Расширенный поиск
Постановление Главы Администрации Астраханской области от 04.11.1999 № 402Утратилo силу - Постановление Губернатора Астраханской области от 31.12.2004 г. N 653 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 04.11.99 N 402 О Программе развития образования в Астраханской области на 1999-2005 годы В соответствии с постановлением Главы Администрации области от 15.06.98 N 241 "О концепции развития образования в Астраханской области" ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Принять Программу развития образования в Астраханской области на 1999-2005 годы (приложение). 2. Финансовому управлению Администрации области при формировании областного бюджета на 2000 и последующие годы учесть расходы, необходимые на реализацию программных мероприятий. 3. Направить Программу развития образования в Астраханской области на 1999-2005 годы на утверждение в Астраханское областное Представительное Собрание. 4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителей Главы Администрации Юшкова В.А. и Родненко И.В. Глава Администрации области А.П. Гужвин Приложение к постановлению Главы Администрации области 04.11.99 N 402 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2005 ГОДЫ Пояснительная записка Приступая к подготовке данной программы, авторы определили для себя несколько принципиальных позиций, которые и легли в основу работы. Прежде всего, нам показалось важным не разбивать систему образования региона по направлениям, видам организации учебного процесса и типам образовательных учреждений. Подобное деление, на наш взгляд, хотя оно и отражено во многих образовательных программах, не способствует комплексному рассмотрению проблемы, мешает достижению желательных результатов, девальвирует понятие системы образования. Анализ материала, специфики организации образовательной деятельности доказывает, что любой уровень образования - от дошкольного до высшего профессионального - испытывает проблемы схожего типа. Следовательно, решать их необходимо по единым технологиям, комплексно. Таким образом, авторы глубоко убеждены, что нет никакой необходимости отделять общее образование от профессионального, начальное общее от среднего и т. д. Другой принципиальной позицией авторов является признание того факта, что региональная программа развития образования не может - и не должна - конкретизировать проекты, доводя их до уровня каждого муниципального образования, каждого образовательного учреждения. Авторы пытались описать наиболее общие процессы, задать наиболее общие направления, определить общие закономерности, предложить стратегически верные пути движения. Авторы предлагают проектные мероприятия разделить на следующие направления: - Инвентаризация системы; - Мониторинг имеющихся связей внутри системы и связей системы с внешними источниками, влияющими на систему; - Определение имеющихся результатов деятельности системы и дифференциация потребностей пользователей по отношению к ним; - Определение необходимых содержательных, организационных, управленческих, финансовых и иных сущностных изменений; - Определение механизма реализации данных изменений; - Реализация данных изменений; - Постоянное отслеживание результатов реализации программы и внесение в нее необходимых корректив. Авторы уверены, что данная программа открыта для изменений и приглашают все заинтересованные стороны принять участие в ее реализации. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы: Программа развития образования в Астраханской области на 1999-2005 годы Назначение Программы: Программа развития образования в Астраханской области является организационной основой региональной политики в сфере образования, которая определяет стратегию совершенствования системы образования в соответствии с государственной политикой и обеспечивает удовлетворение потребностей населения и социально-экономической сферы региона в получении качественного образования. Программа разработана на основании федеральных и региональных законов "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Об образовании в Астраханской области" и учитывает национальные, социально-экономические, экологические, культурные, геополитические, демографические и другие особенности Астраханской области. Дата принятия решения о разработке Программы: Постановление Главы Администрации Астраханской области от 15.06.98. N 241 "О концепции развития образования в Астраханской области". Дата утверждения Программы: Государственный заказчик: Администрация Астраханской области. Исполнители и соисполнители: Образовательные учреждения, федеральные, региональные, муниципальные органы власти, органы управления образованием всех уровней, заинтересованные учреждения и ведомства. Разделы программы: 1. Общая характеристика системы образования Астраханской области. 2. Концепция развития образования в регионе. 3. Основные проекты и система мероприятий реализации Программы. 4. Финансовое и ресурсное обеспечение совершенствования регионального образования. Сроки и этапы реализации Программы: 1-й этап - 1999-2000 2-й этап - 2001-2003 3-й этап - 2004-2005 Цель и задачи Программы: Выстраивание системы образования Астраханской области как саморазвивающейся, открытой и демократической, действующей в соответствующих национальных, культурных, демографических, социальных, правовых, геополитических и иных условиях, в целях удовлетворения образовательных потребностей региона, социума, личности. - Определение общей стратегии развития образования в области; - Обеспечение приоритета образовательной сферы в регионе; - Обозначение стратегических и тактических решений в организационной и содержательной деятельности учреждений образования всех органов управления ими; - Приведение системы образования в Астраханской области в состояние, адекватное потребностям государства, региона, социума, отдельной личности; - Определение ресурсного обеспечения, сохранения и развития потенциала системы образования в Астраханской области. Основные программные мероприятия: 1. Реализация законодательства Российской Федерации в сфере образования. 2. Реализация Закона Астраханской области "Об образовании". 3. Развитие нормативно-правовой базы функционирования и развития системы образования в области. 4. Оптимизация структуры образовательных учреждений всех уровней и органов управления ими. 5. Развитие содержания образования всех уровней. 6. Развитие региональной составляющей образовательного процесса. 7. Разработка и реализация экономических механизмов развития системы образования. 8. Разработка и введение норм и нормативов финансового, материально-технического и иного обеспечения системы образования в области. 9. Расширение рынка образовательных услуг в общем и профессиональном образовании всех уровней. 10. Разработка и реализация фундаментальных и прикладных научно-исследовательских программ в сфере образования. 11. Подготовка и переподготовка кадров системы образования в области. 12. Разработка и реализация комплекса мер по социальной защите участников образовательного процесса. 13. Развитие дополнительного образования в области. 14. Создание информационной системы образования. Ожидаемый результат: 1. Сохранение и развитие потенциала системы образования в регионе. 2. Усиление влияния системы образования на социально-культурную ситуацию в регионе. 3. Предоставление населению широкого спектра образовательных услуг с учетом геополитических, национальных, экономических, социальных, культурных особенностей региона. 4. Создание условий для реализации конституционных прав граждан на получение качественного и доступного образования. 5. Закрепление и развитие принципа удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей граждан. 6. Регулирование структуры профессионального образования и номенклатуры специальностей в соответствии с потребностями регионального рынка труда. 7. Улучшение материальной базы образовательного комплекса области. 8. Создание эффективной системы непрерывного и дистанционного образования. 9. Развитие системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. КОНЦЕПЦИЯ развития образования в Астраханской области (принята постановлением Главы Администрации области от 15.06.98 N 241 "О концепции развития образования в Астраханской области") Концепция развития образования в Астраханской области (далее - концепция) является теоретическим документом, описывающим стратегию, основные направления, задачи и цели совершенствования деятельности учебных заведений, входящих в образовательную систему региона, и позволяющим получить намеченные результаты. 1. Основные проблемы российского образования В общем образовании: - неопределенность целей и приоритетов образования и воспитания; - недостаток средств на поддержание и развитие учебного процесса, особенно в сельской школе; - низкая оплата труда работников образования и нерегулярность выплат; - перегруженность учебной недели; - устаревшее содержание образования; - отсутствие условий для дифференцированного обучения в массовой школе; - недостаточные школьные знания по экономике и праву, экологии основам безопасности жизнедеятельности; - отсутствие доступа молодежи к современным каналам информации. В профессиональном образовании: - несоответствие направлений профессиональной подготовки потребностям экономики и социальной сферы, спросу населения; - преобладание отраслевого характера структуры образования, ориентированного на государственные предприятия и производственные сферы экономики; - высокая доля учебных заведений федеральной собственности; - незаинтересованность работодателей всех форм собственности в решении проблем профессионального образования; - несбалансированность структур начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, их несоответствие научно-техническому прогрессу; - отсутствие разнообразия специальностей и специализаций, слабая ориентация на новые рынки труда в соответствии с развитием региона (сфера услуг, торговля, бизнес, фермерство, международные связи, международный и российский туризм, международный и российский транспорт); - экономическая неэффективность системы профессионального образования (слабая интеграция учебных заведений различных ступеней образования, дублирование образовательных программ). 2. Задачи по стабилизации деятельности образовательных учреждений Астраханской области За счет финансирования из средств консолидированного бюджета обеспечить нормативное содержание образовательного процесса в учебных заведениях. Установить региональные надбавки работникам образования, доведя их до средней оплаты труда в сфере материального производства. Установить региональные надбавки к пенсиям работникам образования - до 75% от совокупной зарплаты за последние три года работы. Восстановить полноценную работу системы повышения квалификации учителей, преподавателей, предусматривающую их переподготовку один раз в пять лет. Восстановить материальную базу, лучшие формы и методы воспитательной работы российской школы, способствующие развитию таких личностных качеств детей, как общечеловеческие ценности, российский патриотизм, дружба между народами, образцы гражданского поведения. 3. Структурные изменения системы образования В последние годы в системе образования Астраханской области наметились и происходят важные структурные изменения. В общем образовании появились и набирают силу новые типы учебных заведений: детские сады-школы и учреждения дополнительного образования; лицеи, гимназии, школа одаренных детей, российско-турецкий лицей. В профессиональном образовании идет перепрофилирование, изменение статуса, появление учебных заведений негосударственной формы собственности. Открываются колледжи, академии, университеты, филиалы крупных престижных вузов России. В государственных и негосударственных учебных заведениях растет доля приема на возмездной основе. Появляются программы дополнительного профессионального образования. Проделанная работа позволяет определить перспективы и темпы реформирования структуры образования: - создание условий для получения качественного образования населением Астраханской области в учебных заведениях города и области, центральных вузах страны, за рубежом; - оптимизация размещения учебных заведений всех уровней и ступеней на территории области, разнообразие предложенных образовательных программ, специальностей и специализаций, дифференциация и диверсификация образования; - выявление перспективных направлений образования на основе программирования и планирования развития рынка, перепрофилирование и создание новых видов образования и типов учебных заведений, отвечающих потребностям экономики, социальной сферы, образовательным запросам астраханцев; - ориентация системы образования на удовлетворение спроса со стороны личности, различных социальных, профессиональных, этнических групп населения; - развитие сети дополнительного образования и коммерциализация дополнительного профессионального образования. Развитие внутрифирменной подготовки и переподготовки специалистов; - внедрение модульной структуры образовательных программ, позволяющих получать образование по частям, чередуя очное образование с работой и дистантным образованием и выходить на получение сертификата в течение длительного времени. 4. Обновление содержания образования Переход с обучения по единым государственным планам на образовательные программы, основой которых являются государственные стандарты, позволяет регионам и учебным заведениям самостоятельно изменять содержание образования, разнообразить специальности и специализации в соответствии с рыночными условиями. Повышение качества образовательных услуг, адаптивность образования к рыночному спросу предполагает: - реальное уменьшение учебной нагрузки школьников и студентов, учителей и преподавателей с учетом самостоятельной работы до нормативов, установлены госстандартами и КЗоТ; - повышение фундаментальности начального, общего среднего и базового высшего профессионального образования; - гуманитаризацию, гуманизацию технического и естественнонаучного образования, интеграцию, диверсификацию программ технического естественнонаучного и гуманитарного образования; - совершенствование обучения в сельской малокомплектной и национальной школах путем улучшения кадрового и учебно-методического обеспечения; - поэтапную компьютеризацию всех уровней и ступеней образования, обеспечение учебных заведений вычислительной техникой и программами; - внедрение образовательных технологий и траекторий индивидуального обучения, в том числе: в начальном образовании - использование различных по срокам и методам вариантов обучения с учетом психофизических особенностей и здоровья детей; в среднем полном образовании - установление траекторий поступления в профессиональные учебные заведения через подготовительные классы, продвинутые программы с учетом академических успехов школьников и рекомендаций учителей; в среднем и высшем профессиональном образовании - обучение по индивидуальным учебным планам и траекториям через выбор курсов и специализаций; - постепенный переход массовой школы на изучение английского языка с младших классов, стимулирование изучения второго языка стран, установивших прочные экономические и культурные отношения с Астраханской областью; - интеграцию содержания образования в средних и высших профессиональных учреждениях, углубление их организационных связей посредством признания и взаимозачетов академической успеваемости; - укрепление связи образования с производством через развитие системы стажировок и практики студентов, создание гуманитарных и естественнонаучных центров, научно-образовательных производственных комплексов, технопарков и техноцентров, превращение региона в технополис; - создание крупных многопрофильных колледжей, реализующих программы общего, начального профессионального, среднего и продвинутого профессионального образования. 5. Улучшение воспитательной работы и здоровья детей В настоящее время не разработана теория воспитательной работы, соответствующая этапу реформирования общества, тенденциям становления демократического гражданского общества, формированию свободной личности. Обновление воспитательной работы должно способствовать формированию общечеловеческих ценностей, национальной гордости и образцов гражданского поведения. Важнейшей задачей школы и общества должно стать укрепление здоровья детей и обеспечение их правильного и полноценного питания. В этих целях необходимо обеспечить: - подготовку специальных кадров по воспитательной работе (психологов, социальных педагогов, классных воспитателей) и переподготовку действующего педперсонала; - разработку и внедрение новой модели демократического уклада жизнедеятельности учебных заведений соответствующей модели гражданского общества; - совершенствование сети внешкольных и оздоровительных учреждений, укрепление материальной базы и улучшение их финансирования; - введение региональных нормативов питания детей начальной школы и обеспечение их выполнения; - создание службы психоаналитической помощи и бытовой детской реабилитации в крупных школах и межшкольных объединениях; - введение общественной экспертизы проектов строящихся и действующих микрорайонов, предусматривающей пропорциональное создание детских рекреаций для занятий спортом; повышение ответственности руководителей учебных заведений, руководителей государственных служб за поддержание и развитие спортивно-оздоровительной базы. 6. Совершенствование экономических отношений и социальных гарантий участников образования В целях совершенствования экономики образования и приведения ее в соответствие с социально-экономическими реалиями в стране и регионе, формирования рынка образовательных услуг необходимо: - разработать региональные, реально обеспеченные нормативы финансирования содержания и развития деятельности образовательных учреждений Астраханской области; - внедрить механизм многоканального финансирования каждого учебного заведения, включающий в себя следующие основные источники: федеральное и региональное финансирование, плата за обучение, доходы от аренды образовательной собственности, реализация собственной продукции, спонсорские и попечительские средства; - передать в общем образовании права бюджетополучателя образовательным учреждениям; - разработать простую и понятную систему финансирования учебных заведений по уровням и источникам финансирования; - разработать эффективный механизм налогообложения для местного бизнеса, способствующий инвестициям в образование; - развивать адресное финансирование и целевое кредитование в образовании в следующих направлениях: образовательные пособия для сельской молодежи из отдаленных районов для обучения по дефицитным и престижным специальностям в учебных заведениях города Астрахани; целевые кредиты студентам, в том числе из малообеспеченных семей, под государственный региональный заказ; целевые гранты талантливым учащимся, студентам, аспирантам, учителям, преподавателям для учебы за пределами области и за рубежом; ежегодные гранты студентам, обучающимся на коммерческой основе, за успехи в спорте, художественной самодеятельности, искусстве из региональных фондов развития этой деятельности; - создать экономически эффективную систему дополнительного профессионального образования и подготовки управленческих кадров, способную обеспечить непрерывный профессиональный рост квалифицированных специалистов; - стимулировать создание рабочих мест для вторичной занятости учащихся с неполной рабочей неделей; - создать систему обслуживания материальной, учебной, научной базы образовательных учреждений; - развивать экспорт образования за пределы области, стимулировать учебные заведения в создании условий для обучения учащихся и студентов из других регионов России и других стран, особенно Востока и прикаспийского бассейна. 7. Кадровое и научное обеспечение развития регионального образования Кадровое обеспечение совершенствования образования предполагает изменение работы по повышению квалификации, аттестации и подготовке новых специалистов, усиление научной работы. Повышение квалификации выполняет две основные функции - обновление содержания образования и обеспечение профессионального роста работников. В этих целях необходимо: - разработать механизм обновления содержания и методов преподавания учебных дисциплин, включающих в себя изучение учителями и преподавателями современных достижений науки, образования и передового опыта; - ввести систему карьерного образования (получение дополнительной специальности, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре), увязывающую должностные перемещения учителей, преподавателей, оплату их труда с уровнем полученного образования; - разработать критерии аттестации кадров, способствующие профессиональному росту и выстраиванию школьной карьеры работников образования; - перенести центр профессионального конкурсного отбора по педагогическим специальностям с довузовского на вузовский и послевузовский уровни (вторая ступень высшего образования, практики, стажировки бакалавра); - разработать модель прогнозирования, планирования и целевой подготовки педагогических кадров по специальностям и специализациям с реальной привязкой студентов старших курсов к вакансиям в учебных заведениях и других учреждениях социальной сферы; - привести тематику научных исследований в образовании в соответствие с Федеральной программой социально-экономического развития Астраханской области до 2000 года. Продолжить практику финансирования научных исследований через систему грантов. Обеспечить доступ преподавателям к системе ИНТЕРНЕТ; - разработать и издать учебную литературу, обеспечивающую реализацию региональных компонентов образовательных программ. Разработать модель интеграции и повышения эффективности работы учреждений образования различных уровней и типов; - развивать научные исследования и разработки по экономике образования, управлению образованием, образовательной статистике, рациональному размещению сети учреждений образования, образовательному праву, экономическому и образовательному прогнозированию и планированию. 8. Участие в международной деятельности Астраханская область является важнейшим геополитическим центром и южным форпостом России. Интенсивное развитие международных связей региона диктует их активизацию и в образовательной сфере. В последние годы большое количество школьников и студентов Астрахани выигрывают международные гранты на учебу за рубеж. Стало практикой проведение международных конференций. На базе АГТУ создана Ассоциация университетов прикаспийских государств. Дальнейшее совершенствование международной деятельности в сфере образования предполагает: - стимулирование и оказание поддержки со стороны региональных лидеров и бизнеса образовательным заведениям в установлении и развитии международных контактов и обмене учащимися, студентами, учителями и преподавателями; - открытие школ с углубленным изучением английского, французского, немецкого и восточных языков; - создание условий для привлечения и обучения иностранных студентов из восточных стран и стран прикаспийского региона; - приглашение специалистов для внедрения новых образовательных программ, передовых специальностей и специализаций; - создание центра по изучению и распространению русского языка, российской культуры; - развитие научных контактов, проведение международных конференций в Астрахани; - установление контактов и связей с международными образовательными организациями, ассоциациями и открытие их представительств в Астрахани. 9. Совершенствование управления и правового регулирования В образовании осуществляется переход от централизованного управления к государственно-общественному регулированию, демократизации, децентрализации. Усиливается региональная и муниципальная составляющие управления. Создан единый орган управления образованием, функционируют общественные и профессиональные ассоциации. Для эффективной реализации данной концепции необходимо: - включить в состав учредителей учебных заведений основных заказчиков, органы региональной и муниципальной власти; - инициировать создание общественных структур управления в образовании (движения, объединения, ассоциации, советы по образованию); - разработать долгосрочные и среднесрочные программы развития регионального и муниципального образования и их нормативно-правовое и финансовое обеспечение; - создать единую региональную систему оценки и контроля качества образования на основе государственного тестирования; - внедрить правовой механизм общественного регулирования сферы образования, создать службу государственно-общественного лицензирования, аккредитации учреждений и аттестации педагогических кадров; - принять пакет основных нормативных документов, регулирующих правовые отношения в сфере образования, развивать региональное законодательство; - внести изменения в региональные нормативные документы, регулирующие отношения в сфере образования, в соответствии с данной концепцией. 10. Ожидаемый результат Приведение структуры образования и номенклатуры специальностей в соответствие с профилем регионального рынка труда. Создание новых организационно-экономических механизмов развития системы образования в рыночных условиях, гарантирующих конституционное право на равное получение государственного образования астраханцев и право на выбор индивидуальных траекторий образования в соответствии с их предпочтениями, возможностями, в том числе и через платное обучение. Создание условий для дальнейшего совершенствования и углубления фундаментального образования, усиление правовой, экономической и экологической подготовки. Улучшение материальной базы образовательных учреждений, обеспечение повышения квалификации учителей и преподавателей, развитие информационных ресурсов в образовании, обновление содержания и технологий образования, гарантирующих качественное и конкурентное образование на внутреннем, внешнем и международном рынках труда выпускникам астраханских учебных заведений. Создание эффективной системы непрерывного образования, обеспечивающего переподготовку высвобождающейся рабочей силы и занятость населения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В 1998 году в Астраханской области функционировало 1050 образовательных учреждений дошкольного, дополнительного и профессионального образования с общим охватом контингента учащихся и воспитанников 303492 человека, из них: 380 дошкольных учреждений, в том числе: 311 муниципальных (27122 воспитанника); 69 ведомственных (7017 воспитанников); 377 учреждений общего образования, в том числе: 86 начальных (4042 учащихся); 75 основных (10562 учащихся); 216 средних (140926 учащихся); 255 сельских (57024 учащихся); 122 городских (98506 учащихся); 19 школ-интернатов, в том числе: 2 общего типа (859 учащихся); 16 специальных (коррекционных) (2276 учащихся); 1 ведомственный (335 учащихся); 8 детских домов (552 учащихся); 33 учреждения начального профессионального образования (12988 учащихся); 22 учреждения среднего профессионального образования (18615 учащихся); 23 учреждения высшего профессионального образования (18000 студентов), в том числе; 5 государственных ВУЗов (16503 студента); 8 филиалов и представительств государственных ВУЗов (980 студентов); 10 филиалов и представительств, негосударственных ВУЗов (517 студентов); 71 учреждение дополнительного образования для детей (54205 занимающихся); 20 вечерних школ (5993 учащихся); 85 реабилитационных служб; 12 прочих учреждений. Анализ сети и контингента образовательных учреждений приводит к выводу, что каждый третий житель Астраханского региона пользуется образовательными услугами, которые предоставляют более 45,7 тыс. работников образовательной сферы. РАЗДЕЛ 1. СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ Проект 1 "Оптимизация сети образовательных учреждений общего образования" Цель: рациональное размещение образовательных учреждений общего образования, позволяющее удовлетворить образовательные потребности населения. Задачи: - Приведение сети образовательных учреждений общего образования в соответствие с экономическими потребностями региона и образовательным спросом. - Создание условий для массового перехода на 4-летнюю начальную школу и 12-летнее образование в образовательных учреждениях общего образования. - Создание равных условий для получения общего образования жителями различных районов области, разными категориями граждан и мигрантами из других регионов страны. Мероприятия 1. Создать образовательную карту области. Сроки: 1999 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, органы управления образованием местного самоуправления 2. Провести демографические исследования на территории региона, исследование потребности в образовательных услугах. Сроки: 1999-2002 годы Исполнитель: комитет статистики области; департамент общего и профессионального образования Администрации Астраханской области 3. Разработать и принять пакет нормативно-правовых документов, устанавливающих региональные социальные нормативы в сфере образования. Сроки: 2000-2001 годы. Исполнитель: комитет экономики и инвестиционной политики Администрации области, департамент общего и профессионального образования Администрации Астраханской области 4. Подготовить программу перехода начальной школы на 4-летнее начальное образование и 12-летнее общее образование. Сроки: 2000-2002 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации Астраханской области 5. Развить сеть коррекционного и компенсаторно-развивающего образования. Сроки: до 2003 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации Астраханской области, органы управления образованием местного самоуправления 6. Открыть подготовительные классы для детей беженцев и вынужденных переселенцев. Сроки: 2001-2002 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации Астраханской области, органы управления образованием местного самоуправления Проект 2 "Элитное образование для сельских школьников" Цель: создание единой системы получения качественного образования учащимися сельских общеобразовательных учреждений. Задачи: - Обеспечение равных возможностей для получения общего образования жителями сельских районов области. - Научное, учебно-методическое, кадровое обеспечение качественного образования в сельской местности. Мероприятия: 1. Провести исследования по выявлению одаренных детей в сельских районах области. Срок: с 2000 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ИУУ, ШОД, АГПУ 2. Подготовить варианты учебных планов для разных типов и видов сельских школ. Срок: 2000-2001 годы Исполнитель: АГПУ ИУУ АГТУ АГМА 3. Создать сеть лицеев, гимназий, специализированных школ-интернатов для одаренных детей из сельской местности в районных центрах. Срок: 2005 год Исполнитель: районные администрации, департамент общего и профессионального образования Администрации области 4. Внедрить программы дистанционного образования для сельских учащихся в школе одаренных детей, техническом, педагогическом лицеях. Срок: 2000-2001 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области; АГПУ; АГТУ 5. Ввести 10-15%-ную квоту для сельских детей в инновационных образовательных учреждениях г. Астрахани. Срок: 2001-2002 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, управление образования Администрации г. Астрахани 6. Открыть интернаты для сельских учащихся в школе одаренных детей, техническом, педагогическом лицеях. Срок: 2003-2005 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, управление образования Администрации г. Астрахани Проект 3 "Структурирование рынка образовательных услуг в профессиональном образовании" Цель: формирование регионального рынка образовательных услуг в профессиональном образовании, адекватного потребностям населения и рынка труда. Задачи: - Изучение соответствия региональных рынков профессионального образования и рынка труда. - Создание гибкого механизма регулирования сферы профессионального образования. - Расширение, разнообразие, диверсификация образовательных услуг в соответствии с потребностями населения и экономики региона. - Интеграция в федеральную образовательную систему в сфере получения специальностей и специализаций. - Удовлетворение потребностей народно-хозяйственного комплекса области в квалифицированных кадрах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием. - Формирование многоуровневой системы подготовки специалистов, в том числе с сокращенными сроками обучения. Мероприятия: 1. Проводить ежегодный мониторинг рынка труда. Сроки: ежегодно Исполнитель: департамент ФГСЗН по Астраханской области, управление труда Администрации области, комитет по делам молодежи Администрации области 2. Проводить ежегодный мониторинг рынка образовательных услуг. Сроки: ежегодно Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет директоров ССУЗов, совет ректоров ВУЗов 3. Продолжить практику перепрофилирования образовательных учреждений начального профессионального образования, профессии которых не пользуются спросом на рынке труда. Сроки: 1999-2001 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет директоре к УНПО 4. Изучить условия и разработать предложения по интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования. Сроки: до 2002 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет директоров ССУЗов, совет директоров УНПО 5. Разработать и внедрить механизм интеграции среднего и высшего профессионального образования. Сроки: до 2002 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет ректоров ВУЗзов, совет директоров ССУЗов Проект 4 "Централизованное государственное тестирование" Цель: расширение социальных гарантий населения в получении профессионального образования. Задачи: - Создание системы государственного тестирования выпускников общеобразовательных учебных заведений Астраханской области с широким использованием результатов в качестве итоговой аттестации, а также вступительных испытаний в вузы и колледжи. - Обеспечение единства требований при государственном тестировании, методической, организационной и информационной поддержки подготовки и проведения тестирования. - Осуществление участия преподавателей учебных заведений, общественности региона в процедуре проведения государственного тестирования выпускников средних учебных заведений. Мероприятия: 1. Продолжить работу координационного совета по проведению государственного централизованного тестирования при департаменте общего и профессионального образования Администрации области. Сроки: ежегодно, апрель Исполнитель: АГТУ, РП ЦТ*, департамент общего и профессионального образования Администрации области 2. Разработать методические и организационные основы широкого использования в регионе результатов государственного тестирования в качестве итоговой аттестации и вступительных испытаний в вузы и колледжи. Срок: март 2000 года Исполнитель: РП ЦТ, департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВУЗы, ССУЗы 3. Совершенствовать методику и содержание тестирования, его информационное обеспечение, внедрять сетевые информационные технологии тестирования в регионе. Сроки: 1999-2005 годы Исполнитель: РП ЦТ, АГТУ, департамент общего и профессионального образования Администрации области ---------------------------------- * Региональное представительство Государственного центра тестирования. Проект 5 "Региональный университетский комплекс" Цель: выработка единого подхода к изучению гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных дисциплин в учреждениях профессионального образования. Задачи: - Определение единых требований к вступительным испытаниям в вузы на основе государственного централизованного тестирования выпускников средних учебных заведений. - Разработка перспективной структуры подготовки кадров с высшим профессиональным образованием на основе высококачественной фундаментальной и гуманитарной университетской подготовки специалиста (магистра). - Создание научных школ, современных лекционных курсов и образовательных программ с учетом их взаимопризнания в регионе. - Создание условий для интеграции образовательных программ колледжей и вузов региона. Мероприятия: 1. Разработать систему согласования учебных планов, образовательных программ колледжей и вузов по родственным специальностям для обеспечения академической мобильности студентов и выпускников, сокращения сроков их обучения и постановки многоуровнего образования. Сроки: 2000-2005 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВУЗы, ССУзы 2. Подготовить и поэтапно приступить к взаимопризнанию зачетов, экзаменов, названий курсов и трудоемкости их освоения на основе согласования программ и содержания обучения, единства требований к аттестации. Срок: 2000-2005 годы Исполнитель: советы ректоров ВУЗов и директоров ССУзов, департамент общего и профессионального образования Администрации области 3. Определить методические и организационные основы создания межвузовских кафедр. Срок: 2000 год Исполнитель: совет ректоров ВУЗов 4. Разработать принципы создания распределенного университета региона на основе ассоциации учебных заведений Астраханской области и ассоциации университетов прикаспийских государств. Срок: 1999-2000 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВУЗы Проект 6 "Система общественных организаций" Цель: развитие общественной составляющей в управлении образованием. Задачи: - Создание системы общественных организаций, попечительских советов учебных заведений, благотворительных и иных фондов, ассоциаций выпускников, профессиональных союзов, других общественных сил, влияющих на развитие системы образования в регионе. - Введение в функциональные обязанности профессиональных учебных заведений, органов управления образованием всех уровней деятельность по связям с общественностью, изучению и формированию общественного мнения. - Расширение сотрудничества системы образования со средствами массовой информации. - Завершение формирования и повышение роли ассоциации образовательных учреждений Астраханской области в совершенствовании региональной системы образования. Мероприятия: 1. Провести научно-практическую региональную конференцию "О совместной работе учреждений среднего и высшего образования по повышению конкурентности региональной системы образования"; семинар "Пути и формы повышения качества обучения в сельской средней школе". Сроки: 2000 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ассоциация образовательных учреждений 2. Создать во всех учебных заведениях систему попечительских советов с участием работодателей, представителей администрации регионов, местных органов, органов управления образованием и т.д. Сроки: 1999-2001 годы Исполнитель: учебные заведения, департамент общего и профессионального образования Администрации области 3. Инициировать установление контактов учебных заведений со специалистами, бывшими выпускниками учебных заведений, профессиональными ассоциациями. Привлечь работодателей, преуспевающих бизнесменов и администраторов для разработки региональных компонентов образовательных программ. Сроки: в течение всего периода. Исполнитель: департамент ФГСЗН по Астраханской области 4. Разработать законодательную базу в регионе для расширения спонсорской, благотворительной деятельности, частных и общественных фондов по финансированию конструктивной деятельности в сфере образования и научных исследованиях вузов. Сроки: 1999-2000 годы Исполнитель: комитет экономики и инвестиционной политики Администрации области, департамент общего и профессионального образования Администрации области, лаборатория "ЭРО" АГПУ Проект 7 "Развитие сети дополнительного профессионального образования" Цель: создание единой региональной системы дополнительного профессионального образования. Задачи: - Создание единого образовательного пространства в регионе в сфере дополнительного профессионального образования. - Обеспечение занятости населения через систему профессиональной переподготовки кадров. - Приведение уровня предоставляемых системой ДПО услуг в соответствие с международными стандартами. Мероприятия: 1. Провести исследование по изучению рынка образовательных услуг дополнительного профессионального образования. Сроки: 2000 год Исполнитель: департамент ФГСЗН по Астраханской области, департамент общего и профессионального образования Администрации области 2. Изучить потребности населения в дополнительном профессиональном образовании через систему маркетинговых исследований. Сроки: 2001 год Исполнитель: департамент ФГСЗН по Астраханской области, департамент общего и профессионального образования Администрации области 3. Создать единый центр дополнительного образования педагогических кадров. Сроки: 2000 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ИУУ, АГПУ 4. Разработать региональные образовательные программы дополнительного образования с использованием новых образовательных технологий. Сроки: 2001 год Исполнитель: АГПУ, департамент общего и профессионального образования Администрации области, ИУУ. 5. Разработать и внедрить региональную модель именного образовательного чека для системы дополнительного профессионального образования. Сроки: с 2001 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области 6. Формировать региональный заказ на подготовку высококвалифицированных специалистов в учреждениях высшего и среднего, а также дополнительного профессионального образования. Сроки: ежегодно Исполнитель: управление труда Администрации области, департамент ФГСЗН по Астраханской области 7. Разработать и внедрить систему обязательного повышения квалификации и переподготовки руководителей органов управления образованием, руководителей учебных заведений. Сроки: 2000 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГПУ, ИУУ 8. Разработать и внедрить программу дополнительного профессионального образования и переподготовки для вынужденных мигрантов. Сроки: 2001 год Исполнитель: миграционная служба Астраханской области, департамент ФГЗСН по Астраханской области, департамент общего и профессионального образования Администрации области 9. Открыть лабораторию педагогического консалтинга. Сроки: 2001 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ИУУ, АГПУ Проект 8 "Дополнительное образование для уволенных в запас военнослужащих " Цель: создание системы профессиональной переподготовки уволенных в запас военнослужащих. Задачи: - Развитие сети учебных заведений в целях более полного удовлетворения образовательных потребностей данной категории граждан. - Адаптация уволенных в запас военнослужащих к современным социально-экономическим условиям. Мероприятия: 1. Разработать региональную программу дополнительного образования в городах с наибольшим контингентом военнослужащих, увольняемых в запас (Астрахань, Ахтубинск, Знаменск). Сроки: 2000 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, управление по работе с воинскими частями, правоохранительными и административными органами Администрации области, областной военкомат, совет ректоров ВУЗов 2. Провести маркетинговые исследования с целью определения потребности в услугах дополнительного профессионального образования для военнослужащих и возможностей данной системы в проблемных районах. Сроки: 2002 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, управление по работе с воинскими частями, правоохранительными и административными органами Администрации области, областной военкомат, совет ректоров ВУЗов 3. Разработать механизм использования потенциала негосударственных образовательных учреждений для решения проблем образования военнослужащих и членов их семей. Сроки: 2002 год Исполнитель: ассоциация негосударственных ВУЗов 4. Организовать систему подготовки преподавательских кадров для дополнительного профессионального образования военнослужащих из членов их семей, имеющих соответствующее высшее образование. Сроки: 2003 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет ректоров ВУЗов 5. Разработать программы и организовать работу учреждений дополнительного профессионального образования по методикам дистанционного образования. Сроки: с 2001 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет ректоров ВУЗов Проект 9 "Повышение квалификации преподавательского состава системы дополнительного профессионального образования" Цель: создание структуры повышения квалификации профессорско-преподавательского состава системы дополнительного профессионального образования. Задачи: - Формирование гибкой и мобильной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для системы дополнительного профессионального образования. Мероприятия: 1. Разработать механизм организации профессионального отбора преподавателей для системы ДПО. Сроки: 2001 год Исполнитель: совет ректоров ВУЗов, ИПК, департамент общего и профессионального образования Администрации области 2. Разработать и организовать проведение текущего рейтинга образовательных учреждений и профессорско-преподавательского состава ДПО. Сроки: с 2000 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области 3. Созвать компьютерный банк данных по образовательным учреждениям и профессорско-преподавательскому составу ДПО. Сроки: с 2000 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Проект 10 "Концептуальные основы организации и содержания общего образования" Цель: повышение фундаментальности начального, общего и полного среднего образования, гуманитаризация и гуманизация образования, межпредметная и межуровневая интеграция. Задачи: - Определение стратегических целей и приоритетов регионального образования с учетом требований мировых стандартов и реальных перспектив. - Обеспечение структурно-содержательного, научно-методического и материального аспектов общего образования в области. - Обеспечение преемственности образовательных программ на всех уровнях и ступенях образования. - Создание условий для обеспечения нужд населения региона в разноуровневых образовательных учреждениях. Мероприятия: 1. Сформировать ВНИК - лабораторию "Программа развития образования". Сроки: 1999 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ИУУ, АГПУ, ассоциация образовательных учреждений 2. Разработать проекты регионального компонента образовательных стандартов общего образования. Сроки: 2001 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВНИК 3. Разработать систему требований к минимальному уровню подготовки учащихся на различных ступенях обучения и методы определения этого уровня. Сроки: 2001 год Исполнитель: ВНИК 4. Разработать региональную систему непрерывного образования и определить принципы ее функционирования. Сроки: 2002 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВНИК, ИУУ 5. Разработать модели постепенного перехода к 12-летнему образованию с соответствующим материально-техническим, кадровым и учебно-методическим обеспечением. Сроки: 2001 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВНИК 6. Установить единые требования к абитуриентам государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования, основанные на обязательном минимуме содержания школьного образования. Сроки: 2000-2001 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области ВНИК, совет директоров ССУЗов, совет ректоров ВУЗов 7. Создать региональный и муниципальные компьютерные банки "Астраханская школа" и "Астраханский школьник". Сроки: 2004 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, департамент здравоохранения Администрации области, органы управления образованием местного самоуправления, комитеты и отделы по делам молодежи Проект 11 "Дошкольное образование" Цель: Создание системы дошкольного образования в соответствии с потребностями населения региона. Задачи: - Определение основных принципов реформирования и развития дошкольного образования в области. - Обеспечение условий для включения ДОУ в образовательное пространство области как единой структурной части системы образования. - Создание правовой основы деятельности учреждений дошкольного образования. Мероприятия: 1. Разработать и внедрить современные технологии дошкольного образования. Сроки: 2000-2005 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВНИК 2. Разработать модели ДОУ и пакеты программ, учитывающих уровень развития детей. Сроки: до 2002 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВНИК 3. Инициировать разработку авторских концепций и авторских специальных программ дошкольного образования. Сроки: постоянно Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области 4. Разработать программы и методики обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования. Сроки: с 2000 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВНИК 5. Разработать пакет программ и технологий использования компьютерной техники в ДОУ. Сроки: 2001 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области Проект 12 "Общее среднее полное образование" Цель: разработка современных принципов содержания и программно-методического обеспечения обучения в общеобразовательных учреждениях различного уровня и типа. Задачи: - Обновление содержания и программно-методического обеспечения общего образования. - Внедрение инновационных технологий организации образовательного процесса. - Повышение фундаментальности общего образования. - Внедрение образовательных траекторий общего образования. - Социализация личности учащегося в зависимости от его способностей и потребностей. Мероприятия: 1. Провести социологические исследования по изучению образовательных запросов различных категорий населения области: - в гуманитарном образовании; - в естественнонаучном образовании; - в техническом образовании; - в элитном образовании; - в компенсаторно-развивающем образовании; - в дополнительном образовании. Сроки: 2001 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, комитет по делам молодежи Администрации области 2. Подготовить нормативно-правовую базу следующих форм получения общего образования: - очно-заочной; - заочной; - экстерната; - семейного; - индивидуальных учебных траекторий; - дистационного образования. Срок: до 2000 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области 3. Разработать и внедрить образовательные стандарты регионального компонента базисного учебного плана школ РФ. Срок: до 2003 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГПУ, ИУУ 4. Разработать предметные циклы регионального компонента базисного учебного плана школ РФ: - "Основы жизненного самоопределения" - 2004 г; - "Информационная культура" - 2001 г; - "Экономическая культура" - 2002 г; - "Экологическая культура" - 2000г; - "Национальная культура" - 2001г. Срок: до 2004 года Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГПУ, ИУУ 5. Разработать и реализовать программу аттестации и аккредитации образовательных учреждений общего образования. Срок: 2001 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области 6. Провести областную конференцию учителей по вопросам совершенствования содержания и методов преподавания в средней школе. Срок: 2001 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГПУ, ИИУ 7. Совершенствовать формы проведения аттестации педагогических кадров. Срок: постоянно Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ИУУ 8. Создать лабораторию квалиметрии образования. Срок: 2002 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГПУ, ИУУ 9. Разработать и внедрить программу непрерывного карьерного образования учителей и руководителей учреждений общего образования. Срок: с 2000 по 2003 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГПУ, ИУУ 10. Разработать программу подготовки рукописей и издания учебной литературы по предметам регионального компонента базисного учебного плана школ РФ. Сроки: 1999-2005 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет ректоров ВУЗов Проект 13 "Специальное образование" Цель: создание в регионе адаптивной среды для детей со специальными нуждами. Задачи: - Определение основ региональной политики в области специального образования с учетом мирового и республиканского опыта. - Оптимизация сети социальных (коррекционных) образовательных учреждений с учетом мониторинговых исследований, социальных и экономических условий. - Создание условий для получения профессионального образования учащимися с ограниченными возможностями. Мероприятия: 1. Создать систему диагностики результатов и коррекции обучения детей с ограниченными возможностями. Сроки: 2000-2001 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, департамент здравоохранения Администрации области 2. Развивать сеть интернатных и коррекционно-реабилитационных учреждений, в том числе для детей-инвалидов (прежде всего в сельской местности). Сроки: постоянно Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, департамент социальной защиты Администрации области, комитет по делам молодежи Администрации области 3. Создать условия для надомного обучения и профессиональной подготовки детей со специальными нуждами. Сроки: 2001-2002 годы Исполнитель: департамент социальной защиты Администрации области, департамент общего и профессионального образования Администрации области, департамент здравоохранения Администрации области 4. Разработать региональную программу профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями. Сроки: 2003 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, департамент социальной защиты Администрации области Проект 14 "Инновационная образовательная деятельность" Цель: развитие инновационных образовательных учреждений, программ и технологий. Задачи: - Определение образовательной, социальной и экономической целесообразности инновационных образовательных учреждений на территории области и их соответствия национально-культурным и гражданско-социальным образовательным запросам населения региона. - Всесторонняя инвестиционная поддержка инновационного образовательного движения в области. - Приведение сети инновационных образовательных учреждений в соответствие с образовательными потребностями и экономическими возможностями региона. Мероприятия: 1. Провести анализ существующих инновационных моделей и педагогических технологий в системе образования. Сроки: 1999-2000 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВНИК 2. Разработка регионального положения об инновационных образовательных учреждениях. Сроки: 2000 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВНИК 3. Провести экспертизу внедрения в деятельность образовательных учреждений инновационных программ и технологий, мониторинг результатов. Сроки: 2001-2002 годы Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВНИК 4. Создать модель психолого-педагогической диагностики специализации и дифференциации образования. Сроки: 2002 год Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГПУ, ВНИК Проект 15 "Информатизация образования" Цель: создание в системе образования информационной сети, способствующей повышению качества образования, развитию моделей информационного общества. Задачи: - Выявление реального состояния наличия и использования новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовательных учреждениях области, а также потребности этих учреждений в таких ресурсах. - Создание региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы образования. - Создание регионального банка компьютерных обучающих программ и систем мультимедиа, обучающих экспертных систем и баз данных по отраслям знаний, научных и учебно-методических материалов. - Разработка моделей информационной поддержки образовательных учреждений всех типов и видов. - Создание региональной системы повышения квалификации работников образования и органов управления образованием в области новых информационных и телекоммуникационных технологий. Мероприятия: 1. Разработать проект создания опорной компьютерной телекоммуникационной сети, объединяющей государственные, научные и учебные заведения, областную библиотеку им. Н.К. Крупской. Сроки: 2000 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ, ОАО "Связьинформ". 2. Создать совместную научно-исследовательскую лабораторию "НИТ в образовании" для научно-исследовательской, инновационной, координирующей, прогнозирующей, консультационной деятельности, комплексного сопровождения, развития, анализа, поддержки и активного распространения инновационной образовательной практики. Сроки: сентябрь 1999 года. Исполнитель: ВУЗы, департамент общего и профессионального образования Администрации области. 3. Поручить лаборатории разработать: АСОИ "Мониторинг региональной системы образования", в основу которой положить технологии геоинформационных систем; концептуальную модель региональной базы данных по компьютерным обучающим программам и системам мультимедиа, обучающим экспертным системам и базам данных по отраслям знаний, научным и учебно-методическим материалам. Сроки: декабрь 2000 года. Исполнитель: АГТУ, департамент общего и профессионального образования Администрации области. 4. Разработать модели информационной поддержки образовательных учреждений всех типов и видов. Сроки: декабрь 2000 года. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ. 5. Разработать и лицензировать учебные планы повышения квалификации работников образования и органов управления образованием в области новых информационных и телекоммуникационных технологий. Сроки: декабрь 1999 года. Исполнитель: ВУЗы, ИУУ. Проект 16 "Новые технологии обучения" Цель: развитие и внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс. Задачи: - Разработка системы мер по приведению организации учебного процесса к современным требованиям социально-экономического уровня области. - Разработка перехода на многоуровневую систему высшего образования с подробной проработкой организационных и технологических мероприятий по каждому уровню образования. - Разработка технологии дистанционного образования с учетом потребностей и возможностей современных технических средств. - Разработка методики широкого использования возможностей сети "Интернет" для углубленного использования библиотек центральных и зарубежных регионов. - Обеспечение комплекса методических и теоретических документов по внедрению многоуровневой системы образования в ВУЗах региона. - Обеспечение образовательных учреждений необходимой материально-технической базой для внедрения сети "Интернет" и дистанционного образования. - Открытие регионального сервера (электронной библиотеки) на базе АГТУ. - Создание при АГТУ лаборатории технологий современного инженерного образования для разработки соответствующей методологической и технологической базы. Мероприятия: 1. Организовать межвузовскую конференцию по обсуждению и выработке новых технологий высшего образования в регионе. Сроки: февраль 2000 года. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ. 2. Открыть при АГТУ лабораторию технологии современного инженерного образования. Сроки: январь 2000 года. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ. 3. Разработать пакет юридических и технологических документов по переходу на многоуровневую систему образования, предложить базовую основу для законодательного утверждения в регионе необходимых законодательных актов для вузов и производств. Срок: 1999 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ. 4. Открыть региональный сервер (электронную библиотеку), для чего решить вопросы технического и финансового обеспечения. Сроки: 2001-2002 годы. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ, АГПУ, ИУУ. 5. Утвердить соответствующие методологические документы по внедрению совместных технологий высшего образования, связанных с концепцией повышения демократизации общества и перехода на коммерческие основы образования. Сроки: январь 2002 года. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ. Проект 17 "Фундаментализация образования" Цель: углубление научной подготовки обучающихся во всех типах учебных заведений. Задачи: - Добиться в течение ближайшего десятилетия обновления содержания образования на основе внедрения достижений фундаментального отечественного и мирового опыта. - Внедрить в Вузах и колледжах системы спецкурсов, спецсеминаров, отражающие последние достижения науки и техники. - Реорганизовать и обновить базовые курсы, ориентируя их на создание у обучающихся системы научного мышления. - Разработать в средних школах систему мер по развитию фундаментального образования. Мероприятия: 1. Разработать комплекс мероприятий по фундаментализации образования в учебных заведениях. Сроки: 1999 год. Исполнитель: учебные заведения. 2. Составить план привлечения ведущих ученых области и других регионов страны для работы в учебных заведениях. Сроки: 1999-2000 годы. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области. 3. Проводить ежегодно олимпиады, научные конференции и т. п. по различным отраслям науки. Сроки: ежегодно. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВУЗы. 4. Расширить подготовку в магистратуре, аспирантуре и докторантуре вузов г. Астрахани специалистов для работы в школах и колледжах. Сроки: 2000-2005 годы. Исполнитель: АГПУ, АГТУ, АГМА. 5. Расширить практику направления учащихся и студентов для обучения в ведущие вузы страны и за рубеж. Сроки: 2000-2005 годы. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, учебные заведения. 6. Шире привлекать учителей школ и преподавателей колледжей для участия в научных конференциях и создания научной и научно-методической продукции. Сроки: постоянно. Исполнитель: ВУЗы. 7. Укрепить научно-лабораторную базу учебных заведений. Сроки: 2005 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВУЗы. Проект 18 "Специальное и инженерное образование" Цель: подготовка высококвалифицированных инженерных кадров для удовлетворения социально-экономических потребностей региона. Задачи: - Разработка приоритетных направлений подготовки инженеров в соответствии с потребностями хозяйственно-экономических интересов региона. - Исследование статистической потребности количественного и номенклатурного уровня подготовки инженеров. - Разработка методической базы уровня требований к подготовке инженерных кадров различных специальностей. - Обеспечение развития педагогических научных работ по созданию методологии инженерного образования. - Поддержка и развитие материально-технической и приборной базы, разработка и приобретение тренажерных и автоматизированных обучающих систем. - Формирование новой научно-технической информации и современных электронных баз данных. - Насыщение всех отраслей экономики региона высококвалифицированными инженерными кадрами соответствующих специальностей. Мероприятия: 1. Провести статистические и социологические исследования по изучению потребности в инженерных специальностях для экономики региона. Сроки: май 2000 года. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ. 2. Разработать теоретическую базу для регионального планирования подготовки специалистов инженерного направления. Сроки: август 2001 года. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ. 3. Разработать основу для создания единого технического университета в регионе, объединив в нем всю систему технического образования в едином комплексе. Сроки: май 2002 года. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ. 4. Организовать и провести региональную конференцию по вопросам совершенствования содержания и методов преподавания в технических вузах. Срок: 2003 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ. 5. Разработать программу подготовки издания учебной литературы для инженерного образования. Срок: 2001 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГТУ. Проект 19 "Педагогическое образование" Цель: повышение культурно-образовательного уровня населения региона, формирование устойчивой региональной педагогической среды, повышение качества педагогической подготовки студентов педагогических учебных заведений всех уровней. Задачи: - Сохранить и развить культурно-педагогические традиции региона. - Обосновать цели педагогического образования в условиях полиэтнического социума. - Улучшить кадровый состав системы образования региона. Мероприятия: 1. Разработать интегрированную модель повышения квалификации и переподготовки специалистов образовательных учреждений. Сроки: 2000-2001 годы. Исполнитель: АГПУ, ИУУ. 2. Провести реструктуризацию системы многоуровневого непрерывного педагогического образования в регионе. Сроки: 2001 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГПУ, ИУУ, учреждения среднего профессионального образования. 3. Разработать профессионально-образовательные программы: "Преподаватель высшей школы" "Преподаватель начальной и средней профессиональной школы" "Педагогика и культурология" "Педагогика и психология" "Педагогика и философия" Сроки: 2001-2002 годы. Исполнитель: АГПУ. 4. Создать региональный центр педагогического образования взрослых. Сроки: 2002 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГПУ,АГТУ, ИУУ. 5. Провести: - семинар по проблемам дополнительного профессионального образования. Сроки: 1999 год. Исполнитель: АГПУ. - конференцию по оказанию населению региона образовательных услуг. Сроки: 2001 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГПУ, учебные заведения. Проект 20 "Элитное профессиональное образование" Цель: развитие сети элитных образовательных учреждений профессионального образования, адекватной потребностям региона. Задачи: - Переход на использование новых педагогических технологий современного профессионального образования, соответствующих потребностям социума и индивида. - Организация перехода от моноуровневой к многоуровневой системе профессиональной подготовки. - Расширение сети постдипломной подготовки высококвалифицированных кадров. Мероприятия: 1. Создать межвузовскую лабораторию по проблемам новых технологий современного профессионального образования. Сроки: 2002 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет ректоров ВУЗов, совет директоров ССУЗов. 2. Провести маркетинговые исследования сети учреждений профессионального образования. Сроки: 2000 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет ректоров ВУЗов, совет директоров ССУЗов. 3. Осуществить переход от моноуровневой к многоуровневой системе профессиональной подготовки, включающей в себя базовое и полное высшее образование (бакалавр - специалист - специализация; бакалавр - магистр). Сроки: 2004 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет ректоров ВУЗов. 4. Расширить региональную систему последипломного образования по подготовке высококвалифицированных кадров в аспирантуре, докторантуре, путем открытия новых специализированных советов в ВУЗах, аспирантур и докторантур. Сроки: 2005 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет ректоров ВУЗов. 5. Открыть региональный губернаторский университет, реализующий программы высшего и послевузовского образования. Сроки: 2005 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области. 6. Создать систему непрерывного дополнительного образования и дополнительных образовательных программ. Сроки: 2002 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет ректоров ВУЗов. 7. Разработать единые региональные требования к образовательным программам профессионального образования. Сроки: 2002 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, совет ректоров ВУЗов. 8. Провести сертификацию учреждений высшего профессионального образования различных организационно-правовых форм. Сроки: 2003 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области. Проект 21 "Издательское обеспечение учебного процесса в образовании" Цель: совершенствование и развитие системы обеспечения учебных заведений области научной и научно-методической литературой, созданной учеными и практическими работниками региона. Задачи: - Укрепление материальной базы существующих издательств и создание сети новых издательских организаций; - Разработка единой издательской политики в регионе; - Создание нового поколения учебников, учебных пособий и методических разработок в соответствии с государственными стандартами и региональными особенностями. - Подготовка и издание учебников, хрестоматий, монографий. Мероприятия: 1. Провести изучение потребностей учебных заведений в литературе. Сроки: 1999 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, учебные заведения. 2. Составить план издания литературы по всему комплексу изучаемых дисциплин. Сроки: 1999-2000 годы. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, ВУЗы. 3. Создать при департаменте общего и профессионального образования Администрации Астраханской области книготорговую коммерческую организацию с разветвленной сетью баз и магазинов. Сроки: с 2002 года. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области. Проект 22 "Культура и образование" Цель: сохранение и совершенствование системы музыкально-художественного образования в области. Задачи: - Сохранение и развитие системы музыкально-художественного образования области. - Осуществление государственной поддержки творчески одаренных детей и юношества. - Наиболее полное удовлетворение потребностей граждан в получении образования музыкально-художественного профиля, включая дополнительное и послевузовское. Мероприятия: 1. Открыть специализированный совет по защите кандидатских диссертаций в области искусства при АГК. Сроки: 2001 год. Исполнитель: ректорат АГК, ученый совет АГК. 2. Открыть новые специальности и специализации "Композиция", "Эстрадное искусство" и др. в АГК. Сроки:2003 год. Исполнитель: ученый совет АГК. 3. Продолжить осуществление государственной финансовой поддержки творчески одаренных детей и юношества через систему специальных стипендий и грантов. Сроки: ежегодно. Исполнитель: Администрация области. 4. Усовершенствовать систему отбора и методик обучения на базе экспериментального центра на базе музыкального училища. Сроки: 1999 год. Исполнитель: АГК, АМУ. 5. Расширить профиль аспирантуры искусств на базе АГК. Сроки: 2004 год. Исполнитель: АГК. 6. Создать факультет по обучению иностранных студентов по всем имеющимся специальностям в АГК. Сроки: 2001 год. Исполнитель: АГК. 7. Открыть при музыкальном и художественном училищах интернаты для музыкально одаренных детей из сельской местности. Сроки: 2005 год. Исполнитель: Совет директоров ССУЗов, ШОД. РАЗДЕЛ 3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ЗДОРОВЬЕ Проект 23 "Концептуальные основы организации воспитательной работы" Цель: разработка региональной концепции воспитательной работы с детьми. Задачи: - Определение стратегических целей и приоритетов воспитательной работы в регионе. - Совершенствование воспитательной работы в образовательных учреждениях. - Создание условий для обеспечения нужд населения в учреждениях дополнительного образования. - Обновление научного обеспечения организации воспитательной работы. - Использование СМИ по формированию информационно-воспитательного пространства. Мероприятия: 1. Провести маркетинговые исследования состояния воспитательной работы в образовательных учреждениях региона. Сроки: 2000 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, комитет по делам молодежи Администрации области. 2. Создать региональную консалтинговую службу по проблемам воспитания детей, юношества и молодежи. Срок: 2001 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, комитет по делам молодежи Администрации области. 3. Разработать варианты моделей воспитательной работы в образовательных учреждениях. Срок: 2000 год. Исполнитель: ИУУ. 4. Ввести специальность "Организатор воспитательной работы" в АГПУ. Срок: 2002-2003 годы. Исполнитель: АГПУ. 5. Разработать набор учебно-методических комплексов по направлениям и актуальным проблемам воспитания детей и подростков. Срок: 2002 год. Исполнитель: АГПУ, ИУУ. 6. Провести межрегиональную научно-практическую конференцию по проблемам воспитательной работы. Срок: 2000 год. Исполнитель: департамент общего и профессионального образования Администрации области, АГПУ, ИУУ. 7. Открыть постоянно действующий семинар организаторов воспитательной работы в образовательных учреждениях. Срок: 1999 год. Исполнитель: ИУУ. 8. Создать банк данных о состоянии воспитательной работы в регионе. Срок: 2000 год. Исполнитель: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|