Расширенный поиск
Постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 № 16/319-П
г. Ульяновск Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года (В редакции Постановлений Правительства Ульяновской области от 31.03.2016 № 132-П; от 13.12.2016 № 616-П) В целях сохранения положительных тенденций и создания благоприятных условий для дальнейшего социально-экономического развития Ульяновской области на долгосрочную перспективу Правительство Ульяновской области п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года. 2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 августа 2015 года. Губернатор – Председатель Правительства области С.И.Морозов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Ульяновской области от 13 июля 2015 г. № 16/319-П СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года (В редакции Постановлений Правительства Ульяновской области от 31.03.2016 № 132-П; от 13.12.2016 № 616-П) Общие положения о Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года (далее также – Стратегия) является документом стратегического планирования, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного управления в Ульяновской области на долгосрочный период. Стратегия разработана на основании Закона Ульяновской области от 08.05.2015 № 54-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением стратегического планирования на уровне Ульяновской области» и с учётом следующих нормативных правовых актов: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р); Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 165-р); указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-606; Указ Президента Российской Федерации от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» в части разработки ключевых показателей эффективности реализации Стратегии. При разработке Стратегии учтены основные положения отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, определяющих меры по реализации государственной политики в различных сферах социально-экономического развития Российской Федерации. В Стратегии учтены также народные инициативы в Ульяновской области. Стратегия включает в себя: оценку текущего уровня развития и конкурентоспособности Ульяновской области; миссию Правительства Ульяновской области при обеспечении социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года; сценарии развития Ульяновской области до 2030 года; стратегические приоритеты, цели и задачи развития Ульяновской области до 2030 года; показатели результативности реализации Стратегии; долгосрочные проекты Правительства Ульяновской области; оценку ресурсов, необходимых для реализации Стратегии; народные инициативы в Ульяновской области; информацию о государственных программах Ульяновской области, утверждаемых в целях реализации Стратегии; ожидаемые результаты реализации Стратегии и механизмы их достижения.
1. Оценка текущего уровня развития и конкурентоспособности Ульяновской области Ульяновская область является регионом с развитым промышленным потенциалом, в структуре которого значительное место занимают высокотехнологичные отрасли. При этом результатом инвестиционной активности последних лет стала определённая диверсификация экономики, что служит фактором большей экономической стабильности. В целом удовлетворительным является уровень инфраструктурного обустройства Ульяновской области. Наличие развивающейся портовой особой экономической зоны, уникальные характеристики аэропорта «Ульяновск-Восточный», достаточно высокая плотность железнодорожных путей и автомобильных дорог с твёрдым покрытием создают определённые преимущества для развития региона. В качестве привлекательного фактора для потенциальных работодателей следует также отметить невысокий по сравнению с Приволжским федеральным округом (далее – ПФО) и Российской Федерацией уровень стоимости трудовых ресурсов в сочетании с высокой долей в трудоспособном населении лиц, имеющих среднее профессиональное образование. В Ульяновской области накоплен положительный опыт привлечения иностранных инвестиций и взаимодействия с зарубежными инвесторами. Успешно функционирует акционерное общество «Корпорация развития Ульяновской области» (далее – АО «Корпорация развития Ульяновской области»), развиваются индустриальные парки и промышленные зоны. 1.1. Конкурентные преимущества Ульяновской области 1.1.1. Ульяновская область – регион высокотехнологичной обрабатывающей промышленности Доля обрабатывающей промышленности в валовом региональном продукте (далее – ВРП) Ульяновской области составляет 22 процента. Отличительной чертой специализации региона является высокая концентрация на его территории организаций высокотехнологичной обрабатывающей промышленности. Ведущими отраслями обрабатывающей промышленности являются такие высокотехнологичные отрасли, как машиностроение, автомобилестроение, авиастроение (таблица 1). Таблица 1 Высокотехнологичные ведущие отрасли обрабатывающей промышленности в Ульяновской области
Ульяновская область имеет существенный технологический, производственный, инфраструктурный и кадровый потенциал, а также ресурсы для дальнейшего развития высокотехнологичных производств на своей территории. 1.1.2. Ульяновская область – регион, привлекательный для инвестиций Инвестиции в основной капитал в Ульяновской области (в ценах 2012 года) выросли с 2007 по 2012 год на 38 процентов (в Российской Федерации на 23 процента, в ПФО – на 14 процентов). Ульяновская область – среди лидеров в ПФО по темпам роста валового накопления основного капитала в расчёте на душу населения. С 2000 года значение данного показателя увеличилось в текущих ценах более чем в 14 раз. Доля инвестиций в основной капитал в объёме ВРП по итогам 2012 года составила около 30 процентов, что существенно превышает значения соответствующего показателя в Российской Федерации и ПФО. Ульяновская область – лидер ряда рейтингов, объектом исследования которых является инвестиционный климат регионов России, носитель передового опыта государственного управления в части сопровождения инвестиционных проектов на территориях субъектов Российской Федерации. С учётом бизнес-процессов, применяемых в регионе, разработан региональный инвестиционный стандарт. 1.1.3. Ульяновская область – регион, открытый инновациям, обладающий высоким научно-техническим потенциалом Количество организаций в Ульяновской области, выполняющих научные исследования и разработки, за период с 2002 по 2012 год увеличилось почти в полтора раза. По количеству патентов, полученных на одного работника, занятого научно-исследовательскими работами, Ульяновская область находится в числе лучших регионов России. Практика государственного управления на территории Ульяновской области характеризуется высоким уровнем восприимчивости органов государственной власти Ульяновской области к инновациям и способностью внедрять комплексные решения в отношении всего региона. При непосредственном участии органов государственной власти Ульяновской области реализованы или находятся на стадии реализации следующие проекты: создание инновационных кластеров и включение их в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров в Российской Федерации. Такими кластерами являются ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда, консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»; создание портовой особой экономической зоны на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области; формирование комплекса промышленных зон на территории Ульяновской области; формирование инвестиционной инфраструктуры во всех муниципальных образованиях Ульяновской области (городских округах и муниципальных районах). 1.2. Внутренние факторы, ограничивающие развитие Ульяновской области 1.2.1. Сокращение численности населения, нехватка квалифицированных трудовых ресурсов Население Ульяновской области ежегодно сокращается, причём как вследствие естественных факторов, так и ввиду миграционного оттока. С 2003 по 2012 год численность населения сократилась на 105 тыс. человек. В Ульяновской области наблюдается стабильная естественная убыль населения. По итогам 2012 года коэффициент естественного прироста (убыли) населения составил 2,7 в расчёте на 1000 человек, тогда как по Российской Федерации значение данного показателя составило 0,0. В регионе ежегодно фиксируется существенный отток населения, в том числе и по сравнению с близлежащими субъектами Российской Федерации. Коэффициент миграционного прироста (убыли) отрицателен и составляет 3,3 в расчёте на 1000 человек населения по итогам 2012 года. В то же время в Российской Федерации значение данного показателя составляет 2,1. Для региона также характерны: высокий уровень заболеваемости населения, в том числе болезнями социального характера: наркоманией, алкоголизмом и алкогольными психозами, сахарным диабетом, злокачественными новообразованиями и активным туберкулёзом; высокая доля экономически активного населения, имеющего исключительно среднее общее образование (23,4 процента, в Российской Федерации – 19,9 процента); относительно низкая численность лиц с высшим образованием (27,2 процента, в Российской Федерации – 30,4 процента); относительно низкая численность студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования (387 на 10000 человек населения, в Российской Федерации – 523). Ввиду демографических, миграционных и других причин экономика Ульяновской области испытывает недостаток высококвалифицированной рабочей силы. 1.2.2. Уязвимость экономики Ульяновской области перед внешними экономическими шоками Последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов существенным образом отразились на экономике Ульяновской области. Индекс промышленного производства в 2009 году составил 92,6 процента, а ряд отраслей экономики по итогам 2012 года так и не достигли результатов, зафиксированных по итогам докризисного 2007 года. По итогам 2013 года индекс промышленного производства составил 99,3 процента относительно 2012 года. Основной причиной уязвимости экономики Ульяновской области является недостаточный уровень её диверсификации и конкурентоспособности. Имеет место, с одной стороны, наличие в Ульяновской области небольшого количества крупных организаций, а с другой стороны – зависимость крупных организаций Ульяновской области от финансовой поддержки, а также наличия заказов на поставку товаров за счёт средств федерального бюджета. Это прежде всего организации автомобильной и авиационной промышленности, а также отрасли строительства, которые помимо этого испытывают существенное давление со стороны импорта. Негативным фактором является относительно низкий уровень производительности труда, отставание темпов роста производительности труда в Ульяновской области от темпов роста реальной заработной платы, что не позволяет компенсировать демографические процессы, снижать производственные издержки. 1.2.3. Неравномерное пространственное развитие Ульяновской области Для Ульяновской области характерны существенные межмуниципальные различия практически по всем направлениям социально-экономического развития. Во-первых, существенные различия наблюдаются в части демографической ситуации. Только в двух муниципальных образованиях Ульяновской области «город Ульяновск» и «город Новоульяновск» зафиксировано увеличение численности населения за 2009-2013 годы. Стабильная численность населения также зафиксирована в муниципальном образовании «Чердаклинский район» Ульяновской области. В остальных городских округах и муниципальных районах зафиксировано существенное снижение численности населения в среднем на 7,5 процента. Самый высокий уровень убыли населения отмечен в Кузоватовском (15,8 процента), Новомалыклинском (10,8 процента), Майнском (10,4 процента) и Ульяновском (10 процентов) муниципальных районах, в 12 муниципальных районах численность населения сократилась на 5-10 процентов. Во-вторых, муниципальные образования Ульяновской области существенным образом различаются в части экономического развития. В частности, на пять муниципальных образований Ульяновской области (города Ульяновск и Димитровград; муниципальные районы Сенгилеевский, Чердаклинский и Мелекесский) приходится 87,3 процента инвестиций в основной капитал среди крупных и средних организаций. Соответственно, на оставшиеся 19 муниципальных образований Ульяновской области приходится лишь 12,7 процента инвестиций. При общем низком уровне заработной платы в Ульяновской области наблюдаются также существенные межмуниципальные различия в заработной плате работников, достигающие 70-100 процентов. В-третьих, существенные межмуниципальные различия имеются в части социальной инфраструктуры. В частности, обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом может отличаться на 100 процентов при достаточно низком уровне обеспеченности врачами, характерном для региона в целом. 1.2.4. Несбалансированность областного бюджета Ульяновской области и недостаточное развитие сферы финансовых услуг Несбалансированность областного бюджета Ульяновской области (далее – областной бюджет) является существенным препятствием к дальнейшему устойчивому развитию Ульяновской области. В Ульяновской области выявлена проблема существенного роста государственного долга за период с 2008 по 2012 год. В номинальных значениях с 2008 по 2012 год объём долговых обязательств вырос практически в 9 раз. Государственный долг Ульяновской области в 2012 году составил 25 процентов от доходов консолидированного бюджета Ульяновской области за этот период. По итогам 2012 года Ульяновская область занимала 9-е место по среднедушевым денежным доходам в ПФО, которые составили 16350,6 рубля. Это составляет лишь 66 процентов от среднедушевых доходов жителя Самарской области, являющейся лидером данного рейтинга. Данная ситуация не способствует повышению привлекательности региона для потенциальных трудовых мигрантов из близлежащих регионов ПФО и провоцирует миграцию населения из Ульяновской области. Низкий уровень развития банковской системы на территории Ульяновской области также является препятствием к достижению высоких темпов экономического роста. В Ульяновской области зафиксирована меньшая численность кредитных организаций и их филиалов, нежели в субъектах Российской Федерации – лидерах ПФО. В частности, в 2013 году в Ульяновской области осуществляли свою деятельность только три кредитные организации, тогда как в Республике Татарстан – 22, в Самарской области – 18, в Нижегородской области – 12. Ульяновская область делит 10-11-е места с Кировской областью по количеству кредитных организаций. Такая же ситуация сложилась и в отношении филиалов кредитных организаций. Объём банковских вкладов юридических лиц в Ульяновской области в расчёте на одну организацию (в российской и иностранной валюте) по итогам 2012 года является самым низким среди всех субъектов Российской Федерации в ПФО: 171 тыс. рублей (в среднем по ПФО – 608 тыс. рублей, в Российской Федерации – 533 тыс. рублей). Необходимо отметить и тот факт, что организации Ульяновской области в среднем имеют более низкий уровень задолженности по кредитам, чем в среднем по ПФО и Российской Федерации (2694 тыс. рублей в Ульяновской области, 3155 тыс. рублей в ПФО и 4007 тыс. рублей в среднем по России). Несмотря на более низкий уровень задолженности по кредитам, организации в Ульяновской области имеют высокий уровень задолженности относительно валового дохода. По итогам 2012 года накопленные кредитные обязательства составляли 25 процентов валового дохода организаций в Ульяновской области (в ПФО – 18,52 процента, в Российской Федерации – 22,34 процента). По данному показателю Ульяновская область занимает 11-е место в ПФО (11 филиалов). Также доля финансового сектора в ВРП Ульяновской области составляет 0,3 процента, тогда как в среднем по субъектам Российской Федерации значение показателя составляет 0,6 процента, а по ПФО – 0,5 процента. 1.2.5. Недостаточно привлекательные условия для жизни в Ульяновской области Наряду с достаточно высоким уровнем обеспеченности жильём в Ульяновской области отмечается существенный физический и моральный износ основных фондов коммунальной инфраструктуры, что усугубляется недостаточностью финансовых средств для их обновления. В настоящее время износ котельных составляет 65 процентов, сетей теплоснабжения – 60 процентов, сетей водоснабжения – 72 процента, сетей водоотведения – 77 процентов. Уровень износа объектов инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства оказывает непосредственное негативное влияние на возможность реализации новых инвестиционных проектов, на стабильную работу организаций и жизнеобеспечение населения. Кроме того, в Ульяновской области жилые дома, имеющие доступ к инженерным коммуникациям, как правило, составляют меньшую долю, чем в среднем по Российской Федерации и ПФО. Дополнительным фактором, свидетельствующим о недостаточно высоком уровне привлекательности Ульяновской области в качестве места проживания, является низкое качество зданий и сооружений учреждений социальной сферы. В частности, по итогам 2012 года 40 процентов зданий учреждений здравоохранения в Ульяновской области требовали капитального ремонта. Похожая ситуация складывается и в сфере образования: по итогам 2012 года 27 процентов зданий общеобразовательных организаций в Ульяновской области требовали капитального ремонта. В сфере физической культуры и спорта в регионе наблюдается низкий уровень обеспеченности объектами спортивной инфраструктуры: спортивными залами Ульяновская область обеспечена на 64 процента от норматива (9-е место в ПФО), плоскостными сооружениями – на 27 процентов от норматива (8-е место в ПФО), а бассейнами – на 7,5 процента (10-е место в ПФО). Стоит также отметить, что из 57 объектов государственных учреждений культуры 18 требуют капитального или текущего ремонта помещений, фасадов зданий. Естественным ограничением к оформлению Ульяновской области в качестве комфортного места для проживания является достаточно высокая доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям. По итогам 2012 года более 60 процентов автомобильных дорог регионального значения находились в ненормативном состоянии. В результате неравномерная и нестабильная экологическая ситуация в Ульяновской области препятствует её стабильному развитию. Так, город Ульяновск по состоянию загрязнения атмосферного воздуха на территории ПФО в 2012 году входил в десятку городов с высоким уровнем загрязнения, что усугубляется отсутствием надёжной системы мониторинга окружающей среды. Загрязнённость воды в Куйбышевском водохранилище на реке Волге, являющемся основным источником формирования водных ресурсов Ульяновской области, постоянно увеличивается. В 2012 году класс качества воды водохранилища изменился и снизился с 3 «А» до 3 «Б», вода характеризуется как «очень загрязнённая». При этом в Ульяновской области отмечены достаточно низкие в ПФО объёмы инвестиций, направленных на охрану и рациональное использование водных ресурсов (54,9 млн. рублей по итогам 2012 года; в Республике Башкортостан – 1651 млн. рублей, в Республике Татарстан – 1611 млн. рублей, в Самарской области – 595 млн. рублей). 1.3. Внешние факторы, ограничивающие развитие Ульяновской области 1.3.1. Сильные регионы-конкуренты Близлежащие к Ульяновской области регионы, такие как Республика Татарстан и Самарская область, характеризуются более высокими уровнями ВРП на душу населения, среднемесячной заработной платы работников и более устойчивой демографической ситуацией. По итогам 2012 года Ульяновская область занимала 9-е место среди субъектов Российской Федерации в ПФО по размеру денежных доходов в среднем на душу населения со значением 16351 рубль, что существенно ниже субъектов Российской Федерации – лидеров по данному показателю: Самарской области (24683 рубля), Республики Татарстан (24010 рублей), Пермского края (23270 рублей), Нижегородской области (21518 рублей), Республики Башкортостан (21259 рублей). В долгосрочной перспективе необходимость достижения уровня жизни населения в Ульяновской области, сопоставимого с уровнем жизни в Республике Татарстан, Самарской и Нижегородской областях, становится одной из первоочередных задач. 1.3.2. Существенный уровень конкуренции в основных отраслях промышленности Ульяновской области Ключевые отрасли промышленности Ульяновской области имеют также достаточно сильные позиции и в регионах ПФО. В первую очередь это касается таких высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности, как: производство автомобилей (средний рост показателей деятельности отрасли в Российской Федерации за 2007-2012 годы – 141 процент, в ПФО – 86 процентов, в Ульяновской области – 81 процент); производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей (средний рост показателей деятельности отрасли в Российской Федерации за 2007-2012 годы – 109 процентов, в ПФО – 118 процентов, в Ульяновской области – 96 процентов); производство контрольно-измерительных приборов (средний рост показателей деятельности отрасли в Российской Федерации за 2007-2012 годы – 150 процентов, в ПФО – 178 процентов, в Ульяновской области – 551 процент); производство летательных аппаратов, включая космические (средний рост показателей деятельности отрасли в Российской Федерации за 2007-2012 годы – 109 процентов, в ПФО – 113 процентов, в Ульяновской области – 216 процентов). При наличии высоких темпов роста показателей деятельности приборостроительной отрасли и отрасли авиационной промышленности, показатели деятельности организаций в Ульяновской области в целом ниже показателей деятельности организаций-конкурентов в высокотехнологичных отраслях иных субъектов Российской Федерации в ПФО. Так, по производству автомобилей Ульяновская область занимает лишь 5,6 процента рынка в ПФО («падающий» рынок), по производству частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей – 14,4 процента рынка ПФО («падающий» рынок), по производству контрольно-измерительных приборов – 10,5 процента, по производству летательных аппаратов, включая космические, – 2,6 процента рынка ПФО. Важно отметить, что по особо значимым для Ульяновской области отраслям она не занимает доминирующего положения, что также является вызовом для долгосрочного развития отрасли. 1.3.3. Недостаточно выигрышное транспортно-географическое положение, неполное использование резервов развития транспортной системы Транспортно-географическое положение Ульяновской области, как и всего ПФО, можно охарактеризовать как транзитное, что даёт меньшие конкурентные преимущества по сравнению с другими регионами ПФО. По территории ПФО проходят важнейшие федеральные автомобильные дороги и железнодорожные магистрали, связывающие Центральный и Северо-Западный федеральные округа с Уральским, Сибирским и Дальневосточным федеральными округами, а также с Республикой Казахстан. Во-первых, административный центр Ульяновской области находится в стороне от основных транспортных путей: автомобильная дорога М7 и Основной ход Транссибирской железнодорожной магистрали проходят к северу от Ульяновской области, автомобильная дорога М5 и Южно-Уральский ход Транссибирской магистрали проходят через Николаевский и Новоспасский муниципальные районы, слабо связанные с остальной территорией Ульяновской области. Техническое состояние большинства автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на территории Ульяновской области не соответствует нормативным требованиям. Административные центры Республики Татарстан и Самарской области находятся непосредственно вблизи автомобильных дорог федерального значения М5 «Урал» и М7 «Волга», что обеспечивает лучшую транспортную доступность и дополнительные конкурентные преимущества для данных регионов. Во-вторых, существенная часть железнодорожных путей в Ульяновской области не электрифицирована. В частности, не электрифицированы железнодорожные пути «Инза – Ульяновск – Димитровград», «Казань – Ульяновск – Саратов». Данное обстоятельство является существенным ограничением для дальнейшего развития перевозок железнодорожным транспортом. Объём отправлений грузов железнодорожным транспортом общего пользования в расчёте на одну организацию в Ульяновской области является одним из самых низких в ПФО. В-третьих, объёмы пассажирских перевозок воздушным транспортом в Ульяновской области (в 2013 году пассажиропоток ульяновских аэропортов составил 0,16 млн. человек) существенно отстают от объёмов пассажирских перевозок в близлежащих Самарской области (2168 млн. человек) и Республике Татарстан (1847 млн.человек). Тем не менее аэропортами в городе Ульяновске демонстрируются существенные темпы роста пассажиропотока: за период с 2009 по 2013 год он увеличился в 2,7 раза. Вследствие существующих транспортных ограничений достаточно затруднительным представляется развитие логистической инфраструктуры в Ульяновской области (строительство современных складов, обустройство подъездных путей и т.д.), что также является существенным ограничением для достижения высоких темпов экономического роста в будущем. 1.4. Возможности, открывающиеся перед Ульяновской областью под влиянием внешних и внутренних факторов Ульяновская область обладает значительным потенциалом развития. Его более полное и эффективное использование предполагает фокусировку региональной экономической политики на приоритетных направлениях. Во-первых, необходимо полнее использовать потенциал высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности. Достаточным уровнем конкурентоспособности обладают организации в следующих отраслях: производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи; производство контрольно-измерительных приборов; производство автомобилей, прицепов и полуприцепов, прочих транспортных средств; производство судов, летательных и космических аппаратов. Ульяновская область может и далее использовать существующие заделы в вышеперечисленных отраслях в целях обеспечения экономического роста. Во-вторых, необходимо обеспечить дальнейшее развитие благоприятной инвестиционной среды и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. В регионе сформирована система кластерного развития ключевых отраслей, что позволяет удлинить производственные цепочки, локализованные полностью или преимущественно на его территории. В число приоритетных кластеров входят: ядерно-инновационный кластер; авиационный кластер; машиностроительный кластер; автомобильный кластер; кластер по производству строительных материалов; агропромышленный кластер. В-третьих, необходимо способствовать укреплению инфраструктуры в части привлечения инвестиций. Её основу на сегодняшний день составляют: портовая особая экономическая зона на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области; промышленная зона «Заволжье»; индустриальный парк на базе открытого акционерного общества «Димитровградский автоагрегатный завод»; промышленная зона «Карлинская»; индустриальный парк «Диамикс». Данные институты развития будут и впредь играть ключевую роль в экономическом развитии Ульяновской области. В-четвёртых, существенные запасы сырья для промышленности строительных материалов следует использовать в качестве ресурса потенциального лидерства Ульяновской области в добыче и производстве соответствующей продукции, а также дальнейшего развития строительной отрасли. В-пятых, имеющийся задел в сфере микроэлектроники, информационных технологий, производства навигационных систем, с одной стороны, позволяет удерживать устойчивые конкурентные преимущества Ульяновской области в оборонно-промышленном комплексе, а с другой – выдвигает задачу формирования кластера информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). В-шестых, следует продолжить формирование инфраструктуры, поддерживающей инновационные производства, как, например, Ульяновский нанотехнологический центр. В-седьмых, следует реализовать потенциал региона как одного из центров перевозки грузов воздушным транспортом, в том числе на основе развития общества с ограниченной ответственностью «Авиационная компания «Волга-Днепр», а также портовой особой экономической зоны на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области. Более детально направления развития Ульяновской области приведены в разделе 4 настоящей Стратегии. 1.5. Преодоление слабых сторон и нивелирование негативных факторов, ограничивающих развитие Ульяновской области Для компенсации влияния негативных факторов и ликвидации сложившихся отрицательных тенденций в экономике Ульяновской области необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях: 1) дальнейшая отраслевая диверсификация экономики. В настоящее время в основном сделан упор на развитие отраслей обрабатывающей промышленности. Для сбалансированного функционирования экономики в современных условиях следует стимулировать развитие иных отраслей, в том числе строительства (в долгосрочном периоде, после 2030 года), оптовой и розничной торговли, туризма, транспорта и связи, образования и деловых услуг. Обоснование выбора ведущих отраслей экономики представлено в разделе 3, а их перечень приведён в подразделе 3.2 настоящей Стратегии; 2) обеспечение сбалансированного пространственного развития. Пространственное развитие Ульяновской области должно формироваться на принципах полицентричности, что предполагает создание новых точек роста и зон опережающего развития регионального и межрегионального значения; 3) развитие рынка труда в соответствии с потребностями экономики Ульяновской области. Региону предстоит существенно повысить уровень своего развития для привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов. В целях нивелирования стагнации рынка труда будет решён комплекс задач и реализован ряд мероприятий в соответствии с подразделом 4.2.7 настоящей Стратегии; 4) стимулирование экспортной активности организаций. Необходимо существенно нарастить долю Ульяновской области в общероссийском экспорте за счёт эффективного нормативного регулирования сферы стимулирования экспортной активности организаций в Ульяновской области в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации (далее – ВТО), формирования результативной организационной среды, поддержки инновационно активных организаций, в том числе малого и среднего предпринимательства. Комплекс задач и мероприятий по улучшению ситуации в данной области приводится в подразделе 4.2.10 настоящей Стратегии, в том числе и на основании определённых приоритетов экономического и пространственного развития Ульяновской области; 5) ориентация деятельности образовательных организаций в Ульяновской области на потребности экономики. Необходимо провести инвентаризацию профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях оценки их эффективности с точки зрения удовлетворения потребностей экономики Ульяновской области, определить роль каждой из имеющихся образовательных организаций в экономике региона. Соответствующие мероприятия приведены в подразделах 4.1.4 и 4.2.7 настоящей Стратегии; 6) преодоление негативной демографической ситуации в Ульяновской области. Для преодоления данного фактора необходимо предпринять усилия по укреплению здоровья населения, повышению уровня рождаемости среди жителей Ульяновской области и её привлекательности с точки зрения развития карьеры как для местных жителей, так и для потенциальных высококвалифицированных мигрантов из иных субъектов Российской Федерации. В целях преодоления демографических проблем Ульяновской области будет решён комплекс задач и реализован ряд мероприятий в сферах демографической и социальной политики, а также политики в сферах здравоохранения и физической культуры в соответствии с подразделами 4.1.1-4.1.3 и 4.1.7 настоящей Стратегии; 7) создание для молодёжи привлекательных условий проживания в регионе. Молодёжь в Ульяновской области в настоящее время имеет довольно ограниченные стимулы к проживанию в Ульяновской области. Необходимо решить задачи по стимулированию деятельности молодёжных объединений в Ульяновской области, созданию условий для поддержки, продвижения по службе и повышения квалификации талантливой молодёжи в исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, стимулированию участия молодёжи в инновационных проектах. Комплекс целей, задач и мероприятий по данному направлению приведён в подразделе 4.1.8 настоящей Стратегии; 8) решение проблем в сфере транспортной инфраструктуры. Для решения проблем в сфере транспорта необходимы проведение реорганизации маршрутной сети и исключение возможности непродуктивной конкуренции автотранспорта общего пользования и железнодорожного транспорта в Ульяновской области, открытие новых маршрутов воздушного транспорта в субъекты Российской Федерации в ПФО и другие субъекты Российской Федерации, а также зарубежные аэропорты на основании результатов обследования по выявлению наиболее востребованных маршрутов. В отношении дорожного хозяйства в первую очередь следует поддерживать высокие объёмы финансового обеспечения этой отрасли. Комплекс целей, задач и мероприятий по данному направлению приведён в подразделах 4.1.10 и 4.2.5 настоящей Стратегии; 9) эффективная бюджетная политика, основанная на принципах программно-целевого управления. Недостаточное финансирование государственных программ, реализуемых в Ульяновской области, снижает результативность государственного и муниципального управления. Основными мероприятиями по данному направлению являются: переход на программный бюджет и соотнесение бюджетных расходов со стратегическими целями Ульяновской области, разработка и применение порядка приватизации государственного и муниципального имущества исходя из цели повышения качества жизни населения, разработка и применение порядков финансового обеспечения социальной сферы, разработка и применение порядков финансового обеспечения отраслей транспорта, жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ), дорожного хозяйства. Комплекс целей, задач и мероприятий по данному направлению представлен в подразделе 4.2.2 настоящей Стратегии; 10) повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (далее – ИОГВ) и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. ИОГВ и органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в настоящее время не в полной мере ориентированы на достижение результата в долгосрочной перспективе, о чём свидетельствует недостаточно проработанная система целей и задач органов государственной власти Ульяновской области и их мониторинга. Основными мероприятиями по повышению эффективности ИОГВ и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области являются: построение целостной системы стратегического управления путём разработки эффективных государственных программ, ежегодная оценка эффективности деятельности ИОГВ, а также оценка результатов на предмет соответствия стратегическим целям и задачам, внедрение принципов меритократии на государственной и муниципальной службе. Для повышения эффективности деятельности органов государственной власти Ульяновской области будет решён комплекс задач и реализован ряд мероприятий в соответствии с подразделом 4.2.4 настоящей Стратегии; 11) повышение уровня коммерциализации научных разработок, осуществляющихся в организациях. Несмотря на лидерство Ульяновской области в ряде рейтингов инновационной активности, региону необходимо улучшить значения таких показателей, как «объём инновационных товаров, работ, услуг» и «инновационная активность организаций». Комплекс задач и мероприятий для улучшения положения в данной области приводится в подразделе 4.2.1 настоящей Стратегии. 2. Миссия Ульяновской области при обеспечении социально- экономического развития Ульяновской области до 2030 года Миссия Ульяновской области заключается в росте благосостояния жителей региона и качества жизни, а также в повышении темпов экономического роста до уровня, превышающего среднероссийские показатели. Реализация миссии предполагает: создание условий для развития человеческого потенциала, в том числе за счёт превращения Ульяновской области в место, привлекательное для проживания, обучения, работы и отдыха; поддержание высокого уровня инвестиционной привлекательности региона и нивелирование инфраструктурных ограничений путём использования институтов развития; обеспечение высокого в сравнении с другими регионами уровня доходов населения благодаря формированию сбалансированной и конкурентоспособной региональной экономики с высоким уровнем производительности труда и существенной ролью малого и среднего предпринимательства; сближение муниципальных образований Ульяновской области по уровню социально-экономического развития как результат рациональной политики пространственного развития. Реализация миссии позволит выйти на траекторию стабильного социально-экономического развития к концу 2030 года и создать предпосылки для устойчивого развития Ульяновской области и на последующие периоды. Реализация миссии Ульяновской области требует концентрации деятельности ИОГВ и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области на следующих стратегических приоритетах развития Ульяновской области: развитие человеческого потенциала; формирование институциональной и инфраструктурной среды инновационного развития; обеспечение структурной диверсификации и инновационного развития экономики; сбалансированное пространственное развитие. 3. Сценарии (варианты) развития Ульяновской области до 2030 года В настоящем разделе представлены сценарии (варианты) развития Ульяновской области до 2030 года и их обоснования. Раздел включает: описание многофакторной модели, использованной для прогнозирования основных параметров социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года; описание сценариев развития Ульяновской области на период до 2030 года и их обоснования: а) описание сценариев развития Ульяновской области на период до 2030 года; б) результаты расчётов моделей долгосрочного социально-экономиче-ского развития Ульяновской области (сценарного моделирования); выбор целевого сценария развития Ульяновской области до 2030 года. 3.1. Описание многофакторной модели для прогнозирования основных параметров социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года Прогнозирование основных параметров социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2030 года осуществлялось с использованием имитационного сценарного моделирования экономических процессов, а также путём построения балансовой модели взаимосвязанных социально-экономических показателей развития Ульяновской области. Следующие предположения использовались в качестве базовых при процессе моделирования: высокий уровень зависимости параметров развития Ульяновской области в долгосрочном периоде от ожидаемой макроэкономической динамики Российской Федерации и экономической политики, проводимой на федеральном уровне; определяющее значение совокупного объёма инвестиций в экономику Ульяновской области за счёт всех источников финансирования для обеспечения перспективной положительной динамики валовой добавленной стоимости и производительности труда в Ульяновской области. Основная задача моделирования заключалась в расчёте перспективной динамики ВРП Ульяновской области в зависимости от изменения объёма инвестиций в экономику Ульяновской области за счёт всех источников. При этом в расчётах учитывались прогнозные значения соответствующих параметров для Российской Федерации. Прогнозные значения валового внутреннего продукта (далее – ВВП) России, объёма инвестиций, индексов-дефляторов и индекса потребительских цен были приняты в соответствии с базовым сценарием долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Министерством экономического развития Российской Федерации в ноябре 2012 года, в официальной редакции от 27.12.2013), а также всеми последовавшими изменениями. Все расчёты перспективных значений показателей осуществлены в реальном выражении. Для перехода к номинальным показателям использовались прогнозы соответствующих дефляторов и индексов потребительских цен для Ульяновской области, полученных в результате коррекции текущих региональных значений за 2012 год на прогнозное изменение аналогичных показателей для Российской Федерации. Значение показателя доли инвестиций в ВРП рассчитано на основе номинальных показателей. В рамках прогнозирования предложен инструментарий, позволяющий определить объём инвестиций, необходимый для достижения экономикой Ульяновской области опережающих темпов роста ВРП по сравнению с общероссийскими показателями, а также целевых параметров увеличения производительности труда и денежных доходов населения. Особую роль играет характер изменения количественных значений показателей, так как он отражает специфику разделения вариантов развития Ульяновской области на сценарии «Модернизация промышленности» и «Высокие технологии и креативный класс»1. _______________ 1 Описание сценариев представлено в разделе 3.2. При расчётах контрольным параметром выступала эластичность отклонений ВРП по инвестициям, рассчитанная по формуле:
где t – соответствующий год. Моделирование прогнозных значений средней эластичности строилось на основе следующих ограничительных предположений: ограничение коридором фактических значений средних отклонений показателей за период с 2005 по 2012 год; ограничения, установленные фактическими значениями показателей 2013 года, свидетельствующие о стагнации в экономике Российской Федерации и Ульяновской области; ограничения, установленные текущими политическими рисками, а также негативными оценками прогнозных значений динамики макроэкономических показателей Российской Федерации и регионов. При расчёте компонентов средней эластичности и общего значения средней эластичности осуществлена балансировка значений показателей всех блоков балансовой модели между собой, что обеспечило взаимосвязь значений итоговых показателей. Балансовая модель включает следующие основные блоки: динамика ВРП Ульяновской области и выпуска; численность населения по половозрастным группам; структура ВРП Ульяновской области по видам экономической деятельности и прогнозы выпуска отдельных секторов; структура ВРП Ульяновской области по источникам доходов; баланс денежных доходов и расходов населения Ульяновской области; инвестиции и их доля в ВРП Ульяновской области; уровень занятости населения. Сценарный прогноз численности населения Ульяновской области по половозрастным группам разработан Институтом демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и использовался в модели экзогенно при расчёте среднедушевого ВРП, денежных доходов населения, потенциально возможной численности занятых, динамики численности пенсионеров, а также получателей социальных льгот. Сценарии перспективной структуры ВРП по видам экономической деятельности разработаны с использованием оценок, основанных на проведённом анализе сложившейся структуры экономики, тенденций её изменения, а также экспертных рекомендаций по её реструктуризации, выработанных в ходе работы над Стратегией. Прогноз отраслевой структуры ВРП Ульяновской области строился по видам деятельности, зафиксированным в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД), так как именно в соответствии с ним представлены ретроспективные статистические данные, которые использовались при построении прогноза. Для тех отраслей, по которым имелись целевые установки на 2014 год (обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство), использовались целевые значения темпов роста. Прогноз отраслевой структуры производился в реальном исчислении, с учётом прогноза отраслевых дефляторов. Рамочными условиями прогноза выступали условия базовой модели социально-экономического развития Ульяновской области, принимавшиеся при прогнозировании отраслевой структуры в качестве экзогенных. Прогнозирование отраслевой структуры ВРП Ульяновской области осуществлялось в несколько этапов. 1-й этап – построение авторегрессионных моделей для каждой отрасли, на основе которых осуществлялся прогноз отраслевой динамики до 2030 года, то есть фактически выполнялся инерционный прогноз для каждой отрасли в отдельности. Затем была выстроена балансовая модель инерционного прогноза. 2-й этап – сценарные гипотезы, разработанные для социально-экономического прогноза, были переведены в набор отраслевых гипотез, отражающих специфику сценариев в отраслевом разрезе. Для каждого сценария были выделены ведущие отрасли (которые являются основными точками роста в сценарии), эти отрасли характеризуются темпом роста, опережающим темп роста ВРП, и увеличением их доли в ВРП на прогнозном горизонте. Далее сформулированы гипотезы о связи между ведущими отраслями и прочими отраслями с учётом социально-экономических особенностей каждого прогноза. 3-й этап – построены имитационные балансовые модели для каждого сценария, позволяющие варьировать инерционный прогноз с учётом сценарных гипотез. Модели учитывают связи прогнозируемых отраслевых переменных с социально-экономическими переменными (реальным ВВП, доходами населения, демографическими данными, динамикой инвестиций и бюджетными расходами, причём набор объясняющих переменных варьируется в зависимости от специфики отрасли); таким образом, осуществлялась связь социально-экономического прогноза с отраслевым. Дополнительно учитывалась взаимозависимость отраслей. Объясняющие переменные в большинстве своём носят лаговый характер с целью учёта различий в длительности общеэкономического цикла и циклов отдельных отраслей, а также различий в инерции кризисных процессов; длительность лагов оценивалась как на основе ретроспективных статистических данных по Ульяновской области, так и на основе оценок внешних экспертов. Укрупнённое представление о сравнительной динамике отраслей дано в таблице 2 подраздела 3.2 раздела 3. 4-й этап – симулирование сценарных условий для обоих сценариев и калибровка моделей. В качестве контрольных переменных выступали дифференциалы темпов роста между отраслями, между одноимёнными отраслями в двух сценариях и между отдельными отраслями и реальным ВРП. Итоговой контрольной переменной служили показатели накопленного (кумулятивного) роста по каждой отрасли. 3.2. Сценарии (варианты) развития Ульяновской области и их обоснования Сценарии социально-экономического развития Ульяновской области (далее также – сценарии развития) разработаны на основе гипотез о развитии экономики Российской Федерации согласно базовому сценарию социально-экономического развития Российской Федерации, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (в официальной редакции от 20.05.2014), и различаются качественными сценарными предпосылками развития Ульяновской области в зависимости от значений параметров социально-экономического развития: структурная трансформация экономики: ориентация на диверсификацию экономики и устойчивое развитие новых отраслей; уровень инвестиций в человеческий капитал: рост инвестиционных вложений в человеческий капитал в зависимости от потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах; обеспечение внутреннего спроса внутренним предложением: удержание растущих доходов населения на территории региона за счёт расширения внутреннего предложения товаров потребления и услуг; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|