Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Пензенской области от 21.02.2014 № 83-рП ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 февраля 2014 года N 83-рП г. Пенза
Об утверждении Стратегии инновационного развития
Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года
(В редакции Распоряжения Правительства Пензенской области
от 12.09.2014 г. N 496-рП; от 09.02.2015 № 59-рП;
от 14.12.2015 № 465-рП)
В целях создания благоприятной социально-экономической среды и институциональных условий для активизации инновационного развития экономики Пензенской области, обеспечения ее долгосрочной конкурентоспособности, принимая во внимание основные положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями): 1. Утвердить прилагаемую Стратегию инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года. 2. Настоящее распоряжение разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". 3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы инновационной политики. Губернатор
Пензенской области В.К.Бочкарев __________________
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Пензенской области
от 21 февраля 2014 года N 83-рП СТРАТЕГИЯ
инновационного развития Пензенской области
до 2021 года и прогнозный период до 2030 года
(В редакции Распоряжения Правительства Пензенской области
от 12.09.2014 г. N 496-рП; от 09.02.2015 № 59-рП;
от 14.12.2015 № 465-рП)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общие положения
1.1. Цель и задачи инновационного развития Пензенской области.
1.2. Принципы инновационного развития региона.
1.3. Образ желаемого инновационного будущего для региона.
1.4. Предназначение Пензенской области в системе инновационного развития России. 1.5. Приоритеты инновационного развития Пензенской области.
2. Современное состояние и проблемы инновационного развития Пензенской области 2.1. Внешние вызовы инновационного развития региона.
2.2. Состояние инновационной сферы региона.
2.2.1. Динамика развития инновационной сферы Пензенской области.
2.2.2. Оценка сравнительной конкурентоспособности инновационной сферы Пензенской области. 3. Инновационная экономика
3.1. Инновационное развитие и обеспечение конкурентоспособности секторов промышленного комплекса. 3.1.1. Машиностроение.
3.1.2. Приборостроение.
3.1.3. Фармацевтическая промышленность.
3.1.4. Целлюлозно-бумажная промышленность.
3.1.5. Стекольная промышленность.
3.1.6. Кондитерская промышленность.
3.1.7. Мебельная промышленность.
3.1.8. Производство строительных материалов и строительная промышленность 3.2. Инновационное развитие и обеспечение конкурентоспособности секторов агропромышленного комплекса. 3.2.1. Растениеводство.
3.2.2. Животноводство и птицеводство.
3.3. Развитие сферы информационно-коммуникационных технологий.
3.4. Развитие территориально-отраслевых кластеров как фактор инновационного развития региона. 3.5. Формирование инвестиционного климата инновационного развития
экономики. 4. Формирование инновационного общества в Пензенской области ("Инновационный человек") 4.1. Инновации в образовании как фактор инновационного развития региона. 4.2. Молодежная политика как фактор инновационного развития региона. 4.3. Инновации в сфере здравоохранения как фактор инновационного развития региона. 4.4. Инновации в сфере социального обслуживания как фактор инновационного развития региона. 4.5. Инновации в сфере культуры как фактор инновационного развития региона. 4.6. Инновации в сфере спорта как фактор инновационного развития региона. 4.7. Инновации в сфере регионального туризма как фактор инновационного развития региона 4.8. Информационно-идеологическое обеспечение инновационного развития региона. 4.8.1. Информирование и продвижение Стратегии.
4.8.2. Брендинг Пензенской области как инновационного региона. 5. Инфраструктура инноваций
5.1. Инфраструктура среды инновационной деятельности.
5.1.1. Инновационное развитие городской среды (среды населенных пунктов). 5.1.2. Инновационное развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства. 5.1.3. Инновационное развитие топливно-энергетического комплекса региона. 5.1.4. Инновационное развитие управления государственным имуществом. 5.2. Региональная инфраструктура инновационной деятельности.
5.2.1. Развитие технопарковой ("жесткой") инновационной инфраструктуры. 5.2.2. Развитие организационно-консалтинговой ("мягкой") инфраструктуры инновационной деятельности. 5.2.3. Развитие финансовой инновационной инфраструктуры.
5.3. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в регионе. 5.4. Формирование в регионе спроса на инновационную продукцию.
6. Участие в глобальной и российской инновационной системе
6.1. Международное и межрегиональное взаимодействие.
6.2. Взаимодействие с федеральными институтами развития и госкорпорациями.
6.3. Участие в федеральных долгосрочных программах.
7. Организация управления и мониторинга реализации Стратегии
7.1. Система управления реализацией Стратегии.
7.2. Механизмы реализации Стратегии.
7.3. Система мониторинга реализации Стратегии. Целевые индикаторы
и показатели Стратегии. Введение
Стратегия инновационного развития Пензенской области до 2021 года
и прогнозный период до 2030 года (далее - Стратегия) - это документ, описывающий долгосрочный выбор приоритетных сфер и направлений инновационного развития Пензенской области, желаемых ориентиров будущего состояния региона, а также соответствующих механизмов их достижения. Как Россия в целом, так и Пензенская область в условиях современной открытой рыночной экономики находится в сфере глобальной конкуренции, главный вызов которой состоит в усилении борьбы за распоряжение ограниченными и мобильными важнейшими ресурсами развития
- кадрами и инвестициями. Разрыв в эффективности использования ресурсов будет все неотвратимее приводить к их оттоку, соответственно, к снижению возможностей развития территории. В условиях отсутствия в Пензенской области коммерчески значимых запасов природных ресурсов и особо крупных бюджетообразующих промышленных предприятий (входящих в 200 крупнейших в России по объему выпускаемой продукции) инновации являются единственным драйвером долгосрочного устойчивого развития региона, а ведущим ресурсом инновационного развития - человек, включенный на основе социальных и бизнес-связей в инновационное региональное сообщество. Чтобы достойно ответить на стоящие перед регионом вызовы, необходима консолидация регионального сообщества вокруг идеи целенаправленного инновационного развития Пензенской области в целях обеспечения ее устойчивой конкурентоспособности. Для этого Пензенская область должна стать территорией привлекательной для жизни и развития инновационного бизнеса, создающей необходимые условия для творческого развития и самореализации личности, безопасного и комфортного проживания местного сообщества как людей, поддерживающих устойчивое социальное и бизнес-взаимодействие, позитивно ассоциирующих себя с Пензенской областью, строящих и реализующих свои жизненные стратегии во взаимосвязи со стратегией региона. Учитывая имеющийся инновационный потенциал и созданную инфраструктуру поддержки инновационной деятельности, Пензенская область имеет серьезные шансы улучшить свои позиции среди других российских регионов. В связи с этим стратегия нацелена на придание нового импульса инновационному развитию Пензенской области за счет системного и комплексного решения задач в рамках трех основных направлений: "инновационная экономика", "инновационное общество", "инновационная инфраструктура". Стратегия призвана ответить на стоящие перед Пензенской областью внешние и внутренние вызовы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты региональной инновационной политики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности в регионе, а также ориентиры финансирования социальной сферы и поддержки коммерциализации разработок в целях обеспечения инновационного развития региона. Стратегия разработана на основе положений следующих основных документов: Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года; Стратегии инновационного
развития Российской Федерации на период до 2020 года; Государственной
программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"; Закона Пензенской области "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)". Стратегия является документом, актуализирующим и конкретизирующим
соответствующие положения Стратегии социально-экономического развития
Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года) (Закон Пензенской области от 4 сентября 2007 года N 1367-ЗПО) в части обеспечения инновационного развития региона. Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития Пензенской области. 1. Общие положения
Миссия Стратегии состоит в содействии консолидации регионального сообщества вокруг идеи целенаправленного инновационного развития Пензенской области в целях обеспечения ее устойчивой конкурентоспособности на основе: - эффективного использования внутренних и внешних ресурсов;
- создания в регионе условий для развития инновационного бизнеса,
а также творческого совершенствования и самореализации личности; - формирования в регионе духа сотрудничества и кооперации.
1.1. Цель и задачи инновационного развития Пензенской области
Цель инновационного развития Пензенской области - создание социально-экономической среды и институциональных условий для активизации инновационного развития экономики региона, обеспечивающих
его долгосрочную конкурентоспособность. Задачи инновационного развития Пензенской области:
Инновационная экономика. Обеспечение роста ВРП через инновационную составляющую структуры экономики региона и повышение производительности труда за счет: - наращивания конкурентоспособности субъектов экономики на основе
продуктовых, технологических, маркетинговых и организационных инноваций; - вовлечения бизнеса в формирование и реализацию приоритетов научно-технологического развития области; - введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности; - организации взаимодействия субъектов инновационной системы Пензенской области; - развития регионального спроса на инновации;
Инновационное общество. Формирование регионального сообщества, консолидированного вокруг идеи целенаправленного развития Пензенской области за счет: - создания в регионе условий для творческого совершенствования и самореализации личности, системы поиска и поддержки развития талантливых детей и молодежи, формирования духа сотрудничества и кооперации; - формирования и продвижения на территории Пензенской области идеологии инновационного развития, в том числе через популяризацию инновационной тематики в средствах массовой информации и коммуникации; - повышения престижа образования, научной, инженерной и предпринимательской деятельности, а также творческого и производительного труда в целом; - формирования идеологии и условий ведения здорового образа жизни
и культурного развития; - формирования организационных и материальных условий для привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров; - интеграции образования всех уровней с экономикой региона, развитие системы непрерывного образования в интересах инновационного развития области и подготовки кадров для высокотехнологичных производств; - формирования в сознании жителей положительной региональной идентичности через пропаганду инновационного пути развития Пензенской
области; Инновационная инфраструктура. Формирование системы материальных объектов и информационной сферы, обеспечивающих создание благоприятной среды для развития инновационного общества, а также непосредственно содействующих осуществлению инновационной деятельности за счет: - создания условий для формирования привлекательности инновационного пространства Пензенской области путем развития региональной инновационной системы и улучшения инвестиционного климата региона и соответствующего информационного обеспечения; - формирования комплексной региональной инфраструктуры инновационной деятельности, системно взаимодействующей с субъектами экономики регионального и федерального уровня, обеспечивающей эффективное функционирование "инновационного лифта"; - формирования социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, а также привлекательных и комфортных общественных пространств городов и населенных пунктов, стимулирующих как сохранение и приумножение кадрового потенциала Пензенской области, так и создание нового высокотехнологичного бизнеса. 1.2. Принципы инновационного развития региона
Реализация цели и задач стратегии инновационного развития Пензенской области, разработка и осуществление комплексов мероприятий
по их реализации должны проводиться в соответствии со следующими основными принципами: - согласованность целей инновационной политики со стратегическими
целями социально-экономического развития региона; - интеграции имеющихся в Пензенской области ресурсов и организационных структур, инновационной, инвестиционной, промышленной, аграрной, научно-технической и научно-образовательной деятельности с целью воздействия на экономику в приоритетных направлениях инновационного развития; - использование в целях инновационного развития как внутренних, так и внешних ресурсов; - комплексность и системность стратегического управления инновационной политикой региона; - итеративный характер стратегического управления (непрерывное совершенствование на основе анализа внутренних и внешних факторов инновационного развития региона); - принцип разграничения функций - стратегическое управление инновационным развитием региона строится на разделении полномочий между органами региональной власти, органами местного самоуправления,
руководством организаций инновационной инфраструктуры и предприятий региона; - принцип научной обоснованности программ и других плановых решений для обеспечения качественных изменений в экономике; - принцип приоритетности - инновационное развитие экономики региона должно являться приоритетом в деятельности органов государственной власти и хозяйствующих субъектов региона; - принцип открытости и гласности инновационной политики - участие
представителей субъектов инновационной деятельности, их саморегулируемых организаций в выработке и реализации государственной
инновационной политики. 1.3. Образ желаемого инновационного будущего для региона
Пензенская область - регион привлекательный для жизни и развития инновационного бизнеса, обладающий необходимыми условиями для творческого развития, созидательной деятельности и самореализации личности, безопасного и комфортного проживания людей, поддерживающих устойчивое социальное и бизнес-взаимодействие, позитивно ассоциирующих себя с Пензенской областью, строящих и реализующих свои жизненные стратегии во взаимосвязи со стратегией региона. 1.4. Предназначение Пензенской области в системе инновационного развития России Пензенская область претендует стать:
1.4.1. В реальном секторе экономики:
Лидером на рынке:
- высокотехнологичной медицинской промышленности, занимающим ведущие позиции в России и в мире в области разработки и производства
искусственных органов и тканей человека, в том числе в сфере сердечно-сосудистого протезирования, эндопротезирования, изделий для эндоваскулярной хирургии;
- разработки и производства датчиков физических величин, систем измерения, диагностики, мониторинга, контроля и управления в интересах космической, оборонной промышленности и специальных проектов; - разработки и производства трубопроводной арматуры для нужд различных отраслей экономики; - дизелестроения в сегменте среднеоборотных силовых установок для
железнодорожного, судового транспорта и стационарной энергетики; - разработки и производства технических средств охраны для защиты
периметров; - производства фармацевтической продукции;
- производства и переработки мяса индейки.
Ведущим игроком на рынке:
- разработки и производства автоматизированных систем управления,
защищенных систем связи и телекоммуникаций в интересах ОПК и других отраслей; - разработки и производства автомобильной спецтехники для перевозки и хранения светлых и темных нефтепродуктов; - стекольной промышленности по производству светотехнического и художественного стекла; - отечественного производства бумаги - основы для мебельной и строительной промышленности; - создания Call-центров, в том числе сотовых операторов; - цифровых телекоммуникационных технологий;
- разработки и производства систем видеонаблюдения в случаях чрезвычайных ситуаций; - производства растительных масел на основе масличных культур для
последующего изготовления биотоплива;
- производства пищевого мака и ненаркотической конопли.
Заметным игроком на рынке:
- производства автомобильных компонентов в интересах отечественных и зарубежных автопроизводителей; - производства продукции для предприятий железнодорожного транспорта; - производства продукции в интересах атомной промышленности;
- производства оборудования для нефтехимической отрасли;
- производства мебели;
- производства кондитерской продукции;
- разработки и внедрения информационных систем по обеспечению деятельности станций скорой помощи; - разработки и внедрения информационных систем электронного Правительства региона; - информационного контента на основе облачных технологий;
- производства сельскохозяйственной техники;
- производства строительных материалов, в том числе цемента и вяжущих смесей; - строительства и проектных услуг;
- картофелеводства и овощеводства;
- производства и переработки сахарной свеклы, свекловичного сахара и жома; - производства и переработки мяса птицы бройлеров;
- производства и переработки мяса крупного рогатого скота;
- производства чечевицы;
- производства молока и молочной продукции, в том числе сыра.
1.4.2. В сфере развития инновационного общества:
- территорией, предоставляющей комфортные условия для проживания и обеспечивающей социальные лифты для разностороннего развития личности; - центром инновационного воспитания и образования детей и молодежи, в том числе бизнес-ориентированного образования; - центром оказания высококачественных комплексных медицинских услуг, в том числе в сфере сердечно-сосудистой хирургии, перинатальных услуг и лечения онкологических заболеваний; - центром инновационных подходов к решению проблемы народосбережения;
- территорией нацеленной на здравоохранение, а также обеспечивающей доступность и качество медицинской помощи населению, создающей условия для профессионального долголетия, развивающей проактивный подход к вопросам социальной адаптации;
- территорией доступного массового спорта, обеспеченного современной инфраструктурой; - центром развития олимпийских (базовых) видов спорта: плавание, прыжки в воду, спортивная гимнастика, художественная гимнастика, теннис, легкая атлетика, хоккей с шайбой, триатлон; - регионом с заметной ролью культуры в инновационном развитии человеческого потенциала, обеспечивающим активное продвижение чтения с развитым библиотечным обслуживанием, использующим в этой сфере современные организационные решения и информационно-коммуникационные технологии; - центром развития культурно-познавательного (в том числе производственного) и рекреационного туризма, ориентированного на жителей Пензенской области, а также гостей региона; - центром повышения привлекательности сельских территорий на основе инвестиционной деятельности центров регионального развития. 1.5. Приоритеты инновационного развития Пензенской области
Приоритетными для инновационного развития Пензенской области являются проекты: - реализация которых обеспечивает наибольший рост показателей по ключевым индикаторам данной Стратегии; - заметно улучшающие имидж Пензенской области как инновационноактивного региона и обеспечивающие его дифференциацию среди других регионов страны в тех сферах, где область является лидером или ведущим игроком; - соответствующие приоритетам научно-технического и инновационного развития Российской Федерации; - основанные на межотраслевом, межрегиональном и межведомственном
взаимодействии, в том числе на условиях государственно-частного партнерства и привлечения внешних ресурсов (федеральных, частного сектора, международных); - связанные с развитием кластерных взаимодействий и обеспечивающие мультипликативный эффект; обеспечивающие взаимодействие учебных заведений, научных организаций и субъектов бизнеса; - реализующие эффект "инновационного лифта";
- направленные на поддержку и развитие кадрового потенциала Пензенской области в приоритетных направлениях развития экономики, формирование инновационного общества. 2. Современное состояние и проблемы инновационного развития Пензенской области 2.1. Внешние вызовы инновационного развития
Инновации во всех сферах жизнедеятельности общества становятся ведущим фактором устойчивого развития государств и регионов. Как Россия в целом, так и Пензенская область в условиях современной открытой рыночной экономики находится в сфере глобальной конкуренции, главный вызов которой состоит в усилении борьбы за распоряжение ограниченными и мобильными важнейшими ресурсами развития
- кадрами и инвестициями. Разрыв в эффективности использования ресурсов будет все неотвратимее приводить к их оттоку, соответственно, к снижению возможностей развития территории. В этой связи в отношении дальнейшего устойчивого поступательного развития Пензенской области можно выделить следующие внешние вызовы: - увеличение интенсивности глобальной конкуренции;
- возрастание конкуренции регионов за создание условий для развития инновационного бизнеса; - необходимость сохранения и развития кадрового потенциала на основе создания условий, привлекательных для жизни и экономической деятельности регионального сообщества, а также повышения образовательного уровня населения области; - возрастание роли государственного управления территориями за счет использования технологий стратегического менеджмента, активного маркетинга территории, ее рыночного позиционирования с концентрацией ресурсов на главных направлениях развития; - проблемы межведомственного взаимодействия как на федеральном, так и на региональном уровне; - урбанизация и поляризация экономического пространства;
- активизация технологических изменений во всех сферах экономики,
в том числе в связи с формированием шестого технологического уклада; - исчерпание традиционных для России источников роста;
- усиление технологической зависимости отечественной промышленности от зарубежных поставок; - низкий уровень развития инжиниринга, а также привязки технологических решений к конкретным условиям местности; - высокая стоимость и усложненность процедур получения в России кредитных ресурсов предприятиями реального сектора; - несовершенство отечественной нормативной базы в сфере государственной промышленной политики; - опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий; - вступление России в ВТО;
- старение населения и сокращение его численности;
- нарастание в мировом масштабе проблем в сфере истощения природных ресурсов, экологии и обеспечения продовольственной безопасности и, как следствие, рост интереса к зеленым технологиям, экопродукции, альтернативным источникам энергии и энергосбережению;
- внедрение в массовое сознание ценностей потребительского общества. 2.2. Состояние инновационной сферы региона
2.2.1. Динамика развития инновационной сферы Пензенской области
Пензенская область является активным участником построения национальной инновационной системы, что позволило ей достичь ниже описанных результатов. Период исследования 2002-2011 гг. (за исключением некоторых показателей) выбран в связи с изменением курса российской экономики на усиление инновационной составляющей в структуре экономического роста. Инновационный потенциал региона
Определяющее значение для активизации инновационных процессов в регионе имеют человеческие ресурсы, обладающие способностью к творчеству, испытывающие потребность в практической реализации своих научных и предпринимательских идей. В Пензенской области проводится целенаправленная подготовка подрастающего поколения к занятиям инновационной деятельностью, в том
числе в рамках реализации пилотного проекта "Малый инновационный лифт
Пензенской области", базовой частью которого является комплексная межведомственная программа "1000-list-nick". В целях объединения усилий педагогических организаций для продвижения в школах региона идей, направленных на развитие современного образования вообще и естественнонаучного, физико-математического образования, в частности,
создана и активно развивается "Пензенская Лига Новых школ" (в 2013 году в составе Лиги 25 школ области). Под эгидой Правительства Пензенской области ежегодно проводятся летние и зимние школы для инноваторов - старшеклассников (InnoTeens, TeenГрад, "ДомInno"). В рамках ежегодного Фестиваля инноваций и высоких технологий проводится
Всероссийский молодежный фестиваль научно-популярного фильма "KinnoFest", конкурс для одаренных детей Пензенской области "Аукцион идей "InnoTeens", выставки - презентации центров молодежного инновационного творчества, лекции и мастер-классы в вузах Пензенской области. С октября 2012 года по инициативе молодежного отряда "Новатор" в школах - участницах "Школьной Лиги РОСНАНО" проводится комплекс мероприятий по развитию творческого и инновационного потенциала молодежи "Лига победителей". В конце 2012 года в рамках проводимого Минэкономразвития России конкурсного отбора создано пять центров молодежного инновационного творчества в Пензенской области: - Центр "НаноЭлектроЛаб" (специализация: радио- и микроэлектроника, робототехника, нанотехнологии);
- Центр "От Идеи до Модели" (специализация: технические модельные
виды творчества (авто-, авиа-, судомоделирование) и робототехника);
- Центр "Шаг в будущее" (специализация: техническое моделирование, дизайн); - Центр "ТехноАрт" (специализация: техническое моделирование, дизайн); - Центр "Действуй" (специализация: автомоделирование, робототехника, радиоэлектроника). Огромное значение для формирования кадрового потенциала инновационной деятельности имеет работа с одаренными детьми. В 2011/12 учебном году в региональный реестр учреждений Пензенской области, работающих с одаренными детьми, вошли 76 учреждений. С 1 сентября 2010 года работает ГБОУ "Губернский лицей-интернат для одаренных детей" - современное учебное заведение естественнонаучной направленности с углубленным изучением физики, химии, биологии, экологии, математики, информатики (2012/13 уч.г. - 230 учеников). На базе лицея действуют:
- региональный естественно-научный образовательный центр (цель - раскрытие творческого и научного потенциала школьников, подготовка одаренных детей Пензенской области к участию в олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня (обучается около 130 человек ежегодно)); - региональный центр дистанционного образования (цель - обеспечение доступности качественного образования посредством использования дистанционных технологий). Пензенская область является одним из регионов, предоставляющих широкий выбор специальностей и научных направлений в системе НПО, СПО
и высшего образования. Активно создаются ресурсные центры по наиболее
востребованным направлениям в экономике области, лабораторные комплексы. Функционируют четыре государственных вуза и свыше 10 филиалов российских вузов, в которых также активно развиваются научные школы, прикладные НИР и ОКР, инновационная компонента образования. Благодаря этому постепенно увеличивается доля занятого населения Пензенской области, имеющего высшее профессиональное образования (ВПО) (среди населения 25-64 лет в 2011 году - 19,4% (в ПФО - 20,8; в РФ - 23,4), а также доля аспирантов в расчете на 10000 чел. населения области (2002 г. - 5,5; 2011 г. - 7,8), большинство из которых (более
50%) занимаются изучением технических и экономических наук, что является потенциальной основой инновационного развития области. Однако в Пензенской области, как и в России в целом, наблюдаются и негативные изменения в структуре кадров научной, научно-технической
и инновационной деятельности, связанные с "внешней" и "внутренней" утечкой кадров, высоким средним возрастом сотрудников-носителей ключевых знаний. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками научных организаций, снижается в течение последних 11 лет (с 2002 по 2012 гг. - на 19 процентов). Тем не менее по численности исследователей, занятых НИОКР, в расчете на 10000 занятых в экономике, Пензенская область опережает уровень Приволжского федерального округа
(далее - ПФО) (в 2011 г. соответственно 46,3 и 35,7). Основной кадровый потенциал сосредоточен в области технических наук (2005 г. -
90%, 2007 г. - 92%, 2012 г. - 87%). Вывод из проведенного анализа: необходимо усилить внимание к закреплению в регионе талантливой молодежи, для чего требуется обеспечение трудоустройства и демонстрация перспектив для роста высококвалифицированных кадров в регионе. Результативность сферы исследований и разработок
Растет публикационная активность пензенского научного сообщества,
в том числе в изданиях, входящих в ведущие базы научного цитирования. Активная научная деятельность ведется в 12 научно-исследовательских институтах в области измерительных приборов,
автоматики, микроэлектроники, оборудования связи и лазерного оборудования и т.д. Многие институты обладают уникальными технологиями, тестовым оборудованием и иными приборами, благодаря чему имеют большое количество запатентованных технологий, международных грантов, побед на международных конкурсах. По объемам научно-исследовательских работ выделяются пять крупных отраслевых НИИ
(ОАО "НИИФИ", ОАО "ПНИЭИ", ОАО "НИИЭМП", ОАО "НПП "Рубин", ОАО "НИИ "Контрольприбор"), а также научно-исследовательские и научно-образовательные центры вузов. В последние годы наблюдается рост в стоимостном выражении объемов
выполненных научных работ (с 2002 г. по 2011 г. - более чем в пять раз), причем с 2008 года в их структуре растет доля исследований и разработок, преобладающая часть которых выполняется в области технических наук. Объем выполненных собственными силами работ на одного сотрудника,
занятого в сфере исследований, возрастал и в среднем за 2009-2011 гг.
составил 720,4 тыс. руб. (в Российской Федерации в 2011 году - 830,0 тыс. руб.) Показатель наукоемкости (отношение внутренних затрат на исследования и разработки к объему производства продукции, работ, услуг) региональной экономики в течение периода анализа ниже норматива, принятого в развитых странах (в 2011 г. - 1,86 < 2%), но выше общероссийского уровня (2011 г. - 1,35%)(рис. 1). Наблюдается рост коэффициента изобретательской активности (в период 2006-2011 гг. с 1,25 до 2,31), который приближается к уровню ПФО (2,34) и Российской Федерации (2,75), что свидетельствует о целенаправленной системной инновационной политике в регионе, проводимой в последние годы. (смотреть оригинал документа)
рис. 1. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки,
% к валовому региональному продукту
Инновационная активность промышленности региона
Наряду с выгодным территориальным положением и развитым кадровым потенциалом экономический комплекс Пензенской области имеет такие особенности, как превалирование производств устаревающего технологического уклада, отсутствие сырьевого экспорта, дефицит электроэнергии на уровне 70% при относительно высокой ее стоимости и высокой степени износа сетей электро- и теплопередачи, перенасыщенность не самыми крупными предприятиями ВПК. Но эти же факторы играют положительную роль в интенсификации инновационных направлений развития, таких как энергосбережение, техническое перевооружение, создание новых предприятий на простаивающих площадях и незавершенных строительных площадках, поиск и использование альтернативных источников энергии, новых способов использования местных природных ресурсов, исторических особенностей и др. В анализируемом периоде наблюдался существенный рост показателей инновационности промышленности Пензенской области (рис. 2), которая определяется отношением затрат на технологические инновации к объему отгруженной продукции. Чаще инновационную активность проявляли крупные предприятия с численностью более 200 человек. Удельный вес инновационно активных организаций возрос с 4,4% (2002 г.) до 11,4% (2012 г.), а удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, - с 3,8% до 10,0%, что ниже уровня по Приволжскому федеральному округу (10,8%), но выше общероссийского уровня (9,1%). В структуре инноваций предприятий региона наблюдалось преобладание процессных (технологических) инноваций над продуктовыми.
Увеличивается объем отгруженной инновационной продукции организациями
промышленности, млн. руб. (в 2007 г. - 3224,2 млн. руб., в 2010 г. - 3554,9 млн. руб., в 2012 г. - 9113,5 млн. руб.). В структуре инновационной продукции наблюдались положительные сдвиги в сторону принципиально новой продукции. (смотреть оригинал документа)
рис. 2. Инновационность промышленных предприятий Пензенской области (по добывающему, обрабатывающему производству и производству
и распределению электроэнергии, газа и воды)
Несмотря на все еще высокую степень морального износа основных промышленных фондов (в промышленности средний возраст оборудования составляет свыше 20 лет), и физического износа (полностью изношено 21,5% основных фондов), коэффициент износа снизился незначительно с 58,4% (2002 г.) до 55,1% (2011 г., 70 место в России), с 2005 года предприятия стали активнее заниматься внедрением передовых технологий
и современного технологического оборудования, проводить реконструкцию
производства. Коэффициент обновления основных фондов вырос с 4,3% в 2002 г. до 5,5% в 2011 году. Наблюдается заметный рост инвестиционной активности в регионе: инвестиции в основной капитал выросли с 6820 млн. руб. в 2002 г. до 57125 в 2011 г., а в расчете на душу населения - с 4678 руб. в 2002 г. до 41387 руб. в 2011 г. (61 место в России). Рост инвестиций в основной капитал в 2012 году составил 115,5% (3-е место в ПФО). В 2012 году в структуре инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес составляли инвестиции, идущие на развитие транспорта и связи - 37,9%, обрабатывающих производств - 15,9%, сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 13,8%. По виду деятельности "обрабатывающие производства" наибольшая доля инвестиций приходится на производство пищевых продуктов (в 2012 г. - 22,6% от общего объема инвестиций в обрабатывающие производства) и производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 2012 году - 19,1%). Анализ эффективности мер стимулирования технического перевооружения промышленных предприятий, на примере действовавшей в 2009-2013 гг. программы стимулирования роста объемов промышленного производства, внедрения в Пензенской области инноваций и технического
перевооружения промышленности Пензенской области, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 16.10.2008 N 667-пП, показал, что сумма привлеченных кредитов, направляемых предприятиями-участниками программы на техническое перевооружение, за
2006-2011 гг. увеличилась более чем в пять раз. Вступление России в ВТО приводит к сокращению мер государственной поддержки отечественных
предприятий, поэтому в установленный Соглашением о присоединении России в ВТО переходный период необходимо акцентировать внимание на внедрении передовых технологий V и формирующегося VI технологических укладов. Важный вклад в конкурентоспособность пензенских предприятий на внутреннем и внешнем рынках делает наличие сертификата соответствия систем менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001. В настоящее время его
имеют 69 предприятий Пензенской области. Сертификаты системы качества, основанной на принципах ХАССП, имеют 16 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Следствием инвестиционно-инновационных процессов в обрабатывающей
промышленности является рост индекса промышленного производства в Пензенской области в последние годы (2002 г. - 97% при 103% в России,
2011 г. - 119,2% при 104,7% в России, в 2012 г. соответственно 111,1%
и 102,7%). Важной характеристикой развития инновационной деятельности предприятий является структура источников финансирования. В последние
годы Пензенская область активно участвует в федеральных программах развития, результатом чего является увеличение доли бюджетных средств
в структуре затрат предприятий на исследования и разработки (рис. 3). (смотреть оригинал документа)
Рис. 3. Структура затрат предприятий Пензенской области на
исследования и разработки
по источникам финансирования
Выросли и затраты бюджета Пензенской области на развитие инновационной деятельности за счет программных мероприятий - с 7 млн.
руб. в 2005 г. до 1631,62 млн. руб. в 2012 г. Однако настораживает тенденция снижения доли собственных средств предприятий в структуре источников финансирования исследований и разработок, что свидетельствует о недостатке собственных средств и/или отсутствии активного интереса в инициативных проектах НИОКР. На фоне сокращения количества предприятий в сфере малого предпринимательства на протяжении последнего десятилетия, а также большой доли малых предприятий в сфере торговли (61% - 2011 г.), положительной тенденцией стал рост числа предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (в 2011 г. - 4,2% от числа обследованных малых предприятий (в 2009 г. - 2,3%)). Вместе с этим растет объем отгруженной инновационной продукции малыми предприятиями (2009 г. - 13,2 млн. руб., в 2011 г. - 230,1 млн. руб.). Положительную роль в этом сыграло принятие Федерального закона от
2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными организациями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", в соответствии с которым активизировалось создание малых предприятий при вузах и НИИ. В частности, образовательными организациями высшего образования создано
в течение последних трех лет 25 малых инновационных предприятий: 15 -
с участием ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет", 5 - с участием ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный технологический университет", 2 - с участием ФГБОУ ВПО "Пензенская государственная сельскохозяйственная академия", 3 - с участием ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства". В течение последних трех лет развивается сотрудничество с российскими институтами развития. В результате активной поддержки Правительством Пензенской области победителей программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
за 2010-2013 гг. поддержано 109 проектов. В рамках программы УМНИК поддержано 98 проектов; в рамках программы СТАРТ - 11 проектов. В том
числе два проекта в 2012 году прошли отбор в НКО "Фонд "Сколково". Это
свидетельствует о наличии инновационных проектов в регионе, способных
конкурировать в общероссийских конкурсах с жесткими условиями отбора высококвалифицированным экспертным сообществом. Инфраструктурная поддержка инновационной деятельности в регионе
Пензенская область относится к регионам-лидерам по масштабам и скорости развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, которая включает в себя 14 областных бизнес-инкубаторов общей площадью
41,7 тыс. кв.м (показатели деятельности региональной сети
бизнес-инкубаторов представлены на рисунке 4); 2 технопарка (технопарк
"Яблочков" со специализацией в области информационных технологий, точного приборостроения, материаловедения; технопарк высоких технологий "Рамеев" со специализацией в сфере информационных технологий и производства высокотехнологичных изделий медицинского назначения), сеть бизнес-ангелов; Пензенский региональный фонд поддержки инноваций. (В редакции Распоряжения Правительства Пензенской
области от 12.09.2014 г. N 496-рП)
В технопарке "Яблочков" размещены 11 лабораторий: схемотехнического и твердотельного моделирования, прототипирования, разработки цифровых устройств обработки сигналов, поверхностного монтажа, неразрушающих методов контроля, Call-центр с информационной поддержкой на Интернет-портале и др., выставочный конгресс-центр, учебный центр, центр трансфера технологий. В результате реализации проекта реконструировано почти 5 тыс. кв.м площадей (производственные, офисные, лабораторные, выставочные, и
др.) и закуплено высокотехнологичное оборудование. На 01.06.2013 создано более 140 высокотехнологичных рабочих мест. В вузах Пензенской области работают центры трансфера технологий, студенческие научно-производственные бизнес-инкубаторы, Центр коллективного пользования оборудованием. (Смотреть в оригинале документа)
Рис. 4. Показатели деятельности региональной сети бизнес-инкубаторов
(2010-2013 гг.)
(Рисунок в редакции Распоряжения Правительства Пензенской области
от 12.09.2014 г. N 496-рП)
В целях успешной коммерциализации инновационных проектов (с выходом на рынок), получения инвестиций, в том числе в рамках государственной поддержки в виде грантов и субсидий, активного развития в стенах бизнес-инкубаторов или технопарков, компетентного проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, маркетинговых исследований, в области проводятся работы по созданию "мягкой" инфраструктуры - организационно-консалтинговой. В настоящее время в регионе создан и функционирует ряд таких институтов развития: - ОАО "Пензенский региональный фонд поддержки инноваций" (ПРФПИ),
2010 год; - ОАО "Центр кластерного развития" (ЦКР), 2011 год;
- ОАО "Центр коммерциализации технологий" (ЦКТ), 2011 год;
- ООО "Пензенский центр коммерциализации нанотехнологий" (ПЦКНТ), 2012 год; - ООО "Центр инноваций социальной сферы" (ЦИСС), 2012 год.
В настоящее время на территории региона при поддержке ОАО "ЦКР" получили дополнительное развитие пять территориально-отраслевых кластеров: биомедицинский, приборостроительный, кондитерский, стекольный и мебельный. Ведутся работы по созданию туристического и IT-кластеров. В состав территориально-отраслевых кластеров вошли более семидесяти производственных предприятий, инжиниринговых, образовательных и научных организаций, институциональных структур инновационного развития. Центром коммерциализации технологий в 2012 году оказана консультативная поддержка более чем 25 малым инновационным предприятиям и физическим лицам, в том числе при подготовке их к участию в конкурсах на получение грантов и субсидий. При поддержке и активном участии Правительства Пензенской области
в течение трех лет проводился Межрегиональный форум InnoMed, привлекающий внимание передовых разработчиков и производителей в сфере медицинской промышленности и здравоохранения. Благодаря данному мероприятию за Пензенской областью закреплена репутация серьезного игрока в сфере инноваций в медицинской и фармацевтической промышленности. Развивается система поддержки управления интеллектуальной собственностью: работает Ассоциация патентоведов Пензенской области, на базе Пензенской областной Торгово-промышленной палаты в соответствии с Соглашением с ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности" создан Центр поддержки технологий и инноваций, оказывающий на бесплатной основе помощь в патентных исследованиях по патентным и непатентным базам ФИПС.
В целях стимулирования инновационной деятельности в регионе созданы механизмы финансовой поддержки для помощи на наиболее кризисных с точки зрения привлечения внешнего финансирования этапах, предусматривающие предоставление: - грантов на создание субъектов малого предпринимательства в сфере инноваций; - субсидии действующим инновационным компаниям в целях возмещения
затрат, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, возмещения части затрат по регистрации и правовой охране результатов интеллектуальной деятельности; - субсидий (грантов) малым инновационным предприятиям, созданным при вузах, на реализацию инновационных проектов во взаимодействии с производственными предприятиями, субъектам инновационной деятельности
на реализацию инновационных проектов-победителей федеральных конкурсов по программам УМНИК и СТАРТ, субъектам инновационной деятельности на реализацию инновационных проектов-победителей федеральных конкурсов проектов фундаментальных исследований. При участии Пензенского регионального фонда поддержки инноваций создано 13 малых инновационных предприятий в форме обществ с ограниченной ответственностью. Все эти меры не только увеличили инновационный потенциал и инновационную активность в регионе, но и позволили создать более 1000
рабочих мест, в том числе в инновационной и высокотехнологичной сфере. Проделана огромная организационная, мотивационная, воспитательная и образовательная работа. Вместе с тем требуется планомерная, научно обоснованная политика развития качественно новой промышленной базы в регионе, современной транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, внутри регионального спроса на новшества, ликвидации разрывов во взаимодействии отдельных элементов региональной инновационной системы. Поэтому на выбранном пути инновационного развития нельзя снижать темпы развития, так как оно относится к долгосрочным приоритетам экономической политики. Проведенный анализ состояния инновационной сферы и политики в регионе позволяет сделать вывод: Пензенская область имеет серьезные шансы улучшить не только экономическое положение за счет инновационной составляющей, но и свои позиции среди других российских регионов, что
уже находит свое отражение в динамике ее рейтинговых оценок. (Подраздел 2.2.1 в редакции Распоряжения Правительства Пензенской
Области от 14.12.2015 № 465-рП)
2.2.2. Оценка сравнительной конкурентоспособности инновационной сферы Пензенской области Пензенская область находится в процессе формирования конкурентоспособной инновационной сферы, о чем свидетельствуют рейтинги, проводимые в России. Большинство из приведенных в таблице 1
значений имеют положительную динамику изменений за последние 5 лет. В
2010-2012 гг. по рейтингу НАИРИТ Пензенская область входила в десятку
лучших по инновационной активности. Таблица 1. Пензенская область в рейтингах регионов России
------------------------------------------------------------------------------------------ | Название рейтинга | Организация, | Значение для Пензенской области | | | проводящая | (место/год) | | | рейтинговую оценку |——————————————————|——————————————————| | | | Было | Стало | |——————————————————————————|———————————————————————|——————————————————|——————————————————| Рейтинги, оценивающие инновационное развитие региона
Рейтинг инновационного РА Эксперт 22/2012 22/2013 потенциала
Рейтинг инновационного ВШЭ 50/2008 39/2010 развития
Рейтинг инновационной НАИРИТ 14/2010 10/2012 активности регионов
Оценка инновационного Ассоциация 20/2012 17/2012 развития субъектов инновационных Российской Федерации регионов России Рейтинги, оценивающие условия для развития инновационного бизнеса
Индекс развития Программа развития 48/2009 55/2013 человеческого потенциала ООН (значение 0,806) (значение 0,788) Рейтинг инвестиционного РА Эксперт 53/2012 53/2013 климата (3В1- пониженный (3В1- пониженный потенциал - потенциал - умеренный риск) умеренный риск) Рейтинг инвестиционного РА Эксперт 42/2012 27/2013 риска
Рейтинг инвестиционного РА Эксперт 49/2012 44/2013 потенциала
Национальный FitchRatings "AA-(rus)" - "AA-(rus)" - долгосрочный рейтинг "Стабильный" "Стабильный" Рейтинг социально- Рейтинговое агентство 52/2010 57/2012 экономического РИАРейтинг положения субъектов
Российской Федерации
Рейтинг регионов по Рейтинговое агентство 49/2012 38/2013 качеству жизни РИАРейтинг Рейтинг регионов по Эколого-энергетическое 8/2011 12/2012 прозрачности бизнеса рейтинговое агентство Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|