта. Общий охват молодежи воспитательной работой патриотической направленности в Московской области составляет свыше 150 тысяч человек. Министерству образования Московской области переданы государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. В состав Министерства образования Московской области входят 70 территориальных структурных подразделений по опеке и попечительству. В настоящее время более 18500 детей-сирот (78 процентов) воспитываются в замещающих семьях, из них: 9 201 ребенок находится под опекой (попечительством); 3 222 ребенка - в приемных семьях; 6 212 детей - в семьях усыновителей. А также 2020 детей-сирот воспитываются в 39 специализированных образовательных учреждениях. Актуальными остаются вопросы охвата обучающихся полноценным и сбалансированным питанием, качества питания обучающихся общеобразовательных учреждений. Следует отметить, что охват обучающихся общеобразовательных учреждений горячим питанием увеличился в течение последних пяти лет
с 67,1 процента до 76,5 процента, но остается ниже показателя в среднем по Российской Федерации за 2011 год (84,2 процента). Прогнозируемый рост численности детей (к 2015 году численность детей от 1,5 до 7 лет увеличится на 4 процента, численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях - на 3 процента) обусловливает потребность в новых учебных местах. Для удовлетворения этой потребности и обеспечения гарантий доступности дошкольного и общего образования будет осуществляться строительство (реконструкция) зданий образовательных учреждений дошкольного и общего образования. Кроме того, реализация механизмов равного доступа негосударственных образовательных организаций дошкольного и общего образования к бюджетному финансированию (в соответствии с Федеральным законом от 28.02.2012 N 10-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), моделей государственно-частного партнерства, поддержки среднего и малого предпринимательства должны
стимулировать рост объема образовательных услуг, оказываемых негосударственным сектором. При этом необходимо обеспечить включение педагогов частных образовательных учреждений в систему повышения квалификации и методической поддержки. Для ликвидации очередей в дошкольные образовательные учреждения
(далее - ДОУ) и обеспечения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет будут реализованы меры по передаче в муниципальную собственность ведомственных детских садов и возврату в систему дошкольного образования зданий, использующихся не по целевому назначению, обеспечению рационального использования внутренних помещений действующих детских садов, открытию дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, распространению гибких форм пребывания детей. В отдельных территориях области сохраняются ограничения доступности качественных образовательных услуг общего образования: доля малокомплектных школ составляет 9,9 процента, охват учащихся профильным обучением - 50 процентов, доля общеобразовательных учреждений, ведущих занятия в 2 смены - 29 процентов. Предусмотренные Программой меры по развитию сети образовательных учреждений, включая строительство школ, организацию дистанционного образования, создание комплексных социально-культурных учреждений, совершенствование транспортных схем доставки обучающихся в базовые школы, а также привлечение педагогов базовых школ к ведению занятий
в филиалах, позволят устранить риски неравномерности распределения объектов сети и неэффективного использования ресурсов (в части нормативных показателей наполняемости). Для повышения охвата детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет программами дополнительного образования, с 76,8 процента в настоящее время до 78 процентов в 2015 году, будут разработаны и реализованы меры по передаче на региональный уровень полномочий по предоставлению дополнительного образования детям. К основным проблемам системы профессионального образования относятся: дисбаланс между структурой выпуска специалистов и рабочих и актуальными потребностями экономики Московской области в квалифицированных кадрах; отсутствие обоснованных прогнозов потребностей рынка труда, не позволяющее обеспечить опережающую подготовку кадров. Для их решения будет продолжена реструктуризация и межуровневая интеграция сети образовательных учреждений, исходя из востребованности их услуг населением, потребностей экономики области и параметров эффективности деятельности. Это позволит сохранить преемственность образовательных программ СПО и НПО, расширить спектр образовательных услуг, предоставляемых населению, повысить качество
образования с сохранением запланированных объемов подготовки рабочих кадров по приоритетным направлениям. В условиях, когда профессиональные знания и навыки устаревают за 3-5 лет, особого внимания требует развитие системы непрерывного профессионального образования взрослого населения. В рамках Программы предусмотрена реализация мероприятий, в том числе создание ресурсных центров (многофункциональных центров прикладных квалификаций), обеспечивающих увеличение доли охвата занятого населения в отрасли "Образование" в возрасте от 25 до 65 лет программами переподготовки и повышения квалификации до 37 процентов
в общей численности населения этой возрастной группы, занятого в отрасли "Образование". Утверждение федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011 N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования") потребует укрепления материально-технической базы ДОУ. В настоящее время 462 здания ДОУ нуждаются в ремонте, 2 находятся в аварийном состоянии, все виды благоустройства имеют 97 процентов зданий. В системе общего образования стоит задача создания в образовательных учреждениях условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) и обеспечивающих безопасность образовательной среды, возможность использования современных образовательных технологий. В настоящее время, благодаря реализации
проекта модернизации региональных систем общего образования, доля обучающихся, которым предоставлены от 81 процента до 100 процентов всех основных видов современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования),
достигла 50 процентов, что выше среднего значения по Российской Федерации (38 процентов). Однако значение этого показателя, а также
показателей по созданию современных условий обучающимся для занятий
физической культурой и спортом, по организации питания и медицинского обслуживания обучающихся, по доле обучающихся, которым
обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), ниже значений ряда субъектов Российской Федерации с аналогичными или более низкими показателями социально-экономического развития. Особого внимания требует вопрос обеспечения в образовательных учреждениях безбарьерной среды для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время соответствующие условия созданы только в 10,4 процента общеобразовательных учреждений и в 1 учреждении профессионального образования. Требует модернизации инфраструктура организаций дополнительного
образования и летнего отдыха детей, особенно по направлениям, формирующим компетенции для инновационной экономики (научно-техническое творчество, исследовательская, проектная деятельность). В Московской области возникает ряд социокультурных проблем, связанных с пребыванием на ее территории значительного числа трудовых мигрантов. Количество детей трудовых мигрантов за последние годы значительно выросло. В настоящее время доля детей трудовых мигрантов составляет 10 - 15 процентов от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях в Московской области. При этом в отдельных классах общеобразовательных учреждений и группах ДОУ доля
детей трудовых мигрантов может составлять 30 - 40 процентов от общего числа обучающихся, воспитанников. Трудность обучения детей трудовых мигрантов состоит в том, что уровень владения ими русским языком различен внутри полиэтнической группы и гораздо ниже, чем у русскоговорящих сверстников. Повышение уровня владения русским языком обеспечивает детям - билингвам возможность повышения качества обучения, создает условие для личной успешности, социальной адаптации и косвенно влияет на снижение социальной напряженности в обществе. Укрепление позиций русского языка, преподаваемого на культуросообразной основе, призвано способствовать процессам культурной, языковой адаптации трудовых мигрантов, облегчению контактов с коренным населением региона на основе общепринятых в обществе норм поведения. В системе начального и среднего профессионального образования, где средний возраст учебных зданий составляет 30 лет, износ зданий - более 55 процентов, износ оборудования и учебной техники - более 60
процентов, будут предприняты меры, направленные на преодоление существующего отставания материально-технической базы учреждений от
темпов технического перевооружения отраслей экономики, для которых ведется подготовка кадров. В системе образования Московской области в целом обеспечивается
высокое качество образовательных результатов. В 2011 году средний тестовый балл единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) вырос
по большинству общеобразовательных предметов (по математике он повысился на 4,17 балла, по русскому языку - на 2,08 балла, на 50 процентов увеличилось количество участников ЕГЭ, набравших 100 баллов). По количеству победителей всероссийских и международных олимпиад Московская область входит в число регионов-лидеров российского образования. Вместе с тем, для обеспечения устойчивости
лидирующих позиций Московской области в этом направлении и увеличения числа призеров всероссийских и международных олимпиад требуются меры по совершенствованию и дальнейшему развитию мер поддержки одаренных детей, образовательных учреждений с высоким уровнем достижений педагогических коллективов по образованию и воспитанию обучающихся. Предусмотренные в этом направлении мероприятия Программы охватят не только общеобразовательные учреждения, но и учреждения специального (коррекционного), дошкольного и дополнительного образования детей. Будет разработан и
реализован региональный комплекс мер по выявлению и поддержке одаренных детей, реализующий основные направления Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В то же время анализ выявляет наличие в области сегмента общеобразовательных учреждений, демонстрирующих стабильно низкий уровень качества образования. Это, преимущественно, школы, в контингенте обучающихся которых высокую долю составляют дети из неполных семей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов. Включенные в Программу адресные меры поддержки данной категории школ, направленные на перевод их в эффективный режим работы, в том числе - на основе партнерства со школами-лидерами, позволят предотвратить риски формирования образовательного неравенства. Перспективы формирования нового качества образования связаны также с обновлением его содержания и технологий, что будет обеспечено за счет мероприятий по комплексному сопровождению введения ФГТ, ФГОС и развитию инфраструктуры инновационной деятельности (создание региональных инновационных и стажировочных площадок по разработке, апробации и распространению перспективных образовательных моделей и методик). Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья будут предоставлены возможности для освоения программ общего образования в дистанционной форме обучения и в форме инклюзивного образования, оказана поддержка в профессиональной ориентации. Повышению качества образования будут способствовать меры по развитию системы оценки качества образования, механизмов информационной открытости и обратной связи с потребителями образовательных услуг. В частности, в системе НПО и СПО будет расширено участие работодателей в разработке, реализации, оценке результатов освоения образовательных программ (в настоящее время доля студентов, обучающихся по таким программам, составляет 33 процента). Особые усилия будут направлены на преодоление отставания Московской области в развитии современных инструментов информирования семей о качестве образования обучающихся (электронные дневники, журналы, электронный документооборот): значение соответствующего показателя в области (32 процента) ниже среднего по стране (40 процентов). По современным представлениям понятие "качество образования" включает не только учебные результаты, но и уровень социализации и культурного развития личности. Тревогу населения вызывает распространение в подростковой и молодежной среде алкоголизма, наркомании, насилия, ксенофобии. Реализация потенциала системы образования как института социального развития предполагает обновление технологий воспитания в общеобразовательных учреждениях,
в том числе за счет организации внеурочной деятельности, опережающее развитие сферы дополнительного образования детей, развитие социальных практик (общественные объединения, ученическое самоуправление, социальные проекты, добровольческая деятельность). В рамках Программы получат поддержку современные модели деятельности службы практической психологии в образовании, взаимодействия образования с семьей, другими ведомствами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; меры, способствующие социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. В связи с принятием Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступающим в силу с 1 января 2013 года, расширяются категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, что требует увеличения ресурсов для их поддержки. Для решения проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут реализованы меры, направленные на закрепление обеспечиваемой в последние годы позитивной динамики роста количества приемных семей. В Московской области созданы благоприятные условия для педагогических работников. В настоящее время средняя заработная плата учителей находится на уровне средней заработной платы по экономике региона (32 201 рубль) и является одной из самых высоких по отрасли среди субъектов Российской Федерации. В перспективе должно быть обеспечено: доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников ДОУ до средней заработной платы в сфере общего образования Московской области, в настоящее время - 19 870 рублей; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и
мастеров производственного обучения образовательных учреждений НПО и СПО до средней заработной платы в Московской области, в настоящее время размер среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждений НПО - 26 789 рублей, учреждений СПО - 27 254 рубля; повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей
образовательных учреждений ВПО до 200 процентов от средней заработной платы в Московской области, в настоящее время размер среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского персонала образовательных учреждений ВПО - 29 645 рублей. Повышение
заработной платы предполагает переход на эффективный контракт, обеспечивающий рост производительности и качества труда преподавателей. При этом актуальной является задача обновления педагогического корпуса: в образовательных учреждениях, как общего, так и профессионального образования низкой является доля молодых преподавателей. Изменить ситуацию позволят предусмотренные Программой меры по привлечению к работе в общеобразовательных учреждениях выпускников образовательных учреждений ВПО. Задачи повышения качества образования, введения ФГОС и ФГТ определяют рост требований к уровню развития профессиональных компетенций педагогов и управленческих кадров. Это предполагает не только увеличение охвата программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки (в том числе - существенный рост охвата ими педагогов дошкольного образования), но и продолжение модернизации самой системы подготовки и повышения квалификации. По показателю "Удельный вес численности педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации в текущем учебном году по персонифицированной модели в общей численности педагогических работников" Московская область входит в пятерку лидеров среди субъектов Российской Федерации (48,59 процента). Важным фактором повышения уровня ответственности педагогических
кадров за результаты деятельности станет развитие институтов самоуправления и саморегулирования в профессиональном сообществе. Эффективное планирование и реализация мер по модернизации образования предполагает наличие современных инструментов мониторинга изменений. Введение в работу региональной системы электронного мониторинга состояния и развития системы образования Московской области (далее - РСЭМ) позволило достигнуть высокого для
Российской Федерации значения показателя "Доля образовательных учреждений, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, в общем числе образовательных учреждений" (40 процентов). В рамках Программы необходимо обеспечить полноценное включение в эту систему всех типов и видов образовательных учреждений. Приоритеты развития системы образования Московской области на 2013-2015 годы определяются Стратегией социально-экономического развития Московской области до 2025 года, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации 04.02.2010 N Пр-271 (далее - ННШ),
Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61, комплексом мер по модернизации региональных систем общего образования и включают в себя: обеспечение доступности качественных образовательных услуг для граждан, независимо от места жительства, состояния здоровья, социально-экономического статуса семьи; удовлетворение потребностей экономики Московской области в кадрах высокой квалификации; реализацию потенциала образования в консолидации и социокультурной модернизации общества. Вместе с тем, масштабность задач, стоящих перед системой образования Московской области, принятие Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", утверждение Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждение Президентом Российской Федерации 03.04.2012 Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, перспективы принятия законопроекта "Об образовании в Российской Федерации" и утверждения
Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы" определили необходимость разработки и принятия единой долгосрочной целевой программы Московской области "Развитие образования в Московской области на 2013 - 2015 годы" как целостной
организационной основы региональной образовательной политики, объединяющей все уровни системы образования и направления её модернизации, интегрирующей и аккумулирующей для достижения поставленных целей широкий комплекс ресурсов. II. Сведения о государственном заказчике и исполнителях Программы Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Московской области. Исполнителями Программы являются Министерство образования Московской области, Министерство строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство физической культуры, спорта, туризма и работы с молодёжью Московской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области на основании заключенных соглашений (договоров) и организации, определяемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Законом Московской области N 196/2005-ОЗ "О закупках и поставках продукции для государственных нужд Московской области". Государственный заказчик осуществляет управление реализацией Программы в соответствии с Порядком принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и
реализации, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 04.05.2008 N 327/15 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Московской области, их формирования и реализации". III. Цели и задачи Программы и Подпрограмм
Цель Программы - создание условий для получения качественного образования и успешной социализации детей и молодёжи, удовлетворения потребностей экономики Московской области в кадрах высокой квалификации. Задачи Программы:
обеспечение доступности образовательных услуг через развитие сети учреждений и внедрение современных организационно-экономических моделей предоставления образовательных услуг; обновление содержания и технологий образования, состава и компетенций педагогических кадров для обеспечения высокого качества
образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; модернизация системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающая текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Московской области, повышение эффективности использования ресурсов системы профессионального образования; обеспечение защиты прав и интересов детей, создание условий для
их безопасной жизнедеятельности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации и самореализации; рациональное использование средств бюджета Московской области на обеспечение деятельности Министерства образования Московской области; развитие материально-технической базы учреждений образования Московской области. Цель Подпрограммы I - повышение доступности и качества услуг дошкольного образования. Задачи Подпрограммы I:
сокращение очередности в дошкольных образовательных учреждениях в Московской области; кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
обновление содержания и технологий дошкольного образования;
формирование новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих повышение доступности и качества услуг дошкольного образования. Цель Подпрограммы II - создание возможностей для качественного общего образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся. Задачи Подпрограммы II:
создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов; создание механизмов, обеспечивающих равный доступ к качественному общему образованию; создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию; создание областной системы выявления и развития молодых талантов; обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования, в том числе создание сети региональных инновационных площадок, региональных стажировочных площадок, региональных апробационных площадок; обеспечение информационной открытости системы общего образования; обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, основы интеграционных процессов; создание условий для обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений качественным горячим питанием. Цель Подпрограммы III - создание в системе образования условий для позитивной социализации, самореализации, физического развития детей и молодежи. Задачи Подпрограммы III:
модернизация инфраструктуры и организационно-экономических механизмов системы дополнительного образования детей; формирование современной системы воспитания, в том числе профилактики асоциального поведения несовершеннолетних; повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель Подпрограммы IV - развитие системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Московской области. Задачи Подпрограммы IV:
формирование эффективной территориально-отраслевой организации сети учреждений профессионального образования Московской области, ориентированной на потребности и приоритетные направления развития регионального рынка труда; внедрение новых финансово-экономических механизмов в систему профессионального образования Московской области; создание государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования Московской области; развитие кадровых ресурсов системы профессионального образования Московской области; обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Цель Подпрограммы V - создание нормативных правовых, организационных и информационных условий для эффективной реализации
Программы, включая общественную поддержку. Задачи Подпрограммы V:
создание системы методического и информационного сопровождения реализации Программы, распространения ее результатов; формирование системы мониторинга реализации Программы;
обеспечение общественной поддержки процесса модернизации образования Московской области. Данные цели и задачи Программы и Подпрограмм достигаются в течение 2013-2015 годов путем выполнения мероприятий, предусмотренных в приложениях N 1, 2, 3, 4, 5 к Программе. IV. Планируемые результаты реализации Программы
|———————|———————————————————————————————|————————————————————————————————————|—————————————————————————————————|——————————————|————————————|———————————————————————|
| N п/п | Задачи, направленные на | Планируемый объем финансирования | Показатели, характеризующие | Единица | Базовое | Планируемое значение |
| | достижение цели | на решение данной задачи, млн. | достижение цели | измерения | значение | показателя по годам |
| | | руб. | | | показателя | реализации |
| | | | | | (на начало | |
| | | | | | реализации | |
| | | | | | Программы) | |
|———————|———————————————————————————————|——————————————————|—————————————————|—————————————————————————————————|——————————————|————————————|———————|———————|———————|
| | | бюджет | другие | | | | 2013 | 2014 | 2015 |
| | | Московской | источники | | | | г. | г. | г. |
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|