Расширенный поиск

Постановление Правительства Забайкальского края от 01.08.2014 № 457

 

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 августа 2014 года                                                                                   № 457

г. Чита

 

 

Об утверждении государственной программы Забайкальского края

«Содействие занятости населения на 2014–2020 годы»

 

(В редакции Постановлений Правительства Забайкальского края

 от 23.12.2014 № 702; от 13.10.2015 № 518; от 13.11.2015 № 553;

от 31.12.2015 № 654; от 06.04.2016 № 124; от 27.05.2016 № 208;

 от 08.07.2016 № 293; от 20.12.2016 № 473; от 31.03.2017 № 117;

от 21.11.2017 № 470)

 

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края  от 30 декабря 2013 года № 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года № 223-р, в целях стабилизации численности населения, создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда в соответствии с тенденциями развития экономики и рынка труда края, стратегиями российского долгосрочного социально-экономического развития, демографической политикой, перспективными задачами социально-экономического развития Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Забайкальского края «Содействие занятости населения на 2014-2020 годы».

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Правительства Забайкальского края от 07 сентября 2012 года № 376 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Забайкальского края по вопросам водоснабжения и водоотведения»;

2) постановление Правительства Забайкальского края от 08 октября 2012 года № 423 «Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в Забайкальском крае (2013–2015 годы)»;

3) постановление Правительства Забайкальского края от 29 апреля 2013 года № 150 «О внесении изменений в краевую долгосрочную целевую программу «Улучшение условий и охраны труда в Забайкальском крае (2013–2015 годы)», утвержденную постановлением Правительства Забайкальского края от 08 октября 2012 года № 423».

3. Опубликовать настоящее постановление в уполномоченном электронном средстве массовой информации.

 

 

Губернатор Забайкальского края                                                 К.К.Ильковский

 

УТВЕРЖДЕНА

 

постановлением Правительства

Забайкальского края

от 01 августа 2014 года № 457

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Забайкальского края 

«Содействие занятости населения на 2014-2020 годы»

 

(В редакции Постановлений Правительства Забайкальского края

 от 23.12.2014 № 702; от 13.10.2015 № 518; от 13.11.2015 № 553;

от 31.12.2015 № 654; от 06.04.2016 № 124; от 27.05.2016 № 208;

 от 08.07.2016 № 293; от 20.12.2016 № 473; от 31.03.2017 № 117;

от 21.11.2017 № 470)

 

Паспорт

государственной программы Забайкальского края

«Содействие занятости населения на 2014–2020 годы»

 

Ответственный исполнитель программы

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (В редакции Постановлений Правительства Забайкальского края от 13.11.2015 № 553; от 31.03.2017 № 117)

Соисполнители         
программы              

Абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Забайкальского края от 31.03.2017 № 117)

Министерство здравоохранения Забайкальского края;

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 31.03.2017 № 117)

Министерство культуры Забайкальского края;

Министерство физической культуры и спорта Забайкальского края;

Департамент записи актов гражданского  состояния Забайкальского края.

Подпрограммы программы  

Подпрограмма 1. «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан».

Подпрограмма 2. «Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2016 году».

Абзац. (Утратил силу - Постановление Правительства Забайкальского края от 27.05.2016 № 208)

Подпрограмма 3. «Развитие институтов рынка труда».

Подпрограмма 4. «Создание условий для улучшения демографической ситуации в Забайкальском крае».

Подпрограмма 5. Обеспечивающая подпрограмма. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 06.04.2016 № 124)

Цели программы

Стабилизация численности населения;

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Задачи программы

1.Повышение эффективности содействия трудоустройству ищущих работу граждан и безработных граждан.

2.Повышение обеспеченности Забайкальского края квалифицированными трудовыми ресурсами.

3.Совершенствование отношений в сфере труда на территории Забайкальского края, содействие повышению уровня жизни населения, улучшение условий и охраны труда, содействие сохранению здоровья работников.

4.Стабилизация численности населения, формирование предпосылок к последующему улучшению демографических показателей, создание условий для повышения устойчивости демографического развития.

5.Создание организационных условий для реализации государственной программы. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 31.03.2017 № 117)

Сроки и этапы реализации программы

2014–2020 годы.

Программа реализуется в один этап.

 

Объемы бюджетных ассигнований программы

Общий объем расходов на программу за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета, а также иных источников составляет:

5639912,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 1350 500,5 тыс. рублей;

2015 год – 980644,1 тыс. рублей;

2016 год – 768389,9 тыс. рублей;

2017 год – 774908,2 тыс. рублей;

2018 год – 719941,5 тыс. рублей;

2019 год – 753644,6 тыс. рублей;

2020 год – 291883,3 тыс. рублей;

из них:

за счет средств бюджета Забайкальского края – 1413054,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 286 821,5 тыс. рублей;

2015 год – 245516,2 тыс. рублей;

2016 год – 185859,8 тыс. рублей;

2017 год – 182992,6 тыс. рублей;

2018 год – 121552,6 тыс. рублей;

2019 год – 148428,7 тыс. рублей;

2020 год – 241883,3 тыс. рублей;

за счет средств федерального бюджета – 3215864,4 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 485209,0 тыс. рублей;

2015 год – 552604,9 тыс. рублей;

2016 год – 532530,1 тыс. рублей;

2017 год – 541915,6 тыс. рублей;

2018 год - 548388,9 тыс. рублей;

2019 год - 555215,9 тыс. рублей;

за счет внебюджетных источников – 1010993,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 578470,0 тыс. рублей;

2015 год – 182523,0 тыс. рублей;

2016 год – 50000,0 тыс. рублей;

2017 год – 50000,0 тыс. рублей;

2018 год – 50 000,0 тыс. рублей;

2019 год – 50 000,0 тыс. рублей;

2020 год – 50 000,0 тыс. рублей;

в том числе по подпрограммам:

1)общий объем расходов на подпрограмму «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета, а также иных источников составляет:

всего – 3425113,6тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 550263,0 тыс. рублей;

2015 год – 585136,2 тыс. рублей;

2016 год – 530030,7 тыс. рублей;

2017 год – 561915,6 тыс. рублей;

2018 год – 561533,3 тыс. рублей;

2019 год – 572148,4 тыс. рублей;

2020 год – 64086,4 тыс. рублей;

из них за счет средств краевого бюджета – 219768,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 65054,0тыс. рублей;

2015 год – 32531,3тыс. рублей;

2016 год – 8019,9тыс. рублей;

2017 год – 20000,0тыс. рублей;

2018 год – 13144,4 тыс. рублей;

2019 год – 16932,5 тыс. рублей;

2020 год – 64 086,4 тыс. рублей;

из них за счет средств федерального бюджета – 3205345,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 485209,0 тыс. рублей;

2015 год – 552604,9 тыс. рублей;

2016 год – 522010,8 тыс. рублей;

2017 год – 541915,6 тыс. рублей;

2018 год – 548388,9 тыс. рублей;

2019 год – 555215,9 тыс. рублей;

2)общий объем расходов на подпрограмму «Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2016 году» за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета, а также иных источников составляет:

всего – 15027,6 тыс. рублей;

из них:

за счет средств федерального бюджета – 10519,3 тыс. рублей;

за счет средств бюджета Забайкальского края – 4508,3 тыс. рублей;

3)общий объем расходов на подпрограмму «Развитие институтов рынка труда» за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета, а также иных источников составляет:

всего – 1039250,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 578 470,0 тыс. рублей;

2015 год – 182523,0 тыс. рублей;

2016 год – 50 000,0 тыс. рублей;

2017 год – 61521,9 тыс. рублей;

2018 год – 57535,4 тыс. рублей;

2019 год – 59200,6 тыс. рублей;

2020 год – 50 000,0 тыс. рублей;

из них:

за счет средств бюджета Забайкальского края – 28257,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

2017 год – 11521,9 тыс. рублей;

2018 год – 7535,4 тыс. рублей;

2019 год – 9200,6 тыс. рублей;

за счет внебюджетных источников – 1 010 993,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 578470,0 тыс. рублей;

2015 год – 182523,0 тыс. рублей;

2016 год – 50 000,0 тыс. рублей;

2017 год – 50 000,0 тыс. рублей;

2018 год – 50 000,0 тыс. рублей;

2019 год – 50 000,0 тыс. рублей;

2020 год – 50 000,0 тыс. рублей;

4) общий объем расходов на подпрограмму «Создание условий для улучшения демографической ситуации в Забайкальском крае» за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета, а также иных источников составляет:

всего – 0,0 тыс. рублей;

5)общий объем расходов по обеспечивающей подпрограмме за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета, а также иных источников составляет:

всего – 1160520,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год – 221767,5 тыс. рублей;

2015 год – 212984,9 тыс. рублей;

2016 год – 173331,6 тыс. рублей;

2017 год – 151470,7 тыс. рублей;

2018 год – 100872,8 тыс. рублей;

2019 год – 122295,6 тыс. рублей;

2020 год – 177796,9 тыс. рублей. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 31.03.2017 № 117)

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы

Закрепление к 2020 году среднегодовой численности постоянного населения Забайкальского края -
1066,9 тыс. человек;

снижение уровня общей безработицы до 9,6 %; сдерживание регистрируемой безработицы до 1,8 %;

сокращение доли населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения до
19,6
%;

снижение уровня производственного травматизма до 1,3 % в расчете на 1000 работающих. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 31.03.2017 № 117)

 

1. Характеристика текущего состояния сферы

реализации государственной программы

 

Параметры краевого рынка труда зависят от состояния и тенденций демографических и социально-экономических факторов.

К проблемам, характеризующим демографическую  ситуацию, сложившуюся на сегодня в крае, относятся:

низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий простого воспроизводства населения;

высокий уровень смертности населения, особенно от внешних причин; изменения в структуре населения;

увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста и значительное снижение доли лиц моложе трудоспособного возраста;

негативные институциональные  изменения семьи, изменение отношения к регистрации брака, нестабильность супружеских союзов, стремление к малодетности;

отсутствие стимулов для закрепления населения на территории Забайкальского края;

процесс все большей урбанизации, увеличение доли городского населения в общем числе жителей региона;

большая дифференциация по степени заселенности территорий в Забайкальском крае;

значительный дисбаланс миграционных потоков, способствующий, при естественном приросте, снижению численности населения края, что приводит к уменьшению плотности заселения приграничного региона и не отвечает экономическим  и  геополитическим интересам страны, закладывает угрозу территориальной целостности и национальной безопасности государства.

Плотность населения в среднем по Забайкальскому краю составляет 2,5 человека на квадратный километр.

Сложившаяся ситуация влечет за собой сокращение трудового потенциала, т.е. контингентов в границах трудоспособного возраста. При этом не только численность потенциальных работников становится меньше, но и их возрастной состав - старше.

Изменение соотношения основных возрастных групп населения за счет уменьшения доли детей и подростков (в результате долгосрочного снижения рождаемости) и увеличения доли пожилых людей потребует принципиальной перестройки всех отраслей социальной инфраструктуры.

За период 2008-2013 годов численность населения края уменьшилась на 18,8 тыс. человек и на 1 января 2014 года составила 1090,3 тыс. человек, из которых 67,1% - городское население и 32,9% - сельские жители.

Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста (мужчины и женщины до 16 лет) в общей численности населения увеличился за 2012 год на 1,6% и составил 21,4%. Удельный вес населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16–59 лет, женщины 16–54 лет) снизился с 61,4% до 60,5%. Удельный вес населения старше трудоспособного возраста на начало 2013 года составил 18,1% общей численности населения против 17,6% годом ранее.

Сокращение численности детей приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, уменьшению в перспективе объемов подготовки квалифицированных кадров, разрушению системы  подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, в будущем вызовет обострение проблемы комплектования Вооруженных Сил.

Коэффициент старения (доля населения в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения) на 01 января 2013 года составлял 14,2 %. В текущем периоде происходит переход в категорию «старше трудоспособного возраста» многочисленных поколений 1957–1963 годов рождения.

Уровень рождаемости недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной на протяжении всего репродуктивного периода от 15 до 49 лет) в 2012 году составил 1,998 (в 2011 году – 1,868), при необходимом для простого воспроизводства населения уровне  2,15.

На начало 2013 года доля женщин репродуктивного возраста снизилась с 27,1% в общей численности населения края в 2007 году (самая большая численность в периоде с 2003 по 2013 годы) до 24,9% вследствие низкой рождаемости в 90-е годы минувшего столетия; также  наблюдается низкая степень замещения поколений женщин, т. е. происходит «сужение» репродуктивных когорт потому, что не происходит замещения материнских поколений родившимися девочками при достаточных воспроизводственных ресурсах населения.

Серьезной проблемой остается высокий уровень смертности населения. Особенно высока смертность граждан в трудоспособном возрасте. В целом по краю среди всех умерших 36,4% приходится на население трудоспособного возраста (в среднем более четырех тысяч человек в год).

Показатель ожидаемой продолжительности жизни напрямую зависит от состояния здоровья и уровня смертности населения, в том числе младенческой смертности. В связи со снижением смертности населения показатель ожидаемой продолжительности жизни в Забайкальском крае по сравнению с 2011 годом вырос на 1,31 года и составил (оценка) в 2013 году 67,11 года (по России - 70,2 года, по Сибирскому федеральному округу - 71,2 года), в 2012 году – 66,2 года.

Сложившаяся ситуация означает нарастающие негативные изменения в отношении деторождения, усугубление процессов депопуляции и определяет критический характер восстановления численности населения.

Значимым фактором, ежегодно приводящим к снижению численности  населения края, является миграционная убыль (превышение числа выбывших над числом прибывших). Большую часть выбывших из края составляют граждане трудоспособного возраста (76 %). В 2012 году из всех выехавших в другие регионы граждан старше 14 лет 54,5% имели высшее образование и среднее профессиональное образование.

Таким образом, очевидно, что рынок труда Забайкальского края функционирует в условиях постепенного сокращения численности трудоспособного населения, а также несоответствия спроса и предложения рабочей силы (преобладание вакансий по рабочим профессиям) и нарастающей потребности в работниках (в том числе высококвалифицированных). Характерной  особенностью рынка труда края является территориальное и структурное несоответствие спроса и предложения рабочей силы, обусловленное большой протяженностью территории края и значительной удаленностью населенных пунктов, что ограничивает внутрирегиональную трудовую миграцию. Указанные особенности приводят к тому, что значительная часть вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, не заполняется региональными трудовыми ресурсами.

В этой связи, несмотря на наличие вакансий, край нуждается в самых разнообразных кадрах: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до работников неквалифицированного труда. Высоким остается спрос на квалифицированных рабочих и специалистов промышленных организаций, строительства, транспорта, связи, сельского и лесного хозяйства, сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, бюджетной сферы.

Нехватка трудовых ресурсов будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов.

Существующий и грядущий дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Забайкальского края.

По оценке Росстата в соответствии с методологией Международной организации труда, среднегодовая численность безработных в Забайкальском крае за 2013 год составила 56,0 тыс. человек, 2012 год составила 56,3 тыс. человек, что на 25,5 тыс. человек меньше, чем в 2008 году, на 9,0 тыс. человек – чем в 2009 году, на 2,3 тыс. человек – чем в 2010 году, на 0,3 тыс. человек чем  в 2011 году и на 0,3 тыс. человек – чем в 2012 году.

Ситуация на регистрируемом рынке труда края в 2013 году по сравнению с 2012 годом более благоприятная. В органы службы занятости обратилось за получением государственных услуг 112,8 тыс. человек, в том числе за содействием в трудоустройстве 45 162 гражданина (на 8,1 % меньше по сравнению с прошлым годом), признано в установленном порядке безработными гражданами 26 554 гражданина (на 7 % меньше, чем в прошлом году).

Уровень общей безработицы снизился с 14,9 % в кризисном 2008 году до 10,6 % в 2012 году. По уровню общей безработицы среди субъектов Сибирского федерального округа Забайкальский край занимает 9 место. По уровню регистрируемой безработицы Забайкальский край на 6-ом месте.

В 2013 году уровень безработицы составит 10,5 %.

По состоянию на 01 января 2014 года на учете в органах службы занятости состояло 10 168 безработных граждан (на 4,1 % меньше, чем на аналогичную дату прошлого года). Максимальный уровень регистрируемой безработицы наблюдался в районах, на территории которых отсутствует промышленное производство и преобладающим видом деятельности является сельское хозяйство: Тунгиро-Олёкминском (6,5 %), Александрово-Заводском (5,9 %), Калганском (5,8 %), Шелопугинском (5,5 %), Кыринском (5,3 %), Дульдургинском (5,1 %). Минимальный уровень регистрируемой безработицы отмечался в муниципальных образованиях, административными центрами которых являются города, и в городских округах с развитым промышленным производством: Краснокаменском районе (0,5 %), ЗАТО п. Горный и городе Чите (0,9 %). Коэффициент  напряженности на регистрируемом рынке труда составил 2,0 человека (из числа незанятых трудовой деятельностью) на 1 вакансию против 3,3 граждан на ту же дату прошлого года. Общая численность вакансий с учетом переходящих вакансий с 2012 года, которыми  располагали органы службы занятости в 2013 году, составила 54 824 единицы, или на 14,3 % больше, чем в 2012 году. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2013 году на 3,8 % увеличилась доля вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума в регионе, составив 28 632 единицы, или более 52% от общего количества вакансий (в 2012 году данный показатель составлял 23 195 единиц, или 48,4 %).

Стабилизации ситуации на рынке труда способствовала реализация в 2013 году краевой долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Забайкальского края (2013-2015 годы)»  и краевой целевой программы «Дополнительные мероприятия на рынке труда Забайкальского края в 2013 году» (далее - дополнительные мероприятия), для реализации которой привлекались средства федерального бюджета. В результате участниками программ стали более 46 тыс. человек

На показатели регистрируемого рынка труда влияют неблагоприятные процессы, связанные с сокращением производства в горнодобывающей отрасли в монопрофильных населенных пунктах.

Рынок труда края будет оставаться под влиянием следующих негативных факторов:

дисбаланс спроса и предложения на рынке труда или несоответствие профессионально-квалификационного состава предложения рабочей силы реальным потребностям работодателей;

недостаточная согласованность подготовки в крае профессиональных кадров с потребностью регионального рынка труда;

малое разнообразие предложений рабочих мест вследствие слабой диверсификации и инвестиционной привлекательности экономики края;

дефицит постоянных рабочих мест, особенно в сельской местности;

низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы; женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва).

В связи с дефицитом квалифицированных рабочих кадров на рынке труда Забайкальского края, работодателями привлекается иностранная рабочая сила. Процесс ее привлечения и использования регулируется перспективной потребностью социальной сферы и экономики края в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного права российских граждан на трудоустройство, обеспечения дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности).

Особое внимание уделяется оптимизации привлечения иностранной рабочей силы с целью увеличения численности трудоустроенных российских граждан на вакантные и создаваемые рабочие места, заявленные работодателями для привлечения иностранных работников. С целью предотвращения социальной напряжённости в обществе, в условиях сокращения рабочих мест и имеющейся безработицы, с 2008 года проводится работа по снижению квоты на привлечение иностранных работников. Если на 2012 год квота на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности составила 16 875 разрешений, что на 33 % ниже по сравнению с 2008 годом, то на  2013 год квота на привлечение иностранных работников сформирована в количестве 12 738 разрешений, что на 25 % ниже квоты 2012 года. Предложения по объемам квот на 2014 год на 52 % ниже квоты 2013 года.

Межведомственной комиссией Забайкальского края по вопросам привлечения и использования иностранных работников с 2013 года введена практика заключения с крупными работодателями Забайкальского края, привлекающими иностранную рабочую силу, трёхсторонних соглашений между Министерством экономического развития Забайкальского края, объединением работодателей Забайкальского края и работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу, которые направлены на осуществление комплекса мер по замещению иностранных работников российскими гражданами. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 13.11.2015 № 553)

В сфере повышения уровня жизни граждан Забайкальского края на текущий период сохраняется дисбаланс в доходах отдельных групп населения и отставание уровня среднемесячной заработной платы работников бюджетных учреждений от средней заработной платы по экономике региона. Несмотря на положительную динамику среднемесячной заработной платы в бюджетной сфере, численность работников, получающих заработную плату ниже уровня минимального размера оплаты труда, составляет свыше 12 тыс. человек, а получающих заработную плату ниже уровня прожиточного минимума – свыше 20 тыс. человек. Среднемесячная заработная плата в учреждениях образования составляет около 67,0 % к среднекраевому уровню, а в учреждениях здравоохранения и предоставления социальных услуг – 76,0 % к среднекраевому уровню.

Для приближения уровня минимальной заработной платы к величине прожиточного минимума на территории Забайкальского края реализуется Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Забайкальском крае», заключённое между Правительством Забайкальского края, Федерацией профсоюзов Забайкалья и Объединением работодателей Забайкальского края, которым установлена минимальная заработная плата для работников бюджетного и внебюджетного секторов экономики. Также в Забайкальском крае реализуется план мероприятий, направленный на повышение заработной платы, легализацию трудовых отношений и профилактику теневой занятости.

Для привлечения и закрепления в бюджетные учреждения социальной сферы Забайкальского края квалифицированных специалистов создаются конкурентоспособные рабочие места, совершенствуется система оплаты труда, с учетом количества и качества труда, проводится поэтапное повышение оплаты труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании государственных и муниципальных услуг.

В целях повышения уровня жизни населения и сохранения социальной стабильности развитие социального партнерства становится приоритетным направлением деятельности. В среднем по Забайкальскому краю в 2013 году, по оценке, охват работников коллективными договорами составил 71,5 % (2011 году – 71,2 %) - это свыше 190 тыс. работников, занятых на крупных и средних предприятиях. Постоянно действующим на территории Забайкальского края органом социального партнерства призванным обеспечить систему взаимоотношений между работниками, работодателями и органами власти, является Забайкальская краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Реализация Трехстороннего соглашения между Правительством Забайкальского края, Федерацией профсоюзов Забайкалья и Объединением работодателей Забайкальского края на 2011-2013 годы способствовала развитию социально-трудовой сферы и укреплению социального партнерства.

Обеспечение трудовых прав и интересов граждан, помимо законодательных норм, осуществляется коллективными договорами и соглашениями. Система социального партнерства предполагает формирование органов социального партнерства; уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений, основной целью которой является выявление и предотвращение фактов применения положений, противоречащих нормам действующего законодательства и ущемляющих права и интересы работников; оказание консультативной помощи сторонам социального партнерства при разработке и исполнении коллективных договоров и соглашений.

Состояние охраны труда на большинстве промышленных предприятий, а также количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства возможен и рост показателей производственного травматизма, в том числе несчастных случаев со смертельным исходом. В этой связи одной из задач является создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения, разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве. Для этого необходимо принять меры по стабилизации показателя производственного травматизма.

Наиболее травмоопасными отраслями остаются строительство, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, производство, передача и распределение электроэнергии, газа и горячей воды, транспорт и связь, где происходит до 70% несчастных случаев. В Забайкальском крае с 2008 года наблюдается снижение к 2012 году уровня производственного травматизма с 2,0 до 1,5 случая в расчете на 1000 работающих. К 2020 году планируется снизить численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом до 1,3 в расчете на 1000 работающих.

Наряду с производственным травматизмом основной причиной нарушения здоровья работников является профессиональная заболеваемость. По данным Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования в 2011 году  впервые выявлен 181 случай профессионального заболевания, в 2012 году – 394 случая и в 2013 году – 266 случаев профессионального заболевания. По данным Забайкалкрайстата численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, выросла  с 25,8% в 2008 году до 40,7% в 2011 году. В 2012 году наблюдалось снижение данного показателя до 37,4%.

Таким образом, основными проблемами, на решение которых будут направлены мероприятия государственной программы, являются:

несоответствие спроса и предложения рабочей силы;

несовершенство механизмов по созданию условия труда по сдерживанию уровня регистрируемой безработицы;

дефицит высококвалифицированных трудовых ресурсов;

нестабильная численность постоянного населения края;

низкий уровень воспроизводства населения;

высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте;

увеличение темпов роста миграционного оттока населения;

необходимость модернизации высокопроизводительных рабочих мест;

дисбаланс в доходах отдельных групп населения и отставание уровня среднемесячной заработной платы работников бюджетных учреждений от средней заработной платы по экономике края;

несовершенные условия труда, позволяющие сохранить трудоспособность работающего населения.

Настоящая государственная программа направлена на комплексное решение обозначенных проблем в сферах рынка труда и занятости, демографической политики в крае.

 

2. Перечень приоритетов государственной политики

в сфере реализации государственной программы

 

Основные приоритеты и цели государственной программы определены на основе прогнозов экономики Забайкальского края, рынка труда, производственных технологий; Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, решений Правительства Забайкальского края. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 21.11.2017 № 470)

Приоритеты по развитию эффективного рынка труда, демографической политике Забайкальского края на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:

федерального уровня:

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р;

Государственная программа «Содействие занятости населения», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 298;

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351;

План мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года № 367-р.

краевого уровня:

постановление Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года № 586 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года»;

Концепция формирования здорового образа жизни населения Забайкальского края на период 2011-2025 годов, одобренная распоряжением Правительства Забайкальского края от 21 декабря 2010 года № 702-р;

Концепция формирования условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания населения Забайкальского края на период 2013-2015 годов, одобренная распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 января 2013 года № 1-р;

Концепция развития трудовых ресурсов Забайкальского края на 2012-2025 годы, одобренная распоряжением Правительства Забайкальского края от 25 июня 2012 года № 324-р;

План мероприятий по улучшению демографической ситуации в Забайкальском крае в 2011-2015 годах, утвержденный распоряжением Правительства Забайкальского края от 17 августа 2010 года № 458-р.

В Забайкальском крае в сфере труда и занятости населения определены следующие приоритеты в среднесрочной перспективе:

достижение баланса спроса и предложения на рынке труда, в том числе по возрасту и уровню образования работников, при этом краевые учреждения начального и среднего профессионального образования будут осуществлять подготовку по рабочим специальностям, востребованным в рамках реализации опорных инвестиционных проектов края;

снижение доли привлекаемой иностранной рабочей силы до 1,0 % от численности экономически активного населения Забайкальского края за счет подготовки и привлечения местных специалистов и рабочих. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 13.11.2015 № 553)

В качестве приоритетов в сфере демографического развития в Забайкальском крае развития в среднесрочной перспективе установлены:

создание условий для закрепления населения на территории края с целью снижения миграционного оттока, снижения смертности и увеличения рождаемости населения;

создание предпосылок для формирования миграционного прироста населения;

создание условий для успешного участия в новом общественном явлении «восточный дрейф» (миграция молодых и квалифицированных россиян из центральной части России в регионы Дальнего Востока и Байкальского региона) при значимом повышении рейтинга по привлекательности территории для проживания;

 

3. Описание целей и задач государственной программы

Целями государственной программы являются:

стабилизация численности населения;

создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач.

Задача 1. Повышение эффективности содействия трудоустройству ищущих работу граждан и безработных граждан.

Задача 2. Повышение обеспеченности Забайкальского края квалифицированными трудовыми ресурсами.

Задача 3. Совершенствование отношений в сфере труда на территории Забайкальского края, содействие повышению уровня жизни населения, улучшение условий и охраны труда, содействие сохранению здоровья работников.

Задача 4. Стабилизация численности населения, формирование предпосылок к последующему улучшению демографических показателей, создание условий для повышения устойчивости демографического развития.

Задача 5. Создание организационных условий для реализации государственной программы.

     (Раздел в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 31.03.2017 № 117)

4. Сроки и этапы реализации государственной программы

 

Реализация государственной программы охватывает период с 2014 по 2020 годы. Государственная программа реализуется в один этап. Последовательность реализации программы определяется достижением целевых показателей мероприятий по содействию занятости населения в Забайкальском крае в соответствии с выделенным комплексом подпрограмм.

 

5. Перечень основных мероприятий государственной программы с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов

 

Основные мероприятия направлены на решение поставленных задач  и приведены в приложении  «Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы» к государственной программе.

 

6. Перечень показателей конечных результатов государственной программы, методики их расчета и плановые значения по годам реализации

 

Перечень показателей конечных результатов, методики их расчета и плановые значения по годам реализации приведен в приложении «Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы» к государственной программе.

7. Информация о финансовом обеспечении государственной программы за счет средств бюджета Забайкальского края

 

Информация о финансовом обеспечении приведена в приложении  «Основные мероприятия, мероприятия, показатели и объемы финансирования государственной программы» к государственной программе.

 

8. Описание рисков реализации

государственной программы и способов их минимизации

 

Риски реализации государственной программы и способы их минимизации представлены в таблице.

Таблица. Риски реализации государственной программы

 

Риск

Последствия наступления

Способы минимизации

1. Внешние риски

1.1. Изменения федерального законодательства, реализация на федеральном уровне мероприятий, влияющих на содержание, сроки и результаты реализации мероприятий государственной программы

Невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы

Мониторинг изменений федерального законодательства, реализуемых на федеральном уровне мер;

внесение в установленном порядке предложений по разрабатываемым на федеральном уровне проектам;

оперативная корректировка государственной программы

1.2. Уменьшение объемов финансирования государственной программы

Недостаточность средств для реализации мероприятий государственной программы;

невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы

Определение приоритетов для первоочередного финансирования;

привлечение средств федерального бюджета на реализацию государственной программы

1.3. Изменение социально-экономической ситуации в крае (снижение объемов производства, рост инфляции, усиление социальной напряженности в связи со снижением уровня жизни населения, массовым высвобождением работников)

Невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы

Мониторинг социально-экономической ситуации, своевременная корректировка государственной программы

1.4. Низкая мотивация муниципальных образований к достижению целевых значений показателей государственной Программы

Невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы

Активное взаимодействие с муниципальными образованиями;

создание инструментов мотивации, в том числе при предоставлении межбюджетных трансфертов

2. Внутренние риски

2.1. Недостаточная подготовка специалистов и (или) ответственного исполнителя

Невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы

Затягивание сроков реализации мероприятий

Своевременное направление специалистов на курсы повышения квалификации, обучающие мероприятия и тренинги, организация мероприятий по обмену опытом, в т.ч. с другими субъектами Российской Федерации

2.2. Низкая мотивация специалистов ответственного исполнителя к повышению качества деятельности

Невыполнение заявленных показателей реализации государственной программы;

затягивание сроков реализации мероприятий

Разработка системы мер по стимулированию и мотивации персонала

 

9. Прогноз сводных показателей государственных заданий по предоставлению государственных услуг (выполнению работ)

 

         Сводных показателей государственных заданий по предоставлению государственных услуг (выполнению работ) не имеется.

 

10. Описание подпрограмм

 

Государственная программа содержит 5 подпрограммы: (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 27.05.2016 № 208)

«Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»;

«Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Забайкальского края в 2016 году»; (Дополнен - Постановление Правительства Забайкальского края от 06.04.2016 № 124)

Абзац; (Утратил силу - Постановление Правительства Забайкальского края от 27.05.2016 № 208)

«Развитие институтов рынка труда»;

«Создание условий для улучшения демографической ситуации в Забайкальском крае»;

обеспечивающая подпрограмма.

 

 

 

ПОДПРОГРАММА

«Активная политика занятости населения и социальная

поддержка безработных граждан»

 

(В редакции Постановлений Правительства Забайкальского края

 от 13.10.2015 № 518; от 13.11.2015 № 553;

от 06.04.2016 № 124; от 27.05.2016 № 208; от 31.03.2017 № 117;

от 21.11.2017 № 470)

 

Паспорт подпрограммы

«Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»

 

Ответственный исполнитель подпрограммы

Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (В редакции Постановлений Правительства Забайкальского края от 13.11.2015 № 553;  от 31.03.2017 № 117)

Соисполнители подпрограммы

(В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 31.03.2017 № 117)

Цели подпрограммы

Предотвращение роста напряженности на рынке труда Забайкальского края

Задачи подпрограммы

Прогнозирование ситуации на рынке труда;

содействие в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации на вакантные и создаваемые рабочие места, заявленные работодателями для привлечения иностранных работников;

повышение качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, оказываемых центрами занятости населения;

повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы путем профессиональной ориентации, психологической поддержки, социальной адаптации, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования незанятого населения с учетом потребности рынка труда;

содействие улучшению положения на рынке труда категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

сохранение и повышение профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

приведение содержания и структуры трудовых ресурсов в соответствие с потребностями рынка труда Забайкальского края. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 13.11.2015 № 553)

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2014-2020 годы.

Подпрограмма реализуется в один этап.

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы

 

Общий объем расходов на подпрограмму за счет бюджетных ассигнований краевого бюджета, а также иных источников составляет:

всего - 3425113,6тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 550263,0 тыс. рублей;

2015 год - 585136,2 тыс. рублей;

2016 год - 530030,7 тыс. рублей;

2017 год - 561915,6 тыс. рублей;

2018 год - 561533,3 тыс. рублей;

2019 год - 572148,4 тыс. рублей;

2020 год - 64 086,4 тыс. рублей;

из них за счет средств краевого бюджета - 219768,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 65054,0 тыс. рублей;

2015 год - 32531,3 тыс. рублей;

2016 год – 8019,9 тыс. рублей;

2017 год - 20000,0 тыс. рублей;

2018 год - 13144, 4 тыс. рублей;

2019 год - 16932,5 тыс. рублей;

2020 год - 64 086,4 тыс. рублей;

из них за счет средств федерального бюджета - 3205345,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 485209,0 тыс. рублей;

2015 год - 552604,9 тыс. рублей;

2016 год - 522010,8 тыс. рублей;

2017 год - 541915,6 тыс. рублей;

2018 год - 548388,9 тыс. рублей;

2019 год - 555215,9 тыс. рублей. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 31.03.2017 № 117)

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации подпрограммы

Доведение к 2020 году:

коэффициента напряженности на рынке труда Забайкальского края до 2,0 единиц;

доли работодателей, заявивших о потребности в иностранных работниках, с которыми заключены соглашения об использовании иностранной рабочей силы, в общей численности работодателей, от числа работодателей, получивших квоту на предстоящий год, до 50,0 %;

доли трудоустроенных граждан в общей численности обратившихся граждан до 44,0 %;

количества граждан, охваченных мероприятиями по трудоустройству, до 18000 человек;

численности безработных граждан, которым оказаны консультационные услуги, в том числе поддержка предпринимательской инициативы, до 265 человек;

доли граждан, получивших услугу по информированию о положении на рынке труда, от численности экономически активного населения до 17,0 %;

численности граждан, трудоустроенных на временные работы, до 12000 человек;

численности граждан, получивших услуги по социальной адаптации и психологической поддержке, до 7000 человек;

численности граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации, до 19000 человек ежегодно;

численности безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости, приступивших к профессиональному обучению или к дополнительному профессиональному образованию по направлению органов занятости населения, до 2800 человек;

среднемесячной численности безработных граждан, получающих социальные выплаты, до 11533 человек. (В редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 31.03.2017 № 117)

 


Информация по документу
Читайте также