Расширенный поиск

Постановление Правительства Новосибирской области от 27.12.2016 № 450-п

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 27.12.2016 № 450-п

 

г. Новосибирск

 

Об утверждении прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Новосибирской области

от 15.08.2017 г. № 323-п)

 

В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 33 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», статьей 6 Закона Новосибирской области от 18.12.2015 № 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 19.05.2015 № 189-п «О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочный период» Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы (далее - прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период).

2. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области:

1) в срок до 10.02.2017 разработать и утвердить в курируемой сфере деятельности планы действий на период до 2019 года по достижению показателей целевого варианта прогноза социально-экономического развития на  долгосрочный период, предварительно согласовав их с заместителем Губернатора Новосибирской области, заместителем Председателя Правительства Новосибирской области, уполномоченными в соответствующих сферах деятельности в соответствии с распределением полномочий между заместителями Губернатора Новосибирской области и заместителями Председателя Правительства Новосибирской области, утвержденным постановлением Губернатора Новосибирской области от 14.11.2014 № 177, и министерством экономического развития Новосибирской области;

2) при разработке документов стратегического планирования Новосибирской области руководствоваться прогнозом социально-экономического развития на долгосрочный период.

3. Рекомендовать главам муниципальных образований Новосибирской области при подготовке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований Новосибирской области руководствоваться прогнозом социально-экономического развития на долгосрочный период.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.

 

 

 

Губернатор Новосибирской области                                            В.Ф. Городецкий

 

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Новосибирской области

от 27.12.2016 № 450-п

 

 

Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Новосибирской области

от 15.08.2017 г. № 323-п)

 

Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2016-2030 годы (далее - прогноз на долгосрочный период) разрабатывается в соответствии с нормами Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Закона Новосибирской области от 18.12.2015 № 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области» и является одним из основных документов системы стратегического планирования Новосибирской области. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Новосибирской области в долгосрочной перспективе и содержит оценку факторов и ограничений экономического роста региона на долгосрочный период.

Прогноз на долгосрочный период является основой для разработки стратегии социально-экономического развития Новосибирской области, бюджетного прогноза Новосибирской области на долгосрочный период, а также других документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области.

Исходными для разработки прогноза на долгосрочный период являются основные положения Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до  2025  года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606 и другие документы долгосрочного характера.

Прогноз на долгосрочный период базируется на сценарных условиях прогноза социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года, формируемых на основе прогнозных материалов (аналитических записок) областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.

Прогноз на долгосрочный период сформирован в двух вариантах: консервативном и целевом.

Консервативный сценарий (I вариант) предполагает инерционное развитие с  сохранением в прогнозируемом периоде тенденций, внешних и внутренних условий развития экономики, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные возможности бюджета региона, при относительно слабом росте потребительского спроса.

Целевой сценарий (II вариант) предполагает оживление и рост в экономике вследствие расширения инвестиционных программ хозяйствующих субъектов, поддержки государством внутреннего спроса и предложения, расширения банковского кредитования.

 

1. Итоги социально-экономического развития Новосибирской области

в 2011-2015 годах

 

Новосибирская область - один из индустриальных регионов Сибири с развитым сельским хозяйством и относительно высокими показателями развития инфраструктуры. Для региона характерна диверсифицированная структура экономики, развитие высокотехнологичных производств и мощный научно-образовательный комплекс.

Экономика Новосибирской области в 2011-2015 годах развивалась в соответствии с общими тенденциями экономического развития Российской Федерации и Сибирского федерального округа.

Новосибирская область в своем развитии за период с 2011 по 2015 годы добилась значительных успехов в социально-экономическом развитии, в том числе за счет реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, проведения сбалансированной социальной и демографической политики.

Объем валового регионального продукта Новосибирской области - обобщающего показателя, характеризующего результат производства товаров и услуг в регионе, за 2011-2015 годы в сопоставимых ценах увеличился на 15,8% и в 2015<1> году составил по оценке 997,6 млрд. рублей.


 

 

РФ[1][1]

СФО

НСО

РФ

СФО

НСО

Валовой региональный продукт

(в текущих основных ценах, млн. рублей)

Индекс физического объема валового регионального продукта

(в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году)

2011

45392276,7

4802933,8

598563,5

105,4

105,0

108,4

2012

49926068,7

5186808,5

728154,0

103,1

103,0

101,5

2013

54103000,3

5540596,2

817516,7

101,8

102,1

105,0

2014

58900652,2

6106912,6

895289,8

101,3

101,6

102,5

2015

-

-

997600,0

-

-

97,8


Отраслевая структура валового регионального продукта позволяет оценить вклад видов экономической деятельности в экономику региона и определить приоритетные направления развития.

Для отраслевой структуры валовой добавленной стоимости Новосибирской области в 2011-2014 годах в разрезе видов экономической деятельности характерны:

снижение с 6,5% до 5,1% удельного веса сельского хозяйства; с 18,5% до 17,4% - торговли; значительное снижение промышленного производства (с 20,7% до 17,3%);

увеличение доли таких видов экономической деятельности, как «транспорт и связь» (с 12,6% до 15,8%); «образование» (с 4,3% до 4,7%);

высокая суммарная доля видов экономической деятельности, связанных с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в число которых входят в том числе аренда машин и оборудования и прокат прочих бытовых изделий; деятельность, связанная с вычислительной техникой; научные исследования и разработки; деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; деятельность в области архитектуры; рекламная деятельность; наем рабочей силы и подбор персонала; проведение расследований и обеспечение безопасности; чистка и уборка помещений, оборудования и транспортных средств (в 2011 году - на уровне 17,8%, в 2014 - 20,6%).


 

 

Структура ВРП в 2011 году, в %


Структура ВРП в 2014 году, в %


 

Формирование ВРП Новосибирской области, как и ВВП России, осуществляется главным образом за счет отраслей, относящихся к сфере услуг, доля которых в объеме ВРП области составляет более 70% и стабильно с 2011 года значительно превышает долю отраслей, относящихся к производственной сфере.

 

Структура ВРП, в %


 

Несмотря на преобладание сферы услуг над материальным производством, промышленный комплекс продолжает занимать одну из доминирующих позиций в экономике Новосибирской области, поэтому темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом.

В сфере промышленного производства в Новосибирской области базовыми видами экономической деятельности являются обрабатывающие производства в части производства пищевых продуктов (включая напитки), металлургического производства и производства готовых металлических изделий, электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. За период с 2011 по 2015 годы объем промышленного производства в сопоставимых ценах увеличился на 17,6% (по России - на 7,1%).

 

Основные показатели развития промышленного производства

Новосибирской области


 

 

2011

2012

2013

2014

2015

Объем отгруженной промышленной продукции, млрд. рублей

331,1

367,6

392,3

414,8

452,3

Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году

105,0

109,0

101,4

100,3

101,0


 

Новосибирская область не обладает серьезными сырьевыми ресурсами, поэтому в структуре промышленного производства наибольшую долю занимают обрабатывающие производства (в 2015 году - 80,9%). За период 2011-2015 годов доля обрабатывающих производств увеличилась на 5,4 п.п., при этом доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды снизилась на 5,2 п.п., доля добычи полезных ископаемых - на 0,2 п.п.


 

Структура промышленного производства, в %

 


 

Начиная с 2013 года темп роста промышленного производства в области значительно замедлился. Если в 2010-2012 годах индекс промышленного производства достигал значений от 105% до 109% в год, то в 2013-2015 годах значения индекса составили 100-101% в год. Замедление темпов роста промышленного производства связано с низким ростом производства по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» и с 2014 года - по добыче полезных ископаемых.

Наибольшее снижение промышленного производства в 2013-2015 годах отмечено в производстве машин и оборудования и в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

По итогам работы за 2015 год сложились следующие индексы производства по видам экономической деятельности в промышленности: «обрабатывающие производства» - 101,8%; «добыча полезных ископаемых» - 95,3%, «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 97,8%.

В Новосибирской области осуществляется добыча высококачественного угля (антрацита) и нефти. В 2015 году темп добычи угля на территории Новосибирской области составил 104,7% к 2014 году, темп добычи нефти - 74,0%. Индекс производства по подвиду экономической деятельности «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых» составил 96,8%.

Добычу угля в Новосибирской области на месторождениях Горловского каменноугольного бассейна и Крутихинского участка Колыванского месторождения осуществляют АО «Сибирский антрацит» и с 2016 года - ООО «Разрез Восточный». Добычу нефти в Северном районе Новосибирской области осуществляют ОАО «Новосибирскнефтегаз». В настоящее время в эксплуатации на территории Новосибирской области находятся три месторождения нефти (Верх-Тарское, Восточно-Тарское, Малоичское), разрабатываемые вышеуказанной нефтедобывающей компанией. После достижения в 2008 году максимального уровня добычи нефти в 2200 тыс. тонн с 2009 года началось значительное ежегодное снижение объема добычи ввиду выработки запасов нефти в месторождениях.

Динамика добычи общераспространенных полезных ископаемых напрямую связана с развитием дорожного строительства и строительной индустрии.

В 2015 году добычу общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) на территории Новосибирской области осуществляли 37 недропользователей, в том числе: песок и песчано-гравийные смеси (далее - ПГС) добывали 15 недропользователей, строительные камни и строительные известняки - 10 недропользователей, кирпичное сырье - 12 недропользователей.

Обрабатывающие производства занимают значительную долю в объеме промышленного производства - более 80%. Обрабатывающие производства региона представлены предприятиями химического, машиностроительного, лесостроительного комплексов, легкой промышленности, предприятиями, занимающимися металлургическим производством и производством готовых металлических изделий.

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды занимают 13,4% в объеме промышленного производства.

Выработку электрической энергии на территории области осуществляют тепловые станции АО «Сибирская энергетическая компания» (АО «Сибирская энергетическая компания») и филиал ПАО «РусГидро»-«Новосибирская ГЭС».

В структуре потребления электроэнергии наибольшую долю составляют промышленные потребители (30%), население (18%), непромышленные потребители (18%) и железнодорожный транспорт (12%). Доля сельхозпотребителей в общем объеме составляет около 3%. Отмечается увеличение доли непромышленных потребителей в связи с появлением новых абонентов - крупных торговых центров.

В последние годы важнейшим стратегическим приоритетом, стоящим перед Новосибирской областью, является развитие сельского хозяйства, усиление данного вектора грамотными управленческими решениями и эффективными проектами, реализация которых позволит не только полностью обеспечить жителей региона разнообразными продуктами питания, но и экспортировать их в соседние регионы.

Сельское хозяйство области развивается в зоне рискованного земледелия, поэтому производство продуктов растениеводства находится в сильной зависимости от погодных условий. Общая ситуация в животноводстве также не  является стабильной, так как зависит от кормовой базы, создаваемой в растениеводстве. На полях области выращивают пшеницу, рожь, просо, гречиху, осваивается производство сои. Развивается садоводство в приусадебных хозяйствах и на дачных участках населения. В животноводстве в пригородных районах преобладает молочное скотоводство, в степных районах - скотоводство мясного направления. Большое значение имеет яичное и бройлерное птицеводство, продукция которого вывозится в другие регионы Сибирского федерального округа. Имеются также специализированные хозяйства, занимающиеся свиноводством, клеточным звероводством, рыбоводством.


 

 

Основные показатели развития сельского хозяйства

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Всего продукция с/х, млрд. рублей

60,4

56,0

66,4

71,4

85,3

Индекс физического объема

106,7

82,7

112,4

96,5

104,5


 

Сельскохозяйственный комплекс в 2015 году составляет 5,1% в валовом региональном продукте Новосибирской области.

В 2015 году объем продукции сельского хозяйства, произведенной хозяйствами всех категорий, составил 85,3 млрд. рублей.

Приоритетным направлением сельскохозяйственного производства является животноводство. Доля продукции животноводства в продукции сельского хозяйства (в фактических ценах) в 2015 году составила 56,9%, что на 1,4 п.п. выше уровня 2011 года.


 

Структура продукции сельского хозяйства, в %

 


 

В настоящее время модернизация, расширение действующих и создание высокоэффективных новых сельскохозяйственных производств, животноводческих комплексов является одним из перспективных направлений инвестиционной деятельности Новосибирской области.

Вместе с тем наиболее инвестиционно привлекательными в Новосибирской области являются транспорт и связь, торговля. Также инвестиции поступают в жилищное строительство и, соответственно, в производство стройматериалов. В 2014 году введен завод сухих смесей ООО «Бергауф Марусино», группой компаний «Горный» запущены две линии: по производству пустотного настила сборного железобетона и трехслойной наружной железобетонной панели.

Во втором квартале 2015 года ООО «Хенкель Баутехник» запустил завод сухих строительных смесей и клеев под брендами «CERESIT, THOMSIT» мощностью до 130 тыс. тонн в год.

Кроме того, в 2015 году на территории Новосибирской области реализовывались следующие инвестиционные проекты:

1. ООО НПП «Родник» (ОАО «Энергомонтаж») - ведется строительство завода по производству крупнопанельного домостроения, производственной мощностью 120 тыс. кв.м. Предполагается запуск первой очереди мощностью 80 тыс. кв.м жилья в год.

2. ООО ПСК «Каинский кирпичный завод» - предполагает организацию производства строительного кирпича из золошлаковых отходов Барабинской теплоэлектроцентрали мощностью 30 млн. единиц кирпича в год.

За период с 2011 по 2015 годы в область привлечено более 836 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах к 2014 году прирост инвестиций составил 30,6% к уровню 2010 года). Существенное снижение инвестиций в основной капитал отмечено в 2015 году.


 

 

 

2011

2012

2013

2014

2015

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

140,1

162,2

184,0

193,2

156,6

Индекс инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году

112,5

105,3

108,1

102,0

72,3


 

В 2014-2015 годах российская экономика столкнулась с серьезными проблемами, вызванными как внешними, так и внутренними экономическими факторами, что отразилось на показателях экономического развития Новосибирской области. Инвестиции в основной капитал по Новосибирской области в 2015 году составили 156,6 млрд. рублей, что на 27,7% ниже уровня 2014 года в сопоставимых ценах. Указанное снижение характерно не только для Новосибирской области: замедление инвестиционной активности в 2015 году отмечено как в Сибирском федеральном округе (96%), так и в целом в Российской Федерации (91,6%).

К определяющим факторам роста ВРП Новосибирской области, безусловно, относится логистика.

Новосибирская область, расположенная в географическом центре России, на пересечении транспортных путей, является важнейшим транспортным узлом с транзитной специализацией. По территории области проходят важнейшие транспортные магистрали страны - железнодорожная Транссибирская (направление «восток-запад») и водная по реке Обь («север-юг»), железнодорожный выход в Среднюю Азию, транссибирские трубопроводы, автодороги федерального значения, крупнейший в азиатской части России аэропорт «Толмачево», связывающий город Новосибирск воздушными линиями с городами России, ближнего и дальнего зарубежья. Внутригородской пассажирский транспорт представлен автобусами, троллейбусами, трамваями, таксомоторами, включая маршрутные, и единственным в восточной части России метрополитеном.

Одним из важнейших показателей уровня социально-экономического благополучия населения является состояние потребительского рынка.

За последние несколько лет в Новосибирской области создана эффективная товаропроводящая система, соответствующая современным требованиям развития экономики региона, обеспечивающая наиболее полное удовлетворение спроса населения в потребительских товарах и услугах, в первую очередь отечественного производства по доступным ценам, повышение качества торгового обслуживания и обеспечение потребителей качественными и безопасными товарами. Потребительская активность населения росла в период 2011-2014 годов: оборот розничной торговли в сопоставимых ценах составил 118,5% к уровню 2010 года (по России - 121,5%), при этом индекс потребительских цен в среднем составил 127,2% к 2010 году (по России - 131,2%).

В 2015 году оборот розничной торговли Новосибирской области, формирующийся в основном за счет торгующих организаций (97,6% от общего объема), составил 444,4 млрд. рублей, с индексом физического объема 83,6% к уровню 2014 года. По объему розничного товарооборота Новосибирская область занимает второе место в Сибирском федеральном округе, уступая лишь Красноярскому краю (473,4 млрд. рублей).

Экономика Новосибирской области в 2015 году находилась под влиянием общероссийских негативных тенденций. В период экономической нестабильности наиболее уязвимыми стали сферы деятельности, зависимые от импорта, в том числе сельское хозяйство, строительство и торговля. Ослабление рубля и всплеск инфляции, а вместе с тем и рост процентных ставок по кредитам приводят к замедлению темпов развития экономики региона, снижению объемов производства предприятий, объемов потребления продукции.

 

Динамика экономического развития в 2015 году<2>


 

 

Новосибирская область

Россия

Индекс промышленного производства

101,0

96,6

в том числе:

 

 

добыча полезных ископаемых

95,3

100,3

обрабатывающие производства

101,8

94,6

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

97,8

98,4

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство»

65,8

93,0

Грузооборот транспорта

99,9

100,2

Оборот розничной торговли

83,6

90,0

Оборот оптовой торговли

97,9

90,0


 

Эффективность развития области во многом зависит от строительной отрасли. Строительный комплекс является одним из важнейших секторов экономики, во многом определяющим темпы социально-экономического развития региона. Обеспеченность жильем и его доступность для населения напрямую влияют на уровень жизни, сказываются на рождаемости и темпах прироста населения, отражаются на его экономической культуре.

В Новосибирской области ежегодно вводится большой объем нового жилья (за 2011-2015 годы введено более 9,6 млн. кв.м жилья), застраиваются новые микрорайоны. По масштабам жилищного строительства Новосибирская область уверенно лидирует среди других регионов Сибири, город Новосибирск является одним из лидеров среди муниципальных образований Российской Федерации.

 

Динамика ввода в действие жилых домов


 

 

2011

2012

2013

2014

2015

Ввод жилья в Новосибирской области, тыс. кв.м

1505,2

1571

1723,4

2302

2587,9

Темп роста, %

109,1

104,4

109,7

133,6

112,4


 

По итогам 2015 года в Новосибирской области введено рекордное количество жилья - 2 587,9 тыс. кв.м (112,4% к уровню 2014 года), или 43 257 квартир, что вновь явилось лучшим показателем в Сибирском федеральном округе.

Ввод жилья на душу населения в Новосибирской области в 2015 году превысил в 1,6 раза среднероссийский показатель (0,57) и составил 0,94 кв.м жилья.



В 2012 году решена задача, к которой Новосибирская область планомерно шла два десятилетия, - достигнут естественный прирост населения. Число родившихся превысило число умерших на 808 человек, коэффициент естественного прироста составил 0,3 промилле. Положительное сальдо «рождаемость - смертность» достигнуто как за счет высокого уровня рождаемости, так и за счет снижения смертности населения.

Положительные экономические и социальные тенденции, реализация программ по стимулированию рождаемости и государственная поддержка семей с детьми, модернизация системы здравоохранения обеспечили устойчивую динамику улучшения демографических показателей.

Уже четвертый год подряд по итогам 2015 года в Новосибирской области обеспечен естественный прирост населения, и область входит в число регионов с высокими темпами демографического роста.

В 2015 году общий коэффициент рождаемости составил 14,2 человек на 1000 населения, по сравнению с 2011 годом увеличение составило 8,4% (в Российской Федерации - 13,3 человек на 1000 населения). Коэффициент естественного прироста населения составил 1,1 человек на 1000 населения (в Российской Федерации - 0,3 человек на 1000 населения).


 


В 2015 году по сравнению с 2010 годом доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Новосибирской области увеличилась с 16,5% (2010 год - 16,3%) до 18,8% соответственно. Увеличение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума произошло вследствие замедления темпа роста среднедушевых денежных доходов населения и увеличения роста прожиточного минимума, обусловленного повышением инфляции.

Средний размер заработной платы в Новосибирской области в 2015 году по сравнению с 2010 годом вырос на 53,8%. Индексирование пенсий позволило увеличить средний размер пенсии на 58,6% по отношению к 2010 году. В результате среднедушевые денежные доходы населения за 2011-2015 годы увеличились на 46,2%.

В течение последних лет в Новосибирской области удалось сохранить стабильность на официальном (регистрируемом) рынке труда и создать максимальные условия для эффективной занятости населения.

Развитие экономики Новосибирской области и ее реиндустриализация требуют целенаправленной и планомерной работы органов власти Новосибирской области по обеспечению качественными трудовыми ресурсами и эффективному развитию официального рынка труда. В 2015 году в Новосибирской области сохранились одни из самых высоких показателей реализации трудового потенциала в Сибирском федеральном округе. Уровень экономической активности составил 69,1%, уровень занятости населения - 64,3% (соответственно, в среднем по СФО - 67,7% и 62,5%).

Несмотря на негативные макроэкономические тенденции в экономике, реализуемая политика в сфере занятости населения позволила не допустить существенного роста уровня официальной (зарегистрированной) безработицы. По состоянию на конец 2015 года численность граждан, имеющих статус безработного, составила 18,5 тыс. человек, что на 28,0% меньше по сравнению с аналогичной датой 2010 года. Доля этой категории граждан в численности экономически активного населения уменьшилась за этот период, соответственно, с 1,8% до 1,3% (в среднем по СФО - с 2,4% до 1,7%).

 

2. Условия развития экономики в долгосрочной перспективе

 

2.1. Российская Федерация:

прогноз долгосрочного социально-экономического развития

 

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:

адаптацией к замедлению роста мировой экономики и спроса на углеводороды;

усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;

исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и средне технологичных отраслей экономики при усилении потребности в активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;

необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);

начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в  сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров;

усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего роста заработной платы, энергетических издержек.

С учетом этого основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;

развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;

укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

интеграцией евразийского экономического пространства.

В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются три сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативный, инновационный и целевой (форсированный).

Три основные сценария развития предполагают относительную стабилизацию динамики цен на нефть и другие сырьевые ресурсы в реальном выражении. В долларах текущих лет цена на нефть достигает к 2030 году 164 доллара за баррель. Цена на российский экспортируемый газ в долларах 2010  года в среднем за период 2013-2030 гг. в среднем оценивается в 310 долларов США за тыс. куб.м, что приблизительно соответствует текущим ценам на газ.

При этом существуют риски, что траектория цен на нефть может быть ниже, чем в основных вариантах. Ожидаемое существенное увеличение поставок нефти из нетрадиционных источников, таких как сланцевая нефть, может быть не полностью скомпенсировано ограничением добычи со стороны стран ОПЕК и снижением добычи в традиционных районах (Северное море, Мексика). В этих условиях траектория цен на нефть может иметь понижательную тенденцию относительно уровня 2011-2012 годов и в целом закрепится между основным вариантом и вариантом A, предполагающим снижение цен до 70 долларов США за баррель в постоянных ценах. Еще выше риски большего снижения цен на газ в результате активизации разработок сланцевого газа не только в США, но и других регионах мира. Рост предложения газа повышает вероятность полной отвязки цен на газ от динамики цен на нефть.

Различие сценариев вытекает из внутренних факторов, разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и не предполагает полномасштабного перехода к новой модели развития. Ресурсы и уровень организации бизнеса и занятых в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энерго-сырьевых секторах: около трети занятых и 11% ВВП против 2% занятых и 21% ВВП в нефтегазовом комплексе.

Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на  рынке среднесрочные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров как на уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью механизмов координации усилий.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и средне технологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания.

Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0-3,2% в 20132030 годах. Экономика увеличится к 2030 году всего в 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.

Более половины экономического роста обеспечивается ростом производительности, который связан с использованием возможностей «догоняющего роста». По мере исчерпания этого фактора вклад совокупной производительности сокращается с 2 п.п. в 2014 году до 1,2 п.п. в 2030 году. Слабый вклад фактора, связанного с улучшением качества человеческого капитала и разработкой собственных инноваций, не компенсирует снижение вклада совокупной эффективности факторов производства и негативного эффекта предложения труда.

Изменения структуры экономики в прогнозный период будут незначительными. Доля нефтегазового сектора снизится с 20% в 2012 году до 16% в 2030 году. За Россией сохранится традиционная роль поставщика первичных энергоресурсов и сырья низкой степени переработки, что не позволит поднять физические темпы роста экспорта выше 3% в год в 2016-2030 годах. На протяжении всего прогнозного периода доля топливно-энергетических товаров будет снижаться незначительно с 67,1% в 2012 году до 46,9% в 2030 году. При этом рост нетопливного экспорта в 2016-2030 гг. не превысит 5-6,5% в год. Доля машин, оборудования и транспортных средств вырастет с 5% в 2012 году до 7% к 2030 году.

Процессы глобализации и встраивания в мировые производственные цепочки приводят к увеличению доли импорта промежуточной продукции с 33% в 2012 году до 36% в 2030 году, при этом доля ввозимых потребительских товаров снизится с 43% в 2012 году до 31% в 2030 году, а доля инвестиционных товаров увеличится с 25% в 2012 году до 33% в 2030 году.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса.

Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала на рубеже 2020-2022 годов, что позволяет улучшить социальные параметры развития.

Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне 4,0-4,2% в 2013-2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 году.

Инновационный сценарий предполагает существенные структурные сдвиги, поддерживаемые повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в ВВП повысится до 17% в 2030 году при снижении доли нефтегазового сектора до 10 процентов.

Существенный вклад в рост инновационного сектора будет вносить производство машиностроительной продукции, которая будет увеличиваться в среднем на 6,3% в год, в том числе за счет завоевания внешних рынков.

В инновационном сценарии экспорт машин к 2030 году будет составлять 10% экспорта, увеличившись в 5 раз, до 141 млрд. долларов США. При этом доля ТЭК сократится до 39%. Таким образом, динамика экспорта все в большей степени будет опираться на расширяющийся экспорт нетопливной продукции, рост которого в 2016-2030 гг. будет составлять в среднем около 8% в год.

Процессы глобализации и интеграции в мировое хозяйство приведут к значительному изменению структуры российского импорта. К 2030 году доля промежуточной продукции вырастет до 36% с 33% в 2012 году, при этом доля потребительского импорта будет ниже, чем в консервативном сценарии, и составит 30%, понизившись с 43% в 2012 году, а доля инвестиционных товаров увеличится до 34% против 25% в 2012 году.

Возросший объем финансирования социальных отраслей позволит устранить существующий дисбаланс в оплате труда медицинских и педагогических работников с занятыми в других отраслях, сделать эти профессии конкурентными на рынке труда и привлекательными для молодежи. Это даст возможность повысить качество предоставляемых услуг и создаст условия для проведения реформ в этих отраслях.

Предусматриваются также модернизация материально-технического обеспечения систем здравоохранения, дошкольного, общего и профессионального образования, обновление профессиональных компетенций, повышение уровня подготовки персонала.

В инновационном сценарии будет сформирована гибкая и диверсифицированная система профессионального образования, отвечающая требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.

В части дошкольного и общего образования должна быть обеспечена доступность образовательных услуг при одновременной модернизации как учебной работы с детьми, так и работы по их воспитанию и социализации.

В целом улучшение качества образования и повышение его соответствия требованиям экономики может существенно повысить рост производительности труда. В инновационном сценарии в среднем за 2013-2030 гг. «фактор образования» повышает ежегодный рост ВВП на 0,7 п.п. (0,4 п.п. в консервативном сценарии).

В области здравоохранения должна быть сформирована система доступной медицинской помощи, обеспечивающей оказание услуг, объем, виды и качество которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Расходы бюджетной системы на здравоохранение будут по-прежнему играть основную роль, хотя их вес должен сократиться до 72% к 2030 году. Улучшение качества медицинского обслуживания не только имеет высокий социальный приоритет и связано с повышением качества жизни, но и является важным фактором предложения труда через снижение заболеваемости и смертности в трудоспособном возрасте. Экономический рост будет также стимулироваться за счет повышения экспорта медицинских услуг. В целом инвестиции в здравоохранение могут повысить рост ВВП на 0,3 процентного пункта.

В инновационном сценарии предполагается усиление действия «фактора капитала». Увеличение производственных мощностей в среднем будет обеспечивать 1,7 п.п. роста ВВП в год против 1,5 п.п. роста в консервативном сценарии. В структуре вклада капитала в экономический рост можно выделить эффект модернизации транспортной инфраструктуры, на который приходится 0,30,5 п.п. роста экономики.

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала.

Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596-606.

Форсированный сценарий предполагает интенсификацию всех имеющихся факторов, чтобы в период 2013-2030 гг. достичь средних темпов экономического роста 5,0-5,4%. Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,0-5,4%, что повышает вес российской экономики в мировом ВВП до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.

Для этого необходимо существенное обновление производственных мощностей. Средние темпы роста инвестиций в 2013-2030 гг. предполагаются на 2,3 п.п. в год выше, чем в инновационном сценарии. Наиболее высокие темпы роста предполагаются в 2016-2020 гг., когда для модернизации производства и обновления технологий потребуется рост инвестиций в среднем на 12-13% в год, что на 6 п.п. выше, чем в инновационном сценарии. В целом дополнительный рост ВВП за счет этого фактора в период 2013-2030 гг. в среднем составит 2,4 п.п. (1,7 п.п. в инновационном сценарии). В сценарии форсированного роста структурная диверсификация экономики будет выражена в еще большей степени, чем в инновационном сценарии. Доля инновационного сектора в ВВП в 2030 году повысится до 20%. Рост инвестиций в указанный сектор будет поддерживаться повышением расходов в наукоемкие отрасли за счет всех источников финансирования: на НИОКР - до 3% ВВП в 2030 году; на образование - до 8,1% ВВП в 2030 году и на здравоохранение - до 9,4% ВВП в 2030 году.

При этом доля нефтегазового сектора, несмотря на рост эффективности добычи и расширение экспорта, будет снижаться быстрее, чем в инновационном сценарии - до 8% к 2030 году.

В этом сценарии происходит существенное расширение экспорта продукции высокой степени переработки. Экспорт нетопливных товаров растет в период 2016-2030 гг. в среднем на 9% в год. Экспорт машин и оборудования увеличивается к 2030 году в 8 раз по отношению к 2012 году до 205 млрд. долларов США, что в сопоставимых ценах приблизительно соответствует сегодняшнему экспорту машиностроительной продукции Тайваня. За этим стоит существенная модернизация производства и усиление мер поддержки экспортеров и продвижения товаров на внешних рынках.

Предполагается рост конкурентоспособности отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке и максимальная реализация потенциала импортозамещения. Прирост внутреннего спроса к 2030 году на три четверти покрывается приростом произведенных на территории России товаров и услуг против менее половины в 2011 году. Инвестиционно-ориентированный рост экономики приведет к увеличению доли импорта инвестиционных товаров в 2030 году до 38% с 25% в 2012 году, доля потребительских товаров к 2030 году сократится до 28% против 43% в 2012 году, а доля промежуточной продукции незначительно повысится с 33% в 2012 году до 35% в 2030 году. Импорт будет ориентирован, прежде всего, на приобретение высокотехнологичной продукции, необходимой для развития производств и повышения стандартов потребления.

Инновации реализуются во всех секторах экономики. В то же время в   рамках прогноза в состав инновационного сектора включены сферы образования, здравоохранения, науки, связи и телекоммуникаций, машиностроения и фармацевтики, поскольку эти сектора характеризуются повышенным уровнем инновационной активности и наукоемкости, хотя охватывают как высоко-, так и средне технологические виды деятельности.

Форсированный вариант также основан на значительном усилении производительности, которая достигнет уровня высокоразвитых стран к концу прогнозного периода. Этот фактор будет основой ускоренного роста и в среднем обеспечит 2,8 п.п. прироста ВВП в год. Условием для этого может стать форсированное развитие науки и технологий. Прежде всего, должна резко возрасти активность предприятий, связанная с вложениями в НИОКР. Доля в ВВП частных расходов на исследования и разработки должна достигнуть 1,5% к  концу рассматриваемого периода (0,9% ВВП в инновационном и 0,5% в консервативном сценариях) и быть сопоставима с расходами стран-лидеров инновационного развития. Разработка инноваций позволит дополнительно увеличить ежегодный темп прироста ВВП в среднем на 0,6 п.п. в период 20132030  годов. Усиление производительности также будет основано на дополнительном качественном улучшении образования и здравоохранения. Кроме того, условия форсированного сценария предполагают, что улучшение здравоохранения позволит существенно снизить уровень смертности и повысить численность населения в трудоспособном возрасте к 2030 году на 4% по отношению к консервативному и инновационному сценариям.

 

Основные показатели прогноза социально-экономического развития

Российской Федерации на 2010-2030 годы


Информация по документу
Читайте также