Расширенный поиск
Постановление Правительства Ростовской области от 22.03.2017 № 204
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22.03.2017 № 204 г. Ростов-на-Дону
Об утверждении отчета В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 485 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области» Правительство Ростовской области постановляет: 1. Утвердить отчет о реализации государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» за 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 23.09.2013 № 583, согласно приложению. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Федотову Л.В. Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев Постановление вносит министерство финансов Ростовской области Приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 22.03.2017 № 204 ОТЧЕТ о реализации государственной
программы Раздел 1. Конкретные
результаты, В соответствии с Перечнем государственных программ Ростовской области, утвержденным распоряжением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 297, министерство финансов Ростовской области является ответственным исполнителем государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» (далее – государственная программа). Государственная программа утверждена постановлением Правительства Ростовской области от 23.09.2013 № 583. Распоряжением министерства финансов Ростовской области от 08.12.2015 № 8 утвержден план реализации государственной программы на 2016 год. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета, создание условий для эффективного управления муниципальными финансами являются основными установленными целями государственной программы. В рамках их реализации в отчетном периоде решались следующие задачи: проведение эффективной бюджетной политики; совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, форм и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов, выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Большинство основных мероприятий государственной программы, сроки окончания которых запланированы на 2020 год, реализуются на постоянной основе. Это объясняется «обеспечивающим» характером государственной программы, то есть ее ориентацией на создание общих для всех участников бюджетного процесса условий и механизмов реализации государственных программ Ростовской области через развитие правового регулирования и методического обеспечения. Исключением является реализация трех основных мероприятий подпрограммы «Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», запланированных и исполненных в 2014 – 2016 годах. Из общих результатов реализации государственной программы следует отметить следующие. По результатам исполнения бюджета в 2016 году достигнута положительная динамика по основным параметрам бюджета. Доходы областного бюджета исполнены в объеме 155,7 млрд рублей с приростом к 2015 году на 19,3 млрд рублей, или 14,2 процента, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 119,9 млрд рублей, или 77,0 процента от всех поступлений с приростом по сравнению с прошлым годом на 23,2 млрд рублей, или 24,0 процента. Расходы областного бюджета исполнены в объеме 152,3 млрд рублей или 97,2 процента от запланированных параметров. Проводимая в течение года работа позволила выполнить поставленные Президентом Российской Федерации задачи по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, ненаращиванию расходов и снижению дефицита региональных бюджетов. При исполнении областного бюджета в 2016 году было проведено переформатирование расходов с учетом их оптимизации в общей сумме 12,8 млрд рублей. Бюджетная политика в сфере расходов была направлена на решение социальных и экономических задач Ростовской области. Приоритетом являлось обеспечение населения услугами отраслей социальной сферы и отдельных категорий граждан льготами и выплатами. На эти цели направлено 100,9 млрд рублей, что составляет 66,2 процента всех расходов областного бюджета. Одним из важных результатов реализации государственной программы в рамках достижения цели обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета стало принятие Областного закона от 26.12.2016 № 836-ЗС «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Бюджет разработан на трехлетний период, что содействует определению перспектив развития на ближайший среднесрочный период. В рамках общей концепции стратегического планирования в Ростовской области в целях формирования системы долгосрочного бюджетного планирования в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 25.12.2015 № 183 разработан проект бюджетного прогноза Ростовской области на период 2017 – 2028 годов и внесен в Законодательное Собрание Ростовской области одновременно с проектом областного закона об областном бюджете на 2017 – 2019 годы. Задачи сбалансированности областного и местных бюджетов и нормативно-методического обеспечения бюджетного процесса решались в 2016 году путем внесения ряда изменений в областные законы: от 21.12.2015 № 473-ЗС «Об областном бюджете на 2016 год», от 03.08.2007 № 743-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области», от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», от 22.10.2005 № 380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области», от 20.10.2015 № 413-ЗС «Об особенностях регулирования бюджетных правоотношений в Ростовской области в 2015 и 2016 годах». В результате проведения эффективной бюджетной политики и поступательного развития доходной базы Ростовская область включена в число низкодотационных субъектов Российской Федерации и входит в число крупнейших региональных бюджетов Российской Федерации. Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями, как и в прежние годы, являлись одним из приоритетов бюджетной политики в Ростовской области. В целях совершенствования межбюджетных отношений внесены изменения в областные нормативные правовые акты, принят областной закон о межбюджетных отношениях в новой редакции (от 26.12.2016 № 834-ЗС), осуществлялась методологическая поддержка организации бюджетного процесса на муниципальном уровне. Местным бюджетам оказана значительная финансовая поддержка из областного бюджета в общем объеме 80 291,4 млн рублей (на уровне прошлого года). Удельный вес межбюджетных трансфертов общего характера бюджетам муниципальных образований (6 817,6 млн рублей; раздел 14 классификации расходов бюджетов – дотации и субвенции на дотирование поселений) в общих расходах областного бюджета составил 4,5 процента, что соответствует среднероссийскому показателю и превышает аналогичный показатель в среднем по субъектам Южного федерального округа – 3,0 процента. По этому показателю Ростовская область занимает 2-е место среди субъектов Южного федерального округа. Для покрытия кассовых разрывов местных бюджетов, возникающих в ходе их исполнения внутри финансового года, предоставлялись бюджетные кредиты, опережающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и дотации на сбалансированность. Выделены бюджетные кредиты на частичное покрытие дефицита бюджетов муниципальных образований на срок до трех лет. Было продолжено оказание финансовой поддержки местным бюджетам в виде передачи в местные бюджеты нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет. В рамках обеспечения открытости и прозрачности управления государственными финансами принят Областной закон от 18.05.2016 № 532-ЗС «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2015 год», приняты постановления Правительства Ростовской области от 10.05.2016 № 319 «Об отчете об исполнении областного бюджета за I квартал 2016 г.», от 12.08.2016 № 572 «Об отчете об исполнении областного бюджета за I полугодие 2016 г.» и от 09.11.2016 № 761 «Об отчете об исполнении областного бюджета за 9 месяцев 2016 г.». По проектам областных законов «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2015 год» и «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» состоялись публичные слушания. Проводились заседания общественного совета при министерстве финансов Ростовской области. На официальном сайте областного министерства финансов размещены материалы «Бюджет для граждан» по проектам областных законов «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2015 год» и «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Эффективное управление государственным долгом Ростовской области способствовало обеспечению сбалансированности областного бюджета благодаря своевременному привлечению заемных средств и обеспечило безусловное исполнение обязательств областного бюджета по обслуживанию ранее принятых долговых обязательств. В 2016 году был осуществлен переход к консолидации полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в министерстве финансов Ростовской области. Сосредоточение всех полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в едином органе и использование в целях контроля Единой автоматизированной системы управления общественными финансами (ЕАС УОФ) позволило усилить контроль за расходованием бюджетных средств на стадиях планирования и финансирования. Кроме того, в 2016 году работы по внедрению ЕАС УОФ проведены во всех муниципальных образованиях Ростовской области. Также развитием этой системы в 2016 году стала реализация министерством финансов информационно-образовательных интернет-ресурсов «Бюджетный калькулятор» и «Бюджет для каждого» в целях расширения направления «бюджет для граждан». Работа ресурса «Бюджетный калькулятор» направлена на повышение бюджетной грамотности населения и развитие конструктивного диалога между властью и обществом по бюджетным вопросам. Кроме того, ресурс предоставляет возможность гражданам интерактивно воздействовать на информационную модель показателей бюджета, то есть создать свой вариант бюджета, и получить незамедлительно информацию о положительных или отрицательных последствиях такого взаимодействия. «Бюджет для каждого» создан с целью содействия пониманию гражданами того, какие именно общественные блага предоставляются каждому из них за бюджетный счет, сколько стоит предоставление таких благ, а также повышение общественной активности граждан в сфере обсуждения бюджетной политики. Достижению указанных результатов в 2016 году способствовала реализация основных мероприятий государственной программы, результат исполнения которых подробно представлен в разделе 2 настоящего отчета о реализации государственной программы и приложении № 3 к настоящему отчету о реализации государственной программы. Раздел 2. Результаты реализации
основных В 2016 году государственной программой была запланирована реализация 24 основных мероприятий и 7 контрольных событий. Целью подпрограммы 1 «Долгосрочное финансовое планирование» является создание условий для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости областного бюджета. 1.1. «Разработка и реализация механизмов контроля за исполнением доходов консолидированного бюджета Ростовской области и снижением недоимки». Реализация механизмов контроля за исполнением доходов консолидированного бюджета Ростовской области и снижением недоимки отражена в распоряжении Правительства Ростовской области от 14.11.2013 № 485 «Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост доходов, оптимизацию расходов, а также сокращение государственного долга, в Ростовской области до 2017 года». В результате проведенных мероприятий темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет по итогам 2016 года составил 117,5 процента к факту 2015 года. Это обусловлено увеличением поступлений по основным доходным источникам: налогу на прибыль организаций – на 10 100,6 млн рублей, налогу на доходы физических лиц – на 4 810,3 млн рублей, акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, – на 5 120,2 млн рублей, налогам на совокупный доход – на 1 095,7 млн рублей, налогам на имущество – на 2 815,6 млн рублей. Недоимка в консолидированный бюджет Ростовской области по состоянию на 1 января 2017 г. составила 6 692,0 млн рублей. В результате проводимых мероприятий в отчетном году недоимка, сложившаяся на начало 2016 года, снижена на 2,1 млрд рублей или на 36,0 процента. 1.2. «Оценка эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области». В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 826 «О Порядке оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством Ростовской области о налогах» в отчетный период проведена ежегодная оценка предоставленных на региональном уровне налоговых льгот. Результаты рассмотрены на расширенном заседании Правительства Ростовской области 17 августа 2016 г. Учитывая, что одним из принципов налоговой политики в действующих условиях является стимулирование развития субъектов предпринимательства как налогоплательщиков и источников рабочих мест, налоговые льготы сохранены на 2017 год. 1.3. «Формирование расходов областного бюджета в соответствии с государственными программами». Третий год подряд Ростовская область планирование и исполнение областного бюджета осуществляла по программному принципу. Правительством Ростовской области утверждена 21 государственная программа, включенная в перечень государственных программ Ростовской области (распоряжение Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 297). Утвержденные государственные программы легли в основу структуры Областного закона от 21.12.2015 № 486-ЗС «Об областном бюджете на 2016 год». На реализацию принятых государственных программ в 2016 году направлено 141 644,0 млн рублей, или 93,0 процента от общего объема расходов областного бюджета. Исполнение по государственным программам в отчетном году составило 97,6 процента. Контрольное событие 1.1. «Разработка проекта бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период». Проект бюджетного прогноза Ростовской области на период 2017 – 2028 годов разработан в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 25.12.2015 № 183 «Об утверждении Правил разработки и утверждения бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период», приказом министерства финансов Ростовской области от 15.06.2016 № 49 «О порядке взаимодействия структурных подразделений министерства финансов Ростовской области при подготовке бюджетного прогноза Ростовской области на долгосрочный период» и внесен в Законодательное Собрание Ростовской области в установленный срок одновременно с проектом областного закона об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Целями подпрограммы 2 «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса» являются: нормативное правовое регулирование и методологическое обеспечение бюджетного процесса, своевременная и качественная подготовка проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, организация исполнения областного бюджета, формирование бюджетной отчетности. 2.1. «Разработка и совершенствование нормативного правового регулирования по организации бюджетного процесса». По итогам 2016 года приняты областные законы: «О внесении изменений в Областной закон от 03.08.2007 № 743-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области», в том числе от 06.05.2016 № 513-ЗС, от 22.07.2016 № 558-ЗС, от 07.11.2016 № 648-ЗС, от 26.12.2016 № 835-ЗС; «О внесении изменений в Областной закон от 20.10.2015 № 413-ЗС «Об особенностях регулирования бюджетных правоотношений в Ростовской области в 2015 и 2016 годах», в том числе от 27.07.2016 № 559-ЗС; «О внесении изменений в Областной закон от 10.05.2012 № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», в том числе от 20.02.2016 № 491-ЗС, от 04.05.2016 № 510-ЗС, от 23.06.2016 № 542-ЗС, от 26.12.2016 № 839-ЗС; «О внесении изменения в статью 1 Областного закона «Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда в Ростовской области, в целях исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа» от 29.11.2016 № 711-ЗС; «О внесении изменений в Областной закон от 22.10.2005 № 380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области», в том числе от 28.04.2016 № 509-ЗС; «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» от 26.12.2016 № 834-ЗС. 2.2. «Планирование бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Ростовской области». Областным законом от 21.12.2015 № 473-ЗС «Об областном бюджете на 2016 год» запланированы бюджетные ассигнования на формирование резервного фонда Правительства Ростовской области в объеме 2 865,6 млн рублей или 1,8 процента от расходов областного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, определяющим размер резервного фонда исполнительных органов государственной власти, не превышающий 3 процента общего объема расходов областного бюджета. В течение 2016 года осуществлялось своевременное предоставление указанных средств в соответствии с решениями Правительства Ростовской области. 2.3. «Обеспечение деятельности министерства финансов Ростовской области». Обеспечение деятельности министерства финансов Ростовской области производилось в соответствии с утвержденной бюджетной сметой на 2016 год, принятыми бюджетными обязательствами и реализацией плана-графика закупок на 2016 год. 2.4. «Организация планирования и исполнения расходов областного бюджета». В соответствии с постановлениями Правительства Ростовской области от 22.05.2015 № 358 «Об утверждении Порядка и сроков разработки прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2016 – 2018 годы и составления проекта областного бюджета на 2016 год», от 11.11.2015 № 86 «Об основных направлениях бюджетной и основных направлениях налоговой политики Ростовской области на 2016 – 2018 годы», от 04.02.2016 № 47 «О мерах по реализации Областного закона от 21.12.2015 № 473-ЗС «Об областном бюджете на 2016 год», приказами министерства финансов Ростовской области от 31.03.2016 № 26 «О методике и порядке планирования бюджетных ассигнований областного бюджета», от 28.06.2013 № 78 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета)» и от 28.06.2013 № 80 «О порядке исполнения областного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита областного бюджета и порядке составления и ведения кассового плана областного бюджета» осуществлялись организация планирования и обеспечение качественного и своевременного исполнения областного бюджета. 2.5. «Организация и осуществление государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок». План осуществления министерством финансов Ростовской области внутреннего государственного финансового контроля на 2016 год выполнен в полном объеме в установленные сроки. В установленном порядке осуществлены функции по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений и функции по контролю в сфере закупок в пределах полномочий, закрепленных за министерством финансов Ростовской области бюджетным законодательством Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Приняты меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений при планировании и исполнении областного бюджета. Контрольное событие 2.1. «Представление в Правительство Ростовской области для внесения в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание Ростовской области проекта областного закона об областном бюджете». Проект областного закона «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» разработан в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 06.04.2016 № 239 «Об утверждении Порядка и сроков составления проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», приказом министерства финансов Ростовской области от 23.08.2016 № 88 «О порядке взаимодействия структурных подразделений министерства финансов Ростовской области по подготовке проекта областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и внесен в установленный срок в Правительство Ростовской области для внесения в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание Ростовской области. Целью подпрограммы 3 «Управление государственным долгом Ростовской области» является эффективное управление государственным долгом Ростовской области. 3.1. «Обеспечение проведения единой политики государственных заимствований Ростовской области, управления государственным долгом Ростовской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации». В отчетном году заемные средства привлекались в областной бюджет только в виде бюджетных кредитов из федерального бюджета по льготной процентной ставке 0,1 процента. Общий объем полученных кредитных ресурсов из федерального бюджета составил 6 469,1 млн рублей. В соответствии с условиями соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета кредитные средства были направлены на погашение долговых обязательств перед банками. Досрочное исполнение данных долговых обязательств позволило уменьшить расходы на обслуживание государственного долга в 2016 году на 276,1 млн рублей. Общий объем исполненных обязательств перед банками как за счет собственных источников, так и с использованием заемных средств из федерального бюджета составил 7 183,4 млн рублей. По состоянию на 1 января 2017 г. государственный долг Ростовской области составил 40 254,2 млн рублей, или 33,6 процента от норматива, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. 3.2. «Планирование бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Ростовской области». Областным законом от 21.12.2015 № 473-ЗС «Об областном бюджете на 2016 год» были запланированы расходы на обслуживание государственного долга Ростовской области в сумме 3 584,3 млн рублей. Фактические расходы на обслуживание государственного долга составили 3 584,0 млн рублей, или 2,5 процента от расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при нормативе 15 процентов, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, при целевом значении в 2,4 процента. Так как, выполнение областного бюджета по расходам составило 97,2 процента фактическое значение показателя превысило плановое значение. Данное превышение носит технический характер. Просроченная задолженность по расходам на обслуживание государственного долга отсутствует. Контрольное событие 3.1. «Принятие постановления Правительства Ростовской области о привлечении заемных средств». В целях обеспечения привлечения заемных средств, в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 18.05.2016 № 350 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Ростовской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств» принято распоряжение Правительства Ростовской области от 06.10.2016 № 466 «О заключении долгосрочных государственных контрактов (кредитных договоров) на оказание услуг кредитными организациями по предоставлению кредитных линий в 2016 году». Целью подпрограммы 4 «Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» является внедрение и развитие в Ростовской области информационной системы, которая позволит существенно повысить качество финансового менеджмента и контроля, обеспечить эффективную интеграцию с федеральными информационными системами, а также предоставит гражданам возможность получения в доступной и наглядной форме информации о параметрах областного бюджета, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств. 4.3. «Приобретение и внедрение подсистем единой информационной системы управления общественными финансами Ростовской области». Реализован интерактивный информационный интернет-ресурс «Бюджетный калькулятор». «Бюджетный калькулятор» представлен в виде информационных блоков, содержащих в доступной для неспециалистов форме информацию об основных показателях бюджетного процесса Ростовской области. Данный ресурс представляет посетителю возможность интерактивно воздействовать на информационную модель показателей бюджета, то есть создать свой вариант бюджета, и получить незамедлительно информацию о положительных и отрицательных последствиях такого воздействия. Кроме того, создан информационно-образовательный ресурс «Бюджет для каждого» с целью содействия пониманию гражданами того, какие именно общественные блага предоставляются каждому из них за бюджетный счет, сколько стоит предоставление таких благ, а также повышение общественной активности граждан в сфере обсуждения бюджетной политики. 4.4. «Внедрение единой информационной системы управления общественными финансами Ростовской области на уровне муниципальных образований области». В целях создания централизованного решения на базе единой автоматизированной системы управления общественными финансами Ростовской области работа по внедрению данной системы управления общественными финансами проведена во всех финансовых органах муниципальных образований Ростовской области. 4.5. «Сопровождение единой информационной системы управления общественными финансами Ростовской области в части приобретенных подсистем и средств вычислительной техники». Государственный контракт на оказание услуг по сопровождению единой информационной системы управления общественными финансами в Ростовской области в 2016 году заключен на сумму 18 588,1 тыс. рублей и исполнен в срок и в полном объеме. Контрольное событие 4.1. «Качественное сопровождение эксплуатируемых подсистем единой информационной системы управления общественными финансами Ростовской области, модернизация и развитие системы в соответствии с возникающими потребностями». В 2016 году осуществлялось качественное сопровождение эксплуатируемых подсистем единой информационной системы управления общественными финансами Ростовской области, модернизация и развитие системы в соответствии с возникающими потребностями. Целью подпрограммы 5 «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Ростовской области» является обеспечение эффективного распределения финансовых ресурсов между областным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ростовской области и совершенствование системы предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета. 5.1. «Передача в местные бюджеты единых нормативов отчислений от налогов, которые ранее являлись доходами областного бюджета». Собственные налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов по итогам 2016 года составили 35 415,2 млн рублей, прирост к уровню 2015 года (в сопоставимых условиях) – на 2 390,5 млн рублей или на 7,2 процента. Доходы по единым нормативам отчислений от налогов, ранее подлежащих зачислению в областной бюджет, – 5 620,0 млн рублей. 5.2. «Передача в местные бюджеты дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц». Доходы местных бюджетов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц по итогам 2016 года составили 2 914,9 млн рублей, что выше аналогичного показателя 2015 года на 211,7 млн рублей или на 7,8 процента. 5.3. «Передача в местные бюджеты дифференцированных нормативов отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации». Доходы местных бюджетов по дифференцированным нормативам отчислений от уплаты акцизов на нефтепродукты в 2016 году составили 1 187,9 млн рублей, превысив 2015 год на 333,8 млн рублей или на 39,1 процента. 5.4. «Актуализация форм и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Ростовской области». В целях актуализации форм предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2016 году была повышена выравнивающая составляющая нецелевой финансовой помощи местным бюджетам в части увеличения объемов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и субвенции на дотирование поселений, в том числе за счет сокращения лимитов предоставления бюджетных кредитов и дотаций на сбалансированность. 5.5. «Повышение эффективности предоставления и расходования межбюджетных субсидий». В целях повышения эффективности предоставления и расходования межбюджетных субсидий внесены изменения в постановление Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 834 «О порядке расходования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам» в части: возможности распределения субсидий местным бюджетам за счет средств федерального бюджета отдельными постановлениями Правительства Ростовской области с последующим внесением соответствующих изменений в областной закон об областном бюджете и их расходования на основании указанных нормативных правовых актов Правительства Ростовской области (от 17.08.2016 № 593); усиления ответственности органов местного самоуправления за неосвоение субсидий, предоставленных из областного бюджета (от 26.12.2016 № 880) в случае: недостижения значений показателей результативности использования субсидий; нарушения графика мероприятий по проектированию, строительству объектов капитального строительства, реконструкции, капитальному ремонту и (или) приобретения объектов недвижимого имущества. Контрольное событие 5.1. «Подготовка проекта областного закона «О внесении изменений в областной закон «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области». В целях совершенствования подходов к организации межбюджетных отношений в Ростовской области были подготовлены и приняты Областные законы «О внесении изменений в Областной закон «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» от 28.04.2016 № 509-ЗС, от 20.10.2016 № 645-ЗС. Целью подпрограммы 6 «Поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов» является поддержание устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований Ростовской области и содействие сбалансированности местных бюджетов. 6.1. «Совершенствование выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ростовской области». В декабре 2016 г. положения областного закона о межбюджетных отношениях были актуализированы с учетом изменений бюджетного законодательства, утверждена его новая редакция – Областной закон от 26.12.2016 № 834-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области». Согласно новой редакции областного закона о межбюджетных отношениях в Ростовской области выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, начиная с 2017 года, будет осуществляться напрямую из областного бюджета (ранее полномочие по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений было передано муниципальным районам). В целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований из областного бюджета были предоставлены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов и поселений в сумме 6 469,4 млн рублей с приростом к уровню 2015 года на 1 072,9 млн рублей или 19,9 процента. 6.2. «Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ростовской области». В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов в 2016 году из областного бюджета предоставлены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в общем объеме 348,2 млн рублей, в том числе: 1) за счет средств, распределенных в областном бюджете, в объеме 295,1 млн рублей; 2) по обращениям глав 5 муниципальных образований в объеме 53,1 млн рублей. В условиях завершения финансового года была проведена оценка сбалансированности местных бюджетов. В целях повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований, выравнивающей составляющей финансовой помощи местным бюджетам и исходя из расчетного недостатка средств для осуществления расходов местных бюджетов (с учетом досрочного погашения муниципальными образованиями части задолженности 2017 – 2018 годов по бюджетным кредитам для частичного погашения дефицита местных бюджетов) были внесены изменения в Методику регулирования межбюджетных отношений с целью увеличения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным районам, городским округам и субвенций на расчет и предоставление дотаций поселениям. В итоге дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов и субвенции на дотирование поселений местным бюджетам в течение 2016 года были увеличены более чем на 1 млрд рублей от первоначальных плановых показателей. 6.3. «Предоставление дополнительной финансовой помощи в виде бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований Ростовской области». Местным бюджетам в установленном порядке предоставлена дополнительная финансовая помощь в виде бюджетных кредитов в целях: покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов, 12 муниципальным образованиям в сумме 187,0 млн рублей с погашением в пределах финансового года; частичного покрытия дефицитов местных бюджетов 3 муниципальным образованиям в сумме 67,1 млн рублей со сроком погашения до трех лет. Контрольное событие 6.1. «Предоставление в полном объеме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, дотаций на сбалансированность местных бюджетов, бюджетных кредитов в соответствии с утвержденным порядком». Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и дотации на сбалансированность местных бюджетов предоставлены в полном объеме (без учета объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, сокращенного на основании уведомлений органов государственного финансового контроля в связи с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов – 0,7 млн рублей (статья 306.8 Бюджетного кодекса РФ), и неподтвержденного муниципальными образованиями объема потребности в средствах дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов – 5,7 млн рублей). Целью подпрограммы 7 «Содействие повышению качества управления муниципальными финансами» является повышение качества бюджетного процесса муниципальных образований Ростовской области. 7.1. «Методическая поддержка осуществления бюджетного процесса на местном уровне». В 2016 году проведена экспертиза первоначальных решений о бюджетах муниципальных районов и городских округов на 2016 год. Заключения направлены главам муниципальных районов и городских округов. Работа по устранению выявленных замечаний по итогам экспертизы решений проведена. Ежемесячно осуществлялись проверки соблюдения органами местного самоуправления установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации предельных размеров дефицита, а также предельного объема муниципального долга на основании отчетных данных и проектов решений о бюджетах муниципальных районов и городских округов. Проведен анализ бюджетов 463 муниципальных образований по состоянию на 1 июня 2016 г. в части исполнения налоговых и неналоговых доходов по отношению к оценке, произведенной в соответствии с бюджетным законодательством. Главам администраций районов направлены 22 обзорных письма. В целях выполнения требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 5 Областного закона «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» проводились проверки выполнения обязательств, предусмотренных соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 2016 год, заключенными с 54 муниципальными образованиями. Муниципальным образованиям направлены обзорные письма об итогах выполнения условий соглашений. В соответствии с заключенными соглашениями на 2016 год рассмотрено более 200 обращений о согласовании изменений параметров бюджетов в целях недопущения планирования расходов, не обеспеченных реальными доходными источниками, обеспечения приоритизации и оптимизации расходов, а также сбалансированности бюджетов. Также обеспечено рассмотрение проектов местных бюджетов на 2017 –2019 годы в соответствии с положениями бюджетного законодательства: 45 высокодотационных муниципальных образований, на которые распространяется действие статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 23.12.2011 № 275 «О порядке представления документов и материалов, необходимых для подготовки заключений о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенных в представительные органы муниципальных образований проектов местных бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период)»; 5 муниципальных образований, получивших дотацию на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, в соответствии с заключенными соглашениями о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2017 году; 24 муниципальных образования, получившие бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицита местных бюджетов согласно положениям постановления Правительства Ростовской области от 18.03.2015 № 182 «О порядке предоставления, использования и возврата муниципальными образованиями Ростовской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета». В целях методологического сопровождения формирования местных бюджетов на 2017 – 2019 годы министерством финансов Ростовской области при участии руководителей и специалистов финансовых органов муниципальных образований 25 ноября 2016 г. проведено заседание Общественного совета при министерстве финансов Ростовской области на тему «Основные подходы к формированию проекта областного бюджета Ростовской области на 2017 – 2019 годы и бюджетного прогноза на период 2017 – 2028 годов». Продолжена практика повышения квалификации сотрудников финансовых органов муниципальных образований в целях повышения качества управления муниципальными финансами. 26 – 28 октября 2016 г. на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» с участием представителей министерства финансов Ростовской области и Контрольно-счетной палаты Ростовской области проведены курсы повышения квалификации сотрудников финансовых органов муниципальных образований Ростовской области, в которых приняли участие 92 сотрудника финансовых служб муниципальных образований. 7.2. «Оценка качества управления муниципальными финансами». Проведение ежегодной оценки качества управления муниципальными финансами способствовало повышению уровня бюджетного процесса в муниципальных образованиях, улучшению качества планирования и исполнения местных бюджетов. В марте 2016 г. подведены итоги оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях за 2015 год. Оценивались все стадии бюджетного процесса, а также показатели деятельности органов местного самоуправления, влияющие на состояние местных бюджетов, всего по 60 показателям. По результатам оценки каждому муниципалитету присвоена степень качества управления муниципальными финансами. В целом качество осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях находится на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует рост минимального рейтингового балла комплексной оценки для определения лучших муниципальных образований. Итоги оценки качества управления бюджетным процессом размещены на официальном сайте министерства финансов Ростовской области. 7.3. «Использование мер стимулирующего и ограничительного характера, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами». Лучшим муниципальным образованиям по итогам оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях за 2015 год вручены дипломы Правительства Ростовской области на расширенном заседании Правительства Ростовской области. В то же время муниципалитетами, имеющими низкие показатели оценки, были приняты программы повышения качества управления бюджетным процессом. Муниципальные образования, получившие бюджетные кредиты на частичное покрытие дефицитов их бюджетов, дотации на обеспечение сбалансированности, а также имеющие долю дотаций в собственных доходах более 50 процентов, заключают с министерством финансов Ростовской области договоры (соглашения), направленные на повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов, в том числе с учетом мер ограничительного характера по параметрам дефицита и муниципального долга, порядка планирования отдельных доходов, первоочередное финансирование социально значимых расходов и других. Контрольное событие 7.1. «Внесение предложений Губернатору Ростовской области о вручении главам муниципальных образований дипломов Правительства Ростовской области по результатам проведения мониторинга качества управления бюджетным процессом за отчетный финансовый год». Предложения Губернатору Ростовской области о вручении главам муниципальных образований дипломов Правительства Ростовской области по результатам проведения оценки внесены письмом министерства финансов от 15 марта 2016 г. № 9Э-9.1.2.1/1132. Нереализованные или реализованные не в полном объеме основные мероприятия подпрограмм государственной программы отсутствуют. Все контрольные события исполнены в установленные сроки. Раздел 3. Анализ факторов, повлиявших На ход реализации государственной программы в части объема поступления налоговых доходов и исполнения плановых показателей, в том числе по показателю 1.1 «Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ростовской области», оказало влияние сохранение ежегодной положительной динамики доходной части консолидированного бюджета Ростовской области. По итогам 2016 года объем поступлений по налоговым и неналоговым доходам – 155,3 млрд рублей или 104,6 процента к плановым назначениям с ростом к прошлому году на 17,5 процента. Раздел 4. Сведения об
использовании бюджетных В 2016 году из 24 основных мероприятий, предусмотренных государственной программой, 6 были запланированы к реализации с учетом финансового обеспечения. Объемы бюджетных ассигнований в рамках государственной программы полностью соответствуют объемам бюджетных ассигнований, предусмотренным Областным законом от 21.12.2015 № 473-ЗС «Об областном бюджете на 2016 год». Объем финансового обеспечения, предусмотренного на реализацию государственной программы, в 2016 году составил 7 086 332,8 тыс. рублей. Фактическое освоение средств государственной программы по итогам 2016 года составило 7 071 776,3 тыс. рублей, или 99,8 процента. Общий объем экономии по расходам в рамках государственной программы составил 14 556,5 тыс. рублей. На реализацию основного мероприятия 2.3 (обеспечение деятельности министерства финансов Ростовской области) подпрограммы 2 «Нормативно-методическое обеспечение и организация бюджетного процесса» на 2016 год предусмотрено 173 031,4 тыс. рублей. В рамках реализации данного основного мероприятия по итогам 2016 года заключено 45 государственных контрактов (договоров) на сумму 39 570,0 тыс. рублей. Фактическое освоение средств составило 164 886,1 тыс. рублей, или 95,3 процента. В результате исполнения сложилась экономия по расходам в рамках данной подпрограммы в сумме 8 145,3 тыс. рублей в связи с наличием вакантных должностей, сокращением количества командировок, выплат по больничным листам, а также экономией по итогам конкурсных процедур. На реализацию основных мероприятий подпрограммы 4 «Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», в том числе на приобретение и внедрение подсистем единой информационной системы управления общественными финансами Ростовской области, сопровождение единой информационной системы управления общественными финансами Ростовской области в части приобретенных подсистем, на 2016 год предусматривалось 89 278,1 тыс. рублей. В рамках реализации указанных основных мероприятий по итогам 2016 года заключено 3 государственных контракта на сумму 89 278,1 тыс. рублей. Фактическое освоение средств составило 89 278,1 тыс. рублей, или 100 процентов. На реализацию основных мероприятий подпрограммы 6 «Поддержание устойчивого исполнения местных бюджетов», в том числе на совершенствование выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ростовской области, поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований Ростовской области, на 2016 год было предусмотрено 6 824 023,3 тыс. рублей. Фактическое освоение средств составило 6 817 612,1 тыс. рублей, или 99,9 процента. В рамках исполнения указанных основных мероприятий в результате применения бюджетных мер принуждения сокращено предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 723,0 тыс. рублей на основании уведомления органа государственного финансового контроля в связи с нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов (статья 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Кроме того, в связи с неподтверждением муниципальными образованиями потребности в средствах уменьшены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на 5 688,2 тыс. рублей. Все средства, предусмотренные на реализацию государственной программы, использованы по целевому назначению. Сведения об использовании бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за 2016 год также приведены в приложении № 1 к настоящему отчету о реализации государственной программы. Раздел 5. Сведения о достижении
значений В 2016 году из 18 показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы по 15 показателям (индикаторам) (№ 1, 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 4.1, 5.1, 5.2, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 7.2) достигнуты запланированные результаты, 3 показателя (№ 3, 3.2, 7.1) исполнены с отклонениями, связанными с особенностями реализации государственной программы. По показателю № 2 отсутствуют данные о фактическом значении целевого показателя по итогам 2016 года. Сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы за 2016 год с обоснованием отклонений представлены в приложении № 2 к настоящему отчету о реализации государственной программы. Раздел 6. Информация о
внесенных В течение 2016 года в государственную программу шесть раз были внесены изменения, утвержденные постановлениями Правительства Ростовской области от 03.03.2016 № 134, от 24.03.2016 № 190, от 16.11.2016 № 773, от 02.12.2016 № 798, от 23.12.2016 № 859, от 29.12.2016 № 884. Внесение изменений обусловлено необходимостью: приведения объема бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в соответствие с Областным законом от 21.12.2015 № 473-ЗС «Об областном бюджете на 2016 год»; уточнения показателей (индикаторов) государственной программы в связи с уточнением ресурсного обеспечения государственной программы; изменения объема бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в соответствии с доведенными до министерства финансов Ростовской области изменениями по показателям расходов областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов; приведения государственной программы в соответствие с внесенными изменениями в областное законодательство; дополнения государственной программы основным мероприятием, задачами, целевыми индикаторами и показателями, направленными на обеспечение реализации полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю. Раздел
7. Результаты оценки эффективности реализации Оценка эффективности реализации государственной программы проведена согласно соответствующей методике оценки, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 583, и определяется на основании степени выполнения целевых показателей, основных мероприятий и оценки бюджетной эффективности государственной программы. I. Степень достижения целевых показателей государственной программы, подпрограмм государственной программы: эффективность хода реализации целевого показателя 1 равна 1,0; эффективность хода реализации целевого показателя 2 не может быть рассчитана в связи с отсутствием фактического значения целевого показателя по итогам 2016 года (в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.12.2010 № 552 «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» информация для расчета оценки качества управления финансами Ростовской области подготовлена и представлена в Министерство финансов Российской Федерации. Оценка качества управления региональными финансами за 2016 год Министерством финансов Российской Федерации не проведена); эффективность хода реализации целевого показателя 3 равна 1,0; эффективность хода реализации целевого показателя 1.1 равна 1,05; эффективность хода реализации целевого показателя 1.2 равна 1,0; эффективность хода реализации целевого показателя 2.1 равна 1,02; эффективность хода реализации целевого показателя 2.2 равна 1,0; эффективность хода реализации целевого показателя 2.3 равна 1,0; эффективность хода реализации целевого показателя 3.1 равна 1,14; эффективность хода реализации целевого показателя 3.2 равна 0,96; эффективность хода реализации целевого показателя 4.1 равна 1,0; эффективность хода реализации целевого показателя 5.1 равна 1,08; эффективность хода реализации целевого показателя 5.2 равна 1,0; эффективность хода реализации целевого показателя 5.3 равна 1,0; эффективность хода реализации целевого показателя 6.1 равна 1,0; эффективность хода реализации целевого показателя 6.2 равна 1,0; эффективность хода реализации целевого показателя 6.3 равна 1,0; эффективность хода реализации целевого показателя 7.1 равна 0,93; эффективность хода реализации целевого показателя 7.2 равна 1,0. Суммарная оценка степени достижения целевых показателей государственной программы составляет 0,94, что характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации государственной программы по степени достижения целевых показателей в 2016 году. II. Степень реализации основных мероприятий, финансируемых за счет всех источников финансирования, составляет 1,0, что характеризует высокий уровень эффективности реализации государственной программы по степени реализации основных мероприятий в 2016 году. III. Бюджетная эффективность реализации государственной программы рассчитывается в несколько этапов: 1. Степень реализации основных мероприятий, финансируемых за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов, составляет 1,0. 2. Степень соответствия запланированному уровню расходов за счет средств областного бюджета, безвозмездных поступлений в областной бюджет и местных бюджетов составляет 1,0. Эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию государственной программы составляет 1,0, что характеризует высокий уровень бюджетной эффективности реализации государственной программы в 2016 году. Сведения об оценке бюджетной эффективности использования финансовых ресурсов государственной программы приведены в разделе 4. Уровень реализации государственной программы в целом составляет 0,97. Таким образом, можно сделать вывод о высоком уровне реализации государственной программы по итогам 2016 года. Раздел 8. Результаты реализации
мер В течение 2016 года проводилась работа по совершенствованию нормативной правовой базы Ростовской области в целях поддержания устойчивого исполнения и сбалансированности основных показателей бюджетов муниципальных образований Ростовской области. За счет отчислений от налога на доходы физических лиц (норматив – 15,0 процента), доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты (норматив – 10,0 процента), государственной пошлины, уплачиваемой в случае подачи документов в многофункциональный центр (норматив – 45,0 процента), местные бюджеты получили 9 722,7 млн рублей дополнительных доходов, или 27,5 процента от их собственных доходов. В рамках реализации государственной программы в части взаимоотношений с местными бюджетами в 2016 году была обеспечена сбалансированность местных бюджетов и отсутствие просроченной кредиторской задолженности. В этих целях из областного бюджета бюджетам муниципальных образований была предоставлена финансовая поддержка нецелевого характера – 6 817,6 млн рублей с приростом к уровню 2015 года на 1 018,2 млн рублей или 17,6 процента. Осуществлялось методологическое сопровождение по вопросам качественного планирования и исполнения бюджетов муниципальных образований. Реализация мер правового регулирования в 2016 году не предусмотрена. Раздел 9. Предложения по дальнейшей Предложения по оптимизации бюджетных ассигнований в 2017 году на реализацию основных мероприятий подпрограмм государственной программы отсутствуют. Корректировка целевых показателей реализации государственной программы не требуется. Начальник управления документационного обеспечения Правительства Ростовской области Т.А. Родионченко Приложение № 1 к отчету о реализации государственной программы Ростовской области «Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами» за 2016 год СВЕДЕНИЯ об использовании бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы за 2016 год
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|