РЕСПУБЛИКА
КАЛМЫКИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О внесении
изменения в Государственную программу
развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы, утвержденную
постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 ноября 2012 г. N 457
Правительство
Республики Калмыкия постановляет:
Внести
изменение в Государственную программу развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Республики Калмыкия на 2013-2020 годы, утвержденную постановлением
Правительства Республики Калмыкия от 29
ноября 2012 г. N 457 «О Государственной программе развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Республики Калмыкия на 2013-2020 годы», изложив ее в новой редакции
согласно Приложению.
Председатель
Правительства
Республики
Калмыкия И. Зотов
29 июля 2015 г.
N 279
г. Элиста
Приложение
к
постановлению Правительства
Республики
Калмыкия
от
29 июля 2015 г. N 279
«Утверждена
постановлением
Правительства
Республики
Калмыкия
от
29 ноября 2012 г. N 457
Государственная программа развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы
Паспорт Государственной программы
Ответственный
исполнитель программы
|
Министерство
сельского хозяйства Республики Калмыкия
|
Соисполнители
программы
|
|
Участники
программы
|
Министерство
по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия;
Управление
ветеринарии Республики Калмыкия
|
Подпрограммы программы
|
подпрограмма 1
«Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции
растениеводства»;
подпрограмма 2
«Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции
животноводства»;
подпрограмма 3
«Развитие мясного скотоводства»;
подпрограмма 4
«Развитие рыбохозяйственного комплекса»;
подпрограмма 5
«Поддержка малых форм хозяйствования»;
подпрограмма 6
«Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»;
подпрограмма 7
«Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель»;
подпрограмма 8
«Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2014-2017
годы и на период до 2020 года»;
подпрограмма 9
«Обеспечение реализации Государственной программы»;
подпрограмма 10
«Развитие коневодства»;
подпрограмма 11
«Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы
социального питания»
|
Программно-целевые
инструменты программы
|
Республиканские
целевые программы (до 1 января 2014 г.):
«Устойчивое
развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2008-2013 годы»,
утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24
ноября 2007 г. N423;
«Поддержка
начинающих фермеров на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением
Правительства Республики Калмыкия от 15
мая 2012 г. N147;
«Сохранение и
восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и
агроландшафтов как национального достояния Республики Калмыкия на
2006-2010 годы и на период до 2013 года», утвержденная постановлением
Правительства Республики Калмыкия от 11
августа 2006 г. N 317;
«Развитие
пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Калмыкия на
2012-2016 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики
Калмыкия от
22 ноября 2011 г. N 410;
«Развитие
мясного скотоводства Республики Калмыкия на 2013-2015 годы»,
утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 1
марта 2013 г. N 89;
«Развитие
мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020
года», утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 16
сентября 2011 г. N 320;
«Развитие
овцеводства в Республике Калмыкия на 2013-2015 годы», утвержденная постановлением
Правительства Республики Калмыкия от 24
мая 2013 г. N 244.
Ведомственные
целевые программы:
«Развитие
рисоводства в Республике Калмыкия на 2013-2015 гг.», утвержденная Приказом
Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 31 мая 2013 г. N
110-п;
«Развитие
овцеводства в Республике Калмыкия на 2014-2016 годы», утвержденная Приказом
Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 21 октября 2013 г. N
201-п;
«Развитие
переработки и сбыта продукции животноводства в Республике Калмыкия на
2014-2016 годы», утвержденная Приказом Министерства сельского хозяйства
Республики Калмыкия от 21 октября 2013 г. N 198-п;
«О мерах по
борьбе с бруцеллезом в Республике Калмыкия на 2015-2017 годы» (утвержденная
Приказом Управления ветеринарии Республики Калмыкия от 07.07.2015 г. N136-п);
«Развитие
мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2014-2016 годы», утвержденная
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 21 октября
2013 г. N 200-п;
«Развитие
аквакультуры в Республике Калмыкия на 2015-2017 годы» (утвержденная Приказом
Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия от 17 июля 2015 г. N
149-п);
«Развитие
семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на
2013-2015 годы», утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства
Республики Калмыкия от 27 февраля 2013 г. N 49-п;
«Поддержка
начинающих фермеров на 2014 – 2016 годы», утвержденная Приказом Министерства
сельского хозяйства Республики Калмыкия от 21 октября 2013 г. N 199-п;
«Развитие
сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Калмыкия на
2015-2017 годы» утвержденная Приказом Министерства сельского хозяйства
Республики Калмыкия от 11 июня 2015 г. N 107-п.
|
Цели программы
|
рост
производства продукции сельскохозяйственного производства, основанный на
устойчивом развитии приоритетных подотраслей сельского хозяйства и
эффективном использовании ресурсного потенциала;
повышение
конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции;
повышение
финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
обеспечение
эпизоотического благополучия территории Республики Калмыкия;
устойчивое
развитие сельских территорий;
воспроизводство
и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и
других ресурсов, а также экологизация производства;
обеспечение
сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет
создания условий для ее сезонного хранения и переработки.
|
Задачи
программы
|
стимулирование
роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и
производства пищевых продуктов;
обеспечение
проведения противоэпизоотических мероприятий в отношении заразных болезней
животных;
поддержка
развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;
обеспечение
сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет
создания условий для ее сезонного хранения и подработки;
повышение
эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия;
поддержка
малых форм хозяйствования;
обеспечение
эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия;
повышение
уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого
развития;
поддержание
финансовой устойчивости агропромышленного комплекса;
повышение
занятости, уровня и качества жизни сельского населения;
стимулирование
инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного
комплекса;
создание
условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного
назначения;
развитие
мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
сохранение,
воспроизводство, рациональное использование водных биологических ресурсов;
строительство,
реконструкция и модернизация объектов товаропроводящей и логистической
инфраструктуры, в том числе в целях оказания внутренней продовольственной
помощи населению.
|
Целевые
индикаторы и показатели программы
|
индекс
производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в
сопоставимых ценах);
индекс
производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);
индекс
производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах);
индекс
производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);
индекс
физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
рентабельность
сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий);
среднемесячная
номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным
организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства);
удельный вес
затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное
производство продукции сельского хозяйства
|
Этапы и сроки
реализации программы
|
2013-2020 гг.
в один этап
|
Объемы
бюджетных ассигнований программы
|
объем
бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы из средств
республиканского бюджета по годам составляет 3 887 455,4 тыс. рублей, в
том числе за счет действующих расходных обязательств – 2 427 168,8
тыс. рублей, в том числе по годам:
год
|
объем
бюджетных ассигнований из республиканского бюджета, тыс. рублей
|
в том числе:
действующие расходные обязательства, тыс. рублей
|
дополнительные
объемы бюджетных ассигнований, тыс. рублей
|
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
|
288 963,9
333 485,0
476 115,2
562 751,1
551 909,8
543 672,2
557 729,6
572 828,6
|
288 963,9
333 485,0
317 314,8
184 617,4
188 044,9
360 017,5
371 372,9
383 352,4
|
0,0
0,0
158 800,4
378 133,7
363 864,9
183 654,7
186 356,7
189 476,2
|
объем
бюджетных ассигнований на реализацию:
подпрограммы 1
«Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»
составляет 234 771,0 тыс. рублей;
подпрограммы 2
«Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции
животноводства» - 850 814,9 тыс. рублей;
подпрограммы 3
«Развитие мясного скотоводства» - 247 651,0 тыс. рублей;
подпрограммы 4
«Развитие рыбохозяйственного комплекса» - 4 005,0 тыс. рублей;
подпрограммы 5
«Поддержка малых форм хозяйствования» – 486 703,7 тыс. рублей;
подпрограммы 6
«Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» -
9 748,8 тыс. рублей;
подпрограммы 7
«Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» - 366 060,3 тыс.
рублей;
подпрограммы 8
«Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2014-2017
годы и на период до 2020 годы» - 761 177,3 тыс. рублей;
подпрограммы 9
«Обеспечение реализации Программы» - 780 408,1 тыс. рублей;
подпрограммы
10 «Развитие коневодства» - 9 688,1 тыс. рублей;
подпрограммы
11 «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы
социального питания» - 28 500,0 тыс. рублей.
РЦП «Устойчивое
развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2008-2013 годы» -
67981,40 тыс. рублей (2013-2014 годы);
РЦП «Развитие
пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Калмыкия на 2012-2016
годы» - 1141,1 тыс. рублей (2013 год);
РЦП «Развитие
мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020
года» - 0,00 тыс. рублей (2013 год);
РЦП «Развитие
мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2013-2015 годы» - 31730,0 тыс.
рублей (2013 год);
РЦП «Поддержка
начинающих фермеров на 2012-2014» - 2274,75 тыс. рублей (2013 год);
РЦП «Развитие
овцеводства в Республике Калмыкия на 2013-2015 годы» - 4800,00 тыс. рублей
(2013 год)
|
Ожидаемые
результаты реализации программы
|
увеличение
производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в
сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2012 г. - в 1,36 раз;
обеспечение
среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского
хозяйства в размере 12,6%;
увеличение
объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов до 6 700,0 тонн;
техническое
перевооружение, реконструкция и ввод новых орошаемых и осушенных земель -
50,0 тыс. га;
повышение
уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 27,3%;
улучшение
жилищных условий сельских семей, в том числе молодых семей и молодых
специалистов; повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов,
расположенных в сельской местности: газом - до 100%, водой - до 72%;
повышение уровня жизни в сельской местности
|
I. Общая характеристика сферы реализации
Государственной программы, включая описание текущего состояния, основных
проблем и прогноз развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года
Государственная
программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы
(далее - Государственная программа) разработана в соответствии с
Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля
2012 года N 717, Стратегией социально-экономического развития
Республики Калмыкия до 2020 года, утвержденной постановлением
Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2008 г. N 465, Порядком
разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики
Калмыкия от
19 марта 2015 г. N 105.
Агропромышленный
комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими
системообразующими сферами экономики республики, формирующими
агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность,
трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
Государственная
программа определяет цели, задачи и направления развития сельского хозяйства,
пищевой и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы
реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Государственная
программа базируется на положениях Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N
264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008
г. N 1662-р, Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010г. N 120,
Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской
Федерации на период до 2020 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012
г. N 559-р, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р, Государственной программы
развития сельского хозяйства и регулирования рынок сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, а также ряда других федеральных и
ведомственных целевых программ по проблемам развития агропромышленного
комплекса страны.
1. Общая характеристика состояния и основные
проблемы развития агропромышленного комплекса
Агропромышленный
комплекс занимает ведущее место в народном хозяйстве Республики Калмыкия.
Калмыкия
является одним из немногих регионов Российской Федерации, где по объему
производства сельское хозяйство превосходит промышленность.
В отрасли сельского
хозяйства занято более 25% от общей численности занятых в экономике,
задействована примерно десятая часть основных производственных фондов и
создается более 37% валового регионального продукта. За счет продукции
сельского хозяйства формируется более двух третей всего фонда товаров народного
потребления.
По состоянию на
1 января 2013 года в агропромышленном комплексе республики производственную
деятельность осуществляли 121 предприятие, 4325 крестьянских (фермерских)
хозяйств (КФХ) и 60 тысяч личных подворий граждан.
При этом
республика имеет земельный фонд, распределение и назначение которого во многом
обусловлено характером рельефа и почвенно-климатическими условиями. В 2012 году
площадь земель сельскохозяйственного назначения в Республике Калмыкия составила
6896,6 тыс. га. В структуре земель сельскохозяйственного назначения наибольшую
долю составляют сельскохозяйственные угодья 86,6 % или 5975,2 тыс. га, пашня-
860,7 тыс. га.
Отрасль
растениеводства в республике является сопутствующей, основной задачей которой
является обеспечение имеющегося поголовья сельскохозяйственных животных
кормами. Площадь сева сельскохозяйственных культур в последние годы колеблется
от 220 – 258 тыс. га. Так же необходимо отметить, что по рекомендованным
технологиям возделывания
сельскохозяйственных культур в природно-климатических условиях
Республики Калмыкия основой получения стабильных урожаев является содержание
паров. Пары в республике занимают от 170-180 тыс. га площади пашни.
К основным
культурам, выращиваемым в республике, относятся:
зерновые -
пшеница, яровой ячмень, тритикале, рис;
масличные -
подсолнечник, рапс, рыжик, горчица;
овоще-бахчевые –
арбуз, дыня, томаты, огурец, лук, морковь, капуста, свекла и прочие;
кормовые -
озимая рожь, сорго травяное, суданская трава, люцерна, эспарцет.
Согласно
программным мероприятиям к 2020 году будет обрабатываться вся площадь пашни с
преобладанием в структуре посевов -
кормовых культур, для обеспечения кормами поголовья сельскохозяйственных
животных.
Поголовье
крупного рогатого скота и верблюдов в республике представлено калмыцкой
породой. Поголовье лошадей в основной массе представлено калмыцкой породой и
незначительной частью буденновской и донской породы. Большая часть овец
представлена грозненской породой (свыше 80%). Остальное поголовье состоит из
каракульской, советского мериноса, ставропольской, эдильбаевской, кавказской и
калмыцкой породами.
За период
реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного
комплекса» и Государственной программы развития сельского хозяйства и
регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики
Калмыкия от 2 ноября 2007 г. N
395, был обеспечен рост продукции сельского хозяйства преимущественно за счет
расширения производства в отрасли животноводства.
В целом с 2008
по 2012 годы среднегодовой темп прироста продукции сельского хозяйства,
составил 1,16 %. Производство валовой продукции сельского хозяйства в
номинальном исчислении увеличилось во всех категориях хозяйств в 1,6 раза, в
том числе в животноводстве - в 1,9 раз.
За пятилетний
период реализации Государственной программы поголовье крупного рогатого скота
увеличилось на 271,7,6 тыс. голов (или на 81,7%) и составило в 2012 году 604,1
тыс. голов, в том числе коров - 397,6 тыс. голов, поголовье овец и коз в 2012
году увеличилось на 4,3% к уровню 2008 года и составило 2365,1 тыс. голов.
Уровень
производства скота и птицы на убой в (живом весе) в хозяйствах всех категорий в
2012 году по отношению к 2008 году вырос на 45 % и составил 104,6 тыс. тонн.
Производство шерсти в 2012 году составило 6528 тонн, производство молока -
102,2 тыс. тонн.
Развитие
растениеводческой отрасли за этот период в результате влияния природно-климатических
факторов характеризуется нестабильностью. Так, подъем в 2008, 2009 и 2011 годах
чередовался резким спадом и утратами достигнутых уровней производства в 2007,
2010 и 2012 годах.
В общем объеме
производства продукции растениеводства основная доля принадлежит
сельскохозяйственным организациям. В 2011 году их доля составляла 64,2%, в 2012
году - 61,8 %.
Показатель
объема производства зерновых в весе после доработки в 2012 году по сравнению с
2008 годом сократился в 2,7 раза и составлял 159,8 тыс. тонн.
В целом можно
отметить, что темпы увеличения производства кормов не соответствуют росту
поголовья скота. Отставание кормопроизводства от потребностей и высокая
себестоимость кормовой единицы влияют на увеличение себестоимости
животноводческой продукции.
Дополнительно к
основным проблемам сельского хозяйства можно отнести следующие:
технико-технологическое
отставание сельского хозяйства из-за недостаточного уровня доходности
сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и
перехода к инновационному развитию;
неблагоприятные
условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего сохраняющийся
диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические
ресурсы, используемые в сельхозпроизводстве;
неудовлетворительный
уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ
сельхозтоваропроизводителей к рынкам сбыта;
неразвитость
земельного рынка;
слабая кормовая
база, наличие больших необводненных территорий вынуждают максимально
использовать естественные кормовые угодья, в результате имеют место перегруз и
перевыпас скота, что приводит к усилению сбитости и деградаций
сельскохозяйственных угодий;
финансовая
неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, опережающим ростом
импорта, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием
страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
медленные темпы
социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей
при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная
оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех
уровнях финансирования.
дефицит
квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской
местности.
2. Прогноз
развития АПК на период до 2020 года
Динамика
развития агропромышленного комплекса до 2020 года будет формироваться под
воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры,
которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости
агропромышленного производства, с другой стороны - сохранится сложная
макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает
вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного
сектора экономики.
Предшествующий
пятилетний период реализации Государственной программы способствовал
возрождению и восстановлению базовых позиций животноводческой отрасли, что в
первую очередь отразилось повышением численности поголовья крупного скота, овец
и коз.
Однако к
настоящему времени возможности экстенсивного развития сельского хозяйства
республики практически исчерпаны. Проявились диспропорции между потребностями
животноводства в кормах и уровнем кормопроизводства.
Дальнейший рост
производства продукции земледелия и животноводства становится возможным лишь на
основе последовательной интенсификации сельского хозяйства, высокоэффективного
использования земли, всемерного укрепления материально-технической базы,
внедрения инновационных ресурсосберегающих технологий и методов.
Значимыми
тенденциями в прогнозном периоде будут такие как:
переход к
экологически сбалансированной структуре землепользования, обеспечивающей
условия для воспроизводства плодородия почв;
развитие
перерабатывающей промышленности посредством переориентации структуры и всей
инвестиционной политики на создание в республике предприятий и мощностей по
переработке сельскохозяйственного сырья;
увеличение
инвестиций в развитие специализированного мясного скота, создание условий для
наращивания реализации племенного молодняка;
экологизация и
биологизация агропромышленного производства на основе применения новых
технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях
сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов;
развитие
сельских территорий, внедрение социальных стандартов, расширение источников
инвестиций в жилищное строительство за счет кредитов, развитие системы
ипотечного и потребительского кредитования на селе.
стимулирование
сельскохозяйственной кооперации и организации малых форм хозяйствования;
Прогнозируемые
темпы роста производства продукции сельского хозяйства в Республике Калмыкия на
перспективу до 2020 года не превышают ожидаемые темпы роста валового
регионального продукта (ВРП), что говорит о сохранении доли сельского хозяйства
в его структуре на уровне 35-37%.
Прогноз темпов
прироста продукции сельского хозяйства на период срока действия Государственной
программы опирается на:
показатели
развития агропромышленного комплекса, представленные в прогнозах
социально-экономического развития Российской Федерации, Республики Калмыкия,
Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до
2020 года;
индексы
производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в
сопоставимых ценах в 2005-2012 гг.;
достигнутый
уровень урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных;
тенденции в
структурных сдвигах производства по категориям хозяйств;
ожидаемые
изменения внешней среды, в том числе в связи с вступлением России в ВТО.
В рамках
Государственной программы прогнозируется:
увеличение до
2020 года производства валовой продукции сельского хозяйства в номинальном
исчислении в 2,3 раза, при среднем темпе роста - 5,8% в год, в том числе в
растениеводстве - в 1,4 раз при среднем темпе роста - 11,2 %, в животноводстве
- в 1,6 раз, при среднем темпе роста - 5,7 %;
увеличение к
2020 году поголовья крупного рогатого скота мясного направления продуктивности
в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах,
включая индивидуальных предпринимателей, до 400 тыс. голов;
рост
производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе)
на 18 % или на 18,8 тыс. тонн по
сравнению с 2012 г.;
рост
производства зерновых и зернобобовых в 3,2 раза и доведение валового сбора к
2020 году до 512, 7 тыс. тонн, производства картофеля до 17 тыс. тонн;
увеличение
добычи (вылова) водных биологических ресурсов до 6 700 тонн;
достижение
соотношения уровня заработной платы в сельскохозяйственных организациях к
среднему по экономике республики к 2020 г. до 45%.
Прогнозные
расчеты показывают, что при благоприятных погодных условиях темпы прироста
продукции растениеводства за период с 2013 по 2020 гг. будут выше, чем в
животноводстве и составят соответственно 11,2%, в животноводстве - 5,7%.
Прогноз по
Российской Федерации предполагает примерно равный среднегодовой прирост
продукции в растениеводстве (2,2%) и животноводстве (2,3%).
Высокий удельный
вес в структуре производства продукции сельского хозяйства животноводческой
отрасли обусловил существенный прирост значительных инвестиций. Для этих целей
предполагается обеспечить их ежегодный прирост в размере 12,6%, создать условия
для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не
менее 24-25%.
Все это позволит
существенно повысить конкурентоспособность отрасли, будет способствовать росту
доходов сельскохозяйственных предприятий и населения, устойчивому развитию
сельских территорий.
Основными
условиями достижения планируемых показателей являются:
развитие
направлений, определенных Государственной программой, связанных с выделением
средств для их реализации, в том числе на условиях софинансирования с
федеральным бюджетом;
ускоренный
переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих
технологий;
создание условий
сельскохозяйственным товаропроизводителям для инвестирования в техническое
перевооружение и модернизацию производства;
повышение
производительности труда на основе стимулирования к использованию современных
технологий, совершенствование организации сельскохозяйственного производства.
II.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной
программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач,
описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы,
сроков и этапов реализации государственной программы
1.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной
программы
К приоритетам
относятся:
развитие импортозамещающих
подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
экологическая
безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
наращивание
экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере
насыщения ими внутреннего рынка;
минимизация
логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих
конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и
специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по
зонам и регионам страны в рамках вступления в ВТО;
в сфере
производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая
подотрасль, использующая конкурентные преимущества республики, в первую очередь
наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
в экономической
сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
в социальной
сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения
трудовых ресурсов и территориальной целостности страны, создание условий для
обеспечения экономической и физической доступности питания на основе
рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;
в сфере развития
производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного
назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий
сельскохозяйственных угодий;
в
институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном
комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, а также территориальных
кластеров;
в научной и
кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного агропромышленного
комплекса.
2. Цели, задачи и показатели (индикаторы)
достижения целей и решения задач Государственной программы
Целями
Государственной программы являются:
рост
производства продукции сельскохозяйственного производства, основанный на
устойчивом развитии приоритетных подотраслей сельского хозяйства и эффективном
использовании ресурсного потенциала;
повышение
конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции;
повышение
финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса;
обеспечение
эпизоотического благополучия территории Республики Калмыкия;
устойчивое
развитие сельских территорий;
воспроизводство
и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других
ресурсов, а также экологизация производства;
обеспечение
сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания
условий для ее сезонного хранения и переработки.
Задачи
Государственной программы:
стимулирование
роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и производства
пищевых продуктов;
обеспечение
проведения противоэпизоотических мероприятий в отношении заразных болезней
животных;
поддержка
развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;
обеспечение
сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания
условий для ее сезонного хранения и подработки;
повышение
эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия;
поддержка малых
форм хозяйствования;
обеспечение
эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия;
повышение уровня
рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
поддержание
финансовой устойчивости агропромышленного комплекса;
повышение
занятости, уровня и качества жизни сельского населения;
стимулирование
инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного
комплекса;
создание условий
для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
развитие
мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;
сохранение,
воспроизводство, рациональное использование водных биологических ресурсов;
строительство,
реконструкция и модернизация объектов товаропроводящей и логистической
инфраструктуры, в том числе в целях оказания внутренней продовольственной
помощи населению.
Показатели
(индикаторы) реализации Государственной программы предназначены для оценки
наиболее существенных результатов реализации Государственной программы.
Индикаторы
реализации Государственной программы оцениваются на двух уровнях:
общие - в целом
для Государственной программы;
частные - по
каждой из подпрограмм Государственной программы.
К общим
индикаторам Государственной программы отнесены:
индекс
производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в
сопоставимых ценах);
индекс
производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах);
индекс
производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах),
индекс
производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах);
индекс
физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве;
уровень рентабельности
сельскохозяйственных организаций по всей деятельности (с учетом субсидий);
среднемесячная
номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным
организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства);
удельный вес
затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное
производство продукции сельского хозяйства.
Прогнозные
значения индикаторов достижения целей и решения задач Государственной программы
приведены в Приложении N1 к Государственной программе.
3. Основные ожидаемые конечные
результаты, сроки и этапы реализации Государственной программы
В результате
реализации Государственной программы планируется достижение следующих
результатов.
Производство
скота и птицы (в живом весе) на убой к 2020 г. возрастет до 123,4 тыс. т, или в
1,18 раза по сравнению с 2012 г., молока в хозяйствах всех категорий - до 129,9
тыс. т, или на 27,1 %. Основной прирост будет получен за счет роста численности
и продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава.
Валовой сбор
зерновых и зернобобовых к 2020 г. до 512,7 тыс. тонн против 159,9 тыс. тонн в
2012 году, семян подсолнечника - до 13,0 тыс. тонн против 4,0 тыс. тонн. Этому
будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного
назначения, развитию семеноводства сельскохозяйственных культур, увеличению
внесения минеральных удобрений к 2020 году до 2,0 тыс. тонн действующего
вещества, рост площадей используемых мелиорированных земель на 8,2 тыс. га.
Среднемесячная
номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным
организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) вырастет
до 15,06 тыс. руб., или до 45% среднего уровня по экономике республики.
Для этих целей
предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в
размере 12,6%, создать условия для достижения уровня рентабельности в
сельскохозяйственных организациях не менее 24-25%.
Все это позволит
существенно повысить конкурентоспособность отрасли, будет способствовать росту
доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, устойчивому развитию
сельских территорий.
В среднем за
период реализации Государственной программы планируемый годовой индекс
производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в
сопоставимых ценах) составит 105,8 %.
Основными
условиями достижения планируемых показателей являются:
развитие
направлений, определенных Государственной программой, связанных с выделением
средств для их реализации, в том числе на условиях софинансирования из
федерального бюджета;
ускоренный
переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих
технологий;
создание условий
сельскохозяйственным товаропроизводителям для инвестирования на техническое
перевооружение и модернизацию производства;
повышение
производительности труда на основе стимулирования к использованию современных
технологий, совершенствование организации сельскохозяйственного производства.
Сроки реализации
Государственной программы – 2013-2020 гг.
III. Обобщенная характеристика основных
мероприятий Государственной программы, подпрограмм государственной программы и
обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации
Государственной программы
Подпрограммы и
включенные в них основные мероприятия, а также ведомственные целевые программы
представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на
решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих
продовольственную безопасность, поступательное социально-экономическое развитие
агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к
инновационной модели функционирования, устойчивое развитие сельских территорий.
Подпрограммы
развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей в себя
четыре блока основных мероприятий - производство сельскохозяйственной продукции
соответствующих видов, ее переработка, развитие инфраструктуры и регулирование
рынков, кредитование и страхование.
Подпрограмма 1
«Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции
растениеводства» включает в себя ВЦП «Развитие
рисоводства Республики Калмыкия на 2013-2015 годы» и реализацию
следующих основных мероприятий:
развитие
элитного семеноводства;
развитие
садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и
виноградниками;
государственная
поддержка кредитования подотрасли растениеводства, переработки ее продукции,
развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции
растениеводства;
управление
рисками в подотраслях растениеводства;
оказание
несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области
растениеводства;
развитие
производства овощей и картофеля.
В качестве
целевых индикаторов указанной подпрограммы используются:
объемы
производства основных видов продукции растениеводства (зерновые и зернобобовые,
картофель);
площади закладки
многолетних насаждений;
площади закладки
виноградников;
валовый сбор
овощей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских)
хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;
валовый сбор
зерна риса.
В подпрограмме 2
«Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции
животноводства» выделяются ВЦП «Развитие овцеводства в Республике Калмыкия на
2014-2016 годы», ВЦП «Развитие переработки и сбыта продукции животноводства в
Республике Калмыкия на 2014-2016 годы», ВЦП «О мерах по борьбе с бруцеллезом в
Республике Калмыкия на 2015-2017 годы» и следующие основные мероприятия:
развитие
племенного животноводства;
развитие
молочного скотоводства;
развитие
овцеводства и козоводства;
развитие
табунного коневодства;
обеспечение
проведения противоэпизоотических мероприятий;
государственная
поддержка кредитования подотрасли животноводства, переработки ее продукции,
развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции
животноводства;
управление
рисками в подотраслях животноводства;
оказание
(выполнение) государственных услуг (работ) и исполнение функций
государственными учреждениями в сфере сельского хозяйства;
возмещение части
затрат на закупку кормов для маточного поголовья крупного рогатого скота.
Индикаторами
реализации указанной подпрограммы являются:
объемы
производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий;
прирост
мощностей по убою скота и его первичной переработке;
производство
молока в хозяйствах всех категорий;
маточное
поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских
(фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;
охват
исследованиями по африканской чуме свиней поголовья восприимчивых животных;
выявляемость
возбудителя африканской чумы свиней на территории Республики Калмыкии;
выявляемость
особо опасных болезней животных и птиц, остатков запрещенных и вредных веществ
в организме живых животных, продуктах животного происхождения и кормах (процент
положительных проб от общего количества исследований).
Подпрограмма 3
«Развитие мясного скотоводства» включает ВЦП «Развитие мясного скотоводства в
Республике Калмыкия на 2014-2016 годы» и следующие основные мероприятия:
развитие племенной
базы мясного скотоводства;
субсидирование
части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам)
на строительство и реконструкцию объектов для мясного скотоводства;
предоставление
субсидий на содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота
мясных пород и их помесей.
Индикатором
реализации указанной подпрограммы является поголовье крупного рогатого скота
специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания
со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях,
крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей.
Подпрограмма 4
«Развитие рыбохозяйственного комплекса» включает ВЦП «Развитие аквакультуры в
Республике Калмыкия на 2015-2017 годы».
Индикатором реализации
указанной подпрограммы является объем добычи (вылова) водных биологических
ресурсов.
Подпрограмма 5 «Поддержка малых форм
хозяйствования» включает в себя ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на
базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2013-2015 годы», ВЦП «Поддержка
начинающих фермеров на 2014-2016 годы», ВЦП «Развитие сельскохозяйственной
потребительской кооперации в Республике Калмыкия на 2015-2017 годы» и основные
мероприятия:
государственная
поддержка кредитования малых форм хозяйствования;
оформление
земельных участков в собственность крестьянским (фермерским) хозяйствам.
В качестве
индикаторов подпрограммы предусмотрены следующие:
количество
крестьянских (фермерских) хозяйств, начинающих фермеров, осуществивших проекты
создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
количество
построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм;
количество
сельскохозяйственных потребительских кооперативов развивших свою
материально-техническую базу с помощью государственной поддержки;
площадь
земельных участков, оформленных в собственность крестьянским (фермерским)
хозяйствам.
Подпрограмма 6
«Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» включает в
себя мероприятие:
обновление парка
сельскохозяйственной техники.
Индикаторами
реализации указанной подпрограммы являются:
объемы
реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники
сельскохозяйственным товаропроизводителям;
количество
реализованных инновационных проектов;
рост применения
биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в
растениеводстве;
удельный вес
отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами
биотехнологии.
Подпрограмма 7
«Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель» включает в себя следующие
мероприятия:
восстановление и
повышение эффективности использования мелиоративных систем и отдельно
расположенных гидротехнических сооружений государственной собственности
Российской Федерации;
развитие
мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений
собственности Республики Калмыкия, муниципальной собственности и собственности
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
предотвращение
выбытия из сельскохозяйственного оборота земель сельскохозяйственного назначения
за счет проведения агролесомелиоративных, фитомелиоративных и
культуртехнических мероприятий;
возмещение части
затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей за потребленную
электроэнергию, воду и топливо при поливе сельскохозяйственных культур.
Индикаторами
реализации указанной подпрограммы являются:
прирост объема
производства продукции растениеводства на землях сельскохозяйственного
назначения за счет реализации мероприятий Подпрограммы;
ввод в
эксплуатацию мелиорируемых земель за счет реконструкции, технического
перевооружения и строительства новых мелиоративных систем, включая
мелиоративные системы общего и индивидуального пользования, в том числе:
за счет нового
строительства мелиоративных систем,
за счет
реконструкции мелиоративных систем,
за счет
технического перевооружения;
защита земель от
водной эрозии, затопления и подтопления за счет проведения противопаводковых
мероприятий;
приведение
государственных гидротехнических сооружений в безопасное в эксплуатации
техническое состояние;
доля
государственной собственности субъекта Российской Федерации и собственности
сельскохозяйственных товаропроизводителей в общем объеме мелиоративных систем и
отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
зашита и
сохранение сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания за
счет проведения агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий;
вовлечение в
оборот выбывших сельскохозяйственных угодий за счет проведения
культуртехнических работ сельскохозяйственными товаропроизводителями;
сохранение
существующих и создание новых высокотехнологичных рабочих мест для
сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет увеличения продуктивности
существующих и вовлечения в оборот новых сельскохозяйственных угодий
(нарастающим итогом).
Подпрограмма 8
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020
года» включает в себя следующие мероприятия:
улучшение
жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых
семей и молодых специалистов;
развитие сети
общеобразовательных организаций в сельской местности;
развитие сети
фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской
местности;
развитие сети
учреждений культурно-досугового типа в сельской местности;
развитие
газификации в сельской местности;
развитие
водоснабжения в сельской местности;
реализация
проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в
сельской местности;
грантовая
поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;
развитие сети
плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;
развитие сети
автомобильных дорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских
населенных пунктов, объектам производства и переработки сельскохозяйственной
продукции.
Индикаторами
реализации указанной подпрограммы являются:
ввод
(приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности;
ввод в действие
общеобразовательных организаций;
открытие
фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;
ввод в действие
плоскостных спортивных сооружений;
ввод в действие
учреждений культурно-досугового типа;
ввод в действие
распределительных газовых сетей;
уровень
газификации домов (квартир) сетевым газом в сельской местности;
ввод в действие
локальных водопроводов;
уровень
обеспеченности сельского населения питьевой водой;
количество
сельских поселений, в которых реализованы проекты комплексной компактной
застройки;
количество
местных инициатив сельских сообществ, получивших грантовую поддержку,
ввод в действие
плоскостных спортивных сооружений;
ввод в
эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием,
ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно
значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства
и переработки сельскохозяйственной продукции.
Подпрограмма 9
«Обеспечение реализации Государственной программы» включает следующие основные
мероприятия:
совершенствование
управления реализацией Государственной программы;
оказание государственных
услуг и выполнение работ в рамках Государственной программы;
обеспечение
переданных полномочий.
В качестве
индикаторов реализации мероприятий подпрограммы предусмотрены:
сохранение
существующего уровня участия муниципалитетов в реализации Государственной
программы;
доля
государственных гражданских служащих, прошедших повышение квалификации в
течение последних 3 лет;
укомплектованность
должностей государственной гражданской службы;
доля
муниципальных органов управления агропромышленного комплекса, использующих
государственные информационные ресурсы в сферах обеспечения продовольственной
безопасности и управления агропромышленным комплексом.
Подпрограмма 10
«Развитие коневодства» включает следующие основные мероприятия:
развитие
табунного коневодства;
развитие
производства кумыса;
поддержка
племенного коневодства.
Индикаторами
реализации указанной подпрограммы являются:
поголовье мясных
табунных лошадей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских)
хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;
реализация
товарного кумыса.
Подпрограмма 11
«Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального
питания» включает следующие основные мероприятия:
государственная
поддержка строительства объектов оптово-распределительных центров, производства
и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания;
поддержка
переработчиков сельскохозяйственной продукции.
Индикаторами реализации указанной подпрограммы
являются:
ввод новых мощностей единовременного хранения
оптово-распределительных центров;
производство муки из зерновых культур.