Расширенный поиск
Закон Ивановской области от 11.03.2010 № 22-ОЗ Утратил силу - Закон Ивановской области от 01.06.2016 № 40-ОЗ
ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О Стратегии социально-экономического развития
Ивановской области до 2020 года
Принят Ивановской областной Думой 25 февраля 2010 года
(В редакции Законов Ивановской области от 24.03.2011 г. N 22-ОЗ;
от 06.06.2011 г. N 53-ОЗ; от 07.11.2012 г. N 87-ОЗ)
Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Уставом Ивановской области в целях улучшения социально-экономического положения Ивановской области, последовательного повышения жизненного уровня населения Ивановской области. Статья 1.
Утвердить Стратегию социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года (прилагается). Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования. Губернатор Ивановской области М.А.МЕНЬ г. Иваново 11 марта 2010 г. N 22-ОЗ Приложение
к Закону Ивановской области
"О Стратегии социально-
экономического
развития Ивановской области до
2020 года"
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2020 ГОДА
Иваново
2010 год
Содержание
1. Проблемы, факторы, риски развития региона 4 1.1. Проблемы социально-экономического развития региона 4 1.2. Внешние факторы развития 17 1.3. Внутренние факторы и риски развития 19 2. Стратегические альтернативы 25 2.1. Оценка "либерального" сценария 25 2.2. Оценка сценария интенсивного развития 26 2.3. Оценка "консервативного" сценария 28 3. Факторы, влияющие на выбор стратегического сценария 29 3.1. Межрегиональное взаимодействие, определяющее направления экономического развития региона 30 4. Выбор стратегического сценария 34 5. Приоритетные направления и целевые показатели выбранного сценария 36 5.1. Миссия региона 36 5.2. Стратегические цели и задачи развития региона 37 5.3. Целевые показатели 41 6. Разработка системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов государственного управления регионом 49 6.1. Развитие текстильно-промышленного кластера 49 6.2. Развитие машиностроительного производственного комплекса 51 6.3. Развитие научно-технического и инновационного комплекса 56 6.4. Развитие агропромышленного комплекса 60 6.5. Развитие туристско-рекреационного комплекса 76 6.6. Развитие инвестиционной инфраструктуры 83 6.7. Развитие транспортной сети и логистики 87 6.8. Развитие инфраструктуры 93 6.9. Развитие малого и среднего предпринимательства 99 6.10. Совершенствование бюджетно-ресурсной базы 102 6.11. Развитие образования 110 6.12. Развитие здравоохранения 115 6.13. Развитие физической культуры и спорта 122 6.14. Развитие культуры 127 6.15. Развитие социальной защиты населения 130 6.16. Стратегические направления по улучшению демографической ситуации 132 6.17. Развитие молодежной политики 140 6.18. Развитие строительства 141 7. Территориальное развитие Ивановской области 147 8. Разработка механизмов и этапов реализации Стратегии и контроля за ее выполнением 160 8.1. Механизмы реализации Стратегии 160 8.2. Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, и программно-целевого планирования в практику управления социально-экономическим развитием региона 173 8.3. Проектный принцип управления реализацией Стратегии 176 8.4. Разработка системы мониторинга реализации Стратегии социально- экономического развития региона 178 9. Установление общих параметров бюджетного финансирования мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач 216 10. Нормативно-правовое обеспечение реализации основных мероприятий Стратегии 217 Рекомендации по правовому регулированию социально-экономической сферы
региона 219 Приложение 1-I 222 Приложение 1-II 223 1. Проблемы, факторы, риски развития региона
1.1. Проблемы социально-экономического развития региона
Результатом углубленного анализа социально-экономической ситуации
в регионе является выявление и описание основных проблем региона по ключевым направлениям развития Ивановской области. Необходимым условием определения цели или системы целей развития региона является
составление перечня проблемных характеристик социально-экономического
состояния Ивановской области. Несмотря на относительно устойчивое социально-экономическое развитие Ивановской области в последние годы, существует значительный
ряд проблем, решение и ликвидация которых могут быть осуществлены в долгосрочной перспективе. Значительная часть из них обусловлена сложившейся ситуацией в России в целом в постсоветский период (например, низкие доходы населения), ряд имеет специфический характер
(например, территориальные диспропорции по многим показателям), другие обусловлены заложенными несколько десятилетий назад трендами (например, уровень рождаемости). Выделяются следующие основные проблемы социально-экономического положения Ивановской области. 1. Межрегиональная дифференциация. Показатель среднедушевого ВРП в Ивановской области демонстрирует стабильную тенденцию - значительное отставание от соседних регионов ЦФО, особенно - от Московской области
и Москвы. Аналогичная ситуация прослеживается и с уровнем среднедушевых доходов населения. 2. Демографическое развитие. Как и все население России, население Ивановской области за постсоветский период значительно сократилось - более чем на 17%. В период 1999-2005 гг. Ивановская область теряла примерно по 1% населения в год, что значительно опережало темп сокращения населения в ЦФО и России в целом. В последние годы темп сокращения на краткосрочный период замедлился. Ивановская область относится к высокоурбанизированным регионам России, сеть городских населенных пунктов достаточно разветвленная. В
целом структура городского населения Ивановской области оптимальна, доля населения, проживающая в городах численностью 50-250 тыс. человек, велика. Города распределены по территории области неравномерно, зона обслуживания крупных городов (с числом жителей более 50 тыс. человек) не покрывает значительную часть территории региона, особенно на востоке и западе. Значительная часть городского населения проживает в поселках и городах с численностью населения менее 12 тыс. человек - более 13% от всего городского населения. Столь значительный перечень населенных пунктов может привести к дальнейшему
сокращению численности городского населения по причине перевода части
из них в статус сельского населения. Кроме того, часть из них не может играть роль опорного пункта в системе расселения ввиду низкого уровня
жизни и развития инфраструктуры. Монопрофильная структура экономики способствует миграции населения в другие районы и города Ивановской области или за ее пределы на постоянной или маятниковой основе. Плотность сельского населения составляет небольшую величину - около 9,5 чел. кв. км, однако дифференциация по данному показателю между районами значительна. Районы с малой плотностью населения характеризуются, как правило, и высокой долей лиц пенсионного возраста. Поэтому в будущем численность и плотность населения в них будет продолжать сокращаться более высокими темпами, чем в целом по региону. Естественная убыль населения происходит на всей территории Ивановской области. Уровень естественной убыли в Ивановской области значительно превышает среднее значение по России. Несмотря на увеличение числа родившихся, суммарный коэффициент рождаемости остается на низком уровне. Негативной чертой возрастной структуры населения Ивановской области является низкая доля населения моложе трудоспособного возраста. Доля населения старше трудоспособного возраста в Ивановской
области выше средних значений по ЦФО и, особенно, России. Более значительными являются внутрирегиональные различия по возрастной структуре населения. В ряде районов удельный вес населения
старше трудоспособного возраста составляет уже более 30% населения, а
трудоспособного - меньше 55%. 3. Доходы населения. В последние годы средняя заработная плата росла более высокими темпами, чем в целом по России. По этому показателю регион занимает одно из последних мест в ЦФО. Уровень оплаты труда в Ивановской области на 40% меньше, чем в целом по России. Размер средней заработной платы очень дифференцирован по территории региона. Среднемесячная заработная плата выше величины прожиточного минимума в Ивановской области примерно в 2,4 раза против 3,7 раза в Российской Федерации. Такое соотношение определяет высокую долю населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума. (В редакции Закона Ивановской области от 07.11.2012 г. N 87-ОЗ)
Реальные располагаемые денежные доходы населения в последние годы
демонстрировали существенный рост за счет "низкого старта", который связан с активной инвестиционной и социальной политикой в Ивановской области, а также с процессами легализации доходов граждан. В последние годы растет доля и численность населения, имеющего доходы на душу населения свыше 5 тыс. рублей в месяц, и сокращается удельный вес населения с доходами менее 2 тыс. рублей в месяц. Доля населения, имеющего среднемесячные доходы менее 2 тыс. рублей, в 2 раза выше, чем в целом по России. Выйти на среднероссийский уровень распределения ежемесячных доходов Ивановской области в краткосрочной перспективе не удастся. 4. Социальная сфера. В последние годы идет сокращение числа детских дошкольных учреждений (далее - ДОУ), особенно в городской местности. При этом и в сельской, и в городской местности отмечается сокращение мест в ДОУ, растет численность детей дошкольного возраста.
Уже в настоящее время в городской местности в ДОУ числится детей больше, чем существует мест. Если в целом по Ивановской области выполняются федеральные нормативы обеспеченности, то в разрезе отдельных территорий требуется ввод дополнительных мощностей. Также в последние годы шло сокращение сети образовательных учреждений (далее - ОУ), но касалось оно в основном только начальных и основных школ, в том числе в сельской местности, с малым количеством детей. Вместе с тем, это привело к необходимости доставлять детей из удаленных сельских поселений в другие ОУ. Сеть учреждений начального профессионального образования (далее -
УНПО) также активно сокращалась в последние годы. Примерно такими же темпами сокращалась и численность учащихся УНПО. С другой стороны, значительно выросла в последние годы численность студентов вузов. В результате на 10 тыс. жителей выпускалось 487 студентов вузов, 146 студентов учреждений среднего профессионального образования (далее - УСПО) и только 122 обучающихся в УНПО. Как и в целом по стране, остается проблема качественного уровня образования в УНПО и УСПО, в т. ч. связанная с несоответствием оборудования на современных производствах и в учебных заведениях. Количество вузов на территории Ивановской области увеличивается за счет роста негосударственных вузов. В ближайшее время учебные заведения столкнутся с проблемой малого количества абитуриентов, что ставит вопрос о целесообразности дальнейшего роста числа вузов. Поэтому необходимо сокращать численность студентов вузов и пытаться стабилизировать число обучающихся в УНПО и в УСПО. Наиболее массовой группой специальностей и в вузах, и в УСПО в настоящее время является
"экономика и управление", что ставит вопрос как о возможности трудоустройства такого количества выпускников, так и об отсутствии (недостатке) специалистов по другим специальностям, необходимых для инновационного развития региона. В Ивановской области наблюдается положительная динамика по числу спортивных сооружений и их пропускной способности. Ежегодно растет и число занимающихся в различных спортивных организациях. Обеспеченность населения основными видами спортивных объектов: плоскостными сооружениями, спортивными залами и бассейнами - остается значительно ниже рекомендуемого норматива. При этом наблюдается значительная дифференциация внутри Ивановской области по обеспеченности населения спортивными объектами. Удаленность от местожительства спортивных объектов снижает и степень вовлеченности населения в занятия физической культурой и спортом. Особенно сложная ситуация сложилась с
обеспеченностью населения бассейнами, которые имеются только в 9 административно-территориальных единицах Ивановской области. Сеть больничных учреждений в последние годы остается достаточно стабильной. В 2006 г. в Ивановской области был остановлен процесс ежегодного сокращения числа врачей. Но в настоящее время ни в одном районе не выполняется норматив обеспеченности населения врачами, в отдельных районах он ниже нормы почти в 4 раза. Наиболее высокая обеспеченность врачами наблюдается в городах областного подчинения, в
сельской же местности с каждым годом становится все меньше квалифицированных кадров. Аналогичные проблемы имеются и по среднему медицинскому персоналу. Основной проблемой остается низкий уровень заработной платы в социальной сфере. В последние годы растет общий уровень заболеваемости населения, что связано с проведением комплекса работ по выявлению заболеваний. Поэтому в ряде районов с низкой обеспеченностью населения врачами наблюдается и низкий уровень заболеваемости. Необходимо увеличивать численность медицинского персонала, в т. ч. муниципальных лечебно- профилактических учреждений (далее - ЛПУ), повышать их квалификацию, оптимизировать лекарственное обеспечение, увеличивать поставки оборудования в ЛПУ, развивать высокотехнологичные виды помощи. В Ивановской области достаточно хорошо развито социальное обслуживание населения. Система социального обслуживания населения включает в себя 43 учреждения различных типов и видов. Однако существует проблема обеспечения граждан, нуждающихся в постоянном
постороннем уходе, местами в стационарных учреждениях
психоневрологического вида. (В редакции Закона Ивановской области от
07.11.2012 г. N 87-ОЗ)
Также немаловажной проблемой является обеспечение жильем детей- инвалидов. Даже имеющиеся квартиры не всегда пригодны для проживания инвалидов. В последние годы наблюдается ряд негативных тенденций в структуре
детского населения Ивановской области: сохраняется проблема безнадзорности и беспризорности, сокращается доля детей в общей численности жителей региона. В этой связи одной из важных задач деятельности системы социальной защиты населения является реализация государственной политики в сфере поддержки материнства и детства. Недостаточное финансирование привело к тому, что многие объекты культуры находятся в неудовлетворительном состоянии. В области музейного дела ситуация характеризуется слабым развитием материальной
базы музеев, неудовлетворительным состоянием сохранности коллекций в муниципальных музеях, отсутствием в них отвечающей современным требованиям системы обеспечения безопасности музейных фондов. В музеях Ивановской области отсутствует специальное фондовое оборудование, установки климат-контроля. Медленными темпами формируется электронная
база данных музейных предметов с их изображениями. В муниципальных музеях отсутствует компьютерная техника и программное обеспечение для
автоматизации учетных процессов музейных предметов. Особого внимания требует вопрос сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Ивановской области. Существует необходимость комплексного решения проблемы реставрации недвижимых памятников истории и культуры, вовлечения их в процесс социально-экономического развития региона. В последние годы происходила реструктуризация культурно-досуговых
учреждений, особенно в сельской местности, что привело к их сокращению вследствие уменьшения численности населения, отсутствия кадров и изношенности зданий. В связи с этим обеспеченность населения Ивановской области данными видами учреждений остается высокой. В библиотеках Ивановской области, несмотря на все принимаемые меры, неудовлетворительно обстоит дело с научным комплектованием книжных фондов, слабо идут процессы информатизации и компьютеризации библиотечного дела. В киноотрасли продолжается сокращение киносети, ухудшается ее материальная база, увеличивается процент изношенности кинооборудования и фондовых кинолент. Автопарк, осуществляющий доставку фильмов по сельской местности, практически разрушен. Показатель посещаемости кинотеатров в Ивановской области имеет низкое значение. Повсеместно в отрасли ощущается дефицит профессиональных кадров. Уровень оплаты труда в учреждениях культуры является одним из самых низких по Ивановской области. 5. Инвестиционное развитие. Ивановская область характеризуется низким уровнем инвестиционной привлекательности. Низкий уровень инвестиционного потенциала характерен как для финансовой, производственной, инновационной сфер, так и для потребительской сферы. Это приводит в целом к недостаточному объему и динамике инвестиций и,
как следствие, к низкому коэффициенту обновления основных фондов и недостаточным темпам обновления технологического потенциала на современной основе. 6. Промышленность. Как и вся экономика региона, промышленность испытывает значительную нехватку инвестиций в обновление станков и оборудования. Низкая конкурентоспособность произведенной продукции приводит к отсутствию достаточно стабильного спроса на производимую продукцию. Ситуация усугубляется высокими импортными пошлинами и налогами на импортируемые компоненты производства, высокими и растущими тарифами на электрическую энергию, коммунальные услуги. Кроме того, существенной проблемой, особенно для роста производства, является дефицит кадров, недостаточный уровень квалификации персонала
всех уровней, в том числе связанный с низким уровнем заработной платы. Все это обуславливает: - недостаточные объемы выполнения заказов на производство продукции в текстильном и швейном производстве, машиностроении, нестабильность производства многих предприятий; - низкий коэффициент обновления основных фондов;
- низкий показатель загрузки производственной мощности на предприятиях; - низкий показатель рентабельности произведенной продукции;
- моноструктурность экономики Ивановской области обрабатывающего сектора производств с преобладанием текстильного сектора. 7. Сельское хозяйство. Основные проблемы в сельском хозяйстве Ивановской области: - неустойчивость сельскохозяйственного производства в целом, что обусловлено как природными условиями, так и экономической составляющей; - низкий коэффициент обновления основных фондов, не осуществляется ввод новых зданий и сооружений, малые объемы закупки новой техники и оборудования, рост нагрузки на технику. Отсутствие техники создает проблемы для расширения производства; - недостаточные объемы внесения удобрений и проведение культур- технических работ, что обуславливает низкую урожайность; - вывод из оборота сельскохозяйственных земель, сокращение площади пашни, невозможность вовлечь ее в оборот в ряде случаев; - сокращение посевных площадей, в отдельных районах площадь посевов очень незначительна. Неустойчива динамика посевов льна- долгунца, сокращаются посевные площади под зерновыми, картофелем, овощами, а также кормовыми культурами, что накладывает ограничения на
рост поголовья скота; - сокращение поголовья скота, особенно свиней, отсутствие долговременных положительных трендов в увеличении приплода скота, сокращении падежа, массы 1 условной головы скота и т.д.; общая неразвитость животноводства (кроме птицеводства) в регионе; - значительная внутрирегиональная дифференциация по уровню развития сельского хозяйства; - низкий уровень оплаты труда занятых в сельскохозяйственном производстве, что стимулирует отток рабочей силы из сельскохозяйственного производства и из сельской местности в целом и нежелание трудоустраиваться в нем в настоящее время как молодых специалистов, так и населения более старшего возраста, ранее работавшего в данной сфере; - низкий уровень развития социальной инфраструктуры села;
- недостаточное количество квалифицированных кадров;
- чрезвычайно низкая интенсивность сельскохозяйственного производства во многих районах Ивановской области; - снижение объемов производства молока и мяса, что все больше ставит Ивановскую область в зависимость от ввоза продовольствия, в т.
ч. импорта, и стимулирует инфляцию. 8. Туризм и рекреация. В отрасли наблюдается нехватка инвестиций в развитие гостиничной сети. Отсутствует система комплексной (организационной) поддержки развития туризма со стороны органов государственной власти. Отсутствует система информационно-рекламных ресурсов для информирования потенциальных потребителей об услугах. Наблюдается значительный физический износ существующей материальной базы. В результате туристско-рекреационный потенциал Ивановской области реализуется явно недостаточно. Количество туристов составляет чуть более 1 млн. человек в год, при этом объем услуг, которыми они пользуются, не соответствует средним европейским стандартам. 9. Инфраструктура. Ввиду недостатка инвестиций в развитие инженерной и дорожной инфраструктуры в Ивановской области наблюдается
значительный износ оборудования в тепло-, энергоснабжении, износ инженерных сетей, водопровода и канализации, низкий технический уровень автомобильных дорог, низкая пропускная способность автомобильных дорог (особенно направления Ярославль - Иваново - Нижний Новгород), а также низкая эффективность использования существующих речных портовых сооружений. Для уточнения основных целевых характеристик сценариев требуется формирование единого "каталога" проблем по всем аспектам или направлениям развития региона, построенного на принципе иерархической
взаимосвязи. Таблица 1
Основные проблемы развития и их причины
------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Направление | Описание проблемы | Описание причины проблемы | | п/ | развития региона | | | | п | | | | |----+------------------+---------------------------------+-------------------------------| | 1. | Инвестиционное | 1. Низкий уровень инвести- | 1. Низкие значения таких | | | развитие | ционной привлекательности. | "имиджевых" экономических | | | | 2. Низкий уровень инвести- | показателей, как: | | | | ционного потенциала в | "ВРП на душу населения", | | | | финансовой, производствен- | "Производительность труда на | | | | ной, инновационной и потреби- | 1-го занятого в экономике", | | | | тельской сфере. | "Среднедушевые налоговые | | | | 3. Недостаточный объем и | отчисления", "Численность | | | | динамика инвестиций для | персонала, занятого исследо- | | | | достижения целей социально- | ваниями и разработками на | | | | экономического развития. | 10 000 населения", "Инвести- | | | | 4. Низкий коэффициент | ции на душу населения", | | | | обновления основных фондов | "Оборот малого бизнеса на | | | | и, как следствие, недоста- | душу населения". | | | | точные темпы обновления | 2. Низкие значения | | | | технологического потенциала | показателей, характеризующих | | | | на современной основе | уровень жизни населения: | | | | | "Среднедушевой доход", | | | | | "Численность населения с | | | | | доходами ниже прожиточного | | | | | минимума", "Ввод жилья на | | | | | душу населения", "Площадь | | | | | жилищ на душу населения". | | | | | 3. Низкие значения | | | | | показателей, характеризующих | | | | | активность органов власти в | | | | | "выстраивании" взаимоотно- | | | | | шений с бизнесом, судебными | | | | | властями, средствами массовой | | | | | информации | |----+------------------+---------------------------------+-------------------------------| | | Развитие | 1. Нестабильность производ- | 1. Значительная нехватка | | | промышленного | ства многих предприятий. | инвестиций в обновление | | | комплекса | 2. Низкий коэффициент | станков и оборудования. | | | | обновления основных фондов. | 2. Низкая конкуренто- | | | | 3. Низкий показатель загрузки | способность произведенной | | | | производственной мощности на | продукции и, как следствие, | | | | предприятиях. | отсутствие достаточно | | | | 4. Низкий показатель рента- | стабильного спроса на | | | | бельности произведенной | производимую продукцию. | | | | продукции. | 3. Высокие импортные | | | | 5. Моноструктурность эконо- | пошлины и налоги на | | | | мики Ивановской области | импортируемые компоненты | | | | обрабатывающего сектора | производства. | | | | производств с преобладанием | 4. Высокие тарифы на | | | | текстильного сектора | электрическую энергию, | | | | | коммунальные услуги. | | | | | 5. Несовременные технологии | | | | | вследствие низкого коэффи- | | | | | циента обновления ОПФ. | | | | | 6. Недостаточный уровень | | | | | квалификации персонала всех | | | | | уровней вследствие недоста- | | | | | точного уровня заработной | | | | | платы. | | | | | 7. Недостаточные объемы | | | | | выполнения заказов на произ- | | | | | водство продукции в | | | | | текстильном и швейном | | | | | производстве, машинострое- | | | | | нии | |----+------------------+---------------------------------+-------------------------------| | | Развитие научно- | 1. Незначительный объем | 1. Значительная нехватка | | | технического и | проведения НИОКР | инвестиций на проведение | | | инновационного | исследовательскими группами | НИОКР в научно-исследо- | | | комплекса | и организациями. | вательских группах и | | | | 2. Низкий уровень | организациях предприятиями | | | | коммерциализации (внедрения | из-за нехватки собственных | | | | в производство) научно- | средств. | | | | технических и инновационных | 2. Отсутствие заказов на | | | | разработок организациями и | проведение НИОКР | | | | промышленными | конкретной инновационной | | | | предприятиями региона. | продукции со стороны | | | | 3. Низкий уровень | менеджмента промышленных | | | | инновационного потенциала | предприятий вследствие | | | | промышленных предприятий | нехватки финансовых средств у | | | | (слабый уровень отделов | данных предприятий. | | | | НИОКР) | 3. Нехватка квалифицирован- | | | | | ного научно-технического | | | | | персонала в исследовательских | | | | | организациях и группах. | | | | | 4. Отсутствие системы | | | | | финансового стимулирования | | | | | научно-технической и | | | | | инновационной деятельности, в | | | | | частности венчурного | | | | | капитала, консалтинговых | | | | | структур и т.п. | | | | | | |----+------------------+---------------------------------+-------------------------------| | | Развитие АПК | 1. Неустойчивость сельско- | 1. Недостаточно благоприят- | | | | хозяйственного производства. | ные природные условия для | | | | 2. Низкий коэффициент | интенсивного развития | | | | обновления основных фондов. | сельского хозяйства. | | | | 3. Низкая урожайность сель- | 2. Значительная нехватка | | | | скохозяйственных культур. | инвестиций в обновление | | | | 4. Вывод из оборота | техники и оборудования. | | | | сельскохозяйственных земель, | 3. Недостаточные объемы | | | | сокращение площади пашни, | внесения удобрений в почву, | | | | невозможность вовлечь ее в | низкий уровень проведения | | | | оборот в ряде случаев. | культуртехнических работ. | | | | 5. Неустойчива динамика | 4. Низкий уровень оплаты | | | | посевов льна-долгунца, | труда занятых в сельско- | | | | сокращаются посевные | хозяйственном производстве. | | | | площади под зерновыми, | 5. Низкий уровень развития | | | | картофелем, овощами, а также | социальной инфраструктуры | | | | кормовыми культурами, что | села и ее деградация. | | | | накладывает ограничения на | 6. Отсутствие эффективных | | | | рост поголовья скота. | прямых хозяйственных связей | | | | 6. Снижение человеческого | между производителями и | | | | потенциала сельскохозяйст- | потребителями их продукции | | | | венного производства. Отток | | | | | рабочей силы из сельско- | | | | | хозяйственного производства, | | | | | нежелание трудоустраиваться в | | | | | нем в настоящее время как | | | | | молодых специалистов, так и | | | | | населения более старшего | | | | | возраста, ранее работавшего в | | | | | данной сфере. | | | | | 7. Сокращение поголовья | | | | | скота, особенно свиней, | | | | | отсутствие долговременных | | | | | положительных трендов в | | | | | увеличении приплода скота, | | | | | сокращении падежа, массы | | | | | одной условной головы скота и | | | | | т.д.; общая неразвитость | | | | | животноводства (кроме | | | | | птицеводства) в регионе. | | | | | 8. Значительная внутрирегио- | | | | | нальная дифференциация по | | | | | уровню развития сельского | | | | | хозяйства. В частности, | | | | | чрезвычайно низкая интенсив- | | | | | ность сельскохозяйственного | | | | | производства во многих | | | | | районах Ивановской области. | | | | | 9. Снижение объемов | | | | | производства молока и мяса, | | | | | что все больше ставит | | | | | Ивановскую область в | | | | | зависимость от ввоза | | | | | продовольствия, в т. ч. | | | | | импорта, что стимулирует | | | | | инфляцию | | |----+------------------+---------------------------------+-------------------------------| | | Развитие | Туристско-рекреационный | 1. Нехватка инвестиций в | | | туристско- | потенциал Ивановской области | развитие гостиничной сети. | | | рекреационного | реализуется явно недоста- | 2. Отсутствие системы ком- | | | комплекса | точно. Количество туристов | плексной (организационной) | | | | составляет чуть более 1 | поддержки развития туризма со | | | | миллиона в год, при этом | стороны органов | | | | объем услуг, которыми они | государственной власти. | | | | пользуются, не соответствует | 3. Отсутствие системы | | | | средним европейским | информационно-рекламных | | | | стандартам | ресурсов для информирования | | | | | потенциальных потребителей | | | | | об услугах. | | | | | 4. Значительный физический | | | | | износ существующей | | | | | материальной базы. | | | | | | | | | | 5. Существует недостаточно | | | | | объектов зрелищно- | | | | | развлекательной индустрии | |----+------------------+---------------------------------+-------------------------------| | 6. | Развитие | 1. Незначительная доля | 1. Сокращение доходов от | | | бюджета региона | налоговых доходов среди всех | предприятий в связи с | | | | поступающих доходов в | сокращением их численности. | | | | бюджет региона. | 2. Неразвитость промышлен- | | | | 2. Дотационность бюджета | ной и рыночной | | | | региона со стороны | инфраструктуры (низкий | | | | федерального бюджета. | уровень собираемости налогов | | | | 3. Отсутствие четкой системы | с предприятий). | | | | межбюджетных отношений | 3. Отставание с внедрением | | | | | современных подходов к | | | | | управлению бюджетом, в | | | | | частности внедрения системы | | | | | бюджетирования, ориентиро- | | | | | ванного на результат (БОР). | | | | | 4. Недостаточное развитие | | | | | системы сбора и обработки | | | | | статистической информации | |----+------------------+---------------------------------+-------------------------------| | 7. | Развитие | 1. Значительный износ | 1. Нехватка инвестиций в | | | инженерной | оборудования в тепло-, | развитие инженерной | | | инфраструктуры | энергоснабжении, инженерных | инфраструктуры (тепло-, | | | | сетей, водопровода и | энергоснабжение, инженерные | | | | канализации. | сети, водопровод и | | | | 2. Низкий технический уровень | канализация). | | | | автомобильных дорог. | 2. Нехватка инвестиций в | | | | 4. Низкая эффективность | развитие дорожной |
| | | использования существующих | инфраструктуры. |
| | | речных портовых сооружений | 3. Отсутствие новых портовых |
| | | | сооружений в г. Плесе, |
| | | | г. Пучеже, г. Юрьевце, |
| | | | д. Семигорье |
|----+------------------+---------------------------------+-------------------------------|
| 8. | Уровень жизни | 1. Низкий размер заработной | 1. Сохраняющаяся неэффек- | | | населения | платы и среднедушевых | тивность производства, в | | | | доходов, несмотря на ее | первую очередь в текстильной | | | | высокий темп роста в | промышленности. | | | | последние годы. | 2. Недостаточно сбалансиро- | | | | 2. Значительная межрегио- | ванная региональная политика | | | | нальная дифференциация по | органов государственной | | | | уровню оплаты труда между | власти региона. | | | | Ивановской областью и | 3. Недостаточный бюджетный | | | | Московским регионом, что | потенциал региона | | | | стимулирует миграционные | | | | | потоки. | | | | | 3. Значительная внутрирегио- | | | | | нальная дифференциация по | | | | | уровню оплаты труда, | | | | | чрезвычайно низкий уровень | | | | | жизни в отдельных районах. | | | | | 4. Высокий удельный вес | | | | | населения с низкими доходами, | | | | | с доходами ниже прожиточного | | | | | минимума | | |----+------------------+---------------------------------+-------------------------------| | 9. | Демографическое | 1. Сокращение численности | 1. Высокий темп сокращения | | | развитие | трудоспособного населения. | численности населения до 2006 | | | | 2. Высокий уровень | года. | | | | смертности, в т. ч. мужчин | 2. Низкий уровень жизни | | | | трудоспособного возраста. | населения региона. | | | | 3. Высокая мотивация | 3. Повышенная доля в | | | | населения на трудоустройство | возрастной структуре | | | | за пределами Ивановской | населения лиц пенсионного | | | | области. | возраста, что поддерживает | | | | 4. Непривлекательность | высокий уровень смертности. | | | | региона для мигрантов. | 4. Низкий показатель ожида- | | | | 5. Отсутствие достаточного | емой продолжительности | | | | количества престижных | жизни при рождении. | | | | рабочих мест, особенно для | 5. Несмотря на количест- | | | | молодых кадров. | венный рост числа рождений в | | | | 6. Низкая плотность сельского | последние годы, суммарный | | | | населения в сочетании с | коэффициент рождаемости | | | | неразвитостью городских | остается на уровне 1,2, т.е. | | | | населенных пунктов в ряде | новое поколение замещает | | | | районов Ивановской области | "материнское" только | | | | приводит к качественному | наполовину. | | | | дефициту кадров, слабому | 6. Несовершенная система | | | | опорному каркасу расселения, | расселения со значительным | | | | что в первую очередь снижает | числом мельчайших городских | | | | доступность социальной и иной | пунктов и низкой плотностью | | | | инфраструктуры, ее | сельского населения. Вокруг | | | | качественные и количест- | областного центра не | | | | венные характеристики. | сложилось агломерации, | | | | 7. Низкий уровень | крупные города не покрывают | | | | рождаемости в постсоветский | своей зоной обслуживания всю | | | | период, который привел к | территорию региона | | | | одной из самых низких в | | | | | России доли населения младше | | | | | трудоспособного возраста | | |----+------------------+---------------------------------+-------------------------------| | | Социальная | 1. Нарастающий дефицит мест | 1. Закрытие значительного | | | сфера | в ДОУ. | числа ДОУ в постсоветский | | | | 2. Высокая численность | период, увеличение числа | | | | студентов вузов при постоянно | детей в последние годы. | | | | сокращающейся численности | 2. Непривлекательность | | | | учащихся УНПО и студентов | начального профессионального | | | | УСПО. | образования для выпускников | | | | 3. Большой удельный вес в | школ, сокращение населения | | | | структуре специальностей в | школьного возраста. | | | | УСПО и в УНПО приходится | | | | | на специальность "экономика и | 3. Экономический кризис в | | | | управление". | России. | | | | 4. Недостаточная заинтересо- | 4. Низкий уровень заработной | | | | ванность работников в | платы. | | | | результатах своего труда. | 5. Недостаточно высокий | | | | 5. Дефицит кадров по | уровень финансирования. | | | | отдельным видам экономии- | 6. Дефицит медицинского | | | | ческой деятельности. | персонала | | | | 6. Низкая обеспеченность | | | | | населения персоналом по | | | | | социальным видам профессий. | | | | | 7. Слабое развитие мате- | | | | | риальной базы учреждений, | | | | | неудовлетворительное сос- | | | | | тояние объектов, медленное | | | | | развитие компьютеризации и | | | | | информатизации, сниженный | | | | | уровень пожарной и | | | | | санитарной безопасности. | | | | | 8. Низкая обеспеченность | | | | | населения учреждениями | | | | | физической культуры и спорта | | | | | по различным видам. | | | | | 9. Несоответствие качества | | | | | образования, системы пере- | | | | | подготовки и повышения | | | | | квалификации кадров сущест- | | | | | вующим и перспективным | | | | | потребностям рынка труда. | | | | | 10. Отсутствие положительной | | | | | динамики по росту удельного | | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|