Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.07.2011 № 271 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
08.07.2011 N 271
Утратило силу - Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики
от 29.06.2012 № 266
О государственном докладе
"О состоянии условий и охраны труда в
Чувашской Республике в 2010 году"
Кабинет Министров Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемый государственный доклад "О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2010 году". 2. Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обеспечить координацию деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля и надзора в области охраны труда, органами местного самоуправления в Чувашской Республике, профсоюзными организациями по выполнению приоритетных задач по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике. 3. Министерству культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики обеспечить освещение в средствах массовой информации основных положений государственного доклада. 4. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 июня 2010 г. N 190 "О государственном докладе "О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2009 году". 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Председатель
Кабинета Министров
Чувашской Республики О.Макаров СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .....................................................2 Раздел I. Охрана труда в системе социального партнерства в Чувашской Республике...............................5
Раздел II. Государственное управление охраной труда..........10 Раздел III. Государственный контроль и надзор в области охраны труда.............................................14 Раздел IV. Управление охраной труда на муниципальном уровне..20 Раздел V. Производственный травматизм ......................25 Раздел VI. Условия труда и профессиональная заболеваемость...44 Раздел VII. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, возмещение вреда, причиненного здоровью работников, реабилитация пострадавших на производстве......................................58 Раздел VIII. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация организации работ по охране труда в Чувашской Республике..............................64
Раздел IX. Обучение по охране труда..........................68 Раздел X. Информационное обеспечение охраны труда ..........72 Раздел XI. Задачи по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2011 году .................74
УТВЕРЖДЕН
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 08.07.2011 N 271
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД
"О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 2010 ГОДУ"
Чебоксары 2011 ВВЕДЕНИЕ
Государственный доклад "О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2010 году" (далее - государственный доклад) подготовлен Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики (далее - Минздравсоцразвития Чувашии) на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Чувашстат), Государственной инспекции труда в Чувашской Республике (далее - Гострудинспекция в Чувашской Республике), Государственного учреждения
- регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее - ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике), а также результатов работы органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в области охраны труда, объединений работодателей и профессиональных союзов Чувашской Республики. В нем представлена характеристика развития охраны труда в системе социального партнерства, системы государственного управления охраной труда, проанализированы деятельность в сфере государственного надзора и контроля за реализацией требований законодательства в области охраны труда, динамика и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, состояние условий и охраны труда, показатели экономической эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда, результаты работы по аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда, определены задачи по улучшению условий и охраны труда в 2011 году. Настоящий государственный доклад состоит из одиннадцати разделов.
Раздел I посвящен охране труда в системе социального партнерства в Чувашской Республике. В 2010 году в республике действовало 56 соглашений различного уровня, в том числе 1 республиканское соглашение, 11 республиканских отраслевых соглашений, 18 территориально-отраслевых, 26 территориальных трехсторонних соглашений. Велась работа по реализации Республиканского соглашения о
социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Региональным объединением работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" на 2008-2010 годы (далее также - Республиканское соглашение). По состоянию на 1 января 2011 г. в республике действовало 3734 коллективных договора, которыми охвачено 31,1% от общего количества действующих организаций. В разделе II проанализировано развитие государственной системы управления охраной труда в 2010 году, направленное на совершенствование инновационной системы мониторинга условий и охраны труда в республике, внедрение новых подходов на основе информационных
технологий и оценки профессиональных рисков, разработку и реализацию социальных проектов в сфере охраны труда. Продолжилась деятельность Межведомственной комиссии по охране труда, активно работали объединения работодателей и профсоюзов. Раздел III информирует о деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в области охраны труда. В результате их совместной работы в 2010 году проведено 288 комплексных проверок организаций, осуществляющих деятельность на территории Чувашской Республики, по соблюдению законодательства о труде и об охране труда. В ходе проверок выявлено 6284 нарушения требований охраны труда. Проверки проведены по всем видам экономической деятельности. Показатель эффективности привлечения к административной ответственности (административных штрафов) по Чувашии составил 1064 рубля, эффективности надзорной деятельности в расчете на одного инспектора - 45 рублей. В разделе IV проанализировано состояние управления охраной труда на муниципальном уровне. В прошедшем году продолжена работа по созданию служб охраны труда в организациях на территориях муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики. Они были созданы у 89,2% работодателей с численностью работающих более 50
человек. Во всех муниципальных районах и городских округах реализуются муниципальные программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих, утверждены ежегодные доклады о состоянии условий и охраны
труда, проводились месячники, семинары, совещания, круглые столы, выставки средств индивидуальной защиты и смотры-конкурсы по охране труда. Раздел V отражает состояние производственного травматизма в Чувашской Республике, которое характеризуется в целом снижением числа
пострадавших и погибших. За последние 10 лет произошло значительное снижение производственного травматизма. Если в 2001 году число пострадавших на 1000 работающих составляло 2,6, то в 2010 году - 1,4.
Количество погибших на производстве за этот период сократилось с 44 до 23, а общее количество пострадавших - с 823 до 347 человек. В 2010 году в 5 муниципальных районах и городских округах несчастные случаи на производстве не зарегистрированы (в 2009 году - также в 5 муниципальных образованиях), в 8 - отсутствуют несчастные случаи с тяжелыми последствиями (в 2009 году - в 11), в 18 - отсутствуют несчастные случаи со смертельным исходом (в 2009 году - в
17). Анализ показал, что в среднем в месяц травмы на производстве получали 28 работников, то есть почти каждый день регистрировались несчастные случаи на производстве, один раз в 16 дней - несчастный случай со смертельным исходом, один раз в 5 дней - несчастный случай с тяжелыми последствиями. Раздел VI характеризует условия труда и, как следствие, профессиональные заболевания. По данным Чувашстата, в Чувашской Республике в обследованных видах экономической деятельности 37 тыс. человек (38,7% от списочной численности) были заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, из них 11,9 тыс. женщин (32,2% от списочной численности). На рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, было занято 25,1 тыс. человек, или 26,2% работников обследованных организаций. По данным Минздравсоцразвития Чувашии, в 2010 году профессиональные заболевания
установлены у 43 больных (в 2009 году - у 46). Показатель профессиональной заболеваемости в расчете на 10000 работающих составил 1,13 (в 2009 году - 1,15). За последние 5 лет абсолютные показатели первичной профессиональной заболеваемости в республике снизились в 1,6 раза. Раздел VII представляет информацию о затратах на мероприятия по охране труда, скидках и надбавках к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о затратах на возмещение вреда, причиненного работникам трудовыми увечьями или профессиональными заболеваниями, а также о реабилитации пострадавших на производстве. На мероприятия по охране труда в 2010 году израсходовано 839,1 млн. рублей, или 127,4% от уровня 2009 года. В среднем на одного работника
было потрачено 4454,6 рубля (в 2009 году - 3371,6). В 2010 году 5 страхователей получили скидки к страховому тарифу на сумму 586,8 тыс.
рублей. На ежемесячные страховые выплаты застрахованным, пострадавшим
на производстве, и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, направлено 211,469 млн. рублей. Общий экономический эффект от реализации мероприятий в области охраны труда в 2010 году составил 25,25 млн. рублей, в том числе прямой экономический эффект от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 685,15 тыс. рублей. Раздел VIII характеризует развитие аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда. В 2010 году 199 организаций провели аттестацию
рабочих мест по условиям труда. В целом по республике за последние годы аттестацией рабочих мест по условиям труда охвачено 1240 организаций. Из общего числа аттестованных рабочих мест признаны оптимальными и допустимыми 7378 рабочих мест, или 50,6% от общего количества рабочих мест, где проведена аттестация рабочих мест по условиям труда за 2006-2010 годы. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда органами
по сертификации работ по охране труда в 2010 году выдано 19 сертификатов безопасности. В разделе IX проанализировано состояние обучения по охране труда.
В 2010 году в Чувашской Республике обучением по охране труда было охвачено 6204 человека (в 2009 году - 4614 человек), из них 2033 человека - это руководители и работники субъектов малого предпринимательства (в 2009 году - 1727 человек). Доля обученных работников по охране труда в расчете на 100 работающих составила 1,63
человека (в 2009 году - 1,21). Раздел X посвящен деятельности по информационному обеспечению охраны труда. В 2010 году проведены республиканский семинар-совещание
по охране труда для руководителей и специалистов организаций, республиканская научно-практическая конференция "Здоровье и безопасность работающих - 2010", республиканский месячник по охране труда, посвященный Всемирному дню охраны труда (28 апреля), 25 апреля
2010 г. в г. Чебоксары прошел День безопасности, выпущено 2 информационно-аналитических вестника "Охрана труда в Чувашской Республике" (N 1 (40) и 2 (41), издан ряд методических рекомендаций и
сборников по охране труда. В течение года также проводились различные
смотры-конкурсы по охране труда, выставки современных средств индивидуальной защиты. На Портале органов власти Чувашской Республики
в сети Интернет действует специализированный сайт "Охрана труда в Чувашской Республике" (www.ot.cap.ru). В средствах массовой информации опубликовано более 400 статей и информационных материалов по вопросам
охраны труда. В разделе XI обозначены основные задачи по улучшению условий и охраны труда в 2011 году. Раздел I
ОХРАНА ТРУДА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Система социального партнерства основывается на принятых нормативных правовых актах Российской Федерации и Чувашской Республики: Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральном законе "Об объединениях работодателей", Законе Чувашской Республики "О социальном партнерстве", Указе Президента Чувашской Республики от 29 ноября 1999 г. N 86 "О Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". В 2010 году основное внимание в работе Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Республиканская трехсторонняя комиссия) уделялось вопросам выполнения мероприятий по реализации Республиканского соглашения о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Региональным объединением работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" на 2008-2010 годы, сохранения стабильной социальной
обстановки в республике, создания оптимальных условий хозяйствования для организаций, направленных на повышение экономической эффективности, повышения уровня жизни жителей республики, недопущения
ухудшения условий социальной защиты отдельных категорий граждан. В истекшем году проведено 5 заседаний Республиканской трехсторонней комиссии, на которых рассмотрено 13 вопросов. В республике действуют 56 соглашений различного уровня, в том числе 1 республиканское соглашение, 11 республиканских отраслевых соглашений, 18 территориально-отраслевых, 26 территориальных трехсторонних соглашений. По состоянию на 1 января 2011 г. действовало 3734 коллективных договора, из них 2653 прошли уведомительную регистрацию. Количество коллективных договоров, представленных на уведомительную регистрацию, выросло по сравнению с предыдущим годом на 9,2%. Сведения о коллективных договорах представлены в таблице. Сведения о количестве коллективных договоров на конец
2010 года (с учетом пролонгированных)
———————————————————————————————————|————————————|————————————|————————————|————————————— Индикаторы | Всего по | Гострудин- | Управление | Приволж- | Чувашской | спекция в | Роспотреб- | ское управ- | Республике | Чувашской | надзора по | ление Рос- | 2010 год | Республике | Чувашской | технадзора | (2009 год) | | Республике | ———————————————————————————————————|————————————|————————————|————————————|————————————— Показатель эффективности при- 1,064 3,48 1,52 0,41 влечения к административной (0,22) ответственности (административ-
ных штрафов, тыс. рублей)
Показатель эффективности при- 0,012 0,05 0,00 0,01 остановленных работ (объектов) (0,02) Показатель эффективности над- 45,0 33,79 27,13 56,81 зорной деятельности (проверок на (81,05) одного инспектора)
С июля 2009 г. Гострудинспекцией в Чувашской Республике совместно
с Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики (далее - ТПП Чувашской Республики) и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" (далее - Чувашрессовпроф) реализуется социальный проект "Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей". Целями проекта являются: повышение привлекательности организаций и индивидуальных предпринимателей Чувашской Республики на рынке труда; более успешное продвижение товаров и услуг с использованием конкурентного преимущества производителей как обладателей сертификата
доверия работодателю; достижение нового качественного уровня защиты здоровья работников, обеспечение безопасных условий труда. Условием участия организаций и индивидуальных предпринимателей в реализации проекта является соответствие параметров их деятельности требованиям трудового законодательства. С момента начала реализации проекта сертификаты доверия работодателю были вручены 11 предприятиям
Чувашской Республики, из них 7 - в 2010 году. В 2010 году активно проводилась работа в области улучшения условий и охраны труда представителей и объединений работодателей в лице ТПП Чувашской Республики. Так, при непосредственном участии специалистов ТПП Чувашской Республики были организованы и проведены в
г. Чебоксары семинары по темам "Охрана труда на предприятиях среднего
и малого бизнеса" и "Новые нормативные акты по вопросам охраны труда и аттестации рабочих мест по условиям труда". В его работе приняли участие представители Гострудинспекции в Чувашской Республике, ГУ - РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике, Чувашрессовпрофа. Традиционно на ежегодной межрегиональной выставке "Регионы - сотрудничество без границ" была организована экспозиция современных спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Основное внимание в своей работе ТПП Чувашской
Республики уделяет устранению административных барьеров в развитии малого и среднего предпринимательства, информированию о положениях трудового законодательства, практической организации работ по охране труда в субъектах малого и среднего предпринимательства. Профсоюзы рассматривают вопросы защиты трудовых прав, охраны труда и промышленной безопасности в качестве приоритетного направления своей деятельности. Они проводят работу по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний, контролю
за созданием здоровых и безопасных условий труда на производстве в рамках Республиканского соглашения. Состояние условий и охраны труда в организациях, отраслях экономики Чувашской Республики находится на постоянном контроле республиканских комитетов профсоюзов и Чувашрессовпрофа. Ежемесячно до председателей республиканских организаций профсоюзов доводится информация о состоянии травматизма в республике. Профсоюзные комитеты
обсуждают на своих заседаниях каждый случай производственного травматизма и состояние условий и охраны труда в своих организациях. На постоянном контроле отдела охраны труда (технической инспекции) Чувашрессовпрофа находится вопрос об участии представителей профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве. Ежегодно на заседании президиума Чувашрессовпрофа утверждается список представителей профсоюзов для работы в комиссиях по расследованию несчастных случаев. Чувашрессовпрофом подписаны соглашения о взаимодействии с Гострудинспекцией в Чувашской Республике, Прокуратурой Чувашской Республики, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике), Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Приволжское управление Ростехнадзора). В них предусмотрено взаимодействие сторон по повышению эффективности государственного, отраслевого и общественного контроля за охраной труда, расширению взаимодействия в этой работе на всех уровнях управления, проведению совместного контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства в области охраны труда и промышленной безопасности. Отделом охраны труда Чувашрессовпрофа в 2010 году была продолжена
работа по защите интересов членов профсоюзов. Так, за прошедший год технической инспекцией труда Чувашрессовпрофа обследовано 19 организаций и предприятий на соответствие требованиям безопасности труда. 10 проверок проведено совместно с представителями рескомов профсоюзов, 9 проверок - совместно с Гострудинспекцией в Чувашской Республике, из них 1 - с участием прокуратуры Калининского района г. Чебоксары. По результатам проверок работодателям и должностным лицам выдано 19 предписаний и представлений на устранение 143 нарушений законодательных и других нормативных правовых актов в области охраны труда. Всего в 2010 году штатными и внештатными техническими инспекторами труда профсоюзов проведено 629 проверок, в ходе которых выявлено 3681 нарушение (устранено 3440, или 93,5% от выявленных нарушений). Основным звеном общественного контроля за охраной труда являются уполномоченные по охране труда, которые имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. В республике
избраны и действуют более трех тысяч уполномоченных по охране труда профессиональных союзов, которые в течение 2010 года провели 4110 проверок, выявили 9008 нарушений законодательных и других нормативных
правовых актов в области охраны труда, из них устранено 8715. Число уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов в расчете на 1000 членов профсоюза в 2010 году в республике составило 18,1 (в 2009
году - 24,1). В разрезе отраслевых профсоюзов наибольшее их число в следующих отраслях: автосельхозмашиностроение (27,3), агропромышленный комплекс (25,0), образование и наука (24,4), энергетика (21,4), жизнеобеспечение (19,9) (диаграмма). В целях активизации работы по охране труда в республике с 2000 года проводятся конкурсы на звание "Лучший уполномоченный профсоюзного комитета по охране труда". По итогам работы за 2010 год 5 профсоюзным
активистам было присвоено это звание. Число уполномоченных лиц по охране труда
в разрезе отраслевых профсоюзов
(в расчете на 1000 членов профсоюза)
Автосельхозмашиностроение 27,29 Автотранспорт и дорожное хозяйство 8,30 АПК 25,00 Госучреждения и общественное обслуживание 15,60 Здравоохранение 18,70 Культура 12,35 Лесная отрасль 5,00 Жизнеобеспечение 19,90 Образование и наука 24,40 Электросвязь и почтовая связь 15,00 Строительство и промышленность стройматериалов 12,30 Текстильная и легкая промышленность 14,80 Потребкооперация 8,89 Электропрофсоюз 21,40 Чувашрессовпроф 18,10 Другие 0,00 В большинстве коллективных договоров организаций республики предусматриваются гарантии деятельности уполномоченных лиц по охране труда, что положительно влияет на общие результаты работы по охране труда. Так, например, в коллективных договорах ГУЗ "Республиканская клиническая больница" Минздравсоцразвития Чувашии, ОАО "Промтрактор" предусмотрены все гарантии деятельности уполномоченных лиц по охране труда (обучение по охране труда за счет средств работодателя, предоставление рабочего времени для проведения общественного контроля, дополнительного оплачиваемого отпуска, меры морального и материального поощрения). В 2010 году Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2009 г. N 265-р был объявлен ежегодный всероссийский конкурс "Российская организация высокой социальной эффективности". Конкурс проводился в два этапа: на региональном и всероссийском уровнях. В конкурсную комиссию регионального этапа конкурса было представлено 16 заявок по 7 номинациям. Из них были выявлены и признаны следующие претенденты на I место в своей номинации: в номинации "За сокращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости" - Новочебоксарский филиал ОАО "САН ИнБев"; в номинации "За развитие кадрового потенциала" - Волжский филиал ГОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный институт" (Государственный технический университет), г. Чебоксары; в номинации "За формирование здорового образа жизни на предприятии" - ФГОУ ВПО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия", г. Чебоксары; в номинации "За развитие социального партнерства" - ОАО "Химпром", г. Новочебоксарск; в номинации "За участие в решении социальных проблем территорий и
развитие корпоративной благотворительности" - ОАО "Чувашавтодор", г. Чебоксары. Все претенденты на I место награждены дипломами Минздравсоцразвития Чувашии. В 2011 году развитие социального партнерства в Чувашской Республике направлено в первую очередь на выработку согласованных механизмов использования рабочей силы на рынке труда путем создания благоприятных условий для работы, возможностей профессионального роста, повышения уровня квалификации, уровня социальной защищенности,
недопущения массового высвобождения работников. Сторонами социального
партнерства подписано Республиканское соглашение о социальном партнерстве между Кабинетом Министров Чувашской Республики, Региональным объединением работодателей Чувашской Республики и Чувашским республиканским объединением организаций профсоюзов "Чувашрессовпроф" на 2011-2013 годы. Распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики от 31 мая 2011 г. N 190-р утвержден План мероприятий по реализации указанного соглашения. Раздел II ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории Чувашской Республики обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных
уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Все мероприятия по улучшению условий и охраны труда в Чувашской Республике проводились в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Республиканской целевой программой улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2008-2010 годы, принятой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики
от 29 ноября 2007 г. N 317 (далее также - Программа). В 2010 году завершилось выполнение Программы. Все мероприятия выполнены в полном объеме, целевые индикаторы достигнуты. Общие затраты по Программе за три года составили 633,370 млн. рублей (или 142,5% к запланированному объему с начала реализации Программы). Основной объем затрат (97,7%) составили внебюджетные средства - 618552,1 тыс. рублей. Наибольший объем средств израсходован на приобретение лечебно-диагностического оборудования для учреждений, проводящих медицинские осмотры работающих, - 206453,1 тыс. рублей (32,6% от общего объема затрат), на реабилитацию пострадавших на производстве - 141754,4 тыс. рублей (22,4%) и на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма - 88290,06 тыс. рублей (13,9%). Из республиканского бюджета Чувашской Республики на организационно-технические мероприятия выделено 19,3 тыс. рублей. Из местных бюджетов израсходовано 14798,6 тыс. рублей на организацию спортивных, физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни. Экономический эффект от снижения производственного травматизма составил 116724 тыс. рублей; экономический эффект от сохранения жизни человека трудоспособного возраста - 196776 тыс. рублей; экономический эффект от снижения различных выплат - 81000 тыс. рублей. Интегральная оценка результативности Программы составила 88,7 балла, что свидетельствует о ее высокой эффективности. В целях совершенствования нормативных правовых актов в области охраны труда в 2010 году приняты постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 апреля 2010 г. N 101 "О Республиканской целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2011-2013 годы", от 23 июня 2010 г. N 190 "О государственном докладе "О состоянии условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2009 году", внесены изменения в приказы Минздравсоцразвития Чувашии от 25 января 2008 г. N 20 "Об утверждении
схемы и системы показателей мониторинга условий и охраны труда" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Чувашской Республики 12 февраля 2008 г., регистрационный N 305) и от 1 апреля 2010 г. N 379 "Об утверждении методических рекомендаций по проведению мониторинга условий и охраны труда". Логическим продолжением Программы является Республиканская целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Чувашской Республике на 2011-2013 годы, направленная на снижение профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, улучшение условий и охраны труда, переход к системе управления профессиональными рисками на всех уровнях охраны труда. Предполагаемый общий объем ассигнований на финансирование указанной программы составляет 506840,2 тыс. рублей, из них из республиканского бюджета Чувашской Республики - 9493,7 тыс. рублей, местных бюджетов - 495 тыс. рублей, внебюджетных средств - 496851,5 тыс. рублей. Средства республиканского бюджета Чувашской Республики планируется использовать на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в бюджетных организациях (7107,9 тыс. рублей), закупку
оборудования и программного обеспечения для автоматизации системы мониторинга условий и охраны труда (1918,8 тыс. рублей), проведение ряда важных организационных мероприятий, издание информационно-аналитических вестников и сборников статей по охране труда, пропаганду вопросов охраны труда в средствах массовой информации. Ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий данной программы составляет 319,6 млн. рублей. Во всех муниципальных районах и городских округах республики приняты аналогичные муниципальные программы. В Чувашии создана уникальная система мониторинга условий и охраны
труда. Мониторинг предполагает трехуровневую систему работы: первый -
республиканский, второй - муниципальные образования, третий - организации. Все они интегрированы и взаимосвязаны друг с другом. Мониторинг состоит из 6 разделов и включает в себя более 200 различных показателей и 30 научно обоснованных индикаторов. В 2010 году начата работа по автоматизации мониторинга. Планируется, что мониторинг со временем позволит не только учитывать, анализировать основные показатели в области охраны труда, но и прогнозировать их. В 2010 году проведено три расширенных выездных заседания Межведомственной комиссии по охране труда, на которых рассмотрено 8 вопросов и принят ряд решений, в том числе "Об основных итогах работы
в области улучшения условий и охраны труда в Чувашской Республике в 2009 году и задачах на 2010 год", "О состоянии условий, охраны труда и пожарной безопасности в организациях агропромышленного комплекса Чувашской Республики в 2009 году", "Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, об охране труда, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Красноармейского района", "Об обеспечении безопасных условий труда в организациях транспорта и о принимаемых мерах по их улучшению", "О реабилитации застрахованных, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", "О состоянии
условий и охраны труда в Чувашской Республике", "Об итогах комплексной проверки соблюдения требований законодательства о труде, об охране труда, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, электробезопасности и промышленной безопасности в организациях Ядринского района", "О развитии института уполномоченных лиц по охране труда профсоюзов в Чувашской Республике". Государственная экспертиза условий труда - одно из важных направлений работы Минздравсоцразвития Чувашии в области охраны труда. В 2010 году Министерством выдано 109 экспертных заключений о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (в 2009 году - 73), из них 96 - о несоответствии государственным нормативным требованиям охраны труда. Государственная экспертиза условий труда осуществлялась в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (4 обращения), правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда (1
обращение), соответствия технического переоснащения производственных объектов и внедрения новой техники государственным нормативным требованиям охраны труда (1 обращение), фактических условий труда работников (103 обращения), в том числе в период, непосредственно предшествующий страховому случаю (несчастному случаю на производстве или профессиональному заболеванию, 103 обращения, диаграмма). Виды экспертиз по условиям труда в 2010 году
оценка фактических условий труда, в том числе
предшествующих страховому случаю 95,4% оценка качества проведения аттестации рабочих
мест по условиям труда 3,7% оценка правильности предоставления работникам
компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными
и (или) опасными условиями труда 0,9%
Государственная экспертиза условий труда проводилась по запросам 4 организаций и 103 обращениям работников. Результаты государственной
экспертизы условий труда показали, что 297 рабочих мест (45,6% от общего числа обследуемых) по условиям труда признаны оптимальными и допустимыми (класс условий труда 1 и 2 в соответствии с Руководством Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса"), на 192 рабочих местах (29,4%) класс условий труда 3.1 (вредный), на 103 (15,8%) - 3.2 (вредный), на 46 (7,1%) - 3.3 (вредный), на 13 (2,0%) - 3.4 (вредный), на 1 рабочем месте (0,2%) - 4 (опасный). По итогам экспертизы были решены вопросы по улучшению условий труда на 211 рабочих местах для 285 работников. Система государственного управления охраной труда в Чувашской Республике находится в процессе постоянного совершенствования, развития и характеризуется внедрением инноваций, использованием новейших информационных технологий, разработкой и реализацией социальных проектов. На схеме представлена система государственного управления охраной труда в Чувашской Республике. Структура системы государственного управления охраной труда в Чувашской Республики
[Рисунок в электронном виде не приводится,
смотри бумажный документ]
Раздел III
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Чувашской Республики ведет Гострудинспекция в Чувашской Республике, за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляют Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Приволжское управление Ростехнадзора, Верхневолжский отдел инспекций в Чувашской Республике Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Волжское
МТУ по надзору за ЯРБ). Государственный надзор за точным и единообразным исполнением законодательства по вопросам охраны труда ведет Прокуратура Чувашской Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации. В 2010 году Гострудинспекцией в Чувашской Республике проведены 1032 различные проверки (в 2009 году - 1692), в том числе государственными инспекторами по охране труда - 473 проверки соблюдения законодательства об охране труда (в 2009 году - 692), 288 комплексных проверок (по основным вопросам трудового законодательства) (в 2009 году - 449). Внеплановые проверки проведены в 693 хозяйствующих субъектах всех видов экономической деятельности (67,1% от общего числа проведенных проверок). Контрольно-надзорными мероприятиями было охвачено 916 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что составляет 1,3% от общей численности зарегистрированных на территории Чувашской Республики хозяйствующих субъектов. Структура нарушений, выявленных в ходе проверок государственными инспекторами труда в организациях, представлен на диаграмме 3.1. В ходе проверок выявлены 6284 нарушения нормативных требований (в
2009 году - 9519), в том числе по вопросам организации обучения и инструктирования работников по охране труда - 1778 нарушений, обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты - 431 нарушение, проведения аттестации рабочих мест - 150 нарушений. Всего в области охраны труда было выявлено 5253 нарушения. Работодателям выдано 830 предписаний на устранение нарушений (в 2009 году - 1430). В 2010 году зафиксирован 1161 случай наложения административных штрафов на должностных лиц организаций, юридическое лицо и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушения законодательства о труде и об охране труда. Из них государственными инспекторами труда по правовым вопросам наложено 623 штрафа и государственными инспекторами труда по охране труда - 538. Общая сумма наложенных штрафов в 2010 году составила 3402,5 тыс. рублей, из них наложены государственными инспекторами труда по правовым вопросам на сумму 1757,7 тыс. рублей, государственными инспекторами труда по охране труда - 1644,8 тыс. рублей. Средний размер наложенных штрафов (по инспекции) составил 2930 рублей, по государственным инспекторам труда (по правовым вопросам) -
2804 рубля и государственными инспекторами труда (по охране труда) - 3092 рубля. Диаграмма 3.1
Структура нарушений, выявленных в ходе проверок
государственными инспекторами труда в организациях
Чувашской Республики основных видов
экономической деятельности
сельское хозяйство - 14,74 обрабатывающие производства - 18,52 строительство - 9,79 транспорт и связь - 3,3 оптовая и розничная торговля - 20 образование - 10,09 другие виды экономической деятельности - 23,55
В проведении контроля и надзора за соблюдением законодательства о
труде и об охране труда Гострудинспекция в Чувашской Республике тесно
сотрудничала с другими органами контроля и надзора, общественного контроля, в том числе с Прокуратурой Чувашской Республики и профсоюзами. Так, совместно с прокуратурами районов и городов за прошедший год проведено 80 проверок (в 2009 году - 632), Приволжским управлением Ростехнадзора - 8 (в 2009 году - 20), Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике - 9 (в 2009 году - 44), Главным управлением МЧС России по Чувашской Республике - 13 (в 2009 году - 47), профсоюзами - 16 (в 2009 году - 67). Государственными инспекторами по охране труда в 2010 году расследовано 133 несчастных случая (в 2009 году - 126), из них 4 - групповых (в 2009 году - 2), 78 - с тяжелым исходом (в 2009 году - 77), 35 - со смертельным исходом (в 2009 году - 41), 16 - других (в 2009 году - 9). За отчетный период проведено 37 расследований сокрытых несчастных случаев, в том числе 22 тяжелых несчастных случаев, 9 - со
смертельным исходом, 1 группового несчастного случая. По итогам расследования 30 несчастных случаев были квалифицированы как не связанные с производством, в том числе 24 - со смертельным исходом. В Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2011 г. состояло на учете 7866 субъектов надзора, в том числе 5202 субъекта малого предпринимательства (66,1% от общего количества). В 2010 году с учетом требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" из 1521 предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, состоящего на учете, санитарно-гигиеническими обследованиями было охвачено 407 предприятий
(26,7%), из них лабораторными методами - 236 (57,5%). В общем количестве объектов надзора доля коммунальных объектов составила 39,1%, предприятий по производству пищевых продуктов, предприятий общественного питания и торговли пищевыми продуктами - 20,0, транспортных предприятий - 27,8, детских, подростковых учреждений - 6,7, промышленных предприятий - 5,4, животноводческих комплексов и фермерских хозяйств, птицефабрик - 1,0%. В течение 2010 года Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике проведено 1958 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что на 44 проверки больше, чем в 2009 году (на 2,3%). При этом плановых проверок проведено 745, что больше по сравнению с 2009 годом на 137 проверок, или на 22,5%. В течение 2010 года количество объектов, обследованных с применением инструментальных методов исследования, в сравнении с 2009
годом несколько снизилось: по шуму - на 24,9%, микроклимату - на 6,8%, электромагнитным полям (далее - ЭМП) - на 8,9%, освещенности - на 14,5%, а количество объектов, обследованных на вибрацию, выросло в сравнении с 2009 годом на 37,5%. В 2010 году увеличилось количество объектов, не соответствующих санитарным нормам и правилам, в том числе по микроклимату - на 5,2% и
освещенности - на 3,2%. Удельный вес предприятий, не отвечающих гигиеническим нормативам по уровню шума и ЭМП, уменьшился соответственно на 2,1 и 0,95%. По-прежнему наибольшее количество объектов, не соответствующих санитарным нормам и правилам по ЭМП, шуму и вибрации, наблюдается среди промышленных предприятий, по освещенности и микроклимату - среди коммунальных объектов, детских и подростковых учреждений. По данным ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии", в 2010 году по сравнению с предыдущим годом количество проведенных в целях государственного санитарно-эпидемиологического надзора измерений снизилось на 37,5% (диаграмма 3.2). Уменьшение общего количества измерений параметров физических факторов за отчетный год в сравнении с предыдущим годом произошло по всем физическим факторам среды обитания, особенно за счет уменьшения измерений уровней шума на 55,0%, электромагнитных измерений - на 57,0 и освещенности - на 29,9%. Более подробная информация о состоянии условий труда представлена
в разделе VI. В целом Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике в 2010 году выявлено 338 нарушений требований охраны труда с последующим вынесением постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 620,4 тыс. рублей. На территории Чувашской Республики в 2010 году под надзором Приволжского управления Ростехнадзора находилось 1048 организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, из них 1023 - организации, эксплуатирующие 1675 опасных производственных
объектов. Число объектов энергетики, поднадзорных Приволжскому управлению Ростехнадзора, в целом составляет около 35000, в том числе 4 электростанции, 266 малых (технологических) электростанций, 1560 котельных, 9745 трансформаторных подстанций, 5292 потребителя электроэнергии (из них промышленных - 1326, непромышленных - 3330, предприятий ЖКХ - 94, сельскохозяйственных - 542), 17912 потребителей
тепловой энергии. Диаграмма 3.2
Количество проведенных в целях государственного
санитарно-эпидемиологического надзора измерений
параметров физических факторов излучения
———————————————————|——————|—————— | 2009 | 2010
———————————————————|——————|—————— Шум 1139 626 Вибрация 218 156 Электромагнитные 2495 1073 излучения 7321 5135 Освещенность 167 7605 Микроклимат
В 2010 году на подконтрольных Приволжскому управлению Ростехнадзора опасных производственных объектах и объектах энергетики
произошло 4 несчастных случая (2 с тяжелым и 2 со смертельным исходом). В 2009 году на поднадзорных опасных производственных объектах и объектах энергетики аварий и несчастных случаев на производстве (в том числе групповых, с тяжелым или смертельным исходом) не зарегистрировано. Приволжским управлением Ростехнадзора в 2010 году проведено 1992 обследования поднадзорных организаций, из них в области промышленной безопасности - 863, в области электрической безопасности - 1182, в результате которых выявлено 5585 нарушений требований промышленной безопасности и 11575 нарушений энергетической безопасности (диаграмма
3.3). Основной технической проблемой многих поднадзорных предприятий в Чувашской Республике остаются старение и износ (физический и моральный) основных фондов, зданий, технических устройств, отработавших в условиях воздействия агрессивных сред более 20 лет. В 2010 году на утверждение было представлено 1868 заключений экспертизы промышленной безопасности. В результате рассмотрения утверждено 1776 заключений экспертизы промышленной безопасности, в утверждении 92 заключений было отказано. Диаграмма 3.3
Структура нарушений требований энергетической безопасности
в организациях в Чувашской Республике в 2010 году
нарушение правил безопасности 12% нарушение правил работы с персоналом 4% нарушение правил эксплуатации 59% нарушение правил устройства 20% прочие нарушения 5% Из 4 организаций, подотчетных Волжскому МТУ по надзору за ЯРБ, занятых обращением с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и подлежащих лицензированию, лицензии имеют 3 организации. Всего на территории республики расположено 9 радиационноопасных объектов, из которых 6 эксплуатируют закрытые радиационные источники, 3 пункта хранения радиоактивных веществ и Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|