Расширенный поиск
Постановление Правительства Сахалинской области от 30.06.2016 № 333правительство сахалинской области постановление
г. Южно-Сахалинск Об утверждении
Инвестиционной стратегии На основании положений стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» 03 мая 2012 года, Правительство Сахалинской области постановляет: 1. Утвердить Инвестиционную стратегию Сахалинской области до 2025 года (далее – Стратегия) (прилагается). 2. Министерству экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко) в целях обеспечения выполнения положений Стратегии внести изменения в Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 № 99. 3. Опубликовать настоящее постановление в газете «Губернские ведомости» и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (www.admsakhalin.ru), на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области Д.В.Нестерова.
утверждена постановлением Правительства Сахалинской области
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
Инвестиционная стратегия Сахалинской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с требованиями стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 03 мая 2012 года, и основывается на положениях следующих нормативных правовых актов Российской Федерации: - Указы
Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года , - долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р); - инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 2227-р). Стратегия разработана с учетом положений областных программных документов: - Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011№ 99 (ред. от 25.04.2014)); - государственная программа Сахалинской области «Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014 - 2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 12.07.2013 № 352 (ред. от 16.07.2014)). Стратегия направлена на повышение инвестиционной привлекательности области, формирование условий для мобилизации внутренних и внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику, развитие региональной инвестиционной инфраструктуры. Стратегия дает наглядное представление бизнес-сообществу об отраслевых и территориальных приоритетах инвестиционного процесса в области, а также используемых инструментах поддержки инвестиционной деятельности в регионе. Реализация Стратегии планируется путем развития и совершенствования механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности. 1. Исходные предпосылки формирования Стратегии 1.1. Оценка прогнозных сценариев развития российской и мировой экономики. Сценарии развития мировой экономики на период до 2030 года В последние десятилетия рост развивающихся экономик был драйвером роста мировой экономики. Среднегодовой прирост ВВП развивающихся стран с начала 1990-х годов составлял 4,6% (2,1% для стран с высоким уровнем доходов), в результате их доля в мировом ВВП увеличилась с 16,7% в 1990 году до 31,3% в 2010 году. В течение этого периода экспорт развивающихся экономик рос на 8,8%, импорт – на 9,5% ежегодно. Долгосрочные прогнозы развития мировой и национальных экономик, предлагаемые различными институтами или организациями, едины в оценке тренда замедления роста мировой экономики, причин этого замедления и его характеристик, а также очагов роста мировой экономики. На период до 2030 года развивающиеся экономики по-прежнему будут расти опережающими темпами относительно стран с высокими доходами, но и их рост замедлится. Драйверами роста мировой экономики будут являться технологический прогресс, демография и урбанизация, накопление капитала (включая человеческий капитал), изменения в природопользовании, переток рабочей силы (от низко- к высокопроизводительным секторам). Мировой банк рассматривает два сценария роста мировой экономики до 2030 года. В сценарии низкого роста экстраполируются исторические тенденции в технологическом прогрессе: рост производительности остается выше в промышленных секторах, чем в сфере услуг и сельскохозяйственном секторе. При этом экономический рост замедлится в связи со следующими факторами. Во-первых, старение населения (особенно в Российской Федерации, Китае и странах с высоким уровнем доходов) ограничит рост рабочей силы и снизит норму сбережений. Следствием станет торможение роста инвестиций. Во-вторых, поскольку рост производительности труда намного выше в производстве, чем в сфере услуг, опережающий рост услуг затормозит рост экономики. В развивающихся экономиках повышение доли услуг будет обусловлено ростом доходов населения и быстрым ростом его спроса на услуги. В развитых странах стареющее население потребует больше медицинского обслуживания и бытовых услуг, и относительная цена тех услуг также увеличится. Кроме того, большинство новых продуктов, поступающих на рынки из секторов инноваций, коммуникационных и биотехнологий, имеют большой сервисный компонент и требуют более высоких уровней образования, в свою очередь, формируя спрос на образовательные услуги. В сценарии высокого роста предполагаются дальнейшие внутренние реформы и ускорение роста производительности труда в сфере услуг. Этот сценарий предполагает более быстрый (свыше исторической тенденции) технологический прогресс сферы услуг. Более высокая производительность труда в сфере услуг будет обусловлена общемировым ростом их производства и потребления, который будут стимулировать инновации, конкуренцию и экономию на масштабе производства. При этом выгоду из ускоряющегося темпа глобальных инноваций в сфере услуг будут извлекать все национальные экономики, в результате чего мировая экономика будет расти быстрее, а ее замедление будет менее выражено, чем в сценарии низкого роста. Рост трудовых ресурсов как ключевой фактор экономического роста является одинаковым для двух сценариев. В 2030 году численность населения ожидается на уровне 8,3 млрд. человек, его прирост будет обеспечен развивающимися странами (7,2 млрд. человек в 2030 году). К 2030 году рабочая сила в Китае, России, Японии и Европе будет ежегодно уменьшаться не менее чем на 0,4%. Таблица 1.1 Среднегодовые темпы роста экономик по сценариям роста, %
Источник: WB, http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/China-2030-complete.pdf
Независимо от сценария развивающиеся страны упрочат свои позиции в мировой экономике: они определят на две трети прирост мировой экономики до 2030 года. При этом только на Китай придется от 20% (сценарий низкого роста) до 28% (сценарий высокого роста) прироста мировой экономики. Сценарии развития российской экономики на период до 2030 года Основные сценарии прогноза, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, базируются на предположении о развитии процессов глобализации, опережающем росте мировых рынков по сравнению с мировым производством, продолжающемся сокращении разрыва в уровне сбережений и потребления между развивающимися и развитыми странами. Сценарий роста мировой динамики, являющийся базовым для построения сценариев роста экономики России, – это сценарий перебалансировки мировой экономики и масштабного сдвига мирового производства в тихоокеанский и индоазиатский регионы. В американской экономике улучшение качества роста и устойчивости развития будет опираться на рост инвестиций и увеличение нормы сбережения. В азиатских странах и, прежде всего, в Китае будет расти опережающими темпами потребление. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработан Министерством экономического развития для трех основных сценариев: консервативного, умеренно-оптимистичного и форсированного (целевого). Консервативный сценарий характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении структурных барьеров в развитии человеческого капитала, транспортной инфраструктуры, гражданских высоко- и среднетехнологичных секторах. Умеренно-оптимистичный сценарий характеризуется дополнительными импульсами инновационного развития и усилением инвестиционной направленности экономического роста. Модернизация энерго-сырьевого комплекса дополняется созданием современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний. Форсированный (целевой) сценарий характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного капитала. Таблица 1.2 Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 - 2030 гг., среднегодовые темпы прироста
Источник: Министерство экономического развития РФ (КДР) Во всех сценариях рост российского промышленного производства будет заметно отставать от роста экономики, а сфера услуг будет расти опережающими темпами. Только в умеренно-оптимистичном сценарии в российской экономике в 2016 – 2030 годах удастся переломить тенденцию опережающего роста реальной заработной платы по отношению к росту производительности труда. На фоне глобального замедления роста экономики и высоких рисков снижения конкурентоспособности российской экономики возникают сомнения в реализуемости сценария форсированного роста, который строится на исключительно высоком увеличении инвестиций в основной капитал. В условиях замедления роста мирового промышленного производства изменятся темпы роста и структура российского экспорта. Таблица 1.3 Среднегодовые темпы прироста экспорта нефти и газа и остального экспорта по сценариям социально-экономического развития РФ на период до 2030 года
Источник: Министерство экономического развития РФ (КДР), расчеты авторов
Значимое увеличение экспорта по умеренно-оптимистическому сценарию (в отличие от консервативного сценария - торможения его роста) станет возможным только в случае перехода к новой модели роста экономики, включающего в себя не только модернизацию энерго-сырьевого комплекса и современной транспортной инфраструктуры, но также создание конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний. Это возможно достичь только в случае значительного роста расходов на образование, научные исследования и разработки в экономике России. Они достигнут 6,7% ВВП в 2011 – 2020 гг. и 7,4% ВВП в 2021 – 2030 гг. по умеренно-оптимистичному сценарию. С учетом более высоких темпов роста ВВП по умеренно-оптимистичному сценарию это будет означать действительно очень быстрый рост вложений в сектор высокотехнологичных производств и экономики знаний в России. Именно за счет нового по составу и/или качеству экспорта продукции и услуг, создаваемого благодаря таким вложениям, будет обеспечено увеличение стоимости российского нетопливного экспорта. Стоимость нетопливного экспорта по умеренно-оптимистичному сценарию выше, чем по консервативному сценарию в 2016 – 2020 гг. на 6%, в 2021 – 2025 гг. – на 30%, в 2026 – 2030 гг. – на 63%. Состав экспорта будет принципиально другим (как минимум, он будет включать в себя гораздо больший объем информационных продуктов). Макроэкономические и геоэкономические факторы развития Сахалинской области В 1990-е годы Сахалинская область, как и все регионы Дальнего Востока, переживала сильнейший экономический спад и массовый отток населения. Но с конца 1990-х – начала 2000-х гг. экономика региона продемонстрировала наиболее высокие темпы роста экономики в целом по РФ благодаря реализации нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» (за период 1999-2013 гг. рост ВРП региона составил 2,7 раза; увеличение объема промышленного производства – в 2,5 раза; рост добычи нефти - в 5,1 раза). Это определяло лидирующее положение региона на инвестиционном поле страны, которое резко снизилось в 2009 г. в связи с завершением активной фазы инвестиционных проектов; обеспечило увеличение покупательной способности населения и расслоение населения по доходам. Таблица 1.4 Основные показатели социально-экономического развития Сахалинской области и Российской Федерации в 1999-2012 гг. (рост в среднем за год, %)
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации, экспертные расчеты Базисом для оценки перспектив инвестиционного развития Сахалинской области в данной стратегии является прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации. Согласно прогнозу, наиболее сильное влияние на экономику страны в предстоящее десятилетие окажут тенденции, представленные в левом столбце таблицы 1.5, в правом столбце отражено влияние тенденций на экономику области. Таблица 1.5 Тенденции,
определяющие экономическое развитие Российской Федерации в долгосрочной перспективе,
и их влияние на экономику
Источник: прогноз Министерства экономического развития Российской Федерации, экспертная аналитика Ежегодные темпы роста экономики Сахалинской области в 2006-2013 годах составили 7,1%, что выше средних показателей по регионам РФ, в том числе и регионов Дальнего Востока. Это определяет основной вектор прогноза экономического роста Сахалинской области – базовый (с сохранением темпов развития региона) и умеренно-оптимистичный, предполагающий снижение темпов роста экономики. По первому варианту планируется рост ВРП региона к 2017 г. по сравнению с уровнем 2013 г. – на 12,5%, по второму варианту - на 14,2%. Варианты отличаются результатами реализации ключевых инвестиционных проектов в области, прежде всего темпами развития нефтегазового сектора области, а также развитием основных отраслей экономики (угольный, рыбохозяйственный комплексы и сельское хозяйство) в прогнозируемом периоде. Планируемое в течение 2015 - 2017 гг. существенное увеличение объема инвестиций в основной капитал обусловлено реализацией крупных инвестиционных проектов: освоения нефтегазоносного месторождения Аркутун-Даги в рамках реализации проекта «Сахалин-1», началом работ по реализации Стадии 2 Чайво - экспорт газа, мероприятий по обустройству и расширению Киринского и Южно-Киринского газоконденсатного месторождения («Сахалин-3»), строительство нового завода СПГ в с. Ильинское («Роснефть»), «Создания морского биотехнопарка». В прогнозном периоде учтено сокращение объема инвестпрограммы по проекту «Сахалин-2» в связи с выходом его основных объектов на производственную мощность. В случае долгосрочного сокращения цен на нефть можно ожидать существенного сокращения темпов роста экономики Сахалинской области, вплоть до стагнации или краткосрочного экономического спада, пересмотра инвестиционных планов нефтяных компаний в сторону сокращения объемов инвестиций, увеличения сроков реализации проектов. Одновременно ослабление рубля будет способствовать нормализации финансовой ситуации в экспортно-ориентированных отраслях и сферах, ориентированных на замещение импорта. 1.2. Оценка стратегически значимых характеристик экономики Сахалинской области Сахалинская область в 2000-х гг. испытывала сильнейший инвестиционный бум, связанный с реализацией нефтегазовых проектов «Сахалин». В эти годы Сахалин являлся лидером на Дальнем Востоке по объему и душевому показателю инвестиций в основной капитал. Однако к 2010 г. объем инвестирования заметно сократился (рисунок 1.1). Спад связан с завершением стадии строительства на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а последующие проекты пока не получили сопоставимых инвестиций.
Рисунок 1.1. Инвестиции на душу населения в сопоставимых ценах за период 2000-2013 гг.
Структура инвестиций резко отличает Сахалинскую область от других регионов Дальнего Востока, где значительную долю составляют бюджетные средства. Слабая инвестиционная активность в секторах, не связанных с нефтегазовым сектором и добычей углеводородов, подтверждается отраслевой структурой вложений. В отраслевой структуре инвестиций Сахалина нефтедобыча вместе с геологоразведкой занимает 88%. По инвестициям в другие отрасли Сахалинская область отстает от большинства нефтедобывающих регионов, крупнейших регионов Дальнего Востока. Самое значительное недоинвестирование характерно для обрабатывающей промышленности и инженерной инфраструктуры (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2. Объем инвестиций по секторам экономики, накопленный в 2009-2013 гг. В обрабатывающей промышленности статистика показывает нулевые инвестиции во все подразделы, кроме пищевой промышленности. Инвестиционные вложения 2000-х гг. привели к ярко выраженной сырьевой направленности экономики Сахалинской области, что наглядно отражает структура ВРП, в которой доля добычи полезных ископаемых увеличилась с 22,1 до 61,7% за период 2005-2012 гг. Примерно четверть всех инвестиционных вложений до 2013 г. приходилась на транспорт и связь, что в большей степени также обеспечено реализацией нефтегазовых проектов и развитием трубопроводного и морского транспорта. Часть инвестиций связана с железнодорожным транспортом, где реализуется проект по перешивке колеи региона на общероссийский стандарт – с 1067 мм на 1520 мм. Инвестиционный интерес к вложениям в следующий вид экономической деятельности – операции с недвижимым имуществом - также за последнее десятилетие демонстрирует тенденцию к снижению (по итогам 2013 г. около 5,0%). Рост вложений в этот вид экономической деятельности также определялся экономической активностью нефтегазовых проектов и не оказал существенного влияния на вложения, например, в торговлю или предоставление прочих услуг. По объему прямых иностранных инвестиций Сахалинская область в 2000-е годы занимала второе место (в отдельные годы даже первое) после г. Москвы благодаря режиму СРП (рисунок 1.3). Уменьшение данного показателя в 3,5 раза за 3 года (с 2007 г. по 2010 г.) также связано с завершением стадии строительства по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2». В отличие от других регионов, где спад прямых иностранных инвестиций был обусловлен мировым экономическим кризисом, на Сахалине он связан с завершением стадии строительства в нефтегазовых проектах. Иностранные компании, осуществляющие деятельность на территории области, пока не планируют крупных инвестиционных вложений в нефтегазодобычу из-за совокупности проблем с защитой прав собственности и ежегодно растущих инвестиционных рисков, отсутствия выгодных проектов, поэтому возможно предположить, что спад будет продолжаться. Привлекательность новых ресурсодобывающих проектов на Сахалине для иностранных инвесторов снизилась, а для Газпрома и Роснефти, которые также входят в пул инвесторов, более приоритетны другие районы добычи ресурсов. Вероятно, при сохранении текущей экономической ситуации, а также взаимоотношений российской стороны с иностранными инвесторами, Сахалинской области придется адаптироваться к худшим условиям после завершившегося инвестиционного бума.
Рисунок 1.3. Прямые иностранные инвестиции в регионы ДФО, 2000-2013 гг. Накопленные иностранные инвестиции в экономике Сахалинской области составляют около 38 млрд. долларов. Из них прямые инвестиции, которые осуществляются иностранными владельцами компаний, – 54,9%. За 2013 год в экономику области поступило иностранных инвестиций около 2,9 млрд. долларов (для сравнения: 2012 г. – 10,6 млрд. долларов), из которых прямые составили около 30%. Основные страны инвесторы, осуществляющие деятельность на территории области показаны на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4. Основные страны-инвесторы в экономику Сахалинской области, 2012-2013 гг.
На протяжении многих лет самая высокая доля в инвестиционной деятельности отмечалась у Нидерландов (компания «Шелл»), Японии (международный консорциум проектов «Сахалин-1» и консорциум «Содеко», а также компаний «Мицуи», «Мицубиси»), США (оператор проекта «Эксон Нефтегаз Лимитед»), Индия представлена индийской «Нефтегазовой Государственной Корпорации» («ОНГК») в лице ОНГК «Видеш Лимитед», Китай («СИНОПЕК» - 25%, геологоразведочные работы в рамках проекта «Сахалин-3»). По итогам 2013 г. доля Нидерландов резко сократилась при одновременном резком сокращении объемов иностранного инвестирования в регион. Инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвесторов реализовывались в угледобыче: приобретение 55% акций ООО «Углегорскуголь» южнокорейскими компаниями «Эмай Контэнс Холдингс» и УРИ Банк. Китай направлял инвестиции в угледобычу в Долинском районе, Долинский кирпичный завод. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|