Расширенный поиск

Решение Городской Думы г. Ульяновска Ульяновской области от 08.09.2015 № 102

 

 

 

 

ГОРОДСКАЯ ДУМА

ГОРОД УЛЬЯНОВСК УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

 

 

от 08.09.2015                                                                                                    № 102

 

 

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития

муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ  «О стратегическом планировании в Российской Федерации», с учётом постановления Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 № 16/319-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года», в целях создания условий для социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» на долгосрочную перспективу, руководствуясь Уставом муниципального образования «город Ульяновск», Ульяновская Городская Дума

РЕШИЛА:

 

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года.

 

2. Рекомендовать Главе администрации города:

2.1. Обеспечить подготовку плана мероприятий по реализации Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года, с предусмотренным в нём подробным перечнем мероприятий, с установлением конкретных сроков исполнения и ответственных лиц, направленных на достижение целей, установленных Стратегией социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года;

2.2. Организовать детальное обсуждение утверждённой Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года в структурных подразделениях администрации города Ульяновска в целях подготовки предложений в План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 год.

2.3. Внести в план нормотворческой деятельности администрации города положения, предусматривающие принятия нормативных правых актов администрации города Ульяновска, регулирующих вопросы стратегического планирования в муниципальном образовании «город Ульяновск», указанные в части 6 статьи 11 Федерального закона от 28.06.2015 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

 

3. Предложить Главе администрации города Ульяновска:

3.1. В срок до 01.10.2015 проинформировать Главу города Ульяновска, Ульяновскую Городскую Думу об исполнении пункта 2 настоящего решения.

3.2. В срок до 01.12.2015 представить Главе города Ульяновска, в Ульяновскую Городскую Думу проект нормативного правого акта администрации города Ульяновска об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года.

 

4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Глава города Ульяновска                                                      М.П.Беспалова


УТВЕРЖДЕНА

решением Ульяновской Городской Думы

от  08.09.2015  № 102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД УЛЬЯНОВСК»

ДО 2030 ГОДА

 


ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

В тексте используются следующие термины с соответствующими определениями.

АИС — Автоматизированная информационная система

АНО — Автономная некоммерческая организация

АСИ — Агентство стратегических инициатив

АФЖС — Агентство по финансированию жилищного строительства

ВВП — Валовый внутренний продукт

ВПО — Высшее профессиональное образование

ВРП — Валовый региональный продукт

ВЦИОМ — Всероссийский центр изучения общественного мнения

ГРБС — Главный распорядитель бюджетных средств

ГЧП — Государственно-частное партнерство

ДГР — Дирекция городского развития

ДОУ — Дошкольные образовательные учреждения

ДПО — Дополнительное профессиональное образование

ДТП — Дорожно-транспортное происшествие

ЕГЭ — Единый государственный экзамен

ЕНВД — Единый налог на вмененный доход

ЕС — Европейский союз

ЕСН — Единый социальный налог

ЖКХ — Жилищно-коммунальное хозяйство

ЗПИФН — Закрытый паевой инвестиционный фонда недвижимости

ИКП — Индивидуальный карьерный план

ИК — Информационно-коммуникационные технологии

КО — Коммерческая организация

КПЭ — Ключевой показатель эффективности

КФУ — Ключевой фактор успеха

МИП — Малые индустриальные парки

МО и ТО — Предрейсовые медицинский и технический осмотры

МО — Муниципальное образование

МП — Муниципальная программа

МСБ — Малый и средний бизнес

МУП — Муниципальное унитарное предприятие

МФЦ — Многофункциональные центры

НА ФСКН — Национальное Агентство развития жилищных фондов социального и коммерческого найма

НАРЖФСК — ЗАО «Национальное агентство развития жилищных фондов социального и коммерческого найма жилья»

НИИ — Научно-исследовательский институт

НИОКР — Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

НКО — Некоммерческая организация

НПО — Начальное профессиональное образование

ОПЭФ — Операционная эффективность

ОПЕК — Организация стран - экспортеров нефти

ОТ — Общественный транспорт

ОЦО — Общий центр обслуживания

ПИИ — Прямые иностранные инвестиции

ПОЭЗ — Портовая особая экономическая зона

ПФО — Приволжский федеральный округ

РСО — Ресурсоснабжающие организации

РТ — Республика Татарстан

РФ — Российская Федерация

СМИ — Средства массовой информации

СНГ — Содружество Независимых Государств

СО РА — Сибирское отделение Российской Академии наук

СЭД — Система электронного документооборота

ТБО — Твердые бытовые отходы

ТОС — Территориальное общественное самоуправление

ТС — Транспортные средства

УК — Управляющие компании

УлГУ — Ульяновский Государственный Университет

УЛГТУ — Ульяновский Государственный Технический Университет

УЭСПИ — Управления по экономике, стратегическому планированию и инвестициям администрации города Ульяновска

ФЦП — Федеральная целевая программа

ЦСУ — Центр стратегического управления

ЦФО — Центральный федеральный округ

CRM — Система управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management)

M&A — Слияния и поглощения (Mergers and acquisitions)

R&D — Научные исследования и разработки (Research and development)


 

1. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД УЛЬЯНОВСК»

 

1.1.     1.1.     ТЕКУЩИЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

1.1.1.   1.1.1.   Существующие демографические, социально-экономические характеристики населения города, тенденции их изменения и целевые ориентиры

 

Тремя главными целями социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» (далее также – город Ульяновск, город, Ульяновск) являются высокое качество жизни, производительность и конкурентоспособность экономики, ресурсоэффективность и безопасность.

 

Основой методологического подхода при разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года стал тезис о том, что на достижение данных целей влияют 7 групп факторов:

Национальный фактор;

Конкурентоспособность и структура экономики;

Транспортная, логистическая и коммунальная инфраструктура;

Жилищная, социальная и общественная инфраструктура;

Бизнес и туристическая инфраструктура;

Эффективность государственных услуг;

Человеческий капитал и образование.

 

При этом действие национального фактора является внешней силой по отношению к городу Ульяновску, не является объектом управления со стороны администрации города и городского сообщества и поэтому в рамках данной стратегии рассматривается только как внешняя движущая сила, влияющая на сценарии развития города, в соответствующем разделе стратегии.

 

Рисунок 1 — 7 групп факторов, влияющих на достижение целей социально-экономического развития города

 

Диагностика социально-экономического состояния города включала все основные измерения развития города.

 

 

Рисунок 2 — Основные факторы социально-экономического состояния города

 

Группа факторов «Конкурентоспособность и структура экономики» включает в себя:

-               Портфель отраслевых кластеров;

-               Развитие секторов бизнес-услуг (например, финансы, маркетинг, юридические услуги);

-               Развитие инновационной инфраструктуры;

-               Уровень развития малого и среднего бизнеса (далее — МСБ);

-               Интеграцию в российскую и международную экономику.

Группа факторов «Бизнес и туристическая инфраструктура» включает в себя:

-               Доступность и качество офисных площадей;

-               Выставочные площади;

-               Гостиницы;

-               Административные условия ведения бизнеса.

Группа факторов «Человеческий капитал и образование» включает в себя такие факторы, как:

-               Демографическая ситуация;

-               Здоровье населения;

-               Миграция (межрегиональная и международная);

-               Общее образование;

-               Профессиональное образование, включая дополнительное профессиональное образование.

Группа факторов «Транспортная, логистическая и коммунальная инфраструктура» подразумевает:

-               Транспортную систему города;

-               Общественный транспорт;

-               Логистическую инфраструктуру;

-               Качество коммунальных услуг, надежность и эффективность коммунальных сетей города (энергосистема, тепло и водоснабжение и пр.).

Группа факторов «Жилищная, социальная и общественная инфраструктура» — это:

-               Доступность и качество жилья;

-               Обеспеченность школами, детскими садами;

-               Обеспеченность больницами, поликлиниками;

-               Обеспеченность досуга, а именно обеспеченность спортивными сооружениями и объектами культуры.

Наконец, эффективность государственных услуг подразумевает бюджетную эффективность и эффективность деятельности органов власти.

Предварительные результаты диагностики свидетельствуют о наличии проблемных зон в бизнес и туристической, транспортной, логистической и коммунальной инфраструктуре.

 

Рисунок 3 — Потенциальные проблемные зоны социально-экономического развития Ульяновска

 

Первичный статистический анализ позволяет говорить о наличии серьезных препятствий для развития города по таким факторам, как:

-               Интеграция в российскую и международную экономику;

-               Доступность и качество офисных и выставочных площадей;

-               Межрегиональная и международная миграция;

-               Общественный транспорт;

-               Логистическая инфраструктура;

-               Качество коммунальных услуг;

-               Обеспеченность школами и детскими садами.

Отсутствие существенных препятствий для развития города наблюдается по таким факторам, как: уровень общего образования в городе, транспортная система города, бюджетная эффективность и эффективность деятельности органов власти.

По результатам оценки текущего уровня социально-экономического развития и анализа структуры экономики Ульяновска выявлены ключевые проблемы и определены возможности для развития.

 

Рисунок 4 — Основные возможности для развития и ключевые проблемы города Ульяновска по результатам первичного статистического анализа

 

 

1.1.2.   1.1.2.   Показатели инфраструктурного развития муниципального образования «город Ульяновск»

 

1.1.2.1.     1.1.2.1.     Транспортная, логистическая и коммунальная инфраструктура

 

В группе факторов «Транспортная, логистическая и коммунальная инфраструктура» можно выделить четыре основных фактора:

-               Транспортная система города (фактор характеризуется густотой дорог относительно территории и густотой дорог относительно числа жителей муниципального образования).

-               Общественный транспорт (фактор характеризуется отношением количества пассажиров основных видов наземного общественного транспорта к численности населения и числом маршрутов основных видов общественного транспорта на 100 тыс. жителей).

-               Логистическая инфраструктура (фактор характеризуется объемом складских помещений на 1 км2 и на 1 млн. руб. валового регионального продукта (далее — ВРП)).

-               Коммунальные сети города (фактор характеризуется степенью износа коммунальных сетей, уровнем обновления коммунальных сетей, ценой электроэнергии и объёмом потребления различных видов коммунальных услуг).

 

По результатам первичного статистического анализа – сильные стороны города Ульяновск по данной группе факторов:

-               Быстрые темпы роста протяженности дорог;

-               Хорошая обеспеченность дорогами относительно числа жителей;

-               Высокая обеспеченность трамвайными маршрутами;

-               Относительно низкая цена на электроэнергию для всех потребителей;

-               Достаточно низкий уровень потребления жителями холодной воды и тепловой энергии.

 

Слабыми сторонами транспортной, логистической и коммунальной инфраструктуры являются:

1.        Относительно низкая плотность населения города.

2.        Густота дорог относительно площади территории находится на уровне ниже среднего.

3.        Низкий пассажиропоток и обеспеченность маршрутами общественного транспорта.

4.        Относительно средний уровень перевозки жителей трамваями.

5.        В сравнении с другими городами перевозка жителей троллейбусами развита достаточно слабо, обеспеченность троллейбусными маршрутами недостаточная.

6.        Автобусный общественный транспорт практически не развит.

7.        Уровень обеспеченности складскими помещениями ниже среднего.

8.        Относительно средняя степень износа водопроводной и канализационной сети, однако износ быстро увеличивается из-за низких темпов обновления и ремонта сети.

9.        Степень износа газовой сети выше среднего и постепенно увеличивается.

10.   Потребление электроэнергии жителями на уровне выше среднего.

 

Площадь муниципального образования «город Ульяновск» составляет 622 км2, что существенно превышает площади городов сравнения. Так, площадь Ижевска почти в два раза меньше, а площадь Тулы — в четыре. Вследствие этого плотность населения Ульяновска является самой низкой и составляет примерно 1 тыс. чел/км2.

 

Рисунок 5 — Площади городов сравнения и плотность их населения

 

Ульяновск не сильно удален от основных рынков сбыта: Москвы и Центрального федерального округа. Транспортная составляющая существенно влияет на себестоимость товаров, однако Ульяновск имеет преимущество по сравнению с Самарой, Ижевском, Набережными Челнами и Оренбургом. Дополнительная стоимость доставки до Москвы для Ульяновска составила 124 %. Она вычислялась, исходя из тарифа ОАО «РЖД» на перевозку неспецифического груза в крытом вагоне. За 100 % принималась наименьшая стоимость доставки — из Рязани.

 

Рисунок 6 — Расстояние городов группы сравнения до центра ЦФО и расчет дополнительной стоимости доставки

 

Протяженность дорог в Ульяновске растет быстрыми темпами и вполне соответствует количеству жителей муниципального образования.

 

 

Рисунок 7 — Густота дорог относительно территории и числа жителей муниципального образования

Жители Ульяновска используют общественный транспорт гораздо меньше, чем в большинстве городов сравнения[1][1].

 

 

Рисунок 8 — Пассажиропоток и обеспеченность маршрутами общественного транспорта

 

Несмотря на высокую обеспеченность трамвайными маршрутами, жители Ульяновска пользуются трамваем почти в два раза меньше жителей более крупных городов — Самары, Нижнего Новгорода и Саратова.

 

Рисунок 9 — Пассажиропоток и обеспеченность трамвайными маршрутами

 

Жители Ульяновска используют троллейбус гораздо меньше, чем в городах сравнения, а обеспеченность троллейбусными маршрутами также находится на низком уровне.

 

 

Рисунок 10 — Пассажиропоток и обеспеченность троллейбусными маршрутами

 

Автобусный общественный транспорт в Ульяновске практически не развит, что подтверждается сравнительно низкими показателями отношения количества пассажиров к численности населения и низкой обеспеченностью автобусными маршрутами.

 

 

Рисунок 11 — Пассажиропоток и обеспеченность автобусными маршрутами

 

В целом по Ульяновской области уровень обеспеченности складскими помещениями находится на уровне ниже среднего. Обеспеченность складами составляет 10,5 м3 на 1 км2 территории (средний показатель по городам сравнения — 23 м3) и 2,3 м3 на 1 млн. рублей ВРП (средний показатель по городам сравнения — 2,7 м3).

 

Рисунок 12 — Обеспеченность складскими помещениями

 

По данным Росстата степень износа тепловых и паровых сетей в Ульяновске относительно низкая благодаря планомерной работе по обновлению сетей. Уровень обновления тепловой сети является одним из самых высоких среди городов сравнения.

 

 

Рисунок 13 — Степень износа и уровень обновления тепловой сети

Степень износа уличной водопроводной сети и уличной канализационной сети в Ульяновске средняя, однако износ быстро увеличивается из-за низких темпов обновления и ремонта сети.

 

 

Рисунок 14 — Степень износа и уровень обновления уличной водопроводной сети

 

 

Рисунок 15 — Степень износа и уровень обновления уличной канализационной сети

Степень износа уличной газовой сети в Ульяновске выше среднего — 0,174 % и постепенно увеличивается, а уровень обновления уличной газовой сети относительно средний и немного растет.

 

 

Рисунок 16 — Степень износа и уровень обновления уличной газовой сети

 

Цена электричества в целом в Ульяновской области достаточно низкая и составляет 1,47 рублей / кВтч. При этом потребление электричества в Ульяновске на уровне выше среднего, что ниже, чем в Самаре, Тольятти и Пензе. Подробные данные о стоимости[1][2] и потреблении электроэнергии приведены на рисунке.

 

 

Рисунок 17 — Стоимость и потребление энергии

 

Потребление природного газа жителями Ульяновска в 2013 году составило 215 м3, что является относительно средним показателем, и жители Ульяновска достаточно бережно расходуют тепловую энергию в сравнении с другими городами.

 

 

Рисунок 18 — Потребление природного газа и тепловой энергии

 

Жители Ульяновска достаточно бережно расходуют холодную воду в сравнении с жителями других городов.

 

 

Рисунок 19 — Потребление горячей и холодной воды

 

 

1.1.2.2.     1.1.2.2.     Жилищная, социальная и общественная инфраструктура

 

В группе факторов городского развития «Жилищная, социальная и общественная инфраструктура» можно выделить пять основных факторов:

-               Доступность и качество жилья (фактор характеризуется такими показателями, как жилищная обеспеченность; площадь жилья, вводимого в эксплуатацию; доля непригодных для проживания жилых помещений (ветхое и аварийное жилье) в общей жилой площади; доля населения, проживающего в аварийном и ветхом жилье; удельный вес населения, переселенного из ветхого и аварийного жилья; удельный вес семей, получивших жилье, в числе семей, стоящих в очереди на жилье; доступность жилья по цене; стоимость жилищного кредита);

-               Обеспеченность школами, детскими садами (фактор характеризуется такими показателями, как: загруженность детских садов и обеспеченность школами);

-               Обеспеченность больницами, поликлиниками (фактор характеризуется такими показателями, как обеспеченность населения врачами; обеспеченность населения средним медицинским персоналом; обеспеченность населения поликлиниками; обеспеченность населения больничными койками);

-               Обеспеченность спортивными сооружениями (фактор характеризуется такими показателями, как обеспеченность населения стадионами, спортивными площадками, спортивными залами, плавательными бассейнами и детско-юношескими спортивными школами);

-               Обеспеченность культурными объектами (фактор характеризуется такими показателями, как обеспеченность и уровень участия населения в платных культурных мероприятиях; посещаемость театров и обеспеченность населения местами в театрах; посещаемость музеев и обеспеченность населения музеями; численность учащихся в школах искусств и обеспеченность населения школами искусств).

 

По результатам первичного статистического анализа можно назвать следующие сильные стороны города Ульяновск по данной группе факторов:

-               Средний уровень жилищной обеспеченности.

-               Относительно низкая стоимость жилья в сравнении с уровнем доходов населения.

-               Обеспеченность школами находится на относительно среднем уровне.

-               Относительно высокая обеспеченность средним медицинским персоналом.

-               Обеспеченность поликлиниками выше среднего, но постепенно сокращается.

-               Средний уровень обеспеченности спортивными залами и плавательными бассейнами.

-               Относительно высокая посещаемость музеев.

-               Обеспеченность школами искусств в Ульяновской области относительно высокая.

Слабыми сторонами города по данной группе факторов являются:

-               Относительно низкие темпы наращивания строительства жилья.

-               Быстрый рост доли ветхого и аварийного жилья.

-               Быстрый рост доли населения, проживающего в ветхом и аварийном жилье.

-               Относительно сложная ситуация с улучшением жилищных условий отдельных граждан и семей.

-               Относительно высокая загрузка детских садов.

-               Относительно низкая обеспеченность врачами.

-               Ульяновск уступает большинству городов сравнения по обеспеченности больничными койками.

-               Относительно низкая обеспеченность стадионами.

-               Средняя обеспеченность платными культурными мероприятиями.

-               Уровень участия населения в платных культурных мероприятиях относительно низкий.

-               Относительно низкие показатели обеспеченности театрами и посещаемости театров.

Жилищная обеспеченность в Ульяновске находится на среднем уровне, однако темпы строительства жилья ниже, чем в большинстве городов сравнения.

 

 

Рисунок 20 — Жилищная обеспеченность и строительство жилья

 

Доля ветхого и аварийного жилья в Ульяновске средняя, однако доля населения, проживающего в нем, растет значительными темпами.

 

Рисунок 21 — Доля ветхого и аварийного жилья и доля населения, проживающего в данном жилье

В Ульяновске относительно сложная ситуация с улучшением жилищных условий отдельных граждан, а получает жилье лишь относительно малая часть семей, нуждающихся в нем.

 

 

Рисунок 22 — Переселение из ветхого и аварийного жилья

 

В Ульяновске достаточно приемлемы как стоимость жилья – 45 тыс. рублей за 1 м2, так и стоимость жилищного кредита – 12,5 % по состоянию на 2013 год.

 

 

 

Рисунок 23 — Стоимость жилья и стоимость жилищного кредита

В Ульяновске наблюдается нехватка детских садов, а обеспеченность школами находится на относительно среднем уровне — полторы школы на 10 тыс. жителей.

 

 

Рисунок 24 — Обеспеченность детскими садами и школами

 

 

Рисунок 25 — Обеспеченность поликлиниками и больничными койками

 

Ульяновск отстает от городов сравнения по обеспеченности стадионами – 0,6 на 100 тыс. жителей, и жители города нуждаются в дополнительных спортивных площадках.

 

 

Рисунок 26 — Обеспеченность стадионами и плоскостными спортивными сооружениями

 

В Ульяновске средний уровень обеспеченности спортивными залами и плавательными бассейнами — 35 и 4 на 100 тыс. жителей соответственно.

 

 

Рисунок 27 — Обеспеченность бассейнами и спортзалами

Ситуация с обеспеченностью жителей Ульяновска детско-юношескими спортивными школами немного улучшается, но сохраняется на среднем уровне – 3,9 на 100 тыс. жителей.

 

 

Рисунок 28 — Обеспеченность детско-юношескими спортивными школами

 

Несмотря на хорошую обеспеченность платными культурными мероприятиями, уровень участия в них населения Ульяновской области довольно низкий.

 

 

Рисунок 29 — Обеспеченность платными культурными мероприятиями и уровень участия населения Ульяновской области в данных мероприятиях

 

Жители Ульяновской области посещают театры редко, что, возможно, обуславливается низкой обеспеченностью населения данными услугами.

 

Рисунок 30 — Посещаемость театров и обеспеченность местами в театрах

 

Несмотря на низкую обеспеченность музеями, жители Ульяновской области посещают музеи довольно часто по сравнению с жителями других субъектов сравнения.

 

Рисунок 31 — Посещаемость музеев и обеспеченность музеями в Ульяновской области

Несмотря на относительно высокую обеспеченность школами искусств в Ульяновской области, посещаемость школ находится на среднем уровне.

 

Рисунок 32 — Численность учащихся в школах искусств и обеспеченность школами искусств в Ульяновской области

 

1.1.2.3.     1.1.2.3.     Эффективность государственных услуг

 

В группе факторов «Эффективность государственных услуг» – 2 основных фактора:

-               Бюджетная эффективность (фактор характеризуется такими показателями, как: доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета муниципальных образований и уровень исполнения бюджета муниципальных образований по расходам).

-               Эффективность деятельности органов власти на данном этапе работы определяется рейтингом эффективности направлений политики региональной администрации.

 

Сильными сторонами Ульяновска по данной группе факторов можно назвать высокий уровень бюджетной эффективности и высокую оценку политики администрации региона предприятиями Ульяновской области.

В качестве основной слабой стороны можно отметить то, что для бизнеса не вполне ясны перспективы пространственного и инфраструктурного развития города.

 

 

Рисунок 33 — Бюджетная эффективность города Ульяновск

 

Предприятия Ульяновской области в целом высоко оценивают политику правительства региона и администрации города.

Из 13 направлений работы властей относительно негативные отзывы получили только три из них: территориальное планирование, жилье (строительство, доступность и обслуживание), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение и др.).

Эффективность деятельности правительства и администрации и отношения с бизнесом оцениваются на уровне выше среднего, борьба с коррупцией остается на приемлемом уровне.

 

Рисунок 34 — Оценка политики Правительства региона и администрации города предприятиями Ульяновска / Ульяновской области

1.1.3.        1.1.3.        Ключевые характеристики населения и инфраструктурного развития муниципального образования «город Ульяновск», в том числе в сопоставлении с аналогичными показателями в соседних муниципальных образованиях[1] Ульяновской области

 

1.1.3.1.     1.1.3.1.     Человеческий капитал и образование

 

В группе «Человеческий капитал и образование» пять основных факторов:

-               Демографическая ситуация (фактор характеризуется такими показателями, как: уровень рождаемости, уровень смертности, демографическая структура населения).

-               Здоровье населения (фактор характеризуется ожидаемой продолжительностью жизни, заболеваемостью, уровнем сброса загрязненных вод, уровнем выбросов вредных веществ в атмосферу, долей населения и учащихся, систематически занимающихся спортом).

-               Миграция населения (фактор характеризуется уровнем миграции населения в территориальном и возрастном разрезе).

-               Общее образование (фактор характеризуется такими показателями, как: охват детей услугами дошкольных образовательных учреждений, доля педагогов с высшим профессиональным образованием (далее — ВПО) в дошкольных образовательных учреждениях, уровень загруженности школьных учителей и средний балл единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) по русскому языку и математике).

-               Профессиональное образование (фактор характеризуется такими показателями, как уровень загруженности преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования; рейтинг вузов России и доля работников, получивших дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) и прошедших профессиональное обучение, в численности работников списочного состава).

 

Сильные стороны данной группы факторов:

-               Относительно хорошая демографическая ситуация, а именно относительно средний уровень рождаемости и низкий уровень смертности;

-               Продолжительность жизни на уровне выше среднего;

-               Относительное среднее качество экологической обстановки;

-               Относительно хорошая обеспеченность школьными учителями, преподавателями начального, среднего и высшего профессионального образования;

-               Относительно хорошие результаты школьников по обязательным предметам ЕГЭ.

 

Слабые стороны группы факторов «Человеческий капитал и образование»:

-               Доля молодого населения ниже среднего.

-               Заболеваемость жителей выше средней по РФ и быстро растет по большинству групп заболеваний.

-               Относительно высокий уровень заболеваемости социально-значимыми болезнями.

-               Быстрый рост уровня выбросов вредных веществ в атмосферу.

-               Население Ульяновска и Ульяновской области недостаточно активно вовлекается в здоровый образ жизни.

-               Масштабный миграционный отток из города населения в возрасте от 25 до 34 лет.

-               Уровень охвата детей услугами дошкольного образования и обеспеченность детских садов высококвалифицированными кадрами находится на уровне ниже среднего.

-               Относительно низкий рейтинг УлГУ по сравнению с ВУЗами городов сравнения.

-               Существует потенциал более активного повышения квалификации работников предприятий.

 

В Ульяновске демографическая ситуация достаточно хорошая: относительно средний уровень рождаемости, который при этом растет быстрыми темпами, и низкий уровень смертности.

 

 

Рисунок 35 — Уровень рождаемости и смертности

 

Доля молодого населения (до 17-ти лет) в Ульяновске ниже среднего – 16 %, а продолжительность жизни в целом по Ульяновской области[1][4] находится на относительно высоком уровне, составляя 70,6 лет — четвертый показатель среди выбранных регионов сравнения.

 

Рисунок 36 — Демографическая структура населения городов сравнения и продолжительность жизни в субъектах сравнения

 

Заболеваемость жителей Ульяновской области[1][5] выше средней по РФ и быстро растет по большинству групп заболеваний. Отмечено, что большая в сравнении со среднероссийским уровнем заболеваемость наблюдается для врожденных аномалий, травм, отравлений, болезней мочеполовой системы, нервной системы, эндокринной системы и расстройства питания, глаза, уха, костей, мышц и тканей, органов пищеварения и дыхания, системы кровообращения.

 

Рисунок 37 — Заболеваемость в Ульяновской области

 

В 2013 году в Ульяновской области наблюдался относительно высокий уровень заболеваемости социально-значимыми болезнями: ВИЧ, туберкулезом, наркоманией и алкоголизмом (наибольший показатель в группе сравнения – 128 человек на 100 тыс. населения).

 

Рисунок 38 — Заболеваемость социально-значимыми болезнями в субъектах сравнения

Экологическая ситуация в Ульяновске в целом нормальная, однако качество воздуха постепенно ухудшается. Уровень выбросов вредных веществ в атмосферу и воду приведен на рисунке.

 

Рисунок 39 — Экологическая ситуация в городах сравнения

 

Население Ульяновска и Ульяновской области недостаточно активно вовлекается в здоровый образ жизни, доля населения, занимающегося спортом, в том числе студентов, ненамного уступает среднему значению по городам сравнения.

Рисунок 40 — Доля населения, занимающегося физической культурой и спортом

 

Ульяновская область растрачивает свой кадровый потенциал из-за высокого показателя миграционного оттока лиц как трудоспособного – 2 814 чел., так и моложе трудоспособного возраста. Подробные данные для 14-ти субъектов РФ, включая Ульяновскую область, приведены на рисунке.

 


Информация по документу
Читайте также