Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Красноярского края от 17.02.2017 № 129-рПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ
1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края, пунктом 2 статьи 2, пунктом "г" статьи 8 Закона Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343 "О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края", в целях определения основных направлений государственной политики Красноярского края в сфере организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края, утвердить: Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017-2025 годы согласно приложению № 1; план мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017-2025 годы согласно приложению № 2. 2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Красноярского края от 06.07.2010 № 602-р. 3. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
Приложение № 1 к распоряжению Правительства Красноярского края от 17.02.2017 № 129-р Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017-2025 годы 1. Введение Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017-2025 годы (далее - Концепция) представляет собой систему современных принципов и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Красноярского края в сфере организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края. Концепция разработана на основе положений Конституции Российской Федерации, общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Федерального закона от 16.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 № 132-р, Устава Красноярского края, Закона Красноярского края от 01.07.2003 № 7-1215 "Основы правовых гарантий коренных малочисленных народов Севера Красноярского края" (далее - Закон № 7-1215), Закона Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343 "О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края" (далее - Закон № 11-5343), иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Красноярского края. 2. Современное состояние коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края Местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов на территории Красноярского края (далее - малочисленные народы) являются Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы Красноярского края, Енисейский (сельское поселение Сымский сельсовет), Тюхтетский (сельское поселение Чиндатский сельсовет), Северо-Енисейский и Туруханский районы Красноярского края. Численность малочисленных народов, проживающих в этих районах, составляет 16 226 человек <1>. Из них около 3,5 тысячи человек занимаются традиционными видами хозяйственной деятельности: оленеводством, рыболовством, промысловой охотой, собирательством, художественными промыслами. ____________________ <1> Сведения согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Преобладающим видом традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов остается домашнее северное оленеводство, оно в большей степени способствует сохранению языка, обычаев малочисленных народов и является важным этнообразующим фактором. В настоящее время выпасом оленей занимаются 550 семей оленеводов в 14 оленеводческих хозяйствах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края и 23 семьи оленеводов Туруханского района Красноярского края. В Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края создано оленеводческо-племенное хозяйство "Суриндинский". Разведение домашних северных оленей на территории Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районах Красноярского края, Туруханского района Красноярского края сопряжено с определенными трудностями: предполагает ведение кочевого образа жизни в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и вынуждает оленеводов приспосабливаться к современным реалиям промышленного освоения северных территорий, вызвавшим сокращение естественных пастбищ и нарушение норм выпаса животных. С целью сохранения и дальнейшего развития северного оленеводства в условиях интенсивного промышленного освоения северных территорий Красноярского края необходимо проведение специализированного учета поголовья домашних северных оленей, пастбищ, оленеводческих хозяйств. Отсутствие в настоящее время фактических показателей о состоянии поголовья домашних северных оленей мешает продуктивному использованию оленьих пастбищ, не позволяют рационально задействовать механизмы поддержки материально-технической базы оленеводческих хозяйств и гарантировать стабильно высокую продуктивность северного оленеводства. По данным, представленным оленеводческими хозяйствами, на начало 2016 года, количество домашних северных оленей в Красноярском крае составило 116,2 тысячи голов, из них в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края - 112,9 тысячи, в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края - 2,5 тысячи, в Туруханском районе Красноярского края - 0,8 тысячи. Помимо оленеводства способом жизнеобеспечения малочисленных народов являются рыболовство (реализация водных биоресурсов) и промысловая охота (в том числе переработка и реализация охотничьей продукции). Промысловая охота в большей степени характерна для Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края, на территории которого обитает самая большая в мире популяция дикого северного оленя, насчитывающая более 400 тысяч голов. В Туруханском районе Красноярского края и Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края в зоне тайги и лесотундры осуществляется добыча ценных пушных зверей. Ведение рыболовства и промысловой охоты (включая переработку и реализацию продукции) осложнено современными условиями рыночной экономики. Малые объемы добычи при высоких транспортных издержках и отсутствии современных предприятий по комплексной переработке сырья делают традиционную хозяйственную деятельность неконкурентоспособной. Тяжелые бытовые условия, отсутствие не только социальных благ, а и первоочередных государственных услуг из-за труднодоступности населенных пунктов, в которых проживают малочисленные народы, делают ведение традиционной хозяйственной деятельности малопривлекательным, приводят к оттоку населения из национальных населенных пунктов. С целью реализации установленных законодательством Российской Федерации прав на жилье, труд, отдых, образование и здравоохранение, с учетом особенностей мест традиционного проживания в Красноярском крае ведется работа по совершенствованию нормативной правовой базы, направленной на защиту прав и интересов малочисленных народов. Уставом Красноярского края, Законом № 7-1215 закреплены гарантии прав малочисленных народов на самобытное социально-экономическое и культурное развитие, защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности. В 2010 году принят Закон № 11-5343, определивший основные цели и принципы организации и обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов, основные направления государственной поддержки малочисленных народов. Нормативное урегулирование вопросов оценки и компенсации ущерба, наносимого исконной среде обитания, традиционной хозяйственной деятельности, культуре и здоровью малочисленных народов, осуществлено путем дополнения в 2012 году Закона № 7-1215 положениями, закрепившими право малочисленных народов на возмещение убытков, причиненных им в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. В рамках данного законодательного акта утверждена Методика исчисления размера убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, проживающим на территории края, в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. В 2013 году принято постановление Правительства Красноярского края от 26.02.2013 № 60-п "Об утверждении Порядка утверждения нормативно-справочных показателей, необходимых для исчисления убытков, причиненных малочисленным народам, объединениям малочисленных народов, проживающим на территории Красноярского края, в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов". С целью сохранения и развития домашнего северного оленеводства как одного из основных видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов был принят Закон Красноярского края от 11.12.2012 № 3-868 "О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае", закрепивший основные направления и меры государственной поддержки северного оленеводства, в том числе меры поддержки, ранее реализуемые в соответствии с Законом Красноярского края от 21.02.2006 № 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края". В 2015 году меры государственный поддержки северного оленеводства были дополнены. Финансовая поддержка стала предоставляться не только на наращивание, но и на содержание поголовья северных оленей<2>. ____________________ <2> Порядок предоставления указанной меры государственный поддержки установлен постановлением Правительства Красноярского края от 30.03.2015 № 120-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат на содержание или по наращиванию поголовья северных оленей сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающимся разведением домашних северных оленей, в том числе форм и сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для получения указанных субсидий, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Красноярского края по вопросам предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям". Важным событием в сфере правотворчества стало принятие в 2015 году Закона Красноярского края от 05.11.2015 № 9-3816 "О родных (национальных) языках коренных малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края", закрепившего основные направления государственной поддержки в сфере сохранения, изучения и развития родных языков малочисленных народов. В целях правового закрепления особого статуса Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края в 2015 году принят Закон Красноярского края от 24.12.2015 № 9-4110 "Об административно-территориальных единицах с особым статусом", установивший понятие особого статуса Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края, особенности правового регулирования административно-территориальных единиц с особым статусом, направления государственной политики Красноярского края по вопросам реализации особого статуса Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края. Финансовым инструментом реализации государственной политики в сфере поддержки малочисленных народов является государственная программа Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Красноярского края", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 520-п (далее - государственная программа). Объем финансирования государственной программы ежегодно составляет более 400 млн рублей и позволяет охватить мерами государственной поддержки более 2,5 тысячи оленеводов, охотников и рыбаков. В сфере оленеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края за счет средств краевого и федерального бюджетов ежегодно предоставляются субсидии на наращивание и содержание поголовья домашних северных оленей в общей сумме более 45 млн рублей. Государственной программой предусмотрены также мероприятия по поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся переработкой и реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности: гранты в размере до 2 млн рублей предоставляются в Красноярском крае с 2009 года. Помимо мероприятий, связанных с ведением традиционного образа жизни и развитием традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов, государственной программой предусмотрены меры, направленные на улучшение социально-экономического положения малочисленных народов и сохранение их культурного наследия. В целях решения проблемы обеспечения жильем с 2011 года в государственную программу введено мероприятие по предоставлению лицам из числа малочисленных народов, проживающих в Эвенкийском и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальных районах Красноярского края, социальных выплат на строительство быстровозводимых малоэтажных жилых домов. Мероприятие позволяет улучшить жилищные условия ежегодно не менее чем десяти семьям малочисленных народов. В Енисейском, Северо-Енисейском, Туруханском и Тюхтетском районах Красноярского края предоставляются строительные и отделочные материалы для индивидуального строительства жилых домов. Ежегодно такая мера поддержки предоставляется не менее чем семи семьям малочисленных народов. В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края лица, осуществляющие виды традиционной хозяйственной деятельности, обеспечиваются кочевым жильем в виде балка. Ежегодно не менее чем 30 человек получают кочевое жилье. В 2014 году в поселке Носок Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края открылась гостиница на 12 мест для оленеводов. При этом в Красноярском крае действует государственная программа Красноярского края "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п, мероприятия которой распространяются в том числе и на лиц из числа малочисленных народов. Основным программным документом в сфере здравоохранения является государственная программа Красноярского края "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 516-п. Непосредственно для малочисленных народов государственной программой предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки в сфере здравоохранения: предоставление лекарственных и медицинских средств охотникам, рыбакам, оленеводам, предоставление женщинам из числа малочисленных народов комплектов для новорожденных в связи с рождением детей и комплексная стоматологическая помощь с выездом бригад врачей в места компактного проживания малочисленных народов Важным фактором благополучного социально-экономического положения малочисленных народов является доступность образовательных услуг. Государственной программой предусмотрены меры поддержки, направленные на повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов, проживающих на территории Красноярского края. Дети обеспечиваются проездом авиационным видом транспорта до места нахождения родителей в тундре, в лесу, на промысловых участках. Студентам предоставляется дополнительная стипендия, компенсация оплаты проезда к месту учебы, частичная оплата обучения. Ежегодно такую помощь получает не менее чем 250 студентов и 220 детей из семей, ведущих кочевой образ жизни. Также мероприятия по повышению качества и доступности образовательных услуг, в том числе и для малочисленных народов, предусмотрены государственной программой Красноярского края "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 508-п. С целью сохранения и развития национальной культуры малочисленных народов, популяризации традиционных отраслей хозяйствования в северных территориях Красноярского края проводятся профессиональные и национальные праздники: День рыбака, День оленевода, Международный день коренных народов мира. Для детей организуются этнические лагеря-стойбища, в которых дети приобщаются к национальным языкам, промыслам, проводятся спортивные мероприятия по северному многоборью и иным национальным видам спорта. На улучшение социально-экономического положения малочисленных народов и сохранение их культурного наследия направлены мероприятия иных государственных программам Красноярского края. Так, государственной программой "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 510-п, государственной программой "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п, предусмотрены мероприятия по улучшению транспортной доступности в отдаленные поселки северных территорий Красноярского края. Государственная программа Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки населения", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п, предусматривает отдельные меры социальной поддержки граждан, в том числе относящихся к категории малочисленных народов и ведущих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов. Развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) предусмотрено государственной программой Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 517-п. В свою очередь подключение к единой автоматизированной информационной системе "Енисей-МФЦ" обеспечивается мероприятиями государственной программы Красноярского края "Развитие информационного общества", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 504-п. Мероприятия государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 506-п, помогают в том числе и лицам из числа малочисленных народов решить проблему, связанную с переработкой и реализацией продукции традиционной хозяйственной деятельности. Государственные программы Красноярского края "Содействие развитию гражданского сообщества", "Развитие культуры и туризма", "Развитие физической культуры, спорта, туризма", утвержденные постановлениями Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 509-п, № 511-п и 518-п, соответственно, направлены, помимо прочего, на сохранение и развитие традиционной культуры малочисленных народов. 3. Принципы устойчивого развития малочисленных народов Основными принципами устойчивого развития малочисленных народов являются: гарантия прав малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; комплексность решения задач социально-экономического и этнокультурного развития малочисленных народов; обеспечение эффективного участия малочисленных народов в достижении своего устойчивого развития; признание значения земли, других природных ресурсов, включая биологические, и благополучия окружающей природной среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; рациональное использование земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; признание права малочисленных народов на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; необходимость участия представителей и объединений малочисленных народов в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; возмещение ущерба, нанесенного исконной среде обитания, традиционному образу жизни и здоровью малочисленных народов. С учетом особенностей и проблем современного социально-экономического положения малочисленных народов, принципов устойчивого развития малочисленных народов сформированы цель и задачи Концепции. 4. Цель и задачи Концепции Целью Концепции является создание условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов на основе повышения качества жизни малочисленных народов при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурного наследия малочисленных народов. Для достижения цели необходимо решение следующих задач. Задача 1. Сохранение и развитие основных видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. Решение данной задачи предусматривает: 1) создание условий для развития домашнего северного оленеводства и иных видов традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; 2) принятие мер, направленных на создание организаций по заготовке, переработке, хранению и сбыту продукции традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. Задача 2. Повышение качества жизни малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Решение указанной задачи предусматривает: 1) повышение доходов лиц из числа малочисленных народов посредством принятия мер, направленных на повышение уровня мотивации к деятельности по заготовке и реализации продукции традиционной хозяйственной деятельности; 2) увеличение объемов жилищного строительства, обновление и модернизацию жилищного фонда для малочисленных народов; 3) повышение качества и доступности транспортных услуг в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; 4) улучшение качества обслуживания в сферах здравоохранения и социальной поддержки населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; 5) создание условий для улучшения демографических показателей малочисленных народов; 6) обеспечение доступности получения государственных услуг в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. Задача 3. Повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов. Решение указанной задачи предусматривает: 1) содействие лицам из числа малочисленных народов в получении среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования; 2) принятие мер, направленных на повышение мотивации к получению среднего профессионального и высшего образования, непосредственно связанного с осуществлением традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. Задача 4. Сохранение культурного наследия малочисленных народов. Решение указанной задачи предусматривает: 1) создание условий, способствующих изучению и сохранению родных (национальных) языков малочисленных народов; 2) содействие развитию традиционных художественных промыслов малочисленных народов; 3) поддержку национальных видов спорта малочисленных народов; 4) участие лиц из числа малочисленных народов в международных, общероссийских, межрегиональных, краевых мероприятиях в сфере сохранения и развития самобытной культуры малочисленных народов. 5. Механизм реализации Концепции Механизм реализации Концепции предусматривает: взаимодействие органов государственной власти Красноярского края с общественными организациями и объединениями малочисленных народов, действующими на территории Красноярского края; реализацию государственных программ Красноярского края; учет целей и задач Концепции при формировании краевого бюджета и привлечении внебюджетных средств; мониторинг социально-экономического положения малочисленных народов; мониторинг правоприменения в сфере защиты прав малочисленных народов, их традиционного образа жизни и исконной среды обитания, совершенствование нормативных правовых актов в указанной сфере. 6. Ожидаемые результаты реализации Концепции Прогнозируемыми результатами Концепции должны стать: увеличение видов мер социальной поддержки малочисленных народов, направленных на развитие основных видов традиционной хозяйственной деятельности: оленеводство и переработка продукции оленеводства, рыболовство и реализация водных биологических ресурсов, промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции; совершенствование нормативных правовых актов в сфере защиты прав малочисленных народов, их традиционного образа жизни и исконной среды обитания; снижение уровня безработицы среди населения в местах традиционного проживания малочисленных народов; увеличение количества лиц из числа малочисленных народов, улучшивших жилищные условия; увеличение количества лиц из числа малочисленных народов, изучающих и знающих родной язык; увеличение количества лиц из числа малочисленных народов, получивших среднее общее образование, среднее и высшее профессиональное образование; введение в эксплуатацию ведомственной государственной информационной системы по ведению учета сведений о лицах из числа малочисленных народов и субъектах хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|