Расширенный поиск

Постановление Администрации Астраханской области от 10.09.2004 № 12/148

 
                  АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  10.09.2004                N 12/148

                                      Утратилo силу - Постановление
                                   Правительства Астраханской области
                                        от 13.05.2011 г. N 134-П

Об областной целевой
программе "Развитие
образования в Астраханской
области" на 2004-2005 годы


     В целях  концентрации  средств  областного  бюджета  для  решения
приоритетных  проблем  развития  образования  Астраханской  области  и
исполнения распоряжения Губернатора Астраханской области от 21.10.2003
N 1115-р "О сокращении количества  областных  целевых  программ  и  их
укрупнении"
Администрация Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить  прилагаемую  областную  целевую программу "Развитие
образования  в  Астраханской  области"  на  2004-2005  годы  (далее  -
Программа).
     2. Определить государственным заказчиком-координатором  Программы
департамент   образования   Астраханской   области,   государственными
заказчиками подпрограмм:
     - "Модернизация   образования  Астраханской  области",  "Создание
единой информационной  образовательной  среды  Астраханской  области",
"Сельская   школа   Астраханской   области",  "Формирование  установок
толерантного  сознания  и  профилактика  экстремизма  в   Астраханской
области" - департамент образования Астраханской области;
     - "Развитие системы  дополнительного  образования  на  территории
Астраханской  области"  -  комитет по делам семьи,  детства и молодежи
Астраханской области.
     3. Департаменту   экономического  развития  Астраханской  области
(Максимова Т.Н.) в течение  всего  периода  реализации  Программы  при
формировании  областного  бюджета  включать  ее  в  перечень областных
целевых программ.
     4. Департаменту  финансов  Астраханской  области (Евлашев Н.Д.) в
течение всего периода реализации Программы осуществлять финансирование
программных  мероприятий  в пределах ассигнований,  предусмотренных на
эти цели в областном бюджете.
     5. Рекомендовать  руководителям органов местного самоуправления в
срок до 01.10.2004 разработать и принять аналогичные целевые программы
в пределах своей компетенции.
     6. Департаменту образования Астраханской  области  (Трещев  A.M.)
подготовить  проект  постановления  Губернатора Астраханской области о
признании   утратившими   силу   постановлений   Главы   Администрации
Астраханской   области   от  04.11.99  N  402  "О  программе  развития
образования в Астраханской области на 1999-2005 годы",  от  11.02.2002
N 45  "Об   областной   целевой   программе   "Формирование  установок
толерантного  сознания  и  профилактика  экстремизма  в   Астраханской
области  (2002-2005  годы)", от 07.10.2002 N 486 "Об областной целевой
программе "Развитие системы дополнительного образования на  территории
Астраханской  области  на  2003-2005  годы", от  29.10.2002  N 509 "Об
областной целевой программе "Сельская школа Астраханской  области"  на
2003-2005  годы",  постановления  Губернатора  Астраханской области от
06.05.2003 N 203 "Об  областной  целевой  программе  "Создание  единой
информационной образовательной среды Астраханской области на 2003-2005
годы".
     7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.


И.о. Губернатора Астраханской области          А.А. Жилкин




                                                УТВЕРЖДЕНА
                                                постановлением
                                                Администрации
                                                Астраханской области
                                                от 10.09.2004 N 12/148

                     ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
            "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
                          на 2004-2005 годы

                               ПАСПОРТ
                     областной целевой программы
   "Развитие образования в Астраханской области" на 2004-2005 годы

Наименование Програм-  - "Развитие образования в Астраханской области"
мы                       на 2004-2005 годы

Основание для разра-   - концепция модернизации российского
ботки Программы          образования на период до 2010 года,
                         утвержденная распоряжением Правительства
                         Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р,
                         распоряжение Губернатора Астраханской области
                         от 21.10.2003 N 1115-р

Государственный заказ- - департамент образования Астраханской области
чик-координатор Про-
граммы

Государственные заказ- - департамент образования Астраханской области,
чики подпрограмм         комитет по делам семьи, детства и молодежи
                         Астраханской области

Основные разработчики  - департамент образования Астраханской области,
Программы                комитет по делам семьи, детства и молодежи
                         Астраханской области

Исполнители мероприя-  - департамент образования Астраханской области,
тий Программы            комитет по делам семьи, детства и молодежи
                         Астраханской области, образовательные
                         учреждения Астраханской области, органы
                         исполнительной власти - органы местного
                         самоуправления, органы управления
                         образованием всех уровней, заинтересованные
                         учреждения и ведомства

Перечень подпрограмм   - "Модернизация образования Астраханской
                         области" (государственный заказчик -
                         департамент образования Астраханской
                         области);
                         "Сельская школа Астраханской области" -
                         (государственный заказчик - департамент
                         образования Астраханской области);
                         "Создание единой информационной
                         образовательной среды Астраханской области"
                         - (государственный заказчик - департамент
                         образования Астраханской области);
                         "Формирование установок толерантного
                         сознания и профилактика экстремизма в
                         Астраханской области" - (государственный
                         заказчик - департамент образования
                         Астраханской области);
                         "Развитие системы дополнительного
                         образования на территории Астраханской
                         области" - (государственный заказчик -
                         комитет по делам семьи, детства и молодежи
                         Астраханской области)

Цель и задачи Програм- - выстраивание системы образования Астраханской
мы                       области как саморазвивающейся, открытой и
                         демократической, действующей в
                         соответствующих национальных, культурных,
                         демографических, социальных, правовых,
                         геополитических и иных условиях, в целях
                         удовлетворения образовательных потребностей
                         области, социума, личности;
                       - определение общей стратегии развития
                         образования в области;
                       - обеспечение приоритета образовательной сферы
                         в области;
                       - приведение системы образования в Астраханской
                         области в состояние, адекватное потребностям
                         государства, социума, отдельной личности;
                       - определение ресурсного обеспечения,
                         сохранения и развития потенциала системы
                         образования в Астраханской области

Срок реализации Про-   - 2004-2005 годы
граммы

Перечень основных ме-  - разработка и совершенствование нормативной
роприятий Программы      правовой базы, способствующей реализации
                         мероприятий Программы;
                       - оптимизация сети образовательных учреждений
                         общего образования;
                       - структурирование рынка образовательных услуг
                         в профессиональном образовании;
                       - создание областного университетского
                         комплекса;
                       - создание системы общественных организаций;
                       - развитие сети дополнительного
                         профессионального образования;
                       - повышение квалификации преподавательского
                         состава системы дополнительного
                         профессионального образования;
                       - внедрение современных технологий дошкольного
                         образования;
                       - создание областных информационно-
                         образовательных ресурсов;
                       - создание эффективной системы мониторинга и
                         механизмов выработки мер по своевременному
                         оказанию противодействия экстремизму и
                         снижению социальной напряженности в семье,
                         социальных группах;
                       - развитие сети и укрепление
                         материально-технической базы учреждений
                         образования

Объемы и источники     - общие затраты на реализацию Программы за
финансирования Про-      счет всех источников финансирования - 18466,0
граммы                   тыс. рублей, из них:
                         за счет средств федерального бюджета - 2000,0
                         тыс. рублей,
                         областного бюджета- 14466,0 тыс. рублей,
                         бюджетов органов местного самоуправления -
                         2000,0 тыс. рублей,
                         в том числе:
                         подпрограмма ""Модернизация образования
                         Астраханской области" - 6091,0 тыс. рублей,
                         из них:
                         за счет средств областного бюджета - 6091,0
                         тыс. рублей;
                         подпрограмма "Сельская школа Астраханской
                         области" - 1015,0 тыс. рублей, из них:
                         за счет средств областного бюджета - 1015,0
                         тыс. рублей;
                         подпрограмма "Создание единой информационной
                         образовательной среды Астраханской области"
                         -7880,0 тыс. рублей, из них:
                         за счет средств федерального бюджета - 2000,0
                         тыс. рублей,
                         областного бюджета - 3880,0 тыс. рублей,
                         бюджетов органов местного самоуправления -
                         2000,0 тыс. рублей;
                         подпрограмма "Формирование установок
                         толерантного сознания и профилактика
                         экстремизма в Астраханской области"
                         - 594,0 тыс. рублей, из них: за счет средств
                         областного бюджета - 594,0 тыс. рублей;
                         подпрограмма "Развитие системы
                         дополнительного образования на территории
                         Астраханской области" - 2886,0 тыс. рублей,
                         из них: за счет средств областного бюджета
                         - 2886,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные     - сохранение и развитие потенциала системы
результаты               образования в области;
                       - усиление влияния системы образования на
                         социально-культурную ситуацию в области;
                       - предоставление населению широкого спектра
                         образовательных услуг с учетом
                         геополитических, национальных, экономических,
                         социальных, культурных особенностей области;
                       - создание условий для реализации
                         конституционных прав граждан на получение
                         качественного и доступного образования;
                       - закрепление и развитие принципа
                         удовлетворения индивидуальных образовательных
                         потребностей граждан;
                       - регулирование структуры профессионального
                         образования и номенклатуры специальностей в
                         соответствии с потребностями рынка труда;
                       - улучшение материальной базы образовательного
                         комплекса области;
                       - создание эффективной системы непрерывного и
                         дистанционного образования;
                       - развитие системы социальной реабилитации
                         детей с ограниченными возможностями

Контроль за исполнени- - В соответствии с постановлением Губернатора
ем Программы             Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О
                         порядке разработки, утверждения и реализации
                         областных целевых программ на территории
                         Астраханской области" контроль за исполнением
                         Программы осуществляет департамент
                         экономического развития Астраханской области.
                         Департамент образования Астраханской области,
                         являясь государственным заказчиком-
                         координатором Программы, несет
                         ответственность за своевременное ее
                         выполнение, рациональное использование
                         выделенных бюджетных средств, размещение и
                         исполнение заказов на поставку товаров,
                         выполнение работ (услуг) в рамках Программы

                               Введение

     Областная целевая  программа "Развитие образования в Астраханской
области" на 2004-2005 годы разработана в соответствии с  распоряжением
Губернатора  Астраханской области от 21.10.2003 N 1115-р "О сокращении
количества областных целевых программ и их укрупнении"  и  включает  в
себя пять подпрограмм:  "Модернизация образования",  "Сельская школа",
"Создание единой информационной образовательной среды",  "Формирование
установок толерантного сознания и профилактика экстремизма", "Развитие
системы дополнительного образования".
     Основной задачей    Программы   является   выстраивание   системы
образования Астраханской области  как  саморазвивающейся,  открытой  и
демократической,    действующей    в   соответствующих   национальных,
культурных,  демографических,  социальных, правовых, геополитических и
иных  условиях,  в  целях  удовлетворения образовательных потребностей
области, социума, личности.
     Накопленный опыт    решения    вопросов    развития   образования
программно-целевым методом,  результаты анализа реализации программных
мероприятий,  наличие проблем, а также состояние отрасли образования в
области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой
работы.

    Содержание проблемы и обоснование необходимости ее программной
                              разработки

     В последние  годы  в  системе  образования  Астраханской  области
наметились   и   происходят  важные  структурные  изменения.  В  общем
образовании появились и набирают силу новые  типы  учебных  заведений:
детские сады-школы  и  учреждения дополнительного образования;  лицеи,
гимназии.  В  профессиональном  образовании  идет  перепрофилирование,
изменение статуса, появление учебных заведений негосударственной формы
собственности.
     Открываются колледжи,  академии,  университеты,  филиалы  крупных
престижных вузов России. В государственных и негосударственных учебных
заведениях   растет  доля  приема  на  возмездной  основе.  Появляются
программы дополнительного профессионального образования.
     Проделанная работа   позволяет  определить  перспективы  и  темпы
реформирования структуры образования:
     - создание   условий   для  получения  качественного  образования
населением Астраханской области в учебных заведениях города и области,
центральных вузах страны, за рубежом;
     - оптимизация  размещения  учебных  заведений  всех   уровней   и
ступеней    на    территории    области,   разнообразие   предложенных
образовательных    программ,    специальностей    и     специализаций,
дифференциация и диверсификация образования;
     - выявление  перспективных  направлений  образования  на   основе
программирования  и планирования развития рынка,  перепрофилирование и
создание новых видов образования и типов учебных заведений, отвечающих
потребностям  экономики,  социальной  сферы,  образовательным запросам
населения Астраханской области;
     - ориентация  системы  образования  на  удовлетворение  спроса со
стороны личности,  различных социальных,  профессиональных, этнических
групп населения;
     - развитие сети дополнительного  образования  и  коммерциализация
дополнительного      профессионального      образования.      Развитие
внутрифирменной подготовки и переподготовки специалистов;
     - внедрение   модульной   структуры   образовательных   программ,
позволяющих получать образование по частям,  чередуя очное образование
с  работой  и  дистанционным  образованием,  и  выходить  на получение
сертификата в течение длительного времени.
     Переход с   обучения   по   единым   государственным   планам  на
образовательные программы,  основой которых  являются  государственные
стандарты,   позволяет   субъектам   Российской  Федерации  и  учебным
заведениям    самостоятельно    изменять    содержание    образования,
разнообразить специальности и специализации в соответствии с рыночными
условиями.
     Повышение качества образовательных услуг, адаптация образования к
рыночному спросу предполагает:
     - реальное  уменьшение  учебной  нагрузки школьников и студентов,
учителей  и  преподавателей  с  учетом   самостоятельной   работы   до
нормативов, установленных госстандартами;
     - повышение  фундаментальности  начального,  общего  среднего   и
базового высшего профессионального образования;
     - гуманитаризацию, гуманизацию технического и естественнонаучного
образования,   интеграцию,   диверсификацию   программ   технического,
естественнонаучного и гуманитарного образования;
     - совершенствование   обучения   в   сельской  малокомплектной  и
национальной школах путем улучшения кадрового  и  учебно-методического
обеспечения;
     - поэтапную компьютеризацию всех уровней и ступеней  образования,
обеспечение учебных заведений вычислительной техникой и программами;
     - внедрение    образовательных    технологий     и     траекторий
индивидуального обучения, в том числе:
     в начальном образовании - использование  различных  по  срокам  и
методам  вариантов  обучения  с  учетом психофизических особенностей и
здоровья детей;
     в среднем    полном   образовании   -   установление   траекторий
поступления    в    профессиональные    учебные    заведения     через
подготовительные классы,  продвинутые программы с учетом академических
успехов школьников и рекомендаций учителей;
     в среднем  и  высшем  профессиональном  образовании - обучение по
индивидуальным учебным планам  и  траекториям  через  выбор  курсов  и
специализаций;
     - постепенный переход  массовой  школы  на  изучение  английского
языка с младших классов,  стимулирование изучения второго языка стран,
установивших  прочные   экономические   и   культурные   отношения   с
Астраханской областью;
     - интеграцию  содержания   образования   в   средних   и   высших
профессиональных  учреждениях,  углубление  их  организационных связей
посредством признания и взаимозачетов академической успеваемости;
     - укрепление  связи  образования  с  производством через развитие
системы стажировок  и  практики  студентов,  создание  гуманитарных  и
естественнонаучных  центров,  научно-образовательных  производственных
комплексов,  технопарков  и  техноцентров,   превращение   области   в
технополис;
     - создание   крупных   многопрофильных   колледжей,   реализующих
программы    общего,    начального   профессионального,   среднего   и
дополнительного профессионального образования.
     В настоящее  время  не  разработана теория воспитательной работы,
соответствующая этапу реформирования общества,  тенденциям становления
демократического   гражданского   общества,   формированию   свободной
личности.  Обновление  воспитательной  работы  должно   способствовать
формированию   общечеловеческих  ценностей,  национальной  гордости  и
образцов гражданского поведения.  Важнейшей задачей школы  и  общества
должно  стать укрепление здоровья детей и обеспечение их правильного и
полноценного питания. В этих целях необходимо обеспечить:
     - подготовку   специальных   кадров   по   воспитательной  работе
(психологов,   социальных   педагогов,   классных   воспитателей)    и
переподготовку действующего педперсонала;
     - разработку и внедрение  новой  модели  демократического  уклада
жизнедеятельности    учебных    заведений,    соответствующей   модели
гражданского общества;
     - совершенствование    сети    внешкольных    и   оздоровительных
учреждений,   укрепление   материальной   базы    и    улучшение    их
финансирования;
     - введение областных нормативов питания детей начальной  школы  и
обеспечение их выполнения;
     - создание службы психоаналитической  помощи  и  бытовой  детской
реабилитации в крупных школах и межшкольных объединениях;
     - введение  общественного  обсуждения   проектов   строящихся   и
действующих микрорайонов,  предусматривающих пропорциональное создание
детских  рекреаций  для  занятий  спортом;  повышение  ответственности
руководителей  учебных заведений,  руководителей государственных служб
за поддержание и развитие спортивно-оздоровительной базы.
     В целях совершенствования экономики образования и приведения ее в
соответствие с социально-экономическими реалиями в стране  и  области,
формирования рынка образовательных услуг необходимо:
     - разработать   областные    реально    обеспеченные    нормативы
финансирования  содержания  и  развития  деятельности  образовательных
учреждений Астраханской области;
     - внедрить механизм   многоканального    финансирования   каждого
учебного заведения,  включающий в себя следующие  основные  источники:
федеральное и областное финансирование,  плата за обучение, реализация
собственной продукции, спонсорские и целевые средства;
     - разработать  простую  и понятную систему финансирования учебных
заведений по уровням и источникам финансирования;
     - развивать  адресное  финансирование  и  целевое  кредитование в
образовании в следующих направлениях:
     образовательные пособия   для  сельской  молодежи  из  отдаленных
районов для обучения  по  дефицитным  и  престижным  специальностям  в
учебных заведениях города Астрахани и области,
     целевые кредиты студентам, в том числе из малообеспеченных семей,
под государственный заказ;
     целевые гранты  талантливым  учащимся,   студентам,   аспирантам,
учителям, преподавателям для учебы за пределами области и за рубежом;
     ежегодные гранты студентам,  обучающимся на коммерческой  основе,
за  успехи  в  спорте,  художественной самодеятельности,  искусстве из
областных фондов развития этой деятельности;
     - создать   экономически   эффективную   систему  дополнительного
профессионального  образования  и  подготовки  управленческих  кадров,
способную     обеспечить     непрерывный     профессиональный     рост
квалифицированных специалистов;
     - стимулировать  создание  рабочих  мест  для вторичной занятости
учащихся с неполной рабочей неделей;
     - создать  систему  обслуживания материальной,  учебной,  научной
базы образовательных учреждений;
     - развивать экспорт образования за пределы области, стимулировать
учебные заведения в создании условий для обучения учащихся и студентов
из  других  субъектов  Российской  Федерации и других стран,  особенно
Востока и Прикаспийского бассейна.
     Кадровое обеспечение  учреждений отрасли образования предполагает
изменение работы по повышению квалификации  и  переподготовки  кадров,
аттестации  и подготовке новых специалистов,  усиление научной работы.
Повышение квалификации выполняет две  основные  функции  -  обновление
содержания   образования   и   обеспечение   профессионального   роста
работников. В этих целях необходимо:
     - разработать    механизм   обновления   содержания   и   методов
преподавания учебных дисциплин, включающих в себя изучение современных
достижений науки и образования;
     - ввести систему карьерного образования (получение дополнительной
специальности,  обучение в магистратуре,  аспирантуре,  докторантуре),
увязывающую уровень квалификации учителей,  преподавателей,  оплату их
труда с уровнем полученного образования;
     - разработать   критерии   аттестации   педагогических    кадров,
способствующие профессиональному росту и выстраиванию школьной карьеры
работников образования;
     - разработать  модель  прогнозирования,  планирования  и  целевой
подготовки педагогических кадров по специальностям и специализациям  с
реальной  привязкой  студентов  старших  курсов  к вакансиям в учебных
заведениях и других учреждениях социальной сферы;
     - продолжить  практику  финансирования научных исследований через
систему грантов. Обеспечить доступ преподавателям к системе Интернет;
     - разработать   и   издать   учебную  литературу,  обеспечивающую
реализацию региональных компонентов государственного  образовательного
стандарта.  Разработать  модель  интеграции  и повышения эффективности
работы учреждений образования различных уровней и типов;
     - развивать   научные  исследования  и  разработки  по  экономике
образования,  управлению  образованием,  образовательной   статистике,
рациональному размещению сети учреждений образования, экономическому и
образовательному прогнозированию и планированию.
     Астраханская область является важнейшим геополитическим центром и
южным форпостом  России.  Интенсивное  развитие  международных  связей
области диктует их активизацию и в образовательной сфере.  В последние
годы большое количество школьников и  студентов  Астрахани  выигрывают
международные  гранты  на  учебу за рубеж.  Стало практикой проведение
международных   конференций.   На   базе   АГТУ   создана   Ассоциация
университетов  прикаспийских государств.  Дальнейшее совершенствование
международной деятельности в сфере образования предполагает:
     - стимулирование  и  оказание  поддержки  со  стороны руководства
области и лидеров бизнеса образовательным заведениям в установлении  и
развитии  международных  контактов  и  обмене  учащимися,  студентами,
учителями и преподавателями;
     - открытие    школ    с    углубленным   изучением   английского,
французского, немецкого и восточных языков;
     - создание   условий   для  привлечения  и  обучения  иностранных
студентов из восточных стран и стран Прикаспийского региона;
     - приглашение  специалистов  для  внедрения новых образовательных
программ, передовых специальностей и специализаций;
     - создание центра по изучению и распространению русского языка;
     - развитие   научных    контактов,    проведение    международных
конференций в Астрахани;
     - установление    контактов    и    связей    с    международными
образовательными    организациями,    ассоциациями   и   открытие   их
представительств в Астрахани.
     В образовании    осуществляется    переход    к   демократизации,
децентрализации.  Усиливается областная и  муниципальная  составляющая
управления. Для эффективной реализации данной концепции необходимо:
     - инициировать создание общественных  организаций  в  образовании
(движения, объединения, ассоциации, советы по образованию);
     - разработать долгосрочные  и  среднесрочные  программы  развития
муниципального  образования  и их нормативного правового и финансового
обеспечения;
     - создать единую систему оценки и контроля качества образования в
области на основе государственного тестирования;
     - внести    изменения    в   областные   нормативные   документы,
регулирующие отношения в сфере образования,  в соответствии  с  данной
концепцией.

                   Основные цели и задачи Программы

     Целями Программы  являются  определение  общей стратегии развития
образования и обеспечение приоритета образовательной сферы в области.
     Достижение указанных   целей   будет   осуществляться   в  рамках
реализации подпрограмм, входящих в Программу.
     Целью подпрограммы    "Модернизация    образования   Астраханской
области" является обеспечение государственных гарантий  доступности  и
равных возможностей получения полноценного образования.
     Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
     - оптимизация  учебной,  психологической  и  физической  нагрузки
учащихся  и  создание  в  образовательных  учреждениях   условий   для
сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
     - создание условий для реализации конституционных прав граждан на
получение качественного и доступного образования;
     - создание  эффективной  системы  непрерывного  и  дистанционного
образования.
     Подпрограмма "Сельская школа Астраханской области" ставит  целями
выстраивание  системы  сельского  образования,  определение ресурсного
обеспечения,  сохранение  и  развитие  потенциала  системы   сельского
образования  в  Астраханской  области  и предполагает решить следующие
задачи:
     - улучшить материальную базу сельского образовательного комплекса
области;
     - предоставить сельскому населению широкий спектр образовательных
услуг   с   учетом   геополитических,   национальных,   экономических,
социальных, культурных особенностей области;
     - усилить влияние  системы  образования  на  социально-культурную
ситуацию в сельской местности.
     Целями подпрограммы     "Создание      единой      информационной
образовательной   среды   Астраханской   области"  являются  повышение
доступности и качества образования на территории региона,  создание  и
развитие  в  области единой виртуальной образовательной информационной
среды, обеспечивающей интеграцию в единое образовательное пространство
России,  создание  условий  для  поэтапного  перехода  к новому уровню
образования   на   основе   информационных   технологий,   эффективное
использование научно-педагогического потенциала в области.
     Для достижения   указанных   целей   предусматривается    решение
следующих задач:
     - создание    нормативной     правовой     базы     учебной     и
научно-образовательной деятельности в области на основе информационных
технологий;
     - формирование           информационно-технологической          и
телекоммуникационной инфраструктуры системы образования в области;
     - предоставление      образовательным     учреждениям     средств
вычислительной техники,  средств доступа к  глобальным  информационным
ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, системного и
технического обслуживания;
     - развитие информационной культуры населения области;
     - создание эффективной системы управления образованием на  основе
информационных технологий;
     - создание     ресурсного      центра      информационного      и
научно-методического    обеспечения   информатизации   образования   и
информационно-образовательного портала;
     - подготовка    и    повышение    квалификации    педагогических,
административных  и   инженерно-технических   кадров   образовательных
учреждений,  способных  эффективно  использовать  в  учебном  процессе
новейшие информационные технологии.
     Подпрограмма "Формирование   установок  толерантного  сознания  и
профилактика экстремизма в Астраханской области" разработана  с  целью
содействия   адаптации  населения  области  в  ситуации  существования
полиэтнического,  поликонфессионального,  поликультурного  региона   и
призвана решить следующие задачи:
     - разработка  концепции  установок   толерантного   поведения   и
профилактики экстремизма в области;
     - апробация и внедрение  наиболее  эффективных  экспериментальных
моделей воспитания толерантного поведения в практику образовательных и
иных учреждений и организаций области;
     - привлечение  средств массовой информации к пропаганде ценностей
толерантности среди населения Астраханской области.
     Цель подпрограммы  "Развитие  системы дополнительного образования
на территории Астраханской области" - развитие системы дополнительного
образования   детей   в   образовательных   учреждениях   в  интересах
формирования социально активной творческой личности ребенка.
     Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
     - расширение  возможностей  для  творческого  развития   личности
ребенка, реализация его интересов;
     - повышение роли дополнительного образования детей в деятельности
образовательных учреждений всех типов и видов;
     - укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
     - профилактика  безнадзорности  и беспризорности,  правонарушений
среди несовершеннолетних.

                  Сроки и этапы реализации Программы

     Реализация Программы планируется в два этапа.
     I этап - 2004 год:
     - решение  задач  по  стабилизации  деятельности  образовательных
учреждений Астраханской области;
     - продолжение компьютеризации образовательных учреждений области.
     II этап - 2005 год:
     - реформирование структуры образования;
     - обновление содержания образования;
     - улучшение воспитательной работы;
     - совершенствование экономических отношений и социальных гарантий
участников образования;
     - кадровое    и    научное   обеспечение   развития   образования
Астраханской области;
     - участие в международной деятельности;
     - совершенствование  управления  и  правового   регулирования   в
отрасли образования.

                   Система программных мероприятий

     Подпрограммы содержат  конкретные  мероприятия,  согласованные по
срокам, ресурсам и исполнителям.
     Решение задач,    поставленных   в   подпрограмме   "Модернизация
образования  Астраханской  области",  предполагает   скоординированные
действия по следующим направлениям:
     - оптимизация сети образовательных учреждений общего образования;
     - структурирование рынка образовательных услуг в профессиональном
образовании;
     - организация и проведение единого государственного экзамена;
     - создание университетского комплекса;
     - развитие сети дополнительного профессионального образования;
     - повышение  квалификации  преподавательского   состава   системы
дополнительного профессионального образования;
     - внедрение современных технологий дошкольного образования;
     - развитие системы общего среднего полного образования;
     - развитие системы специального образования;
     - развитие инновационной образовательной деятельности;
     - развитие международных образовательных связей.
     Подпрограмма "Сельская   школа   Астраханской  области"  включает
следующие направления:
     - разработка плана мероприятий по реализации подпрограммы;
     - разработка концепции развития сельского образования;
     - проектирование   и   практическая   апробация   новых   моделей
образовательной деятельности сельских школ;
     - научно-методическое обеспечение подпрограммы;
     - нормативное правовое обеспечение подпрограммы;
     - материально-техническое обеспечение подпрограммы.
     Подпрограмма "Создание единой информационной образовательной
среды  Астраханской области" содержит мероприятия,  реализация которых
позволит  создать  и  развить   единую   виртуальную   образовательную
информационную среду.
     В рамках  реализации  подпрограммы  предусматриваются   следующие
мероприятия:
     - создание региональных информационно-образовательных ресурсов;
     - создание регионального центра тестирования;
     - создание  при  информационно-аналитическом   ресурсном   центре
лаборатории мультимедиа;
     - разработка проекта  системы  многоточечных  видеоконференций  и
создания      областного     информационно-координационного     центра
академической мобильности;
     - создание   областного   информационно-координационного   центра
международной академической мобильности;
     - организация  ресурсных  центров (повышение квалификации кадров,
создание сервисной службы);
     - создание областного учебно-образовательного телеканала.
     В подпрограмме "Формирование установок  толерантного  сознания  и
профилактика экстремизма в Астраханской области" предусматриваются:
     - проведение исследований;
     - разработка  и  экспериментальное  внедрение учебно-методических
программ,  способствующих   формированию   толерантного   сознания   и
поведения;
     - проведение спецкурсов,  открытых лекций,  спецсеминаров, курсов
повышения   квалификации   по  формированию  толерантного  сознания  в
обществе;
     - проведение   досуговых   молодежных   мероприятий,  организация
системы дискуссионных клубов по вопросам толерантности.
     Мероприятия подпрограммы    "Развитие   системы   дополнительного
образования на территории Астраханской области" направлены на развитие
системы    дополнительного   образования   детей   в   образовательных
учреждениях в  интересах  формирования  социально-активной  творческой
личности ребенка.
     С этой целью предполагается:
     - создать     нормативную     правовую     базу     и     систему
организационно-информационного обеспечения по вопросам дополнительного
образования;
     - организовать   мониторинг    состояния    системы    учреждений
дополнительного образования;
     - разработать и реализовать программные мероприятия:
     по методическому и научному направлению,
     по художественно-эстетическому направлению,
     по техническому творчеству,
     по гражданско-патриотическому и спортивному направлению,
     по биолого-экологическому направлению,
     по туристско-краеведческому направлению;
     - укрепить      материально-техническую      базу      учреждений
дополнительного образования.

             Ресурсное обеспечение мероприятий Программы

     Мероприятия Программы реализуются за  счет  средств  федерального
бюджета,   областного   бюджета,   местных   бюджетов  и  внебюджетных
источников.
     Объем финансирования   мероприятий   Программы  за  счет  средств
областного  бюджета  ежегодно  при  формировании  проекта   областного
бюджета  на  соответствующий  год  подлежит  уточнению в установленном
порядке.
---------------------------------------T-------------------------¬
¦       Источники финансирования       ¦  Объем финансирования   ¦
¦                                      ¦       (тыс.руб.)        ¦
¦                                      +----------T------T-------+
¦                                      ¦   всего  ¦2004г.¦2005г. ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦                  1                   ¦    3     ¦  4   ¦  5    ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦Областная целевая программа "Развитие ¦18466,0   ¦3501,0¦14965,0¦
¦образования в Астраханской области" на¦          ¦      ¦       ¦
¦2004-2005 годы                        ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦из них:                               ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦федеральный бюджет                    ¦2000,0    ¦1000,0¦1000,0 ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦областной бюджет                      ¦14466,0   ¦2001,0¦12465,0¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦муниципальные бюджеты                 ¦2000,0    ¦500,0 ¦1500,0 ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦в том числе по подпрограммам:         ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦подпрограмма "Модернизация образова-  ¦6091,0    ¦281,0 ¦5810,0 ¦
¦ния Астраханской области"             ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦из них:                               ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦областной бюджет                      ¦6091,0    ¦281,0 ¦5810,0 ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦подпрограмма "Сельская школа Астра-   ¦1015,0    ¦100,0 ¦915,0  ¦
¦ханской области"                      ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦из них:                               ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦областной бюджет                      ¦1015,0    ¦100,0 ¦915,0  ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦подпрограмма "Создание единой инфор-  ¦7880,0    ¦2500,0¦5380,0 ¦
¦мационной образовательной среды Аст-  ¦          ¦      ¦       ¦
¦раханской области"                    ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦из них:                               ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦федеральный бюджет                    ¦2000,0    ¦1000,0¦1000,0 ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦областной бюджет                      ¦3880,0    ¦1000,0¦2880,0 ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦муниципальные бюджеты                 ¦2000,0    ¦500,0 ¦1500,0 ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦подпрограмма "Формирование установок  ¦594,0     ¦10,0  ¦584,0  ¦
¦толерантного сознания и профилактика  ¦          ¦      ¦       ¦
¦экстремизма в Астраханской области"   ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦из них:                               ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦областной бюджет                      ¦594,0     ¦10,0  ¦584,0  ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦подпрограмма "Развитие системы допол- ¦2886,0    ¦610,0 ¦2276,0 ¦
¦нительного образования на территории  ¦          ¦      ¦       ¦
¦Астраханской области"                 ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦из них:                               ¦          ¦      ¦       ¦
+--------------------------------------+----------+------+-------+
¦областной бюджет                      ¦2886,0    ¦610,0 ¦2276,0 ¦
L--------------------------------------+----------+------+--------

                    Механизм реализации Программы

     Государственным заказчиком  -  координатором  Программы  является
департамент   образования   Астраханской   области,   государственными
заказчиками подпрограмм - комитет по делам семьи,  детства и  молодежи
Астраханской области и департамент образования Астраханской области.
     Исполнителями мероприятий  Программы   являются   государственные
заказчики  подпрограмм,  а  также  органы  и  учреждения,  реализующие
государственную политику в области  образования  и  воспитания  детей,
обеспечения их занятости и отдыха в соответствии с Федеральным законом
"Об образовании" и Законом  Астраханской  области  "Об  образовании  в
Астраханской    области",   с   которыми   государственные   заказчики
подпрограмм заключают на  конкурсной  основе  контракты  (договоры)  в
установленном законодательством порядке.
     В ходе реализации Программы департамент образования  Астраханской
области    обеспечивает   координацию   деятельности   государственных
заказчиков подпрограмм, исключая дублирование программных мероприятий.
     Государственные заказчики      подпрограмм     осуществляют     в
установленном порядке  меры  по  полному  и  качественному  выполнению
мероприятий соответствующих подпрограмм.

                        Организация управления
                 и контроль за реализацией Программы

     Департамент образования     Астраханской     области,     являясь
государственным   заказчиком-координатором   Программы,   осуществляет
взаимодействие и  сотрудничество  между  государственными  заказчиками
подпрограмм.
     Государственные заказчики подпрограмм  несут  ответственность  за
выделенные финансовые средства на реализацию программных мероприятий и
ежеквартального 10 числа  месяца,  следующего  за  отчетным  периодом,
представляют в департамент образования Астраханской области информацию
о ходе  выполнения  Программы.  Департамент  образования  Астраханской
области  направляет  отчет  о  ходе реализации Программы в департамент
экономического развития Астраханской области в установленном порядке.
     На основании  бюджетных  заявок,  представленных государственными
заказчиками    подпрограмм,    государственный    заказчик-координатор
Программы  (департамент  образования  Астраханской  области) формирует
сводную бюджетную заявку,  предусматривая в ней объемы ассигнований на
последовательную   и   поэтапную   реализацию  Программы,  и  ежегодно
представляет ее в  департамент  экономического  развития  Астраханской
области.
     Департамент образования   Астраханской   области   совместно    с
государственными  заказчиками  подпрограмм  осуществляет  подготовку и
представление   в   установленном   порядке    справочно-аналитической
информации   и   ежегодных  докладов  о  ходе  реализации  мероприятий
Программы и эффективности использования финансовых средств.

              Оценка эффективности реализации Программы

     Реализация Программы даст ожидаемые конечные результаты:
     приведение структуры  образования и номенклатуры специальностей в
соответствие с профилем областного рынка труда;
     создание новых  организационно-экономических  механизмов развития
системы образования в рыночных условиях, гарантирующих конституционное
право  на  равное  получение  государственного  образования населением
Астраханской  области  и  право  на  выбор  индивидуальных  траекторий
образования в соответствии с его предпочтениями,  возможностями, в том
числе и через платное обучение;
     создание условий  для  дальнейшего совершенствования и углубления
фундаментального  образования,  усиление  правовой,  экономической   и
экологической подготовки всех слоев населения области;
     улучшение материальной    базы    образовательных     учреждений,
обеспечение повышения квалификации учителей и преподавателей, развитие
информационных  ресурсов  в  образовании,  обновление   содержания   и
технологий  образования,  гарантирующих  качественное  и  конкурентное
образование  на  внутреннем,  внешнем  и  международном  рынках  труда
выпускникам астраханских учебных заведений;
     создание эффективной    системы     непрерывного     образования,
обеспечивающей   переподготовку   высвобождающейся   рабочей   силы  и
занятость населения.

                         Паспорт подпрограммы
            "Формирование установок толерантного сознания
          и профилактика экстремизма в Астраханской области"
                     областной целевой программы
   "Развитие образования в Астраханской области" на 2004-2005 годы

Наименование подпро-   - "Формирование установок толерантного сознания
граммы                   и профилактика экстремизма в Астраханской
                         области"

Государственный заказ- - департамент образования Астраханской области
чик подпрограммы

Разработчики подпро-   - департамент образования Астраханской области,
граммы                   комитет по делам семьи, детства и молодежи
                         Астраханской области

Исполнители подпро-    - департамент по делам печати, телерадиовещания
граммы                   и средств массовых коммуникаций, департамент
                         образования, комитет по делам семьи, детства
                         и молодежи, департамент культуры Астраханской
                         области; управление по работе с общественно-
                         политическими объединениями граждан и
                         национально-культурными обществами аппарата
                         Губернатора Астраханской области и
                         образовательные учреждения Астраханской
                         области

Цели и задачи подпро-  - содействие адаптации населения области в
граммы                   ситуации существования  полиэтнического,
                         поликонфессионального, поликультурного
                         региона;
                       - развитие общественных отношений,
                         формируемых на основе признания универсальных
                         прав и основных свобод человека, диалога
                         культур и религий;
                       - координация усилий различных социальных
                         институтов по разъяснению принципов и
                         ценностей толерантности;
                       - разработка концепции установок толерантного
                         поведения и профилактики экстремизма в
                         Астраханской области;
                       - проведение исследований по проблемам
                         толерантности (психологических,
                         политологических и др.), публикация их
                         социологических, педагогических результатов;
                       - организация и проведение конференций,
                         семинаров, "круглых столов";
                       - апробация и внедрение наиболее эффективных
                         экспериментальных моделей воспитания
                         толерантного поведения в практику
                         образовательных и иных учреждений и
                         организаций области;
                       - привлечение средств массовой информации к
                         формированию установок толерантности среди
                         населения Астраханской области;
                       - представление проекта "Формирование установок
                         толерантного сознания и поведения в
                         полиэтническом регионе (на материале
                         Астраханской области)" на Всероссийский
                         конкурс проектов в рамках федеральной целевой
                         программы "Формирование установок
                         толерантного сознания и профилактика
                         экстремизма в российском обществе
                         (2001-2005 годы)"

Сроки реализации под-  - 2004-2005 годы
программы

Объемы и источники фи- - средства федерального бюджета в объемах,
нансирования подпро-     устанавливаемых соглашениями между
граммы                   государственным заказчиком подпрограммы и
                         Министерством образования и науки Российской
                         Федерации; общая сумма затрат из областного
                         бюджета составляет 594,0 тыс. рублей, в том
                         числе:
                         2004 год - 10,0 тыс. рублей;
                         2005 год - 584,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные ре- - создание условий для утверждения принципов и
зультаты                 ценностей толерантного сознания в обществе;
                       - создание эффективной системы мониторинга и
                         механизмов выработки мер по своевременному
                         оказанию противодействия экстремизму и
                         снижению социальной напряженности в семье,
                         социальных группах;
                       - внедрение в систему образования всех уровней
                         учебных программ по формированию установок
                         толерантного сознания и поведения

Контроль за реализа-   - департамент образования Астраханской области
цией подпрограммы


Информация по документу
Читайте также