Расширенный поиск

Постановление Правительства Мурманской области от 23.10.2015 № 476-ПП/10

ПРАВИТЕЛЬСТВО

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 23.10.2015                                                                                          № 476-ПП/10

Мурманск

 

 

О прогнозе социально-экономического развития

Мурманской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

 

 

В соответствии со статьей 14 Закона Мурманской области от 11.12.2007 № 919-01-ЗМО "О бюджетном процессе в Мурманской области", постановлением Правительства Мурманской области от 04.08.2015 № 331-ПП "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочный и долгосрочные периоды" Правительство Мурманской области постановляет:

одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов и направить в Мурманскую областную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2016 год".

 

 

Врио Губернатора

Мурманской области          А. Тюкавин

 


Приложение

к постановлению Правительства

 Мурманской области

от 23.10.2015 476-ПП/10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2016 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

2017 И 2018 ГОДОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

 

1. Предварительные итоги социально-экономического развития Мурманской области за январь-август 2015 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2015 год. 2

2. Прогноз социально-экономического развития Мурманской области на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. 16

2.1. Исходные условия формирования показателей прогноза социально-экономического развития. 16

2.1.1. Внешние условия. 18

2.1.2. Внутренние условия. 18

2.1.3. Потребительская инфляция. 19

2.1.4. Инвестиционные проекты.. 19

2.2. Показатели прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2016 год

и плановый период 2017 и 2018 годов. 21

Валовой региональный продукт. 21

Промышленное производство. 22

Сельское хозяйство. 25

Рыболовство, рыбоводство. 26

Транспортный комплекс. 27

Инвестиции. 28

Охрана окружающей среды.. 30

Строительство. 30

Внешнеэкономическая деятельность. 31

Малое и среднее предпринимательство. 32

Потребительский рынок. 34

Туризм.. 34

Финансовые результаты.. 35

Уровень жизни населения. 36

Демографическая ситуация. 38

Рынок труда. 39

Развитие отраслей социальной сферы.. 40

Таблица "Показатели прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2016 год

и плановый период 2017 и 2018 годов". 41

Таблица "Основные показатели социально-экономического развития муниципальных образований". 48

2.3. Изменение ранее одобренных параметров прогноза социально-экономического развития

Мурманской области на 2015-2017 годы.. 52

 


 

1. Предварительные итоги социально-экономического развития Мурманской области за январь-август 2015 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2015 год

 

В 2015 году социально-экономическое развитие региона характеризуется относительной стабильностью при развитии разнонаправленных тенденций по экспортно ориентированным видам экономической деятельности и некоторым видам экономической деятельности, ориентированным на внутренний рынок, а также при снижении инвестиционного и потребительского спроса, характерного в текущем году для России в целом.

При этом в муниципальном разрезе сохранится достигнутый уровень дифференциации территорий муниципальных образований региона по основным социально-экономическим параметрам.

 

В 2015 году рост валовой добавленной стоимости в реальном секторе экономики, получившем дополнительный положительный эффект от ослабления курса рубля, не сможет компенсировать сжатия потребительского и инвестиционного спроса. В результате ожидается снижение ВРП до 99,4 %.

В структуре валовой добавленной стоимости возрастет удельный вес добывающей (с 14,6 % до 15,3 %) и обрабатывающей (с 12,9 % до 15 %) промышленности, рыболовства и рыбоводства (с 9,9 % до 11,5 %), а также транспорта и связи (с 9,3 % до 9,6 %). По остальным видам деятельности ожидается сокращение их доли в ВРП.

 

В январе-августе 2015 года индекс промышленного производства в регионе составил 106,9 % относительно соответствующего периода 2014 года. Положительное влияние на формирование показателя оказал рост объемов производства в обрабатывающей промышленности на 13 % (увеличились объемы судоремонта - в 1,8 раза, выпуска никеля необработанного на 20,4 %, меди на 9,7 %, алюминия на 3,9 %,) и в добыче полезных ископаемых на 2 % (на 4,7 % увеличилось производство апатитового и на 9,4 % - лопаритового концентратов).

В то же время уровень производства и распределения электроэнергии, газа и воды снизился на 1,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

 

По оценке, позитивные тенденции в промышленности сохранятся до конца года, по итогам 2015 года индекс промышленного производства ожидается на уровне 104,7 %. В территориальном разрезе рост промышленного производства, по оценке, будет обеспечен в восьми муниципалитетах – большая часть из них являются центрами функционирования основных предприятий региона (города Мурманск, Кировск и Мончегорск, Ковдорский, Кандалакшский, Печенгский, Ловозерский и Терский районы).

В добывающей промышленности объемы промышленного производства превысят уровень 2014 года на 1 % (этому будет способствовать ввод нового комплекса по переработке апатит-штаффелитовых руд АО "Ковдорский ГОК" и наращивание производственных мощностей на ГОКе "Олений ручей" АО "Северо-Западная Фосфорная Компания"). Благодаря росту выпуска продукции и цен на апатитовый концентрат объем отгруженных товаров в действующих ценах вырастет в 1,2 раза относительно 2014 года.

 

Индекс производства в обрабатывающей промышленности составит 109,3 % к уровню 2014 года.

К концу текущего года ожидается рост производства в металлургии по сравнению с прошлым годом на 15,2 %. Положительная динамика будет обеспечена увеличением выпуска никеля на 18 % и меди на 22,5 %. ПАО "ГМК "Норильский никель" в связи с закрытием никелевого завода в г. Норильске в 2015 году полностью переводит его рафинировочное производство на площадку АО "Кольская ГМК". При этом объемы выпуска никеля из собственного сырья снизятся на 4 % по сравнению с 2014 годом. Производство алюминия, по оценке, сохранится на уровне 2014 года.

В пищевой промышленности индекс производства ожидается на уровне 99,5 % к 2014 году. Снижение обусловлено в первую очередь падением объемов выпуска организациями, осуществляющими переработку сельхозпродукции. Кроме этого, в связи с уменьшением квот добычи (вылова) трески на 26 тыс. тонн объем переработанных рыбных продуктов оценивается со снижением на 1,4 %.

На 18 % возрастет в 2015 году объем производства транспортных средств и оборудования. Рост производства по судоремонтным заводам ожидается благодаря увеличению объемов государственного оборонного заказа и активизации военно-технического сотрудничества.

Объем отгруженной продукции в обрабатывающей промышленности возрастет на 25,2 млрд. рублей (в 1,2 раза к 2014 году). Ослабление курса рубля в текущем году будет являться причиной наращивания рублевой выручки экспортно ориентированных предприятий металлургического и рыбопромышленного комплексов. Увеличение объемов государственного оборонного заказа повлияет на рост отгрузки в судоремонте.

Повышение уровня производства электроэнергии на 1 % к 2014 году будет обеспечено ростом электропотребления за счет наращивания объемов в металлургии и увеличения поставок электроэнергии за пределы региона. На фоне одновременного роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) инфраструктурных компаний и тарифов организаций ЖКХ объем отгруженной продукции в 2015 году увеличится на 3,0 млрд. рублей к 2014 году (на 5,5 %).

 

Падение в январе-августе 2015 года объема производства сельскохозяйственной продукции до 1,7 млрд. рублей (индекс физического объема - 82,2 %) обусловлено снижением к аналогичному периоду прошлого года выпуска скота и птицы на убой (в живом весе) почти на четверть по причине банкротства крупнейших производителей мяса и птицы в регионе, молока - на 10,2 % в связи с проводимой выбраковкой коров продуктивностью ниже 12 литров, а также производства яиц - на 16,0 % из-за выбраковки поголовья несушек.

С учетом сохранения сложившихся тенденций в 2015 году объем продукции сельского хозяйства составит 2,4 млрд. рублей, индекс производства сельского хозяйства снизится до 78,4 %. При этом отрицательная динамика сектора сельского хозяйства сложится во всех муниципалитетах, экономика которых в той или иной степени увязана с данной сферой (Кольский, Ковдорский, Ловозерский и Терский районы).

 

По оперативным данным Мурманского филиала ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи", рыболовными организациями Мурманской области в январе-августе 2015 года выловлено 475,5 тыс. тонн водных биоресурсов, что практически соответствует уровню аналогичного периода прошлого года (99,9 %).

При этом добыча трески, доля которой в общем объеме вылова составляет 37,4 %, упала почти на 17 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что обусловлено помимо неблагоприятных погодных условий, сложившихся в начале года, снижением квот добычи на треску.

Несмотря на оцениваемый рост вылова по всем остальным видам водных биоресурсов, объем вылова водных биоресурсов в целом в 2015 году по сравнению с 2014 годом несколько сократится и составит 670 тыс. тонн (99,7 %).

В связи с недопоставкой в августе 2014 года организациям аквакультуры Мурманской области крупной партии малька семги (смолта) из Норвегии из-за введения Россией ответных санкционных мер, которую не удалось компенсировать после отмены эмбарго, а также по причине гибели значительного количества рыбы в ООО "Русское море – Аквакультура" ожидается, что в 2015 году объем искусственно выращенной рыбы сократится на 37,6 % по сравнению с 2014 годом.

 

В январе-августе 2015 года организациями транспорта перевезено 20,7 млн. тонн различных грузов, что составляет 95,6 % от уровня 2014 года.

Снижение зафиксировано на всех видах транспорта. Так, на железнодорожном транспорте сокращение грузоперевозок в целом на 3,4 % объясняется снижением объемов отгрузки металлических руд. На морском транспорте сокращение на 15,7 % связано с падением экспортных грузоперевозок.

На автомобильном и воздушном видах транспорта, доля которых в совокупности составляет не более 8 % в общем объеме перевозимых грузов, снижение составило 3,4 % и 23,3 % соответственно.

Однако по итогам 2015 года ожидается увеличение объема коммерческих перевозок грузов до 35,2 млн. тонн (на 1,9 %) в основном за счет железнодорожного транспорта (доля в общем объеме перевозок грузов - более 78,5 %) в связи с наращиванием поставок апатитового концентрата на внутренний рынок.

 

Общий объем инвестиций в основной капитал по крупным организациям в январе - июле 2015 года составил 22,2 млрд. рублей со снижением к соответствующему периоду прошлого года до 88,6 % в сопоставимых ценах.

В 2015 году объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций оценивается в сумме 82,9 млрд. рублей, сокращение его физического объема до 91,1 % в сопоставимых ценах к уровню прошлого года будет обусловлено снижением инвестиционной активности крупных предприятий в сфере рыболовства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды и добычи полезных ископаемых по причине завершения в 2014 году инвестиционных проектов в данных секторах экономики, а также в связи с необходимостью отвлечения большего объема финансовых средств на осуществление текущей хозяйственной деятельности, что вызвано усилившимся инфляционным влиянием, удорожанием привлеченных средств и в целом экономической неуверенностью инвесторов.

В то же время ослабление курса рубля позволит экспортно ориентированным отраслям экономики нарастить объемы инвестиционных вложений. Так с ростом к 2014 году оценивается объем инвестиционных вложений в обрабатывающей промышленности (134,8 % в сопоставимых ценах) и на рекордном уровне на металлургическом (в 1,7 раза) и химическом производстве (в 1,7 раза). В связи с чем будет обеспечена положительная динамика объёма инвестиций в расчёте на одного жителя в г. Мончегорске, Ковдорском, Печенгском и Ловозерском районах.

Основными направлениями инвестиционных вложений в 2015 году будут техническое перевооружение, реконструкция и модернизация производства, реализация проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла".

Инвестиции в основной капитал, источником которых служат бюджетные средства, в 2015 году ожидаются со снижением до 24,0 млрд. рублей против 26,9 млрд. рублей в 2014 году, за счет средств федерального бюджета - составят 80,3 % к уровню прошлого года (21,8 млрд. рублей), что связано в основном с уменьшением объемов работ по реконструкции федеральной автомобильной дороги М-18 "Кола". Сроки начала строительства ряда объектов областной и муниципальной собственности перенесены на более поздние по причине оптимизации бюджетных расходов. В связи с этим объем средств областного бюджета, направляемых на инвестиционные цели, сократится до 1,5 млрд. рублей (в 2014 году - 2,1 млрд. рублей), объем средств муниципальных образований - до 0,75 млрд. рублей против 1,1 млрд. рублей в предыдущем году.

 

В 2015 году в результате реализации мероприятий по охране окружающей среды и инвестирования в природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования в сумме 1,8 млрд. рублей (рост в сопоставимых ценах на 13,2 % к уровню 2014 года) сократятся объемы выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников (99,5 %), объемы сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (98,5 %), увеличатся объемы использования свежей воды (103,1 %) и оборотной и последовательно используемой воды (112,3 %).

 

По итогам строительной деятельности предприятий и организаций за январь-август 2015 года объем работ и услуг, выполненных собственными силами, по виду деятельности "Строительство" составил 17,9 млрд. рублей, или 93,3 % к аналогичному периоду прошлого года, что обусловлено завершением в первом полугодии 2015 года крупными предприятиями области основного объема работ на объектах атомного и энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры (строительство Центра долговременного хранения и кондиционирования радиоактивных отходов (РАО) в Сайда-Губе, Восточной объездной дороги и пр.) и вводом в эксплуатацию торгово-развлекательного комплекса "Мурманск Молл".

К концу года объем работ и услуг, выполненных собственными силами, по виду деятельности "Строительство", оценивается в 30,3 млрд. рублей (94,5 % к уровню 2014 года), основной объем работ строительного характера планируется на объектах горнопромышленного комплекса и транспортной инфраструктуры региона.

В текущем году также наблюдается положительная динамика по вводу жилья. За январь-август 2015 года за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 11,1 тыс. кв. метров жилья с ростом в 1,8 раза к аналогичному периоду прошлого года.

Общий объем введенных в действие жилых домов в 2015 году, по оценке, составит 40 тыс.  кв. метров, что в 1,6 раза больше, чем в предыдущем году.

Для переселения граждан из аварийного жилья в 2015 году осуществляется строительство 10 новых жилых домов в четырех муниципальных образованиях: г. Мурманск, Кольский район, Кандалакшский район, г. Мончегорск, где один из домов уже введен в эксплуатацию в начале 2015 года.

В текущем году, как и прежде, Мурманская область сохраняет позиции экспортно ориентированного региона. В общем объеме внешнеторгового оборота <1> на долю экспорта приходится 85 %, импорта – 15 % (по итогам I полугодия 2015 года). В январе-июне 2015 года внешнеторговый оборот Мурманской области снизился относительно соответствующего периода 2014 года на 22 % и составил 1273,5 млн. долларов США, в том числе экспорт товаров сократился на 23,4 % до 1082,7 млн. долларов США.

Товарная структура экспорта по-прежнему имела сырьевую направленность. Основными экспортируемыми товарами являлись металлы и изделия из них, их доля составила 38,7 % от общего объема экспорта (в январе-июне 2014 года - 31,1 %). Значительное место в структуре экспорта занимали продовольственные товары – 32,6 % (30,2 %), минеральные продукты – 24,8 % (32,6 %).

Экспорт металлов и изделий из них снизился на 4,9 %. Физические объемы вывоза цветных металлов увеличились в целом более чем на треть при падении экспортных цен на никель необработанный - на 22,6 %, медь рафинированную - на 25,9 %. В то же время в отчетном периоде алюминий необработанный подорожал на 25,6 %. Объемы поставок отходов и лома черных металлов увеличились в 1,3 раза при снижении средних контрактных цен на 27,6 %.

Снижение экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 17,3 % произошло на фоне сокращения физических объемов поставок филе рыбного – на 35,8 %.

Стоимость экспорта минеральных продуктов в январе-июне 2015 года снизилась по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 41,7 %. Поставки апатитового концентрата сократились на 33,9 % при росте экспортных цен на 6,2 % к соответствующему уровню прошлого года. Физические объемы поставок железорудного концентрата снизились на 15,2 % при одновременном падении средних контрактных цен в 1,9 раза.

Импорт товаров в январе-июне 2015 года составил 190,8 млн. долларов (87,4 % по сравнению с соответствующим периодом 2014 года), в структуре которого наблюдается увеличение доли машин, оборудования и транспортных средств (44,1 % против 26,1 % в январе-июне 2014 года), продукции химической промышленности и каучука (20,6 % против 18,3 %), минеральных продуктов (18,4 % против 14,2 %). В то же время снизился удельный вес продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (5,8 % против 13,6 %), металлов и изделий из них (8,6 % против 24,4 %).

Импорт машин, оборудования и транспортных средств увеличился в 1,5 раза к уровню января-июня 2014 года. Положительное влияние на рост показателя оказало приобретение мурманской компанией рыболовного судна. Вместе с тем наблюдалось сокращение закупок оборудования и механических приспособлений (на 33 %), электрического оборудования (в 2,4 раза), средств наземного транспорта (в 2,9 раза), инструментов и приборов оптических (в 3,9 раза).

Импорт продукции химической промышленности и каучука составил 98,5 % к уровню января-июня 2014 года. Объем ввоза глинозема в натуральном выражении увеличился на 3,8 % при росте цен на 5,2 %. Стоимость поставок шин резиновых новых снизилась на 2,6 % при увеличении физических объемов на 13 %.

Рост импорта минеральных продуктов на 13,7 % к соответствующему уровню 2014 года обеспечен увеличением стоимости поставок никелевого концентрата из Южной Африки.

Введение запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в отношении России, повлияло на снижение импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2,7 раза к соответствующему уровню 2014 года.

При этом сократились поставки рыбы мороженой (в 6,3 раза), живой рыбы (на 24,6 %), кормов для рыбы (в 3,1 раза), прекращен ввоз охлажденной рыбы.

Поставки медного кека из Финляндии сократились в 3 раза по сравнению с I полугодием 2014 года (в январе-апреле т.г. продукция не ввозилась), что повлияло на значительное падение объемов импорта по товарной группе "металлы и изделия из них" (в 3,3 раза).

По оценке, в 2015 году объем внешнеторгового оборота Мурманской области снизится к уровню 2014 года на 20,7 %.

Снижение экспорта товаров на 24,2 % к 2014 году прогнозируется главным образом за счет сокращения поставок апатитового и железорудного концентратов, рыбопродукции, а также падения цен практически на все основные экспортируемые товары.

Импорт товаров составит 101 % к 2014 году. Рост обеспечит увеличение поставок машин, оборудования и транспортных средств (в 1,5 раза). В 2015 году в структуре импорта наибольшее падение будут демонстрировать продовольственные товары, металлы и изделия из них.

 

В текущем году наиболее чувствительной к изменению экономических условий является сфера малого и среднего предпринимательства, в связи с чем реализуется ряд превентивных мер по налоговой поддержке субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей, а также уделяется особое внимание экономическим тенденциям, складывающимся в данной сфере. Кроме того, во всех муниципалитетах реализуются комплексы программных мер, направленные на поддержку и стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства, индивидуальных предпринимателей. Данные программы нацелены не только на поддержку начинающих предпринимателей, но и на создание благоприятных условий для ведения бизнеса.

Несмотря на наблюдаемое в январе-августе 2015 года увеличение численности субъектов малого предпринимательства по отдельным видам экономической деятельности (в сфере операций с недвижимым имуществом - на 46,5 %, в сфере строительства - на 23 %, в сфере транспорта и связи - на 17,4 %), обусловленное внутренним движением организаций из разряда средних в разряд малых, по итогам 2015 года оценивается снижение общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства на 1,2 % (до почти 6 тыс. единиц) и среднесписочной численности работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей), на 4,3 % до 51,2 тыс. человек с сохранением преобладающего числа работников в сфере торговли (28,7 % от общей численности занятых на малых и средних предприятиях).

Это связано с возможным переходом субъектов малого предпринимательства в статус индивидуальных предпринимателей в связи с планируемым со следующего года введением для них ряда налоговых преференций - соответствующие региональные законы приняты в текущем году.

Кроме того, на фоне общего роста оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году (за I полугодие 2015 года рост в действующих ценах на 3,3 % к аналогичному периоду 2014 года) наблюдается его снижение в сфере торговли (на 4,3 %), обусловленное сжатием потребительского спроса.

По итогам 2015 года прогнозируется увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в действующих ценах на 4,2 % к 2014 году за счет таких сфер, как обрабатывающие производства, торговля, услуги по операциям с недвижимостью и строительство при фактическом снижении их физических объемов.

 

Ключевым фактором, наиболее негативно влияющим на состояние потребительского спроса населения в текущем году, является инфляция.

В начале 2015 года до марта включительно потребительская инфляция в регионе сохраняла динамику усиленного роста под влиянием эффекта от продолжающейся девальвации рубля. Начиная с апреля темпы инфляции приняли выраженный нисходящий характер (в августе - 100,3 % к июлю), что обусловлено умеренной стабилизацией обменного курса и сжатием спроса на фоне снижения реальных денежных доходов населения. Кроме того, сдерживающее влияние на инфляцию оказывает работа по контролю и недопущению необоснованного роста розничных цен на продовольственные товары, проводимая федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, общественными организациями.

Под продолжающимся давлением от контрсанкций и падения курса рубля в конце 2014 - начале 2015 года, а также в связи с проведением индексации регулируемых тарифов в июле т.г. годовая инфляция в августе составила 115,2 %. С сентября ожидается постепенное замедление темпов роста цен, основными факторами которого станут ослабление влияния по сравнению с периодом ввода эмбарго, низкий платежеспособный спрос населения, расширение импортозамещения продуктов питания и начало массового поступления продукции нового урожая. В итоге к концу года рост потребительских цен составит порядка 112,5 % к декабрю 2014 года, что на 5,0 п.п. выше предыдущего прогноза.

Значительный рост цен, снижение реальных денежных доходов населения и сжатие кредитования физических лиц обусловили низкий потребительский спрос населения и, как следствие, отрицательную динамику физических объёмов потребительского рынка.

За январь-август 2015 года оборот розничной торговли в сопоставимых ценах снизился на 15,4 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Более значительными темпами снижались физические объемы продаж промышленных товаров (на 24,4 %), что отчасти обусловлено уменьшением объемов потребительского кредитования. По пищевым продуктам, включая напитки, и табачным изделиям уменьшение объёмов в сопоставимых ценах составило 7,9 %.

В структуре оборота розничной торговли усилилась тенденция роста доли продуктов питания - 61,3 % против 54,7 % в январе-августе 2014 года.

По итогам года, несмотря на сохранение низкой платежеспособности населения, поступательное уменьшение размера ставок по кредитам позволит несколько сдержать последующий нисходящий тренд оборота розничной торговли. В итоге сокращение его физических объемов составит 14,5 % к 2014 году.

В муниципальных образованиях региона потребительский рынок продолжит своё развитие за счёт расширения сетевых форматов торговли, реконструкции и ввода в эксплуатацию новых торговых площадей – наиболее значительные "Мурманск Молл", "Лента", "Лексус Центр Мурманск", "Тойота Центр Мурманск". Вместе с тем тенденции на рынке товаров и услуг в территориальном разрезе будут аналогичны общеобластным.

 

За восемь месяцев текущего года объём платных услуг, оказанных населению, снизился в сопоставимых ценах на 3,9 % к аналогичному периоду 2014 года.

По оценке, физические объемы платных услуг населению в 2015 году ожидаются ниже уровня 2014 года на 3,7 %. В структуре объема платных услуг населению традиционно будут преобладать жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги связи и бытовые услуги.

 

Наряду с этим в 2015 году прогнозируется стабилизация турпотока в регион (прирост 3,4 % по сравнению с 2014 годом), в первую очередь, по причине увеличения количества российских туристов, доля которых по-прежнему будет составлять более 90 % в турпотоке, а также увеличения туристов из Китая.

В течение круизной навигации 2015 года в порт города Мурманска зашли 13 круизных судов, в том числе 4 судна с количеством пассажиров до 1600 человек, всего по итогам круизной навигации в 2015 году ожидается прием 10415 иностранных туристов (в 2014 году - 11 судозаходов с 4097 иностранными туристами).

 

В январе-июле 2015 года сальдированный финансовый результат деятельности организаций области (юридических лиц, без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) сформировался в сумме 52,6 млрд. рублей, превысив результаты соответствующего периода 2014 года в 2,3 раза, или на 29,3 млрд. рублей.

Улучшились финансовые результаты в рыболовстве и рыбоводстве (в 2,2 раза), в добыче полезных ископаемых (в 2,2 раза), в обрабатывающих производствах (в 1,7 раза), в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды (в 1,6 раза), в организациях транспорта и связи (в 18,6 раза), образования (в 3,5 раза), здравоохранения и предоставления социальных услуг (в 15,7 раза).

В то же время в отчетном периоде ухудшился сальдированный финансовый результат в торговле (на 12,4 %), на предприятиях вида деятельности "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" (в 7,1 раза).

Кроме того, выросла сумма сальдированного убытка в организациях строительства (в 49,3 раза), гостиниц и ресторанов (в 4 раза), в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (в 1,6 раза).

Прибыль прибыльных организаций по сравнению с январем-июлем 2014 года выросла в 2 раза (на 28,4 млрд. рублей) и составила 56,1 млрд. рублей, что обусловлено в значительной степени ростом прибыли в экспортно ориентированных отраслях на фоне ослабления национальной валюты.

Убытки убыточных организаций снизились на 20,2 % к январю-июлю 2014 года (на 0,9 млрд. рублей) до 3,5 млрд. рублей. Наибольшая величина убытков накоплена на предприятиях видов деятельности "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (40,6 % от общей суммы убытков по всем видам деятельности), "Строительство" (13,4 %), "Добыча полезных ископаемых" (11,7 %), "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (11,0 %), "Обрабатывающие производства" (10,6 %).

Относительно аналогичного периода 2014 года удельный вес прибыльных организаций не изменился и составил 61,6 %.

По оценке 2015 года, произведенной с учетом динамики производственных показателей основных видов деятельности экономики Мурманской области, мировой конъюнктуры цен на основные виды продукции и эффекта влияния ослабления рубля на развитие и доходность отраслей, работающих на внешний рынок, балансовая прибыль по полному кругу организаций и сальдированный финансовый результат ожидаются с ростом к 2014 году.

Объем прибыли прибыльных организаций оценивается в сумме 84,7 млрд. рублей (рост в 1,5 раза к уровню 2014 года), убыток нерентабельных производств -  12,5 млрд. рублей (снижение в 1,6 раза), сальдо прибылей и убытков - 72,2 млрд. рублей (рост в 2 раза).

Рост прибыли рентабельных производств по отношению к 2014 году ожидается практически по всем основным видам деятельности, за исключением сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (снижение на 5,7 % по причине сокращения производства основных видов продукции), оптовой и розничной торговли (на 13,6 % в результате падения потребительской активности населения и уменьшения товарооборота в сопоставимых ценах), банковской деятельности (на 13,8 % в результате увеличения отчислений в банковские резервы на возможные потери), строительства (снижение в 1,9 раза вследствие значительного роста цен на стройматериалы и соответственно материальных затрат подрядно-ремонтных и общестроительных организаций).

Наибольший прирост прибыли будет достигнут организациями по добыче полезных ископаемых (в 2,6 раза), транспорта и связи (в 1,4 раза), металлургического производства и рыболовства (в 1,3 раза) в результате положительной курсовой разницы при реализации экспортных товаров и услуг, а также на фоне благоприятной мировой конъюнктуры на фосфатное сырье и рыбную продукцию.

Вместе с тем, по оценке, в 2015 году с учетом низких темпов роста оплаты труда и, соответственно, поступлений по НДФЛ в сравнении с ростом налога на прибыль налоговая отдача в экономику останется практически на уровне 2014 года.

 

Показатели уровня жизни населения региона в 2015 году характеризуются сдержанной динамикой.

Рост среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций Мурманской области в текущем периоде обеспечивается увеличением оплаты труда в реальном секторе экономики (по оценке, на 9,6 %) на фоне положительных значений прибыли экспортно ориентированных предприятий региона. В целом за январь-июль 2015 года прирост заработной платы составил 4,8 % (с отрицательным значением в реальном выражении на 9,2 %), и её размер сложился на уровне 45 128 рублей.

Сдержанные темпы роста оплаты труда обусловили аналогичный тренд среднедушевых денежных доходов населения - 105,5 % к уровню предыдущего года (в реальном выражении снижение на 8,5 %).

Несмотря на проведение индексации оплаты труда работников бюджетной отрасли с 1 октября на 5,5 %, во второй половине 2015 года ожидается некоторое снижение темпов роста заработной платы, что будет обусловлено сжатием возможностей организаций реального сектора экономики по наращиванию расходов на персонал в условиях кризиса.

В итоге за 2015 год, по оценке, среднемесячная заработная плата работников организаций увеличится на 4,4 % к уровню 2014 года (45 300 рублей) и с учётом значений инфляции в реальном выражении снизится на 9,3 %.

В городах Полярные Зори, Мурманск и Кировск уровень заработной платы по крупным и средним организациям традиционно сложится выше среднеобластного значения.

На фоне сдержанной динамики заработной платы прирост среднедушевых денежных доходов ожидается порядка 5,3 % к 2014 году.

Органами статистики, начиная с отчета за 2015 год, вводится новый показатель "среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц", который охватит все сегменты рынка труда, включая неформальный сектор экономики, и все категории работников. По экспертной оценке Министерства экономического развития Мурманской области, величина данного показателя будет ниже значения среднемесячной заработной платы работников организаций на 10-15 % и составит порядка 38500 рублей (с учетом экспериментальных расчетов Росстата, за 2014 год – 37002 рубля).

Рост потребительских цен на товары и платные услуги обусловил увеличение величины прожиточного минимума на душу населения (первый квартал 2015 года к первому кварталу 2014 года - 129,5 %, второй квартал 2015 года ко второму кварталу 2014 года – 123,0 %).

По итогам 2015 года величина прожиточного минимума в среднем на душу населения будет складываться под влиянием ожидаемого замедления потребительской инфляции и оценивается в сумме 13750 рублей (рост по сравнению с предыдущим годом на 22 %).

В связи с более высокими темпами роста величины прожиточного минимума на душу населения по сравнению со среднедушевыми денежными доходами населения доля "бедного" населения в 2015 году увеличится до 13,5 % против 10,9 % в 2014 году.

 

В 2015 году в демографической ситуации региона отмечаются как положительные, так и отрицательные тенденции.

Действие в регионе мер по стимулированию рождения вторых и последующих детей способствует сохранению рождаемости практически на уровне предыдущего года. За семь месяцев т.г. родилось 5249 детей, что лишь на 1,1 % меньше аналогичного периода 2014 года. При этом коэффициент рождаемости составил, как и в январе-июле 2014 года, 11,8 родившихся на 1000 населения.

В условиях постепенного демографического старения населения показатели смертности продолжают динамику роста. За январь-июль т.г. число умерших увеличилось на 1,6 % (5171 человек против 5089 человек в январе-июле 2014 года). Общий коэффициент смертности увеличился на 1,8 % (11,6 умерших на 1000 населения против 11,4 в соответствующем периоде предыдущего года).

В то же время по итогам семи месяцев отмечен естественный прирост населения области (78 человек), его коэффициент составил 0,2 человек на 1000 населения. По оценке, эта тенденция сохранится до конца года, и коэффициент естественного прироста составит 0,3 человек на 1000 населения на фоне снижения уровня смертности до 11,5 на 1000 населения и сохранения рождаемости на уровне 11,8.

Среди муниципальных образований под влиянием складывающейся половозрастной структуры населения наибольший естественный прирост традиционно наблюдается в отдельных ЗАТО, Печенгском районе и г. Полярные Зори, наибольшая естественная убыль населения - в г. Апатиты и Терском районе.

Миграционная убыль сохраняет динамику замедления, что в основном связано с увеличением числа прибывших из стран-участников СНГ и снижением числа выбывших в другие регионы России. Свой вклад в тренды миграции вносит миграционный прирост населения в отдельных ЗАТО. В январе-июле т.г. миграционная убыль составила 1,7 тыс. человек, что в 2,1 раза меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Ожидается, что до конца текущего года убыль сложится меньше прошлогодних значений - порядка 3,8 тыс. человек (против 5,0 тыс. человек в 2014 году).

В 2015 году среднегодовая численность населения области составит 764,5 тыс. человек и сократится по отношению к уровню 2014 года на 0,5 %.

 

Ситуация на рынке труда региона в текущем году характеризуется относительной стабильностью.

Своеобразным буфером, сдерживающим рост безработицы в регионе, является "демографический фактор" (снижение численности трудовых ресурсов), также в 2015 году ситуация на рынке труда региона складывается под влиянием реорганизационных процессов на крупных промышленных предприятиях региона.

При этом меры, принимаемые региональными властями и хозяйствующими субъектами, способствуют сохранению тенденции по снижению численности безработных на протяжении последних четырех месяцев.

Уровень безработицы на конец августа составил 1,5 %, сохранив позиции предыдущих летних месяцев (август 2014 года - 1,2 %).

Общая безработица за июнь-август текущего года также сложилась выше уровня 2014 года - 7,5 % экономически активного населения против 6,2 %.

С учётом прогнозируемой экономической ситуации по итогам года ожидается, что показатель регистрируемой безработицы возрастет до 1,6 % экономически активного населения, уровень общей безработицы увеличится на 1,1 процентного пункта, достигнув значения 7,8 %.

Сохраняется дифференциация территорий по уровню безработицы (к трудоспособному населению). Наибольшее значение показателя традиционно наблюдается в Терском (13,4 %) и Ловозерском (6,2 %) районах, наименьшее – в г. Мурманске (0,8 %) и ЗАТО г. Североморск (0,2 %).

 

Отрасли социальной сферы в 2015 году продолжат свое развитие в условиях реализации системного комплекса мер по достижению целевых значений показателей, установленных майскими указами Президента Российской Федерации в сферах образования, здравоохранения и культуры и социальной защиты населения.

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации в регионе продолжают осуществляться структурные преобразования, направленные на обеспечение доступности качественной медицинской помощи населению области, повышение эффективности организации оказания медицинской помощи и расходования бюджетных средств, предотвращение распространения инфекционных заболеваний, факторов риска неинфекционных заболеваний.

По итогам 2015 года ожидается снижение обеспеченности населения больничными койками из-за сокращения неэффективно работающего коечного фонда и увеличения мощности амбулаторно-поликлинических учреждений за счет открытия дополнительных кабинетов общей врачебной практики.

Сохранится тренд снижения численности врачей и среднего медицинского персонала как по причине сокращения численности населения, так и изменения системы прохождения интернатуры.

В регионе продолжает уделяться особое внимание реализации комплекса мер по повышению обеспеченности местами в дошкольных образовательных организациях и модернизации общего образования.

По оценке, к концу года обеспеченность местами в дошкольных организациях увеличится и составит 835 мест на 1000 детей против 826 мест в 2014 году за счет строительства и реконструкции детских садов.

Численность обучающихся в общеобразовательных организациях составит 76,0 тыс. человек, во всех типах учреждений профессионального образования - 34,4 тыс. человек.

В 2015 году на фоне оптимизации сети учреждений культуры с учетом рационального размещения библиотек и комплексного предоставления услуг с целью повышения качества их оказания показатель обеспеченности библиотеками составит 19,8 учреждения на 100 тыс. населения, количество учреждений культурно-досугового типа - 9,3 учреждения на 100 тыс. населения.

 


Информация по документу
Читайте также